Поэма о Максиме (часть 4)

68
И опять служат-дружат два тезки,
И обоих Максимами звать.
Снова точно наводит наводчик,
С максимальною силою бьет.
"Так, так, так!" - говорит пулеметчик,
"Так, так, так!" - говорит пулемет!
Музыка: Сигизмунд Кац. Слова: В. Дыховичный. 1941 г.


Уже первые случаи применения пулеметов в Африке показали, какое это могущественное боевое средство. Естественно, что уже тогда, а именно в конце XIX — начале XX века европейские пацифисты начали выступать с требованиями наложить запрет на использование пулеметов, как откровенно негуманное оружия. Причина же, разумеется, заключалась не столько в их реальном миролюбии, сколько в том, что Великобритания стала первой колониальной державой, выявившей преимущества этого вида оружия, стала активно его применять в столкновениях с плохо вооруженными туземными племенами, ну и… в итоге территория ее, и раньше не маленькая, стала расти буквально как на дрожжах.




Английские солдаты с пулеметом в англо-бурскую войну.

Одно за другим следовали столкновения, в которых пулемет доказывал свою эффективность. Так, 2 сентября 1898 года в ходе битве при Омдурмане англо-египетская армия численностью в 10 тысяч человек встретилась со 100-тысячной армией Махди, состоявшей из иррегулярной суданской конницы. Именно массированным пулеметным огнем все ее атаки были отбиты с огромными потерями, тогда как английские части потери понесли незначительные.


Сесиль Родс и его «банда» расстреливает «ниггеров».

Русско-японская война стала первой войной, в которой пулеметы активно применяли обе воюющие стороны. В боях под Тюренченом и Мукденом русские войска огнем своих пулеметов нанесли японцам огромные потери и также большую роль пулеметы сыграли в обороне Порт-Артура. Потери в пулеметах были велики, но и эффект от их применения оказался настолько значительным, что теперь их стали закупать сотнями, несмотря на цену, превышавшую 3000 рублей за пулемет. Высокие колесные лафеты при этом демонтировались, а сами пулеметы ставились на более удобные и мобильные станки.


Русские пулеметчики на сопках Манчжурии.

Опыт войны показал на необходимость увеличения настильности стрельбы, что было связано и с принятием в 1908 г. трехлинейного винтовочного патрона с новой остроконечной пулей. На всех пулеметах под новый профиль пули сразу же пришлось переделывать патронник, увеличить диаметр отверстия втулки надульника, ставить новый прицел. Сам пулемет решили также облегчить и создать под него единый универсальный станок как для пехоты, так и для конницы.

Поэма о Максиме (часть 4)

Легендарный бой под Тюренченом. Рис. художника Самокиша.

Летом 1908 г. Х. Максим прислал в Россию новый пулемет, полегчавший в весе до 18,48 кг. Затем в июле 1909 г. модель массой 11,36 кг поступила от фирмы «Виккерс». Ее специалисты сумели заменить все детали из бронзы и чугуна на стальные, упростили замок и изменили его компоновку, чем существенно уменьшили размеры и вес короба пулемета, сделали к нему новый надульник и добавили ряд других усовершенствований. Новый пулемет «Виккерс» имел треножный станок и вместе с патронной коробкой мог легко переноситься расчетом из трех солдат.


Пулемет и пулеметчики русско-японской войны.

Облегченный «Виккерс» российским военным понравился, но его испытания в середине 1910 г. на полигоне в Офицерской стрелковой школе окончилась неудачей. Фирма постаралась улучшить конструкцию, но тем не менее ГАУ больше понравился «облегченный» пулемет Тульского завода, хотя он и был тяжелее английского образца.


А вот это наши пулеметы, но японские трофеи!

После испытаний нового тульского пулемета он поступил на вооружение российской императорской армии под названием «станковый пулемет Максима обр. 1910 г.» с колесным полевым станком конструкции полковника А.А. Соколова. Он действительно был серьезным образом улучшен по сравнению со своим прототипом в первую очередь в технологическом плане, так что вряд ли будет правильным встречающееся в ряде изданий советского времени заявление о том, что «русские техники создали, по сути дела, новый пулемет». Не новый, конечно. Однако, финансовые отношения с компанией «Виккерс, сыновья и Максим» после этого благоразумно пересмотрели, согласовав соответствующее уменьшение вознаграждения. Теперь положением Военного совета от 4 марта 1910 г. следовало: «По контракту, заключенному 9 марта 1904 года Главным Артиллерийским Управлением с обществом «Виккерс, сыновья и Максим», уплачивать с 1 января 1910 г. по день окончания контракта 23 февраля 1915 года по 60 ф. ст. вместо обусловленных этим контрактом 80 ф. ст. за каждый готовый пулемет». Тогда же была сконструирована и принята и новая машинка для набивания патронами пулеметных лент.


Знаменитый английский «Виккерс» с уменьшенным коробом и облегченный донельзя. Музей замка Йорк.

А вот станок для пулемета был действительно совершенно новой и оригинальной разработкой, больше ни в одной стране не строившейся. Разработка его началась сразу же после Русско-японской войны и опиралась на ее опыт. Многие офицеры, имевшие дело с пулеметами, предложили свои варианты, среди которых был и станок капитана Соколова, разработанный еще в 1907 г. На вооружение он был принят под обозначением «станок обр. 1908 г.», но обычно он упоминается в литературе как «станок Соколова». Ну, а серийный выпуск новой модели «Максима» и нового станка начали в 1911 г. Между тем Соколов разработал еще и пулеметную двуколку, которая была совершенно необходима для транспортировки пулеметов к линии фронта.

В то же время пулеметы на высоких колесных станках раннего образца оставались в военных училищах в качестве учебных и, например, применялись юнкерами во время боев в Москве, имевших место в октябре — ноябре 1917 г.

В годы Первой мировой войны «виккерсы» попали и на аэропланы. Вторым пулеметом (он над крылом) очень часто становился «льюис» без приклада и со снятым радиатором, поскольку в полете ствол хорошо охлаждался потоком набегающего воздуха.

Планировалось, что когда вся программа производства «облегченных» пулеметов обр. 1910 г. будет выполнена, заняться переделкой бывших в войсках 2790 старых «тяжелых» пулеметов Максима (обр. 1905 г. и английских), но приступили к этому делу только в 1914 г. Под новые патроны к началу войны старые пулеметы успели переделать далеко не все, так что осенью 1914 г. из Тулы продолжали требовать «тупые патроны… для 100 тяжелых пулеметов». Впрочем, война показала, что достигнутый в стране уровень выпуска 1000 пулеметов в год недостаточен, хотя и виделся российским военным предельным. Пулеметы пришлось заказывать в Англии и США, однако и эти поставки далеко не покрывали потребностей русской армии!


Модернизированный «максим». Знаменитая широкая заливочная горловина, позволявшая набивать кожух и снегом, и льдом, и лить в него воду прямо из ведра. Интересно, почему до этого простейшего решения не додумался сам Максим? Музей Пензенского госуниверситета.

В годы Первой мировой и затем уже в ходе Великой Отечественной войны «Максим» получил очень широкое распространение прежде всего в силу того, что его конструкция была тщательно отработана. Чего нельзя было сказать, например, о новом советском пулемете ДС-39. Поднять огневую мощь «максима» пытались с помощью спаренных, а затем и счетверенных установок, применявшихся на бронепоездах, кораблях и даже на крышах зданий. По самолетам, летящим на высоте до 1500 м и при скорости до 500 км/ч, счетверенные пулеметы могли вести достаточно эффективный и плотный огонь. Эти же установки на бронепоездах и железнодорожных платформах нередко использовали для непосредственной поддержки пехоты.


Короб заметно шире, по сравнению с коробом «Виккерса».

Как бы там ни было, но к концу 1930-х годов пулемет «Максима» уже морально устарел. При весе около 65 к без патронов возить его по полю боя было очень непросто. Летом возникали трудности со снабжением его водой. Матерчатую ленту было трудно снаряжать, она быстро изнашивалась, нередко рвалась и впитывала влагу. В то же время единый пулемет вермахта MG-34 имел массу 10,5 кг без патронов, в нем использовалась металлическая лента и он не нуждался в воде. Перегревшийся ствол на нем можно было заменить. Стрелять из MG-34 можно было и без станка, что обеспечивало скрытность позиции его пулеметного расчета. Еще совершеннее был MG-42, дававший 1200 выстрелов в минуту.


Крепление пулемета к станку осуществлялось в двух точках и было поэтому достаточно жестким.

С другой стороны, «Максим» имел и множество положительных свойств. Так, из-за того, что работа его автоматики была безударной, он был устойчив во время стрельбы, и обладал лучшей кучностью, чем позднейшие модели. Кроме того, им было достаточно удобно управлять. Если пулемет грамотно обслуживался, то он мог прослужить вдвое больше положенного ресурса, который и так был много больше, чем у всех более новых пулеметов.


Прицел был стоечный.

Именно из-за проблем с надежностью и сложности производства в начале войны пришлось отказаться от производства ДС-39 и самозарядной винтовки Токарева. Простая и апробированная «трехлинейка» и столь же «доведенный до ума» «максим» оказались куда более востребованным оружием в это сложное время.

Только в 1943 году на вооружение поступил пулемет СГ-43 с воздушной системой охлаждения ствола конструкции Петра Горюнова, превосходивший «максим» по многим показателям. Тем не менее, «максим» выпускался вплоть до окончания войны и на Тульском, и на Ижевском оружейных заводах, и он до конца войны находился в строю. Известно, что последний случай, когда Советская армия использовала «максим» в бою, имел место в 1969 году в ходе пограничного инцидента на острове Даманском.


Пулеметы «максим» в Музее Отечественной Военной Истории в Падиково.

Естественно, что столь долгий, а главное значимый боевой путь пулемета «максим» в армии России привел к тому, что он стал героем и впечатляющего количества книг, и ничуть не меньшего количества кинофильмов. Классическим примером стал кинофильм «Чапаев», в котором уже в первых его кадрах бравый ординарец Василия Ивановича Петька с тачанки строчит из «максима» по белочехам. И конечно, такое вполне могло быть, во всяком случае никому не запрещалось. Вот только одно «но». У классической тачанки подвеска была на мягких рессорах, а «максимы» времен Гражданской войны имели вес больше четырех пудов. Так что при стрельбе из кузова тачанки он начинал заметно вибрировать, так как требовал куда более прочной опоры, нежели ее сиденье.


Рекламный плакат кинофильма «Чапаев».

И, да – в Гражданскую войну пулеметы на тачанках перевозили, это факт, но, согласно принятому тогда же наставлению, для ведения огня их ставили на землю. Только уже после окончания Гражданской войны, так сказать, на основе ее опыта в РККА появилась тачанка с более жесткой подвеской, не такая тряская. На парадах эти тачанки смотрелись очень хорошо, но вот в боях Великой Отечественной практически не использовались. Не надо забывать и того, что для обеспечения надежной работы «максима» ему нужен был второй номер пулеметного расчета, который должен был направлять ленту под прямым углом к приемнику. Без помощи этого второго номера огонь пулемета мог прекратиться в любой момент из-за перекоса патрона.


Так их, Анка, беляков, так! Вот только без второго номера ленту может ведь заклинить в самый неподходящий момент.

А где этот самый второй номер мог бы поместиться на тачанке? Впрочем, дурные примеры как всегда заразительны и впоследствии у Петьки нашлось немало подражателей среди героев нашего кино, которые снайперски поражали с несущихся во весь опор тачанок огнем «максима» и пеших, и конных противников!


Недостатком «Максима» была его уязвимость… Пулевые пробоины легко выводили его из строя из-за потери воды!

Продолжение следует…
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    5 июня 2018 06:31
    В годы Первой мировой войны «виккерсы» попали и на аэропланы. Вторым пулеметом (он над крылом) очень часто становился «льюис» без приклада и со снятым радиатором, поскольку в полете ствол хорошо охлаждался потоком набегающего воздуха.

    В СССР тоже выпускался облегчённый авиационный пулемёт ПВ, соданный Надашкевичем на базе пулемёта "Максим".
    "Первые попытки использовать 7,62-мм станковый пулемет «Максим» на самолете относятся к периоду 1915-1916 годов. Однако широкого распространения в авиации он не получил. В первую очередь это было связано с большим весом пулемета. Работу по переделке пулемета «Максим» в авиационный начал летчик и авиаконструктор Московского авиационного завода А.В.Надашкевич в 1923 году. Первоначально она велась на заводе «Авиаработник», а с 1924 года — на Тульском оружейном заводе. Большую помощь конструктору в этой работе оказали инженеры П.П.Третьяков и И.А.Пастухов, принимавшие непосредственное участие в его модернизации еще в 1910 года, а также С.А.Ярцев." http://авиару.рф/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhen
    ie/aviatsionnoe-vooruzhenie/sssr/aviatsionnye-pul
    emety/aviatsionnyj-pulemet-pv-1/
    1. avt
      +3
      5 июня 2018 08:04
      Цитата: амурец
      В СССР тоже выпускался облегчённый авиационный пулемёт ПВ, соданный Надашкевичем на базе пулемёта "Максим".

      А ,,ручник" из Первой мировой германского исполнения в
      Продолжение следует…
      будет ?А вообще второй день иллюстрации радуют ! Вчера бельгийцы с пулемётом на собачьей упряхке , сегодня бритые с ,,максимкой" на табуретке ! bully НО ! Требую цикл закончить ТАЧАНКОЙ! bully
      1. +7
        5 июня 2018 09:23
        Цитата: avt
        А ,,ручник" из Первой мировой германского исполнения

        Ну тогда сюда можно добавить и пулемёт Максим-Токарев 1924 г

        На фото, воле пулемёта Ф.В. Токарев с сыном Николаем
        "После окончания гражданской войны было принято решение о создании ручного пулемёта на базе конструкции станкового пулемёта Максима обр.1910 года, которые должны были стать основным оружием стрелковых отделений Красной Армии. При этом, «переделочный» пулемёт с воздушным охлаждением ствола рассматривался как временное явление, поскольку он обладал значительной массой и не полностью соответствовал требованиям, предъявляемым к ручному пулемёту". http://smallarms.ru/article?arms=mt
        1. avt
          +3
          5 июня 2018 11:37
          Цитата: амурец
          На фото, воле пулемёта Ф.В. Токарев с сыном Николаем

          bully За исключением приклада , тут видать от трёхлинейки примостырили,это МG -08/18! АХ! ДА! Еще ручку с кожуха ствола убрали, удобную при переноске на короткие дистанции. Ну собственно на этом
          Цитата: амурец
          создании ручного пулемёта на базе конструкции станкового пулемёта Максима обр.1910 года,

          и закончилось.
        2. +1
          5 июня 2018 20:47
          Кто хочет прочитать про пулемёт МТ прямо сейчас могут это сделать пройдя по ссылке:
          https://topwar.ru/75991-ruchnye-pulemety-mk-i-mt.
          html
      2. +2
        5 июня 2018 20:28
        А ,,ручник" из Первой мировой германского исполнения в будет ?

        Вот для затравки MG 08/15 в динамике. smile
    2. 0
      5 июня 2018 20:33
      Да, было бы очень хорошо, но ещё бы про Maxim lMG 08/15 Zeppelin поведали бы. smile
  2. +5
    5 июня 2018 07:20
    И, да – в Гражданскую войну пулеметы на тачанках перевозили, это факт, но, согласно принятому тогда же наставлению, для ведения огня их ставили на землю
    .
    Была разработана специальная инструкция для стрельбы именно с тачанки, иначе терялся смысл всего девайса - внезапный огонь с флангов при поддержке своей конной атаки или по атакующей коннице противника.
    Для арьергардных боёв снятие пулемёта с тачанки, увод повозки в укрытие, подгон её в случае необходимости, погрузка пулемёта означали бы гибель неминуемую расчёта. Дураков тогда не было.
    А где этот самый второй номер мог бы поместиться на тачанке?

    Дрожки, фаэтоны и пр. у Буденного, например, специально дорабатывались и проблем с размещением второго номера не существовало.
    1. +5
      5 июня 2018 09:49
      Вот,кстати, фото "казенной" тачанки

      А махновцы / в одном бою использовали до 300 кулэмэтов - жуткий эффект/ не
      заморачивались - вторым номером был возница ,стоя рядом /естественно ,"работали"
      не на ходу/.
      1. +4
        5 июня 2018 15:35
        Да, махновский пулеметный полк - вещь неприятная. Барбович может подтвердить.
        Вот ещё фото:

        В режиме "МАРШ" - на сиденье ж... к ж... вполне себе помещались. В боевом режиме - как у вас на фото.
  3. +3
    5 июня 2018 07:33
    На последнем фото пулемет выведен из строя явно не только по причине повреждения водяного кожуха...
    1. +3
      5 июня 2018 08:21
      Но пробоина на кожухе видна отчетливо.
      1. +3
        5 июня 2018 10:05
        Там не одна пробоина в кожухе, с десяток наберется.
  4. +5
    5 июня 2018 07:37
    Известно, что последний случай, когда Советская армия использовала «максим» в бою, имел место в 1969 году в ходе пограничного инцидента на острове Даманском.
    В бою, наверное нет, не считая Донбасса...Но еще в 80-х стояли в УРах на Дальнем Востоке.
    Почему-то все превозносят скорострельность MG. А ведь это о двух концах - в обороне скорее да, а в наступлении? Замаешься боезапас таскать да пополнять...
    1. +3
      5 июня 2018 10:06
      А если вспомнить знаменитую стрельбу "по спичкам". А также не забываем, что Максимы были в крепостном исполнении (т.е. с водяным насосом)
      Тут опять же надо, что эти два пулемета создавались для двух разных целей и с разницей несколько десятилетий под разные концепции боя.
      Максим - это оружие обороны, а МГ - нападения. И тот и другой в рамках своей задачи прекрасными образцами.
  5. +6
    5 июня 2018 08:26
    Уважаемый Автор ,как всегда,что нибудь ,да упустил,не осознанно,надеюсь.Упомянул эффективное применение Максима англичанами против туземцев и сразу же перепрыгнул к Русско-японской войне.А где Англо-бурская?Именно после неё возник бум интереса к Максиму.
    1. +4
      5 июня 2018 10:39
      Цитата: andrewkor
      А где Англо-бурская

      Полностью согласен ! Сам хотел "спросить" !История англо-бурской войны интересна во многих отношениях ! Она случилась на стыке 2-х "эпох": и по времени, и по преобразованиям... Это касается не только пулемётов,но и роли артиллерии, боевого построения пехоты в наступательном бою,и камуфляжа....
      1. +3
        5 июня 2018 11:26
        Это отдельная тема. Она освещалась на ВО и что, опять возвращаться к ней, ради одного пулемета? Вряд ли это целесообразно.
        1. +2
          5 июня 2018 12:05
          Хотя бы в кратце упомянуть должен был. Расширил бы горизонты полемики!
        2. +2
          5 июня 2018 15:49
          Цитата: kalibr
          Это отдельная тема. Она освещалась на ВО и что, опять возвращаться к ней, ради одного пулемета? Вряд ли это целесообразно.

          Понял...
  6. +3
    5 июня 2018 11:30
    Цитата: andrewkor
    ,как всегда,что нибудь ,да упустил,не осознанно,надеюсь

    А все показать просто физически невозможно! И потом... у Вас есть фото Максима (пулемета) в англо-бурской войне? Наверняка нет, потому, что их крайне мало. Больше фотографий пушек 37-мм. Но об этом как раз было. Даже на сайтах музеев Южной Африки их нет. А без фотографий что писать? Что они себя хорошо показали? Это и так все знают!
    1. +5
      5 июня 2018 13:02
      "...у Вас есть фото Максима (пулемета) в англо-бурской войне?"
      Есть.
      1. +4
        5 июня 2018 13:03
        Но не "Максимом" единым пользовались англичане в англо-бурской войне.

        Британские солдаты с пулемётом Кольта в ходе Англо-бурской войны.
        1. +4
          5 июня 2018 13:09
          Второе фото должно идти в материал про "картофелекопалку". А первое... не слишком-то оно типичное. В начале статьи дано лучше!
          1. +5
            5 июня 2018 13:20
            "Второе фото должно идти в материал про "картофелекопалку". А первое... не слишком-то оно типичное. В начале статьи дано лучше!"

            Извольте типичное. Английская пулеметная команда англо - бурской войны.
  7. +2
    5 июня 2018 13:01
    Хочется сказать ещё несколько слов относительно полезности "Максима" как пулемёта с водяным охлаждением ствола-он прекрасно вписывался в состав вооружения ДОТов. Эту особенность использовали, при обеспечении принудительной циркуляции воды в кожухе охлаждения, и финны в своих ДОТах на линиях укреплений и русские. А вот, например, французам и чехам приходилось для обеспечения непрерывности огня ставить спарки из пулемётов с воздушным охлаждением в основные сектора обстрела и вести огонь по-очереди из каждого.
    Как пример, фото финского ДОТа , фото одного из ДОТов нашего Карельского укрепрайона и спарка пулемётов из чешского ДОТа.
    1. +3
      5 июня 2018 13:05
      Два фото в один коммент на сайте не влазит.
      1. +3
        5 июня 2018 13:09
        Иногда влезает, иногда нет! Почему так?
        1. +2
          5 июня 2018 13:21
          Я не знаю, кто функционал сайта делал, но лучше "один комент - одно фото".
          1. +4
            5 июня 2018 15:11
            я давно про это говорил. Причем у кого-то открывается два, у кого-то - только последнее. Проще сделать несколько ответов. hi
            1. +4
              5 июня 2018 21:23
              Привеи всем, я как всегда под занавес! Две статьи подряд - счастье!!!
              1. +3
                5 июня 2018 21:48
                а я знал, что ГлавПушман придет! wink Он на статьи про "максим" не может не придти! drinks да, хороший цикл. yes кланяюсь и Автору, и участникам hi
  8. +6
    5 июня 2018 14:33
    Именно из-за проблем с надежностью и сложности производства в начале войны пришлось отказаться от производства ДС-39 и самозарядной винтовки Токарева. Простая и апробированная «трехлинейка» и столь же «доведенный до ума» «максим» оказались куда более востребованным оружием в это сложное время.

    У СВТ проблема была не в надёжности и сложности производства - к началу войны винтовка уже выпускалась серийно, и косяки предыдущих версий на ней в целом были устранены.
    Проблема была в другом - винтовка оказалась слишком сложной для среднестатистического рядового стрелка. Проблемы начинались даже не на этапе регулировки газового регулятора - а ещё раньше, на разборке, чистке и сборке. Говоря проще, "светка" требовала регулярного ухода, без которого начинала сбоить. Именно эти сбои и выдавались обычно за ненадёжность винтовки.
    Чтобы понять - в какие руки попадала СВТ в РККА того времени, приведу цитаты из документов по результатам проверки КОВО в 1940 г.:
    В частях 97 сд винтовки изготовления 1940г. ,бывшие на руках не более 4-х месяцев, до 29% приведены до состояния следов ржавчины в канале ствола, пулеметы "ДП" изготовления 1939г до 14% также имеют ухудшение каналов стволов.
    Знания рядового курсантского состава низкие. Совершенно не знают автоматического оружия и способны лишь носить винтовки и нажимать на спусковой крючёк. К великому стыду, и огорчению, курсанты полковых школ знания стрелкового оружия имеют ниже знаний красноармейского состава, и все же несмотря на это выпускаются младшими командирами.
    О правилах, чистки оружия, о его осмотре младшими командирами говорить не приходится.
    Такое положение и должно быть, так как командир, не имея знаний стрелкового оружия, не может передать их своим подчиненным и требовать от них знаний когда он сам его не знает.

    Пренебрежительное отношение к наставлению по хранению и сбережению оружия в частях войск, незнание устройства автоматического оружия, его правил разборки довели до такого состояния, что автоматические винтовки "АВС" , пистолеты-пулеметы "Дегтярева" при их разборке оказались с затвердением, начатом в газовых путях, весь узел отвода газов покрыт ржавчиной, поверхность ствола и остальные детали покрыты ржавчиной в сильной степени. Такое же состояние газовых путей и у пулеметов «ДП»

    135 сд - Техническое состояние оружия неудовлетворительное, за исключением 791 сп. Стрелковое оружие в дивизии от 13 до 40% требует войскового ремонта. Особенно плохое техническое состояние оружия в 497 сп, 184 гап, 168 обс. Уход и сбережение стрелкового оружия неудовлетворительное во всех частях дивизии. Прирост поражаемости каналов стволов по винтовкам от 10% до 77%...

    87 сд - При осмотре оказались с налетом ржавчины в канале ствола, на наружных частях или грязные с налетом под ложей песка, мусора и даже овса и сена: 1019 винтовок, 381 револьвер "Наган", 24 пулемета ДП, 13 пулеметов "Максим", 15 - 50-мм минометов и 4 120-мм миномета
    . © драг прер ечи Уланов и Шеин
    1. +2
      5 июня 2018 15:41
      А чего Вы хотите от "победивших гегемонов"? Такие отчеты приходили наверх постоянно. Уровень культуры был не просто низким, а страшно низким. В книге "Без тайн и секретов" о Ж.Я. Котине написано, как в 1942 году под Ленинградом вышло из строя 2 танкосамоходных полка. Двигатели забило... Сталин отправил лично Котина разбираться. Тот нашел фильтры обрезанные ножницами! Налицо диверсия, вредительство! А ему говорят - "а это наша фронтовая смекалка, так двигатель легче заводится!". Ну а про баб, забивавших винты кувалдами в самолеты Яковлева и вовсе банально. Недавно, читал, один... слил бензин из текущего бака и пошел его варить. Бак, понятно, взорвался!
      1. +2
        5 июня 2018 15:47
        Нашел приказ по КОВО 1940 г.: №0349 Эксплуатация танков ("...в целях сбережения материальной части тяжелых и средних танков (Т-35, КВ, Т-28, Т-34) и «поддержания их в постоянной боевой готовности с максимальным количеством моторесурсов» для обучения личного состава вождению и стрельбе, сколачиванию танковых частей и соединений разрешалось расходовать в год на каждую машину учебно-боевого парка 30 часов, боевого — 15 часов. Все тактические учения предписывалось проводить на танках Т-27...")
        А уж сколько там приказов связанных с пьянством... Начал считать в списке годовых приказов... сбился со счета! По сути отцы командиры командовали не людьми, а так... некими "человекообразными животными", опирающихся в своем поведении на спинной мозг. Соответственно к ним и относились...

        Например, в 1940 году имел место и такой случай, отраженный в приказе №95-103 по БВО: Во 2 сд во время совершения марша 200 сп к месту новой дислокации заместитель командира роты по политчасти мл. политрук Бойков самочинно расстрелял красноармейца Сенина, который после совершения 110 км марша побил ноги и заявил Бойкову, что в строю идти не может. Бойков, не обратив на это заявление никакого внимания, приказал догонять роту бегом и когда Сенин отказался догонять роту, расстрелял его и тут же закопал его труп в землю.
        Войны еще не было! Что же было на войне? Впрочем, приказы по внесудебным расстрелам в войну тоже есть. И очень много...
        1. +3
          5 июня 2018 16:47
          Цитата: kalibr
          Нашел приказ по КОВО 1940 г.: №0349 Эксплуатация танков ("...в целях сбережения материальной части тяжелых и средних танков (Т-35, КВ, Т-28, Т-34) и «поддержания их в постоянной боевой готовности с максимальным количеством моторесурсов» для обучения личного состава вождению и стрельбе, сколачиванию танковых частей и соединений разрешалось расходовать в год на каждую машину учебно-боевого парка 30 часов, боевого — 15 часов. Все тактические учения предписывалось проводить на танках Т-27...")

          Приказ известный и для той обстановки - абсолютно правильный. Тактические учения можно успешно проводить хоть с мотоциклами вместо самолётов и легковушками вместо танков - Рейхсвер подтверждает. smile
          А вот новых двигателей для КВ ждать можно очень долго - выпуск дизелей превышает выпуск танков всего на 10%, а моторесурс их лишь немного превышает моточасы, требующиеся на обучение экипажа вождению танка. Так что приходится расходовать ресурс линейных танков только на учениях, а обучение матчасти проводить на машинах учебно-боевого парка, для которых дизеля худо-бедно найдутся.
          1. +1
            6 июня 2018 03:27
            Цитата: Alexey RA
            Тактические учения можно успешно проводить хоть с мотоциклами вместо самолётов и легковушками вместо танков - Рейхсвер подтверждает.

            Цитата: Alexey RA
            ак что приходится расходовать ресурс линейных танков только на учениях, а обучение матчасти проводить на машинах учебно-боевого парка, для которых дизеля худо-бедно найдутся.

            Странные выводы !Рейхсвер в пример? Рейхсвер проводил учения с фанерными "колпаками" на легковушках и мотоциклах не от того,что так лучше;а от того,что послевоенной (1МВ) Германии запрещалось иметь крупные танковые подразделения.
            Можно заменить легковушками? А окопы,рвы,эскарпы,контр.эскарпы тоже на легковушках преодолевать....учиться ?А броды...засеки на лесных дорогах.? Передвигаться по грунтовым дорогам после недельных дождей ,весной ? А учиться стрелять...как и когда без выезда в поле ? Или обходиться только учебным классом и тренажёрами ...(это сейчас...) ?
            1. 0
              7 июня 2018 10:44
              Цитата: Nikolaevich I
              Странные выводы !Рейхсвер в пример? Рейхсвер проводил учения с фанерными "колпаками" на легковушках и мотоциклах не от того,что так лучше;а от того,что послевоенной (1МВ) Германии запрещалось иметь крупные танковые подразделения.

              А при чём тут лучше или хуже? Я пишу о том, что тактические учения вполне можно успешно проводить и на нештатной технике - примером чего является рейхсвер. А причины отсутствия штатной техники могут быть любыми - от юридических до технических.
              Цитата: Nikolaevich I
              А окопы,рвы,эскарпы,контр.эскарпы тоже на легковушках преодолевать....учиться ?А броды...засеки на лесных дорогах.? Передвигаться по грунтовым дорогам после недельных дождей ,весной ? А учиться стрелять...как и когда без выезда в поле

              Это не относится к тактической подготовке. И я, вообще-то, писал про танки учебно-боевого парка - на которых и должна отрабатываться индивидуальная подготовка экипажей (и слаживание взводов - если останется моторесурс).
              1. +1
                7 июня 2018 14:27
                Цитата: Alexey RA
                Это не относится к тактической подготовке.

                Я понимаю,что вы хотите сказать...Учиться "держать строй" ,взаимодействовать друг с другом, чётко выполнять команды,"правильно" отступить,рассредоточиться,сосредоточиться и т.д. и т.п..... И всё равно...это "суррогат"(легковушки,мотоциклы) даже для таких случаев!Как учиться "держать" боевой порядок,чётко следовать за командирской машиной на легковушке на местности ,раздолбанной в грязь?Как только немцы разорвали международные договоры и начали создавать "настоящие" танковые войска,они стали выпускать учебные(!) танки Т-I.Хорошая идея ! И этой идеей пользуются до сих пор! (В качестве учебной бронетехники может использоваться устаревшая бронетехника...)
      2. +7
        5 июня 2018 16:53
        "А чего Вы хотите от "победивших гегемонов"? "
        Я бы не удивился, если бы этот комментарий Ольгович написал. Там все понятно. Но Вы то Вячислав Олегович, вроде еще с логикой не расстались. А армии ведь и до революции и после был один и тот же "гегемон". Или В РИА шли все с университетским дипломом? Так статистика по уровню грамотности как то не позволяет такие выводы сделать.
        Зато она говорит о том, что значительная часть квалифицированного рабочего персонала «Общества электрического освещения 1886 г.» комплектовалась из граждан Германии ввиду дефицита таковых в С-Петербурге - в столице.
        А про баб с кувалдами... Я Вас уверяю - поставить Вас на простейшую сборочную операцию на конвеер, где три гайки на три болта накрутить - Ваши "анбиции" подвергнутся большой деформации.
        1. +1
          5 июня 2018 17:19
          Да уж работа на конвейере - есть знакомые на бывшем"Стиноле", ныне "Индезите"... Жуть волкам... crying
        2. +2
          5 июня 2018 17:28
          Кстати, в книге "Без тайн и секретов" я указанного эпизода не помню. Да и фильтр в танке ножницами не обрежешь.
        3. 0
          5 июня 2018 21:44
          Вы почитайте, как в приказах по БВО командиры мордовали солдат, а те им кричали в ответ, что... при царе морду били, а сейчас что? Много там интересного. Я там только один привел приказ про Бойкова, но там сотни донесений. А ведь были и другие округа... Так что не надо мне про "интеллигентов от сохи" рассказывать.
          1. +3
            5 июня 2018 23:32
            Вячеслав Олегович! Вы технично уводите разговор в сторону, переворачивая все попутно с ног на голову. Никто ни о каких интеллигентах от сохи, плуга, лобогрейки и прочих сельскохозяйственных орудий не говорил. И про мордобой тоже. Обсуждался уровень серой солдатской массы. Вы изволии заметить, что победивший гегемон только и горазд, что технику ломать. Я же заметил, не победивший гегемон точно такой же был. Следуя Вашей сентенции, царь не заводил в армии самолетов, автомобилей, танков, чтоб не ломали? Вы или отвечайте по существу, или согласитесь, что комментарий был неудачный. Признание собственной ошибки - удел сильных людей.
    2. +5
      5 июня 2018 21:57
      Что там 1940г , недавно знакомый с высшим техническим образованием просит посмотреть триммер - не заводится. Спрашиваю: когда ТО делал? - Никогда за 3 года.
      Разбираю - все фильтры забиты, детали болтаются - прокладки пропускают газы, всюду нагар. Почистил, промыл, подтянул -машинка завелась с пол оборота. Спрашиваю: как готовишь топливную смесь? - Ну плюхну масла в бензин и размешаю. Короче - пропорции не соблюдались, откуда и нагар. А Вы про солдатиков в 1940 - 41. Люлей бы командиры выписывали за техобслуживание техники и вооружения - и СВТ хорошей оказалась бы и танки не глохли на марше.
      1. 0
        7 июня 2018 11:10
        Цитата: Cetron
        Люлeй бы командиры выписывали за техобслуживание техники и вооружения - и СВТ хорошей оказалась бы и танки не глохли на марше.

        Так для этого нужны командиры, которые сами разбираются в технике и вооружении. Главное отличие РККА обр. 1940 года от СА образца времён "развитого застоя" как раз в том, что в СА было кому учить пополнение. А в РККА уровень подготовки младкомов бы иногда даже ниже уровня подготовки рядовых:
        Знания рядового курсантского состава низкие. Совершенно не знают автоматического оружия и способны лишь носить винтовки и нажимать на спусковой крючёк. К великому стыду, и огорчению, курсанты полковых школ знания стрелкового оружия имеют ниже знаний красноармейского состава, и все же несмотря на это выпускаются младшими командирами.

        Простой пример: в БТВ КОВО перед войной треть младших командиров имела только 3 класса образования или не имела образования вообще.
        Как может спрашивать с подчинённых такой вот младший лейтенант?
        К сожалению, еще имеются такие командиры, как мл.лейтенант тов. имярек (791 сп), у которого имеется в подразделении всего 6 винтовок, и при осмотре все винтовки оказались ржавыми, также ржавым оказался и его личный револьвер "Наган", в барабане которого находились три стреляных гильзы. Револьвер, по заявлению мл.лейтенанта тов. имярек, не чистился после стрельбы в течение 3 месяцев.

        Или кому и что может выписать командир, распорядившийся заправить Т-34 бензином? wink
  9. +1
    5 июня 2018 16:00
    В белом доме когда его брали были Максимы.
    1. +3
      5 июня 2018 16:56
      А Виктор Сухоруков пулеметным взводом командовал?
  10. +5
    5 июня 2018 16:50
    Блёклые у вас господа - товарищи пулемётчики! У меня вот они понаряднее и по колоритнее! laughing
    1. +4
      5 июня 2018 17:01
      У меня вот они понаряднее и по колоритнее!

      эт точно! good все пушисто-нарядные, и без исподнего под юбкой! fellow drinks
      1. +2
        5 июня 2018 17:03
        Горняки!!! Дети ГОР...Одним словом Дунькины МакКлауды! Им кальсоны без надобности! Стирать ещё если запачкаешь в горячке боя... good
        1. +5
          5 июня 2018 17:46
          Я, кстати, крайне не уверен, что Ваше нижнее белье, друзья, не потребовало бы стирки, если бы Вы попали в такую переделку, как эти ребята с фото в битве при Магерсфонтейне. Эта пулеметная команда почти весь личный состав потеряла, но не дрогнула.
          1. +2
            5 июня 2018 18:17
            В этом ничего зазорного нет! Война она состоит из грязи, пота, крови и прочих малоприятных вещей!
      2. +4
        5 июня 2018 19:22
        Цитата: Микадо
        все пушисто-нарядные, и без исподнего под юбкой!

        Шотландские воины носят юбки,
        Под которыми нет трусов.
        Они храбрее всех на свете,
        Они прогонят английских псов.
        © Башня Rowan
        1. +4
          5 июня 2018 22:02
          Алексей, Вы литературой пользуетесь лучше меня. hi был какой-то шотландский офицер во время Второй Мировой, служил в десанте. Сходя на берег, он играл мелодию на волынке, а потом шел вперед с палашом и луком в руках. Кажется, много орденов заслужил. what Вот имени-фамилии.. не помню! request Но оригинал был еще тот! soldier
          1. +2
            5 июня 2018 23:42
            Джон Малькольм Торп Флеминг Черчилль, больше известный как Джек Черчилль. Интереснейшая личность. Действительно герой. Прожил 90 лет. На сайте про кого только не пишут, про ведьм, про серийных убийц.... Делирий полный. А про таких людей ни слова.
            1. +3
              6 июня 2018 00:03
              Благодарю за помощь, Виктор Николаевич! love впрочем, как всегда! drinks да, человеком был интереснейшим - герой с бесшабашной составляющей. soldier
              1. +2
                6 июня 2018 00:10
                Их три брата было. Все воевали. Младший погиб.
          2. +3
            6 июня 2018 00:12
            С подачи Виктора разыскал -
            Джек Черчилль тихо скончался в своём доме в Суррее в 1996 году, в возрасте 89 лет. В долгом счастливом браке с шотландкой Розамунд Денни у него родились двое сыновей, Малькольм и Родни.


            Его МЕЧ!
            Джек Черчилль родился в Гонконге, окончил Королевскую военную академию в Сандхёрсте и десять лет прослужил в Манчестерском полку в Бирме. Занимался он в армии в основном тем, что гонял по Индийскому полуострову на мотоцикле из конца в конец (как-то раз проехал 1500 миль от Пуны до Калькутты), раздражал командиров («Как вы посмели выйти с зонтиком на смотр?! - Но ведь идёт дождь, сэр!») и учился играть на шотландской волынке. Кстати, прекрасно научился: на британском конкурсе волынщиков в 1938 году занял второе место, будучи, между прочим, единственным англичанином среди 70 участников. Ещё он отлично стрелял из лука и благодаря своим талантам даже снялся в нескольких фильмах, в том числе в «Багдадском воре». Джек был настолько хорошим лучником, что в 1939 году представлял Великобританию на чемпионате мира по стрельбе из лука. Но больше всего на свете он любил две вещи - войну и Шотландию. Когда началась война, вышедший к тому времени в отставку Джек возликовал и прямо-таки бегом побежал записываться добровольцем. Волынку, лук и меч он, конечно, взял с собой.
            В мае 1940 возле Бетюна, Франция, напав со своим Манчестерским полком на немецкий патруль, Черчилль дал сигнал к атаке, застрелив вражеского фельдфебеля из лука - уникальный случай в истории Второй мировой. За храбрость, проявленную в этом бою, и за спасение раненого британского офицера Джек был награждён Военным крестом. После Франции Джек записался в подразделение коммандос, не зная точно, чем оно занимается, но решив, что в любом случае ему дадут повонзаццо по полной.
            В 1941 он участвовал в спецоперации британских сил «Стрельба из лука» (Operation Archery) и при высадке на норвежский остров Вогсёй стоял на носу корабля, играя на своей волынке «Марш камеронцев». Как только десантное судно причалило к берегу, Джек первым ринулся вперёд с мечом в руке, испуская воинственные кличи. Гарнизон и артиллерийская батарея города Малёй сдались быстро.
            1. +5
              6 июня 2018 00:37
              Друзья, а я ведь говорил, что только два человека на сайте могут так искать информацию. wink Да, и это - Вы оба! drinks только не загордитесь, тоже оба! wink
              1. +3
                6 июня 2018 01:29
                Старшей дочери о нем в 1999 году англичане книгу подарили, когда в Болгарии жили. Жаль, осталась там. А фамилию Черчиль не запомнить невозможнно. Кстати, какой то дальний родственник.
                1. +2
                  6 июня 2018 02:54
                  Цитата: Curious
                  Кстати, какой то дальний родственник.

                  Черчилль? Вот ведь... А у меня министыр в родственниках числится. laughing
  11. +2
    5 июня 2018 18:54
    Битва при омдурмане как-то не впечатляет. Получается английские лучники были не менее эффективны.
    1. +2
      5 июня 2018 21:28
      Угу туда еще пару "максимов" и алесс фантазия так попрет..!!!
  12. +1
    5 июня 2018 21:49
    Цитата: Curious
    Или В РИА шли все с университетским дипломом? Так статистика по уровню грамотности как то не позволяет такие выводы сделать.

    Я Вам так скажу - и там, и там был один огородный корень. Только позднее прикрытый громкой демагогией. А там командиры морды били солдатам одинаково, что при царе, что при советской власти! По крайней мере в 1940 году они их от души мордовали и стреляли даже. Правда, тот же Бойков получил за убийство красноармейца 10 лет. Но последнего это мало утешило!
    1. +3
      6 июня 2018 00:26
      Например, командир располагавшейся почти на острие удара 433-й зенитной артиллерийской батареи лейтенант Ф.И. Дейнека, получив в 21:07 приказание на открытие огня, стал запрашивать по телефону разрешение не открывать огня, дабы не привлечь к себе внимание авиации противника. Пока ему объясняли, для чего он там находится, самолеты безнаказанно пролетели над батареей.

      Всякое было! И происходит по сей день...
  13. 0
    6 июня 2018 18:25
    Цитата: Alexey RA
    Проблема была в другом - винтовка оказалась слишком сложной для среднестатистического рядового стрелка. Проблемы начинались даже не на этапе регулировки газового регулятора - а ещё раньше, на разборке, чистке и сборке. Говоря проще, "светка" требовала регулярного ухода, без которого начинала сбоить. Именно эти сбои и выдавались обычно за ненадёжность винтовки.

    Кроме того играла банальная экономика - она было много сложнее и дороже обычной трёхи, а оружия требовалось очень много и быстро.
  14. 0
    20 августа 2018 17:54
    Дед завещал быть подальше от пулеметов. Говорил, на войне они очень привлекали внимание немцев и пулеметчики долго не жили.