Пехота асигару (часть 2)

13
«Дзохё моноготари» интересно еще и тем, что, кроме очень подробно описанных правил ведения военных действий, эта книга показывает нам и то, какой была тогдашняя жизнь японской армии в походе. Да, понятно, что армия существует для боя. Но большую часть времени солдаты отнюдь не сражаются. Они пьют, едят, чинят одежду, чистят оружие, спят, ходят в туалет и занимаются еще и другими делами, которые и не сосчитать. А в то время, например, асигару отвечали еще и за состояние коней самураев, поскольку именно самураи являлись японским конным войском. Однако это не означало, что асигару не мог иметь лошадь.

Пехота асигару (часть 2)




«Дзохё моноготари» содержит прекрасные иллюстрации, дающие еще и визуальное представление о том, что написано непосредственно в тексте. Например, вот эта иллюстрация показывает нам асигару, ухаживающих за конем своего господина. Очень хорошо, в деталях, показано все снаряжение всадника. Кстати, обратите внимание, что емкостью для воды служит все тот же шлем асигару дзингаса.

Не слишком хороших лошадей самураи сами отдавали «своим» асигару, и те воспринимали это как милость господина. Кроме того, а как бы иначе они его сопровождали в бою? Поэтому они также учились ухаживать за лошадьми и ездить на них. «Когда вы готовитесь к выступлению, пусть два человека занимаются лошадью, а один тем временем должен заняться подготовкой ее снаряжения. Первое, что надо сделать – взять уздечку, удила, поводья и надеть их лошади на голову, затем нужно как следует ее оседлать и правильно закрепить подпругу. С левой стороны седла должно быть металлическое кольцо. К нему вы прикрепляете мешочек с рисом, а к такому же кольцу у седла справа – пистолет в кобуре. Сзади на седле тоже должны быть такие кольца и на них крепятся мешочки с соевыми бобами и сушеным вареным рисом, а к передней луке седла – переметная сума.


В бою асигару очень часто выстраивали вот такие «укрепления»: впереди козлы из кольев, на них снопы соломы, а позади щиты из толстых деревянных досок. Стрелы застревали в соломе, а пули… пули тормозились и уже не могли пробить щиты. Так же, как и европейские мушкетеры, асигару строились в две – три шеренги. Первая давала залп и уходила в тыл, заряжая свои мушкеты-тэппо, за ними залп давала вторая, потом опять третья.

Следует всегда держать лошадь крепко привязанной, чтобы она не убежала. Затем подготовьте повод. Для этого возьмите кожаный ремешок и проденьте его сквозь удила. Когда вы будете кормить лошадь, то можно удила ослабить. При движении вам следует быть особенно осторожными. Если удила окажутся слишком слабые, то молодые лошади могут прийти в возбужденное состояние, так как почувствуют свободу. Из-за этого вы можете потерпеть поражение в битве, поэтому ваша лошадь должна быть взнуздана крепко-накрепко и покорна вашей воле».


Асигару за варкой риса. Рисунок из «Дзохё моноготари».


… и тот же сюжет работы современного художника.

Никакой солдат не может воевать, если он голоден. Поэтому тема доставки продовольствия на лошадях и при помощи носильщиков в «Дзохё моноготари» рассмотрена очень подробно: «Запас пищи не следует брать с собой больше, чем на 10 дней. Если поход продлится дольше, чем 10 дней, берите с собой вьючных лошадей и доставляйте продовольствие с их помощью. Можно брать и 45-дневный запас продовольствия, но нужно помнить, что одну лошадь более четырех дней подряд использовать нельзя. Если вы на территории противника или даже на территории своих союзников, то помните, что вам следует быть всегда готовым ко всему. Сегодняшний союзник может завтра вас предать. И если вы рассчитываете получить продовольствие от него, то вы можете остаться с пустыми руками. Нет ничего глупее, чем добывать продовольствие на земле союзника силой, в таком случае всегда имейте запас продовольствия с собой, а иначе ваши действия могут быть расценены как воровство.


Надо сказать, что прокормиться японским солдатам, особенно в самой Японии, было не так-то уж и трудно. Море было рядом, так что, если уж не рис, то вот, например, запеченные с соевым творогом мидии всегда могли насытить его желудок. Хотя, конечно, современная сервировка выглядит намного красивее той, что в то время могли располагать асигару.

Пищу для лошадей храните в заблаговременно приготовленном месте на своей территории, когда вы делаете набеги на территорию противника. Ничего там не бросайте, и, если вы даже сами страдаете от голода, то не забывайте кормить лошадей. Голодного всадника сытая лошадь вывезет. Голодная лошадь сытого всадника вывезти не сможет. Поэтому лошадей кормите растительной пищей. Они могут есть даже опавшие листья, а если вы ее приготовите, то и очищенную сосновую кору.


А вот это деликатес – медуза в соевом соусе. Уж их-то асигару могли есть сколько угодно.

Сухие дрова на войне так же важны, как и сухой порох, и надо учитывать, что в день на одного человека их нужно 500 г, и потом из них можно сделать большой костер. Если нет дров, можно жечь сухой конский навоз. Что до риса, то человеку в день вполне достаточно 100 г, соли нужно 20 г на 10 человек, а мисо (квашеная паста из соевых бобов и риса) – 40 г на 10 человек. Но если вам предстоит сражаться ночью, количество риса нужно увеличить. Можно также есть рис, который слуги в домах хранят для изготовления сакэ».


Баклажаны, фаршированные свининой – фу-фу, в то время ни один уважающий себя японец такого бы есть не стал. Но сегодня это самое обычное для них блюдо.

Мешки с рисом асигару возили как на вьючных лошадях, так и на небольших двухколесных повозках, которые либо тянули, либо толкали носильщики-вакато. Большие повозки, которые тянули быки, были редкостью. Их обычно применяли для перевозки тяжелых орудий. При этом японцы возили только сами стволы, а лафетов, как таковых, не использовали.


Использовали асигару не только в бою. Вот рисунок современного художника, на котором именно асигару приводят в действие японское метательное орудие, способное забросить в крепость противника такую вот жуткого вида пороховую бомбу.

Давались в книге и такие, весьма «занимательные» советы, например: «Если поход затянулся и ведется на вражеской территории, то можно прибегнуть к грабежу. Причем «Дзохё моноготари» еще и конкретно указывает, как нужно правильно совершать грабежи, находясь на неприятельской территории: «Пищу и одежду люди обычно прячут в домах, но бывает, что прячут снаружи, и тогда можно искать и в горшке, а то даже и в чайнике. Когда припасы зарывают в землю, то ранним утром вам надо обойти дом по свежему морозу, и в тех местах, где закопаны спрятанные вещи, вы инея на земле не увидите и легко найдете все, что вам необходимо». Но фуражирам-асигару надо помнить, что враги могут оставлять опасные ловушки и остерегаться. «Кровь мертвого человека враги могут использовать, чтобы отравить воду, которую вы пьете. Поэтому никогда нельзя пить воду из колодцев, которые вы встретите на вражеской территории. Отрава – например, труп животного, может лежать на дне, а чтобы он не всплыл, к нему может быть привязан тяжелый камень. Лучше поэтому пить речную воду. Если вы находитесь в лагере, то следует пить воду из емкости, в которой на дне лежат завернутые в шелк косточки от абрикоса. Еще хороший способ сделать воду чистой: положить в горшок или сосуд несколько улиток, которых вы поймали в своей местности и высушили в тени. Эту воду можно пить без опасений. Во время осады вода имеет особое значение. Так, во время осады Акасаки в 1531 году 282 воина вышли из крепости и сдались, только потому, что не имели воды и буквально умирали от жажды».


Доспехи асигару были самыми простыми и дешевыми. Их так и называли – окаси-гусоку, то есть «одалживаемые доспехи». Например, шлем – карута-кабуто для тех делался из пластин, соединявшихся кольчужным плетением.


Карута-кабуто – вид сверху.

Когда в 1570 году осаждали крепость Чокой, осаждающие сумели отрезать гарнизон от источника воды. «Дзохё моноготари» описывает последствия: «Когда нет возможности найти воду, горло превращается в сухой комок, и наступает смерть. Поэтому, когда распределяют воду между солдатами, нужно помнить, что человеку требуется 1,8 литра воды каждый день».


Складной шлем тётин-кабуто. Вообще-то это шлем для самурая, но… очень уж бедного. Бедный самурай имел больше шансов быть убитым, и, таким образом, его шлем вполне мог попасть к какому-нибудь удачливому асигару.


Еще один шлем тётин-кабуто эпохи Эдо.


А вот этот простой на вид шлем вряд ли мог достаться асигару, поскольку принадлежал офицеру достаточно высокого ранга. Ведь сделан он был из… 62 металлических полос, соединить которые было очень непросто. Соответственно, высокой была и цена такого изделия. То есть это была как раз та самая изысканная (и дорогая!) простота, которую самураи ценили очень высоко.

Кроме чисто военных обязанностей, асигару должны были носить флаги. Судя по тому, что говорит «Дзохё моноготари», самым распространенным из них был нобори, древко которого было сделано в форме буквы Г.

(Продолжение следует)
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 августа 2016 07:30
    Первая часть была отличной,вторая не уступает,что же будет в третьей? Благодарю..
  2. +4
    29 августа 2016 07:33
    Тяжела и неказиста,жизнь японского асигариста.
  3. Riv
    +3
    29 августа 2016 07:49
    Статья напомнила бородатый анекдот.
    Американский и советский генералы разговаривают. Русский:
    - Наши солдаты на сутки получают паек в 1500 калорий.
    Американец:
    - А наши в 3000.
    Русский:
    - Ну это ты наврал. Не может солдат сожрать три мешка капусты.

    Асигару переводится как "легконогие". Однако это не значит, что доспехи на них были обязательно легкими. Все зависело от богатства клана. На самом деле обученный пользоваться огнестрельным оружием боец - слишком большая ценность, чтобы выставлять его на убой. Ему и на доспехи разорятся, и прикрытие обеспечат на поле боя. Обратите внимание на единственную гравюру, на которой асигару изображены на поле боя, за щитами. Там один выставил ногу. На ноге явно заметны поножи, да и весь остальной доспех выглядит солидно. Сто граммов риса в день явно недостаточно, чтобы таскать такие.

    Кроме того все очень сильно зависело от тактики. Например клан Такэда всегда отдавал предпочтение коннице. "Пистолет у седла" - это редкость. Распространение имели в основном фитильные замки. Фитильную дурy к седлу не подвесишь. Поэтому конница использовалась в старом варианте и вооружалась холодным оружием. Гуглим "Тень воина" того же Куросавы - там все это показано вполне достоверно. В атаках Такэда при Нагасино принимали участие и асигару. В конном, что характерно, строю. В составе отряда, пробившегося к флагу Иэясу, асигару составляли большинство, так как благородных самураев изрядно прорядили в начале сражения. Соответственно и их доспехи вполне позволяли им рубиться с охраной Иэясу.

    Насчет рисовых порций в длинных холщевых мешках, перевязанных веревочками: способ дожил до наших дней. Мне самому не приходилось, но лично видел, как в полевых условиях таким образом готовится гречка. В котелке кипятится вода. В кусок новой подшивы заворачивается пара горстей крупы и опускается в воду. Через десять минут ее вполне можно есть и котелок мыть не надо. Сухпай есть не всегда, а полмешка гречки в столовой в расположении всегда можно отсыпать.

    Ну а уж притащить в каске воды из ручья - дело самое обычное. Можно еще в сапогах, но это уже хардкор.
    1. 0
      29 августа 2016 12:18
      А Вы учтите, что средний рост 150 см. И тогда, 100 риса вполне! Да и то это минимум в боевом походе и подножный корм никто не отменял!
      1. Riv
        +2
        29 августа 2016 13:59
        Вот как нибудь на досуге и попробуйте на недельку сходить на пеший туристический маршрут, длиной не менее 130 километров. Это первая категория сложности маршрута, кто не в курсе (всего их шесть, первая самая простая). И посмотрим, хватит ли вам килограмма риса и много ли вы ежиков по дороге поймаете.

        Черт с ним, автомат можете с собой не брать и броник не надевать. Впрочем автомат весьма полезен при добыче подножного корма. Мышка холостым патроном убивается наповал с двух метров, я это гарантирую. Так что решайте сами. :)

        А вообще на основании армейского и туристического опыта я могу сказать, что неделю на килограмме риса протянуть таки можно. Но во-первых: перед этим подвигом надо неделю отжираться, как медведь на зиму, а во-вторых: никаких посторонних нагрузок и физических упражнений. Только ходьба на автопилоте, а в рюкзаке только спальник и палатка.
  4. 0
    29 августа 2016 12:16
    Браво! 100 грамм риса в сутки! Очень интересно! То, что нужно! Чтобы понять как жила и воевала армия!
  5. +1
    29 августа 2016 12:35
    Интересный материал!
  6. +1
    29 августа 2016 22:58
    Спасибо за продолжение. Удивительно легко воспринимается текст. Ждём, что дальше.
    1. +2
      29 августа 2016 23:33
      Будет еще окончание, а затем спустя какое-то время возможно еще 1-2 материала про асигару на основе информации из японских журналов.
    2. +2
      30 августа 2016 06:31
      Текст потому легко воспринимается, что... четыре раза переписан. Сначала была книга "Рыцари Востока" (там был самый первый и грубый перевод) 2000 г., затем научная статья в журнал "Вопросы...", потом глава в книгу "Самураи- рыцари Японии"(выйдет вот-вот), затем переписанный текст сюда.То есть "отлакировано" до предела.
      1. +1
        30 августа 2016 07:29
        "Текст потому легко воспринимается, что... четыре раза переписан."
        Нет, не согласна. Можно переписывать многократно, но будет невозможно читать. У человека либо есть дар доступно донести информацию и свои мысли, увлечь написанным, либо его нет. На протяжении всей своей жизни я получала подтверждения этому. Вы обладаете этим даром, поэтому ваши публикации интересно читать. Поэтому ждём.
  7. 0
    30 августа 2016 00:39
    статья хороша. а мне вот более ранние времена японских войн интересны, что бы там без всякого огнестрела в плотном строю с нагинатами. кровь! кишки! расчлененка! печенью врага модно было закусить. ухх :) вот это я понимаю была своя атмосфера у чуваков.
    1. +1
      30 августа 2016 06:27
      От огнестрела крови было больше!