Неизлечимая болезнь - Совок!

487
Неизлечимая болезнь - Совок!...Ах, какая была Держава!..

Если меня приведут в современном русском городе к бочке с квасом, стоящей в обычном дворе многоэтажного дома, — бочке, возле которой нет продавца, бочке, из которой каждый наливает сколько хочет и кладет в стоящую тут же коробочку мелочь сообразно с ценой, криво написанной на приклеенной к оранжевому боку изолентой картонке, к бочке, которую привозит утром и увозит вечером небрежно вытряхивающий деньги в сумку мужичок на тракторишке... так вот, если кто-то сейчас сделает такое, я признаю, что «Раисся всаеть с калееен!». До тех пор не надо мне петь такие песни. Не поверю.

А бочки такие стояли еще в 1991-м, кстати... И еще были кассы самообслуживания в общественном транспорте. Люди клали в них деньги и отрывали билетик...

Разговор не ведется о том, насколько вменяемы те, кто обрушивается с нападками на Совок. Чтобы сразу поставить в этом вопросе точку, я скажу просто: критикующие Совок в сравнении с современностью психически больны.

...А ведь страшные картины беспросветной жизни при Совке, которые нам так любят рисовать, — ложь. Большая и не слишком умная, потому что это было недавно. Еще даже не состарились те, кто там жил и все видел, а лгущие в большинстве своем слишком замазаны в другой самой разной лжи и чисто внешне неприятны.

Но я буду говорить не о Большой Правде, а о своей, маленькой. О правде: г. Кирсанов, население на 1980 год 23 тысячи человек, в наши дни оно сократилось в полтора раза Уверен, что это был типичнейший райцентр того времени. Скажу о том, что видел сам.

Начнем с еды

Эта тема лжецам всегда кажется наиболее важной, потому что они лично привыкли думать в первую очередь о своем брюхе. Хорошо.

Так вот, ассортимент в магазинах был меньше на два порядка. Нынешним подросткам или даже уже взрослым это трудно представить: приходишь — а там ни колы, ни чипсов, ни «марса», ни еще очень и очень многого. Нет. Реально нет.

НО!

Совковые куры не пухли от аспирина, а картошке не прививали гены рыбы. И даже добавки в колбасе — это все-таки не та соя, из которой делается сейчас колбаса. Любого сорта, кстати, если кто не в курсе.

Я понимаю, это все неощутимо и не важно...

...Ладно.

Действительно, практически все экзотические фрукты, если и появлялись в наших магазинах, то по большим праздникам (кстати, вкус большинства из них — это просто вкус земляники, и не больше, а некоторые откровенно несъедобны, только и радости, что «экзотика»). Но давайте посмотрим на колхозные магазинчики, занимавшие в моем городе два ряда подвальных помещений в старинных Каменных рядах. От урожая до урожая при стабильной температуре +8 градусов там всегда лежали совершенно сохранные и стоившие копейки картошка, лук, чеснок, помидоры, огурцы, яблоки, груши, сливы, капуста, морковь, свекла, богатейший ассортимент плодово-овощных консервов местного производства. (Понимаете? Мест-но-го производства, дающего работу и отличный заработок примерно 20 тысячам русских мужиков и баб из сел и деревень района!) Наверняка и еще что-то было, просто я забыл.

Хлеб сравнивать смешно: советский был сделан из русского зерна, а не из фуража.

Мясо. На колхозном рынке оно (и не только оно, кстати, там же торговали частники, и никто их не избивал и не гонял: «Я торгую клубнику, вырашшенную своими руками!») лежало на прилавках ровными рядами. Да, процентов на 20, а то и 40 дороже, чем в магазине, но напомню: тогда на рубль можно было в Москве сутки питаться, да еще и объехать весь город... А магазинное мясо было всяко лучше нынешнего, выращенного на добавках и подкормках.

Картинка же, как некто в нелепом пиджачке, чуть ли не униженно кланяясь, берет с «черного хода» у жирного важного продавца кусман вырезки с переплатой вдвое, — это бред позднесоветского кинематографа. Я уж не говорю, что многие мясо покупать считали «баловством» — свой бычок на забой, свинки-кролики... Корм для живности стоил копейки, а то и просто «воровался», и в этом не было ничего страшного — об этом «воровстве» знали все, оно было чем-то вроде обратного налога, и никто не пытался хапнуть в один клюв вагон комбикорма. Про состав с цветметом я уже просто не говорю. (Кстати, из цветмета было сделано многое в районе: памятники, ограды, приветственные знаки на дорогах. И никто его не крал.)

Пресловутая колбаса лежала в магазинах всегда. Семи сортов точно. В Москву за ней начали ездить в 86-м, при «Горбатом», и эти несколько лет в мозгах многих затмили реальное и длительное прошлое.

Сметана, сгущенка, соки — всего этого натурального и местного производства (молочный завод, завод сухого и обезжиренного молока, плодоовощной консервный завод у нас работали свои!) были моря разливанные. За гроши. За пустяк. Я даже сейчас думаю: надо было бы подороже — не разорились бы, а ценили бы выше.

Работа

Работа была у всех. Точка. Жирная. Критики идут околицей без слов.

Работа — не подай-принеси и не спекуляция. Я понимаю, что как раз это-то многим теперь и страшно! Но что делать! В СССР тунеядцев и спекулянтов жестко (в 80-е уже недостаточно) преследовали... В Кирсанове работали несколько заводов, поставлявших свою продукцию — текстильные станки, одежду, кое-какие сельскохозяйственные машины — за границу, не только в соцстраны и в развивающиеся страны, но и... капиталистам. Я узнал об этом не так уж давно, и для меня это стало таким же открытием, как полученные мной 3 года назад данные по продажам автомобилей «Жигули» в Бельгию, Францию и Норвегию. Оказывается, в первой половине 80-х годов их туда продавали по нескольку десятков тысяч в год. Та же история была и с кирсановской продукцией. Наш город посылал ее в почти три десятка стран, включая... США. А небольшие кирпичные заводики, пекарни, колбасные цеха были чуть ли не в каждом уважающем себя колхозе.

...В 1985 году мама за 28 часов в неделю получала 140 рублей в месяц, дед — 180 рублей своей «усиленной» пенсии, бабуля — 120 рублей пенсии. От алиментов на меня мама отказалась, у нас на круг получалось 110 рублей в месяц на человека. Рублей 50-80 в месяц расходилось по разным сберкнижкам (их в семье было три, а инфляции в стране не было — я ее себе лет до 16 зримо представлял в образе крысы, душащей несчастного американского орла с долларовой монеты, — была году в 81-м, кажется, такая карикатура в «Крокодиле», врезалась в детскую память...). Потом эти деньги украл у нашей семьи Первый Всенародно Избранный. Сейчас их «возвращают с индексацией» маме — бабушка с дедом мертвы, а индексация в реале покрывает процентов 15-20 стоимости тех, советских вкладов приложимо к покупной стоимости денег.

Низший предел зарплаты в городе был 45 рублей, жить можно было вполне нормально. Напомню, что свет, газ и вода были народные и стоили просто-напросто гроши! — на сороковник. (Кстати, примерно с 1987 года я начал по 25-40 рублей зарабатывать в месяц «для себя».)

Одежда и обувь

Тут у меня к вопросу личное отношение. Никогда не считал его важным и вообще не понимал такой вещи, как мода. На близких по этому поводу я не давил совершенно — вот мама у меня любила, любит и умеет красиво одеваться, я же ее приводил в отчаянье полной неразборчивостью в барахле — что купили, то и ношу. Не помню, чтобы лет до 13-14 у меня вообще возникали вопросы или пожелания по поводу одежды и обуви. Поэтому не могу судить, возможно, дефицит вещей и правда существовал. Хотя, на мой взгляд, 30-летний мужик, млеющий от сознания обладания Джинсами (!), выглядит смешно и мерзко.

Мне завизжат в ответ: вот видите, до чего довел людей Совок! Они мечтали о такой ерунде, она была для них недоступна!

Между тем во многих семьях на детей во времена моего детства просто шили сами по выкройкам из журналов или еще как-то. Одежда получалась отличной. А еще было ателье «Ромашка», где я одевался года с 86-го. Красиво, удобно, а лет с 14 — еще и в меру своей фантазии (заработать 20-30 рублей в месяц для подростка было несложно, а сельские ребята заколачивали по 200-800 (!) за летний сезон!)...

...Помню, что очень горевал, когда мне стали окончательно малы несокрушимые австрийские горные ботинки, купленные по случаю на воскресном «диком» базаре — на лугу возле реки. Не знаю, как и откуда они к нам попали, почему были подросткового размера, но оказались воистину несокрушимы.

Безопасность

Да, в те времена можно было увидеть, как мальчишка выскакивает из дома с утра, забыв надеть сандалии или кеды, а потом носится так до вечера. И никого это не шокировало даже в «городском центре» (понятие тогда очень условное — центр Кирсанова напоминал какой-то дикий парк). А родители про него вспоминали... ну, мягко говоря, вечером (или если он «слился», не сделав какую-то работу, ему порученную, — тоже не редкость). И заметьте, вовсе не от бессердечия. Просто... а ЧТО могло с ним случиться? Ну вот ЧТО?

Мама за меня боялась часто. Но чего боялась? Сломаю ногу. Нападет собака. Утону. Выбью глаз. И еще тридцать три страха — все тогдашние материнские страхи, кроме одного: ни разу, никогда, ни при каких условиях ни ей, ни мне даже в голову не могло прийти, что какой-то взрослый сознательно сделает что-то плохое ребенку. Даже самый пьяно-распьяный. Даже самый отмороженный. Синий от наколок (такие иногда у нас попадались) или злой как собака (и эти были). Но чтобы ребенка обидеть?! «Да че, я фашист, что ли?!».

Слухи о каких-то маньяках, убийцах, похитителях временами прорывались. Но какие слухи? Сказки из другой реальности. В реальности советский ребенок имел шансов пересечься с ними не больше, чем попасть под метеорит, их пересказывали друг другу в одном разделе с Зелеными Шторами и котлетами из человечины в таинственной «одной столовой».

Впрочем, было одно. Году в 1981-1982 мальчишку и девчонку у нас украли цыгане. Милиция освободила детей в 15 километрах от города, а весь табор поехал с веселыми песнями куда-то на север. Кажется, лет на восемь.

Еще один пацан (ему было лет 15, мне меньше) застрелил приятеля из отцовского ружья — игрались сдуру, он и вышиб однокласснику мозги. Полгода по городу ходила буквально одна тень несчастного убийцы, и все его сторонились — не со зла, не от сочувствия... просто не знали, как с ним общаться. Потом их семья уехала из города... Мой ровесник — но из другой школы — в 1985 году утонул на одном из прудов (их много вокруг Кирсанова и сейчас), запутавшись в сетях; мне было его, почти мне незнакомого, ужасно жалко, и еще было очень страшно, когда я себе представлял, как он умирал — отлично плававший, буквально на расстоянии школьной линейки-тридцатисантиметровки от поверхности. Хорошо, что в 88-м, когда я сам тонул в болоте, я про этот случай не вспомнил — наверняка утоп бы от паники!

Нет, дети, подростки, конечно, умирали и еще — но как? От чего? Почему? С нынешними днями не сравнить...

Отдых и охрана здоровья

О детском отдыхе я говорить отказываюсь. Ни одно государство мира никогда не имело и не будет иметь такой отлаженной и глобальной системы детского отдыха, как в СССР. Точка. Все.

А взрослый... Да государство просто не справлялось с наплывом отдыхающих! Как думаете, столько «дикарей» — это не показатель высокого уровня жизни граждан, каждый из которых мог две недели отдохнуть на море за 30 рубликов? А по путевке и вовсе бесплатно? Свои дома отдыха, турбазы, стадионы были практически у каждого мало-мальски солидного предприятия. За их малейшее недофинансирование начальника предприятия могли снять. А могли и посадить. За задержку отпуска, непредоставление путевки, пренебрежение нуждами человека мог слететь с трона любой начальник. До самого верха.

Заграница? Моя мама была в ГДР. Кстати, ей предлагали путевки и в капиталистическую Финляндию, и в социалистическую Венгрию, и в непоймиразбери СФРЮ — но она отказывалась (были личные причины). Десятки тысяч советских людей отдыхали за границей каждый год! А когда сейчас разная публика исповедуется с экранов про то, что «я не моф выефать», мне становится даже смешно. А куда тебя, недоделка, было выпускать? Ты же жрал портвейн в котельной, не просыхал, изображая из себя «непонятого гения». Или находил даже в СССР проституток и «зажигал» с ними. Или просто втихую шипел на «эту страну», получая от нее зарплату за безделье на месте «ыскустваведа» или «крытега». С какой стати тебя должны были куда-то выпускать-то? Чтобы там по тебе, позорище всесветном, судили об СССР? Нет. Выезжали те, кто нормально трудился, кто умел себя вести в обществе, кто на самом деле способен был не уронить высокое звание советского человека. А что, надо как-то иначе? Это был не мир капитализма, где любое чмо, наворовавшее денег, может поехать в Таиланд развлекаться с детьми...

...Медицина в СССР была высочайшего уровня. В нашем Кирсанове делали сложнейшие, столичного уровня, операции. Конечно, тут надо сказать отдельное спасибо Ивану Ефимовичу Фролову, хирургу от Бога. Но и другие врачи — и в больнице, и в поликлинике — были немногим хуже! А ведь были еще и ФАПы — в каждом селе, в каждой деревне. Была еще одна больница — в большом селе Иноковка. И в Соколове — больница...

Не знаю, брали ли наши врачи взятки. Видимо, некоторые брали, хотя я точно знаю, что в кругу моих друзей и их семей никто никогда за лечение любого вида и типа ничего не платил. Но в нашем Кирсанове в те времена можно было родиться — в родильном отделении. Молочная кухня обеспечивала мам консультациями и отличными продуктами местного производства. Медсестры ходили по домам, где были младенцы, — консультировать опять же. Упаси Боже было как-то задеть здоровье ребенка, проявить к нему равнодушие или пренебрежение!

Конечно, люди все равно брюзжали, находили недостатки и обижались. Но если бы им показали кирсановские больницу и поликлинику «вставшей скален Раисси!», где в блестящих отремонтированных кабинетах не осталось практически ни единого годного специалиста, а за консультации берут деньги и ничем не могут помочь все равно, вряд ли бы люди из моего детства поверили в возможность ТАКОГО.

Другое дело, что болели люди тогда намного меньше, чем сейчас. А мы, дети, были практически стопроцентно здоровы. Тревожные звоночки звучали — например, рост числа сколиозов, связанный напрямую с вредительством чиновников, заменивших «наклонные» парты «менее строгими». И уж, конечно, никто и не слышал о детских гепатите, сифилисе, массовых сердечно-сосудистых и нервных заболеваниях. ВСЕГО ЭТОГО ПРОСТО НЕ БЫЛО!

Жилье

Да, туалет у нас был во дворе. И я — мальчик из интеллигентной семьи — туда бегал. И завидовал тем, у кого есть теплые и красивые туалеты. Но не очень. А знаете почему?

У 70% моих друзей туалеты были там же. Это раз. А два — в городке нашем ежегодно вводили в строй примерно 120 квартир. А в очереди на них стояло около 800 семей, и наша была в 1989 году четырнадцатой.

Квартиры ждали тогда подолгу. Но это были БЕСПЛАТНЫЕ квартиры. Когда я употребляю слово «бесплатный» относительно СССР, читателю надо понимать, что на самом деле это было совсем не так: СССР был ОГРОМНЫМ КООПЕРАТИВОМ, где «бесплатного» на самом деле ничего не было — все через сложнейшую, тончайшую систему связей-взаимозачетов-распределения, недоступную убогому капитализму даже «в первом приближении», так или иначе оплачивалось: трудом, знаниями, добычей полезных ископаемых, защитой внешней и внутренней... Неуютно себя в такой системе чувствовали только жаждавшие чистогана и безнаказанности «хозяйчики» того или иного масштаба — они буквально выли от злости, не в силах «ухватить» денежные потоки. Денег-то награбить-наспекулировать можно было и тогда. И что? Стоит такому «деловому человеку» сесть как следует в ресторане или начать строить вожделенную дачу, как тут же появляются мужички в гражданском с сакраментальным вопросом: «ОТКУДА?». Человек получал квартиру — и над ним не висели по 25-50 лет «кредиты» и «проценты», начисто выносящие психику подавляющему большинству обитателей нынешнего мира.

Так вот. Угадайте, при какой власти мама, проработав 30 лет в школе, НЕ получила квартиру? Так что дерьмокопатели, ищущие во всем самую мерзкую и грязную «глубинную причину», могут успокоиться — у меня есть вполне меркантильные соображения для ненависти и отвращения к нынешней власти.

Воду и канализацию мне провело не это государство. Я сам. Сам заработал деньги, сам нашел людей, сам провел. Деду в свое время было стыдно пользоваться своими «льготами», ветеранскими и партийными, он все откладывал, хотя ему сто раз предлагали эти подключения — заслужил! А он говорил: «Что люди подумают?.. Да мы потом... Нет, я пока не буду...». Все боялся взять что-то лишнее у своего государства. Что-то необязательное...

...СССР я мог быть что-то должен — за все, что он давал своим гражданам. РФ я НИЧЕГО не должен.

Информация

Лет в 13 меня охватил зуд журналочитательства — журналы тогда были очень интересными, надо сказать, информации в них было очень много, а бреда многократно меньше, чем сейчас. Наша семья тогда выписывала, кроме местной газеты, «Правду», «Учительскую газету», «Аргументы и факты», журналы «Здоровье», «Крокодил», «Роман-газету», «Науку и жизнь» и (все еще) «Огонек», хотя от него уже начали плеваться, а мне — «Комсомолку» и журнал «Пионер». Я заявил, что у меня информационный голод, и близкие отнеслись к этому с пониманием.

Я получил подписку на газету »Красная звезда»;

журналы:
• «Военные знания»,
• «Зарубежное военное обозрение»,
• «Техника и вооружение»,
• «Техника — молодежи»,
• «Морской сборник»,
• «Советский воин»,
• «Военно-исторический журнал»,
• «Советское военное обозрение»,
• «Вокруг света»,
• «Советский пограничник»,
• «Военный сборник» (задачи из которого я с интересом решал уже тогда).

Я не шучу!!! Номера — практически все — целы у меня до сих пор. На эти журналы я подписывался вплоть до 1991 года (на некоторые и позже, правда, но...). Одно время, недолго, я даже выписывал польский и гэдээровский военные журналы... В польском помог разобраться дед, а вот с немецким он меня гонял — сдвигал брови и огорченно смотрел на внука. Действовало сильно...

Да, в СССР не было Интернета. Но говорящие это — иногда вполне серьезно — не думают, что и на Западе его не было тоже. А вот множество изобретений — типа конвертопланов, CD-дисков и видеокамер-наладонников, ЖК-экранов и прочего — было сделано именно у нас. И я читал о них в этих самых журналах. Именно так, именно там.

Телевидение в СССР было хилым по количеству программ — у нас принимались всего две. И, как я сейчас понимаю взрослым умом, страдало-таки излишней парадностью. Но что до информации — ее качество и подача на советском телевидении были намного грамотней и профессиональней. А главное — намного большим было количество, как это ни странно звучит, информации, чем сейчас.

Это не шутка. Мы тонем в телепрограммах и сообщениях, но... информации там нет, либо она подана в таком виде, что интересна лишь психиатрам. Реклама, идиотические сообщения о жизни звезд, бесконечные страшилки — все это смешано в совершенно несъедобный гнилой ком, истекающий кровью, гноем и розовыми соплями. Информацией это назвать может только человек, выполняющий заказ, или больной благоглупостью в летальной форме.

Были библиотеки. Несколько. И очень хороших. И действовал МБА — межбиблиотечный абонемент, позволявший заказывать книги и журналы из областной, центральной, библиотеки Тамбова, «пушкинки», как она называлась.

Образование

Заострять на этом внимание особо я не буду. Скажу только, что образование было реально бесплатным. Когда в одной из школ в середине 80-х выплыла некрасивая история с поборами родителей (копеечными, с нынешними обыденными не сравнить и близко!), под суд пошли сразу несколько человек. Под настоящий суд — осмелились брать деньги за то, что государство предоставляет бесплатно.

Уровень знаний... Ловлю себя на том, что по физике, алгебре и геометрии я — ненавидевший эти предметы лютейшей ненавистью, не вылезавший после 7-го класса из тройбанов по ним! — знаю больше, чем нынешние хорошисты из 10-11-х классов. Пусть не отличники, но хорошисты.

Конечно, требования, которые предъявляли к нам, уже не сравнить было со «сталинскими», уже полезли в школу — «партнерствовать с детьми» — их «старшие товарищи», слезливые очкастые «новаторы» с неряшливыми волосиками на лысеющих головах (еще не осмеливающиеся открыто проявить свое истинное — педофильское — нутро, но уже какие-то ощутимо неприятные...), закрутились мутные водовороты вокруг «ранимой личности ребенка» и его «сложных душевных движений»... Но все-таки в школе все еще требовали. Достаточно жестко. И родители выступали тут со школой единым фронтом, заставляя нас приобретать знания самыми разными, зависимо от семейных традиций, способами — от старого доброго «витамина Р» до «мне за тебя будет стыдно» (кстати, действовало, и очень неплохо!). Остается только поблагодарить и родителей, и школу за насилие над неповторимыми детскими личностями. Отчетливо помня, что мы из себя представляли (на самом деле, а не в глазах ушибленных головой экспериментаторов от педагогики!), я хорошо отдаю себе отчет в том, какой бардак мы бы устроили в школах и во что превратились бы сами, если бы «новаторы» уже тогда одержали победу и водрузили знамя педоцентризма на развалинах системы образования...

...Помимо собственно городских школ — 1-й (элитной), 2-й (позднее, после пожара, сведенной с 1-й в одно новое здание), 3-й (моей родной), 4-й (СОМовской — завода сухого и обезжиренного молока) и 85-й железнодорожной (с шикарным финансированием и всякими прочими «наворотами от спонсоров» — ЮВЖД) в городе были солидный сельхозтехникум (учились иностранцы), два СПТУ (выпускников моментально расхватывали колхозы) и одно из двух в СССР училищ гражданской авиации — организация полувоенная, со строжайшей дисциплиной, готовившая даже африканских «товарищей».

Мечты и развлечения

Тут у меня то же предвзятое отношение, что и к моде. Ну, не понимаю я, какие такие «развлечения» и от кого нужны человеку. Нормальному, не больному, не инвалиду... Ладно. Вернемся к Кирсанову моего детства...

О чем мы мечтали? Поскольку книги тогда читали все, то они и служили основой для фантазий. Обсуждать книги (и кино) и додумывать их сюжеты мы могли бесконечно. Наша фантазия работала, как мощнейшая машина, — в сравнении с ней фантазия нынешних детей убога и скучна, потому что «прошита» готовыми яркими (слишком яркими, резкие краски убивают фантазию!) сюжетами, как сотовый телефон после ремонта. Они не сумеют сделать из палки пулемет. И я не понимаю тех, кто этому радуется — мол, зачем при таком изобилии, можно же купить игрушечный пулемет в магазине!!!

Игрушку — да, купить можно. А умение видеть и мечтать? Нет. Не купите...

...Что интересно, наши мечты вообще не были приземленными. Нам ничего не стоило после урока истории начать обсуждать, где можно было поставить в Фермопилах пулемет (!), чтобы... ну ясно. Честное слово не вру, мы с одним моим тезкой как-то целую пару (два урока труда) разрабатывали проект... переселения индейцев из США в СССР. Клянусь, это было. И было мне лет 11-12, примерно так. Я уже тогда не очень верил (в отличие от тезки) в «благородных индейцев» (не знаю почему), но идея меня захватила своей масштабностью.

Не помню, чтобы кто-то хотел стать космонавтом, честно. Но о космосе мы говорили много и жадно, а «нежелание стать космонавтом» проистекало не от безразличия к этой работе, а скорее от понимания, что «не потянем», проистекавшего, в свою очередь, из восхищения этими людьми. А вот военными хотели стать практически все мальчишки. Военный был идеалом, война — нужным и важным делом, делом мужчин. При этом мы, я должен заметить, вполне понимали, что такое настоящая война — и деды рассказывали без прикрас, да и тех, кто «выполнял интернациональный долг», тоже хватало вокруг, а уж они-то и вовсе не стеснялись. Но парадокс: все эти рассказы только усиливали в нас желание быть военными. О том чтобы «откосить», не было и речи. Вообще не помню таких разговоров. А лет в 14 зашел как-то перед уроками разговор во дворе — и все мальчишки заявили, что «хотели бы в Афганистан». Все. Не только я и еще парочка таких же, уже посещавших к тому времени клуб «Кандагар», — все вообще.

Но нет — о войне как таковой, как о смысле жизни, мы не мечтали. Наши мечты сводились в конечном счете к тому, что жизнь должна быть интересной. Можно нелегкой (справимся, мы что, девки, бояться трудностей?!) — но обязательно, непременно интересной. И знаете что? Деньги, богатство, карьерный успех в это понятие не входили. Просто не попадали. Мы отлично знали, что такое деньги, зачем они нужны, но... но нас нельзя было купить. Мальчишку из моего детства куда верней можно было обманом заставить совершить преступление, запудрив ему мозги «романтикой» или даже «борьбой за справедливость» (такие истории были в СССР). Один из трех реально существовавших в СССР маньяков, Сливко, заманивал пацанов на смерть, соблазняя их «участием в секретных испытаниях». Но никто из нас никогда не пошел бы с ним за деньги... Ни за какие.

Понимаете, о чем я?

Мы были наивны. Смелы. Открыты. И честны.

Я иногда думаю, вспоминая своих сверстников: если бы страной правил Вождь, а не уставшие старики, он бы нашел в нашем поколении невиданной силы и упорства поддержку. И смог бы сокрушить Мировую Буржуинию до конца. Совсем. Навсегда.

Жаль! У нас были мы — наши кулаки, наши мечты, наша дружба, наши надежды. И не было Вождя для всего этого.

Жаль...

Был в девяностых годах довольно известный тогда детский писатель Алексей Биргер. Много он в своих книжках накрутил-наворотил, но вот в повести «Тайна машины Штирлица», посвященной ребятам 70-х годов, он, на мой взгляд, поразительно точно ухватил суть СССР... Он писал о Москве, но можно то же самое сказать и обо всей нашей стране, о мечтах всех ее мальчишек...

«...Вся эта система была нанизана, как на стерженек, на хмурую, почти военную, дисциплинированность, с которой ее принимали. И оттого, когда с ближних заводов ветер доносил жесткий запах железа или пышный, почти по-сказочному пряничный запах свежеиспеченного хлеба, то казалось, где-то намечается великий поход, и это не агрегаты штампуют кузова автомобилей или шарикоподшипники, не с автоматической линии сходят бесконечные батоны и буханки, а где-то кузнецы в кожаных фартуках бьют молотами по мечам, и булочники в белых колпаках широкими лопатами вынимают хлеб из печей, а их подмастерья делают сухари из вчерашнего непроданного хлеба, и эти сухари хоть полгода смогут храниться в заплечном мешке...

И мерещились трубы и знамена, и тонкий запах серы от чиркнувшей на кухне спички казался дымным дуновением вручную приготовленного пороха от ствола старинного мушкета... Было в этом и злое колдовство, и доброе. Злое — потому что вот это напряжение, как будто великий город вечно жил в ожидании врага, можно было объяснить только злыми чарами, наведенными на его жителей. И доброе — потому что сквозь это ожидание врага пробивались и расцветали совсем другие ожидания: великих походов за шелком и пряностями, великих странствий в мире, где предателя всегда постигнет кара и где спешившийся на секунду, чтобы глотнуть стакан красного вина, вестовой в запыленных сапогах и в малиновом камзоле всегда даст окружившим его детям потрогать его шпагу...

И скакал он в одно из мест с дивными старомосковскими названиями... Сами эти названия тоже звучали музыкой ожидания и надежды, и это было ожидание мира, в котором нет врагов, кроме дурных и подлых людей, мира, в котором благородству не умирать, а негодяям и доносчикам не увидеть, как покатится с плахи голова героя... И злое колдовство, столкнувшись с этими ожиданиями, ветшало и осыпалось, выветривалось из людских душ... мальчишкам было раздолье! Кто скажет, что Крутицкий теремок — это не шотландский замок, в котором отсиживался Алан Брек Стюарт, или не бастион, в котором держали оборону д’Артаньян и три мушкетера, или не гладиаторская арена, на которой бьется фантастический Спартак — Кирк Дуглас, кумир мальчишек тех лет? На этом дворе воображаемый противник (злодеем никто не хотел быть) с трудом поднимал голову и спрашивал: «Стрела... черная?». И слышал в ответ: «Да, черная».

...У нас был кинотеатр. Причем там с 12.00 и до 20.00 шли фильмы. В воскресенье и в каникулы в 10.00 был еще и детский сеанс, в школах продавали «каникулярные абонементы». Не помню точно... кажется, со скидкой. Билет стоил 10 копеек детский; от 30 до 50 копеек взрослый, смотря какой фильм и какой сеанс.
Был еще кинотеатр в клубе железнодорожников, но туда мальчишкам из наших мест было опасно ходить года до 88-го, могли здорово избить. Спасали лишь или совсем мелкий возраст (чтобы трясли с малышей деньги, не помню такого), или идущая с тобой девчонка (железный закон).

Был районный Дом культуры, в двух кварталах от моего дома. Но лично я в нем почти не бывал до 88-го года.
Был даже зал игровых автоматов! До сих пор помню этот закуток — вход со двора, косое крыльцо, несколько комнат (там же была какая-то артель слабослышащих, по-моему...), и в одной из них с десяток «шкафов». «Морской бой», «Телетир», «Ни пуха ни пера!», «Кран», «Торпедой — пли!», еще какие-то... Игра стоила 15 копеек. Кстати, не помню, чтобы там был какой-то ажиотаж или очереди, хотя поиграть, в общем-то, в них все любили.

В 89-м году я в первый раз сел за компьютер — болгарский «Корвет», машину, по классу превосходившую большинство современных ему «западных» компьютеров. И тогда же познакомился с компьютерными играми. Их пускали с магнитофонных кассет — люди помнят такое, я думаю. Я поиграл три или четыре раза в какую-то штуку — надо было расстреливать вражеские самолетики и десантников, — а потом мне стало смертельно скучно заниматься этой ерундой, и больше я компьютерными играми не интересовался.

Но самое-то главное! Самое главное — были улицы и велосипеды. Были стадион, лучший из районных стадионов области, куча небольших спортплощадок и хоккейные коробки в каждом школьном дворе (на входе в которые тогда не было сигнализации, видеокамер и охранников...). Была замечательная спортшкола. Было несколько великолепных строек — настоящие таинственные города и крепости с подземельями, башнями и мостами (сколько там было сломано шпаг и мечей...) Речка... Ладно, она у нас была плохонькая, но имелись пруды и плоты, а зимой — льдины. Посадки были за околицей, а чуть подальше — настоящие леса. Здоровенная свалка лежала сразу за железной дорогой. Наконец, были просто головы, руки и ноги.

Мальчишки моего времени

Мы пропарывали эти самые руки и ноги ржавыми железками и стеклом, мы разбивали эти самые головы обо все подряд. Так до нас доходило, что надо быть ловчее, быстрее и смелее — тогда не будет шишек и синяков. О волшебной кнопке «перезагрузка» мы ничего не знали и где-то в душе понимали, что можно убиться насовсем, но от этого все было еще интереснее! Мы взрывали самодельные бомбы и клали в костры незаконно добытые патроны. Мы срывались со льдин и приходили домой в сапогах, полных холодной воды. Со стен строек мы тоже падали. А чаще прыгали, чтобы показать, что нам пофиг эта высота. (Мне она была не пофиг, я ее жутко боялся — и прыгал, потому что прыгал.)

Нам ничего не стоило превратить лист фанеры в танк, и этот танк ездил. Мы подумывали о том, чтобы сделать свой планер. Хвала богам, на это не хватило технических мощностей, иначе... иначе точно полетели бы! Мы играли в войну по совершенно зверским правилам и ничуть не собирались от этого мучиться комплексами вины и не спать по ночам. Мы просто-напросто дрались по самым тупым поводам, причем чаще всего с лучшими друзьями. Что с чужим-то делить?! Мы питались разной зеленой неспелой ерундой из соседских садов, хотя свои сады у многих тоже были, но это же неинтересно!

В 87-м году мы открыли для себя туризм — и именно с этого момента наши родители, думаю, начали седеть по-настоящему... И я прошу у них прощенья и низко им кланяюсь (всем сразу) за то, что они были мудры и терпеливы именно там, где надо быть мудрым и терпеливым, и весьма безжалостны там, где нужна была безжалостность; за то, что они нас любили, и за то, что они не сюсюкали с нами.

Мы четко знали, что мы мужчины, а мужчины — это воины и исследователи. Наши девчонки были, кстати, похожи на нас. Они не стремились «занять гендерную роль мужского типа» — им это было не нужно. Они любили носить красивые платья и хихикать над разной ерундой... Но за ними не заржавело влезть в удобные старые штаны, рубашку и кеды и показать всему миру, что «есть женщины в русских селеньях! » При этом то, что мы мужчины, а они женщины, оставалось непоколебимой истиной и не подвергалось никакому сомнению, потому что трава летом зеленая, а снег зимой белый...

...За день — обычный, ничем не примечательный день — мы ухитрялись подвергнуть свою единственную жизнь смертельному, без шуток, риску дюжиной различных, в том числе самых идиотских, способов. Родителям об этом мы не рассказывали. Кое о чем они догадывались, кое-что узнавали случайно. Но делиться с ними, как с друзьями, мы не могли и не хотели, потому что ясно понимали: они нам не друзья, они — Мама с Папой, и их надо поберечь, им за тридцать, они уже старые. Кое у кого на этот благородный мотив накладывался не столь благородный, но тоже понятный мотив заботы о своей единственной жопе, на которой приходится много сидеть. Жаловаться на родителей, приди даже кому-то из нас в голову такая вывернутая мысль, было некому и бесполезно, за что я тоже благодарю СССР.

Школа нас ничем привлечь не могла. Если за знания я школу искренне благодарю, то «воспитательный процесс» в ней был активным, всеобъемлющим и... бессмысленным. Школе мы не доверяли и любые ее попытки вовлечь нас в «общественную работу», «организованный отдых» или еще как-то повлиять на нас вне рамок «учебного процесса» тихо игнорировали или встречали откровенно в штыки. Мы ее терпели, потому что иначе нельзя. Но уроки прогуливали очень часто, особенно когда на улице тепло...

Я с уважением вспоминаю некоторых учителей, охотно признаю профессионализм почти всех остальных, мне лично безразличных или даже неприятных, — но все взрослые, не члены семьи, которые на самом деле оказывали на меня серьезное влияние, к школе не имели никакого отношения: тренеры, инструкторы из клуба... Кроме того, видимо, уже тогда, мы, мальчишки, подсознательно всеми силами отталкивали от себя «школьно-бабское царство», которое заведомо не могло понять ни нашей тяги к риску, ни опасных игр и экспериментов, ни увлечений, мечтаний и стремлений мальчишки — увы... Мужчины, и только мужчины формировали наш характер и мировоззрение. Не всегда и не везде отцы, увы, но — мужчины. Помню, когда к нам пару раз приезжали московские мальчишки. Мы поражались их ничем не обоснованной заносчивости, в то же время обычной бытовой беспомощности и, чего греха таить, туповатости, смешанной с нытьем и непривычной для тогдашнего пацана расчетливостью; они в наших глазах походили на баб, в смысле — на худшие образцы женского пола. Не все были такие, но большинство...

Средний же современный мальчишка, попади он в нашу тогдашнюю компанию, просто-напросто не выжил бы как личность. Мы ценили друг в друге умение «не выдавать своих», физическую силу и умение быть интересным...

«...Иных уж нет — а те далече...»

Судьба не пощадила нас. Раскидала, покорежила.

Сейчас я иногда спрашиваю себя: а как же Арнис? Как же тот плотный мальчишка со смешным неисправимым акцентом, второй боксер в нашем отряде — тот самый Арнис... капитан литовской армии А. Скалнис, который на псковском вокзале вышиб мне зуб в ходе нашей неожиданной встречи через много лет после того, как... Как же он? Неужели и тогда — и тогда! — он носил в себе ненависть к «оккупантам», среди которых жил?! Что он думал, сидя с нами у одного костра, переправляясь по канатам, которые он учил нас вязать, через лесные речушки, деля с нами хлеб, — в самом прямом смысле слова?! Неужели носил, как камень за пазухой, ненависть?! Ко мне?! Но за что?! За то, что его отцу и матери все 3 года командировки из ЛитССР в РСФСР платили чуть ли не вдвое повышенную зарплату?! За... за что?!

Ведь получается, что так... Нет! Не так.

Тот Арнис не ненавидел нас. Он был моим другом. Он был из наших. Потом его, наверное, обманули и заколдовали. Ведь он был смел и доверчив, как мы все. Заколдовали и заставили убить, принести в жертву каким-то чудовищным демонам литовского пацана Арниса, который, когда смеялся, щурил голубые глаза и чуть откидывался назад. Который ни за что не предал бы никого из нас, потому что детство не предают. Друзей не бросают. Никогда. Ни за какие коврижки, помазанные «независимостью» по рецептам из ООН.

Я тебя помню, Арнис. Я и за тебя отомщу тоже. Клянусь тебе, побратим. Клянусь.

Пока я жив, я буду мстить за всех.

За всех. Я не прощу «лисбероидам» ничьей гибели — нелепой и страшной, как нелепа и страшна была гибель Союза...

...Я — «совок». Неисправимый «совок».

СОВОК

Совесть.

Отвага.

Верность.

Образование.

Культура.

И никак иначе! Честь имею!
487 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 мая 2013 15:32
    Я РОДИЛСЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И ГОРЖУСЬ ЭТИМ![/quote]
    Можно, сколько угодно кричать, что при "совке" чего то не было, а чего то было излишне много...но сравнивая "совок" с настоящим, картина складывается не в пользу последнего.А не было такого количества жуликов, проституток, наркоманов, бомжей, коорупционеров,спекулянтов(перекупщиков), националистов,геев,лжепророков....короче, бесконечного списка паразитов.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      25 мая 2013 12:02
      Зато была цензура и какая!Не всякий допускался до рупора информационного.А про бомжей и прочих. Не зря же в СССР были уголовные статьи за бродяжничество,за тунеядство,за гомосексуализм.
  2. +3
    20 мая 2013 15:58
    Хорошая статья и хорошие воспоминания. Все было честнее и проще. Дышалось легко!
  3. kadette150
    +5
    20 мая 2013 16:03
    Шикарная статья! Как будто в детство окунулся. А ещё вспомнились автоматы с газировкой. 3 коп - с сиропом, 1 коп - без сиропа. И стаканы не одноразовые - стеклянные, промывались тут же холодной водой в автомате. И никто почему то никакой заразы не цеплял. И стаканы как ни странно никто не таскал, ну разве иногда алкоголики "одалживали". Мда...
    1. +2
      21 мая 2013 14:13
      Прошу заметить! Кто "одалживал", тот и возвращал! Сам видел.
  4. +7
    20 мая 2013 16:06
    Только вот родился и жил я в Советском Союзе, а совком мою Родину называли и называют те кто боялся ее и ненавидел, для кого СССР, а сейчас Россия, как ладан для черта!
  5. +4
    20 мая 2013 16:12
    По комментариям сразу видно многие - житейские люди. Скажу так - надо мыслить глобальнои глубоко. Совок как и любая эпоха нашей страны имеет плюсы и минусы. И главное - не выявлять их, а учится на опыте прошлого. В той же царской России были свои плюсы до совка. Вот возьми старого русского Суворова например окажись он в совке, Не понял бы нравов. Так что хвалить старое и хаят современность тоже нельзя. В теории Дарвина как сейчас доказали есть истина - Выживает не сильнейший, а выносливый, точнее не тот перевод с английского, лучше будет сказать - тот который умеет приспосабливаться.
    Китайский древний философ Сунь Цзы говорил, что перемены в государстве таят в себе и опасности и возможности, кстати опасность и возможность - один и тот же йероглиф в китайском языке. Да был совок, сейчас новая капиталистическая Россия. Была также царская Россия, потом стал совок. Думаете в начале революции живется сладко? кровь война (гражданская репрессия) все это было, а сейчас параллельно (чечня, корупция, бандитизм). Ничего нового! Те кто жил в совке, как и автор жили в его расцвете, после 50 лет после революции!!! Подумайте!!! сейчас всего 20 лет прошло, посмотрите на Россию через 30 лет. Вполне может увидите его расцвет. А что для этого надо?? трудится во благо государства и трудится! Вы думаете в СССР люди бездельничали хаяли свое государство?? сейчаси именно сейчас люди должны доказать что они потомки великих людей.
    Кстати кто сейчас ворует, и маньки и все кого автор привел, все выходцы с СССР, никто после 91 года не появился на территории России прилетев с Марса. Это те же русские, кто их воспитал? Союз!
    так что все что в нас есть и хорошое и плохое, не зависит от государства, мы можем жить и помогать стране в любом ее виде.
    Эдмунд Берк как-то сказал - Единственное, что нужно для триумфа зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали.
    Так что верьте в будущее и воспитывайте молодежь.
    P.S. Думаю Великий Александр Невский верил, даже в самые отчаянные времена что когда нибудь Русь станет великой, и скинут монголо-татарское иго, а Вам живущим сейчас жаловаться грех, у Вас задача то всего - привести страну в порядок и держать оборону. =)
  6. +2
    20 мая 2013 16:17
    Прочитал...поностальгировал...во многом все так. Росли мы, действительно, как то "по- настоящему", по-боевому...и карбит, и порох, и плоты на озерах и затонах, походы, в "ночевую" с казахом-фронтовиком, казаки- разбойники, первый заработок в 13 лет на совхозном току(за лето принес в семью - около 130 рублей!!!!)... Родители "пахали" неимоверно, но каждый год- курорты, санатории...
    Не нравилось...брехня газетная и телевизионная, пионерщина-комсомолия неумная, лживая, двуличная, магазинная нищета, блатные хари продавцов, очереди, глупость госплана с неумением накормить и нашить элементарного шмотья.
  7. -3
    20 мая 2013 16:25
    Ну раз наставили минусов , то и я ударюсь в воспоминания о эпохе развитого социализьма. 1980 год делая пересадку с поезда на поезд прогуливался с супругой от жд.вокзала до речного в славном городе
    Куйбышев -ныне Самара. И проходя мимо рынка решили заглянуть чем же питаются самарские пролетарии.
    А было это 30 или 31 апреля -т.е накануне Дня солидарности трудящихся и последующего за ним Дня
    похмеления трудящихся. И что же мы видим на рынке- три вида семечек и больше ... Спрашиваем у местных
    маркитантов -А где изобилие? Ответ - Из белокаменной параходами всё тащим.
    1. 3дюйма.
      +6
      20 мая 2013 18:55
      ой лажа уважаемый ох и бред.я родился и живу в самаре с 1973 года.и то что вы пишете полная ерунда.да негусто было не москва.но пустой рынок...еще раз говорю-бред полный.на 1 мая рынки не работали.праздник однако.если сами не догадались.поставил вам минус за ложь.
  8. wartop
    -5
    20 мая 2013 17:00
    Вот вы все хотите в СССР, а я родился в 1988 году и во времена союза не жил, мне и моему поколению, что делать? Тоже хотеть в СССР? По моему это утопия и уже ничего не исправить.
    1. ed65b
      +5
      20 мая 2013 18:21
      Тебе слушать и запоминать
    2. 3дюйма.
      +5
      20 мая 2013 19:05
      дело не в хотении в ссср.дело в том что тогда люди чуствовали себя людьми.народ этого хочет и к этому тянется.
    3. 0
      21 мая 2013 21:00
      Всё верно многие молодые не понимают и не хотели бы жить в то время.
      Ну а на счёт утопии можно было бы и помягче выразится.
  9. +9
    20 мая 2013 17:03
    Да, и мне повезло родиться и пожить в той эпохе. Я был октябренком, пионером, комсомольцем... Я служил в Советской Армии. После службы начал свою трудовую деятельность в советскоой оборонке...
    В детстве было все. И пионерлагери, и драки до первой крови, и песни во дворе под гитару, и мопеды, а впоследствии мотоциклы. Летом работал в колхозе, заработал денег. Родители еще добавили -- купил Яву. Счастлив был безмерно.
    Недавно зашел разговор о современной армии. Жена сказала сыну, мол папа вон служил в армии, до сих пор вспоминает и с сослуживцами связь поддерживает. Так малый ей с таким восторженным ударением сказал: " Мама, как ты не поймешь? Папа же в СОВЕТСКОЙ АРМИИ служил..."
    Я, наверное, тоже СОВОК. И горжусь этим!!!
    1. jumpmaster
      +1
      21 мая 2013 04:10
      Присоединяюсь!! У меня старшая дочка (23 года) точно так же сверсникам:
      - да не лечите меня! У меня батя ещё в Советсой Арми служил. И парню своему сказала, короче должен быть "Героем" и в Армию или " Ты кто такой? Давай -досвидания!"
  10. USNik
    +5
    20 мая 2013 17:04
    Эээх, утерев слезу поставил плюсище статье. Было времечко, без мобилок всегда встречались где и когда надо, без компов гоняли по карьерам и лесам, да и блин книжки читали в конце концов а не всякую муиту смотрели...
    Но СССР не вернешь, времена изменились и люди. Но, думаю если курс не поменяется, в угоду демогеекратическим толерантным свободоборцам, то все будет хорошо.
  11. redwar6
    +4
    20 мая 2013 17:34
    Эх,это была страна в которой можно было проработать лет 35,было приятно работать,помогать народу..А народ не забывал работника и платит добром за добро..Страна,защищать которую хотел каждый.Страна,на благо которой с детства хотел работать человек.Люди любили свою,одну на всех,Советскую Родину..
  12. +4
    20 мая 2013 17:47
    Олег, огромное спасибо! good

    Я сам рос в Москве, но детство мое было таким же. Читал и местами хохотал вспоминая какими только способами мы свою жопу не подставляли под отцовский ремень !!!
    Местами несколько идеализированно, но это нормально. Читал с превеликим удовольствием. Плюс однозначно drinks
  13. +5
    20 мая 2013 17:54
    Вспомнилось
    Как молоды мы были, как молоды мы были,
    Как искренно любили, как верили в себя.

    Наше поколение уходит ,нынешнее и идущее на смену это апологеты истины _ Всё имеет свой денежный эквивалент !
    Пресловутая материальная заинтересованность .
    Опять России придётся умыться кровью , что бы смыть с глаз
  14. -5
    20 мая 2013 17:59
    Сказочная страна. А только было г-ну Верещагину годочков маловато, чтобы судить о ней. Я лет на 35 постарше его буду. Бабушка моя в 70-х годах получала пенсию за потерю кормильца 11 рублей. Про турпоездки в страны соцлагеря господин насмешил. Помните круиз Семён Семёныча Горбункова? Практически это были круизы без захода в порты. Настоящие поездки были большим дефицитом, только для своих. И в 70-е (служба на Дальнем Востоке) магазины были пусты, жили на паек. И в 80-е (служба в центре России) магазины тоже пустые. За одеждой жене ездили в Москву. Впрочем, у автора работает комплекс "тогда деревья были выше и трава зеленее". Никогда не было Эльдорадо. Никогда.
    1. +3
      20 мая 2013 18:15
      Не знаю как у вас а мои родители ездили и с заходом по странам варшавского договора по путевке, и потом мама с братом старшим повторили немного шире. Путевки распространялись профсоюзами и предприятиями. Я помню как мы всей семьей на море ездили обошлось в 420 рублей все вместе. Моя бабушка получала пенсию 7 рублей и при этом умудрялась откладывать деньги (на похороны - тогда все бабушки это делали). Вторая бабушка получала 16 рублей и то же откладывала. Я конечно не такой старый как вы мне всего 44, но я знал, что буду делать в своей жизни с детского сада до предприятия на котором работал. Папа давал мне каждый день по рублю и к концу месяца я мог позволить себе привести друзей в кафе мороженное - сейчас много таких кафе но ни в одном я не пробовал настоящего пломбира. Если вы говорите о пайке - пожалуйста вспомните его содержимое! На предприятиях всегда были продукты и довольно разнообразные!
      1. djon3volta
        0
        20 мая 2013 21:55
        Цитата: dddym
        Моя бабушка получала пенсию 7 рублей и при этом умудрялась откладывать деньги (на похороны - тогда все бабушки это делали). Вторая бабушка получала 16 рублей

        это что за пенсия такая 7 рублей?вот у меня бабка и дед по 120 рублей получали!потому что в Воркуте на ЖД работали,поэтому и пенсия такая была.
        1. 0
          25 мая 2013 11:34
          Были такие пенсии.Моя бабушка в колхозе работала не имея ни паспорта,ни денег до реформы 1962 года.Пенсия 12 рублей.Когда под Клином в братской могиле нашли ее мужа,моего деда,добавили 98 рублей.
    2. +3
      20 мая 2013 18:40
      такое ощущение, что мы с вами в разных странах жили.

      Мама ездила в Чехословакию (с проездом через Польшу)
      отец почти каждый год по путёвке в санаторий на черное море (язвенник)

      и я не знаю откуда вы взяли про столь низкие пенсии.
      обе моих бабушки в пределах 90 рублей.
      в 80х можно было жить вполне нормально.
      1. 0
        20 мая 2013 22:48
        Цитата: Rider
        и я не знаю откуда вы взяли про столь низкие пенсии

        Были и такие,у моей бабушки например,правда потом перерасчитали,по моему что то было неучтено,не суть,Бабушка работала в совхозе бригадиром дойного гурта,неграмотная,изначальная пенсия была 16 рублей,а после перерасчёта около 60.Её сестра домохозяйка,её пенсия была 8 руб,позже 17 руб.
        1. 0
          22 мая 2013 01:18
          У одной моей бабушки пенсия была 30 рублей, и мама ей подкидывала (она зарабатывала - тссс, секрет! - на "почтовом ящике" малость побольше отца). Зато вторая получала 120 и считалась богачкой. Всё, что она накопила, украли в 1992-м.
          Система начисления пенсий была - да и остаётся - весьма хитрой. Для рабочих так, для ИТР по-другому, у колхозников своё...
          Помню, как люди переходили с понижением в должности, но на бОльший оклад, последние сколько-то лет до пенсии обеспечить себе её побольше.
    3. 3дюйма.
      +1
      20 мая 2013 18:59
      не знаю где вы служили на дальнем востоке но есть там поселок экимчан амурской области.частенько там бывал в гостях.снабжение там было намного лучше чем в средней полосе россии.
      1. 0
        20 мая 2013 23:46
        Когда Вы там были? Я служил (а не бывал в гостях) с 1969 по 1974 год. Авиагарнизон Унаши. Ещё раз повторяю, сказочной страны всеобщего благоденствия не было. Как не было страны, состоявшей из сплошного ГУЛАГа. Была страна, нормальная страна со своими болячками, возглавлявшаяся тупыми дедами, ухитрившимися про.рать её.
    4. djon3volta
      -3
      20 мая 2013 21:49
      Цитата: пушкарь
      Никогда не было Эльдорадо. Никогда.

      ну нельзя про СССР писать плохое,ниизззяяя.а вот про нынешнюю Россию можно,и очень у нас это любят делать,и на этом сайте тоже.а про плохой СССР это ТАБУ.двойные стандарты..
  15. +2
    20 мая 2013 17:59
    А еще я помню неповторимое чувство стабильности и уверенности в будущем (это словами не передать) Играя в войнушку мы пацанами мечтали чтобы скорее началась война и мы героически будем сражаться за Родину...Мечта сбылась только мы проиграли ее почти (но не полностью надеюсь)...статья написана класс все под впечатлением хожу и мысли грустные..но глядя на своего сыновей (5лет и 11) думаю Россия воспрянет !!!
  16. luka095
    +1
    20 мая 2013 18:23
    Цитата: ЖОРЖ
    Крик души , а не статья .
    От души плюсую.

    Тоже вспомнил детство. Немного другое, чем у автора статьи (жил в Москве), но, в целом, все похоже. В пионерлагеря не ездил - ездил к тетке в деревню на лето. Там впервые заработал деньги - на току зерно просеивали...
  17. +2
    20 мая 2013 18:30
    Всё было так. *
  18. +3
    20 мая 2013 18:42
    Как ты прав! Ёлы-палы, как же ты прав, автор!
    Я скопирую эту статью и разошлю по знакомым. Нам всем обидно за Державу...
  19. +1
    20 мая 2013 19:06
    Цитата: Max_Bauder

    P.S. Думаю Великий Александр Невский верил, даже в самые отчаянные времена что когда нибудь Русь станет великой, и скинут монголо-татарское иго, а Вам живущим сейчас жаловаться грех, у Вас задача то всего - привести страну в порядок и держать оборону. =)

    А это спорный вопрос. Он вообще-то действовал в полном согласии с Ордой, усыновлен был.Наличие Ига и чуждых нам татар и монголов опровергается русским историком дьяком Андреем Лызловым еще в конце 17 века до издания официального труда Татищева.
  20. -1
    20 мая 2013 19:18
    Уважаемый 3дюйма! А я и не был в Самаре 1 мая. Видимо нехватка полезных веществ в детстве мешает Вам
    правильно почитать мой комент. Я служил в это время в другом регионе и очень удивился такому "изобилию". Сразу вспомнились мамины рассказы про голодающее Поволжье. Она родом из села Кряжим под Вольском .
    1. 3дюйма.
      +1
      20 мая 2013 20:18
      Цитата: a.hamster55
      Ну раз наставили минусов , то и я ударюсь в воспоминания о эпохе развитого социализьма. 1980 год делая пересадку с поезда на поезд прогуливался с супругой от жд.вокзала до речного в славном городе
      Куйбышев -ныне Самара. И проходя мимо рынка решили заглянуть чем же питаются самарские пролетарии.
      А было это 30 или 31 апреля -т.е накануне Дня солидарности трудящихся и последующего за ним Дня
      похмеления трудящихся. И что же мы видим на рынке- три вида семечек и больше ... Спрашиваем у местных
      маркитантов -А где изобилие? Ответ - Из белокаменной параходами всё тащим.
    2. 3дюйма.
      0
      20 мая 2013 20:19
      это не ваш текст?поищите микроэлементы.Ну раз наставили минусов , то и я ударюсь в воспоминания о эпохе развитого социализьма. 1980 год делая пересадку с поезда на поезд прогуливался с супругой от жд.вокзала до речного в славном городе
      Куйбышев -ныне Самара. И проходя мимо рынка решили заглянуть чем же питаются самарские пролетарии.
      А было это 30 или 31 апреля -т.е накануне Дня солидарности трудящихся и последующего за ним Дня
      похмеления трудящихся. И что же мы видим на рынке- три вида семечек и больше ... Спрашиваем у местных
      маркитантов -А где изобилие? Ответ - Из белокаменной параходами всё тащим.
      1. ded10041948
        +2
        20 мая 2013 23:21
        Это где в апреле 31 число?
  21. +4
    20 мая 2013 19:46
    я в 88-м ,проработав лето, купил пластиковые лыжи, велик, и пинжак) с брюками), и с родителями поделился при всём при этом...
  22. +3
    20 мая 2013 20:00
    Статья содержательна, серьезная. Я в силу своей профессии (военный) видел карту жизни советских людей на всем пространстве Советского Союза, от Камчатки и Сахалина до Калининграда. Даже пришлось побывать в странах бывшего Варшавского договора. Период наблюдения большой конец 60-тых -девяностые годы прошлого века. Видел прекрасное обеспечение (продуктами и товарами) Жителей Дальнего востока. Небольшой поселок на Сахалине снабжался не хуже столицы. Прибалтика, это практически была заграница. Свободные люди. Магазины полны продуктов и других товаров. Видел российскую глубинку. В 1980 году (олимпиада в Москве) пришлось объезжать столицу по Калужской области. В тамошних деревнях (практически всех) в магазинах: хлеб, шеколад и водка. Других продуктов нет, пустота... Российская деревня жила очень бедно. Украина жила зажиточно. Например, в моем селе, проложили газ, асфальт, провели водопровод. Побывав за границей (в советское время), сравнил, как живет мой народ-терпеливец и европейцы. Нам бы тогда такую жизнь... мы бы считали, что наступил коммунизм. Пришли демократы. Если есть желание, поедьте в русскую деревню, посмотрите, что принесла крестьянину новая власть...
  23. +5
    20 мая 2013 20:04
    С автором полностью согласен, но внесу некоторые поправки-я начал работать с 16 лет в1976г, минимальная зарплата уже тогда была 75рублей 50коп, рабочий неделя до 17лет-32час ,до 18 лет 36 час при этом меньше 72р 50коп не могло быть. В совхозах действовала такая же система оплаты.
    но в колхозах были значительные отклонения- в разы, в бедных колхозах пенсия 27руб -100руб
    минимальная пенсия в СССР 72руб максимальная 132 руб, а дальше спец надбавки. Военные, МВД, и проч. получали пенсию от120руб. То есть я сейчас получал бы пенсию в СССР - 160- 165 руб(с коэф 1/100 моя пенсия должна быть от 16 000р), но я почему то получаю 10700р(без учета боевых).
    Несмотря на такой размер пенсии с учетом обязательных плат, я живу значительно ( в разы)хуже чем при СССР. Толку, в "демократии", если ВСЕ СМИ, кричат, приводят факты о конкретном ВОРЕ, А ВЛАСТЬ НЕ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ. " Гласность и демократия " в РФ -глас вопиющего в пустыне, НИКТО НЕ СЛЫШИТ ИЛИ НЕ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ!
    1. 0
      21 мая 2013 00:08
      "Военные, МВД, и проч. получали пенсию от120руб." Я ушёл на пенсию 105 р в 1988 году, в разгар инфляции. На эти деньги прокормиться тогда нельзя было.
  24. +4
    20 мая 2013 20:11
    Совок. Чтобы сразу поставить в этом вопросе точку, я скажу просто: критикующие Совок в сравнении с современностью психически больны. цитата . ПОЛНОСТЬЮ СОЛИДАРЕН С АВТОРОМ !!! эх уважаемый автор нетеребите душу читаеш прям больно от таго что уже нечего нельзя вернуть огромный плюс статье прочитав прям на время вернулся домой на родину в союз. мы был образованы но очень наивны в своих суждениях иначе никогда бы недали бы такому случится жизни бы непожелел для сохранеия СССР но время упушено . таких людей которые жили в союзе уже небудет никогда похожие может быть такие же некогда! советские люди в новой эпохе просто ненужны они неконкуреннтно способны и в этой среде просто невыжывают и если ты неукрал что плохо лежит это не значит что ты честный человек а значит что ты ЛОХ многие говорят что просто несмог перестроится на новые рельсы эпохи. может быть . но я дествительно невижу ничего позитивного в происходящм с 90 годов может я и ошибаюсь ведь всегда надо верить в лучьшее .единственное позитивное что наверное дал развал союза это то что с запода слезла это непогрешимая вуаль демократии и открылось истиное лидцо этого хищника и снас спала это детская наивность веры в дружбу запода НО КАКОЙ ЦЕНОЙ!!! кстати ПУСТЬ КТОНИБУТЬ НАПИШЕТ СТАТЬЮ ЧЕГО ХОРОШЕГО НОВОГО и ПОЗИТИВНОГО БЫЛО СОЗДОНО НОВОЙ РОССИЕЙ с удовольствием почитаю))) может и вправду мы тут все заблуждаемся
  25. +1
    20 мая 2013 20:15
    Уважаемый max73! Вот Вы молодец-как говориться уважуха и респект Вам! Люблю людей ,которые могут творить своими руками и получать кайф от сделанного. Сам уже 13 лет на пенсии и продолжаю работать.
  26. Комментарий был удален.
  27. +1
    20 мая 2013 20:26
    На оборонных предприятиях люди получали от 170 до 300 руб.И это рабочий состав,всё зависело от квалификации и стажа рабочего,плюс бесплатные путёвки членам профсоюза,в различные здравницы СССР
    1. -1
      20 мая 2013 23:54
      Уточняйте, пожалуйста год. Инфляция в СССР начиная с 70-х была достаточно велика, а с начала 80-х, так просто полетела.
  28. +7
    20 мая 2013 20:34
    Квасок который шыбал в нос до слёз,колбаса которая после жарки или варения была сьедобна и даже очень вкусна,хлеб который не плесневел на второй день...ну а свежий под молоко уходил влёт,пиво которое через пару дней портилось и при этом не считалось навороченным-живым.Когда же мы научимся строить не ломая? Помню когда кажется в Армении землятресение случилось мы с другом на второй день пошли в комитет комсомола просится туда спасателями...,так уже в девять утра там всё было завалено тюками с помощью и на пороге тётка с ошалевшими глазами орала...ДОБРОВОЛЬЦЫ ТУДА БОЛЬШЕ НЕНУЖНЫ,ТАМ ПОЛ СОЮЗА НЕ ПОМЕСТИТСЯ! и всё это было без рекламы...просто человеческое сострадание и желание помочь... Что то изменилось...и это ЧТО ТО мне не нравится!
  29. 0
    20 мая 2013 20:35
    Уважаемый 3" ! Ну написано же русским по белому-А было это 30 или 31 апреля...
    1. 3дюйма.
      +1
      20 мая 2013 20:42
      вот там русским по белому и написано на кануне.и я вам на таком же русском отвечаю.1 нельзя пройти от ж.д вокзала до речпорта мимо рынка.рынок на 90 градусов с права остается.пустыми рынки небыли никогда.рынок не работал по понедельникам и в праздники.или вы там не были или у вас очень избирательная память.наверно дело в микроэлементах.
  30. 0
    20 мая 2013 20:39
    Цитата: sedoj
    Побрюзжать хоть на старости лет. Как сказал Быков в известном фильме: "И небо сине`е и трава зелене`е!"

    Во-во, сам хотел то-же сказать, статья из цикла "ВОт раньше былооооо!!!!! Небо голубее, трава зеленее.
  31. 0
    20 мая 2013 20:51
    Уважаемый 3"! Маршрут точно не помню но начало и конец точные. Тогда подскажите про понедельник в конце апреля 1980 года.
    1. 3дюйма.
      +2
      20 мая 2013 20:58
      еще раз вам говорю.я живу в этом городе 40 лет.и уж наверно знаю что на губернском рынке продавали и продают.а вы не подумав ляпнули а теперь выкручиваетесь.
  32. UrRRy
    +4
    20 мая 2013 20:54
    Статье плюсанул.
    И да - потенциал ребят, выросших в 70-е, нашел-таки себе выход. Увы не тот, упущенный, о котором говорит автор в статье. А печальный: взрыв "разборок" в 90-х с целыми армиями ОПГ ведущих боевые действия на просторах России с безжалостным уничтожением друг друга - ведь убивали друг друга именно они, этот самый "потенциал"! Ребята 20-30 лет, прошедшие советские спортивные секции и службу в армии, здоровые,дисциплинированные и готовые на все - азартно убивали и калечили друг друга, ибо государство не смогло направить этот подготовленный в 70-е людской резерв в какое-либо созидательное русло, не смогло найти для них задач равных ихнему "потенциалу"! Энергия их не нашла другого выхода кроме как "гангстерских войн" :(
  33. -3
    20 мая 2013 20:57
    Ну это всё переросло уже не в брюзжание , а в скулёж какой то. А как пойти поработать с двумя перекурами за день , так -Мы так не можем.
  34. +3
    20 мая 2013 21:08
    СССР было НЕВОЗМОЖНО победить НИКОМУ и НИКОГДА поэтому и устроила "элита" катастройку в угоду своим заокеанским покровителям думали что их примут в мировую элиту. Да не получилось. Сядем ВСЕ.
  35. +2
    20 мая 2013 21:20
    Всю сознательную жизнь увлекаюсь историей и все равно не могу понять - КАК за 100 лет можно развалить две сильнейшие державы - Российскую Империю и СССР!
    1. luka095
      +2
      20 мая 2013 22:51
      Как всегда, с помощью пятой колонны...
      1. jumpmaster
        +1
        21 мая 2013 04:19
        Как не обидно! Но на самом деле Вы правы на 10000% !!
  36. djon3volta
    -4
    20 мая 2013 21:40
    незнаю кому как,а мне нравился дефецит!помню в 80-х часто заходил в магазин мелодия,там продовались фото товары,радио товары,муз.инструменты.помню очереди когда завозили магнитофоны кассетные,разбирали за 2-3 дня,стерео кассетник так вообще дефицит страшный!фотик ЗЕНИТ-ЕТ купил случайно,зашёл смотрю ЗЕНИТ-ЕТ на полке belay кассеты МК-60 по 4 руб фиг найдёшь!в комке(комиссионый магазин)кассета SONY по 25 руб всегда были..а мафоны японские в комке помните?1200 руб маленький двухкасетник,2500 руб большой(при средней зарплате 200 руб).я только в комок и ходил что бы увидеть их wassat теннисный шарик дефицит,хотя стоил он 8 копеек.а ламповые телеки как показывали?пока кулаком не шарахнеш,нормально не показывает am постоянно вечером надо было транс до 240-250 вольт прибавлять что бы яркость добавилась am цветные не у всех были,потому что дефицит!
    а машину можно было купить?если только ЗАПОРОЖЕЦ laughing а жигули?А ВОЛГУ???прям вот так взял пошёл и купил?чёрную ВОЛГУ ГАЗ-24?идите сказки детям рассказывайте,они маленькие и во всё верят,их обмануть легко.

    пс - если нашли орфографические ошибки,знайте - это совковое образование,тогда ЕГЭ не было.
  37. +1
    20 мая 2013 21:40
    Цитата: Мой адрес
    В 91-м была Советская Армия, в остальном правильно.


    ) видно Вы не служили...) у нас была есть и будет РККА (рабоче-крестьянская красная армия)... это чисто военный юмор
  38. +4
    20 мая 2013 21:47
    Мой отец был, что называется партийный функционер. Работал в МГК КПСС, занимал не маленькую должность. Так вот ни разу мы (семья)не пользовались его служебной машиной. И жили как все, не лучше не хуже. Мои друзья из одного дома в московском дворе - Сашка его отец работал на поливальной машине, Антон мать которого работала в Моссовете, у Валерки отец тоже работал в МГК, а у Тараса папа был сварщик, в доме на против жил еще Антон и Пашка. У Паши мать была медработником, а у Антона отец был дипломатом. Все мы учились в одной школе, когда пришло время все призвались в СА, а как же иначе. Был у нас еще друг Федя. В армии он не служил. Как то в детстве мы играли в хоккей и он упал на локоть... В общем то ли рука у него не разгибалась до конца, то ли хитрость у него воспалилась серьезно?! После армии мы все как то собрались у него. Как водится выпить, поговорить, про армию то се ... Кто то поднял стакан за тех кто в сапогах, за СА, за Родину... И тут мы услышали от Феди, что это оказывается не его Родина! Что отец у него предприимчивый человек и сейчас в штатах, скоро они вместе переберутся на землю обетованную... Хотели ему тогда крепко морду набить, пожалели. Больше с ним никто не общался. В Израиль он свалил, но потом свалил обратно. Там тоже оказалось в армии надо было служить и плевать евреям тамошним было на его локоть. А по прошествии многих лет я прочитал его интервью в МК по моему, где было сплошное вранье про наше детство и юность, про наш двор и школу, про наших девчонок и про страну. В общем сильно пожалел я, что мы его тогда пожалели. Фамилию его я называть не хочу. Наверное вы все помните фильмы "Дорогая Елена Сергеевна, Небеса обетованные ..." этот актер там снимался.
    Не знаю откуда берутся такие Феди, может это мутация какая? Одна из причин потери той страны, что мутантов таких к тому времени значительно развилось. Всем они были не довольны, ничего не делали и всех поучали! И по роже им давали значительно реже чем следовало! В этом и моя вина есть.
  39. stranik72
    +8
    20 мая 2013 22:16
    СССР не был раем, но за всю прежнюю и настоящую историю более комфортной страны для проживания её абсолютного большинства его народа не было.
    Спасибо СССР:
    за красный флаг над Берлином,
    за Советскую Армию, за уверенность в том, что никто и никогда не нападет на мою страну,
    за непобедимую "Красную машину" и её игру со сборной НХЛ ,
    за науку, за театральные студии, за ДОСААФ;
    за журнал "Юный техник" ценой в 15 копеек,
    за горы Кавказа и Крым, на которых можно было отдыхать, не боясь получить пулю от фанатика
    за то что не было безработных, нищих и олигархов ,
    за то, что моя милиция действительно берегла меня, а не себя,
    за улыбку Юрия Гагарина;
    за то, что хранили великую русскую культуру— и культуру других народов Союза— от пошлости и законов рынка,
    за бесплатные спортивные и авиамодельные кружки
    за медицину, которая действительно была бесплатной и профессиональной
    за гордость необъятностью великой страны, в которой живешь,
    за то, что мы все в основном были добрыми и честными
    Раньше в СССР нам говорили:
    «Жизнь большинства жителей Земли — умирать от болезней и голода, быть безграмотными, безработными, и бесправными в руках «хозяев жизни». Это жизнь людей, чьи дети не могут ходить в школу. Это жизнь людей, которые вынуждены выбирать между образованием и здоровьем , между собственным углом и рождением детей».
    МЫ НЕ ПОВЕРИЛИ: Теперь нам предстоит узнать, что на самом деле значит жить как большинство людей на земле.
  40. +2
    20 мая 2013 22:20
    Цитата: djon3volta
    цветные не у всех были,потому что дефицит!а машину можно было купить?если только ЗАПОРОЖЕЦ а жигули?А ВОЛГУ???прям вот так взял пошёл и купил?чёрную ВОЛГУ ГАЗ-24?идите сказки детям рассказывайте,они маленькие и во всё верят,их обмануть легко.пс - если нашли орфографические ошибки,знайте - это совковое образование,тогда ЕГЭ не было.

    А здесь не про машины и телевизоры говорят и даже не про магнитофоны SONY. Жвачку и кока колу вы еще забыли.
  41. +1
    20 мая 2013 22:24
    УВАЖАЕМЫЙ 3" ! Прошу у Вас прощения за мою неточность. В апреле ведь только 30 дней. И вот 30 апреля
    1980 года была среда. А рынок на который мы заходили по пути на речной вокзал скорее всего был на
    ул.Фрунзе 96. Сейчас называется -Самарский рынок , Губернский конечно в другой стороне. Если есть время пожалуйста ответьте.
    1. 3дюйма.
      0
      22 мая 2013 09:36
      да.этот рынок есть и сейчас.называется троицкий рынок.когда то там троицкая церковь стояла.
  42. +2
    20 мая 2013 22:30
    Если меня приведут в современном русском городе к бочке с квасом, стоящей в обычном дворе многоэтажного дома, — бочке, возле которой нет продавца, бочке, из которой каждый наливает сколько хочет и кладет в стоящую тут же коробочку мелочь сообразно с ценой...
    Такую картину последний раз я наблюдал в Североморске в 1999 г. А ещё детские коляски с детьми без присмотра у магазинов.
    1. 0
      21 мая 2013 18:24
      Цитата: строоитель
      в Североморске

      Угу.
      Если верить Вики , то там живут
      43-я дивизия ракетных кораблей
      «Адмирал Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435. Бортовой номер 063, в составе флота с 1991 года.
      «Пётр Великий» — тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 11442. Бортовой номер 099, в составе флота с 1998 года.[1]
      «Маршал Устинов» — ракетный крейсер проекта 1164. Бортовой номер 055, в составе флота с 1986 года.[1]
      «Адмирал Ушаков» — эсминец проекта 956. Бортовой номер 434, в составе флота с 1993 года.[1].
      «Гремящий» — гвардейский эсминец проекта 956. Бортовой номер 406, в составе флота с 1991 года. В резерве.[1].
      2-я дивизия противолодочных кораблей
      БПК «Североморск» (бывш. «Симферополь») — противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 619.
      БПК «Вице-Адмирал Кулаков»
      БПК «Адмирал Левченко»
      БПК «Адмирал Чабаненко»
      БПК «Адмирал Харламов»
      81-я бригада судов обеспечения
      88-я бригада спасательных судов

  43. +1
    20 мая 2013 22:44
    Всем спокойной ночи в наше неспокойное время. Завтра на смену на 12 часов во благо РОДИНЫ , а как
    Её не называй ( СССР,Россия или это мерзкое совок) для меня это прежде всего Р О Д И Н А !
  44. -3
    20 мая 2013 22:56
    автор таблеток объелся? хрущев послал лесом наставления одного Грузина и совок оплатился за это! хрущев- думал только о себе, а последующие банально оказались не настолько проницательные, всего лишь не додумались.... в результате хорошо еще что Путин смог пролезть... сплошная пичаль....
  45. +1
    20 мая 2013 22:59
    Извините, меня только на несколько строк хватило.

    "А бочки такие стояли еще в 1991-м, кстати... И еще были кассы самообслуживания в общественном транспорте. Люди клали в них деньги и отрывали билетик..."

    Помню бочки, в них трупы часто бросали. Помню кассы, всех кто не оторвал, контролеры потом рвали как тузик грелку.
  46. SoSland
    +4
    20 мая 2013 23:01
    В этом году мне исполняется 40, жил я первые 20. Огромное спасибо за статью.
  47. SoSland
    +3
    20 мая 2013 23:03
    Цитата: poquello
    Извините, меня только на несколько строк хватило.

    "А бочки такие стояли еще в 1991-м, кстати... И еще были кассы самообслуживания в общественном транспорте. Люди клали в них деньги и отрывали билетик..."

    Помню бочки, в них трупы часто бросали. Помню кассы, всех кто не оторвал, контролеры потом рвали как тузик грелку.

    Осел ты
    1. +1
      22 мая 2013 22:47
      Весомый аргумент, однако из песни слов не выкинешь, в другой район ходить опасно вечером было - районы враждовали, гопников тоже хватало - раздевали, разували, отбирали деньги у ребят, а про 91 год - вообще страшное время, много знакомых погибло.С контролерами вообще сказка, было билеты продавались в немногих киосках, водитель билеты не продавал и толпа человек 5 проводила задержание безбилетного пассажира. Я это к тому, что говна в совке было достаточно, и хорошего много было. Живем мы сейчас в России и заканчивайте товарисчи анонировать на фильм с давно умершей актирисой.
  48. yur
    yur
    +1
    20 мая 2013 23:08
    Прочитал статью-как будто в родительском доме побывал.Спасибо,Олег.А я совок,ТРИЖДЫ СОВОК и горжусь этим!!!
  49. +2
    21 мая 2013 00:05
    Цитата: Валерий-SPB
    Годы 60-е. Сцена при входе в кинотеатр. Билетерша не пускает средних лет женщину в брюках.

    Такого не видел. А вот в ресторан пускали только в галстуке.У швейцара можно было напрокат взять. smile
  50. HAIFISCH
    +1
    21 мая 2013 00:10
    А я вот уже не застал, почитал статью и аж позавидовал, а ныне к сожалению бардаааак, конца и края которому не видно, деньги, деньги, деньги и все.
  51. yur
    yur
    +1
    21 мая 2013 00:17
    Прочитал статью-как будто в родительском доме побывал.Спасибо,Олег.А я совок,ТРИЖДЫ СОВОК и горжусь этим!!!
  52. tixon444
    +2
    21 мая 2013 00:40
    У меня бабушка 1908г.р. в 69 году вышла на пенсию - насчитали 8 рублей при 40-летнем стаже в колхозе "Красный Маяк"... Я - парень деревенский, 1959г.р., каждое лето на каникулах работал в колхозе, так вот, самое большое получил однажды 68 рублей. Ну не из интеллигентной семьи я... И блата у нас никакого не было. Да и сейчас нет.
  53. +1
    21 мая 2013 00:44
    Совершенно потрясающая статья, спасибо Олег!!!
  54. лексей
    +1
    21 мая 2013 00:52
    Не можем мы отрыгнуть яд прошлого,потянулись было пальцами и занесли новый яд,который жестче и циничнее.А старое лекарство было НЕЧТО!)давало полную победу над разумом и волей-откуда разборки 90-х? ну не получили дозу и пошло.Создатели старались..Ну и какое выберем? А может хватит туфты и будем жить как прадеды?Основной труд это крестьянский труд,а защищать\лечить\учить это важное но дополнение к главному.Совок низвел деревню в корень.Да крестьянин еще дышал до 1991г. а вот после- это была новая чистка(водка была палачем). Только работяга с земли может дать зеркальный ответ агрессору на своей земле.Так было всегда.А вот будет ли дальше у нас это вопрос.И не надо смешить про загневающие США.Вот когда я услышу,что техасский фермер запил по черному,а его продукцию монопольно скупает по себестоимости мексиканец или кубинец я в это поверю.Ясно что из Китая я таких новостей не дождусь).Так что верните деревню,а как вы это назовете мне п.. и тогда я буду спокоен за судьбу не только детей но и внуков.
  55. +2
    21 мая 2013 01:26
    вобще очень рад оказатся так сказать в своей среде среди единомышлиников. и рейтинг статьи тому хороший пример. недумал что столько людей ешо искрени верят и помнят СССР с хорошей стороны хоть сдесь на миг окунутся в те добрые воспаминания прошлого навсегда ушедшей в чёмто трогичной но бессомнения ВЕЛИКОЙ эпохи ВЕЛИКОЙ страны этокого своеобразного залотого века СССР! к сожеленью в поседневной жизни с людьми которыми приходится общатся не часто находятся люди с такимиже мнением взглядами на жизнь а за чистую и вобше с противоположенными и кроме денег ничем неинтересующихся и ведь среди них даже есть хорошо образованные! но ведь не построить великую страну с таким эликторатом где каждый хочет всего только для себя любимого и своего ближайшого окружения!.и ешо раз большое спасибо олегу за пазитивную и статью ненадолго окунувшую нас в светлое прошлое
  56. +2
    21 мая 2013 02:08
    и если савок это неизличмая болезнь то я добровольно готов болеть им всю жизнь и предать потомкам !
  57. psdf
    +1
    21 мая 2013 02:26
    Эх... Времена были.
    В порядке вещей было несколько раз в неделю ездить в город за 25км (жили за городом) в кружки во дворец пионеров - в возрасте 7 лет!
    Единственное, чего можно было опасаться - номер автобуса перепутать, уехать не туда.
  58. +1
    21 мая 2013 02:50
    Прочитал статью. Только одно интересует: когда людям надоест терпеть нынешний дурдом, и начнется движение.
  59. 0
    21 мая 2013 10:09
    Статье огромный плюс. Хоть я и не успел даже Октябренком стать, но точно помню как хотел им быть, носить яркую звездочку, как у старшей сестренки.... Не было уже СОЮЗА , но бегали, играли, падали, дрались, всякое было .. Помню свои 13-16 лет (конец 90х), о них писать не буду. Однако, в окно вижу то чего не было в начале 2000 годов - зеленый, красивый двор, а там гуляют наши ребятишки. И их много.
    Всё будет хорошо.
  60. karl1942
    +2
    21 мая 2013 10:17
    Мне уже за 70 и большую часть своей жизни прожил в СССР. И могу судить, что в те времена ХОРОШЕГО было НАМНОГО БОЛЬШЕ чем ПЛОХОГО. А статья Олега Верещагина справедливая.
  61. РУС
    -2
    21 мая 2013 12:38
    Опять одни слёзы, ну сколько уже можно оплакивать Союз?
  62. +1
    21 мая 2013 13:01
    Я помню устроился рабочим (дороги ремонтировать)во время каникул.. идешь после работы в грязной спецовке но гордый такой (чем грязнее спецовка тем круче себя ощущал)))
  63. замбой
    0
    21 мая 2013 13:55
    Автору, спасибо.
  64. +1
    21 мая 2013 15:30
    Эх, я вот родился в другой стране, в другое, страшное, смутное время! То, в каком бардаке тогда была Россия говорить не стоит. Повезло моему брату. Он старше меня почти на десять лет и жил в СССР. Вопли школоты и наших баранов-либералов, как Гозман, например, печальны. Надеюсь, что всё со временем вернётся на круги своя и память о СССР не будет осквернена.
  65. ansimov
    +1
    21 мая 2013 15:44
    Я не застал СССР.То есть я его застал, но это был уже не СССР.И я вам скажу, чтобы построить новый СССР надо пройти через третью мировую. Только тогда гады и воры нас предадут, а те кто останутся смогут построить новый СССР!
  66. лексей
    -2
    21 мая 2013 16:23
    СССР-это осколок Российской империи.Если бы не Запад в 1917г. не было было союза.Союз был нужен им из-за глобальных целей доминирования.Вся история белого движения это череда предательств от союзников и тайных соглашений Запада с основоположниками Совка.Знал Запад будущую слабость страны советов уже тогда в 1917г. но вот использовали только в 1991г. эту слабость.Зачем снова двигают этот проект?-социального равенства.вот в гражданскую равенство было только одно-всех клали в общую могилу и всех кто тявкал и всех кто рычал и белых и красных.А вот Российская империя - это достойный равный соперник был всем и во всем.А зачем Западу такой кузнец? нет такой кузнец им не нужен.
  67. azef
    0
    21 мая 2013 17:28
    Статья очень хорошая, как будто теплый ласковый ветерок коснулся души от воспоминаний.Я это помню!От позднего Брежнева воспоминания уже покритичней.О времени Горбачева осталось такое чувство, как будто всю страну опоили дармовой водкой и пока все бесились в пьяном угаре или валялись в беспамятстве, всякая пронырливая шваль растащила все, что поценнее и пролезла в руководство... а потом наступило похмелье, но вот огуречного рассольчика уже не оказалось.Все, что сейчас пропагандируется и прививается либерастами настолько мерзско и пошло, что невольно вспоминаешь Иосифа Виссарионовича.Нет у нас ни мудрой элиты, ни своего Вождя, за которого могла бы стать вся страна.Жаль очень!
  68. 0
    21 мая 2013 23:14
    Да ребята, это все конечно неоднозначно. Не буду претендовать на всеобщий обзор , только три момента.

    1. "Стрела черная? .. Черная! " - зачитывался Стивенсоном до одури... потом прочитал в подлиннике и...разочарование. Наш Русский перевод был ЛУЧШЕ оригинала...
    2. Уехал из СССР очень давно , но ВУЗ успел закончить - и мой Советский диплом кормит меня по сей день.
    3. Имею самую крутую хлебопекарную машину , экспериментировал с различными рецептами десятки раз ...но ничего подобного "кирпичику" за 16 копеек не смог создать.
    Точка.
  69. 0
    21 мая 2013 23:52
    Статья правда. И меня радует, что нас (совков) еще много. Одно огорчает. Как же мы все просра...ли?!!Да простят меня мои потомки.
  70. 0
    22 мая 2013 01:36
    РАНЬШЕ ВСЁ БЫЛО ЛУЧШЕ. ДАЖЕ БУДУЩЕЕ...
    (Эх, жаль, не я сформулировал)

    Автору - тучу плюсов! Да ещё земляк к тому же)

    Что не вернуться, как бы ни хотелось, только альтернативномыслящим не понятно.
    Вот что надо сделать, как жить, чтоб действительно хорошее процветало, а мерзость, даже если она покуда белая и пушистая, давить в зародыше?
    На вождей надежды мало, на народ... Народ позволил развалить СССР, и я в том числе - простите, предки, кто строил и грудью защищал!
    Русь, дай ответ! Не даёт ответа.

    А теперь минусуйте.
  71. лексей
    0
    22 мая 2013 02:10
    Эхх..)) А я в совке больше всего любил сбор макулатуры.Каких журналов и книг только не носили!Особенно любил подборки журналов детей офицеров.Читал запойно!!!Читающая и самая выбрасывающая страна мира у нас была.)
    1. 3дюйма.
      0
      22 мая 2013 09:48
      а мы на сбор металлолома приперли гильзу от снаряда огромного калибра.стырили со свалки завода благо рядом.так никто и саперов не вызывал.и паники небыло.вышел военрук посмотрел и сказал неопасно.а сейчас наверно тучу служб вызвали и эвакуировали полгорода.
  72. 0
    22 мая 2013 14:19
    Я родом из тех мест, из Карай-Салтыков. Подпишусь под каждым словом статьи.
  73. Святославович
    0
    22 мая 2013 19:44
    В моём классе учились ребята с разными фамилиями, но о том что они не Русские я подумал только когда встретился с ними на 20-летие окончания школы и для меня это было открытием. За разговорами, кто и где вдруг осознал, что один Армянин, другой Татарин, третий Чеченец, а четвёртый вообще Еврей. Поразительно, но более толерантного общества чем советский интернационал представить себе не возможно, а для нас выпускников 90 года национальность другого, играла значения не больше, чем цвет волос. Лет в четырнадцать я здорово подрался с Русланом Умаровым, чеченцем, здорово поколотил его, но мне и в голову не могло придти, что его старшие братья или другие соплеменники сочтут это поводом для каких либо массовых разборок, для меня он был одним из нас, а не "диким", "страшным" "чеченом".
  74. +1
    22 мая 2013 21:36
    "Совковые куры не пухли от аспирина, а картошке не прививали гены рыбы. И даже добавки в колбасе — это все-таки не та соя, из которой делается сейчас колбаса. Любого сорта, кстати, если кто не в курсе."
    Я вот тут еще кусочек этих слюнопусканий прочитал (интересно куда первый комент делся?), так вот мясо и курица в тч были продуктом редким и за ними надо было в Москву мотаться в битком набитой электричке - ели яйца, косервы рыбные,рыбу хек, молочку,макароны, крупы, ну и картошку естественно. Если не быть гурманом вполне себе еда, и дешево - на 10 рублей можно месяц перебиться. Или пойти в кооперативный магазин и купить палочку копченой кобасы за эту десятку.
    1. kusha66
      0
      23 мая 2013 16:39
      а в настоящее время все сыты?гормональными окорочками и нитратной картошкой.А слово стабильность все забыли
  75. +1
    22 мая 2013 21:48
    "Пресловутая колбаса лежала в магазинах всегда. Семи сортов точно. В Москву за ней начали ездить в 86-м, при «Горбатом», и эти несколько лет в мозгах многих затмили реальное и длительное прошлое."
    Во, во в кооперативном магазине колбаса и лежала, и про мясо перебор, мы его точно себе позволить могли не каждый день.
  76. 0
    22 мая 2013 22:19
    Да ребята, это все конечно неоднозначно. Не буду претендовать на всеобщий обзор , только три момента.

    1. "Стрела черная? .. Черная! " - зачитывался Стивенсоном до одури... потом прочитал в подлиннике и...разочарование. Наш Русский перевод был ЛУЧШЕ оригинала...
    2. Уехал из СССР очень давно , но ВУЗ успел закончить - и мой Советский диплом кормит меня по сей день.
    3. Имею самую крутую хлебопекарную машину , экспериментировал с различными рецептами десятки раз ...но ничего подобного "кирпичику" за 16 копеек не смог создать.
    Точка.
  77. 0
    23 мая 2013 08:57
    Да я- совок! Я рад, что я жил в той Великой стране и доволен этим! Отличная статья!
  78. eduardr9
    0
    23 мая 2013 10:02
    Самое главное что мы были счастливы.Что родились и выросли в этой стране СССР.А когда нас попытались заставить поменять военный билет на наш республиканский мы с друзьями отказались потому что присягу давали защищать СССР.А как известно присяга дается только раз.
  79. 0
    23 мая 2013 14:05
    Замечательный, очень сильный и убедительный рассказ. Хорошо бы его в школьные учебники записать. Жаль только, что цензура Ливанова и Мединского не допустит
  80. UrRRy
    0
    23 мая 2013 14:10
    Все "хулители" СССР в перечислении недостатков почему-то сопоставляют жизнь в СССР (т.е. в 70-е и начало 80-х) - с сегодняшним днем: мол, машин выпускали мало, телевизоров цветных, видеков и т.д. и т.п. Но почему они считают что это сопоставимо? За 20-30 лет в силу научно-технического развития, появления новых поколений оборудования и станков-автоматов, технологий - объективно становятся более доступны все эти вещи, растет количество выпускаемого товара; так-же с одеждой, мебелью и т.д. Поэтому недостаток некоторых видов товаров в СССР - это во многом объективная причина. Кстати - в 70-е годы по количеству на душу населения телевизоров и холодильников СССР обгонял США...
    Ну и да - ещё всегда разговоры о мясе и колбасе, мало их было...да не было их мало! Их было полно - но вот только делилось оно на "магазинное" (то что в госторге) и "рыночное" (соответственно на рынке). Было мало "магазинного", дешевого. На рынке мясо было всегда, но в 2-3 раза дороже. А сейчас почему оно лежит магазинах? Да потому что в магазины перенесли "рыночные" цены! Таким образом "насытить прилавки" можно было бы и в СССР, нет ничего проще: ввел везде рыночные цены - и очереди рассосались! :) Так что сравнивать СССР и сегодняшний день - нужно более объективно.
  81. 0
    24 мая 2013 10:29
    Приветствую всех, тоже хочу назад в СССР, я родился, рос, и получил начальное образование в СССР. Статье плюс. Как я переживал за друга, когда союз распался и он с семьей уехал в Ханты Мансийск, отец у него нефтяник, уговаривал его остаться, мол у бабушки поживешь, у меня поживешь. Очень надеюсь, судьба даст, свидимся с ним. Он из таких людей, которые "встанут с тобой плечём к плечу когда на тебя нападут хулиганы". Лешка Брызгалов, откликнись...
  82. ибн_хохол
    0
    24 мая 2013 11:25
    прекрасная статья,прям как про меня)
  83. 0
    24 мая 2013 15:09
    СОВОК

    Совесть у большинсва граждан!

    Отвага, как реальность для мальчишек!

    Верность Родине!

    Образование лучшее и доброжелательное!

    Культура от физиков и инженеров!

    И пусть бесятся наши штампованные враги!
  84. +1
    24 мая 2013 20:04
    Ну, примерно вот так...
  85. Красный Шершень
    0
    24 мая 2013 21:50
    Статья хорошая! Но с названием - подкачал автор. no

    Чем плохо было бы: "Советский человек - это на всю жизнь" или "Рождённым в СССР посвящается...".

    "Совок" - вообще слово мерзкое, из либерасткого лексикона, так оказывается это ещё и "болезнь".
    Да ещё и "неизлечимая"!
  86. 0
    25 мая 2013 00:32
    Цитата: alex popov
    Кстати, в 90ые, совок-звучало как-то унизительно-презрительно. С чей подачи, все прекрасно помним. Но после того, что сделали с моей страной в 90е эти самые "не совки" и что продолжается сейчас... Знаете, а я, пожалуй, ТОЖЕ СОВОК, как и автор. Я РОДИЛСЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И ГОРЖУСЬ ЭТИМ!

    Я 100% СОВОК и когда рассказываю своему сыну о своём детстве, то вижу в его глазах недоверие. Им в школе вдолбили, что мы жили при тоталитарном режиме, убого, почти в нищете; у нас не было демократии и был дефицит. Хотя о дефиците он имеет смутные представления - им в школе не объясняли,что это такое. После школы я поступил учиться в радиотехнический техникум - без блата, тогда котировались только знания. Летом работал с друзьями грузчиком в ОРСе. Хоть и таскали тяжести, но оставались силы и на танцы, и на гулянья до зари. Заработал за 2 месяца 700руб. - мать меня полностью одела: и джинсы, и зимняя шапка, и куртка с ботинками. А сейчас молодежь хочет деньги получать, а не зарабатывать. Спасибо "нашему" министерству образования - в школах воспитывают поколение инертных ленивых дегенератов. Поколение мечтающее стать киллерами, проститутками и олигархами. За державу обидно...
  87. 0
    25 мая 2013 11:14
    В СССР было много и хорошего,и не совсем.Я,живя в деревне,первую зарплату маме принес в 8 лет,работая коноводом на покосе.Что-то около 40 рублей.Штаны,рубашки,трусы шила бабушка(купить было сложно).Детского садика не знал - не было таких,учился в сельской школе. Преподавателей не хватало да и не было желающих ехать в глубинку.Закончившие 10 классов становились учителями математики,немецкого языка,истории,географии. Да,образование было бесплатным,но качество образования было не ахти каким. Про медицину при таком образовании упоминать не стоит. Уровень жизни населения отличался республиканской принадлежностью.РСФСР примером быть не могла,т.к. номинально республика была,а фактически ее не существовало,что и сейчас наблюдается.Про питание.С голоду не умирали,но дефицит был.Помню хорошо один случай.1982 г., декабрь,преддверие Нового года.28 или 29 декабря занимаю очередь в колбасный магазин.время-06.00. Мой номер в очереди то ли 324,то ли 326.Магазин открывается в 10.00! А еще нужно было купить фрукты,сладости.А в командировках на машине! Магазины работали в большинстве случаев до 17.00,а к дежурному,который до 20.00 не всегда можно было подъехать на автомобиле. Защищеность населения? Вряд ли изменилась в какую-то сторону,просто сми на "чернухе" себе рейтинги повышают,вот и кажется,что все плохо.Про коммунистов могу сказать только одно - Россия не воюя с Украиной потеряла значительные территориальные,людские,экономические ресурсы. СССР помогая коммунистическим партиям во всем мире забыл о собственных гражданах,о собственной экономической безопасности.Исследуя космос,забыли про дороги,имея десятки тысяч танков - не имеем собственных производителей высокотехнологичных станков,агрегатов,машин.РФ сейчас выглядит предпочтительнее СССР. Да,не все нам нравится,не от всего я в восторге,но дальнейшее развитие страны зависит и от нас.
  88. 0
    25 мая 2013 18:07
    Что то непонятно с размером зарплаты в статье. Обязан дополнить точными сведениями. Сам работал. Сам видел. Сам учился. Сам получал.
    -----
    Маленький Уральский городок ( 50 тыс население ).1981-й год

    Рабочий ср. квалификации ( с утра ) - 210-220 руб.
    -\-\-\-\-\-\-\-\-\-\-\- ( по сменам) - 230-240 руб.
    Рабочий высокой квалификации - 280 - 320 руб.
    Белазист - 450 руб.
    Экскаваторщик в карьере - 400 руб.
    -------
    Челябинск. Приработок студента ВУЗа ( сам работал) .. Полставки лаборанта , 4 часа в будний день интересного занятия 45 руб.
    Сторожь - Через два дня на третий переночевать на стройке в вагончике - 80 руб. Итого ( вместе со стип - 165 руб в месяц . Правда .. почти все прочие брали у родителей)).
    ===========
    Сахалин. 1982-й год.

    Самое малое - водитель сменного пазика в тресте - оклад 600 руб. Утром привези, вечером увези. Прочее- калымить. Корейцы за каждый мешок .. подбросить на рынок чеснок , клали червонец.
    Водитель самосвала - 1300 руб.
    Экскаваторщик - 1100 руб.
    Бульдозерист -- 1200 руб
    Чистыми! На Сахалине считали только чистые!.. А в магазинах на Сахалине были ананасы. А на улицах подержанные " японки" - Экзотика ( тогда ) для Уральца )))))
    -------
    Для справки. -
    Кооперативная двухкомнатная квартира ( Челябинск) - 2700 руб.
    Кооперативная двухкомнатная квартира на " чёрном рынке" .. то есть сразу! , без вступления в кооператив по очереди - 5000 руб.
  89. 0
    26 мая 2013 00:54
    Прикольное детство было:) Плюс статье, хорошо написано. А ведь так вдуматься...летом допустим мы играли на улице постоянно. Забегаешь домой, покушать и обратно на улицу. Бывало до 3-4 часов утра носились)))
    И ведь никто из родителей не боялся, что нас могут прибить алкашня, изнасиловать педофилы, украсть и требовать выкуп))) Да и смешно вспомнить, у нас в районе милиция состояла из начальника, трех участковых, один опер и один следователь, прокурор района, помощник прокурора, судья. Вот и все правоохранительные органы. Двери закрывали на замок только если уезжали куда-нибудь. А так..закроешь просто и все. Зато счас полиция района аж двести человек)))) А толку)))
  90. sdg69
    0
    26 мая 2013 12:30
    Все - правда! От первого и до последнего слова! Сам оттуда! В 87-м уже в армию пошел! В отпусках не был. В 89-м вернулся в совсем другое государство! Ностальгирую по тем временам.
  91. 0
    26 мая 2013 13:44
    Большое СПАСИБО за статью.
  92. 0
    1 августа 2018 10:03
    Автор врёт как дышит. И редкостная . Это видно по следующие фразе: "Эта тема лжецам всегда кажется наиболее важной, потому что они лично привыкли думать в первую очередь о своем брюхе".

    Да, деточка, да! Именно об этом прежде всего думают люди! Ибо это - основа! Не пожрёшь - не выживешь. И люди - это существа с постоянно повышающимися требованиями. Это не скот, который жрёт всю жизнь одно и то же. Люди хотят разнообразия. Да, можно прожить на хлебе с молоком. Или на макаронах с рыбой. Только это не жизнь, а существование.

    "Действительно, практически все экзотические фрукты, если и появлялись в наших магазинах, то по большим праздникам (кстати, вкус большинства из них — это просто вкус земляники, и не больше, а некоторые откровенно несъедобны, только и радости, что «экзотика»)", - ну да, как всегда: слаще морковки фрукта нет. Одна из отличительных черт совков: с какого-то чёрта мнить себя эталонами и по себе судить о нуждах других людей.

    "Работа была у всех. Точка. Жирная. Критики идут околицей без слов. Работа — не подай-принеси и не спекуляция", - именно что у всех. Ибо работа была не правом, а ОБЯЗАННОСТЬЮ. Причём работа на государство. Работать на себя, иметь своё дело - было преступлением. Предприимчивые люди в совке не были нужны.

    А что до спекуляции - именно благодаря "спекуляции" набор товаров в каком-нибудь Мухоске Забайкльского края сейчас больше, чем в Москве тёплых ламповых брежневских времён. А что дороже - ну так надо учитывать затраты на перевозку, порчу и недореализацию. Это в совке могли продавать ниже себестоимости, что есть глупость. Попробуйте воду пить меньше, чем она тратися - посмотрим, как долго вы проживёте.

    И насчёт работы: в совке главным был деятельность. Результат и, тем более, прибыль были побоку. Потому и ноют совки, что куча заводов позакрывались. А с чего им не закрыться, если они выпускали говно, востребованное только при закрытых границах? Границы открылись, хлынули западные товары - и совковое убожество оказалось никому не нужным.

    "А вот множество изобретений — типа конвертопланов, CD-дисков и видеокамер-наладонников, ЖК-экранов и прочего — было сделано именно у нас. И я читал о них в этих самых журналах", - допустим. А ТОЛКУ-ТО? Эти изобретения внедрялись в массовую продажу? Они были доступны людям? Да ничего подобного! Выпускалось ограниченным тиражом и за этим надо было гоняться и добывать всеми правдами и неправдами.

    А насчёт информации: хорошие книги доставали из-под полы. Или стояли за ними в очереди с ночи. Зато опусы советских писателей про доярок и трактористов и речи правящих марзматиков были везде. Только никому не нужны были.

    В общем, к чёрту ваш совок с его убогостью.