Морские извозчики Малой земли. Невоспетые герои. Часть 3

«Тюлькин флот» состоял не только из сейнеров, барж да буксиров. В его состав входила также своеобразная аристократия. Речь пойдёт не о каких-то сверхновых судах или более скоростных, а о самых мирных прогулочных теплоходах. Война требовала морской транспорт. И пассажирские теплоходы были мобилизованы без каких-либо вопросов. Если сейнер ещё служил стране, ловя рыбу, т.е. провизию для армии, то прогулочный теплоход в своей прежней роли в таких условиях становился обузой.

В первый же день войны скромный, в какой-то степени даже элегантный пассажирский теплоход «Зарница» был мобилизован. Заложен данный теплоход, как и его «систершип», был в 1927 году на Одесском судоремонтном заводе имени Андре Марти. Будущая «Зарница» была одновинтовой и однопалубной с водоизмещением 353 тонны. Немецкий дизель фирмы Benz мощностью 220 л.с. обеспечивал скорость в 10 узлов. С длиной в 32,3 м, шириной 5,5 м и осадкой 2,1 м «Зарница» могла принять на борт свыше 200 пассажиров.

Морские извозчики Малой земли. Невоспетые герои. Часть 3
Теплоход "Зарница" ("Лукомский")



Новый цельнометаллический теплоход был сдан заказчику (Совторгфлот) в 1929 году и был приписан к Ялтинскому порту. В 1935 году «Зарницу» переименовали, назвав в честь героя гражданской войны и начальника порта Ялты Петра Ильича Лукомского. Так и катал теплоход простых пассажиров и радостных отпускников, демонстрируя красоты побережья, т.к. изначально был рассчитан на прибрежные морские районы.

Уже 27 июня 1941 года «Лукомский» стал на переоборудование в минный заградитель. Не прошло и половины месяца, как новорождённый минзаг вошёл в состав ЧФ. Корабль был вооружён 2-мя 45-мм орудиями 21-К, 2-мя 12,7-мм пулемётами ДШК и десятью минами. Экипаж составлял до 33 моряков. Сначала «Лукомский» служил в составе Одесской ВМБ. В марте 42-го во время налёта вражеской авиации минзаг вышел из строя, но уже к лету его подняли с грунта и отремонтировали, однако заняться своей минной работой ему было не суждено. С 42-го по 43-й «Лукомский» занимался перевозкой раненых из кавказских портов от Новороссийска до Сочи. За свою недолгую службу теплоход выполнил до 50 эвакорейсов и спас 2807 человек (из них 1826 лежачих и тяжёлых раненых).

3 января 1945 года теплоход разоружили и вернули гражданскому флоту. «Лукомский» начал ходить по маршруту «Одесса – Лузановка» и «Одесса – Черноморка». В 65-м усталый теплоход отправили на разборку.


Теплоход "Заря"


«Систершип» теплохода «Лукомский» (бывший «Зарница») также вступил в строй в 1929 году под именем «Заря». Только «Заря» отправилась далеко от своего места рождения, её приписали к Сочинскому пароходству. Этот прогулочный теплоход также мобилизовали и переоборудовали в минзаг. И опять-таки он использовался по прямому «минному» назначению только первые месяцы войны, и даже раньше своего собрата пополнил ряды морского транспорта. Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, а после перевозил раненых по маршруту кавказских портов. Теплоход совершил 21 эвакорейс, перевезя 1400 человек, в том числе 645 тяжелораненых.

«Заре» не была уготована мирная смерть «Лукомского». 5 марта 1943 года минзаг «Заря» в очередной раз вышел из Геленджика для доставки груза на плацдарм Малая земля. В районе Мысхако минный заградитель подорвался на мине (злая шутка судьбы, хотя других она не держит) и затонул на глубине около 40-45 метров.

Вообще, Сочинское пароходство за годы войны было практически вычищено на нужды армии, что и понятно. Вслед за «Зарёй» в распоряжение Черноморского флота перешли 8 пассажирских катеров и два пассажирских теплохода – «Ост» и «Норд».

Оба теплохода начали строиться в 1932 году по заказу Совторгфлота на уже указанном выше Одесском судоремонтном заводе. Теплоходы были однотипными – одновинтовые и однопалубные с водоизмещением 285 тонн. Длина – 37,5 м, ширина – 6,6 м, осадка – 2,3 м. Но, в отличие от старших товарищей («Зарницы» и «Зари»), на данные теплоходы установили дизель Benz с мощностью 375 л.с., что позволяло давать ход в 13 узлов. Пассажировместимость составляла около 300 человек.


"Норд" зазывает туристов


Курортные прогулочные судёнышки курсировали на местных линиях у живописных берегов Кавказа. При взгляде на фото теплохода «Ост» ловишь себя на мысли, что на палубе для антуража не хватает барышни в широкополой шляпе с вуалью. Но в июне оба судна взяли под козырёк и были мобилизованы. «Норд» и «Ост» переоборудовали в тральщики. Суда получили по два 45-мм орудия, по два пулемёта ДШК и, разумеется, были снабжены тралами. Экипажи «новых» тральщиков насчитывали по 35 человек. К тому же «Норд» стал «Т-513», а «Ост» — «Т-514».

Т-513 «Норд» практически сразу стал совмещать обязанности тральщика с работой транспортника, неоднократно был задействован как корабль десанта. Участник Керченско-Феодосийской операции. С 1942 года тральщик начал проводить регулярные эвакуационные рейсы между кавказскими портами, конечно, и в район Мысхако. Всего «Норд» совершил 76 для многих спасительных рейса, эвакуировав 6,5 тысячи человек.



Едва кончилась война, «Норд» вернули Сочинскому пароходству. В середине 50-х годов теплоход снова радовал туристов на линии Туапсе-Сочи-Гагры. В 1968 году теплоход-ветеран, видевший кровь на своей палубе, был списан на слом.


Идиллия курортного Юга была недолгой для теплохода "Ост"


Т-514 «Ост» повезло куда меньше. Вначале новоиспечённый тральщик прошёл ту же «школу». Участие в Керченско-Феодосийской десантной операции, регулярный эвакорейсы, чьё число достигло 30, во время которых тральщик спас 2250 человек, из них 874 тяжелораненых.

С самого начала образования малоземельского плацдарма «Ост» перекинули на снабжение десанта боеприпасами и пополнением. 4 (возможно 5) марта 1943 года в 18:30, т.е. как стемнело, тральщик вышел из Геленджика и взял курс на Мысхако с грузом продовольствия и боеприпасов. Но едва он миновал посёлок Кабардинка, как подорвался на немецкой магнитной мине и затонул.

Такова невесёлая история тех, кто изначально был создан для радости туристов и южного солнца.

Продолжение следует…

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 5

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik (Алексей Богомазов) 6 июня 2018 09:34
    Это верно..не воспетые герои...Спасибо за статью...
  2. Черный Джо (Амантай) 6 июня 2018 09:39
    Каждого невоспетого героя должно знать и помнить
    И чем меньше белых пятен в истории - тем лучше
    Спс за продолжение цикла
  3. Saling (Дмитрий) 6 июня 2018 10:27
    Кстати, одним из уроков Великой Отечественной, усвоенных Советским Союзом было то, что большая часть военных перевозок, а так же многие, чисто военные функции (охрана водных районов, траление, высадка десанта) в случае войны будет возложена на гражданские суда. Поэтому, вплоть до развала Союза многие суда как торгового, так и рыбного флотов строились с перспективой установки на них вооружения и другого военного оборудования. В частности, на грузовых судах советской постройки стояли установки размагничивания корпуса. Я уже не говорю о судах ледового класса, которые носили название "броненосцы", в том числе и из-за арматуры под установку артиллерийского вооружения.
  4. Victor_D (Виктор) 8 июня 2018 16:53
    Статья интересная, много нового, изложение материала на уровне. Вопросы: где были боевые корабли ЧФ, когда немецкие торпедные катера атаковали наши транспорты, где сопровождение? может быль боевые единицы просто "жалели" (вспомним трагедию на мысе Херсонес)? Где авиация флота? Осуществлялись ли попытки подавить немецкую артиллерию (не столь многочисленную) с моря, с использование крупных кораблей ЧФ, имеющим калибр более 100 мм.? Как известно ЧФ на несколько порядков превосходил противника. Отстаивался на базах ?
    1. Мак 21 июня 2018 17:53
      Да, адмиралы наши обкакались по полной
Картина дня