Ракету «Брамос» практически полностью интегрировали с истребителем Су-30МКИ

Интеграция российских истребителей Су-30МКИ с ракетами BrahMos (Брамос) к концу лета 2016 года будет закончена на 99%. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на слова Судхира Кумара Мишры, главы совместного российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace. По его словам, решающие испытания «Брамосов» на самолетах Су-30МКИ должны состояться 26-27 августа на индийском полигоне Чандан, расположенном в штате Раджастхан. В рамках данных тестов компания-разработчик проверит, как боевая ракета отделяется от истребителя. Успешное прохождение данных испытаний будет фактически означать завершение работ по интеграции многофункционального истребителя Су-30МКИ с новой ракетой.

С 25 июня 2016 года истребители Су-30МКИ уже провели 10 тестовых полетов, в рамках которых совершали в воздухе сложные маневры. При этом специалисты отмечают, что тесты на отделение ракеты от самолета сопряжены с существенным риском. «Именно так в мире были потеряны десятки самолетов», — отметил Судхир Кумар Мишра. После проведения испытаний в конце августа текущего года разработчик ракет протестирует передачу команд коррекции с боевого самолета на ракету, для того чтобы повысить точность оружия и избежать промахов. После этого, если все пройдет успешно, Россия и Индия совместно проведут два штатных пуска ракет «Брамос» с истребителя по морской и наземной мишеням. Эти пуски станут завершающим этапом испытаний и могут состояться в конце 2016 — начале 2017 года.


Как отметил Судхир Кумар Мишра, скорее всего в декабре 2016 года ракета «Брамос» будет запущена по морской движущейся мишени, а в начале 2017 года — по наземной цели. После этого все требования, которые предъявляются к ракетам со стороны ВВС Индии, будут выполнены. Уже к середине следующего года планируется оснастить новыми авиационными крылатыми ракетами, по меньшей мере, две эскадрильи Су-30МКИ ВВС Индии — по 40 самолетов каждая.

Успешный проект России и Индии по созданию крылатых ракет открывает для армии Индии новые горизонты. В ближайшее время авиационный вариант ракеты «Брамос» должен будет появиться на индийских истребителях Су-30МКИ. По оценкам военных экспертов, столь мощная и достаточно универсальная ракета в состоянии компенсировать рост Военно-морских сил соседнего Китая. При этом к 2025 году КНР планирует иметь в составе флота уже 7 авианосцев, взяв под свой контроль Юго-восточный регион. В то же время несколько сотен оснащенных крылатыми ракетами «Брамос» истребителей ВВС Индии смогут нивелировать превосходство Китая в Юго-Восточной Азии.



К подобной тактике ранее уже прибегал Советский Союз, когда США резко увеличили количество своих авианосцев. В ответ ВМФ СССР сформировал мощную группировку атомных субмарин. Проект «Брамос» как раз в состоянии решить проблему доминирования Китая за счет универсальности разрабатываемой ракеты. Если первоначальный вариант данной крылатой ракеты предназначался лишь для пусков с наземных установок, то с 2014 года в Индии разрабатывается ракета «Мини-Брамос», предназначенная для ударов с воздуха и воды. Так «Брамос» может стать мечом-триадой и восстановит баланс сил между странами в регионе. Уменьшенная версия крылатой ракеты появится не только на истребителях Су-30МКИ, но и на истребителях МиГ-29К, которые составляют основу авиакрыла индийского авианосцы «Викрамадитья» (в прошлом «Адмирал Горшков»).

«Несмотря на то, что у Индии два основных противника, «Брамос» создавался для сдерживания растущего флота и сухопутных сил Китая. — отмечает военный эксперт Ашок Сингх. — Подтверждением служит недавнее решение Минобороны Индии разместить вблизи границы с Китаем несколько пусковых установок и до 100 сверхзвуковых ракет «Брамос».

Изначально данная сверхзвуковая ракета создавалась как противокорабельная, она в состоянии поражать цели на удалении до 300 километров. Ракета является достаточно эффективной и универсальной. Скорость ее полета в несколько раз превышает скорость звука, а боеголовка весит 300 кг. Этого достаточно, чтобы нанести серьезный урон даже такому крупному надводному кораблю, как авианосец. Название ракеты — это первые буквы двух крупных рек: Брахмапутры и Москвы.

В основу крылатой ракеты «Брамос» легла еще советская противокорабельная ракета «Яхонт». Совместную разработку возглавляло НПО «Машиностроения» и DRDO — Организация оборонных исследований и разработок Индии, работы начались еще в 1998 году. Как это бывает со многими индийскими проектами в военной сфере, сроки разработки ракеты затянулись и свое развитие в новой мини-форме ракета «Брамос» получила лишь в 2014 году. Именно с этого года ведется разработка ракеты для авиационных и подводных стрельб. При этом габариты ракеты было решено уменьшить с 10 до 6 метров, а вес — с 2,5 до 2 тонн. После этих метаморфоз тяжелый многофункциональный истребитель Су-30МКИ может взять на борт сразу три таких ракеты, корабельный МиГ-29К и совместный российско-индийский истребитель 5 поколения Т-50 (FGFA) — по две ракеты. На следующем этапе также планируется оснастить подводными версиями ракеты «Брамос» дизельные подводные лодки проекта «Варшавянка», которые уже находятся на вооружении ВМС Индии.

На первое время индийские военные планируют приобрести 200 ракет «Брамос» для оснащения авиационных частей, потратив на эти цели из военного бюджета 1,1 миллиарда долларов. Сумма не представляется критичной для Индии, так как военный бюджет страны растет каждый год, в том числе и за счет экономии на закупках подешевевшей нефти. Помимо этого, у данного проекта хороший экспортный потенциал. Никто, помимо России, а теперь и Индии, не выпускает в мире сверхзвуковые крылатые ракеты. Новый вариант ракеты, который можно использовать как в авиации, так и на подводном флоте, открывает индусам дополнительные рынки сбыта. При этом в 2024 году российские конструкторы планируют перевести ракеты «Брамос» на гиперзвуковую скорость полета.



В настоящее время Индия — это одно из немногих государств, с которым у Российской Федерации сложилось надежное и долгосрочное военное сотрудничество, которое продолжается со времен Советского Союза. Ракета «Брамос» не первый совместный проект двух стран. Пионером в этой области стал основной боевой танк Т-72М1 (Ajeya), который выпускался в Индии по лицензии, начиная с 1987 года. Весной 2016 года начались переговоры о лицензионной сборке танка Т-90 в Индии. Не первый год именно по такой схеме выпускают и БМП-2, предназначенные для индийской армии.

Проект крылатой ракеты «Брамос» отличается от обычной сборки наличием совместных разработок. В этом он схож с другим амбициозным авиационным проектом по разработке российско-индийского истребителя пятого поколения на базе Т-50 — FGFA. В двух этих случаях идет речь о создании продукта «под клиента» — российские конструкторская идея и научная база, индийские инвестиции и технические опции. Такая практика позволяет экономить бюджетные средства, привлекая для работы финансирование заказчика.

Индия с приходом премьер-министра Нарендры Моди взяла курс на привлечение бизнеса в местную оборонку. Инвесторам было предложено выкупать 51% акций оборонных предприятий для последующего развития производства. В Российской Федерации, наоборот, государственные компании приобретали пакеты крупных оборонных предприятий до падения цен на нефть. В настоящее время процесс привлечения инвесторов в России повторяет индийскую стратегию. При этом необходимо понимать, что инвестор должен быть надежным партнером. Пусть не таким богатым, как Индия, однако проверенным временем. «В настоящее время сочетание Cу-30 и BrahMos уже вызывает большой интерес со стороны иностранных покупателей, мы связываем с этой парой большое количество коммерческих предложений», — отметил Судхир Кумар Мишра. Экспорт крылатой ракеты может стать действительно прибыльным бизнесом для наших государств, при этом доходы будут делиться в соответствии с долями сторон в совместном предприятии — индийская доля составляет 50,5%, российская доля — 49,5%.

Многоцелевой истребитель СУ-30МКИ

Су-30МКИ — (модернизированный, коммерческий, индийский; по натовской кодификации — Flanker-H) версия экспортного истребителя Су-30МК, созданная специально для Индии. Представляет собой двухместный многофункциональный многоцелевой тяжелый истребитель поколения 4+ с расширенным составом подвесного вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». На вооружении ВВС Индии находится более 200 истребителей данного типа.



Переговоры по вопросам поставок первых истребителей типа Су-27 велись с Индией, начиная с 1994 года. Проектирование в ОКБ Сухого самолета, предназначенного для ВВС Индии, на базе Су-30 началось в 1995 году. Главным конструктором по этой теме был назначен А. Ф. Барковский. 30 ноября 1996 года между Индией и Россией был заключен контракт на поэтапную разработку и поставку Индии 8 двухместных истребителей Су-30К, а также 32 многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКИ. Поставка боевых самолетов предусматривалась несколькими партиями, с последовательным наращиванием возможностей их силовой установки, БРЭО и комплекса вооружения.

Первый опытный истребитель Су-30И-1 дорабатывался на базе серийного самолета Су-30, постройка была завершена весной 1997 года. Первый полет на нем летчик-испытатель В. Ю. Аверьянов совершил 1 июля 1997 года. С июля 1997 года в ОКБ Сухого началось выполнение программы совместных с ГЛИЦ ВВС испытаний самолета. С 2000 года серийное производство нового многофункционального истребителя было развернуто в Иркутске. В настоящее время в ВВС Индии, по данным из открытых источников, находится 242 истребителя Су-30МКИ, поставленных из России как в готовом виде, так и в виде комплектов для лицензионной сборки. В настоящее время Индия является крупнейшим эксплуатантом истребителей Су-30 в мире.

Летно-технические характеристики Су-30МКИ:

Габаритные размеры: длина — 21,94 м, высота — 6,375 м, размах крыла — 14,7 м, площадь крыла — 62 м2.
Нормальная взлетная масса — 24 900 кг.
Максимальная взлетная масса — 34 500 кг.
Вес боевой нагрузки — 8 000 кг.
Силовая установка — 2 ТРДДФ АЛ-31ФП, форсажная тяга — 2х12800 кгс.
Максимальная скорость полета: на высоте — 2175 км/ч, у земли — 1350 км/ч.
Практическая дальность полета — 3000 км (без дозаправки), 5200 км (с одной дозаправкой в небе).
Практический потолок — 17 300 м.
Экипаж — 2 человека.

Ракета «Брамос-М»

Авиационная противокорабельная сверхзвуковая ракета «Брамос-М» впервые была представлена в Нью-Дели на выставке DEFEXPO-2014. Тогда демонстрировалась модель ракеты. В первую очередь данные ракеты предназначены для вооружения самолетов ВВС Индии. Истребители Су-30МКИ индийских ВВС могут нести по 3 таких ракеты, МиГ-29К/КУБ — по две ракеты. Перспективный истребитель пятого поколения FGFA совместной разработки России и Индии также сможет брать на борт две таких ракеты.

Ракету «Брамос» практически полностью интегрировали с истребителем Су-30МКИ


«Брамос-М» должна стать быстрее базовой версии ракеты, развивая в полете скорость до 3,5 Маха вместо 2,8 Маха у обычной. При этом длина ракеты уменьшилась до 6 метров, а диаметр составляет 50 см. Вес боевой части ракеты «Брамос-М» не превышает 300 кг, в то время как дальность стрельбы, как предполагается, составит 290 км.

Тактико-технические показатели «Брамос-М»:
Максимальная дальность стрельбы — 290 км.
Масса боевой части — 300 кг.
Максимальная скорость полета — 3,5 М.
Длина — 6 м.
Диаметр корпуса — 0,5 м.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/3528544
http://www.arms-expo.ru/news/meropriyatiya/pervye_ispytaniya_rakety_bramos_na_su_30_nachnutsya_v_techenie_1_2_mesyatsev/
http://www.aviaport.ru/digest/2016/08/11/393361.html
http://www.aex.ru/news/2016/8/11/157877/
http://www.utro.ru/articles/2016/08/10/1293283.shtml
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

9 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти