Немецкое командование: «Убивай всякого русского». Часть 2

16
Немецкое командование: «Убивай всякого русского». Часть 2


Имя Сталина в сочинениях встречается гораздо реже, чем упоминания о Красной армии. При этом дети называют его не иначе как «учитель, вождь и освободитель товарищ Сталин». Образы «любимой», «доблестной» Красной армии и красноармейцев в условиях только что ликвидированной угрозы порабощения были для подростков середины 1940-х годов намного актуальнее, чем культовые образы вождей.



Что касается сочинений учителей, то они стилистически более грамотны, чем сочинения школьников. Литературный уровень текстов гораздо выше. Это видно, например, по тому, как завершила свое сочинение одна из учительниц школы № 3: «Они пришли и принесли с собой горе, плен, рабство, смерть и нищету. Они уходят и оставляют за собой разорение, уничтожение культуры и всего того, что дорого советскому человеку».

Сочинение другой учительницы построено в виде дневниковых записей, каждая из которых относится к какой-то ключевой дате. Наибольший интерес представляет описание «нового порядка» фашистов в Таганроге. Запись от 17 октября 1941 года (начало оккупации Таганрога): «Новый порядок» воцарился и у нас». Запись, сделанная в феврале 1943 года (победа под Сталинградом): «Новый порядок» задерживается у нас». И, наконец, запись от 30 августа 1943 года (освобождение Таганрога): «Новый порядок» рухнул, выброшен из родного города».



В некоторых сочинениях школьников есть зачеркивания красным карандашом. В основном это правки слов, но иногда зачеркнуты целые предложения. Так, например, зачеркнуты два описания случаев предательства. Первое из них — это предательство одним из подпольщиков своих товарищей. Он на допросе все рассказал немцам и просил других подпольщиков последовать его примеру.

Второй случай — выдача соседом отца одной из учениц, члена партии. Также, например, зачеркнут фрагмент, упоминавшийся ранее, о перевесе противника в первые дни войны. Очевидно, что учителя вычеркивали из сочинений те моменты, которые, как они считали, не следовало упоминать. Присутствуют и другие правки. Так, во многих сочинениях слово «русский» заменялось на «советский», в некоторых местах «партизаны» — на «подпольщики», и наоборот, в зависимости от контекста описываемых событий. Свою роль играла и личная самоцензура школьников. Ни один из учащихся не отозвался положительно о немцах или отрицательно о Красной армии. Все писали, как они ждали освобождения, все чувствовали радость тогда, когда это, наконец, случилось, называли оккупацию «временной».



Школьники благодарили Сталина и славили Красную армию. Многие сочинения пропитаны злобой и ненавистью по отношению к захватчикам, включают фразы «мы отомстим».

Таким образом, несмотря на свою идеологическую составляющую, школьные сочинения передают дух советского времени. Они дают возможность эмоционально пережить то время, увидеть войну глазами детей, понять, что они чувствовали в первые месяцы после освобождения. Практически постоянное пребывание в состоянии опасности, массовые разрушения, гибель товарищей и родных несли в себе негативное воздействие на психику, война и после окончания, как отмечает историк В.А. Агеева, «продолжала влиять на школьную повседневность». Однако жизнь перестала быть наполненной только лишениями и испытаниями, восприниматься подростками только в серых и черных тонах. Человек стремится вытеснить из памяти негативные переживания и опыт, ему свойственна концентрация на позитивных моментах жизни, приносящих небольшие житейские радости.



Воспоминания жителей

Сегодня всё большее значение приобретает изучение поведенческих стратегий и модели восприятия реальности советскими людьми, пережившими немецко-фашистскую оккупацию. Воспоминания людей, переживших немецко-фашистскую оккупацию во время Великой Отечественной войны очень глубокие, яркие и зачастую болезненные. Они были порождены сильным страхом, подавленностью, гневом и не стираются у очевидцев даже спустя многие десятилетия. Свидетелям оккупации, время которой пришлось на их детство и юность, запоминалось не все подряд в равной степени. На основании анализа устных исторических материалов из экспедиций в Кореновский и Горячеключевской районы Краснодарского края представляется возможным выделить наиболее значимые моменты.



После войны нередко говорили, что кровавые события предвещались сверхъестественными знамениями, что свидетельствует о живости в народном сознании и во второй половине XX века традиционных представлений, известных с доиндустриального периода: «Ни, просто вот тут (на небе) месяц, и тут солдат, и тут солдат (с двух сторон). Просто настоящи, выдно, ружё так, мужикы. А с мэнэ смиюца, ка: «Шо ты выдумала?» Прышла старуха одна: «Да, правда, шо-то такэ буде». А молодижь наша: «О-о всяки тыньки-миньки придумывают». Она: «Ну ничё, бисовы неверы, побачитэ»; «Перед 1941 годом небо красное было сильно, молнии махали».


Автор фото Михаил Трахман (Телеграфное агентство Советского Союза, ТАСС)


Еще до оккупации военные тяготы давали знать о себе. Женщинам пришлось много работать. Они и подростки заменили ушедших на войну колхозников: «Я цэ хорошо помню, шо утром встал, и объявляют. Тогда были ти, радио. И вот объявляют: война. Я в правление пришёл, в колхоз. Меня на коня поставили. Сил и ездил по бригадам объявлял всем, шо началась война. Сзывают домой всех людэй с работы. Сошлись сюда. Был председатель колхоза. Сказал, шо началась мобилизация. И начали мужикив брать на фронт. В общем, осталысь одни женщины. И мы, пацаны-подросткы».

К новым обязанностям добавился и резкий рост налогов, трудности со снабжением: «Ну, когда война началась, мы ещё как-то ходили. А когда стали накладывать большие налоги по мясу, молоку. Нам всё это пришлось как бы в налоговую отнести. Пришли, описали. Открыли старый сундук, а там ещё кое-что лежит. Ну, естественно роптать поздно. Надо было, значит надо. Была война. Значит надо. Прости, Господи». Всё это сопровождалось ускоренным взрослением подростков.

Вступление оккупантов в кубанскую станицу производило жуткое впечатление. Его ждали с ужасом. В формировании заранее негативного образа немца сыграли свою роль и официальная пропаганда, и рассказы отступавших советских солдат, и письма с фронта. Особое психологическое воздействие оказывало обилие военной техники, которая издавала громкие и резкие звуки, пугала станичников. Особенно запомнились передовые мотоциклетные разъезды. Всё это «расчеловечивало» немцев, придавало им черты опасных машин, а не людей.

«Ехали на танках, мотоциклах. Гнали они румынов и над ними издевались. Грязь была страшная, а они им приказывали: «Лечь, встать, лечь, встать», в эту грязь».

«Пришли немцы — мне было двенадцать лет. Я хорошо запомнил. Пришли в июле месяце, уборка была как раз, пыляка. Они прыехали на мотоциклах сюда. А пацаны ж. На встречу смотрели на их. Як на чертей. Они грубые были. В оккупации прожил з июля месяца по февраль месяц, сорок трэтий год. В сорок втором году зашли немцы».

Под воздействием длительных непосредственных контактов с оккупантами их восприятие переставало быть клишированным. Становились видны их человеческие качества, индивидуальные особенности: «(А в доме у вас не жили немцы?) Жил. Жил немец. (Не трогал?) Нет. Это немец был высокий чин. У него автомобиль. Охранники стояли на каждом углу. Офицер был. Он чисто немец. Аккуратный был. Я бы даже сказал, что действительно немцы не все плохие».

Но память о немецком терроре всё же более распространена: «Немцы летом пришли. В августе. В Платнировке больших нэ было зверств. Тока понапывалыся. Возле базара я тада жила. А его мать жила здесь же. Немец пьяный приходыл. Направлялы до их это. Старуху убыл. Корову убыл».

— А что тогда было в Имеретинке? Во время оккупации?

— У нас, например, двух наших партизан, председателей колхозов, Матвиенко и Конотопченко. А так больше никого не убыли. Я не знаю. Тада ж выгоняли всих на показное повешение. Это устрашающая акция. Немцы сделали такие гадости, что надо было не мирыться. Сколько положили людей. Каких людей уничтожили! Рабочую силу.

Особое место в памяти станичников нашлось и для союзников немцев — румын, словаков. Их считали более развязными, вороватыми, склонными к мародерству. Но в то же время менее страшными. В большей степени это относилось именно к румынам.

— Румыны были, венгры?

— Были. Они боялись. Они такие квёлые были. Пораспускают, понавешают соплей и ходят. Холодно было, январь. А когда пришли немцы, там много украинцев было. Наших с ими. Где им понравится, там они выбирають квартиры и спять. У нас ночь переночували. Ушли от нас. Мы бедненько жили. Мама одна, нас трое. Пошикарнее где дома. Тогда дома были старинни».

«С хаты выгнали, румыны поселились. И немцы, и румыны были. Румыны. Курям головы поодризалы, кабанчику одризалы голову. Тэ всэ пойилы. А нас выгналы с хаты. Улей був у нас. Воны пчёл вытрусылы, мэд забралы, поилы. По соседству стояли немцы». Румыны «ны ругалыся, ны былыся, мамку воны ны трогалы». Когда румыны стояли, «конив у зал завылы». «У зал, спальню, а сами в других комнатах».

— А к девушкам не приставали? Почему?

— Постарше приставалы. Девчата ж пряталысь где кто, сидэли. Приставалы. Всё было. Девчата стоят. Прибигалы. Не знаю как. Досталося.

«Немцы были. Чехословакия стояла. Чехи ж были. Сразу немцы, потом румыны, а потом чехи. И стали. В амбаре завели пекарню. Хлеб пекли и на фронт отправляли. Работали кое-кто тут в амбарах у них. А та работ не было никаких. В амбарах пекарня была. Там при немцах подворье было. Чехословакии на квартире стояли. Хлеб просили. Принесут мешок. Свиней понатягали. В сарай. Шесть штук. Принесуть мешок хлеба и высыплють. «Мамка, водичка нальёшь». И нам хлеб давали. И свиней кормить. Резали этих свиней, забивали. Приезжала машина. Режуть и забирають на фронт. Чехословаки — они хорошие люди. Хорошие. А первые немцы! Те топтали заборы. Пришли, пополомали. Хатёнки какие поразрушили. Потом пришли после немцев румыны. А потом чехи пришли. Уже порядок стал. Тишина, хорошо было.

— А румыны что делали?

— Румыны ничего не делали. Готовили они продукцию. Хлеб пекли, мясо.

— Были. А у нас не немцы, говорили, шо словаки. И венгерские люди. И словакы. Были, были. В станице были.

— А словаки население не обижали?

— Обижали. Забирали. Тёлочку выкормил — придут заберут. Телка забирают. Чё там не обижали? Обижали! Идёт словак. Кричит: «Мамко! Давай яйца, курки, молоко!»

Как видно, в глазах очевидцев сложился образ словаков как своеобразных солдат Швейков, не агрессивных и даже дружелюбных, но не упускающих возможности «урвать» мирских благ.



Так называемых полицаев, полицейских из местных жителей, при немецкой оккупационной администрации старожилы кубанских станиц вспоминают в целом со страхом и омерзением. Они постоянно повторяют, что от полицаев было больше вреда мирным жителям, чем от самих немцев. Именно с ними происходили основные конфликты периода оккупации. В народном сознании полицаи стали воплощением всего того зла, что принесла оккупация

— А вообще они местных обижали сильно?

— Обижалы. А как же.

— Расстреливали?

— Представь, шо немец сам, немец, он не трогал. Он настраивал против нас полицаёв. У него полицаи.

— А расстрелы были в станице?

— У нас не было. Может, увозили куда, но у нас в станице я не помню, шоб стрэляли. Бить били. Тут по нашей улице был совет на углу. Вото положуть — он порет плётками. И женщин, и мужчин. За неподчинение. А неподчинение шо — не хотят на работу». «Полицаи были в войну. Обязательно. Я ж дежурил у этих у полицаёв. Ну и постреляли. Красные пришли — постреляли».

Не всегда очевидцы подчеркивали грозность и жестокость полицаев, опасность, исходившую от них. Иногда рассказчики делают акцент как раз на социальную ущербность, возрастную незрелость. Полицаи маркируются как «несчастные люди». Тем более что молодежь и подростки были одними из главных объектов всевозможных гитлеровских «мобилизаций» и агитационной обработки.

— А как себя вели полицаи?

— Чтоб очень сурово, я бы не сказала. Один даже прощения просил, скрывался у нас. Инвалид у нас. А брат так и ушёл за немцами. Молодой.

Очевидцы отмечают, что перед отступлением немцы и их союзники были уже совсем другими. Они поняли, что на Кубани им не удалось закрепиться, поэтому стали гораздо более жестокими и развязными. Оккупанты целенаправленно уничтожали ценное имущество и постройки.

По мнению Татьяны Зеленской, обращение к народной памяти призвано не только сохранить всю эклектику ушедших дней, но и приблизить прошлое к современному человеку, в руках которого будущее нашей страны. Архивные документы позволяют наполнить историю войны ее человеческим восприятием, понять всю пестроту и неоднозначность военных реалий в сознании обычного человека военного времени — ребенка, солдата, свидетеля оккупации, узника концлагеря.

Многие жители нашли подтверждение созданному пропагандой отрицательному образу врага в личных столкновениях с оккупантами. В результате ненависть и жажда мести становились основными чувствами в отношении к немцам. Евгений Кринко указывает: «Представления советских граждан о немцах серьезно изменились во время войны. Ненависть к врагу, пережитые тяжести военного времени, гибель родных и близких — все это не могло не сказываться и после освобождения советской территории. Немец сохранял свою враждебность даже тогда, когда не представлял прямой угрозы». В результате войны и оккупации в сознании сформировался крайне негативный образ немца. Немец стал символом зла: «гитлеровские разбойники», «гитлеровские банды», «Изверги, душегубы, палачи людей!», «С первого же дня немцы, как голодные волки, стали грабить», «Ни часу работы для блага немцев».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    27 июля 2016 08:03
    Тема интересная..Спасибо Полина...У нас в городке жил полицай ,бывший..Дом его все знали..Мы пацаны, кресты на его воротах рисовали..Детство.70-е годы..
  2. +6
    27 июля 2016 08:18
    Вспомнился рассказ по ТВ одной старушки, пережившей оккупацию. "А поняли мы, что он работает на немцев, когда Михей сказал :"Скоро придут русские - погонят немцев". Мы ведь никогда не говорили "русские", всегда говорили "наши"
    А насчет портретов Сталина... Тут хорошо писал Мухин, что если взять подшивку "Огонька" за 1949 год (если не ошибаюсь), то за год в нем было всего три ФОТОГРАФИИ СТАЛИНА. Одна в номере в месяце , когда у него был день рождения. Одна общая с депутатами на каком то пленуме или конференции, и одна в номере про союзников, где он с Рузвельтом и Черчиллем. Вот и весь культ. Три фото за год, из них две общие.
    Глупый вопрос в статье "Убивали? Обижали?" Потери СССР составили 20 000 000 человек (я этой цифре верю), из них военных 9 500 000. Выходит 10 500 000 мирных жителей. Так "убивали, обижали" или нет?
    1. 0
      27 июля 2016 16:09
      Когда румыны удрали из Транснистрии, то отступающие немцы вошли в городки и сёла возле Днестра. Местные им показывали дома, где жили евреи и немцы их взорвали. Меня всегда удивляло то, что им не жалко было взрывчатки.
      1. 0
        27 июля 2016 17:39
        У немцев все было учтено и подсчитано. Например, 4 кг "Циклона Б" было достаточно для убийства 1000 человек. Ежедневно в Освенцим прибывало со всей оккупированной Европы около 10 эшелонов с людьми. В каждом эшелоне было 40-50 вагонов. В каждом вагоне было от 50 до 100 человек. И т.д.

        Освенцим был освобождён 27 января 1945 года войсками 1-го Украинского фронта под командованием маршала Ивана Конева
      2. Комментарий был удален.
  3. +5
    27 июля 2016 08:32
    «Они пришли и принесли с собой горе, плен, рабство, смерть и нищету. Они уходят и оставляют за собой разорение, уничтожение культуры и всего того, что дорого советскому человеку»

    Для меня это схоже с нашими временами. Поощряя иностранные инвестиции в страну - поощряется тихая оккупация. Разорение заводов, сельского хозяйства, уничтожение нашей культуры. Разве это не происходит у нас на глазах?
    Так что проведя параллели, можно сказать что статья накладывается и на наше время.
    1. +2
      27 июля 2016 09:17
      Да,Евгений. Сегодня появилась статья об образовании,об изучении Истории,которая как раз перекликается с темой Полины. Что же делать?Внутренняя политика отличается от внешней.Нельзя же жить в двух мирах и по двойным стандартам.
      А вот из наукообразных фраз историка Рожкова можно сконструировать свои фразы для подобных споров.Например, кто-то говорит :мы должны объединиться со всей Европой.Там---культура.А я в ответ :нет,это не так.Это всего лишь работа вашей призмы.
      1. +2
        27 июля 2016 10:19
        Дмитрий. Сегодня статьи вообще какие то будоражащие, не поднимающие настроения. Что то грядет.
    2. +2
      27 июля 2016 12:48
      Цитата: EvgNik
      «Они пришли и принесли с собой горе, плен, рабство, смерть и нищету. Они уходят и оставляют за собой разорение, уничтожение культуры и всего того, что дорого советскому человеку»

      Для меня это схоже с нашими временами. Поощряя иностранные инвестиции в страну - поощряется тихая оккупация. Разорение заводов, сельского хозяйства, уничтожение нашей культуры. Разве это не происходит у нас на глазах?
      Так что проведя параллели, можно сказать что статья накладывается и на наше время.

      Уже оккупировали
      Сегодня включил ТВ
      Там реклама "успешного человека": машина и тд
      Это не правильно
      УУспешный тот кого после смерти возвеличивают и благодарят
  4. +5
    27 июля 2016 08:49
    Многие жители нашли подтверждение созданному пропагандой отрицательному образу врага в личных столкновениях с оккупантами. belay

    Эта фраза просто убила... получается, что враг был вполне себе положительным и корректным, но пропаганда создала ему "отрицательный образ"??? и только после этого многие, но, видимо, не все нашли этому подтверждение??? И без пропаганды люди не поняли бы, что их пришли уничтожать? И что фашисты всех национальностей были зверьем?
    1. +1
      27 июля 2016 10:28
      Цитата: Таня
      получается, что враг был вполне себе положительным и корректным, но пропаганда создала ему "отрицательный образ"

      Вот именно, Татьяна, вот именно.
      Сегодня наши журналисты подкачали, с утра настроение испортили, видимо погода сказывается и на них.
      Имя Сталина в сочинениях встречается гораздо реже, чем упоминания о Красной армии.

      Сначала надо провести исследования - сколько раз в сочинениях школьников упоминались имена других генсеков и президентов, сделать сравнительный анализ. Некорректное высказывание в начале статьи даёт неверный посыл на всю статью.
      1. +2
        27 июля 2016 10:40
        Сначала надо провести исследования - сколько раз в сочинениях школьников упоминались имена других генсеков и президентов, сделать сравнительный анализ.

        На других генсеков и президентов пока нет заказа. Поэтому и нет исследований. request
        Да и масштабы личностей не сопоставимы.
  5. 0
    27 июля 2016 13:38
    минусанул статью...что то не верю в "добрых " оккупантов.обижали?да нет конечно,сами убились 27 миллионов и всё.культ Сталина...тут вообще слов нет.если это был культ,то что сейчас?!когда в школе как заклинание повторяют после каждой фразы:"...это от партии ЕР","это за вас партия ЕР"...
    нет...тут как с Поклонской,после её дефиле с портретом николашки на Марше Памяти,Полине доверия нет.мягко стелила ,да жёстко спалось.
  6. 0
    27 июля 2016 17:41
    Цитата: лукман
    Автор даже в такой статье не смог не пнуть мертвого льва.

    "Мертвый лев" - это нацистская Германия?
  7. 0
    27 июля 2016 20:31
    recourse детишек очень жалко..натерпелись
  8. 0
    28 июля 2016 00:02
    Эта статья сразу формирует ассоциацию "Немцы на нас напали" и формирует мнение, что даже детям пришлось воевать и при это сердце кровью обливается.

    Достаточно посмотреть на фотографии, не читая статьи.

    Я учился и воспитывался при Союзе. И запомнил аксиому: "Война и немец - это страшное горе для страны и с врагом нужно сражатья до последней капли крови"

    В современном понимании Немец - это просто житель германии. Но если вспомнить при том слово "Война", то сразу вспомнятся рассказы про Великую Отечественную.

    К чему это я. А вот к чему. С сыном посмотрели несколько фильмов о войне, и он сразу стал понимать то, что нужно бить немецкие танки и бить фашистов. Дети иногда играют в войну во дворе и при этом спорят, кто будет немцем... Не обязательно специально формировать мнение против немцев, они врагу для нас уже на подсознании.

    При этом местные Немцы, которые со времён Демидова живут в России думают так же, по крайней мере дети в играх знают, кто с нами воевал во время Великой Отечественной...

    И не нужно специально формировать сознание детей, они сами понимаю что к чему.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»