Почему СССР не построил ни одного линкора

512
Почему СССР не построил ни одного линкора


Предисловие

Коррупция в ведомстве великого князя Алексея Александровича, брата Александра Третьего, достигла таких астрономических масштабов, что броневые листы кораблей скреплялись деревянными втулками. Невзрывающиеся снаряды и Цусимский погром – таковы, вкратце, результаты работы Морского ведомства, возглавляемого великим князем. Никто не сделал для поражения России в Русско-Японской войне больше, чем этот человек.

Уже набило оскомину упоминание о том, что русский крейсер «Варяг» был построен в США. Казалось бы, ничего странного в этом нет. Крейсер был заказан, оплачен и построен в срок - где здесь есть преступление?
Однако, крайне редко упоминается о том, что второй участник легендарного боя при Чемульпо - канонерская лодка «Кореец» - была построена на верфи Bergsund Mekaniksa в Швеции.

Господа, позвольте один вопрос: Что-нибудь вообще строилось в Российской Империи на рубеже XIX–XX веков?

Бронепалубный крейсер «Светлана», место постройки - Гавр, Франция;
Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» - Сен-Назер, Франция;
Бронепалубный крейсер «Аскольд» - Киль, Германия;
Бронепалубный крейсер «Боярин» - Копенгаген, Дания;
Броненосный крейсер «Баян» - Тулон, Франция;
Броненосный крейсер «Адмирал Макаров», построен на верфи «Форж & Шантье», Франция;
Броненосный крейсер «Рюрик», построен на верфи «Виккерс» в Барроу-инн-Фёрнесс, Англия;
Броненосец «Ретвизан», построен компанией «Уильям Крэмп & Санс», Филадельфия, США;
Броненосец «Цесаревич» - построен в Ла-Сейн-сюр-Мер во Франции…

Это могло быть смешно, если бы дело не касалось нашей Родины. Ситуация, при которой половина отечественного флота строилась на иностранных верфях, ясно указывала на крутые проблемы в Российской Империи в конце XIX – начале XX веков: отечественная промышленность находилось в глубоком упадке и стагнации. Подчас ей были не под силу даже простейшие эсминцы и миноносцы – практически все они строились за рубежом.

Серия миноносцев «Кит» («Бдительный»), место постройки - верфь Фридриха Шихау, Эльбинг, Германия;
Серия «Форель» («Внимательный»), строились на заводе А. Нормана во Франции;
Серия «Лейтенант Бураков» - «Форж & Шантье» и завод Нормана, Франция;
Серия эсминцев «Инженер-механик Зверев» - верфь Шихау, Германия.

Головные миноносцы серий «Всадник» и «Сокол» - построены в Германии и, соответственно, в Великобритании; миноносец «Пернов» - завод А. Нормана, Франция; «Батум» - верфь Ярроу в Глазго, Великобритания; «Адлер» - верфь Шихау, Германия…

Уважаемые господа-товарищи, то, что здесь написано есть просто крик души. Когда либеральная общественность вновь запоет песнь том, как хорошо и правильно шло развитие России в начале века, а потом пришли проклятые «коммуняки» и все «запороли» - не верьте ни единому слову этих прохвостов.

Бронепалубный крейсер «Варяг» из Америки, и броненосный крейсер «Адмирал Макаров», строившийся во Франции, - вот истинная картина тех событий. Перед Первой мировой Российская Империя закупала за рубежом все – от кораблей и аэропланов до стрелкового оружия. С такими темпами развития мы имели все шансы продуть и следующую, вторую по счету мировую войну, навсегда исчезнув с политической карты мира. К счастью, судьба распорядилась иначе.

Страна под названием Советский Союз научилась все делать самостоятельно.

Сага о не построенных линкорах

По необъятным просторам Интернета гуляет презабавный плакат-демотиватор следующего содержания:



ГУЛАГ и линкоры – это сильно. Впрочем, автор плаката кое в чем прав: Советский Союз действительно не спустил на воду и не ввел в строй ни одного линкора (несмотря на то, что дважды принимался за их строительство).
Каким контрастом на фоне этого выглядят достижения дореволюционного отечественного кораблестроения!
В период с 1909 по 1917 гг. состав ВМФ Российской Империи пополнился 7 линкорами-дредноутами типов «Севастополь» и «Императрица Мария».

Это не считая недостроенного линкора «Император Николай I» и четырех сверхдредноутов типа «Измаил», которые уже были спущены на воду и находились в высокой степени готовности – лишь Первая мировая война и Революция не позволили русским корабелам завершить начатое.


Линейный корабль "Гангут" - первый российский дредноут типа "Севастополь"

Суровая правда заключается в том, что «Севастополь» и «Императрицу Марию» просто стыдно сравнивать с их ровесниками – британскими сверхдредноутами «Орион», «Кинг Джордж V» или японскими линейными крейсерами типа «Конго». «Севастополь» и «Императрица Мария» строились по заведомо устаревшими проектами, а задержки в их строительстве, вызванные невиданной коррупцией в Морском ведомстве, слабостью промышленности и общей неблагоприятной обстановкой в стране, привели к тому, что к моменту вступления в строй отечественные «дредноуты» были едва ли не слабейшими в мире.

Главный калибр «Севастополя» (305 мм) смотрятся курьёзом на фоне 343 мм стволов «Орионов» или 356 мм артиллерии японского «Конго». Что касается брони – это был просто стыд: «цусимский синдром» и страх перед фугасными снарядами взял вверх над здравым смыслом. И без того тонкую броню «размазали» по всему кораблю – это в то время, когда у «вероятного противника» уже строились линкоры с 13,5 и 14-дюймовыми орудиями – один их снаряд мог прошить «Севастополь» насквозь и подорвать погреба боезапаса.

Немногим лучше был недостроенный «Измаил» - несмотря на солидную огневую мощь (12 х 356 мм – по этому параметру «Измаил» мог сравниться с лучшими зарубежными аналогами) и высокую скорость хода (расчетное значение - более 27 узлов), новейший российский супер-дредноут вряд ли мог стать серьезным аргументом в споре с его британским ровесником «Куин Элизабет» или японским «Фусо». Слишком слаба броня – защищенность «Измаилов» была ниже всякой критики.

Говоря об отечественном судостроении начала ХХ века, нельзя не упомянуть о легендарных «Новиках» - лучших в мире эсминцах на начало Первой мировой войны. Четыре отличные 102 мм пушки Обуховского завода, котлы на жидком топливе, ход 36 узлов, возможность принимать на борт до 50 мин – «Новики» стали мировым эталоном при проектировании эскадренных миноносцев.

Что ж, «Новик» - то самое исключение, которое подтверждает общее правило. Слава «Новиков» была подобна падающей звезде – ярчайшая, но быстро погасшая вспышка в непроницаемой черноте будней императорского Военно-Морского Флота.

Остается констатировать очевидный факт: попытка дореволюционной России стать морской державой с треском провалилась – недостаточно развитая промышленность Российской Империи проиграла «гонку вооружений» ведущим мировым державам.

К слову, СССР дважды принимался за строительство линейных кораблей. В отличие от «дореволюционных» линкоров, которые морально устарели еще на этапе закладки, советские проект 23 («Советский Союз») и проект 82 («Сталинград») были вполне современными кораблями – мощными, сбалансированными и ничуть не уступавшими по совокупности характеристик зарубежным аналогам.

Первый раз достроить линкоры помешала война. Немало сказалась дореволюционная отсталость отечественной промышленности. Индустриализация только набирала обороты, и столь амбициозный проект оказался «крепким орешком» для советских корабелов – линкоры мало-помалу превращались в долгострой.

Вторая попытка была сделана вначале 1950-х – увы, эпоха дредноутов и жарких артиллерийских дуэлей неумолимо уходила в прошлое. Достройка «Сталинградов» была отменена через пару лет после их закладки.

Покупал ли СССР корабли за рубежом?

Да, покупал. Перед войной Союз приобрел недостроенный немецкий крейсер «Лютцов» («Петропавловск») и лидер эсминцев «Ташкент», построенный в Италии по оригинальному проекту.
Что-то еще? Да.

Например, у фирмы MAN были заказаны двадцать корабельных дизелей типа G7Z52/70 мощностью 2200 л.с. и типа G7V74 мощностью 1500 л.с. Также для флота были закуплены образцы гребных валов, рулевых машин, корабельные краски против обрастания, чертежи 406-мм и 280-мм корабельных башен, бомбометы, гидроакустическая аппаратура…

Не нужно иметь «семи пядей во лбу», чтобы понять очевидную вещь – в предвоенные годы Советский союз скупал ТЕХНОЛОГИИ
Все остальное он делал сам.

С началом Холодной войны ситуация приняла еще более жесткий оборот – в прямом противостоянии с евро-атлантической цивилизацией Союз мог рассчитывать только на себя. Просто смешно представить атомный подводный ракетоносец для ВМФ СССР, строящийся где-нибудь в британском Глазго или в американской Филадельфии.

И Союз справился! Восстановив экономику и промышленность после страшной войны, СССР в 1960-е годы выкатил на просторы Мирового океана ТАКОЙ ФЛОТ, от которого задрожали обе половинки Земли – в такт подводным ракетоносцам, покачивающимся у пирсов в Гремихе и бухте Крашенинникова.

Хорошо бы украсть на Западе готовые технологии, да вот незадача, красть было нечего – то, что делал СССР, зачастую не имело аналогов в мире.



Первая в мире морская баллистическая ракета и её подводный носитель; «поющие фрегаты» 61-го проекта – первые в мире корабли с полностью газотурбинной ГЭУ; морская космическая система разведки и целеуказания «Легенда-М»…

Противокорабельное ракетное оружие – здесь ВМФ СССР вообще не было равных.

Укоризненная фраза «СССР не построил ни одного линкора» может вызвать лишь гомерический хохот. Советский Союз умел строить подлодки из титана, авианесущие крейсера и гигантские атомоходы «Орлан» - любой дредноут меркнет на фоне этих ШЕДЕВРОВ конструкторской мысли.

Говорить о каком-либо заимствовании с Запада просто не приходится – советские корабли имели свой хорошо узнаваемый аутентичный облик, компоновку, размеры и специфический комплекс вооружения. Более того, сам Военно-Морской Флот СССР представлял собой единую альтернативу флотам западных стран (по умолчанию – ВМС США). Руководство ВМФ СССР выработало совершенно оригинальную (и совершенно верную!) концепцию противодействия ВМС США и смело придерживался выбранного направления, создавая специфические, до этого нигде невиданные, образцы военно-морской техники:
- большие противолодочные корабли - ракетные крейсера с гипертрофированным ПЛО-вооружением;
- тяжелые авианесущие крейсеры;
- подводные лодки с крылатыми ракетами, т.н. «убийцы авианосцев»;
- ударные ракетные крейсера, известные как «оскал социализма»…


Советская военно-морская мощь

Уникальные корабли измерительного комплекса пр. 1914 «Маршал Неделин», узлы сверхдальней океанской связи (низкочастотный импульс огромной мощности, направленный в земную кору, может быть принят даже на борту подлодки), малые ракетные корабли и «москитный флот», вооруженный немалыми ракетами (достаточно вспомнить, какой фурор в мире произвело потопление израильского «Эйлата»).

Все это - собственные технологии и собственное производство. Made in USSR.

Кто-нибудь наверняка задаст вопрос о больших десантных кораблях проекта 775 – БДК этого типа строились в период с 1974 по 1991 год в Польше. Ответ прост: это было чисто политическим решением, продиктованным желанием поддержать своего союзника по Варшавскому блоку.

Скажу больше – верфи Финляндии регулярно получали заказы от ВМФ СССР – в основном дело касалось постройки буксиров и плавказарм. Чисто экономические мотивы – советским верфям было невыгодно возиться с этой «мелочью», ведь на стапелях Северодвинска и Николаева стояли атомные подлодки и ТАВКРы.

Известная история с покупкой станков фирмы TOSHIBA для точной мехобработки винтов советских субмарин – не более чем курьез. В конце-концов, купили станок, а не готовый эсминец или подлодку.

Наконец, ВМФ СССР никогда не гнушался пользоваться иностранной техникой, если речь шла о трофейных кораблях.

Эпилог

- Адмирал не жалеет средств на свою новую возлюбленную, поговаривают, что последний подарок – роскошная коллекция бриллиантов - был приобретен за счет средств, предназначавшихся для «чилийского контракта» (прим. Россия планировать выкупить в Англии броненосцы, строящиеся для ВМС Чили).

- А что вы хотели, сударь? Элиза Балетта – теперь одна из самых богатых женщин в России.

- Да-с, великий князь знает толк в «откатах» - ведь не случайно контракт на поставку корабельной брони передан от казенного Ижорского завода частному Мариупольскому, что гонит халтуру по цене вдвое дороже (9,9 вместо 4,4 рублей за пуд).


Примерно в таком ключе судачила между собой великосветская петербургская публика в начале ХХ века - Милостивейший Государь, адмирал, великий князь Алексей Александрович знатно отдыхал на Лазурном берегу и щедро одаривал подарками свою юную возлюбленную, французскую балерину Элизу Балетту, до тех пор, пока не грянула Русско-Японская война.

«Пошел вон, князь Цусимский»! - орала взбешенная публика, при виде входящего в партер Михайловского театра Алексея Александровича, чем едва не довела адмирала до сердечного приступа.
Досталось в тот день и его пассии – блистающую «камушками» балерину закидали всяким сором с криками: «Вот где наш Тихоокеанский флот! На твоих бриллиантах кровь русских матросов»!

30 мая 1905 года великий князь Алексей Александрович подал в отставку с должности главного начальника флота и Морского ведомства и вместе с Балеттой укатил в Париж.

Господа, у Вас не складывается ощущение дежа-вю?

512 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Demyn
    0
    3 августа 2013 22:00
    Эйлат не к месту, не говоря уже о потерях египетской армии в целом
  2. -1
    4 августа 2013 05:27
    Статья неплохая.Очень неплохая.Есть неточности,но это не принципиально.По поводу кораблестроения в РИ,я думаю что не для кого не секрет что часть броненосцев французкие,крейсера вообще американо-германские,миноносцы вообще поначалу у нас не строили. Линкоры Севастополь не любили собственные экипажи,за неудачную конструкцию.Балтийские линкоры в ПМВ вообще не воевали,охраняли с моря ставку "царя-батюшки",точно так же как ВСЕ зенитные Виккерсы закупленные военным министерством в начале войны.В одном автор не прав.Были и слабее Севастополя! Испанские линкоры!
    1. 0
      5 августа 2013 09:37
      Первый блин комом. Нельзя сказать, что у немцев с "Нассау" и "Гельголандами" все получилось как надо (КМУ, размещение башен).
      1. 0
        28 августа 2017 13:02
        Да, но прекрасное (с поправкой конечно на специфику) разделение на отсеки и система борьбы за живучесть, а так же солидный пояс делали этих ребят вполне способными играть против британцев на одно и даже два поколение выше.
  3. 0
    4 августа 2013 16:02
    историю надо знать иногда так неохото чтобы она повтарялась hi
  4. +1
    4 августа 2013 16:22
    Статья - крик души. Души несостоявшегося Навального начала 20го века. Но как там в свое время среагировал кораблестроитель Крылов на предложение проанализировать статьи тогдашних навальных? "Нанимайте дворников!" hi
    1. Йошкин Кот
      +1
      4 августа 2013 16:43
      угу, и порох по лендлизу не получал СССР yes танки самолеты, никель
  5. 0
    5 августа 2013 14:40
    Блестяще; и пора задуматься, как и почему сейчас мы допускаем это.
  6. 0
    6 августа 2013 11:06
    Да какой порох бензин авиционный весь из США был. Да кстати недавно узнал что отсталая Российская Империя которая не могла подшибники делать построила первый авиционный завод во Франции и передала всю документацию для лицинзионного производства самолётов пордон аэропланов.
  7. +1
    6 августа 2013 13:22
    Авторы подобных текстов постоянно мешают ОДНОЗНАЧНО РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ, Россию вымаранную в крови ульяновыми, свердловыми и бронштейнами и Россию которую строил и построил Сталин. А если внимательней присмотреться с Сталину, то на мой взгляд проступает Иосиф 1. А про последнего Императора Земли Русской автор похоже знает только то что про него рассказывают его убийцы.
  8. 0
    6 августа 2013 13:53
    Согласен Сталина нельзя рассматривать как плохого или хорошего император может быть только императором если он таков. С мнением Иосиф I согласен.
  9. АндРейд
    -1
    7 августа 2013 17:26
    Вообще-то В. Ульянов "Ленин" - это рецидивист с тремя судимостями, поддельными паспортами, оружием в кармане, погонялом, общаком и в конце концов террорист (красный террор). Революция не совершалась как нам её в советском кино показывают (массы сгущались), в реалиях собрались беспредельщики (банда уголовников), перебили охрану и сказали - "Теперь мы Ваш господин!" А роботяги, крестьяне, купцы - на работе. Им некогда революцию делать, им семью кормить. Сталины, Дзержинские и вся эта шушера превратили страну в подобие свинарника, где человеческая жизнь ничтожна, например интеллигент (образований человек) почему-то вшивый, а - это почётно! В элите России сейчас внуки этого быдла, отсюда и все беды нашей выченной 20-м веком страны. Из картошки ананас не выростишь, сколько её не поливай.
    1. 0
      20 августа 2013 14:55
      Цитата: АндРейд
      Революция не совершалась как нам её в советском кино показывают (массы сгущались), в реалиях собрались беспредельщики (банда уголовников), перебили охрану и сказали - "Теперь мы Ваш господин!" А роботяги, крестьяне, купцы - на работе. Им некогда революцию делать, им семью кормить.

      Абсолютно с Вами согласен.....
      Только вот Ленин со Сталиным здесь причем??? Описываемые Вами события относятся к ФЕВРАЛЮ 17 года, а Октябрь- это уже совсем другая история......
  10. Koozdr
    0
    20 августа 2013 09:48
    Статейка чунь менее чем полностью состоит из брехни. Немножко цифр и фактов:


    В период 1880-1914 гг в состав РИФ входило 30 (тридцать) эскадренных броеносцев, из которых куплены за границей было 2 (два. два из тридцати). 3 крупных ББО - все собственной постройки. 28 бронепалубных и броненосных крейсеров, из них заграничной постройки - 9 (9 из 28). Итого, до начала ПМВ, - 61 крупный боевой корабль, из которых 50 - собственной постройки. В мелких судах (канлодках, эсминцах, миноносцах и прочих) картина ещё убедительней. Там соотношение собственной постройки и купленных кораблей в районе сотен к десяткам. В ПМВ успешно выполнялась масштабная программа по которой строилось 12 дредноутов из которых 7 успели ввести в стой. Количество построенных и начатых постройкой крейсеров, эсминцев, подводных лодок и пр. превышает всё построенное советским союзом вплоть до хрущёвского периода. Масштабы дореволлюционной программы модернизации кораблестроительной области (которая успешно начала выполнятся) просто поражают воображение, - все сталинские потуги просто смешны на их фоне. О катастрофическом падении уровня производственной культуры в советский период, темпов и качества работ вообще лучше даже не вспоминать.
  11. 0
    23 февраля 2014 10:44
    Из-за наследия СССР, хотя самого СССР уже нет почти 23 года, Запад с Америкой во главе бздит предпринять даже против современной, насквозь коррумпированной России реальные боевые действия, паскудят по другому. Во времена РИ, после Екатерины II (ее все же побаивались) Запад и его приспешники Россию не боялся ничуть (Наполеон, Крымская война, турки там всякие, японцы). Даже при наличии ядерного оружия в конце 40-х годов Запад побоялся напасть на СССР. И что тут сравнивать???!
  12. puding
    0
    19 июня 2015 15:29
    Очень интересно написана статья. Сначала автор тупо обсирает всё что было сделано в Российской Империи, а потом говорит. Ну да- в СССР не смогли построить линкоров, но им что-то постоянно мешало. А вывод из статьи простой- СССР так и не смогла построить линкоров, потому-что было слабо, да и много чего другого было слабо, поэтому за ленд лиз СССР платил всю свою жизнь.
  13. 0
    13 августа 2015 22:20
    До войны была заложена серия советских линкоров "Советский Союз", "Советская Украина", "Советская Россия" и "Советская Белоруссия" проекта 23. Например, корпус "Советской Украины" в Николаеве не успели даже немцы распилить за время оккупации и его при отступлении взорвали. Так же были заложены тяжелые крейсера "Кронштадт" и "Севастополь" проекта 69. Десятилетний план 1938—1947 годов предусматривал строительство 15 линкоров и 15 тяжелых крейсеров (проект 69)!!! Союз строил линкоры, но война все решила сама. А после войны были заложены такие тяжелые крейсера как "Сталинград" и "Москва" - проекта 82. Смерть Сталина поставила крест на этих кораблях. Вы представляете сколько проектной испытательной и научной работы было проведено советскими учеными и инженерами. Были модернизированы верфи для таких гигантов. А какой-то имбецил своим демотиватором, за минут слепленный в фотошопе, перечеркнул работу тысячи и тысячи людей. Японцы до сих про гордятся своим Ямато. А мы, благодаря Устинову, гордимся своими Орланами!
  14. Комментарий был удален.
  15. 0
    23 августа 2017 19:23
    Да были времена. Теперь ни Франция, ни Британия, ни Германия, ни Япония, ни США, ни Дания, ни Швеция ни за какие деньги не согласятся построить для нас даже катер.
  16. 0
    28 августа 2017 13:00
    Вы забыли про "Киров" (импортный проект + машины для него) и чертежи эсминца проекта 7.
  17. 0
    30 августа 2017 12:34
    Ну да, только линкоры и надо было строить в 70 -е годы в СССР feel

    Вот уж, ув. автор извините, но в период расцвета ВМФ СССР в конце 70-х - начале 80-х пришлось мне , корабелу-прибористу, часто бывать на СФ и БФ. И что такое наши НК : типа " Беркут"(1134) ТК "Киров", не говоря о десятках СКР 1135 и монстров АПЛ пр. 941 пр. знаю вблизи. На ТАКР наших систем не стояло, так что махину ТАКР "Киев" видел только на рейде Североморска.
    ------------
    Смогли в СССР построить мощный ФЛОТ своими силами! am
  18. +1
    30 сентября 2017 17:09
    Власть,которая считает святым кровавого царя,не далеко от него ушла,если вообще чем то отличается.
  19. Комментарий был удален.
  20. 0
    30 ноября 2022 01:34
    Автор, естественно, эксперт по бронированию того времени и лучше всех знает как надо. Жаль только кроме лозунгов ничем не подкрепляет свои слова. Уважаемый автор - если вы в таком стиле пишите свои статьи, то лучше сразу переходите на дзен и тому подобные ресурсы - там тоже визгу много, а фактов чуть.