Military Review

Repair and recovery vehicles based on a heavy tank Pz.Kpfw.VI Tiger (Germany)

8
In mid-1943, German industry began supplying Bergepanther-type armored repair and recovery vehicles, built on the basis of tank Pz.Kpfw.V Panther. This technique was produced until the very end of the war and was quite actively used by troops. The development of other machines of a similar purpose was not considered necessary due to the availability of the necessary equipment, although several attempts were made to create an alternative ARV. So, in the years 1943-44, several units of such equipment were assembled on the basis of serial Pz.Kpfw.VI Tiger heavy tanks.


It should be noted that armored repair and evacuation vehicles on the basis of Tiger tanks were created and assembled by army workshops. Approved projects of "proprietary" development, approved by the creators of the basic technology, were not used. These circumstances, among other things, led to the formation of a complex situation with information about such a technique. There are several options for descriptions of repair and recovery vehicles, as well as a number of photographs. In this case, the text and images may not correspond, and sometimes contradict each other. Let's try to figure it out and restore history interesting informal projects.

Ladungsliger tiger

According to reports, the first BREM project based on a heavy tank Tiger appeared at the beginning of 1944, and to a certain extent was the result of the Anzio-Nettun offensive of the anti-Hitler coalition. During the battles that lasted from January to June, German and Italian troops lost a significant number of different equipment, which required urgent measures. One of the answers to the existing challenges was the restructuring of the available tank.


Modern layout BRAM Ladungsliger Tiger. Photo of Wikimedia Commons


One of the Tiger tanks owned by the German troops received heavy damage during the January-February battles, but was nevertheless evacuated and sent for repairs. Further operation of the armored vehicle in the role of a heavy tank was not possible. However, it could still be used in a different role. Not wanting to lose the working chassis, deprived of weapons, the German troops decided to build on its base a new-purpose vehicle.

An improvised modernization project for a serial tank was developed and implemented by technicians of the 508 heavy tank battalion. Repairmen independently created a set of special tools for reworking the tank, and then installed it on the existing chassis and tower. Soon after the work was completed, the armored vehicle was transferred to one of the units that continued to fight in Italy. According to various sources, the finished repair and recovery vehicle was given the designation Ladungsliger Tiger.

The basis for the "artisanal" BREM was the serial tank Pz.Kpfw.VI Tiger, released in 1943 year. During the construction of a special auxiliary machine, it was decided to abandon significant changes in the basic design. From the existing tank it was proposed to remove the elements that were no longer needed, instead of which it was necessary to mount the required special equipment. This allowed us to speed up the necessary work, as well as to simplify the implementation of the project by the forces of an ordinary army workshop. As a result of this approach, the BREM chassis did not differ in any way from the units of the base tank, while the turret underwent certain changes.

The serial tank retained the existing hull of powerful chrome-molybdenum armor with surface hardening. The front part of the machine consisted of sheets of thickness up to 100 mm. Boards were protected by 63 and 80 mm thick parts. Feed had similar protection. The roof and the bottom were made of sheets of thickness 26-28 mm. On the roof of the hull there was an armored tower with a level of protection similar to the chassis. The front of the turret had a thickness of 100 mm, and the sides and stern were made in the form of a curved 80-mm part. On top of the fighting compartment was covered 28-mm roof. According to some information, it was decided to keep the mask of a gun of variable thickness on the tower.

The layout of the hull remained the same, although the change in the role of technology should have affected the use of individual available volumes. The front of the car was given under the transmission and management department. In the center there was a fighting compartment with a tower, in which it was planned to transport part of the special equipment. The feed was given under the engine, fuel tanks, etc.

Unfortunately, the exact date and serial number of the rebuilt tank Pz.Kpfw.VI Tiger remained unknown. For this reason, it is not possible to say exactly what type of power plant was used on it. The fact is that in the middle of 1943, it was decided to change the original design of the heavy tank and introduce a new gasoline engine. Thus, the 508 BREM of the heavy tank battalion could be equipped with a Maybach engine of the type HL 210P30 or HL 230P45 with power up to 650 hp. Through the drive shaft, passing through the center of the case, the engine was connected to a mechanical transmission based on an eight-speed gearbox. Transmission transmitted torque to the drive wheels of the front location.

On each side of the chassis there were eight large-diameter rollers arranged in a checkerboard pattern. The rollers received an individual torsion bar suspension. In front of the hull were placed the driving wheels, in the stern - guides. The ability to use 520 mm and 725-mm transport tracks was still possible. However, as far as is known, the only Ladungsliger Tiger BRAM was used only with combat tracks.

The chassis of the armored vehicle was decided to leave without any significant changes. The repairmen of the 508 heavy tank battalion repaired the damage, after which the corps and its units could be used again. At the same time, it was decided to rework the tower, changing its purpose. Now she had to turn from the main element of the fighting compartment into the main part of the crane.

The turret of the serial tank lost its 88-mm gun, sight and gun installation systems. The front embrasure of the turret was closed with an armor sheet of suitable thickness. At the same time in the center of the new armor appeared a machine-gun for self-defense. Some sources mention that during the construction of a recovery vehicle, the authors of a non-standard project decided to deploy the tower on 180 ° and fix it in that position. Nevertheless, there is every reason to believe that the modified tank retained the possibility of horizontal guidance, which should now be used to control the crane.

In the central part of the tower roof, a support for the crane arm was welded. An arrow of the required length was hinged on it. There was the possibility of changing the boom angle with the help of a support hinge and an adjustable stand fixed to the front of the tower. Due to this, the crew of the BREM could change the parameters of the crane in accordance with the existing tasks. At the front end of the boom there was a block for using a cable with a hook. To maintain the correct position of the cable when working in the central part of the boom there was a curved guide.

The crane of the original design was to be used in conjunction with a winch placed on the stern of the tower. At the stern of the armored unit were installed two triangular metal sheets connected by a set of axes and rods. On one of the axles, a small width drum was attached to which the cable was wound. With the help of a set of gears, which was a gearbox, the axis of the drum was connected to the winch control handle. The cable from the drum passed along the upper guide, then entered the boom block and, forming the simplest polyspast, was attached to the lower part of the boom. According to some reports, a crane with a hand winch could lift a weight of up to 10 t and move it within a certain sector near the machine.

The crane on the tower could be used in the implementation of repair equipment, involving the movement of relatively large and heavy blocks. To evacuate damaged equipment, it was necessary to use regular base chassis means. The tank "Tiger" in the basic configuration received a set of towing hooks on the front and stern sheets of the hull. With their help and with the use of cables, the repair and recovery vehicle could take the damaged equipment in tow. Power 650-strong engine enough to transport heavy armored vehicles at low speeds, both on the highway and on rough terrain.

Repair and recovery vehicles based on a heavy tank Pz.Kpfw.VI Tiger (Germany)
Winch on the stern of the tower. Photo of Chamberlain P., Doyle H. "Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War"


If necessary, Ladungsliger Tiger BRAM could use two MG 34 or MG 42 machine guns of 7,92 mm caliber for self-defense. One of them was located in the frontal installation of the tower, on the site of the gun, and could be induced within a small sector. The second machine gun was in the frontal installation of the body, which nominally completed all heavy tanks Pz.Kpfw.VI.

Repair of a heavy tank with its subsequent conversion into an armored repair and recovery vehicle did not take much time. Around the beginning of the spring of the 1944, the 508 heavy tank battalion received a new technique, which should be used for evacuation and subsequent repair of wrecked tanks. The characteristics of the machine Ladungsliger Tiger made it possible to serve in this way almost all the samples in service with Germany.

However, the operation of the only Ladungsliger Tiger AREM did not last long. In late April or early May (according to other sources, in May-June) 1944, this machine received serious damage that prevented its continued operation. The crew was forced to drop their armored car right on the highway and evacuate with other equipment. Judging by the damage visible in the surviving photographs, the ARV could become a victim of a raid aviation enemy, which caused damage to the chassis and special equipment.

Abandoned repair and recovery vehicle in the future was found by British troops. Due to the deplorable state, the sample was not delivered to any test sites for testing and verification. In the future, it was disposed of as unnecessary. The operation of the original model of armored vehicles with non-standard origin lasted extremely long, after which the only representative of its type was destroyed.

The extreme shortage of surviving information about the project Ladungsliger Tiger sometimes becomes a cause of controversy. For example, there is an opinion according to which the rebuilt car did not belong to the repair-evacuation class. In this case, it could be used as a self-propelled crane, required by the field workshop, or it could be created for the transportation and laying of demolition charges. However, all these versions have certain disadvantages that do not allow to consider them as major. Thus, Ladungsliger Tiger has to be recognized as an armored repair and recovery vehicle.

Bergepanzer Tiger Ausf.E

There is evidence of the existence of several other repair and recovery vehicles based on heavy tanks such as Pz.Kpfw.VI. As is the case with the Ladungsliger Tiger machine, we are talking about the development of military units that needed special equipment and, without being able to get the required amount of industrial products, they provided themselves with the required samples.

The second version of the Tiger-based BREM is known as Bergepanzer Tiger or Bergepanzer Tiger Ausf.E. The second designation can be used to avoid confusion with another similar project. In 1943, Porsche built three Bergepanzer Tiger (P) vehicles. Thus, the additional designations in the name allow us to distinguish two variants of auxiliary equipment created by different authors on the basis of various models of armored vehicles.

BREM Bergepanzer Tiger was built by technicians of one of the military workshops in the interests of the 501 heavy tank battalion. Three heavy tanks from the 509 Battalion in the early autumn of 1944 were sent for repair. For one reason or another, it was decided not to restore the tanks in the original configuration, but to give them a new function. The existing machines after the repair were to become an auxiliary equipment capable of evacuating and restoring tanks of various types.

Unfortunately, the detailed information on the alteration of tanks under the unofficial draft of Bergepanzer Tiger has not been preserved. Moreover, even the main design features of the new BREM remained unknown. According to some data, in contrast to the previous sample of Ladungsliger Tiger, this technique was not equipped with cranes, but there are no other details.


Broken Ladungsliger Tiger BRAM, abandoned by the crew in May-June 1944. Photo Waralbum.ru


It can be assumed that during the alteration in the Bergepanzer Tiger, the tanks of the basic model were deprived of weapons and, probably, even the towers. Target equipment could consist of a set of tow cables, hauling logs, a winch, a set of tools and spare parts, etc. All the necessary devices and tools had to be transported or installed both inside the case and on its outer surface. At the same time, the crew could solve a wide range of tasks for evacuating damaged equipment and its subsequent repair.

In November 1944, three Bergepanzer Tiger Ausf.E BREMs were transferred to the 501 heavy tank battalion. Details of operation are unknown. Probably, the cars remained in the ranks for some time, after which they were written off to develop a resource or destroyed during the battles. Anyway, none of the Bergepanzer Tiger cars survived to the end of the war.

For various reasons, the exact appearance of the Bergepanzer Tiger repair and recovery vehicle remains unknown. Moreover, not a single image of such a technique has been preserved. There are several photographs of the Ladungsliger Tiger machine, which can sometimes be issued as Bergepanzer Tiger images as a result of confusion. Nevertheless, these were different types of equipment, which, despite the similar purpose, had a lot of differences.

***

From the middle of 1943, the German troops used the BREM type Bergepanther for the evacuation of heavy heavy armored vehicles. This technique was built in fairly large quantities - until the end of the war, the troops transferred about 350 machines of this type. Attempts to create a similar technique based on the tank Pz.Kpfw.VI Tiger, as we see, did not lead to special success. Both projects were created informally and by forces of the army workshops, based on the desire of the front-line units to have the required equipment. However, in total, only four BREMs were built on the basis of the Tiger tank, which were exploited for some time and did not leave a noticeable trace in the history of hostilities.

Nevertheless, despite the absence of any major results, the Ladungsliger / Bergepanzer Tiger projects are of some interest from a historical point of view. They show how German troops tried to solve pressing problems in accessible ways and got curious results. In addition, these projects can be an excellent reason to discuss the hypothetical appearance of armored repair and recovery vehicles based on Pz.Kpfw.VI, which could be developed by industrial enterprises on the basis of the corresponding order of the army.


Based on:
http://achtungpanzer.com/
http://tanki-tiger.narod.ru/
http://fingolfen.tripod.com/
http://aviarmor.net/
Chamberlain P., Doyle H. Complete reference book of German tanks and self-propelled guns of the Second World War. - M .: AST: Astrel, 2008.
Ford R. Tank "Tiger". - M .: Eksmo, 2008.
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. qwert
    qwert 20 July 2016 08: 08
    0
    There is evidence of the existence of several other repair and recovery vehicles based on heavy tanks such as Pz.Kpfw.VI. As is the case with the Ladungsliger Tiger machine, we are talking about the development of military units that needed special equipment and, without being able to get the required amount of industrial products, they provided themselves with the required samples.
    Not everything was perfect in the Third Reich, which is now so admired, compared with the "producing only galoshes" by the Soviet Union
    1. Beefeater
      Beefeater 20 July 2016 08: 23
      0
      Quote: qwert
      There is evidence of the existence of several other repair and recovery vehicles based on heavy tanks such as Pz.Kpfw.VI. As is the case with the Ladungsliger Tiger machine, we are talking about the development of military units that needed special equipment and, without being able to get the required amount of industrial products, they provided themselves with the required samples.
      Not everything was perfect in the Third Reich, which is now so admired, compared with the "producing only galoshes" by the Soviet Union

      The USSR took its first steps in the field of "high technologies" and upper education. No wonder they tried to do something simpler.
      1. your1970
        your1970 20 July 2016 13: 30
        0
        in the mid-30s, Siemens alone had about 7000 employees with higher technical education - which exceeded the total number of engineers in the USSR at that time.
  2. Kars
    Kars 20 July 2016 10: 54
    +3
    There is an opinion that the boom crane boom. Drawn from the photo where an arrow from a six-ton ​​Bilstein crane accidentally fell into the frame
  3. Kars
    Kars 20 July 2016 11: 03
    +3
    A journalist on a note monograph on repair parts of Germany.
    1. Kars
      Kars 20 July 2016 12: 03
      +3
      page from the book. Ferdinandy at the Nikopol bridgehead
      1. Paranoid50
        Paranoid50 20 July 2016 13: 18
        +3
        Quote: Kars
        book page

        Sd.Kfz 9 drags a half-full "broombyr" ... For the first time I see, an interesting photo, thanks, Kars. It turns out, judging by the caption to the photo, the guns were removed from the Ferds before being sent to Vienna?
        1. Kars
          Kars 20 July 2016 13: 33
          +2
          Quote: Paranoid50
          First time I see, interesting photo, thanks, Kars

          Please. The book whose cover I framed is a real storehouse of little-known photos.
          http://mirageswar.com тут можно скачать.
          I don’t know about the guns.
          1. Paranoid50
            Paranoid50 21 July 2016 00: 38
            +2
            And thanks for the link, added to the "book". A very interesting resource. By the way, on to the BREM topic: I finally started assembling the SdKfz 9/1 (half-crane) from the "Trump" (1:72). Back in May I "grabbed" both versions (early and late), and finally I got there. The more the "park" is replenished, the more I am convinced: the Germans "tweaked" well, so much so that they themselves began to get confused in the "wilds of their own genius", what kind of unification is there ... hi

Ремонтно-эвакуационные машины на базе тяжелого танка Pz.Kpfw.VI Tiger (Германия)

В середине 1943 года немецкая промышленность начала поставки бронированных ремонтно-эвакуационных машин типа Bergepanther, построенных на базе танка Pz.Kpfw.V Panther. Эта техника выпускалась до самого конца войны и достаточно активно применялась войсками. Разработка других машин аналогичного назначения не считалась необходимой ввиду наличия нужной техники, хотя были предприняты несколько попыток создать альтернативную БРЭМ. Так, в 1943-44 годах было собрано несколько единиц такой техники на базе серийных тяжелых танков Pz.Kpfw.VI Tiger.

Необходимо отметить, что бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе танков «Тигр» создавались и собирались войсковыми мастерскими. Утвержденные проекты «фирменной» разработки, одобренные создателями базовой техники, не использовались. Эти обстоятельства, среди прочего, привели к формированию сложной ситуации с информацией о подобной технике. Существуют несколько вариантов описаний ремонтно-эвакуационных машин, а также ряд фотографий. При этом текст и снимки могут не соответствовать, а порой и противоречить друг другу. Попробуем разобраться и восстановить историю интересных неофициальных проектов.

Ladungsliger Tiger


По имеющимся данным, первый проект БРЭМ на базе тяжелого танка Tiger появился в начале 1944 года и в определенной мере стал результатом Анцио-Неттунской наступательной операции антигитлеровской коалиции. В ходе боев, продолжавшихся с января по июнь, немецкие и итальянские войска теряли значительное число различной техники, из-за чего требовалось принимать срочные меры. Одним из ответов на имеющиеся вызовы стала перестройка имевшегося в наличии танка.

Ремонтно-эвакуационные машины на базе тяжелого танка Pz.Kpfw.VI Tiger (Германия)
Современный макет БРЭМ Ladungsliger Tiger. Фото Wikimedia Commons


Один из имевшихся у немецких войск танков «Тигр» в ходе боев января-февраля получил тяжелые повреждения, но все же был эвакуирован и отправился на ремонт. Дальнейшая эксплуатация бронемашины в роли тяжелого танка не представлялась возможной. Тем не менее, она все еще могла использоваться в иной роли. Не желая терять рабочее шасси, лишившееся вооружения, немецкие войска решили построить на его базе машину нового назначения.

Импровизированный проект модернизации серийного танка был разработан и реализован техниками 508-го тяжелого танкового батальона. Ремонтники самостоятельно создали набор специальных средств для переделки танка, а затем установили его на имеющиеся шасси и башню. Вскоре после завершения работ бронемашину передали одной из частей, продолжавших сражаться в Италии. По разным данным, готовой ремонтно-эвакуационной машине присвоили обозначение Ladungsliger Tiger.

Основой для «кустарной» БРЭМ стал серийный танк Pz.Kpfw.VI Tiger, выпущенный в 1943 году. В ходе строительства специальной вспомогательной машины было решено отказаться от значительных изменений базовой конструкции. С имеющегося танка предлагалось удалить более не нужные элементы, вместо которых следовало монтировать требуемое специальное оборудование. Это позволило ускорить необходимые работы, а также упростить реализацию проекта силами обычной войсковой мастерской. В результате подобного подхода шасси БРЭМ никак не отличалось от агрегатов базового танка, тогда как башня подверглась определенным изменениям.

Серийный танк сохранил имевшийся корпус из мощной хромомолибденовой брони с поверхностной закалкой. Лобовая часть машины состояла из листов толщиной до 100 мм. Борта защищались деталями толщиной 63 и 80 мм. Корма имела аналогичную защиту. Крыша и днище выполнялись из листов толщиной 26-28 мм. На крыше корпуса располагалась броневая башня с уровнем защиты, аналогичным шасси. Лоб башни имел толщину 100 мм, а борта и корма выполнялись в виде изогнутой 80-мм детали. Сверху боевое отделение прикрывалось 28-мм крышей. По некоторым данным, было решено сохранить на башне маску орудия переменной толщины.

Компоновка корпуса осталась прежней, хотя изменение роли техники должно было сказаться на использовании отдельных имеющихся объемов. Передняя часть машины отдавалась под трансмиссию и отделение управления. В центре помещалось боевое отделение с башней, в котором планировалось перевозить часть специального оборудования. Корма отдавалась под двигатель, топливные баки и т.д.

К сожалению, точная дата и серийный номер перестроенного танка Pz.Kpfw.VI Tiger остались неизвестными. По этой причине нельзя точно утверждать, какой тип силовой установки на нем использовался. Дело в том, что в середине 1943 года было решено изменить исходный проект тяжелого танка и внедрить новый бензиновый двигатель. Таким образом, БРЭМ 508-го тяжелого танкового батальона могла оснащаться двигателем фирмы Maybach типа HL 210P30 или HL 230P45 мощностью до 650 л.с. Через карданный вал, проходящий по центру корпуса, двигатель соединялся с механической трансмиссией на основе восьмискоростной коробки передач. Трансмиссия передавала крутящий момент на ведущие колеса переднего расположения.

На каждом борту шасси имелось по восемь опорных катков большого диаметра, располагавшихся в шахматном порядке. Катки получали индивидуальную торсионную подвеску. В передней части корпуса помещались ведущие колеса, в корме – направляющие. Сохранялась возможность использования транспортных гусениц шириной 520 мм и 725-мм боевых. Тем не менее, насколько известно, единственная БРЭМ Ladungsliger Tiger использовалась только с боевыми гусеницами.

Шасси бронемашины было решено оставить без каких-либо значительных изменений. Ремонтники 508-го тяжелого танкового батальона заделали имевшиеся повреждения, после чего корпус и его агрегаты могли использоваться вновь. Одновременно с этим было решено переработать башню, изменив ее предназначение. Теперь она должна была превратиться из основного элемента боевого отделение в главную деталь подъемного крана.

Башня серийного танка лишилась 88-мм пушки, прицела и систем установки орудия. Лобовую амбразуру башни закрыли броневым листом подходящей толщины. При этом в центре нового бронелиста появилась пулеметная установка для самообороны. В некоторых источниках упоминается, что при строительстве ремонтно-эвакуационной машины авторы нестандартного проекта решили развернуть башню на 180° и зафиксировать ее в таком положении. Тем не менее, есть все основания полагать, что доработанный танк сохранил возможность горизонтальной наводки, которая теперь должна была использоваться для управления подъемным краном.

В центральной части крыши башни была приварена опора для стрелы подъемного крана. На ней шарнирно крепилась стрела требуемой длины. Имелась возможность изменения угла подъема стрелы при помощи опорного шарнира и регулируемой стойки, закрепленной на лобовой части башни. За счет этого экипаж БРЭМ мог изменять параметры крана в соответствии с имеющимися задачами. На переднем конце стрелы имелся блок для использования троса с крюком. Для сохранения правильного положения троса при работе в центральной части стрелы имелась изогнутая направляющая.

Кран оригинальной конструкции должен был использоваться совместно с лебедкой, помещенной на кормовой части башни. На корме броневого агрегата были установлены два треугольных металлических листа, соединенных набором осей и стержней. На одной из осей крепился барабан небольшой ширины, на который производилась намотка троса. При помощи набора шестерней, представлявшего собой редуктор, ось барабана соединялась с рукояткой управления лебедкой. Трос с барабана проходил по верхней направляющей, затем поступал на блок стрелы и, образуя простейший полиспаст, крепился к нижней части стрелы. По некоторым данным, кран с ручной лебедкой могли поднимать груз массой до 10 т и перемещать его в пределах некоторого сектора рядом с машиной.

Подъемный кран на башне можно было использовать при осуществлении ремонта техники, подразумевающего перемещения сравнительно крупных и тяжелых блоков. Для эвакуации поврежденной техники следовало применять штатные средства базового шасси. Танк «Тигр» в базовой конфигурации получал набор буксировочных крюков на лобовом и кормовом листах корпуса. С их помощью и с применением тросов ремонтно-эвакуационная машина могла бы брать на буксир поврежденную технику. Мощности 650-сильного двигателя хватало для транспортировки тяжелых бронемашин с небольшой скоростью, как по шоссе, так и на пересеченной местности.

Ремонтно-эвакуационные машины на базе тяжелого танка Pz.Kpfw.VI Tiger (Германия)
Лебедка на кормовой части башни. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В случае необходимости БРЭМ Ladungsliger Tiger могла использовать для самообороны два пулемета MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Один из них располагался в лобовой установке башни, на месте орудия, и мог наводиться в пределах небольшого сектора. Второй пулемет находился в лобовой установке корпуса, которой штатно комплектовались все тяжелые танки Pz.Kpfw.VI.

Ремонт тяжелого танка с последующей его переделкой в бронированную ремонтно-эвакуационную машину не заняли много времени. Примерно в начале весны 1944 года 508-й тяжелый танковый батальон получил новую технику, которую следовало использовать для эвакуации и последующего ремонта подбитых танков. Характеристики машины Ladungsliger Tiger позволяли обслуживать таким образом почти все имевшиеся на вооружении Германии образцы.

Тем не менее, эксплуатация единственного образца БРЭМ Ladungsliger Tiger продолжалась недолго. В конце апреля или в начале мая (по другим данным, в мае-июне) 1944 года эта машина получила серьезные повреждения, которые не позволили продолжить ее эксплуатацию. Экипаж был вынужден бросить свою бронемашину прямо на трассе и эвакуироваться на другой технике. Судя по повреждениям, заметным на сохранившихся фотографиях, БРЭМ могла стать жертвой налета авиации противника, который привел к повреждению ходовой части и специального оборудования.

Брошенная ремонтно-эвакуационная машина в дальнейшем была найдена британскими войсками. Ввиду плачевного состояния образец не доставлялся на какие-либо полигоны для испытаний и проверки. В дальнейшем он был утилизирован за ненадобностью. Эксплуатация оригинального образца бронетехники с нестандартным происхождением продолжалась крайне недолго, после чего единственный представитель своего типа был уничтожен.

Крайний дефицит сохранившейся информации о проекте Ladungsliger Tiger порой становится причиной споров. К примеру, существует мнение, согласно которому перестроенная машина не относилась к классу ремонтно-эвакуационной. В таком случае она могла использоваться в качестве самоходного крана, необходимого полевой мастерской, либо создаваться для транспортировки и закладки подрывных зарядов. Тем не менее, все эти версии имеют определенные недостатки, которые не позволяют рассматривать их в качестве основных. Таким образом, Ladungsliger Tiger приходится признать именно бронированной ремонтно-эвакуационной машиной.

Bergepanzer Tiger Ausf.E

Имеются сведения о существовании нескольких других ремонтно-эвакуационных машин на базе тяжелых танков типа Pz.Kpfw.VI. Как и в случае с машиной Ladungsliger Tiger, речь идет о разработках строевых частей, которые нуждались в специальной техники и, не имея возможности получать требуемое количество продукции промышленности, собственными силами обеспечивали себя требуемыми образцами.

Второй вариант БРЭМ на базе «Тигра» известен под названием Bergepanzer Tiger или Bergepanzer Tiger Ausf.E. Второе обозначение может применяться во избежание путаницы с другим аналогичным проектом. В 1943 году фирмой Porsche были построены три машины Bergepanzer Tiger(P). Таким образом, дополнительные обозначения в названии позволяют отличить два варианта вспомогательной техники, созданные разными авторами на базе различных образцов бронетехники.

БРЭМ Bergepanzer Tiger были построены техниками одной из войсковых мастерских в интересах 501-го тяжелого танкового батальона. Три тяжелых танка из состава 509-го батальона в начале осени 1944 года были отправлены на ремонт. По тем или иным причинам было решено не восстанавливать танки в исходной конфигурации, но дать им новую функцию. Имеющиеся машины после ремонта должны были стать вспомогательной техникой, способной обеспечить эвакуацию и восстановление танков различных типов.

К большому сожалению, подробные сведения о переделке танков по неофициальному проекту Bergepanzer Tiger не сохранились. Более того, остались неизвестными даже основные особенности конструкции новых БРЭМ. По некоторым данным, в отличие от предыдущего образца Ladungsliger Tiger, эта техника не оснащалась подъемными кранами, но иные подробности отсутствуют.

Ремонтно-эвакуационные машины на базе тяжелого танка Pz.Kpfw.VI Tiger (Германия)
Разбитая БРЭМ Ladungsliger Tiger, брошенная экипажем в мае-июне 1944 г. Фото Waralbum.ru


Можно предположить, что в ходе переделки в Bergepanzer Tiger танки базовой модели лишались вооружения и, вероятно, даже башни. Целевое оборудование могло состоять из набора буксирных тросов, бревен для вытаскивания, лебедки, набора инструментов и запчастей и т.д. Все необходимые устройства и инструменты должны были перевозиться или устанавливаться как внутри корпуса, так и на его внешней поверхности. При этом экипаж мог решать широкий круг задач по эвакуации поврежденной техники и последующему ее ремонту.

В ноябре 1944 года три БРЭМ Bergepanzer Tiger Ausf.E были переданы 501-му тяжелому танковому батальону. Подробности эксплуатации неизвестны. Вероятно, машины оставались в строю в течение некоторого времени, после чего были списаны по выработке ресурса либо уничтожены в ходе боев. Так или иначе, ни одна из машин Bergepanzer Tiger не дожила до конца войны.

В силу разных причин точный облик ремонтно-эвакуационной машины Bergepanzer Tiger остается неизвестным. Более того, не сохранилось ни одного изображения такой техники. Имеются несколько фотоснимков машины Ladungsliger Tiger, которые иногда в результате путаницы могут выдаваться за изображения Bergepanzer Tiger. Тем не менее, это были разные образцы техники, которые, несмотря на схожее назначение, имели массу отличий.

***

С середины 1943 года немецкие войска использовали для эвакуации подбитой тяжелой бронетехники БРЭМ типа Bergepanther. Эта техника строилась в достаточно больших количествах – до конца войны войскам передали порядка 350 машин этого типа. Попытки создать аналогичную технику на основе танка Pz.Kpfw.VI Tiger, как видим, не привели к особым успехам. Оба проекта создавались неофициально и силами войсковых мастерских, исходя из желания строевых частей иметь требуемую технику. Тем не менее, в общей сложности было построено лишь четыре БРЭМ на основе танка «Тигр», которые эксплуатировались в течение некоторого времени и не оставили заметного следа в истории боевых действий.

Тем не менее, несмотря на отсутствие каких-либо серьезных результатов, проекты Ladungsliger / Bergepanzer Tiger представляют определенный интерес с исторической точки зрения. Они показывают, как немецкие войска пытались решать насущные проблемы доступными способами и получали любопытные результаты. Кроме того, эти проекты могут быть прекрасным поводом для обсуждения гипотетического облика бронированных ремонтно-эвакуационных машин на базе Pz.Kpfw.VI, которые могли бы разрабатываться предприятиями промышленности по соответствующему заказу армии.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://tanki-tiger.narod.ru/
http://fingolfen.tripod.com/
http://aviarmor.net/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Форд Р. Танк «Тигр». – М.: Эксмо, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. qwert 20 июля 2016 08:08
    Имеются сведения о существовании нескольких других ремонтно-эвакуационных машин на базе тяжелых танков типа Pz.Kpfw.VI. Как и в случае с машиной Ladungsliger Tiger, речь идет о разработках строевых частей, которые нуждались в специальной техники и, не имея возможности получать требуемое количество продукции промышленности, собственными силами обеспечивали себя требуемыми образцами.
    Не все идеально было и в Третьем Рейхе, которым сейчас так принято восхищаться, сравнивая с "производящим только галоши" Советским Союзом
    1. Бифитер 20 июля 2016 08:23
      Цитата: qwert
      Имеются сведения о существовании нескольких других ремонтно-эвакуационных машин на базе тяжелых танков типа Pz.Kpfw.VI. Как и в случае с машиной Ladungsliger Tiger, речь идет о разработках строевых частей, которые нуждались в специальной техники и, не имея возможности получать требуемое количество продукции промышленности, собственными силами обеспечивали себя требуемыми образцами.
      Не все идеально было и в Третьем Рейхе, которым сейчас так принято восхищаться, сравнивая с "производящим только галоши" Советским Союзом

      СССР в области "высоких технологий" и верхнего образования делал первые шаги. Ничего удивительного что старались делать что попроще.
      1. свой1970 20 июля 2016 13:30
        в середине 30-х только в концерне "Сименс" персонала с высшим техническим образованием было около 7000 человек- что превышало общее количество инженеров в СССР на тот момент.
  2. Kars 20 июля 2016 10:54
    Есть мнение что стрела крана ляп.Срисованный с фото где случайно попала в кадр стрела от шести тонного крана Bilstein
  3. Kars 20 июля 2016 11:03
    Журналисту на заметку монография по ремонтным частям германии.
    1. Kars 20 июля 2016 12:03
      страница из книги.Фердинанды на Никопольском плацдарме
      1. Paranoid50 20 июля 2016 13:18
        Цитата: Kars
        страница из книги

        Sd.Kfz 9 тащит полуразутого "брумбыря"... Первый раз вижу,интересное фото,спасибо,Kars. Выходит,судя по подписи к фото, с "фердов" перед отправкой в Вену снимали орудия?
        1. Kars 20 июля 2016 13:33
          Цитата: Paranoid50
          Первый раз вижу,интересное фото,спасибо,Kars

          Пожалуйста.Книга чью обложку я виложил настоящий кладезь малоизвестных фото.
          http://mirageswar.com тут можно скачать.
          Насчет орудий не знаю.
          1. Paranoid50 21 июля 2016 00:38
            И за ссылку спасибо,добавил в "заклад". Очень интересный ресурс. Кстати,к теме БРЭМ : наконец-то приступил к сборке SdKfz 9/1(кран-полугус) от "трампа"(1:72). Ещё в мае "хапнул" обе версии(раннюю и позднюю),вот,наконец,добрался. Чем больше пополняется "парк",тем больше убеждаюсь: "настрогали" немцы знатно,да так,что сами стали путаться в "дебрях собственного гения",какая уж тут унификация... hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня