Т-90С против «Меркавы»

449
Израильская «Колесница» осталась далеко позади

Сравнение танков разных производителей в условиях боевого применения и повседневной эксплуатации не оставляет выбора ни потенциальным покупателям, ни независимым экспертам.

В последнее десятилетие прошлого века и особенно сейчас в моду вошли всевозможные рейтинги, цель которых – выявить лучший товар для его успешного продвижения потенциальному покупателю. Не стал исключением и мировой рынок оружия. Сравнительные характеристики самолетов, кораблей, пушек, стрелкового оружия и т. д., и т. п. заполонили страницы специальных военных изданий. Сопоставляемые показатели исчисляются сотнями и даже тысячами.

Но как говорят военные, принимавшие участие в вооруженных конфликтах последних лет, есть сравнительная статистика, на бумаге демонстрирующая превосходство того или иного образца над своим аналогом, и есть поле боя – настоящее, где техника проявляет себя по-разному. Именно здесь, а не в виртуальном пространстве компьютерных учений определяются победа или поражение, очевидное преимущество одной боевой машины над другой.

Рейтинговый междусобойчик

На исходе первого пятилетия нынешнего века аналитики Forecast International подготовили очередной танковый рейтинг. По их мнению, лучшим в мире в тот период был американский M1A2 SEP Abrams (производитель – корпорация General Dynamics). Он зарекомендовал себя во время войны в Ираке. На втором месте стоял израильский танк Merkava Mark IV (производитель – Israel Ordnance Corps). В боевых действиях будто бы демонстрировал неплохие возможности. Третью позицию занял японский «Тип 90» (Mitsubishi Heavy Industries). Танк создан на базе германского Leopard 2 и позиционировался как самый высокотехнологичный. Однако эта машина не прошла обкатку боем, поэтому и оценивать ее можно лишь теоретически. Не испытал огня сражений и германский Leopard 2A6 (Krauss-Maffei Wegmann), а потому оказался на четвертом месте. Пятая строчка досталась британскому Challenger 2 (Vickers Defense Systems Division), который тоже глотнул огня и пыли в Ираке, но не соответствовал некоторым стандартам НАТО.

Т-90С против «Меркавы»Через пять лет журнал «Милитари Орднанс» (США) растиражировал свой взгляд на лучшие танки мира, взяв за основу главные боевые свойства – мобильность, огневую мощь, броневую защиту. В этом рейтинге места в первой пятерке распределились следующим образом: «Леопард-2А5» (Германия), М1А2 (США), «Тип 90» (Япония), «Леклерк» (Франция), «Челленджер-2» (Великобритания). Российский Т-90С занял седьмую позицию, а замкнула десятку лидеров израильская «Меркава Мk3», пропустившая вперед легендарную машину еще советских времен – танк Т-72.

Через несколько лет тот же американский журнал обнародовал новый рейтинг. Как и прежде, первую позицию оккупировал немецкий «Леопард-2А6». Со второго на третье место слетел американский М1А2 SEP, пропустив вперед японца, поменялись позициями «Леклерк» и «Челленджер-2». Российский основной боевой танк (ОБТ) Т-90С не смог пробиться в пятерку лидеров. Но именно он стал в эти годы наиболее востребованной машиной на международном оружейном рынке. И это не рейтинг, а конкретный факт, подтвержденный реальными контрактами. Следом за российским танком разместились «Леопард-2», «Леклерк» и М1А2.

Воюют не рейтингом

Возьмем для сравнения не только тактико-технические характеристики, но и такие параметры, как новизна танковой техники, концептуальные особенности боевых машин, «цена-качество», а главное – участие в реальных боевых действиях. По этим критериям придется сравнивать всего две машины – российский Т-90С и израильскую «Колесницу» (именно так переводится «Меркава»), точнее – «Меркаву Mk4». Некоторые эксперты считают этот танк лучшим в мире.

Остальные либо не участвовали в сражениях (германский Leopard 2A6, японский «Тип 90», китайский «Тип 99», южно-корейские К1А1 и К2), либо концептуально были созданы еще в 70–80-е годы прошлого века. К тому же ценовые характеристики танков М1А2, «Леклерк» и «Леопард» просто зашкаливают и не по карману абсолютному большинству покупателей военной техники.

Подробнее о «Меркаве Mk4». Танк принимал участие во второй ливанской войне в 2006 году. Тогда было задействовано порядка 400 танков. В основном они использовались для поддержки пехоты и эвакуации раненых с поля боя. В этом и состоит концептуальное отличие «Меркавы» от ОБТ Т-90С, созданного, как и все советские/российские танки, для наступательного боя и уничтожения танков, артиллерии и укреплений противника. Несокрушимый броневой кулак, все сметающий на своем пути мощным огнем, – вот что такое русский Т-90С.

Точных сведений о потерях израильских танков в 2006 году нет. Но даже по тем явно заниженным данным, которые были опубликованы в израильской газете Globes, можно судить о серьезном ущербе. Из 400 участвовавших в операции танков трех модификаций (Мk2, Мk3, Мk4) были подбиты 52. Полсотни машин поражены ракетами ПТРК, две подорвались на фугасах. Но по оценкам ливанских военных, Армия обороны Израиля потеряла танков в два с лишним раза больше.

«Черный шабат» для бронетехники пришелся на субботний день 12 августа 2006 года. Во время наступления лучшей в ЦАХАЛ 401-й бригады «Иквот ха-Барзель», оснащенной новейшими «Меркавами Mk4», 11 машин из 24, принимавших участие в боевых действиях, были поражены противотанковыми ракетами. Тяжелого вооружения у противника не было, к тому же Израиль обеспечил свое полное господство в воздухе. При таких условиях даже официально опубликованные израильскими СМИ потери можно считать очень большими.

Из 50 пораженных ракетами «Колесниц» у 22 (44%) была пробита броня, в результате чего из 208 членов экипажей 30 погибли, 25 получили ранения. Для сравнения: в первой ливанской кампании 1982 года 47 процентов израильских танков были пробиты насквозь, в войне Судного дня такие повреждения получили 60 процентов машин. Таким образом, конфликт 2006 года показал, что вовсе не обязательно пробивать броню «Меркавы», чтобы обезвредить машину. Для поражения танка в него достаточно просто попасть. Статистика погибших по типам танков: в трех «Меркавах Мk2» погибли 10 человек, в четырех Мk3 – 9, в шести Мk4 – 11. Отсюда крайне неутешительный вывод: большинство членов экипажей погибло в самых современных израильских танках «Меркава Мk4».

Пытаясь восстановить подмоченную репутацию своих новейших машин, израильтяне заявляли, что танки «Меркава Mk4» уничтожались исключительно огнем ПТРК «Корнет-Э». Хотя известны многочисленные случаи поражения израильских танков и более ранними российскими ПТРК. Из этого можно сделать только один вывод: широко разрекламированная защита танка «Меркава Mk4» пробивается даже устаревшими кумулятивными боеприпасами, не говоря уже о современных средствах, таких как ПТРК «Конкурс» и «Корнет-Э». Эффективность применения российских ПТРК высоко оценил командующий северной группировкой войск Израиля генерал-майор Уди Адам. Он определил российские противотанковые средства как наиболее серьезную проблему для израильских танков. Не лучше обстоят дела и с противоминной стойкостью «Меркавы Mk4». Известны случаи получения серьезных повреждений и даже гибели членов экипажей при подрывах этих танков на минах в ходе военных действий.

Экспортные перспективы

Тем не менее в последние годы израильское руководство стало напористо продвигать свою «Колесницу» на мировой рынок, в том числе и в динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Однако высшее военное руководство этих государств, имеющее опыт ведения боевых действий, весьма осторожно относится к таким предложениям. Они прекрасно понимают, что «Меркава Mk4» создавалась исключительно для использования в ЦАХАЛ и может эффективно применяться в условиях Ближневосточного театра военных действий (ТВД). Здесь жаркий и сухой климат, песчаные и каменистые почвы, ограниченные территории, нет труднопроходимых лесных массивов и водных преград, а к месту боевого применения танки доставляются на трейлерах.

Как поведет себя эта машина в тропических джунглях, на мягких и болотистых грунтах, при отсутствии разветвленной дорожной сети с твердым покрытием, большими расстояниями, обилием рек, болот и рисовых плантаций? Ответов на эти вопросы нет, поскольку испытания «Меркавы Mk4» в подобных климатических зонах не проводились, нет никакого опыта применения израильского танка в сложных физико-географических условиях региона ЮВА.

Впрочем, не нужно быть крупным аналитиком, чтобы понять очевидное: тяжелый танк «Меркава Mk4», вес которого 67 тонн, увязнет по самую башню, став беспомощной мишенью. К тому же в этом регионе найдется совсем немного каменных мостов, способных выдержать вес бронированного монстра. А преодолевать водные преграды по дну «Меркава Mk4» не сможет, поскольку не имеет оборудования для подводного вождения.

Иное дело ОБТ Т-90С. Он создан на основе опыта эксплуатации и боевого применения танка Т-72 и является его дальнейшим развитием. Т-72 – один из самых массовых в мире, состоит на вооружении многих государств. К тому же именно эта машина имеет непревзойденный опыт боевого применения во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах в различных климатических и физико-географических условиях. ОБТ Т-90С сохранил все лучшие особенности своего предшественника, воплотил новые достижения российской военно-технической мысли и современные разработки в отечественном танкостроении. Поэтому машина получила признание на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде чем делать масштабные закупки, потенциальные заказчики устраивали российскому танку жесточайшие испытания на выживание в самых суровых климатических условиях и учебных ситуациях, максимально приближенных к боевым. Именно Т-90С оказался самым надежным и выносливым в условиях индийской пустыни Тар (штат Раджастан). После успешно пройденных экзаменов Джасвант Сингх, занимавший в то время пост министра обороны и иностранных дел Индии, заявил, что Т-90С – второй после ядерного оружия фактор сдерживания потенциальных военных угроз.

Еще одна важная деталь, на которую обращают внимание потенциальные покупатели. При производстве израильского танка «Меркава Mk4» 28 процентов комплектующих импортируются из-за границы, включая такие важнейшие агрегаты, как двигатель и трансмиссия. Компоненты двигателя МТ883 производятся фирмой MTU (Германия), собираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США и затем экспортируются в Израиль как силовая установка GD883. Трансмиссия RK325 производится фирмой Renk (Германия).

Это ставит производство и экспорт израильских танков в жесткую зависимость сразу от нескольких иностранных поставщиков из разных стран, что создает дополнительные проблемы для покупателей. Например, ремонт двигателя или трансмиссии должен осуществляться на заводе – производителе этих комплектующих, что увеличивает сроки ремонта и его стоимость. К тому же любое изменение политического вектора может привести к запрету на поставки запчастей, оборудования, боеприпасов. В результате танк становится грудой металлолома.

Сравни и подумай

Непредвзятый взгляд на военную технику позволяет сделать объективные выводы. Сравним основные характеристики двух танков.

Характерной особенностью танка «Меркава Mk4» является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) в передней части корпуса со смещением к правому борту. Слева от него расположено отделение управления. По мнению разработчиков, такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Но отделение управления не прикрывается двигателем и трансмиссией с левой стороны. К тому же из-за смещения рабочего места механика-водителя к левому борту и незначительного угла наклона верхнего броневого листа МТО обзор вправо сильно ограничен. Это усложняет управление машиной, например при маневрировании между препятствиями.

Размещение в кормовой части танка «Меркава Mk4» отсека для пехотинцев, носилок с ранеными или дополнительного комплекта боеприпасов значительно увеличило внутренний забронированный объем. Он в два раза превышает забронированный объем российского Т-90С. Такой внутренний объем очень сложно защитить от современных противотанковых средств поражения даже при весе почти 70 тонн. Попытка довести защиту «Колесницы» до уровня Т-90С приведет к еще большому увеличению веса израильской машины.

В свою очередь Т-90С имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Благодаря оптимальным компоновочным решениям и применению автомата заряжания танк обладает минимальным забронированным объемом, что позволило обеспечить защиту на уровне современных требований при весе машины 47,5 тонны.

Размещение механика-водителя танка Т-90С по центру дает ему хороший обзор и возможность безошибочно управлять танком в сложных условиях движения. Экипаж российского танка состоит из трех, а не четырех человек, как в «Колеснице». Посадка-высадка всего экипажа Т-90С осуществляется за 8–12 секунд. На «Меркаве Mk4» для этого требуется гораздо больше времени, поскольку заряжающий не имеет своего люка, а командирский настолько тяжел и массивен, что для его открытия используется электропривод.

Огневая мощь «Меркавы Mk4» обеспечивается комплексом вооружения, включающим 120-мм пушку-пусковую установку, 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы. Последний может быть заменен на 40-мм автоматический гранатомет. Установка 40-мм гранатомета подтверждает основное назначение танка – борьба с живой силой противника.

Танк Т-90С вооружен 125-мм пушкой-пусковой установкой повышенной точности, спаренным 7,62-мм и зенитным 12,7-мм пулеметами.

Заряжание пушки танка «Меркава Mk4» ручное. При этом 10 снарядов размещаются в электрическом барабанном механизме, подающем снаряды заряжающему, остальные 36 выстрелов находятся в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. Отсутствие автомата заряжания снижает скорострельность, а также увеличивает внутренний заброневой объем, что опять же существенно повышает массу танка.

Заряжание пушки танка Т-90С автоматическое. Наличие автомата заряжания повышает боевую скорострельность танка до восьми выстрелов в минуту, что превосходит возможности «Меркавы Mk4». Главное, что эта скорострельность не зависит от усталости, ранения и психологического состояния заряжающего.

Системы управления огнем обоих танков по составу и боевым свойствам схожи и включают комбинированные (дневной/ночной) прицелы со стабилизацией линии прицеливания, двухплоскостной стабилизатор вооружения, автомат сопровождения целей, цифровой баллистический вычислитель, комплекс управляемого вооружения.

Защищенность «Меркавы Mk4», как и Т-90С, многоуровневая. Она обеспечивается броней, автоматизированной системой постановки дымовых завес, активной защитой.

Для машины с внутренним объемом, как на «Меркаве Mk4», невозможно обеспечить круговую защиту от современных противотанковых боеприпасов одними лишь пассивными средствами. Это подтвердил опыт боевого применения. В результате на танк установили активную систему защиты.

Усиление защиты от поражения сверху привело к увеличению размеров «Меркавы Mk4». В результате танк стал значительно выше, что заметно снизило его маскировочные свойства, увеличило площадь фронтальной и боковой проекций.

Меньшие размеры танка Т-90С, его высота и площадь фронтальной проекции затрудняют обнаружение машины на поле боя благодаря лучшему использованию защитных свойств местности и значительно снижают вероятность попаданий в него со стороны противоборствующего средства. Для Т-90С разработан маскировочный комплект «Накидка», который существенно снижает заметность машины в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах, соответственно повышаются ее маскировочные свойства.

Еще один плюс Т-90С – бульдозерный отвал, благодаря чему танк за 20–30 минут способен без вспомогательных средств вырыть полноразмерный окоп. На «Меркаве Mk4» такого нет.

Анализ броневой защиты двух танков позволяет сделать вывод о превосходстве танка Т-90С над «Меркавой Mk4» по баллистической стойкости корпуса и башни благодаря разнесенной броне и качеству изготовления броневых листов, а также наличию динамической защиты. Динамическая защита, которой оснащен танк Т-90С, является на сегодня лучшей в мире. Ее особенность – высокая эффективность против как кумулятивных, так и бронебойно-подкалиберных боеприпасов.

Защита же танка «Меркава Mk4» направлена прежде всего на снижение поражающего эффекта кумулятивных боеприпасов. Это еще раз подтверждает факт, что израильская «Колесница» разработана для использования в специфических условиях и против специфического противника – живой силы, вооруженной ПТУР и РПГ. При ведении боевых действий против танков, имеющих на вооружении мощные бронебойно-подкалиберные снаряды, защита «Меркавы Mk4» неэффективна.

Что касается автоматизированной системы постановки дымовых завес, которая предупреждает о лазерном наведении и обеспечивает автоматический отстрел дымовой шашки в сторону источника луча, то ею оснащены обе машины.

Габариты и большой вес «Меркавы Mk4» значительно ограничивают как оперативно-тактическую, так и стратегическую подвижность. Израильский танк оснащен мотором в 1500 лошадиных сил. У Т-90С мощность двигателя 1000 лошадиных сил. Но если разложить лошадиные силы на вес танков, то их возможности сопоставимы. Повышенная мощность ведет к увеличению потребления топлива. Запас хода по асфальту обоих танков составляет порядка 500 километров. Но «Колесница» съест 1400 литров горючего, а Т-90С – только 1200. Военные понимают, что в боевых условиях разница существенна. Кроме того, «Меркава Mk4» работает только на солярке. Двигатель танка Т-90С многотопливный, что дает очевидные преимущества в военное время.

Далеко не всем известно, что «Меркава Mk4» оснащена пружинной подвеской. При движении по пересеченной местности она ограничивает скорость машины и точность стрельбы с ходу, так как колебания корпуса серьезно влияют на ошибку стабилизации при наведении оружия. На бронетехнике основных армий мира такой тип подвески практически не используется.

Танк Т-90С оснащается торсионной подвеской, обеспечивающей высокую плавность хода, возможность двигаться по пересеченной местности на больших скоростях и повышенную точность стрельбы с ходу. Автомат переключения передач повышает удобство управления, уменьшает физические нагрузки и утомляемость механика-водителя, особенно на длительных маршах при движении в колонне.

Т-90С отличается высочайшей надежностью. Это один из принципов, которым руководствуются российские инженеры при создании танков. Наши танки обладают огромным резервом для модернизации и отличаются простотой обучения экипажа и техперсонала, высокими эксплуатационными характеристиками, что существенно снижает требования к уровню подготовки эксплуатантов.

И, наконец, по параметру «цена-качество» российский Т-90С оставил далеко позади не только «Меркаву Mk4», но и танки других ведущих производителей. Потому и стал самым продаваемым на зарубежных рынках.
Подробнее: h
449 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Campo731
    0
    4 января 2015 03:43
    Мда, т-90С - тот ещё красавчик. Противнику остаётся только сраться.
  2. fog1974
    +1
    6 января 2015 23:40
    Правильно сказано, что Меркава рассчитана для местного ТВД (каменистый грунт, нет у противника тяжелой техники, только ручное). Насчет посадки экипажа ( экипаж может выйти не только через верх, но и через заднюю аппарель).Меркава может воевать только у себя. А земли у них маловато. Но они молодцы, развивают свою технику, под себя, а не покупают.
  3. Beiderlei
    0
    7 января 2015 14:56
    В ходе операции буря в пустыни британский танк Challenger I обычным бронебойным снарядом L31, выпущенным из 120 мм нарезной пушки поразил иракский танк т 55 советского производства на предельной дальности ………………….5100 м! А есть ещё подкалиберные снаряды: L23 с вольфрамовым сердечником и L26 с сердечником из обедненного урана! Это цитата из книги танки XXI века стр. 49 автор михаил барятинский, москва 2010 г.
    1. +1
      7 января 2015 15:13
      Цитата: Beiderlei
      Это цитата из книги танки XXI века стр. 49 автор михаил барятинский, москва 2010 г.

      Не хочу ничего такого этакого сказать , просто интересно фиксирование данного события .
  4. kig
    -1
    7 января 2015 21:54
    Автор совершенно правильно сказал в самом начале, что только испытания на поле боя дают ответ, какой танк лучше. Меркава в боях участвовала, а Т90?
    1. 0
      8 января 2015 16:00
      Цитата: kig
      Меркава в боях участвовала, а Т90?

      А что Вы знаете о Т-90 ?
      lol
    2. +1
      9 января 2015 13:50
      Цитата: kig
      Автор совершенно правильно сказал в самом начале, что только испытания на поле боя дают ответ, какой танк лучше. Меркава в боях участвовала, а Т90?

      Опять замечу,
      когда хотят подчеркнуть как бы древность разработки, то Т-90 называют 17-ой модернизацией Т-72 (самый воюющий танк).
      А когда не выгодно, то Т-90 вроде как с Луны упал, совершенно новая разработка, нигде не воевавшая.
  5. 0
    8 января 2015 15:45
    А это вчера такая "пустыня песочная" на Голанских высотах. Это белое - чистый песочек.
    Меркаву песочком присыпало.
    1. +2
      8 января 2015 15:48
      Пустынный Израильский пейзаж.
    2. -1
      8 января 2015 15:59
      Цитата: sidorshuk
      Меркаву песочком присыпало.

      Что Вы форумчан совсем за лохов считаете , от песка сахарную вату не отличим ?!
      На что только Израэль не идёт , что бы продвинуть Меркаву !
      Исторические корни

      wink
      1. +3
        8 января 2015 16:09
        Вон что с ватой сахарной творим .......
        С помощью ваты и каких-то танцев удалось спихнуть меркаву в Сингапур и Колумбию.
        А добавили немного сиропа мейпл - и вот уже армия США готова купит БТР Намер на базе Меркава 4.
        Вот такой гешефт провернули с ватой!
        1. 0
          8 января 2015 16:18
          Цитата: sidorshuk
          БТР Намер на базе Меркава 4.

          Мда , ну если это БТР _
          1. +1
            8 января 2015 16:32
            А что это? Мотоколяска?

            http://topwar.ru/507-tyazhyolyj-bronetransportyor-namer-leopard-izrail.html
            1. 0
              8 января 2015 17:19
              Цитата: sidorshuk
              А что это? Мотоколяска?

              Ага , МотоКолесница !
              Тут такое дело , одним из основным препятствий , для принятия на вооружение БМП как таковых , была их стоимость .
              Это СССР ничего для ВС не жалел , вот другие ...
              Потом им правда пришлось это сделать , но дешевле от этого БМП не стали .
              Так что мы здесь видим грамотную утилизацию устаревшей БТТ , к слову и не в первый раз .
              hi
  6. +2
    8 января 2015 16:24
    Цитата: Циник
    транные у Вас представления о Сингапуре , а уж о применении БТТ ...

    Капцов отличную статью про танки Сингапура написал.)))

    И клевую фотку нашел морковки,когда искал как выглядит спаренный с пушкой пулемет
    1. +1
      8 января 2015 16:25
      ____________________
      1. 0
        8 января 2015 16:32
        Цитата: Kars
        клевую фотку нашел

        Мда
        Израиль отличается значительным географическим разнообразием: от пустыни Негев на юге до горных цепей Галилеи, Кармель и Голанских высот на севере.

        Нужно понимать это где-то между .
  7. 0
    10 января 2015 11:41
    Все во все горло орут, вот у нас тепловизор хреновый, панорамы нет, а вы когда нибудь танковый бой выдели кроме как в пустынях, а в России и Европе лесостепи, дальше 2 км нет видимости, поэтому зачем ставить на наши танки дорогущие приборы и этого хватит. Главное сейчас тактика и выучка экипажа! soldier
  8. MihailK1969
    +1
    10 января 2015 22:16
    Автор явно завис в 20 веке...Не более того.. "Несокрушимый броневой кулак, все сметающий на своем пути мощным огнем, – вот что такое русский Т-90С."....Какой кулак? Он есть? РФ не СССР 70-х годов прошлого века! Танковые встречные бои вообще не предполагаются.. Исключительно Функции Меркавы - поддержка пехоты..эвакуация...подавление огневых точек...Не более того...Кстати этим заняты наши танки например в Сирии...и горят они, по крайней мере, не хуже абрамсов и Меркава... Пр чем горят так, что у экипажа вообще нет шансов выжить...Или т72 имеет глобальные отличия от т90? ТО ЖЕ САМОЕ!
  9. 0
    12 января 2015 13:21
    Цитата: Bad_gr

    Опять замечу,
    когда хотят подчеркнуть как бы древность разработки, то Т-90 называют 17-ой модернизацией Т-72 (самый воюющий танк).

    Но ведь коцептуально уши растут из мобилизационной версии т-64.
    Самый воюющий - т54\55.
    Цитата: Bad_gr

    А когда не выгодно, то Т-90 вроде как с Луны упал, совершенно новая разработка, нигде не воевавшая.

    Никто не говорит что разработка новая , но ведь именно т-90 , как раз нигде и не воевал.
    1. 0
      12 января 2015 21:02
      Цитата: mimo-crock3
      Но ведь коцептуально уши растут из мобилизационной версии т-64.

      Не соглашусь с такой интерпретацией появления Т-72.
      Постановлением ЦК три танковых завода обязали выпускать танк Т-64. Но выпускал его только Харьков. Конкретно, уральцы, погоняв Т-64 по своим полигонам как результат получили трещины в днище танка (кто не в курсе, торсионы ходовой Т-64 через проушины крепят к днищу, а не в бортах, как у Т-72) поэтому ходовую взяли свою. Так как конвейер крепится к днищу, а не к башне (у Т-64) изменили форму днища (оно более жёсткое). Дефицитный дорогой и ненадёжный двигатель поменяли на свой проверенный. И т.д и т.п.
      В общем в Т-72 от Т-64 остались только общие контуры корпуса, который имея ослабленную зону в районе смотровых приборов мех.водителя, тоже, идеалом не назовёшь.
      Решением правительства, на Т-72 не ставилось прогрессивное СУО, подобное тому, что ставили на Т-64 и на Т-80. В противном случае (при установке современного СУО на Т-72) выпуск Т-64, дорогого и не надёжного танка, оправдать было нечем.
      Насчёт "мобилизационного танка".
      На базе Т-72 могли бы выпускать танк как с дорогой так и с дешёвой начинкой начинкой ("мобилизационный"). А Т-64 выжил в тот период только благодаря своему "лобби"(связям дирекции завода).
  10. 0
    12 января 2015 13:28
    Цитата: sidorshuk
    А что это? Мотоколяска?
    http://topwar.ru/507-tyazhyolyj-bronetransportyor-namer-leopard-izrail.html

    Да , мотоколяска. Тогда бмп-2\3 - это велосипед бабочка розового цвета , по производству жареных мотострелков. Такая ситуация даже ВС РФ не устраивает , т.к. рождаемость низкая , и в разработке "Курганец-25" , ТМБП на платформе "Армата" , бтр "Бумеранг" - унифированная модульная бронетехника , именно в западной концепции.
  11. 0
    12 января 2015 21:00
    Не знаю видели или нет, но написано свежий ролик о "Армате" http://www.youtube.com/watch?v=OKlKZ1idRcQ
  12. 0
    12 января 2015 21:38
    Цитата: Штык
    Не знаю видели или нет, но написано свежий ролик о "Армате" http://www.youtube.com/watch?v=OKlKZ1idRcQ

    С таким же успехом можно было выложить концепт арты мамонт-танков. Такое же соответствие реальности.
    1. 0
      13 января 2015 07:03
      Цитата: mimo-crock3
      С таким же успехом можно было выложить концепт арты мамонт-танков. Такое же соответствие реальности

      Пострадал кто то?
    2. 0
      13 января 2015 12:48
      Цитата: mimo-crock3
      С таким же успехом можно было выложить концепт арты мамонт-танков. Такое же соответствие реальности.

      На мой взгляд, если собрать описание "Арматы" с разных сайтов, то как раз и получим внешний вид того, что в ролике. Вопросы возникают только по расположению дополнительного вооружения и его составу, + выхлопная труба с Т-80 (то бишь, стоит турбина, а должен дизель В-2)
      А так: нос корпуса как у объекта 187, семикатковое шасси, экипаж в передней части танка (люки перед башней), боеукладка в корпусе, поэтому необитаемая башня плоская (внутренний объём башни только под пушку и автомат заряжания).

      Что не так?
      1. 0
        13 января 2015 13:38
        Цитата: Bad_gr
        На мой взгляд, если собрать описание "Арматы" с разных сайтов, то как раз и получим внешний вид того, что в ролике.




  13. 0
    12 января 2015 22:37
    Цитата: Bad_gr

    На базе Т-72 могли бы выпускать танк как с дорогой так и с дешёвой начинкой начинкой ("мобилизационный").

    Ок. Не обязательно мобилизационный в сослагательном наклонении , но исторически сложилось иначе. Однако основные идеи те же : комбинированная броня , низкая высота , 3 человека экипаж , автомат\механизм заряжания .
  14. MihailK1969
    0
    19 января 2015 19:40
    Я Вам одну Вещь скажу lol Только Вы не Ругайтесь...
    Меркава эта чисто штурмовой танк...его идеология полностью отвечает современным реалиям...Защита экипажа на высоте...Присутствует Активная защита (у нас "Арены" нет ни на одном танке).... Вооружение позволяет выполнять любые задачи..
    Т90С...Господа-Товарищи.... Ну скажите Мне, что Это не модернизация т-72 lol я Вас на Сайт разработчиков отошлю! Ребята - танк для камикадзе! И скажите что Это не так - видео 72-х выгорающих от гранатомета в Сирии посмотрите - степень защиты экипажа поменялась? А поподробней можно?
    Т90С не отвечает нынешней ситуации.....Это танк рассчитанный на массовое применение крупными соединениями.. Время не то! Сколько было танков у СССР? А сейчас сколько?
    Короче Меркава, именно как "Танк" в современном его понимании, несравненно Лучше...
    Ждем от наших конструкторов нечто Новое...хотя....со времен СССР Нового то, ни в одном сегменте оборотки, пожалуй и не произвели за все эти годы....
    1. 0
      19 января 2015 20:00
      Цитата: MihailK1969
      "Танк" в современном его понимании, несравненно Лучше...

      Как там по "чесноку" , да ?
      Так , вот по чесноку , не в современном , а в вашем понимании ...
      Цитата: Выбегалло
      Компрене ву?

      wink
  15. 0
    31 января 2015 16:07
    Комментарии убойные! Поке все перечитаетшь
  16. 0
    12 февраля 2023 06:49
    Немного однобокая рекламная статья. Логика автора ясна, но давайте уже рассмотрим, как говорится нюансы. Как уже отмечалось многое зависит от ТВД на котором применяется бронетехника. В этом случае у Меркавы есть определённые плюсы его применения в условиях городской застройки. Кроме того с ним действительно проще эвакуировать раненых пехотинцев. Про Леопарды и Абрамсы писалось, что найдено эффективное средство их поражения, будем жечь их гранатомётами в борт, так вот Меркава к этому готова. Автомат заряжания кстати имеет не только плюсы но и минусы: технологически непреодолиых проблем для его воспроизведения на другой машине, ибо наших танков полно было продано за границу, но другие страны это не делают по причине частой детонации боекомплекта при попадвании, да и лишний человек при нештатной ситуации не помешает.