Военное обозрение

Артиллерия. Крупный калибр. «Мста-С» снаружи и внутри

31



Однако получилась некая смесь. С одной стороны — орудие крупного калибра, и от этого никуда не уйти. С другой… Действительно, в двух ракурсах покажем и расскажем.

Орудия, как и люди, стареют. Но выражается это не в разрушении или уменьшении каких-либо технических показателей, а в появлении конкурентов, которые просто превосходят по этим показателям "старичка". Да, орудие рабочее. Да, орудие может выполнять свою работу. Но ровно до того момента, когда у противника не появится "молодой" соперник, который может работать согласно принципу «выше, дальше, точнее».

Да и конструкторы боеприпасов не сидят сложа руки. Создаются новые снаряды, увеличивается мощность, зачастую меняется даже сама суть боеприпаса.

Так случилось и с ранее описанными нами системами Д-1, М-10, МЛ-20. Они стали уступать лучшим зарубежным образцам. Советский Союз не мог допустить такого положения по известным всем причинам. Война, пусть и холодная, диктовала свои условия. И к середине 70-х годов ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление при МО СССР) формулирует новое техническое задание для конструкторов советских артиллерийских систем.

Коротко задание звучало так: необходимо создать более маневренное скоростное орудие, имеющее лучшую дальность, увеличенный вертикальный угол наводки, стреляющее снарядами с большим поражающим действием. Оформлено техническое задание в 1976 году. Работы по созданию системы поручены КБ ПО "Баррикады" ("Титан") под руководством Г. И. Сергеева (ОКБ-221).

Артиллерия. Крупный калибр. «Мста-С» снаружи и внутри


Работы по созданию нового орудия велись непросто, но, как бы то ни было, в 1986 году орудие представлено на испытания, а в 1987 году запущена в серию на знаменитом предприятии "Мотовилихинские заводы" в Перми.



Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.



Артиллерийская буксируемая гаубица «Мста-Б» имеет следующие характеристики:

Вес установки, кг: 7 000
Вес снаряда, кг: 42,86
Длина гаубицы, мм: 12 700
Длина ствольной части, мм: 7 200
Высота орудия, мм: 2 950
Ширина, мм: 2 500
Угол поворота, град: — 27 … + 28
Диапазон прицельной стрельбы
— ОФ снарядами, м: 6 400 — 24 700
— такими же боеприпасами, но снабженные газогенератором, м: 28 900
Скорострельность выстр/мин: 7
Скоростные возможности при буксировке, км/ч:
— по грунтовой дороге: 20;
— по шоссе: 80



В целом же, если сравнивать системы, российская гаубица «Мста-Б» 2А65 в настоящее время ничем не уступает аналогам из-за рубежа, а по ряду показателей превосходит их. Хорошая дальность полета снаряда такого калибра и высокая скорострельность делают ее опасным оружием для противника в условиях современных военных действиях.

Но сегодня главным героем статьи все же является самоходная установка "Мста-С" 2С19.

При всех плюсах буксируемых орудий они имеют существенный недостаток. Тягачи. Это дополнительная нагрузка на технические службы частей и соединений, это необходимость дополнительных подразделений для обороны.



На тот момент основной самоходной установкой российской армии была САУ "Акация" 2С3 (объект 303) конструкторов Г. Е. Ефимова (шасси) и Ф. Ф. Петрова (орудие 2А33). Именно эта установка занимала нишу дивизионных самоходных гаубиц. Но, увы, по ТТХ установка отставала от западных и американских изделий.

Короче говоря, ГРАУ уже в начале 80-х потребовало от конструкторов создать новую дивизионную самоходную гаубицу, которая бы не просто была унифицирована с современными боевыми машинами, стоящими на вооружении Советской Армии. Военные (весьма разумно) потребовали унифицировать ходовую часть САУ с основным советским танком, а артиллерийскую часть с буксируемым орудием.

Таким образом, проектирование новой советской самоходной установки поручили сразу трем КБ. Головным разработчиком шасси (объект 316) и всей машины в целом назначили КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТМ, Свердловск) под руководством Л. И. Горлицкого. Боевое отделение проектировалось в Тульском КБ приборостроения (НПО "Точность"). Качающаяся часть создавалась в КБ завода №9 (Свердловск).

Главным конструктором установки, которая получила название ГРАУ 2С19, был назначен Ю. В. Томашев.



Наверное, будет справедливо отцами этой легендарной машины назвать все-таки двух конструкторов — Ю. В. Томашева и Г. И. Сергеева. Так будет справедливо. Унифицированное шасси и артиллерийское орудие.



Орудие было создано в достаточно короткие сроки. В 1989 году самоходная гаубица "Мста-С" 2С19 была принята на вооружение. Впервые показана российским и зарубежным зрителям в августе 1992 года на авиасалоне в Жуковском.

Машина оказалась настолько удачной, что для её производства в необходимых для армии количествах был построен новый завод в Стерлитамаке (Башкирия). Хотя первоначально выпускались установки на "Уралтрансмаше". Даже тренажер для тренировок экипажа САУ (2Х51 "Бункеровка") был создан именно там.

Итак, 152-мм дивизионная САУ "Мста-С" 2С19 предназначена для уничтожения артиллерии, бронированной техники и живой силы противника с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта.



Гаубица 2С19 «Мста-С» выполнена по башенной схеме. Корпус машины по геометрии подобен корпусу танка Т-72, сварен из стальных броневых катанных листов и разделён на три отделения: отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное.



В передней части по середине корпуса расположено место механика-водителя с органами управления шасси.











В средней части располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон диаметром 2444 мм установлена сварная башня. Масса башни без боекомплекта составляет 13,5 тонн.

В башне установлено орудие 2А64, а также места экипажа. По правому борту в передней части башни находится место командира, по левому борту в передней части башни место наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком и командиром размещены два места для заряжающих САУ. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни, по своей конструкции аналогичной башенкам командира танков Т-64 и Т-80.



















В кормовой части башни установлены два механизированных конвейера с зарядами и снарядами. Под башней на днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, закреплённая к погону четырьмя трубами. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальный механизированный подающий лоток, расположенный снаружи на корме башни.

В кормовой части корпуса САУ находится моторно-трансмиссионное отделение, аналогичное таковому на танке Т-72. Бронирование САУ 2С19 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина листов корпуса и башни составляет 15 мм.









Основным вооружением САУ 2С19 является 152-мм гаубица 2А64. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей 2А65.



Основными узлами орудия 2А64 являются ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъёмный механизмы.

Ствол орудия представляет собой трубу-моноблок, соединённую с казёнником, в передней части ствола находится эжектор, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз. В казённике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия.

Люлька сварная обойменного типа, в люльке закрепляется сектор подъёмного механизма. В задней части люльки болтовым соединением закреплено ограждение. На ограждении размещены элементы ударно-спускового механизма, досылатель, линейка для измерения длины отката, а также механизм блокировки спуска.

Электромеханический досылатель снаряда и заряда, а также механизм удаления стреляной гильзы предназначены для облегчения работы заряжающего. Противооткатные устройства состоят из веретённо-модераторного тормоза отката, цилиндр которого закреплён в казённике орудия, и из пневматического накатника, заполненного азотом.

Подъёмный механизм секторного типа, он обеспечивает наведение орудия в диапазоне углов от -4 до +68 град по вертикали. Подъём орудия может осуществляться как вручную маховиком, так и с помощью электродвигателя. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия.

Возимый боекомплект САУ 2С19 составляет 50 штатных выстрелов, однако, в зависимости от перевозимого количества управляемых снарядов, 3ОФ39 «Краснополь» возможны следующие варианты: 42 штатных выстрела и 4 снаряда 3ОФ39, 47 штатных и 3 снаряда 3ОФ39, 39 штатных выстрелов и 7 снарядов 3ОФ39.

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3В с прожектором ОУ-3ГКУМ. Для стрельбы из зенитного пулемёта установлен прицел ПЗУ-5.

Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом 1П22 для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки 1П23 для ведения огня по наблюдаемым целям.

Место механика водителя оборудовано тремя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях. Для очистки смотровых и прицельных приспособлений САУ 2С19 оборудована специальной пневматической системой очистки.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-173. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 20 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116, рассчитанную на 7 абонентов.

2С19 «Мста-С» оснащена системой 1В124 для автоматизированного управления наведением орудия в вертикальной плоскости и механизированного наведения в горизонтальной плоскости, а также для восстановления наводки после выстрела. В состав системы 1В124 входит автоматизированный прицел 1П22, аппаратура управления 1В122 и приводы наведения 2Э46.

Аппаратура 1В122 позволяет принимать и отображать информацию об установках стрельбы, поступающую с машины старшего офицера батареи как по радиоканалу, так и по проводному каналу связи.

Для маскировки и постановки дымовых завес на лобовом листе башни САУ 2С19 размещены 6 гранатомётов системы 902В для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Ходовая часть 2С19 максимально унифицирована с танком Т-80 и состоит из шести пар обрезиненных опорных и пяти пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся ведущие колёса, в передней — направляющие. Подвеска 2С19 — индивидуальная торсионная. На первом, втором и шестом опорных катках установлены гидропневматические амортизаторы.

Сравнительная таблица ТТХ 2С19 с артиллерийскими системами предыдущего и следующего поколения (2С3 / 2С19 / 2С19М2):

Год принятия на вооружение: 1971 / 1989 / 2012
Боевая масса, т: 27,5 / 42,0 / 43,24
Экипаж, чел: 4 / 5 / 5
Марка орудия: 2А33 / 2А64 / 2А64
Длина ствола, клб: 28 / 47 / 47
Углы ВН, град: -4...+60 / -4...+68 / -4...+68
Углы ГН, град: 360 / 360 / 360
Возимый боезапас, выстр: 46 / 50 / 50
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км: 17,4 / 24,7 / 24,7
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км: 20,5 / 29 / 29
Максимальная дальность стрельбы УАС, км: 20 / 25 /25
Масса ОФС, кг: 43,56 / 43,56 / 43,56
Боевая скорострельность, выстр./мин: 1,9-3,5 / 7-8 / 10
Калибр зенитного пулемёта, мм: 7,62 / 12,7 / 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 60 / 60 / 60

Внимательные читатели заметили в тактико-технических характеристиках ещё одну модификацию "Мсты-С". Это "Мста СМ2" (2С19М2). Не упомянуть эту установку невозможно. Просто потому, что эта модернизация значительно повысила эффективность огня гаубицы, увеличила скорострельность орудия, улучшила эксплуатационные свойства машины.

САУ 2С19М2 разработана в ЦКБ "Титан" в 2012 году. Машины оснащаются новой автоматизированной СУО и системой навигации, также была повышена максимальная скорострельность до 10 выстрелов в минуту и реализована функция «одновременного огневого налёта», которая позволяет поражать цель одновременно несколькими снарядами, выпущенными из одной САУ и находящимися на разных траекториях полёта.

Для защиты от высокоточного оружия используется комплект «Накидка», который снижает заметность САУ в радиолокационном и тепловом диапазонах.



Государственные испытания 2С19М2 завершены в августе 2012 года, на ПО «Баррикады» начато серийное производство гаубицы 2А64М2. 26 июня 2013 года пресс-служба ЮВО сообщила про поставку первой партии, состоящей из более чем 35 единиц САУ 2С19М2 «Мста-С».

Несмотря на достаточно молодой возраст, САУ "Мста-С" имеет боевой опыт. Более того, она находится в бою даже сегодня. Те самые, первые выпуски САУ, сегодня достаточно часто используются украинской армией при обстрелах Донбасса.

Но первое применение САУ "Мста-С" было во время первой чеченской войны. В целом система показала себя достаточно хорошо. Маневренная установка с высокой точностью стрельбы. Но, как показала боевая практика, система наведения орудия требовала модернизации.

Итогом такой модернизации стала версия 2С19М1. Работы по оснащению автоматизированными средствами управления наведения орудия ранее принятых и состоявших на вооружении артиллерийских систем российской армии начались в 1998 году.

Модифицированная версия самоходной гаубицы «Мста-С», оснащённая автоматизированной системой управления наведением и огнём «Успех-С» и получила обозначение 2С19М1. В дальнейшем именно эта система стала "потенциально экспортной". Мотовилихинские заводы оснастили эту установку натовским 155-мм орудием (2С19М1-155).

Участвовала установка и во второй чеченской войне. Затем в составе 58-й армии была в Южной Осетии 08.08.2008. Правда, сведения о реальном участии САУ в боях противоречивы. Официально система была на вооружении армии (до 70 единиц).

Заканчивая рассказ о САУ "Мста-С" и её модификациях, хочется сказать, что на сегодня эта машина не уступает никому по большинству показателей. Даже то, что благодаря новой платформе мы сегодня больше говорим о САУ "Коалиция" 2С35 как о системе века, не уменьшает значение данного орудия.



2С35 — установка другого уровня. Это гаубица армейского звена. Каждый делает свою работу. А значит, "Мста-С" ещё долго будет нужна нашим артиллеристам как "снайперское орудие" именно дивизионного звена, способное несколькими залпами решить достаточно серьезные задачи.

Так что жизнь этой САУ продолжается. И, надеемся, будет продолжаться ещё долго…
Автор:
Использованы фотографии:
Роман Кривов, Роман Скоморохов
Статьи из этой серии:
Артиллерия. Крупный калибр. 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года
Артиллерия. Крупный калибр. 152-мм гаубица образца 1909/30 годов
Артиллерия. Крупный калибр. 122-мм корпусная пушка А-19
Артиллерия. Крупный калибр. 122-мм гаубица М-30 образца 1938 года
Артиллерия. Крупный калибр. 122-мм гаубица образца 1910/30 гг. "Устаревший" герой войны
Артиллерия. Крупный калибр. 152-мм пушка Бр-2
Артиллерия. Крупный калибр. 114,3-миллиметровый детектив
Артиллерия. Крупный калибр. 152-мм гаубица Д-1 образца 1943 года
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67
    svp67 29 июня 2018 15:32 Новый
    +10
    При всех плюсах буксируемых орудий они имеют существенный недостаток. Тягачи. Это дополнительная нагрузка на технические службы частей и соединений, это необходимость дополнительных подразделений для обороны.
    Главный недостаток, любой буксируемой системы, это оперативная мобильность. Современные системы разведки и управления огнем артиллерии не дают таким системам шанса выжить на поле боя.
    Корпус машины по геометрии подобен корпусу танка Т-72,
    Нет, её корпус ОРИГИНАЛЬНЫЙ, с использованием решений танков Т-72 и Т-80
    1. faiver
      faiver 29 июня 2018 17:45 Новый
      +1
      Цитата: svp67
      При всех плюсах буксируемых орудий они имеют существенный недостаток. Тягачи. Это дополнительная нагрузка на технические службы частей и соединений, это необходимость дополнительных подразделений для обороны.
      - полностью согласен, что вопрос в оперативной мобильности, а в плане нагрузки на технические службы - более чем уверен что куда проще обслуживать камазовский тягач и не один, нежели самоходку...
      1. svp67
        svp67 29 июня 2018 17:48 Новый
        +8
        Цитата: faiver
        более чем уверен что куда проще обслуживать камазовский тягач и не один, нежели самоходку...

        Что хорошо для мирной жизни не годится для войны... Переведите артиллерию на конную тягу и не надо будет иметь вообще не каких технических служб, кроме РАВ.
    2. Лопатов
      Лопатов 29 июня 2018 19:36 Новый
      +8
      Цитата: svp67
      Главный недостаток, любой буксируемой системы, это оперативная мобильность.

      Тактическая. Оперативная наоборот выше. Потому что САУ приходится или на "телегах" тащить. или организовывать колонные пути, что зачастую довольно сложно.
      1. svp67
        svp67 30 июня 2018 03:44 Новый
        0
        Цитата: Лопатов
        Потому что САУ приходится или на "телегах" тащить. или организовывать колонные пути, что зачастую довольно сложно.

        Вот тут не соглашусь. Если бы это только для САУ приходилось бы организовывать, а так это происходит одновременно с переброской танков и иных бронемашин.
    3. Lexa-149
      Lexa-149 29 июня 2018 23:20 Новый
      +4
      Буксируемая артиллерия не менее мобильна.Живучесть ствола со станинами гораздо выше, чем САУ. Мало того, если в буксируемой артиллерии сломался тягач, то орудие легко цепляется за любую другую машину и буксируется дальше. Если в САУ сломалась ходовая, то вся САУ небоеспособна. Нормативы "К бою!" и "Отбой!" у буксируемой и самоходной не сильно различаются. А при должной тренировке ещё и перекрываются.
      1. Денимакс
        Денимакс 29 июня 2018 23:56 Новый
        +1
        Было бы не плохо если можно было вести стрельбу без отцепки от тягача. Может какие дэмпферы поставить, опоры опустить, привод на опоры по гидравлическим шлангам от тягача. Снаряды скатывать по лотку сразу из кузова.
      2. svp67
        svp67 30 июня 2018 03:45 Новый
        +1
        Цитата: Lexa-149
        Нормативы "К бою!" и "Отбой!" у буксируемой и самоходной не сильно различаются.

        А если эти нормативы совмещены с нормативом по занятию и покиданию огневой позиции?
        1. Bad_gr
          Bad_gr 3 июля 2018 12:04 Новый
          -1
          Наверное, более правильно МСТУ-с называть не самоходной гаубицей, а самоходной пушкой, так как название "пушка, гаубица, мортира" присваивается не из-за угла подъёма ствола, а по длине ствола в калибрах. Так вот, по длине ствола - это пушка.
          Кстати сказать, "Царь пушка" - это не пушка, а мортира.
          Или я ошибаюсь?
  2. Mikhado
    Mikhado 29 июня 2018 18:30 Новый
    +5
    Век буксируемой артиллерии ушел навсегда, именно из-за невозможности быстрого ухода из-под ответного огня. Осталась узкая ниша сверхоблегченных орудий для транспортировки вертолетами на внешней подвеске, да и то, это для борьбы с откровенно слабым противником. А так - только самоходки, хотя бы более дешевые колесные. И, однозначно - максимальная автоматизация, опять же невозможная на "классике".
    А "Мста" еще долго будет хорошим помощником грядущей "Колалиции"
    1. Лопатов
      Лопатов 29 июня 2018 19:34 Новый
      +3
      Цитата: Mikhado
      Век буксируемой артиллерии ушел навсегда, именно из-за невозможности быстрого ухода из-под ответного огня.

      Единственная современная буксируемая несамодвижущаяся гаубица это британо-американская М777. У всех остальных есть двигатель, способный вывести из под удара, кроме того он помогает быстро переводить орудие в походное/боевое и опять же быстро менять сектор стрельбы. Для войн низкой интенсивности буксируемая артиллерия такого типа предпочтительней. При равной с САУ эффективности их использование дешевле. К тому же в таких войнах бОльший по численности расчёт это скорее в плюс, чем в минус. Проще осуществлять охрану и самооборону огневых, у самоходной с этим полный швах.
      1. spektr9
        spektr9 29 июня 2018 20:18 Новый
        +2
        В общем буксируемые орудия хороши только в локальных войнах с заведомо более слабым противников ( из-за дешевизны ), в остальных случаях это мясо
        1. Лопатов
          Лопатов 29 июня 2018 22:12 Новый
          +4
          Цитата: spektr9
          В общем буксируемые орудия хороши только в локальных войнах с заведомо более слабым противников

          Нет.
          Для войн с "более слабым" тоже предпочтительней гусеничные САУ. Более защищённые и более тактически мобильные они позволят навязать противнику неприемлемый для него темп.

          Я же пишу о "конфликтах малой интенсивности". Согласитесь, назвать "слабым" противника, которого не получается окончательно победить, по крайней мере чисто военными средствами- довольно странно. Асимметричный противник, назовём это так.

          И вот как раз когда возникает нужда в контроле довольно больших территорий артиллерийскими средствами со стационарных защищённых позиций- современная (ещё раз подчеркну) буксируемая артиллерия равно эффективна самоходной но при этом дешевле. Ибо стоимость артиллерийского выстрела это не только стоимость снаряда и заряда, это ещё и ресурс орудия/установки. И его восстановление у буксируемой закономерно дешевле.

          P.s. Если проще, "принуждение к миру"- война со слабым противником, Чечня- войны с асимметричным противником
          1. VO3A
            VO3A 29 июня 2018 23:41 Новый
            +1
            Лопатов, проблема не в этом... У этой артиллерийской системы, как и у "Коалиции" нет нормальных современных каналов целеуказания , даже с использованием БПЛА... Все тактические приёмы использования этих вполне современных систем устарели и вызывают безрадостный скептизм...На всех фото эти системы на всех учениях стреляют прямой наводкой, а это значит они будут уничтожены при столкновении с симметричным противником... На что надеются командиры, что новые системы целеуказания сами родятся ? Так не бывает...Чего стоит фраза:
            Аппаратура 1В122 позволяет принимать и отображать информацию об установках стрельбы, поступающую с машины старшего офицера батареи как по радиоканалу, так и по проводному каналу связи.

            Тревожно и грустно за весь этот "парад уродов "....
            1. Лопатов
              Лопатов 30 июня 2018 06:55 Новый
              +2
              Цитата: VO3A
              У этой артиллерийской системы, как и у "Коалиции" нет нормальных современных каналов целеуказания , даже с использованием БПЛА.

              А им они и не нужны. В любой армии мира, даже самой современной, артиллерийские орудия не связывают с системами целеуказания напрямую, это сущая глупость.

              Цитата: VO3A
              На всех фото эти системы на всех учениях стреляют прямой наводкой

              Чушь.
              1. bk0010
                bk0010 30 июня 2018 10:26 Новый
                0
                Кстати, а можно Мсту (Коалицию) как пушку использовать?
                1. Лопатов
                  Лопатов 30 июня 2018 10:47 Новый
                  +3
                  В смысле? Как противотанковую? Можно, но не нужно.
                  Хотя практически любая наша САУ подготовлена к стрельбе прямой наводкой в ходе самообороны огневой позиции. Подготовлена как организационно (обучение, карточки огня и пр.), так и технически- есть прицел прямой наводки (в статье на 9-й и 10-й фотографии с конца правый "глазок" (левый- панорамы), 8-я фотография- поле зрения прицела прямой наводки), а так же есть соответствующие боеприпасы: кум. снаряд- по бронетехнике, снаряд с ГПЭ с установкой трубки на картечь- по пехоте
                  1. bk0010
                    bk0010 30 июня 2018 13:22 Новый
                    0
                    Мне про кучность интересно: недавно тут писали, что в Великую Отечественную пытались использовать 76-мм гаубицу как противотанковое орудие. Оказалось, что она с 200 м (? - точно не помню, но где-то так) в стоящий корпус танка не попала ни одним снарядом.
                    1. Лопатов
                      Лопатов 30 июня 2018 21:28 Новый
                      0
                      Тут я Вам ничего не скажу. Просто не в курсе всех нюансов той стрельбы.

                      Просто тут надо понять одну простую штуку. Важна не только кучность. Гаубицы из-за сравнительно малой начальной снаряда (а значит, небольшой дальности прямого выстрела) довольно сильно завязаны на точность определения дальности до цели.
                      А так как для наших САУ основное всё же стрельба с закрытой ОП, а стрельба прямой наводкой для них только возможность , что бы некоторые об этом не думали, на наших САУ нет дальномеров. Ну, кроме как у "Вены", но "там сказка совсем другая" (с)
              2. VO3A
                VO3A 30 июня 2018 10:33 Новый
                +1
                Не соглашусь, ваши взгляды устарели...
                1. Лопатов
                  Лопатов 30 июня 2018 10:53 Новый
                  +3
                  Цитата: VO3A
                  Не соглашусь

                  Не соглашаться с реальностью- Ваше личное право

                  Цитата: VO3A
                  ваши взгляды устарели...

                  Настолько, что я не способен разглядеть в стрельбе с ЗОП стрельбу прямой наводкой?
                  Всё с точностью до наоборот. Стрельба прямой наводкой из САУ штатным снарядом исключительно редкое явление. Редчайшее. Ибо "болванки"- практики для САУ нет. И такая стрельба становится гарантированным стихийным бедствием, приводящим к уничтожению полигонного оборудования.
                  Посему артиллерия стреляет на боевых стрельбах штатным снарядом только с ЗОП, а прямой наводкой только со вкладного стволика.
  3. Лопатов
    Лопатов 29 июня 2018 19:46 Новый
    +5
    Весьма сложная артиллерийская система. Настолько, что единственная из советских САУ (насколько сам знаю) изначально получила тренажёр.
  4. marat2016
    marat2016 29 июня 2018 23:34 Новый
    0
    "Мста-С" в составе СВ Эфиопии успела повоевать в Африке
  5. Pattor
    Pattor 30 июня 2018 00:12 Новый
    0
    Вообще работоспособность систем целеуказаний новых вызывает вопросы. Теоретически и по задумкам- все хорошо. Пока с практикой не сталкиваешься. На практике кто как и где их осваивать будет и применять. Все по старинке к сожалению
  6. aristok
    aristok 30 июня 2018 06:31 Новый
    0
    В характеристиках Мста-Б пропущено:
    Угол возвышения −3..+70.
    1. Комментарий был удален.
    2. domokl
      domokl 30 июня 2018 13:13 Новый
      0
      В статье несколько другие данные. -4 +68...Вообще углы возвышения на всех модификациях идентичны. До 70 не дотягивают
  7. db1967
    db1967 30 июня 2018 09:42 Новый
    0
    Почему до 55клб длину ствола не доведут - непонятно feel
    1. Лопатов
      Лопатов 30 июня 2018 10:57 Новый
      0
      Цитата: db1967
      Почему до 55клб длину ствола не доведут - непонятно

      А смысл?
      Ей хватает.
      Вот экспортную 2С19М1-155 сделали со стволом в 52 калибра
    2. Комментарий был удален.
  8. Фидель
    Фидель 30 июня 2018 18:14 Новый
    0
    На самом деле основных параметров всего три.
    1.Мобильность.
    2.Проходимость.
    3.Защищенность экипажа.
    А вот боекомплект можно и на КАМАЗе подвезти)
    Потому самоходки в приоре.
    1. bk0010
      bk0010 30 июня 2018 23:20 Новый
      0
      Мобильность бывает разная. Стратегическая мобильность у САУ никакая. Каким самолетом вы будете Мсту возить? Может только в Руслан влезет, в Ил-76 точно не поместятся. А сколько стволов вы сможете перевести одним составом? Вполне реальна ситуация, когда крутые САУ не смогут быть доставлены в нужную точку в нужное время, а буксируемая артиллерия - сможет. С проходимость тоже не все однозначно: например мост на 30 тонн для САУ непроходим. А для защиты экипажа можно щель выкопать или мотоциклами его снабдить.
  9. garri-lin
    garri-lin 30 июня 2018 22:11 Новый
    0
    Ещё насчёт буксируемой добавлю. Если на позиции орудия приняты меры по организации укытья, а орудия рассредоточенны на большое растояние друг от друга, то живучесть резко увеличивается.