Викинги и их корабли (часть 3)

30
Держись, лысун, за судно!
Час приспел твой судный.
Дух крепи надменный
Среди сей вьюги пенной.
Рта не коси ты векую,
Сноси метель морскую.
Полно дев любити!
Двум смертям не быти.
(Торир Ледник. Отдельная Виса. Перевод С. В. Петрова.)


Обычай хоронить знать в курганах очень древний. И распространен был очень широко. Вот и на землях Скандинавии курганные погребения насчитываются тысячами. Однако курган кургану рознь. Есть небольшие, которые были давным-давно запаханы, а есть и такие, что горделиво возвышаются над полями до сих пор.




Реконструкция гокстадского корабля «Хугин» (названный так в честь одного из двух воронов бога Один), построенная в Дании. В 1949 году оно пересекло Северное море. Сегодня находится на постаменте у бухты Пегвелл в графстве Кент.

Один из таких курганов сохранился до XIX века в Готстада, неподалеку от Осло-фьорда, в Норвегии, а сохранился потому, что был очень велик – около 50 метров в диаметре. Правда, к концу века его высота уменьшилась до каких-то 4,5 м, но все равно это был впечатляющих размеров курган, который на местной ферме почему-то всегда называли Королевским курганом. И не без оснований! Существовала местная легенда или предание о том, что в нем похоронен древний король, а с ним и все его сокровища. И тем более странно и непонятно, что, зная об этом, никто из местных жителей так и не попытался его раскопать.

Викинги и их корабли (часть 3)

Изображение древних лодок, выбитые на камнях, встречаются в Скандинавии во многих местах и относятся еще к бронзовому веку.

Только в 1880 году сыновья фермера, на земле которого стоял этот курган, все-таки решили проявить любопытство и начали его раскапывать, хотя и понятия не имели о том, как именно это следует делать. К счастью, об этом вовремя узнал известный археолог и глава Общества любителей древностей в Осло Николас Николайсен, который успел прибыть на место, чтобы остановить их, и начал раскапывать курган правильно, то есть вырыл горизонтальную траншею в склоне холма. Уже на второй день раскопок под толстым слоем синей глины ему удалось обнаружить носовую часть большого корабля.


«Судно из Тюны» (Музей кораблей викингов, Осло)

До этого одна такая находка уже была сделана. Это была погребальная ладья, найденная на ферме Хауген в деревне Рольвсей в Тюне, Эстфолл, и тоже в Норвегии. Удалось выяснить, что «тюнский корабль» был построен примерно в 900 году н. э., а его обшивка сделана из дуба внахлест. Правда судно сохранилось лишь частично, и можно лишь предполагать, что оно имело 22 метра в длину и 11 или 12 весел с каждого борта. Ширина судна — около 4,35 метра, длина киля — 14 метров. Характерной особенностью находки была ее массивная конструкция со шпангоутами, вырезанными и стволов дерева естественной кривизны, и толстыми балками. Однако от судна мало что осталось, а тут было очевидно, что найденный корабль сохранился значительно лучше.


Раскопки корабля из Гокстада.

Безусловно, археолога это открытие очень обрадовало, но одновременно он почувствовал и большую ответственность, ведь находка его была поистине уникальна, а погубить ее было очень легко. Дело в том, синяя глина – это прекрасный консервант. Но теперь, по мере того, как корабль расчищался, его древесина стала высыхать и коробиться! Поэтому Николайсен и его помощники регулярно обливали корабль водой и тщательно укрывали от солнца еловыми ветвями.


Транспортировка корабля из Гокстада.

Наконец им полностью открылся прекрасный корабль длиной в 23 метра прекрасной в целом сохранности, с хорошо сохранившейся обшивкой и погребальным инвентарем, которого оказалось вполне достаточно, чтобы датировать находку, несмотря на то, что уже в древности могила была ограблена и самые ценные вещи из нее грабители унесли.


Установка корабля в эллинг музея.

В каждом борту судна было обнаружено по 16 отверстий для весел, 32 весла, а также обломки 32 щитов диаметром около 90 см. Основываясь на этих данных, Николайсен предположил, что экипаж «корабля из Гокстада» – а теперь именно так стали называть эту историческую находку, мог состоять из 79 человек, причем гребли они поочередно.


Теоретический вид гокстадского корабля.

В целом это был прекрасный парусно-гребной корабль, как раз такой, каким корабли викингов и представлялись ученым по древним сагам. Киль был вытесан из прочного дуба, причем таким образом, что основной его вес приходился на середину корабля, а его заостренные концы позволяли судну легко скользить по волнам. Шпангоуты были сделана также из дуба и имели естественную кривизну, и были мастерски подобраны соответственно форме киля. Обшивка судна была выполнена внакрой из дубовых досок толщиной в дюйм (2,54 мм), прикрепленных к шпангоутам из веревок, сплетенных из еловых корней. Все это позволило получить быстроходный и маневренный корабль, который идеально подходил для внезапных набегов на чужие земли и столь же стремительного отступления. Но ко всему прочему это было еще и настоящее произведение искусства викингов-судостроителей, потрясающий образец их мастерства.


Вот так этот корабль сегодня выглядит в Музее кораблей викингов в Осло.

Позднее, уже в 20-ые годы ХХ века ученым из университета в Осло удалось, как они считают, выяснить, что в этом корабле был похоронен король Олаф Гудродсон, о котором было известно, что он страдал от подагры и был сыном короля Гудрода Вествольдского.


Дочиста отдраенный и собранный заново (при этом были использованы многие оригинальные железные нагели), реставрированный гокстадский корабль, нашел свое пристанище в зале Музея кораблей викингов в Осло. Кажется, что он практически готов к спуску на воду. Посреди палубы видна так называемая «рыба» — массивная дубовая балка, служившая креплением мачте; справа от нее можно различить ребристые сходни, а слева — кадки и несколько весел.


На этом фото по борту хорошо различимы 16 рядов досок обшивки, сшитых внахлест и изогнутых по линиям шпангоутов.

Как известно, и дурные, и хорошие примеры заразительны. Однако если вы думаете, что после этой находки все землевладельцы Норвегии и Швеции принялись раскапывать принадлежавшие им курганы, то вы очень сильно в этом ошибаетесь.


Носовая часть корабля из Осеберга во время раскопок.

Прошло еще целых 25 лет после раскопок в Гокстаде, пока не более чем в 10 милях от этого места – в местечке Осеберг другой фермер тоже решил заняться исследованием большого кургана, лежавшего на его земельном участке. Он почти сразу наткнулся на какую-то деревянную конструкцию, продолжил копать и в итоге нашел часть древнего корабля. Ну, а уж когда он откопал остатки мачты и крышу надстройки, сделанной на палубе, здравый смысл подсказал ему обратиться к специалистам. В работу включился профессор Габриэль Густафсон, директор музея древностей университета Осло, который начал раскапывать курган как это положено и убедился, что найден еще один большой корабль, принадлежащий эпохе викингов.


Вид на раскопки корабля из Осеберга.

В следующем, 1904 году он продолжил работу уже с отрядом квалифицированных специалистов. Почти сразу был найден ахтерштевень большого корабля — большой кусок прекрасно сохранившегося дубового дерева, покрытого изящной резьбой, причем даже более искусной, чем те, что были найдены в Гокстаде.


Образец резьбы на корабле из Осеберга. (Музей кораблей викингов, Осло)

Правда, гробница здесь тоже оказалась разграбленной. Но к счастью для археологов (и для всех нас!), часть своей добычи грабители почему-то обронили, а собрать не собрали. В результате и драгоценности, и различные ценные вещи оказались разбросанными по всему кораблю. Нашли и скелеты усопших, останки двух женщин, примерно 50 и 30 лет. Причем, у скелета более старшей женщины отсутствовала правая рука и запястья, а также плечо и пальцы на левой руке. Археологи сделали вывод, что грабители скорее всего позарились на украшавшие их драгоценные кольца и браслеты, а поскольку снять их не получилось, они попросту унесли их с собой.


Ладью из Осеберга везут в музей.

Корабль имел длину 21 метр, и так как находился в кургане из торфа и синей глины, то сохранился на редкость хорошо. Причем не только сам корабль, но положенные в него многочисленные предметы обихода. Например, деревянный, окованный железными полосками сундучок, остатки небольшой четырехколесной повозки, четверо саней и даже четыре кровати. Все они были покрыты тонкой резьбой, раскрашенной яркими красками, но под воздействием воздуха после раскопок они быстро поблекли.


А вот так он выглядит сегодня в Музее викингов в Осло.

В носовой части судна археологи, раскопав толстый слой камней, обнаружили разбитые керамические сосуды для воды, а также и якорь. Комплект весел и такелаж лежали позади мачты.


Эти санки входили в комплект погребального инвентаря. (Музей кораблей викингов, Осло)

Интересно, что грабители попали внутрь судна именно через носовую часть, и, хотя они и унесли все предметы, сделанные из благородных металлов, но в свою очередь оставили археологам 14 деревянных лопат и трое носилок. До кормы судна они почему-то не добрались. Там профессор Густавсон нашел не только хорошо оборудованный камбуз с двумя котлами для варки пищи, но и сковороды, ложки, ножи, а еще топоры и неповрежденную ручную мельницу для размалывания зерна. Обнаружены были и такие чисто женские предметы, как, например, большой прядильный станок и два малых, пригодных для изготовления лент, обломки выдолбленных деревянных ящиков и ведер, а также остатки шерстяной ткани, шелковых лент и даже ковра!


«Сага Осеберга» – корабль новодел – точная копия древнего судна.

Значение находки во всех отношениях было трудно преувеличить. Был найден еще один погребальный корабль почти таких же размеров, как и в Гокстаде, но в то же время и более легкий, и не такой прочный, отчего создавалось впечатление, что его построили за некоторое время до того, как корабелы научились строить суда с наиболее совершенными корпусами. Зато отделка поражала мастерством резьбы по дереву. В целом, хотя оно и не обладало столь же хорошими мореходными качествами, как Гокстадский корабль, и было слишком уж богато украшено, это было еще одно судно той же эпохи и сделанное по той же технологии. Можно предполагать, что был церемониальной корабль или «прогулочная яхта», которыми пользовалась одна из погребенных. Возможно, что это была королева Аса – мачеха короля уже известного нам Олафа Гудродсона и бабушка могущественного конунга и прославленного объединителя Норвегии Харальда Хорфагера (или Харальда Прекрасноволосого).


«Викингкий Будда» - кельтская фигурка, отделанная цветной эмалью; с помощью двух таких фигурок к бадье, сделанной в VIII веке в Ирландии либо в Шотландии, прикреплялась ее рукоятка. По всей вероятности, она чем-то привлекла грабителя викинга, и он захватил бадейку с собой на корабль, поскольку археологи нашли ее на судне из Осеберга в 1904 году.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 июля 2018 05:51
    Хорошо.

    "Жрецы ему разом заклали
    Всех жен и любимца коня" (с).

    Так и представляются шпангоуты с естественной кривизной. И еловые корни для верёвок.

    Гайавата тоже пирогу корнями сшивал - то еловыми, то лиственничными.
    1. +4
      13 июля 2018 09:48
      В Ваших словах заключается принципиальное отличее скандинавских даккаров от славянских ладей.
      Первые собирались на дубовые или лиственчатые полушпангоуты или шпангоуты естественной или позже искуственной кривизны досками в нахлест. Причем доски крепились железными реже бронзовыми скрепами (нагилями)
      Славянские ладьи имели гладкую обшивку в стык. Из досок скрепленных деревяными нагелями (чепиками и шпунтами). Только значительно позже на реках Древней Руси появляются "насады" - ладьи с надводными рядами досок в нахлест и металическими скрепами.
      Вывод история развития речного и морского флота у славян и скандинавов начиналась по разному, но позже возникают взаимные заимствования. Причем сей исторический момент приходится на времена князя Владимира Святославовича, Ярослава Владимировича и позже.
      По сути славяне делая гладкую обшивку у ладей, обладали более высоким уровнем технологий, чем северные соседи. Но проигрывали им в использовании металлических креплений. К слову смешанный набор обшивки дно - в стык, а борта в нахлест, сохранялся вплоть до времен Петра I. Интересен факт, что Петр Алексеевич до последнего дня боролся с торговым людом, которые отказывались при постройке речных судов использовать металлическое крепление. Де факто - речной торговый флот до Петровкого времени был одноразовый. Привез товар, струг на дрова. Одни Чусовские железные караваны чего стоили. Так что одним из первых поборников "партии зеленых" был "упырь" и "вардулак" Петруша.
      Но еще более уникальным моментом, которым я желаю с форумчанами поделиться - это конструкция северных поморских судов. Несмотря на приемственность карбасов с укшуями новгородцев. Первые имели двойную обшивку корпуса в нахлест с железными скрепами и гвоздями и деревянными нагилями. По сути они ближе к кноррам и снекам скандинавов. Точне эволюционный гибрид новгородской морской ладьи и укшуя с полным шпангоутным набором и смешаным креплением обшивки скандинавского кнорра русского насада или даже вернее германского когга. Интуитивно русский карбас предтеча ледокольных судов. Если еще учесть, что конструкция последних предполагала установку на санный ход...... То у меня просто - все это вызывает восхищение!
      Р.s. я специально не вспомнил Волжские расшивы и беляны, Днепровкие - берлинки, Чусовские - железные барки и Запорожские - чайки.
      С уважением, Котище!
      1. +1
        13 июля 2018 10:09
        Ой, Влад, по краю ходите! Сейчас набегут протославяне, начнут с пеной у рта доказывать, что каравеллы, с их стыковым набором борта изобрели славяне.
      2. +1
        13 июля 2018 15:10
        Цитата: Котище
        По сути славяне делая гладкую обшивку у ладей, обладали более высоким уровнем технологий, чем северные соседи. Но проигрывали им в использовании металлических креплений.

        У викингов были большие, но легкие корабли. Другие им просто не были нужны - при необходимости нужно было заходить в любой фьорд или вытаскивать корабль на берег с минимальными усилиями. Поэтому они не могли обеспечить своим кораблям жесткий и прочный набор корпуса, как больших судах 17-18 веков. Викингская обшивка - по сути деревянное полотно, опирающееся на киль, распертое изнутри шпангоутами и подпружиненное планширом и стрингерами. При этом обшивка должна иметь высокую прочность на разрыв и выдерживать прогибы без потри герметичности швов. Как в таких условиях крепить доски встык? Это невозможно даже с использованием металлических скоб, не говоря уже про какие-то несчастные деревянные нагели - при деформации между досками, скрепленными встык, будут образовываться щели, тогда как доски, скрепленные внахлест, имеют запас за счет наложения друг на друга.
        1. +2
          13 июля 2018 16:54
          Цитата: brn521
          тогда как доски, скрепленные внахлест, имеют запас за счет наложения друг на друга.

          ценой существенного роста гидравлического сопротивления и, как результат - заметного снижения быстроходности.
          1. 0
            13 июля 2018 18:04
            Цитата: Weyland
            ценой существенного роста гидравлического сопротивления и, как результат - заметного снижения быстроходности

            Неоднозначно. Если ставить обшивку встык, придется ставить усиленный продольный и поперечный набор. Увеличится масса, осадка, судно станет валким - придется еще и балласта в трюм отсыпать, и/или ширину увеличить. И в результате получим типичного торговца, плетущегося со скоростью пешехода. Вот ему действительно не нужна будет обшивка внакрой - но это скорее чтобы упростить сборку и сэкономить материал, а не ради скорости.
        2. 0
          13 июля 2018 19:10
          Цитата: brn521
          У викингов были большие, но легкие корабли. Другие им просто не были нужны - при необходимости нужно было заходить в любой фьорд или вытаскивать корабль на берег с минимальными усилиями. Поэтому они не могли обеспечить своим кораблям жесткий и прочный набор корпуса, как больших судах 17-18 веков.

          Ой-ой, СРОЧНО ГУГЛИТЕ "КНОРР" и будет Вам счастье ! Не на драккарах открывали Америку-Винланд...
          1. +1
            16 июля 2018 12:45
            Цитата: Ратник2015
            Ой-ой, СРОЧНО ГУГЛИТЕ "КНОРР"

            И что я там найду? Легкие суда, которые строились, становились на стоянку и обслуживались там же, где и драккары. Чтобы строить что-то потяжелее, нужно централизованное государство со специально оборудованными портами. Но это уже не эпоха викингов.
  2. +6
    13 июля 2018 05:54
    Спасибо за статью очень интересно
  3. +3
    13 июля 2018 06:07
    Может это были не настоящие корабли, а погребальные, специально, сделанные для похорон?
    1. +3
      13 июля 2018 06:16
      Зачем? Такая имитация больше бы к нашему времени подошла.
    2. +5
      13 июля 2018 06:56
      Цитата: igordok
      Может это были не настоящие корабли, а погребальные, специально, сделанные для похорон?

      Нет, исследованиями доказано, что это были корабли, ходившие по морям. Найдено даже кладбище просто брошенных и затопленных драккаров...
    3. +3
      13 июля 2018 07:17
      Не думаю. Когда вся жизнь воина проникнута идеей посмертного попадания в Вальхаллу, сомнительно, что близкие усопшего будут снаряжать его в последний путь подделкой, пускай и полноформатной. Не приходила же им в голову мысль, положить в могилу деревянные копии доспехов и оружия. Опять же, путем химического анализа древесины можно выяснить, эксплуатировалось ли судно по назначению. Наверняка это уже сделано.
      1. +5
        13 июля 2018 08:56
        Антон Вы правы.
        Найденные корабли эксплуатировались достаточно интенсивно. Хотя есть одно но, в первую очередь они были не рядовыми имели качественную отделку и строились из самого лучшего материала (дуба). Например в сагах не раз упоминают "красные дакары" с обшивкой из сосны. По сравнению с "черными кораблями" из дуба, это как волга против копейки. В некоторых сагах "подобную глупость" связывают с флотом кроля Альфреда Великого.
        Все это обращает внимание и на другой аспект. Корабли попроще из-за более долгосрочной эксплуатации и менее долговечных материалов, имели куда более низкие шансы дожить до наших дней. Да и видимо не престижно было хоронить знаменитых и уважаемых людей в кораблях попроще, а только как с любимым оружием, кораблем и женой.
        1. +3
          13 июля 2018 09:12
          Сосна тоже разная бывает. Хотя мягкая древесина вряд ли бы долго служила. А лиственницу не использовали? Или поблизости на росла?
          1. +3
            13 июля 2018 10:23
            Цитата: Korsar4
            Сосна тоже разная бывает. Хотя мягкая древесина вряд ли бы долго служила. А лиственницу не использовали? Или поблизости на росла?

            Недавно обсуждали материалы, из которых готовились драккары. Сошлись на том, что набор судна был дубовый, реже - лиственничный (тяжелые и твердые породы), обшивка - из твердолиственных пород дерева - клен, ясень, палубы и мачты - сосна, ель.
            Судно, сделанное полностью из дуба, должно весить больше, центр его тяжести должен быть выше, соответственно менее практично в походе. Вероятно гокстадский корабль суть что-то типа ролс-ройса - дорого, неэкономично, но круто. smile
            1. +3
              13 июля 2018 10:31
              Примерно так же представляю. Причём такой же набор пород, вероятно от греческих судов до кораблей Петровского времени.

              Единственное, на том же "Вазе" украшения из мягкой липы - что тоже вполне объяснимо.

              А вот ель вряд ли могла на мачты идти. У нас до конца XIX века она считалась сорной породой.
              1. +3
                13 июля 2018 17:59
                Ай да нет!
                Из ели делали гребки (лопасти) весел для галер!
                Славянские ладьи из ели имели вертикальный рангоут. Особенность ели в том, что ее не ведет от соленой воды. Тот же Тур Хеирдал неоднократно жаловался на неправильный подбор пород древесины при походах на Ра и Ра2.
                1. +2
                  13 июля 2018 22:39
                  На лопасти для весел согласен.

                  Теофраст, по-моему, что-то писал о деревьях из которых корабли, строили. Чуть не пихту упоминал. Но это за счёт перевода отношу.

                  А вот вертикальный рангоут - для меня удивительно.
                  Хотя из ели что угодно, наверное, можно подобрать. Вплоть до резонансной древесины.
  4. +4
    13 июля 2018 06:51
    Очень интересная и подробная статья
    Невольно вспоминается фильм "Викинги" с Кирком Дагласом.
    Хоронили короля как раз в боевом корабое
  5. +2
    13 июля 2018 08:20
    Калибр, когда плагиатить прекратите? Хоть бы источник указывали откуда перевод делали...
    1. +2
      13 июля 2018 08:58
      В принципе, если знаете можете сделать за Автора. Или опять "перл в некуда"?
      1. Комментарий был удален.
    2. +2
      13 июля 2018 10:27
      Цитата: Алсеерз
      Калибр, когда плагиатить прекратите? Хоть бы источник указывали откуда перевод делали...

      Ну укажите нам сами этот источник, если знаете. И вообще обвинения в плагиате принято доказывать.
  6. +1
    13 июля 2018 10:44
    "Обычай хоронить знать в курганах очень древний. И распространен был очень широко" - погребальные курганы это чисто конкретно изобретение ариев, которые они распространили по Евразии во 2 тысячелетии до н.э.

    До этого умерших (в т.ч. и в Скандинавии) хоронили в земле, в керамических кувшинах, менгирах и т.д.
  7. 0
    13 июля 2018 10:48
    Возможно, что это была королева Аса – мачеха короля уже известного нам Олафа Гудродсона

    и убийца его родного отца - Гудрода Охотника. Славная семейка. smile
    1. +1
      13 июля 2018 16:56
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Славная семейка

      особенно сыночек Харальда Хорфагера хорош - Эрик Кровавая Секира. Трех братьев почикал, а вот на четвертом обломился...
      1. 0
        13 июля 2018 19:33
        Кстати, забыл сказать, сам Гудрод Охотник, чтобы жениться на Асе (не тургеневской smile ), убил ее отца и брата. А Аса оказалась женщиной не только красивой, но и решительной - родила мальчонку - Гальвдана, будущего Черного, организовала убийство мужа и быстренько вернулась в свои родовые земли, где правила до совершеннолетия сына, которому потом передала власть.
        В общем, веселая была у них жизнь в Норвегии. По пальцам одной руки опытного фрезеровщика можно пересчитать конунгов, умерших от старости. smile
        1. 0
          13 июля 2018 23:15
          Штуки три? Ибо дальше он не фрезеровщик, а инвалид. Хотя, есть еще количество фаланг на оставшихся, видел таких виртуозов. Правда не в работе, а на пенсии.
        2. +1
          14 июля 2018 13:07
          Цитата: Хозяин Трилобита
          По пальцам одной руки опытного фрезеровщика можно пересчитать конунгов, умерших от старости

          Так это же позор - и гарантированное попадание в Хель! Конунг обязан умереть в бою - иначе в Вальгаллу не пустят! laughing
          А вот Аса (как и святая Ольга, да и Рогнеда) - реально беспредельщицы: Гудрод Охотник и Св. Владимир так неосторожно женились (а Мал - неосторожно посватался) потому, что по тогдашним понятиям месть считалась чисто мужским делом!
  8. +1
    13 июля 2018 18:42
    Ой как подробно-то
    Многого не знал
  9. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»