Палубная авиация во второй мировой войне: новые самолёты. Часть II(b)
Истребитель «Чанс-Воут» F4U «Корсар» считался лучшим американским палубным самолётом в своём классе. Разработку истребителя, призванного заменить F2A «Буффало» и F4F «Уайлдкэт», начали в 1938 году. Свой первый полёт «Корсар» совершил в мае 1940 года.
Истребитель «Чанс-Воут» «Корсар» Мк.I (F4U-1) (Рис. сайта wardrawings.be)
Одноместный одномоторный цельнометаллический истребитель получил низкорасположенное крыло с характерным изломом «обратная чайка», которое обладало лучшей аэродинамикой и позволило уменьшить длину основных стоек шасси, кроме того, оно облегчало пилотам аварийную посадку на воду (выполняло функции редана).
Истребитель «Чанс-Воут» F4U-4 «Корсар» с характерным изломом крыла на авиашоу, июль 2006 г. (Фото сайта www.jetphotos.net)
Серийное производство первой модели «Корсара» F4U-1 было начато в июне 1942 года, но на палубы авианосцев она не попала. Плохой обзор из пилотской кабины, склонность к заваливанию на крыло и срыву в штопор, а также жёсткая амортизация стоек шасси делали для рядового пилота невозможной безаварийную посадку на палубу авианосца. F4U-1 поступил на вооружение только береговых эскадрилий морской пехоты.
Истребитель «Чанс-Воут» F4U-1А «Корсар» (Рис. сайта wardrawings.be)
В октябре 1943 года в серию была запущена первая палубная модификация «Корсара» F4U-1А. После ряда доработок были устранены основные недостатки предыдущей модели: улучшен обзор из кабины путем установки фонаря кабины выпуклой формы и поднятием кресла пилота, жесткость амортизаторов шасси уменьшили, увеличив при этом их ход.
Истребитель «Чанс-Воут» F4U-1D «Корсар» (Рис. сайта wardrawings.be)
Кроме F4U-1А, основными и массовыми палубными модификациями «Корсара» стали F4U-D (в серии с декабря 1943 г.) и F4U-4 (производство начали в конце 1944 года и закончили только в 1947 году).
Истребитель «Чанс-Воут» «Корсар» Мк.II (F4U-1A) (Рис. сайта wardrawings.be)
Палубные «Корсары» F4U-1А, поставляемые в Великобританию, наименовались «Корсар» Мк.II, Мк.III (для F3A-1) и Мк.IV (F4U-1D/FG-1D). Для удовлетворения всё возрастающей потребности в новом истребителе его производство дополнительно было развёрнуто на фирмах «Брюстер» (F3A) и «Гудьир» (FG).
Истребитель «Чанс-Воут» «Корсар» Мк.IV (F4U-1D) (Рис. сайта wardrawings.be)
«Корсары» F4U-1А первоначально оснащались двигателями мощностью 2000 лошадиных сил, затем более мощными 2250-сильными. Максимальная скорость истребителя со вторым двигателем достигала 671 км в час при скороподъёмности 885 метров в минуту. Немного потяжелевший F4U-D при той же мощности двигателя развивал максимальную скорость 645 км в час на высоте 6070 метров и имел скороподъёмность 1026 метров в минуту. Самой скоростной машиной была модификация F4U-4, которая оснащалась новым четырёхлопастным винтом большего диаметра (401 см), 2450-сильным двигателем и достигала на высоте 7625 метров максимальной скорости 716 км в час при скороподъёмности 1180 метров в минуту.
Истребитель «Чанс-Воут» F4U-4 «Корсар» (Рис. сайта wardrawings.be)
Практический потолок у трёх основных моделей «Корсара» составлял соответственно 11255, 11277 и 12650 метров. Практическая дальность полёта у основных модификаций (без ПТБ) варьировалась от 1633 км у F4U-1А до 1617 км у F4U-4.
Истребитель F4U-4 «Корсар» заходит на посадку на палубу авианосца с левого виража (для улучшения обзора) (Рис. сайта gallery.ykt.ru)
Основным вооружением истребителей F4U «Корсар» были шесть пулемётов калибра 12.7-мм, размещённые в крыле. На выпущенных малыми партиями моделях F4U-1С и F4U-4В вместо пулемётов устанавливались четыре 20-мм пушки, имевшие гораздо меньшую скорострельность.
Взлетевший с авианосца F4U-4В «Корсар» с пушечным вооружением. (Рис. сайта www.asisbiz.com)
Первая палубная модификация истребителя F4U-1А могла нести на подфюзеляжном узле одну-две 454-кг бомбы либо подвесной топливный бак на 644 литра. Истребитель-бомбардировщик F4U-1D «Корсар» дополнительно под крыльями оборудовался ещё узлами подвески для двух 454-кг авиабомб и восьми 127-мм неуправляемых ракет HVAR. Суммарная бомбовая нагрузка (одна 908-кг бомба под фюзеляжем и две 454-кг под крыльями) доходила до 1800 кг. Вместо бомб под крыльями можно было подвешивать два ПТБ по 583 литра.
Заходящий на посадку F4U-4 «Корсар» демонстрирует набор вооружения на внешних подвесках, сентябрь 2011 г. (Фото сайта www.jetphotos.net)
Этот же F4U-4 «Корсар» на стоянке в штате Висконсин, США, 24 июля 2011 г. (Фото сайта www.airliners.net)
Подвесное вооружение у F4U-4 обычно состояло из двух 454-кг бомб и восьми 127-мм неуправляемых ракет на подкрыльевых узлах. Поздние серии F4U-4 получили возможность подвески под фюзеляжем одной 298-мм неуправляемой ракеты «Тайни Тим».
Ночной истребитель F4U-2N «Корсар» с РЛС на правой консоли. (Рис. сайта wardrawings.be)
Ночная версия истребителя F4U-2 «Корсар» (всего построили 34 машины на основе F4U-1/1А) оснащалась РЛС AN/APS-6, размещённой на правой консоли крыла. Дальность обнаружения бомбардировщиков у неё составляла не более 8 километров. Количество 12.7-мм пулемётов было сокращено до пяти.
В полёте ночной истребитель F4U-5NL «Корсар» послевоенного выпуска на авиашоу в наше время. (Фото сайта getbg.net)
Британские палубные истребители «Корсар» Мк.II(III, IV) в отличие от своих американских собратьев имели укороченные на 36 см консоли крыла для возможности размещения их в менее высоких ангарах английских авианосцев.
Истребитель «Воут» («Гудьир») «Корсар» Мк.IV (FG-1D) на авиашоу в Канаде (Онтарио), 16 июля 2012 г. (Фото сайта www.airliners.net)
Защита пилота «Корсара» обеспечивалась бронированной спинкой сиденья, бронеподдоном и триплексным стеклом козырька кабины.
F4U-1D «Корсар» после посадки с повреждённой левой консолью крыла, февраль 1945 г. (Фото сайта ww2db.com)
С началом 1944 года началось развёртывание эскадрилий палубных истребителей-бомбардировщиков F4U-1С/D «Корсар» на палубах американских авианосцев.
Истребитель-бомбардировщик F4U-1D «Корсар» на палубе авианосца «Эссекс» после боевого вылета, июль 1945 г. (Фото сайта 3.bp.blogspot.com)
У британцев первые строевые эскадрильи «Корсаров» были сформированы ещё осенью 1943 года. С апреля 1944 года они приняли активное участие в операции по уничтожению германского линкора «Тирпиц» в норвежских арктических водах в качестве истребителей сопровождения и ударных самолётов.
«Корсар» Мк.II на палубе авианосца «Илластриес» после очередной атаки германского линкора «Тирпиц», апрель 1944 г. (Фото сайта ww2today.com)
24 августа 1944 года одному из «Корсаров» Мк.II с авианосца «Формидейбл» удалось добиться одного попадания в линкор 454-кг бомбой, которая не нанесла бронированному монстру никакого вреда. Точку в истории с «Тирпицом» поставили британские тяжёлые бомбардировщики «Ланкастер» с 12000-фунтовыми бомбами только в конце октября.
Истребитель F4U-1D «Корсар» в воздушном поединке с А6М5 «Зеро» (Рис. сайта goodfon.ru)
Обладая высокими скоростными характеристиками, «Корсар», умело используя тактику нанесения молниеносных ударов и быстрого ухода, показал себя в воздушных боях превосходным истребителем. Соотношение потерь и сбитых самолётов противника у «Корсара» было одним из самых высоких и составляло 1 / 11.3.
F4U-1A «Корсар» обеспечивают высадку десанта морской пехоты, 1945 г. (www.oldmodelkits.com)
В апреле 1945 года в ходе боёв на Окинаве «Корсары» F4U-1С/D активно применялись для оказания непосредственной огневой поддержки силам морского десанта по захвату острова. За свою высокую эффективность «Корсары» назвали «Ангелами Окинавы».
Истребители F4U-4 «Корсар» наносят удар по наземной цели 127-мм ракетами HVAR. (Фото сайта anywalls.com)
Более трёх десятков истребителей «Корсар» сохранилось до наших дней в лётно-пригодном состоянии и регулярно участвуют во всевозможных авиашоу.
F4U-4 «Корсар» на авиашоу во Флориде, США, 11 марта 2016 г. (Фото сайта www.airliners.net)
Истребитель «Воут» («Гудьир») FG-1D «Корсар» на авиашоу в Калифорнии, США, июль 2002 г. (Фото сайта www.airliners.net)
Истребитель «Воут» («Гудьир») «Корсар» Mk.IV (FG-1D) на авиашоу в Англии, 30 июня 2012 г. (Фото сайта www.airliners.net)
Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под общей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
5. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
6. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
7. Котельников В.Р. «Спитфайр». Лучший истребитель Союзников – М.: ВЭРО Пресс: Яуза: ЭКСМО, 2010.
8. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Харук А.И. «Зеро». Лучший истребитель – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
10. Иванов С.В. Fairey «Firefly». Война в воздухе (№145) – Белорецк: ООО «АРС», 2005.
11. Иванов С.В. F8F «Bearcat». Война в воздухе (№146) – Белорецк: ООО «АРС», 2005.
12. Иванов С.В. F4U «Corsair». Война в воздухе (№109) – Белорецк: ООО «АРС», 2003.
13. Дорошкевич О. Самолёты Японии Второй мировой войны – Мн.: Харвест, 2004.
Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://www.aviastar.org;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.airpages.ru;
http://www.airaces.ru.
Продолжение следует…
Информация