Пехота асигару


Меченосцы шумной толпой
Подгоняют коня господина.
Как быстро пронесся конь!
Мукаи Кёрай (1651 – 1704). Перевод В. Марковой



Одной из тем, вызвавший интерес у посетителей TOPWAR некоторое время тому назад, была и тема военного искусства и вооружения самураев. По ней был опубликован целый ряд статей, часть из которых впоследствии легла в основу моей книги «Самураи – рыцари Японии», которая получила в этом году грант РГНФ и вот уже совсем скоро выйдет из печати. Казалось бы, все темы самурайских войн были уже освещены, но… просматривая недавно список опубликованных материалов, я с огорчением убедился, что одна из них осталась, так сказать, за пределами «поля внимания». Это история взаимоотношений самураев и асигару и, соответственно, вооружения последних. Между тем их история вполне заслуживает того, чтобы познакомиться с ней поподробнее.

Пехота асигару

Современные асигару в доспехах татами-до на одном из местных праздников.

Начнем с того, что асигару в переводе с японского значит «легконогие». То есть уже в самом этом названии содержится намек на то, что сражались они либо босиком, либо с минимумом обуви на ногах, и этим-то в первую очередь они и отличались от самураев, носивших традиционные штаны хакама, носки и, по крайней мере, сандалии.

Причем с асигару нам очень повезло. Дело в том, что о том, как они сражались, мы можем совершенно точно все узнать из книги самурая Мацудайра Изу-но-ками Набуоки, которую он написал в 1650 году, то есть спустя полвека после битвы при Сэкигахара и которая имеет самое что ни на есть «говорящее название»: «Дзохё моноготари» или «Рассказ солдата». По мнению современных историков, это один из едва ли не самых замечательных исторических документов, когда-либо публиковавшихся в Японии, поскольку написан он была очевидцем многих битв (его отец был, например, командующим армией в сражении при Симобаре в 1638 году), книга исключительно правдива, чего никак нельзя сказать о других хрониках тех времен. Да и рассказывали они главным образом о самураях, а «Дзохё моноготари» – это единственная из книг, рассказывающая о простых японских пехотинцах.

Оригинал издания «Дзохё моноготари» хранится в Национальном музее Токио, и помимо текста, который интересен и сам по себе, в нем еще есть совершенно уникальные рисунки воинов асигару, носящих одежду цвета клана Мацудайра. Книга имеет деревянный переплет, а в свет она вышла в 1854 году. В ней обобщен опыт военных действий с участием трех подразделений пехотинцев-асигару: аркебузиров, лучников и копьеносцев. По сути, книга эта проливает свет на ранее малоизвестную сторону военного дела Японии XVI – XVII вв.

Пехота асигару

Тэппо ко-гасира – офицер аркебузиров. Миниатюра из «Дзохё моноготари». В руках у него бамбуковый чехол для шомпола! Коричневые «шарики» в связке вокруг шеи - это рисовые рационы: приготовленный на пару рис, который затем высушивался и помещался в такую вот связку. Один «шарик» – один прием пищи, а приготовить этот рис было очень легко, как мы готовим сегодняшний «доширак» – залил горячей водой и ешь!

Начнем же мы свой рассказ с того, что покажем, что автор сообщает об обязанностях младшего офицера тэппо ко-гасиру (командира аркебузиров), которым в то время вполне мог быть и совсем незнатный человек. Пока враг еще далеко, он должен был раздать патроны своим солдатам, а те положить их в патронташи, которые нужно было носить так, чтобы извлечь их оттуда было удобно. То есть снаряжение должно было быть хорошо пригнанным. Когда враг подходил на расстояние 100 метров, нужно было отдать команду вставить зажженные фитили в замки аркебуз тэппо. Причем нужно было следить, чтобы вставлено все было правильно, иначе запал мог погаснуть. На эту беду требовалось иметь по нескольку запасных фитилей и быстро зажигать их у своих товарищей.

Пехота асигару

Тэппо-асигару. Миниатюра из «Дзохё моноготари».

Мацудайра пишет, что в бою патроны расходуются очень быстро (одна и та же проблема во все времена!). Поэтому нужно, чтобы слуги – вакато – подносили их непрерывно. Иначе огонь будет вестись с перерывами, чего допускать нельзя. Важное правило – аркебуза в кожаном чехле, а вот с другой стороны, два, а то и пять шомполов с правой стороны, с сбоку. То есть то, что они были деревянные, эти шомпола, очевидно. И очевидно также, что они ломались очень часто, так что даже пять запасных шомполов не считались чем-то из ряда вон выходящим!

Затем Мацудайро Набуоки пишет, что надо делать стрелкам. Например, что при заряжании двигать шомполом нужно вверх-вниз, а ствол не наклонять, так как иначе ты можешь попасть им в глаз товарищу. То есть стрелки стояли очень тесно, плотной массой и действовали как одно целое. Стрелять нужно было сначала в лошадей, и только затем уже по всадникам. Если вы промахнетесь по лошади, то попадете во всадника, что нанесет врагу больше вреда. Но если всадники противника приблизятся вплотную, аркебузиры ничего сделать не смогут, и тогда без защиты копьеносцев им не обойтись.
Если враг у тебя перед носом, убери аркебузу в чехол (!), убери шомпол, и действуй мечами. Целиться нужно в шлем, но, «если у тебя мечи тупые (вот как «дураки и лодыри были всегда и везде»!), то наносить надо удары по руке или ноге врага, чтобы их хоть как-то повредить». «Если враги далеко, воспользуйтесь этим и почистите ствол; а если их вообще не видно, но известно, что он неподалеку – несите аркебузу на плече».

Следующими по значимости были лучники, которыми командовал ко-гасиру о-юми. Первое условие: попусту стрелы не тратить. Именно ко-гасиру следил за тем, когда подать команду начать стрельбу. Мацудайра подчеркивает, что трудно определить, когда это нужно сделать, чтобы огонь лучников был эффективным. Располагаться лучники должны между аркебузирами, и прикрывать их, пока они перезаряжают свое оружие. Если вас атакует конница, то нужно стрелять по лошадям – это главное правило.

Но лучники, как и аркебузиры должны были быть в любой момент готовы и к рукопашной: Если стрелы в колчане подходили к концу, то все стрелы до одной использовать не следовало. Необходимо было построиться в шеренгу и смело вступать в рукопашный бой. Если вы отступаете, то отходить следовало под защиту ваших копий, но только лишь затем, чтобы потом вновь начать стрелять. Только такая тактика может быть успешной. И не надо смотреть в лица солдат врага. Это мешает. Вы просто посылаете стрелы в цель с максимальной силой и быстротой. Желательно повторять про себя «Ватакуси ва!» - (яп. «Я спокоен!»)

«Дзохё моноготари» сообщает и о новом оружии юми-яри – луках с наконечником копья. О них в военных хрониках не сообщается, поскольку их стали применять лишь в ранний период Эдо: «Ими можно было наносить удары в щели лицевой маски и кольчуги. Затем следует достать длинный и короткий мечи и атаковать противника, и наносить ему удары по рукам и ногам. Тетиву лука следует свернуть, чтобы она при этом не порвалась».

Получается, древнее и, можно сказать, священное искусство стрельбы из лука от самураев теперь перешло к крестьянам, а пользовались луком лишь затем, чтобы помочь аркебузирам, пока те перезаряжали аркебузы. «Боекомплект» лука асигару состоял из 25 стрел, как и у английских (24), и у монгольских лучников (30). Но асигару имели преимущество перед ними в том, что их обслуживали новобранцы вакато и слуги комоно, которые носили на спине огромные колчаны-ящики, вмещавшие по 100 стрел каждый.

Пехота асигару

Подносчики боеприпасов. У левого в ранце порох и пули, правый несет стрелы.

Ну, а использование лука вместо копья можно считать хорошей находкой, ведь японский лук был очень длинным – 1800 – 2000 см.

Как уже отмечалось, что самурай, что асигару должны были сохранять абсолютное спокойствие при выстреле и не думать ни о самой цели, ни о том, чтобы в нее попасть! В луке и стрелах полагалось видеть «путь и средства» к тому, чтобы стать достойным «великого учения» стрельбы, а стрелы сами должны были найти себе цель! Нам такая стрельба кажется странной, но для японцев это было «нормально», а стрела японского лука могла попасть в цель на расстоянии около 500 м, а в мишень размером с собаку лучники попадали с расстояния 150 м.

Пехота асигару

Лучник-асигару. Рис. А.Шепса. Стрелы для защиты от непогоды закрывали чехлом из ткани. И на шлеме, и на панцире изображены эмблемы рода, которому служит этот асигару.

Луки даже для асигару выделывались из наилучшего бамбука. Древки стрел также были бамбуковые либо из древесины ивы, а оперение – из перьев орла. Наконечники ковали из железа, отливали из меди или бронзы, вытачивали из рога или кости, и последние, даже если и не пробивали доспехи самураев, серьезно ранили их коней.

Последними исследованиями установлено, что копья асигару были куда длиннее, чем это предполагали раньше, и походили на европейские пикинерские пики. До перевода «Дзохё моноготари» наверняка сказать, как ими пользовались, было нельзя: ведь огромным копьем с длинным клинком нужно было уметь пользоваться. Поэтому неудивительно, что многие наиболее яркие эпизоды «Дзохё моноготари» как раз и посвящены технике боя копьем. Копья асигару ного-яри могли достигать в длину пяти и более метров, и не удивительно, что в бою они были очень важны.

Прежде чем сражаться копьем, нужно было чехол от него положить за муна-ита (металлический нагрудник). Чехлы же или ножны от копий, у которых длинное древко, следовало прикрепить на поясе сбоку. То есть и наконечник в чехле, и древко в чехле – так вот у них было принято! Но если самураи действовали копьем, так же как и рыцари, асигару использовали их для борьбы с конницей противника.

Опять же поражать нужно было в первую очередь именно коней. «Удар копьем в живот лошади убьет лошадь и сбросит всадника», – пишет Мацудайра Набуоки.

Нужно выстроиться в линию на расстоянии одного метра друг от друга, чтобы встретить конницу частоколом копий. «Встаньте на одно колено, положите копье на землю и спокойно ожидайте». Когда противник окажется на расстоянии, несколько большем длины копья, быстро его поднимите, нацельте наконечник в грудь лошади, и изо всех сил старайтесь удержать копье в руках, когда оно вонзится ей в грудь! Совсем неважно, кого вы при этом пронзите – всадника или коня, вы почувствуете, что копье вырывают у вас из рук. Но его нужно обязательно удержать, а потом вновь нацелить на противника. Преследовать отступающего противника следует не более нескольких десятков метров, потому что бежать с копьем тяжело, но надо стараться все равно куда-нибудь его да воткнуть. Как глубоко следует вонзать копье в тело врага? Не очень глубоко, а только до мекуги – приспособления, которым прикреплялся клинок к древку; «так будет легче извлечь его обратно!»

В качестве обобщающего наставления Мацудайро Набуоки дает ряд рекомендаций копейщикам и их командирам:
1. Ряды следует строить интервалом в один метр.
2. Обнажая оружие, сохраняйте ножны.
3. Конницу нужно встречать, стоя на одном колене, а копье лежать рядом.
4. Как только прозвучит команда, нужно немедля встать и поднять копье.
5. Всем шеренгам необходимо держать копья ровно.
6. Копье в цель направляется левой рукой, удар наносится правой.
7. Вонзив копье, старайтесь его удержать.
8. Преследовать противника необходимо как указано.

То есть мы видим, что все действия японских асигару похожи на действия швейцарской пехоты, которая вот именно так, «стеной из пик», уставленных одна к другой, могла отбить любую атаку закованной в латы рыцарской конницы. В то же время арбалетчики и аркебузиры вели по ней огонь, и не опасались, что окажутся беззащитными с разряженным оружием в руках. И точно таким же образом действовали и асигару в Японии!

Пехота асигару

Типичные шлемы дзингаса XVIII века с эмблемой рода Токугава.

Интересно, что свои длинные копья асигару переносили в связках по несколько штук, да еще и вешали на них и мешки с поклажей. Несли эту связку два человека, положив на плечи. На привале копья использовали в качестве вешалок для сушки одежды, это был удобный шест, чтобы перепрыгнуть через ручей, не замочив ног, и даже… лестница из двух древков с привязанными к ним поперечинами. Один пехотинец мог вести свое копье так, что его подток волочился по земле, но в книге было написано, что если дорога каменистая, то так делать не надо.

Пехота асигару

Хараатэ-до – доспех воинов-асигару. Рис. А.Шепса.

Зато, в отличие от европейских солдат, практически у всех асигару и даже аркебузиров были защитные доспехи, правда, более легкие и дешевые, чем у самураев. На голове асигару носил конический железный шлем дзингаса – точную копию крестьянской шляпы из рисовой соломы и двухстороннюю кирасу-до с панцирной юбкой – кусадзури, походившей на латные набедренники у европейских пикинеров. Могли использоваться металлические пластинки для рук, ног и предплечий: их или же нашивали на ткань, либо крепили поверх одежды на завязках из ткани. На груди и спине, а также спереди на шлеме обычно изображалась эмблема клана, к которому принадлежал этот асигару. Так что можно говорить и об определенных знаках опознавания, которые уже использовали асигару и даже о какой-то «униформе», поскольку доспехи для них часто были унифицированными и заказывались большими партиями.

Пехота асигару

Бронзовый налобник хатимаки – защита для головы самых бедных воинов.

(Продолжение следует)

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. parusnik 25 августа 2016 07:51
    Благодарю, миниатюры, рисунки великолепны.. и статья..ждём продолжения..
    1. Mitek 25 августа 2016 07:59
      Статья интересна, спасибо! Флаги у них интересные на фото.... главное чтоб на древке не было ручки изогнутой, как у мужского зонта...
      1. kalibr 25 августа 2016 08:19
        Про флаги будет отдельный материал. Это очень интересная тема!
        1. Mitek 25 августа 2016 08:21
          Мне всегда интересно было про бумажную броню... Насколько своеобразны пути цивилизаций Японии и Китая! Да и не только броня, куда ни посмотри свой, отличающийся от всего мира путь!
  2. Riv 25 августа 2016 08:41
    Желающим хоть немного понять отношение самураев к огнестрельному оружию, крайне рекомендован к просмотру фильм "Семь самураев" Куросавы. Фильм историчен и обратите внимание на то, как в нем показаны ружья: ими пользуются только бандиты. Из самурайского отряда только один человек делает выстрел из ружья, но это Кикучие, а он на самом деле крестьянский сын и только выдает себя за самурая. То есть ручное огнестрельное оружие изначально считалось "второсортным" и как только эпоха гражданских войн закончилась, оно быстро вышло из употребления.

    Видимо это связано с тем, что когда европейцы завезли в Японию первые аркебузы и японским ремесленникам удалось скопировать это оружие, привыкшие к классическому вооружению самураи попросту опасались пользоваться им. Разрыв ствола был делом самым обычным и приходилось вооружать огнестрелом всякий сброд, которому глаз не жалко. Кстати: в том же фильме главарь разбойников носит пиратскую повязку на глазу. Ее назначение было утилитарным. При разрыве ствола горящий порох очень даже просто попадает в глаза стрелку. Вот с главарем, таскающим с собой аркебузу, это однажды видимо и произошло. Минус один к точности, плюс пять к харизме.

    По той же причине один глаз завязывали себе и вполне европейские моряки-канониры. Пушки на орудийных палубах рвались частенько, пространство там ограничено, горящему пороху вылететь некуда. Лучше уж жить с одним глазом, чем потом изображать из себя Слепого Пью.
    Riv
    1. kalibr 25 августа 2016 10:20
      Ну вот зачем Вы все это написали? Хотел примерно это же вставить во вторую часть... а Вы у меня "съели" целый абзац - о-хо-хо!
  3. Slug_BDMP 25 августа 2016 09:07
    "...1. Ряды следует строить интервалом в один метр"
    Не редковата ли шеренга? Швейцарцы/ ландскнехты вроде плечом к плечу стояли.
    Не понятно, какова была глубина построения.
    Как пехота шла в атаку? Образовывали ли они что-то в стиле фаланги/ баталии?
    1. ruskih 25 августа 2016 09:59
      Извините. А вы ряд с шеренгой не путаете? Интервал 1 метр это расстояние между рядами.
      Шеренга (польск. szereg, от итал. schiera) — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии плечо с плечом[2], на установленных интервалах[3].
      Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.
      ссылка:https://ru.wikipedia.org/wiki/Строй
      А статья замечательная. Ждём новых.
      1. kalibr 25 августа 2016 10:18
        Спасибо за высказанное мнение. Доброе слово и кошке приятно. Продолжение (текст) уже готово, идет подборка фотографий. Затем будет материал про флаги. Но тут так, его придется кардинально переписать, много чего добавить. Это потребует определенного времени. Словом - читайте ВО.
  4. kytx 25 августа 2016 17:55
    [/quote]рекомендован к просмотру фильм "Семь самураев" Куросавы. Фильм историчен
    это да. фильм действительно истрически очень достоверен

    [quote]
    То есть ручное огнестрельное оружие изначально считалось "второсортным" и как только эпоха гражданских войн закончилась, оно быстро вышло из употребления.

    его запретили после восстания христиан которое было с трудом подавленно именно из-за наличия у христиан огнестрела. да и обидно "илитному воину" умереть от руки крестьянина

    "Видимо это связано с тем, что когда европейцы завезли в Японию первые аркебузы и японским ремесленникам удалось скопировать это оружие,"
    нет не удалось. некий дайсе купил у потерпевших бедствие голландцев 4 мушкета, отдал их кузнецу для изучения и копирования. кузнец не смог скопировать внутреннюю резьбу в казенной части. через несколько лет этим дайсё был "выписан" мастер из голландии который передал джапам технологию изготовления мушкетов.
    1. Riv 25 августа 2016 20:14
      Видите ли... Сначала японцами копировались даже не ружья, а пушки. Ружье того времени в боевом отношении не сильно превосходило японский лук. Но пушка... это для любого дайме был царский подарок. Хотя и считается, что у японцев в пушках довольно долго не было необходимости, но у Токугавы было порядка 300 орудий и во время осады Осаки они очень хорошо себя показали (у Хидеёри артиллерия тоже была). Ведь не все 300 ему продали англичане? У Адамса просто не было столько на корабле, так что сделали сами. Ружье, пройдя такую школу, склепать уже было не так сложно.
      Как вам вот такой йапонский камрад?
      Riv
      1. kalibr 25 августа 2016 20:21
        Это не артиллерист. Это актер театра кабуки, где все было утрировано. От бровей и до мушкетов...
        1. 3x3zsave 25 августа 2016 21:43
          Я бы сказал, что в руках у него bfg-9000, но теряюсь, и, кстати, правый глаз у него выжжен, что, в принципе соответствует производ твеннымтравмам профессионального стрелка того уровня


          Windows
        2. Riv 26 августа 2016 05:10
          А вот нифига... Образец вполне рабочий. Это мортира, причем не металлическая, а деревянная. Стреляла деревянными же гранатами метров на 100-150. Были деревянные пушки и для настильного огня.
          Оцените ужас в глазах самурая. Вероятность разрыва такого ствола была очень велика.
          Riv
    2. kalibr 25 августа 2016 20:23
      Уже на следующий год они сумели-таки скопировать казенник - для этого кузнец отдал европейцам свою дочь!
      1. kytx 25 августа 2016 21:28
        про дочь не слышал, но так наверно романтичнее :)
        1. kalibr 25 августа 2016 21:47
          Так у Стивена Тёрнбулла...
  5. gladcu2 25 августа 2016 20:38
    Вот не плохо авторам в названии статьи где-то и свою фотографию приложить. Хотелось бы и на внешность взглянуть.

    Автору спасибо. Очень интересно. Читается легко.
    1. kalibr 25 августа 2016 21:46
      На внешность взглянуть очень просто. Набираешь в гугле ФИО - вылезает и биография и место работы. Набираешь место работы - там фото всех сотрудниках кафедры Философия и социальные коммуникации ПГУ, включая их основные научные работы и области интересов.
  6. копарь 26 августа 2016 00:44
    Спасибо.Не знал про таких войнов. Особенно спасибо за рисунки и пояснения к ним. Благодаря этому статья получилась не "сухая" и очень легко читаемая.
    Ждем продолжения!
  7. JääKorppi 28 августа 2016 12:24
    Спасибо! Замечательно! Меня удивила тактика копейщиков. Как известно лошадь, даже боевая, на копья не поскачет и, с появлением швейцарских баталий, действия рыцарской конницы оказалось очень ограниченным. А вот тактика, когда копья лежат на земле и поднимаются только при непосредственным приближением противника, это неожиданно.
  8. Никкола Мак 7 сентября 2016 18:53
    Очень интересная статья!
    Древки стрел также были бамбуковые либо из древесины ивы, а оперение – из перьев орла.

    Ну с бамбуком и ивой всё понятно, а где они выдирали в таких объёмах с орлов перья?
    Или были специальные орлиные фермы?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня