Жанна д’Арк, как PR-проект своей эпохи

43
Неверно думать, что PR (или на русском «связи с общественностью») - это порождение нашей эпохи. Во-первых, сам этот термин первый раз был использован еще в 1807 году в США американским президентом Т. Джефферсоном, который в одном из своих посланий к Конгрессу использовал словосочетание «паблик рилейшенз», после чего оно стало применяться все чаще и наполняться разным содержанием. Но… «пиар» был и до этого: в объявлениях на стенах, в величественных храмах и дворцах, одежде фараонов и знати, в манерах общения, обычаях и традициях, ведь суть его – «хорошая молва» о чем-то или о ком-то и… изменение поведения окружающих посредством этой самой «хорошей молвы».


Жанна – Милла Йовович, наверное, это самая лучшая и запоминающаяся «жанна» в истории кино.

Американские специалисты в области PR особую роль в разработке практических технологий в сфере политических кампаний отводят одному из активистов Войны за независимость С. Адамсу, который убедительно доказал, что для оказания информационного воздействия на общество нужно:
- создавать организации, способные возглавить массовые компании и объединять людей;
- использовать эмоциональные символы и броские, легко запоминающиеся лозунги;
- организовывать действия, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на народные массы;
- опережать своих оппонентов в выгодной для себя интерпретации тех или иных событий;
- постоянно воздействовать на общественное мнение больших масс людей самыми различными средствами.

Все названные принципы стали основой практической деятельности американских пиарменов и... американской концепции связей с общественностью. Однако, если мы все это применим к целому ряду исторических событий, то… мы увидим, что все они на самом деле не что иное, как соответствующим образом организованные и проведенные PR-кампании.

Жанна д’Арк, как PR-проект своей эпохи

Вот он – будущий «Синяя Борода», барон Жиль де Ре. Картина Гуля де Наваля 1835 г.

Вот, например, история Жанны д'Арк. По мнению таких видных российских специалистов по СО, как А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова, она есть не что иное, как самый настоящий PR-проект. Дело, например, в том, что, хотя есть огромное количество различных биографических хроник, касающихся ее жизни, реальных сведений о том, кем же на самом деле являлась девушка Жанна, как не было прежде, так нет и теперь, хотя документы ищут уже столетия. Зато нелепостей и нестыковок в различных документах и хрониках очень много. И долгое время на них никто и внимания-то не обращал, и только позднее в архивах нашли документы, свидетельствующие, что значительная, если не большая часть хроникеров и всяких там трубадуров, расписывавших деяния Жанны, оказывается, находилась на службе у короля Карла VII. Это были его девять придворных поэтов и… целых 22 королевских летописца. В любом случае, узнать, откуда на самом деле появилась Жанна д'Арк, сегодня уже абсолютно невозможно: хотя есть версия, что она могла быть незаконнорожденной сестрой Карла VII; хотя другие историки считают, что она являлась воспитанницей ордена францисканцев. Кто-то доказывает, что она и впрямь была простой пастушкой из деревни Домреми, и еще в детстве сошла с ума. Но уж очень много всего Жанна для простой пастушки знала и умела! Однако откуда бы она не взялась, «отцом» Великой девы Франции, ставшей ее национальным символом и национальной идеей, был не кто иной, как барон Жиль де Ре, родом из одной из самых старинных и знатных фамилий запада Франции – Монморанси и Краон.


Печать с гербом Жиля де Ре, 1429 г. Музей Вандеи.

Сегодня мы назвали бы его «политтехнологом», а в то время он был просто умным и образованным человеком. Женился он выгодно. На некой Екатерине де Труар, с которой он получил более двух миллионов ливров приданого. С такими деньгами Жиль де Ре сумел добиться расположения дофина Карла и в результате получил место в его окружении. При этом своего будущего короля он нередко ссужал деньгами и... таким образом поставил его от себя в полную зависимость. Ну, а происходило все это как раз в годы Столетней войны, когда французы и англичане сражались из-за того, что решали, кому же наследовать французский трон: английским королям по материнской линии потомков Гуго Капеета, или французским представителям династии Валуа. То есть все было как в большой семье, где от старика отца осталось много всякого имения, и где родственники делят имущество и обвиняют друг друга во всех смертных грехах. Боевые действия, правда, велись, но довольно вяло. Ведь служить-то сюзерену можно было 40 дней в году или пока не закончится провизия. Поэтому за всю войну и было не больше десятка главных сражений, занявших в целом по времени не более недели. Но само по себе такое положение было очень выгодно: любой француз, имея ввиду только личную выгоду, мог заявлять, что признает своим королем либо существующего дофина – отпрыска Валуа, либо короля англичанина, потомка королевы Маргариты, законной дочери Филиппа Красивого, почившего в бозе короля Франции. Для богатых налогоплательщиков - владельцев сельскохозяйственных угодий и крупных торговых городов – эта ситуация с вариативным выбором королей была очень удобна: две казны наперебой предлагали им льготы по налогообложению, только чтобы они «стали за нас». Поссорившись на балу или на охоте, кто-то из французских вельмож уже на следующее утро оказывался на стороне англичан, которым, кстати, все это же самое довелось впоследствии испытать во время войны Роз. Спать человек ложился сторонником Йорка, а просыпался сторонником Ланкастера, и то же самое, только раньше, имело место и во Франции. Королей Валуа французская знать попросту шантажировала, угрожая переходом в стан Ланкастеров-Капетингов, но за верность получала и земли, и ссуды, и титулы.


Миниатюра с изображением сожжения Жанны. Почему-то она в красном платье. Красный цвет - цвет дворян! К тому же ее сжигали как ведьму, отступницу, еретичку, вторично впавшую в грех и... где желтый колпак с чертями на голове?

Английская экономика в то время была более развитой, Англия чеканила полновесную золотую монету, поэтому французские лендлорды, еще платившие налоги дому Валуа, считали, что оказывают им огромное одолжение. Причем, к началу XV века от королей династии Валуа почти все уже отвернулись. Дофин Карл вынужден был устраивать самые настоящие разбойничьи набеги на свои же собственные города или владения еще верных ему сеньоров, чтобы хоть так добыть продовольствие или деньги на привычную ему великосветскую жизнь.


Американский фильм 1948 года. В роли Жанны д‘Арк Ингрид Бергман. Обратите внимание на шлемы – просто класс, настоящие бацинеты!

И вот тут Жиль де Ре сделал Карлу интересное предложение: он за свой счет финансирует создание ополчения и набирает армию профессиональных солдат. Но самое главное, что к дофину приходит обыкновенная деревенская девушка, утверждает, что к ней во сне являлись святые, и пророчествует, что Франция вновь станет счастливой и процветающей державой, когда дофин Карл сделается ее законным королем. Армия под предводительством Жиля де Ре наносит ощутимые удары по владениям тех французских сеньоров, что платят налоги англичанам, и это действует на остальных отрезвляюще. Ну, а «божественная» девушка будет находиться среди солдат, людям такое всегда нравится, и они охотно пойдут в ополчение, к тому же другой-то, столь же хорошо оплачиваемой работы, в стране для простолюдинов просто нет.


А вот Инну облачают в доспехи. Кстати и доспехи у неё очень хорошие!

Ну а самое главное в этой затее будет то, что французские феодалы, мечтающие перейти на сторону англичан, увидят, что Карл пользуется популярностью у простолюдинов, и что они подожгут их поля, если они ему не станут подчиняться. Жакерия закончилась не слишком давно, чтобы о ней забыть, и память о мятежных «жаках» в памяти французской знати еще была свежа. Повторения того ужаса никто бы не захотел, поэтому ей придется сделать выбор: или воевать против «святой девушки» и дофина или... «Или» как раз никто и не хотел! Церковь также поддержала этот план. Нет крестьян – нет десятины, солдаты грабят монастыри, страх Божий уже не так страшен, и куда же это годится? А что такое церковь в средние века? Это, прежде всего, связь! Нищие монахи, с которых и взять-то нечего, переносят в своих рясах грамоты, а то и на словах передают приказы – сказать в проповеди то-то и то-то. И вот уже с амвонов Франции громко звучит: «Возрадуйтесь братья и сестры благой вести! Ибо объявилась непорочная Дева и дадена ей сила от Господа, и являла она чудеса, и пришла к дофину, и сказала, что Бог открыл ей…» - ну и так далее, каждый дальше сможет придумать сам. Главное, что так было, причем одновременно едва ли не по всей Франции!


Была и такая Жанна, снятая в 1957 году.

План был принят, и его реализация началась: вилланы (крестьяне), а также разорившаяся городская беднота дружно пошли в ополчение, а тем временем войска Жиля де Ре побили несколько проанглийски настроенных французских феодалов и даже «освободили» от англичан несколько провинций, где раньше для защиты их владельцев хозяев от… дофина находились отряды английских солдат. Таким образом, в результате реализации этой ПР-кампании, уже через год удалось короновать Карла в Реймсе, Жиль де Ре получил высокое звание маршала Франции и уже официально сделался главнокомандующим французской армией, а герцоги и графы… они испугались, как и предполагал Жиль де Ре, и дружно встали в очередь приложиться к монаршей длани, ибо сразу почувствовали ее силу. Война стала близиться к завершению, и король вдруг понял, что ни маршал Жиль де Ре, ни его пастушка-простушка (кем бы она на самом деле не являлась!) больше ему не нужны. Король банально не хотел платить по счетам. И тут вновь сказала свое веское слово церковь. Почему-то сразу по всей Франции именно священники вдруг объявили, что Бог отвернулся от Жанны, покарал ее за гордыню, и очень скоро Жанна погибла уже по-настоящему, причем с точки зрения короля, погибла очень даже удачно. Предатели-бургундцы взяли ее в плен и продали англичанам – у кого деньги, тому и продаем, не так ли? – за 10 тысяч фунтов. Генрих VI приказал сжечь ее как ведьму в Руане, и сделал это, прежде всего, чтобы бросить тень на новоиспеченного французского короля. Но было уже поздно! Интересно, что есть свидетельства, что потом Жанна «воскресла», по крайней мере, еще один раз, когда все тот же маршал Жиль де Ре взял на эту роль некую Жанну д'Армуаз, которая также командовала небольшим военным отрядом. Ее признали соратники Жанны настоящей, но на пути в Париж ее остановили солдаты короля, которые доставили ее в парламент. Там ее осудили за самозванство и приговорили к позорному столбу, но едва лишь она в своем самозванстве призналась, как ее сразу отпустили, и она уехала в поместье к мужу. То есть ее муженек имел еще и поместье, где и находился, пока его жена пыталась геройствовать на поле боя.


Французский многосерийный фильм 1989 года: «Жанна д‘Арк. Власть и невинность». Не впечатляет. От родины Жанны можно было ждать большего!

Жиль де Ре после своей неудачной попытки подсунуть королю новую Жанну уехал в отдаленный замок Тиффож, где проводил время в окружении алхимиков и магов, включая и известного магистра черной магии Франческо Прелати. Этим обстоятельством и решил воспользовался герцог Бретани Иоанн V, которому его земельные угодья показались недостаточно обширными. Как их увеличить? Да очень легко: присоединить несколько замков Жиля де Ре, а для этого обвинить его в колдовстве. Конечно, посягать на героя, что рука об руку сражался вместе с «Девой», было опасно. Но он, видимо, знал о долгах короля и понимал, что всякий, кто освободит монарха от обязанности их платить, получит все, что угодно, лишь бы за чужой счет!


Канадский фильм 1999 года. В главной роли Лили Собески. Но какая-то она слишком уж… женственная. И длинные волосы, кстати, только у нее одной.

Набрал герцог настоящую «творческую группу во главе с Жаном ле Фероном, своим казначеем, и епископом Нанта Жаном Мальтруа. Подумали они и развернули против де Ре самую настоящую ПР-кампанию в самом жестком стиле – наняли людей, завербовали слуг Прелати, и те начали на рынках рассказывать жуткие истории о пропавших маленьких детях, которых в жертву Сатане приносит нечестивый де Ре во время черной мессы. Нет ничего вернее, чем распустить про твоего врага нехороший слух.


И зачем у нее на доспехах изображения лилий? Выпуклая насечка для этого времени не типична. Появилась позднее!

Всегда найдется власть имущий, который ему поверит. Жиля де Рене арестовали, пытали (это дворянина-то!) и тот под пыткой сознался во всем. Ну, а потом… потом 26 октября 1440 года по приговору епископского трибунала Бретани нечестивого барона сожгли на костре, как опасного и злого колдуна. Формально он был обвинен по двум пунктам – занятия алхимией и… оскорбление духовного лица. Вроде бы за это не сжигают? Но когда этого хочет сам король, возможно все. Главное, что зрители его казни в Нанте были искренне убеждены, что он во время своих занятий ворожбой убивал именно крестьянских детей. То есть был «врагом народа». И в голову несчастных бретонцев это так запало, что потом еще несколько поколений их потомков пугали им детей. Хотя, когда писатель Шарль Перро уже в начале XVIII века поехал собирать фольклор в Бретань, то в рассказах крестьян стали фигурировать уже убитые жены, а самому барону народная фантазия зачем-то «прилепила» синюю бороду.


Битва при Пате. Там все было так, что можно подумать, что некоторым англичанам перед ней просто заплатили…

А вся эта история закончилась в… 1992 году, когда по инициативе писателя-историка Жильбера Пруто был начат повторный судебный процесс по делу Жиля де Ре, на котором он был полностью реабилитирован. Архивы инквизиции показали, что замученных крестьянских детей не было, и кровавыми опытами барон не занимался. И вот как интересно бывает: и слова-то такого «пиар» не было, а все его приемы были известны и использовались!
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    29 июля 2016 06:25
    А такую Жанну, в исполнении Инны Чуриковой помните?
    1. TIT
      +5
      29 июля 2016 06:49
      Цитата: svp67
      А такую Жанну, в исполнении Инны Чуриковой помните?

      да,там как раз был
      желтый колпак с чертями на голове
    2. +11
      29 июля 2016 07:00
      Цитата: svp67
      А такую Жанну, в исполнении Инны Чуриковой помните?

      Конечно. Только ее Жанна слишком интеллектуальная, Жанна в исполнении Милы более походит на правду, ярко выраженная одержимость с оттенком безумия...
      1. +4
        29 июля 2016 07:15
        Leto : ярко выраженная одержимость с оттенком безумия....
        Лучше и не сказать,этим всё сказано.И на счёт актрис правильно заметили.
      2. +11
        29 июля 2016 08:23
        Цитата: svp67
        А такую Жанну, в исполнении Инны Чуриковой помните?
        Конечно. Только ее Жанна слишком интеллектуальная, Жанна в исполнении Милы более походит на правду, ярко выраженная одержимость с оттенком безумия...


        " оттенки " безумия довольно часто идут в паре с с высоким интеллектом.
        психопатия, маниакальная депрессия...

        но всё же соглашусь с вами, Мила кажется правдоподобной героиней которая повела бы за собой людей.

        п.с. как правило би-полярные личности могут обладать сильным магнетизмом и харизмой в когда в аффекте. Думается наша Дарк была такой.
        1. +3
          29 июля 2016 08:39
          Цитата: Маки Авелльевич
          " оттенки " безумия довольно часто идут в паре с с высоким интеллектом.
          психопатия, маниакальная депрессия...

          Могу поправиться, Чурикова не просто интеллектуальная, у нее как говорил Жеглов "десять классов на лбу написаны", чем Жанна похвастать явно не могла. Вячеслав приводил тут версии ее происхождения, но это только домыслы. "Протоколы" её допросов на сколько помню сохранились и там её простое происхождение подтверждается. Сомневаюсь, что на допросе её истинное происхождение не смогли бы установить, будь она благородных кровей, присутствие адвоката не требовалось тогда, не говоря о прокурорских проверках...
    3. +1
      29 июля 2016 10:08
      Цитата: svp67
      А такую Жанну, в исполнении Инны Чуриковой помните?

      Из фильма "Начало".
  2. +1
    29 июля 2016 07:08
    Спасибо за статью. Интересно читать и одновременно видеть комментарии доспехов на актерах.
    1. +2
      29 июля 2016 17:58
      Цитата: demiurg
      Обратите внимание на шлемы – просто класс, настоящие бацинеты!

      Да,да, доспехи Обратите внимание на шлемы – просто класс, настоящие бацинеты!.
      Прочитал фразу и понял, без Шпаковского не обошлось. И следом, Чурикову не увижу. Это судьба.
      К стати, А вот Инну облачают в доспехи. Кстати и доспехи у неё очень хорошие! Против доспехов ничего сказать не могу, но Ингрид скорее Инга, чем Инна, Вы не находите? Даже если ее так называли, то только близкие. Вы с ней близки настолько?
      поэтому французские лендлорды, еще платившие налоги дому Валуа,
      Прошу пояснить происхождение французского термина лендлорды.
      Друг Аркадий, не говори красиво. Говори правильно.
  3. +3
    29 июля 2016 07:17
    Цитата: Leto
    Жанна в исполнении Милы более походит на правду, ярко выраженная одержимость с оттенком безумия...
    И какая-то мужественность, в смысле где-то мужские черты. Вообще Мила и постановщик молодцы, при общей женственности смогли именно заострить внимание на мужских чертах.
    Автор, как всегда, затронул незаезженную тему. И преподнес материал интересно и своеобразно.
    1. 0
      9 августа 2016 00:38
      Цитата: qwert
      И какая-то мужественность, в смысле где-то мужские черты. Вообще Мила и постановщик молодцы, при общей женственности смогли именно заострить внимание на мужских чертах.

      По описанию современников никакой "мужественности" "мужичкости" в Жанне Д`Арк небыло, это была достаточно хрупкая юная девушка. Поэтому образ Лили Собесски гораздо больше соответствует историчной картине чем образ Милы.
  4. 0
    29 июля 2016 07:24
    По кому, а по Жанне и этому периоду столетней исписаны сотни томов куда более аргументированных чем данная статья. Зачем без веской причины гадить в чужую историю?!
    1. +3
      29 июля 2016 08:48
      статья не о Жанне как о таковой, а о пиаре и пиарастах.... И в статье приведён пример ООООчень грамотного пиара, заказчик получил власть и деньги, а исполнители ПОСМЕРТНУЮ славу....
      1. 0
        29 июля 2016 21:43
        Цитата: ДэнСабака
        статья не о Жанне как о таковой, а о пиаре и пиарастах.... И в статье приведён пример ООООчень грамотного пиара, заказчик получил власть и деньги, а исполнители ПОСМЕРТНУЮ славу....

        А что Вы хотите? Вячеслав преподаватель рекламы и ПР. Да, есть такая профессия и куем спецов, а то без них нам хана.
    2. +2
      29 июля 2016 10:29
      По кому, а по Жанне и этому периоду столетней исписаны сотни томов куда более аргументированных чем данная статья. Зачем без веской причины гадить в чужую историю?!


      Вы полагаете, нужно гадить в свою?

      А вот по-моему замечательная статья.
      Замечательная тем что показывает рождение создание и использование национального мифа

      Национальные мифы есть у всех, никто без них не обошёлся. И все они более-менее уязвимы (ну мифы же!).
      Именно поэтому-то вражеские агенты влияния (и местная примкнувшая к ним не самая умная интеллигенция) и наносит по ним удар. Ну а если рухнул миф -- то далее следует ... перестройка. Или революция. Или ещё что такое же.

      Миф -- важная часть национального самосознания и самоопределения.

      И в данном случае Шпковский совершенно правильно это демонстрирует.

      Предлагаю ему следующий пример, про Шейкспира (тоже миф). (У меня даже и материалец кое-какой есть -- как раз недавно была битва по сабжу)
      1. +3
        29 июля 2016 17:41
        В данной статье ничем, по большому счету, не обоснованная версия, созданная по принципу "А он мог", ставится отправной точкой рассуждений, пусть и верных в целом.
        Начиная с того что могущество Жиля де Ре было далеко не только в приданом его супруги, двор кредитовал тоже далеко не он один, в долгах как шелках дофин жил. Основной доход помещиков, влиятельных при дворе, крестьяне, а не война - война очень затратная для большинства обязанность, а податное население очень сильно обеднело и демографически уменьшилось за время войны. Для большинства феодалов война была так же разорительна, что и для церкви - крупнейшего феодала. Тут статья противоречит себе.
        Пышность жизни двора - очень сомнительный тезис - далеко не 17 век на дворе.
        Экономика Англии не была развитей экономики Франции - она проста пострадала намного меньше, тяжело выпускать полновесные деньги, когда твоя страна проходной двор для вражеских армий и бывших наемных отрядов.
        Набеги Дофина на свою ленную область, от которых ее защищают английские отряды - вообще перл.
        В момент появления Жанны Д'арк выгодно операции было проводить как раз против Дофина, потому как шанс был бы намного больше, той же Церкви, к примеру, которая Жанну в основном как раз не особо поддерживала по разным соображениям. , по крайней мере я не встречал не одного документа, подтверждающего обратное, а если бы дело происходило так как показано в статье - они бы сохранились.
        Есть еще немерное количество вопросов к тексту статьи. Нельзя основываясь на столь зыбком материале - делать такие далеко идущие выводы.
        При этом конечно - PR существовал. Основы PR есть в трудах латинских авторов, Макиавелли. PR на полусознательном или интуитивном уровне использовался в миллионе куда менее противоречивых моментов истории. Во многих случаях подобные PR ходы изучены полностью.
        Но нет - надо выбрать самый зыбкий из них.
        З.Ы. Да, в отношении к Жанне я очень предвзят - автор плюнул мне лично в душу.
    3. -1
      29 июля 2016 21:39
      Цитата: Maegrom
      По кому, а по Жанне и этому периоду столетней исписаны сотни томов куда более аргументированных чем данная статья. Зачем без веской причины гадить в чужую историю?!

      Был такой девиз: "Кто же, если не я". Но лично я не против. Пока он, как Вы говорите гадит" в чужую, наша может оклимается. Вчера про Сталинский террор отписал, бред еще тот. А Ледовое побоище вообще свел к бандитским разборкам. Нет, пусть лучше гадит своим хозяивам.
  5. +1
    29 июля 2016 07:28
    В 1962 году вышла книга в серии ЖЗЛ Анатолия Левандовского "Жанна дАрк" . Пытался её читать, но видимо, мне десятилетнему она была тяжела и не понятна. Книгу эту я брал у товарища. Сейчас скачаю, почитаю...Теперь знаний истории должно хватить для восприятия написанного... Надеюсь...
  6. +1
    29 июля 2016 07:34
    А книга эта выглядела так...
  7. +2
    29 июля 2016 08:01
    На мой взгляд, лучше всех еще в XVIII веке отпиарил Жанну д’Арк, Вольтер своей поэмой "Орлеанская девственница",где жизнь Жанны д’Арк , кстати,тогда ещё не канонизированной святой,представлены в комическом ключе,иронически показаны французские рыцари и церковь.Популярность этого произведения была огромна..."Орлеанская девственница" была запрещена католической церковью. На протяжении XVIII—XIX вв. в различных странах "Орлеанская девственница" много раз подвергалась цензурному запрету, её издания конфисковывались и сжигались..
    1. +2
      29 июля 2016 10:20
      На мой взгляд, лучше всех еще в XVIII веке отпиарил Жанну д’Арк, Вольтер своей поэмой "Орлеанская девственница",где жизнь Жанны д’Арк , кстати,тогда ещё не канонизированной святой,представлены в комическом ключе,иронически показаны французские рыцари и церковь.Популярность этого произведения была огромна..."Орлеанская девственница" была запрещена католической церковью. На протяжении XVIII—XIX вв. в различных странах "Орлеанская девственница" много раз подвергалась цензурному запрету, её издания конфисковывались и сжигались..


      Хе-хе...
      Дело в том что Вольтер был ... английским агентов влияния. Ну и естественно что он разлагал. Как естественно и то что и разлагал именно национальную легенду: вообще говоря, все нации имеют мифологию, и любой, ЛЮБОЙ националистический миф в реале довольно уязвим --- ума большого чтобы под него капать не надо.
      На собственном опыте мы все знаем примеры таких подкопанных мифов в перестройку/либералку -- но дело в том что скажем в той же Америке, как и в любой стране вообще, точно также есть множество мифов (нелепых, при критическом взгляде).

      Именно поэтому-то я и говорил ранее Шпаковскому: не следует копать под Невского, это часть национальной легенды. Все эти егенды уязвимы, но именно поэтому и не надо под них копать.
      1. 0
        29 июля 2016 11:07
        До работы Вольтера..Жанна, как -то мало популярна была..даже в той же Франции, а Вольтер своей поэмой пробудил интерес..по всему миру..
        1. +2
          29 июля 2016 11:28
          До работы Вольтера..Жанна, как -то мало популярна была..даже в той же Франции, а Вольтер своей поэмой пробудил интерес..по всему миру..


          Это Вам Вольтер сказал?

          А Невский, до фильма Эйзенштейна, был мало популярен в России
          1. +1
            29 июля 2016 14:18
            ..Это Вам Вольтер сказал?..Открою тайну, да ..переписываемся иногда..да и не только с ним , ещё с Шекспиром, перестукиваемся с Сервантесом, спорим с Платоном...за чашкой чая..., а тут не давно с Покровским М.Н. беседовали..
            1. +3
              29 июля 2016 15:26
              Платон с Сервантесом ладно, эти плохому не научат (не должны бы). Но вот Покровский это конечно клиника... С этим Вы заканчивайте, в Ваших же интересах
      2. 0
        9 августа 2016 00:41
        Цитата: AK64
        Дело в том что Вольтер был ... английским агентов влияния.

        Ещё и прусским в добавок (если не в большей степени).
    2. +1
      29 июля 2016 10:20
      Да уж, Алексей, кто только не пиарил Жанну нашу, д'Арк.
      ...
      Нам вот не удалось.
      А то - можно было бы.
      Правда из всех отпиаренных мне только Мила Йовович и нравится.
      Она мне. собственно, еще с "Пятого элемента" нравится.
      Пойду, еще раз пиарну...Пятый элемент.
      1. +2
        29 июля 2016 11:03
        Мне Чурикова больше нравится...Мила, наша Йовович тож ничего, лучше остальных иностранных актрис кто играл Жанну..Но Чурикова лучше всех..
    3. 0
      29 июля 2016 17:30
      Да, прочёл в томе "Библиотеки всемирной литературы", посвящённому творчеству Вольтера. Судить по "Орлеанской деве" о исторических фактах того времени нельзя. Это произведение сатирическое, атеистическое... В том же томе есть и повесть "Кандид". Она гораздо интереснее...

      Впечатление времени прочтения... Думаю, что мне тогда и тридцати не было. Значит, это конец 70-х...
      1. 0
        29 июля 2016 17:34
        Вспомнил. Том 49-й
  8. +2
    29 июля 2016 09:44
    Очень опасная публикация, очень.
    От вас, Вячеслав Олегович, не ожидал просто.
    Как говорят новоязом - разрыв шаблона полный.
    И от кого?
    От В.О. Шпаковского.
    Вот что вы пишете.....-
    1. "...Зато нелепостей и нестыковок в различных документах и хрониках очень много. И долгое время на них никто и внимания-то не обращал, и только позднее в архивах нашли документы, свидетельствующие, что значительная, если не большая часть хроникеров и всяких там трубадуров, расписывавших деяния Жанны, оказывается, находилась на службе у короля Карла VII. Это были его девять придворных поэтов и… целых 22 королевских летописца. В любом случае, узнать, откуда на самом деле появилась Жанна д'Арк, сегодня уже абсолютно невозможно:
    ...
    2."...Миниатюра с изображением сожжения Жанны. Почему-то она в красном платье. Красный цвет - цвет дворян! К тому же ее сжигали как ведьму, отступницу, еретичку, вторично впавшую в грех и... где желтый колпак с чертями на голове?... - а как же вечное упоминание о том, что художники пишут то, что видят, или пишут не то, что видят, а как представляют?
    ....
    3. "...Дело, например, в том, что, хотя есть огромное количество различных биографических хроник, касающихся ее жизни, реальных сведений о том, кем же на самом деле являлась девушка Жанна, как не было прежде, так нет и теперь, хотя документы ищут уже столетия...."
    ....
    Вот эти три ремарки, стоит заменить только Жанну и короля на многоточия - применимы абсолютно к любой истории из древнего мира. Из древнейшего мира. Из новой и новейшей истории. И особенно - к письменным свидетельствам.
    ....
    Да вы вольнодумец, Вячеслав Олегович.
    Ниспровергатель устоев!!!
    Новой хронологией, случаем, не балуетесь? Втихаря...
    ...
    Круто.
    Не ожидал, честное слово.
  9. +1
    29 июля 2016 10:15
    Жанна – Милла Йовович, наверное, это самая лучшая и запоминающаяся «жанна» в истории кино.

    Потому что она -- пацанка (и не понятно женщина ли, в полном смысле этого слова )

    Кстати одна из самых интересных (и нелепых) национальных ПиАр легнд -- "сверхгениальный Шейкспир"
    1. 0
      9 августа 2016 00:30
      Цитата: AK64
      Потому что она -- пацанка (и не понятно женщина ли, в полном смысле этого слова )

      Физиологически женщина и девственница (до изнасилования стражниками в тюрьме Руана) - подтверждено и королевской комиссией, и церковным трибуналом.
  10. 0
    29 июля 2016 10:23
    Войны за независимость С. Адамсу, который убедительно доказал, что для оказания информационного воздействия на общество нужно:

    - создавать организации, способные возглавить массовые компании и объединять людей;
    - использовать эмоциональные символы и броские, легко запоминающиеся лозунги;
    - организовывать действия, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на народные массы;
    - опережать своих оппонентов в выгодной для себя интерпретации тех или иных событий;
    - постоянно воздействовать на общественное мнение больших масс людей самыми различными средствами.


    Хе-хе.... Это американцы себе приписали. А на деле эти но-хау они получили в готовом виде, от французов. То есть в Европе к тому моменту (конец 18-го века) это была хорошо развитая техника. Только её не афишировали.

    Именно эту технику провернули англичане во Франции (Великая Французская Революция)
  11. +2
    29 июля 2016 10:32
    Кстати (хе-хе) заметьте что сегодня Жанну пиарят ... американцы: казалось бы, им-то какое дело?

    А это -- часть идеалогической войны США против .... Британии. Да-да. Потому и Жанна, потому и такой бюджет у кино (которое вообще-то говоря возврата не обещало -- не шибко американский народ на исторические кины ходит).
    1. 0
      30 июля 2016 22:58
      Вы во всем видите конспирологию и заговоры или бывают исключения? smile
      Когда американцы ставят фильм "Война и мир" или англичане "Анна Каренина"
      это тоже часть идеологической войны США против... и Англии против...
  12. 0
    29 июля 2016 10:51
    Битва при Пате. Там все было так, что можно подумать, что некоторым англичанам перед ней просто заплатили…


    Вячеслав, обоснуйте этот тезис, плиз
  13. 0
    29 июля 2016 10:54
    Прочитали бы "лучшее перо Европы" François Marie Arouet "Орлеанская девственница". feel
  14. +1
    29 июля 2016 17:48
    А вот Инну облачают в доспехи. Кстати и доспехи у неё очень хорошие!
    В смысле Ингрид? Ингрид Бергман в роли Жанны д'Арк в бродвейской постановке 1946 г.
  15. 0
    29 июля 2016 23:59
    Так Английское королевство было на тот момент совсем недавно завоевано Вильгельмом Норманнским(Нормандия-область Франции)
    В самой Франции--король был королем только Иль-де-Франса, вон герцог Бургундии столько крови портил(а потому что побогаче был короля)
    Да и Нормандия-удобный плацдарм для наступления.
    Между прочим Столетняя война в какой то момент стала Освободительной и после у англичан остался только Кале. А ведь начинали то с Нормандией и почти треть Франции.
    Столетнюю войну разбирать глупо-столько написано. Но вот в чем. Феномен Жанны тоже описан более чем.
    Насчет ПР..ее пропиарили высшие власти, но сама она обладала чувством веры и быстро стала символом. Это инстинктивно для народа, если его хочешь поднять на войну нужен лидер(народный лидер-божественный лидер) учитывая религиозность-его должна было одобрить власть и церковь..Они оба одобрили. И значит в каждой церкви молились за нее и короля. А значит любой простолюдин за нее слышал(из народа-"наша" святая) Для символа который одерживал победы и лишь подтверждал символизм---это достаточно!
    Война рождает героев.
    Насчет сожжения. Это нехарактерно. Все воспринимали сожжение именно как политический процесс. Судили ее видные деятели от науки и церкви. Очень хорошо подготовились юридически(напомню у Жанны образования не было) и тщательно выбирали фразы.
    То есть основная роль процесса--уничтожение символизма! Как светского так и религиозного(обвинение гражданские и отступничестве от церкви и бесовство)
    Задача была уничтожить символ возможной победы ФРанции. Но как выяснилось можно убить символ..а вот развенчать его противнику крайне сложно..Франция одержала победу.
    Сумасшедший и гений-это две крайности одного и того же. Она же была и тем и другим.
    Жиля де Реца неспроста оклеветали. Там легенд не меньше, чем о Жанне.
    1. 0
      9 августа 2016 00:24
      Цитата: Ретвизан
      Жиля де Реца неспроста оклеветали. Там легенд не меньше, чем о Жанне.

      Не оклеветали его, почитайте сохранившиеся материалы его процесса, они вполне доступны на французском.

      Хотя нет, лучше не читайте, а то придётся коньяком отпаиваться - в общем маршал Франции и соратник Девы Жанны скатился в общем до обычного серийного маньяка-педофила.
  16. 0
    30 июля 2016 01:30
    При чем тут термин PR?
    Это история. У каждой страны свои исторические персонажи, свои герои. Свои легенды, свой фольклор.
    Потом пишут о героях книги, ставят фильмы....

    Вы же не говорите: распиаренный Глинкой Иван Сусанин, распиаренный Львом Толстым Кутузов...
  17. 0
    4 августа 2016 23:17
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Почему-то она в красном платье. Красный цвет - цвет дворян! К тому же ее сжигали как ведьму, отступницу, еретичку, вторично впавшую в грех и... где желтый колпак с чертями на голове?
    По описаниям очевидцев колпак таки был, и никакого красного платья небыло. Классическое аутодафе ведьмы. Доверять миниатюрам огульно не стоит.

    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Обратите внимание на шлемы – просто класс, настоящие бацинеты!
    Вы хотите сказать бацинеты с забралом типа хундсгугель - "собачья морда". Простых бацинетов завались.

    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Но какая-то она слишком уж… женственная. И длинные волосы, кстати, только у нее одной.
    На единственной прижизненной миниатюре Жанны она как раз таки носит длинные волосы. Обстричься в кружок - было бы слишком большим вызовом общесту(когда даже рыцарям положено было носить длинные волосы, коротко стриглись только рабы).

    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Жиля де Рене арестовали, пытали (это дворянина-то!) и тот под пыткой сознался во всем. Ну, а потом… потом 26 октября 1440 года по приговору епископского трибунала Бретани нечестивого барона сожгли на костре, как опасного и злого колдуна. Формально он был обвинен по двум пунктам – занятия алхимией и… оскорбление духовного лица. Вроде бы за это не сжигают? Но когда этого хочет сам король, возможно все. Главное, что зрители его казни в Нанте были искренне убеждены, что он во время своих занятий ворожбой убивал именно крестьянских детей. То есть был «врагом народа».
    Что такого в пытке ? Инкивизиция и чиновники короля имели такое право.

    Обвинения в педофилии и чёрной магии были очень серьёзными, были найдены тела жертв (именно в основном мальчиков, девушек мало). Просто человек пресытился "правильным" - и Жанна Дева была его соратником, и Христу служил, а после решил перейти на "тёмную сторону". А в современной Франции теперь кого хочешь оправдают...