Не плачь о нем, пока он живой

116 707 297
Не плачь о нем, пока он живой

Да, в воскресенье нам отвесили весьма приличную оплеуху, и многие мировые СМИ, которые пишут о военном, уделили этому место на своих страницах.

«Ключевые моменты — недавний удар беспилотников Украины в рамках операции „Паутина“, в результате которого, как сообщается, было уничтожено или повреждено несколько российских стратегических бомбардировщиков Ту-95 „Медведь“ в глубине территории России, представляет собой значительную и потенциально невосполнимую потерю для дальней авиации Москвы»

Ну и дальше все в таком духе: самолёты советской эпохи, впервые поднявшиеся в воздух в 1952 году, широко использовавшиеся для запуска крылатых ракет против Украины, не могут быть легко заменены, поскольку их производство было прекращено несколько десятилетий назад.



Все так. Действительно, производство Ту-95 на заводе № 18 в Куйбышеве (город сменил имя на Самару, да и завод переименовывали десяток раз) прекращено и нет никаких сомнений в том, что его можно возобновить. И потеря даже четырех таких самолетов вроде бы сильно ослабит ядерную триаду России.


Ядерная триада. Очень такой громкий термин, который подразумевает наличие у страны трех компонентов сил ядерного сдерживания, сухопутного, морского и воздушного. Межконтинентальные баллистические ракеты сухопутного базирования, морского (подводного) и крылатые ракеты с ядерными зарядами авиационного базирования.

Впрочем, подводные лодки сегодня могут тоже легко и непринужденно нести на борту крылатые ракеты и запускать их по мере необходимости.

Полноценными (на самом деле нет) ядерными триадами располагают только США, Россия и Китай. Но даже с огромной долей оптимизма полноценными эти триады назвать нельзя.

Простой вопрос: кто является основным носителем ядерного оружия по воздуху у этих стран? У США это В-52, у России — Ту-95, у Китая — Ту-16/Н-6. Что объединяет все эти самолеты? Их возраст. Это машины не сказать — устаревшие, они древние. В-52 — 1952 года, Ту-16 — 1952 года, Ту-95 моложе — 1956 года. Да, они все прошли через череду модернизаций, они сильно внутри отличаются от тех самолетов, что были 70 лет назад, но… По сути это древние самолеты с более-менее современным оружием.

И еще один момент: все три страны совершенно не спешат заменять этих ветеранов. В-21 у американцев истребит еще кучу миллиардов, и если и полетит, что это будет не скоро и не факт, что прилично. Китайский Н-20 ковыряют уже лет 20-25 и пока особых результатов не видно, а наш ПАК ДА решением Путина практически превратили в ПАК НЕТ, потому что из стадии рисунков он так и не вышел, хотя прошло 16 лет.

Почему так? Все вдруг внезапно разучились строить самолеты?


Думаю, не разучились, а вот понимание особенностей применения есть. И мы не будем брать Китай с его устрашающим количеством Ту-16, их применение — отдельная тема, с В-52 тоже все просто: разветвленная сеть баз США и аэродромов на территориях стан НАТО дает возможность достичь любого уголка земного шара. Ну или почти любого.

Но нас-то интересует полезность Ту-95…


Начнем с вооружения. Так будет проще. Основным оружием Ту-95 являются крылатые ракеты.


Х-55/555 — ракета, способная преодолеть до 3 500 км со скоростью 800 км/ч. Мааса БЧ — 400 кг. Может нести ядерную БЧ. Может совершать полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стационарных наземных целей с заранее известными координатами.


Х-101/102. Это изделие способно пролететь от 2 800 до 5 500 км со скоростью около 700 км/ч (максимальная у нее выше, до 1 000 км/ч, но тоже не сверхзвуковая) и пронести БЧ весом в те же 400 кг. Или (в варианте Х-102) — ядерную боеголовку.

То есть, если посчитать, то свою дистанцию в 3 000 км эти ракеты преодолеют за 4,5 часа. 5 500 км в случае с Х-101 — почти 8 часов. Но на эту дистанцию ракеты еще нужно доставить. Например, в акваторию Тихого океана или хотя бы в район Алеутских островов.

Почему туда? А все просто. Никто не даст «Медведям» лететь через Арктику или Европу. Нет, если речь идет о том, чтобы засадить крылатой ракетой по цели на территории Европы — вообще не вопрос, там из-под Клинцов можно пуск совершать и в Лондон прилетит. Если долетит, конечно, а ракета не долетит, потому что в Европе полно современных и эффективных ЗРК. Так что Запад закрыт.

Забываем про Европу, там ловить нечего.

Север. На Севере примерно то же самое: взлететь дадут, но не более того. Чтобы долететь над Северным Ледовитым океаном до района пуска по США, надо преодолеть много сотен километров. Но 95-м их не дадут преодолеть, просто собьют. Там есть шикарный аэродром в Киркенесе, есть авиабаза США в Рованиеми, и все это в получасе лета что для F-15, что для F-16. Да и не надо забывать, что теперь скандинавы — это НАТО. Со всеми вытекающими. И «пасти» аэродром в Оленьей они будут очень прилежно.

Юг. Ну на юге нам вообще делать нечего, сами понимаете, союзников, которые подгонят танкер с топливом, там не наблюдается, так что…

Остается Восток. Получается такая схема: Ту-95 должны взлететь с аэродрома в Амурском крае и либо над своей территорией пролететь до Камчатки, откуда попробовать достать территорию супостата, либо пойти над акваторией Тихого океана в направлении Северной Америки.


Второй вариант мы сразу отметаем, потому что перехватят. Именно для этого у США есть в теории 5 авианосцев на Тихом океане. На практике может быть и меньше, но достаточно и одного. Плавучий аэродром, выдвинутый на несколько тысяч километров в океан — это очень неплохой щит для США. Ни о каком истребительном прикрытии на таких расстояниях речь не будет идти, так что все «Медведи» полетят в океан.

Пуск из района Камчатки более безопасен, но с единственного аэродрома на Дальнем Востоке Ту-95 будут туда громыхать 5-6 часов и их не отследит только ленивый. И будут ждать, как говорится, во всеоружии.


Карта-схема с аэродромами стратегической авиации России

Основная проблема Ту-95: он огромный и медленный. Его видно из космоса, его взлет засекают даже те, кому это вообще не нужно. И по его неспешному полету соседи прекрасно определяли направление ударов ракетами и пытались что-то противопоставить.


Вторая проблема — медленные ракеты. Здесь все понятно, либо ракета очень быстрая, либо летит далеко. Х-555 и Х-101 летят очень далеко, но их скорость невысока, а значит, перехватить при помощи самолета или ЗРК можно. Что и было продемонстрировано на Украине.

Неприятно признавать, но Х-101 и Х-555 сегодня устарели. Да, обе ракеты начали создавать в КБ «Радуга» еще в 80-х годах прошлого века, так что требовать каких-то неземных характеристик не приходится.

Радует, конечно, что у нас есть более эффективные и современные изделия, но они несколько из других семейств. Что касается наших стратегических ракет, то, по сути, у них есть только одно преимущество. Они способны летать на очень небольшой высоте с огибанием рельефа местности. Но сегодня это совершенно не панацея, существуют системы, способные с легкостью засечь ракету, а уж то, что современные ОЛС увидят тепловой след и наведут на него свою ракету типа «Сайдвиндера» — сомневаться не стоит.

Что получается? А получается очень медленный самолет с медленными же ракетами. И что он может совершить полезного? Вообще может. Например, запустить эти ракеты по противнику, не располагающему современными средствами обнаружения и ПВО. Так, как это было в Сирии.

Либо откидаться по более продвинутому противнику в надежде на то, что хоть что-то да проскочит через ПВО. Как это было на Украине, но, судя по тому, сколько сбитых ракет было показано, ПВО ВСУ с предоставленными западными странами ЗРК, справлялось.

Плохой сигнал: значит, и там справятся, в случае чего.

То есть, Ту-95 бесполезен?


Нет, я бы так не сказал. У него есть очень полезное свойство: он огромный и его не видит только выключенный радар. Странно, скажете вы, где логика? Только что эти характеристики были в числе отрицательных…

Все так. В случае глобального конфликта старт и расползание по карте всех Ту-95 вызовет ответную реакцию: начнется отслеживание того, куда какой борт летит, определение предположительного района пуска, после пуска будут отслеживать ракеты…

На мой взгляд — прекрасный маневр отвлечения. А под его прикрытием пара подводных ракетных крейсеров даст залп из района, который не был под внимательным присмотром.

В остальном Ту-95 абсолютно устаревший и не соответствующий требованиям современности, самолет. Так стоит ли его жалеть и ломать руки, требуя немедленной кары тем, кто допустил теракты?

Нет, требовать кары, конечно, надо. И разжаловать, и посадить, и лишить всего. А жалеть… Как мне сказал один из представителей ТОЙ страны: «Смотрю на них, и аж сердце заходится — какая все-таки мощь!».

А какая мощь? Да никакая. Нет, конечно, ролики на «Звезде» с этими огромными утюгами над водами Атлантики — они очень укрепляют бодрость духа пенсионеров. И кадры пролета Ту-95 над «Нимицем» в 2008 году вызывают у телезрителей восторг…


Просто кто употребляет в таких количествах телевизор, те не понимают, что такое возможно только в мирное время. В случае военного конфликта со страной, у которой есть реальные ВВС и ПВО, эти небесные тихоходы будут сбиты примерно так же быстро, как Bf-109 сбивали в 1941 году ТБ-3.

Про авианосцы молчим. Нет, отстрелить с расстояния в 1000 км барабан по «Бушу» — это очень соблазнительно. Тем более, что вот это как раз практически безопасно — F/A-18 на такой дистанции не страшны. Но вот беда — ракеты-то предназначены для поражения стационарных объектов…

Тогда возникает справедливый вопрос: а он вообще нужен?

Да, а почему обязательно надо в распил? Пусть служит. В-52 американцы применяли в Сирии в 2016-18 годах. Против Ирака. Мы тоже в Сирии применяли. Вдруг еще с новыми сирийскими или старыми афганскими властями схлестнемся? Пригодится.

Тут, конечно, с базами очень некрасиво вышло, всем мокрой тряпкой нахлестали по физиономиям. Но давайте все-таки по-взрослому: ну не будет войны с США. Ни при каких условиях, по целому ряду причин. И с НАТО глобальной зарубы не будет, особенно в Европе (хотя Европу еще раз почистить от нелюдей стоило бы), как бы там макроны не выкрутасничали.

Так что этому летающему винтовому анахронизму работы не будет. Ту-95 и так прослужил щитом страны без боевого применения шесть десятков лет, чего уж теперь… И то, что соседи отработали по ним — вот честно признаюсь, если бы они так прошлись по бомбардировочным полкам с Су-34, это было бы очень ощутимо.

А четыре 95-х… Пусть торжествуют там, на Западе, считая, насколько они нас ослабили. На самом деле — нисколько не ослабили. Не для современного военного конфликта этот самолет. Да, порядок по охране и обороне аэродромов должен быть, службы наблюдения должны наблюдать, летчики летать, а контрразведка — не допускать подобных происшествий.

Ту-95 — по-своему красивый и мощный самолет. Символ навсегда ушедшей эпохи, дослуживающий изо всех сил, потому что эпоха, пришедшая на смену, не в состоянии построить что-то более новое и могучее.


Но тут возникает вопрос: а надо ли? Мир меняется. Меняются средства обнаружения и поражения, да так, что не уследить. Ну скажи кому лет 10 назад про дроны — засмеяли бы. Это редкость была, довольно дорогая. А сейчас?

Кто знает, что будет еще через 10 лет. Не устареют ли В-21 и Н-20, не взлетев?

Это происшествие назвали «русским Перл-Харбором». В американском Перл-Харборе японцы утопили пять линкоров, два безвозвратно, три были подняты и восстановлены (один через 2 года). Это были корабли 1916–1921 годов постройки, не новейшие. Конечно, удар был по флоту и по имиджу страны ого-го, так что США завелись не на шутки и известно, чем все закончилось.

Похоже. В первую очередь тем, что урон больше моральный, а значит — наша все равно возьмет. А Ту-95 навсегда останется в памяти авиационных историков как шикарная машина, честно отслужившая (и даже больше) свое.
297 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. 0
    6 июня 2025 16:05
    Спасибо роман, открыл глаза!
  3. -1
    7 июня 2025 15:00
    с автором не согласен...ракеты запушенные с самолётов ту95 ДОЛЕТЯТ до Лондона и Парижа, Берлина...нету достаточного ПВО у европы(нато)...нету
  4. -1
    8 июня 2025 10:52
    Роман прекрасно выбрал горячую тему, правда сталкиваясь с его статьями не первый год, думаю что кое-где он покривил душой, ну не похоже кое-что на его убеждения, но затравку для обсуждения обеспечил серьезную, надеюсь здесь не спустили пар, а обратили внимание на множество проблем которые ответственные лица пытаются замести под коврик
  5. -1
    8 июня 2025 13:38
    Странно что тут появились статьи про то, что для РФ не является проблемой потерять самолёты стратегической авиации, а не про то, что для РФ не является проблемой защитить самолёты стратегической авиации request .
    Ну правда, разве проблема создать хотя бы грунтовые капониры, закрыть сверху металлической сеткой, какими-то броне-кожухами от осколков фюзеляжи накрыть? Плюс там ПВО, РЭБ, маскировка опять-же, все дела.
  6. -1
    9 июня 2025 13:53
    Нет, если речь идет о том, чтобы засадить крылатой ракетой по цели на территории Европы — вообще не вопрос, там из-под Клинцов можно пуск совершать и в Лондон прилетит. Если долетит, конечно, а ракета не долетит, потому что в Европе полно современных и эффективных ЗРК. Так что Запад закрыт.


    Так уж и полно. Есть точные данные, что эти "эффективные ЗРК" обеспечивают полную зону поражения для ЛА противника, гарантируют хотя бы 90% вероятность при не одиночном запуске КР? Кто и когда это проверял? В каких режимах, на каких высотах? Насколько эти системы ПВО будут эффективны при грамотном использовании средств воздушного поражения? Насколько способны селектировать, к примеру, ЛЦ, насколько устойчивы к воздействию РЭБ и РЭП противника?

    Даже во времена "холодной войны" защита неба Западной Европы вызывала вопросы. Можно вспомнить историю с советским МиГ-23, который взлетел в ГДР и в беспилотном режиме (летчик катапультировался) пролетел несколько границ (включая ФРГ) и упал на жилой дом в Бельгии (если память не подводит). И где были хваленые западные "эффективные ЗРК"? Не уверен, что сейчас ситуация лучше, после стольких сокращений в НАТО.
  7. 0
    9 июня 2025 13:57
    Цитата: agond
    Крылатые ракеты, в отличии от бомб, можно запускать с земли и потом запустить ракету с наземной установки на порядок проще чем с самолета , и аэродром не нужен


    Вот только дальность поражения будет намного меньше. Часть дистанции поражения КР самолет сам пролетит, наземная платформа - нет. Пуск в воздухе также увеличивает дальность, из-за экономии топлива для движка КР.
    Ну а про погодные условия - просто чушь. Непогода не испугает, это не пассажирский авиалайнер.
  8. -1
    10 июня 2025 01:57
    Полуправда. "В случае чего" (тм) стратегическую авиацию, очевидно, будут применять уже после ракетно-ядерного удара. Так что все рассуждения о том, что "тушки" видно радарами - мимо кассы. Не будет радаров к тому моменту.
  9. -1
    10 июня 2025 11:57
    автор занимается любимым делом - отменой очередного класса вооружений. При этом он не ответил на вопрос: почему эти три типа "древних" самолётов до сих пор не снимают с вооружения, более того, планируется их срок эксплуатации дотянуть до 100 лет?
    Начнём с китайского Ту-16. Во-первых, это морской самолёт. Сам Ту-16 стал прежде всего морским бомбардировщиком. А Китай предполагает войну на море. И не обязательно с США. А для флотов соседей H-6 c противокорабельными ракетами очень даже страшен.
    автор не понимает (или делает вид, что не понимает) одной очень простой вещи. Да, Ту-95 и B-52 изначально создавались для нанесения первого удара по «вероятному противнику». Но потом он стал не первым. А вторым, а может, и третьим. В тот момент, когда начался ракетно-ядерный пинг-понг между СССР и США, в воздух поднимаются стратегические бомбардировщики. И когда все боеголовки взорвутся, и на территории противника наступит хаос, как раз до него долетят бомберы и добьют то, что осталось. Очень маловероятно, что в этом Армагеддоне их встретит какое-то ПВО. А в условиях атмосферы, засорённой и ионизированной ядерными взрывами, и радары не будут работать. Но, с большой долей вероятности, уцелеют войска противники. Ибо боеголовки полетят в первую очередь на ракетные пусковые, центры управления, важнейшие предприятия и другие стратегические объекты. И вот, когда уцелевшие войска начнут подниматься после шока, на них и обрушат свои «ядрён батоны» доковылявшие бомбардировщики.
    А в мирное время тоже целей хватает. Бармалеев много по всему миру бегает. А ещё они любят копать всякие бункеры. Вот на них и хорошо разгружать десятки тонн с большой высоты. А ежели у бармалеев есть кака-никака ПВО, то можно и крылатками пострелять по ним ради тренировки (подготовки к большой войне).
    Насчёт уязвимости тихоходных крылаток. При массовом пуске ПВО с ними не справляется, и многие из них вполне долетают.
    А что касается фото Ту-95 над авианосцем – так это совместное творчество наших и американцев. Истребительный эскорт с авианосца встречал Ту-95 на дальних рубежах и прямиком провожал к авианосцу. Затем всю эту красоту фотографировали. И наши, и американцы довольны)))
  10. Автор представляет, что удар КРВБ - это Ту-95 взлетают, им машут платочками вослед и забывают.... мол, летите ребятки, авось долетите...
    Ну, во-первых, никто лететь через Кольский полуостров не будет. Полетят через Таймыр, например, и доберётся ли туда авиация НАТО с Киркинеса - вопроооос. Второе, сейчас на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа размещены ЗРК большой дальности. Но, по мысли автора, они, естественно, будут благодушно взирать как с Киркинеса полетят на Таймыр вражеские истребители. Летять да и пусть летять, нам какое дело... Ну, и естественно, автор свято уверен, что при подъёме Ту-95 с ЯО на борту, вся остальная авиация даже не по чешется, и никаких за слонов для вражеских истребителей выставлять не будет. Это как-то так, навскидку.