Стратегический бомбардировщик: окончательно устаревший и бесполезный

250
Стратегический бомбардировщик: окончательно устаревший и бесполезный

Сегодня речь пойдет о стратегических бомбардировщиках. Вообще в мире осталось всего три страны, владеющими этим видом оружия: Россия, США и Китай. Остальные как-то и не думают обзаводиться, непонятно даже, почему. Авианосцы больше стран имеют, а ведь авианосец, как ни крути, и стоит дороже, и обслуживать и ремонтировать его – та еще задачка. Доказано «Адмиралом Кузнецовым» и «Шарлем де Голлем».

Стратегический бомбардировщик – самый старый вид этого оружия, появился он в тот самый день, когда В-29, который еще не знал, что он стратегический, сбросил бомбу на японский город Хиросиму в 1945 году.




Задача стратегического бомбардировщика была очень проста: забраться на недосягаемую для истребителей высоту и донести до противника атомную бомбу. Возможно, что только одну по первому времени.

Стратегия была вполне нормальная, ибо тот же 1945 год показал, что не всякий «Фокке-Вульф» догонит шпарящие на высоте более 10 000 метров со скоростью около 500 км/ч В-24. Можно сказать, что это были стратегические бомбардировщики первого поколения.


Вообще на тот момент самолеты, которым было сложно что-то противопоставить, потому что зенитные ракеты еще не были освоены, а поршневые самолеты и зенитные орудия были не очень эффективны. И все эти «Крепости» и «Либерейторы» спокойно так разносили целые города в Германии и Японии даже обычными фугасными и зажигательными бомбами. Ну а когда в дело пошли атомные…

И только появление реактивных самолетов немного приземлило первых стратегов. Ну как «немного», те же В-29 советские МиГи уронили на землю более чем достаточно.

Так были созданы предпосылки для создания второго поколения стратегических бомбардировщиков. Они стали реактивными (почти все), летели дальше, поднимались выше, несли больше нагрузки. Все эти 3М, М-50, В-58, В-52, Ту-16, Ту-95.


Однако сперва появились те, кто мог догнать и уничтожить эти супербомбовозы (американский Convair F-102 Delta Dagger и советский МиГ-21), а потом зенитные ракетные комплексы типа нашего С-75, которые вообще сняли бомбардировщики с повестки дня, как основное оружие уничтожения противника.


И уже грубо говоря на инерции, появились В-1, В-2, Xian H-6 (Ту-16) и Ту-160, которые фактически ничего уже не решают и решить не смогут. Просто потому, что появились ракеты, способные сбить самолет на любой высоте и самолеты, которые несут дальнобойные ракеты, способные сделать то же самое, не забираясь на сверхвысоты.

А что бомбардировщики? А они (те же Ту-95 и В-52) совершенно не изменились с 50-х годов прошлого столетия и никаких новых приемов у них, кроме крылатых ракет, не появилось. Но и крылатые ракеты – это не панацея от всех проблем.


Что касается вооружения стратегических бомбардировщиков, то с их вооружением дело обстоит очень просто.

Бомбы.


Старые добрые свободнопадающие бомбы, фугасные, бетонобойные, ядерные. Оружие, которое можно применять против стран, у которых нет нормального ПВО (типа ИГИЛ в Сирии) или моджахедов в Афганистане 80-х годов. Либо против стран, у которых ПВО уничтожено другими видами и родами войск. То есть, не на первом этапе войны.

Крылатые ракеты.


Это, конечно, более современное оружие, но тоже не имбалансное. Современные комплексы ПВО запросто справляются с дозвуковыми крылатыми ракетами, а некоторым и сверхзвуковые по зубам. А гиперзвуковые, увы, не обладают должной дальностью полета, чтобы их можно было применять со стратегических бомбардировщиков.

Давайте попробуем снести США?

Вот карта. Очень маленькая, потому что задача требует именно такой. Конечно, на ней Энгельс найти очень сложно. Равно как и аэродром в районе Мурманска, с которого могут действовать стратеги. И аналогичный на Дальнем Востоке. Но они есть.


И вот у нас задача: отстреляться по целям в США. Не важно, что это будет, Вашингтон или Майами. Что главное при исполнении такой задачи? Правильно, выйти на дистанцию пуска ракет и осуществить этот пуск. И сделать это надо так, чтобы противник имел как можно меньше времени на реагирование, не так ли?

А так вообще можно?

Даже приняв во внимание дальность действия самых страшных наших ракет, то есть, 6 000 км, все равно их придется запускать из определенных точек земного шарика. Который, увы, изрядно большой в плане размеров.

Понятно, что о Европе мы не говорим. Там наши самолеты встретят, что называется, с распростертыми объятиями, потому что Европа – это НАТО. Юг нам тоже не интересен, там встретят так же, как и над Европой. И останутся только север и восток.

Восток – дело очень тонкое. Если восток – это Приморский край, то увы, там рядом Япония. Плюс не надо сбрасывать со счетов американские плавучие аэродромы-авианосцы, которые естественно будут выдвинуты на позиции в Тихом океане.

Север теперь тоже сложен в этом плане. Да, пуск откуда-то из района Шпицбергена – это с очень высокой вероятностью прилет. Да, там ПВО Канады станет первым щитом, там работает NORAD, но шансы есть. Другой вопрос – а есть ли шансы долететь до Шпицбергена? Там как бы теперь член НАТО Финляндия, на аэродромах которой скоро будут стоять американские самолеты, которые смогут из воздушного пространства страны вести наблюдение и не только. Ну и Швеция на очереди. Так что выход в район Шпицбергена сомнителен.

Атака с Дальнего Востока тоже смотрится не очень. Самолетам надо будет выйти в район Алеутских островов, ну а кто позволит туда выходить?


Единственное место, откуда можно спокойно запустить ракеты, это из района проливов Лаптевых или Санникова. Но туда с аэродромов на Камчатке лететь почти 2 500 км, а из Приморского края и того больше. Так что о факторе внезапности мы даже не говорим.

И мы вообще не говорим о факторе внезапности.

Современная спутниковая группировка в состоянии почти круглосуточно отслеживать все аэродромы, на которых может базироваться стратегическая авиация, благо, у нас их не так уж и много. Кроме основной базы в Энгельсе можно задействовать аэродромы в Белой (Иркутская область), Кневичи (Владивосток), Северный (Иваново), Моздок, Оленья, Дягилево (Рязань), Каменный ручей (Советская Гавань), Украинка (Амурская область), Шайковка (Калужская область). Возможно, подойдут какие-то аэродромы ВТА.

В целом – невелика задача отслеживать буквально десяток аэродромов на предмет перемещения Ту-95 и Ту-160. Сегодня украинцы со своими помощниками с этим неплохо так справляются, по крайней мере, через полчаса взлета Ту-95 в Энгельсе уже половина Украины на ушах стоит в ожидании прилетов.

Засечь взлет стратегических бомбардировщиков просто. Нейтрализовать их вылет при помощи истребителей-перехватчиков над морем не очень сложно. При уровне развития американских средств слежения, спутники, самолеты ДРЛО, это действительно возможно. Даже пуск ракет со своей территории, из своего воздушного пространства, сами понимаете, не выход. В свое воздушное пространство может прилететь откуда угодно ракета.

И, по большому счету, бомбардировщик – весьма уязвимая вещь. Да, у него есть системы РЭБ, у него есть бортовой комплекс защиты, но… Но эскадрилья истребителей сделает отбивную из любого стратега, что из нашего, что из американского. Без шансов.

Но американцам проще. С их количеством союзников в мире, они спокойно смогут подойти к нашим рубежам и уже оттуда атаковать, если им это будет нужно. Дальности тех же AGM-158B JASSM-ER в 1000 км вполне хватит, чтобы из позиции над Хельсинки отстрелить пакет ракет по Москве.

В общем, единственная относительно безопасная позиция для российских стратегов – районы Крайнего Севера над Северным морским путем. Там их некому встречать в плане авиации противника, головная боль у ПВО США и Канады прилетит. Но увы, ее будут встречать и комплексы ПВО, и авиация, которая вполне может справиться с задачей перехвата дозвуковых крылатых ракет.

Возникают сомнения в том, что мы вообще сможет нормально применить стратегическую авиацию, учитывая то, что Россия практически находится в окружении если не стран НАТО, то их сочувствующих.

Тогда в чем ценность этих огромных самолетов?


Ну хотя бы в том, что массовый взлет Ту-95 и Ту-160 смогут просто отвлечь внимание противника от выхода из баз подводных лодок. А вот уже они смогут подойти на более близкое расстояние и запустить из-под воды свой привет Америке. И такой сценарий смотрится более вероятно, если честно.

Так что фактическое прекращение работ по проекту ПАК ДА – это, возможно, от понимания? Ведь у американцев с их проектом NGB (Next-Generation Bomber) тоже все идет ни шатко, ни валко. Точнее, с 2018-го, когда самолет должен был пойти в серию, все сдвинули аж до 2030 года. С переносами сроков, уточнениями и доработками. Да и у китайцев уже больше 20 лет идет коммунистическая борьба за Xian H-20 и идет без особых результатов. Хотя, пожалуй, китайцам бомбардировщик с дальностью полета без дозаправки в 8 000 км, пожалуй, был бы очень полезен.

И к 2023 году сложилась такая интересная ситуация: все три страны, имеющие на вооружении стратегические бомбардировщики, продолжают эксплуатацию старых самолетов, неспешно так ковыряясь в проектах будущего.

Ну а если вспомнить далекий уже 2012 год, когда наш разрушитель Рогозин схлестнулся с тогдашним главой Генштаба Макаровым именно на теме стратегов. И спорили как раз о ПАК ДА, в создании которого уже тогда начали появляться сомнения.

Рогозин (вот не думал, что стану его цитировать, правда!) тогда заявил: «Посмотрите на уровень развития противовоздушной и противоракетной обороны: все эти самолеты никуда не долетят. Ни наши к ним, ни их к нам. Надо думать о совершенно нетривиальных вещах».

В общем тогдашний господин вице-премьер приговорил российскую дальнюю авиацию за ненадобностью. Но Рогозин много чего приговорил за свою карьеру, и не все на словах. Но вот на этот раз вышло так, что есть над чем подумать.

По крайней мере, о ПАК ДА, точнее, о том, кто и что про него говорил, очень забавно читать сегодня. Игорь Коротченко, например, не раз заявлял, что «России вполне по силам создать новый бомбардировщик до 2025 года». Какие-то работы ведутся, кресла испытывали катапультные (но такое оборудование вообще нужно и может пригодиться в других проектах), двигатели… Но без огонька и штурмовщины.

Можно понять. И признать, что время стратегических бомбардировщиков прошло, и они как класс вооружения просто должны уйти со сцены.

70 лет назад, когда появился этот класс, сама концепция ведения боевых действий была иной. И да, дальний бомбардировщик был чем-то очень опасным, а получив в отсеки атомные бомбы, он являл собой олицетворение угрозы ядерного удара.


Но по прошествии нескольких десятков лет значимость этих красивых и могучих самолетов понемногу сходит на нет. И сегодня, пожалуй, у стратегов нет шансов дойти до рубежа уверенного пуска ракет в сторону противника просто потому, что противник будет осведомлен о взлете бомбардировщиков максимум через 10 минут и сможет принять меры.

Самолеты, как показала война в Сирии и СВО, весьма легкие цели для дешевых систем управляемого оружия типа дронов-камикадзе. И во многом уступают своим коллегам по ядерной триаде любой страны.


Межконтинентальные баллистические ракеты на земле уязвимы только во время выхода на позицию и старте. Очень короткий отрезок времени, плюс находясь на огромном расстоянии от противника. А когда на гиперзвуковых скоростях боеголовки начинают свое схождение с траектории, направляясь к целям, то перехватить их весьма непросто.


Подводные ракетные крейсера вообще сегодня являются самым незаметным и смертельным оружием. Перемещение под огромной толщей воды, которая укрывает лодки даже от зоркого ока спутников, удар ракетами из-под воды – это смертельно и эффективно.

Самолеты же слишком заметны и уязвимы. Увы, но это так. И сегодняшняя роль таких бомбардировщиков действительно в нанесении ударов по районам, где нет приличного ПВО и истребительной авиации, как это было в Корее, Вьетнаме (в первой части войны), Сирии, Афганистане, Ираке.

Очень плохо представляю ветеранов В-52, пытающихся подойти на дистанцию удара к нашим рубежам. И если у В-1 и В-2 еще могут быть какие-то шансы на успех, у одного (В-1) за счет скорости, у второго (В-2) за счет малозаметности, то вот с В-52 все выглядит печально.

Правда, и ползущие в небесах Ту-95 тоже станут весьма легкой добычей. Да, в мирное время эти самолеты, которые в состоянии пролететь через полмира и стать героями репортажей во многих странах – они просто прекрасны в своей мощи. Но в случае конфликта увы, их судьба будет весьма незавидной. У Ту-160 шансов несколько больше за счет сверхзвуковой скорости, тому же F-15 надо будет очень сильно стараться, чтобы догнать «Белого лебедя» (И в этой погоне я бы на американца не поставил бы). Но 17 летающих Ту-160 против 80 американских В-1 и В-2…

Говоря о будущем стратегических бомбардировщиков, окончательно приговаривать к смерти и забвению их, наверное, не стоит. Они еще точно порадуют нас своей мощью лет 10-20. И возможно, даже поучаствуют в каких-то конфликтах.

Но вместо новых самолетов стоило бы построить какое-то количество подводных ракетоносцев.
250 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. osp
    0
    7 октября 2023 01:12
    Цитата: bayard
    Цитата: Сергей Сфыеду
    У американцев - первого.

    Именно так . Расчитывают на пуск "Трайдент-2" с кинжальной дистанции и по настильной траектории . А ещё потому , что их "Минитмен" очень проблемно "боеготовы" .

    Так 8 ПЛАРБ есть еще у французов и англичан.
    Притом их характеристики значительно выше "Огайо".
    Только по числу ракетных шахт они им уступают , в остальном по части шумности , оборудования и реакторных установок значительно лучше американских.

    У англичан районы боевого патрулирования это Северное море.
    Пара подлодок всегда там. Могут выводить из базы еще и третью которая дежурит там.
    У французов районы боевого патрулирования это Средиземное море, иногда Бискайский залив.
    Тактика развертывания такая же.

    Просто у России и США как никак есть другие компоненты СЯС, главным образом МБР.
    А у Англии и Франции ПЛАРБ это 100% ядерного потенциала.
    Поэтому и приоритет в развитии там всегда уделялся огромный.

    Английский "Вэнград" отказался настолько удачной стратегической подлодкой что на ее базе
    сделали МАПЛ "Астьют".
    Компоновка вообщем-то почти одинакова, но без ракетного отсека.
  2. 0
    7 октября 2023 01:18
    У нас есть еще одна проблема, это укрытия для самолетов их нет.
  3. osp
    0
    7 октября 2023 01:28
    Цитата: futurohunter
    Диванный скоморох отменил очередной вид оружия. Тысячи дураков конструируют (причём в разных странах), а один диванный гений - один единственственный диванный гений уже знает, что фигнёй они маются. И что-то в его гениальную голову его не приходит, что какие-нить французы их не делают не потому, что не надо, а потому, что только стльная страна такое может. Французы тоже свой стратех пилили, да ых... больше, чес раздутый Мираж сделать не шмогли. А авиалайнеры европейцы ваще только вскладчину могут. Да, и нестратегичному автору, тоже, видать неизвестно, что стратеги хотела Австралия (США не дали), Индия (дали только Ту-142), а вот Ливия, Ирак и Египет их получили. Дураки, наверное

    Что-то не понимаю я Ваши мысли.
    1. Единственной страной в Европе у кого была стратегическая авиация была Британия. Был бомбардировщик "Вулкан" который прослужил вплоть до войны за Фолкленды. Но был уже обычным бомбардировщиком так как с конца 60-х годов у Британии появились ПЛАРБ с ракетами "Полларис".
    2. Франция тоже сделала ставку на ПЛАРБ, хотя возможности для создания стратегических бомбардировщиков и даже сверхзвуковых там были ого-го какие. Один СПС "Конкорд" и его двигатели чего стоили тогда.
    3. Индии продавали не стратеги, а противолодочные Ил-38/Ту-142 с упрощенным БРЭО.

    4. А Австралии ... Австралии американцы продали F-111 и списали его совсем не давно.
    Радиус действия у него был огромный, таких самолетов в том регионе ни у кого не было вообще.
  4. +1
    7 октября 2023 02:15
    Теперь наш Ромочка авиаэкспертом заделался?! А есть ли на Земле хоть что-то, где бы Скоморохов не был бы экспертом?!
    1. 0
      7 октября 2023 07:13
      Это как про Гаврилу...."Гаврила был...",а далее широта полета мысли... laughing
  5. 0
    7 октября 2023 02:26
    Нашему ВПК необходим новый стратег, как новый и дорогостоящий сложный проект для распила бабла. Из него получится воровать бюджетные деньги десятки лет. Су-57 покажется детской гадостью по сравнению с этим.
  6. +3
    7 октября 2023 08:39
    Наивная и безграмотная статья. Ну не владеешь темой, не пиши.
  7. 0
    7 октября 2023 10:24
    Можно понять. И признать, что время стратегических бомбардировщиков прошло, и они как класс вооружения просто должны уйти со сцены.


    Вероятнее всего они просто сменят (в сильно отдаленной перспективе) химические двигатели на атомные - и превратятся в атомолеты, подобные Ту-119.
    И носимые ими ракеты тоже могут стать ракетами с атомным движком.
    И сильно повысится их автоматизация и роботизация - не уверен, что они вообще будут иметь экипаж, скорее это будут полностью автоматические летательные аппараты, проводящие почти все время в непрерывном полете, а не на аэродроме или ремонте.
    У такого варианта есть ещё один плюс - атомолет-автомат хорошо пригоден для построения на его базе непрерывно летающего радара.
  8. 0
    7 октября 2023 10:45
    Можно также проанализировать выход в точку сброса транспортников вдв…. Выяснится, что десант применить в современной войне невозможно…. Но, учитывая, что в министерстве правят партийные энтузиасты, эта деталь не скоро до них дойдет
  9. 0
    7 октября 2023 10:56
    Всегда что-то списать и угробить проще, чем строить и созидать. Поэтому стратеги ещё послужат. Надо модернизировать и развивать. Кроме того, если вырубить хвалёную спутниковую группировку врага всё может измениться. Я, думаю, что такие методы есть, но в этом конфликте их применять пока не будут.
  10. Комментарий был удален.
  11. -1
    7 октября 2023 12:23
    Раз не могём делать - значит этот бомбардировщик не нужный. Прям, как в басне Лиса и виноград.
  12. +1
    7 октября 2023 12:39
    Готов не согласиться с автором.
    Дело в том, что стратегическая/бомборлировочная авиация всë же обладает одним калосальным преимуществом на фоне другой авиации - быстро и за раз доставить огромное кол-во средств поражения в гигантском радиусе вокруг аэродромов базирования. Это само по себе большое преимущество.
    БПЛА не способны нести даже 1/10 от массы груза стратегического бомбордировщика. Ракеты не обладают возможностью активного маневрирования, изменения траектории, смены цели или вообще отмены атаки без самоуничтожения. К тому же на этапе разгона, ракеты значительно более контрастные цели, а потому ПРО/ПВО их легче обнаружить и сбить. Ракета не обладает средствами самообороны.

    Но бомбордировочная авиация правда зашла в тупик. Не потому что она не актуальна. А потому что до сегодняшнего дня еë развивают из парадигм логики периода ВМВ.
    Когда самолëт должен взять на борт побольше бомб и полететь в место расположения основной и вторичной цели. Над ними сбросить бомбы и попытаться вернуться обратно. Развитие ракет воздушного базирования и планирующих бомб лишь убрало необходимость пролетать прямо над целью. Теперь можно на удалении. Но всё ещё форм-фактор и ТТХ самолëтов больше предрасположены к ковровому бомбометания как в ВМВ.

    Дело в том что задачи современных бомбардировщиков можно грубо разделить на 2 категории.
    1, она же ОСНОВНАЯ задача - классическое бомбометание свободно падающими или планирующим бомбами. Либо запуск ракеты воздух-земля. И всë это либо в зодя зону ПВО противника которую подавляют другие средства армии, либо ПВО вообще нет. И если позволяет арсенал, не входить в зону действия ПВО, а запустить бомбы/ракеты недалеко ЗА границей ПВО.
    2, она же сейчас лишь ВТОРИЧНАЯ задача. Выполнение роли пусковой платформы для запуска ракет дальнего полëта находясь ДАЛЕКО от края области работы вражеского ПВО.

    И вот стратегическая авиация должна поменять приоритеты местами. Наоборот, роль пусковой платформы должна быть ОСНОВНОЙ. А работа "классического" бомбардировщика должна быть ВТОРИЧНОЙ.
    Наиболее близкий пример того, каким должен быть бомбордировщик нового поколения - Ту-160. И то, крейсерская скорость может быть ниже, что бы упростить полëты на низких высотах. Но дать возможность самолëту достигать бОльшего максимального значения скорости и высоты полëта, именно для выполнения пусков дальних ракет.
  13. +1
    7 октября 2023 13:20
    Ага, давайте отдадим всех стратегов Китаю. Ему же они пригодятся? Ну так автор утверждает. Он (Китай) найдёт им применение...
    Глупее статью не читал на ВО. Давайте все развалим, а уж потом... Было, проходили
  14. 0
    7 октября 2023 13:47
    ...Работать над повышением дальности крылатых и гиперзвуковых ракет..., и это вполне по силам..., вот и все...
    К тому же применение "стратегов" для ударов по военным и инфраструктурным объектам..., по районам сосредоточения резервов войск противника в глубоком (да и в "неглубоком" тоже)) тылу...,
    может быть весьма эффективным мероприятиям...

    ...Опять же - ковровые ("америкосовские"), деморализующие бомбардировки крупнейших военно-промышленных центров (городов) - еще никто не отменял...

    Думается, одного такого удара по "столице" укрорейха, еще лучше - по лембергу (обычными тонными фугасными бомбами...), - было бы достаточно для резкого "поумнения" укропов, и быстрого прекращения военных действий..., точнее - сопротивления укровермахта...

    Вы скажете, что гитлеровская германия, продолжала войну даже после массированных ударов соединений тяжелой бомбардировочной авиации союзников..., да это так и есть...

    Но, есть одно - но!

    Не надо сравнивать укропов с фрицами, а укровермах с Вермахтом...

    Гитлеровские зольдаты - сидели бы в подземельях "Азовстали" (Тем более - эсесовцы!) - до последнего...

    А эти, вооруженно-обученные военному делу - азовские мерзавцы, любители поиздеваться над безоружными пленными, бандиты, садисты, короче, разного рода - вооруженная и обученная уголовно-бандитская сволочь..., - сдалась, явно уступающему по численности, противнику - практически без сопротивления..., практически сразу....
  15. Комментарий был удален.
  16. Комментарий был удален.
  17. 0
    7 октября 2023 18:49
    Можно понять. И признать, что время стратегических бомбардировщиков прошло, и они как класс вооружения просто должны уйти со сцены.

    Устарела концепция применения и, как следствие, созданные под неё Ту-95 и Ту-160. Что же касается ПАК ДА, то он строится под более современную концепцию универсального применения. Он концептуально ближе к B-21, следовательно даёт нашей стратегической авиации шанс не отстать от времени.
  18. 0
    7 октября 2023 20:26
    Редкая адекватная статья на ВО, спасибо автор. Стратеги сегодня это дешманские бпла с большим радиусом действия. 3 000 орионов при увеличении его радиуса до 3-4 тыс км, на каждом по 1 ракете с миниатюрной ядерной ракетой. Вот будущее.
  19. 0
    7 октября 2023 20:55
    Любой стратегический бомбардировщик это "последний ответ"когда некому будет ответить на земле и на море-там в небе обгоревшая облучёная машина доставит "последний привет"
  20. Комментарий был удален.
  21. -1
    8 октября 2023 21:04
    И уже грубо говоря на инерции, появились В-1, В-2, Xian H-6 (Ту-16) и Ту-160

    слишком уж грубо автор слепил в кучу совершенно разные по концепции применения самолеты. В-2 понятно, что отличается малой заметностью. Ту-16- устаревший самолет, но вполне пригоден к использованию при отсутствии необходимого по высоте ПВО у противника.
    А вот с В-1 и Ту-160 сложнее. Несмотря на сильное внешнее сходство, современный В-1 и Ту-160- это совершенно разные самолеты под разную концепцию применения. Изначально американцы делали В-1А под концепцию высотного скоростного прорыва. Под аналогичную концепцию создавался и Ту-160.
    Но в какой-то момент до американцев дошло, что ситуация поменялась и концепция скоростного высотного прорыва с современными системами ПВО не сработает. И они, сохранив внешний вид самолета, переделали его под совершенно другую концепцию- концепцию прорыва ПВО на предельно малых высотах, для чего самолет был значительно переработан и переоборудован. Скорость его заметно снизилась (хотя он и остался сверхзвуковым), но он получил возможность совершать длительные стабильные полеты на высокой скорости на предельно малых высотах. В результате, при небольших внешних изменениях, получился совершенно другой самолет, получивший название В-1В, который и стоит сейчас на вооружении.
  22. 0
    12 октября 2023 11:27
    Все зависит от ТТХ самолета и носимых им ракет. Самолет с технологией Стелс, например, построенный, за исключением двигателя, из композитных материалов, способный подниматься в стратосферу и лететь там относительно длительное время со сверхзвуковой скоростью, оснащенный гиперзвуковыми ракетами с дальностью поражения 6-7 тыс.км, представлял бы собой крайне опасную штуку. И ведь все сказанное вовсе не из области фантастики, это вполне решаемые уже на сегодняшний день задачи. задачи. Посмотрите на Миг-31 и на СУ-57. На Кинжал и на Циркон. Если развить эти технологии, то вполне можно достичь успеха в строительстве бомбардировщика, способного наносить удары безнаказанно.
  23. Комментарий был удален.
  24. Комментарий был удален.
  25. 0
    17 ноября 2023 12:49
    "на инерции, появились В-1, В-2, Xian H-6 (Ту-16) и Ту-160, которые фактически ничего уже не решают и решить не смогут"

    хорошая такая "инерция" которой на 70+ лет и b-21 raider хватило. очевидно, тоже "ничего не решающий", раз тупые ы решили вбухать в него десятки миллиардов.

    отрадно, что другие варианты конфликтов, кроме полномасштабной войны с сша и нато, автор не рассматривает вообще - видимо других противников у нас быть не может, ведь остальных мы возьмем за 3 дня ежели что.

    "вместо новых самолетов стоило бы построить какое-то количество подводных ракетоносцев"

    дада, именно тех самых ракетоносцев которые так пригодились в СВО
  26. Комментарий был удален.
  27. 0
    2 января 2024 13:10
    Опять у автора все в куче. В-1 и В-2 в одном флаконе, а это самолеты разных классов. В-1 - это дальняя авиация, у нас близко к нему Ту-22М3, а вот В-2 это уже стратег. Как и В-52. А вот у Китая стратегов нет, только 2 страны их имеют. У Китая есть свой дальник, Н-6, но это 5000 км перегоночная. Это не стратег.
    Вообще, рассуждения, что дальники и стратеги - всё, это совсем спорно. Именно наличие этой длинной руки и заставляет обе стороны в своих планах это учитывать и выстраивать линии обороны. И даже развертывание в Тихом океане авианосных групп вовсе не панацея - по этим целям могут отстреляться Ту-22М3, а за ними на рубежи пусков крылатых ракет выйдут стратеги.