«Шахед»-«Барвінок» над российскими городами: перспективы и варианты

299
«Шахед»-«Барвінок» над российскими городами: перспективы и варианты

Для начала: не спешите искать в интернете БПЛА под названием «Барвінок». Его пока нет. Это просто аналогия с «Геранью», как весьма распространенный на Украине цветок, один из символов, можно сказать.

В данном материале предлагаю рассмотреть гипотетическую возможность для ВСУ получить в свое распоряжение аппараты, аналогичные «Шахеду» и возможные методы противодействия.



Сегодня уже можно смело признать: идеально оружие террора уже не крылатая ракета, а летающий «мопед» с боеголовкой. По крайней мере эффективность этого чудо-оружия просто ошеломляющая, а соотношение «цена-качество» просто заставляет производителей соответствующих вооружений нервно вздрагивать по ночам.

В чем успех «Шахеда»?


В простоте. Сделанный из «навоза и палок», пластиковый корпус плюс просто уникальный двигатель, в основе которого лежит известнейший мотор VW «Boxer», который двигал такой эпичный автомобиль, как «Фольксваген» «Жук». Первый, естественно.


На базе этого двигателя фирма Limbach Flugmotoren из Кенигсвинтера разработала свой Limbach L550E, просто великолепный двигатель для суперлегких самолетов и планеров, весом всего в 16 кг и мощностью 50 л.с. (почти как самый мощный «жуковский» мотор).

550Е получил признание в мире, в основном за счет того, что имел просто бесподобное соотношение 2,3 кВт мощности на 1 кг веса. Для сравнения, Rotax 914, используемый в таких серьезных аппаратах, как «Байрактар» TB2, имеет мощность в 115 л.с. (в два с лишним раза больше), но сухой вес в 60 кг, что дает соотношение 0,98 кВт на 1 кг.

Сейчас знающие возразят, что нельзя сравнивать ресурс «Rotax» и китайской или иранской копии немецкого мотора. А мы и не будем. Нам оно не надо, «Байрактар», если его не сшибут, будет летать свои 200-300 часов, а вот «Шахеду» с билетом в один конец это совершенно не важно.

Да, забыл сказать, что после атаки на нефтяные предприятия компании «Арамко» в Саудовской Аравии с территории Йемена, Германия вообще прекратила продажу двигателей 550Е на экспорт. Но к этому времени уже в Китае вовсю клепали MD 550, а в Иране - MADO MD 550.

Надо отметить, что иранская копия китайской нелицензионной копии немецкого мотора работает вполне себе сносно. Доказано ТЭЦ Киева и другими городами Украины.


Итак, немного пластика для корпуса, полтора погонных метра уголка для подрамника, самая дешевая плата спутниковой навигации с «Али-экспресса», набор приводов для управления, "Ордуинка", полсотни килограммов взрывчатки, детонатор – и самое эффективное оружие СВО готово.

Причем, единственное, что в этом наборе стоит реальных денег – это двигатель. Все остальное можно уложить в 500 долларов США. Немецкий двигатель стоит от 12 до 17 тысяч долларов США в зависимости от партии, но копия китайской копии, по мнению многих экспертов, не может стоить дороже 5-6 тысяч долларов.

В итоге у нас получается беспилотник стоимостью 6-8 тысяч долларов мощностью в 3-4 артиллерийских снаряда калибром 152-мм.

Экономичный, но мощный моторчик позволяет утарахтеть «мопеду» на весьма приличное расстояние. Конечно, обещанные 2 000 км – это при совсем уж идеальных погодных условиях, но от 400 до 1000 км «Шахед» точно пролетает. И попадает тоже довольно точно, как все уже убедились.

В чем его сила?


Главное – незаметность. «Шахед» действительно огромная головная боль для ПВО. Для любой ПВО, не только украинской. По сути, РЛС должны обнаружить в небе кубик размером 30 х 40 х 30 см. Это не то чтобы непростая задача для РЛС, это очень сложно выполнить.


То же самое и для РЛС самолетов. Лучшим примером стали потери украинских ВВС, летчики которых вылетали на перехваты «Шахедов» и случайно становились жертвами этих тупых, но эффективных аппаратиков.

Мы все прекрасно понимаем, что у «Шахеда» нет оператора, беспилотник летит по заложенному в него маршруту. Летчик пытается визуально и при помощи БРЛС найти в небе и атаковать «птичку», а она просто прилетает в самолет. Финита, «катапульта – вот спасенье», как пелось в старой песне про «Фантом».

Увернуться на самолете при современных скоростях от беспилотника практически невозможно. Слишком большая скорость у современного самолета и слишком небольшие размеры у летучего фугаса. А детонатору в общем все равно, о кого взрывать заряд, лишь бы контакт был.

На Украине уже сообразили и стрелять из автоматов и пулеметов по летящим к цели «Шахедам» прекратили. Шанс попасть есть, но заряд все равно взорвется, так что действительно лучше пусть о трубу ТЭЦ активируется, чем о жилой дом.

Идеальное оружие террора, БПЛА «Шахед». Обнаружить очень сложно, визуально при подлете еще можно, но тут точно, «кто не спрятался – он не виноват», сбить проблемно, даже сбитый он все равно обо что-то взрывается.

Запуск осуществляется с мобильной рампы на шасси грузовика. Вообще эту пусковую можно установить где угодно, что весьма расширяет возможности применения. Программирование простейшее, по координатам. Главное – чтобы были спутники, по сигналам которых и ориентируется аппарат.

Есть ли у «Шахеда» недостатки? Пожалуй, только один: невозможность изменения курса в полете. То есть, куда отправили, туда и прилетит. Значит, подвижные цели не для «Шахеда», а вот любые статичные объекты военной и гражданской инфраструктуры – пожалуйста.

Действительно, в своей простоте и эффективности «Шахед» идеален, как карающий меч

Причем, его невысокая стоимость и совершенно никакая технологичность, позволяющая собирать такие аппараты в любых более-менее подходящих по размеру помещениях – тоже плюс! Можно собирать тысячи таких аппаратов и устраивать карательные рейды куда угодно.

Да, какая-то часть будет сбита. ПВО, самолетами, вертолетами, стрелковкой. Но большая часть-то прилетит и взорвется!

Причем, с самолетами я явно погорячился. Не то чтобы «Шахед» может прилететь в самолет, да, такое было, но самолет – очень неудобная штука для борьбы с такими объектами.

При всей своей маневренности, МиГ-29 – это большой и в сравнении с тихонько тарахтящим беспилотником даже неуклюжий летательный аппарат. Если БРЛС не «схватит» двигатель беспилотника, на ИК-системы вообще рассчитывать не стоит, ДВС воздушного охлаждения – он вообще холодный в сравнении с нормальным турбореактивным двигателем что самолета, что вертолета. Не всякая боеголовка захватит беспилотник.

Плюс маленькие размеры «Шахеда» и маленький для такого аппарата боекомплект пушки самолета. 150 снарядов – это вообще ни о чем. Снаряд 30-мм авиапушки не рассчитан на такую цель. Он просто не заметит пластика на своем пути. То есть, надо попасть в двигатель. Опять же, в 30-сантиметровый кубик. Из самолета, который летит на минимальной скорости в 700 км/ч.

Так себе занятие.

В свое время я уже рассматривал вопрос о борьбе с беспилотниками, и тогда вывод был такой: лучшее средство – это малоскоростной летательный аппарат типа вертолета или легкого самолета с поршневым двигателем, способный барражировать на небольшой скорости, прикрывая определенный район.

Лучшее средство борьбы с беспилотником класса «Шахед» - скорострельный пулемет калибром от 7,62 до 12,7-мм. Идеал – что-то типа американского М134 «Миниган» или нашего ЯкБ-12,7. Главное – чтобы мог быстро выдать тучу пуль в сторону летящего «Шахеда». Что-то да залетит куда надо.


М134 "Миниган". Мечта борца с БПЛА


ЯкБ-12.7. Очень такой увесистый аргумент

Так американцы весьма успешно боролись с небронированными японскими самолетами во Вторую Мировую. Пушки не были нужны, хватало пары-тройки пуль крупнокалиберных «Браунингов», и песенка самурая была спета.

Вполне жизнеспособная идея и в наши времена.

Вопрос обнаружения – вот это самый сложный вопрос. Судя по отчетам с той стороны, в основном «Шахедов» обнаруживали визуально, благо, беспилотник летит даже более бесхитростно, чем крылатая ракета. Но КР хотя бы «Стингером» можно завалить, а вот мелкую дрянь, тарахтящую буквально в паре сотен метров над землей – только пулей.

В общем, разработчикам систем обнаружения надо начинать решать проблему, которая прилетела на крыльях иранского беспилотника. Проблему обнаружения небольшого летательного аппарата надо решать, причем, чем быстрее, тем лучше. Почему – станет понятно чуть ниже.

Почему мы к этому не готовы?


Потому что не было такой задачи: отрабатывать вопросы обнаружения и уничтожения таких летательных аппаратов. У нас были и есть на вооружении летающие мишени, но это немного не то. Та же «Дань», имитатор самолетов и крылатых ракет, имеет размеры почти 5 метров в длину и почти три метра размах крыла. Весит около 350 кг и летает со скоростью от 300 км/ч и до 700 км/ч.


А тут 100 кг, тарахтящие со скоростью 185 км/ч, в идеальных условиях. И металла в конструкции 17 кг максимум.

Нужны новые способы обнаружения и сопровождения таких целей. Нужны новые методы перехвата. Как показывает украинская практика, поражение на конечном участке полета неэффективно. Точнее, эффективно, но не когда речь идет о городской застройке, куда сперва падает зенитная ракета с остатками топлива, которое ожидаемо устраивает спецэффекты, а потом еще добавляет 50-кг боевая часть «Шахеда».

Действительно, пусть уж лучше в ТЭЦ попадает.

Самый неприятный вопрос нашего времени


Звучит он так: а могут ли украинцы перенять нашу тактику и начать терроризировать наши города?

Ответ, к сожалению, «а почему нет?». И действительно, выпускают на Украине беспилотники самостоятельно, примерно на одном уровне с нами. То есть, мало и не очень хорошие. Потому и везут им беспилотные аппараты со всего мира. Но везут.

Однако, не все, не бесплатно и не в желаемых количествах. Израиль вообще отказался, несмотря на давление со стороны сами знаете кого, продавать свои системы вооружений украинцам.

И не то, что «ничего личного, только бизнес», нет. У изралитян четко сработали механизмы, которыми управляет инстинкт самосохранения. Ничего личного, да, но жить очень хочется. А потому Израиль предпочел не искать приключений на Святую землю и обойтись без поставок Украине.

Ведь украинская сторона чего хотела в основном? Правильно, израильские БПЛА и системы ПВО. Но в Израиле трезво рассудили, что все, что будет продано Украине, может оказаться в Иране. А вот это как раз не тот расклад, который устроил бы израильтян, ибо Иран – это страна-противник.

А попасть все израильское вооружение к Ирану может просто запросто, причем, даже двумя путями. Первый, простейший, это продадут сами украинцы. После того, как «Джавелин», переданный Украине, попробовал на прочность корпус французского БТРа в центре Африки, удивляться этому вообще не стоит. Продадут, была бы цена соответственная предложена.

Второй – это через Россию. Там техника попадает в наше распоряжение не за деньги, но сути это не меняет. Вообще в этом конфликте техника меняет хозяев просто с поразительной легкостью. И раз Т-90МС оказался в США, то почему мы не поделимся с Ираном, с которым у нас просто шикарные отношения? Можем ведь?

Вот потому очень прагматичные израильтяне и отказались. Не всякий шекель в прибыль, как говорится.

Что бы я сделал на месте украинцев?


Естественно, встал бы в очередь за «Шахедами» к Ирану! Глупо? Ну вот отнюдь. Почему не купить? Тем более, что напрямую совершенно не обязательно. Там уже очередь выстроилась. Первыми армяне бросились, за ними другие подтянулись.

Кто мешает Казахстану встать в очередь и купить «пробную» партию штук в сто? Никто. Сто много? Хорошо, пятьдесят. Для испытаний и всего прочего. Сложно переправить часть этой партии Украине? Нет. Насколько сегодняшняя казахстанская власть танцует гопак в унисон с украинцами, можно только поаплодировать.

Да и оружие из Казахстана уже оказывалась на Украине. Да, власти вроде как отоврались, что «это не то, что вы думаете», это частная сделка, государство тут не при чем… но суть одна – Казахстан вполне может стать посредником в приобретении «Шахедов» для Украины. И Азербайджан может. И Грузия. И тот, кого попросят из Вашингтона.

И это будет не очень приятным моментом. Сегодня украинцы долбят Белгородскую и Курскую области по старинке. Артиллерией и ракетами. А получив в свое распоряжение «чудо-оружие» могут начать творить чудеса и на большем удалении от границы.

И тут голова будет болеть не только в Курске и Белгороде. Географию применения украинских беспилотников можно значительно расширить за счет Ростовской и Воронежской областей. А в принципе все, что в радиусе 500 км, то есть, Орловская, Липецкая, Тамбовская, Брянская области тоже оказываются в этом скорбном списке. Да и до Москвы, если запустить из лесочка между Сумами и Конотопом, менее 600 км.

Москва, конечно, прикрыта, как не прикрыт ни один российский город, а вот всем остальным придется непросто. Но даже и в Москве не стоит спокойно относиться к происходящему.

Остальным же вообще придется непросто. У нас на глазах родился новый вид ударного вооружения, и кто сказал, что противник, на своей шкуре ощутивший все преимущества этого вида оружия, не захочет ответить тем же?

Это вполне нормальное желание. И методы, которыми можно достичь этого результата, вполне жизненные. Ну не начинать же проектировать и строить беспилотники самим? В стране как бы не совсем подходящая ситуация для таких начинаний. А вот купить можно, тем более что Европа и США денег подбрасывают систематически и регулярно. Конечно, в основном военная помощь идет не в денежном эквиваленте, но на покупку беспилотников и оплату посредников украинцам хватит.

Не очень хорошая перспектива. Тут, конечно, многое зависит от поставщиков этой техники, насколько тщательно они будут прорабатывать своих клиентов. Но, повторюсь, что всякое возможно.

Потому прорабатывать варианты защиты нужно уже сегодня. И вариантов рисуется немного. Да, у нас есть «Шилка», способная устроить ливень из 23-мм снарядов. У нас есть ЗУ-23-2М, которая вполне может работать по таким целям. Но так как зачастую придется полагаться на визуальный режим работы, необходима соответствующая подготовка расчетов и наблюдателей-корректировщиков.

Или необходима очень четкая работа разведки (чем мы явно похвастаться сейчас не можем), которая станет отслеживать перемещения пусковых установок с последующим их уничтожением. Но это, к сожалению, выглядит несколько фантастично.

Как показывает практика, искушение может быть настолько велико, что голос разума (которым на Украине и без того пренебрегают) не будет услышан. И тогда нам необходимо быть готовыми к тому, что к нам тоже полетят «Шахеды», которые назовут «Барвинками».
299 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 января 2023 19:41
    у шахида 2х тактный мотор, у VW 4х тактный; общего у них только расположение цилиндров
  2. 0
    9 января 2023 21:16
    Тихоходные истребители для уничтожения шахидов ? Вы серьёзно ?
    А , если будут запущены сотни настоящих и ложных мопедов , одновременно и по разным целям ? Железного купола у нас нет . Можно только вносить помехи в системы глобального позиционирования . Никак иначе !