Если вы хотите написать в издательство «Оспрей»… (часть 3)

36
Итак, в прошлый рассказ мы остановились на том, что нужно было писать книгу «Враги Рима:5» и как это можно было лучше всего сделать. Я вспомнил, что есть метод «глубинного погружения» и решил им воспользоваться. Причем суть его очень проста, овладеть этим приемом может практически каждый.

Для начала вы ищете ВСЕ книги и статьи по нужной вам теме, до которых вы можете дотянуться. В то время Интернет в РФ был еще не налажен, во всяком случае, я им не пользовался, и пришлось ходить по библиотекам, и смотреть, что у них есть. Так у меня составилась приличного вида стопка книг. И вот эту-то стопку и надо читать! Одну книгу за одной, день за днем, с утра до ночи и больше не читать ничего. И читать так ровно месяц. После этого нужно взять бумагу и записать на нее хронологию темы. Если эта задача окажется вам по силам – вы на верном пути. Если нет – понятно, что речь идет об исторической, научно-популярной литературе, – то… следует все книги перечитать заново!




Иллюстрация В. Королькова из книги «Рыцари. Замки. Оружие» (изд-во Росмэн, 2004 г.) Все три всадника перерисованы. Левый – из книги издательства «Оспрей», в которой он… стоит, а не сидит в седле. Центральный – это Вальтер фон Фогельвейде из «Гейдельберского песенника» (или «Манессого кодекса», в котором он изображен сидящим и без коня. Рыцарь справа в оригинале тоже стоит рядом с конем, а тут художник его на коня «посадил»!

Теперь две недели нужно ничего не читать и дать полученным знаниям «утрястись». Когда они «утрясутся», нужно опять взять бумагу, и записать все вопросы, связанные с вашей темой? и конспективные ответы на них, пользуясь вашей хронологической таблицей. Сразу будет видно, где у вас пробелы, и чего именно вы не знаете. А теперь так – следует определить, а мешает ли данное незнание раскрытию вашей темы или же оно не критично? Потому, что невозможно знать все, а уж тем более изложить все в 35, 48 или на 68 страницах. Даже в 240 и 500 стр. вы весь объем своих знаний по теме можете не уложить!

Итак, если какие-то пробелы не критичны, то и… плюньте на них, оставьте следующим авторам. Если критичны, то ищите информацию только по этим вопросам. И вот когда вы найдете ответы, то можно считать, что «глубинное погружение» завершилось. У меня с отдыхом в две недели на это ушло три месяца. Срок вполне приемлемый, не так ли?

Вот, к примеру, заинтересовала вас все та же тема викингов. По этой теме есть много исследований, но опыт показывает, что достаточно законченную картину можно получить, прочитав вот эти издания:

Гвин Джонс. Викинги. Потомки Одина и Тора.
Гвин Джонс. Норманны. Покорители Северной Атлантики.
Жаклин Симпсон. Викинги. Быт, религия, культура.
Мария Гимбутас. Балты. Люди янтарного моря.
Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря.
Иен Хит. Викинги — мореплаватели, пираты и воины.
Роберто Боси. Лапландцы. Охотники за северными оленями.
Хендерсон Изабель. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии.
Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов

Потом можно садиться и писать, постоянно ориентируясь на составленную Вами хронологическую таблицу и план книги. От плана, если вы пишите для издательства «Оспрей», отступать нельзя! Дело в том, что для того, чтобы соблазнить их вашей книгой, следует отправить им ее синопсис, а в нем как раз и следует поместить ее план с кратким указанием, что именно дает ее публикация. В обязательном порядке нужно написать, что она помогает взаимопроникновению культур, сближению цивилизаций и установлению более прочных информационных контактов между Востоком и Западом, без чего взаимопонимание между ними невозможно. Указывается, развитием какой темы ваша книга является, какие книги, каких авторов были по ней до нее, даются ссылки на источники. Вот я это все так и сделал и… сел и написал книгу, так, как об этом рассказывалось в предыдущих материалах. То есть набрал похожих фраз и предложений, перевел все термины, подготовил карты, схемы, эскизы фигур, описания поз, одежды, рисунки утвари, и все это со ссылками на музейные артефакты и соответствующую литературу.

Книгу они получили и написали мне, что… она взята в работу. А затем пришло другое письмо, где сообщалось, что тема «Враги Рима» себя исчерпала, увы, и книга публиковаться не будет. Хотя она им и понравилась. «Напишите нам что-нибудь по вашей истории, – написали они. – У нас вышла книга Дэвида Николя о воинах-славянах и Стивена Тернбуллла о монголах, так вот нам бы что-нибудь о битвах русских с монголами». Вот так и родилась идея книги «Битва на Калке. Монголы Чингисхана вторгаются на Русь», а затем и других книг по военному делу допетровской Руси. Всего их четыре, и вместе с книгой Д.Николя они дают, в общем-то, исчерпывающую картину нашей военной истории этого времени.

Что же касается сотрудничества с нашими издательствами. То тут все проще и интереснее одновременно. Например, свою первую книгу «Из всего, что под руками» я написал еще в 1982 году, но вышла она только в 1987-ом. Почему? Одному рецензенту не понравилось, что я предлагаю в качестве поделочного материала палочки для мороженого, «а вот у детей чукчей их нет, а ведь мы должно рекомендовать доступные материалы». Вот так – на дворе конец ХХ века, а тут тебе такое… Ну, я и написал в ответ, что… рецензент у вас в издательстве дурак. А не надо было… Зато, когда книга все-таки вышла в минском издательстве «Полымя» и весь тираж в 87 тыс. экземпляров разошелся в две недели, то в том издательстве про детей чукчей, когда речь зашла о новой книге у них же, уже никто не вспоминал!

Что-либо не сильно изменилось и после 1991 года. Выходит у меня книга о рыцарях для детей. Звонок из Москвы – «Приезжай! Надо сократить ее!» Приезжаю: «Почему?» «Мы перебрали лимит страниц по всему издательству и теперь сокращаем те книги, которые выходят сейчас! Давайте выбросим из вашей последнюю главу и сократим предпоследнюю. Иначе книга не выйдет!» «Тогда зачем я нужен? Если вы уже все решили, что и как обрезать?» «Ну-у, знаете, а вдруг вы бы не согласились… и потом подпись нужна!» Так книга и вышла без последней главы и несколько обрезанная в предпоследней.

Заказывает мне другое издательство книгу о самураях. Большого формата, опять же для детей. Название, объем – все обговорено. Срок сдачи – через полгода. Звонок: поменять название и содержание. «Я новый редактор и вижу эту тему иначе!» Все сделал. За месяц до сдачи звоню – как и что? А мне говорят: название старое, содержание – старое, а этого редактора мы уже уволили за плохое понимание рынка! Хорошо у меня был месяц – успел все сделать, как надо.

Получаю грант на книгу о рыцарях. Грант РГНФ – Российского государственного научного фонда. По условиям гранта материал книги может выйти отдельными статьями в журнале, но с указанием – «Грант РГНФ №…» Нахожу журнал, договариваюсь, выходит первая статья – нет этого указания. Звоню редактору. А он мне: «Я не обязан делать рекламу какому-то фонду». Я ему: «Это фонд Академии наук РФ. Вы делаете рекламу собственному государству». Он мне: «А это точно не частный фонд?» Комментарии, как говорится, излишни. Но напомню, что Интернет в это время в России уже был!

С художественными произведениями совсем интересно. На кого и как попадешь! Предлагаю роман «Закон Парето» о гражданской войне в России. «Мало брутальности и нет секса!» — ответ одного из издательств. «Да там в каждой главе убийство, а герои – гимназисты, какой секс?» «И тем не менее…» В другом издательстве: «Книга слишком толстая! Сейчас такие уже не читают!» Ну и в таком роде все остальное. Причем нельзя сказать, что издательства не отслеживают рынок. Отслеживают! Сейчас, например, очень популярна тема Великой Отечественной войны. Но что б сразу война, без предвоенных лет. А содержание примерно такое: наш человек проваливается в дыру во времени и оказывается на войне. Поскольку он играл в компьютерные игры, то умеет управлять и танками, и самолетами, причем даже немецкими, ну и… всем задает жару! А потом еще выясняется, что за ним наблюдают еще и пришельцы из будущего – «патруль времени», словом, очень все должно быть круто. Типичный роман на эту тему «Бронемашина времени». Если у кого есть время такое читать – прочитайте. Для общего развития…

Детские книги в издательство РОСМЕН можно предлагать только через проводимый ими конкурс. Ежегодный. Так что можно в нем участвовать хоть каждый год. Объявляют его в ноябре, а заканчивается он в марте-апреле, так что кто хочет осчастливить нашу детвору новым произведением – участвуйте.

Не надо думать, что хорошая идея издавать собственные книги за деньги. Предлагал на пробу одному издательству свою книгу «за деньги». Они мне: «500000 р. и вся реклама, и продажа за наш счет». Обращаюсь в другое издательство к «знакомому редактору» – «Как у тебя?» Он мне: «500000 – грабеж! Я и за 400000 ее издам!» Обращаюсь в третье издательство – «Если бумага «не очень», то сделаем за 300000!» Наконец, обращаюсь в… Сингапур, некое международное издательство с филиалом в Англии, или оно в Англии с филиалом в Сингапуре – неважно. Он и мне: «С вас 90000 в ваших рублях и книга ваша, а мы ее продаем, но ваш перевод, а наша правка!» То есть вот так на наших российских авторах наживаются наши издательства. Впрочем, так было всегда! Когда в 1987 году вышла моя книга в Минске, то стоила она в продаже 1 рубль. То есть в итоге – 87 тыс. рублей. Ну вот вы бы сколько посчитали возможным «отстегнуть автору»? Ну, 10 копеек с книги не жалко? Себестоимость-то у нее грошовая – бумага газетная, обложка мягкая, не подарочный фолиант… То есть нормально так было бы получить 8 тыс. 700 р., не так ли? Ну, а гонорар был 2870 р. Всего! Чему в те годы я, конечно, был очень рад. Но если вы думаете, что что-то изменилось сегодня, то… это не так. Тиражи-то маленькие, 5000 экз. сегодня уже много, так что на многие десятки тысяч даже и не рассчитывайте. Особенно, если свою книгу вы будете писать года два, да еще и «кровью сердца». Чтобы было это дело хоть сколько-нибудь прибыльным, писать книгу в 10 авторских листов (1 лист – 40000 знаков с пробелами) надо максимум за два месяца. Вот тогда это хотя бы что-то.

Так что, совет тем, кто хотел бы хотели сотрудничать с издательством «Оспрей» и разными российскими издательства в написании для них научно-популярных книг: прежде всего точно знать, какой минимально допустимый уровень новизны у них принят. Издательство АСТ, например, удовлетворяют 75%, ВО, как уже отмечалось, выше 70%. Затем нужно поставить себе на компьютер хорошую систему Антиплагиат, и можно начинать писать куда угодно, и что угодно. Все остальное зависит от вашего таланта и навыков! Хотя… есть и еще одно важное обстоятельство. «Оспрей», куда вы вдруг обратитесь с предложением своей книги, проверяет, кто вы и что вы, через Интернет. Если ли там ваши ранее выходившие по этой теме статьи, книги, и какой у них индекс цитирования. То есть начинать надо с… публикаций в научных и научно-популярных журналах. И здесь вам очень пригодятся и те материалы, что вы опубликуете как раз на сайте «Военное обозрение»… И последнее – пунктуальность и еще раз пунктуальность! Если в договоре написано – сдать 28 августа в 10.00, то он и должна быть сдана именно в это время. Можно раньше – позже нельзя никак!

П.С. Успешных вам попыток «сделать это», дорогие друзья. Трудно? Да, нелегко. Но глаза страшатся, а руки делают.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    22 сентября 2018 09:50
    Огромное спасибо за этот цикл статей, Вячеслав Олегович! Хотел добавить, что если речь идет о худлите, то там разговор вообще начинается с 10 авторских листов и желательно с заделом на продолжение. Отдельно о жанре "альтернативная история". К сожалению, "альтернативка" прочно ассоциируется с "попаданцами". Однако, среди 99% подобного "шлака" (майор ВДВ против ордена тамплиеров) встречаются настоящие шедевры. "Попадалами" там и не пахнет! Авторы,как правило, берут интересующую их тему, перлопачивают гору литературы по ней, прицепляют сюжет к какой-либо точке бифуркации и выдают действительно качественную "альтернативную историю".
  2. +1
    22 сентября 2018 14:02
    И все же что то в этом процессе, функционирующем по законам рынка, неправильно. Ибо вал совершенно низкопробной литратуры реально захлестнул книжный рынок. Притом это касается всех жанров. Полки завалены книгами, но читать нечего. Раньше была самая читающая страна, теперь - самая пишущая.
    1. 0
      22 сентября 2018 14:11
      Хорошо, Виктор Николаевич, у Вас есть конкретные предложения, пускай и теоретические?
      1. 0
        22 сентября 2018 14:36
        Есть, но какой смысл теоретизировать? На что это повлияет?
        1. +3
          22 сентября 2018 14:58
          Тогда какой смысл вообще что-либо делать?
          "Ведь лягут в землю общую
          Останки наши бренные
          Земле ей все едино
          Апатиты и навоз"
          1. +1
            22 сентября 2018 18:20
            Не стоит обобщать, а то ведь так и к ISG недолго скатиться, а там уже и депрессия ждет с болезнями сопутствующими.
            1. +2
              22 сентября 2018 19:45
              Что значит "не стоит обобщать"? Для меня " эффективные манагеры" и макулатурное чтиво - явления одного порядка.
              1. +1
                22 сентября 2018 20:06
                Я имел ввиду обобщееие нежелания бороться графоманами и вообще нежелание что либо делать. Подобные обобщения ведут к тройному принципу пессимистического мышления - ISG.
                1. +1
                  22 сентября 2018 20:21
                  Графоманов печатают эффективные манагеры. И те и другие у меня вызывают желание кого-то придушить. Возможно это и признак МДС, но я делаю своё дело и стараюсь делать его хорошо, ибо "х.рустно" - оно само получится.
                  1. +1
                    22 сентября 2018 20:30
                    Вывод - лишить манагеров возможности печатать что то или кого то по своему усмотрению. Велосипед изобретать тут не придется, институт цензуры давно известен.
                    1. +2
                      22 сентября 2018 22:53
                      О да! Только Вы же знаете: " ташшить и не пушшать" - это любимейшая забава восточных славян. Это ж как Пушкин - "наше все"!
  3. +4
    22 сентября 2018 18:36
    Цитата: 3x3zsave
    Авторы,как правило, берут интересующую их тему, перлопачивают гору литературы по ней, прицепляют сюжет к какой-либо точке бифуркации и выдают действительно качественную "альтернативную историю".

    Да, именно так, но это редко... Всегда хотел, например, написать исторический роман про Жанну Д,Арк, но... очень многого не знаю. Например, сколько стоила курица жареная на постоялом дворе во Франции в это время?
    1. +1
      22 сентября 2018 19:29
      Это как раз несложно. Гораздо проблематичней представить образ мыслей человека той эпохи, его речь, его мотивации, его страхи и надежды, да хотя бы жаргонные словечки... Или дамское седло!
      1. +2
        22 сентября 2018 21:38
        Уважаемый Антон! Вам бы прочитать мой роман ЗАКОН ПАРЕТО, Жаль, что он издан в Германии и такой дорогой.
        1. 0
          22 сентября 2018 21:48
          Вячеслав Олегович, я уже как-то спрашивал Вас, закрыт-ли этот контракт. Если "да", то я роман просто "спирачу" и пришлю Вам роялти. Если "нет", тут надо подумать.
          1. +2
            23 сентября 2018 06:37
            Не совсем понял, что Вы имеете ввиду. Если он в Сети есть - копируйте на здоровье! Какие роялти?
            1. +2
              23 сентября 2018 08:17
              Отлично, если так! Просто, всегда есть нюансы. Например, роман С. Анисимова "Вариант Бис" (одно из произведений о которых я писал выше) совершенно спокойно можно скачать на "Милитере". Однако, права на него принадлежат "ЭКСМО" (думаю, Вам не надо рассказывать какой это упырь). А в связи с тем, что я глубоко уважаю права автора и плевать хотел на претензии правообладастов, возникают вопросы изложенные выше.
              1. 0
                23 сентября 2018 21:14
                Я не знаю, выложена она в Сети или нет. Издательство-то немецкое...
    2. +2
      22 сентября 2018 20:26
      "...сколько стоила курица жареная на постоялом дворе во Франции в это время?"
      Кувшин красного вина нового урожая в приличном кабаке или на постоялом дворе - половина денье. Если с горячей пищей и ночевкой - полтора. Денье - 1/240 часть ливра.
      1. +2
        22 сентября 2018 21:53
        Какой денье, парижский или турский?
        1. +1
          22 сентября 2018 21:56
          Турский, мы же о временах Жанны Д' Арк говорим.
          1. +1
            22 сентября 2018 22:20
            Если турский, то 1/ 190. Но это в идеале. А на деле, война, а их на тот момент во Франции велось две, делают деньги дешевыми, продукты дорогими, а общепит вообще роскошью.
            1. +1
              22 сентября 2018 22:34
              А почему 1/190? "La livre tournois (parfois écrit « livre Tournois », abrégé L, liv., lt, ₶, ou £) est une ancienne monnaie de compte française valant 240 deniers ou 20 sous"
              1. 0
                22 сентября 2018 22:42
                Сейчас не могу обосновать, в памяти это число крутилось, завтра проверю, отпишусь.
              2. +1
                23 сентября 2018 09:51
                О, нашёл. Один турский ливр приравнивался к 190 парижским денье. Так то, оба ливра состояли из 20 солей, по 12 денье в каждом. Но серебряный номинал парижского примерно на 1/5 превышал турский. Инфляция инспирированная Филиппом Красивым. Во время Столетней войны хождение имели обе монеты.
                1. +1
                  23 сентября 2018 10:15
                  Да, парижский и турский ливры имели хождение одновременно. Правда такое неудобное соотношение я не встречал. Обычно переводят проще.
                  Les deux livres vont coexister, sachant que la valeur de la livre parisis s'établit à 1,25 livre tournois (soit 1 lp = 25 sols tournois).
                  Парижский ливр - 1¼ турского ливра или 25 турских солей, 1 парижский соль - 15 турским денье, 1 парижское денье — 1¼ турским денье.
                  1. +1
                    23 сентября 2018 10:29
                    Согласен, так проще, но, на самом деле, значение имело только соотношение серебряных номиналов. Все остальное сильно плавало.
    3. +1
      22 сентября 2018 21:39
      "Всегда хотел, например, написать исторический роман про Жанну Д,Арк"
      Тут Вам пришлось бы поднапрячься, чтобы не затеряться среди нескольких десятков предшественников. Притом соперники серьезные, Вийон, Монтень, Вольтер, Шиллер, Марк Твен, Бернард Шоу, Анатоль Франс и даже Кристи Голден. Представляете - Жанна Д'Арк в стиле "Звездных войн".
      1. +1
        22 сентября 2018 22:33
        Так это тот же Гамлет. "Здесь чудь начудила и меря намеряла". Гораздо сложнее раскрыть образ Жиля де Ре или, скажем, Горацио.
      2. +2
        23 сентября 2018 06:39
        У меня есть идея отличная от них и очень сильно!
        1. +1
          23 сентября 2018 08:23
          Хорошая интрига!
        2. +1
          23 сентября 2018 08:27
          "Меня терзают смутные сомнения..."
          1. +1
            23 сентября 2018 10:37
            Зря Вы так, Виктор Николаевич. Ведь помимо "идей, подкупающих своей новизной", важно ещё КАК рассказать историю. Вон Хейли тоже по сути "производственные романы" пишет, однако...!
            1. +2
              23 сентября 2018 11:14
              Сомнения мои Вы не рассеяли.
              1. +1
                23 сентября 2018 11:22
                Я не особо и старался, просто, хотел добавить позитива в Ваш "оптимизм".
      3. +1
        24 сентября 2018 21:05
        Был между прочем фантастический роман с сюжетом Ромео и Джульетты в космосе и очень интересный. Надо покопаться - какое название и кто автор.
        Георгий Шах. Нет повести печальнее на свете...