Боевые самолёты. Двухмоторные истребители-бомбардировщики Второй мировой войны

79
Этим материалом мы заканчиваем рассмотрение истребителей-бомбардировщиков (ИБ) Второй мировой войны. И здесь будет не без приключений.

Боевые самолёты. Двухмоторные истребители-бомбардировщики Второй мировой войны




Вообще, кому первому и в какой стране пришло в голову, что двухмоторный самолет в качестве ИБ – это круто, сказать очень сложно. Хотя было бы интересно разобраться.

Но факт: примерно в 1937-38 годах фактически во всех странах-авиапроизводителях начались работы именно над тяжелыми двухмоторными истребителями.

Понятно, что именно в то время моторы еще не отличались реальной мощью, и два вместо одного давали изрядный прирост.

Конечно, не в скорости и маневре, нет. Двухмоторный самолет мог взять на борт больше. Больше всего: топлива, брони, оружия, боекомплекта.

Кроме того, конструкторы быстро сообразили, что освобожденный от двигателя нос самолета можно очень даже прекрасно набить оружием. Тем самым убивая еще пару голубей, а именно облегчение доступа для обслуживания и упрощая прицеливание летчику. Кроме того, не надо было заморачиваться с синхронизаторами.

И таким образом получился целый класс самолетов многопланового применения. Двухмоторный самолет мог быть тяжелым истребителем, разведчиком, истребителем-бомбардировщиком, штурмовиком.

Самолеты этого класса были легче и проворнее бомбардировщиков, а некоторые (FW-187, например) могли в плане маневра соперничать и с одномоторными коллегами. И ниша получилась вполне вменяемая, соответственно, фактически все страны отметились в плане разработки и принятия на вооружение таких самолетов.

Исключение составили только Япония и Франция. Японцы имели несколько проектов, более чем интересных, но не стали их реализовывать из-за своего слишком уж классического подхода. А Франция, когда-то бывшая законодателем авиамоды, просто очень быстро закончилась в той войне, так что о ее самолетах даже говорить как-то неудобно.

Если четко проследить путь двухмоторных ИБ, то они более-менее счастливо провоевали где-то до 1944 года. Некоторые, наиболее удачные модели, до конца войны.

Но в целом работы по созданию таких самолетов прекратились приблизительно на рубеже 1943-44 годов, когда в странах-участницах появились двигатели, перешедшие рубеж в 2000 л.с. и позволившие появиться ударным самолетам, о которых речь шла во второй части предыдущего обзора.

Если «Тандерболт» вполне нормально мог тащить 8 крупнокалиберных пулеметов и почти полторы тонны бомб, и при этом, освободившись от груза, вполне нормально сбивать «Мессеры» и «Фоккеры», то вопрос о целесообразности применения двухмоторного истребителя-бомбардировщика, который уступал «Тандеру» в скорости и маневре как бы отпадал сам собой.

И в 1944 году уже если кто-то и разрабатывал двухмоторные ИБ, то это были явные аутсайдеры типа Италии, да и те работали больше по инерции.

Реально удачным самолетом, появившимся после 1943 года можно считать P-61A «Black Widow», но он, несмотря на возможность работы истребителем-бомбардировщиком, использовался исключительно как ночной истребитель.

Вот, собственно, что хотелось сказать в качестве общего обзора поршневых двухмоторных истребителей-бомбардировщиков. Они были, они вполне успешно применялись, но уступили место одномоторным самолетам, когда это позволило развитие двигателей.

Говоря о примерах, думаю, всем понравится та пятерка, которую я выбрал. Она весьма спорная, но тем не менее, самолеты вполне достойные.

№5. Breda Ba.88 «Lince». Италия, 1940.



Вообще, уверенно можно сказать, что над этой машиной тяготел рок или какое-то жуткое проклятие. Настолько многообещающим был проект, настолько печальной оказалась реальность.

Ва.88 поставил не один мировой рекорд в скорости и скороподъемности (было в 30-е годы такое развлечение). Соответственно, было принято решение использовать потенциал рекордной машины для постройки боевого самолета.

Особо подчеркну, что самолет изначально разрабатывался как ИБ. То есть, был обязан иметь хорошую скорость и маневренность. Требовалась высокая скороподъемность и дальность полета (до 2000 км), хорошие взлетно-посадочные характеристики и способность продолжать взлет при остановке одного мотора.



Особо оговаривался отличный обзор из кабины пилота, важный при атаке наземных целей.

Вооружение должно было состоять из четырех 12,7-мм (или 13,2-мм) пулеметов или двух таких пулеметов и двух 20-мм пушек. Плюс до 250 кг бомб.

Однако практика показала, что рекордная машина и боевая – две большие разницы. Пилотирование Ва.88 признали крайне трудным, а маневренность неудовлетворительной. После установки необходимого оборудования и вооружения скорость машины с рекордных показателей упала до вполне заурядных 464 км/ч, что ставило под вопрос возможность применения Ва.88 в качестве истребителя.

Перетяжеленность конструкции вынудила ограничить вооружение тремя 12,7-мм пулеметами (плюс один 7,7-мм пулемет на верхней установке у бортстрелка), а бомбы самолет мог поднимать только в перегруженном варианте, в нормальный взлетный вес с полной заправкой они уже не укладывались.

Боевое применение только доказало некоторую ущербность самолета.

После вступления Италии в войну 10 июня 1940 года, 16 июня Ва.88 совершили первый боевой вылет, проштурмовав французские аэродромы на Корсике. На следующий день вылет повторили.



Ободренные успехами, итальянские командиры направили группу «Рысей» в Африку. И там, несмотря на звучное прозвище, Ва.88 потерпели полное фиаско. Выяснилось, что мотор «Рыси», задушенный противопылевыми фильтрами, плохо переносит жару. И из 1000 л.с. выдает не больше 750-ти.

Взлетать Ва.88 могли, но ни о какой полноценной работе в качестве истребителя-бомбардировщика речи быть не могло. Подвеска даже минимальной бомбовой нагрузки (2 х 50 кг) делала самолет «нелетучим»…

На переброшенных в Ливию Ва.88 был поставлен крест и все самолеты доживали свой век в качестве мишеней на ложных аэродромах.

Но еще оставались самолеты в Италии. Выпущенные, с минимальным налетом. Руководство ВВС лихорадочно пыталось сделать с ними хоть что-то, что позволило бы использовать их в боях.

Из истребителя-бомбардировщика попробовали сделать пикирующий бомбардировщик. Для начала на самолете поменяли двигатель. Вместо странного "Пьяджо" установили "Фиат" А.74. Он был надежнее, легче, имел меньший диаметр, но выдавал не 1000 л.с., а всего 840.

Машину пришлось облегчать. Прежде всего самолет сделали одноместным, демонтировав верхнюю турель и убрав стрелка. На месте бортстрелка оборудовали внутренний бомбоотсек. Также сняли один из фюзеляжных топливных баков, вместо приемопередатчика установили приемник, из стрелкового вооружения оставили только 12,7-мм пулемет. Под фюзеляжем установили новые держатели для одной 500-кг бомбы или двух 250-кг.

Но время было упущено в том плане, что для Италии эта война закончилась. И фактически все самолеты остались на территории Северной Италии, которую контролировали немцы. А те, несмотря на свою прагматичность и умение использовать все, что попадается под руку, этим авиахламом не заинтересовались совершенно и при отступлении просто уничтожили самолеты.

Так бесславно (уцелела одна единица) завершилась история машины, столь многообещающей в начале карьеры, но в итоге вполне заслужившей звание самого невезучего самолета Второй мировой войны.

ЛТХ Ba.88



Масса, кг
— пустого самолета: 4650
— нормальная взлетная: 6750
Двигатель: 2 х Piaggio P.XI RC 40 х 1000 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 490
Крейсерская скорость, км/ч: 385
Практическая дальность, км: 1640
Практический потолок, м: 8000
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— три 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT в носовой части;
— один 7,7-мм турельный пулемет Breda-SAFAT в задней кабине;
— бомбы массой до 1000 кг в фюзеляжном бомбовом отсеке или три 200 кг бомбы полускрытые каждая в отдельной нише под фюзеляжем.

Достоинства: хорошее вооружение.
Недостатки: тяжелый, двигатели слабые. Отсюда отвратительные ЛТХ и печальное боевое применение.

№4. Messerschmitt Bf.110С



Конечно, наш рейтинг будет просто несерьезным без представителя Люфтваффе. Хотя, как и предыдущего героя, Bf.110 не назовешь чудо-оружием по многим факторам. Тем не менее, это машина, которая прошла всю войну. И довольно большая часть выпущенных самолетов работала именно как истребители-бомбардировщики.

Итак, «охотник». Наверное, не сильно покривлю душой, если скажу, что из всех принятых на вооружение самолетов Германии, Bf.110 принес максимально возможное количество разочарований.

В качестве истребителя его били на всем Западном фронте, от Норвегии до Британии. А вот в качестве ИБ 110-й, на мой взгляд, имел более удачную карьеру.

С модификации С-4 у самолета появилось бронирование. Выросший вес потребовал более мощного двигателя, но двигатель, в отличие от итальянцев, у немцев был. DB 601N, мощностью 1200 л.с. и до 1270 л.с. на форсаже в течении минуты.



Вариант с двигателями DB 601N и держателями ETC 250 (на 2 бомбы по 250 кг) получил обозначение Bf 110C-4/B. Истребители бомбардировщики Bf 110C-4/B использовались в составе E.Gr.210 в июле 1940 г против британских судов в Ла-Манше и добились определенного успеха.

Группа участвовала в "битве за Англию", применяя Bf 110C-4/B по одиночке или небольшими группами, максимально используя элемент внезапности. А мощности 250-кг бомбы хватало не только небольшим судам, но и всем британским подводным лодкам того времени.

Летчикам Королевских ВВС пришлось потратить много усилий, чтобы «охотники» перестали терроризировать прибрежные воды.

Несмотря на сокращение производства Bf.110, в конце весны — начале лета 1941 г были выпущены еще две модификации истребителя-бомбардировщика — серии E и F.

Помимо нового оборудования, некоторого усиления конструкции и улучшения бронезащиты Bf.110E получил четыре подкрыльевых держателя ЕТС 50, так что максимальная бомбовая нагрузка достигала 1200 кг.



Под консолями можно было подвесить и сбрасываемые бензобаки на 300 литров. Кроме того, была предпринята попытка усилить оборонительное вооружение путем установки по бокам фюзеляжа двух направленных назад 7,9-мм пулеметов MG-17.

Можно долго рассказывать о боевом пути 110-го, путь был длинный. Так как Ме.210 не пошел в серию, на нашего героя упали боевые задачи, к выполнению которых уже в 1943-м году он был просто не пригоден. Но постепенно, перейдя в ночные истребители, 110-й добился там если не успехов, то некоторой реабилитации.

ЛТХ Bf.110f-2



Масса, кг
— пустого самолета: 5600
— взлетная: 7200
Двигатель: 2 х Daimler-Benz DB 601F х 1350 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 495
— на высоте: 563
Практическая дальность, км: 1200
Максимальная скороподъемность, м/мин: 652
Практический потолок, м: 10900
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— две 20-мм пушки MG FF со 180 снарядами на ствол;
— четыре 7,9-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол;
— один 7,9-мм пулемет MG 15 с 750 патронами в задней части кабины.
— бомбы до 700 кг (1200 кг в перегрузе).

Достоинства: вооружение, универсальность.
Недостатки: небольшой радиус действияи общее устаревание машины.

№3. Петляков Пе-3. СССР, 1941.



Вот уж воистину, неисповедимы пути некоторых самолетов! Прототип самолета «100» проектировался и строился как высотный истребитель. При запуске самолета в серию его перепрофилировали в пикирующий бомбардировщик. Из которого снова сделали истребитель, правда, ночной. Который после снова переделали в истребитель-бомбардировщик.

Вот кто скажет, что Петляков не гений?

1941-й год и ночные налеты немцев на города показали необходимость в ночном истребителе. И особенно – с большим радиусом действия, то есть, способном барражировать в определенном районе.

Немецкие бомбардировщики шли к Москве без истребительного прикрытия, считалось, что ВВС РККА уже все. В этих условиях важнейшими свойствами для перехватчика стали большая продолжительность полета, мощный огонь и хороший обзор для экипажа. Такие свойства наиболее легко можно было реализовать при использовании двухмоторной двухместной схемы машины.



Вообще у командования ВВС РККА был очень большой выбор самолетов. Именно такую схему имели истребители, разработанные Таировым (Та-3), Микояном и Гуревичем (МиГ-5), Поликарповым (ТИС), и Грушиным (Гр-1). Самолет Таирова был даже рекомендован к серийному производству на совместном совещании руководства Наркомата авиационной промышленности и ВВС Красной Армии еще 4 июня 1940 г., в тот самый день, когда было принято решение о серийном производстве бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2. Однако на деле Та-3 в серию не попал из-за целого ряда объективных и субъективных причин.

А летом 1941 г. барражирующий перехватчик, предназначенный для борьбы с бомбардировщиками и разведчиками противника, стал нужен как воздух. Сделать такой самолет быстро можно было только на базе серийной машины. Тут-то и вспомнили об истребительном прошлом фронтового бомбардировщика Пе-2.



С целью максимальной унификации машины с серийно строившимся пикирующим бомбардировщиком Пе-2 было принято решение изменить лишь самый минимум узлов и агрегатов.

Дополнительное наступательное вооружение разместили на месте прежнего бомбоотсека: одна пушка ШВАК и два пулемета БК в единой батарее. Оставили (по какому-то наитию) и бомбардировочное вооружение. Реактивное вооружение включало шесть пусковых установок для снарядов PC-132 (по три под каждой консолью), а бомбардировочное — два держателя МДЗ-40 для бомб калибром до 500 кг.

Интересно сравнить летно-технические данные Пе-3 с характеристиками близкого по конструкции и назначению немецкого истребителя Bf.110C с моторами DB601A. При практически одинаковой дальности, скорости полета у земли (445 км/ч) и времени набора высоты 5000 м (8,5-9 мин), «мессершмитт» был на 1350 кг легче и обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости (он выполнял вираж на высоте 1000 м за 30 с, а Пе-3 — за 34-35 с).

Носовая батарея оружия из четырех пулеметов MG17 и двух пушек MG/FF обеспечивала массу секундного залпа примерно в полтора раза большую, чем у Пе-3. Вместе с тем, на границе высотности мотора советский истребитель был несколько быстроходнее своего германского оппонента. Впрочем, к осени 1941 г. германские авиазаводы перешли на выпуск Bf 110E с более мощными моторами DB601E, что обеспечивало некоторое преимущество в скорости уже «мес-сершмитту».

Самое интересное началось, когда немцев от Москвы отбросили и бомбить по ночам отучили. Пе-3 моментально стали именно истребителями-бомбардировщиками. По отработанной схеме на самолеты сажали пилотов с Пе-2 и СБ – и все! Да, бомбить с крутого пикирования Пе-3 не мог из-за отсутствия воздушных тормозов, но бомбить с горизонтального полета – вполне. Плюс неплохое курсовое вооружение.

ЛТХ Пе-3



Масса, кг
— пустого самолета: 5730
— взлетная: 7860
Двигатель: 2 х М-105Р х 1050 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 442
— на высоте: 535
Практическая дальность, км: 2150
Боевой радиус действия, км: 1500
Максимальная скороподъемность, м/мин: 556
Практический потолок, м: 8600
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— одна 20-мм пушка ШВАК;
— два 12,7-мм пулемета БК;
— один 12,7-мм пулемет БТ и один 7,62-мм пулемет ШКАС оборонительные;
— бомбы 2 х 250-кг под фюзеляжем и 2 х 100 под мотогондолами.

Достоинства: универсальность, унификация с Пе-2, вооружение.

Недостатки: слабые моторы, отсюда скорость и маневренность оставляют желать лучшего.

Очень, признаюсь, сложно сравнивать Ме.110 и Пе-3. По многим показателям немец вроде бы лучше будет. И быстрее, и выше, и бойчее. И пулеметов побольше. Но если так, то два крупнокалиберных БК ну ничуть не хуже не самой роскошной немецкой пушки MG-FF. Ну так себе она была.

А если говорить о живучести, то тут Пе-3 однозначно покруче будет, ибо тот же БК (БТ – турельный вариант) и ШКАС будут во много раз предпочтительнее MG-17.

Так что вот ставлю нашего выше. Возможно, интуитивно, но ничего поделать не могу.

№2. Lockheed P-38E/F Lightning. США, 1941.



Вот он, красавец-оригинал. Р-38 стал первым в мире принятым на вооружение истребителем с турбокомпрессором и гидроусилителями в системе управления. На момент своего создания это был самый скоростной и дальний истребитель во всем мире.

Необычная схема двухбалочного самолета со среднерасположенным крылом и моторами, находящимися в передней части каждой из балок, была выбрана не случайно. Такая схема на истребителе обуславливалась техзаданием, которое невозможно было выполнить при использовании традиционной одномоторной компоновки. К двухмоторной схеме конструкторов заставили обратиться требования по максимальной скорости, дальности полета и скороподъемности.

Получилось. Плюс обкатали кучу новинок.



Р-38 широко применялись ВВС США в годы Второй мировой войны, особенно активно на Тихом океане, а также Китайско-Бирманско-Индийском театре военных действий.

На юго-западном тихоокеанском театре боевых действий эти самолеты вообще прослужили основным истребителем дальнего действия практически до окончания войны. Только когда в ВВС поступил P-51D Mustang, Р-38 отправили на пенсию.

Стоит отметить, что именно на Р-38 «Лайтнинг» летали двое самых результативных летчиков-истребителей в истории военной американской авиации — Томас Макгуайр (38 сбитых самолетов) и Ричард Айра Бонг (40 сбитых самолетов). Также на этом самолете летал автор «Маленького принца», известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который погиб в полете над Средиземным морем летом 1944 года.

Есть на счету истребителей P-38 и очень дерзкая операция по ликвидации прославленного японского адмирала Ямамото. 17 апреля 1943 года над одним из островов в Тихом океане 18 истребителей «Лайтнинг» атаковали и сбили бомбардировщики G4M, на одном из которых летел известный адмирал, а также истребители «Зеро» из состава его прикрытия. В результате этой атаки адмирал погиб, для японского императорского флота это была невосполнимая потеря.

Нельзя сказать, что карьера Р-38 в качестве истребителя сопровождения была успешной.

Проигрывая и Ме.109 и FW.190 в скорости и маневре, Р-38 имел примерно такой же «успех», как Ме.110 в «Битве за Британию».

Тем более, когда речь шла о противостоянии сверхманевренным японским самолетам. Тем не менее, «Лайтнинг» провоевал так почти всю войну. Янки, они тоже могли, когда было надо.



А вот способность лететь далеко, да еще прихватить с собой бомбы, была оценена по достоинству. Этот вариант бомбовой нагрузки (1-2 бомбы весом до 900 кг) при полетах на сравнительно небольшую дальность стал типичным для европейских Р-38 в 1944 г.

ЛТХ Р-38F



Масса, кг
— пустого самолета: 5450
— максимальная взлетная: 8172
Двигатель: 2 х Allison V-1710-49/50 х 1225
Максимальная скорость, км/ч: 626
Крейсерская скорость, км/ч: 482
Практическая дальность, км
— с ПТБ: 2816
— без ПТБ: 1372
Cкороподъемность, м/мин: 763
Практический потолок, м: 11 890
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
— одна 20-мм пушка;
— четыре 12,7-мм пулемета;
— две 454-кг бомбы или 6 х 114-мм НУРС

Достоинства: скорость, вооружение, высота, практическая дальность.
Недостатки: тяжеловат в маневре, отсутствует защита задней полусферы.

№1. De Havilland Mosquito FB. Великобритания, 1942.



«А давайте подвесим им бомбы!». Не знаю, кто это сказал, но у джентльменов сказал – делай. Так в качестве эксперимента несколько истребителей «Москито» F.II оборудовали двумя подкрыльевыми держателями для 113-кг бомб.

Выяснилось – самое то. Скорость самолета с бомбами уменьшилась всего лишь на 15 км/ч, а с одними бомбодержателями — на 8 км/ч. Так началась история самой массовой модификации "Москито" — истребителя-бомбардировщика FB.VI.

Да, к тому времени «Москито» уже вызывали скрежет зубовный у немцев, но лучшее всегда было врагом хорошего. Атаки неприятельских аэродромов и железнодорожных составов выявили недостаточную мощь четырех 20-мм пушек. Усиления вооружения можно было добиться путем подкрыльевой подвески пары 227-кг бомб либо применением реактивных снарядов. Кроме того, уменьшив емкость фюзеляжного бензобака до 227 л, удалось восстановить небольшой бомбоотсек, в котором могли разместиться еще две 227-кг бомбы.

Истребители-бомбардировщики «Москито» действовали в качестве так называемых «интрудеров» и «рейнджеров». Первые наносили бомбовые удары по железнодорожным составам и аэродромам на территории оккупированной третьим рейхом Бельгии, Франции и Нидерландами. Вторые работали точечно по наиболее важным объектам в режиме максимальной маскировки и радиомолчания.



С весны 1944-го «Mosquito» начали применяться преимущественно в ночное время, так как при операциях днем несмотря на высокую скорость, потери были значительными. Восемь эскадрилий, включенных в состав Легких ночных ударных сил, эксплуатировали главным образом самолеты модификации В Mk.XVI, а также В Mk.XX и Mk.25 канадского производства. Британские заводы не успевали строить самолеты, пришлось подключить союзников. Вплоть до конца войны они действовали над территорией Германии — например, в марте 1945 года Берлин 27 раз подвергался налетам Легких ночных ударных сил.

В чем прелесть этого самолета? В его универсальности и способности точно отработать по цели. Да, «Мосси» не зря называли мастерами точечных ударов. Так вышло, что самолет был прекрасно для этого приспособлен. Плохо уловимый радарами (деревянная конструкция), быстрый, маневренный, прекрасно вооруженный.



Надо устроить террор на железнодорожных путях? Не вопрос. Надо уничтожить мост? Штаб? Завод? И здесь реально главные составляющие – точность и безнаказанность.

Да, американцы были вполне в состоянии решить такие задачи. Послав 50 «крепостей» под прикрытием 50 «Мустангов» и выбомбив в пыль несколько квадратных километров. «Москито» решали это более изящно, уничтожая то, что надо уничтожить.

Винтовка снайпера в сравнении с крупнокалиберным пулеметом. Лучший двухмоторный истребитель-бомбардировщик.

ЛТХ Mosquito FB Mk.VI



Масса, кг
— пустого самолета: 6506
— максимальная взлетная: 10096
Двигатель: 2 х Rolls-Royce Merlin 25 х 1800 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 611
Крейсерская скорость, км/ч: 410
Практическая дальность, км: 2985
Максимальная скороподъемность, м/мин: 870
Практический потолок, м: 10060
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— четыре 20-мм пушки British Hispano;
— четыре 7,7-мм пулемета;
Бомбовая нагрузка:
2 х 227-кг бомбы и 2 х 113-кг бомбы или
2 х 113-кг бомбы и 8 НУРС или
4 х 227-кг бомбы в перегрузе.

Достоинства: вооружение, скорость, высота.
Недостатки: не замечено.

В принципе, на этом можно закончить тему истребителей-бомбардировщиков Второй мировой войны. Дальнейшее развитие класс получил уже на реактивных двигателях, и это уже совершенно другая история. Но главное, что именно тогда произошло четкое разделение для конструкторов. Истребитель-бомбардировщик работает от скорости и высоты, штурмовик – от брони и на малых высотах. Не сильно эти постулаты изменились сегодня.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    18 января 2019 08:55
    "Вообще, кому первому и в какой стране пришло в голову, что двухмоторный самолет в качестве ИБ – это круто, сказать очень сложно. Хотя было бы интересно разобраться."

    Как вариант - двухместный двухмоторный опытный тяжелый истребитель Ponnier P.1. 1915 год, Франция. Конструктор Луи Альфред Понье. Предназначался для борьбы с бомбардировщиками и дирижаблями.
    1. 0
      19 января 2019 00:55
      Пару слов хочется дополнить про P-38 «Lightning». Он стал первым в мире принятым на вооружение истребителем с турбокомпрессором и гидроусилителями в системе управления. На момент своего создания это был самый скоростной и дальний истребитель во всем мире. И наконец, P-38 был единственным самолётом, выпускавшимся серийно в США на всём протяжении войны. hi
  2. +3
    18 января 2019 09:06
    Спасибо за серию статей!
    Почему-то осталось впечатление, что третья (заключительная) часть осталась за менее удачными машинами.
    С выводом:
    [quote][/Но в целом работы по созданию таких самолетов прекратились приблизительно на рубеже 1943-44 годов, когда в странах-участницах появились двигатели, перешедшие рубеж в 2000 л.с. и позволившие появиться ударным самолетам, о которых речь шла во второй части предыдущего обзора.quote] согласен.
  3. +5
    18 января 2019 09:20
    hi ...№4. Messerschmitt Bf.110С
    ...довольно большая часть выпущенных самолетов работала именно как истребители-бомбардировщики.
    1. +1
      20 января 2019 00:57
      Добавлю ещё игровое с музыкой: https://www.youtube.com/watch?v=mEeXqp_jaMQ
  4. +4
    18 января 2019 09:23
    Глобус растет, а сова трещит по швам. Роман, надо было остановиться не начиная первую часть.

    Достоинства: хорошее вооружение.вооружение, универсальность,универсальность, унификация с прародителем, вооружение, скорость, вооружение, высота, практическая дальность,вооружение, скорость, высота. Достоинства:не замечено.
    Недостатки: тяжелый, двигатели слабые. Отсюда отвратительные ЛТХ и печальное боевое применение, тяжеловат в маневре, отсутствует защита задней полусферы,слабые моторы, отсюда скорость и маневренность оставляют желать лучшего,Недостатки: не замечено.

    - Вот так можно было написать про все приведенные в этой части самолеты . И пусть в комментариях рвут друг друга, доказывая обратное. laughing

    Очень, признаюсь, сложно сравнивать _____ и _____. По многим показателям ____ вроде бы лучше будет. И быстрее, и выше, и бойчее. И пулеметов побольше. Но если так, то __________ ну ничуть не хуже _________. Ну так себе она была.

    А если говорить о живучести, то тут _______ однозначно покруче будет, ибо тот же __________ будут во много раз предпочтительнее______.

    Так что вот ставлю нашего выше. Возможно, интуитивно, но ничего поделать не могу.
    Чрезвычайно глубокий анализ эффективности двухмоторных ИБ ( "ИБ" - классификация автора, не моя!). Капцов отдыхает. Рейтинг объективен.

    Истребитель-бомбардировщик работает от скорости и высоты
    - от "высоты"- это трэш! laughing

    В принципе, на этом можно закончить тему истребителей-бомбардировщиков Второй мировой войны.
    - лучше было не начинать. цикл статей получился достойным 1-го апреля.

    100500-
  5. +1
    18 января 2019 09:40
    Пе-2 красавчик.
    Есть хорошая книга- Пикировщики,Цупко.
    1. +4
      18 января 2019 20:22
      согласен пе-2 красавчик :трудноуправляем,низкая бомбовая нагрузка,малая дальность,слабое вооружение вперед ,скорость 540 а не580 как пишут,то есть ниже чем у более тяжелого ту-2 нашего лучшего бомбера 2 ой мировой,как жаль запустили поздновато
      1. -1
        21 января 2019 08:12
        Ты так хорошо осведомлен о их недостатках, как будто ты воевал на пе или хочешь облить грязью .В воспоминаниях пилотов этого нет, так ,что свои субъективные оценки оставь при себе.
  6. +11
    18 января 2019 09:47
    Вы с Капцовым сговорились, да?

    Какой такой истребитель из Москито? Кого он истреблял в воздухе? Это шикарный бомбардировщик.
    Если лучший двухмоторный истребитель с возможностью наносить бомбовые удары, то Лайтнинг, тут вариантов нет.
    Черную вдову сюда вставлять некорректно, эта машина появилась слишком поздно. Да и называть ее истребителем как то не айс. Максимум ночной истребитель. А вот бомбардировщик очень даже неплохой.

    P.S. Где Бофайтер?
    1. +2
      18 января 2019 10:21
      Москито использовался как истребитель. как минимум в роли ночника он летал.
    2. +3
      18 января 2019 11:50
      Цитата: demiurg
      Какой такой истребитель из Москито? Кого он истреблял в воздухе?

      Ночной и дальний истребитель:
      Когда 1 марта 1940 года документы подтвердили решение строить параллельно опытные и серийные самолеты, фактически был дан заказ на 50 DH.98, но все они как один строились в соответствии с заданием В. 1/40 как бомбардировщики-разведчики. В июле 1940 года наконец было одобрено решение внести в эту партию прототип истребителя. Для этого было подготовлено задание F.18/40, определяющее роль "Москито" как ночного истребителя для обороны метрополии и рейдера. Был также проявлен интерес к дальнему истребителю для сопровождения конвоев, который помог бы в защите жизненно важных для Великобритании судоходных линий от пиратствующих Фокке-Вульфов FW 200 "Кондор". В обоих случаях предлагалось установить вооружение из четырех 20 -мм пушек спереди в нижней части фюзеляжа и четыре 7,7-мм пулемета "Браунинг" в носу.
      (...)
      Первая эскадрилья, вооруженная истребителями "Москито", 157-я, была сформирована на авиабазе Дебден в декабре 1941 года, но ее самолеты были отправлены в ремонтные подразделения для установки радиолокаторов и до апреля 1942 года эскадрилья не могла начать ночные операции на необорудованных "Москито". После установки радаров они получили обозначение F.Mkll. В этом же месяце 141-я стала второй эскадрильей на ночных истребителях "Москито", сдав свои "Дифайэнты". За ней через несколько дней последовала 264-я, тоже летавшая на "Дифайэнтах". По мере того, как постоянно увеличивалось производство, на истребители "Москито" планомерно переводились другие эскадрильи.
      1. +2
        18 января 2019 11:58
        И сравним его как истребитель с лайтнингом.
        Сравниваются в первую очередь истребители, с функцией бомбардировщика.
        1. +4
          18 января 2019 12:08
          Цитата: demiurg
          И сравним его как истребитель с лайтнингом.
          Сравниваются в первую очередь истребители, с функцией бомбардировщика.

          А вот это уже другой вопрос. smile
          Я Вам больше скажу - истребитель-бомбардировщик "Москито" был получен не из истребителя, а из бомбера:
          Прототип нового истребителя-бомбардировщика был получен в Хэтфилде переделкой бомбардировщика "Москито" MkIV. Первый полет был проведен 1 июня 1942 года.
          1. +2
            19 января 2019 00:37
            Если быть точнее то Москито вообще проектировался и строился как разведчик при полном отсутствии вооружения
    3. 0
      18 января 2019 20:24
      на счет москито вы не правы,а бьюфайтер по абсолютно всем ттх проигрывает мосси
      1. 0
        19 января 2019 22:42
        Что никак не умаляет вклада Бо в итоги воздушной ВМВ.
    4. +1
      18 января 2019 22:57
      Цитата: demiurg
      Какой такой истребитель из Москито? Кого он истреблял в воздухе?

      Только куче сбитых немецких ночных истребителей такого не говорите. После введения плотного эскорта из "Москито" для ночных рейдов потери бомберов снизились в разы.
      1. 0
        19 января 2019 22:45
        Витгенштейна сбил, по немецким данным, именно Москито.
        Ну и Гая Гибсона, с другой-то стороны, тоже на Москито угробили, ночью.
        Вельтер на ФВ, емнип.
    5. 0
      19 января 2019 22:39
      Вот я тоже удивился: а где Бофайтер?
      Или я что-то пропустил?
    6. 0
      20 января 2019 12:07
      Какой такой истребитель из Москито? Кого он истреблял в воздухе? Это шикарный бомбардировщик.

      Ночные истребители "Москито" ,оснащенные РЛС, кошмарили авиационную составляющую ПВО Рейха.
      P.S. Где Бофайтер?

      А вот этот вопрос поддерживаю. ГДЕ?
  7. +5
    18 января 2019 09:53
    Me 410 что то вниманием обошли.
    1. +12
      18 января 2019 09:59
      P.S. Где Бофайтер?

      Me 410 что то вниманием обошли.

      Уважаемые, мы слишком много хотим от автора. Он и про свою градацию 1939-43/1943-45 уже забыл, как уж тут помнить про все двухмоторники ВМВ, использовавшиеся как ударники? Сделайте скидку! Эта статья не носит энциклопедического характера. Мысли автора "на тему", не более.
      1. +9
        18 января 2019 10:43
        Да просто автор вспомнил какую-то итальянскую фигню с крыльями и не вспомнил бофайтера и 410.
        Уж они то точно получше этой бреды 88 smile .
        1. +2
          18 января 2019 10:57
          Автору надо для начала определиться с критериями сравнения, а уж потом пытаться донести свои мысли , почему та или иная машина лучше/хуже.
          Капцов со Скомороховым близнецы-братья. laughing
          1. +11
            18 января 2019 11:00
            Ну вот не надо этого...
            Капцов в не конкуренции laughing
            1. +3
              18 января 2019 11:02
              Роман стремительно его нагоняет. Еще пара таких "частей", и они пойдут "ноздря в ноздрю". Главное, модерацию по грамматике и копипасту пройти. Но с этим у них, похоже, проблем нет.
              1. +1
                18 января 2019 11:06
                Ну хотя бы в техническом плане статья грамотная. Выводы аргументирует. Не возникает ощущения что автор какую то ересь, высосанную из пальца, пишет по велению левой пятки.

                P.S. Я сам тот еще теоретег smile
                1. +2
                  18 января 2019 11:26
                  в техническом плане статья грамотная
                  ???? Грамотно скопипасчены ТТХ или грамотно сделан анализ эффективности? Или грамотно сделана подборка самолетов? ????
                  1. +1
                    18 января 2019 11:35
                    Ну так это на мой нубский взгляд. Копипастить тоже надо уметь smile

                    Рейтинг не понравился совсем. Прошлые статьи на эту тему были лучше.
                    Эта какая то скомканная что ли. Автор повторяет ошибку о которой сам же и писал сравнивает слишком разные самолеты по времени. В общем намешал мух и котлет. Забыл интересные самолеты почему то request

                    Повторюсь. Статья хотя бы читаема)
                    1. +4
                      18 января 2019 11:39
                      Ну или не по времени, хз как выразиться smile . Что в этом рейтинге Breda Ba.88 «Lince» делает вообще не понимаю.
                      1. +1
                        18 января 2019 11:42
                        Оооо сообразил!

                        В рейтинге самолеты разных поколений, потому он и выглядит каким-то не таким
                    2. 0
                      18 января 2019 12:49
                      сравнивает слишком разные самолеты по времени. В общем намешал мух и котлет. Забыл интересные самолеты почему то
                      - Это технически грамотно? wink
                      Статья хотя бы читаема)
                      - Не читайте за завтраком советских газет! (с)
      2. 0
        19 января 2019 22:47
        Но и хоть за это Роману - спасибо!
        good
    2. +9
      18 января 2019 10:43
      Цитата: Flamberg
      Me 410 что то вниманием обошли.

      Только ли? А Me.262A-2 «Штурмфо́гель» ?
      1. +2
        18 января 2019 10:45
        Тоже верно! +1
      2. +3
        18 января 2019 13:41
        Цитата: svp67
        А Me.262A-2 «Штурмфо́гель» ?
        Раз, "пошла такая пьянка", надо и двухмоторный Dornier Do 335 "Pfeil" вспомнить. Кстати, Do-335, в качестве истребителя-бомбардировщика, мог брать до 1000 кг бомб, в то время как Me-262 - не более 500 кг.
        1. +1
          18 января 2019 14:44
          Вот только фактов его боевого применения кот наплакал. Не успел он выйти из стадии освоения летным составом
    3. 0
      18 января 2019 20:27
      ме-410 это всетаки перехватчик
  8. +3
    18 января 2019 11:23
    И ниша получилась вполне вменяемая, соответственно, фактически все страны отметились в плане разработки и принятия на вооружение таких самолетов.
    Исключение составили только Япония и Франция. Японцы имели несколько проектов, более чем интересных, но не стали их реализовывать из-за своего слишком уж классического подхода. А Франция, когда-то бывшая законодателем авиамоды, просто очень быстро закончилась в той войне, так что о ее самолетах даже говорить как-то неудобно.

    И тем не менее, именно Франция была одним из родоначальников "моды" на многофункциональный лёгкий двухмоторный истребитель-бомбардировщик-штурмовик-разведчик. Я говорю о небезызвестном семействе Potez 630/631/633/637/63.11.
    1. +1
      18 января 2019 12:16
      Так кроме Потезов 630-го семейства, у французов были еще Бреге-693...
      1. +3
        18 января 2019 22:59
        Цитата: ангел-истребитель
        Так кроме Потезов 630-го семейства, у французов были еще Бреге-693.

        Кстати, очень верно подмечено. Но проблема в том, что боевой век этих машин оказался во Вторую Мировую очень короток...
  9. +4
    18 января 2019 11:30
    А если говорить о живучести, то тут Пе-3 однозначно покруче будет, ибо тот же БК (БТ – турельный вариант) и ШКАС будут во много раз предпочтительнее MG-17.

    Живучесть Пе-3 была абсолютно неудовлетворительной:
    Отсутствие бронирования спереди означало полную незащищенность экипажа от оборонительного огня противника. В докладе командира 95-го СБАП полковника С.Пестова отмечалось, что если броню не установить, то «полка не хватит и на две атаки». Такую же точку зрения отстаивал и командир эскадрильи капитан А.Жатьков, направивший письмо прямо секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову.
    «Являясь командиром авиационной эскадрильи, я хочу посвятить Вас в вопросы недоброкачественности самолетов, поступающих на вооружение ВВС-, – начиналось письмо. Далее Жатьков перечислил большую часть недостатков Пе-3, которые ранее отмечались в отчете по испытаниям НИИ ВВС. По мнению летчика, помимо брони, на истребитель следовало срочно установить пушку ШBAK и заменить верхнюю установку штурмана со ШКАСом на турель с крупнокалиберным пулеметом БТ. Свой «крик души» Жатьков закончил словами: «Летчики наши готовы воевать на любой машине, в том числе и на этой, но нам слишком дороги сейчас люди и машины, и за малую кровь противника нет смысла жертвовать».

    Пришлось срочно делать Пе-3бис.
  10. +1
    18 января 2019 12:44
    ...а некоторые (FW-187, например) могли в плане маневра соперничать и с одномоторными коллегами.

    Некоторые может и могли но
    Первый опытный образец FW 187V1 с 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Jumo 210D (680 л.с.) был облетан 10 апреля 1937 г., второй — 14 июня 1937 г., третий — в июле 1938 г. «Фальке» показал прекрасные летные данные, превосходя по скорости и скороподъемности одномоторный Bf 109 с аналогичным двигателем.

    Превосходил по скорости и скороподъёмности Bf-109D если уж быть точнее , но не по горизонтальной маневренности, а вот "Эмилю" уже уступал по этим показателям. Кстате всего то 187-х было выпущенно 9 штук, поэтому пример так себе.
  11. +3
    18 января 2019 12:49
    hi ...Петляков Пе-3
    Lockheed P-38E/F Lightning. США, 1941.
    De Havilland Mosquito FB

    Производство всех комаров составило 7 781, в том числе 1117 построенных в Канаде и 228 в Австралии.
  12. +1
    18 января 2019 13:22
    ...вопрос о целесообразности применения двухмоторного истребителя-бомбардировщика, который уступал «Тандеру» в скорости и маневре как бы отпадал сам собой.

    Хорошо, а тогда как-же быть с Р-38 который "Лайтнинг"? Да по скорости он немного уступал Тандерболту, зато по бомбовой нагрузке превосходил -2 Х 908 кг=1816кг, против 2 Х 454кг + 1 Х 227кг=1135 кг у Р-47...И вопрос по целесообразности производства Р-38 до конца войны не возникал...
  13. +4
    18 января 2019 14:14
    Весьма интересный обзор, правда действительно спорный, как и отмечал сам автор.
    Цитата: Роман Скоморохов
    №5. Breda Ba.88 «Lince»
    Лично моё мнение - вообще этот самолёт надо ставить в антирейтинг.

    Цитата: Роман Скоморохов
    В качестве истребителя его били на всем Западном фронте, от Норвегии до Британии.
    Вот не любите Вы Ме-110, что говорить, прям сильно так. request Для информации - соединения Ме-110 в начале войны несли только единичные потери, и с успехом громиили всё что надо. Первый срыв - это только "Битва за Англию". Потом - снова успех - над Грецией, Югославией, Северной Африкой и в СССР (и в первую очередь как истребитель-бомбардировщик", "разрушитель").

    Цитата: Роман Скоморохов
    Но постепенно, перейдя в ночные истребители, 110-й добился там если не успехов, то некоторой реабилитации.
    Уважаемый Роман, ну как же? основа воздушной немецкой ПВО всю войну, просто базовая основа, и в этой роли не только реабилитация, но просто суперэффективность ! (и вынужденная мера - отзыв соединений с Восточного фронта именно по причине крайней необходимости прикрыть небо Рейха).

    Цитата: Роман Скоморохов
    Немецкие бомбардировщики шли к Москве без истребительного прикрытия, считалось, что ВВС РККА уже все.
    да нет же, просто небыло близко аэродромов для истребителей + когда налёты ночью, то эскорта и нужно было, в СССР небыло развитой ночной истребительной авиации.

    Цитата: Роман Скоморохов
    Но если так, то два крупнокалиберных БК ну ничуть не хуже не самой роскошной немецкой пушки MG-FF.
    Про комплекты "рустзатц" типа мы ничего не знаем и ничего о них не пишем, хотя вели даже полемику в некоторых моих статьях на эту тему. laughing

    Цитата: Роман Скоморохов
    Проигрывая и Ме.109 и FW.190 в скорости и маневре, Р-38 имел примерно такой же «успех», как Ме.110 в «Битве за Британию». Тем более, когда речь шла о противостоянии сверхманевренным японским самолетам. Тем не менее, «Лайтнинг» провоевал так почти всю войну.
    Вообще тема непонятна - отличный самолёт, единственный минус - в начале войны, пока невыработали тактику против "Зеро" - дальше - "японский ужас" (у самих "требователей Курильских островов" его прозвище было "двухвостый дьявол", наверное не просто так, да ?)

    Цитата: Роман Скоморохов
    С весны 1944-го «Mosquito» начали применяться преимущественно в ночное время, так как при операциях днем несмотря на высокую скорость, потери были значительными
    Да, "Москито" наверное лучшее воплощение концепции истребитель-бомбер. И для немцев очень неприятным сюрпризом стал. С весны 44 на ночные миссии по простой причине - потери были минимальные, просто появилось у союзников масса самолётов, которые стали действовать днём.
    1. 0
      18 января 2019 17:34
      Цитата: Ратник2015
      Для информации - соединения Ме-110 в начале войны несли только единичные потери, и с успехом громиили всё что надо. Первый срыв - это только "Битва за Англию".

      Это не срыв. Это первая встреча с относительно равным противником, имеющим нормальную систему ПВО. Как только "стодесятые" решили использовать в роли дальних истребителей против "неразмягчённого" противника (северные ИАГ RAF на Острове были ограблены в пользу Южных, но зато их базы ударам не подвергались) - так тут же выяснилось, что двухмоторники не играют даже против "харрикейнов".
      1. +1
        18 января 2019 23:01
        Цитата: Alexey RA
        Это первая встреча с относительно равным противником, имеющим нормальную систему ПВО

        Немного даже поправлю - более сильным в воздухе противников, имевшим лучшую в мире систему ПВО на тот момент. Странно было не сорваться в таких условиях... И далее на иных ТВД 110е вполне успешно воевали до 1943 года, когда целиком перешли в ПВО уже Рейха.
  14. +1
    18 января 2019 15:39
    Автору большое спасибо за статью. Но в данной статье не нашел отражение еще один участник ВОВ в лице двухмоторного А-20 Havoc. Хорошая и надежная машина. У меня на таком самолете дед летал.
    1. +3
      18 января 2019 15:53
      Спорно... Но а20 скорей лёгкий бомебер, пусть меня поправят если я не прав
    2. +1
      18 января 2019 17:55
      Цитата: Шура026
      Но в данной статье не нашел отражение еще один участник ВОВ в лице двухмоторного А-20 Havoc.

      Так А-20 - это не истребитель-бомбардировщик, а довольно редкий для USAAF класс - штурмовик.
    3. +3
      18 января 2019 22:54
      Цитата: Шура026
      Но в данной статье не нашел отражение еще один участник ВОВ в лице двухмоторного А-20 Havoc. Хорошая и надежная машина. У меня на таком самолете дед летал.

      Американцы его да, иногда юзали как тяжёлый штурмовик, но не истребитель-бомбардировщик точно, а в ВВС РККА он использовался вообще как тяжёлый бомберадировщик, и пилоты его да, любили (респект Вашему деду однозначно !).
      1. +1
        19 января 2019 23:01
        У Драбкина есть захватывающая глава о Бостоне- торпедоносце.
        Пацаненок 20 лет(фамилия вылетела из головы), Герой Советского Союза. Гонял А-20 по ленд-лиз-трассе, потом топил немцев на Балтике.
        Сросся с машиной, делал на ней все, что хотел.
        Найду книгу - перечитаю!
  15. 0
    18 января 2019 16:23
    Дальнейшее развитие класс получил уже на реактивных двигателях, и это уже совершенно другая история.

    (Плаксиво) - А как же F7F Tigercat? Он до реактивных был, на 2МВ не попал, но был же?
    Он такой... такой... такой красивый... (Рыдания)
    1. +2
      18 января 2019 22:56
      Цитата: Дырокол
      (Плаксиво) - А как же F7F Tigercat? Он до реактивных был, на 2МВ не попал, но был же?
      Он такой... такой... такой красивый...

      Да, редко вспоминаемая машина, поражающая совершенством аэродинамических форм... Но в Корее отметились всё же, как штурмовики именно.
    2. 0
      19 января 2019 05:28
      Цитата: Дырокол
      А как же F7F Tigercat

      В одной учебной эскадрилье КМП на континенте, ЕМНИП.
      По такой логике и Ласточку с Метеором можно в двухмоторный ИБ прописать. Были же, и воевали более чем.
  16. 0
    18 января 2019 17:13
    "Двухмоторный" Су-24 (изд. Т-6) сначала продвигали как "штурмовик", потом как фронтовой бомбардировщик. А, казалось бы, него всё есть для того, чтобы считать его истребителем-бомбардировщиком: манёвренность, стрелково-пушечное, "ракетно-бомбовое" вооружение, а также управляемые ракеты "воздух-воздух".
    Сколько ресурсов было затрачено на беспилотное огибание рельефа местности на малой высоте полёта.
    По факту: в Сирии его использовали почти исключительно как средство транспортировки и бросания одной-двух неуправляемых авиабомб в навигационно-спутниковом (автоматическом) режиме бомбометания, а применение УР и АБ с лазерным и телевизионным наведением до сих пор является крупной проблемой. В итоге разработано, произведено, установлено на самолёт много бесполезного (вредного) оборудования.
    Аналогично с Су-34 - что это? Истребитель-бомбардировщик, штурмовик, а может дальний (или даже стратегический!) бомбардировщик?
    Перед ВМВ мировая военная авиация испытывала влияние (или очарование) различных доктрин и авторитетов, что сказалось на разработках. Противоречие между располагаемой мощностью двигателя и желанием летать выше, быстрее, дальше, установить на борту мощное вооружение привело к появлению двухмоторных "истребителей". В ходе боевых действий выяснилось, что они не очень способны побеждать одномоторные истребители в манёвренном воздушном бою, поэтому их и приспособили для ударных задач в агрессивной войне против заведомо более слабого противника. "Москито" же вообще много использовались как высотные скоростные и дальние разведчики. Яковлев попытался создать советский аналог "Москито", получился Як-4 или ББ ("Ближний бомбардировщик"), который однако практически не производился. Пе-2, -3, скорее всего, сделаны на основе закупленного в Германии накануне войны Bf-110. Получалось не очень, чтобы очень.
    Мериканцам же, вступившим в войну перед её концом, фронтовые истребители были практически уже не нужны, а вот дальние истребители сопровождения очень даже нужны, поскольку большую часть войны они бомбили города Германии, в основном, с территории Англии. Второй фронт был открыт, когда бомбардировочная авиация Германии уже была практически уничтожена. Разрабатывать лёгкие фронтовые истребители против сильно ослабленного противника не было смысла - при необходимости брали числом. Все оставшиеся силы немцев были брошены на защиту городов от массированных бомбёжек англосаксонской авиации ("воинов света"). Понятно, почему двухмоторные относительно тяжеловооружённые "истребители" были довольно сильно востребованы на "тёмной стороне".
    Хорошего двухмоторного самолёта у СССР не было, впрочем, как и одномоторного. Самые продвинутые истребители и фронтовые бомбардировщики на вооружение авиации РККА поступили от союзников по ленд-лизу.
    Любой летательный аппарат (включая вертолёт) можно, при определённых условиях, использовать как против воздушных, так и против наземных целей. А эффективность применения будет определяться в зависимости от того, кто решил проблему господства в воздухе и от располагаемых технологий.
    Самыми высокотехнологичными были армии и ВВС США и Великобритании. Немцы им, конечно, сильно уступали, но превосходили всех остальных. Однако войну выиграли не немцы, в русские, хотя от этой победы войны сильно выиграли только США.
  17. -2
    18 января 2019 17:36
    Мессер 110й в начале войны с нами и где то до средины 1942 года был бичом наших сухопутных сил. Если 87й юнкерс так сеье ы пике и чисто поддержка по запросу. Ну или опять таки по запросу сухопутчиков. То 110й был охотником. Куда хочу туда оечу. Что поймал то и наваял. Завалить кого нить ишака первых серий или неопытного 15го да не вопрос. Разбомбить мост или смыться от истребителей? Да не вопрос. Но вот когда небо мы мальца насытили. Их тактика резко поменялась.
    П.С. Физически мне у автора не понятен один посыл? Все приведенные в статье самолеты являлись посредственными в поане ИБ. Ну разве что мессер в начале войны и на восточном фронте. Москит был отличным разведчиком. Но в плане ИБ по факту никаким. Они отсняли пол европы на пленку иза это честь и хвала однако в плане борьбы с наземкой те же американцы дали на порядок больше. Пешка? Без коментов. Чисто ущербный самолет которого не хотели но пришлось выпускать. Пока не было достойной замены. Появление тех же китихоуков как то резко прекратило производство пешки в виде недоистребителя. А да! Лайтинг! Ну так он заработал славу в веде разведчика! Здесь ноу комент. Скорость и дальность. Екзюпери кстати на таком и погиб. Ибо на момент вылета у дойчев было чем догнать!
    1. 0
      18 января 2019 19:33
      Цитата: dgonni
      Екзюпери кстати на таком и погиб.

      Есть версия, которая, впрочем, никогда не будет подтверждена, что Антуан де Сент-Экзюпери, погибнув, решил таким образом избежать встречи с родными и с согражданами, которые сотрудничали с нацистами. Кстати, все члены движения "Свободная Франция" в том числе и генерал де Голль в самой Франции считались дезертирами, нарушившими присягу и подлежали суду военного трибунала.
      1. +1
        19 января 2019 23:08
        Не, блин... Можно говорить и писать что угодно...
        Но тема "Франция, французы и Вторая мировая" похожа на нечто скользкое и нехорошо воняющее... Как бы и где они там не геройствовали.
  18. +2
    18 января 2019 18:09
    Пе-3 моментально стали именно истребителями-бомбардировщиками.
    Причём 1942 ПЕ-3 поступили на вооружение ОМАГ в составе 13-го и 95-го истребительных полков, созданную для прикрытия ленд-лизовских конвоев,шедших в порты Мурманска и Архангельска.
    Пе-3, то есть «Петляков-3», был уже не пикирующим бомбардировщиком, а… двухместным всепогодным истребителем дальнего действия. Но "ОМАГ " ПЕ-3 выполнял не только свои прямые функции как истребителя, но импровизировано использовали как самолёт ПЛО " Но Усенко не развернул Пе-3 курсом на берег, а продолжал лететь на северо-запад, угрюмо пояснил:
    — Посмотрим в последний раз. Может, хоть калоша какая попадется. Обидно возвращаться без ничего…
    «Калошами» летчики прозвали вражеские подлодки. С воздуха, если пристально просматривать толщу воды, можно рассмотреть их в подводном положении. Летчикам 95-го удавалось даже атаковать их. Поэтому теперь все экипажи Пе-3 брали с собой по две противолодочные бомбы ПЛАБ.
    Истребители обогнули передние корабли эскорта, пролетели положенное расстояние вперед, потом удлинили его. Тщетно! Как же не хотелось Константину подчиняться необходимости! Медленно, очень медленно заваливал он машину в разворот, рыская глазами вокруг. И вдруг Лопатин закричал:
    — Есть! Есть, Костя! Она, лодка! Слева от курса бурун от перископа, видишь? «Калоша»!" П.И. Цупко. "Над просторами северных морей"
  19. +1
    18 января 2019 19:02
    В данном случае английские "Москито" были впереди планеты всей. Даже американский Р-38 и то им уступал. Не менее навороченные немецкие Ar-440 серийно не производили, Do-335 произвели слишком мало и слишком поздно.
  20. +1
    18 января 2019 19:50
    Почитав весь цикл я так и не понял, почему автор не рассматривал флотскую авиацию. Там что, самолетов не было? Или они самолетами не считались? Странно все как-то...
    1. 0
      19 января 2019 23:13
      Если авианосная авиация имеется в виду, то там одномоторники были все.
      1. +1
        21 января 2019 10:40
        Ну и прекрасно: их можно было рассмотреть в предыдущих двух выпусках. Там в комментах этого немного коснулись, я уже тут написал, как бы подводя итог
  21. 0
    18 января 2019 20:34
    р-38 всетаки каки р-51 истребители,просто аэродинамика и тяга позволили брать штурмовую нагрузку ,а вот мосси в варианте фб это деревянное чудо, дослужившие до рассвета реактивщиков
    1. 0
      24 января 2019 16:27
      Цитата: rayruav
      каки р-51... аэродинамика

      Аэродинамика на P-51? Это было бревно на небольших скоростях и высоте полета из-за ламинарного крыла.
      У P-38 существовало специальное приспособление для улучшения маневренности.
  22. 0
    18 января 2019 20:48
    Вот ещё парочка звезднополосатых:
    Northrop P-61 Black Widow

    .

    P-82/F-82 Twin Mustang
    1. 0
      22 января 2019 13:13
      Цитата: FreeDIM
      P-82/F-82 Twin Mustang
      P82 это скорее уже после войны было
    2. 0
      24 января 2019 16:24
      На P-61 отсутствует башенка с пулеметами на крыше, скорее всего, агрегат послевоенный.
  23. +4
    19 января 2019 03:05
    Автор, с чего это у японцев не было двухмоторного крупносерийного истребителя? Очень даже был, Ki-45, произведен в количестве 1700 штук и активно применялся всю вокак ИБ. Ну а под конец войны джапы и вовсе кучу проектов двухмоторных ИБ наплодили, просто времени и ресурсов не хватило
    1. +2
      19 января 2019 04:33
      "Японцы имели несколько проектов, более чем интересных, но не стали их реализовывать из-за своего слишком уж классического подхода."
      Kawasaki Ki.45 Toryu - разработка 1939, выпуск 1942 - 1945, выпущено 1700 шт.
      Nakajima J1N1 Gekko - разработка 1939, выпуск 1942 -1944, выпущено 479 шт.
  24. +1
    19 января 2019 11:54
    Довольно ущербный обзор. Конечно Ме110, как без него. Ну а эпохальные, в каком-то смысле, Me.210/Me.410? Концепция многоцелевых самолетов, как-никак. А Hs.129? Здесь можно было обыграть роль французов в создании штурмовиков, моторы ГномРон. А Me.262A-2 Sturmvogel? В новый 1945 уничтожили на аэродроме Эйндховена около 50 Спитфайров и Тайфунов.
    А в целом автор опять не обозначил критерий, по которому он выбрал самолеты. Такое впечатление, что наугад.
  25. 0
    20 января 2019 13:39
    Спасибо за статью. Первое место Москито, может быть, и притянуто, но это изумительный самолёт, мастер на все руки. Так что особых возражений нет.
    А вот Пе-3 в этом списке, наверное, случайный гость. Использование Пе-3 по наземным целям было вынужденной ситуацией конца 1941г. Когда бомбардировщиков катастрофически не хватало и для ударов по фронту применялись в том числе и ДБ-3 (ИЛ-4), что быстро свело возможности дальнебомбардировочной авиации РККА почти к нулю. Полки двухмоторных истребителей как раз должны были сопровождать силы АДД. Крайне необходимы были Пе-3 на флоте (СФ и ЧФ).
  26. 0
    22 января 2019 13:11
    Можно было Westland Whirlwind еще добавить, очень достойный был агрегат.
    1. 0
      24 января 2019 15:31
      Агрегат был, действительно, достойный и нужный, но у Бриттов были какие-то свои причины прекратить его выпуск(чуть более 100экз.), поэтому автор не стал его в свой перечень включать.
  27. +1
    24 января 2019 15:27
    Спасибо за всю серию! Любителям составления "рейтингов": примерно так и нужно освещать материал, за который берётесь. Ещё раз-спасибо!
    1. +1
      24 января 2019 16:29
      Не сочтите за наглость...Ждем разведчиков, штурмовиков, средних бомбардировщиков, пикировщиков, транспортников

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»