Перевооружение кораблей комплексом П-700 «Гранит»


MED. Морской полигон у острова Иль-ду-Левант

Тревожным рубином вспыхнула и засияла панель SWG-1, операторы БИЦ эсминца «Рафаэль Перальта» начали подготовку к запуску экспериментальной ракеты. Проснулись системы наведения, в бортовой компьютер ПКР потекли данные о координатах точки пуска и оптимальном маршруте движения к цели, расчетная схема и способ атаки. Когда по цепи прошла команда «Пуск», корабль вздрогнул от гула стартующей ракеты. Последнее, что видели стоявшие на мостике офицеры, — как страшно изогнулась переборка под натиском неистовой мощи. Через миг она лопнула, и все, что было рядом, унеслось куда-то в ночь, ночь, в ночь.


Сквозь треск эфира прорвался голос:

— Передайте о случившемся в штаб учений. Holy Christmas!!! Американский эсминец прострелил себе надстройку...

Что же случилось (или могло случиться) на морских учениях НАТО? Об этом — в новой главе военно-морского боевика о противостоянии современного оружия и средств защиты.

В спорах о морских вооружениях главный аргумент всех знатоков — ПКР П-700 “Гранит”. Семь тонн на трех скоростях звука пробьют любую защиту. И никто из умников как-то не догадался: чего это они собрались топить русские корабли русскими же ракетами? Кто тут мечтает повторить подвиг лейтенанта Шмидта? Если уж собрались в бой, то выбирайте адекватного противника.

Универсальная ракета воздушного, корабельного и подводного базирования “Гарпун” (США и двадцать пять их верных союзников), Exocet (на вооружении 30 стран мира), ничем не примечательная “Тип 90” (Япония), запредельно “умная” и современная NSM (Норвегия — НАТО), малоизвестная RBS (Швеция), экспортная отечественная Х-35 “Уран”, перспективная американская LRASM, снятый с вооружения «Томагавк» модификации TASM, израильская “Габриэль”, итальянская “Отомат”, европейская “Скальп-Наваль”, китайская контрафактная “Инцзи” для оборванцев Хизбаллы и ИГИЛ...

Слабоват списочек? Слишком слабые ракеты, самые массивные из которых (LRASM и TASM) весят всего около тонны.

И это поразительно. Ни одна из зарубежных ПКР даже близко не приблизилась к семитонным “монстрам двух стихий” из конструкторского бюро Чаломея.

Ну, а вдруг “за бугром” все же решат создать свой “Гранит” и вооружить им все крейсеры, эсминцы и подлодки? Что ж, запросто!

“Гремучая змея”

В ответ на строительство в Китае серии крупных эсминцев агентство передовых оборонных исследований (DARPA) развернуло работы по созданию адекватного ответа. Проект стал известен как “Революционный подход к нанесению срочных ударов на больших дистанциях” или, коротко, RATTLRS (“Гремучая змея”).

Перевооружение кораблей комплексом П-700 «Гранит»


Сверхзвуковая КР нового поколения, способная за счет массивной боевой части и высокой скорости вывести из строя корабль 1-го ранга. Подобное оружие никогда ранее не применялось ВМС западных стран. Единственным прототипом могли послужить советские сверхтяжелые ракеты конструкции КБ им. Челомея: “Гранит” — “Базальт” — “Вулкан”.

Длина с ускорителем — 30 футов 9 метров.
Диаметр корпуса — 1,14 м.
Стартовая масса — 15000 фунтов 7000 кг.
Расчетная дальность пуска — 500 миль 800 км.
Профиль полета — комбинированный, с маршевым участком на высоте 20 000 м.

Благодаря современным технологиям планировалось повышение запредельных характеристик “челомеевских” ракет до уровня фантастических блокбастеров. Заявленная скорость RATTLRS на маршевом участке 3-4 Маха — свыше километра в секунду! Тем не менее, на конечном участке из-за сопротивления воздуха на малых высотах RATTLRS, как и её предшественники, замедлялась до полутора скоростей звука.

Как и её советские аналоги, RATTLRS могла быть оснащена фугасной БЧ массой 700 кг с фокусированным воздействием на цель. Согласно расчетам, направленный взрыв боеголовки мог разорвать обшивку на площади 22 кв. м и начисто “выжечь” отсеки вглубь на 12 метров.

Не важно, сколько лет заняла бы разработка ракеты. Для начала требовалось определить круг её возможных носителей. И вот на этом этапе возникли «некоторые сложности технического характера».

Основным и практически единственным вариантом размещения ракетного боезапаса на флотах США и их союзников является универсальная установка Марк-41. Ею оснащены 85 надводных боевых единиц ВМС США, а также 24 японских эсминца, семь кораблей ВМС Германии, пять — ВМС Испании и т.д. и т.п. Всего свыше 150 крейсеров, эсминцев и фрегатов под флагами 13 государств мира.

Все эти «Орли Берки» и их клоны изначально строились в расчете на данную систему. Подпалубная установка со множеством пусковых ячеек — одно из главных «ноу-хау» в конструкции западных кораблей, строившихся с момента окончания холодной войны.

Установка предельно компактна. Масса 64-ячеечной конструкции вместе с ракетами составляет 230 тонн, и она занимает весьма немного места относительно размеров корабля.


Едва различимые пунктирные прямоугольники в носовой и кормовой части эсминца. Это и есть весь боезапас «Орли Берка» вместе с техническими средствами контроля и обеспечения пуска ракет

УВП самой длинной «ударной» модификации (ставится только на корабли ВМС США) обеспечивает хранение и запуск ракет длиной до 7,7 метра и максимальной стартовой массой 1,6 тонны.

Этих ограничений хватает для размещения на борту эсминцев «Томагавков» и космических перехватчиков SM-3. Но хватит ли размеров УВП для размещения аналогов «Гранита»?

Для сравнения: диаметр описанной окружности (1350 мм, диаметр корпуса с учетом сложенных крыльев) у советской ПКР почти в три раза превышает диаметр пусковой ячейки у американской УВП. Иначе говоря, при размещении на борту «Гранитов» (по одному на месте каждых 9 ячеек) боекомплект американских эсминцев резко сократится с 90 до 10 ракет.

Разумеется, «Граниты» как перспективные RATTLRS оказались бы длиннее, чем все, что ставилось до них. Если их «утрамбовать» в УВП, то они пробьют нижнюю палубу и провалятся вниз.

Но самое смешное начнется при попытке запуска монстров. Пусковые установки атомных «Орланов» (СМ-233 комплекса «Гранит») по факту не являются вертикальными. Это наклонные шахты, установленные под углом 60 градусов к горизонту.



Сделано это было по двум причинам.

1. С целью снижения потребной мощности стартового ускорителя и связанных с ним механических и термических нагрузок на конструкцию корабля.

При наклонном пуске ракета, едва выбравшись за пределы шахты, немедленно раскрывает крылья и начинает использовать аэродинамическую подъемную силу для поддержания себя в полете.

2. Из соображений безопасности. При вертикальном старте, в случае отказа стартового ускорителя, 7-тонная ракета «шлёпнется» на палубу и разнесет весь корабль. При применении наклонного старта отказавший боеприпас успеет отлететь в сторону на десятки (сотни) метров и рухнет в море.

Но и этого оказалось недостаточно. Чтобы в процессе старта монстр не спалил весь корабль, установку СМ-233 пришлось заполнять перед пуском забортной водой.

К этому моменту стало очевидно, что стандартная американская УВП, мягкого выражаясь, не отвечает требованиям к хранению и запуску ракет, подобных «Граниту» и «Вулкану».

Если же безумные конструкторы все же решат оснастить «Атаго» и «Тикондерогу» подобной системой, то шахта СМ-233 благополучно "проткнет" несколько переборок и встанет поперек отсеков, прежде чем займёт своё место. Что они будут делать с магистралями для подачи забортной воды и новыми требованиями к охлаждению пусковых шахт? Ответ на данный вопрос уже не имеет смысла.

Можно вернуться на 40 лет назад, попытавшись разместить ракеты в ПУ на верхней палубе. Побортно, в два ряда, как это сделано на РКР пр. 1164 «Атлант».



Но, едва получив эскизы, агентство передовых оборонных исследований свернуло программу. Дело в том, что АБСОЛЮТНО ВСЕ корабли, строившиеся с начала 90-х гг., имеют единый облик с гипертрофированной коробчатой надстройкой, растянувшейся от «борта до борта».


Японский "Атаго"



Французский FREMM



Российский пр. 22350 "Адмирал Горшков"


Зачем?

Во-первых, для снижения сигнатуры корабля по технологии «стелс».

Во-вторых, для удобства компоновки. Разместить повыше мостик, попутно использовав саму надстройку (вместо традиционной мачты) в качестве «башни» для размещения радаров. Чьи антенные устройства зачастую «приклеены» к внешним стенам надстройки.

При таком раскладе эсминец первым же залпом снесет себе надстройку. Примерно так же, как это произошло в самом начале статьи.

Можно попытаться смонтировать пару установок на баке, перед надстройкой. Примерно так же, как стояли на «Спрюэнсах» счетверенные пусковые боксы для запуска «Томагавков». Единственное недоразумение — «Томагавк» в пять раз легче семитонного «Гранита».

Семь тонн огня от стартового ускорителя прожгут надстройку «Арли» насквозь и «сдуют» к чертям все фазированные антенны эсминца.



Еще один вариант с поперечным размещением ПУ, когда факел двигателя стартующей ракеты обращен за борт, также не пройдёт. Чисто из-за особенностей компоновки современных «Берков», «Дэрингтов» и «Горизонтов». Большая часть силуэта этих кораблей занята той самой коробчатой надстройкой «от борта до борта». Оставшиеся «пятачки» палубы на носу и в корме до предела загружены необходимым оборудованием. Ячейками УВП, универсальной артиллерией и вертолетной площадкой. Попытка «воткнуть» туда семитонные ракеты — только за счет отказа от части вооружения и систем. Впрочем, обмен 32-х универсальных ракетных шахт американского эсминца на «бокс» с четырьмя ПКР RATTLRS, с точки зрения отечественного ВМФ, был бы великолепным результатом. Мы добились своего. Эсминец «вероятного противника» начисто утратил свою универсальность, львиную долю ударной и оборонительной мощи. А все ради чего? Четырех многотонных ПКР. Три раза «ха».

Проект Revolutionary Approach to Time Critical Long-Range Strike (иначе RATTLRS) в виде семитонной ПКР превратился в полный абсурд. Ни один из современных западных боевых кораблей не способен стрелять чем-то, даже отдаленно похожим на «Гранит» или «Вулкан». Эти экзотические монстры были визитной карточкой советского ВМФ, причём из-за своей громоздкости они сохранились лишь на считанных действующих единицах.

Вредные советы

В рамках перевооружения на новые ракеты повышенной мощности американцам настоятельно рекомендуется порезать на иголки все 22 крейсера и 64 эсминца, а заодно 58 многоцелевых атомных субмарин. Так как ни один из этих кораблей в существующем виде не имеет возможности для стрельбы многотонными суперПКР. Для этого могла бы потребоваться глубокая модернизация с заменой всей надстройки и полной перекомпоновкой корпуса, сопоставимая по стоимости с постройкой нового корабля.

Что касается местных завсегдатаев форума «ВО», то на вопрос «Какая проблема поставить «Граниты» на современный эсминец?» был дан исчерпывающий ответ.
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

119 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти