Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 3. Somua S35

К не самым известным танкам периода Второй мировой войны можно отнести французский «кавалерийский» танк Somua S35. Хотя он был выпущен достаточно крупной серией (427 танков), его активное использование в боевых действиях по естественным причинам было крайне ограниченным. Считавшийся наиболее совершенным танком Третьей республики, он не спас Францию от поражения в войне.

Somua S35 известен также под названиями Char 1935 S, S35 и S-35. Это средний танк французского производства, разработанный в 30-е годы прошлого века. Боевая машина была создана конструкторами компании Somua в 1934-1935 годах в качестве основного танка бронетанковых частей кавалерии. Именно по этой причине в литературе данный танк очень часто классифицируют как «кавалерийский» или «крейсерский». Первые танки данного типа были собраны в 1936 году, а массовое серийное производство было развернуто во Франции уже в 1938 году, танк серийно производился вплоть до поражения Франции во Второй мировой войне в июне 1940 года. За это время заводские цеха покинули 427 танков данного типа.

К началу Второй мировой войны средний танк Somua S35 считался одним из лучших в составе французской армии, являясь наиболее боеспособной и современной машиной. Несмотря на свое не самое сильное бронирование, танк отличался хорошей подвижностью (по шоссе он мог разогнаться до 37 км/ч) и мощным вооружением, представленным 47-мм нарезной полуавтоматической пушкой с длиной ствола 32 калибра. Данное орудие обеспечивало французским танкистам гарантированное поражение любых немецких танков того времени даже в лобовую проекцию. Однако на полях сражений сталкиваются друг с другом не цифры из ТТХ той или иной техники, а живые люди, которые сидят внутри танков. Немецкие танкисты были лучше обучены и имели больше опыта, равно как и командиры немецких танковых и механизированных соединений, что и предопределило судьбу Франции.




После завершения Первой мировой войны французские военные, как и военные других стран, начали реализовывать концепцию механизации собственных вооруженных сил. Данный процесс коснулся и кавалерии – главной мобильной ударной силы сухопутных войск тех лет. Уже в начале 1930-х годов французские кавалеристы сформировали тактико-технические требования к новому танку, предназначенному специально для вооружения подвижных механизированных частей. Разработка боевой машины была доверена компании Somua, которая являлась дочерним предприятием крупной оружейной компании Shneider.

Контракт на разработку и строительство нового 13-тонного танка с толщиной брони не менее 40 мм и максимальной скоростью не менее 30 км/ч был подписан в октябре 1934 года. При этом конструкторам фирмы Somua понадобилось всего семь месяцев на то, чтобы завершить постройку первого прототипа будущего танка. Уже в апреле 1935 года опытный образец боевой машины был готов. Уложиться в столь короткие сроки французским конструкторам помог зарубежный опыт. Инженеры компании, которые занимались созданием трансмиссии и подвески для нового французского танка, ранее работали в знаменитой чешской компании «Шкода». Поэтому указанные выше агрегаты получились во многом заимствованными у достаточно неплохого легкого чешского танка Lt.35. При этом коробка переключения передач и двигатель также имели чешские корни.

Скорость и запас хода представленного танка в полной мере отвечали запросам французских кавалеристов, однако инженерам компании еще предстояло провести серьезную работу по исправлению многочисленных недочетов. В то же время потребность французской армии в новом танке была так велика, что они заказали машину, даже не дожидаясь завершения процесса ее окончательной «шлифовки». Первый серийный танк был собран уже в 1936 году, тогда же он был передан в войска, где получил обозначение Char 1935 S, однако более известным и привычным для всех названием стало Somua S35.



Из-за того что танк на вооружение принимали в спешке, у машины были явные проблемы с надежностью. При этом не самая удачная компоновка внутренних модулей среднего танка создавала серьезные проблемы для ремонтников. Из-за этого еще на протяжении двух лет в конструкцию танка вносились различные улучшения, лишь после того как все недостатки были официально устранены, кавалеристы приняли машину на вооружение, начав активные закупки нового танка.

Несмотря на классическую компоновку с передним расположением отделения управления и боевого отделения и задним расположением моторно-трансмиссионного отделения, танк S35 был достаточно самобытным, если не сказать больше. Экипаж танка, состоявший из трех человек, располагался в носовой части боевой машины, так как примерно 2/3 от длины танка занимал его двигатель и необходимое для его работы оборудование. Посадка и высадка экипажа осуществлялись через достаточно большой люк, расположенный в левом борту корпуса. Механик-водитель и радист размещались в отделении управления, за ними в боевом отделении в одноместной башне располагался командир танка, который помимо командования отвечал за обслуживание всего вооружения боевой машины. В бою ему мог помочь радист, который мог выполнять функцию заряжающего, но для этого ему надо было покинуть свое рабочее место.

Органы управления танком Somua S35 были выполнены «по-автомобильному». С левой стороны передней части корпуса танка была установлена рулевая колонка с «баранкой», педали и рычаг переключения передач. Здесь же было кресло мехвода и панель приборов. Справа от механика-водителя было место для радиостанции и радиста. В лобовом листе корпуса имелось два люка с установленными в них приборами наблюдения.



Бронирование танка было противоснарядным, дифференцированным. Корпус изготавливался методом литья из гомогенной броневой стали. Толщина лобовой брони доходила до 36 мм, бортов корпуса от 25 до 35 мм, кормы – 25 мм, днища – 20 мм. Броня была расположена под рациональными углами наклона, что повышало ее эффективность. Лобовая броня башни составляла 56 мм, бронирование бортов башни – 46 мм.

Командир танка располагался в одноместной башне, которая имела как электрический, так и ручной привод наведения. На крыше башни со смещением влево была расположена небольшая командирская башенка куполообразной формы. В командирской башенке имелся специальный люк со смотровой щелью и двумя смотровыми отверстиями, которые могли закрываться бронещитками. Командирская башенка могла вращаться независимо от основной башни танка.

Главным вооружением французского танка Somua S35 была полуавтоматическая 47-мм нарезная пушка SA 35 U34 с длиной ствола 32 калибра (1504 мм). Бронебойный снаряд, выпущенный из этой пушки, развивал начальную скорость 671 м/с. Согласно французским данным бронебойный снаряд с защитным наконечником пробивал 35-мм броню, установленную под углом 30 градусов, с расстояния 400 метров. Немецкие испытания демонстрировали еще более высокие результаты. В целом этого было достаточно, чтобы поражать в лоб все немецкие танки того периода, бронирование которых не превышало 30 мм. Вспомогательным вооружением танка был 7,5-мм пулемет mle.1931.

Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 3. Somua S35


Пушка и пулемет были установлены в лобовой части башни – справа и слева соответственно, они находились в независимых друг от друга установках на общей оси качения. Орудие отличалось очень хорошими показателями вертикальной наводки – от -18 до +20 градусов. Хотя вертикальное наведение пушки и пулемета могло осуществляться отдельно друг от друга, для стрельбы из орудия нужно было соединить их вместе с помощью системы тяг, так как оба вида вооружения имели лишь одно средство наведения – телескопический прицел с увеличение 4х, который был установлен над пулеметом. В качестве дополнительного вооружения на крыше башни над кормовым люком на турели можно было установить еще один пулемет. Боекомплект танка состоял из 118 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами, а также 2200 патронов к пулемету.

Сердцем танка был 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения – SOMUA 190CV V8, развивавший максимальную мощность 190 л.с. при 2000 оборотах в минуту. Двигатель был установлен в моторном отделении вдоль продольной оси боевой машины. Новшеством для тех лет было размещение в моторном отделении танка автоматической системы пожаротушения. Два протектированных топливных бака (основной – емкостью 300 литров и резервный – 100 литров) находились с правой стороны от двигателя. Также на правом борту танка могло быть установлено до четырех внешних топливных баков. Сравнительно слабый двигатель разгонял танк боевой массой 19,5 тонн до скорости 37 км/ч (при движении по шоссе), в некоторых источниках указывается, что скорость танка могла превышать 40 км/ч. При этом запаса хода по шоссе хватало на 260 километров.

Ходовая часть среднего танка Somua S35 применительно к каждому борту состояла из 9 одиночных необрезиненных опорных катков малого диаметра, ведущего колеса, ленивца, двух поддерживающих роликов и двух направляющих полозьев, которые поддерживали верхнюю ветвь гусеницы танка. Из девяти опорных катков, восемь были сблокированы по четыре в две тележки. По сути, конструкция сблокированной подвески танка была унаследована им еще от английского «Виккерса-шеститонного» и достаточно слабо подходила для столь быстрой машины. Еще одним недостатком ходовой части было низкое расположение ленивца, что значительно ухудшало проходимость S35, особенно в плане преодоления разного рода вертикальных препятствий. В доработанной версии, получившей индекс S40, данная проблема была успешно решена, однако танк так и не был запущен в производство. Дополнительной проблемой танка был сравнительно высокий центр тяжести, при том, что сам танк был узким, что существенно повышало шансы опрокидывания, особенно под управлением неопытного механика-водителя.



Самым значительным недостатком конструкции «кавалерийского» танка Somua S35 (как и большого количества других французских танков) была функциональная перегруженность командира, что было обусловлено использованием одноместной башни. Если радист был занят выполнением своих прямых обязанностей, командир боевой машины был вынужден в одиночку одновременно оценивать боевую обстановку, вести поиск целей, перезаряжать и наводить орудие, координируя действия всего экипажа. Все это приводило как к снижению огневой мощи танка, так и к уменьшению его возможностей по оперативному реагированию на изменение боевой обстановки. Даже в том случае, если радист брал на себя обязанности заряжающего, это лишь незначительно улучшало положение, так как командир танка мог делать лишь что-то одно – либо наблюдать за местностью через командирскую башенку, либо наводить на цель орудие.

Понимая все недостатки своей машины, уже весной 1939 года французы сформулировали новые технические требования к модернизации танка Somua S35. Обновленный танк должен был получить более мощный двигатель – 220 л.с. и улучшенную ходовую часть. Но главным новшеством должны были стать корпус и башня. Вместо литья французы рассчитывали перейти на сварку катаных бронелистов. Новый танк получил обозначение Somua S40. Его планировалось запустить в производство в октябре 1940 года, однако война заставила форсировать работы над проектом. Освоить его серийное производство французские предприятия были готовы к июлю 1940 года, но к тому моменту Франция уже капитулировала.

Первым по-настоящему крупным танковым сражением Второй мировой войны можно считать битву, которая развернулась вокруг бельгийского города Анню. Она началась 12 мая 1940 года. Принявшие участие в сражении французские танки Somua S35 попортили здесь немцам немало крови. Возле населенного пункта Креан, который находился западнее указанного города, одно из подразделений танков S35 записало на свой счет 4 немецких танка и батарею противотанковых пушек. Другой французский отряд среди прочих машин противника уничтожил возле местечка Тин танк полковника Эбербаха. Сам полковник, правда, остался жив, но наступление на этом направлении удалось приостановить. Немцы попытавшиеся ударить вновь, вынуждены были отойти из-за контратак французских танков. Из этого боя танки S35 вышли, получив по 20-40 прямых попаданий из орудий калибра 20-37 мм, не получив при этом ни одной пробоины.



Налицо были некоторые локальные успехи, но общие неудачи на других участках фронта заставляли французские войска отступать на новые рубежи обороны. Средние танки Somua S35 активно использовались на протяжении всей французской кампании 1940 года, однако в целом их применение можно было охарактеризовать лишь локальными успехами, которые меркли на фоне общих неудач, обрушившихся на французские и британские войска.

После поражения и капитуляции Франции германским войскам досталось 297 танков S35. Они были захвачены и использовались в вермахте вплоть до 1944 года, но главным образом только на второстепенных театрах военных действий, в частности, при проведении антипартизанских операций на территории Югославии. Также немцы использовали их в качестве учебно-тренировочных машин. Небольшое количество танков Somua S35 было поставлено союзникам Германии. Часть этих танков применялась также войсками правительства Виши в Северной Африке, а позднее войсками «Свободной Франции», в том числе в 1944-1945 годах. Все уцелевшие в жерновах Второй мировой войны танки S35 уже в первые годы после ее завершения были повсеместно сняты с вооружения.

Тактико-технические характеристики танка Somua S35:
Габаритные размеры: длина корпуса – 5380 мм, ширина – 2120 мм, высота – 2630 мм, клиренс – 420 мм.
Боевая масса – 19,5 тонн.
Силовая установка – 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель SOMUA 190CV V8 мощностью 190 л.с.
Максимальная скорость – 37 км/ч (по шоссе).
Запас хода – 260 км (по шоссе), 128 км (по пересеченной местности).
Вооружение – 47-мм пушка SA 35 U34 и 7,5-мм пулемет mle.1931.
Боекомплект – 118 снарядов и 2200 патронов к пулемету.
Экипаж – 3 человека.

Источники информации:
https://aviarmor.net/tww2/tanks/france/somua_s35.htm
https://worldoftanks.ru/ru/news/history/french_cavalryman_s35/
http://pro-tank.ru/souzniki/france/199-fran-somua-s35
Материалы из открытых источников
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Альф Офлайн
    Альф (Василий) 5 июня 2018 17:08
    +6
    По части литья французы такие затейники ! Видимо, понятие "сварка из катаных листов" для них было недоступно. Так извратиться, что R35, что S35.
    1. svp67 Офлайн
      svp67 (Сергей) 6 июня 2018 11:53
      +1
      Цитата: Альф
      Видимо, понятие "сварка из катаных листов" для них было недоступно. Так извратиться, что R35, что S35.

      Извратится? Интересное определение для наших танков ИС и для американских "Шерманов"
      1. hohol95 Офлайн
        hohol95 (Алексей) 6 июня 2018 12:29
        +3
        Американцы начинали с МЗА1 -
      2. Альф Офлайн
        Альф (Василий) 6 июня 2018 18:09
        +1
        Цитата: svp67
        Извратится? Интересное определение для наших танков ИС и для американских "Шерманов"

        ИСы ПОЛНОСТЬЮ отливались ?
        1. hohol95 Офлайн
          hohol95 (Алексей) 6 июня 2018 21:05
          +2
          С цельнолитыми корпусами не получилось...На КВ-1 пытались, но...
          ИС-2 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту.
          Броневой корпус танка (кроме лобовой детали у части машин) сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. Конструкция лобовой детали варьировалась от модификации машины:
          ИС-2 обр. 1943 г. имели литую лобовую деталь обтекаемой «ступенчатой» формы, в различных частях её толщина варьировалась от 60 до 120 мм.
          ИС-2 обр. 1944 г. для повышения снарядостойкости лобовой брони оснащался усовершенствованной «спрямлённой» конструкцией этой детали. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 обр. 1944 г. формировался двумя плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела форму суживающейся к верху танка трапеции и наклон к нормали 60°. Часть выпущенных ИС-2 обр. 1944 года оснащались литой лобовой деталью, толщина брони которой достигала 120 мм; начиная со второй половины 1944 года по мере наличия катаной брони высокой твёрдости лобовую часть стали делать сварной из 90-мм бронеплит.
          С остальными деталями лобовая часть соединялась сваркой. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 90 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

          1. Альф Офлайн
            Альф (Василий) 6 июня 2018 21:06
            0
            Цитата: hohol95
            ИС-2 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту.
            Броневой корпус танка (кроме лобовой детали у части машин) сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. Конструкция лобовой детали варьировалась от модификации машины:
            ИС-2 обр. 1943 г. имели литую лобовую деталь обтекаемой «ступенчатой» формы, в различных частях её толщина варьировалась от 60 до 120 мм.
            ИС-2 обр. 1944 г. для повышения снарядостойкости лобовой брони оснащался усовершенствованной «спрямлённой» конструкцией этой детали. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 обр. 1944 г. формировался двумя плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела форму суживающейся к верху танка трапеции и наклон к нормали 60°. Часть выпущенных ИС-2 обр. 1944 года оснащались литой лобовой деталью, толщина брони которой достигала 120 мм; начиная со второй половины 1944 года по мере наличия катаной брони высокой твёрдости лобовую часть стали делать сварной из 90-мм бронеплит.
            С остальными деталями лобовая часть соединялась сваркой. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 90 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

            Так у ИСа отливались отдельные детали, хотя и крупные, а тут корпус и башню умудрились отлить.
            1. hohol95 Офлайн
              hohol95 (Алексей) 6 июня 2018 21:33
              +2
              Возможно у французы считали, что собрать танк болтами из крупных броневых отливок им будет быстрее, чем сваривать корпуса и башни из броневых листов! Я на этот счёт конкретной информации не видел! Лили и лили... И пребудет с ними ФОРМА ДЛЯ ЛИТЬЯ...
            2. hohol95 Офлайн
              hohol95 (Алексей) 6 июня 2018 21:34
              +2

              Такой был корпус S-35!
    2. hohol95 Офлайн
      hohol95 (Алексей) 6 июня 2018 12:34
      +2
      И у нас пытались отливать корпус КВ-1 целиком -

      Цельнолитой корпус танка КВ после извлечения из формы и очистки.
      1. svp67 Офлайн
        svp67 (Сергей) 6 июня 2018 13:18
        +4
        Цитата: hohol95
        И у нас пытались отливать корпус КВ-1 целиком -

        Осталось добавить, что это пытались сделать еще в 1940 году и фраза про "затейников" вообще потеряет смысл... Это не затея, а насущная необходимость была.
        1. hohol95 Офлайн
          hohol95 (Алексей) 6 июня 2018 16:00
          +2
          С большими объёмами броневого проката толщиной более 45-50 мм у всех были значительные проблемы!
          "Матильды" МК II - корпус танка состоял из литых (носовая часть, подбашенная коробка и корма) и катаных (днище, борта и фальшборта) броневых деталей, соединявшихся друг с другом гужонами. Башня танка — литая, цилиндрическая.
          Только немцы применяли броневые отливки крайне ограниченно! Британцы так-же ограниченно применяли сварку! Болты, заклёпки, шпонки -
          Пехотный танк «Валентайн» - главная особенность конструкции корпуса и башни — отсутствие каркасов для их сборки. Броневые плиты обрабатывались по соответствующим шаблонам так, что при сборке они взаимно замыкались. Затем плиты крепились друг к другу болтами, заклепками и шпонками. Допуски при пригонке различных деталей не превышали 0,01 дюйма.
          Осенью 1941 года производство «Валентайна» развернулось в Канаде, на заводе монреальской фирмы Canadian Pacific Co. Часть машин канадского производства имела литую лобовую часть корпуса.
          1. svp67 Офлайн
            svp67 (Сергей) 6 июня 2018 16:53
            +4
            Цитата: hohol95
            С большими объёмами броневого проката толщиной более 45-50 мм у всех были значительные проблемы!

            Не соглашусь. У нас возникли с броневым прокатом проблемы из-за того, что в то же время СССР реализовал амбициозную программу корабельного строительство, но и это не помешало выпуску танков КВ. Скажу больше, у нас больше проблемы были с литьем, так как марку такой брони, приспособленной для создания полноценных литых броневых деталей, создали позже. Да и сам процесс требовал обучения и подготовки технологий.
            1. hohol95 Офлайн
              hohol95 (Алексей) 6 июня 2018 16:56
              +2
              Тогда в чём были проблемы у британцев и французов? Или у них литьё было лучше развито, чем прокат и сварное дело?
              1. svp67 Офлайн
                svp67 (Сергей) 6 июня 2018 18:15
                +2
                Цитата: hohol95
                Или у них литьё было лучше развито, чем прокат и сварное дело?

                Трудно сказать, на счет бритов, они вообще себя всегда более морской державой считали и именно развитием его и занимались. Но судя по их предвоенным "Матильдам" они то же не испытывали в этом особых проблем.
                А французы, они и есть французы. Долгое время, будучи "законодателями мод" в танкостроении они и тут остались на этих позициях. Показав всем, как можно резко удешевить и ускорить производство танков противоснарядного бронирования.
  2. solzh Офлайн
    solzh (Сергей) 5 июня 2018 17:13
    +5
    Считавшийся наиболее совершенным танком Третьей республики

    Статья хорошая познавательная, но, я возьму на себя смелость не согласиться с автором статьи. По моему мнению, хочу сразу сказать спорить ни с кем не хочу и не буду, но как по мне французский тяжелый танк Char B1 был у французов более удачной боевой машиной, на этот танк так же устанавливалась 47-мм SA 35 пушка. Данный танк так же использовался вермахтом, но только до появления в вермахте танка Тигр.
    1. svp67 Офлайн
      svp67 (Сергей) 6 июня 2018 12:10
      +2
      Цитата: solzh
      но как по мне французский тяжелый танк Char B1 был у французов более удачной боевой машиной

      Ну так статья то не про "более удачные", а про "малоизвестные" танки. Хотя тут стоит добавить, по мнению автора... Так как по мне уж этот танк S-35 уж не как этим не страдает. Ведь он мало того, что стал неким образцом для подражания, для наших танкостроителей, но предостаточно "засветился" на стороне немцев во время Великой Отечественной.


      Особенно против партизан.

      Соглашусь, что более неизвестен, для нас B-1 и B-1 бис. Особенно их участие в Великой Отечественной. Вот только не соглашусь, что это был "аналог" "Тигра", так как немцы эти танки больше использовали как огнеметные, а это сразу меняет их место в боевых порядках и тактику применения.

      И конечно же для нас более неизвестны "французы" H-35

      R-35
  3. hohol95 Офлайн
    hohol95 (Алексей) 5 июня 2018 17:15
    +14

    Некоторые S-35 доползли до Ленинградской области!
    1. bubalik Офлайн
      bubalik (Сергей) 5 июня 2018 17:42
      +15
      использовались в вермахте вплоть до 1944 года, но главным образом только на второстепенных театрах военных действий, в частности, при проведении антипартизанских операций на территории Югославии.

      ,,,23 июня с 5.00 германцы начали артобстрел Цитадели, при этом им надо было постараться не поразить своих солдат, окруженных в церкви. Артобстрел продолжался весь день. Германская пехота укрепляла позиции вокруг позиций защитников крепости.
      Впервые против Брестской крепости были применены немецкие танки. Точнее - трофейные французские танки Somua S-35 - вооруженные пушкой калибра 47 мм и пулеметом 7,5 мм, достаточно хорошо бронированные и быстроходные. Их было 3 штуки - входивших в состав бронепоезда N28.
      Один из этих танков был подбит ручными гранатами у Северных ворот крепости. Второй танк прорвался в центральный двор Цитадели, но был подбит орудием 333-го полка. Оба подбитых танка немцам удалось эвакуировать. Третий танк был подбит зенитным орудием в Северных воротах крепости.
      На 22 июня 1941 г. на Востоке находилось 6 бронепоездов с установленными на специальные платформы средними танками "Сомуа" S-35. По откидным аппарелям танки могли съезжать на землю, чтобы принять бой в составе так называемых "десантных групп". Бронепоезда N 26, 27, 28 имели в своем составе по 3 танка, N 29, 30, 31 - по два, всего 15 машин. S-35 28-го бронепоезда были приданы 45-ой пехотной дивизии при штурме Брестской крепости.
      1. bubalik Офлайн
        bubalik (Сергей) 5 июня 2018 17:45
        +12
        Применялись S-35 на разных участках советско-германского фронта:



        http://samlib.ru/t/tonina_o_i/panzer_vermaxt_03.s
        html
        1. VictorZhivilov Офлайн
          VictorZhivilov (Victor) 5 июня 2018 20:52
          +3
          Спасибо, за познавательное. smile
  4. Nehist Офлайн
    Nehist (Александр) 5 июня 2018 17:25
    +8
    Странно что автор назвал S35 малоизвестным танком. Хорошая машина для своего времени,жаль французы не умели их применять.
  5. igordok Офлайн
    igordok (Игорь) 5 июня 2018 17:49
    +5
    Не знаю, почему вчера удалили мой комментарий про Т-34-85.
    Сегодня повторю интересное видео про S-35 из серии передач .

  6. тасха Офлайн
    тасха 5 июня 2018 18:53
    +5
    https://topwar.ru/103242-svoy-sredi-chuzhih-6-s35
    -luchshiy-iz-shevale.html

    Статья о применении трофейных S35. Много фотографий.
  7. Bersaglieri Офлайн
    Bersaglieri 5 июня 2018 20:54
    +8
    С чего это один из основных танков Франции стал малоизвестным? Занятная логика у автора.
  8. амурец Офлайн
    амурец (николай) 6 июня 2018 00:25
    +4
    Корпус танка собирался на болтах из трех литых частей: нижней и двух верхних - передней и задней. Последние стыковались чуть позади башни. Это было слабым местом танка - попадание снаряда в стыковочный шов могло привести к его разрыву.

    Почему-то автор упустил этот недостаток литых корпусов французских танков и не только Сомуа.
    http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/france/
    1. Альф Офлайн
      Альф (Василий) 7 июня 2018 16:44
      +2
      Цитата: амурец
      Корпус танка собирался на болтах из трех литых частей: нижней и двух верхних - передней и задней. Последние стыковались чуть позади башни. Это было слабым местом танка - попадание снаряда в стыковочный шов могло привести к его разрыву.

      Почему-то автор упустил этот недостаток литых корпусов французских танков и не только Сомуа.

      Шерманы этим тоже "славились". Дело в том, что бронеплита, прикрывающая КПП, к плите носа крепилась болтами и при попадании бывали случаи, что низ отваливался.
  9. Doliva63 Офлайн
    Doliva63 (Валентин) 6 июня 2018 19:02
    +3
    Капец, страшилище! Вчера во дворе госпиталя ветеранов 72-ку встретил - до чего красив, чертяка! drinks
    1. Крым26 Офлайн
      Крым26 7 июня 2018 16:04
      +3
      А вы на год его создания посмотрели? По сравнению с современными танками - все прошлые танки "страшилища" (говоря ОЧЕНЬ грубо)..И что? И 72-ка будет когда-то считаться "чудовищем"....
      1. Bersaglieri Офлайн
        Bersaglieri 7 июня 2018 21:42
        +1
        Оригинальный Т-72 40-летней давности по сравнению с Т-14 и Т-90М тоже "уродом кривобоким" выглядит :)
Картина дня