Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 3. Somua S35

К не самым известным танкам периода Второй мировой войны можно отнести французский «кавалерийский» танк Somua S35. Хотя он был выпущен достаточно крупной серией (427 танков), его активное использование в боевых действиях по естественным причинам было крайне ограниченным. Считавшийся наиболее совершенным танком Третьей республики, он не спас Францию от поражения в войне.

Somua S35 известен также под названиями Char 1935 S, S35 и S-35. Это средний танк французского производства, разработанный в 30-е годы прошлого века. Боевая машина была создана конструкторами компании Somua в 1934-1935 годах в качестве основного танка бронетанковых частей кавалерии. Именно по этой причине в литературе данный танк очень часто классифицируют как «кавалерийский» или «крейсерский». Первые танки данного типа были собраны в 1936 году, а массовое серийное производство было развернуто во Франции уже в 1938 году, танк серийно производился вплоть до поражения Франции во Второй мировой войне в июне 1940 года. За это время заводские цеха покинули 427 танков данного типа.


К началу Второй мировой войны средний танк Somua S35 считался одним из лучших в составе французской армии, являясь наиболее боеспособной и современной машиной. Несмотря на свое не самое сильное бронирование, танк отличался хорошей подвижностью (по шоссе он мог разогнаться до 37 км/ч) и мощным вооружением, представленным 47-мм нарезной полуавтоматической пушкой с длиной ствола 32 калибра. Данное орудие обеспечивало французским танкистам гарантированное поражение любых немецких танков того времени даже в лобовую проекцию. Однако на полях сражений сталкиваются друг с другом не цифры из ТТХ той или иной техники, а живые люди, которые сидят внутри танков. Немецкие танкисты были лучше обучены и имели больше опыта, равно как и командиры немецких танковых и механизированных соединений, что и предопределило судьбу Франции.



После завершения Первой мировой войны французские военные, как и военные других стран, начали реализовывать концепцию механизации собственных вооруженных сил. Данный процесс коснулся и кавалерии – главной мобильной ударной силы сухопутных войск тех лет. Уже в начале 1930-х годов французские кавалеристы сформировали тактико-технические требования к новому танку, предназначенному специально для вооружения подвижных механизированных частей. Разработка боевой машины была доверена компании Somua, которая являлась дочерним предприятием крупной оружейной компании Shneider.

Контракт на разработку и строительство нового 13-тонного танка с толщиной брони не менее 40 мм и максимальной скоростью не менее 30 км/ч был подписан в октябре 1934 года. При этом конструкторам фирмы Somua понадобилось всего семь месяцев на то, чтобы завершить постройку первого прототипа будущего танка. Уже в апреле 1935 года опытный образец боевой машины был готов. Уложиться в столь короткие сроки французским конструкторам помог зарубежный опыт. Инженеры компании, которые занимались созданием трансмиссии и подвески для нового французского танка, ранее работали в знаменитой чешской компании «Шкода». Поэтому указанные выше агрегаты получились во многом заимствованными у достаточно неплохого легкого чешского танка Lt.35. При этом коробка переключения передач и двигатель также имели чешские корни.

Скорость и запас хода представленного танка в полной мере отвечали запросам французских кавалеристов, однако инженерам компании еще предстояло провести серьезную работу по исправлению многочисленных недочетов. В то же время потребность французской армии в новом танке была так велика, что они заказали машину, даже не дожидаясь завершения процесса ее окончательной «шлифовки». Первый серийный танк был собран уже в 1936 году, тогда же он был передан в войска, где получил обозначение Char 1935 S, однако более известным и привычным для всех названием стало Somua S35.



Из-за того что танк на вооружение принимали в спешке, у машины были явные проблемы с надежностью. При этом не самая удачная компоновка внутренних модулей среднего танка создавала серьезные проблемы для ремонтников. Из-за этого еще на протяжении двух лет в конструкцию танка вносились различные улучшения, лишь после того как все недостатки были официально устранены, кавалеристы приняли машину на вооружение, начав активные закупки нового танка.

Несмотря на классическую компоновку с передним расположением отделения управления и боевого отделения и задним расположением моторно-трансмиссионного отделения, танк S35 был достаточно самобытным, если не сказать больше. Экипаж танка, состоявший из трех человек, располагался в носовой части боевой машины, так как примерно 2/3 от длины танка занимал его двигатель и необходимое для его работы оборудование. Посадка и высадка экипажа осуществлялись через достаточно большой люк, расположенный в левом борту корпуса. Механик-водитель и радист размещались в отделении управления, за ними в боевом отделении в одноместной башне располагался командир танка, который помимо командования отвечал за обслуживание всего вооружения боевой машины. В бою ему мог помочь радист, который мог выполнять функцию заряжающего, но для этого ему надо было покинуть свое рабочее место.

Органы управления танком Somua S35 были выполнены «по-автомобильному». С левой стороны передней части корпуса танка была установлена рулевая колонка с «баранкой», педали и рычаг переключения передач. Здесь же было кресло мехвода и панель приборов. Справа от механика-водителя было место для радиостанции и радиста. В лобовом листе корпуса имелось два люка с установленными в них приборами наблюдения.



Бронирование танка было противоснарядным, дифференцированным. Корпус изготавливался методом литья из гомогенной броневой стали. Толщина лобовой брони доходила до 36 мм, бортов корпуса от 25 до 35 мм, кормы – 25 мм, днища – 20 мм. Броня была расположена под рациональными углами наклона, что повышало ее эффективность. Лобовая броня башни составляла 56 мм, бронирование бортов башни – 46 мм.

Командир танка располагался в одноместной башне, которая имела как электрический, так и ручной привод наведения. На крыше башни со смещением влево была расположена небольшая командирская башенка куполообразной формы. В командирской башенке имелся специальный люк со смотровой щелью и двумя смотровыми отверстиями, которые могли закрываться бронещитками. Командирская башенка могла вращаться независимо от основной башни танка.


Главным вооружением французского танка Somua S35 была полуавтоматическая 47-мм нарезная пушка SA 35 U34 с длиной ствола 32 калибра (1504 мм). Бронебойный снаряд, выпущенный из этой пушки, развивал начальную скорость 671 м/с. Согласно французским данным бронебойный снаряд с защитным наконечником пробивал 35-мм броню, установленную под углом 30 градусов, с расстояния 400 метров. Немецкие испытания демонстрировали еще более высокие результаты. В целом этого было достаточно, чтобы поражать в лоб все немецкие танки того периода, бронирование которых не превышало 30 мм. Вспомогательным вооружением танка был 7,5-мм пулемет mle.1931.

Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 3. Somua S35


Пушка и пулемет были установлены в лобовой части башни – справа и слева соответственно, они находились в независимых друг от друга установках на общей оси качения. Орудие отличалось очень хорошими показателями вертикальной наводки – от -18 до +20 градусов. Хотя вертикальное наведение пушки и пулемета могло осуществляться отдельно друг от друга, для стрельбы из орудия нужно было соединить их вместе с помощью системы тяг, так как оба вида вооружения имели лишь одно средство наведения – телескопический прицел с увеличение 4х, который был установлен над пулеметом. В качестве дополнительного вооружения на крыше башни над кормовым люком на турели можно было установить еще один пулемет. Боекомплект танка состоял из 118 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами, а также 2200 патронов к пулемету.

Сердцем танка был 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения – SOMUA 190CV V8, развивавший максимальную мощность 190 л.с. при 2000 оборотах в минуту. Двигатель был установлен в моторном отделении вдоль продольной оси боевой машины. Новшеством для тех лет было размещение в моторном отделении танка автоматической системы пожаротушения. Два протектированных топливных бака (основной – емкостью 300 литров и резервный – 100 литров) находились с правой стороны от двигателя. Также на правом борту танка могло быть установлено до четырех внешних топливных баков. Сравнительно слабый двигатель разгонял танк боевой массой 19,5 тонн до скорости 37 км/ч (при движении по шоссе), в некоторых источниках указывается, что скорость танка могла превышать 40 км/ч. При этом запаса хода по шоссе хватало на 260 километров.

Ходовая часть среднего танка Somua S35 применительно к каждому борту состояла из 9 одиночных необрезиненных опорных катков малого диаметра, ведущего колеса, ленивца, двух поддерживающих роликов и двух направляющих полозьев, которые поддерживали верхнюю ветвь гусеницы танка. Из девяти опорных катков, восемь были сблокированы по четыре в две тележки. По сути, конструкция сблокированной подвески танка была унаследована им еще от английского «Виккерса-шеститонного» и достаточно слабо подходила для столь быстрой машины. Еще одним недостатком ходовой части было низкое расположение ленивца, что значительно ухудшало проходимость S35, особенно в плане преодоления разного рода вертикальных препятствий. В доработанной версии, получившей индекс S40, данная проблема была успешно решена, однако танк так и не был запущен в производство. Дополнительной проблемой танка был сравнительно высокий центр тяжести, при том, что сам танк был узким, что существенно повышало шансы опрокидывания, особенно под управлением неопытного механика-водителя.



Самым значительным недостатком конструкции «кавалерийского» танка Somua S35 (как и большого количества других французских танков) была функциональная перегруженность командира, что было обусловлено использованием одноместной башни. Если радист был занят выполнением своих прямых обязанностей, командир боевой машины был вынужден в одиночку одновременно оценивать боевую обстановку, вести поиск целей, перезаряжать и наводить орудие, координируя действия всего экипажа. Все это приводило как к снижению огневой мощи танка, так и к уменьшению его возможностей по оперативному реагированию на изменение боевой обстановки. Даже в том случае, если радист брал на себя обязанности заряжающего, это лишь незначительно улучшало положение, так как командир танка мог делать лишь что-то одно – либо наблюдать за местностью через командирскую башенку, либо наводить на цель орудие.

Понимая все недостатки своей машины, уже весной 1939 года французы сформулировали новые технические требования к модернизации танка Somua S35. Обновленный танк должен был получить более мощный двигатель – 220 л.с. и улучшенную ходовую часть. Но главным новшеством должны были стать корпус и башня. Вместо литья французы рассчитывали перейти на сварку катаных бронелистов. Новый танк получил обозначение Somua S40. Его планировалось запустить в производство в октябре 1940 года, однако война заставила форсировать работы над проектом. Освоить его серийное производство французские предприятия были готовы к июлю 1940 года, но к тому моменту Франция уже капитулировала.

Первым по-настоящему крупным танковым сражением Второй мировой войны можно считать битву, которая развернулась вокруг бельгийского города Анню. Она началась 12 мая 1940 года. Принявшие участие в сражении французские танки Somua S35 попортили здесь немцам немало крови. Возле населенного пункта Креан, который находился западнее указанного города, одно из подразделений танков S35 записало на свой счет 4 немецких танка и батарею противотанковых пушек. Другой французский отряд среди прочих машин противника уничтожил возле местечка Тин танк полковника Эбербаха. Сам полковник, правда, остался жив, но наступление на этом направлении удалось приостановить. Немцы попытавшиеся ударить вновь, вынуждены были отойти из-за контратак французских танков. Из этого боя танки S35 вышли, получив по 20-40 прямых попаданий из орудий калибра 20-37 мм, не получив при этом ни одной пробоины.



Налицо были некоторые локальные успехи, но общие неудачи на других участках фронта заставляли французские войска отступать на новые рубежи обороны. Средние танки Somua S35 активно использовались на протяжении всей французской кампании 1940 года, однако в целом их применение можно было охарактеризовать лишь локальными успехами, которые меркли на фоне общих неудач, обрушившихся на французские и британские войска.

После поражения и капитуляции Франции германским войскам досталось 297 танков S35. Они были захвачены и использовались в вермахте вплоть до 1944 года, но главным образом только на второстепенных театрах военных действий, в частности, при проведении антипартизанских операций на территории Югославии. Также немцы использовали их в качестве учебно-тренировочных машин. Небольшое количество танков Somua S35 было поставлено союзникам Германии. Часть этих танков применялась также войсками правительства Виши в Северной Африке, а позднее войсками «Свободной Франции», в том числе в 1944-1945 годах. Все уцелевшие в жерновах Второй мировой войны танки S35 уже в первые годы после ее завершения были повсеместно сняты с вооружения.

Тактико-технические характеристики танка Somua S35:
Габаритные размеры: длина корпуса – 5380 мм, ширина – 2120 мм, высота – 2630 мм, клиренс – 420 мм.
Боевая масса – 19,5 тонн.
Силовая установка – 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель SOMUA 190CV V8 мощностью 190 л.с.
Максимальная скорость – 37 км/ч (по шоссе).
Запас хода – 260 км (по шоссе), 128 км (по пересеченной местности).
Вооружение – 47-мм пушка SA 35 U34 и 7,5-мм пулемет mle.1931.
Боекомплект – 118 снарядов и 2200 патронов к пулемету.
Экипаж – 3 человека.

Источники информации:
https://aviarmor.net/tww2/tanks/france/somua_s35.htm
https://worldoftanks.ru/ru/news/history/french_cavalryman_s35/
http://pro-tank.ru/souzniki/france/199-fran-somua-s35
Материалы из открытых источников
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти