Сиамский поход крейсера «Аврора»

Сиамский поход крейсера «Аврора»


Крейсер "Аврора" по праву называется кораблем номер один Военно-морского флота России. Крейсер — участник Цусимской битвы, революции 1917 года и Великой Отечественной войны (важнейших событий в истории страны XX века). О жизни этого корабля, казалось бы, известно все и всем. Однако, несмотря на множество публикаций, в жизни крейсера есть все-таки один малоизвестный эпизод, относящийся к мирным плаваниям "Авроры". В 1911 году крейсер выполнял ответственную дипломатическую миссию, представляя отечественный ВМФ на коронации короля Сиама, в столице государства Бангкок. В преддверии надвигавшейся мировой войны шла напряженная борьба за будущую внешнеполитическую ориентацию стран Юго-Восточной Азии, в том числе и Сиама, и Российская империя не могла не учитывать этого. Стоит отметить, что дипломатические и торговые отношения России с Королевством Сиам были установлены еще 1898 году.

В августе 1911 года крейсер "Аврора", входивший в учебный отряд кораблей Морского корпуса, после длительного плавания с гардемаринами на борту вернулся в Кронштадт. За кормой остались 25,5 тыс. миль, посещение многих стран Европы и Азии, а главное, успешная морская подготовка воспитанников корпуса. Командовал крейсером в то время капитан 1 ранга П.Н. Лесков — опытный моряк, участник Русско-японской войны. 8 августа морской министр И. К. Григорович провел на крейсере смотр. Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Н. О. Эссен доложил: "Здесь смотреть нечего, всегда все в порядке". На это министр ответил: "Я это знаю", обошел корабль, поблагодарил экипаж "за верную службу царю и Отечеству" и отбыл с "Авроры".


13 августа командир корабля П. Н. Лесков сдал дела старшему офицеру и ушел в отпуск. Но в тот же день на крейсер пришла телеграмма морского министра: "Командиру или лицу его замещающему прибыть ко мне завтра в восемь часов утра". В указанное время Григорович принял старшего офицера "Авроры" Старка, который на вопрос «Может ли через три недели крейсер уйти в серьезное плавание?» дал утвердительный ответ. Услышав согласие, министр поставил задачу: совершить плавание в Бангкок на коронацию сиамского короля. Прибыть в Сиам следовало не позднее 16 ноября. В Средиземном море на «Аврору» должны были сесть представляющий государя-императора великий князь Борис Владимирович и королевич греческий Николай. Поставив задачу, министр свою беседу закончил, пожелав экипажу корабля успеха и счастливого плавания.

Несмотря на понятную усталость от предыдущего (почти двухлетнего) плавания, личный состав "Авроры" воспринял эту новость с большим удовлетворением. Началась подготовка к новому походу. Все офицеры были отозваны из отпусков, на корабле стали производиться небольшие по объему необходимые ремонтные работы, загружались различные запасы. Однако главной задачей экипажа было размещение на крейсере великого князя, его свиты и прислуги, а также 200 учеников унтер-офицеров, 70 юнг, 16 корабельных гардемарин, одного офицера сверх комплекта, оркестра. При этом следовало учитывать наличие на борту штатного экипажа из 570 человек. И хотя времени оставалось в обрез, к назначенному сроку все необходимое было завершено.

8 сентября "Аврора" пришла в Ревель, где командующий флотом провел тщательный осмотр крейсера, вновь остался удовлетворен его состоянием и перед сходом на берег дал теплое напутствие команде. Вечером крейсер снялся с якоря. Стоявшие на Ревельском рейде корабли и суда провожали его подъемом сигналов с пожеланиями счастливого плавания.

В плавании на корабле параллельно с учебой, несением ходовой вахты продолжалась подготовка к приему высоких гостей. Оставив за собой стоянки в Плимуте и в Алжире, согласно плану перехода, 28 сентября "Аврора" прибыла в Неаполь. Вечером следующего дня на крейсер прибыл великий князь. Одновременно пришло известие, что греческий принц на корабле не идет. Подняв флаг великого князя и произведя церемониальный салют, "Аврора" покинула итальянский берег. 5 октября корабль пришел в Порт-Саид и затем, пройдя Суэцким каналом, 14 октября прибыл в Аден. Во всех намеченных пунктах стоянок для командования и офицеров корабля местные власти устраивали приемы и встречи, наносили визиты на крейсер. Это рассматривалось как своеобразная дипломатическая работа в интересах России.

22 октября корабль вошел в Индийский океан и через два дня прибыл в Коломбо. Из-за забастовки английских шахтеров начались осложнения с загрузкой угля. Вместо Сингапура пришлось идти в Сабанг, куда прибыли 5 ноября, где корабль принял уголь, а 6 ноября вышел в Сингапур.

Ровно в назначенный срок, 16 ноября в 10 ч. утра, "Аврора" бросила якорь на рейде Бангкока. Рядом находились сиамская яхта "Махачакари" под штандартом герцога Зюдерманландского и его жены великой княгини Марии Павловны, английский крейсер "Астреа" под штандартом принца Текского, японский крейсер "Ибуки", две сиамские канонерские лодки. По прибытии российского корабля был произведен салют всем штандартам "по очереди в порядке старшинства".

Сиамский поход крейсера «Аврора»

С постановкой на якорь на "Аврору" прибыли российский посланник и младший сын сиамского принца, они поздравили великого князя и экипаж с благополучным прибытием. К сожалению, как вспоминал Г.К. Старк, наш посланник оказался далеко не в курсе того, как будет проходить церемония коронации и кто на ней должен официально присутствовать. Естественно, все это вызвало неудовольствие великого князя. Было решено, что на торжества отправятся великий князь со свитой и два офицера корабля, в том числе и командир "Авроры". Около половины двенадцатого на сиамской яхте они убыли в Бангкок, и на корабле наступило затишье.

Днями празднования определялись четыре дня — с 18 по 21 ноября. 19 ноября, в день коронации, был дан салют из 100 залпов. На рейде, где стояли корабли, был проведен морской парад. Когда стемнело, "Аврору" украсила яркая иллюминация. В тот же день на борту сиамской канонерской лодки для офицеров кораблей, прибывших на торжества, дали обед, в ходе которого разговоры велись исключительно на морские темы, о войне не было сказано ни слова, японцы (а недавно закончилась Русско-японская война), по воспоминаниям Старка, «вели себя безукоризненно». Позже российские моряки устроили ответный обед в честь офицеров сиамской канлодки, прошедший также в теплой и дружественной обстановке.

20 ноября группа офицеров "Авроры" побывала в Бангкоке, осмотрела экзотический город, королевский дворец, приняла участие в праздничных церемониях, хотя и не в роли официальных лиц, а просто частных гостей. Интересна характеристика, данная Г.К. Старком королю Сиама, вступившему тогда на престол: Старк сообщал, что принц получил образование в Англии и считается ученым человеком. Первая реформа, которую он сделал, когда вступил на престол, — распустил гарем старого короля, в котором было 300 жен. Имеющихся детей он пристроил в богадельню, а всех остальных просто выгнал. Сам он холостой, и жениться не хочет, что, кажется, не нравится его подданным. Войско Сиама того времени состояло из 30 тыс. человек, и все оно находилось в столице государства. Кроме официального войска, король имел и регулярное, так называемое тигровое, войско. Служили в нем представители известных сиамских фамилий, "от мальчиков 10-12 лет до старых генералов". Все они носили оригинальную красивую форму. Никто не обязывал их служить, но каждый считал за честь быть "тигром".

Нижние чины крейсера также сходили на берег. Их поведение было безупречным. Однако, в духе того времени, не обошлось и без серьезного происшествия. Полтора десятка матросов "Авроры", находившихся на берегу, получили острое пищевое отравление. Двое из них умерли. Корабельный врач опасался, что это может оказаться вспышкой холеры, и на корабле спешно провели профилактические мероприятия. Умерших матросов похоронили на бангкокском кладбище. Эти печальные события омрачили пребывание корабля в Королевстве Сиам. На корабле отменили официальный прием и участие официальных лиц из экипажа крейсера в ряде приемов на берегу.

Вечером 30 ноября на крейсер вернулся со свитой великий князь, "Аврора" подняла якорь и отправилась на Родину. В Сингапуре на корабле состоялся торжественный ритуал производства в офицеры корабельных гардемарин Морского корпуса. Великий князь тепло поздравил воспитанников старейшего военно-морского учебного заведения с присвоением первого офицерского звания мичмана. Для молодых офицеров был устроен торжественный завтрак. "Теперь, — отмечал в дневнике Г. К. Старк, — в кают-компании за столом сидело уже 48 человек".

При пересечении экватора на корабле устроили традиционный праздник Нептуна. "Бог морей и океанов» поздравил всех, кто впервые пересекал нулевую параллель нашей планеты. Потом было "крещение" — всех бросали в большую ванну, сделанную из тента. Начали с великого князя, окончили матросами. Последним был брошен в воду, к большому удовольствию присутствующих, живой поросенок. Вечером устроили пышный обед, на котором, это был единственный раз за время плавания, на столе были спиртные напитки".

Сиамский поход крейсера «Аврора»


Новый, 1912, год экипаж "Авроры" встречал в Коломбо. На корабле была украшенная рождественская елка. Великий князь раздавал всей команде подарки, а кают-компании преподнес прекрасную братину для крюшона старинной сиамской работы. Вечером для членов экипажа состоялся концерт оркестра и "корабельных дарований".

Миновав Красное море, Суэцкий канал и Порт-Саид, 2 февраля крейсер прибыл в греческий порт Пирей. Здесь его посетила российская миссия. 11 февраля в Неаполе на корабль прибыла великая княгиня Анастасия Михайловна, вручившая командиру "Авроры" и некоторым офицерам крейсера ордена "за верную службу". 22 февраля, пожелав экипажу корабля успехов в дальнейшей службе, "Аврору" покинул великий князь. Казалось, что теперь уже не обремененный присутствием высоких гостей корабль может возвращаться к родным берегам. Он выполнил свою миссию. Однако еще 19 февраля командир крейсера получил телеграмму: следовать на Крит. Началась его служба в качестве старшего российского станционера на этом острове в бухте Суда.

Нахождение "Авроры" в иностранном порту для демонстрации военного присутствия определялось международной обстановкой того времени. Официально тогда Крит принадлежал Турции, но был населен главным образом греками, стремившимися присоединиться к Греции. Для поддержки интересов Турции "державы-покровительницы" Крита (Англия, Россия, а также Франция) блокировали остров, чтобы не дать возможности депутатам Крита попасть в Грецию, где парламент рассматривал вопрос о включении острова в состав Греческого государства. Невзирая на эту "опеку", 15 апреля 20 критских депутатов попытались покинуть остров на пароходе. Однако их перехватил в море английский крейсер "Минерва". Семь депутатов отправили на "Аврору" для содержания в качестве арестантов до завершения работы греческого парламента. Однако, стоит отметить, что на российском корабле депутаты содержались целый месяц далеко не как узники. Они даже столовались к кают-компании наравне с офицерами. Но это уже было решением командира крейсера, а отнюдь не петербургских сановников.

7 марта на корабль пришла телеграмма, которой морской министр отзывал старшего лейтенанта Г.К. Старка в Россию. Пересев на канлодку "Хивинец", тот добрался до Пирея, а оттуда на пароходе до родного Кронштадта. Крейсер же задержался еще на длительное время, выполняя нелегкую дипломатическую вахту, и вернулся в Кронштадт только 16 июля 1912 года.

Источники:
Поленов Л. Крейсер «Аврора». Л.: Судостроение, 1987. С 150-156.
Бойков Л. Поход "Авроры" в Бангкок // Морской флот. 1983. №3. С.42-44.
Авраамов Г. Дипломатическая миссия "Авроры" // Морской сборник. 1992. №10. С.57-58.
Гавриленко А. «Утренняя заря» российского флота // Красная звезда. 7 февраля 2007.
Поленов Л. Сто лет в списках флота. СПб.: Остров, 2003. С. 136-138.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. qwert 29 июля 2016 07:07
    Интересно почему "Аврора"? Не самый современный корабль (чтобы выглядел эффектно на празднике рядом с англичанами и французами), не самый скоростной (чтобы Великий князь лишние дни не страдал морской болезнью), и без флагманской каюты (где князь разместился бы с комфортом). Крейсер "Рюрик" второй, был бы более подходящим. Там и флагманская каюта была и флаг бы на Востоке продемонстрировали достойно. Мол, и после поражения в русско-японской мы еще можем огрызнуться в этом регионе, если понадобиться.
    1. Alexey RA 29 июля 2016 11:09
      Цитата: qwert
      Интересно почему "Аврора"? Не самый современный корабль (чтобы выглядел эффектно на празднике рядом с англичанами и французами), не самый скоростной (чтобы Великий князь лишние дни не страдал морской болезнью), и без флагманской каюты (где князь разместился бы с комфортом). Крейсер "Рюрик" второй, был бы более подходящим.

      Посылать за тридевять земель флагман БФ, единственный новый крейсер и один из трёх боеготовых кораблей бригады ЛК (при том ,что два оставшихся - это "Слава" и "Цесаревич")?
      Кроме того, в 1910 г. у "Рюрика" были обнаружены проблемы с водонепроницаемостью люков, а в 1911 он умудрился коснуться грунта на взад и вперёд исхоженном фарватере.

      Тут уж скорее следует задать вопрос - почему не послали "Россию" или вышедший в 1911 из капремонта "Громобой"?
    2. амурец 29 июля 2016 11:44
      Цитата: qwert
      Интересно почему "Аврора"?

      Может потому что на корабли учебного отряда Морского Корпуса отбирались только благонадёжные матросы?У меня предположений много,но это считаю самым реальным.Поскольку просмотрев книгу Поленова "Крейсер Аврора",я нашёл только это пояснение.<<Непрерывные заграничные плавания корабля способствовали проникновению на крейсер запрещенной литературы и контактам команды с революционерами, которые в годы наступившей в России черносотенной реакции спасались от преследований за границей. За всеми матросами, замеченными в чтении запрещенной литературы, устанавливался негласный надзор, который вели наиболее доверенные кондукторы и унтер-офицеры, а также специально внедренные в команду агенты жандармского управления. Так, В. А. Белли вспоминал, что уже после революции П. Н. Лесков рассказал ему о боцмане Рубцове, который был именно таким агентом и служил под чужой фамилией.>> "Этот материал я нашёл у Поленова.К сожалению,воспоминания В.Кравченко,врача Авроры в Цусиме,оканчиваются 1910 годом.Извините это всё что я смог найти. И в заключение: Пути и мысли начальства неисповедимы.Мы можем только догадыватся почему оно поступило так а не иначе.
      1. 27091965i 29 июля 2016 16:50
        Цитата: амурец
        Может потому что на корабли учебного отряда Морского Корпуса отбирались только благонадёжные матросы


        «- осенью на уходящій въ заграничное плаваніе крейсеръ «Аврора», на которомъ и предполагалось закончить ихъ обученіе къ весне 1911 г. Такой порядокъ сокращаетъ срокъ обученія будущихъ строевыхъ унтеръ-офицеровъ почти на 1 1/2 года.
        Къ началу отчетнаго года въ учебной команде состояло 300 новобранцевъ учениковъ, изъ нихъ осенью отправлено въ плаваніе на крейсере «Аврора» 273» Отчет по Морскому минестерству за 1910 г.

        «Осень «Россія» плавала при «Бригаде крейсеровъ» и 9 ноября вступила на зиму въ резервъ въ Кронштадте.
        «Богатырь» 9 августа вступилъ въ Кронштадте на паровое отопленіе и приступилъ къ капитальному ремонту котловъ.
        Крейсера «Олегъ» и «Діана»—находились съ начала года на паровомъ отопленіи въ С.-Петербургѣ, въ капитальномъ ремонте. «Діана» была переведена въ іюнѣ месяце изъ Петер-бурга въ Кронштадтъ и тамъ оставалась до конца отчетнаго года. «Олегъ» оставался въ Петербурге до октября, осенью вступилъ въ вооруженный резервъ, закончивъ свой ремонтъ, 1 ноября началъ кампаыію и ушелъ на зиму въ Портъ Императора Александра III, для производства испытаній.
        «Аврора» простояла августъ месяцъ въ Кронштадте въ резерве. Въ августѣ мѣсяцѣ крейсеръ «Аврора» былъ избранъ для посылки на коронаціонныя торжества въ Банкокъ. Это плаваніе вмѣстѣ съ тѣмъ рѣшено было использовать для обученія учениковъ строевыхъ унтеръ-офицеровъ и юнговъ. Принявъ всѣхъ учениковъ и 15 корабельный, гардемаринъ, крейсеръ вышелъ изъ Кронштадта по назначение 8 сентября.» Отчет по Морскому министерству за 1911 год.

        Мне кажется все намного проще. «Аврора» была уже оборудована для приёма дополнительного л/с. Крейсер «Россию» надо было переоборудовать, остальные корабли занимались ремонтом. Вот и вся причина.
        1. Alexey RA 29 июля 2016 17:43
          Цитата: 27091965i
          Мне кажется все намного проще. «Аврора» была уже оборудована для приёма дополнительного л/с. Крейсер «Россию» надо было переоборудовать, остальные корабли занимались ремонтом. Вот и вся причина.

          А "Громобой"? Он в 1911 как раз вышел из капремонта.
          1. 27091965i 29 июля 2016 19:52
            Цитата: Alexey RA
            А "Громобой"? Он в 1911 как раз вышел из капремонта


            "Громобой" входил в состав другой бригады крейсеров; "Громобой","Паллада","Баян" и "Адмирал Макаров". Всю компанию бригада выполняла как отдельные плавания так и совместно с бригадой линейных кораблей. В сентябре обе бригады отправились в совместное плавание к берегам Дании. К ним так-же присоединили крейсер "Россия".
    3. Mavrikiy 29 июля 2016 17:42
      Цитата: qwert
      Интересно почему "Аврора"? Не самый современный корабль (чтобы выглядел эффектно на празднике рядом с англичанами и французами), не самый скоростной (чтобы Великий князь лишние дни не страдал морской болезнью), и без флагманской каюты (где князь разместился бы с комфортом). Крейсер "Рюрик" второй, был бы более подходящим. Там и флагманская каюта была и флаг бы на Востоке продемонстрировали достойно. Мол, и после поражения в русско-японской мы еще можем огрызнуться в этом регионе, если понадобиться.

      Ваш вопрос вызывает другой: перед кем выглядел эффектно на празднике рядом с англичанами и французами? Французов я не увидел, а английский крейсер и меньше Авроры и вооружен никак. Японец. Рюрик с ним бы смотрелся почти на равных, но как здесь уже сказали " за семь верст киселя хлебать". Да и почти... Скорее идея была: Учасник Цусимы и блестит, и все нипочем нам. Кстати, фото-2 в тропической окраске к Сиаму не имеет отношение. Орудия без щитов и всего 8 шт 6", должно быть 10. Это фото с испытаний.
  2. parusnik 29 июля 2016 07:44
    Последним дальним походом "Авроры" стало плавание вокруг Скандинавского полуострова, в августе 1930 года....Спасибо,отличный материал...
  3. Yarik 29 июля 2016 10:38
    Однако главной задачей экипажа было размещение на крейсере великого князя, его свиты и прислуги

    Х. с бугра.А главной задачей должно было быть не "богинь" плодить,а что-то по-настоящему стоящее строить.
    1. Alexey RA 29 июля 2016 11:18
      Цитата: Yarik
      Х. с бугра.А главной задачей должно было быть не "богинь" плодить,а что-то по-настоящему стоящее строить.

      Дык... "богини" - хороший пример того, что лучшее - враг хорошего. Начали с "небольших быстроходных бронепалубных крейсеров", продолжили "русскими Тэлботами", а в результате многочисленных доработок, переработок и улучшательств - получили "сонных богинь".

      Вообще, конечно, забавно - на этапе проектирования боролись с перегрузом и свели артиллерию до 8*6" (плюс толпа 75-мм). А по факту выяснилось, что на КР можно поставить аж 14*6".
      1. oking 29 июля 2016 17:39
        Цитата: Alexey RA
        Дык... "богини" - хороший пример того, что лучшее - враг хорошего.

        Богини (а также пересветы и Громобой), это пример того, что нельзя из гов*** сделать конфетку.
        В России в конце 19 в. не было нормальных корабельных машин. Старые устарели окончательно. А новые лицензии были куплены позже. Поэтому извращались, как только могли.
        Пример "правильного эскадренного броненосца предельных российских возможностей" мы можем видеть в Сисое. Это совершенно правильно (классически) построенный броненосный корабль для линейного боя. Но с учетом хилых российских "линкорных" машин, а также из-за необходимости придать ему минимально допустимую 16 узловую скорость, он везде обкусан до невозможности. Правда, в результате корявого проекта и постройки этот "огрызок" проектную скорость, несмотря на выдачу машинами проектной мощности, так и не дал. Да и сам был, непойми что. А все поиски аналогов в Ройял флинт, это лишь пустые инетовские домыслы.
        Примерно то же самое, с теми же машинами, и построенное по той же правильной (действительно правильной, классической) схеме, но в исполнении "броненосный корабль поменьше", но побыстрее мы можем наблюдать на примере "адмирала Нахимова". И опять корявый проект и постройка, и опять проектная мощность машин, и опять недобор скорости.
        Были еще российские "крейсерские" машины. Что с их использованием могло получиться в конце 19 в видно на примере Донского. А что в начале 20 в, на примере Алмаза.
        Примерно то же самое, что и Донской, но с "линкорными" машинами мы можем видеть на примере Памяти Азова.
        Кроме этого по "рейдерским" схемам и с российскими "крейсерскими" машинами были построены Мономах и Рюрик. Мономах, как эрзац-урез (странный был аппарат, хотя некая "интересная мысль" в его конструкции была). Рюрик, как полноценный рейдер.
        Остальные крупные корабли РИФ тех времен с отечественными силовыми установками (кроме ЧФ и если никого не забыл) были построены по схеме "голь на выдумку хитра".
        Разумеется, ничего хорошего от этого "изворачивания" получиться не могло. И лицензии (а до этого и импортные машины) в конечном счете покупать все равно пришлось. Но до этого заметное количество кораблей РИФ было построено заведомо ущербными. Это богини (3 шт), пересветы (3 шт) и Громобой. С Россией ситуация сложная, так концепция сама по себе была хитромудрая (5-!!!! машин и 3 вала).
        Цитата: Alexey RA
        А по факту выяснилось, что на КР можно поставить аж 14*6".

        Здесь надо понять, за счет чего это было сделано. А сделано это было за счет дальности хода в боеспособном состоянии. В результате получилась каботажная бронешаланда. Или "крейсер для Балтийского моря", если выражаться цветасто.
      2. oking 29 июля 2016 23:09
        Цитата: Alexey RA
        Начали с "небольших быстроходных бронепалубных крейсеров", продолжили "русскими Тэлботами", а в результате многочисленных доработок, переработок и улучшательств - получили "сонных богинь".

        Собсна Тэлбот здесь особо не при делах. Если мы разложим богинь по основным размерениям, то легко и просто увидим, что это промасштабированные Светланы. Что в общем-то понятно, машин и валов стало 3 шт, и их с периферией надо было куда-то всунуть.
        Светлана, это отдельный разговор. Зачем России понадобился импортный колониальный крейсер (он же крейсер-стационер, он же большой конвойный корабль во время войны), это большой парагвайский секрет. Ведь заморских колоний у России не было. А роль крейсеров-стационеров во всем мире традиционно выполняло всякое военное старье, типа Донского, Мономаха или Памяти Азова. Собственно и строили крейсера-стационеры только те страны, у которых были эти самые колонии и подобного старья не хватало. Но это явно не про Россию.
        А вот с постройкой богинь никакого парагвайского секрета не проглядывается. Да, России эти весьма специфические корабли (крейсера-стационеры) нужны не были. Но надо было как-то "осваивать средства". Вот их и осваивали. Разумеется, это только предположение. Но весьма похоже на правду.
        И напоследок. В Чемульпо на роль стационера послали единственный в РИФ большой крейсер-истребитель Варяг (еще был один малый, Боярин). А в это время в Порт-Артуре болтались целых 2 штатных крейсера-стационера, Паллада и Диана.
        Цитата: qwert
        Там и флагманская каюта была и флаг бы на Востоке продемонстрировали достойно. Мол, и после поражения в русско-японской мы еще можем огрызнуться в этом регионе, если понадобиться.

        Такими понтами можно убедить только мальчиков из спецшколы. Да и то, не всех. А выводы об истинной "военно-морской мощи" России тех лет все сделали несколько раньше, по итогам РЯВ. И менять свое мнение на эту тему без веских на то оснований не собирались.
        1. Alexey RA 2 августа 2016 10:06
          Цитата: oking
          Собсна Тэлбот здесь особо не при делах. Если мы разложим богинь по основным размерениям, то легко и просто увидим, что это промасштабированные Светланы.

          4-й вариант проекта будущих "богинь" делали как раз на базе "Тэлбота".
          Рассмотренные и одобренные МТК эскизы через несколько дней, 11 мая, были представлены Главному начальнику Флота и Морского ведомства генерал-адмиралу великому князю Алексею Александровичу (брату царя Александра III). Дополнительно был предложен и четвертый вариант крейсера водоизмещением 6000 т и скоростью 20 уз. Аналогом для этого варианта послужил новейший английский крейсер «Тэлбот».

          Черновые записи расчетов, хранящиеся в Ленинградском историческом архиве в фондах Балтийского завода, дают право считать инициатором этого варианта проекта самого К. К. Ратника, который возглавлял группу конструкторов, работавших над проектом, т. е., прибегая к современной терминологии, вероятно, сам К. К. Ратник и был главным конструктором крейсера.

          В соответствии с черновыми расчетами К. К. Ратника крейсер водоизмещением 6000 т должен был иметь длину 118,26 м, ширину 16,92 м и осадку 5,9 м. Корабль предполагалось вооружить двумя 203-мм орудиями (по одному на полубаке и юте), восемью 152-мм пушками на верхней палубе (по четыре на каждом борту), двадцатью семью 57-мм пушками (по десять на верхней и батарейной палубах и семью на марсах и мостиках).

          Именно этот вариант 6000-тонного крейсера, одобренный генерал-адмиралом, и был положен в основу проектирования с указанием заменить «8-дюймовые концевые орудия 6-дюймовыми».

          Цитата: oking
          Светлана, это отдельный разговор. Зачем России понадобился импортный колониальный крейсер (он же крейсер-стационер, он же большой конвойный корабль во время войны), это большой парагвайский секрет.

          Так "Светлана" - это же вроде бы яхта-крейсер в.к. Алексея Александровича.
          ... генерал-адмирал высказал пожелание о постройке для него уже яхты, которая могла бы "сопровождать императорскую яхту для следования в Копенгаген". Что же касается боевого назначения такого корабля, то для главы военно-морского флота России это не имело существенного значения, поскольку корабль "мог служить и для других целей".
          (...)
          ...26 июля 1894 года, члены МТК утвердили тактико-технические требования к великокняжеской яхте, квалифицировав ее как крейсер в 4000 т водоизмещения.

          Причём в случае в.к.А.А. заказ яхты дал флоту хоть какой-то корабль. А вот постройка одной из императорских яхт была произведена вместо ВСКР, а другой - вместо КР.
          1. oking 2 августа 2016 10:52
            Цитата: Alexey RA
            4-й вариант проекта будущих "богинь" делали как раз на базе "Тэлбота"

            Вы напрасно в качестве "доказательств" приводите мне выдержки из опусов историков технических наук. Я вам пишу, как оно есть, вам бы лучше прислушаться.
            Может быть чуть позже, если найду, выложу вам таблику с "разложенными" Тэлботом, Дианой и Светланой. Там все понятно без слов.
            К тому же, как можно было брать за "базу" Тэлбот, если его чертежей в России не было? А чертежи Светланы как раз были.
            И потом, хотя бы слегка похожие корабли в России было принято называть однотипными именами. Светлана, Диана, Паллада ... Правда похоже? И не похоже на Варяг, Богатырь или Боярин.
            Цитата: Alexey RA
            Так "Светлана" - это же вроде бы яхта-крейсер в.к. Алексея Александровича.

            Не бывает таких. Только в умах историков технических наук. А особенности компоновки, ну были. И задумка далеко не была лишена смысла. А поскольку при совдепии было принято всячески ругать "проклятое самодержавие", вот и придумывали причины. Кто во что горазд.
            Цитата: Alexey RA
            Причём в случае в.к.А.А. заказ яхты дал флоту хоть какой-то корабль. А вот постройка одной из императорских яхт была произведена вместо ВСКР, а другой - вместо КР.

            Императорские яхты и военные корабли финансировались по разным статьям бюджета. И посторить яхту вместо крейсера было невозможно. Это опять же сплетни из серии "про проклятый царизм".
            1. Alexey RA 2 августа 2016 14:40
              Цитата: oking
              Императорские яхты и военные корабли финансировались по разным статьям бюджета. И посторить яхту вместо крейсера было невозможно. Это опять же сплетни из серии "про проклятый царизм".
              Конечно сплетни - ведь в РКМП никогда не могло быть такого:
              Для пополнения Добровольного флота в 1892 году русское правительство заказало датской судостроительной фирме «Бурмейстер or Вайн» новый крейсер. В октябре 1893 года, когда его корпус уже стоял на стапеле, гостивший в Дании Александр III неожиданно принял решение переделать его в императорскую яхту. В связи с переработкой проекта постройка прервалась почти на полгода. Работы велись под наблюдением корабельного инженера Н.В.Долгорукова и инженера-механика Н.А.Пастухова.

              А вот ещё одна "яхта-крейсер" - "Полярная Звезда" - которая, в отличие от великокняжеской "Светланы", стала в итоге чистой яхтой:
              К августу 1886 года Балтийский железоделательный, судостроительный и механический завод в Санкт-Петербурге, получивший в 1884 году задание на проектирование «яхты-крейсера», закончил разработку технического проекта. Одобренный И.А.Шестаковым в марте 1887 года, он был передан на рассмотрение Кораблестроительного отдела Морского технического комитета, утвердившего его 3 июня 1887 года. При проектировании яхты-крейсера завод в качестве прототипа использовал чертежи английских крейсеров «Iris» и «Mercury» «как наиболее исследованных в техническом отношении».

              Спецификации проектируемого корабля составлялись по образцу данных английских крейсеров «Leander» и «Mersey». В проекте предполагалось защитить котлы, две паровые машины суммарной мощностью 6000 л.с. и погреба боезапаса палубной броней толщиной 38,1 мм. Вооружение корабля должно было состоять из восьми 152-мм, четырех 107-мм орудий, шести 47-мм скорострельных пушек Гочкиса и двух минных (торпедных) бортовых аппаратов в носу и корме. При полном водоизмещении 3750 т наибольшая скорость хода должна была составить 17 уз, а дальность плавания экономической скоростью 8 уз определялась в 12 500 миль.

              При дальнейшей детальной разработке проекта И.А.Шестаков потребовал «...не жертвовать удобствами яхты в угоду ее крейсерскому назначению». Наибольшее внимание стало уделяться архитектурно-эстетическим вопросам и, в частности, отрабатывающимся на моделях формам оконечностей судна.

              В процессе постройки отказались от палубной броневой защиты, окончательно решив использовать корабль «...исключительно для яхтенной службы». Из артиллерии осталось только шесть 107-мм орудий, позднее замененных на четыре 47-мм пушки Гочкиса.

              Кстати, по стоимости "Звезды":
              Полная стоимость яхты составила 3 557 100 руб., тогда как строившийся одновременно с ней крейсер I ранга «Память Азова», имевший скорость всего 17 уз, обошелся в 3 690 254 руб., включая стоимость артиллерии.
              1. oking 2 августа 2016 15:28
                Цитата: Alexey RA
                Конечно сплетни

                Конечно. Дело в том что по ходу строительства стало понятно, что изделие датской судостроительной фирмы «Бурмейстер or Вайн» России не нужно. Вот и придумали "спонтанно", во что бы его переделать. Кстати, если бы еще одно изделие от этого же "именитого производителя" (малый крейсер-истребитель Боярин) для РИФ не построили бы, то этого даже никто не заметил бы. Слегка странный был кораблик. И первый, видимо, тоже.
                Цитата: Alexey RA
                А вот ещё одна "яхта-крейсер" - "Полярная Звезда" - которая, в отличие от великокняжеской "Светланы", стала в итоге чистой яхтой

                Ну, мало ли кто и что задумывал? Яхта-крейсер, это сочетание уже само по себе маразматическое. Яхты в военное время обычно служили авизо, и не более того.
                Цитата: Alexey RA
                Кстати, по стоимости "Звезды":

                Вы пытаетесь сравнивать несравнимые вещи. Так ведь и не наудивляешься, почему Роллс-Ройс стоит дороже какой-нибудь Газели. Роскошь во все времена стоила и стоит денег. Больших.
                1. Alexey RA 2 августа 2016 19:33
                  Цитата: oking
                  Вы пытаетесь сравнивать несравнимые вещи. Так ведь и не наудивляешься, почему Роллс-Ройс стоит дороже какой-нибудь Газели. Роскошь во все времена стоила и стоит денег. Больших.

                  Сравнивать крейсер 1 ранга с "газелью"? Оригинально... smile

                  Короче, если в случае "Светланы", В.К.А.А. получил яхту, а флот - крейсер, то пара императорских яхт так и осталась большими дорогими игрушками для летнего отдыха.

                  Кстати, из одной из них получился неплохой минзаг, а из второй - штабной корабль. smile
    2. амурец 29 июля 2016 11:55
      Цитата: Yarik

      Х. с бугра.А главной задачей должно было быть не "богинь" плодить,а что-то по-настоящему стоящее строить.

      Я не буду что-либо охаивать или хвалить.Просто сами посмотрите книги о бронепалубных крейсерах конца 19-го начала 20-го века.Какое там было разнотипье.А книг на эту тему в инете много.
      1. Yarik 29 июля 2016 17:16
        Вряд ли есть что-то,чего еще не читал. wink
  4. alexej123 29 июля 2016 16:15
    По стилю изложения сразу догадался, кто автор. Спасибо за статью.
  5. Роман 11 29 июля 2016 19:19
    "Аврора" на ремонте в Кронштадте, рядом "Красин".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня