Японо-китайская война 20 века. Об особенностях боевых действий и тактике сторон. Ч. 3

75
Китайская оборона.

Характерными особенностями китайской обороны являются, в первую очередь, ее исключительная стойкость и способность длительно сопротивляться превосходящим ее во много раз в технике наступающим японским войскам. В ряде случаев, когда на стороне японцев было сосредоточено большое количество артиллерии, танков, авиации и пр., китайские войска оказывали им длительное сопротивление, даже не располагая необходимым количеством винтовок и патронов. Это свидетельствует о чрезвычайно высоком моральном состоянии китайских войск. Однако следует отметить, что в первый год войны китайская оборона характеризовалась большой пассивностью. Китайские солдаты с большим упорством удерживали каждый метр обороняемой территории, переходя в рукопашную с атакующим противником, и все же случаи перехода в контратаку для того, чтобы окончательно разгромить потрясенного и понесшего крупные потери противника, были очень редки. Эта пассивность позволяла японцам широко и безнаказанно осуществлять ряд довольно рискованных маневров,



Большим недостатком китайской обороны являлась ее линейность. Войска, в основном, располагались на одной линии; глубоко эшелонированные тактические резервы отсутствовали; все огневые средства использовались на переднем крае. Это, главным образом, объясняется тем, что насыщенность китайских войск автоматическим оружием была недостаточна - и для создания необходимой плотности огня перед передним краем приходилось все огневые средства пехоты использовать именно на переднем крае. Такая линейность обороны, конечно, не способствовала ее стойкости.

Японо-китайская война 20 века. Об особенностях боевых действий и тактике сторон. Ч. 3

Китайские пулеметчики

Китайские войска весьма искусно применялись к местности и эффективно использовали для обороны населенные пункты с каменными и глинобитными постройками, готовя их для упорной круговой обороны. Это несколько компенсировало линейность обороны и повышало ее устойчивость.

Китайцы в обороне широко применяли фортификацию - как для подготовки огневых позиций, так и для противопехотных и противотанковых заграждений. Наиболее широко использовались следующие виды искусственных препятствий: колючая проволока, мины, противотанковые рвы, фугасы. Следует отметить, что противотанковая оборона в значительной степени базировалась на противотанковых препятствиях, так как, вследствие недостатка противотанковой артиллерии, активная ПТО выражалась, главным образом, в применении связок гранат. История показывает целый ряд примеров героической борьбы китайских гранатометчиков с атакующими танками противника.

Недостаток артиллерии привел к отказу от создания артиллерийских групп общего назначения. В основном и в первую очередь артиллерия обороны использовалась для борьбы с атакующими танками и пехотой противника.

Танки, вследствие крайне незначительного их количества, китайцами в обороне вообще не применялись.

Во время боев под Ханькоу отмечены случаи применения китайской авиации против подходящих японских резервов – причем в одном из боев китайская авиация на бреющем полете атаковала подходящую японскую бригаду, рассеяла ее и надолго затормозила ее участие в бою.

Характерным для действий китайских войск было их умение быстро выходить из боя. Выход из боя осуществлялся, как правило, под прикрытием локальных контратак отдельных подразделений.

Как известно, японские войска имели возможность сталкиваться с китайской обороной не только в условиях маневренной войны, но и в ярко выраженных позиционных условиях - например при героической обороне китайской армией Шанхая. Наиболее характерной из операций такого рода является операция под Дачаном.

Китайские позиции под Дачаном представляли собой сильные полевые укрепления, состоявшие, главным образом, из бетонированных огневых точек, эшелонированных на большую глубину (до 5 км). Как перед позициями, так и в их глубине были расположены различные противопехотные и противотанковые препятствия. Кроме того, прочность китайских позиций усиливалась исключительно благоприятной для обороны местностью - изрезанной в разных направлениях большим количеством рек и каналов, а также большим количеством населенных пунктов, обнесенных глинобитными или кирпичными стенами.

Японцам пришлось сосредоточить для прорыва этой позиции громадное количество живой силы и техники. На фронте прорыва (около 7 км) сосредоточились 3 пехотные дивизии (до 60000 человек), 200 танков, 228 орудий. Таким образом, насыщенность войск и техникой у японцев на 1 км фронта, примерно, достигала: 8000 - 9000 человек. 32 орудия и около 30 танков. Кроме того, с японскими наземными войскам взаимодействовала боевая авиация. Однако операция прорыва китайской оборонительной полосы (глубиной до 5 км) потребовала для завершения четыре дня, причем темп продвижения японских войск в первый день боя достиг только 1 - 1,5 км, а за следующие два дня японские войска продвинулись только на 2 км. Как указывалось ранее, вследствие медленного продвижения японских войск главные силы китайской армии успели безболезненно переправиться через р. Сучжоу - после чего были взорваны мосты. И только через три дня, преодолевая сопротивление арьергардов, японская пехота подошла к р. Сучжоу.





Офицеры и солдаты китайской армии. 1930-40-е гг.

Итак, можно сделать следующие выводы.

1. Опыт боев в Китае подтвердил высокую сопротивляемостъ обороны даже в том случае, когда обороняющийся не располагал достаточной техникой - если его бойцы полны решимости бороться до последней капли крови, выполняя поставленную боевую задачу.

2. При недостатке артиллерийских средств сильно повышается значение автоматического и винтовочного огня - опыт ряда боев в Китае доказал, что пока часть огневых (особенно пулеметных) точек на переднем крае остается неподавленной, оборона может успешно отражать атаки противника - нанося последнему тяжелые потери.

3. Весьма характерными для действий китайских войск, являются широкое применение подвижной обороны и ее высокая эффективность - что особенно ярко выявилось во время отхода китайских войск от Шанхая к Нанкину и зятем к Ханькоу. Как говорилось ранее, Ханькоуская операция тянулась почти шесть месяцев и обошлась японцам в 300000 человек.

4. Опыт войны в Китае показывает, что войска должны не только уметь осуществлять наступательные задачи, широко применяя маневр против флангов обороны, но и уметь организовать фронтальный прорыв оборонительной полосы. Японская армия же пыталась повсюду применять метод «Канн», широкий охватывающий маневр, и оказалась совершенно неподготовленной к осуществлению прорывов (Шанхай, бои на подступах к Нанкину и Ханькоу).

5. Стойкость обороны, даже значительно уступающей войскам наступающего в технике, заставила японский генеральный штаб пересмотреть свои взгляды на оборону лишь как на промежуточный этап перед переходом войск в наступление («тигр, приготовившийся к прыжку»), и в полевом уставе 1938 г. оборона уже трактовалась в полном соответствии со взглядами передовых европейских армий.

Действия в населенных пунктах.

Для обороны отдельных улиц и кварталов китайцы широко применяли баррикады из земляных мешков высотой до 5 метров. Перед баррикадами закладывались фугасы, мины и устраивались проволочные заграждения. Дома соединялись ходами сообщения. Для защитников отдельных домов устраивались подземные убежища. Громадную роль в обороне внутри крупных населенных пунктов играли гранатометчики и снайперы. Группа хорошо расположенных снайперов оказывалась способной самостоятельно и на долгое время задерживать продвижение целого наступающего отряда.

Наступление в уличном бою связано с большими трудностями и требовало немедленного закрепления за собой каждого захваченного участка местности и очистки его от оставшихся неподавленными групп противника - снайперов, гранатометчиков.

Основное оружие в руках наступающего - пулемет и ручная граната. Применение артиллерии (даже малокалиберной) было связано с большими трудностями. Снайперы довольно быстро расстреливали расчеты - так как извилистость улиц вынуждала подтягивать орудия почти вплотную к объекту, который они должны были обстрелять.

Не давал должного эффекта и огонь тяжелой артиллерии - так как разрушенные артогнем здания создавали лишь дополнительные трудности для продвижения наступающих войск. Гарнизоны же обстреливаемых зданий несли ничтожные потери, ибо с началом интенсивной бомбардировки они меняли позиции - используя подземные ходы сообщения. Разрушать целые кварталы оказалось затруднительно.

Воздушные бомбардировки также оказались зачастую неприменимыми - вследствие того что китайские и японские войска находились в непосредственном соприкосновении друг с другом.

Танки и бронеавтомобили японцев тяжело страдали от мин и фугасов: расстреливались огнем отдельных хорошо замаскированных орудий, причем маневр танков был весьма стеснен узкими улицами и многочисленными баррикадами.

Небольшой эффект давал и поджог домов. Горящий дом превращался в нейтральную зону, а после пожара борьба возобновлялась - теперь за развалины дома. Помимо этого, поджог отдельного дома вызывал пожар целого квартала, что заставляло японцев отводить свои войска и нарушало общий план наступательной операции.

Опыт уличных боев выявил невыгодность занятия обороны в угловых зданиях. Эти дома обычно подвергались сильному фланговому обстрелу, и их оборона была связана с крупными жертвами.

Широкое распространение получили ночные действия - вылазки и контратаки со стороны китайцев, которые правильно учли, что темнота сильно снижает возможности использования японцами боевой техники. Это несколько уравновешивало силы сторон.

Крупные потери, которые несли японские войска в уличных боях, заставили их искать новых способов укрытия от меткого огня китайцев. В частности, японцами стали широко применяться переносные стальные щиты, а также металлические бидоны, заполненные землей - которые японские солдаты при передвижении ползком катили перед собой. Правда, эти средства укрывали только от пуль, но не от ручных гранат.

Форсирование рек.

Во время боевых операции в Китае имел место целый ряд боев, связанных о форсированием водных преград - причем японские войска показали высокую степень подготовленности к ведению этого сложнейшего вида боевой операции.

Подготовка к форсированию реки проводилась обычно с максимальным использованием принципа внезапности. О мосте и времени проведения операции знало лишь ограниченное число лиц. Войска сосредотачивались на автомобилях - ночью и непосредственно перед началом переправы. Срок подготовительных работ сокращался до минимума. Переправа осуществлялась на широком фронте. Пехотная дивизия получала полосу в 25 - 30 км. Широко применялись демонстративные переправы. Дивизия обычно переправлялась на трех участках. Пехотный полк получал участок до 500 - 1000 м, а пехотный батальон – 300 - 500 м.

Дли обеспечения переправы выделялось до полка артиллерии. Кроме того, для борьбы с пулеметными огневыми точками на берегу противника широко привлекались танки - в качестве отдельных бронированных подвижных огневых точек. Для ускорения процесса переправы японцы широко использовали моторизованные плавучие средства.

Операция форсирования обычно распадалась на три этапа. Первый этап - разведка противника и реки, подготовка переправочных средств, вывод частей в исходное положение. Второй этап - выброска десанта и обеспечение плацдарма на берегу противника (причем этот этап обычно для обеспечения внезапности осуществлялся ночью). Третий этап - переправа главных сил и развитие наступления на берегу противника - обычно развертывался с наступлением рассвета.

В качестве примера можно привести форсирование японцами р. Хуанхэ 23 декабря 1937 г.

Ширина реки на участке переправы была от 300 до 1000 м. Разведка переправ была проведена засветло. С наступлением темноты переправляемая дивизия была переброшена автотранспортом к пунктам переправы - в условиях соблюдения полной тайны и маскировки.

Переправа началась в 20 часов одновременно в трех пунктах, причем в одном из пунктов переправлялось два полка. В головные эшелоны были выделены в одном пункте два батальона, в остальных - по одному.

Переправа производилась на мотопонтонах, которые вначале двигались на веслах, а затем были переключены на моторы. Артиллерия открыла огонь после обнаружения переправы китайцами. Переправлялась артиллерия со вторым эшелоном - на плотах. Переправа первого эшелона заняла 10 минут, переправа всей дивизии – 2,5 часа. К рассвету 24 декабря переправа дивизии была закончена.

Необходимо отметить, что не всегда операции форсирования рек оканчивались для японцев так удачно. Во время операций на реках Янцзы и Хуанхэ в 1939 г. отмечались случаи неоднократных неудачных попыток со стороны японцев форсировать речные преграды. Эти неудачи объяснялись повысившейся бдительностью китайских войск, лучше организованным огнем и, в первую очередь, повысившейся активностью обороны.

Неоднократно японские части, уже успевшие высадиться на противоположном берегу, с большими потерями сбрасывались в реку – после энергичных контратак китайцев.


Униформа китайских военнослужащих рассматриваемого периода

Партизанские действия.

Как мы уже отмечали ранее, партизанская война в Китае приняла совершенно исключительный размах, превратившись в подлинную борьбу всего китайского народа против японского агрессора. Китайские партизаны выработали свою специфическую тактику боевых действий.

Отметим здесь наиболее характерные черты тактики партизанских действий. Численность партизанских отрядов колебалась в зависимости от решаемых ими задач, условий местности и других особенностей обстановки. Для проведения крупных операций, под единым командованием собиралось до 3000 человек.

При появлении крупных отрядов японцев, партизанский отряд обычно разбивался на несколько групп и, маскируя свои главные силы, обволакивал японский отряд сетью разведчиков. Последние активными действиями отвлекали на себя внимание японских войск и обеспечивали главным силам отряда возможность нападения на японцев с фланга и тыла. В случае отступления партизанские части рассыпались на мелкие группы, которые затем сосредоточивались в определенном месте - и снова переходили в наступление, но уже с нового направления.

Партизаны не ввязывались в затяжные бои. Продолжительность даже крупных боев обычно не превышала 1 - 2 часов.

Таковы ключевые особенности Японо-китайской войны 20-го века, главную роль в которой сыграли не передовая тактика и качество вооружения, а национальный подъем китайского народа, борющегося против жестокого, циничного и воинственного агрессора.
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    20 декабря 2018 07:16
    Крайне интересные особенности японо-китайской войны, малоизученной - несмотря на всю длительность и ожесточенность.
    Молодцы китайцы - стойкие ребята, так и остались несломленными.
    Спасибо!
    1. +6
      20 декабря 2018 10:27
      И текст, и иллюстрации тоже очень понравились
    2. +2
      20 декабря 2018 13:03
      Цитата: XII легион
      Крайне интересные особенности японо-китайской войны, малоизученной - ........
      Спасибо!

      Присоединяюсь к Вашему СПАСИБО!!!!!!!!! А насчёт малоизученной---????????? Может, малоосвещаемой, как и некоторые другие страницы Истории? К сожалению, таких малоосвещаемых страниц---предостаточно! Поэтому труды Автора особенно ценны.
      1. +4
        20 декабря 2018 14:01
        Считаю что и малоизученная тоже - если говорить об особенностях бд и тактике
      2. 0
        22 декабря 2018 22:38
        Опыт уличных боев выявил невыгодность занятия обороны в угловых зданиях. Эти дома обычно подвергались сильному фланговому обстрелу, и их оборона была связана с крупными жертвами.

        -все происходило до ВОВ как учитывали наши гении ГКЖ и др?
  2. +8
    20 декабря 2018 08:03
    Спс за вкусняшку!
    Шикарный цикл, скоко подробностей
    Джапы остались в шляпе))
    Завязли в Китае - к большой пользе всех союзников по антияпонской коалиции
    А тактические нюансы, те вообще прочел впервые
    Супер!
  3. 0
    20 декабря 2018 08:44
    Кроме мин и фугасов, китайцы применяли при обороне заточенные, врытые в землю колья, измазанные дерьмом. Наступившие на эти колья оказывались надолго выведенными из строя в связи с заражением и травмой. Многие умирали от сепсиса. Позже это средство начали использовать также японцы.
    1. +5
      20 декабря 2018 10:29
      Ничего себе, как интересно. Не знал.
      А можете поподробнее - в каких операциях применялось это чудо-оружие?
      1. 0
        20 декабря 2018 10:33
        Практически во всех. Бивер 2-я мировая война. Главы о Японо-китайской войне.
        1. +6
          20 декабря 2018 11:35
          Можете страничку чтоб не лазил долго?
          Люблю дерьмовые вопросы)
          1. +1
            20 декабря 2018 11:51
            Лень, если честно, страницу искать, издательство ООО «Азбука-Аттикус», 2013 год КоЛибри, Глава 4 - Дракон и Восходящее Солнце, стр. 79-102.
  4. 0
    20 декабря 2018 09:50
    Очень хорошая статья. Оказывается китайцы даже воевать могут, хотя вся их история показывает обратное. Но, возможно, это японцы не очень хорошо воюют и из-за этого кажется что и китайцы на что-то способны.
    1. +8
      20 декабря 2018 10:29
      Китайцы и умели, и могут.
      И боюсь, что ещё покажут всем как умеют)
      1. -3
        20 декабря 2018 10:36
        Цитата: Хунхуз
        Китайцы и умели, и могут.

        В чём же это умение выражалось?
        Товарищи китайцы продули все войны, в которых участвовали, заканчивая последней войной между Китаем и Вьетнамом. Сейчас они наштамповали вооружений - это они могут. Но при случае вся мат. часть будет брошена и товарищи китайцы по привычке смажут пятки салом.
        Природу не обманешь.
        1. +4
          20 декабря 2018 11:17
          Товарищи китайцы вытянули на себе корейскую войну.
          А автору спасибо, пожелание к данной статье добавить хронологию военных действий.
          1. +3
            20 декабря 2018 11:24
            Цитата: mr.ZinGer
            Товарищи китайцы вытянули на себе корейскую войну

            Её вытянули северокорейские и китайские товарищи при существенном участии СССР. И без последнего участника, уравнивавшего техническое превосходство американцев во всём, первые два горько плакали бы в кустах.
        2. +3
          20 декабря 2018 11:33
          Товарищи китайцы продули все войны, в которых участвовали, заканчивая последней войной между Китаем и Вьетнамом.

          А вот еще не совсем бумажные матрасы в декабре 1950 г. в Корее, убегая от китайцев как зайцы, с вами бы не согласились. В 1979г., армия Вьетнама была самой боеспособной в мире, так что НОАК с ней было не просто.
          Сейчас они наштамповали вооружений - это они могут. Но при случае вся мат. часть будет брошена и товарищи китайцы по привычке смажут пятки салом.

          Сейчас, при боестолкновении с НОАК любую армию в мире, хоть РФ, хоть СШМ ждет РАЗГРОМ, ибо на момент 2018г. НОАК сильнейшая армия МИРА по основным показателям боеспособности.
          1. +2
            20 декабря 2018 11:38
            Цитата: руигат
            А вот еще не совсем бумажные матрасы в декабре 1950 г. в Корее

            Этих "матрасов" там было - кот наплакал, плюс за спиной китайцев стоял СССР со всемерной поддержкой.
            Цитата: руигат
            Сейчас, при боестолкновении с НОАК любую армию в мире, хоть РФ, хоть СШМ ждет РАЗГРОМ, ибо на момент 2018г. НОАК сильнейшая армия МИРА по основным показателям боеспособности.

            Арабы перед войнами с Израилем тоже были донельзя насыщены лучшим в мире оружием и советскими советниками. И имели колоссальное превосходство в численности.
            Однако практический результат хорошо известен.
            То же самое будет и с Китаем. Если у людей нет данных к войне, то можно увешаться оружием от макушки до пяток, но толку не будет.
            1. +4
              20 декабря 2018 11:49
              Этих "матрасов" там было - кот наплакал, плюс за спиной китайцев стоял СССР со всемерной поддержкой.

              Этот рыдающий кот наплакал целую 8 матрасную армию, с кучей шакалов, где помимо южных корейцев, были все, от мелкобритов до турков. Воевали китайцы, и мы говорим об их боевых качествах.
              Арабы перед войнами с Израилем тоже были донельзя насыщены лучшим в мире оружием и советскими советниками. И имели колоссальное превосходство в численности.
              Не делайте пример арабо-израильских войн универсальным. Даже арабы умудрялись местами нахлобучить Израиль в 1973 г. и в 1982 г.
              1. 0
                20 декабря 2018 12:12
                Цитата: руигат
                Воевали китайцы, и мы говорим об их боевых качествах.

                При их боевых качествах корейскую войну они не выиграли. Её вообще никто не выиграл. Поэтому о корейской войне можно забыть.
                Цитата: руигат
                Не делайте пример арабо-израильских войн универсальным

                Я не делаю его универсальным, а говорю, что для успешной войны совершенно недостаточно наклепать тьму вооружений и красиво выглядеть с бумажными "показателями боеспособности".
                Боеспособность может выявить только реальная война. Вот об реальную войну китайцы спотыкались всю свою историю и ложились под первого же завоевателя.
                1. +2
                  20 декабря 2018 12:20
                  При их боевых качествах корейскую войну они не выиграли. Её вообще никто не выиграл. Поэтому о корейской войне можно забыть.

                  Именно китайцы свою корейскую войну по очкам выиграли, ибо выбили матрасов и их холопов с территории КНДР. Ваше шулерское:" Тут играю, а тут не играю" не прокатит.
                  Боеспособность может выявить только реальная война. Вот об реальную войну китайцы спотыкались всю свою историю и ложились под первого же завоевателя.

                  Да, уж. Предки вьетнамцев, корейцев, монгол, бирманцев и японцев могут много рассказать как китайцы на НИХ ложились.
                  1. +1
                    20 декабря 2018 12:31
                    Цитата: руигат
                    Именно китайцы свою корейскую войну по очкам выиграли, ибо выбили матрасов и их холопов с территории КНДР

                    Корейскую войну начал КНДР и её целью было введение коммунизма в Южной Корее. Я не знаю о какой "своей" войне для китайцев вы говорите laughing Война закончилась ничейным результатом, а вернее - коммунисты её проиграли, так как начали её с конкретными целями, выполнения которых не добились. И китайцы, со своими военными качествами, без Советов - ноль без палочки.
                    Вот и всё.
                    Цитата: руигат
                    Предки вьетнамцев, корейцев, монгол, бирманцев и японцев могут много
                    рассказать как китайцы на НИХ ложились.

                    Монголы? smile Они завоевали Китай. Маньчжуры? Завоевали Китай. Европейцы в 19 практически сделали тоже самое. Японцы легко сделали бы тоже самое, если б не отвлеклись на Америку с Европой. Их завоёвывали все кто этого хотел.
                    Единственное, что могли хорошо делать китайцы за счёт своей численности - это ассимилировать захватчика, да так что не поймёшь потом то ли монголы, то ли китайцы это уже smile Ну и работящие они - этого не отнять. Собственно и все их достоинства.
                    1. +1
                      20 декабря 2018 12:43
                      Корейскую войну начал КНДР и её целью было введение коммунизма в Южной Корее.

                      Корейскую войну начали обе стороны. Или вы думаете, что 7 дивизий ЮК из 8 в начале 1950г. на 38 параллели ким-чи заготавливали? Даже КНДР войну против ЮК не проиграл.
                      Китайцы же вступили в войну, когда матрасы и их свора, практически оккупировали ВСЮ КНДР, так что китайцы свою корейскую войну выиграли.
                      Монголы? Они завоевали Китай. Маньчжуры? Завоевали Китай.

                      Конечно так завоевали, что в составе КНР есть АО Внутренняя Монголия (часть Великой Монголии), а также провинция Хэйлунцзян (бывшая Маньчжурия).
                      1. +1
                        20 декабря 2018 13:16
                        Цитата: руигат
                        Или вы думаете, что 7 дивизий ЮК из 8 в начале 1950г. на 38 параллели ким-чи заготавливали?

                        Вы полагаете, что если армия стянута к угрожаемой границе, то это плохо?
                        Красная Армия, стянутая к западной границе СССР, тоже виновата в советско-германской войне?
                        Цитата: руигат
                        Конечно так завоевали, что в составе КНР

                        Вы удивитесь, но они даже Русь завоевали, не смотря на то, что в составе РФ есть Татарстан.
                      2. 0
                        20 декабря 2018 13:23
                        Вы полагаете, что если армия стянута к угрожаемой границе, то это плохо?
                        Красная Армия, стянутая к западной границе СССР, тоже виновата в советско-германской войне?

                        При чем тут стянута и виновата? Я говорил о том, что Корейскую войну начали ОБЕ стороны.
                        Вы удивитесь, но они даже Русь завоевали, не смотря на то, что в составе РФ есть Татарстан.

                        Не удивлюсь. Я удивляюсь тому, что вы своим примером подтвердили мои слова, что, как бы монголы не завоевывали Китай, часть Монголии является территорией Китая. Которую кстати ЗАВОЕВАЛИ, как и Татарстан.
                      3. 0
                        20 декабря 2018 14:24
                        Цитата: руигат
                        При чем тут стянута и виновата? Я говорил о том, что Корейскую войну начали ОБЕ стороны.

                        Ну вы же написали
                        Или вы думаете, что 7 дивизий ЮК из 8 в начале 1950г. на 38 параллели ким-чи заготавливали?

                        Человек со здоровой логикой делает вывод, что вы приписываете вину ЮК в начале войны из-за того, что её войска располагались возле её границы.
                        38 параллель была границей.
                        А вообще война началась с наступления северных корейцев.
                        Цитата: руигат
                        как бы монголы не завоевывали Китай, часть Монголии является территорией Китая

                        Так я писал ранее, что замечательной способностью китайцев является ассимиляция захватчиков.
                        И да - владычество монголов было скинуто китайцами, но это не отменяет того факта, что во главе Китая сто лет сидела монгольская династия, которая попала туда в результате завоевания.
                      4. 0
                        20 декабря 2018 15:53
                        Человек со здоровой логикой делает вывод, что вы приписываете вину ЮК в начале войны из-за того, что её войска располагались возле её границы.
                        38 параллель была границей.
                        А вообще война началась с наступления северных корейцев.

                        Логика у вас ущербная. Я говорил, что на 25.06.1950г. эти 7 дивизий армии ЮК УЖЕ вели войну, обстреливая территорию и захватывая населенные пункты севернее 38 параллели. Корейская война началась 25.06.1950 г. лишь для хозяев ФРС и их холопов, когда они увидели, как буквально за день армия КНДР смяла эти 7 дивизий ЮК, до этого многочисленные обстрелы и захваты территории КНДР, они не "замечали", как не "замечают" обстрелы и провокации ВСУ в наше время.
                      5. 0
                        20 декабря 2018 16:09
                        Цитата: руигат
                        Я говорил, что на 25.06.1950г. эти 7 дивизий армии ЮК УЖЕ вели войну,

                        Не сомневаюсь, что в вашей реальности и советско-финскую в 39 начали финны, а прибалтийские государства неуклонно хотели в состав СССР laughing
                        Тут уже ничего не попишешь...
                      6. 0
                        20 декабря 2018 16:41
                        Не сомневаюсь, что в вашей реальности и советско-финскую в 39 начали финны,

                        Войну 1939 г. не финны начали, но всячески на нее напрашивались, а вот 1 войну 1918 г. начали именно они. Ответка прилетела.
                        а прибалтийские государства неуклонно хотели в состав СССР

                        Еще как хотели. Надоело быть периферийной помойкой Запада, захотели стать витриной самого прогрессивного государства на планете.
                      7. 0
                        20 декабря 2018 19:05
                        Цитата: руигат
                        Войну 1939 г. не финны начали

                        Да ладно, а как же заявление сов. стороны о том, что финны начали войну артиллерийским обстрелом? В результате чего погиб советский пограничник.
                        Неужели глаза товарища Джугашвили могут врать? smile
                        Цитата: руигат
                        Еще как хотели. Надоело быть периферийной помойкой Запада, захотели стать витриной самого прогрессивного государства на планете

                        А что ж в 91 вылетели из этого прогрессивного государства, как пробка из шампанского? Накушались прогресса?
                      8. 0
                        20 декабря 2018 19:16
                        Да ладно, а как же заявление сов. стороны о том, что финны начали войну артиллерийским обстрелом? В результате чего погиб советский пограничник.

                        Пограничник может быть и вправду погиб. Советско-финская граница 1930х место не спокойное. Но политическое решение на начало войны с финнами советское руководство приняло правильно.
                        А что ж в 91 вылетели из этого прогрессивного государства, как пробка из шампанского? Накушались прогресса?

                        Да, решили что витрину им не СССР создал, а они сами. После чего снова превратились в периферийную помойку Запада.
                      9. 0
                        20 декабря 2018 19:21
                        Цитата: руигат
                        Но политическое решение на начало войны с финнами советское руководство приняло правильно.

                        Т.е. партия соврала в очередной раз насчёт виновника войны, но мы на это закроем глаза и сделаем вид , что всё правильно - так? smile
                      10. 0
                        20 декабря 2018 19:30
                        Т.е. партия соврала в очередной раз насчёт виновника войны, но мы на это закроем глаза и сделаем вид , что всё правильно - так?

                        Партия не врала. Виновник войны белофинны.
                      11. 0
                        21 декабря 2018 08:26
                        Цитата: руигат
                        Партия не врала.

                        Стоп - я всё понял. Именно это я и хотел узнать -
                        Цитата: руигат
                        Войну 1939 г. не финны начали

                        но в то же время
                        Цитата: руигат
                        Виновник войны белофинны.

                        laughing
                        А почему? Потому что
                        Цитата: руигат
                        Советское правительство предлагало обмен территориями, но финны стали в позу, после чего их загнули в позу

                        Т.е. единственное чего не сделал Гитлер, чтобы нападение на СССР было законным - это ему надо было предложить Сталину обменять территорию до Урала на какой-нибудь Зимбабве.
                        Не согласились - значит стали в позу и сами виноваты laughing
                      12. 0
                        22 декабря 2018 07:24
                        А почему? Потому что

                        Потому что именно финны начали череду конфликтов в 1918 г.
                        Т.е. единственное чего не сделал Гитлер, чтобы нападение на СССР было законным - это ему надо было предложить Сталину обменять территорию до Урала на какой-нибудь Зимбабве.
                        Не согласились - значит стали в позу и сами виноваты

                        Вы удивитесь, но да. Гитлер должен был официально предъявить какие либо претензии к СССР.
                      13. 0
                        22 декабря 2018 15:59
                        Так СССР не предъявлял претензий Финляндии и ультиматумов не делал. Просто предложил поменяться, а потом втихую напал, сославшись на обстрел со стороны финнов. Адольф проделал схожий кундштюк, просто меняться не предлагал и дурака не валял с перекладыванием вины. А предложил бы меняться - ровным счётом ничего бы не изменилось. СССР точно также прощёлкал бы нападение.
                      14. 0
                        22 декабря 2018 17:56
                        Так СССР не предъявлял претензий Финляндии и ультиматумов не делал. Просто предложил поменяться,

                        У вас явно с логикой проблемы. ПРЕДЛОЖИЛ ПОМЕНЯТЬСЯ - это уже претензии.
                      15. 0
                        22 декабря 2018 20:51
                        Претензия - это, когда я скажу, что ваш кошелек принадлежит мне. А предложить поменяться - это предложить добровольно поменять сто долларов на сто рублей. А в случае отказа неожиданно - трубой по затылку.
                      16. +1
                        20 декабря 2018 13:23
                        Потрясает то, как Китайцы объединились против общего врага! Ведь у них у самих был и феодальный гнёт (ещё недавно!), а раньше---систематические войны НА ИСТРЕБЛЕНИЕ---вспомнить хотя бы ""Войну Пяти Варваров""! И у них и сейчас, несмотря на постоянные ассимиляции, местечковых диалектов выше крыши! Ведь они ДО СИХ ПОР ЭТО ПОМНЯТ!!! Они не свергали свои памятники...И они объединились и дали отпор! Получается, как же джапы всех достали...
                        Стоит вспомнить о Синьцзяне, события в котором произошли совсем рядом с этой войной.
                      17. 0
                        21 декабря 2018 13:44
                        В каком месте китайцы объединились для борьбы с япами? Из 2млн. армии гоминьдан контролировал 300тыс человек, остальные силы были у местных милитаристов (считай князей)..
                        Ком.партия толком не беспокоила япов (правда и они к ним в северные горы не лезли)… Основной идеей и целью всех китайских "царьков" - отсидеться, пока япы не получат от США и европейцев, а потом продолжить войну за контроль над всем Китаем….
              2. -2
                20 декабря 2018 14:10
                Цитата: руигат
                Не делайте пример арабо-израильских войн универсальным. Даже арабы умудрялись местами нахлобучить Израиль в 1973 г. и в 1982 г.

                Война такая штука - местами кто-то кого-то всегда хлобучит laughing Даже в 1967 году египтяне частично уничтожили израильское подразделение легких французских танков и самоходных минометов, применив против них Т-55-е.
                Насчёт китайцев - последняя победа была в конфликте с индусами в 60-е. Что они сейчас из себя представляют - не известно. Насчёт победы над америкосами - однозначно нет, да и от ВС РФ получат так, что мало не покажется на десятилетия.
                1. +1
                  20 декабря 2018 14:26
                  Цитата: Krasnodar
                  Даже в 1967 году египтяне частично уничтожили израильское подразделение легких французских танков и самоходных минометов, применив против них Т-55-е.

                  Удивительно было бы арабам совсем не иметь успехов, если население арабских стран раз в сто превышало израильское. smile
                  Цитата: Krasnodar
                  Насчёт победы над америкосами - однозначно нет, да и от ВС РФ получат так, что мало не покажется на десятилетия

                  Да, это, как пить дать.
                  1. 0
                    20 декабря 2018 14:40
                    Цитата: Кунктатор

                    Удивительно было бы арабам совсем не иметь успехов, если население арабских стран раз в сто превышало израильское. smile

                    Дело не в численном превосходстве и даже не в качестве вооружения, по которому, кстати, арабы превосходили евреев до 1982 года.
                    Тут три фактора:
                    1) Среди евреев есть тупые
                    2) Среди арабов есть умные
                    3) Военное счастье. Или Его Величиство Случай.
                2. 0
                  20 декабря 2018 15:46
                  Что они сейчас из себя представляют - не известно.

                  НОАК по основным показателям боеспособности(численность, моб. ресурс, обеспеченность современной военной техникой, наличии развитого ВПК, ведении боевой подготовки, морально-психологическому состоянию л/с), является сильнейшей армией МИРА. Израиль раздавит одним мизинцем левой руки.
                  да и от ВС РФ получат так, что мало не покажется на десятилетия.

                  Ага, если на своем пути НОАК НАЙДЕТ подразделения ВС РФ. Вы я так понял соотношения сил на Дальневосточном ТВД не представляете.
                  1. -1
                    20 декабря 2018 15:53
                    Для того, чтобы раздавить ЦАХАЛ, НОАК необходимо применение ядерного оружия )). Что тоже не останется без ответки. В конвенциональной войне их боеспособность неизвестна. Насчёт обеспечения современной техникой и степенью владения этой техники у нас тоже нет данных. Хотелки хотелками, злоба злобой - для объективного анализа у Вас нет данных. hi
                    1. 0
                      20 декабря 2018 16:18
                      Для того, чтобы раздавить ЦАХАЛ, НОАК необходимо применение ядерного оружия ))

                      Спасибо, что повеселили. Именно НОАК тратить на ЦАХАЛ СБЧ вовсе не обязательно. Достаточно мелкой группы в 1 000 000 бойцов с соответствующей техникой.
                      1. -1
                        20 декабря 2018 16:28
                        численность НОАК, ЕМНИП, 2 млн 200 тыс человек. Если после кучи согласований и больших логистических усилий аж 400 тыс из них удастся перекинуть, скажем, в Ливан, то:
                        1) Израильтяне на это смотреть спокойно не будут
                        2) Через трое суток мобилизации выставят 730 тыс человек.
                        3) Через неделю миллион человек. Из которых 200 тыс. нюхали порох, при полном превосходстве в авиации, средствах РЭБ, танках и т.д.
                        4) Ну, если сионисты (кемалисты) вторгнутся в Китай, то их раздавят без НОАК. Легкой трусцой группа из 100 млн марафонцев laughing
                      2. 0
                        20 декабря 2018 16:49
                        1) Израильтяне на это смотреть спокойно не будут

                        Утрутся на раз. Ваша хупца не такая забористая как вам кажется.
                        Через трое суток мобилизации выставят 730 тыс человек.

                        Ломанутся из Израиля с инверсионным следом.
                        Через неделю миллион человек. Из которых 200 тыс. нюхали порох, при полном превосходстве в авиации, средствах РЭБ, танках и т.д.

                        Через неделю в Израиле останутся только китайцы и арабы с цитатниками Мао.
                        Ну, если сионисты (кемалисты) вторгнутся в Китай, то их раздавят без НОАК. Легкой трусцой группа из 100 млн марафонце

                        Это уже маца явно с китайскими химическими добавками. Завязывайте.
                      3. 0
                        20 декабря 2018 17:16
                        laughing ... Вы знаете, в отличие от подавляющего большинства «любителей» Израиля, евреи постоянно воюют. Неважно, в конвенциональных войнах, или гибридных, но воюют. Причём призыв тотальный и во время войн израильтяне добровольцы с ПМЖ со всего мира приезжают. А вот у некоторых ситуация диаметрально противоположная wink Поэтому живут лозунгами, рассуждают лозунгами и вместо мыслей - лозунги )).
                  2. +2
                    20 декабря 2018 15:57
                    Цитата: руигат
                    НОАК по основным показателям боеспособности

                    Перед советско-финской войной по бумажным показателям боеспособности советские войска тоже крыли финнов как бык черепаху.
                    А на практике вышло всё плоховато.
                    1. -1
                      20 декабря 2018 16:44
                      Перед советско-финской войной по бумажным показателям боеспособности советские войска тоже крыли финнов как бык черепаху.

                      И в результате войны этих финнов как черепаху и обделали, вернув Выборг.
                      1. 0
                        20 декабря 2018 19:01
                        Цитата: руигат
                        И в результате войны этих финнов как черепаху и обделали, вернув Выборг.

                        Но война то начиналась не ради Выборга и правительство товарища Куусинена собирали не для управления горкомом этого славного города.
                        А пришлось распустить товарищей, несолоно хлебавши. smile
                        Хотели обляпать "добровольное" присоединение, как с Прибалтикой, а вышел пшик.
                        А почему? Потому что понадеялись на "показатели боеспособности".
                      2. -1
                        20 декабря 2018 19:26
                        Но война то начиналась не ради Выборга и правительство товарища Куусинена собирали не для управления горкомом этого славного города.

                        Война началась для того, чтоб отодвинуть границу от Ленинграда. Советское правительство предлагало обмен территориями, но финны стали в позу, после чего их загнули в позу и вместо 20-30 км границы как их просили по хорошему отдали все до Выборга. А правительство Куусинена это пугало для Манергейма. Хотели бы в 1940г. забрать всю Чухонию, забрали бы, но финны после прорыва линии Манергейма сразу лапки к верху и "простите нас, мы больше не будем". Тут ошибка Сталина. Надо было добивать.
                      3. 0
                        21 декабря 2018 13:58
                        Цитата: руигат
                        Тут ошибка Сталина. Надо было добивать.

                        И получить войну с Англией и Францией? Насколько знаю, такой план обсуждался... Но фины после прорыва своей обороны не захотели продолжать войну (и правильно сделали, от Финляндии ничего бы не осталось, а пепелище досталось победителю в этой войне), а СССР с радостью пошел финам на встречу (имидж уже потеряли, нужно было заканчивать войну, чтоб совсем уж лицо не потерять, тем более что вышло закончить ее с первоначальными хотелками)
                    2. +1
                      20 декабря 2018 17:34
                      Цитата: Кунктатор
                      А на практике вышло всё плоховато.

                      только мы из своих ошибок сделали правильные выводы. А Гитлер - неправильные!
                      1. -1
                        20 декабря 2018 18:58
                        Цитата: Dirty Harry
                        только мы из своих ошибок сделали правильные выводы

                        Да - году к 1944 мы кое-как сделали выводы.
                      2. 0
                        21 декабря 2018 10:46
                        Цитата: Кунктатор
                        году к 1944 мы кое-как сделали выводы.

                        Нет, уже к 1941му - в частности, насчет зимней одежды, топлива, оружейной смазки... Именно поэтому зимой 1941-42 нацисты и огребли под Москвой!
                        Кстати, Сталин не верил в то, что Гитлер нападет в 1941м, именно потому, что имел достоверные данные разведки: вермахт не запасся абсолютно ничем для зимней войны! А Гитлер просто сдуру понадеялся успеть до зимы.
                  3. +1
                    20 декабря 2018 17:33
                    Цитата: руигат
                    Израиль раздавит одним мизинцем левой руки.

                    Я что-то пропустил? И где проходит израильско-китайская граница?
                    Цитата: руигат
                    Ага, если на своем пути НОАК НАЙДЕТ подразделения ВС РФ.

                    не посылай человека туда, куда можно послать ракету!
        3. +5
          20 декабря 2018 11:35
          Товарищи китайцы сковали огромную японскую группировку
          И оперативно, как видим, действовали неплохо
          А японцы были точно такими же что жестоко бились потом с американцами. Того же качества)
          Кстати кое-какие войска из Китая воевали и и на островах Тихого океана, на Филиппинах и Малайе
          1. +3
            20 декабря 2018 12:16
            Цитата: Хунхуз
            Товарищи китайцы сковали огромную японскую группировку

            Статью я читал.
            Цитата: Хунхуз
            А японцы были точно такими же что жестоко бились потом с американцами. Того же качества)

            Японцы бились с американами ВМФ и авиацией, которые у них были на высоком уровне. Сухопутные же силы Японии - "ни в дугу, ни в Красную Армию". Танки и моторизованные соединения - смехотворные. При этом китайцы превышали их численно на порядок.
            Вот именно поэтому японцы и мyдохались с товарищами китайцами. Учтём при этом, что основное их усилие одновременно было направлено отнюдь не на Китай.
            1. +7
              20 декабря 2018 13:39
              Ой да ладно да ладно...
              ВМФ и авиацией)
              Главное - это высококачественная стойкая японская пехота. Которая стояла насмерть и на Тихом океане, и в Бирме, и везде где воевала.
              Лучшая часть японской сухопутной армии кстати и воевала на Тихоокеанском и китайском Твд. Даже Квантунскую армию ради этого опустошили - к 45 году в Маньчжурии остались лишь остатки былой роскоши.
              Так что точно "ни в дугу, ни в красную армию".
              Ну а слабость в мотомехвойсках и есть причина, как и отмечено в статье того - что японцы не могли ни окружения завершать, ни прорывов и т.д.
              Но эти вопросы к японской доктрине
              1. 0
                20 декабря 2018 14:17
                Цитата: Хунхуз
                Главное - это высококачественная стойкая японская пехота. Которая стояла насмерть и на Тихом океане, и в Бирме, и везде где воевала.

                Согласен насчёт стойкости. Но в современной войне стойкости совершенно недостаточно.
                Необходима масса других качеств, которые в дефиците, как у японцев - в меньшей мере так и у китайцев - в большей.
                1. +5
                  20 декабря 2018 14:40
                  Как показал опыт войны, иногда это более чем и при существенном техническом отставании. Иводзима например.
                  Ну а стойкость китайской пехоты в целом аналогична японской, опять же как показывает история
                  1. 0
                    20 декабря 2018 14:50
                    Цитата: Хунхуз
                    Ну а стойкость китайской пехоты в целом аналогична японской, опять же как показывает история

                    Ага - стойкость аналогична, численность войск на порядок больше, оружия в них СССР с западными союзниками вбухал - мама не горюй. Основные ресурсы японцев текут на флот и авиацию - против западных стран.
                    А толку всё нет - гнали этих стойких япы в хвост и гриву.
        4. 0
          20 декабря 2018 17:31
          Цитата: Кунктатор
          Товарищи китайцы продули все войны, в которых участвовали

          Ага. И допроигрывались до 1-го места в мире по населению и 3-го - по территории. laughing Сравните территорию Китая в период Инь-Шан с современной.
          1. 0
            20 декабря 2018 19:13
            Цитата: Dirty Harry
            Сравните территорию Китая в период Инь-Шан с современной

            Ну слабых соседей поглощать много способностей не требуется. Вот ежели б они Японию времён сёгуната Токугавы подмяли - тут была бы им уважуха.
            Да и вообще то Китай именно монголы объединили и начали его расширение. Дядюшка Хубилай. И не надо успехи Золотого Рода приписывать этим бездарям с косичками. smile
            Обладая огромным населением, флотом и, совершая экспедиции вплоть до Африки, и при этом не основать нигде колоний и не подмять хоть пару индусских княжеств, как португалы? Ну извините... Это надо быть редким деревом. yes
            1. 0
              20 декабря 2018 19:35
              Вот ежели б они Японию времён сёгуната Токугавы подмяли - тут была бы им уважуха.

              Армию Тоетоми Хидэеси из Кореи как раз войска династии Мин и выбили. Так что по вашим словам им полууважуха.
            2. 0
              21 декабря 2018 10:54
              Цитата: Кунктатор
              Вот ежели б они Японию времён сёгуната Токугавы подмяли - тут была бы им уважуха.

              Оно им надо было? Острова завоевывать - тут своя специфика, китайцы даже Тайвань только к середине XVIII в. завоевали! Монголы при Хубилае пытались - Японию спас тайфун (как тремя веками позже шторм спас маленькую Англию от величайшей Испанской Империи)
              Цитата: Кунктатор
              Обладая огромным населением, флотом и, совершая экспедиции вплоть до Африки, и при этом не основать нигде колоний и не подмять хоть пару индусских княжеств, как португалы? Ну извините... Это надо быть редким деревом

              То же самое скажут потомки о наших "лихих 90-х". Фактор личности в истории. Власть переменилась, политика тоже - и готово: Чжэн Хэ в опале, флот изничтожили... А ведь стараниями Чжэн Хэ чуть ли не половина Африки признала суверенитет Китая!
  5. +7
    20 декабря 2018 11:38
    кстати китайцы проявляли свой упорный характер не только против захватчиков , но и против друг друга.Когда в 1940году гаминдановцы обманом захватили в плен Е Тина(на тот момент лидера КПК, ),то 115пд , 120 пд, 129пд состоящие из комми вышли из подчинения Чан Кайши захватили несколько уездов и устроили коллективизацию(раздача земли безземельным , колхозы- все дела), что в резко пополнило их ряды, Причем когда 86-я Армия гаминьдана сунулась была наводить порядок , то едва ноги унесла .Толпы крестьян готовы были воевать одними палками за свой кусочек счастья, ну и дезертирство --едва стойкие зольдатики узнавали ,что коммунисты раздают помещичьи земли в их родных деревнях, то их боевой дух мгновенно испарялся и в составе 8-й коммунистической армии появлялся новый упорный и выносливый зольдатик
    1. +2
      20 декабря 2018 11:52
      Толпы крестьян готовы были воевать одними палками за свой кусочек счастья, ну и дезертирство --едва стойкие зольдатики узнавали ,что коммунисты раздают помещичьи земли в их родных деревнях, то их боевой дух мгновенно испарялся и в составе 8-й коммунистической армии появлялся новый упорный и выносливый зольдатик

      Точно, в китайском фильме "Переправа", есть такой момент, когда солдат армии Гоминьдана перерезал кабель связи с соседними соединениями.
  6. +3
    20 декабря 2018 12:31
    Замечательная способность китайцев быстро выходить из боя, ну прям очень замечательная. Западный китай в42 году , под руководством коммунистов, с япами заключил мирный договор и вовсю торговали с японцами.
    1. +2
      20 декабря 2018 13:25
      Цитата: Вольный ветер
      Замечательная способность китайцев быстро выходить из боя, ну прям очень замечательная

      Да, мне, тоже понравилось laughing Выходить они умели.
      1. +4
        20 декабря 2018 13:44
        Немаловажное качество, тоже важно)
        Да, выходить умели. В отличие от некоторых laughing
  7. +6
    20 декабря 2018 17:52
    Китайцев гибло больше чем японцев, а японцев больше чем американцев. Такова плата за превосходство в технике.
    Что ж, наш сосед это учел, и сейчас Китай - кузница (мастерская) мира - как когда-то Британская империя. А за тем в чьих руках производство (а не печатание бумаги) - и будущее.
    Современные технологии + традиционная стойкость и неприхотливость населения + огромная численность и населения и вооруженных сил = весь мир когда-то (подозреваю что в не столь отдаленном будущем) будет говорить по китайски.
    А в победу антияпонской коалиции во Второй мировой Китай внес очень существенную лепту, молодец.
    Лепту, более весомую, чем некоторые...
  8. 0
    10 февраля 2019 01:55
    Цитата: Krasnodar
    -1
    Для того, чтобы раздавить ЦАХАЛ, НОАК необходимо применение ядерного оружия )).

    Вроде Китай и Израиль союзники по борьбе с исламским терроризмом чуть ли не со времен Мао? Зачем им воевать?