Как закрепить на самурае сасимоно? Часть третья

26
Предыдущие материалы на эту тему читателям ВО показались интересными. Сегодня мы ее продолжаем, тем более, что вышел очередной номер журнала японского «Армор моделлинг», а в нем продолжение рассказа о сисимоно и его креплении, а также прочих разновидностях японской айдентики – есть откуда, что взять.

Надо признать, что куда более привычные нам западноевропейские гербы и смотрятся подчас намного эффектнее, чем японские. Мы привыкли видеть на гербах изображения золотых или серебряных корон и башен, драконов и грифов, вставших на дыбы львов и двуглавых орлов, руки, сжимающие мечи и секиры, а внизу обязательно девиз, что-то вроде «Исполнить или умереть». Естественно, что все это дает глазу куда больше пищи, чем японские черно-белые «ромбы, круги и цветы разных фасонов». Но не надо забывать, что ни своим дизайном, ни по своему историческому значению их ка-моны, или же просто моны (в Японии именно так называют семейные гербы), ни в чем не уступают самым прославленным рыцарским гербам, характерным для Западной Европы. Они, правда, намного проще, но зато эстетически изящней и более утонченны.




Сегодня в качестве иллюстративного материала вы используем картинки с упаковок фигурок фирмы «Звезда», которая, как оказалось, выпускает целую армию японских самураев и асигару. На этой картинке с упаковки мы видим асигару за деревянными переносными щитами, на которых изображен мон Токугава. Но стреляют из-за них самурай (в шлеме с украшением) и асигару в простой каске дзингаса, принадлежащие к клану Ии, о чем говорит красный сасимоно с рисунком «золотой рот». Красной сасимоно с четырьмя белыми квадратами принадлежал воинам Кёгоку Тадацугу, подданного Токугава, а зеленый в черных точках – Хосино Масамицу. Синий сасимоно – с изображением шток-розы мог принадлежать кому-то из рода Хонда Тадакацу. Это один из вариантов мона Токугава, которому Тадакацу всегда верно служил.

Принято считать, что первым своей символикой решил обзавестись японский император Суйко (554–628), чьи военные флаги, как об этом сообщает «Нихон сёки» (720 г.), были украшены его эмблемой. Однако лишь только двести лет спустя, в период Хэйан (794–1185), когда национальная японская культура вступила в эпоху подъема, японские феодалы снова обратились к идее семейной айдентики. Соперничество среди знатных родов в это время выражалось в полные романтики любовных похождениях, галантных поэтических и художественных турнирах, в умении тонко чувствовать и уметь воспевать прекрасное. Так что неудивительно, что благородные придворные при императорском дворце предпочитали использовать для изображения семейных символов не луки и мечи, а изысканные рисунки цветов, насекомых и птиц. В этом-то и заключалось их главное отличие от гербов феодальной Европы, где изначально было принято изображать хищных зверей, детали доспехов, замковые башни и оружие. Одних только львов было придумано несколько видов: «просто лев», «леопардовый лев», «лев восстающий», «лев шествующий», «лев спящий» и даже… «лев трусливый». В этом плане японские моны были куда более миролюбивы, хотя при этом и много проще и, можно и так сказать, однообразнее. Просто японцы, в силу традиции и своего собственного понимания искусства и культуры, избегали кричащего снобизма, яркой палитры красок, ограничивая свои моны простым монохромным рисунком.

Как закрепить на самурае сасимоно? Часть третья

Мотив черного пятилепесткового цветка был очень популярен и встречался на белом, желтом, красном, а также в зеркальном отображении на белом. Возможно, что эти всадники имеют отношение к клану Ода.

Знатоки японской геральдики подсчитали, что было всего лишь шесть основных сюжетов изображений для монов: это – изображения различных растений, животных, природных явлений, предметов, сделанных людьми, а также абстрактные рисунки и надписи иероглифами либо отдельные иероглифы. Самыми популярными были моны, изображавшие цветы, деревья, листья, ягоды, фрукты, овощи и травы. Второй группой были предметы, сделанные человеком – всего их было около 120. Это были, чаще всего, орудия сельского труда. В третьей группе оказались животные и насекомые, начиная с диких гусей и журавлей и заканчивая черепахами и скорпионами. Попали в рисунки монов и природные объекты. Например, изображения гор, волн, песчаных дюн, солнца и луны. Нередко темой мона мог стать предмет вроде необычного дерева, горный поток или даже встретившийся на пути у самурая замшелый камень. Животное могло попасть в герб обычно в том случае, если с ним было связано какое-нибудь семейное событие либо предание. Мон мог стать напоминанием о каком-нибудь славном предке. Но бывало и так, что декоративная сторона мона доминировала.


Самураи с большими полевыми мечами но-дати и с красными сасимоно с моном в виде четырех ромбов принадлежал Такеда Сингену, и символизировал его девиз: «Скорый, как ветер; бесшумный, как лес; яростный, как пламя; надежный, как скала».

Не удивительно, что японские самураи подчас просто заимствовали тематику рисунков с приглянувшихся им тканей, включая свои кимоно, с орнамента, украшающего веер, или с украшений старинных шкатулок. Часто такое случалось с различными цветочными рисунками и орнаментами. Причем особенно популярными в Японии были такие цветы, как хризантема, пион, павлония и глициния. В этом случае их изображали на флагах данной семьи, тарелках, лакированных чашах, сундуках, паланкинах, на черепице крыши, бумажных фонариках, что в темное время суток вывешивались возле ворот у дома, и, разумеется, на оружии, конской упряжи и одежде. Первым японцем, который решил украсить семейным моном свое кимоно, стал сёгун Ёсимицу Асикага (1358–1408). Потом это сделалось модой, а в итоге превратилось в правило. Ка-моном японцы обязательно украшают свое черное шелковое кимоно для таких торжественных мероприятий, как свадьба, похороны и официальные встречи. Гербовые знаки имеют диаметр от 2 до 4 см и наносятся в пяти определенных местах – на груди (слева и справа), на спине, между лопаток, а еще на каждом из рукавов.


Лучники Такеда Сингена.

Самым известным моном в Японии стал цветок хризантемы с 16-ю лепестками. Он зарезервирован за императорским домом, и никто больше не смеет его использовать. Он же является и государственным гербом. Рисунок 16-лепестковой хризантемы можно увидеть на обложке японского паспорта и денежных купюрах. Лишь изредка императорский ка-мон разрешалось в качестве особой милости использовать лицам, которые к его семье не принадлежали. Так это было (и то посмертно) в XIV веке разрешено Масасигэ Кусуноки (?–1336) за его поистине беззаветную верность императору Го-Дайго, а еще такое же право получил и Сайго Такамори (1827–1877), активный участник Реставрации Мэйдзи и известный мятежник. Хризантемовый мон использовали и некоторые монастыри, и храмы — в знак покровительства со стороны императорской семьи.


На этом рисунке из журнала «Армор моделлинг» наконец-то показано, что из себя представляло хо-ро в виде плаща. Развеваясь за плечами всадника, хо-ро придавало его фигуре монументальность, тем он и отличался от других, что для гонцов было очень важно. Как всегда, находились модники, у которых хо-ро было слишком уж длинным и волочилось за ними по земле. Но тогда его подвертывали и подвязывали к поясу. Считается, что в таком положении хо-ро мог гасить стрелы, выпущенные всаднику в спину. Порыв ветра мог перевернуть хо-ро и накрыть им лицо всадника. Вот это было плохо!

Хотя тем японских монов вроде бы очень много, существует всего лишь 350 базовых рисунков. Но можно сколько угодно добавлять к ним детали и изменять их дизайн. Достаточно, например, добавить несколько жилок в рисунок листка растения, лишний лепесток в соцветие, поместить уже существующий мон в круг или квадрат, и даже просто продублировать его дважды и трижды, как получается совсем новый мон. Делать это можно было при наличии второго или третьего сыновей, поскольку первенец, обычно, наследовал мон отца. Два повторения в этом случае как раз и означали – «второй сын», а три – третий! В современной японской геральдике существует около 7500 семейных гербов-монов.


Очень интересный набор фигурок. Военачальник за занавесями маку принимает гонцов с хоро за плечами, в то время как асигару подносят ему отрубленные головы. Рядом сигнальный барабан, при помощи которого подавались команды, и эмблемы полководца – зонт. Судя по рисункам и эмблемам на дзингаса это мог быть Уэсуге Кэнсин. Правда, поле веера тогда должно быть синим. А вот зонт был эмблемой у многих…

Иметь собственный мон в прошлом разрешалось не каждому японскому клану. Сначала их получали лишь члены семьи императора, сёгуны, их самые близкие родственники и самые влиятельные их приближенные. Но со временем, как это бывает всегда, в ряды счастливых обладателей ка-монов стали попадать фавориты и тех, и других. Самураев, проявивших доблесть в бою, сёгун также стал награждать лично им составленным моном (и такая награда считалась очень почетной, а сёгуну ничего не стоила!) или даже разрешить взять свой — в знак особой близости к своему дому. Но по настоящему массовым использование ка-монов сделалось в Эпоху воюющих провинций (1467–1568). Тогда в вооруженном противостоянии участвовали все: даймё, монастыри и даже простые крестьяне. Униформы воины не носили, поэтому идентифицировать своих и чужих на поле боя можно было только по флагам у них за спиной с нарисованными на них монами. Хотя право на ка-мон все равно было только у придворных и самурайского сословие. Ни крестьянам, ни ремесленникам, ни купцам иметь его не разрешалось. Нарушить запрет могли только лишь известные актеры театра Кабуки и столь же известные… куртизанки. Только в XIX веке, к концу сёгунского правления, богатые купцы стали понемногу ставить собственные моны на своих лавках, складах и товарах. Разрешения они на это, конечно, не имели, но японские власти закрывали на это глаза, потому как многим из них чиновники этого времени сильно задолжали. Но зато после Реставрации Мэйдзи (1868), которая завершила феодальный период в развитии Японии, все сословные ограничения отменили и любой желающий получил право иметь ка-мон.


Наиболее известные японские кланы середины XVI в.

Века шли, и межсемейные узы все множились и ветвились, что естественным образом отражалось и на японских монах. Возникла, например, традиция передачи мона по женской линии. Женщина, выходя замуж, часто сохраняла мон своей матери. Хотя женский герб в новой семье по размеру должен был быть меньше, чем у мужа. Впрочем, обычно женщина принимала мон мужчины. Но были возможны и оригинальные сочетания монов — то есть в рисунке ка-моне объединялись геральдические символы как мужа, так и его жены. В итоге в некоторых родовитых семьях имеется до десяти ка-монов, ставших наглядным свидетельством древности рода.


А вот здесь хорошо видно поистине огромное сасимоно гонца, а также устройство флажков сасимоно разных типов. Наконец вверху показан самый простой способ его крепления при помощи веревки.

Нередко семейные моны превращались в торговые марки коммерческих предприятий. Так, изображение «трех бриллиантов» сначала был моном семьи, а теперь представляет собой торговый знак фирмы «Мицубиси». Собственные моны завели себе даже гангстерские группировки якудза.


Как всегда, находились люди, ни в чем меры не знавшие. На этих рисунках показаны опознавательные знаки, владельцы которых как раз ее не знали. Посмотрите на размеры и на количество. У асигару слева внизу опознавательных знаков пять, причем это только со спины. А еще мон сюзерена должен был быть у него на кирасе спереди и на шлеме! И одно дело небольшой значок на шлеме и на наплечниках. Но когда знак с моном закрывает весь наплечник, или к шлему сзади прикреплена целая простыня – то это уже явный перебор. Удивительно, но японцы все это терпели. Вот так и выработали свою знаменитую толерантность.

Сегодня для значительной части японцев родовые моны в значительной степени потеряли всякий геральдический смысл и, как это было в эпоху древнего Хэйана, являются скорее элементами эстетики, к которым в свою очередь очень часто обращаются художники и промышленные дизайнеры.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    18 апреля 2018 05:19
    Читаю цикл с удовольствием
    подробно интересно
  2. +4
    18 апреля 2018 06:23
    Оригинальная,самобытная военная культура,с хорошо сохранившимися традициями.Надеюсь ,что не возродится в полной мере уже никогда после Хиросимы,Нагасаки,Квантуна!
    1. +2
      18 апреля 2018 08:32
      Она не может возродиться после шока 45 года. Кока-кола, Голливуд - это современные символы Японии. Хотите опозориться перед японцами? Начните в разговоре с ними ругать Голливуд и американское кино...
      1. +3
        18 апреля 2018 20:07
        Символы Японии, как и раньше, Фудзияма и сакура. А классической кока - колы японцы практически не употребляют. Для Японии фирма Сoca Cola разработала напитки, отвечающие культурным традициям японцев.
        1. +2
          18 апреля 2018 21:23
          Виктор Николаевич, а можно в этом месте подробнее?
          1. +4
            18 апреля 2018 21:57
            Если поподробнее - получится книга. Если кратко, то газировки, как мы ее привыкли представлять, японцы почти не потребляют.
            В Японии очень прочна, скажем так, ситуационная привязка напитков. У нихх даже есть Институт исследования напитков.
            При этом очень популярен чай. Чай - почти треть рынка напитков Японии. И если Вы кушаете суши, то их принято запивать зеленым чаем. А если что то пожирнее - пьют улун. То есть в разных случаях употребляются или зеленые или черные чаи, улуны и смеси, а также напитки FOSHU (Food for Specified Health Use, продукты для здоровья). Это разделение одобрено Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии. Так вот для всех этих случаев Кока - Кола разработала именно для японского рынка соответствующие бренды типа зеленого чая Ayataka.
            Точно так же и с кофе, напитками для здоровья. Есть даже напитки, улучшающие сон, для контроля жиров, регулирование уровня сахара в крови, улучшения функции кишечника. А вот той коричневой ср...ни, которая у нас продается, японцы не пьют.
            1. +2
              18 апреля 2018 22:20
              Возникает вопрос. Это, таки, напитки или сублимированные продукты для приготовления напитков? Кстати, "напиток" - вполне себе украинское слово, очень даже культурное. В отличии от великодержавного "пойло" laughing Ну, люблю я украинский язык request smile
              1. +1
                18 апреля 2018 22:35
                Это полноценные напитки. Чтобы создать тот же чай Ayataka, Coca Cola обратилась к Kanbayashi Shunsho Honten - одной из старейших японских чайных компаний, которой почти 500 лет. Поэтому чай производится в соответствии с японскими традициями и из порошкообразного зеленого чая из одного из самых известных чайных регионов Японии -Uji.
                А напиток - это все же по русски. По украински - напій - не очень благозвучно, если не привык.
                1. +2
                  18 апреля 2018 22:42
                  То есть "Кока-кола" "фишку рубит". Интересно, почему не "Пепси"?
                  1. +2
                    18 апреля 2018 23:00
                    И Пепси рубит. Столкнувшись с местной культурой, практически все серьезные мировые бренды используют стратегию продуктовой локализации с учетом не только региональных лингвистических, но и социальных, а также гастрономических особенностей. Пепси - не исключение. Pepsi Baobab — с привкусом баобаба или Pepsi Shiso — с экстрактом многолетней травы периллы - чисто японские продукты.
        2. +2
          19 апреля 2018 07:39
          Ну, я пишу о том, что видели мои студенты, которые несколько лет подряд ездили туда на практику. У одной уже свой центр изучения японского и она туда ездит регулярно.
          1. +2
            19 апреля 2018 09:21
            На основании мимолетных впечатлений студентов я бы не стал делать глобальные выводы, тем более о Японии. Вы можете несколько лет регулярно встречаться с японцем по работе, получать вежливую улыбку, решать возникающие вопросы, но не будете знать, как он к Вам на самом деле относится. Заслужить от японцев распространения на Вас их культурных традиций - задача для иностранца очень сложная.
            1. +2
              19 апреля 2018 11:22
              Это не совсем мимолетные, это с мая по октябрь. Очень интересная программа - японская молодежь знакомиться с культурой иностранцев, а те с японской. Нужно было иметь при себе национальный костюм, уметь готовить свою еду. К каждому студенту иностранцу был прикреплен японский студент-тьютор. И они ездили по "глубинке", встречались со школьниками, учениками колледжей, студентами - вместе пели, танцевали, ходили в баню... Потом у одной из них завелся собственный центр по изучению японского языка и она стала ездить туда как к себе домой. А ее японские друзья ездят к ней в Россию и она их возит по России. Так что я бы не сказал, что это мимолетные впечатления. Раз мимолетное, два, три, а потом превращаются в многолетнее знакомство. Не такой уж я ... , чтобы делать обобщающие выводы на мнении "сопливых" девчонок. Но потом, когда они становятся молодыми специалистами, то почему бы и не делать?
      2. +1
        18 апреля 2018 22:32
        Вячеслав Олегович, один из современных мировых трендов - японское анимэ. Причем аутентичное, японское. Подделки, отнюдь не приветствуются! Это-ли не пропаганда?!
        1. +2
          19 апреля 2018 07:36
          Конечно, это культурный тренд. У меня студенты делали исследование по Сейлормун. Ох и интересно...
        2. +1
          19 апреля 2018 11:31
          Вячеслав Олегович, один из современных мировых трендов - японское анимэ. Причем аутентичное, японское. Подделки, отнюдь не приветствуются! Это-ли не пропаганда?!

          обратите внимание, что фантастические фильмы у них получаются более, чем посредственные. hi Я рискну предположить, что анимэ отчасти "подменило" у них кинематограф. В анимэ представлены все жанры, начиная от ужасов-расчлененки и заканчивая "фильмами для взрослых". request
  3. +2
    18 апреля 2018 06:54
    Свои традиции - какой пласт ни подними. Тот же праздник хризантем - с IX века.
  4. +4
    18 апреля 2018 06:56
    "...имеется до десяти ка-монов, ставших наглядным свидетельством древности рода." В европейской геральдике прослеживается обратная зависимомость: чем древнее род, тем проще герб.
  5. +4
    18 апреля 2018 08:59
    "Самым известным моном в Японии стал цветок хризантемы с 16-ю лепестками. Он зарезервирован за императорским домом, и никто больше не смеет его использовать. Он же является и государственным гербом. Рисунок 16-лепестковой хризантемы можно увидеть на обложке японского паспорта и денежных купюрах."
    Официального государственного герба Японии просто не существует. В его качестве используется цветок хризантемы - мон императорского дома.
  6. +4
    18 апреля 2018 14:46
    "Самым известным моном в Японии стал цветок хризантемы с 16-ю лепестками. Он зарезервирован за императорским домом, и никто больше не смеет его использовать."
    Запрет на использование хризантемы – символа Японии отменили после Второй мировой войны. Теперь его помещают на витринах магазинов, паспортах, в дипломатических представительствах и парламенте.
    Сейчас этот официальный символ используют для утверждения документов, издаваемых Императором. Изготовлена печать из золота, имеет форму куба со стороной 9,09 см. По традиции другие печати не могут иметь размера, превышающего императорскую. Оттиск обычно ставят красным цветом, он заходит на подпись. Ранее за этот символ отвечал Министр печати, ныне замененный на Управление Императорского двора Японии.
    Такая печать называется сюбун - печать красными символами на белом фоне.
    1. +4
      18 апреля 2018 17:26
      Такая печать называется сюбун - печать красными символами на белом фоне.

      надо слово запомнить. Пойду на каком-нибудь документе личный императорский иероглиф выведу и сюбун шлепну fellow
      1. +3
        18 апреля 2018 21:26
        Не дай бог такой сюбун на ногу уронить, мало не покажется! what
        1. +3
          18 апреля 2018 22:20
          у меня легче, стандартный. Скорее сюбун сломаешь, чем ногу отобьешь, если уронишь laughing
        2. +2
          18 апреля 2018 22:43
          Котище (Владислав Котище)[b][/b]Уважаемый Владислав! Материал про русские дорогие шлемы готов! Но он выявил целый ряд таких проблем, что тему придется расширить, а главное - связываться с правообладателями... придется Вам подождать еще неделю!
          1. +3
            19 апреля 2018 05:16
            Да хоть - две!
            Заранее спасибо от "потребителя"! hi
            К слову "слюнки" уже начинают течь...... recourse
            1. +2
              19 апреля 2018 07:40
              Я даже не ожидал, что одна тема потащит за собой другую... Дай бог, чтобы удалось дать так как хочется!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»