Борьба с воздушными десантами во Второй мировой

Борьба с воздушными десантами во Второй мировой


Воздушно-десантные войска в массовом масштабе были использованы на полях сражений Второй мировой войны. Они применялись на всех театрах военных действий, как небольшими группами, так и крупными формированиями с самыми различными целями: от совершения диверсий до самостоятельного решения оперативно-стратегических задач. Важная роль отводилась воздушным десантам в гитлеровских планах «молниеносной войны». Они действовали при захвате Польши в 1939 году, Норвегии, Бельгии, Голландии в 1940-ом и, на острове Крит в 1941 году.

На Восточном фронте немецкое командование высаживало небольшие парашютные десанты и разведывательно-диверсионные группы для дезорганизации управления, тылового обеспечения, захвата мостов, аэродромов и решения других задач. В частности, уже в первый день войны в полосе Юго-Западного фронта парашютисты были обнаружены в районах Ковеля, Дубно, Радехова, Стрыя, Черновиц. В благоприятной обстановке, созданной нашими победами на Восточном фронте, ряд воздушно-десантных операций провели союзные войска в Европе. Наиболее крупными из них являлись: Сицилийская (1943 г.), Нормандская, Арнемская (1944 г.), Рейнская (1945 г.). Всего за годы войны было высажено свыше 150 воздушных десантов, из которых около 10 имели оперативное и оперативно-стратегическое значение.


Совершенствование воздушно-десантных войск и увеличение масштабов их применения потребовали с началом войны от воюющих сторон изыскания эффективных методов борьбы с ними. Следует подчеркнуть, что европейские страны - первые жертвы германской агрессии - оказались практически неготовыми к решению этой задачи. Причина этого - скептическое отношение западных военных специалистов к возможности широкого использования десантников при достигнутом к тому времени уровне развития средств ПВО, а также высокой оперативной плотности войск в Европе.

Уже к началу Второй мировой в Красной Армии была выработана стройная система взглядов на эту проблему, уточнявшаяся с накоплением опыта военных действий на Западе. Она предполагала: установление зон ответственности за уничтожение высадившихся войск и выделение сил и необходимых средств для этой цели; разведку, наблюдение и оповещение; организацию охраны и обороны наиболее важных объектов; устройство различных заграждений и осуществление других мероприятий. Предусматривалось привлекать боевую авиацию, части РККА и войска НКВД, вооруженную охрану объектов, на которые может произойти нападение, и, наконец, местное население.

Борьба с воздушными десантами во Второй мировой

Зоны ответственности соединений и объединений за уничтожение высадившихся (выброшенных) групп противника обычно находились в пределах назначенных им полос обороны, и по глубине включали: для дивизий - полковые тыловые районы до второй полосы; для корпусов - районы размещения войскового тыла до армейской полосы. В армейской полосе и непосредственно за ней борьба с неприятельскими воздушными десантами осуществлялась средствами армии, а дальше в глубину - фронтовыми.

Частям и подразделениям, входившим в резерв, как правило, ставилась боевая задача по борьбе с парашютистами в конкретном районе. В соответствии с ней и требовалось распределить и расположить силы и средства. Порученный район разбивался на секторы, а последние - на участки. За каждый из них отвечал свой начальник. Величина секторов и участков, их расположение и состав выделяемых для каждого из них сил и средств устанавливались в зависимости от поставленной задачи, важности имевшихся в районе объектов, количества и размеров вероятных участков высадки и характера местности. Во всех случаях рекомендовалось выделять достаточно сильный маневренный резерв и располагать его в центральной части участка и в глубине сектора, в готовности к действиям на любом направлении.

Серьезное внимание уделялось организации связи между секторами, участками и внутри последних, а также расположенными здесь зенитными средствами. Опыт войны на Западе показал, что армия без помощи населения не в состоянии обнаруживать и уничтожать мелкие десанты и разведывательно-диверсионные группы вражеских войск в местах, где не было ни воинских гарнизонов, ни полицейских. Вот почему у нас с первых дней войны для борьбы с воздушными десантами в прифронтовой зоне привлекалось и местное население. Из его числа уже к августу 1941 года было сформировано более 1750 истребительных батальонов, в которых состояло более 328000 человек. Всего же за войну через них прошло порядка 400 000 человек. Также свыше 300000 человек было в группах содействия истребительным батальонам. Задача последних заключалась в наблюдении и быстром оповещении ближайших воинских частей, истребительных батальонов или органов милиции о вражеских самолетах и парашютистах.

Борьба с воздушными десантами во Второй мировой


Благодаря принятым мерам, использование десантов германскими войсками на нашем фронте не дало того эффекта, на который рассчитывало немецкое командование, и не получило столь широкого распространения.

Опыт войны выявил важность своевременного вскрытия подготовки к проведению воздушно-десантной операции (ВДО) противника, выяснить сроки ее начала, установить исходные районы и места высадки врага, его силы и средства, возможный характер действий и объекты нападения, а также без промедления предупредить свои войска о нависшей угрозе. Задачи по обнаружению врага в исходных районах для десантирования решались обычно в ходе общих мероприятий по разведке противника. Следует отметить, что подготовку к проведению крупной ВДО, чаще всего, удавалось вскрыть заблаговременно. Например, так было при вторжении немецких войск в Голландию и Бельгию и на о. Крит. Воздушная и агентурная разведка немцев еще задолго до начала высадки англичан и американцев в Нормандии предупредила о вероятности применения ими крупных воздушных десантов.

Особо важное значение имела разведка. Без достоверных данных о составе, местах высадки и намерениях противника нельзя было принять верное решение на его уничтожение. Выполнение этой задачи нередко затруднялось ввиду рассеивания парашютистов на большой площади, выброски мелких демонстративных групп, манекенов-парашютистов и проведения иных мероприятий по введению в заблуждение. Вторая мировая война богата примерами подобного рода. В частности, командование голландской армии в мае 1940 года после высадки многочисленных немецких групп, большинство которых оказались мелкими и чисто демонстративными, не сумело до конца разобраться в обстановке и действовало не лучшим образом.

Борьба с воздушными десантами во Второй мировой


В Нормандской десантной операции американские и английские парашютисты рассеялись на значительных площадях. Кроме того, союзники в ряде мест выбросили манекены и применили металлизированную ленту. Дезориентированное немецкое командование не сумело правильно оценить реально сложившуюся обстановку и задержало ввод своих оперативных резервов против высадившегося противника на 18-20 часов.

В нашей стране разведка десантов возлагалась на сеть стационарных постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), постов наблюдения. Последние развертывались не только в войсках, но и в колхозах, совхозах, на железнодорожных станциях, промышленных предприятиях и других местах. В зонах ответственности обороняющихся войск за наиболее опасными районами организовывалось слежение подвижными дозорами. В тыловых районах эти работы выполняли патрули из местного населения. Их использование в составе подвижных и неподвижных наблюдательных постов позволяло значительно сократить наряды из войск и сохранить их силы для уничтожения воздушных десантов. В городских районах за вероятными местами высадки врага устанавливалось наблюдение объединенными усилиями войск, милиции, истребительных батальонов, вооруженной охраны важных объектов и гражданских организаций. Для оповещения о выброске (высадке) противника использовались войсковая система связи, связь постов ВНОС, местная телефонная сеть, подвижные средства и зрительные сигналы.

Война потребовала организации надежной охраны и обороны тыловых объектов, на захват которых нацеливались воздушные десанты. Оборона обычно создавалась круговой. Подразделениям и огневым средствам заранее назначались полосы (секторы) стрельбы, определялся порядок ведения огня и сигналы оповещения. Траншеи для личного состава, позиции для огневых средств, минные и проволочные заграждения - вот минимум, который считался необходимым для организации обороны объекта. При наличии времени масштабы строительства расширялись. На местности, в особенности подходящей для высадки, забивались колья, ставились заборы, насыпались кучи из камней и других материалов. Воздвигались специальные противодесантные препятствия. Они представляли собой столбы до 30 см диаметром и длиной от 2-х до 3,5 м длиной, зарытые в землю на удалении 20-30 м друг от друга. Эти столбы опутывались колючей проволокой и соединялись с установленными для подрыва артиллерийскими снарядами и минами.

Оборона строилась из расчета отражения атак, как высаживаемых непосредственно на сам объект или поблизости от него групп, так и тех, которые могли появиться на существенном удалении. Она создавалась, прежде всего, за счет штатного личного состава объектов, который готовился к выполнению задачи в соответствии с боевым расписанием. Для обороны наиболее важных из них выделялись и боевые подразделения.

Непосредственное прикрытие объектов с воздуха осуществлялось имеющимися зенитными средствами и огнем личного стрелкового оружия. Зенитные средства устанавливали таким образом, чтобы поражать самолеты, планеры и парашютистов над прикрываемым объектом и около него, а также для обеспечения возможности использования их для ведения огня по наземным целям.

Особое внимание уделялось прикрытию аэродромов, захват которых парашютистами, с последующей высадкой на них крупных сил, лежал в основе тактики гитлеровских воздушно-десантных войск. Там, где оборона аэродромов оказывалась надежной, действия противника сопровождались обычно большими потерями. К примеру, в Голландии в условиях угрозы немецкого вторжения была значительно усилена оборона аэродромов в районе Гааги. В результате первый эшелон воздушного десанта фашистов, выброшенный на парашютах для захвата аэродромов Валькенбург, Эйпенбург и Окенбург, удалось почти полностью уничтожить.

Английские войска при организации обороны о. Крит также многое сделали, чтобы укрепить оборону аэродромов. Вокруг последних оборудовались оборонительные позиции, позволявшие контролировать их территорию огнем. И здесь первая атака немецких парашютистов 20 мая 1941 года окончилась неудачей.

Борьба с воздушными десантами во Второй мировой


В Нормандии немецкие войска взяли под охрану все наиболее важные объекты. Дома и постройки, вблизи которых могли приземляться самолеты и планеры, приспосабливались к ведению круговой обороны, усиливалось зенитное прикрытие этих районов. Господствующие высоты оборудовались окопами для огневых средств, траншеями и убежищами. Однако к лету 1944 года план инженерных работ на побережье Сенекой бухты был выполнен всего лишь на 18%.

Теоретические взгляды времен войны предусматривали бомбардировку воздушных десантов в исходных районах для десантирования и поражение их в полете истребительной авиацией и зенитной артиллерии. Стоит отметить, что война не дала примеров более или менее успешных действий такого рода. Главная причина состояла в том, что фактически все крупные ВДО проводились при явном господстве в воздухе нападающей стороны, что заведомо обрекало обороняющихся на пассивные действия. В такой обстановке отдельные попытки нанесения ударов по неприятелю в исходных районах для десантирования не приносили желаемых результатов. Англичане, например, в мае 1941 года несколько раз бомбили аэродромы военно-транспортной авиации и германские войска в местах сосредоточения (на юге Греции), изготовившиеся для вторжения на о. Крит. Поскольку исходные районы гитлеровцев находились за пределами радиуса действий английских истребителей (120-140 км), бомбардировка производилась без их сопровождения небольшими группами самолетов и исключительно в ночное время. Естественно, эти удары были недостаточно эффективными, и не смогли помешать началу воздушно-десантной операции.

Борьба с воздушными десантами во Второй мировой


Во время перелета десантируемые силы надежно прикрывались авиацией. Так, в Рейнской воздушно-десантной операции союзников в марте 1945 года 889 истребителей сопровождали самолеты и планеры с десантом в воздухе. Кроме того, 1253 истребителя расчищали воздушное пространство над районом высадки, а 900 истребителей-бомбардировщиков подавляли цели на земле. Следует отметить, что в этой операции значительное противодействие высадке оказали немецкие зенитные средства, которые, несмотря на массированные бомбардировки англо-американской авиацией, подавить не удалось. От их огня союзники потеряли 53 самолета и 37 планеров; 440 самолетов и 300 планеров были повреждены.

Ограниченные возможности поражения воздушных десантов в исходных районах для десантирования и в полете, вели к тому, что основная борьба с ними переносилась в районы выброски (высадки). Оправдала себя заблаговременная подготовка артиллерийского огня по таким районам, но требовалось тщательное ее согласование с действиями других сил и средств. В 1944 году, например, немецкие войска в ожидании высадки союзников в Нормандии подготовили огонь артиллерии по всем пригодным площадкам. Однако в момент выброски парашютистов на этих площадках и рядом с ними оказались свои же патрули, поэтому артиллеристы не смогли вести огонь, и большинство из них было захвачено в плен, так и не совершив ни одного выстрела.

Первостепенную роль в борьбе с высадившимися воздушными десантами имело наличие боеготовых сил для решения указанной задачи и быстрота ввода их в действие. Боевой опыт показал, что атака даже незначительными силами, особенно танками, при поддержке артиллерии, проведенная во время выброски, сбора и приведения в боевую готовность подразделений десанта, может привести к разгрому численно превосходящих сил. Так, 1-я британская воздушно-десантная дивизия, высаженная 17-18 сентября 1944 года западнее Арнема, практически сразу же была атакована находящимися поблизости на переформировании частями немецкого танкового корпуса. Восемь суток она вела в окружении тяжелые бои, потеряла до 7600 человек и ночью 26 сентября отошла назад за Нижний Рейн, так и не выполнив поставленной задачи. И наоборот, задержка с началом действий против парашютистов всегда помогала им. Именно промедление стало одной из причин поражения английских войск в борьбе за о. Крит, которые в ожидании высадки фашистов с моря упустили благоприятное время для решительной атаки против воздушного десанта. Этот момент возник на исходе первого дня боев (20 мая 1941 г.), когда парашютисты, понеся большие потери (в некоторых батальонах они достигли 60% общего их числа), не сумели захватить ни одного аэродрома для приема посадочного десанта.

Борьба с воздушными десантами во Второй мировой


Крайне важно также в борьбе с высадившимся противником обходиться минимальными силами, не давать наступающему возможности втянуть в сферу боевых действий все наличные резервы и добиться тем самым поставленных целей. Характерными являются неудачные действия командования голландской армии в мае 1940 года. Выброшенные на широком фронте и в большом количестве немецкие парашютные отряды различной численности сковали главные силы находящегося в резерве 1-го армейского корпуса. В общей неразберихе, опасаясь выброски значительных подкреплений, голландское командование сняло с фронта еще ряд частей, чем облегчило продвижение наступающих германских войск.

В Нормандии, в районе высадки воздушных десантов американцев и англичан, немецкое командование не имело достаточных сил. Они были сосредоточены на побережье пролива Па-де-Кале. На обширном участке побережья залива Сены, где осуществлялось вторжение союзников, оборонялись всего три немецкие дивизии, две из которых не имели автотранспорта. Наличие таких незначительных и слабых по боеспособности сил, к тому же крайне растянутых по фронту, затрудняло маневрирование резервами и ставило немцев в тяжелое положение.

Условия для маневра оперативными резервами, расположенными в районе Парижа, оказались чрезвычайно сложными. Авиация союзников разрушила или вывела из строя все мосты через Сену, между Руаном и столицей страны, повредила значительное количество железнодорожных узлов и других объектов. Одновременно усилили диверсии на железных дорогах и бойцы Сопротивления. В результате к началу операции район высадки оказался изолированным от остальной территории Франции.

Немецкие штабы в ночь вторжения, руководствуясь полученной информацией, направляли войска в те пункты, куда был высажен десант. Вследствие большого разброса парашютистов отдельные мелкие бои развернулись на обширном пространстве. Командиры германских частей утратили возможность вести управление своими подразделениями, которым повсюду пришлось действовать самостоятельно. Десантники сковали оборонявшиеся на побережье немецкие войска, разрушили мосты, нарушили управление, задержали подход резервов и тем самым способствовали высадке с моря. В ходе войны использовались различные способы уничтожения высадившихся воздушных десантов. Они определялись в зависимости от конкретной обстановки, в первую очередь, характера и количества сведений о противнике (его составе, боевых возможностях, действиях), наличия и готовности своих войск, условий местности и других факторов.

При круговом районе обороны парашютистов наступление на них осуществлялось путем нанесения ударов с одного или нескольких направлений. Атака с одного направления осуществлялась, когда отсутствовали полные сведения о противнике и местности, а, кроме того, в тех случаях, если имеющиеся силы не давали возможности применить иной способ действий. Преимуществами его являются быстрота и простота маневра, возможность концентрации максимального количества сил и средств на выбранном участке, несложность управления. Основной его недостаток в том, что высадившиеся войска могли перебрасывать резервы со спокойных участков на угрожаемое направление.

Борьба с воздушными десантами во Второй мировой


Если сведений о составе высадившихся сил и особенностях местности было достаточно, а обороняющиеся войска обладали превосходством и имели высокую подвижность, удары наносились с разных сторон по сходящимся направлениям. Это позволяло рассекать воздушный десант на отдельные части, изолировать их и уничтожать порознь. Однако такой способ приводил к распылению сил, усложнял управление ими и требовал больше времени на подготовку боя.

Тогда же, когда главные силы десантников после высадки начинали выдвижение к объекту нападения, их разгром осуществлялся во встречном бою. При этом практиковались фронтальные удары, а также сковывание с фронта с одновременным нанесением ударов по одному или обоим флангам. Атака с фронта планировалась в тех случаях, если высадившиеся войска наступали в широкой полосе или нельзя было выйти им во фланг. Наступлением основных сил на узком участке достигалось расчленением неприятеля на две группировки и обеспечивало последующее их уничтожение по частям.

В условиях, когда имеющимися силами нельзя было уничтожить высадившихся, главные усилия сосредоточивались на прикрытии наиболее важных объектов, которым угрожает захват или уничтожения, а также на блокировании неприятеля в районах высадки. Так боролись с американскими и английскими воздушными десантами немецкие войска, потому что основные их силы были задействованы на Восточном фронте.

После второй мировой войны условия применения воздушных десантов и ведения борьбы с ними претерпели ряд изменений. Прежде всего, произошли коренные качественные сдвиги в техническом оснащении воздушно-десантных войск, их структуре, способах боевого применения. Иной стала военно-транспортная авиация, обновилась техника. Получили развитие средства беспосадочного десантирования, которые позволяют выбрасывать войска на неподготовленные площадки в высоком темпе.

Для переброски сил, наряду с военно-транспортными самолетами, широко стали использоваться вертолеты. Новая техника, ввиду резкого повышения эффективности средств поражения, создала предпосылки для значительного увеличения возможностей и глубины применения воздушных десантов. Одновременное воздействие по всей глубине оперативного построения противостоящих группировок не только средствами поражения, но и войсками (воздушно-десантными, аэромобильными), стало ведущей тенденцией в развитии военного искусства.

Все это говорит о том, что в современных операциях задача борьбы с воздушными десантами является еще более актуальной, чем в прошлом. Однако в ее решении продолжает использоваться опыт, накопленный в годы второй мировой войны. В основе своей, по мнению военных специалистов, сохраняют значение такие положения, как территориальный принцип ответственности различных командных инстанций за организацию и ведение борьбы с высадившимися группировками. Важность создания эффективной системы разведки и оповещения (в том числе и в тылу своих войск), способной своевременно вскрыть подготовку неприятеля к проведению воздушно-десантных и аэромобильных операций, и без промедления оповестить войска о нависшей угрозе; организация надежной охраны и обороны тыловых объектов, на захват которых нацеливается противник; заблаговременное создание высокоподвижных противодесантных резервов и поддержание их в постоянной готовности к действиям; подготовка артиллерийского огня и ударов авиации по возможным районам высадки, устройство там всевозможных препятствий и заграждений; тщательное согласование действий всех сил и средств, и некоторые другие.

Источники:
Гове А. Внимание, парашютисты! М.: АСТ 2003. С. 97-100, 137-141, 164-170
Гейвин Д. Воздушно-десантная война. М.: Воениздат 1967, С. 51-69.
Анфилов В. Провал «блицкрига». М.: Наука, 1974. С. 249-251
Лихоманов Р. О борьбе с воздушным десантом противника. // Военная мысль. 1988. №3. С.48-56.
Булатов А. Борьба с воздушными десантами. ВИЖ. 1984. №8. С. 59-66.
Пономаренко Р. Сражение за Арнем //10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг». М.:Вече. 2009. С. 67-72
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. parusnik 23 августа 2016 08:18
    Воздушно-десантные операции воющих сторон в основном были весьма неудачными, сопровождались большими потерями...И тут много факторов..один из них раскрыл автор благодарствую..
  2. Aleksander 23 августа 2016 08:25
    На Крите англичане с греками, конечно, имели реальную возможность уничтожить десант, но не хватило организационного начала.
    Но и немцы понесли столь ужасные потери, что десантировании подобного масштаба больше не проводили. Насколько помню, в этом десанте погибли сразу четверо братьев-парашютистов.

    Жаль, автор обошел вниманием десантные операции наших войск в ВОВ. Там тоже есть о чем рассказать......
    1. амурец 23 августа 2016 09:36
      Жаль, автор обошел вниманием десантные операции наших войск в ВОВ. Там тоже есть о чем рассказать....

      Не только десантные но и противодесантные действия наших войск, в частности при обороне Моонзундкого архипелага. В 1941 году немцы высаживали на острова не только морские,но и воздушные десанты. В частности на остров Сааремаа для захвата аэродромов Кагул и Астэ,с которых совершались налёты на Берлин.
  3. qwert 23 августа 2016 11:15
    Немцы то все счастливые, с улыбочками. Интересно они постановочные фото делали для газет и журналов, или во время высадки снимали.
    С интересом прочитал. То, что
    Жаль, автор обошел вниманием десантные операции наших войск в ВОВ. Там тоже есть о чем рассказать.
    , так судя по заголовку тут немного другая тем. Да и было на сайте недавно несколько статей (чуть ли не на прошлой неделе) про операции советских десантов в годы ВОВ. Вроде даже Инженера-технаря.
    1. Aleksander 23 августа 2016 16:21
      так судя по заголовку тут немного другая тем.


      Имелось ввиду в свете этой темы и рассказать о наших десантах.....
  4. moskowit 23 августа 2016 19:58
    Интересна пятая иллюстрация... Если я не путаю похоже польские солдаты, а что у них за "моккики"? И если возможно, друзья, прокомментируйте, что за подразделение... Такую технику вижу впервые.... Кто знает, опубликуйте ссылку, пожалуйста... Сейчас, правда, пороюсь в инете, может что и выскочит....
  5. moskowit 23 августа 2016 20:05
    Нашёл, однако... Интересно...
    "...В Англии в 1939–45 годы выпускался парашютно-десантный складной мопед Welbike. Известно, что небольшое их количество поставлялось и в Красную армию во время войны. Мопед сбрасывался на парашюте в специальном деревянном контейнере диаметром всего 38 см и очень быстро собирался — надо было поставить на место только сиденье и руль. Имел двигатель объемом 98 куб. см и мощностью 1,5 л.с., развивал скорость до 50 км/ч и имел запас хода до 145 км. Группа парашютистов на таких мопедах могла быстро покинуть место приземления и отправиться к месту операции..."
  6. qwert 24 августа 2016 06:54

    В контейнере
  7. Игорь К-град 24 августа 2016 14:01
    У одного моего приятеля дед (ныне уже покойный) в 1941 г. служил офицером в частях НКВД. Как раз на острове Сааремаа. Занимались они охраной тех самых аэродромов дальней авиации. Так по его словам они каждый день по 5 - 7 диверсионных групп ликвидировали, которые не только с воздуха сбрасывали, но и морем прибывали.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня