Military Review

"You will live!"

6
"You will live!"



The participant of the Great Patriotic War, the holder of the Orders of the Red Banner of Labor, the Red Star, the Patriotic War and many medals Lyubov Lukinichna Tyazhkun after tenth grade entered the Omsk Medical Institute. And when, during her internship, she saw students in the morgue working with corpses, she ran away from the institute. But behind it came the teachers of the university, explained that there is no more noble and honorable profession on earth than the doctor’s profession. And the feeling that a doctor feels when rescuing a sick person almost from the other world cannot be compared with anything. Lyuba returned to the classroom.

In 1943, among the 150 graduates of the medical institute, she went to the front.

“4 July 1943 of the year,” recalled Lyubov Lukinichna, “our train arrived at Otreshkovo station, located in 20 kilometers from the city of Kursk. The station index has been preserved, but the station itself did not exist, only miserable ruins, burned-out buildings, broken locomotives and cars remained from it. They built us, made a roll call. The chief surgeon of the front arrived and announced: "I need ten male surgeons." And we had only nine men, all the rest were women. I hit the men's top ten. We were taken by truck to the area of ​​the collective farm MTS, where the wounded were stationed directly in the open air. There were so many of them that fear seized me.



At an accelerated pace, we set up tents and carried the wounded to them. I began my activity as a military doctor with the rank of an ordinary soldier. An experienced operating sister was attached to me. When she learned that I was called to the front right from the institute's bench, she friendly said: "Do not hesitate, ask me, I will tell you." When carrying out the first operations, she pointed out to me: "Here, cut, here neck." And I quickly settled down.

There were strict rules for surgeons in the hospital: amputated leg - hand over it, otherwise the leg will be dragged off by rats. At the same time it was prescribed to doctors to ensure that the rats did not bite the wounded.

After taking the oath, they gave me the title of senior lieutenant of the medical service. Issued commander uniforms, shoulder belt, field bag and a pistol. When Soviet planes flew over the location of the hospital, it became cheerful and joyful. German planes are heavy, the heavy drone of their engines suggested dark thoughts.

After each battle, the flow of wounded increased. Some of them crawled to us on their own, someone was carried in their arms.

We, the surgeons, worked, having lost count, both days and nights. At night, the lamp we had was a shell from a projectile, loaded with tow and diesel fuel.



Here, near Kursk, a wounded fighter came to us, I do not know who he was by nationality. He looked at us imploringly and asked: “Save me. I have a lot of baranchuk (children) at home. ” He had a wound in the abdomen, the intestine was broken. We did everything as it should be and told the wounded man: "You will live." You should know with what gratitude he looked at me, and tears of joy glistened in his eyes. And I again remembered the words of my institute teacher: “There is no nobler profession than the medical profession.”

At the beginning of November 1943, our front-line hospital No. 1679 was based in Darnitsa, on the banks of the Dnieper. On the opposite shore in Kiev were fighting. A team arrived: “Surgeons to parachute to the opposite shore, as there were many wounded there.” I got into the number of troops, but the fact that I can not swim, was not taken into account. In the middle of the night we took our place in the boat.

The water in the Dnieper was literally boiling from a hail of fragments and bullets. Our rower struggled against the oars, trying to quickly slip to the shore.

And suddenly our boat was thrown to the side strongly, and a huge mass of water, lifted upward by an explosion, covered us headlong. I found myself in the water, floundering with all my strength, grabbed a board that was floating by and went with it to the bottom. Thought the end. But I feel someone grabbed my hair and pulls me to the surface. The soldiers dragged me into another boat. My boots went to the bottom of the river, and I no longer remember how we reached the shore.

On the beach, I was dressed in a dry robe, somewhere old boots were found. And again, I continued to do operations under the open sky, to help the fighters to fight for life.

November 6 invaders expelled from Kiev. Our hospital was housed in a miraculously preserved building of the highest party school, and we had conditions for work that were close to normal.

Once, during a break in between fights, I was told before the formation that for the salvation of seriously wounded Red Army men, I was awarded the Order of the Red Star. Awards were presented by generals from the front headquarters.

In 1944, we participated in the funeral of Vatutin, commander of 1-th Ukrainian Front. He died from many wounds. He was taken on an artillery carriage through the ruins of the broken Kiev Khreshchatyk and was buried with all military honors.

Soon an order was received to redeploy our hospital to Poland. On the way to Lviv, our echelon was again bombed by German aircraft. We hid from the bombs who, where he could.

From Lviv we arrived in the Polish city of Legnica, where we were placed in different houses. Soon came the order to go to all the doctors in the newly liberated camp for Soviet prisoners of war and to help carry out from this camp weakened, almost dying prisoners. I carried a man in my arms. By weight, he was like a chicken. All the time, moaning and repeating: "Oh, how I want to eat."



We helped him feed him. This prisoner turned out to be a professor at the Ufa Medical Institute. Having got a little stronger, he thanked us: “Well done, you did the right thing, that you didn’t feed me at once, I wouldn’t have survived.”

In the last year of the war, medical squads began to practice in our hospital, that is, we did not wait for the wounded to be brought to us, but they themselves went to the front line, provided first aid to the fighters, and brought back seriously wounded.

One day, our Studebaker quickly ran down the German road. Suddenly we saw a German plane. Reckoning that the plane will not chase after one car, the driver has developed a top speed. And on one of the turns we were so shaken that we fell out of the body. Well, that was wet weather, and we fell into the liquid mud. I woke up in a German village liberated by Soviet troops. I had a broken leg. The Germans, residents of the village, treated us with exaggerated politeness. A car came and took me back to the hospital, where I met Victory Day.
It is possible to tell about what we saw at the front, but it is impossible to convey what we had to go through, move and feel at the front. I remembered the war, telling you, now I will not sleep all night.

Returning from the front, she worked for 32 for a year in the healthcare system in Chelyabinsk, and then for 20 years she headed the medical commission of the city council of veterans.

Katerina became a hero in 45 years

The hero of the Soviet Union, Ekaterina Illarionovna Mikhailova (Demina), to the smallest details, remembers the details of the first bombing she came under when she was on the train from Leningrad drove up to Brest. So in the first minutes of the Great Patriotic War, the young tenth grader began her heroic way, stretching for 1418 days and nights. She took part in the most complicated combat operations, she was repeatedly rewarded for her courage and bravery, even presented the Hero of the Soviet Union to the Golden Star. But this high rank she received only 45 years after the war, in 1990. Her fellow soldiers in the archives found a front pore view on her, achieved justice restoration.

After graduating from 9, Katya, on the night of June 22, went to 1941 for the holidays from Leningrad to her brother, who was a military man, served in Brest.

Suddenly the carriage swayed violently, then there was an explosion, another, a third. The train stopped abruptly, the passengers began to quickly run out, jump out of the windows.

When Catherine fled from the steps of the last car, a locomotive burned in front, planes with black crosses circled in the sky. People fled to the bushes, dead, wounded fell. And then medical training came in handy for her - she graduated from medical school “perfectly well”.

The girl rushed to assist the victims. Then, together with the other passengers, I hit the bolshak, but again the enemy aircraft flew, bombed and fired, had to hide in the woods.

They were lucky to stop the car going to Smolensk. In a strange city, she went to the military registration and enlistment office: “I am a member of the Komsomol, graduated from medical courses, send me to the front,” Katerina told the officer. She was 16 years old at the time. She was not taken. Katya left the building with tears in her eyes. It turned out on the bank of the Dnieper, where the soldiers unloaded something. The girl spotted the commander: “Take me to your unit, I can bandage wounds, make shots, shoot,” Katya addressed him. The officer checked the documents, took him to headquarters. So Ekaterina Mikhailovna became a fighter of the Red Army, although she did not reach the draft age. Now she did not part with a sanitary bag filled with bandages, harnesses, medicines.



Part of the fighting retreated from Smolensk. Under Yelnya they were surrounded, they fought their way through with theirs. Mikhailova has always been on the front line: she tied up, pulled the wounded out of the shelling, and, if necessary, she also fired from a machine gun.

When the bandages were over, she was tearing the lower shirts of the fighters, bandaging them. Under Gzhatskiy, Catherine was wounded - her leg was smashed by splinters in three places. A paramedic from the next part tied a board to his leg, underwent an operation in the hospital, sent him to Moscow, and from there to Sverdlovsk. The inflammation began, the doctors intended to cut off the leg, Mikhailova did not give.

The bones grew together, but the leg did not bend. To develop it, they sent a young nurse to Baku, to a rehabilitation hospital, where she was treated.

- At that time I had only one desire - to go to the front, to defend the Motherland. All my peers had such a patriotic enthusiasm.

While being treated, Katerina learned that a team was being formed in Baku for the Red Moscow ambulance ship to transport the wounded from Stalingrad along the Volga across the Caspian Sea to Krasnovodsk. Mikhailova wrote a report, achieved early discharge from the hospital, became a sailor.

“There was a strong wave,” said Ekaterina Illarionovna, many soldiers suffered not only from pain, but also from rolling. It was especially hard for a burnt tanker: tossing, shouting, trying to break the bandages. How could she reassure him, and here others asked to drink, turn over, put more comfortable. Suddenly enemy planes flew, they began to bomb. Thank God, our fighters appeared, drove away, we safely reached Krasnovodsk. All the medical personnel of the ship literally fell from fatigue.



In the spring of 1943, after the end of the Battle of Stalingrad, a successful offensive in the Caucasus, the flow of wounded decreased. Katerina, who by then had become a chief officer, learned that a battalion of marines was being formed from volunteers in Baku.

The battalion received a baptism of fire during the liberation of the Taman Peninsula. Mikhailova was in the forefront of the attackers. In addition to medical bags, she never parted with a gun, in her pockets - grenades. From under the shelling, she pulled men into 2-3 times heavier than herself. Sailors, pitying her, managed to attach the wheels to the cape, so that it was easier. In one of the attacks, she replaced the dead machine gunner, covering the sailors storming the altitude with accurate fire.

Especially strong battle broke out when taking Temryuk. The battalion landed at night from the sea on the territory of the enemy. The attack was powerful, but the Nazis occupied a heavily reinforced boundary: solid pillboxes and bunkers, wire barriers. Sailors rushed forward. Mikhailova tied up the wounded, brought them out and pulled them out of the shelling, removed them from the barbed wire, and was in mortal danger. For the capture of Temryuk, she was awarded the Medal of Courage.



“At the end of October 1943,” Mikhailova continued her story, “our battalion of the marine corps, which was part of the Azov flotilla, at night, in stormy weather, landed in the port of Kerch. When we approached the shore on boats, there was a strong wave, they jumped into the water, some were overwhelmed with a head. When they approached the coast, barbed wire appeared under the water. The Nazis opened fire. It was a total hell. I removed a lot of wounded, killed from the barbed wire, they were picked up by the crews of boats. The battle was uneven, we suffered huge losses. Three days held the bridgehead until the main forces landed. Of the 1200 people in the battalion, only 69 remained alive.



For the capture of Kerch, nurse Ekaterina Mikhailova was awarded the Order of the Red Banner.

After replenishment and rest, there were battles in the Crimea, the battalion liberated Mariupol, then it was transferred to the Danube Flotilla. Preparations began for the assault on the city of Belgorod-Dniester. A platoon of sailors was assigned to carry out flagship intelligence, Catherine also went with them. At night, in boats, observing a disguise, we crossed the Dniester. The shore was very steep, stony, the sailors stood on top of each other, overcoming a cliff.

During the battle, the chief military officer captured the personnel of the bunker, in which there were Romanian 16 and German 2. But she herself was wounded. For this fight 22 August 1944, Ekaterina was presented for the title of Hero of the Soviet Union, but received the second Order of the Red Banner.

Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 1 August 2016 07: 35
    +9
    How many lives they saved .. Thanks, Polina ..
  2. qwert
    qwert 1 August 2016 08: 30
    +9
    Even captured German medical officers noted that Soviet military doctors were a cut above them. They kept their limbs and returned soldiers to the ranks in those cases when the Germans amputated.
  3. Shadowcat
    Shadowcat 1 August 2016 14: 27
    +1
    Thanks to the author. Catch Respectu) love

    P.S. Just an offtopic and for thought. Recently I looked at a documentary about the operation of our scouts with the support of the memorial (Kaka scary).
    Guys, I need a psychiatrist. I’m reading this wonderful article, and in my subconscious I’m whirling about "the damned scoop that forced women to go to the front and did not provide them with anything, evil Russian soldiers who drowned and dragged women by the hair."
    Heal me, huh? crying
    1. Koshak
      Koshak 1 August 2016 17: 05
      +1
      Will pass. This is a type of fever after vaccination. drinks
  4. Galleon
    Galleon 1 August 2016 17: 23
    +3
    Thank you for the article! The photos are strong. I’ll give children a read.
  5. cedar
    cedar 2 August 2016 09: 14
    +1
    To save oneself in the war not only physically, but primarily spiritually, as a woman, is already a feat. If it were not for the Russian women at the front and in the rear, with their indestructible maternal beginning, there would have been no Victory. The article is a confirmation of this.

«Будешь жить!»

«Будешь жить!»


Участница Великой Отечественной войны, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны и многих медалей Любовь Лукинична Тяжкун после десятого класса поступила учиться в Омский медицинский институт. А когда при прохождении студенческой практики увидела, как студенты в морге работают с трупами, сбежала из института. Но за ней приехали педагоги вуза, объяснили, что нет на земле профессии благороднее и почетнее, чем профессия врача. А чувство, которое испытывает врач, вызволяя больного человека почти с того света, ни с чем невозможно сравнить. Люба возвратилась в учебную аудиторию.

В 1943 году среди 150 выпускников мединститута она отбыла на фронт.


— 4 июля 1943 года, — вспоминала Любовь Лукинична, — наш эшелон прибыл на станцию Отрешково, расположенную километров в 20 от города Курска. Указатель станции сохранился, но самой станции не существовало, от неё оставались лишь жалкие развалины, сгоревшие строения, разбитые паровозы и вагоны. Нас построили, сделали перекличку. Прибыл главный хирург фронта и объявил: «Мне нужно десять хирургов-мужчин». А у нас мужчин оказалось только девять, все остальные — женщины. Я попала в мужскую десятку. На грузовике нас доставили в район колхозной МТС, где на окраине леса прямо под открытым небом размещались раненые. Их было так много, что меня охватил страх.

«Будешь жить!»


Мы в ускоренном темпе устанавливали палатки и переносили в них раненых. Я начинала свою деятельность военврача в звании рядового солдата. Ко мне прикрепили опытную операционную сестру. Узнав, что я призвана на фронт прямо с институтской скамьи, она дружелюбно сказала: «Не стесняйтесь, спрашивайте меня, я вам подскажу». При проведении первых операций она указывала мне: «Вот здесь режь, вот тут шей». И я быстро освоилась.

В госпитале существовали строгие правила для хирургов: ампутировал ногу — сдай её, иначе ногу утащат крысы. Одновременно предписывалось врачам следить за тем, чтобы крысы не укусили раненых.

После принятия присяги мне присвоили звание старшего лейтенанта медицинской службы. Выдали командирское обмундирование, портупею, полевую сумку и пистолет. Когда над расположением госпиталя пролетали советские самолеты, весело и радостно становилось на душе. Немецкие самолеты тяжёлые, надсадный гул их моторов наводил на мрачные размышления.

После каждого боя поток раненых увеличивался. Кто-то из них полз к нам самостоятельно, кого-то несли на руках.

Мы, хирурги, работали, потеряв счет и дням, и ночам. Ночью светильником у нас являлась гильза от снаряда, заряженная паклей и соляркой.

«Будешь жить!»


Здесь, под Курском, поступил к нам раненый боец, не знаю, кто он был по национальности. Он умоляюще смотрел на нас и просил: «Спасите меня. У меня дома много баранчук (детей)». У него было ранение в живот, перебит кишечник. Мы сделали все как положено и сказали раненому: «Будешь жить». Знали бы вы, с какой благодарностью он смотрел на меня, а в глазах его блестели слёзы радости. И мне вновь вспомнились слова моего институтского учителя: «Нет на свете благороднее профессии, чем профессия врача».

В начале ноября 1943 года наш фронтовой госпиталь № 1679 базировался в Дарнице, на берегу Днепра. На противоположном берегу в Киеве шли бои. Поступила команда: «Врачей-хирургов десантировать на противоположный берег, так как там скопилось много раненых». Я попала в число десанта, а то, что я не умею плавать, во внимание не принималось. Глубокой ночью мы заняли место в шлюпке.

Вода в Днепре буквально кипела от града осколков и пуль. Наш гребец изо всех сил налегал на весла, стремясь быстрее проскочить к берегу.

И вдруг нашу шлюпку сильно бросило в сторону, и огромная масса воды, поднятая вверх взрывом, накрыла нас с головой. Я оказалась в воде, барахталась изо всех сил, схватилась за проплывавшую какую-то доску и вместе с ней пошла на дно. Думала, конец. Но чувствую, кто-то схватил меня за волосы и тянет на поверхность. Солдаты втащили меня в другую лодку. Сапоги мои ушли на дно реки, и я уже не помню, как мы достигли берега.

На берегу меня переодели в сухую робу, нашли где-то старые сапоги. И я вновь прямо под открытым небом продолжила делать операции, помогать бойцам бороться за жизнь.

6 ноября захватчиков изгнали из Киева. Наш госпиталь разместился в чудом сохранившемся здании высшей партийной школы, и у нас появились условия для работы, близкие к норме.

Однажды в перерыве между боями мне перед строем объявили, что за спасение тяжело раненных красноармейцев я награждена орденом Красной Звезды. Награды вручали генералы из штаба фронта.

В 1944 году мы участвовали в похоронах командующего 1-м Украинским фронтом Ватутина. Он умер от множества ран. Его везли на артиллерийском лафете через развалины разбитого киевского Крещатика и похоронили со всеми воинскими почестями.

Вскоре был получен приказ о передислокации нашего госпиталя в Польшу. В пути на подходе к Львову наш эшелон вновь разбомбили немецкие самолеты. Мы прятались от бомб кто, где мог.

Из Львова мы прибыли в польский город Легница, где разместили нас по разным домишкам. Вскоре пришел приказ ехать всем медикам в только что освобожденный лагерь для советских военнопленных и помочь вынести из этого лагеря ослабленных, почти умирающих узников. Я выносила на руках мужчину. По весу он был как цыпленок. Всё время стонал и твердил: «Ох, как я жрать хочу».

«Будешь жить!»


Мы оказали ему помощь, покормили. Узник этот оказался профессором уфимского мединститута. Немного окрепнув, он благодарил нас: «Вы молодцы, правильно сделали, что не накормили меня сразу досыта, я бы тогда не выжил».

В последний год войны в нашем госпитале стали практиковать медицинские автоотряды, то есть мы не ждали, когда нам привезут раненых, а сами ехали на передовую, оказывали там первую помощь бойцам, а обратно везли с собой тяжело раненных.

Однажды наш «студебеккер» быстро бежал по германской дороге. Вдруг мы увидели немецкий самолет. Рассчитывая, что за одним автомобилем самолет гоняться не будет, водитель развил предельную скорость. И на одном из поворотов нас так тряхнуло, что мы выпали из кузова. Хорошо, что была сырая погода, и мы упали в жидкую грязь. Я очнулась в освобождённом советскими войсками немецком селении. У меня был перелом ноги. Немцы, жители села, относились к нам с подчеркнутой вежливостью. Пришла машина и увезла меня обратно в госпиталь, где и встретила я День Победы.
О том, что мы видели на фронте, рассказать можно, а вот то, что нам пришлось пережить, перенести и прочувствовать на фронте, передать невозможно. Я вот повспоминала о войне, рассказывая вам, теперь всю ночь спать не буду.

Возвратившись с фронта, она 32 года работала в системе здравоохранения Челябинска, а потом еще 20 лет возглавляла медицинскую комиссию городского совета ветеранов.

Катерина стала героем через 45 лет

Герой Советского Союза Екатерина Илларионовна Михайлова (Дёмина) до мельчайших подробностей помнит детали той первой бомбежки, под которую попала, когда на поезде из Ленинграда подъезжала к Бресту. Так в первые минуты Великой Отечественной войны юная десятиклассница начала свой героический путь, растянувшийся на 1418 дней и ночей. Она принимала участие в сложнейших боевых операциях, за отвагу и храбрость ее неоднократно награждали, представляли даже к Золотой Звезде Героя Советского Союза. Но это высокое звание она получила только 45 лет спустя после войны, в 1990 году. Однополчане в архиве нашли представление на нее фронтовой поры, добились восстановления справедливости.

Закончив 9-й класс, Катя в ночь на 22 июня 1941 года ехала на каникулы из Ленинграда к брату, который был военным, служил в Бресте.

Вдруг вагон сильно качнуло, потом раздался взрыв, другой, третий. Поезд резко остановился, пассажиры стали быстро выбегать, выпрыгивать из окон.

Когда Екатерина сбежала со ступенек последнего вагона, впереди горел паровоз, в небе кружили самолеты с черными крестами. Люди бежали к кустам, падали убитые, раненые. И тут ей пригодилась медицинская подготовка — школьницей она окончила медицинские курсы «на отлично».

Девушка бросилась оказывать помощь пострадавшим. Потом вместе с другими пассажирами вышла на большак, но снова налетели вражеские самолёты, бомбили и обстреливали, пришлось прятаться в лесу.

Им посчастливилось остановить машину, ехавшую в Смоленск. В чужом городе пошла в военкомат: «Я комсомолка, окончила медицинские курсы, пошлите меня на фронт», — заявила Катерина офицеру. Ей в то время было 16 лет. Её не взяли. Катя вышла из здания со слезами на глазах. Оказалась на берегу Днепра, там солдаты что-то разгружали. Девушка высмотрела командира: «Возьмите меня в свою часть, я могу перевязывать раны, делать уколы, стрелять», — обратилась к нему Катя. Офицер проверил документы, отвел в штаб. Так Екатерина Михайловна стала бойцом Красной Армии, хотя не достигла призывного возраста. Теперь она не расставалась с санитарной сумкой, наполненной бинтами, жгутами, медикаментами.

«Будешь жить!»


Часть с боями отступала от Смоленска. Под Ельней попали в окружение, с боями пробивались к своим. Михайлова всегда была на передовой: перевязывала, вытаскивала раненых из-под обстрела, сама при необходимости вела огонь из автомата.

Когда бинты закончились, рвала нижние рубашки бойцов, ими перевязывала. Под Гжатском Екатерину ранило — ногу перебило осколками в трёх местах. Фельдшер из соседней части привязал к ноге доску, в госпитале сделали операцию, отправили в Москву, оттуда в Свердловск. Началось воспаление, врачи намеревались отрезать ногу, Михайлова не дала.

Кости срослись, но нога не гнулась. Чтобы её разработать, отправили юную медсестру в Баку, в реабилитационный госпиталь, там долечивалась.

— У меня в то время было только одно стремление — попасть на фронт, защищать Родину. Такой патриотический подъем был у всех моих сверстников.

Находясь на излечении, Катерина узнала, что в Баку формируется команда на санитарный корабль «Красная Москва» для перевозки раненых из-под Сталинграда по Волге через Каспийское море в Красноводск. Михайлова написала рапорт, добилась досрочной выписки из госпиталя, стала матросом.

— Была сильная волна, — рассказывала Екатерина Илларионовна, многие солдаты страдали не только от боли, но и от качки. Особенно тяжело было обгоревшему танкисту: метался, кричал, пытался сорвать повязки. Как могла его успокаивала, а тут другие просили пить, перевернуть, положить поудобнее. Вдруг налетели вражеские самолеты, стали бомбить. Слава Богу, появились наши истребители, отогнали, мы благополучно дошли до Красноводска. Весь медицинский персонал корабля буквально падал от усталости.

«Будешь жить!»


Весной 1943 года после завершения Сталинградской битвы, успешного наступления на Кавказе поток раненых уменьшился. Катерина, которая к тому времени стала главстаршиной, узнала, что в Баку из добровольцев формируется батальон морской пехоты.

Батальон получил боевое крещение при освобождении Таманского полуострова. Михайлова была в первых рядах наступающих. Кроме медицинской сумки, она никогда не расставалась с автоматом, в карманах — гранаты. Из-под обстрела она вытаскивала мужчин в 2-3 раза тяжелее себя. Моряки, жалея ее, умудрились прикрепить к плащ-палатке колесики, чтобы легче было. В одной из атак она заменила убитого пулеметчика, метким огнем прикрыла моряков, штурмовавших высоту.

Особенно сильный бой разгорелся при взятии Темрюка. Батальон ночью высадился с моря на территории противника. Атака была мощной, но фашисты занимали сильно укрёпленный рубеж: сплошные доты и дзоты, проволочные заграждения. Моряки рвались вперёд. Михайлова перевязывала раненых, выводила и вытаскивала их из-под обстрела, снимала с колючей проволоки, подвергаясь смертельной опасности. За взятие Темрюка она была награждена медалью «За отвагу».

«Будешь жить!»


— В конце октября 1943 года, — продолжала свой рассказ Михайлова, — наш батальон морской пехоты, входивший в состав Азовской флотилии, ночью, в штормовую погоду высадился в порту Керчи. Когда на катерах подошли к берегу, была сильная волна, прыгали в воду, некоторых захлестывало с головой. Когда приблизились к берегу, под водой оказалась колючая проволока. Фашисты открыли огонь. Это был кромешный ад. Я много раненых, убитых сняла с колючей проволоки, их подбирали экипажи катеров. Бой был неравный, мы несли огромные потери. Трое суток удерживали плацдарм, пока не высадились основные силы. Из 1200 человек в батальоне в живых осталось всего 69 человек.

«Будешь жить!»


За взятие Керчи медсестра Екатерина Михайлова была награждена орденом Красного Знамени.

После пополнения и отдыха были бои в Крыму, батальон освобождал Мариуполь, затем его перебросили в состав Дунайской флотилии. Началась подготовка к штурму города Белгород-Днестровский. Взвод моряков отрядили для проведения флагманской разведки, с ними пошла и Екатерина. Ночью на шлюпках, соблюдая маскировку, преодолели Днестр. Берег был очень крутой, каменистый, моряки становились друг на друга, преодолевая обрыв.

Во время боя главстаршина взяла в плен личный состав дзота, в котором находились 16 румын и 2 немца. Но и сама была ранена. За этот бой 22 августа 1944 года Екатерина была представлена к званию Героя Советского Союза, но получила второй орден Красного Знамени.

«Будешь жить!»
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. parusnik 1 августа 2016 07:35
    Сколько они жизней спасли..Спасибо,Полина..
  2. qwert 1 августа 2016 08:30
    Даже попавшие в плен немецкие офицеры медслужбы отмечали, что советские военврачи были выше их на голову. Сохраняли конечности и возвращали солдат в строй в тех случаях когда немцы ампутировали.
  3. ShadowCat 1 августа 2016 14:27
    Спасибо автору. Лови респктуху) love

    П.С. Просто офтопик и для размышления. Посмотрел недавно документалку про операцию наших разведчиков при поддержке мемориала (кака страшная).
    Ребята, мне нужен психиатр. Вот читаю сие замечательную статью, а в подсознании так и крутиться про "проклятый совок который заставлял женщин идти на фронт и ничем их не обеспечивал, злых русских солдат которые топили и таскали женщин за волосы".
    Вылечите меня, а? crying
    1. кошак 1 августа 2016 17:05
      Пройдёт. Это типа повышения температуры после прививки. drinks
  4. Галеон 1 августа 2016 17:23
    Спасибо за статью! Фото сильные. Детям дам почитать.
  5. кедр 2 августа 2016 09:14
    Сохранить себя на войне не только физически, но прежде всего духовно, как женщину, уже подвиг.Если бы не русские женщины на фронте и в тылу,с их неистребимым материнским началом, не было бы Победы. Статья тому подтверждение.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня