Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»

Среди африканских лидеров ХХ века, большинство из которых составляли либо бесцветные бюрократы, либо кровавые диктаторы, Джулиус Ньерере занимает особое место. Более двадцати лет Ньерере возглавлял Танзанию, и именно под его руководством страна смогла добиться определенных успехов, превратившись в одно из наиболее стабильных государств региона, особенно в сравнении с соседними странами, где не прекращались войны и перевороты. В историю Джулиус Ньерере вошел и как основатель «социализма уджамаа» — одного из подвидов африканского социализма. В отличие от многих других аналогичных моделей, «социализм уджамаа» действительно имел позитивный опыт реализации.

В 1885 году обширная территория на востоке Африки — была колонизирована Германией. Однако в ходе Первой мировой войны на территорию Германской Восточной Африки вторглись британские и бельгийские войска. После войны бывшая немецкая колония была поделена между Бельгией и Великобританией. Бельгии отошли земли современных Руанды и Бурунди, а Великобритании — Танганьика, которая в 1922 г. стала мандатной территорией Лиги Наций под управлением Великобритании. В Танганьике 13 апреля 1922 года и родился Джулиус Ньерере — человек, которому было суждено сыграть важнейшую роль и в обретении политической независимости подмандатной территории, и в дальнейшем строительстве суверенного танзанийского государства.

Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»



Джулиус Камбараге Ньерере происходил из семьи племенного вождя небольшой деревни Бутиама, что на восточном берегу озера Виктория, и принадлежал к небольшому народу занаки — одному из бантуязычных народов Танганьики. Как и большинство африканских вождей, отец Джулиуса был многоженцем — он имел 22 жены, четвертой из которых и была мать будущего танзанийского президента. От 22 жен у вождя было 26 детей. Всем им глава семейства постарался дать приличное по тогдашним меркам африканской колонии образование. Наибольшими способностями отличался Джулиус. Его отправили учиться в католическую школу при миссии в Мусоме, затем — в школу при миссии в Таборе. После того, как Джулиус завершил образование в школе с отличными оценками, в 1943 году он отправился в Уганду — в колледж Макерере, который считался очень престижным восточноафриканским учебным заведением. После окончания колледжа в 1945 году, Джулиус вернулся в Табору, где стал работать учителем биологии и английского языка в местной католической школе. Так началась его педагогическая карьера. Судя по всему, учителем молодой человек был способным — его заметили и в 1949 году направили на учебу в Эдинбургский университет в Шотландию. Эта поездка сыграла важнейшую роль в судьбе Ньерере. Именно в Великобритании будущий президент впервые познакомился с социалистическими и марксистскими идеями, увлекся политикой. В 1952 году Ньерере, получивший степень магистра Эдинбургского университета, вернулся в Танганьику. К этому времени в Британской Восточной Африке уже было неспокойно. В Кении нарастало движение «Мау-Мау», против повстанцев были брошены колониальные войска.

Как правило, национально-освободительную борьбу в колониях возглавляли «лучшие люди» Африки — выпускники европейских университетов и колледжей, претендовавшие на роль будущей элиты новых независимых государств. Не остался в стороне от политической деятельности и Джулиус Ньерере — на тот период один из лучших педагогов Танганьики. В 1954 году он основал политическую организацию — Африканский национальный союз Танганьики (ТАНУ). Его целью была провозглашена борьба за политическую независимость Танганьики. Под руководством Ньерере союз быстро превратился в одну из ведущих национально-освободительных организаций Африканского континента в целом. Уже в 1958 году ТАНУ занял большинство мест в законодательных органах Танганьики. Организация поддерживала тесные связи с аналогичными национально-освободительными движениями в других африканских колониях Южной и Восточной Африки. 15-18 сентября 1958 г. в Мванзе, под эгидой ТАНУ, прошла встреча руководителей политических партий и организаций Восточной и Центральной Африки, в которой участвовали представители Танганьики, Занзибара, Кении, Ньясаленда (Малави) и Уганды. Джулиус Ньерере симпатизировал панафриканским идеям и рассматривал возможность создания после провозглашения независимости указанных стран Федерации Восточной Африки.

Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»


В отличие от соседней Кении, национально-освободительная борьба в Танганьике не приобрела вооруженный характер — не только потому, что Танганьика была подмандатной территорией ООН, а не колонией, но и из-за взглядов самого Ньерере. Ему и так удалось добиться многого. 2 сентября 1960 г. Ньерере был назначен главным министром Танганьики, а 1 мая 1961 г. занял пост премьер-министра. 9 декабря 1961 г. была провозглашена независимость Танганьики. Первое время независимое государство имело статус королевства в составе Британского Содружества, а монархом оставалась британская королева Елизавета II. Джулиус Ньерере занимал пост премьер-министра независимой Танганьики. В этот период главными задачами для себя он видел, во-первых, превращение Танганьики из полуколонии в подлинно независимое государство, а во-вторых — объединение с соседним островом Занзибар. 9 декабря 1962 года Танганьика была провозглашена республикой, а Джулиус Ньерере стал ее первым президентом.

10 декабря 1963 года Великобритания предоставила политическую независимость острову Занзибар, который стал конституционной монархией во главе с султаном. Однако, на Занзибаре нарастали антимонархические настроения, усугубляющиеся социальными и национальными противоречиями между различными группами населения султаната. В результате, 12 января 1964 года произошла Занзибарская революция, свергнувшая власть султана. История Занзибарской революции — это особая тема, требующая отдельного повествования. Во время революции в Занзибаре осуществлялись нападения на арабо-персидское население острова, бывшее элитой султаната. В результате, многие арабы и персы навсегда покинули Занзибар. Была провозглашена Народная Республика Занзибара и Пембы во главе с шейхом Абейдом Амани Каруме. Представители Занзибара и Пембы, опасавшиеся восстановления монархии силами неоколониалистов, вступили в переговоры с Джулиусом Ньерере об объединении Занзибара и Танганьики. 26 апреля 1964 года была провозглашена Объединенная Республика Танзания. Ее президентом стал Джулиус Ньерере, а вице-президентом — Абейд Амани Каруме.

Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»

Ньерере и Фидель Кастро

Объединенная Республика Танзания, как и многие другие страны Африки, провозгласила курс на строительство социализма. Однако, в отличие от большинства стран континента, для которых социалистическая ориентация была лишь способом получения материальной помощи от Советского Союза или Китая, в Танзании действительно проводилась серьезная работа по социалистической модернизации политической и экономической сфер жизнедеятельности общества. В 1967 году Африканский национальный союз Танганьики принял Арушскую декларацию, ставшую первым документом, отражающим основные принципы развития страны по социалистическому пути. Именно в Арушской декларации впервые были сформулированы основы «социализма уджамаа» — концепции, с которой на долгие годы стали ассоциироваться и Танзания, и сам Джулиус Ньерере. «Уджамаа» (суахили: Ujamaa) — это, собственно, община. Джулиус Ньерере, несмотря на свои симпатии к марксизму, был, тем не менее, сторонником африканской самобытности и утверждал, что для Африканского континента характерны такие формы общественной организации, которые исключают капиталистический путь развития и прекрасно укладываются в рамки социалистической модели. «Социализм уджамаа» — это общинный или коллективистский социализм, представляющий собой современную адаптацию традиционного уклада африканской сельской общины. В его основу легли представления о взаимопомощи и взаимной поддержке, присущие большим общинам африканских деревень.

В основу концепции уджамаа легли следующие принципы: отказ от идеологии капитализма; отрицание частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком; признание факта наличия классов в африканском обществе, но отрицание большой роли классовой борьбы в общественных отношениях в африканских странах; курс опоры на собственные силы с ограничением иностранной помощи и мобилизацией всех ресурсов народа для строительства лучшего общества. Как педагог, Ньерере считал, что в основе общественного развития лежит стремление человека к морально-этическому совершенствованию, и именно эти ценности он пытался транслировать в танзанийское общество.

Однако, мало было принять декларацию — ее требовалось и претворить в жизнь. В Танзании началось социалистическое переустройство экономики. Национализировались иностранные банки, промышленные предприятия и плантации, в перспективе рассматривалась полная национализация всей розничной торговли. Но главные реформы предстояло провести в сфере сельского хозяйства. Танзания взяла курс на коллективизацию аграрной отрасли, предусматривавшую создание «социалистических деревень» — «виджидживья уджамаа». В таких деревнях не только земля, но и источники воды, школы, магазины признавались коллективной собственностью. Таким образом, социализм в рамках концепции Ньерере понимался не только как путь общественного развития, позволяющий провести экономическую и социальную модернизацию страны, но и как инструмент сохранения всех позитивных компонентов традиционного для Африки общинного уклада.

Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»


Однако, хотя в идеале Ньерере рассчитывал перевести всю экономику страны на коллективистские и кооперативные основы, в действительности Танзании все же приходилось мириться с частным сектором экономики и даже разрешить в 1977 г. ограниченные иностранные инвестиции. Зацикленность на традиционализме африканской общины консервировала отсталость сельского хозяйства и препятствовала развитию современных видов производства. Но, тем не менее, именно в годы правления Ньерере Танзания достигла таких успехов в экономике и социальной сфере, которым могла бы позавидовать любая страна континента. Начнем с того, что, будучи одной из крупнейших стран региона, Танзания предпочитала вкладывать деньги не в военную сферу и укрепление спецслужб, а в социальную инфраструктуру.


Став президентом независимой Танганьики в 1962 году, Джулиус Ньерере принял страну крайне отсталой, с двумя (!) инженерами и двенадцатью (!) врачами из числа представителей коренного населения. Подавляющее большинство населения молодой Танганьики едва умело читать и писать — так, начальные школы посещали лишь 50% детей, а полное среднее образование имели только 5% населения бывшей подмандатной территории. В прошлом сам школьный учитель, Ньерере прекрасно понимал значение образования для развития страны, поэтому одним из первых его шагов на посту руководителя страны было начало работы по созданию сети средних школ и обеспечению всеобщего среднего образования. Уже к 1965 году президенту страны, к тому времени лишь четыре года бывшей независимой, удалось добиться охвата всей детей Танзании системой семилетнего образования. Открывались колледжи и институты, а способных юношей и девушек отправляли за границу для получения высшего профессионального образования. Эта политика дала свои результаты. Уже через 15 лет после провозглашения независимости Танзания превосходила все другие страны Африки к югу от экватора по количеству медицинских работников, учителей и инженеров и по качеству полученного ими образования. В большинстве своем, танзанийские специалисты проходили подготовку в Советском Союзе и странах Восточной Европы.

В 1977 г. на базе Африканского национального союза Танганьики и Афро-ширазской партии Занзибара была создана новая политическая партия страны — Чама Ча Мапиндузи — Революционная партия, провозгласившая своей идеологией «социализм уджамаа». Революционная партия стала единственной партией страны, но по поводу «недемократичности» однопартийной системы Ньерере не комплексовал — он считал ее лучшим средством против трайбализма — серьезнейшей проблемы африканских государств. Помимо борьбы с трайбализмом, был задан и вектор борьбы с коррупцией. Членам правящей партии, к которой принадлежали все руководящие кадры страны, запрещалось иметь более одной зарплаты, более одного дома и владеть ценными бумагами или акциями компаний. Вводились и существенные ограничения на уровень личного потребления, поскольку, по мнению Ньерере, члены партии должны были представлять собой пример высокой морали для остальных танзанийцев. Танзанийский эксперимент. Как Джулиус Ньерере строил «социализм африканской общины»


Прогрессивную направленность имела и внешняя политика Танзании. Так, Джулиус Ньерере оказал огромную поддержку социалисту Франсу Альберу Рене, пришедшему к власти в результате переворота на Сейшельских островах. В 1978-1979 гг. Танзания вела войну с Угандой, в результате которой был свергнут кровавый диктатор Уганды Иди Амин Дада. Танзанийской армии удалось разгромить угандийские войска даже несмотря на то, что на стороне Иди Амина сражался трехтысячный ливийский экспедиционный корпус, отправленный Муаммаром Каддафи в Уганду. Очень большую помощь танзанийское государство оказывало и национально-освободительным движениям в странах Южной Африки, прежде всего — в ЮАР, Мозамбике и Анголе. Следует отметить, что, несмотря на хорошие отношения с Советским Союзом, Танзания сохраняла и дружбу с Китаем, более того — она тяготела скорее к китайской модели социализма, которая рассматривалась как более приемлемая для стран «третьего мира».

В 1985 году 63-летний Джулиус Ньерере, к этому времени 24 года находившийся во главе государства, добровольно ушел в отставку с поста президента, а в 1990 г. ушел и с поста главы Революционной партии. Кстати, Чама Ча Мапиндузи до сих пор является правящей партией Танзании, а в 2013 г. она была принята в Социалистический Интернационал. Выйдя на пенсию, экс-президент вернулся в родную деревню Бутиама, где занялся сельским хозяйством и вел образ жизни обычного крестьянина. Но и покинув пост главы государства, Ньерере пользовался огромным уважением простых танзанийцев, называвших его не иначе, как «Мвалиму» — «Учитель». В 1999 году Джулиус Ньерере скончался в Великобритании — в госпитале для больных лейкемией. В танзанийской истории он навсегда остался позитивной фигурой, а быть в Африке президентом, которого не проклинают — это очень большая редкость.
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. parusnik 27 июля 2016 07:49
    Илья, спасибо..Как будто статью из журнала "Африка и Азия сегодня",прочитал...Благодарствую..
  2. qwert 27 июля 2016 08:22
    Было время. Люди пытались сделать мир лучше.... Хотя бы в своей стране... У кого то получалось. Ливия тому пример... У кого то не очень... Но сейчас уже такого нет. Нет идеалистов, нет коммунистов... Лучше мир стал??? Да в целом не очень... Что в Европе твориться? Что на Ближнем Востоке и в Африке?
    1. ToBXPeH 27 июля 2016 10:14
      Каков гегемон - таков и мир!
    2. Hayer31 27 июля 2016 20:44
      Sejchas takix rukavaditeley netu, kotorie pokazali bi lichni primer narodu, 1 dom, nikakix tsennix bumag, iz janra fantastiki,kuda mi katimsja?
  3. Type 63 27 июля 2016 12:27
    Огромное спасибо, интереснейшая статья.
  4. Пупырчатый 27 июля 2016 13:08
    Чудесная фраза "Прогрессивную направленность имела и внешняя политика Танзании. Так, Джулиус Ньерере оказал огромную поддержку социалисту Франсу Альберу Рене, пришедшему к власти в результате переворота на Сейшельских островах."
  5. Reptiloid 27 июля 2016 13:43
    Такая хорошая статья! Так понравился рассказ!Получается, там ---до сих пор социализм? Или я что-то не понимаю?
  6. tiaman.76 27 июля 2016 20:20
    спасибо за статью...редкий положительный пример в африке..мудрый правитель страны залог успеха
  7. Кот Гришка 27 июля 2016 22:15
    Да были в Африке не только президенты-людоеды! Социализм -это сила ,которая не еще не раскрыла своего потенциала! А Дж.Ньерере тому яркий пример того , как можно реализовать социалистические идеи в одной отдельно взятой стране , далеко не самой развитой. Мне кажется , что дело в людях!
  8. Авиатор_ 29 июля 2016 19:28
    Интересная статья. А то про Африканские государства обычно идёт инфа, как там всё кроваво, а тут, оказывается, есть такой пример. Повезло Танзании, что там нефти нет, а то бы уже была приобщена к "демократическим ценностям".
    1. Посторонним В. 1 октября 2016 22:31
      Да как-то не так все там просто и красиво. Вот что пишет Викпедия:

      В Танзании, которую возглавил Джулиус Ньерере, был провозглашен курс на строительство нации. По всей стране началась «добровольная кампания» по участию молодёжи, женщин, стариков в строительстве общественных объектов, дорог, мостов. Эта повинность сочеталась с обучением военному делу. В то же время многие из руководителей правящей партии ТАНУ (Танганьикский африканский национальный союз) занялись личным обогащением. В 1966 году вспыхнули протесты студентов, отказывавшихся исполнять трудовые повинности. Власти Танзании подавили эти выступления военной силой.
      В январе 1967 года руководство ТАНУ объявило о программе строительства в Танзании коммунизма. После этого в стране были национализированы банки, промышленные предприятия, внешнеторговые организации, а также сельскохозяйственные плантации, в том числе принадлежавшие иностранцам.
      В сельской местности стали создаваться колхозы согласно концепции танзанийского коммунизма уджамаа. Эти новшества встретили особенное сопротивление на Занзибаре, там дошло до того, что в 1972 году был убит главный партийный лидер. В отместку власти Танзании казнили несколько десятков заговорщиков.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня