Танк Сиркена: проект тяжёлого танка прорыва

31
Танк Сиркена — это условное обозначение проекта тяжелого танка прорыва, который был разработан в СССР в январе 1933 года. Проект был рожден в стенах конструкторского бюро завода «Большевик» под непосредственным началом инженера Константина Карловича Сиркена. Согласно проекту тяжелый танк должен был получить противоснарядное бронирование и мощное артиллерийское вооружение, размещенное в нескольких башнях. Однако в итоге проект так и не вышел из стадии эскизного проектирования.

Проект танка Сиркена относился к «золотому» веку мирового танкостроения. Именно в 1920-е и 1930-е годы в период между двумя мировыми войнами в мире был зафиксирован взрывной рост интереса к созданию самых невероятных танков. С началом Второй мировой войны конструкторам стало не до изысков: всем участникам конфликта необходимы были надежные, простые и хорошо защищенные танки, которые можно было бы производить массово, выпуская боевые машины огромными сериями с минимальными затратами на их серийное производство. На этом фоне выделялась лишь танковая промышленность Германии с ее тяжелым танком «Тигр» и условно средним танком «Пантера». Эти боевые машины трудно было отнести к простым в эксплуатации и производстве.

Танки, разработанные в период 1920-30-х годов, были рождены в период затишья без особого детального представления об их применении на поле боя и характере предстоящих сражений. До начала Второй мировой войны бронетехника достаточно массово использовалась всего два раза: во время Гражданской войны в Испании, а также в ходе советско-японских конфликтов, которые произошли на Халхин-Голе и озере Хасан. При этом в данных конфликтах не использовались тяжелые танки. В то же время инженерная мысль уже не стояла на месте, а конструкторские бюро СССР, Европы и США в буквальном смысле заболели танкоманией. Сфера разработки бронетехники стала невероятно модной, позволяя конструкторам воплотить в жизнь свои самые новаторские и амбициозные идеи.

Танк Сиркена: проект тяжёлого танка прорыва


Еще в 1929 году в Советском Союзе было создано Управление по механизации и моторизации РККА (с 1934 стало называться Автобронетанковым управлением). Членами управления были достаточно прогрессивные люди, которые постарались разработать свою собственную, советскую классификацию бронетанковой техники. В итоге в их классификации нашлось место 5 типам танков: разведывательному, общевойсковому, оперативному, танку качественного усиления и мощному танку особого назначения.

Поле для деятельности советских инженеров и конструкторов было достаточно обширным. Первые три типа танков можно было смело отнести к легким или средним, а то и вовсе к танкеткам, которые смогли бы решать часть предложенных задач, к примеру, разведки, а вот два последних — были тяжелыми машинами. При этом у них были разные функции и назначение. Танк качественного усиления должен был принимать участие в прорыве сильно укрепленных оборонительных полос противника, имея при этом хорошее вооружение и броню в комплексе с быстроходностью, которая позволила бы не отставать от наступающих войск, обеспечивая им поддержку огнем и маневром. А вот «мощный танк особого назначения» уже можно было рассматривать с разных точек зрения. Спецификация на данную машину предусматривала наличие противоснарядного бронирования и вооружения, которое было бы способно справиться с бетонными укреплениями противника. По сути, речь могла вестись и о артиллерийской САУ.

Концепция данного танка была новаторской, что в начале 30-х годов прошлого века стало причиной появления большого количества уникальных для танкостроения проектов. Так как сама концепция была неопределенной, а представлений об «идеальном» танке ни у кого из советских конструкторов не было, они использовали не только собственные наработки, но и заграничный опыт. В итоге на свет появлялись многобашенные танки с многоярусным их расположением. Многоярусное расположение башен способствовало экономии места в корпусе танка и лучшему радиусу обстрела. Появлялась также возможность установки основного и вспомогательного орудий, большого числа пулеметов.

Константин Карлович Сиркен, 1946 год


Именно теперь и стоит вспомнить о советском конструкторе Константине Сиркене (1888-1963), человеке, которого с бронетехникой связала Первая мировая война. Данный специалист целиком и полностью относился к поколению революционных энтузиастов, которые сами сделали свою карьеру, , являясь выходцем из простого народа. Сын камердинера и прачки, имеющий за плечами 3 класса общеобразовательного училища и работавший токарем на Адмиралтейских верфях Петербурга, он сумел воспользоваться плодами революции. Социальный лифт вознес его до Сталинской премии, которую конструктор получил в 1951 году — «За коренное усовершенствование методов производства морской артиллерии». Здесь стоит отметить, что получить Сталинскую премию, не имея реальных заслуг перед страной, в те годы было просто невозможно. Любопытной деталью является тот факт, что Сиркен принял участие в первой Российской Олимпиаде, которая состоялась в 1913 году в Киеве. Он принимал участие в соревнованиях по гиревому спорту, выиграв серебряную медаль.

К 1933 году Константин Карлович был уже достаточно известным и уважаемым специалистом с большим опытом работы в области создания блиндированной техники. В годы Гражданской войны он занимался строительством бронепоездов, а затем руководил артиллерийским заводом, позднее был назначен маршалом Климом Ворошиловым в комиссию ВСНХ по закупке иностранных технологий и совершал поездки за границу, где знакомился с образцами новейших танков. Со временем он стал сперва главным инженером, а затем и директором танкового отдела Ленинградского завода «Большевик», преобразованного в дальнейшем в Завод опытного машиностроения №185.

В самом начале 1933 года Сиркен берется за разработку проекта собственного танка. Но поскольку на тот момент времени он был все-таки больше артиллерист, чем танкостроитель, на выходе у него получился классический «сухопутный линкор» образца еще Первой мировой войны, хотя и с учетом всех передовых технических достижений последних нескольких лет. Проект танка Сиркена сегодня может служить наглядным подтверждением тому, насколько расплывчатыми были представления о том, какие именно танки нужны армии и как именно стоит уравновесить параметры цены и качества, а также возможности запуска машины в массовое производство.

107-мм пушка образца 1910/1930 годов


Вооружить свой тяжелый танк Сиркен планировал 107-мм пушкой образца 1910/1930 годов, которая выпускалась на заводе «Большевик» в Ленинграде (бывший Обуховский завод), а также в Сталинграде на заводе «Баррикады» с 1931 по 1935 годы, как минимум. 107-мм пушка образца 1910/1930 годов представляла собой тяжелое артиллерийское орудие межвоенного периода. Это орудие было специально разработано для России французами, над его созданием трудилась французская компания «Шнейдер». В ходе модернизации 1930 года в конструкцию орудия были внесены следующие существенные изменения: длина ствола была удлинена на 10 калибров; пушка обзавелась установленным дульным тормозом; появилось раздельно-гильзовое заряжание.

Основная проблема заключалась в том, что разработать для 107-мм орудия танковую башню в 1933 году не представлялось технически возможным. Длина ствола без дульного тормоза составляла более 4-х метров, а масса пушки в боевом положении составляла практически 2,5 тонны. Выходом из сложившейся ситуации стала установка 107-мм орудия в лобовой части корпуса. На суд государственной комиссии К. К. Сиркен представил свой вариант тяжелого танка прорыва в январе 1933 года. Разработка боевой машины шла параллельно с работой над проектом Данченко. Свой проект Сиркен развивал в КБ завода «Большевик». При ближайшем рассмотрении его проекта явственно угадывается влияние иностранного опыта танкостроения, к примеру, танков периода Первой мировой войны. А ходовая часть танка Сиркена почти полностью была скопирована с ходовой британского танка Виккерс МК.Е, который был широко известен под названием «Виккерс-шеститонный» и стал основой для семейства советских танков Т-26. В плане компоновки проект танка Сиркена был ближе и чем-то напоминал тяжелые французские танки.

Применительно к каждому борту ходовая часть тяжелого танка Сиркена включала по два блока тележек с 4 опорными катками каждая и 6 поддерживающих катков, а также переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Гусеничная лента набиралась из стальных траков.



Компоновка тяжелого танка Сиркена значительно отличалась от классической компоновки. При этом к тому моменту времени советские военные отдавали предпочтение танкам, обладающим серьезным набором вооружения. Поэтому в своем проекте конструктор учел их пожелания, новый танк планировалось вооружить сразу четырьмя орудиями разного калибра. На корме танка располагалась башня с установленной в ней 76,2-мм пушкой (углы горизонтального наведения — 220 градусов). В середине корпуса была расположенная командирская башня с куполом для наблюдения, эта башня могла вести круговой обстрел (на 360 градусов), в ней планировалось установить сразу два 45-мм орудия 20К. Для борьбы с низколетящими самолетами противника на танке было установлено несколько пулеметов. В передней же части машины, в лобовом листе корпуса была размещена 107-мм пушка образца 1910/1930 годов (углы горизонтального наведения — 20 градусов).

Корпус танка собирался из бронелистов толщиной от 20 мм до 80 мм. Командирская башня могла вращаться на 360 градусов и имела круговое бронирование — 80 мм. В планах создателя танка в качестве силовой установки рассматривался мощный бензиновый двигатель, развивавший 1500 л.с. С таким двигателем танк, который весил более 80 тонн, согласно техническим расчетам должен был разгоняться при движении по шоссе до скорости 30 км/ч. Такая скорость хода вполне устраивала советских военных.

В результате проект танка Сиркена был тщательнейшим образом рассмотрен и отвергнут комиссией по целому ряду причин, среди которых были недоработки и просчеты, которые были допущены в чертежах и конструкции. В результате проект так никогда и не вышел из стадии эскиза, в металле данная боевая машина выпущена не была. Также у государственной комиссии вызывала опасения подвеска на листовых рессорах, которая явно не подходила для боевой машины, весящей около 85 тонн. Неоптимальным было и размещение вооружения. Но одна из самых важных проблем была в двигателе, который был недоступен для советской промышленности тех лет, правда, и в мире никто не мог похвастаться наличием подобного мотора. К их разработке некоторые страны перешли лишь в годы Второй мировой войны.

Тактико-технические характеристики танка Сиркена:

Боевая масса — до 85 тонн.
Бронирование: лоб корпуса, лоб башни и борта башни — 80 мм, борта и корма корпуса — 60 мм, днище и крыша корпуса — 20 мм.
Вооружение: 107-мм пушка образца 1910/30 годов, 76,2-мм пушка образца 1914/15 годов, 2х45-мм пушки 20К.
Мощность двигателя — 1500 л.с.
Максимальная скорость (по шоссе) — 30 км/ч.
Экипаж — до 10 человек.

Источники информации:
http://warspot.ru/3393-tank-sirkena-iskra-blagorodnogo-bezumiya
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/sirken.htm
http://ww2history.ru/tank_sirkena.html
Материалы из открытых источников
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 июня 2016 07:20
    Странно, что об этом танке нет информации ни в одном справочнике. Даже у Карпенко.
    1. +2
      20 июня 2016 07:39
      Цитата: qwert
      Странно, что об этом танке нет информации ни в одном справочнике. Даже у Карпенко.

      Видимо потому, что это не танк, а всего лишь проект танка. В те годы различных проектов было очень много.
      1. 0
        21 июня 2016 00:47
        Тоже, впервые об этом танке слышу. Надо порыться в справочниках по вооружению и бронетехнике.
    2. 0
      20 июня 2016 19:02
      У Свирина было, там про это было и Гротте танк.
    3. 0
      20 июня 2016 21:31
      На такой гигант металла не хватит.
  2. +3
    20 июня 2016 07:27
    Страшная, грозная, неубиваемая чуда-юда машина.
    Супер-САУ, супер-танк.
    А как мы все знаем, иностранная приставка "супер" в русском языке заменяется приставкой "говно".
    Хорошо все-таки, что в органах, принимавших решения, сидели вполне себе реалисты и грамотные люди. Которые, несмотря на смутные соображения о том, какие нужны танки и для чего, явных мертворожденных уродцев видели сразу.
    ....
    В этом плане у меня остается только полнейшее недоумение.
    Значит, в то время, в СССР и ранее по времени, была все-таки, не "перемога" и "рыволюция гидности". А процесс, соответствующий чаяниям народа.
    Явная белиберда не пролезала.
    Это я к тому, что от "великих рыволюционеров" в Киеве пока что одна галиматья прет - обшивка жестью, и т.д. и т.п.
    ....
    Ну и кидает...полет ассоциаций.
    С утра в понедельник.
  3. +2
    20 июня 2016 07:40
    На этом фоне выделялась лишь танковая промышленность Германии с ее тяжелым танком «Тигр» и условно средним танком «Пантера». Эти боевые машины трудно было отнести к простым в эксплуатации и производстве.
    Интересно, а английский танкопром как на общем фоне оценивать?
    1. +1
      20 июня 2016 14:35
      Нормально и с благодарностью. Практически все наше предвоенное танкостроение из английского вышло.
  4. +7
    20 июня 2016 07:52
    Константин Карлович Сиркен участвовал в налаживании выпуска первой серии советских танков и танкеток. 7 апреля 1932 года его награждают орденом Красной Звезды №21 "За самоотверженность, энергию и энтузиазм в деле укрепления обороноспособности страны".В середине 30-х Сиркен трудился на ленинградском заводе "Большевик" — курировал монтаж башенных установок на крейсера: "Киров", "Ворошилов", "Максим Горький", "Молотов", а также на крейсера типа "Чапаев". В 1938 году Сиркена направляют туда, откуда начинался его путь как инженера конструктора бронепоездов, — в Краматорск. Здесь, на Краматорском Машиностроительном заводе, ему предстояло налаживать производство корабельных орудийных башен. Но вскоре грянула Великая Отечественная, навсегда забравшая у него сына: старший лейтенант Олег Сиркен, летчик бомбардировочной авиации, погиб 22 июля 1941 года. Краматорский завод эвакуируют, а все что не успевают вывезти, взрывают. В 1942-м году Сиркен трудится на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре — занимается организацией сборки командно-дальномерных постов на крейсерах "Каганович" и "Калинин", за что был второй раз удостоен награды орденом "Красной Звезды". С 1945-го Сиркен снова в Краматорске, принимает участие в налаживании производства корабельных башенных артиллерийских установок на Старокраматорском машиностроительном заводе.В 1956 г. выходит на пенсию. Умер Константин Карлович 4 ноября 1963 года.Памятная доска Сиркен Константину Карловичу установлена на доме №7 по улице Центральной в Краматорске.Цела ли?
    1. +4
      20 июня 2016 08:25
      Про Константина Карловича Сиркена никто и слова плохого не скажет.
      Человек достойный.
      И Сталинские премии не раздавались направо-налево.
      ....
      А проект....проект чушь. Бронепоезд на гусеницах.
      Только вот, уверен я, этот проект рисовался коллективно, молодыми-перспекивнымм. А подвесили эту галиматью на старшего, на К.К. Сиркена.
      И весь фокус.
      1. +1
        22 июня 2016 06:04
        Цитата: Башибузук
        А проект....проект чушь. Бронепоезд на гусеницах.

        Это МЫ сейчас понимаем - "чушь". В то время это был один из этапов перспективного развития танкостроения. Итоги и опыт Второй Мировой(в танкостроении) зачеркнули использование многобашенных танков(один из примеров), а ведь мировые "законодатели мод" все разрабатывали данное направление... Так что к слову "чушь", смотря из 21 века, можно отнести и Т-35, Т-100, СМК и многие другие проекты, как воплощённые в металле, так и оставшиеся на бумаге.

        Теперь о данной концепции. Уберите из проекта модную на то время многобашенность (про ходовую, ДВС и т.п. промолчу, т.к. рассматриваем концепцию), получится замечательная тяжелая САУ, ФЕРДИНАНД или ЗВЕРОБОЙ 30-х годов в одном флаконе. laughing Но только что бы это понять, надо было 10 лет, самая кровавая война и применение новейших на тот момент технологий, как в сварке, так и в двигателестроении, артиллерии, приборостроении и ещё,ещё,ещё во многом.

        Наверное и Сиркен К.К. в пятидесятые годы понимал, что его проект 30-х годов был тупиковой веткой развития танковой эволюции.
  5. +3
    20 июня 2016 07:55
    Я чёт не очень понимаю вот что: а были ли у нас в начале 30 годов бензиновые двигатели мощностью 1500 л.с.? Самый мощный авиамотор на то время (М-25) выдавал не более 800 л.с. (могу конечно и ошибаться...но вроде так...) ...Просветите, кто в курсе. Заранее благодарен. hi
    1. +2
      20 июня 2016 12:27
      Вопрос интересный. Не забудем, что К.К.Сиркен начал проектирование своего танка в 1933г. До этого существовали проекты Т-30 и ТП-1. Из книжки в книжку в описании ТП-1 кочует фраза:
      "В начале 1932 г. ввиду неготовности двигателя проект ТП-1 был адаптирован под авиамотор Микулина мощностью 1450 л.с., а в марте закрыт по причине чрезвычайно высокой стоимости (10733,118)".


      Что это за таинственный двигатель? Может быть, речь идёт о двигателе М-35 (1932г) проектной мощностью 1250-1500л.с?
      Блоки от М-34 использовали также в двух из трех спроектированных вариантов мощного двигателя М-35. Один был 18-цилиндровым W-образ-ным (три блока, стоящие через 80° друг от друга), другой - 24-цилиндровым Х-образным (четыре блока).


      Судя по описанию - нечто потрясающее. Впрочем, какой танк - такой и двигатель.. wink
  6. +3
    20 июня 2016 08:28
    Броня потолще, пушек побольше. На плакатах, думаю, он смотрелся бы весьма эффектно. Плакатами его применение и ограничилось бы.
  7. +5
    20 июня 2016 11:08
    "Железный КапутЪ" :)

    Много было подобного "творчества масс" в 30-е.
  8. +2
    20 июня 2016 11:57
    Как мне показалось автор перекомпилировал статью Андрея Мартьянова "Танк Сиркена: искра благородного безумия", указанную в источниках (ссылка на warspot.ru).
  9. -4
    20 июня 2016 12:45
    Интересно он этим страдал в рабочее время или от бессонницы лечился. Вообще 30 е годы отмечены множеством откровенно дебильных проектов танков самолетов и пр. , Которыми занимались не профессионалы в данной области. На западе такого не было.
    1. +3
      20 июня 2016 13:08
      Проекты вполне соответствовали духу того времени, когда считали, что нет ничего невозможного.
      По поводу танков. Военные представляли танки именно многобашенными, одним из аргументов, например, считалась возможность ведения огня влево-вправо "при преодолении вражеских окоп"...И называть их "дебильными" просто некрасиво... Как и неумно смеяться, например, над воплощёнными в металле Т-28, Т-29, Т-35. И до кучи М3С...
      1. -3
        20 июня 2016 13:16
        Вы не поняли мой посыл
        Я повторю что этим проектированием занимался непрофессионал . И многие другие непрофессионалы занимались представление различных говнопроектов разного хлама который иногда даже строили из-за пролетарского происхождения самородков из народа. Я не собираюсь смеяться над сделанными по заказу военных многобашенными чудовищами, потому что они были реализацией тараканов в бошках тогдашних военных теоретиков.
        1. +1
          20 июня 2016 13:32
          Понимание штука такая, 50\50.

          История знает немало случаев, когда идеи непрофессионалов приводили к прорывам в науке и технике.

          Что же касается реализации абсурдных проектов, то тот же танк Лебеденко, например, строился из-за того, что заводная модель понравилась Николаю II. Всё зависит от грамотной подачи и пробивной способности изобретателя.
          1. -4
            20 июня 2016 14:29
            Жаль что николашка не заказал десяток моделек для себя и не успокоился. Ведь профессионалы объяснили Менделеева куда ему идти со своим танком. А тут царь .... это опять в вопросу о профессионализме. И кстати не нужно путать идеи непрофессионалов и разработку ими конкретных гаджетов.
            1. +3
              20 июня 2016 15:50
              И вроде согласен с Вами, а вроде и нет. Зачастую профессионалы находятся в плену существующих догм и мировоззрений, не могут воспринять что-то новое, выходящее за рамки обычных взглядов и теорий. В тему, как тяжело, профессиональные военные принимали идею танка.

              С другой, стороны, сколько их - воинствующих дилетантов... Вот на ВО двоих таких знаю, например. wink

              Дополню. В этом и есть талант истинного профессионала - в сумасшедшей идее увидеть новый путь. См. теория "мозгового штурма".
              1. -1
                20 июня 2016 16:08
                Давайте танк нарисуем с башней снизу, чтобы поражать врага в уязвимое днище и с огородом сверху, чтобы мог подкрасться незаметно.
    2. +3
      20 июня 2016 15:53
      "Которыми занимались не профессионалы в данной области. На западе такого не было."///

      На Западе часто частники делают разработки за свои деньги. Иногда - хорошие, иногда - нет.
      Разработка бывает и не для гос. тендера, а в порядке инициативы.
      Они же не на гос. бюджете. Тандерболт сделал частник, Ф-16, ружье Баррет... полно примеров.
      Отсюда - в США много инноваций (внедренных изобретений).
      1. -2
        20 июня 2016 16:06
        Перед войной в СССР практически не было специалистов вне кб способных вести сложные технические разработки. И примеров тому немало.
  10. +3
    20 июня 2016 13:34
    Цитата: Башибузук
    А как мы все знаем, иностранная приставка "супер" в русском языке заменяется приставкой "говно".
    Хорошо все-таки, что в органах, принимавших решения, сидели вполне себе реалисты и грамотные люди. Которые, несмотря на смутные соображения о том, какие нужны танки и для чего, явных мертворожденных уродцев видели сразу.

    Да ладно вам, Т-35 же прошел, хотя уже на бумаге было видно, сколько у него недостатков.
    В те годы концепция танков только прорабатывалась. В любом случае, даже отрицательный опыт, тоже опыт.
    1. +2
      20 июня 2016 14:41
      Так ведь Т-35 это реальный танк.
      Он и смотрится как танк, а не как Тортила-мутант.
      Т-35 мог сконцентрировать огонь главного калибра и 45-пятки, не считая пулеметов, на одном борту.
      Танк Сиркена не способен.
      Предполагаю, что для военных того времени это был "очень большой таракан"
      ...
      Т-35 смотрится красиво, как рыцарь-тяжеловес.
      Т-Сиркена смотрится, как перекормленный увалень-оруженосец.
      На мой взгляд и вкус.
      А - "...какие ваши доказательства?".

      О, пропустил. Т-Сиркена мог даже две сорокапятки с 76-миллиметровкой сконцентрировать.
      Да, серьёзно.
      Но вот, думается мне, что командир этого чуда быстро глох бы от грохота, получал бы баротравма ушей.
      На этом бой и кончался.
      А в детстве я верил, что сильнее Т-35 в мире нет. ВЕдь верил.
  11. +1
    20 июня 2016 14:57
    Цитата: Башибузук
    Так ведь Т-35 это реальный танк.
    Он и смотрится как танк, а не как Тортила-мутант.

    И что? То что он пошел в серию это плохо или хорошо? Я считаю, он нам нафиг был не нужен, построили 2-3 шт для обкатки технологий, и хватит.
    Это сейчас мы можем сказать, что жизнеспособно, а что нет. А в те годы шли методом проб и ошибок.
    Т-35 мог сконцентрировать огонь главного калибра и 45-пятки, не считая пулеметов, на одном борту.

    Если мог доехать до противника, если не сломался, если не расстреляли из медленного хода и т.д. и т.п.

    Танк Сиркена не способен.
    Предполагаю, что для военных того времени это был "очень большой таракан"

    Концепция штурмового танка витала в воздухе давно, и была основана на опыте 1-й мировой, когда высокая скорость не была нужна, из за слабого развития ПТО. Макеты и прототипы штурмовых танков, были практически у всех стран и большинство были откровенно убогими. В основном из за технологической слабости двигателей. Поэтому в Т-35 пожертвовали броней, хотя он и так был перетяжелен...

    Т-35 смотрится красиво, как рыцарь-тяжеловес.
    Т-Сиркена смотрится, как перекормленный увалень-оруженосец.
    На мой взгляд и вкус.
    А - "...какие ваши доказательства?".

    Пожалуй красота, единственный плюс этого танка. А минусов у него было на порядок больше.
  12. +1
    20 июня 2016 17:24
    Боевая масса — до 85 тонн.

    По видимому всё упёрлось в создании силовой установки необходимой мощности, а так же к требованиям УММ РККА к транспортабельности и к грузоподъёмности мостов того времени.
  13. 0
    20 июня 2016 17:34
    экипаж - из карликов, снарядов - на пару выстрелов, бензина - км. на 10....
    1. +4
      20 июня 2016 17:57
      Вы поторопились с комментарием. По поводу размеров этого танка до сих пор ясности нет. Но если взять за основу изображение танка Т-35 (длина 9720мм) и сравнить длину ствола пушки 20К с проектом танка Сиркена (тоже 20К в центральной башне), то можно предполагать, что габариты обоих танков примерно сопоставимы. Или обратите внимание на фото пушки 107мм с расчетом.
      Внушают, короче...