«Этот фильм взят в качестве трофея»

17
«Этот фильм взят в качестве трофея»


Стержневым фактором, определившим советскую государственную политику в области женского вопроса, стали идеологическая концепция о паритетной роли женщины в обществе и экономические интересы государства в условиях роста промышленного производства и становления социалистического строя. Женщине было предложено наравне с мужчиной стать активным строителем новой жизни, осваивая многочисленные профессии, в том числе и те, которые ранее считались исконно мужскими.

Именно участие в производстве явилось решающим условием, определившим социальный статус и равенство женщины, а деятельность партийных и государственных органов была направлена на решение производственных задач, где женщина рассматривалась лишь как объект мобилизационной политики. Все это окончательно привело к формированию особой советской модели гендерного равенства, предусматривающей в первую очередь равенство физических возможностей полов.

Начавшийся процесс трансформации роли советских женщин в обществе чрезвычайно важен для изучения о точки зрения социально-культурной антропологии, поскольку женщины являлись одной их главных движущих сил этой тенденции. А также в связи с формированием в сознании и умах советских людей совершенно нового образа — «новой советской женщины», продиктованного идеологическими установками партии и внедряющегося в сознание людей всеми доступными, визуальными и вербальными средствами.

Однако в нынешней историографии проблемам отечественного кинопроизводства в годы войны отведено мало страниц. И самое обидное, что исследователи почти не изучают особую роль женщины в истории кино, которая видоизменялась в условиях военного времени.



«Великая сила искусства», «великая сила кино» — вот, без сомнения, те лозунги, которые использовала советская идеологическая пропаганда, раскрывая насущные задачи страны советским кинематографистам. Только кино как наиболее массовый и любимый населением вид искусства было в состоянии не только поднять общий дух только что освобожденного региона, но и способствовать мобилизации моральных сил всех советских людей на борьбу с грозным врагом, укреплению национального единства, воспитанию и утверждению мужества, оптимизма, активизации восстановительных работ. Вот как об этой задаче говорил Григорий Александров: «Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины».

«Что значит хорошая картина в эпоху Отечественной войны? Это прежде всего поэтическая картина, во-вторых, картина, имеющая в своей природе некоторую историческую и поэтическую доподлинность», — говорил Сергей Герасимов.

Хотя в кинопрокате на первое место в это время выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино, художественные киноленты пользовались огромной зрительской симпатией. Иван Пырьев в 1945 году, оценивая художественные фильмы, снятые в годы войны, отмечал: «Картины современные, сделаны о людях и днях той великой эпохи, в которой мы живем, что еще более усугубляет достижения 1944 года. Неслучайно, например, что в театре нашем нет художественных произведений на те темы, о тех людях, о которых рассказывает большинство наших картин 1944 года: «Большая земля», «Зоя», «Жила-была девочка», «В шесть часов вечера после войны», «Родные поля», «Иван Никулин — русский матрос», «Дни и ночи», «Малахов курган». Ни в театре, ни в литературе таких произведений нет. «Нашествие» у нас в кинематографии получилось более удачным и полноценным».



У зрителей большой любовью пользовалась названная выше в цитате кинокартина «В шесть часов вечера после войны», снятая в 1944 году кинорежиссером И. Пырьевым, передающая удивительное ощущение приближающейся Победы. Народ обожал фильмы этого режиссера и блиставшую в них актрису Марину Ладынину.



В кинопрокате появились и первые трофейные ленты. Советские зрители смогли увидеть немецкую музыкальную киноленту «Девушка моей мечты» (Die Frau meiner Traume) со звездой австро-немецкой оперетты и музыкальной комедии Марикой Рекк в главной роли. Любопытный факт: в советском кинопрокате конца 1940-х — начала 1950-х годов этот фильм предваряла заставка «Этот фильм взят в качестве трофея», и он имел ограничение «Дети до 16 лет не допускаются». Оригинальность показу добавляло то, что фильм не переозвучивали, а запустили в прокат с немецкой речью, снабдив его русскими субтитрами.

Появление двух названных кинофильмов было весьма символичным. Сняты обе киноленты были в 1944 году: одна в Германии, другая — в СССР. И хотя кинорежиссеры, конечно же, не договаривались о соперничестве между собой, появление этих кинолент стало своего рода идеологическим противостоянием. Главные героини фильмов, женщины, казалось бы, имели одинаковые проблемы и переживания: о любви, о женском счастье. Но какие они разные!

Главная героиня фильма «Девушка моей мечты» Юлия Кестер (актриса Марика Рекк) стала звездой, но постоянные ухаживания назойливых поклонников заставляют её сбежать из своей вполне благополучной жизни лишь в одной шубе, накинутой на комбинацию. В конце фильма главная героиня находит всё же своё счастье, но этот путь к такому вожделенному для всех женщин счастью представлен в фильме совершенно по-иному, нежели в советских кинофильмах.

Совершенно по иному показана женская судьба зенитчицы Вари Панковой (актриса Марина Ладынина) и артиллериста Васи Кудряшова (актер Евгений Самойлов) в фильме «В шесть часов вечера после войны». Молодые люди при расставании поклялись друг другу встретиться после войны в шесть часов вечера в определённом месте. И когда эта встреча в конце фильма произошла, то все советским людям так дали знать, что жизнь и любовь — это цепь долгих и тяжких испытаний, борьбы за жизнь, за своё счастье.

Эти две женские судьбы как два антипода, как две стороны одного и того же взгляда на жизнь и на понимание того, какое место должна занимать женщина в нем. Образы главных героинь — Марики Рекк и Марины Ладыниной — тоже как бы противопоставлены. С одной стороны, достаточно легковесная, даже, может быть, немного вульгарная Юлия Кестер — актриса из ревю (разве это профессия для женщины — ремарка советской идеологической пропаганды). А с другой — образ женщины-зенитчицы Вари Панковой, смелой, мужественной, серьезной женщины, которая идёт на фронт и способна на любую (мужскую!) работу и готова умереть ради победы. Эти два образа, по замыслу советской пропаганды, должны были вызывать у советских зрителей слёзы.

В случае с Юлией Кестер — слезы сострадания за униженное положение женщины в буржуазном обществе, где она не имеет права выбора своей судьбы и жизни, не может обрести настоящую любовь. А вот Варя Панкова должна была вызывать слезы гордости: за свое мужество, зато, что в своей советской стране она свободна и вольна сама решать, как ей жить, бороться, наравне с мужчинами на фронте и добиваться своего женского счастья.

Обидно лишь одно, что в советском понимании женское счастье может прийти лишь через лишения и страдания, через силу, мужество и терпение, и этот путь тернист и тяжел. Увы, но именно в этом и заключалась истинное понимание советской модели гендерного равенства, где женщины наравне с мужчинами обладают способностью выдерживать все физические нагрузки, Именно такая, «сильная» (в первую очередь физически!) женщина и нужна была новому советскому обществу.

Однако советская идеологическая пропаганда в данном случае дала сбой. Зритель полюбил невероятно красочное немецкое трофейное кино о «сладкой» жизни. Это было именно то, чего так не хватало в военное время. Хотя можно предположить, что именно поэтому данная кинолента и появилась в советском кинопрокате. В тяжелых условиях войны и восстановления эта картина должна была стать некой отдушиной, своеобразным иллюзорным иным миром, позволяющим хотя бы на час забыть о тяготах военного времени. Женщины копировали фасоны одежды и прически главной героини, Ну, а для мужской аудитории сцена, когда актриса Рекк специально распахивала свою великолепную шубу, чтобы показать не менее великолепное бельё, стало своего рода сенсацией, ведь других «эротических» сцен в советском кино тогда ещё не было.

Совершенно иная женская история лежит в основе фильма «Она защищает Родину», ставшего шедевром киноиндустрии тех лет. Эту ленту снял режиссёр Фридрих Эрмлер по сценарию Алексея Каплера на Центральной объединенной киностудии, премьера которой состоялась 20 мая 1943 года.



Сначала зрители видят на экране картину истинного счастья женщины, которая видит смысл своей жизни в своём муже и ребёнке. Но этот смысл теряется, когда начинается война и самые близкие, обожаемые и любимые люди оказываются убитыми немецкими захватчиками, а все друзья и родные главной героини Прасковьи уходят в партизаны. Она остаётся один на один со своим горем. Кульминационный момент фильма: Прасковья наклоняется над ведром с водой и видит своё измождённое, чужое, состарившееся лицо — она от пережитого мгновенно превратилась в старуху. Потом её взгляд переносится на лежащий неподалёку топор и постепенно в её голове происходит просветление. Она находит новый смысл своей жизни в том, чтобы отомстить захватчиками за жизнь своего ребёнка, погибшего под колесами вражеского танка. Интересно, что великая русская актриса Вера Марецкая смогла передать все эти переживания с такой глубиной и ясностью, с такой силой и правдой, что не нужно было никаких слов и ненужных заштампованных фраз о мести. К Прасковье идут и другие колхозники, которые совместными усилиями стали готовиться к нападению на немецкий обоз.

Трагизм и боль пронизывают картину, а сострадание за женскую судьбу звучат как призыв ко всем советским женщинам того времени: мстить врагу за детей, за мужа, и брата, за поруганную землю, за слезы и боль потерь, утраченную любовь и надежду.

Кинематограф военных лет не так часто выбирал в качестве главных героинь женщин. Но уж если выбирал, то выполнение поставленных идеологических задач было полным. В годы войны на экраны страны вышли киноработы Виктора Эйсмонта «Фронтовые подруги» (Ленфильм, 1941 год),



«Жила-была девочка» (Союздетфильм, 1944 год),



Юлия Райзмана «Машенька» (Мосфильм, киностудия в Алма-Ате, 1942 год),



Лео Арнштама «Зоя» (Союздетфильм, 1944 год),



Леонида Трауберга «Актриса» (ЦОКС, Алма-Ата, 1943 год).



И что характерно, в большинстве своем образы женщин, которые были созданы на экранах этих кинолент, полностью отвечали всем идеологическим установкам советского государства.

Так постепенно формировался отточенный образ санитарки или партизанки, которые становятся в фильмах обязательно героинями.



Ещё один появившийся новый образ женщины, которая ждёт своего мужа в тылу, неразрывно связан со знаменитым стихотворением Константина Симонова «Жди меня».

Разрыв с довоенной традицией был окончательно закреплен в кинематографе военных лет.

Со своей задачей советский кинематограф военной поры справился. Создатели практически всех кинофильмов (за исключением ленты «Актриса» — возможно, здесь сыграло роль то, что главная героиня фильма — певица оперетты) были удостоены Сталинских премий.

Однако искусство — не настоящая жизнь, и во многом люди хотят видеть несколько иллюзорный мир, то есть готовы обманываться. Но этот визуальный обман, как ни жёстко это звучит, должен быть совершён по всем правилам. Иначе зрители не поверят в такое кино, а уж если поверили, то обычно они говорят: «Это — хорошее кино». Но всматриваясь в черно-белые кадры фильмов о войне, можно наблюдать за тем, как люди и сегодня, по прошествии стольких лет после войны, продолжают переживать за нелегкие женские судьбы военного лихолетья. И слезы по-прежнему наворачиваются на глаза у зрителей, а сердце сжимается в груди, когда на экранах предстают образы простых женщин военной поры, их нелёгкие женские судьбы. Женские образы из фильмов периода войны, хотя и подверженные идеологическим штампам и установкам той эпохи, — это уже не игра, это настоящие исторические свидетельства сурового военного времени.

Именно поэтому, даже если историй героинь вымышлены, фильмы о том военном времени несоизмеримо обладают высочайшей культурной и духовной ценностью. С огромной убедительностью режиссёры и актёры смогли передать неповторимый колорит времени, надежды и горести простых людей, которые смогли с честью пережить тяжелейшее испытание выпавшее на долю их поколения. И нельзя переоценить художественную ценность данных киноработ, поскольку война задела практически каждую семью, каждого человека в нашей стране, и поэтому при создании таких художественных фильмов на режиссёров ложилась огромная ответственность показать военному поколению его же войну со всей правдивостью.

Конечно, советская эпоха и военное время обладали своими характерными идеологическими штампами и установками. Но бесспорно одно: борьба за жизнь — глубочайшая и важнейшая тема творчества. А женские образы в кинематографе военной эпохи — это дань памяти и уважению тому подвигу, который совершили женщины в годы войны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    9 августа 2016 07:01
    Спасибо за статью, Полина.
    Я не кинокритик, но так получилось что многие кинокартины указанные Вами, видел. Только вера в свой народ-победитель и злость к врагу, вынесено из просмотров этих фильмом о войне. Не одно поколение воспиталось на героях, и не одна сотня тысяч мужчин пошли в военные училища. Большое дело - патриотизм!
  2. +6
    9 августа 2016 07:09
    Тоже в детстве смотрел многие из этих фильмов. Мне нравились.
  3. +6
    9 августа 2016 07:48
    Прочиталось как -то с трудом , тяжелым языком написано:"Все это окончательно привело к формированию особой советской модели гендерного равенства, предусматривающей в первую очередь равенство физических возможностей полов"...и т.д...О кино..смотрел все фильмы указанные в статье..Буду краток, наши фильмы за душу берут ,порой до слез..Их фильмы..тож радуют до слёз умиления..Свезло Золушкам..
  4. aba
    +13
    9 августа 2016 07:53
    Конечно, советская эпоха и военное время обладали своими характерными идеологическими штампами и установками

    Простите, но разве западное кино свободно от своих капиталистических штампов?
  5. +4
    9 августа 2016 08:02
    Спасибо Полина, все эти фильмы наша история и воспитание людей в духе патриотизма.
    Вы забыли привести в примерах трофейный фильм "Тарзан". Помню в детстве, чтобы его посмотреть, надо было в кинотеатр "Колизей" отстоять очередь примерно 300 метров за билетом (от кинотеатра "Нева" до кинотеатра "Колизей" расстояние 300 метров в Ленинграде). Но все стояли, не ругались, смеялись. Билет стоил 20 копеек. Честь имею.
  6. +7
    9 августа 2016 09:24
    А есть еще очень тяжелый фильм "Радуга"...
  7. +4
    9 августа 2016 09:49
    В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ фильмы о женской судьбе с трагедией и не всегда счастливым концом появлялись как отражение РЕАЛЬНОЙ жизни. За первую половину двадцатого века через страну прокатились и ПМВ и гражданская война и ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. У всех слоёв общества произошла смена мировоззрения и идеалы счастья, да что там, произошла смена всего мироустройства. Конечно и индивидуальное счастье поменялось. В СОВЕТСКОМ кино конечно старались приукрасить и саму жизнь и героев, но о самой жизни старались не врать.
    И как *антипод* немецкое видение счастья, которое достаточно просто описать и понять, когда всё блестит и все танцуют и поют, совсем как в мечте. Даже во время войны немцы не ощущали угрозы своей нации, никто не ставил цели уничтожения немецкого народа, ну кроме англичан которые предлагали и *стерилизацию немок*, и *кастрацию военнопленных*. Немцы не ощущали угрозы своему выживанию, и Гебельсу пока ещё верили, поэтому и фильм получился лёгким. Это когда начало хрустеть и рушиться и скрыть будущий разгром стало невозможно, вот только тогда всерьёз немцы стали задумываться. Но это была уже другая эпоха. Видимо поэтому фильмов, равных по лёгкости восприятия, долго не появлялось в Германии.
  8. +5
    9 августа 2016 10:25
    Этот немецкий фильм смотрел Штирлиц из Семнадцати мгновений весны. Который ему надоел до чертиков.
    Но вот что интересно - почему то, все режиссеры и сценаристы (ну или почти все) указанные в данных работах, принадлежат к Богом избранной расе. Фридрих Эрмлер, Алексей Каплер (герой которого используется в сериале "Александровский сад", как любовник Светланы Аллилуевой), Виктор Эйсмонт, Юлий Райзман, Лео Арнштам, Леонид Трауберг и т.д. Не хочу ни кого очернять - но вопросы возникают сами собой. Культуру русским могут генерировать только ОНИ?!
    А роль женщины в CCCР, в тот момент, объясняется вполне прагматичной гендерной ситуацией. Мужчины либо все на фронте или обеспечивают фронт. Либо погибли. Вот женщины и встали на мужские места. Ну а взяв на себя какую то роль - так трудно потом вернуться к исходному состоянию. bully
    1. 0
      8 июля 2017 18:10
      опять и даже тут евреи виноваты?????
      Цитата: Арчиках
      Не хочу ни кого очернять - но вопросы возникают сами собой. Культуру русским могут генерировать только ОНИ?!
      - пните заодно уж Окуджаву,Пушкина,Лермонтова и так далее....да и среди конструкторов-изобретателей-военных-музыкантов тоже много было...
      У нас в истории много нечистопородных - так что теперь их вычеркнуть из истории России????Да Александр Сергеевич в сто раз более РУССКИЙ!! чем те липовые "патриоты" - которые плачут о тяжкой доли русских....
  9. +8
    9 августа 2016 11:46
    Уважаемая Полина, Вы хорошо потрудились,и у Вас получилась неплохая статья. Но... во-первых, название не соответствует содержанию. Судя по нему речь должна идти о трофейных фильмах, не так ли? Во-вторых, если уж Вы взялись рассматривать женщин в советском кино, то Вы ничего не сказали о множестве фильмов СССР, где как раз становление советской женщины-то и показывалось. У Вас все фильмы военных лет, ну так и писали бы "Женщины советского кино периода ВОВ". А ведь фильмов о советских женщинах до войны было много!!! Как не вспомнить образ Дженни в "Острове сокровищ" 1938 года? И были фильмы "контр" - например "Цирк" о женщине "оттуда", нашедшей свое счастье у нас. И опять же - если материал про женщин войны, то было бы неплохо сравнить наших женщин из кино и женщин из западных фильмов, например, " 6 часов" в данном случае принято сравнивать с фильмом "Мост Ватерлоо". То есть спонтанно такие материалы удачными не получаются.Источники надо подбирать, сравнивать, прослеживать динамику развития тех или иных образов. Понятно, что это сложно, но... взялся за гуж, не говори, что не дюж!Кроме того можно согласиться и с мнением parusnik (2) - читается материал действительно тяжело.
    1. +4
      9 августа 2016 11:55
      Комментарий поддерживаю полностью...good..
  10. +6
    9 августа 2016 12:26
    Мне статьи Полины нравятся и сейчас хочтся поставить +и в тоже время kalibr прав:Полина почему-то из трофейных картин вспомнила лишь"Девушку моей мечты" ,а других нет? Поэтому одновременно хочется и + и - поставить. А вообще-то советские картины сняты качественно и некоторые пересматривает много,а некоторые достойны,чтоб их не вспоминать и не смотреть!
  11. +2
    9 августа 2016 12:58
    посмотрите фильм последний фильм Германии "Кольберг" вып 1945 (кстати цветной)--все мужские персонажи это просто каки-то пупсы отрыгивающие лающие команды (немецкая мова она такая) и напротив милейшие женские образы в стиле унесенных ветром
  12. +2
    9 августа 2016 19:54
    Кадр из "В 6 часов после войны" надо развернуть, отзеркалить. А то ордена не правильно расположены.
  13. +1
    9 августа 2016 21:57
    Хорошие были фильмы, а какие актёры!
  14. +1
    9 августа 2016 22:01
    Да-а...,сейчас такое кино не снимут, да и не смогут снять...Время не то...
  15. +4
    9 августа 2016 22:56
    Были настоящие мастера кино, при достаточно скудных материальных средствах ставили такие фильмы, которые не оставляли равнодушным зрителя, и игрой актеров, и постановкой. Иной раз "бегаешь"по каналам телевизора и порой случайно натыкаешься вот на такой фильм, который ты уже столько раз видел за свою жизнь, и в кинотеатре, и по ТВ, собираешься переключиться на другой канал, но если хотя бы на немного задержался, то все, затягивает и смотришь его до конца.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»