Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы. Часть 3

12
Несмотря на множество легенд и мифов, «Ангара» всё же оставалась кораблём управления. На её борт поднимались маршал СССР и министр ВС Союза Александр Василевский, адмирал Советского флота и заместитель Министра обороны СССР Сергей Горшков, маршал Климент Ворошилов, адмирал командующий ЧФ Владимир Касатонов и т.д. При этом сквозь всю жизнь этого корабля была протянута нить представительских функций.

В октябре 1962 года корабль посетили настоящие герои того времени, которые в славе своей могли затмить любую западную «звезду» или современную доморощенную «звездульку», — космонавты Андриян Николаев и Павел Попович. Совсем недавно, в августе того же года, Попович и Николаев совершили первый в мире пилотируемый полёт сразу на двух кораблях: «Восток-3» и «Восток-4».





Понятное дело, «Ангара» играла важную роль на Чёрном море. Но не всем известно, что часто корабль в самом деле в прямом смысле «играл роль». В фильме Владимира Басова «Семь криков в океане» (1986 год) «Ангара» играла на экране лайнер «Spes». Правда, стоит отметить, что не всегда изящная «Ангара» появлялась в кадре красотой обводов своего корпуса или тиковой палубой. Как образцово-показательный представительский корабль. Часто на экране появлялось только внутреннее убранство. Так или иначе, по различным данным, «Ангару» снимали в «Нейтральных водах» (1968 год), «Увольнении на берег» (1962 год), «Двух капитанах» (1976 год) и в прочих картинах.

Корабль управления «Ангара»: бывшая яхта Гитлера и другие мифы. Часть 3

Вениамин Смехов на палубе "Ангары" ("Семь криков в океане")

В 1980-м году «Ангара» прошла докование и ремонт в Греции, предположительно в Эрмуполисе на острове Сирос. Быть может, это было обусловлено тем, что, кроме естественных ремонтных работ корпуса, оборудования и судовых механизмов, также позаботились и об интерьере. На корабле появились двухкомнатные и трёхкомнатные каюты с воистину исключительными удобствами для нашего флота. Правда, для команды ничего не изменилось – всё как и на остальных кораблях флота. Собственно говоря, и офицеры не пользовались особым шиком. Все «спецкаюты» предназначались для высоких гостей.



Так бы и служила представительская «Ангара». Возможно, даже стала бы музеем. Но грянул развал Советского Союза. Вчерашние «братья», а точнее, их элиты, несмотря на все дотации Москвы за весь советский период, оказались голоднее зимних волков. В этой азартной гонке не нашлось ни поклонников утончённых обводов представительской «Ангары», ни её определённого шарма 30-х годов 20-го века, поэтому видов на неё у «незалежников» не оказалось. Корабль остался в составе Черноморского флота.

Однако то ли из-за неимения средств, то ли ввиду лихости времени, «Ангара» осталась буквально прирастать к пристани. В море корабль уже не выходил. А в 1994 году на «Ангаре» вспыхнул пожар, оставивший множество вопросов. Но даже после этого инцидента, вплоть до 1996-го корабль числился в составе Черноморского флота. Даже командиры менялись: с 1986 по 1996-й год – капитан 1 ранга Внуков, с 96-го по 98-й – капитан 3 ранга Соболев, а последним командиром (увы, по факту «начальником» почти несамоходной баржи) с 98-го по 2001 год стал капитан 1 ранга Виктор Сергеевич Клименко.


Пожар на "Ангаре"

24 апреля 1996 года поступила директива штаба Черноморского флота, согласно которой корабль управления «Ангара» был расформирован. Отныне славный трофейный ветеран становился плавказармой с характерным переименованием в «Плавающую казарму ПКЗ-14».

Ломать — не строить. Поэтому уже к 1 сентября того же года с корабля демонтировали радиолокационное оборудование и прочие технические средства, которые собственно говоря и делали его кораблём управления. Воистину военный корабль, видевший первых лиц сверхдержавы СССР и лидеров других стран, творивших историю, стал казармой на воде. Правда, флаг «Ангаре» всё же оставили – 13 мая 97-го Андреевский крест взвился над палубой.

Вроде появилась маленькая надежда, что «Ангара» не встанет в длинную очередь «на иголки». Однако меньше чем через год на корабль по распоряжению начальства снова явились, и опять с «ломом». В итоге военные передали «ПКЗ-14» гражданскому экипажу, к тому же со значительным кадровым сокращением.



30 сентября 2001-го года экипаж корабля был полностью сокращён, а судно передано на коммерческую реализацию, т.е. уникальный корабль управления всё-таки решили «толкнуть» с молотка какому-нибудь «частнику». Более того, столь «мудрое» решение высокого начальства аргументировалось тем, что вырученные от продажи «Ангары» деньги будут освоены путём докования и ремонта крейсера «Михаил Кутузов», который в конце августа того же года уже был переведён из Севастополя в Новороссийск и включён в состав Новороссийской ВМБ.

Такая подробность выглядит весьма пикантно на фоне резко обострившегося у некоторых «инициативных групп» желания вернуть «Кутузова» в Севастополь. Ведь никакой информации о поступлении денежных средств на приведение крейсера в порядок нет. И тем более любопытны в этом свете потуги некоторых граждан обвинить Новороссийск в запущенном состоянии «Кутузова». Во-первых, где вы были, когда списали «Ангару» одновременно с переводом крейсера? Во-вторых, на данный момент «Кутузов» принадлежит Министерству обороны, и никого из гражданских лиц к нему на пушечный выстрел не подпустят. Даже согласовать киносъёмки на борту крейсера непростая задача.


Пример фотографии под объявлением о продаже "раритетов "Ангары"

Но вернёмся к судьбе «Ангары». Вскоре после всех коллизий с кораблём в сети появились предложения купить тот или иной «кусок» легендарного судна, так сказать, на память. Особой популярностью начали пользоваться клапаны с сохранившейся на них нацистской символикой.

В 2005-2006 годах в информационной сфере замелькали сообщения об иностранной инициативе выкупить корабль, т.к. корпус из крупповской стали оказался более чем в приличном состоянии. По одной из версий, «Ангару» собиралась выкупить немецкая компания, для которой этот корабль после ремонта стал бы визитной карточкой «истинно немецкого качества». Дело в том, что судостроительная компания «Штюлькен Зон» (H. C. Stülcken Sohn) хоть и прекратила своё существование в 1966 году, но по факту просто влилась в состав другой более крупной компании, Blohm+Voss. Последняя, кстати, также радостно сотрудничала с нацистами и пользовалась рабским трудом узников концлагерей, а буквально десять лет назад построила и продала Роману Абрамовичу шикарную яхту «Затмение».



Однако в мае 2006-го агентство «Интерфакс» сообщило, что Центральному КБ «Черноморец» в Севастополе итальянская компания Elleci Trasporti srl сделала заказ на создание проекта переоборудования корабля управления «Ангара» в представительское судно с неограниченным районом плавания. Главным условием итальянцев было сохранение первоначального облика судна. Также в сообщении «Интерфакса» были приведены слова главного конструктора ЦКБ Виктора Прозорова: по предварительным данным, на проектирование уйдёт около 30 месяцев.


"Ангара" в данный момент

Уж не знаю, как течёт время у конструкторов и насколько ветрены итальянские заказчики, но на момент 2018-го года корпус «Ангары» стоит в Южной бухте Севастополя. Корабль давно потерял свой белоснежный цвет, надстройки были окончательно срезаны, и лишь обводы корпуса напоминают о его «аристократическом» происхождении, несмотря на грязно-кирпичный вид. Быть может, надежда, что «Ангара» возродится, ещё есть? Но я не оптимист.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 октября 2018 06:50
    Последняя, кстати, также радостно сотрудничала с нацистами и пользовалась рабским трудом узников концлагерей, а буквально десять лет назад построила и продала Роману Абрамовичу шикарную яхту «Затмение».

    Как говорит Киселев...совпадение...недумаю.
    Всему приходит конец...вижу и Ангаре приходит ...а какой красивый корабль был.
    Что имеем не храним...потерявши плачем.
    Когда в России научатся наконец то беречь то что строят наши предки.
  2. +4
    25 октября 2018 07:50
    В РФ, часто показушное отношение к наследию предков .
    1. +1
      25 октября 2018 10:33
      Цитата: Дирижер
      В РФ, часто показушное отношение к наследию предков .

      А в СССР????
      Это наследственно!
  3. +6
    25 октября 2018 10:32
    Уважаемый Восточный ветер, если вы занимаетесь наглым плагиатом, то не стоит добавлять свои умазаключения - которые очень далеки от военно морской действительности!
    В 1980-м году «Ангара» прошла докование и ремонт в Греции, предположительно в Эрмуполисе на острове Сирос

    Что значит предположительно? На Сиросе единственный судоремонтный завод и находиться он именно в Эрмуполисе! Греческая фирма "Неорион шипьярд Сирос" и В/О "Судоимпорт" подписали контракт, действующий до 31.01.1981-го года о ремонте торговых и разоруженных советских вспомогательных судов ВМФ до 40 тыс. тон водоизмещением.
    Правда, для команды ничего не изменилось – всё как и на остальных кораблях флота.

    what А как на остальных кораблях флота????
    Так бы и служила представительская «Ангара»

    Ангара с 83-го года выходила в море раз в полугодие, даже выход её на рейд Северной бухты у всей эскадры вызывал удивление!
    с характерным переименованием в «Плавающую казарму ПКЗ-14».

    Ангара стала просто ПКЗ-14, а ПКЗ расшифровывается как плавкозарма!!! К стати Автор, в то время практически рядом с ПКЗ-14 стояла еще одна плавказарма ПКЗ-36, а именно эсминец Беспощадный - последний из могикан пр.30 бис. Не менее славный БОЕВОЙ корабль! А на Троицкой стояла ПКЗ-108, совсем недавно носившая славное имя ПКР Москва!!!
    Ломать — не строить

    Автор, а вы не задавались вопросом....а как в то время жил Краснознаменный Никомуненужный флот? Как он выживал?
    В итоге военные передали «ПКЗ-14» гражданскому экипажу, к тому же со значительным кадровым сокращением.

    Прикольно....в 96-м Ангара становится ПКЗ, а это уже состав УФВ ВМФ, что подразумевает гражданского капитана (капитан 1 ранга В ОТСТАВКЕ Виктор Сергеевич Клименко и был тем самым гражданским капитаном!) и гражданскую команду вольнонаемных моряков!!!
    laughing Абрамовича приплели что бы быть в тренде?
    Если бы вы, Автор, указали хотя бы в соавторах капитана 3-го ранга Горбачева (у которого вы нагло слизали весь материал), я может и промолчал бы!!
    1. +6
      25 октября 2018 11:13
      Как только закончилась книга Сергей Горбачева и Михаила Макареева, которую автор старательно переписывал, так и вдохновение улетучилось. Самостоятельно автор смог упомянуть ни к селу ни к городу пассаж о "голодных зимних волках" да скопипастить различные интернет-сплетни, так и не добравшись за три части ни до одного мифа.

      На сегодняшний день от яхты остался только корпус. Сгнившая надстройка полностью срезана. Вырезано все внутреннее оборудование, кроме главных переборок.
      Последняя информация по кораблю имеется на Charterworld. Купил "Ангару" итальянец Антонио Криспино, президент Confindustria (Казерта). Фирма Navirex и студия Francesco Rogantin должны были переоборудовать корабль в круизную яхту. При этом предролагалось максимально сохранить внешний облик, но "начинка" должна быть суперсовременной. Что вмешалось в планы итальянца, сказать трудно, но никакой другой информации пока нет.
  4. +1
    25 октября 2018 10:51
    у бывших яхт занятная судьба
  5. 0
    25 октября 2018 15:36
    Какое имя носил корабль в третьем рейхе?
    Знаю, что д/э "Россия" носил название "Патрия", а не "Адольф Гитлер" как утверждают многие "знатоки". "Нюрнберг" -- "Адмирал Макаров", а вот про "Ангару" как-то не попадалось.
    1. +1
      25 октября 2018 17:20
      Да еще в первой части обсуждали этот вопрос. "HELA" он назывался.
    2. +1
      26 октября 2018 07:41
      Цитата: Морской Кот
      "Нюрнберг" -- "Адмирал Макаров"

      А не "Берлин"???
      1. 0
        26 октября 2018 10:01
        "Берлин" стал называться "Адмирал Нахимов". На борту были видны старых букв.
  6. +2
    26 октября 2018 13:10
    Цитата: Curious
    Да еще в первой части обсуждали этот вопрос. "HELA" он назывался.


    Увы, не читал. Но сам корабль я Севастопроле видел. Резко выделялся своими обводами.
  7. 0
    28 октября 2018 11:15
    Благодарю уважаемого Автора за рассказ об "Ангаре"! good
    А я-то, прогуливаясь у Южной бухты, думал, чей же это такой красивый корпус используют под склад, искренне полагая что-он от какого-то учебного парусника остался?! А это вона чё творится!