История о камне (часть третья)

44
В поощрение тому, кто придумал бы устройство для транспортировки Гром-камня, пообещали премию в 7000 рублей – для того времени огромную сумму. А пока Контора строений собирала предложения, камень со всех сторон обкопали, разметили будущую дорогу (которая должна была обходить болота и холмы), и выстроили казармы для 400 «работных людей». Фальконе осмотрел камень и решил, что его надо перевернуть на бок. Так он больше соответствовал его замыслу. Каменотесы принялись выравнивать «исподний (нижний) бок», а Карбури занялся приготовлением рычагов и домкратов.

«От той стороны камня, которую надлежало обратить книзу, отшибено было шесть кубических сажен, – писал академик Бакмейстер. – Была сделана решётка, состоящая из четырёх рядов крестообразно положенных брёвен, на коей камень, когда оный оборотится, лежать был должен… В феврале месяце 1769 года дело было до того уже доведено, что можно было приступить к подниманию оного. К сему употреблены были рычаги первого рода. Каждый рычаг состоял из трёх соединённых между собою дерев… Таковых рычагов было 12…
Чтобы действию рычагов прибавить ещё более силы, были против оных поставлены четыре вóрота (лебёдки), коими натянули верёвки… продетые во влитые со свинцом в камень железные кольца… решётку устлали сеном и мхом… дабы камень от сильного падения сам собою не разбился или не расщепил бы брёвен, на кои его положить было дóлжно.
12 марта был он, наконец, положен на решётку… Камень остался всё лето в сём положении, поелику зыбкая земля в сие годовое время не позволяла далее продолжать работу.
…Отбитый громовым ударом кусок был разбит на две части, дабы оные приставить после к переднему и заднему концу камня».



Дело в том, что, когда Гром-камень был расчищен полностью, оказалось, что его длины немного не хватает, чтобы готовый постамент в точности соответствовал его модели. Поэтому пришлось нарастить центральный его блок и спереди, и сзади двумя обломками, обтесав их с помощью объемного лекала. На современных фотографиях постамента хорошо видно, что они имеют более светлый оттенок. Увы, горная порода редко бывает одинаковой даже в таких вот камнях.

Для перевозки эти обломки решили транспортировать вместе с основным камнем, чтобы, по свидетельству секретаря Русского исторического общества Александра Половцова, «сохранить равновесие всей массы, которая, без такой предосторожности, легко могла опрокинуться при движении на возвышенные места».

Фальконе здесь же, на месте, предполагал и обтесать каменную глыбу, «доколе камень не приблизился бы к размерам, указанным для пьедестала моделью; но ему отвечено было, что окончательное скалывание излишних частей камня может последовать в мастерской и что чем больше будет камень, тем более шума перевозка его наделает в Европе. Фальконет, не отвечавший ни за исправность перевозки, порученной графу Карбури, ни за излишние при этом издержки, не мог, да и не имел права настаивать на своём мнении».

Обратившись к запискам Половцова, можно попробовать подсчитать вес камня, взяв вес фунта в 0,4 кг. «По засвидетельствованию Фальконета, камень этот первоначально должен был весить от четырёх до пяти миллионов фунтов (1600-2000 тонн), около двух миллионов фунтов (800 тонн) было сколото, покуда камень лежал на месте». Итак, к моменту погрузки вес камня составлял 2-3 млн фунтов или 800-1200 тонн (хотя и без учета веса «отшибленного громом» куска, который везли совместно) – «и вслед за тем приступлено было к перевозке камня».

Между тем поступило множество предложений по перевозке камня при помощи бревен, железных катков и т.д. но ни одно из этих предложений не показалось заслуживающим внимания.

В итоге Бецкому была представлена «машина» Карбури, состоявшая из желобов, обитых медью, по котором катились бы шары опять же из меди. То есть по сути дела это был огромных размеров шарикоподшипник. Бревна с желобами следовало перекладывать по мере продвижения камня, то есть мостить подобным образом весь путь до воды не требовалось.

К сожалению, дорога, по которой следовало везти камень, «не была совершенно прямая, но шла разными кривизнами». Она огибала топкие болота, разливы речек, пригорки и прочие препятствия. Поэтому она была проложена в виде ломаной линии. В тех случаях, когда нужно было повернуть, камень следовало приподнимать домкратами, «рельсы» вынимать, подкладывать под него «кругообразную машину» (два плоских дубовых колеса, лежащие одно на другом, все с теми же желобами и шарами), все это поворачивать на требуемые угол и опять устанавливать на «рельсы», уложенные в нужном направлении.

История о камне (часть третья)

Транспортировка Гром-камня. Гравюра И.Ф. Шлея по рисунку Ю.М. Фелтена, 1770-e годы. На ней хорошо виден процесс транспортировки: лежащие под камнем желоба, а в них шары, рабочие на кабестанах и укладка желобов перед камнем. Даже такую мелочь не упустил автор: на камне дымится кузница и прямо в движении на нем работают каменотесы.

Хотя автором всех названных механизмов и считается Карбури, существует предположение, что «сей хитрый грек» попросту присвоил себе изобретение слесаря Фюгнера – мастера, который делал и железный каркас для статуи.

«В течение междувремения старались как возможно укрепить дорогу, по которой надлежало везти камень, – писал Бакмейстер. – В болотах, кои в рассуждении своей глубины зимою не совсем вымерзают, приказано было бить сваи; мох и ил, коими земля в сих местах покрыта и что препятствует ей глубже мёрзнуть, очищать, и наполнять хворостом и щебнем, полагая оные слоями». Камень приподняли железными винтами-домкратами конструкции «искусного слесарного мастера» Фюгнера, убрали решётку и подложили «сани». «15-го ноября привели его и в самом деле в движение и оттащили в сей день на 23 сажени… 20-го генваря благоугодно было её императорскому величеству смотреть сию работу, и при высочайшем её присутствии оттащен был камень на 12 сажен. Для предохранения всех беспорядков должны были сначала два находящиеся на камне барабанщика по данному мановению давать работным людям битьём в барабаны знак, чтоб они показанную работу все вдруг или начинали, или переставали бы оную продолжать. Сорок восемь каменосечцев, подле камня и наверху оного находившиеся, беспрестанно обсекали оный, дабы дать ему надлежащий вид; наверху одного края была кузница, дабы иметь всегда нужные орудия тотчас в готовности, прочие приборы были везены в привязанных к камню санях, за коими последовала ещё прицепленная к оным караульня. Никогда ещё невиданное позорище, которое ежедневно привлекало великое множество зрителей из города! 27-го марта были пройдены последние вёрсты и сажени, и Камень величественно застыл на берегу Залива».

Интересно, что Бакмейстер употребляет в описании слово «позорище», но, понятно, что значение у него было совсем не такое, как сейчас. Значение его было: «зрелище, что представляется взору», согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля.

«Почти все русские солдаты и крестьяне – плотники, – отмечал Карбури. – Они так ловки, что нет такой работы, которую они не выполнили бы с одним топором и долотом».

Интересно, что «гениальный метод графа Карбури» использовался впоследствии для перевозки в 1880 году 200-тонного гранитного обелиска «Игла Клеопатры» (установлен в Нью-Йорке).

Надзор за морским передвижением камня был поручен адмиралу Семёну Мордвинову, который назначил руководить работами капитана-лейтенанта Якова Лаврова и такелажмейстера Матвея Михайлова. «Галерным мастером» Григорием Корчебниковым был разработал проект уникального грузового судна. «По учинённому чертежу и по показанию мастера Корчебникова» Семён Вишняков (тот самый крестьянин, что нашел и Гром-камень) и Антон Шляпкин с артелью плотников в мае 1770 года начали его строительство.

«Для этой новой операции было построено судно в 180 футов (55 м) длины, 60 футов (18 м) ширины и 17 футов (5 м) вышины… В середине его была устроена крепкая палуба, на которую хотели поставить камень. Но при всем том тяжесть нужно было так разместить, чтобы судно не могло касаться дна Невы, глубина которой при устье только 8 футов (2,4 м).

Чтобы при нагрузке не колебать судно и не уронить камень в воду, судно затопили у самой плотины и разобрали борт; посредством шпилей (лебёдок) на нескольких судах, поставленных невдалеке на якоре, втащили камень на назначенное ему место, после чего заделали опять борт и помпами начали выкачивать воду. Но, несмотря на все усилия помп, тяжесть была так велика, что только одни концы судна начали подниматься из воды… Адмиралтейство ничего не могло придумать для спасения камня. Министр Бецкий именем Императрицы приказал Карбурию принять меры к вытащению скалы на плотину…

Карбурий приступил, со свойственною ему энергией, к исполнению воли Императрицы и вот в каком положении нашёл это дело. Нос и корма судна поднимались при выкачивании воды оттого, что тяжесть была неравно расположена по всему судну… Карбурий велел приготовить простые крепкие подпоры разных величин и намеревался на них наложить скалу так, чтобы они упирались концами в отдалённые части судна и, поддерживая подмостки камня, разносили бы таким образом тяжесть по всему судну. Судно снова затопили, двинули на него скалу, подняли её домкратами и опустили её на подпоры, и скала легла всею тяжестью равно на все части судна. Работы помпами возобновились, и судно вскоре поднялось из воды совершенно ровно всеми частями».

Когда столь счастливо поднявшееся из воды судно «к поéзду было изготовлено, – поясняет Бакмейстер, – укрепили его с обеих сторон самыми крепкими канатами к двум судам, коими оно не токмо было поддерживаемо, но и обезопасено от ударения валов и ветров; и таким образом везли его по малой Неве вверх, а по большой вниз».

История сохранила до нас даже напутствие Мордвинова Лаврову перед отплытием: «Камень по немалой высоте ево… ежели сделается ветр и волнение, чтоб не покачнулся в котору сторону, и от того не приключилось бы какого несчастья от чего боже сохрани… При том же рекомендую… в препровождении до места иметь всекрайние осторожности, работу же продолжать со всяким поспешением».

И вот, наконец «22 сентября, в день коронования Императрицы, скала, совершив 12 вёрст плавания, проплыв мимо Зимнего Дворца, прибыла благополучно к тому месту, против которого на площади предположено было воздвигнуть памятник. Вечером блестящая иллюминация осветила город; и исполинский камень, столь давно желанный гость, был всеобщим предметом для разговора жителей столицы», – отмечал Антон Ивановский.

«Теперь оставалось только поставить его на определённое место, – пишет Бакмейстер. – Поелику у того берега Невы реки глубина очень велика и судно не могло быть погружено до дна, то приказано было вбивать сваи в шесть рядов и оные на восемь футов в воде обрубать, дабы судно, погрузивши в воду, можно было на оные поставить… Когда камень надлежало тащить к берегу по одной стороне судна, то чтоб другая не приподнялась вверх, прикрепили к решётке, чрез которую камень тащить надлежало, шесть других крепких мачтовых дерев, положили оные поперек судна и привязали их концы к подле стоящему нагруженному судну, отчего тяжесть камня ни на ту, ни на другую сторону не перевешивалась.

При сей употреблённой предосторожности не можно было сумневаться в благополучном успехе. Едва только последние подпоры около камня обрубили и натянули вороты, то с помощью шаров скатился он с судна на плотину, с такою скоростью, что работные люди, у воротов находящиеся, не нашед никакого сопротивления, почти попадали. От чрезвычайного давления, которое судно в cиe мгновение претерпело, переломились вышепоказанные шесть мачтовых дерев, и доски на судне столько погнулись, что вода бежала в оное с стремлением».


Выгрузка Гром-камня на Исаакиевский берег (фрагмент картины художника Луи Бларамберга).

«Шествие скалы от берега было истинно торжественное, – добавляет Ивановский, – в присутствии многих тысяч жителей… Императрица, в память совершения подвига доставления в Петербург, посредством механики, каменной горы, соизволила приказать вычеканить медаль… Из обломков прекрасного гранита, на память этого события, многие вставляли небольшие камни в перстни, серьги и другие украшения, сохранившиеся и до нашего времени. По окончании работ для доставки камня, немедленно было приступлено к постановке на нём всадника с лошадью».

«Доставленный на Сенатскую площадь Гром-камень был уменьшен до размеров, предусмотренных моделью памятника, – сообщает искусствовед Давид Аркин. – Прежде всего была сколота излишняя высота камня: вместо первоначальных 22 футов (6,7 м) она была уменьшена до 17 футов (5,2 м); далее камень был сужен с 21 фута (6,4 м) до 11 футов (3,4 м). Что же касается длины, то она оказалась недостаточной, 37 футов (11 м) вместо 50 (15 м) по модели», в связи с чем, как мы уже говорили, пришлось притесать к монолиту два дополнительных блока.

Вот как отзывались тогда о пьедестале: «Он мне показался слишком правильным и слишком похожим на набросок лежащего животного или сфинкса, тогда как я представлял себе гораздо более крупный камень, как бы оторвавшийся от большой горы и оформленный дикой природой» (астроном Иван Бернулли).

«Мы видим… гранитную глыбу, обтёсанную, отполированную, наклон которой так невелик, что коню не нужно больших усилий, чтобы достичь её вершины. Эффект этого пьедестала, столь нового образца, совершенно не удался; чем больше его изучаешь, тем больше находишь его неудачным» (граф Фортиа де Пиль).

«Эта огромная скала, предназначенная служить пьедесталом для статуи Петра I, не должна была обтёсываться; Фальконе, который нашёл её слишком большой для статуи, заставил её уменьшить, и это вызвало неприятности» (Барон де Корберон).

«Это небольшая скала, раздавленная большой лошадью» (поэт Шарль Массон).

«Обтёсывание этого камня, по доставлении его на место, послужило новым предметом все усиливавшегося между Фальконетом и Бецким раздора, – сетует Половцов. – Первый настаивал на том, чтобы подножие имело пропорциональную самому памятнику форму, второй особенно дорожил громадностью размеров камня и желал сохранить эти размеры по возможности неприкосновенными».

Интересно, что Фальконе довольно необычно реагировал на критику в свой адрес. Ответом на нее стали его… книги! Так, когда Бецкой, например, заявил, что памятник Петру I вместе с пьедесталом просто напросто скопирован с античной статуи римского императора Марка Аврелия, Фальконе написал книгу – «Наблюдения над статуей Марка Аврелия», где отстаивал свое авторство идеи «героя, преодолевающего эмблематическую скалу».

В отдельную книгу превратился и еще один ответ Фальконе на критику в связи с «произвольным умалением камня». Он привел в ней аргументы, которые не позволили людям, далеким от искусства (но имеющим немалую власть), исказить суть его замысла. Ее главной идеей стали такие слова: «не делают статую для постамента, а делают постамент для статуи».

И это помогло, однако сам автор так и не дождался торжественного открытия своего творения – и финальная обработка пьедестала и установка на него статуи были произведены архитектором Юрием Фéльтеном.


Сенатская площадь на картине художника Бенжамена Патерсена, 1799 год.

«Памятник свидетельствовал именно о полной независимости его от всех предшествовавших образцов, о необыкновенной выразительности в нём мысли, о совершенно неизвестной до тех пор простоте и натуральности, – было написано в «Русском биографическом словаре». – Однако, лишь по отъезде Фальконета из Петербурга в августе 1778 года и после открытия памятника, умолкли зависть и клевета в отношении к его творцу, начались великие похвалы ему, и его конная статуя Петру Великому получила всемирную известность».

Ну и теперь немного о деньгах. За все работы над памятником исправно платили деньги. «Выдал-получил», куда, на что, – все эти документы целы. И по ним можно узнать, что когда Фальконе в сентябре 1778 года уехал из Петербург, он за свою работу получил 92261 рубль, а три его подмастерья еще 27284 рубля. Литейный пушечный мастер Хайлов 2500 рублей. А общая сумма, заплаченная конторой с 1776 года на момент окончания всех работ над памятником, составила 424610 рублей.

Живший в то время поэт В. Рубан сочинил следующее восьмистишие, посвященное доставке камня:

«Колоссъ Родосский, днесь смири свой гордый видь!
И нильски здания высокихъ пирамидъ,
Престаньте более считаться чудесами!
Вы смертныхъ бренными соделаны руками.
Нерукотворная здесь Росская гора,
Внявъ гласу Божию изъ устъ Екатерины,
Прешла во градъ Петровъ чрезъ невския пучины,
И пала подъ стопы Великаго Петра!»
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    11 июля 2018 05:07
    Очень познавательно в том смысле что уже тогда могли делать на первый взгляд невероятное... Еще один вывод... И тогда уже были тролли...
    1. +5
      11 июля 2018 05:53
      Цитата: Vard

      0
      Vard Сегодня, 05:07 Новый
      Очень познавательно в том смысле что уже тогда могли делать на первый взгляд невероятное... Еще один вывод... И тогда уже были тролли...
      Ну как без троллей, без ни ни одно великое и малое дело не обходиться.
      1. +3
        11 июля 2018 11:44
        Угу.... особенно в ирландских сказках! Там и феи, и эльфы, и гномы, даже лабри, лапри......., тфу не выговоришь. Интересно, а кто им историю переписал? Р.Р. Толкен или опять немцы!!! drinks
        1. +4
          11 июля 2018 13:00
          А потом потомки будут говорить
          "А как без мостовых кранов построили египетские пирамиды? Это доказательство вмешательства инопланетян!"
          Предки были не глупее нас!
          good
        2. +2
          11 июля 2018 13:25
          Леприконы, а еще баньши и кэльпи, Народ холмов, в общем.
        3. +2
          11 июля 2018 19:55
          Немцы-немцы! "Анненэрбэ" руку приложил, Зеботтендорф лично писал!
        4. 0
          12 июля 2018 17:15
          Цитата: Котище
          особенно в ирландских сказках! Там и феи, и эльфы, и гномы, даже лабри, лапри......., тфу не выговоришь.

          в ирландских - сидхи (которых наглы отождествляют с эльфами), баньши и лепреконы. А феи и эльфы/альвы - это германо-скандинавский эпос. А гномов вообще Парацельс выдумал, причем само слово - греческое ("гнома" = знаток, от "гнозис" = знание)
    2. +4
      11 июля 2018 11:56
      Согласен. И ключевые слова у Вас - "на первый взгляд не вероятные вещи". С широким распространением различных механизмов мы забываем об искустве такеллажа, элементарной механике. Забываются основанные на них технологии. В связи с этим забавляют разные фантастические гипотизы о строительстве того же Исакиевского собора. Но это другая история.
    3. 0
      11 июля 2018 13:01
      фальконе этот увлёкся отрубанием камня до того ,что постамент пришлось делать их двух камней-это видно на любом фото.
      петруха сидит в сандалях, в тунике,стремян нету.
      1. +9
        11 июля 2018 19:02
        Уважаемый Бар1, я понимаю что Вам мил образ Петра Великого одетого в длинополый кафтан с соболями, шапке Мономаха с державой и скипетром в руках, величественно воседающего на троне и попирающего шведского льва в короне. Но........монумент ваяли не Вы, к слову - даже догадываюсь, что в проекте божьего проведения даже Ваши дедушка с бабушкой заложены творцом не были.
        Как вариант можете прийти в Петропавловский собор, встать на колени перед усыпальницей Екатерины Великой и вопросить мысленно "Матушка царица скажи нахре...зачем Петра I потребовала изваять в сандалях, греческой тунике, с лавровым венком на голове! Да еще коняшку без стремян, а вместо цивильного седла - шкуру звериную. И что делает змеюка толстая, на питона схожая вместо змея горыныча? Аль матушка сее творение по твоему указанию откуда то - сперли?"
        Возможно ............ но это уже диагноз!
        Беда только, если лить трон, то у Петра он был двойной. Скипетр и державу? Так честнее будет отливать изображение Петра с трубкой, плотницким топором и в ботфортах. Попирающего ногой шведскую трех фунтовую полевую пушку.
        А теперь мои сугубо субъективные доводы. Мне ближе к сердцу творение Фальконе. Я не Пушкин, но в моих глазах Петр судьбой, характером подобен Александру Македонскому и Северная Пальмира есть рукотворный памятник первому Императору России, как Александрии - Александру Македонскому. Медный всадник отражает характер обоих, которые были неудержимы во всем. Дикий конь без стремян, седла и узды - это алигория народа России. Если одной фразой - Россию поднял на дыбы! Змеюка? Да наплевать на - этого питона, крыльев нет, ног нет - значит червяк.
        Впрочем усатый Александр Македонский - это тема! Надо грекам подарить макет медного всадника! Думаю клиника им обеспечена!
        1. +3
          11 июля 2018 20:12
          вы тоже сможете навоображать себе сидя на толчке императорский санктпитербурх ,выезд государя императора в образе греческого героя в сопровождении эллинских же героев Ромодановского и Лефорта со штофом вина ,только сначала штаны снимите прежде чем воображать такое ,а то можете нарушить куртуазность поведения и оконфузиться невзначай.
          Приход царей-немцев на Русь принёс с собой потоки большой исторической лжи.например петр типа -великий реформатор,он перестроил всю Россию на европейский лад,но вот только население страны при этом уменьшилось.
          Или вот ещё миф-пётр типа -великий полководец,но северная война длилась 20лет и петр не завоевал швецию ,а просто купил победу,проиграл туркам и провалил персидский поход.Сам был пьянь -распьянь и Россию заставлял пьянствовать и курить.Короче про него хорошее говорят только иностранцы или нерусь-выбирайте ,что вам больше подойдёт,а руским людям про него хорошего вспомнить -нечего.
          1. +9
            11 июля 2018 22:02
            1. Настящие Коты штанов не носят и на толчках не сидят! Да и хвост не отстегивается - природа однако!
            2. Петр Первый - упырь и вардулак, до кучи антихрист и вообще его подменили черти за границей. Кому свояли медный всадник, необходим был - табурет! Так Вам батенька надо в Пермь! Там есть большой и деревянный!
            3. Продолжать ........
            Дружище Бар1 если Вы еще раз позволите оскорблять меня, то не обесудте подаркам в тапках по утрам.
            Уважамс друг-друга надо однако!
            1. +1
              12 июля 2018 19:34
              Цитата: Котище
              Уважамс друг-друга надо однако!


              уважать надо за что то ,компетенцию сообщений и правду содержания,тада да.
          2. +2
            12 июля 2018 17:20
            Цитата: Бар1
            Короче про него хорошее говорят только иностранцы или нерусь

            Не все. Турки именуют его Deli Petro (Безумный Пётр). Хотя, при желании, слово Deli можно перевести и как "безумно храбрый" (напр., "делибаш")
  2. +4
    11 июля 2018 06:05
    Правильно. Недоделанную работу дуракам и начальникам не показывают.
    Уехал Фальконе - и смотрите, любуйтесь. А дискуссия уже в истории.
  3. +6
    11 июля 2018 07:08
    Камешек что надо!
    Действительно, гром а не камень.
    Спасибо за интересную статью!
  4. +3
    11 июля 2018 08:13
    по первому проекту постамент должен быть мраморным
  5. +8
    11 июля 2018 09:02
    Автору и всем форумчанам от толстого Кота "жирный плюсище"!!!
    Глядя на сей монумент в граде Петра, так и подмывает воскликнуть виват Россия!!! hi
    1. +4
      11 июля 2018 09:14
      Присоединяюсь к Вам Владислав hi
  6. +6
    11 июля 2018 09:50
    В бытность свою на ЗиЛе имел удовольствие наблюдать работу такелажников по демонтажу огромных станков и перевозки оных в ремонтный цех.Конечно станок это не ГромКамень ,но впечатление эта работа произвела!А ещё громадный пресс с баржи в цех транспортировали ,тот по более Камня был.Но 200 лет разницы в технических средствах , это что- то!
  7. +7
    11 июля 2018 10:49
    Автору спасибо, статье плюс. А чего еще говорить-то? smile
    1. +4
      11 июля 2018 19:33
      Иногда бывают ассоциации. Да ещё те, которыми хочется поделиться.

      А вообще много историй, которые картинку, которая хоть и знакома была, раскрашивают. И это - замечательно.
  8. +2
    11 июля 2018 11:58
    Очень интересно читать. Читаю с удовольствием...
    ...разметили будущую дорогу (которая должна была обходить болота и холмы)...

    Но вот где они там холмы нашли - не понятно. Болота - да, имелись явно. Но холмов там напрочь нет и местность абсолютно ровная
    1. +4
      11 июля 2018 21:41
      Цитата: Алексей Соболев
      Но холмов там напрочь нет и местность абсолютно ровная

      Теперь-то, конечно, ровная - полторы тысячи тонн проволокли... laughing Возможно, были не холмы, а бугры и прочие неровности. В наших краях проползал ледник и местность распахал конкретно(почти все озёра в ЛенОбласти имеют ледниковое происхождение), попутно натащив камней, в том числе и нашего "бенефицианта". Это сейчас рельеф более-менее сгладился, но два с половиной века назад, видимо, колдобин хватало. hi
      1. +2
        11 июля 2018 23:06
        Александр, там действительно "нидерланды". Самая высокая точка - железнодорожная насыпь. Грунтовые воды - на два штыка лопаты. Я там строил.
        1. +2
          11 июля 2018 23:10
          Цитата: 3x3zsave
          Грунтовые воды - на два штыка лопаты.

          Да, Антон, знаю. Всё, что ближе к Невской Губе - то ещё болото. yes И с нашей, южной стороны(Юго-Запад) такая же фигня была, пока намывать не начали.
          1. +1
            11 июля 2018 23:31
            Ну, район пр. Ветеранов на какой-то гряде располагается, а все, что от Стачек к заливу, вероятно, здорово подтапливалось во время сильных наводнений.
            1. +3
              12 июля 2018 19:40
              Цитата: 3x3zsave
              пр. Ветеранов на какой-то гряде располагается,

              Дудергофская возвышенность. Ближе к заливу были болота. Сейчас уже всё ровно,
              там "Балтийская Жемчужина" .
              1. +1
                13 июля 2018 08:50
                Не знал топонима. Спасибо! Вообще геодезия города - занимательная штука. По роду деятельности, периодически с ней сталкиваюсь.
              2. 0
                13 июля 2018 10:27
                Таити, Таити... Бывали мы с брательником на тех "болотах" в детстве. Свалка там была ))
  9. +3
    11 июля 2018 14:20
    Цитата: Vard
    Очень познавательно в том смысле что уже тогда могли делать на первый взгляд невероятное... Еще один вывод... И тогда уже были тролли...

    Троли и завистники вечны: всегда и везде найдете ихС
  10. +2
    11 июля 2018 14:27
    Цитата: Котище
    Автору и всем форумчанам от толстого Кота "жирный плюсище"!!!
    Глядя на сей монумент в граде Петра, так и подмывает воскликнуть виват Россия!!! hi

    Двумя руками за! " Толстому Коту" наилучшие пожелания и благодарность за патриотизм
    1. +2
      11 июля 2018 19:36
      Спасибо за добрые слова Слава!
  11. +2
    11 июля 2018 16:01
    пусть тематика и невоенная,но читается интересно. хочу извинится перед Вячеславом- я был не прав
    1. +4
      11 июля 2018 19:34
      Не Андрей, тематика как раз военная. Ибо сей памятник русскому государю вернувшему - дедово.
      Возможе если зреть шире то - это монумент народам государства Российского, который как дикий конь без узды и стремян, под шкурой зверя вместо седла встал на дыбы. И не просто на дыбы, а на краю скалы, гром-камня, бездны у пределов моря. В коем по завету Чингисхана надо омыть копыта своего коня, см. сноску 1.
      Гром-камень - это наша необъятная земля, пределов которой сам Петр думаю даже не осознавал. См. сноска 2. Необъятная, могучая, крепкая как гранит.
      Змеюка - это просто змеюка. Крыльев и ног бог не дал, значит червяк олицетворяющий врага как внутреннего, так и внешнего. Если смотреть в суть - монумент перекликается со сказанием о Вещем Олеге. См. сноска 3.
      Место - сердце Града Петра, сам по сути рукотворный памятник как царю, так и всему нашему народу. Город на костях, Столица, Северная Пальмира, Город - Герой и ............
      Наверное это не все, что можно сказать о медном всаднике. Просто возьмите поэму А.С.Пушкина, лучше в бумаге и начните читать........
      1. Наша национальная идея омыть сапоги в Индийском океане, до сих пор кое кого заставляет сглатявать слюнки от страха.
      2. Витус Беренг открыл одноименный пролив прсле смерти Петра. Причем ценой своей жизни и на пикет-боте Святой Петр. Символично.
      3. Александр Македонский и Петр оставили свои державы огромными, но без легитимной власти. Греческая держава развалилась Россия устояла. Причем червяка топчет конь, а не пинает Петр. Как это не современно звучит "ну не треш" царь и народ (см. Дикий конь) едины в своем порыве.
      С уважением, Котище!
      П.с. яйца у коня до сих пор блестят!
      1. +1
        11 июля 2018 23:08
        Цитата: Котище
        2. Витус Беренг открыл одноименный пролив прсле смерти Петра. Причем ценой своей жизни и на пикет-боте Святой Петр. Символично.


        вообще то первым кто открыл Анинский/Айнский пролив были конечно айны-белое население Японии,потом в 164...г этим проливом прошёл казак Семён Дежнёв и лишь в петровское время по ТИ отрядили Беринга для того ,что отнять у руских первородство открытия.

        Насчёт Македонскова,именно так в чертёжной карте Сибири отмечено место на Амуре ,куда дошёл Александр Македонсков.
      2. 0
        12 июля 2018 17:23
        Цитата: Котище
        Витус Беренг открыл одноименный пролив прсле смерти Петра. Причем ценой своей жизни и на пикет-боте Святой Петр. Символично.

        Потому что доклад Дежнёва об открытии этого пролива ровно за 80 лет до Беринга тупо затерялся в архивах. Символично.
      3. +1
        18 июля 2018 19:14
        Насчет блеска яиц у коня!Так это выпускники училищ ВМФ еще с времен СССР натирают перед выпуском.)))Традиция однако!А удачливые выпускники еще и тельняшку на Петра одевали
  12. +2
    11 июля 2018 20:12
    В СССР дома целыми улицами сдвигали ( например в Москве), кому интересно - гугл в помощь.
    1. +1
      11 июля 2018 23:07
      А кто спорит. Екатеринбурге в прошлом году сдвинули здание центрального стадиона - тобишь Екатеринбург-арена!
      Но гром-камень "двигали" три века назад!!!
  13. +2
    12 июля 2018 17:10
    Бакмейстер употребляет в описании слово «позорище», но, понятно, что значение у него было совсем не такое, как сейчас. Значение его было: «зрелище, что представляется взору», согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля.
    А Шишков как раз во времена Екатерины предлагал так переводить слово "театр". laughing
    "Хорошилище грядет из ристалища на позорище по гульбищу в мокроступах и с растопыркой" (означает "Франт идет из цирка в театр по бульвару в галошах и с зонтиком" )
  14. 0
    17 июля 2018 10:27
    По совокупности заслуг его надо было сжеть а пепел выстрелить в сторону европы...Реформатор долбанный....
  15. 0
    17 июля 2018 15:03
    Цитата: Vard
    И тогда уже были тролли...

    ...причем каменные тролли laughing
  16. 0
    22 июля 2018 15:32
    Цитата: Бар1
    айны-белое население Японии

    Айны -белое население Японии??? Вы айнов-то хоть на картинке поглядите. Это аборигенное население Микронезии.