Дизельный флот. ВМФ должен научиться заказывать недорогие, но эффективные корабли

91

Машинное отделение корвета проекта 20380

Советский Союз был первой в мире страной, начавшей серийное производство боевых кораблей с газотурбинными главными энергетическими установками – БПК (сейчас в ВМФ РФ классифицируются как СКР, в ВМС Индии, как эсминцы) проекта 61, знаменитые «поющие фрегаты». Это событие ознаменовало революцию в создании корабельных ГЭУ. Газотурбинная главная энергетическая установка имела так много преимуществ перед паротурбинной, что на многие годы стала стандартом при проектировании боевых кораблей. По мере того как корабельные газовые турбины становились всё более и более совершенными и мощными, их устанавливали на всё более и более крупные надводные корабли. В настоящее время газотурбинные ГЭУ установлены на таких кораблях, как УДК класса «Америка», водоизмещение которых превышает 40 тысяч тонн, и таких же по водоизмещению авианосцев проекта 71000Э «Викрант», индийской постройки.



К сожалению, удержать первенство в СССР не смогли. Если американцы в конце шестидесятых годов пришли к единому семейству унифицированных турбин на базе ГТД General Electric LM2500, то в СССР продолжали конструировать разные турбины для форсажного и экономического хода, да и от проекта к проекту могли быть разные ГТД для одних и тех же целей.

Хуже того, если у американцев на всех новых кораблях, кроме самых больших, устанавливались газотурбинные ГЭУ (кроме УДК), то в СССР была построена серия паротурбинных эсминцев проекта 956.

СССР действовал крайне нерационально, как будто у руководителей, ответственных за техническую политику ВМФ не было внятной стратегии, или не было никакой власти. Естественно, это порождало ненужные, лишние расходы, что серьёзно подкашивало слабую по сравнению с американской советскую экономику. Как показали последующие годы, такой подход, к сожалению, оказался нормой, а не аномалией.

Погоня за технически сложными системами, являющаяся «бичом» ВМФ со времён Д.Ф. Устинова, не изжита до сих пор, и до сих пор продолжает владеть умами флотских начальников и «командиров» промышленности. Увы, но в условиях еле-еле растущей экономики, этот подход не работает.

Работает совсем другое.

Примерно после начала 80-х годов ХХ века в западных флотах произошло последовательно две революции в создании ГЭУ. Правда, они были не столько технологическими, сколько инженерными. Иностранные производители дизельных двигателей вывели свою продукцию на такой уровень удельной мощности, топливной экономичности и надёжности, что стало возможным создавать довольно крупные боевые корабли, с полностью дизельными ГЭУ.

Изначально речь шла о нескольких дизельных двигателях, совместно, через редуктора, работающих на валолинии. На Западе эта схема получила название CODAD – Coworking diesel and diesel/Совместно работающие дизель и дизель. При такой схеме, один или два дизельных двигателя использовались для движения в режиме экономического хода, а второй дизельный двигатель (или пара) подключались при необходимости достижения высоких скоростей, близких к максимальной.

Надо сказать, что технически ничего нового в такой схеме не было – дизельные корабли вполне успешно воевали в ходе ещё Второй Мировой. Новым был подход – теперь дизели массово ставились на довольно крупные боевые корабли, на такие, которые ранее обязательно оснащались бы турбинами, и могли при этом обеспечить и хорошую скорость, и приемлемый уровень комфорта для экипажа, существенно снижая одновременно стоимость постройки и эксплуатации кораблей. Ведь в старые времена, дизели ставились либо на каких-то малых боевых кораблях и катерах, либо, как исключение, на немецкие «Дойчланды», но это было исключение из всех правил, причём, с точки зрения обеспечения обитаемости экипажей – плохое исключение.

Также массовым явлением стали комбинированные ГЭУ, состоящие из дизелей для экономического хода и газовой турбины для высокой скорости (CODAG – Coworking diesel and gas).

Второй революцией, произошедшей значительно позже, стало появление достаточно мощных и компактных интегрированных электрических энергетических установок, у которых и дизель-генераторы, и турбины вырабатывают электричество для ходовых электромоторов, а последние приводят в движение корабль. Так, на новом эсминце Тип 45 ВМС Великобритании, в качестве системы, обеспечивающей экономический ход, используется именно дизель-электрическая установка. Газовые турбины с генераторами используются для выхода на скоростной режим движения, а максимальная мощность двух ходовых электродвигателей составляет по 20 Мегаватт. Это инновационная система, и, видимо, будущее за подобными ГЭУ, так как у них нет жёстких требований по размещению двигателей относительно валолиний – дизельные генераторы и турбогенераторы могут быть установлены в любом подходящем месте.

Когда в начале двухтысячных годов в России начали выделяться деньги на строительство боевых кораблей, казалось, что мировой тренд будет сохраняться и здесь. Дизели, дизели с турбинами, потом, возможно, электродвижение, по которому были и есть неплохие наработки. Корвет проекта 20380 получил два дизель-дизельных агрегата ДДА 12000 (CODOD), состоящих из двух дизельных двигателей Коломенского завода по 6000 л.с. каждый, работающих на общий редуктор.

Дизельный флот. ВМФ должен научиться заказывать недорогие, но эффективные корабли

Пара дизель-дизельных агрегатов ДДА 12000, установленных на общий фундамент. Корветы проектов 20380 и 20385 оснащены такой ГЭУ

Фрегат проекта 22350 получил два дизель-газотурбинных агрегата из газовой турбины и дизеля.

Дальнейшие события известны – получив деньги, ВМФ не смог их освоить. Сначала произошли серьёзные задержки со сдачей головного фрегата 22350, корветы 20380 достраивались в немыслимо долгие сроки, с постоянными корректировками проекта, начался сердюковский «крен» в закупку импортных комплектующих, майдан-2014, санкции за Крым, снижение цен на нефть, как обычно внезапно открывшийся для всех кризис двигательного и редукторного производства на ПАО «Звезда» в Санкт-Петербурге и т.д. По счастью, флот успел получить с Украины три ГЭУ для фрегатов проекта 11356, которыми «перекрылся» Черноморский флот…

Новая реальность, в которой оказался ВМФ и судопром, подтолкнула отечественную промышленность к началу разработки и производства собственных газовых турбин, и, к развёртыванию (к сожалению, пока малоуспешному) производства редукторов на мощностях ПАО «Звезда». К сожалению, это были последние здравые решения в части обеспечения кораблей энергетическими установками.

Казалось бы, имея отработанные дизели Коломенского завода, и массу зарубежных примеров вполне успешных полностью дизельных кораблей, можно на время «закрыть вопрос» с ГЭУ, всячески форсируя производство агрегатов ДДА 12000, пусть даже и с задержками редукторов, и «отстраивая» архитектуру кораблей вокруг них. Уже потом, в будущем, когда отечественные турбины и редуктора для них были бы готовы к производству, их можно было бы использовать на крупных и дорогих боевых кораблях, которых, в экономических реалиях РФ, много быть не может, а массовые сторожевики, корветы, лёгкие фрегаты оснащать дизелями. Тем более, что большие объёмы их закупок гарантировали бы наличие у производителя – Коломенского завода не только теоретического интереса к созданию новых дизелей и совершенствованию старых, но и реальной возможности это делать. Всё, однако, получилось по-другому.

Дальше начинается мрачная часть истории.

Оказавшись в ситуации, когда разрывы в технологических цепочках (прекращение поставок с Украины, запрет на поставки в Россию импортных дизелей MTU для корветов проекта 20385 и МРК проекта 21361) совпал с экономическим кризисом, вызванным падением цен на нефть, ВМФ и Министерство обороны в целом, в вопросах связанных с кораблестроением и обеспечением кораблей ГЭУ, продолжили вести себя так, как будто вокруг нет никаких проблем ни с поставками оборудования, ни с деньгами.

Во-первых, было объявлено о прекращении постройки серии кораблей проекта 22350 в пользу более мощного и крупного корабля, который ещё только будет создан в будущем по проекту, сейчас известному как 22350М. Это с одной стороны хорошо – такие корабли в бою могут куда больше, чем даже самые высокотехнологичные фрегаты, такие как 22350. Но с другой, пока нет даже проекта такого корабля, есть лишь примерные рисунки, которые совершенно точно не будут соответствовать реальности. Высказанная представителями ВМФ мысль о том, что закладку новых кораблей можно будет начать в 2020-м году сверхоптимистична, и, видимо, глубоко ошибочна. И это при том, что ценой сверхусилий, удалось наладить пусть медленное, но всё же как-то работающее производство редукторов для этих кораблей!

Во-вторых, было остановлено строительство серии кораблей проекта 20380 и, как следствие, существенно сокращена программа производства морских дизелей на Коломенском заводе. Последний из корветов будет сдан примерно в 2021-м году. Вместо более-менее отработанного корвета проекта 20380 начались работы над кораблём (назвать его корветом язык не поворачивается) проекта 20386 – крайне сложного технически, очень дорогого, слабовооружённого и конструктивно неудачного корабля, построенного на совершенно нелепой концепции боевого применения (корабль ближней морской зоны, якобы способный «эпизодически» выполнять задачи в дальней – что бы это ни значило), с огромным количеством крайне рискованных технических решений, и оружием, по мощи уступающим предшественнику – корвету проекта 20385, причём уступающим очень серьёзно.

Разбор этого проекта уже проводился, и более чем подробно, здесь же ограничимся вопросами, связанными с его ГЭУ. На проекте 20386 применена газотурбинная энергетическая установка с частичным электродвижением. Две газовых турбины, работающие через редуктор на валы гребных винтов, обеспечивают скоростной режим, ходовые электродвигатели и дизель-генераторы – экономический ход. Ходовые электродвигатели работают на тот же редуктор, что и турбины, что и обуславливает характеристику «частичное». Такая установка и сама по себе в разы дороже, чем четыре коломенских дизеля и редуктора, применённые на корветах проектов 20380 и 20385, и жизненный цикл такого корабля в разы дороже из-за большего расхода топлива турбинами и более дорогих ремонтов подобной ГЭУ. Но ВМФ не остановили ни эти соображения, ни технические риски (например, редуктор модели 6РП до сих пор не готов, оптимистичная оценка даты получения первой ГЭУ для корабля – 2020 год. В лучшем случае).


Для проекта 20386 есть турбины, дизель-генераторы и ходовые электродвигатели. А вот этой передачи пока нет. Прототип должны были собрать до конца 2018-го года, но пока точно не собрали

ВМФ не остановило и то, что Коломенский завод, видя такие метания, в самом лучшем случае продолжит относиться к производству двигателей для ВМФ как к чему-то глубоко вторичному, по сравнению с производством двигателей для железных дорог (в определённый момент, флот может обнаружить, что никто и ни в чём не хочет идти ему навстречу, даже за обещания денег).

Более того. Поставки флоту различных дизелей семейства Д49, применяемых как в ГЭУ корвета 20380, так и фрегата 22350, ускорили бы создание на Коломенском заводе семейства дизелей принципиально нового поколения – Д500. А это уже открыло бы совершенно другие перспективы перед ВМФ, ведь самый мощный 20-цилиндровый дизель в семействе, имеет расчётную мощность в 10 000 л.с. Четыре таких дизеля позволяют скомплектовать ГЭУ, достаточную для скоростного боевого корабля с водоизмещением под 4000 тонн, при этом жизненный цикл такой установки куда дешевле, чем у любой мыслимой газотурбинной.


Будущее мощностью 10000 л.с.

Важно ли это в условиях, когда бюджетное финансирование непрерывно будет сокращаться? Риторический вопрос, правда?

Сделаем оговорку. ВМФ таки подсластил пилюлю Коломне.

В 2014 году началась закладка так называемых патрульных кораблей проекта 22160. И эти корабли в итоге получили Коломенские дизели. Правда, история с ними и выглядит странно, и попахивает плохо – с одной стороны, корабли получились явно бесполезные и к применению по назначению непригодные. Совершенно очевидно, что каждый рубль, который был на них потрачен – был потрачен зря (а это со слов специалистов, высказываемых в частных беседах, около семидесяти миллиардов рублей в ценах 2014-го года на серию из шести кораблей/ Впрочем, эти данные могут оказаться не совсем точными). С другой, каждый корабль имеет два двигателя (у корвета 20380 их четыре), что и для Коломны делает сделку менее выгодной. Воистину, ВМФ ухитряется сделать проигравшими всех – и себя, и страну в целом, и поставщиков. Зеленодольск выиграл, но ведь ему и что-то более полезное можно было заказать!

Для примера, вместо одного 20386 и шестёрки 22160 можно было бы за примерно те же деньги заказать пять корветов 20380, причём ещё и на какую-то небольшую модернизацию хватило бы. Флот получил бы пять более-менее полезных кораблей вместо шести абсолютно бесполезных и одного занятого стапеля, Коломна получила бы заказ на двадцать дизелей, а не на двенадцать, боеспособность ВМФ выросла бы, но…

В целом «тренд» негативный. Новые боевые корабли с дизелями не строятся и не заказываются, а чисто турбинных проектов у нас нет, и когда будут неизвестно, за исключением корабля-катастрофы проекта 20386, основными заслугами которого стали выкачка из бюджета бешеных денег и «убийство» программы строительства нормальных и полноценных кораблей ближней морской зоны. И который, заметим, ещё вполне возможно «не получится». Слишком велики риски у проекта.

Для контраста с нашей мрачной действительностью рассмотрим то, как появление компактных мощных и надёжных дизелей повлияло на мировое военное кораблестроение. Формат статьи не предусматривает анализа всего, что строится и планируется в мире, поэтому ограничимся парой примеров.

В конце восьмидесятых годов прошлого века французам стало понятно, что напряжённость в мире серьёзно спадёт в самые ближайшие годы. Поэтому для обновления ВМС Франции были заказаны новые фрегаты, ограниченно пригодные к полномасштабной войне, но хорошо подходящие для задач мирного времени в бывших французских колониях. Речь идёт о серии фрегатов «Лафайет».


LaFayette-class frigate

Корабль получил с одной стороны малозаметный корпус и надстройку, с рекордно долей решений, выполненных по технологии «стелс», развитую управляющую электронику и современное радиоэлектронное и радиотехническое вооружение. С другой, вместо полноценного зенитно-ракетного комплекса было просто оставлено место под него, а ГЭУ корабля была выполнена в виде чисто дизельной. Проект получился успешным, недорогим, и вся построенная для Франции серия «Лафайетов» до сих пор в строю, ещё три корабля заказала и купила Саудовская Аравия, и ещё Сингапур и Тайвань построили по несколько аналогов себе, опираясь на французские технологии и комплектующие.

Такие корабли – вполне себе решение для ситуаций, когда военно-морское присутствие нужно, а бюджет ограничен. Они имеют слабое оружие, но, как уже упоминалось, его состав довольно просто нарастить. С другой стороны, даже будь корабли оснащены полноценными системами ПВО, Заказчик всё равно немало сэкономил бы на дешёвой дизельной ГЭУ, и меньшей стоимости жизненного цикла корабля. Конечно, дизели массово применялись на боевых кораблях и других классов, которые строились в мире в те годы, но «Лафайет» это фрегат с водоизмещением в 3600 тонн, корабль океанской зоны с отличной мореходностью, автономностью 50 суток и дальностью хода до 9000 морских миль.

Пример оказался заразительным.

Китай, который с шестидесятых годов практиковал строительство дизельных боевых кораблей (не от хорошей жизни, а от неспособности произвести ГЭУ другого типа) небольшого, до 2500 тонн, водоизмещения, в конце девяностых годов, начал создание своего «Лафайета» — корабля в сравнимых размерениях и оснащённых теми же дизелями, что и французский «прародитель», и широким набором французского оборудования.

В начале двухтысячных годов корабль пошёл в серию как «тип 054». Было построено два корабля. Чуть позже, однако, проект был усовершенствован – усилено ПВО, обновлено радиоэлектронное вооружение, значительно повышена боевая эффективность, а французские дизели заменены на лицензионные с теми же параметрами. Сегодня фрегат «тип 054А» является основным китайским кораблём дальней морской зоны. Имея водоизмещение в 4000 тонн, этот корабль является «одноклассником» нашего проекта 11356, построенного для ВМФ в трёх экземплярах. Вот только, если мы строить такие корабли не можем (после разрыва с Украиной негде получить ГЭУ, а работы над своей остановились), то китайцы продолжают серию, и на сегодня эти фрегаты в строю китайских ВМС в количестве 30-ти единиц (2 единицы 054 и 28 единиц 054А), три находятся в постройке и есть заказ на два корабля для Пакистана.


Ещё один дизельный боевой корабль — фрегат проекта 054А

Наши кораблестроительные программы «не смотрятся» на этом фоне. Безусловно, фрегат проекта 22350 способен уничтожать такие корабли, как 054А до тех пор, пока не исчерпает запас боеприпасов. Но у нас их всего два, ещё два в постройке и всё. Ходят слухи о заказе ещё пары единиц, но в целом ВМФ тяготеет к прожектерству, предпочитая реальным кораблям картинки и дорогие опытно-конструкторские работы. Совершенно очевидно, что решить четверкой или шестёркой даже самых совершенных кораблей те же задачи, которые решаются тремя десятками более простых «единичек» невозможно. Количество имеет значение.

Что могли бы сделать ВМФ, Минобороны и судопром?

Принять концепцию, сформулированную в своё время Элмо Зумвалтом. Флот из небольшого количества сверхэффективных, но дорогих и сложных кораблей, и из большого количества простых и дешёвых массовых кораблей. И если 22350 и будущий 22350М вполне вправе претендовать на место первых из них, то «массовкой» должны быть вторые.

И тут мы опять обращаемся к дизелям.

В настоящее время, в России имеются высокопрофессиональные кадры по проектированию корпусов кораблей, есть испытательная база для проработки форм корпусов в разных условиях. Есть заводы, способные быстро строить корабли относительно небольшого водоизмещения. Есть производящиеся серийно системы и комплектующие, оружие и электроника. Есть Коломенский завод, способный прямо сейчас начать постройку дизелей, которые могут быть базой для ГЭУ корветов (и это уже сделано на нескольких проектах) и фрегатов.

Фактически, нам ничего не мешает в течение нескольких лет создать пару классов массовых кораблей на дизельных ГЭУ с серийными образцами оборудования и оружия (например, корвет ПЛО и лёгкий фрегат), заложить их в больших количествах, построить и сдать. Да, это будет не 22350, и не FREMM. Но это будет всё же полноценный и опасный боевой корабль, который, в силу отсутствия необходимости в длительной доводке и разработке новых комплектующих, будет строиться быстро и сдаваться без задержек. При этом, стабильные заказы дизелей Коломенскому заводу помогут ему быстро довести до серии линейку ДС500, что позволит увеличить водоизмещение и уменьшить внутренние объёмы корабля, необходимые для размещения ГЭУ.

Более того, доведение до серии Д500, включая 20СД500 позволит масштабировать дизельные ГЭУ до совсем уж больших кораблей. Выше приводился пример боевых кораблей Кригсмарине класса «Дойчланд». На более чем 11000 тонн водоизмещения они имели дизельную ГЭУ в 56000 л.с. Использование двигателя 20ДС500 позволило бы двигать такой корабль шестью двигателями. Причём современные технологии капсулирования двигателей, шумоподавления и амортизации энергетических установок, позволили бы снизить уровень шума на корабле до приемлемого.

Это, конечно же, не значит, что надо так делать (хотя вопрос вполне заслуживает изучения). Это значит, что при проблемах с производством турбин или из-за их гипотетической нехватки (ну вдруг), у ВМФ будет резервная возможность. Она, однако, мало кого сегодня волнует.

Стоит заметить, что идея «русского 054А» неоднократно высказывалась многими специалистами, обсуждалась в профессиональном сообществе, и даже в среде энтузиастов развития морской силы России, по слухам, среди старших офицеров флота есть её сторонники, промышленность вполне способна строить такие корабли… и ничего не происходит.

«Узким местом» в таком проекте у нас являются только редуктора для ГЭУ. Но уж эту-то одну проблему можно было бы как-то решить.

Занятно, но китайцы, пристально наблюдающие за нашими военно-морскими потугами, понимают необходимость иметь такой массовый корабль и для России тоже. Не первый раз уже на военно-морских выставках всплывал их проект 054Е, специальный экспортный вариант фрегата, которому китайцы даже дали русскоязычное название «СКР проекта 054Е». Сторожевой корабль, как у нас раньше назывались корабли такого класса.

Будет удивительно, если бездарное управление военно-морскими вопросами приведёт к тому, что наши СКР или фрегаты (а может и корветы) будут делаться в Китае. С учётом того, что Россия и технически, и экономически (но почему-то не организационно) может строить такие корабли и сама (и они будут лучше китайских), это будет просто несмываемый позор на всех тех, кто своим бездействием и наплевательским отношением доводит флот до полного распада.

Впрочем, конкретно этих людей такая перспектива, видимо, не пугает.

Мы не делаем даже того, что можем, не учимся, и результат будет вполне закономерным. Будем надеяться, что развал и крах ВМФ станут очевидными не в результате военного поражения.

Такая надежда — это единственное, что нам на сегодня остаётся.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    10 декабря 2018 06:34

    Будет удивительно, если бездарное управление военно-морскими вопросами приведёт к тому, что наши СКР или фрегаты (а может и корветы) будут делаться в Китае.
    можно подумать,что управление страной-одарённое...
    1. +9
      10 декабря 2018 10:36
      Флот здесь выделяется очень сильно в худшую сторону.
      1. 0
        10 декабря 2018 13:20
        По Госпрограмме вооружения до 2020 Флот не получил много кораблей ,да еще распил на корвете пр 20386 Надо строить корветы пр 20380 и пр 20385,по мне было лучше пр 20385 там или 8 калибров или 8 ониксов
        1. +2
          10 декабря 2018 14:10
          ЛУчше на 20380 установить наклонные ПУ ПЛУР, обновить оборудование для поиска ПЛ, и т.д. Дешевле.
          1. 0
            11 декабря 2018 01:42
            г.Донецк.
            Свои ПЛУР есть и в семействе "Калибр" , почему не ставить их в УВП противолодочных кораблей ? Тех же 20385 ? Это удобней , компактней и универсальней , так как в зависимости от БЗ можно снаряжать УВП либо ПЛУР с малогабаритной торпедой в качестве БЧ , "Ониксом" или "Калибром" . При этом ГАК должен быть лучшим из возможных , ибо корабль противолодочный .
            На 4-х коломенских дизелях по 10 000 л.с. можно построить фрегат или "корвет" водоизмещением 4000 т. с 16 - 24 УВП и упрощённой ПВО на паре "Панцирей" .
            1. 0
              11 декабря 2018 07:14
              20385 очень дорогой и слишком тяжёлый для того, чтобы его нормально двигали Коломенские движки.

              20380, надо облегчать, он не добирает скорости но там шансы по крайней мере есть. Воткнуть УВП в 20380 некуда, там можно только наклонные ПУ ставить. Отсюда и решение - надо пилить наклонные ПУ для 20380.
              1. 0
                11 декабря 2018 23:52
                г.Донецк.
                Я "корвет" не даром в скобки взял . 20380(и особенно 20385) по цене сравнялись с черноморскими фрегатами адмиральской серии . А оружия в него сколько надо не напихать - ограничение по водоизмещению . Посему разумней строить "корветы" в размерности фрегата черноморского , на 4-х коломенских дизелях(по паре на вал) в 10 000 л.с. ГАК к нему взять от 20385(он по слухам лучший для кораблей такого класса) , 16 - 24 УВП в водоизмещение 4 000 т. вполне поместится , при облегчённой ПВО - 2 "Панциря-М" , вертолёт , пару бомбомётов .

                В кораблях класса фрегат-корвет , подавляющую часть цены составляет вооружение , а не корпус . Поэтому в целях боевой эффективности - на корпусе не экономим , но сэкономим на специализации . На одной платформе :
                - "корвет"- фрегат ПЛО с упрощённой ПВО ;
                - многоцелевой фрегат ДМЗ(дальней морской зоны) - с усиленной ПВО .
                Коломенские дизеля 4 х 10 000 = 40 000 л.с. обеспечат 28 - 30 узлов , чего вполне достаточно . При лучшей ремонтабельности , экономичности в эксплуатации и меньшей цене самих агрегатов по сравнению с турбинами(которых неизвестно когда и в каких количествах будут).

                А на действующие 20380 при модернизации можно и наклонные ПУ для ПЛ "Калибров" ставить ...
  2. +23
    10 декабря 2018 07:42
    Интересная статья. Единственное, снова прошлись по несчастным сарычам. Эсминцы проекта 956 - замечательные боевые перворанги. И по настоящему рабочие лошадки с огромным потенциалом модернизации. И паротурбинные установки к их проблемам не имеют никакого отношения. Китайские сарычи прекрасно ходят и на паровых котлах. Первая проблема этих кораблей - неумные люди, которые допустили срочников до двигательной установки. Они то и загубили целую серию эсминцев. Сарычи бы еще долго служили и при нормальной модернизации представляли бы значительную силу. Балочный носовой Ураган заменить на вертикальные установки Штиль с боезапасом в 36 ракет (сейчас и для штиля создают зенитные ракеты малой дальности по 4 шт. в одну ячейку, так что возможна комбинация 48 ракет малой дальности 24 средней). Металлорезки заменить на Палаши (в последствии, на Панцири). Вот вам и эшелонированная ПВО-ПРО. Вместо кормового Урагана УВПУ на 8 ячеек с Калибрами и Ониксами, вместо Москитов - Х-35У. Вот вам и полноценный многоцелевой эсминец. А котлы можно было бы поменять на более современные. Сейчас для Кузнецова заказывают аналогичные котлы, значит производить можем (правда МО отказалось от модернизированных котлов для Кузи). А от котлов очевидный профит - значительное снижение эксплуатационной стоимости за счет более дешевого топлива. Но делать этого никто не захотел ввиду отсутствия личной выгоды. А может и того хуже, им еще и приплатили "партнеры", что бы похоронить целую серию эсминцев под лозунгом плохих паротурбинных установок. Зато БПК 1155 на газотурбинах - отличные корабли, правда никому не опасные "голуби мира". Вот вам и вторая проблема.
    А в итоге. Даже сейчас мы имеем в составе флотов 4 Сарыча, которые, если заменить котлы, по уровню технической оснащенности не уступают тоже устаревшим БПК 1155. При этом модернизировать сарычи проще - все вооружение будет устанавливаться в штатные места (даже УВПУ на 8 ячеек прекрасно встанет на место кормового Урагана с небольшой переделкой надстройки). Электроника для сарычей будет такая же как и для БПК. Соответственно стоимость модернизации будет приблизительно одинаковой. А взамен флот получит полноценные многоцелевые эсминцы с эшелонированной ПВО-ПРО.
    Но флот ставит крест на эсминцах и говорит о модернизации 5 БПК, из которых реально модернизацию проходит только Маршал Шапошников. Вся модернизация вооружения сводится к установке УВПУ на 16 ячеек и замене раструбов на Ураны. То есть ПВО-ПРО остается на прежнем уровне, раструбов больше нет, но за то есть целых 16 ячеек для Калибров. И дорогущая эксплуатация. Ура, товарищи! Победа газотурбинных установок!
    1. +10
      10 декабря 2018 09:37
      Цитата: Vyacheslav
      Интересная статья. Единственное, снова прошлись по несчастным сарычам. Эсминцы проекта 956 - замечательные боевые перворанги. И по настоящему рабочие лошадки с огромным потенциалом модернизации.
      На фото четыре купленных КНР у современной России эсминца.
      Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч», (НАТО «Sovremenny class destroyer»), это эсминцы третьего поколения типа «Современный». Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая и достраивались на российских верфях.
      Начиная с 2014 года Китай проводит ремонт и переоснащение эскадренных миноносцев проектов 956Э и 956ЭМ, приобретенных в России в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Согласно отдельным источникам, они получат новые системы вооружения, включая ударные крылатые ракеты CJ10 – китайский аналог американского Tomahawk и российского «Калибра».
      Пройдя модернизацию, данные эсминцы вновь станут самыми мощными боевыми единицами надводной компоненты ВМФ НОАК, при этом оставаясь самыми крупными по водоизмещению боевыми кораблями – носителями управляемого ракетного оружия.
      Жаль, как говорится, "такая корова нужна самому", но, уже поздно сожалеть.
    2. +6
      10 декабря 2018 10:40
      Я с одной стороны согласен, но ведь те, кто согласовывал ГЭУ на этих кораблях, знали, с каким личным составом приходится дело иметь!

      Кроме того, всё же у паротурбинной ГЭУ есть неисправимый изъян - долгий набор мощности, в разы более долгий, чем у газотурбинной.

      И чисто Сарычевская проблема - нулевая способность бороться против подлодок. Он не мог действовать без прикрытия других кораблей.

      Плюс логистический эффект - надо танкеры с разными видами топлива для одной КУГ.

      В целом, конечно надо было модернизировать эти корабли, но в то же время, принятие на вооружение такой ГЭУ было ошибкой.
      1. -2
        10 декабря 2018 10:49
        -кто согласовывал ГЭУ на этих кораблях, знали, с каким личным составом приходится дело иметь!-

        Кабы они посмели озвучить негативное мнение об уровне личного состава, им бы,образно говоря, языки бы вырвали.Вместе с погонами.
        1. +1
          10 декабря 2018 12:19
          Горшков всё знал, он мог просто договориться с БУтомой. Или кто там тогда был. И не озвучивать х-ки личного состава вслух.
          1. 0
            10 декабря 2018 20:25
            -Горшков всё знал, он мог просто договориться с БУтомой-


            Он знал.Но договариваться даже не пытался.Потому и был ГК много лет.Шутка была- Кто самый бесперспективный офицер в ВМФ СССР.
        2. +8
          10 декабря 2018 12:34
          Мурад, вы явно не в теме...л/с здесь никоим боком не стоял...
          решение по установке КТУ на 956 принимал ГК ВМФ Горшков и министр судпрома Бутома от безысходности...
          не хватало производственных мощностей по выпуску турбин...надо было комплектовать уже запущенные в серию проекты 1124,1135,1155,1164...плюс поддерживать тех.готовность 61 и 1134Б проектов...и ещё создать запас турбин и комплектующих на складах резерва Тех.Упра ВМФ...
          автор отчасти прав...плохая водоподготовки на "паровиках" есть вина л/с...просто не стоит срочников одних винить... на 956 в БЧ-5 полно офицеров и мичманов...да и сами трубки для котлов наша промышленность делала некачественные...сталь низколегированная...при ресурсе котла в 100 000 часов, трубки "жили" не более 5 000, то и меньше...
          1. +3
            10 декабря 2018 14:20
            Цитата: kepmor
            плохая водоподготовки на "паровиках" есть вина л/с.

            Давайте начнем с того, что с 1989-го года перестали готовить котельных машинистов!
            Цитата: kepmor
            на 956 в БЧ-5 полно офицеров и мичманов

            Сотни три наверное?
            Цитата: kepmor
            да и сами трубки для котлов наша промышленность делала некачественные...сталь низколегированная

            И трубки завод на Урале в конце 80-х перестал выпускать из за нерентабельности! Основные потребители этих трубок, пр.68 бис, 30 и 56 уходили на иголки, поэтому и производство свернули!
            А проблема 956-х была именно в трубках! В местах ржавчины трубки перегревались и лопались.
            hi
          2. +1
            10 декабря 2018 20:29
            -л/с здесь никоим боком не стоял...-

            В срыв технической готовности КТУ л/с внес свою лепту.

            -в БЧ-5 полно офицеров и мичманов-

            Офицеров был разительный некомплект.О чем ГК был в курсе.Мичманов грамотных еще сильнее не хватало.В основном был мичман Шупуртяк.Когда почитатете про гибель БПК Отважный,там есть про то откуда массово получались такеи горе мичманы.

            -трубки "жили" не более 5 000, то и меньше...-
            Об этом было известно в каждой СРМ от Балтийска ,до Магаданской бригады.
          3. 0
            11 декабря 2018 07:11
            надо было комплектовать уже запущенные в серию проекты 1124,1135,1155,1164...плюс поддерживать тех.готовность 61 и 1134Б проектов...


            И ещё строить 956, 1144, 1143, 1143.5....

            В один флот.

            Тут как ни крути, но к Горшкову вопросов-то ого-го должно было возникнуть...
      2. 0
        11 декабря 2018 10:55
        На солярке котлы СКБК ходят прекрасно, так что проблем с танкером нет.
        Набор мощности с 30% до 100% - 4 мин. (Сам испытывал).
        Так что проблем с перспективной установкой - никаких.
        Экономический ход - дизеля;
        Крейсерский ход - дизеля+паровые турбины на крейсерском ходу;
        Полный ход -паровые турбины на полной мощности.
        Интересно поэкспериментировать с гибридной установкой электродвижения и суперконденсатором.
        Главное понять, что липовая экономичность ЭУ боевого корабля - ничто в сравнении с выполнением боевой задачи. Поэтому дальность плавания должна обеспечиваться дизелями, а полный ход - турбинами (и плевать сколько они сожрут до славной гибели корабля).
    3. +2
      10 декабря 2018 22:14
      Пока мы мечтаем о модернизации эсминцев пр.956, китайцы свои уже модернизируют

      Модернизация пр. 956Э

      Меняют практически все советское оружие, кроме АУ-130
      2х4 ПКР «Москит» на 2х4 ПКР YJ-12
      2х24 ЗРК «Штиль» на ЗРК HHQ-16 в ВПУ 2х16
      добавлен зенитно-ракетный комплекс малой дальности HQ-10.
      Вместо АК-630 и "Каштана" поставлены 2 ЗАК 1130 (11 стволов по 30мм) китайский "Супер-Голкипер"
      Еще перед мостиком воткнули 8 ВПУ, но не понятно под что.
      Также меняют электронику и РЛС.

      Китайские кораблестроители могут, а наши "кораблегубители".....
      1. 0
        11 декабря 2018 07:11
        Мы уже не мечтаем.
    4. +1
      11 декабря 2018 21:28
      Впечатление от статьи, что флот болен опасной болезнью - рогозницей.
  3. +4
    10 декабря 2018 07:56
    Любое предприятие стремится приобретать технику одного производителя. Это снижает затраты на содержание и ремонт оборудования. Задача любого конструктора создавать унифицированные узлы не расширяя номенклатуры. Это позволяет снизить затраты на производство продукции.
    Следовательно такой широкий ассортимент - недальновидная политика МО и исскуственно созданная борьба между КБ за оборонзаказ. И ситуация продолжительное время не меняется несмотря на дефицит бюджета выделяемого МО. За небольшими исключениями как, например, универсальная платформа для арматы.
    1. +5
      10 декабря 2018 10:41
      Во флоте она не просто не меняется - она усугубляется.
  4. +2
    10 декабря 2018 08:04
    И здесь хочется унификации или делаем то шо можем .... впрочем ясной, чёткой, обоснованной позиции желательно придерживаться!
  5. +11
    10 декабря 2018 08:25
    Всё правильно написано.
    От текущей ситуации у меня растерянность. Это либо диверсия, либо еще хуже - глупость.
    Ясно ведь что нам не до жиру. Я бы гнал серию 20380 изо всех сил. Пусть он не идеал, пусть дорогой, не доработанный проект, но его уже строят и он реально что-то может. Единственное - сроки. Надо такие скорлупки строить за два года - корпус, а не как сейчас по 6 лет.
    1. +7
      10 декабря 2018 10:01
      Алексей, сроки строительства серии сокращались бы от корпуса к корпусу благодаря повышению квалификации всех участников строительства - от монтажников до логистиков. Те же "Сарычи" завод им. Жданова строил сначала по 1 в год, а к концу 80-х вышел на сдачу флоту 2 (1988) и даже 3-х (1989) заказов в год.
      1. +5
        10 декабря 2018 13:03
        Цитата: Галеон

        Алексей, сроки строительства серии сокращались бы от корпуса к корпусу благодаря повышению квалификации всех участников строительства - от монтажников до логистиков.
        Это нормально, это на любом производстве происходит. Но вот вопрос - для индусов СКР проекта 11356 собирали за 3 года, а корабли проекта 20380 что головной 6 лет строили, что современные корабли 6 лет на стапелях проводят, т.е. темпы производства за почти 20 лет не выросли. Хотя пример иднийских 11356 показывает что если надо - есть у нас заводы способные делать корабли с хорошей (пусть и не советской) скоростью. Т.е. вопрос темпов выпуска не производственный.
        Цитата: Галеон
        и даже 3-х (1989) заказов в год.
        В СССР темпы производства были в разы выше, хоте тоже не без приколов. Смотреть еще надо на дату. Как правило 2 из 3-х сданных в год будут иметь дату сдачи 28-30 декабря уходящего года ))) Это говорит о том, что по бумажке корабль готов, но на самом деле его еще месяца три в новом году доделывали заводские бригады. Годовая премия - штука важная для заводчан )))
        1. 0
          11 декабря 2018 07:09
          Хотя пример иднийских 11356 показывает что если надо - есть у нас заводы способные делать корабли с хорошей (пусть и не советской) скоростью. Т.е. вопрос темпов выпуска не производственный.


          Янтарь строил индийские фрегаты. А 20380 - Северная Верфь. Вот и вся разница. Но у Северной Верфи мохнатая лапа есть, и поэтому никто их за сроки не подтягивает.

          Ну ещё АСЗ получил корветы на постройку, но он был почти мёртв, там всё объяснима.

          И МО, конечно, со своей финансовой дисциплиной очень сильно виновато.
          1. 0
            11 декабря 2018 14:07
            Цитата: timokhin-a-a
            Янтарь строил индийские фрегаты.
            Янтарь и Балтийский завод. Последний показывал олимпийские сроки строительства. (если такой пафос вообще применим к современному нашему положению).
  6. +10
    10 декабря 2018 08:51
    Текст написан человеком, который что-то там слышал про это дело.

    Автор прав в той части, что с ГЭУ для военных кораблей сейчас - полный завал. Индустрия едет на советских заделах, а по судовым двигателям - задела нет, так уж получилось.

    Автор прав в той части, что современные решения позволяют, в принципе, выкрутиться. Например, использование электродвижения позволяет вывести ЖДдизель на приемлемые для него режимы работы.

    Автор не прав в той части, что кто-то что-то будет делать. Особенно 500-й дизель ни о чем.
    1. +13
      10 декабря 2018 09:36
      PS.
      Коломенский завод, видя такие метания, в самом лучшем случае продолжит относиться к производству двигателей для ВМФ как к чему-то глубоко вторичному, по сравнению с производством двигателей для железных дорог (в определённый момент, флот может обнаружить, что никто и ни в чём не хочет идти ему навстречу, даже за обещания денег).

      Автор, по всей видимости, не понимает, что любое предприятие, имеющее гражданский бизнес как основной, в гробу видело государство в качестве заказчика. Любой, кто с этим сталкивался, знает. Получил госконтракт - будь человеком, заведи кабинет для проверяющих, не на подоконниках же им сидеть. Счетная палата, ФАС, прокуратура - пойдут без перерывов. Это только в белой части, не учитывая всякие мутные темы. С МО еще хуже - там секретность, вообще сливай воду. Не дай бог загранпаспорта начнут отбирать, вообще все сбегут, с главбуха начиная.

      Это так было раньше. Сейчас менеджмент ТМХ проклинает тот день, когда связался с МО по 20380. Еще одна керченская битва "Лево руля, дави их" с участием его продукции - и Минфин США может поставить крестик. Это конец. Никакой тебе больше бошевской электроники и швейцарских турбин. Без них -
      сожрут китайцы. И так-то сожрут, рано или поздно, но тут конец сразу.
      1. +6
        10 декабря 2018 10:46
        Я занимался поставками по госконтрактам. Даже для своих же Заказчиков ТЗ писал, было дело)))) Причём без откатов!
        Меня Вам не напугать.

        Да, издержки есть, но брать их на себя или нет это вопрос денег исключительно. Будут объёмы, будут решаться проблемы. Сейчас, конечно, МО видели в гробу, после всего, что было.

        Бошевская электроника производится в Китае и имеет там "аналоги", то есть то же самое, но без шильдика.

        Турбины - сложный момент, но это механика и их производство, потрудившись, можно наладить.

        Китайцы не сожрут, они сами в сфере таких дизелей не далеко ушли. По крайней мере, опыт применения их дизелей в ВМФ резко отрицательный, а на своих фрегатов там лицензионные французские дизеля стояли, потом другие, но тоже лицензия.

        Не всё так просто.
        1. +2
          10 декабря 2018 11:22
          Цитата: timokhin-a-a
          Меня Вам не напугать.

          Я что-то неправильно описал?
          Цитата: timokhin-a-a
          Да, издержки есть, но брать их на себя или нет это вопрос денег исключительно

          Вы в уголовных делах в каком качестве фигурировали? Я - только свидетелем пока. Но не один раз.

          Не платит государство столько денег, чтобы в такие игры играть. Да и с деньгами, между нами говоря, кидает постоянно. Срок оплаты полгода вместо 30 дней - нефиг делать.Будешь потом "Путин памаги" телами рабочих выкладывать.

          Нет, где-то лучше, где-то хуже. Но что вот у тебя будет лучше - никаких гарантий.

          Цитата: timokhin-a-a
          Бошевская электроника производится в Китае и имеет там "аналоги", то есть то же самое, но без шильдика.

          И будут китайцы за Ваши копеечные объемы проблемы себе искать. Вы им не родной. А с китайскими аналогами Рогозин уже влетел, можете поинтересоваться.

          Цитата: timokhin-a-a
          Турбины - сложный момент, но это механика и их производство, потрудившись, можно наладить.

          Наладить производство турбин невозможно. Можно попытаться обойтись без них, по крайней мере, без швейцарских.

          Цитата: timokhin-a-a
          Китайцы не сожрут, они сами в сфере таких дизелей не далеко ушли

          Я про гражданские, если американцы отрежут импорт комплектующих. Морские ТМХ до лампочки.
          1. +5
            10 декабря 2018 13:15
            Я что-то неправильно описал?


            Вы описали один из близких к предельно экстремальному вариантов. Может и такое быть. А бывает именно такое. А бывает такое, и даже без госконтрактов, это тоже наблюдал. И кабинетик выделяли для проверяющих, причём без госконтракта. Полгода каждый день - принесите мне эти документы, дайте те.
            Ничего не нашли.

            Но бывает и иначе. На самом деле настоящая проблема с военными это то, как они платят. Это единственная реальная проблема, остальное решаемо так или иначе.
            Но, тут опять же вопрос в чём - если финансы предприятия позволяют не подохнуть от кассового разрыва, то на больших объёмах ГОЗа тоже можно делать большие деньги. И их делают. Та же Коломна, на каждой "Армии-201Х" пищит и лезет пока. Вон на проект 22160 пролезли. Не просто так же. Синара со своими генераторами как клещ вцепилась.

            Вы в уголовных делах в каком качестве фигурировали? Я - только свидетелем пока. Но не один раз.


            Я сейчас в свободный полёт ушел, и уголовными делами мне грозят за совсем другие вещи. Пока обхожусь хождением на допросы, без обвинений.
            Не только те, кто с ГОЗом работают у нас под угрозой. Общество такое. Ничё не сделать.

            По остальному - всё можно или купить, или начать делать самим. Те же ГТД осваиваются же потихоньку. Сложно, да, но не невозможно.
            1. +3
              10 декабря 2018 13:28
              Цитата: timokhin-a-a
              На самом деле настоящая проблема с военными это то, как они платят

              Это не одна проблема, а четыре. Первая - сметы. Вторая - происходящее на конкурсах (да, конкурс смету не отменяет). Третья - сроки и условия оплаты. Четвертая - условия входа. Залоги, банковские гарантии и т.п. Всё это деньги.

              Это я описываю абсолютно белый вариант.
              1. +1
                10 декабря 2018 14:12
                Я это объединил в "платят"
                1. 0
                  10 декабря 2018 14:16
                  Цитата: timokhin-a-a
                  Я это объединил в "платят"

                  )))
            2. +1
              10 декабря 2018 15:52
              Не только те, кто с ГОЗом работают у нас под угрозой. Общество такое. Ничё не сделать.

              Даа, вот ето сущность проблем. Не только флота. И притом говорят "никто нас не любит... все передают (хотя в 89-99г в точности до наоборот было)... друзья- только армия и флот. И флот?
            3. 0
              10 декабря 2018 21:56
              По остальному - всё можно или купить, или начать делать самим. Те же ГТД осваиваются же потихоньку. Сложно, да, но не невозможно.
              Да можно-то все... Ну, или почти все. Вопрос - кому это нужно? Персонально.... Как по мне, так никому, по крайней мере из тех, кто решает. Все упирается все в тот же вопрос... "Кому это надо? Никому не надо.... Кому это нужно? Никому не нужно..."(с) Я это с точки зрения не потрындеть, а действительно сделать....
        2. +3
          10 декабря 2018 11:25
          Бошевская электроника производится в Китае и имеет там "аналоги", то есть то же самое, но без шильдика.

          между "Бошевская электроника производится в Китае" и " то же самое, но без шильдика" разница как между айфоном и "айфоном" с алиэкспресса.
          Как и с дизелями.
          Впрочем, с судовыми двигателями у китайцев, вполне возможно, наладится- они резко активизировались с Заря- Машпроект.
          Как раньше с Мотор- Сич по авиадвигателям.
        3. 0
          10 декабря 2018 11:44
          «В этой связи было принято решение установить на строящихся кораблях китайские скоростные двигатели – современные, хорошие, требуемой мощности. В настоящий момент контракт на их поставку уже заключён, и уже на следующих кораблях проекта 22460 будут установлены дизели наших китайских партнёров», – рассказал главный инженер.

          Главный конструктор проекта Алексей Наумов уточнил, что двигатели производятся по немецкой лицензии. «Это продукция, которую китайцы производят на основании всё же немецкой разработки», – отметил он.

          Как-так радужно виделось китайское качество в 2015
      2. +1
        10 декабря 2018 12:08
        Цитата: Вишневая девятка
        Получил госконтракт - будь человеком, заведи кабинет для проверяющих, не на подоконниках же им сидеть.
        Да ладно, без кабинета можно обойтись. Геморрою с минобороны конечно много, сам не сталкивался но слышал от тех кто сталкивался и кому доверяю. Но и деньги они вроде как платят. А кто на сухарях сидит для тех и такой контракт-спасение.
        1. +1
          10 декабря 2018 12:33
          речь о тех, для кого гражданский заказ- основное.
          военный- это способ попасть под санкции
        2. +3
          10 декабря 2018 12:58
          Цитата: DenZ
          А кто на сухарях сидит для тех и такой контракт-спасение.

          Вы, разумеется, правы.
          Только вот речь о морских дизелях. Их хорошо делают во всем мире MTU Friedrichshafen (Rolls-Royce plc), MAN Diesel SE (Volkswagen AG) и Wärtsilä Oyj Abp (пока независимы). Даже Caterpillar - не особо. Тем, кто на сухарях сидит, будет непросто.
    2. +2
      10 декабря 2018 10:42
      Ну поглядим, я гадалкой не работаю. Я выражаю мнение о том, что надо делать. Касательно пятисотки - ну её бы в металле увидеть сперва, а потом спорить, получится она или нет. Вопрос финансирования. Серия Д49 не вечна.
  7. +4
    10 декабря 2018 10:27
    страна неубранных граблей..., если отрешиться временно от технических подробностей то становиться виден бардак в управляющих сферах... не просматривается разумной стратегии развития, ситуация напоминает 30-е годы но там хоть этот бардак объясним неквалифицированными кадрами, врагами народа , общей слабостью экономики и политической грызней... , такое впечатление что война никого ничему не научила...
    1. +3
      10 декабря 2018 10:29
      -страна неубранных граблей..., -

      Или невыученных уроков.
      1. +1
        10 декабря 2018 11:10
        история учит что никто ни чему не учится..., грустно, а ведь есть разведка, промышленный шпионаж, аналитики , неужели всех скупили накорню…?
        1. 0
          10 декабря 2018 20:31
          -а ведь есть разведка, промышленный шпионаж, аналитики , неужели всех скупили накорню…?-

          Обратите внимание на кадровую чехарду,в последние 10 лет в ГРУ,в СВР.
          1. +1
            10 декабря 2018 20:50
            ежу понятно..., только надо добавить еще советские выкрутасы,и перестроечный бардак,последние 10 лет вишенка на торте...
  8. 0
    10 декабря 2018 10:28
    -ВМФ должен научиться заказывать недорогие, но эффективные корабли-



    Флот сам себе задачи не ставит.Корабли заказываются под флотские задачи.


    -Да, это будет не 22350, и не FREMM. Но это будет всё же полноценный и опасный боевой корабль-

    Довольно таки противоречиво.
  9. +2
    10 декабря 2018 11:34
    Концепция недорогих Лафайетов весьма практична.
    И позволяет заметно изменить облик корабля под конкретные нужны.
    вот французский Лафайет

    а вот сингапурский Формидебл

    Два разных корабля как будто. и по вооружению тоже , кстати- у сингапурского 32 Астера.
    6 Формидеблов обошлись Сингапуру по 265 млн долларов за штуку.
    1. +1
      10 декабря 2018 13:17
      По нынешнему курсу, как 20380.
  10. +4
    10 декабря 2018 14:37
    Простите, что вмешиваюсь в дискуссию о перспективах дизелей. Безусловно для флота «зеленой воды» дизеля всегда были, есть и будут. Но мне хотелось бы высказать пару слов и в защиту турбин.
    «…массовым явлением стали комбинированные ГЭУ, состоящие из дизелей для экономического хода и газовой турбины для высокой скорости…»
    По причине исключительной «прожорливости» газовых турбин, особенно на режимах неполной нагрузки.
    «…Второй революцией, произошедшей значительно позже, стало появление достаточно мощных и компактных интегрированных электрических энергетических установок, у которых и дизель-генераторы, и турбины вырабатывают электричество для ходовых электромоторов…»
    Как пример: схема ГЭУ авианосца типа «Queen Elizabeth»

    Эта уже полноценная ГЭУ для флота «синей воды»
    А теперь представьте себе эту же схему, но с тремя компактными парогазовыми турбинами мощностью по 33 МВт (простите без дизелей), размеры которых соответствуют размерам М75РУ на 5 МВт (в качестве прототипа при расчете взят воздушный компрессор от этой машины), только длина машины на 30% больше, имеющих удельный расход топлива на номинальном режиме почти в полтора раза ниже, чем у дизеля и существенно более пологое снижение экономичности на частичных режимах. Чем не ГЭУ для неатомного авианосца, например.
    Пара таких машин и получаем ГЭУ , как у «Адмирала Зозули» (еще пр. 1134 2х45000 л. с.), только с массой ГЭУ не почти 950 т, а в 4-5 раз меньше (с учетом и теплообменного оборудования) и с экономичностью в полтора раза лучшей, при маневренности соответствующей газовой турбине (чуть не забыл: с температурой «выхлопа» всего на 5-10 градусов выше чем у забортной воды и бесплатной пресной водой 3-6 т/сутки с каждого МВт мощности из продуктов сгорания).
    Это не грезы, а вполне просчитанное предложение (шесть патентов + седьмая заявка на патент). С начала 2009 г. уже «по инстанциям» пороги обиваем. Сейчас вот флот «думает», нужны ему такие машины или нет, а «Сатурн» ждет от него «финансовой отмашки» на разработку проекта.
    1. 0
      10 декабря 2018 17:23
      прежде чем писать по ПГУ нужно представлять себе что это такое......, а ходовые элекромоторы могут понадобиься только на ООООчень длинных кораблях каковых в ВМФ не предвидится
      1. 0
        11 декабря 2018 07:01
        Я по Вашим комментам вижу, что Вы вот вообще ничего себе ни о чём не представляете, но ведь пишите же стабильно! laughing
      2. +1
        11 декабря 2018 11:49
        «…прежде чем писать по ПГУ нужно представлять себе что это такое…»

        «ООООчень» краткий ликбез по ПГУ (будет полезен, но только для имеющих представление о работе газотурбинного двигателя).
        ПГУ по схеме «Парогаз-вакуум», это практически ГТД, но:
        - воздушный, компрессор (двухкаскадный) сжимает ТОЛЬКО количество воздуха, необходимое для сжигания топлива;
        - в турбине, состоящей из ТВД и ТНД парогазовая смесь (ПГС), состоящая из продуктов сгорания (ПС) и водяного пара расширяется до давления ниже атмосферного в вакуумный конденсатор;
        - вакуумный компрессор за вакуумным конденсатором сжимает не сконденсированные продукты сгорания (НПС) до давления выхлопа;
        - водяной пар для охлаждения ПС в камере сгорания (КС) получаем из трех источников тепла: охлаждение воздуха между каскадами сжатия, промежуточный отбор тепла от ПГС за ТВД, охлаждение НПС после сжатия в вакуумном компрессоре;
        - охлажденные НПС перед выхлопом проходят через атмосферный конденсатор, где конденсируется большая часть водяного пара, образовавшегося при сгорании топлива и затем при температуре на 5-10 градусов выше, чем у забортной воды «выхлопываются».
        Детали по отличию термодинамического деления проточной части турбины на ТВД и ТНД и кинематического деления на газогенератор и свободную турбину (СТ) для краткости не приводятся.

        «…ходовые элекромоторы могут понадобиься только на ООООчень длинных кораблях каковых в ВМФ не предвидится…»


        Вы удивитесь, наверно, но на срочной в ВМФ СССР я был мотористом на ЗС «Сухона» (Пр. 317 кажется) Так вот, кораблик был конечно не как «тралец» но не из «ООООчень длинных» 2500 т, 96 м в длину, на двух «лодочных» дизелях 40Д по 2000 л.с., и тем не менее (по необходимости) имел гибридный вариант электрохода – на валопроводах обеих бортов «висели» обратимые генераторы /электромоторы и дизель одного борта, при «потере» второго, мог половину мощности «отдавать» на движитель, а другую на генератор, который в свою очередь крутил электромотор другого борта.
    2. 0
      11 декабря 2018 07:06
      у Вас для эконом.хода газовая турбина задумана, а для скоростного паровая?
      Во флоте была обратная схема, у ролкеров, главная ГЭУ - турбинная, а на выходекотёл утилизатор и паровая маленькая.

      Не могу ничего сказать, у нас только-только оживляют простенькие газовые турбины на советском уровне. Мне кажется сейчас просто рано ещё такие темы двигать. Лет через десять наверное будет норм, но если кавардак во флоте закончится.
      1. 0
        11 декабря 2018 12:56
        [quoteу] Вас для эконом.хода газовая турбина задумана, а для скоростного паровая?[/quote]
        Деления на ПТ и ГТ нет, поскольку идет впрыск охлаждающего пара в КС. За счет этого нет необходимости затрачивать мощность турбины на сжатие дополнительного воздуха на охлаждение продуктов сгорания в КС (затраты на сжатие воздуха в ГТД 3-3,5 раза больше, чем в нашей ПГУ). Это позволяет в разы по сравнению с ГТД поднять степень сжатия, поэтому с компрессором от 5 МВт машины ПГУ, практически в тех же поперечных габаритах выдает 33 МВт, но при увеличенной длине.
        Безусловно, за счет теплообменного оборудования объем одной установки будет около 100 м3. В этом смысле она проигрывает ГТД по габаритам.НО, если учесть еще объемы воздуховодов и газоотводов, то картина кардинально меняется. Объем воздуховодов для ГТД на ту же мощность в 5 раз, а газоотводов в 13 раз больше по сравнению с ПГУ. Теперь, что касается запасов топлива на одинаковую дальность. Предположим в одном случае мы ставим две ПГУ по 33 МВт в другом случае ставим (условно конечно) шесть машин М70ФРУ по 10,3 МВт. и для обеспечения максимально низкого расхода топлива у ГТД задаемся четырьмя режимами мощности от 16% до 100%, при этом ГТД специально подыграем ГТД, чтобы во всех случаях они работали на минимальном удельном расходе топлива:
  11. 0
    10 декабря 2018 15:37
    Хуже того, если у американцев на всех новых кораблях, кроме самых больших, устанавливались газотурбинные ГЭУ (кроме УДК), то в СССР была построена серия паротурбинных эсминцев проекта 956.

    СССР действовал крайне нерационально, как будто у руководителей, ответственных за техническую политику ВМФ не было внятной стратегии, или не было никакой власти.

    Причина установки ПТУ на 956 проект известна - были определенные сомнения, что Николаев сможет обеспечить своими ГТД все строящиеся корабли. Поэтому решили разгрузить завод.
    1. 0
      10 декабря 2018 16:18
      Цитата: Alexey RA
      Поэтому решили разгрузить завод.

      Враги советской власти настойчиво утверждают, что не разгрузить Николаев, а загрузить Ленинград.
      1. +1
        10 декабря 2018 19:15
        Цитата: Вишневая девятка
        Враги советской власти настойчиво утверждают, что не разгрузить Николаев, а загрузить Ленинград.

        Так если не грузить Ленинград, то нужно грузить Николаев. А он и так был загружен по-полной новыми ГТУ для пр. 1124, 1159, 1135, 1155, 1164 и поддержанием боеготовности старых проектов с ГТУ.
        1. +1
          10 декабря 2018 20:52
          Цитата: Alexey RA
          если не грузить Ленинград, то нужно грузить Николаев

          Это не вполне одно и то же.
          Уверен, Вы понимаете.
      2. 0
        11 декабря 2018 07:18
        Ага. Есть такое мнение. И оно, видимо, верное.
      3. 0
        11 декабря 2018 11:15
        У нас тогда заказов было выше крыши и без Сарыча.Постоянно сроки срывали, а уж Акулья эпопея - это вообще цирк с конями.
        Не в этом дело. Газотурбинное топливо был в разы (по моему в 4 раза) дороже флотского мазута. Вот премудрые устиновцы и посчитали, что жизненный цикл эсминца с ПТУ будет значительно дешевле, чем с ГТУ. Плюс загрузка предприятий на 110%. (Эти показатели действительно имеют значения для длительной неядерной войны в качестве мобилизационного резерва).
        Не учитывалось главное - как наш флот будет действовать в океане в дали от баз. Во всех КШУ получалась картина соответствующая судьбе Германского флота в Первую Мировую войну, или Японского во Вторую. Альтернатива - ядерный армагеддон.
  12. 0
    10 декабря 2018 18:54
    к сожалению не скоро мы увидим новый флот россии
  13. 0
    10 декабря 2018 20:25
    на мой взгляд позор это не покупка тех же фрегатов у Китая, а отправка кораблей класса река-море в средиземное море... hi
  14. 0
    10 декабря 2018 21:17
    Не понимаю религиозности в отношении ДУ корабельных. Почему не дизель-электроходы? Доработка имеющихся технологий займёт считанные годы если не месяцы. Управляемость ,безопастность,экономичность при современных технологиях просто супер. Возможность дублирования систем в рамках экономии весовых составляющих то же не крайний вопрос. Не понимал и не пойму наверное и в дальнейшем.
    1. 0
      10 декабря 2018 21:20
      а зачем? зачем генераторы?
      1. 0
        10 декабря 2018 21:41
        Дешевле в производстве и в обслуге. Быстрее в изготовлении и установке,ремонте. Менее "специализированные" для промышленности в целом. Экономичность я уже и не указываю. Уязвимость против ЭМ воздействия? Решаемый вопрос. Причём этот пакет у нас практически готов и требует минимальной доводки.И всё на имеющихся мощностях на которых сейчас пытаются родить высокотехнологичные ГТУ.
    2. 0
      11 декабря 2018 07:19
      Дизель электрические ГЭУ у нас большеватые выходят.
  15. 0
    10 декабря 2018 21:53
    Если корабль предназначен гонять ПЛ то лучше его оборудовать турбиной. Дизель гонок не любит. Он любит размеренное движение. А если надо часто и долго идти на максимальных оборотах то выгодность дизеля становится неочевидна. Оно конечно по расходам дизеля выгоднее потому все грузовики у нас дизельные. Но почему то нет ни одного гоночного авто с дизелем. А ПЛ в наше время дюже шустрые.
    1. +1
      11 декабря 2018 02:15
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Audi_R18_TDI
      Audi R18 TDI - вполне себе дизельная и гоночная hi
    2. +1
      11 декабря 2018 07:06
      Лодку гонять долго не требуется.Ее достаточно обнаружить.

      -Но почему то нет ни одного гоночного авто с дизелем. -

      Использование автомобиля,тем более гоночного, отличается от использования корабля.Иначе бы подводников готовили бы в автомбильных техникумах.

      -А ПЛ в наше время дюже шустрые.-

      Основной режим движения лодки этио на максимально малошумном ходу.Или минимальномалошумном ходу.На полном ходу при борьбе за живучесть,когда требуется всплывать при тяжелых повреждениях.Почитатйте РБЖ ПЛ 2008.(Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок).
      1. 0
        11 декабря 2018 12:18
        Лодку обнаруживают самолёты, вертолёты и всякие прочие акустические буи. Так случайно наткнуться на лодку вероятности немного. А вот когда она обнаружена, то требуется её быстро накрыть. В любом случае кораблю ПЛО быстрый ход нужен, причём часто в продолжительном режиме. И тут турбина выглядет логичней дизеля.
    3. 0
      11 декабря 2018 07:19
      Есть гоночные авто с дизелями, давно уже.
      1. 0
        11 декабря 2018 12:13
        Как исклюючение из правил? И какой дизельный одерживал победы в гонках? 24 Леман там или хотя бы какая формула?
        1. 0
          11 декабря 2018 15:18
          Дакар считаем?
          1. +1
            11 декабря 2018 23:27
            В Дакаре условия очень тяжёлые. Прежде всего по пыли и вибрациям и ударным нагрузкам.Турбина там не годится. Остаётся дизель.
            В море пыли и ударных нагрузок нет.
            Вообще комплект из дизеля для экономного хода и турбины для скоростного кажется идеальным сочетанием. До тех пор пока на корабли не станут устанавливать лазеры или рэйлганы. Тогда электромоторы будут рулить.
  16. 0
    10 декабря 2018 23:25
    Для примера, вместо одного 20386 и шестёрки 22160 можно было бы за примерно те же деньги заказать пять корветов 20380, причём ещё и на какую-то небольшую модернизацию хватило бы

    Ну не вижу я преимуществ пр. 20380 над 22160 (ни в цене постройки, ни в возможности установки вооружений, ни в автономности). А вот вместо 5 (довольно не дешевых, и сравнительно "беззубых" в части ПЛО) корветов 20380, на те же деньги ВМФ мог бы заказать 6 если не 7 корветов 11661-К (типа "Дагестан") которые бы пригодились ТОФу для обеспечения ПЛО в БМЗ.
    1. +1
      11 декабря 2018 07:21
      Ну 22160 безоружен. Давайте с этого начнём, хорошо? Говорить о преимуществах невооружённого боевого корабля - нонсенс.

      11661 в ПЛО не могут, нет ГАС.

      Вот на корпусе 11661 что-то можно было бы придумать, но это Россия.
      1. 0
        11 декабря 2018 23:20
        Ну 22160 безоружен. Давайте с этого начнём, хорошо?

        "Василий Быков" – головной патрульный корабль (корвет) проекта 22160.(согласно данных сайта флот.ком) - имеет вооружение: 76-мм артиллерийская установка АК-176МА, восемь вертикальных пусковых установок ракетного комплекса "Калибр-НК", многоканальный зенитный ракетный комплекс "Штиль-1", зенитный ракетный комплекс ближнего действия 3М-47 "Гибка" (да хотелось бы на её месте видеть "Панцирь-М"), но пока так...
        Вот на корпусе 11661 что-то можно было бы придумать, но это Россия.
        . Прошу прощения, но этот проект изначально был для ПЛО и имел ГАС, и лишь потом, при переработке проекта в 1995-1998 годах (из-за "лихих девяностых") при достройке первого "Татарстана" проект был лишён ГАС, и практически превратился в ракетный катер...
        1. 0
          12 декабря 2018 13:51
          Вас обманул кто-то похоже.

          Нет Штиля на Быкове и нет ГАС ПЛО на Татарстане. В реальном мире, по крайней мере.
  17. +1
    11 декабря 2018 07:01
    Флот дешевым не бывает.Он должен быть сбалансироованным.
    1. 0
      11 декабря 2018 11:29
      Плюсанул, но позволю реплику.
      Сбалансированный флот - это категория поэтическая.
      Нужно четко представлять задачи, стоящие перед флотом как в локальном конфликте, так и в тотальной войне. А эти ипостаси для флота России несовместимы.
      Фактически России нужен малый прибрежный флот для обеспечения неприкосновенности рубежей и десантных операций против наших соседей. Для уничтожения флотов вероятного противника, а также высадки стратегических десантов нужны мощнейшие ВКС и стратегическая воздушно-транспортная авиация.
      На мой дилетантский взгляд.
      1. 0
        11 декабря 2018 11:43
        Это не работает. создание такой системы даже СССР не потянул.
        1. 0
          11 декабря 2018 14:09
          Если выделить "шверпункт", определить необходимые и достаточные силы для достижения этой конкретной цели (а не тотального доминирования по-устиновски) снять финансирование с малозначимых задач, раскрутить инфляцию с одновременным поднятием дисциплины по известным примерам, то можно задачу можно решить. Не так много надо для полной победой над НАТО - уничтожить NORAD и Aegis.
          Единственное необходимое условие - железная воля руководства страны. Решили упредить противника - значит такого-то числа война.
          Примеры недавней истории показывают, что дерзость и внезапность приносят потрясающий результат. необходимо только четко просчитывать дальнейшие ходы.
          1. 0
            11 декабря 2018 15:19
            Единственное необходимое условие - железная воля руководства страны. Решили упредить противника - значит такого-то числа война.


            Ну это уже другой разговор. Это уже не про флот, вернее не столько про флот.
  18. +1
    11 декабря 2018 19:42
    которому китайцы даже дали русскоязычное название

    "Русскоязычное!" А какое ещё бывает? Китаеязычное? Что это за слово вообще такое? Не проще ли просто написать - русское?! Или уже забыли такое слово?
  19. kig
    0
    25 января 2019 00:35
    Не по теме: фото машинного отделения - это наверное из рекламного проспекта? Чистота кругом, моряк чуть ли не в парадной форме, без наушников... а с высокооборотными дизелями через 5 минут оглохнешь.

    А в тему: флот, скорее всего, знает что бы ему хотелось заказать, да вот только где заказывать? Видимо, в Китае.
  20. 0
    11 февраля 2019 23:24
    Гримасы Путинской России, однако. Ужасные гримасы нынешней России. Приспосабливают тепловозные высокооборотные быстроходные дизели, да ещё и с редукторами, работающие исключительно на дизтопливе, абсолютно не подходящие для работы на винт при номинальной мощности. Тепловозы работают в основном на переходных режимах, используя полную мощность крайне редко. До 2012 года в РФ действовал завод судовых дизелей в составе Брянского Машиностроительного Завода, там выпускалась полная номенклатура судовых малооборотных дизелей до 70000 л.с., работающих на гребной винт без редукторов, имеющих огромный ресурс, работающих на различных видах топлива, вплоть до мазута. На БМЗ работало конструкторское бюро, сервисная служба, создавались новые конструкции. СССР затратил огромные средства, было создано уникальное оборудование, накоплен бесценный опыт, были поставки на экспорт. Но в правительстве решили, что судовые дизели будем покупать в Корее и Китае. Теперь в России нет производства судовых дизелей со всеми вытекающими последствиями. Есть суда и корабли, но нет судовых энергетических установок.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»