Ремонтно-эвакуационные машины на базе тяжелого танка Pz.Kpfw.VI Tiger (Германия)

8
В середине 1943 года немецкая промышленность начала поставки бронированных ремонтно-эвакуационных машин типа Bergepanther, построенных на базе танка Pz.Kpfw.V Panther. Эта техника выпускалась до самого конца войны и достаточно активно применялась войсками. Разработка других машин аналогичного назначения не считалась необходимой ввиду наличия нужной техники, хотя были предприняты несколько попыток создать альтернативную БРЭМ. Так, в 1943-44 годах было собрано несколько единиц такой техники на базе серийных тяжелых танков Pz.Kpfw.VI Tiger.

Необходимо отметить, что бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе танков «Тигр» создавались и собирались войсковыми мастерскими. Утвержденные проекты «фирменной» разработки, одобренные создателями базовой техники, не использовались. Эти обстоятельства, среди прочего, привели к формированию сложной ситуации с информацией о подобной технике. Существуют несколько вариантов описаний ремонтно-эвакуационных машин, а также ряд фотографий. При этом текст и снимки могут не соответствовать, а порой и противоречить друг другу. Попробуем разобраться и восстановить историю интересных неофициальных проектов.

Ladungsliger Tiger

По имеющимся данным, первый проект БРЭМ на базе тяжелого танка Tiger появился в начале 1944 года и в определенной мере стал результатом Анцио-Неттунской наступательной операции антигитлеровской коалиции. В ходе боев, продолжавшихся с января по июнь, немецкие и итальянские войска теряли значительное число различной техники, из-за чего требовалось принимать срочные меры. Одним из ответов на имеющиеся вызовы стала перестройка имевшегося в наличии танка.


Современный макет БРЭМ Ladungsliger Tiger. Фото Wikimedia Commons


Один из имевшихся у немецких войск танков «Тигр» в ходе боев января-февраля получил тяжелые повреждения, но все же был эвакуирован и отправился на ремонт. Дальнейшая эксплуатация бронемашины в роли тяжелого танка не представлялась возможной. Тем не менее, она все еще могла использоваться в иной роли. Не желая терять рабочее шасси, лишившееся вооружения, немецкие войска решили построить на его базе машину нового назначения.

Импровизированный проект модернизации серийного танка был разработан и реализован техниками 508-го тяжелого танкового батальона. Ремонтники самостоятельно создали набор специальных средств для переделки танка, а затем установили его на имеющиеся шасси и башню. Вскоре после завершения работ бронемашину передали одной из частей, продолжавших сражаться в Италии. По разным данным, готовой ремонтно-эвакуационной машине присвоили обозначение Ladungsliger Tiger.

Основой для «кустарной» БРЭМ стал серийный танк Pz.Kpfw.VI Tiger, выпущенный в 1943 году. В ходе строительства специальной вспомогательной машины было решено отказаться от значительных изменений базовой конструкции. С имеющегося танка предлагалось удалить более не нужные элементы, вместо которых следовало монтировать требуемое специальное оборудование. Это позволило ускорить необходимые работы, а также упростить реализацию проекта силами обычной войсковой мастерской. В результате подобного подхода шасси БРЭМ никак не отличалось от агрегатов базового танка, тогда как башня подверглась определенным изменениям.

Серийный танк сохранил имевшийся корпус из мощной хромомолибденовой брони с поверхностной закалкой. Лобовая часть машины состояла из листов толщиной до 100 мм. Борта защищались деталями толщиной 63 и 80 мм. Корма имела аналогичную защиту. Крыша и днище выполнялись из листов толщиной 26-28 мм. На крыше корпуса располагалась броневая башня с уровнем защиты, аналогичным шасси. Лоб башни имел толщину 100 мм, а борта и корма выполнялись в виде изогнутой 80-мм детали. Сверху боевое отделение прикрывалось 28-мм крышей. По некоторым данным, было решено сохранить на башне маску орудия переменной толщины.

Компоновка корпуса осталась прежней, хотя изменение роли техники должно было сказаться на использовании отдельных имеющихся объемов. Передняя часть машины отдавалась под трансмиссию и отделение управления. В центре помещалось боевое отделение с башней, в котором планировалось перевозить часть специального оборудования. Корма отдавалась под двигатель, топливные баки и т.д.

К сожалению, точная дата и серийный номер перестроенного танка Pz.Kpfw.VI Tiger остались неизвестными. По этой причине нельзя точно утверждать, какой тип силовой установки на нем использовался. Дело в том, что в середине 1943 года было решено изменить исходный проект тяжелого танка и внедрить новый бензиновый двигатель. Таким образом, БРЭМ 508-го тяжелого танкового батальона могла оснащаться двигателем фирмы Maybach типа HL 210P30 или HL 230P45 мощностью до 650 л.с. Через карданный вал, проходящий по центру корпуса, двигатель соединялся с механической трансмиссией на основе восьмискоростной коробки передач. Трансмиссия передавала крутящий момент на ведущие колеса переднего расположения.

На каждом борту шасси имелось по восемь опорных катков большого диаметра, располагавшихся в шахматном порядке. Катки получали индивидуальную торсионную подвеску. В передней части корпуса помещались ведущие колеса, в корме – направляющие. Сохранялась возможность использования транспортных гусениц шириной 520 мм и 725-мм боевых. Тем не менее, насколько известно, единственная БРЭМ Ladungsliger Tiger использовалась только с боевыми гусеницами.

Шасси бронемашины было решено оставить без каких-либо значительных изменений. Ремонтники 508-го тяжелого танкового батальона заделали имевшиеся повреждения, после чего корпус и его агрегаты могли использоваться вновь. Одновременно с этим было решено переработать башню, изменив ее предназначение. Теперь она должна была превратиться из основного элемента боевого отделение в главную деталь подъемного крана.

Башня серийного танка лишилась 88-мм пушки, прицела и систем установки орудия. Лобовую амбразуру башни закрыли броневым листом подходящей толщины. При этом в центре нового бронелиста появилась пулеметная установка для самообороны. В некоторых источниках упоминается, что при строительстве ремонтно-эвакуационной машины авторы нестандартного проекта решили развернуть башню на 180° и зафиксировать ее в таком положении. Тем не менее, есть все основания полагать, что доработанный танк сохранил возможность горизонтальной наводки, которая теперь должна была использоваться для управления подъемным краном.

В центральной части крыши башни была приварена опора для стрелы подъемного крана. На ней шарнирно крепилась стрела требуемой длины. Имелась возможность изменения угла подъема стрелы при помощи опорного шарнира и регулируемой стойки, закрепленной на лобовой части башни. За счет этого экипаж БРЭМ мог изменять параметры крана в соответствии с имеющимися задачами. На переднем конце стрелы имелся блок для использования троса с крюком. Для сохранения правильного положения троса при работе в центральной части стрелы имелась изогнутая направляющая.

Кран оригинальной конструкции должен был использоваться совместно с лебедкой, помещенной на кормовой части башни. На корме броневого агрегата были установлены два треугольных металлических листа, соединенных набором осей и стержней. На одной из осей крепился барабан небольшой ширины, на который производилась намотка троса. При помощи набора шестерней, представлявшего собой редуктор, ось барабана соединялась с рукояткой управления лебедкой. Трос с барабана проходил по верхней направляющей, затем поступал на блок стрелы и, образуя простейший полиспаст, крепился к нижней части стрелы. По некоторым данным, кран с ручной лебедкой могли поднимать груз массой до 10 т и перемещать его в пределах некоторого сектора рядом с машиной.

Подъемный кран на башне можно было использовать при осуществлении ремонта техники, подразумевающего перемещения сравнительно крупных и тяжелых блоков. Для эвакуации поврежденной техники следовало применять штатные средства базового шасси. Танк «Тигр» в базовой конфигурации получал набор буксировочных крюков на лобовом и кормовом листах корпуса. С их помощью и с применением тросов ремонтно-эвакуационная машина могла бы брать на буксир поврежденную технику. Мощности 650-сильного двигателя хватало для транспортировки тяжелых бронемашин с небольшой скоростью, как по шоссе, так и на пересеченной местности.

Ремонтно-эвакуационные машины на базе тяжелого танка Pz.Kpfw.VI Tiger (Германия)
Лебедка на кормовой части башни. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В случае необходимости БРЭМ Ladungsliger Tiger могла использовать для самообороны два пулемета MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Один из них располагался в лобовой установке башни, на месте орудия, и мог наводиться в пределах небольшого сектора. Второй пулемет находился в лобовой установке корпуса, которой штатно комплектовались все тяжелые танки Pz.Kpfw.VI.

Ремонт тяжелого танка с последующей его переделкой в бронированную ремонтно-эвакуационную машину не заняли много времени. Примерно в начале весны 1944 года 508-й тяжелый танковый батальон получил новую технику, которую следовало использовать для эвакуации и последующего ремонта подбитых танков. Характеристики машины Ladungsliger Tiger позволяли обслуживать таким образом почти все имевшиеся на вооружении Германии образцы.

Тем не менее, эксплуатация единственного образца БРЭМ Ladungsliger Tiger продолжалась недолго. В конце апреля или в начале мая (по другим данным, в мае-июне) 1944 года эта машина получила серьезные повреждения, которые не позволили продолжить ее эксплуатацию. Экипаж был вынужден бросить свою бронемашину прямо на трассе и эвакуироваться на другой технике. Судя по повреждениям, заметным на сохранившихся фотографиях, БРЭМ могла стать жертвой налета авиации противника, который привел к повреждению ходовой части и специального оборудования.

Брошенная ремонтно-эвакуационная машина в дальнейшем была найдена британскими войсками. Ввиду плачевного состояния образец не доставлялся на какие-либо полигоны для испытаний и проверки. В дальнейшем он был утилизирован за ненадобностью. Эксплуатация оригинального образца бронетехники с нестандартным происхождением продолжалась крайне недолго, после чего единственный представитель своего типа был уничтожен.

Крайний дефицит сохранившейся информации о проекте Ladungsliger Tiger порой становится причиной споров. К примеру, существует мнение, согласно которому перестроенная машина не относилась к классу ремонтно-эвакуационной. В таком случае она могла использоваться в качестве самоходного крана, необходимого полевой мастерской, либо создаваться для транспортировки и закладки подрывных зарядов. Тем не менее, все эти версии имеют определенные недостатки, которые не позволяют рассматривать их в качестве основных. Таким образом, Ladungsliger Tiger приходится признать именно бронированной ремонтно-эвакуационной машиной.

Bergepanzer Tiger Ausf.E

Имеются сведения о существовании нескольких других ремонтно-эвакуационных машин на базе тяжелых танков типа Pz.Kpfw.VI. Как и в случае с машиной Ladungsliger Tiger, речь идет о разработках строевых частей, которые нуждались в специальной техники и, не имея возможности получать требуемое количество продукции промышленности, собственными силами обеспечивали себя требуемыми образцами.

Второй вариант БРЭМ на базе «Тигра» известен под названием Bergepanzer Tiger или Bergepanzer Tiger Ausf.E. Второе обозначение может применяться во избежание путаницы с другим аналогичным проектом. В 1943 году фирмой Porsche были построены три машины Bergepanzer Tiger(P). Таким образом, дополнительные обозначения в названии позволяют отличить два варианта вспомогательной техники, созданные разными авторами на базе различных образцов бронетехники.

БРЭМ Bergepanzer Tiger были построены техниками одной из войсковых мастерских в интересах 501-го тяжелого танкового батальона. Три тяжелых танка из состава 509-го батальона в начале осени 1944 года были отправлены на ремонт. По тем или иным причинам было решено не восстанавливать танки в исходной конфигурации, но дать им новую функцию. Имеющиеся машины после ремонта должны были стать вспомогательной техникой, способной обеспечить эвакуацию и восстановление танков различных типов.

К большому сожалению, подробные сведения о переделке танков по неофициальному проекту Bergepanzer Tiger не сохранились. Более того, остались неизвестными даже основные особенности конструкции новых БРЭМ. По некоторым данным, в отличие от предыдущего образца Ladungsliger Tiger, эта техника не оснащалась подъемными кранами, но иные подробности отсутствуют.


Разбитая БРЭМ Ladungsliger Tiger, брошенная экипажем в мае-июне 1944 г. Фото Waralbum.ru


Можно предположить, что в ходе переделки в Bergepanzer Tiger танки базовой модели лишались вооружения и, вероятно, даже башни. Целевое оборудование могло состоять из набора буксирных тросов, бревен для вытаскивания, лебедки, набора инструментов и запчастей и т.д. Все необходимые устройства и инструменты должны были перевозиться или устанавливаться как внутри корпуса, так и на его внешней поверхности. При этом экипаж мог решать широкий круг задач по эвакуации поврежденной техники и последующему ее ремонту.

В ноябре 1944 года три БРЭМ Bergepanzer Tiger Ausf.E были переданы 501-му тяжелому танковому батальону. Подробности эксплуатации неизвестны. Вероятно, машины оставались в строю в течение некоторого времени, после чего были списаны по выработке ресурса либо уничтожены в ходе боев. Так или иначе, ни одна из машин Bergepanzer Tiger не дожила до конца войны.

В силу разных причин точный облик ремонтно-эвакуационной машины Bergepanzer Tiger остается неизвестным. Более того, не сохранилось ни одного изображения такой техники. Имеются несколько фотоснимков машины Ladungsliger Tiger, которые иногда в результате путаницы могут выдаваться за изображения Bergepanzer Tiger. Тем не менее, это были разные образцы техники, которые, несмотря на схожее назначение, имели массу отличий.

***

С середины 1943 года немецкие войска использовали для эвакуации подбитой тяжелой бронетехники БРЭМ типа Bergepanther. Эта техника строилась в достаточно больших количествах – до конца войны войскам передали порядка 350 машин этого типа. Попытки создать аналогичную технику на основе танка Pz.Kpfw.VI Tiger, как видим, не привели к особым успехам. Оба проекта создавались неофициально и силами войсковых мастерских, исходя из желания строевых частей иметь требуемую технику. Тем не менее, в общей сложности было построено лишь четыре БРЭМ на основе танка «Тигр», которые эксплуатировались в течение некоторого времени и не оставили заметного следа в истории боевых действий.

Тем не менее, несмотря на отсутствие каких-либо серьезных результатов, проекты Ladungsliger / Bergepanzer Tiger представляют определенный интерес с исторической точки зрения. Они показывают, как немецкие войска пытались решать насущные проблемы доступными способами и получали любопытные результаты. Кроме того, эти проекты могут быть прекрасным поводом для обсуждения гипотетического облика бронированных ремонтно-эвакуационных машин на базе Pz.Kpfw.VI, которые могли бы разрабатываться предприятиями промышленности по соответствующему заказу армии.


По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://tanki-tiger.narod.ru/
http://fingolfen.tripod.com/
http://aviarmor.net/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Форд Р. Танк «Тигр». – М.: Эксмо, 2008.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 июля 2016 08:08
    Имеются сведения о существовании нескольких других ремонтно-эвакуационных машин на базе тяжелых танков типа Pz.Kpfw.VI. Как и в случае с машиной Ladungsliger Tiger, речь идет о разработках строевых частей, которые нуждались в специальной техники и, не имея возможности получать требуемое количество продукции промышленности, собственными силами обеспечивали себя требуемыми образцами.
    Не все идеально было и в Третьем Рейхе, которым сейчас так принято восхищаться, сравнивая с "производящим только галоши" Советским Союзом
    1. 0
      20 июля 2016 08:23
      Цитата: qwert
      Имеются сведения о существовании нескольких других ремонтно-эвакуационных машин на базе тяжелых танков типа Pz.Kpfw.VI. Как и в случае с машиной Ladungsliger Tiger, речь идет о разработках строевых частей, которые нуждались в специальной техники и, не имея возможности получать требуемое количество продукции промышленности, собственными силами обеспечивали себя требуемыми образцами.
      Не все идеально было и в Третьем Рейхе, которым сейчас так принято восхищаться, сравнивая с "производящим только галоши" Советским Союзом

      СССР в области "высоких технологий" и верхнего образования делал первые шаги. Ничего удивительного что старались делать что попроще.
      1. 0
        20 июля 2016 13:30
        в середине 30-х только в концерне "Сименс" персонала с высшим техническим образованием было около 7000 человек- что превышало общее количество инженеров в СССР на тот момент.
  2. +3
    20 июля 2016 10:54
    Есть мнение что стрела крана ляп.Срисованный с фото где случайно попала в кадр стрела от шести тонного крана Bilstein
  3. +3
    20 июля 2016 11:03
    Журналисту на заметку монография по ремонтным частям германии.
    1. +3
      20 июля 2016 12:03
      страница из книги.Фердинанды на Никопольском плацдарме
      1. +3
        20 июля 2016 13:18
        Цитата: Kars
        страница из книги

        Sd.Kfz 9 тащит полуразутого "брумбыря"... Первый раз вижу,интересное фото,спасибо,Kars. Выходит,судя по подписи к фото, с "фердов" перед отправкой в Вену снимали орудия?
        1. +2
          20 июля 2016 13:33
          Цитата: Paranoid50
          Первый раз вижу,интересное фото,спасибо,Kars

          Пожалуйста.Книга чью обложку я виложил настоящий кладезь малоизвестных фото.
          http://mirageswar.com тут можно скачать.
          Насчет орудий не знаю.
          1. +2
            21 июля 2016 00:38
            И за ссылку спасибо,добавил в "заклад". Очень интересный ресурс. Кстати,к теме БРЭМ : наконец-то приступил к сборке SdKfz 9/1(кран-полугус) от "трампа"(1:72). Ещё в мае "хапнул" обе версии(раннюю и позднюю),вот,наконец,добрался. Чем больше пополняется "парк",тем больше убеждаюсь: "настрогали" немцы знатно,да так,что сами стали путаться в "дебрях собственного гения",какая уж тут унификация... hi