Military Review

Tanzanian experiment. How Julius Nyerere built the “socialism of the African community”

10
Among African leaders of the twentieth century, most of whom were either colorless bureaucrats or bloody dictators, Julius Nyerere holds a special place. For more than twenty years, Nyerere led Tanzania, and it was under his leadership that the country was able to achieve some success, becoming one of the most stable states in the region, especially in comparison with neighboring countries, where wars and coups did not stop. AT history Julius Nyerere entered as the founder of "socialism ujamaa" - one of the sub-types of African socialism. Unlike many other similar models, “socialism ujamaa” really had a positive implementation experience.

In 1885, a vast territory in eastern Africa was colonized by Germany. However, during the First World War, British and Belgian troops invaded German East Africa. After the war, the former German colony was divided between Belgium and Great Britain. Belgium moved the lands of modern Rwanda and Burundi, and Great Britain - Tanganyika, which in 1922 became the mandate territory of the League of Nations under the administration of Great Britain. In Tanganyika 13 on April 1922, Julius Nyerere was born - a man who was destined to play a crucial role in gaining political independence in the mandated territory and in the future construction of a sovereign Tanzanian state.

Tanzanian experiment. How Julius Nyerere built the “socialism of the African community”


Julius Kambarage Nyerere came from the family of the tribal chieftain of the small village of Butiama, on the eastern shore of Lake Victoria, and belonged to a small Zanaki people, one of the Bantu-speaking peoples of Tanganyika. Like most African leaders, Julius's father was a polygamist - he had 22 wives, the fourth of whom was the mother of the future Tanzanian president. From the 22 wives, the chieftain had 26 children. The head of the family tried to give them all a decent education by the standards of the African colony at that time. Julius was the most powerful. He was sent to study at the Catholic school at the mission in Musoma, then to the school at the mission in Tabor. After Julius completed his high-grade school, in 1943, he went to Uganda - Makerere College, which was considered a very prestigious East African institution. After graduating from college in 1945, Julius returned to Taboura, where he began working as a teacher of biology and English at a local Catholic school. So began his teaching career. Apparently, the young man was a capable teacher - he was noticed and sent to study at Edinburgh University in Scotland in 1949. This trip played a crucial role in the fate of Nyerere. It was in Great Britain that the future president first became acquainted with socialist and Marxist ideas and became interested in politics. In 1952, Nyerere, who received a master’s degree from the University of Edinburgh, returned to Tanganyika. By this time in British East Africa was already restless. In Kenya, the Mau Mau movement grew, colonial troops were thrown against the rebels.

As a rule, the national liberation struggle in the colonies was led by the “best people” of Africa — graduates of European universities and colleges who claimed to be the future elite of the new independent states. Julius Nyerere was also one of the best teachers in Tanganyika for that period. In 1954, he founded a political organization - the Tanganyika African National Union (TANU). His goal was proclaimed the struggle for political independence Tanganyika. Under the leadership of Nyerere, the union quickly became one of the leading national liberation organizations of the African continent as a whole. Already in 1958, TANU took the majority of seats in the legislative bodies of Tanganyika. The organization maintained close ties with similar national liberation movements in other African colonies in Southern and Eastern Africa. 15-18 September 1958 was held in Mwanza, under the auspices of TANU, a meeting of leaders of political parties and organizations in Eastern and Central Africa, in which representatives from Tanganyika, Zanzibar, Kenya, Nyasaland (Malawi) and Uganda participated. Julius Nyerere sympathized with the Pan-African ideas and considered the possibility of creating after the declaration of independence of these countries of the Federation of East Africa.



Unlike neighboring Kenya, the national liberation struggle in Tanganyika did not become armed - not only because Tanganyika was a mandated territory of the UN, not a colony, but also because of the views of Nyerere himself. He already managed to achieve a lot. 2 September 1960 Mr. Nyerere was appointed Chief Minister of Tanganyika, and 1 May 1961 was appointed Prime Minister. 9 December 1961 was declared the independence of Tanganyika. At first, an independent state had the status of a kingdom within the British Commonwealth, and the British Queen Elizabeth II remained the monarch. Julius Nyerere served as prime minister of the independent Tanganyika. During this period, he saw the main tasks for himself, firstly, the transformation of Tanganyika from a semi-colony into a truly independent state, and secondly, integration with the neighboring island of Zanzibar. 9 December 1962, Tanganyika was proclaimed a republic, and Julius Nyerere became its first president.

10 December 1963 of the United Kingdom granted political independence to the island of Zanzibar, which became a constitutional monarchy led by the Sultan. However, antimonarchic sentiments increased in Zanzibar, exacerbated by social and national contradictions between various groups of the sultanate’s population. As a result, on January 12, 1964, the Zanzibar revolution occurred, overthrowing the power of the sultan. The history of the Zanzibar revolution is a special topic requiring a separate story. During the revolution in Zanzibar attacks on the Arab-Persian population of the island, the former elite of the sultanate. As a result, many Arabs and Persians left Zanzibar forever. The People’s Republic of Zanzibar and Pemba, headed by Sheikh Abeid Amani Karume, were proclaimed. Representatives of Zanzibar and Pemba, who feared the restoration of the monarchy by the forces of neo-colonialists, entered into negotiations with Julius Nyerere on the union of Zanzibar and Tanganyika. 26 April 1964 was proclaimed by the United Republic of Tanzania. Its president was Julius Nyerere, and the vice president was Abeid Amani Karume.


Nyerere and Fidel Castro

The United Republic of Tanzania, like many other African countries, has proclaimed a policy of building socialism. However, unlike most countries of the continent, for which socialist orientation was only a way of receiving material assistance from the Soviet Union or China, in Tanzania serious work was really carried out on the socialist modernization of the political and economic spheres of society. In 1967, the African National Union of Tanganyika adopted the Arusha Declaration, which was the first document reflecting the basic principles of the country's development along the socialist path. It was in the Arusha Declaration that the foundations of “socialism of ujamaa” were first formulated - a concept with which Tanzania and Julius Nyerere became associated for many years. “Ujamaa” (Swahili: Ujamaa) is actually a community. Julius Nyerere, despite his sympathies for Marxism, was nevertheless a supporter of African identity and argued that such forms of social organization are characteristic of the African continent that exclude the capitalist path of development and fit perfectly into the framework of the socialist model. “Ujamah socialism” is communal or collectivist socialism, which is a modern adaptation of the traditional structure of the African rural community. It is based on ideas of mutual aid and mutual support inherent in large communities of African villages.

The concept of ujamaa was based on the following principles: rejection of the ideology of capitalism; denial of private ownership of the means of production and exploitation of man by man; recognition of the existence of classes in African society, but the denial of the large role of class struggle in social relations in African countries; a course of self-reliance with the restriction of foreign aid and the mobilization of all the resources of the people for building a better society. As a teacher, Nyerere believed that the basis of social development is the human desire for moral and ethical improvement, and these are the values ​​he tried to translate into Tanzanian society.

However, it was not enough to accept the declaration - it was required and implemented. In Tanzania, a socialist reorganization of the economy began. Foreign banks, industrial enterprises and plantations were nationalized, in the long term the full nationalization of all retail trade was considered. But the main reforms were to be carried out in the field of agriculture. Tanzania headed for the collectivization of the agrarian sector, which envisaged the creation of “socialist villages” - “Vijijivya ujamaa”. In such villages, not only land, but also water sources, schools, shops were recognized as collective property. Thus, socialism within the framework of the Nyerere concept was understood not only as a path of social development, which allows for the economic and social modernization of the country, but also as a tool for the preservation of all the positive components of the traditional African community structure.



However, although ideally Nyerere expected to transfer the entire economy of the country to collectivist and cooperative bases, in fact Tanzania still had to put up with the private sector of the economy and even allow limited foreign investment in 1977. The obsession with traditionalism of the African community preserved the backwardness of agriculture and impeded the development of modern types of production. But, nevertheless, it was during the reign of Nyerere that Tanzania achieved such success in the economy and social sphere that any country of the continent could envy. To begin with, being one of the largest countries in the region, Tanzania preferred to invest not in the military sphere and the strengthening of special services, but in the social infrastructure.


After becoming president of independent Tanganyika in 1962, Julius Nyerere accepted the country as extremely backward, with two (!) Engineers and twelve (!) Doctors from among the indigenous people. The overwhelming majority of the population of young Tanganyiki barely knew how to read and write - for example, only 50% of children attended elementary schools, and only 5% of the population of the former mandate territory had complete secondary education. In the past, the school teacher himself, Nyerere, perfectly understood the importance of education for the development of the country, so one of his first steps as head of the country was to begin work on creating a network of secondary schools and providing general secondary education. Already by 1965, the president of the country, by then only four years of being independent, had succeeded in reaching all of the children in Tanzania with a seven-year education system. Colleges and institutes were opened, and capable young men and women were sent abroad for higher professional education. This policy has yielded results. Already after 15 years after independence, Tanzania surpassed all other countries in Africa south of the equator in the number of medical workers, teachers and engineers and in the quality of their education. For the most part, Tanzanian specialists were trained in the Soviet Union and the countries of Eastern Europe.

In 1977, on the basis of the African National Union of Tanganyika and the Afro-Shiraz Party of Zanzibar, a new political party of the country was created - Chama Cha Mapinduzi - the Revolutionary Party, which proclaimed its ideology “socialism ujamaa”. The revolutionary party became the only party in the country, but about the “undemocratic” one-party system Nyerere did not complex - he considered it the best way against tribalism - the most serious problem of African states. In addition to the fight against tribalism, the vector of the fight against corruption was also set. Members of the ruling party, to which all the leading cadres of the country belonged, were forbidden to have more than one salary, more than one house and own securities or shares of companies. Significant restrictions were also imposed on the level of personal consumption, since, according to Nyerere, party members should have been an example of high morality for the rest of Tanzanians.


The foreign policy of Tanzania was also progressive. So, Julius Nyerere greatly supported the socialist France Albert Rene, who came to power in a coup in the Seychelles. In 1978-1979 Tanzania waged war with Uganda, which resulted in the overthrow of Uganda’s bloody dictator Idi Amin Dada. The Tanzanian army managed to crush the Ugandan troops, even though on the side of Idi Amin, a three thousand Libyan expeditionary force, sent by Muammar Gaddafi to Uganda, fought. The Tanzanian state also greatly helped the national liberation movements in the countries of South Africa, primarily in South Africa, Mozambique and Angola. It should be noted that, despite the good relations with the Soviet Union, Tanzania maintained a friendship with China, moreover - it was more likely to the Chinese model of socialism, which was considered as more acceptable to the third world countries.

In 1985, 63-year-old Julius Nyerere, by this time 24, was the head of state, voluntarily resigned from the presidency, and in 1990, he left the post of head of the Revolutionary Party. By the way, Chama Cha Mapinduzi is still the ruling party of Tanzania, and in 2013, it was admitted to the Socialist International. After retiring, the ex-president returned to his native village of Butiama, where he engaged in agriculture and led the way of life of an ordinary peasant. But after leaving the post of head of state, Nyerere enjoyed the great respect of ordinary Tanzanians, who called him nothing more than “Mwalimu” - “Teacher”. In 1999, Julius Nyerere died in the UK - in a hospital for leukemia patients. In the Tanzanian history, he has always remained a positive figure, and to be a president in Africa who is not cursed is a great rarity.
Author:
10 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 27 July 2016 07: 49
    +6
    Ilya, thank you .. As if I read an article from the magazine "Africa and Asia Today" ... Thank you ..
  2. qwert
    qwert 27 July 2016 08: 22
    +7
    There was a time. People tried to make the world a better place ... At least in their own country ... Someone succeeded. Libya is an example of this ... Someone doesn’t really ... But now this is already gone. No idealists, no communists ... A better world has become ??? Yes, in general, not very ... What is going on in Europe? What in the Middle East and Africa?
    1. ToBXPeH
      ToBXPeH 27 July 2016 10: 14
      +3
      What a hegemon - such is the world!
    2. Hayer31
      Hayer31 27 July 2016 20: 44
      +1
      Sejchas takix rukavaditeley netu, kotorie pokazali bi lichni primer narodu, 1 dom, nikakix tsennix bumag, iz janra fantastiki, kuda mi katimsja?
  3. Type 63
    Type 63 27 July 2016 12: 27
    +2
    Thank you so much, interesting article.
  4. Pimply
    Pimply 27 July 2016 13: 08
    +2
    The wonderful phrase "Tanzania's foreign policy also had a progressive direction. For example, Julius Nyerere provided tremendous support to the socialist Frans Albert René, who came to power as a result of a coup in the Seychelles."
  5. Reptiloid
    Reptiloid 27 July 2016 13: 43
    +1
    Such a good article! I liked the story! It turns out that there is still socialism there? Or am I not understanding something?
  6. tiaman.76
    tiaman.76 27 July 2016 20: 20
    0
    thanks for the article ... a rare positive example in africa .. a wise ruler of the country is the key to success
  7. Grishka cat
    Grishka cat 27 July 2016 22: 15
    +1
    Yes, there were not only cannibal presidents in Africa! Socialism is a force that has not yet revealed its potential! And J. Nyerere is a vivid example of how socialist ideas can be realized in one particular country, far from the most developed one. It seems to me that the matter is in people!
  8. Aviator_
    Aviator_ 29 July 2016 19: 28
    0
    Interesting article. And then about the African states usually goes infa, how bloody everything is there, but here, it turns out, there is such an example. Tanzania is lucky that there is no oil there, otherwise it would have already been introduced to "democratic values."
    1. Outsider V.
      Outsider V. 1 October 2016 22: 31
      +1
      But somehow it’s not so, everything is simple and beautiful there. Here is what Wikipedia writes:

      In Tanzania, led by Julius Nyerere, a nation-building policy was proclaimed. A “voluntary campaign” has begun across the country to involve young people, women, and the elderly in the construction of public facilities, roads, and bridges. This duty was combined with military training. At the same time, many of the leaders of the ruling party TANU (Tanganyik African National Union) engaged in personal enrichment. In 1966, student protests broke out, refusing to perform labor duties. The Tanzanian authorities suppressed these actions by military force.
      In January 1967, the TANU leadership announced a program for building communism in Tanzania. After that, banks, industrial enterprises, foreign trade organizations, as well as agricultural plantations, including those belonging to foreigners, were nationalized in the country.
      Collective farms began to be created in rural areas according to the concept of Tanzanian communism, Ujamaa. These innovations met with particular resistance in Zanzibar, where it got to the point that the main party leader was killed in 1972. In retaliation, the Tanzanian authorities executed dozens of conspirators.

Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»

Среди африканских лидеров ХХ века, большинство из которых составляли либо бесцветные бюрократы, либо кровавые диктаторы, Джулиус Ньерере занимает особое место. Более двадцати лет Ньерере возглавлял Танзанию, и именно под его руководством страна смогла добиться определенных успехов, превратившись в одно из наиболее стабильных государств региона, особенно в сравнении с соседними странами, где не прекращались войны и перевороты. В историю Джулиус Ньерере вошел и как основатель «социализма уджамаа» — одного из подвидов африканского социализма. В отличие от многих других аналогичных моделей, «социализм уджамаа» действительно имел позитивный опыт реализации.

В 1885 году обширная территория на востоке Африки — была колонизирована Германией. Однако в ходе Первой мировой войны на территорию Германской Восточной Африки вторглись британские и бельгийские войска. После войны бывшая немецкая колония была поделена между Бельгией и Великобританией. Бельгии отошли земли современных Руанды и Бурунди, а Великобритании — Танганьика, которая в 1922 г. стала мандатной территорией Лиги Наций под управлением Великобритании. В Танганьике 13 апреля 1922 года и родился Джулиус Ньерере — человек, которому было суждено сыграть важнейшую роль и в обретении политической независимости подмандатной территории, и в дальнейшем строительстве суверенного танзанийского государства.

Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»



Джулиус Камбараге Ньерере происходил из семьи племенного вождя небольшой деревни Бутиама, что на восточном берегу озера Виктория, и принадлежал к небольшому народу занаки — одному из бантуязычных народов Танганьики. Как и большинство африканских вождей, отец Джулиуса был многоженцем — он имел 22 жены, четвертой из которых и была мать будущего танзанийского президента. От 22 жен у вождя было 26 детей. Всем им глава семейства постарался дать приличное по тогдашним меркам африканской колонии образование. Наибольшими способностями отличался Джулиус. Его отправили учиться в католическую школу при миссии в Мусоме, затем — в школу при миссии в Таборе. После того, как Джулиус завершил образование в школе с отличными оценками, в 1943 году он отправился в Уганду — в колледж Макерере, который считался очень престижным восточноафриканским учебным заведением. После окончания колледжа в 1945 году, Джулиус вернулся в Табору, где стал работать учителем биологии и английского языка в местной католической школе. Так началась его педагогическая карьера. Судя по всему, учителем молодой человек был способным — его заметили и в 1949 году направили на учебу в Эдинбургский университет в Шотландию. Эта поездка сыграла важнейшую роль в судьбе Ньерере. Именно в Великобритании будущий президент впервые познакомился с социалистическими и марксистскими идеями, увлекся политикой. В 1952 году Ньерере, получивший степень магистра Эдинбургского университета, вернулся в Танганьику. К этому времени в Британской Восточной Африке уже было неспокойно. В Кении нарастало движение «Мау-Мау», против повстанцев были брошены колониальные войска.

Как правило, национально-освободительную борьбу в колониях возглавляли «лучшие люди» Африки — выпускники европейских университетов и колледжей, претендовавшие на роль будущей элиты новых независимых государств. Не остался в стороне от политической деятельности и Джулиус Ньерере — на тот период один из лучших педагогов Танганьики. В 1954 году он основал политическую организацию — Африканский национальный союз Танганьики (ТАНУ). Его целью была провозглашена борьба за политическую независимость Танганьики. Под руководством Ньерере союз быстро превратился в одну из ведущих национально-освободительных организаций Африканского континента в целом. Уже в 1958 году ТАНУ занял большинство мест в законодательных органах Танганьики. Организация поддерживала тесные связи с аналогичными национально-освободительными движениями в других африканских колониях Южной и Восточной Африки. 15-18 сентября 1958 г. в Мванзе, под эгидой ТАНУ, прошла встреча руководителей политических партий и организаций Восточной и Центральной Африки, в которой участвовали представители Танганьики, Занзибара, Кении, Ньясаленда (Малави) и Уганды. Джулиус Ньерере симпатизировал панафриканским идеям и рассматривал возможность создания после провозглашения независимости указанных стран Федерации Восточной Африки.

Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»


В отличие от соседней Кении, национально-освободительная борьба в Танганьике не приобрела вооруженный характер — не только потому, что Танганьика была подмандатной территорией ООН, а не колонией, но и из-за взглядов самого Ньерере. Ему и так удалось добиться многого. 2 сентября 1960 г. Ньерере был назначен главным министром Танганьики, а 1 мая 1961 г. занял пост премьер-министра. 9 декабря 1961 г. была провозглашена независимость Танганьики. Первое время независимое государство имело статус королевства в составе Британского Содружества, а монархом оставалась британская королева Елизавета II. Джулиус Ньерере занимал пост премьер-министра независимой Танганьики. В этот период главными задачами для себя он видел, во-первых, превращение Танганьики из полуколонии в подлинно независимое государство, а во-вторых — объединение с соседним островом Занзибар. 9 декабря 1962 года Танганьика была провозглашена республикой, а Джулиус Ньерере стал ее первым президентом.

10 декабря 1963 года Великобритания предоставила политическую независимость острову Занзибар, который стал конституционной монархией во главе с султаном. Однако, на Занзибаре нарастали антимонархические настроения, усугубляющиеся социальными и национальными противоречиями между различными группами населения султаната. В результате, 12 января 1964 года произошла Занзибарская революция, свергнувшая власть султана. История Занзибарской революции — это особая тема, требующая отдельного повествования. Во время революции в Занзибаре осуществлялись нападения на арабо-персидское население острова, бывшее элитой султаната. В результате, многие арабы и персы навсегда покинули Занзибар. Была провозглашена Народная Республика Занзибара и Пембы во главе с шейхом Абейдом Амани Каруме. Представители Занзибара и Пембы, опасавшиеся восстановления монархии силами неоколониалистов, вступили в переговоры с Джулиусом Ньерере об объединении Занзибара и Танганьики. 26 апреля 1964 года была провозглашена Объединенная Республика Танзания. Ее президентом стал Джулиус Ньерере, а вице-президентом — Абейд Амани Каруме.

Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»

Ньерере и Фидель Кастро

Объединенная Республика Танзания, как и многие другие страны Африки, провозгласила курс на строительство социализма. Однако, в отличие от большинства стран континента, для которых социалистическая ориентация была лишь способом получения материальной помощи от Советского Союза или Китая, в Танзании действительно проводилась серьезная работа по социалистической модернизации политической и экономической сфер жизнедеятельности общества. В 1967 году Африканский национальный союз Танганьики принял Арушскую декларацию, ставшую первым документом, отражающим основные принципы развития страны по социалистическому пути. Именно в Арушской декларации впервые были сформулированы основы «социализма уджамаа» — концепции, с которой на долгие годы стали ассоциироваться и Танзания, и сам Джулиус Ньерере. «Уджамаа» (суахили: Ujamaa) — это, собственно, община. Джулиус Ньерере, несмотря на свои симпатии к марксизму, был, тем не менее, сторонником африканской самобытности и утверждал, что для Африканского континента характерны такие формы общественной организации, которые исключают капиталистический путь развития и прекрасно укладываются в рамки социалистической модели. «Социализм уджамаа» — это общинный или коллективистский социализм, представляющий собой современную адаптацию традиционного уклада африканской сельской общины. В его основу легли представления о взаимопомощи и взаимной поддержке, присущие большим общинам африканских деревень.

В основу концепции уджамаа легли следующие принципы: отказ от идеологии капитализма; отрицание частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком; признание факта наличия классов в африканском обществе, но отрицание большой роли классовой борьбы в общественных отношениях в африканских странах; курс опоры на собственные силы с ограничением иностранной помощи и мобилизацией всех ресурсов народа для строительства лучшего общества. Как педагог, Ньерере считал, что в основе общественного развития лежит стремление человека к морально-этическому совершенствованию, и именно эти ценности он пытался транслировать в танзанийское общество.

Однако, мало было принять декларацию — ее требовалось и претворить в жизнь. В Танзании началось социалистическое переустройство экономики. Национализировались иностранные банки, промышленные предприятия и плантации, в перспективе рассматривалась полная национализация всей розничной торговли. Но главные реформы предстояло провести в сфере сельского хозяйства. Танзания взяла курс на коллективизацию аграрной отрасли, предусматривавшую создание «социалистических деревень» — «виджидживья уджамаа». В таких деревнях не только земля, но и источники воды, школы, магазины признавались коллективной собственностью. Таким образом, социализм в рамках концепции Ньерере понимался не только как путь общественного развития, позволяющий провести экономическую и социальную модернизацию страны, но и как инструмент сохранения всех позитивных компонентов традиционного для Африки общинного уклада.

Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»


Однако, хотя в идеале Ньерере рассчитывал перевести всю экономику страны на коллективистские и кооперативные основы, в действительности Танзании все же приходилось мириться с частным сектором экономики и даже разрешить в 1977 г. ограниченные иностранные инвестиции. Зацикленность на традиционализме африканской общины консервировала отсталость сельского хозяйства и препятствовала развитию современных видов производства. Но, тем не менее, именно в годы правления Ньерере Танзания достигла таких успехов в экономике и социальной сфере, которым могла бы позавидовать любая страна континента. Начнем с того, что, будучи одной из крупнейших стран региона, Танзания предпочитала вкладывать деньги не в военную сферу и укрепление спецслужб, а в социальную инфраструктуру.


Став президентом независимой Танганьики в 1962 году, Джулиус Ньерере принял страну крайне отсталой, с двумя (!) инженерами и двенадцатью (!) врачами из числа представителей коренного населения. Подавляющее большинство населения молодой Танганьики едва умело читать и писать — так, начальные школы посещали лишь 50% детей, а полное среднее образование имели только 5% населения бывшей подмандатной территории. В прошлом сам школьный учитель, Ньерере прекрасно понимал значение образования для развития страны, поэтому одним из первых его шагов на посту руководителя страны было начало работы по созданию сети средних школ и обеспечению всеобщего среднего образования. Уже к 1965 году президенту страны, к тому времени лишь четыре года бывшей независимой, удалось добиться охвата всей детей Танзании системой семилетнего образования. Открывались колледжи и институты, а способных юношей и девушек отправляли за границу для получения высшего профессионального образования. Эта политика дала свои результаты. Уже через 15 лет после провозглашения независимости Танзания превосходила все другие страны Африки к югу от экватора по количеству медицинских работников, учителей и инженеров и по качеству полученного ими образования. В большинстве своем, танзанийские специалисты проходили подготовку в Советском Союзе и странах Восточной Европы.

В 1977 г. на базе Африканского национального союза Танганьики и Афро-ширазской партии Занзибара была создана новая политическая партия страны — Чама Ча Мапиндузи — Революционная партия, провозгласившая своей идеологией «социализм уджамаа». Революционная партия стала единственной партией страны, но по поводу «недемократичности» однопартийной системы Ньерере не комплексовал — он считал ее лучшим средством против трайбализма — серьезнейшей проблемы африканских государств. Помимо борьбы с трайбализмом, был задан и вектор борьбы с коррупцией. Членам правящей партии, к которой принадлежали все руководящие кадры страны, запрещалось иметь более одной зарплаты, более одного дома и владеть ценными бумагами или акциями компаний. Вводились и существенные ограничения на уровень личного потребления, поскольку, по мнению Ньерере, члены партии должны были представлять собой пример высокой морали для остальных танзанийцев. Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»


Прогрессивную направленность имела и внешняя политика Танзании. Так, Джулиус Ньерере оказал огромную поддержку социалисту Франсу Альберу Рене, пришедшему к власти в результате переворота на Сейшельских островах. В 1978-1979 гг. Танзания вела войну с Угандой, в результате которой был свергнут кровавый диктатор Уганды Иди Амин Дада. Танзанийской армии удалось разгромить угандийские войска даже несмотря на то, что на стороне Иди Амина сражался трехтысячный ливийский экспедиционный корпус, отправленный Муаммаром Каддафи в Уганду. Очень большую помощь танзанийское государство оказывало и национально-освободительным движениям в странах Южной Африки, прежде всего — в ЮАР, Мозамбике и Анголе. Следует отметить, что, несмотря на хорошие отношения с Советским Союзом, Танзания сохраняла и дружбу с Китаем, более того — она тяготела скорее к китайской модели социализма, которая рассматривалась как более приемлемая для стран «третьего мира».

В 1985 году 63-летний Джулиус Ньерере, к этому времени 24 года находившийся во главе государства, добровольно ушел в отставку с поста президента, а в 1990 г. ушел и с поста главы Революционной партии. Кстати, Чама Ча Мапиндузи до сих пор является правящей партией Танзании, а в 2013 г. она была принята в Социалистический Интернационал. Выйдя на пенсию, экс-президент вернулся в родную деревню Бутиама, где занялся сельским хозяйством и вел образ жизни обычного крестьянина. Но и покинув пост главы государства, Ньерере пользовался огромным уважением простых танзанийцев, называвших его не иначе, как «Мвалиму» — «Учитель». В 1999 году Джулиус Ньерере скончался в Великобритании — в госпитале для больных лейкемией. В танзанийской истории он навсегда остался позитивной фигурой, а быть в Африке президентом, которого не проклинают — это очень большая редкость.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. parusnik 27 июля 2016 07:49
    Илья, спасибо..Как будто статью из журнала "Африка и Азия сегодня",прочитал...Благодарствую..
  2. qwert 27 июля 2016 08:22
    Было время. Люди пытались сделать мир лучше.... Хотя бы в своей стране... У кого то получалось. Ливия тому пример... У кого то не очень... Но сейчас уже такого нет. Нет идеалистов, нет коммунистов... Лучше мир стал??? Да в целом не очень... Что в Европе твориться? Что на Ближнем Востоке и в Африке?
    1. ToBXPeH 27 июля 2016 10:14
      Каков гегемон - таков и мир!
    2. Hayer31 27 июля 2016 20:44
      Sejchas takix rukavaditeley netu, kotorie pokazali bi lichni primer narodu, 1 dom, nikakix tsennix bumag, iz janra fantastiki,kuda mi katimsja?
  3. Type 63 27 июля 2016 12:27
    Огромное спасибо, интереснейшая статья.
  4. Пупырчатый 27 июля 2016 13:08
    Чудесная фраза "Прогрессивную направленность имела и внешняя политика Танзании. Так, Джулиус Ньерере оказал огромную поддержку социалисту Франсу Альберу Рене, пришедшему к власти в результате переворота на Сейшельских островах."
  5. Reptiloid 27 июля 2016 13:43
    Такая хорошая статья! Так понравился рассказ!Получается, там ---до сих пор социализм? Или я что-то не понимаю?
  6. tiaman.76 27 июля 2016 20:20
    спасибо за статью...редкий положительный пример в африке..мудрый правитель страны залог успеха
  7. Кот Гришка 27 июля 2016 22:15
    Да были в Африке не только президенты-людоеды! Социализм -это сила ,которая не еще не раскрыла своего потенциала! А Дж.Ньерере тому яркий пример того , как можно реализовать социалистические идеи в одной отдельно взятой стране , далеко не самой развитой. Мне кажется , что дело в людях!
  8. Авиатор_ 29 июля 2016 19:28
    Интересная статья. А то про Африканские государства обычно идёт инфа, как там всё кроваво, а тут, оказывается, есть такой пример. Повезло Танзании, что там нефти нет, а то бы уже была приобщена к "демократическим ценностям".
    1. Посторонним В. 1 октября 2016 22:31
      Да как-то не так все там просто и красиво. Вот что пишет Викпедия:

      В Танзании, которую возглавил Джулиус Ньерере, был провозглашен курс на строительство нации. По всей стране началась «добровольная кампания» по участию молодёжи, женщин, стариков в строительстве общественных объектов, дорог, мостов. Эта повинность сочеталась с обучением военному делу. В то же время многие из руководителей правящей партии ТАНУ (Танганьикский африканский национальный союз) занялись личным обогащением. В 1966 году вспыхнули протесты студентов, отказывавшихся исполнять трудовые повинности. Власти Танзании подавили эти выступления военной силой.
      В январе 1967 года руководство ТАНУ объявило о программе строительства в Танзании коммунизма. После этого в стране были национализированы банки, промышленные предприятия, внешнеторговые организации, а также сельскохозяйственные плантации, в том числе принадлежавшие иностранцам.
      В сельской местности стали создаваться колхозы согласно концепции танзанийского коммунизма уджамаа. Эти новшества встретили особенное сопротивление на Занзибаре, там дошло до того, что в 1972 году был убит главный партийный лидер. В отместку власти Танзании казнили несколько десятков заговорщиков.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня