Military Review

20 July was born Soviet polar pilot Ilya Pavlovich Mazuruk

4
Exactly 110 years ago, on July 20, 1906 (in a new style), the Soviet polar pilot, Hero of the Soviet Union, major general was born aviation Ilya Pavlovich Mazuruk. He linked his whole life with aviation. He worked in the polar aviation of the Glavsevmorput, participated in the Great Patriotic War. The merits of Ilya Mazuruk to the country were marked by numerous government orders and medals.


Ilya Mazuruk was born in Brest-Litovsk (today Brest) in an ordinary working Belarusian family. From 1915, he lived with his family in the city of Lgov (Kursk region). He was able to complete primary school, before 1919, he studied at the Higher Primary School. In 1919-1920, he worked as a laborer on the Lgov railway station. In the summer of 1920, he and his family moved to the city of Rovno (Ukraine), which soon moved to Poland. Here he worked as a laborer at the railway station, as well as a night watchman in the hospital. In April, 1923, Mazuruk illegally crossed the border and returned to the USSR.

In 1923-1924 he worked as an assistant driver at a power station in Lipetsk, in 1924-1926 he was the secretary of the Komsomol volost committee in the village of Kuzminskie Eruptions (Lipetsk region), the Lipetsk county committee of the Komsomol, and also the head of the school department of the Oryol regional committee, the committee committee. In 1926-1927, he was Deputy Head of the Propaganda Department of the Oryol City Party Committee. In the CPSU (b) / CPSU entered the 1925 year.

20 July was born Soviet polar pilot Ilya Pavlovich Mazuruk


In October 1927, he was sent on a Komsomol ticket to serve in military aviation. So the novice party functionary changed his party work to aviation. In 1928, Ilya Mazuruk graduated from the Leningrad Military Theoretical School of the Air Force, and in 1929 - from the Borisoglebsk Military Aviation Pilot School. He was demobilized in November 1929. After that, in 1930-1932 he worked as a flight mechanic and pilot in the Civil Air navy (in Central Asia). In April-June 1930, he took part in the hostilities against the Basmachi.

Here is just one of the episodes of that time. The 70 defenders of the Kzyl-Agachinsky garrison fought off Basmachs sticking from all sides. The detachments of the GPU, which were sent to them for help, have not yet come. The first to help them came aviators. By that time, the cartridges had run out of ammunition, food was coming to an end, and there was only enough water left to spare. On the territory of the fortress, the Soviet pilots saw 2 large white cloths on which the message was written with clay: "No ammunition." Mazuruk responded by writing a note consisting of just one word: “Hold on.” He rather quickly pulled out the cartridges from the machine-gun belt, wrapped them in a shot tunic, and then dropped them over the fortress. The bundle with cartridges was for its intended purpose. Soviet pilots sent more than one such parcel with ammunition to the besieged garrison. After that, they themselves threw basmachs with grenades. For this operation, Mazuruk was awarded a Mauser system pistol containing a dedication: “Mazuruk for the successful struggle against the counterrevolution from the OGPU college”.

In 1930-1938, he was the pilot of Dobrolet, the Civil Air Fleet (GVF), was trained at the 3-th joint school of the GVF (today it is Balashovskoe VVAUL), flew on Odessa-Batum, Tashkent and Alma-Ata routes. Since 1932, he has worked in the Far East. Here he worked in the All-Union Association of Air Transport "Transaviation" - the Far Eastern Department of Civil Air Fleet (a hydroport in Khabarovsk). It is worth noting that Ilya Mazuruk was one of the first Soviet pilots who mastered the air routes of the Far East, in particular, flew to Sakhalin (as the head of the relay), as well as to Kamchatka. Since 1935, he served as commander of the 13 hydraulic circuit of the Far Eastern Department of Civil Air Fleet in Khabarovsk.



So, 27 August 1932, Ilya Mazuruk, used a B-3 aircraft (Junkers W 33) with the USSR board number L21 and made the first flight Khabarovsk - Iman (Dalnerechensk) - Second River (Vladivostok). This date was considered the birthday of civil aviation of Primorsky Krai. In May 1935, the pilot made a flight on the route Moscow-Sakhalin, which took him 45 hours. In honor of the 10 anniversary of Sakhalin "For many years of service on the Sakhalin line" 16 May 1935, by decree of the Central Election Commission of the USSR was presented to the first order of the Red Star. By November 1936, he flew 2553 533 kilometers in 700 flight hours.

At the same time, flights between Sakhalin and Khabarovsk were irregular. Often they were contacted to perform an urgent task. Pilots had to fly in adverse weather conditions over the taiga, sea and mountains. At the same time, the work of aviators on the Khabarovsk-Sakhalin highway was invaluable. In 1936, Ilya Mazuruk graduated from the courses at the Bataysk flight school of the Civil Air Fleet. From October 1936 he worked as a pilot in the Polar Aviation. In the spring of 1937, as commander of the TB-3 aircraft, he took part in the landing of the first drifting research station called the North Pole-1. For courage and heroism, which were shown during the fulfillment of the task of creating the North Pole drifting station, the USSR CEC decree from 27 June 1937 Ilya Pavlovich Mazuruk was awarded the title Hero of the Soviet Union with the award of the Order of Lenin.

In 1938-1947, Ilya Mazuruk served as Head of the Polar Aviation Directorate at Glavsevmorput. Again in the army since January 1939. In 1939, he successfully completed advanced training courses for commanders, which were organized at the Zhukovsky Air Force Academy. He was a member of the Soviet-Finnish war. In December-March, 1940 was the commander of a separate aviation squadron of night bombers under the commander of the 8 Army. During the war, made several sorties on heavy bombers TB-3.



Ilya Mazuruk was a member of the Great Patriotic War. From July 1941, he was the commander of the 2 th Air Force Northern Fleet Air Group, while remaining Head of the Polar Aviation Directorate and Deputy Head of the GUSMP, Rear Admiral Papanin. Colonel Mazuruk managed to make several combat missions, including the first massive strike of the Soviet Air Force on the bases of the German fleet located in the Varanger fjord. Later he recalled: “It was necessary to fly quite a lot on combat aircraft in the polar sea areas, directing the organization of intelligence, countering the enemy’s surface and submarine forces, rescue foreign sailors from the sunk Allied ships that carried various military cargoes to the USSR”.

3 August 1942 Ilya Pavlovich Muzuruk was appointed head of the Krasnoyarsk Air Force of the Red Army, from June 1943 to June 1944 commanded the GVF 1 reconnaissance division. This part was created on the basis of the 6-th reserve aviation factory. The division consisted of 5 ferry and one transport aviation regiments. The Krasnoyarsk air route or the ferry route from Alaska to the Soviet Union was intended to supply American combat aircraft under the Lend-Lease program. It is known that Ilya Mazuruk personally overtook combat aircraft along this 50 route. The total length of the route was 6306 kilometers. It began in Fairbanks (Alaska) and ended in Krasnoyarsk. The administrative center of the haul was Yakutsk, where the headquarters of the GNV 1 ferry division, as well as the air route control were located. The city was based 4-th ferry and 8-th transport regiments.

11 May 1944 of the year for the exemplary performance of the tasks of the command to distill combat aircraft for the operating units of the Red Army Air Force. The 1-th disarmament division of the Civil Air Fleet was awarded the Order of the Red Banner. At the same time, the Krasnoyarsk air line was in charge of not only distilling American combat aircraft that were supplied to the USSR under lend-lease, but also organizing and executing aviation services for the population and the national economy of the vast region that was Siberia. Over the 3 year of existence of the route, her transport aircraft were able to transport more than 128 371 passengers, 18 753 tons of various cargoes, and about 319 tons of mail.



Ilya Muzuruk headed the 1 Distillation Aviation Division until June 1944 of the year, after which he passed the case and departed to his new duty station, but the Krasnoyarsk air route continued to operate until the very end of World War II. In total, 1942 combat aircraft were deployed along this route in 45-8094, which later were equipped with 250 air regiments of the Red Army. In total, on this part of the air route, assigned to the 1 th GVF ferry division, the 81 plane crashed.

From June 1944 to March 1947, Musuruk again held the post of Deputy Main Sea Route, being at the same time the head of the Polar Aviation Department. In 1946, he was given the rank of Major General Aviation. From 1947 to 1949, Ilya Muzuruk served as Deputy Chief of the Research Institute for the Civil Air Fleet. Since November, 1949 was the head of the flight inspection - deputy head of the Polar Aviation Administration. He took part in the high-altitude air expedition "North-5" (in 1950 year), as well as the evacuation of the drifting polar station "North Pole-2" (in 1951 year). Since February, 1953 has been in stock. In 1937-1950, he was a deputy of the USSR Supreme Council of the 1 and 2 convocations.

Having gone to the reserve, he continued his work in the Polar Aviation. He took part in 5 high-altitude air expeditions from 1954 to 1961 year. From 1956 to 1957, he served as commander of the flight unit of the sea part of the Second Integrated Antarctic Expedition. 18 March 1957 of the year Ilya Muzuruk on the An-2 plane for the first time in the world landed on the top of an iceberg in Antarctica. In total, he performed a 254 flight with landings on drifting ice.



Ilya Mazuruk lived and worked in Moscow. Here he wrote the books “Air Navigation”, “Over the Arctic and Antarctica. Polar Aviation of the USSR ". The famous 2 pilot, January 1989, passed away at the age of 82. He was buried in Troyekurovsky cemetery of the capital.

Over the years of his service, Major General Aviation (awarded the title in 1946) Ilya Pavlovich Mazuruk was awarded two Orders of Lenin, three Orders of the Red Banner, Three Orders of the Patriotic War I Class, three Orders of the Red Star, numerous Orders of the Red Banner of Labor, numerous Soviet medals and foreign awards. The streets in Brest, Lipetsk and the village of Seymchan (Magadan region) were named after the famous pilot. The settlement during the Second World War was part of Alsiba (Alaska-Siberia air route). In 2006, in Belarus, in memory of Ilya Pavlovich Mazuruk, a postal envelope was issued with his image.

Based on materials from open sources.
Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 20 July 2016 07: 52
    +5
    Man ... Thanks ...
  2. qwert
    qwert 20 July 2016 08: 09
    +4
    Quote: parusnik
    Man ... Thanks ...

    Join. hi
  3. EvgNik
    EvgNik 20 July 2016 09: 50
    +2
    There were times when it was honorably military, a pilot, and not a manager, as it is now. Thanks for the great article.
  4. Aviator_
    Aviator_ 14 August 2016 21: 26
    0
    Great person!

20 июля родился советский полярный лётчик Илья Павлович Мазурук

Ровно 110 лет назад, 20 июля 1906 года (по новому стилю), родился советский полярный летчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Ильи Павлович Мазурук. Всю свою жизнь он связал с авиацией. Работал в полярной авиации Главсевморпути, принимал участие в Великой Отечественной войне. Заслуги Ильи Мазурука перед страной были отмечены многочисленными правительственными орденами и медалями.

Илья Мазурук родился в Брест-Литовске (сегодня Брест) в обыкновенной рабочей белорусской семье. С 1915 года вместе с семьей жил в городе Льгове (Курская область). Смог окончить начальную школу, до 1919 года проходил обучение в высшем начальном училище. В 1919-1920 годах трудился чернорабочим на ж/д станции Льгов. Летом 1920 года вместе с семьей переехал в город Ровно (Украина), который вскоре отошел к Польше. Здесь он работал чернорабочим на ж/д станции, а также ночным сторожем в больнице. В апреле 1923 года Мазурук нелегально перебрался через границу и вернулся назад в СССР.

В 1923-1924 годах работал помощником машиниста на электростанции в Липецке, в 1924-1926 годах являлся секретарем волостного комитета комсомола в селе Кузьминские Отвержки (Липецкая область), Липецкого уездного комитета комсомола, а также заведующим школьным отделом Орловского губернского комитета комсомола. В 1926-1927 году был заместителем заведующего агитационно-пропагандистским отделом Орловского горкома партии. В ВКП(б)/КПСС вступил в 1925 году.


20 июля родился советский полярный лётчик Илья Павлович Мазурук


В октябре 1927 года по комсомольской путевке был направлен для прохождения службы в военную авиацию. Так начинающий партийный функционер сменил партийную работу на авиацию. В 1928 году Илья Мазурук окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1929 году — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Был демобилизован в ноябре 1929 года. После этого в 1930-1932 годах работал бортмехаником и летчиком в Гражданском воздушном флоте (в Средней Азии). В апреле-июне 1930 года он принимал участие в боевых действиях против басмачей.

Вот лишь один из эпизодов той поры. 70 защитников Кзыл-Агачинского гарнизона отбивались от наседавших со всех сторон басмачей. Отряды ОГПУ, которые были высланы им на подмогу, еще не подошли. Первыми им на помощь подоспели авиаторы. К тому моменту в крепости закончились патроны, подходило к концу продовольствие, в обрез оставалось запасов воды. На территории крепости советские летчики увидели 2 больших белых полотнища, на которых глиной было написано послание: «Нет патронов». Мазурук в ответ написал записку, состоявшую всего из одного слова: «Держитесь». Он довольно проворно вытащил патроны из пулеметной ленты, завернул их в снятую гимнастерку, после чего сбросил над крепостью. Сверток с патронами попал по назначению. Таких посылок с патронами осажденному гарнизону советские летчики послали не одну. После этого они сами забрасывали басмачей гранатами. За проведение этой операции Мазурук был награжден пистолетом системы «Маузер», содержащим дарственную надпись: «Мазуруку за успешную борьбу с контрреволюцией от коллегии ОГПУ».

В 1930-1938 годах являлся пилотом «Добролета», Гражданского воздушного флота (ГВФ), прошел тренировку в 3-й объединенной школе ГВФ (сегодня это Балашовское ВВАУЛ), совершал полеты на трассах Одесса-Батум, Ташкент и Алма-Ата. С 1932 года работал на Дальнем Востоке. Здесь он трудился во Всесоюзном объединении воздушных сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ (гидропорт в Хабаровске). Стоит отметить, что Илья Мазурук одним из первых советских пилотов освоил воздушные трассы Дальнего Востока, в частности совершал полеты на Сахалин (как начальник эстафеты), а также на Камчатку. С 1935 года занимал пост командира 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске.

20 июля родился советский полярный лётчик Илья Павлович Мазурук


Так, 27 августа 1932 года Илья Мазурук на самолете В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером СССР Л21 совершил первый рейс по маршруту Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток). Эта дата стала считаться днем рождения гражданской авиации Приморского края. В мае 1935 года пилот совершил перелет по маршруту Москва-Сахалин, который занял у него 45 часов. В честь 10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии» 16 мая 1935 года Указом ЦИК СССР был представлен к первому ордену Красной Звезды. К ноябрю 1936 года он за 2553 летных часа налетал 533 700 километров.

При этом рейсы между Сахалином и Хабаровском были нерегулярными. Часто они связывались с выполнением какого-либо срочного задания. Летчикам приходилось летать в сложных метеоусловиях над тайгой, морем и горами. В то же время работа авиаторов на трассе Хабаровск-Сахалин была бесценной. В 1936 году Илья Мазурук окончил курсы при Батайской летной школе Гражданского воздушного флота. С октября 1936 он трудился летчиком в Полярной авиации. Весной 1937 года в качестве командира самолета ТБ-3 он принял участие в высадке первой дрейфующей научной станции под названием «Северный полюс-1». За мужество и героизм, которые были проявлены при выполнении задания по созданию дрейфующей станции «Северный полюс», Постановлением ЦИК СССР от 27 июня 1937 года Мазуруку Илье Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

В 1938-1947 годах Илья Мазурук занимал пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути. Вновь в армии с января 1939 года. В 1939 году он успешно окончил курсы усовершенствования командного состава, которые были организованы при Военно-воздушной академии имени Жуковского. Являлся участником советско-финской войны. В декабре-марте 1940 года был командиром отдельной авиационной эскадрильи ночных бомбардировщиков при командующем ВВС 8-й армии. За время войны совершил несколько боевых вылетов на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3.

20 июля родился советский полярный лётчик Илья Павлович Мазурук


Илья Мазурук был участником и Великой Отечественной войны. С июля 1941 года он был командиром 2-й авиагруппы ВВС Северного флота, оставаясь при этом начальником управления полярной авиации и заместителем начальника ГУСМП — контр-адмирала Папанина. Полковник Мазурук успел совершить несколько боевых вылетов, в том числе возглавил первый массированный удар советских ВВС по базам немецкого флота, расположенным в Варангер-фьорде. Позднее вспоминал: «Приходилось довольно много летать на боевых самолетах в полярных морских районах, направляя организацию разведки, противодействия надводным и подводным силам противника, спасать иностранных моряков с потопленных судов союзников, которые везли в СССР различные военные грузы».

3 августа 1942 года Илья Павлович Музурук был назначен начальником Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии, с июня 1943 по июнь 1944 года командовал 1-й перегоночной авиадивизией ГВФ. Данная часть была создана на базе 6-й запасной авиабригады. Дивизия состояла из 5 перегоночных и одного транспортного авиаполков. Красноярская воздушная трасса или перегоночная трасса с территории Аляски в Советский Союз была предназначена для поставок американских боевых самолетов по программе ленд-лиза. Известно, что Илья Мазурук лично перегнал по этой трассе 50 боевых самолетов. Общая протяженность трассы составляла 6306 километров. Она начиналась в Фербенксе (Аляска) и заканчивалась в Красноярске. Административной серединой перегона был Якутск, в котором и размещался штаб 1-й перегоночной авиадивизии ГФВ, а также управление воздушной трассы. В городе базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки.

11 мая 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов для действующих частей ВВС Красной Армии 1-я перегоночная авиадивизия ГВФ была награждена орденом Красного Знамени. При этом в ведении Красноярской воздушной трассы была не только перегонка американских боевых самолетов, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу, но и организация и выполнение авиационного обслуживания населения и народного хозяйства огромного региона, которым являлась Сибирь. За 3 года существования трассы ее транспортные самолеты смогли перевезти более 128 371 пассажиров, 18 753 тонны различных грузов, и около 319 тонн почты.

20 июля родился советский полярный лётчик Илья Павлович Мазурук


Илья Музурук возглавлял 1-ю перегоночную авиадивизию до июня 1944 года, после чего сдал дела и убыл к новому месту службы, однако Красноярская авиатрасса продолжала действовать до самого конца Великой Отечественной войны. Всего в 1942-45 годах по этой трассе было переброшено 8094 боевых самолета, которыми в дальнейшем были оснащены 250 авиаполков Красной Армии. Всего за это время на части авиатрассы, закрепленной за 1-й перегоночной авиадивизией ГВФ, потерпел катастрофу 81 самолет.

С июня 1944 года по март 1947 года Музурук вновь занимал пост заместителя Главсевморпути, являясь одновременно начальником Управления Полярной авиации. В 1946 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации. С 1947 по 1949 год Илья Музурук занимал пост заместителя начальника Научно-исследовательского института Гражданского воздушного флота. С ноября 1949 года являлся начальником летной инспекции — заместителем начальника Управления Полярной авиации. Принимал участие в высокоширотной воздушной экспедиции «Север-5» (в 1950 году), а также эвакуации дрейфующей полярной станции «Северный полюс-2» (в 1951 году). С февраля 1953 года находился в запасе. В 1937-1950 годах являлся депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Уйдя в запас, продолжил свою работу в Полярной авиации. Принял участие еще в 5 высокоширотных воздушных экспедициях с 1954 по 1961 год. С 1956 по 1957 годы занимал должность командира летного отряда морской части Второй комплексной Антарктической экспедиции. 18 марта 1957 года Илья Музурук на самолете Ан-2 впервые в мире совершил посадку на вершину айсберга в Антарктиде. Всего он выполнил 254 полета с посадками на дрейфующие льды.

20 июля родился советский полярный лётчик Илья Павлович Мазурук


Илья Мазурук жил и работал в Москве. Здесь он написал книги «Аэронавигация», «Над Арктикой и Антарктидой. Полярная авиация СССР». Скончался известный летчик 2 января 1989 года в возрасте 82 лет. Был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

За годы своей службы генерал-майор авиации (звание присвоено в 1946 году) Илья Павлович Мазурук был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многочисленными советскими медалями и иностранными наградами. Именем известного летчика были названы улицы в Бресте, Липецке и поселке Сеймчан (Магаданская область). Поселок в годы Второй мировой войны был частью Алсиба (воздушной трассы Аляска-Сибирь). В 2006 году в Белоруссии в память об Илье Павловиче Мазуруке был выпущен почтовый конверт с его изображением.

По материалам из открытых источников.
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. parusnik 20 июля 2016 07:52
    Человечище...Спасибо...
  2. qwert 20 июля 2016 08:09
    Цитата: parusnik
    Человечище...Спасибо...

    Присоединяюсь. hi
  3. EvgNik 20 июля 2016 09:50
    Времена были, когда было быть почётно военным, лётчиком, а не менагером, как сейчас. Спасибо за отличную статью.
  4. Авиатор_ 14 августа 2016 21:26
    Великий Человек!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня