Танк Сиркена: проект тяжёлого танка прорыва

Танк Сиркена — это условное обозначение проекта тяжелого танка прорыва, который был разработан в СССР в январе 1933 года. Проект был рожден в стенах конструкторского бюро завода «Большевик» под непосредственным началом инженера Константина Карловича Сиркена. Согласно проекту тяжелый танк должен был получить противоснарядное бронирование и мощное артиллерийское вооружение, размещенное в нескольких башнях. Однако в итоге проект так и не вышел из стадии эскизного проектирования.

Проект танка Сиркена относился к «золотому» веку мирового танкостроения. Именно в 1920-е и 1930-е годы в период между двумя мировыми войнами в мире был зафиксирован взрывной рост интереса к созданию самых невероятных танков. С началом Второй мировой войны конструкторам стало не до изысков: всем участникам конфликта необходимы были надежные, простые и хорошо защищенные танки, которые можно было бы производить массово, выпуская боевые машины огромными сериями с минимальными затратами на их серийное производство. На этом фоне выделялась лишь танковая промышленность Германии с ее тяжелым танком «Тигр» и условно средним танком «Пантера». Эти боевые машины трудно было отнести к простым в эксплуатации и производстве.


Танки, разработанные в период 1920-30-х годов, были рождены в период затишья без особого детального представления об их применении на поле боя и характере предстоящих сражений. До начала Второй мировой войны бронетехника достаточно массово использовалась всего два раза: во время Гражданской войны в Испании, а также в ходе советско-японских конфликтов, которые произошли на Халхин-Голе и озере Хасан. При этом в данных конфликтах не использовались тяжелые танки. В то же время инженерная мысль уже не стояла на месте, а конструкторские бюро СССР, Европы и США в буквальном смысле заболели танкоманией. Сфера разработки бронетехники стала невероятно модной, позволяя конструкторам воплотить в жизнь свои самые новаторские и амбициозные идеи.

Танк Сиркена: проект тяжёлого танка прорыва


Еще в 1929 году в Советском Союзе было создано Управление по механизации и моторизации РККА (с 1934 стало называться Автобронетанковым управлением). Членами управления были достаточно прогрессивные люди, которые постарались разработать свою собственную, советскую классификацию бронетанковой техники. В итоге в их классификации нашлось место 5 типам танков: разведывательному, общевойсковому, оперативному, танку качественного усиления и мощному танку особого назначения.

Поле для деятельности советских инженеров и конструкторов было достаточно обширным. Первые три типа танков можно было смело отнести к легким или средним, а то и вовсе к танкеткам, которые смогли бы решать часть предложенных задач, к примеру, разведки, а вот два последних — были тяжелыми машинами. При этом у них были разные функции и назначение. Танк качественного усиления должен был принимать участие в прорыве сильно укрепленных оборонительных полос противника, имея при этом хорошее вооружение и броню в комплексе с быстроходностью, которая позволила бы не отставать от наступающих войск, обеспечивая им поддержку огнем и маневром. А вот «мощный танк особого назначения» уже можно было рассматривать с разных точек зрения. Спецификация на данную машину предусматривала наличие противоснарядного бронирования и вооружения, которое было бы способно справиться с бетонными укреплениями противника. По сути, речь могла вестись и о артиллерийской САУ.

Концепция данного танка была новаторской, что в начале 30-х годов прошлого века стало причиной появления большого количества уникальных для танкостроения проектов. Так как сама концепция была неопределенной, а представлений об «идеальном» танке ни у кого из советских конструкторов не было, они использовали не только собственные наработки, но и заграничный опыт. В итоге на свет появлялись многобашенные танки с многоярусным их расположением. Многоярусное расположение башен способствовало экономии места в корпусе танка и лучшему радиусу обстрела. Появлялась также возможность установки основного и вспомогательного орудий, большого числа пулеметов.

Константин Карлович Сиркен, 1946 год


Именно теперь и стоит вспомнить о советском конструкторе Константине Сиркене (1888-1963), человеке, которого с бронетехникой связала Первая мировая война. Данный специалист целиком и полностью относился к поколению революционных энтузиастов, которые сами сделали свою карьеру, , являясь выходцем из простого народа. Сын камердинера и прачки, имеющий за плечами 3 класса общеобразовательного училища и работавший токарем на Адмиралтейских верфях Петербурга, он сумел воспользоваться плодами революции. Социальный лифт вознес его до Сталинской премии, которую конструктор получил в 1951 году — «За коренное усовершенствование методов производства морской артиллерии». Здесь стоит отметить, что получить Сталинскую премию, не имея реальных заслуг перед страной, в те годы было просто невозможно. Любопытной деталью является тот факт, что Сиркен принял участие в первой Российской Олимпиаде, которая состоялась в 1913 году в Киеве. Он принимал участие в соревнованиях по гиревому спорту, выиграв серебряную медаль.

К 1933 году Константин Карлович был уже достаточно известным и уважаемым специалистом с большим опытом работы в области создания блиндированной техники. В годы Гражданской войны он занимался строительством бронепоездов, а затем руководил артиллерийским заводом, позднее был назначен маршалом Климом Ворошиловым в комиссию ВСНХ по закупке иностранных технологий и совершал поездки за границу, где знакомился с образцами новейших танков. Со временем он стал сперва главным инженером, а затем и директором танкового отдела Ленинградского завода «Большевик», преобразованного в дальнейшем в Завод опытного машиностроения №185.

В самом начале 1933 года Сиркен берется за разработку проекта собственного танка. Но поскольку на тот момент времени он был все-таки больше артиллерист, чем танкостроитель, на выходе у него получился классический «сухопутный линкор» образца еще Первой мировой войны, хотя и с учетом всех передовых технических достижений последних нескольких лет. Проект танка Сиркена сегодня может служить наглядным подтверждением тому, насколько расплывчатыми были представления о том, какие именно танки нужны армии и как именно стоит уравновесить параметры цены и качества, а также возможности запуска машины в массовое производство.

107-мм пушка образца 1910/1930 годов


Вооружить свой тяжелый танк Сиркен планировал 107-мм пушкой образца 1910/1930 годов, которая выпускалась на заводе «Большевик» в Ленинграде (бывший Обуховский завод), а также в Сталинграде на заводе «Баррикады» с 1931 по 1935 годы, как минимум. 107-мм пушка образца 1910/1930 годов представляла собой тяжелое артиллерийское орудие межвоенного периода. Это орудие было специально разработано для России французами, над его созданием трудилась французская компания «Шнейдер». В ходе модернизации 1930 года в конструкцию орудия были внесены следующие существенные изменения: длина ствола была удлинена на 10 калибров; пушка обзавелась установленным дульным тормозом; появилось раздельно-гильзовое заряжание.

Основная проблема заключалась в том, что разработать для 107-мм орудия танковую башню в 1933 году не представлялось технически возможным. Длина ствола без дульного тормоза составляла более 4-х метров, а масса пушки в боевом положении составляла практически 2,5 тонны. Выходом из сложившейся ситуации стала установка 107-мм орудия в лобовой части корпуса. На суд государственной комиссии К. К. Сиркен представил свой вариант тяжелого танка прорыва в январе 1933 года. Разработка боевой машины шла параллельно с работой над проектом Данченко. Свой проект Сиркен развивал в КБ завода «Большевик». При ближайшем рассмотрении его проекта явственно угадывается влияние иностранного опыта танкостроения, к примеру, танков периода Первой мировой войны. А ходовая часть танка Сиркена почти полностью была скопирована с ходовой британского танка Виккерс МК.Е, который был широко известен под названием «Виккерс-шеститонный» и стал основой для семейства советских танков Т-26. В плане компоновки проект танка Сиркена был ближе и чем-то напоминал тяжелые французские танки.


Применительно к каждому борту ходовая часть тяжелого танка Сиркена включала по два блока тележек с 4 опорными катками каждая и 6 поддерживающих катков, а также переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Гусеничная лента набиралась из стальных траков.



Компоновка тяжелого танка Сиркена значительно отличалась от классической компоновки. При этом к тому моменту времени советские военные отдавали предпочтение танкам, обладающим серьезным набором вооружения. Поэтому в своем проекте конструктор учел их пожелания, новый танк планировалось вооружить сразу четырьмя орудиями разного калибра. На корме танка располагалась башня с установленной в ней 76,2-мм пушкой (углы горизонтального наведения — 220 градусов). В середине корпуса была расположенная командирская башня с куполом для наблюдения, эта башня могла вести круговой обстрел (на 360 градусов), в ней планировалось установить сразу два 45-мм орудия 20К. Для борьбы с низколетящими самолетами противника на танке было установлено несколько пулеметов. В передней же части машины, в лобовом листе корпуса была размещена 107-мм пушка образца 1910/1930 годов (углы горизонтального наведения — 20 градусов).

Корпус танка собирался из бронелистов толщиной от 20 мм до 80 мм. Командирская башня могла вращаться на 360 градусов и имела круговое бронирование — 80 мм. В планах создателя танка в качестве силовой установки рассматривался мощный бензиновый двигатель, развивавший 1500 л.с. С таким двигателем танк, который весил более 80 тонн, согласно техническим расчетам должен был разгоняться при движении по шоссе до скорости 30 км/ч. Такая скорость хода вполне устраивала советских военных.

В результате проект танка Сиркена был тщательнейшим образом рассмотрен и отвергнут комиссией по целому ряду причин, среди которых были недоработки и просчеты, которые были допущены в чертежах и конструкции. В результате проект так никогда и не вышел из стадии эскиза, в металле данная боевая машина выпущена не была. Также у государственной комиссии вызывала опасения подвеска на листовых рессорах, которая явно не подходила для боевой машины, весящей около 85 тонн. Неоптимальным было и размещение вооружения. Но одна из самых важных проблем была в двигателе, который был недоступен для советской промышленности тех лет, правда, и в мире никто не мог похвастаться наличием подобного мотора. К их разработке некоторые страны перешли лишь в годы Второй мировой войны.

Тактико-технические характеристики танка Сиркена:

Боевая масса — до 85 тонн.
Бронирование: лоб корпуса, лоб башни и борта башни — 80 мм, борта и корма корпуса — 60 мм, днище и крыша корпуса — 20 мм.
Вооружение: 107-мм пушка образца 1910/30 годов, 76,2-мм пушка образца 1914/15 годов, 2х45-мм пушки 20К.
Мощность двигателя — 1500 л.с.
Максимальная скорость (по шоссе) — 30 км/ч.
Экипаж — до 10 человек.

Источники информации:
http://warspot.ru/3393-tank-sirkena-iskra-blagorodnogo-bezumiya
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/sirken.htm
http://ww2history.ru/tank_sirkena.html
Материалы из открытых источников
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти