План «товарища Модибо». Как в Мали строили социализм

Политические и экономические проблемы, которые испытывала Франция в конце 1950-х годов, заставили руководство страны обратиться к пересмотру статуса заморских территорий. В перспективе допускалась возможность провозглашения независимости многих из них. Дело в том, что колонии к этому времени в большинстве своем представляли настоящий балласт для метрополии. На содержание администраций, колониальных войск, школ и медицинских учреждений, дорожной инфраструктуры требовались значительные средства. Изымать же природные ресурсы можно было бы и у формально независимых государств, которые все равно остались бы в сильной экономической и политической зависимости от Франции.

План «товарища Модибо». Как в Мали строили социализм


Одной из крупнейших колоний Франции в Западной Африке был Французский Судан, в свою очередь входивший в состав Французской Западной Африки. Французский Судан — это современное Мали. Если даже сейчас Мали представляет собой одну из беднейших даже по африканским меркам стран, то можно себе представить, каков был уровень социально-экономического и культурного развития Французского Судана. Понятно, что французское руководство с каждым годом испытывало все меньше желания «тащить» малоперспективную колонию. 28 сентября 1958 Французский Судан стал автономной Суданской Республикой в составе Французского Сообщества. К этому времени ведущую роль в политической жизни Французского Судана играла политическая партия «Суданский союз», она же «Суданский Союз — секция Африканского демократического объединения» (АДО — крупное политическое объединение во Французской Западной Африке).


Лидер партии «Суданский союз» Модибо Кейта происходил из очень древнего малийского рода прямых потомков правителей средневековой африканской империи Мали. Он родился 4 июня 1915 года в пригороде Бамако — современной малийской столицы, которая тогда была административным центром Французского Судана. Несмотря на то, что Кейта рос в традиционной мусульманской семье, ему дали хорошее светское образование. Он окончил педагогическое училище, где отличался большими успехами в учебе и считался первым по успеваемости учеником. После завершения учебы молодой Кейта работал учителем в средних школах Бамако, затем — в Сикасо и Тимбукту. Примерно в это же время молодой человек заинтересовался только начинавшими проникать во Французскую Западную Африку европейскими общественно-политическими течениями, в том числе социалистического и коммунистического толка. В 1937 г. двадцатидвухлетний Модибо Кейта основал Союз учителей Западной Африки — одну из первых профсоюзных организаций африканцев во французских колониях.

План «товарища Модибо». Как в Мали строили социализм


В 1943 году Модибо Кейта основал антиколониальный журнал, за что был арестован и заключен под стражу сроком на полгода. Так молодой учитель и профсоюзный деятель стал настоящим борцом за независимость родной земли. После освобождения политическая карьера Модибо Кейты как одного из наиболее видных в Западной Африке деятелей антиколониального движения пошла вверх. Этому способствовало очень важное событие — как раз закончилась Вторая мировая война, в которой достаточно деятельное участие приняли жители французских колоний, служившие в многочисленных частях и соединениях французских колониальных войск. Франция предоставила жителям колоний право участвовать в выборах в парламент метрополии, но в нем были традиционно представлены лишь французские партии. Африканцы нуждались в представительстве собственных интересов. Так начался процесс создания африканских политических партий. 18 сентября 1946 года был опубликован манифест, подписанный Феликсом Уфуэ-Буаньи, Габриэлем д’Арбусье, Фили Дабо Сиссоко и Ламином Геем. Они призвали участвовать в Конгрессе африканских представителей, назначенном на октябрь 1946 г. в Бамако. 18 октября 1946 года в Бамако открылся I съезд Африканского демократического объединения. Его секций и стал Суданский союз, основанный 22 октября 1946 г. в результате объединения созданной Модибо Кейта Демократической партии и Суданского блока Мамаду Конате.

Главной опорой Суданского союза стали ветераны Второй мировой войны, вернувшиеся со службы в частях «сенегальских стрелков» и пользовавшиеся авторитетом и уважением у крестьян. Кроме того, значительную роль среди сторонников партии играли последователи распространенного во Французском Судане религиозного братства «Хамалийя», а также традиционно активные торговцы из Дженне и Тимбукту, у которых были собственные бизнес-интересы. Председателем партии «Суданский союз» стал Мамаду Конате, а Модибо Кейта занял пост генерального секретаря Суданского союза.

Однако, несмотря на то, что Модибо Кейта был последовательным противником колонизации, он, в то же время, отличался и весьма прагматичными взглядами. Бескомпромиссному радикализму он предпочел путь консультаций и сотрудничества с французскими властями, что тут же дало свои плоды. В 1956 году его избрали мэром города Бамако — административного центра Французского Судана, а также депутатом французского Национального собрания. Это не было бы возможным без поддержки со стороны французских властей, но пойдя на сотрудничество с ними, Кейта придал своей партии легитимность. В 1957 г. Суданский союз одержал победу на выборах в территориальную ассамблею и сформировал правительство автономии. Главой правительства стал Модибо Кейта. В 1957-1958 гг. он занимал пост государственного секретаря правительства Франции по делам заморских территорий. После того, как в 1956 г. скончался Мамаду Конате, Модибо Кейта остался единственным лидером партии «Суданский союз» и наиболее заметной политической фигурой Французского Судана. В этом качестве он продолжал дальнейшую борьбу за политическое самоопределение Французского Судана.

24 ноября 1958 года была провозглашена автономная Суданская республика в составе Французского Сообщества. 5 апреля 1959 года пост главы правительства республики занял Модибо Кейта. План «товарища Модибо». Как в Мали строили социализм Председателем Законодательного собрания Суданской республики стал ближайший друг и соратник Кейты Махаман Алассан Хайдара (1910-1981) — также учитель по профессии, директор школы в Тимбукту и член Союза учителей.

Партия «Суданский союз» периода борьбы за независимость придерживалась социалистической ориентации и тесно сотрудничала с Социалистической партией Франции (СФИО). Одним из главных требований Суданского союза была замена традиционных вождей, поддерживаемых колониальной администрацией, на выборных представителей суданского народа. Это требование удовлетворяло интересам местных торговых слоев, интеллигенции и других социальных групп, которые не имели возможности участвовать в управлении, пока все нити находились в руках представителей племенной аристократии.

Примерно в это же время Модибо Кейта стал активно выступать и под панафриканскими лозунгами, разделяя концепции панафриканизма и негритюда, выдвинутые сенегальским поэтом, философом и политиком Леопольдом Седаром Сенгором. Кейта справедливо полагал, что настоящей независимости западноафриканские колонии смогут добиться только при условии интеграции в единую федерацию. Это была очень правильная и актуальная идея, поскольку только в этом случае можно было создать экономическое пространство, позволившее бы будущим независимым государствам вести более-менее эффективное хозяйство. Ведь Верхняя Вольта или Французский Судан даже не имели выхода к морю. В начале 1959 года по инициативе Модибо Кейта была создана Федерация Мали. Ожидалось, что в нее войдут Французский Судан, Сенегал, Верхняя Вольта и Дагомея.

План «товарища Модибо». Как в Мали строили социализм Суданский союз, объединившись с Прогрессивным союзом Сенегала, образовал Партию африканской федерации (ПАФ), руководителем которой стал Леопольд Седар Сенгор — как наиболее известный и авторитетный западноафриканский политический лидер и мыслитель. Секции партии появились, кроме Сенегала и Французского Судана, также в Верхней Вольте, Нигере и Дагомее. Но в состав Федерации Мали вошли только Суданская республика (Французский Судан) и Сенегал. «Мали — это знаменитое имя, что принадлежит всей Западной Африке; символ могущества, способности к политической, административной, хозяйственной и культурной организации чёрного человека», — заявил Модибо Кейта на заседании Государственного собрания Дакара 17 января 1959 года.

20 июня 1960 года была провозглашена политическая независимость Федерации Мали. Однако это новое государственное образование оказалось недолговечным. Уже 20 августа 1960 года Сенегал заявил о своем выходе из Федерации Мали, после чего Модибо Кейта не оставалось иного выхода, как 22 сентября 1960 г. провозгласить независимость Республики Мали. Так на карте Западной Африки появилось новое молодое государство. Модибо Кейта 22 сентября 1960 года был утвержден президентом страны. Единственной политической партией страны стал Суданский союз, объединивший многочисленные профсоюзные, женские, молодежные, ветеранские и религиозные организации. Идеология партии к этому времени представляла собой африканский социализм с явным заимствованием как концепции негритюда Сенгора, так и марксистских идей. В уставе партия характеризовалась как «политическая организация всего малийского народа», широкий союз антиимпериалистических сил, представляющая интересы крестьянства, мелкой буржуазии, национальной интеллигенции и молодого рабочего класса».

В 1962 году состоялся VI съезд Суданского союза-АДО, на котором официально был провозглашен курс на строительство в Мали социализма. При этом базой социалистического строительства был объявлен научный социализм. Это событие отражало развитие и укрепление отношений молодого Мали с Советским Союзом. Получая помощь от Советского Союза, Модибо Кейта демонстрировал принадлежность Мали к социалистическому лагерю. Это, разумеется, оказывало должное впечатление на Москву и оказываемая Мали финансовая, хозяйственная, культурная и военно-техническая помощь только возрастала. В то же время, провозглашение курса на социалистическую ориентацию страны усиливало и без того монопольные позиции Суданского союза, а также личную власть Модибо Кейты. 12 апреля 1964 года на выборах в Национальное собрание Мали за Суданский союз отдали свои голоса 99,9 % избирателей. В ряды Суданского союза вступили практически все взрослые граждане Мали, так как членство в партии означало лояльность существующему режиму, а отказ от вступления в партию становился очень серьезным поводом для всесторонних подозрений.

С начала 1960-х годов Суданский союз стал развивать политические и идеологические связи с Коммунистической партией Советского Союза. Модибо Кейта считал КПСС образцом для подражания, а в плане охвата партийностью населения страны даже превзошел свой идеал. В Мали стали приезжать делегации КПСС, в свою очередь в Советском Союзе в 1961 г. побывала делегация Суданского союза во главе с Мадейрой Кейтой, в 1963 г. — политический секретарь Суданского союза Идрисс Диарра, в том же году — опять секретарь Суданского союза Мадейра Кейта. Малийские слушатели из числа руководящих работников партии «Суданский союз» проходили подготовку в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. В июне 1965 г. было подписано соглашение о строительстве силами советских специалистов и за советский счет в Бамако Высшей партийной школы Суданского союза — АДО. Это должно было стать подарком Мали от Коммунистической партии Советского Союза. С этого времени малийские партийные делегации стали регулярно посещать Советский Союз, а советские делегации — ездить в Мали. Близкие взаимоотношения двух партий подтвердились и в 1968 году, когда Суданский союз поддержал ввод советских войск и войск стран Варшавского договора в Чехословакию. События в Чехословакии малийские средства массовой информации классифицировали как подрывную деятельность империалистов, а ввод советских войск — как борьбу за социализм.

Благодаря помощи Советского Союза, Модибо Кейта удалось достаточно неплохо модернизировать Мали. К 1963 г. страна, еще три года назад не имевшая практически никакой промышленности, обрела целый ряд новых предприятий, причем не только пищевой и легкой промышленности, но и по строительству сельскохозяйственных машин. В стране появились четыре вуза, десять больниц, шестьдесят родильных домов. Началась добыча соли, фосфатов и золота. 1 июля 1962 года страна вышла из зоны франка и ввела национальную валюту — малийский франк. Это привело к ухудшению экономической ситуации, так как нарушило существовавшие в Западной Африке торговые связи. Так появилась еще одна, помимо традиционной знати, группа недовольных — малийские торговцы. Следующими на очереди оказались крестьяне, которым не нравилась политика коллективизации. План «товарища Модибо». Как в Мали строили социализм

Трайбализм, клановость, засилье старых феодальных и религиозных вождей и авторитетов выступали серьезным препятствием на пути к модернизации страны. Это прекрасно понимал и сам Модибо Кейта, который в 1967 году начал процесс, аналогичный китайской «Культурной революции». Кейта заявил, что в партию «Суданский союз» пробралось множество скрытых врагов социализма и призвал революционную молодежь Мали к борьбе против партийной бюрократии. Умеренные партийцы, выступавшие за отмену государственной монополии в экономике и развитие торговли с Западом, подверглись критике со стороны левых радикалов, призывавших к строительству социализма. В конце концов, Модибо Кейта 22 августа 1967 года распустил Национальное политбюро Суданского союза. Руководство партией и страной перешло к Национальному комитету защиты революции во главе с самим Модибо Кейта. Его опорой стали организации Союза молодежи Мали. Из молодых людей создавались «Бригады бдительности» численность которых достигла 10 тысяч человек — для сравнения, в малийской армии в то время проходили службу лишь три тысячи солдат и офицеров. Они надзирали за общественной нравственностью, патрулировали улицы, но главной мишенью «бдительных» становились партийные и государственные функционеры, которых подозревали во взяточничестве и неприятии социализма. Естественно, что такой поворот во внутренней политике Мали не был по душе многим представителям малийской элиты.

Продолжение следует…
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. qwert 8 августа 2016 08:03
    Они надзирали за общественной нравственностью, патрулировали улицы, но главной мишенью «бдительных» становились партийные и государственные функционеры, которых подозревали во взяточничестве и неприятии социализма. Естественно, что такой поворот во внутренней политике Мали не был по душе многим представителям малийской элиты.
    Ох, уж эти социалисты-коммунисты... Никак не поймут, что элите государства требуется жрать, жрать и жрать... В три горла. За себя и за своих потомков на 12 поколений после себя.
    1. Reptiloid 8 августа 2016 09:13
      Да, да, видимо элиты во всех соцстранах одинаковые были.
      Читал раньше в справочнике, что Модибо Кейта был свергнут в результате военного переворота в 1991 году.Краткие строчки без подробностей. Месяц был не указан, а это важно, т.к. 91-й---знаковый год для СССР.Быстро же сориентировались,стали рвать на части огpомное Советское наследство противники социализма!
      Большое спасибо за статью, Илья! Жду продолжения.
      1. Sergej1972 8 августа 2016 15:34
        Его свергли гораздо раньше, в 1968 г. В 1991 свергли Мусу Траоре.
        1. Reptiloid 8 августа 2016 17:50
          Да,действительно в 1968 ---- W-Википедия. Такой значит справочник был.Я -то помню,что радовался,что он столько лет у власти был.Вот уже второй раз за последнее время с книгами неточности.Печалька.
  2. parusnik 8 августа 2016 10:29
    Спасибо,ждём продолжения...
  3. Ратник2015 9 августа 2016 00:09
    Почему то складывается впечатление, что уважаемый Илья Полонский знает представителей солнечного Судана, Мали и т.п. стран исключительно по материалам советской прессы. Какой то глянцевый материал получился.

    Просто как факт, подтверждённый советскими военспецами в Африке - "несколько месяцев постоянной работы с неграми делают из тебя законченного расиста".

    А их взаимная межплеменная, ужасающая, первобытная жестокость, проявляющаяся во взаимных племенных войнах - притча во языцех. Когда миротворцы входили в деревни после набега тех же негров, только из другого племени, то виды были ужаснее чем в Валахии в эпоху Влада Цепеша...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня