40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание

53
В 2013 году исполнилось ровно 40 лет со дня запуска в производство на Ростовском вертолётостроительном заводе (ныне – ОАО «Роствертол») ударного многоцелевого вертолёта Ми-24. Многоцелевой военно-транспортный вертолёт Ми-24 стал первым отечественным вертолётом, специально предназначенным для боевых действий. Его конструкция оказалась настолько удачной, что модификации Ми-24 эксплуатируются и поныне. В настоящее время зарегистрировано около 1500 вертолётов этого типа, которые состоят на вооружении 60 стран мира. Всего за 40 лет было построено около 3500 вертолётов Ми-24.



История создания отечественного вооружённого вертолёта, способного своими огневыми средствами поддерживать наземные войска, относится к 1950-м гг. Первой попыткой в этом направлении стало оснащение ПТУР 9М14М «Малютка» первенца М.Л. Миля вертолёта Ми-1. За ним последовал транспортно-боевой вертолёт Ми-4АВ. Почти 185 Ми-4АВ, укомплектованных крупнокалиберным пулемётом А-12,7, четырьмя ПТУР «Фаланга» и НАР С-5, эксплуатировались сначала в Военно-транспортной авиации, а затем - во фронтовой, осуществлявшей поддержку Сухопутных войск.

За рубежом идея вооружённой винтокрылой машины была реализована в вертолёте UH-1H «Ирокез», широко применявшемся в боевых действиях во Вьетнаме. Он и перевозил солдат, и поддерживал их огнём. Но постепенно западные эксперты пришли к пониманию того, что ударный вертолёт - это только платформа для различного вооружения, а переброску десанта должна осуществлять десантно-транспортная машина, но тоже вооружённая.

В нашей же стране победила концепция транспортно-боевого вертолёта, поддержанная министром обороны маршалом А.А. Гречко. Новый винтокрылый аппарат фактически должен был стать летающей боевой машиной аэромобильной пехоты. В 1967 г. на опытном заводе ОКБ М.Л. Миля построили два макета и несколько вариантов носовой части машины, названной В-24. Они отражали два основных подхода к решению проблемы: первый - вертолёт с взлётной массой 7 т и одним двигателем ТВЗ-117, второй - с массой 10,5 т и двумя ТВЗ-117. В этом же году Министерство обороны объявило конкурс, в котором приняли участие Московский и Ухтомский вертолётные заводы.

Вертолёт Ми-4АВ


Милевцы представили проект В-24 -будущий Ми-24. Камовцы предложили Ка-25Ф - модифицированный корабельный вертолёт. Его вооружение включало подвижную установку с 23-мм пушкой ГШ-23, шесть ПТУР «Фаланга-М», или шесть блоков УБ-16 с 57-мм НАР С-5, или авиабомбы. В грузовой кабине размещалось до восьми десантников. По взлётной массе эта машина была близка к первому варианту В-24, но существенно уступала второму по максимальной скорости; эквивалентность по боевой нагрузке была достигнута экстремальным использованием модернизационного потенциала серийной машины. Эти обстоятельства, видимо, и повлияли на выбор более перспективного В-24 с двумя ТВЗ-117.

Говоря о В-24, нельзя обойти вниманием вклад в создание вертолёта ОКБ ЛМЗ им. В.Я. Климова. Под руководством главного конструктора С.П. Изотова в 1965 г. здесь начали разработку двигателя ТВЗ-117 мощностью 2200 л.с. Этот коллектив в 1960 - 1965 гг. создал первый отечественный вертолётный газотурбинный двигатель ТВ2-117 мощностью 1500 л.с. Теперь ленинградцы предлагали двигатель нового - третьего поколения: в полтора раза мощнее и короче ТВ2-117, существенно более лёгкий и экономичный.

Макет первого варианта В-24 с одним ТВД


Макет второго варианта В-24 с двумя ТВД


ОКБ М.Л. Миля обратило внимание на ТВЗ-117 с начала разработки и предложило его сначала в качестве силовой установки для Ми-14. Вполне естественно, что двигатель со столь высокими техническими характеристиками милевцы применили и на В-24, где он «пришёлся ко двору». Несмотря на большое количество новых конструктивных и технологических решений, первый опытный образец ТВЗ-117 ЛМЗ изготовил в декабре 1966 г.

Макет вертолёта В-24 был вооружён авиационной пушкой ГШ-23. На боковых рамах под грузовой дверью установили по паре ПТУР 9М17М «Фаланга-МВ» с РКСН. На небольшом крыле без поперечного «V» расположили балочные держатели для четырёх бомб или блоков НАР.

Представители Министерства обороны, входившие в состав макетной комиссии, предложили заменить дозвуковые ПТУР с ручным режимом наведения сверхзвуковыми ракетами с полуавтоматической РКСН, а пушку ГШ-23 - 12,7-мм высоко-темпным крупнокалиберным пулемётом, создававшимся в тульском ЦКИБ СОО с 1967 г.

Полномасштабная разработка В-24 началась в соответствии постановлением Совмина СССР от 6 мая 1968 г. В этот же день были приняты постановления правительства о создании двигателя ТВЗ-117 и унифицированного сверхзвукового ПТ-РК 9К113 для армейского вертолёта и самоходной пусковой установки. Общее руководство созданием В-24 осуществлял генеральный конструктор М.Л. Миль, а после его смерти - главный конструктор М.Н. Тищенко; техническое руководство было возложено на заместителя главного конструктора В.А. Кузнецова, а первым ведущим конструктором стал В.М. Оль-шевиц.

Первый опытный образец В-24 в первоначальном виде


Первый опытный образец В-24 после установки вооружения


Профиль лопастей несущего винта для В-24 подбирали в ЦАГИ, но к моменту постройки первого образца машины эту работу не завершили. Тогда по предложению одного из ведущих конструкторов ОКБ новую лопасть изготовили на Казанском вертолётном заводе: к носовой части лопасти с лонжероном от Ми-8 присоединили хвостовую с сотовым заполнителем от Ми-4 - лопасти имели одинаковый профиль NACA-230. По сравнению с лопастью Ми-8 она получилась на 2 м короче и на 20 мм шире. Такое решение посчитали удачным, и позже под него подвели научное обоснование.

Но со временем выяснилось, что казанский гибрид создаёт существенно меньшую тягу, чем винт Ми-8. Статический потолок у В-24 в стандартных условиях составлял 0,8 — 1,3 км. Этого оказалось явно недостаточно в горах Афганистана, где боевой вертолёт по взлётно-посадоч-ным и тяговым характеристикам уступал Ми-8МТ с аналогичными двигателями.

Кроме того, составная лопасть создавала большой шарнирный момент. Особенно существенно он возрастал с увеличением барометрической высоты полёта и вертикальной перегрузки. Мощности гидроусилителей при выполнении горки или боевого разворота часто оказывалось недостаточно для преодоления суммарных усилий от шарнирных моментов всех лопастей. В результате происходило временное «заклинивание» управления в продольном направлении. Потребовалась разработка более мощных бустеров и постепенная замена ими первоначально разработанных силовых исполнительных механизмов.

Отличительной чертой аэродинамической компоновки В-24 являлся наклон вправо от вертикальной плоскости на 2,5° вала несущего винта вместе с силовой установкой, вызванный стремлением повысить точность стрельбы из неподвижного оружия. Это было связано с тем, что характерными режимами полёта вертолёта являются висение с небольшим креном и полёт с небольшим скольжением, вызванные необходимостью балансировки боковой составляющей тяги рулевого винта. Благодаря наклону плоскости вращения ротора крен и скольжение на всех режимах получились минимальными: крен - 0,5 - 1,5°, скольжение - 1°. Для разгрузки рулевого винта при полёте на большой скорости концевая балка имела относительно большую площадь (2,8 м2) и несимметричный несущий профиль. На максимальной скорости балка создаёт 67% боковой силы, необходимой для уравновешивания реактивного момента несущего винта.

Особое внимание при проектировании В-24 уделялось повышению боевой живучести путём резервирования основной и дублирующих гидросистем управления, противопожарной защиты, установки системы нейтрального газа, а также бронирования кабины экипажа и наиболее важных агрегатов и устройств. Предусматривались аварийные выпуск шасси и электропитание. Резервирование включало в себя двойное управление машиной с рабочих мест лётчика и оператора, а также многое другое.

Требования к В-24 были такими высокими, что реализовать их в полном объёме и в заданные сроки отечественная промышленность не смогла. Руководство МВЗ, стремясь ускорить процесс создания новой машины, запустило в производство опытный образец В-24 (изделие 240) ещё до одобрения его макета государственной комиссией.

40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 1) Создание
Первый опытный образец В-24 в полёте


Первый опытный образец В-24 до доработки


Доработанный В-24 с удлинённой кабиной, крылом с отрицательным поперечным V и рулевым винтом с левой стороны


Поэтому вместо макета комиссии предъявили в феврале 1969 г. уже первый опытный образец вертолёта. Отличительной чертой этого первого варианта машины была кабина экипажа с плоским остеклением, под которым размещались друг за другом со смещением оператор вооружения и лётчик. Представители Министерства обороны выявили массу недостатков, высказали ряд замечаний и пожеланий, но часть выявленных тогда огрехов навсегда «вписалась» в машину. Лётчики-испытатели НИИ ВВС и пилоты липецкого 4-го ЦБП и ПЛС пришли к единому мнению: компоновка кабины экипажа В-24 не обеспечивает требуемого обзора воздушного пространства.

Первый В-24 поднял в воздух 19 сентября того же года Г.В. Алфёров. В заводских испытаниях двух первых образцов В-24, кроме Алфёрова, приняли участие лётчики Г.Р. Карапетян и М.А. Материальный, бортмеханики В. Тарабухин и Ф. Новиков. Ведущим инженером по лётным испытаниям был Б.В. Смыслов.

Для госиспытаний пять опытных экземпляров В-24 построили в Москве и ещё пять - в 1970 г. на заводе «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край), где готовились к серийному производству нового вертолёта. Подготовка к выпуску серии, начатая до завершения госиспытаний, была вполне в традициях советской авиапромышленности: после завершения основного объёма испытаний подписывалось предварительное заключение, дававшее заводу право на развёртывание серийного производства. Из арсеньевской пятёрки первая машина предназначалась для ресурсных испытаний, а пятая -для отработки ПТРК «Штурм-В».



Препятствием для начала выпуска серии являлось отставание в разработке систем вооружения и двигателя: ТВЗ-117 только в декабре 1969 г. предъявили на 300-часовые ресурсные государственные стендовые испытания, а аппаратура ПТРК «Штурм-В» существовала лишь в виде макетов. В этой ситуации руководство ВВС и МАП пошло на компромисс: часть недостатков, выявленных макетной комиссией и в ходе госиспытаний, решили устранить позже, а первые серийные вертолёты комплектовать существующими системами.

В-24 проходил госиспытания с июня 1970 до конца 1972 г. Летали на них Ю.Н. Крылов, М.В. Разомазов и Б.А. Щербина; ведущим инженером был С.Х. Атабе-кян. В ходе испытаний выявилась масса различных «эффектов». На некоторых режимах дал о себе знать так называемый «голландский шаг», когда машина, как маятник, начинала раскачиваться по курсу и крену. Для устранения колебаний крыло установили с обратным поперечным V. Одновременно на его законцов-ки перенесли узлы подвески ПТУР, из-за расположения которых на фюзеляже впереди блоков УБ-32А-24 неуправляемые ракеты из блоков могли столкнуться с ними при пуске. Затем удлинили кабину экипажа для обеспечения нормального размещения нового пулемёта в установке УСПУ-24 и аппаратуры комплекса 9П145 «Фаланга-ПВ».

На висении перед уходом в испытательный полёт для определения точностных характеристик НАР начался помпаж двигателей. Мастерство лётчика Крылова помогло сохранить вертолёт.

Испытания на песчаных грунтах выявили быстрый износ лопаток первых ступеней компрессора двигателя и передних кромок лопастей несущего винта. Металлическая оковка последнего буквально на глазах превращалась в почти прозрачную оболочку и деформировалась, приобретая форму, далекую от расчётной. Всё это доставило много хлопот конструкторам.

Ми-24А из установочной серии выпуска 1970 г.


Постепенно основные недостатки машины были устранены и её сочли пригодной для принятия на вооружение под обозначением Ми-24. Особая роль в реализации идеи боевого вертолёта в нашей стране принадлежала главкому ВВС П.С. Кутахову. Под его непосредственным руководством получили путёвку в жизнь все модификации Ми-24, он прекрасно знал боевые и лётные характеристики машины, считал её своим детищем и порой сам докладывал о вертолёте на показах авиационной техники руководству страны.

В 1975 г. на облегчённом варианте Ми-24 под обозначением А-10 экипаж Г.В. Расторгуевой установил ряд женских мировых рекордов скороподъёмности, а три года спустя, 21 сентября 1978 г. лёт-чик-испытатель Г.Р. Карапетян установил мировой рекорд скорости - 368,4 км/ч.

Продолжение следует ...
Ми-24. Винтокрылый боец. История продолжается 1

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    22 марта 2013 08:36
    Трудяга-крокодил.
    Неприхотливый, выносливый и надёжный.
    1. +5
      22 марта 2013 10:31
      Хороший вертолет и надежный ,особенно востребован в развивающихся странах где цена на изделие имеет решающее значение.что отрадно завод Росвертол в своей линейки сохранил производство и выпускает 2 версии
      1- Ми-35П
      2-Ми-35М
  2. +11
    22 марта 2013 08:48
    Хорошая машина. Честь и хвала создателям!!!
  3. avt
    +9
    22 марта 2013 09:18
    Машина уже стала легендой ! ------ ,,Представители Министерства обороны, входившие в состав макетной комиссии, предложили заменить дозвуковые ПТУР с ручным режимом наведения сверхзвуковыми ракетами с полуавтоматической РКСН, а пушку ГШ-23 - 12,7-мм высоко-темпным крупнокалиберным пулемётом, создававшимся в тульском ЦКИБ СОО " ----а вот это наконец исправили и на МИ-35 вернулись к изначально задуманной Милем турели со спаркой 23мм .
    1. +5
      22 марта 2013 13:05
      В Афганистане лётчики жаловались на недостаточную огневую мощь пулемёта. Не знал, что идея с 23-мм пушками жива и поныне. good

      По вертолёту - Ми-24 стал настолько узнаваемой машиной, что сегодня крепко-накрепко ассоциируется с СССР и Россией. Своеобразная фирменная марка страны. Характерно, что даже новейшим вертолётам до него ещё ой как далеко.
      Красивая, грозная машина.
      Лично у меня она крепко ассоциируется с войной в ДРА, где эта "летающая броня" стала настоящим "ангелом смерти" или, как её прозвали душманы - шайтан-арба. Сколько жизней нашим солдатам там спасла огневая поддержка Ми-24 в самых сложных условиях.
    2. smprofi
      +6
      22 марта 2013 14:57
      Цитата: avt
      а вот это наконец исправили и на МИ-35 вернулись к изначально задуманной Милем турели со спаркой 23мм .

      хм...
      не совсем так...
      или даже СОВСЕМ НЕ ТАК



      Ми-24ВП — модификация с турельной пушечной установкой НППУ-23 вместо пулемета ЯКБ-12,7 с двухствольной пушкой ГШ-23Л. Ми-24ВП («изделие 258») выпускался с 1989 года по февраль 1992 г. Общий выпуск — 179 машин. Артиллерийский залп Ми-24ВП с контейнерами 213П-А и УПК-23-250 уступает только gunship AC-130U Spectre.



      Ми-24П (Hind F) — пушечный («изделие 243»). Отличался неподвижной установкой У-260 по правому борту со спаренной пушкой ГШ-2-30К. Пулемет и его прицельный комплекс сняты, поскольку прицеливание осуществлялось самим вертолетом. Разработан в 1974-1975 годах. В 1981-1989 годах изготовлено 620 вертолётов.



      Ми-24ВМ — модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28Н, всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех "Липа", подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23Л, усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР "Атака" — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР "Малютка", "Штурм" и "Фаланга-М". УР В-В "Игла-В". Первый полёт в марте 1999 года

      что же касается... "нового" Ми-35... то он выпускался еще во времена Союза:

      • Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.



      • Ми-35М1 — модернизированный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА, французской авионикой, укороченным крылом. Состав вооружения аналогичен Ми-24ВП.

      • Ми-35М2 — высотный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМА-СБЗ.

      • Ми-35М3 — экспортный вариант Ми-24ВМ.

      • Ми-35МО — ночной. Отличается оптико-электронной системой ГОЭС-342. В 2000 году переоборудовано 2 вертолёта.

      • Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П.

      тут просто идет "игра на публику": модернизировали Т-72 - появился супер новый Т-90, модернизировали имеющиеся Ми-24 - появился Ми-35 (при этом как-то совсем забыли, что еще при Союзе таким индексом обозначались экспортные машины)
      1. avt
        +3
        22 марта 2013 16:27
        Цитата: smprofi
        хм...
        не совсем так...
        или даже СОВСЕМ НЕ ТАК

        request Точно ! Моя ошибка ,было дело после афгана на ВП ставили hi По поводу МИ-24П со спаркой 30мм , не совсем то что Миль планировал . А МИ-24ВП ,действительно пропустил fool request Плюс вам .
        1. +1
          22 марта 2013 18:22
          Мужики, интересует, как осуществляется управление и наведение подвижной турелью. Там какой-то экран есть в кабине? Не визуально же он пушку/пулемёт наводит. what
          1. smprofi
            +3
            22 марта 2013 20:58
            место стрелка:



            Ми-24А



            Ми-24Д



            Ми-24В



            Вариант кабины Ми-24, представленной BAE Systems на выставке Helitech 2001

            визуально (перед глазами летчика есть прицел-перекрестие перед остекленением фонаря) и наводит сам вертолет корпусом летчик в варианте Ми-24П с неподвижной установкой У-260 по правому борту со спаренной пушкой ГШ-2-30К
            тут на ролике есть стрельба, из ГШ-2-30К точно. и есть съемки из кабины. не так сильно и трясет

            [media=http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=7fX3t5bg7N4]
        2. 0
          22 марта 2013 19:16
          Представляю, как колбасит аппарат при стрельбе из 23-мм ГШ. belay
  4. +5
    22 марта 2013 09:32
    Поэтому вместо макета комиссии предъявили в феврале 1969 г. уже первый опытный образец вертолёта. Представители Министерства обороны выявили массу недостатков, высказали ряд замечаний и пожеланий, но часть выявленных тогда огрехов навсегда «вписалась» в машину. И самое главное чего нам сечас нехватает. Первый В-24 поднял в воздух 19 сентября того же года Г.В. Алфёров. Это своего рода Автомат Калашникова в Вертолетостроении.
  5. ed65b
    +9
    22 марта 2013 09:48
    Читал статью американского пилота он в восторге о 24. говорит что ничего подобного у нас нет. А солдаты на учениях ссат кипятком когда он на них на бреющем идет. Это его забавляло.
    1. smprofi
      +4
      22 марта 2013 15:01
      Цитата: ed65b
      Читал статью американского пилота

      вот она: http://www.airforce.ru/content/daidzhest_1/126-mi-24-v-ssha/

      что касается самого Ми-24 и личных впечатлений: то имел удовольствие его лицезреть в живую. когда он исполнял учебную атаку на учебную позицию нашей батареи. до этого, прожил 5 лет в гарнизоне где базировался пол МиГ-21 - и насмотрелся и наслушался. еще в 76-м или 77-м видел пару видеофильмов о ВОП (история создания, применение). кино — это что-то одно, а вот когда из-за кромки леса на тебя выходит пара "крокодилов" в обвесе и идет по оврагу ниже кромки деревьев в штыковую... как хорошо, что это были только учения!
  6. +8
    22 марта 2013 10:01
    Да, крокодил один из лучших вертолетов в мире!!! Настоящий трудяга войны!!!
  7. +8
    22 марта 2013 10:14
    Спасибо советским конструкторам за создание такого оружия.!
  8. +6
    22 марта 2013 10:28
    На фото "аквариум" (первая версия МИ-24) у нас такой в училище был ) .
    1. +5
      22 марта 2013 12:46
      "Аквариум" это. Изделие 244-245,в конце 80х еще стояли на вооружении Ливии и вьетнама, и кажется Йемена,
      1. smprofi
        +3
        22 марта 2013 15:10
        Цитата: igor67
        стояли на вооружении Ливии и вьетнама, и кажется Йемена

        во Вьетнаме - до сих пор.
        и до сих пор в Эритрее и Эфиопии

        1. +3
          22 марта 2013 17:03
          [quote=smprofi][quote=igor67]стояли на вооружении Ливии и вьетнама, и кажется Йемена[/quote]
          во Вьетнаме - до сих пор.
          и до сих пор в Эритрее Мы Вьетнамцам делали (ремонт) в конце 80х бесплатно, проводку мыши полностью съели
  9. +7
    22 марта 2013 11:55
    Всегда относился к "Крокодилу" с особенной симпатией!..
    Автору огромное спасибо за интересный и познавательный материал. Ждем продолжения...

    В тему из моих демов... Разок уже скидывал его здесь на сайте, но раз уж пошла такая тема...
  10. +5
    22 марта 2013 12:00
    Отличная машина для 70-80х годов. Достойная для 90- 00х. Сейчас, увы, уже стареет. Время берёт своё. Но, если вспомнить первые кадры фильма "В зоне особого внимания"... Поле, березнячок... и две мощные машины поднимающиеся над сей пасторалью!.. (первый раз тогда увидел этот вертолет) - Восторг. На службе не сталкивался близко - слышал только отзывы от друзей, которые Саратовское в свое время закончили... Зачётный вертолёт - боец!
    1. smprofi
      +2
      22 марта 2013 15:14
      Цитата: Страшный прапёрщик
      Сейчас, увы, уже стареет.

      ну как тебе сказать...
      посмотри на впечатление этого гуся лапчатого, солдата удачи:

      [media=http://www.youtube.com/watch?v=BdsiZOE-5zY]

      летает себе по Африке и ловит кайф
    2. Algor73
      +3
      22 марта 2013 15:17
      Этот "старичок" ещё задаст фору любому "молодому". Уж больно удачная модель получилась. А такие живут очень долго.
  11. smprofi
    +4
    22 марта 2013 13:01
    с чего начинались ВОП в СССР:



    Ми-1МУ с четырьмя ПТУР комплекса "Фаланга"



    Варианты вооружения Ми-1МУ: пулемет РПК, противотанковые комплексы "Фаланга" и "Малютка"



    Ми-4, вооруженный 128 НУР С-5М (С-5К) и 12,7-мм пулеметом



    Первый прототип вертолета Ми-24

    летчики-испытатели, которые дали дорогу в небо Ми-24:



    Летчик-испытатель Герман Алферов



    Летчик-испытатель Гурген Рубенович Карапетян



    Летчик-испытатель Марат Антонович Материальный

    ну и, конечно же, создатель:



    Миль Михаил Леонтьевич
    1. 0
      11 апреля 2013 21:40
      А был еще Леонид Чупров в Ареньеве в 1970году
  12. +4
    22 марта 2013 14:42
    На снимке где первый прототип 24ки, кассетные ворота похожи на ворота нашего цеха , там ремонтировали 24 ки
  13. gych
    +1
    22 марта 2013 16:24
    да машина красива и магущественная!даже и представить не могу,что ощущаеш когда на бреющем заходит эта зверюга.а про прозвеще читал что первые модификации машину прозвали "стаканом"из-за остеклинения кабины.про то что у сша имеюца ми-24 я фильм смотрел они используют их на учениях так пилот из экипажа так расхваливал крокодила что не какая реклама не нужна.этот старичёк по моему ещё долго будет стоять в строю и напоминать какой могучей была армия ссср
  14. gych
    +1
    22 марта 2013 16:27
    да машина красива и магущественная!даже и представить не могу,что ощущаеш когда на бреющем заходит эта зверюга.а про прозвеще читал что первые модификации машину прозвали "стаканом"из-за остеклинения кабины.про то что у сша имеюца ми-24 я фильм смотрел они используют их на учениях так пилот из экипажа так расхваливал крокодила что не какая реклама не нужна.этот старичёк по моему ещё долго будет стоять в строю и напоминать какой могучей была армия ссср
  15. +4
    22 марта 2013 16:28
    Помимо "Аквариума" Ми-24А еще носил прозвище "Стакан". Надо полагать, что это прозвище он получил за сходство остекления кабины со знаменитым и непременным граненым атрибутом советских застолий... drinks

    И от меня обоина с непосредственным героем данного материала. Авиа-арт с Ми-24А кисти известного российского художника Андрея Жирнова...
    Картинка кликабельна. Очень хорошего качества...
  16. +5
    22 марта 2013 17:16
    Хотел бы на писать о ми-24 который сбили у нас на глазах 15 августа 2001 года сбили последнего когда от нас уходили стреляли со стороны ца-ведено иглой экипаж мог спастись но крокодил падал на 6 воп и экипаж машину увел на 30 метров выше те самым спасли 30 человек так и не знаю наградили их или нет
    1. Anquluna
      +1
      28 марта 2015 14:59
      Здравствуйте! увидела ваше сообщение, я очень давно ищу очевидцев указанной вами катастрофы вертолета МИ-24,командир экипажа Андрей Чурбанов, пилот штурман Тумаков Олег -Олег мой родной старший брат, я очень хочу узнать все что там произошло, все что нам говорили, очень поверхностно, и вариантов той ситуации очень много, почему то, уже на протяжении многих лет хочу добиться правды, по вашему сообщению я только узнала, что они еще оказывается отводили вертушку, я бы очень хотела с вами связаться, напишите пожалуйста все что вы знаете, может вы знаете к кому можно обратиться? Я хочу чтоб об этих ребятах знали пусть даже не все но хотя бы многие, они настоящие герои!!!!!
  17. 0
    22 марта 2013 17:28
    Кажется у него с режимом зависания замороки есть?
  18. gych
    0
    22 марта 2013 18:36
    ми-24 с пушкой гш-23 и упк-23-250 настоящий опусташитель!ребят опублекуйте кто может инфу о гш-23 ресур,применение,питание и тп. инете порылся инфа довольно скудная кроме случая установки пушки на бдрм-2(опытный образец)пушка таки значимая а инфы мало.зарание спс
    1. smprofi
      +2
      22 марта 2013 21:16






      Кроме стационарного размещения, пушка ГШ-23 используется в подвесном контейнере УПК-23-250. Пушечный контейнер УПК-23-250 разработан в Тульском КБП. Содержит двухствольную пушку ГШ-23Л с боекомплектом 250 снарядов.

      1. TIT
        +2
        23 марта 2013 14:19
        к табличке добавлю живучесть пушки 8 000 выстрелов
  19. gych
    0
    22 марта 2013 18:36
    ми-24 с пушкой гш-23 и упк-23-250 настоящий опусташитель!ребят опублекуйте кто может инфу о гш-23 ресур,применение,питание и тп. инете порылся инфа довольно скудная кроме случая установки пушки на бдрм-2(опытный образец)пушка таки значимая а инфы мало.зарание спс
  20. +1
    22 марта 2013 20:52
    Выдержка из статьи "...Hind тих, плавен, мощен и быстр. И в разговоре после полета Стейтон и его товарищ армейский пилот Стив Давидсон сделали большее количество восхищенных комментариев.
    "Он вынослив как трактор".
    "Поставьте его в сарай на год, затем зарядите батареи и вы можете сразу лететь. С нашими вертолетами это не получится".
    "Он идет гладко, точно так же как старый Кадиллак 62 года".
    "Смажьте его хорошенько и вы сможете лететь на нем в течение сотни часов".
    Наконец, Стейтон произнес то, что на мой взгляд служит высшей почестью. В один день во время беседы, он откинулся назад и сказал, "Вы знаете, если бы я хотел летать на вертолете только для удовольствия, вне всяких сомнений Hind оказался бы на самом верху моего выбора"..."
  21. Avenger711
    +1
    22 марта 2013 21:17
    Отличительной чертой аэродинамической компоновки В-24 являлся наклон вправо от вертикальной плоскости на 2,5° вала несущего винта вместе с силовой установкой, вызванный стремлением повысить точность стрельбы из неподвижного оружия. Это было связано с тем, что характерными режимами полёта вертолёта являются висение с небольшим креном и полёт с небольшим скольжением, вызванные необходимостью балансировки боковой составляющей тяги рулевого винта. Благодаря наклону плоскости вращения ротора крен и скольжение на всех режимах получились минимальными: крен - 0,5 - 1,5°, скольжение - 1°. Для разгрузки рулевого винта при полёте на большой скорости концевая балка имела относительно большую площадь (2,8 м2) и несимметричный несущий профиль. На максимальной скорости балка создаёт 67% боковой силы, необходимой для уравновешивания реактивного момента несущего винта.


    Ка-50 все-таки умные люди разрабатывали. Знали, что это за мерзость такая рулевой винт.

    За рубежом идея вооружённой винтокрылой машины была реализована в вертолёте UH-1H «Ирокез», широко применявшемся в боевых действиях во Вьетнаме. Он и перевозил солдат, и поддерживал их огнём. Но постепенно западные эксперты пришли к пониманию того, что ударный вертолёт - это только платформа для различного вооружения, а переброску десанта должна осуществлять десантно-транспортная машина, но тоже вооружённая.


    Нашим для этого понадобилось еще лет 20.

    Но со временем выяснилось, что казанский гибрид создаёт существенно меньшую тягу, чем винт Ми-8. Статический потолок у В-24 в стандартных условиях составлял 0,8 — 1,3 км. Этого оказалось явно недостаточно в горах Афганистана, где боевой вертолёт по взлётно-посадоч-ным и тяговым характеристикам уступал Ми-8МТ с аналогичными двигателями.


    Зато "лучший в мире".

    Если смотреть объективно, то главная фича Ми-24, его угрожающий внешний вид. Хотя что-то мне подсказывает, что если на вас попрут в упор пара Ка-52, или даже вшивых европейских "тайгеров", то штаны у вас будут столь же мокрые. В остальном же он полностью провалился в своей концепции "ударно-транспортного".
    1. smprofi
      -2
      22 марта 2013 21:37
      Цитата: Avenger711
      он полностью провалился

      мысль "свежая", но...
      для начала: Ми-24 по классификации - транспортно-боевой вертолет, а не чистый ВОП. по задумке Михаила Леонтьевича Миля должна была существовать триада:
      - ударный вертолет (ВОП) - Ми-28. "расчищает" от супостата площадку;
      - транспортно-боевой вертолет - Ми-24 перебрасывает авангард десанта, который готовит плацдарм для высадки основных сил противника;
      - транспортный вертолёт - Ми-26 перебрасывает основные силы десанта.

      и не вина в том, что страна не потянула всю "триаду" одновременно. и долгие годы Ми-24 использовался как ВОП.
      Цитата: Avenger711
      понадобилось еще лет 20.

      вот как раз и НЕ ПОНАДОБИЛОСЬ!
      Цитата: Avenger711
      Ка-50 все-таки умные люди разрабатывали. Знали, что это за мерзость такая рулевой винт.


      3 апреля 1985 года, во время исследований предельных режимов полёта на прототипе «Ка-50», в результате превышения пилотом допустимой отрицательной перегрузки произошёл перехлёст лопастей и вертолёт (бортовой номер 010) потерпел крушение. Пилот (лётчик-испытатель Евгений Иванович Ларюшин), пытаясь спасти машину, погиб.

      Для предотвращения в дальнейшем подобных аварий было увеличено расстояние между несущими винтами и установлена система, затрудняющая управление при опасном сближении лопастей. Для продолжения лётных испытаний в декабре 1984 года был создан третий экземпляр В-80 (бортовой номер 012).

      В апреле 1985 г второй опытный В-80 впервые продемонстрировали высшему руководству Советского Союза на показе новой авиационной техники в Мачулищах (Белоруссия). При подготовке к этому показу создателей вертолета ждало глубокое потрясение. 3 апреля произошла катастрофа В-80 № 01, в которой погиб один из лучших летчиков ОКБ Евгений Ларюшин. При отработке ускоренного ухода с малой высоты к земле за препятствие в рамках исследования предельных режимов полета произошел перехлест лопастей несущих винтов, они разрушились, и вертолет упал.

      17 июня 1998 г генерал Воробьев выполнял полет по упражнениям Курса боевой подготовки в комплексе с программой освоения новой авиационной техники по НИР "Летные исследования методики выполнения фигур сложного пилотажа" и со "Специальной программой подготовки летного состава к выполнению демонстрационных полетов на вертолетах Ка-50" На 30-й минуте полета на высоте около 50 м и скорости менее 60 км/ч в процессе интенсивного изменения крена на 116° и энергичного снижения с большим углом пикирования произошло соударение лопастей несущих винтов. Пилот погиб.
      1. smprofi
        -2
        22 марта 2013 21:38
        продолжение
        За год до катастрофы генерала Воробьева был зафиксирован еще один случай соударения лопастей несущих винтов на Ка-50. 31 июля 1997 г при выполнении горки, вследствие потери летчиком пространственной ориентации, вертолет вышел на угол тангажа 90° с последующим опрокидыванием на "спину" и нарастающим темпом увеличения угловой скорости до 180 град /с. К счастью, в тот раз обошлось только разрушением законцовок лопастей, и Ка-50, выполнив непреднамеренную петлю, благополучно приземлился.

        Оказывается, как показывают испытания, абсолютно исправные машины «Ка-50», управляемые самыми опытными из опытнейших пилотами регулярно терпят аварии по одной и той же причине: перехлест лопастей при резком маневрировании!

        Может быть, это беда лишь испытательных машин и недостаток может быть устранен? Нет, не так.

        24 октября 1969 г из-за соударения лопастей разбился Ка-25, экипаж которого в правом развороте с торможением на малой скорости превысил ограничения по углам крена более чем в 3 раза. 14 мая 1988 г был потерян Ка-27, схлестывание лопастей у которого произошло при разгоне до 350 км/ч с левым креном 70° и углом пикирования 60° (допустимые значения соответственно 290 км/ч, 35° и 15°).

        Это уже строевые, принятые на вооружение вертолеты. Тем не менее склонность к «перехлесту» при резком маневре на них проявляется так же, как и на «Ка-50».
        Для машин морского базирование этот недостаток не страшен. На море кустов и овражков нет. Но вот как поступит в бою пилот, если выскочив на «бреющем» из-за холмика вдруг увидит идущую прямо в лоб ракету ПЗРК или трассирующие пули крупнокалиберного пулемета? Естественно — попытается уйти из зоны поражения на пределе возможностей. То есть — совершит тот самый резкий маневр, который вызывает перехлест лопастей и гибель машины. Парадокс, но для уничтожения «Ка-50» вовсе не обязательно в него попадать. Достаточно неожиданно напугать неопытного строевого пилота.
        1. smprofi
          -2
          22 марта 2013 21:41
          продолжение 2
          Один из самых опасных врагов боевых вертолётов: тяжёлый пулемет. При стрельбе по лопастям, вырывая их куски, он меняет все свойства НВ. Так вот — одновинтовые вертолёты Ми-24 в Афганистане неоднократно из таких ситуаций возвращались на базу с вырванной частично или полностью одной лопастью. «Ка» с парными винтами в такой ситуации полностью ОБРЕЧЁН — он входит в режим нескомпенсированного вращения прямо над местом боя с понятными всем фатальными последствиями. Соосный винт, как уже говорилось — хорошо сбалансированная аэродинамически симметричная система. Из-за этого она и "проще в управлении". Нарушение баланса делает систему неработоспособной. Для вертолетов соосной схемы, в случае боевого повреждения лопастей, необходимо рассматривать не динамику поведения изолированного (поврежденного) несущего винта, как в одновинтовой схеме, а динамику системы двух несущих винтов.

          И это не считая того, что на «Ка» на метр вверх торчит автомат перекоса соосного винта: тяги впятеро больше поражаемой площадью, чем у Ми-28НМ, в 8 раз, чем у Ми-24ВПИ. Одна пуля КПВ или снаряд 20мм в тягу АПНВ — и хана вертолету.

          По рассказам вертолетчиков, «Ми-24» сохраняли управляемость даже с отстреленным напрочь хвостовым винтом. На скоростях выше 200 км/ч встречный напор воздуха не дает хвостовой балке «обогнать» машину и она может лететь «по-самолетному», добраться до родного аэродрома и даже сесть, как говорят пилоты, «с торможением об ангар».

          «Ка-50» при повреждении НВ тут же погибнет прямо над полем боя.

          вертолеты Камова (соосники) хороши в качестве морских: лети себе по прямой или веси... вот пусть его в море и применяют.
          1. Avenger711
            +1
            23 марта 2013 01:01
            Допустим ты с некоторой вероятностью переведешь соосник в неконтролируемое вращение, хотя как это сделать отстрелом лопасти мне что-то непонятно. Это приведет к изменению подъемной силы, но моторы как вращали 2 здоровенных ротора, так и будут вращать с протипоположными реативными моментами, масса лопастей же сравнительно невелика чтобы серьезную разницу моментов создать. Т. е. с физикой у кого-то проблемы.

            Сколько способов перевести в левое вращение классику?
            1) Поразить хвостовой винт.
            2) Поразить хвостовую балку и тяги винта. Это уже цель немаленькая.
            3) Повреждение хвостового винта при столкновении, что уже отмечалось во Вьетнаме.
            4) Любая поломка тяг винта без боевых повреждений.

            А ведь еще сильные порывы ветра к катастрофам приводят.

            Ах да, если вертолет выскочил из кустов, а навстречу ракета, ну так командиров под трибунал. Если вертолет обнаружен, то ему жить 14 секунд, зенитки заберут, но только наши продолжают гордо реять над полем боя, т. к. ни с чем серьезнее ПЗРК просто не сталкиваются.

            Камовцы не стеснялись юзать самую оптимальную схему, если считали, что именно она будет лучше для конкретной машины, но почему-то именно Ка-60, задача которого просто пролететь по маршруту, сделан классикой (дешевле и горючки меньше надо), а боевые соосники. И куда наше МО смотрит? Ка-50 существует уже 30 лет, за это время можно было выполнить любые тесты боевой живучести и забраковать при обнаружении неустранимых недостатков. И что? Где эти недостатки, не умозрительное, что "где это видано, чтобы боевой вертолет двухэтажный был", а вполне конкретные результаты тестов? Или может разбирающимся людям абсурдность наездов понятна сразу? А про мифы всякие, то достаточно вспомнить, что 99% народу верит, что танк с дизельным двигателем менее пожароопасен, чем с бензиновым, хотя в реале снаряд поджигает солярку столь же легко, как спичка бензин.
            1. smprofi
              -2
              23 марта 2013 02:25
              Цитата: Avenger711
              Ка-50 существует уже 30 лет

              да? неужто?

              впрочем, я не против вертолетов Ка. в качестве противолодочного или патрульного ментовского - тут они хороши. в качестве ВОП - нет
          2. 0
            11 апреля 2013 21:32
            это стало после того когда заменили лопасти на спиртовой обогрев а первые еще в Арсентьеве с элетрообогревом вылетали по-черному .
        2. Avenger711
          +1
          23 марта 2013 00:40
          Как обычно, милефаны нагло лгут. От перехлеста потеряна только машина под управлением Воровьева и один опытный экземпляр после которого расстояние между лопостями было увеличено. За все время эксплуатации соосников (Ка-10 не рассматриваю, ему до полноценного вертолета еще расти и расти) не потеряно по причине перехлеста ни одной машины без нарушения предписанных РЛЭ ограничений.
      2. Avenger711
        +1
        23 марта 2013 00:35
        Как обычно милефаны предпочитают умалчивать, что размахивание лопастями характерно для всех типов вертолетов и классика стабильно рубит себе хвостовые балки с последующим неконтролируемым левым вращением.

        А Воробьев погиб вообще на показухе, в нормалньой работе вертолетам любым на такие режимы выходить запрещено. А выводы американских военных о применении вертолетов во Вьетнаме отмечают, что повреждение хвостового винта в результате столкновений с деревьями и огня со стороны противника.
        1. smprofi
          -2
          23 марта 2013 00:43
          Цитата: Avenger711
          Как обычно милефаны предпочитают

          кроме фуфла есть что по делу сказать?
          Цитата: Avenger711
          А выводы американских военных

          хоть один серийный соосник от гринго в студию!
          второй - тот, что стоит на вооружении хоть где-нибудь, хоть в каком-нибудь подразделении с национальной принадлежностью гринго (да хоть другой национальности, кроме производства фирмы Камова)
          1. Avenger711
            +1
            23 марта 2013 02:57
            Если американцы не смогли создать серийный соосник хотя пытались, то это их проблемы. По делу я все сказал, но у кого-то проблемы с физикой. Могу еще добавить, что Ка-52 по числу заказанных машин даже превзошел Ми-28, который все до ума довести не могут.

            В мире, например, нет серийных самолетов в весовой категории Су-27, кроме самого Су-27 и его производных, будем объявлять, что это только наша дурь, самолетик-то не дешевый выходит, особенно по керосинчику, и инерционность выше, или все-таки задумаемся, почему он существует?
            1. Avenger711
              0
              25 марта 2013 14:28
              Как и ожидалось, ответа на уточнение зачем же все-таки нужен рулевой винт и почему возникает крутящий момент при его потере, и почему это не имеет никакого отношения к пробою лопастей несущего винта, не последовало.
      3. Avenger711
        +1
        23 марта 2013 03:34
        вот как раз и НЕ ПОНАДОБИЛОСЬ!


        Т. е. Ми-28 и Ка-52 тоже возят пассажиров?

        для начала: Ми-24 по классификации - транспортно-боевой вертолет, а не чистый ВОП. по задумке Михаила Леонтьевича Миля должна была существовать триада:
        - ударный вертолет (ВОП) - Ми-28. "расчищает" от супостата площадку;
        - транспортно-боевой вертолет - Ми-24 перебрасывает авангард десанта, который готовит плацдарм для высадки основных сил противника;
        - транспортный вертолёт - Ми-26 перебрасывает основные силы десанта.

        и не вина в том, что страна не потянула всю "триаду" одновременно. и долгие годы Ми-24 использовался как ВОП.


        1) Пруф будет?
        2) В отношении Ка-50 милефаны любят тыкать, что дескать никто так не делает, про то, что во всем мире вертолеты или боевые, или транспортные (пусть и с оружием иногда), и только у нас изобрели "летающую БМП" они, как обычно, стыдливо помалкивают.
        3) Машина создается под некие задачи, если она их не выполняет, то нафиг она нужна. Как с этим у Ми-24?
        а) Транспортировка десанта. Не применялась никогда. Т. е. фейл однозначный. Ради этой функции вертолет несет огромный дополнительный вес грузового отсека..
        б) Огневая поддержка. Только этим и занимался. Хорошо ли это он делал? Ну так никакая машина сама по себе не является ни хорошей, ни плохой, она может быть только лучше или хуже аналогичной. Аналогичная машина в СССР была? Нет! Т. е. сравнивать не с чем. В США же успешно применялись чисто боевые AH-1 и AH-64. Солдатиков без проблем возили всякие "ирокезы", "чинуки". Все эти машины до сих пор в строю, а вот Ми-24 в российской армии вытесняется более новыми того же класса Ми-28 и Ка-52, которые построены на тех же моторах. Налюбовались наши на то, как в сложных условиях Афганистана Ми-24 порой не могли даже взлететь с полным боекомплектом, не то что десант взять и их заменяли вооруженные Ми-8. Идиотизм в том, что если бы изначально не страдали фигней, а делали нормальный боевой вертолет, то создавать Ми-28 и Ка-50 просто не пришлось бы, и это было бы намного дешевле. Утверждения, что страна не потянула там чего-то просто смешны. Когда не тянут избавляются от наименее важного. При этом у страны был один из самых массовых транспортных вертолетов в истории, зачем дублировать его функции?? Тем более что конструкторы в КБ бьются за каждый килограмм веса и любой добавляемый функционал должен быть очень серьезно обоснован.
        1. smprofi
          +1
          23 марта 2013 14:41
          Цитата: Avenger711
          1) Пруф будет?

          ой-ц как интересно то! книжки не читаем, историю не знаем, но судим!
          да на, я не жадный!

          чтобы было проще тебе для восприятия - видео:

          [media=http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=usAM_QmK_vU]

          [media=http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=oDucAcCKG6I]

          [media=http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=XcJT4T96K-k]

          [media=http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=KkS6aW3WNSM]

          по интересующему тебя вопросу: вторая часть с 1'16"

          а вообще... мне нравятся домашние архистратеги, разбирающие задним числом что и как сделано неправильно. сам то что-нибудь делал? сам когда-нибудь получал ТЗ от "людей в фуражках"? НИОКР, полный цикл, по ТЗ проходил?
          я вот, например, сталкивался с таким, что один армейский НИИ пытался протолкнуть ОСТ на конструктив для электронной аппаратуры где абсолютно не рассматривался вопрос, в частности, ЭМС, но было требование, чтобы конструктив выдерживал перегрузку 2 000 g (да, именно ДВЕ ТЫСЯЧИ!). и это - для наземной аппаратуры. типа десантировать без парашюта с высоты 2 000 м? я этих "умных" просто спросил: что будет с оператором хотя бы при 10 g. ответа вразумительного не получил...
          Цитата: Avenger711
          вот Ми-24 в российской армии вытесняется более новыми того же класса Ми-28 и Ка-52

          recourse да разный у них класс! РАЗНЫЙ!!!
          1. Avenger711
            0
            25 марта 2013 14:25
            Вес примерно одинаковый, задачи те же => машины одного класса.
  22. АртМарк
    0
    22 марта 2013 21:31
    все гениальное просто!!!! good
  23. aleks-s2011
    0
    23 марта 2013 01:48
    Цитата: МАГ
    Хотел бы на писать о ми-24 который сбили у нас на глазах 15 августа 2001 года сбили последнего когда от нас уходили стреляли со стороны ца-ведено иглой экипаж мог спастись но крокодил падал на 6 воп и экипаж машину увел на 30 метров выше те самым спасли 30 человек так и не знаю наградили их или нет

    а сам как думаешь ?
  24. aleks-s2011
    0
    23 марта 2013 01:56
    я не смогу спорить . но вопрос .чем камовские плохи?
  25. +1
    23 марта 2013 16:11
    Влезу в спор уважаемых коллег Avenger711 и smprofi.
    Ка-50 проходил испытания в боевых условиях в Чечне. Результаты были опубликованы, в том числе и инете (погуглите коллега smprofi). Довольно интересный рассказ лётчиков. Даже видеоролик в ютубе есть про этоту командировку. Камовский вертолёт оказался более эффективным и манёвренным, чем Ми-24, с которыми в паре летали. Там где мог пролететь Ка-50, увы, не всегда мог пролететь милевский вертолёт.
    Были и боевые повреждения, в том числе и повреждения (прострелы) лопастей. Однако, ниразу Ка-52 не упал, а всякий раз возвращался в Моздок.
    Не даром для Ка-52 определили область применения: в горных условиях, для поддержки спецподразделений, в том числе и в населённых пунктах, и, как командирскую машину для группы вертолётов.
    В советское время Ми-24 (Ми-35) было выпущено почти 3500 машин. Ми-24 стоил в производстве дешевле БМП. Вот это и было одной из причин, если не основной, из-за чего чистые ударные вертолеты (ВОП) не выпускались.
    1. smprofi
      +2
      23 марта 2013 17:12
      Гамдлислям, спасибо за вразумительный коммент. отплюсовался как мог.
      Вы все-таки согласны, что Ми-24 и тот же Ка-50/Ка-52 - разного класса машины? и, откровенно говоря, сравнивать их не корректно. можно сравнивать Ка-50/Ка-52 с "одноклассником" Ми-28.
      что же касается возможностей "классики" и соосной схемы - признаю, возможности разные. было бы удивительно если бы были одинаковыми.
      насчет повреждений. для того, чтобы судить - нужно знать о них в подробностях, об их характере.
      рассказам летчикам на камеру - не верю. что надо - то и скажут. возможности же пообщаться лично, "без протокола" нет. другие летчики, на ту же камеру, взахлеб рассказывают о Ми-28 (после Ми-24).
      Avenger711 грозил карами небесными "классике" при повреждении хвостового винта или балки... вот пример из Афгана (здесь, на topwar был цикл статей «Вертушки», Афганистан. МИ-24.):


      Последствия происшествия с вертолетом капитана Николаева из 262-й ОВЭ. После попадания пули ДШК вертолет лишился путевого управления, однако сумел сесть и уже на пробеге въехал в ангар. Машина была серьезно повреждена, но вскоре вернулась в строй, Баграм, март 1987 г

      ну и в конце. выше были приведена информация по соосникам и их падениям. это же все-таки реальность, а не высосанная из пальца "сенсация".
      и уж совсем окончательно: идеального оружия нет. как нет и идеального вертолета (самолета, танка и т.д.)
      1. +1
        24 марта 2013 10:26
        Цитата: smprofi

        Вы все-таки согласны, что Ми-24 и тот же Ка-50/Ка-52 - разного класса машины? и, откровенно говоря, сравнивать их не корректно. можно сравнивать Ка-50/Ка-52 с "одноклассником" Ми-28.

        Безусловно. Это не только машины разного класса, но и относящиеся к разным поколениям. Действительно, вы обсалютно правы, Ка-50/52 нужно сравнивать с Ми-28. А вот появлению в армии этих двух машин как раз и способствовал тот богатый опыт, что накопили при эксплуотации и боевом применении Ми-24.
        1. smprofi
          +1
          24 марта 2013 18:35
          Цитата: Гамдлислям
          А вот появлению в армии этих двух машин как раз и способствовал тот богатый опыт, что накопили при эксплуотации и боевом применении Ми-24.

          не совсем. Ми-28 задумывался еще самим Милем. может конфигурация как-то со временем изменилась - может быть. а вот сама идея - старая.

          Гамдлислям, при обсуждении как-то совсем забывается "маленький нюансик": конструкторы/промышленность может создать что угодно, а вот в армии это все появится только в том случае, если армия (в лице ГРАУ) выдаст деньги на приобретение (да и на разработку тоже, тем более во времена Союза).
          1. +1
            24 марта 2013 21:00
            Согласен с Вами, без заказа деньги на разработку и опытное строительство не получишь.ни сегодня, ни, тем более, в советские времена.
            В отлицие от нынешних всремён, в СССР хоть и, не афишировали, но почти все разработки военной авиации были конкурсные. Тот же Ми-24 выиграл конкурс у камовской машины.
            Пока милевский ОКБ был занят Ми-24, камовцы работали над прототипом Ка-50. И когда (с учётом опыта авгана) был объявлен конкурс на ВОП, то камовцы оказались впереди..
        2. Avenger711
          0
          25 марта 2013 14:19
          Вы не путайте классы и поколения. Танки Т-34-85 и Т-54 относились к одному классу, но к разным поколениям. А вот ПТ-76 и Т-54 хоть и одно поколение, н классы разные.
          К разным классам и, возможно, к разным поколениям относятся МиГ-29 и его половинка FC-1 (aka JF-17). Качество электроники FC-1 я не знаю, может и получше, чем у МиГа, т. к.новее. Зат он несомненно в одном классе с индийским HAL Tejas, Gripen и такой классикой как МиГ-21.

          Ми-24 и Ка-50 с Ми-28 имеют примерно одинаковый взлетный вес и одинаковую область применения. Точнее у Ка-50 тактика специфичная, но Ка-52 от Ми-28 и в этом плане не отличается. Так что это машины одного класса.
      2. Avenger711
        0
        25 марта 2013 14:23
        Путевое управление вертолетом осуществляется с помощью автомата перекоса, непонятно причем здесь классика.
    2. Avenger711
      0
      25 марта 2013 14:21
      Если бы сделали одноместный вариант Ми-28, то он ы тоже пролетал там, где любая другая боевая вертушка того же класса на тех же движках пасовала бы.
  26. bodka_3
    0
    30 апреля 2013 19:47
    Хороша машина.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»