Тевтонский орден. «Псы-рыцари» на дорогах войны
Не добившись больших успехов в войне с сарацинами, Тевтонский орден обрел мрачную славу в Европе, и само слово «тевтон» часто употребляется сейчас для обозначения грубого и неумного солдафона. В общем, «псы-рыцари» – и точка. Почему же именно Тевтонскому ордену была уготована такая судьба?

Возможно, дело в том, что в Европу этим орденом были привнесены методы войны, характерные для Палестины. Противниками крестоносцев на Ближнем Востоке и в Северной Африке были «неверные» – люди чуждой культуры, даже внешне отличающиеся от европейцев. Исламский мир, в отличие от тех же, разобщенных и постоянно конфликтующих между собой, языческих племен Балтии, обладал огромной потенциальной мощью, находился на подъеме и проводил активную экспансионистскую политику. Война с мусульманами считалась святой обязанностью каждого рыцаря и каждого христианского Государя – и в этой войне все методы были хороши. Новые противники Тевтонского ордена были, конечно, тоже «чужими», но стояли на других «ступенях». Православные считались схизматиками – «странными», не «совсем правильными», но все же христианами. Их можно было попытаться тем или иным способом «убедить» признать власть римских пап, хотя бы через унию. Воевать с ними под этим предлогом было делом «богоугодным», но не возбранялось и вступать в военно-политические союзы для борьбы с мусульманской Турцией или с кем-то из христианских соседей. Язычники, безусловно, были противником, в отношении которого не действовали нормы морали. И убить десять человек, чтобы «уговорить» креститься сто других («добровольно и без принуждения», разумеется), считалось вполне нормальным и приемлемым. Однако даже язычники были «лучше» собственных еретиков, которые, получив крещение «истинной веры», позволяли себе усомниться в авторитете невежественного священника местной церкви, святости лицемерных монахов, набожности самодура-епископа и непогрешимости распутного римского папы. Читали запрещенную для мирян Библию и по-своему трактовали её тексты. Задавали вопросы, на которые очень не хотелось отвечать. Вроде того: сколько рук и ног должно быть у святых, если собрать все кости, выставляемые в церквях? Если прощение грехов можно купить за деньги, значит, за деньги можно отпустить их и дьяволу? И вообще, сколько у вас пап? Пока ещё два? Или сейчас 1408 год и в Пизе уже выбрали третьего? Как можно верить в церковь, если церковь не Бог, в конце концов? А то вдруг начинали говорить, что у Христа и Его апостолов не было ни имущества, ни светской власти. Еретики были хуже не только язычников, но даже и мусульман – намного страшнее и гораздо опаснее. Их полагалось уничтожать по принципу: «лучше пусть погибнут десять праведников, чем спасётся один еретик». А Бог – он разберется на небесах, «чужих» его верные служители к нему отправили, или «своих». С мусульманами и еретиками в Европе тевтонцы не воевали – только против православных, язычников и даже католиков. Однако не перестроились: вели себя и воевали так же, как с сарацинами в Палестине (особенно поначалу), что несколько шокировало не только противников, но и некоторых союзников.
Впрочем, возможно, всё намного проще: Тевтонский орден проиграл, и его историю если и не написали, то значительно отредактировали победители. Которые, везде и всегда, именно себя объявляют «воинами Света».
Да и некий г-н А. Гитлер, любящий рассуждать о «тевтонской ярости» и «тевтонском натиске на Восток» тоже популярности этому ордену не добавил.
Началось все в 1143 г., когда в Иерусалиме появился первый немецкий госпиталь, который от папы римского получил предписание подчиняться госпиталю Иоаннитов. В ноябре 1190 года во время осады Акры (III Крестовый поход) оставшиеся безымянными купцы из Любека и Бремена основали новый полевой госпиталь для немецких солдат. Герцог Фридрих Швабский (сын Фридриха Барбароссы) образовал на его основе духовный орден, во главе которого был поставлен капеллан Конрад. Уже 6 февраля 1191 г. папа римский Климент III одобрил основание нового ордена, а в декабре 1196 г. другой папа, Целестин III, утвердил его в качестве духовно-рыцарского. Это было важным событием в жизни вступающих в последний век своей истории христианских государств Палестины, на церемонии реорганизации ордена присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, многие светские рыцари и духовные лица. Его официальное название теперь было таким: «Орден братьев госпиталя святой Марии Немецкого дома в Иерусалиме» (Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem). С этого времени у ордена появляется собственная армия и военные функции становятся для него основными. Тогда же ордену была дарована привилегия, освобождающая его от власти епископов и позволяющей самостоятельно выбирать магистра.

Папа Римский Иннокентий III в булле от 19 февраля 1199 г. определил следующие задачи нового ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами Католической церкви. Девиз ордена: «Помогать – Защищать – Исцелять».
В отличие от тамплиеров и госпитальеров, которые подчинялись лишь папе, Тевтонский орден был подвластен также императору Священной Римской империи.
Согласно уставу ордена, его члены должны были соблюдать обет безбрачия, безоговорочно подчиняться старшим и не иметь личной собственности. То есть, им фактически предписывался монашеский образ жизни. В этой связи вернемся к знаменитому прозвищу тевтонцев – «псы-рыцари»: так называют их только на территории республик бывшего СССР и причиной тому неправильный перевод на русский язык одной из работ К.Маркса, который употребил в отношении тевтонцев существительное «монах», на немецком языке близкое к слову «собака». «Монахами-рыцарями» назвал их Карл Маркс! Не псами, не кобелями и не собаками. Но разве теперь кого-то разубедишь? Да и нехорошо как-то – монахов в озере топить. Вот «псов» – это же совсем другое дело! Не так ли?
Но вернемся в Палестину. Резиденцией главы ордена (гроссмайстера) стала Акра. Его заместителями и ближайшими помощниками были пять гроссгебитеров (Великие повелители), главный из них – Великий комтур. Верховный маршал отвечал за подготовку войск и их управление. Три других – Верховный госпитальер, квартирмейстер и казначей. Рыцарь, назначенный для управления одной из провинций, получал звание ланд-комтура. Командир гарнизона крепости назывался кастеляном. Все эти должности были выборными.
В походе рыцаря сопровождали несколько слуг-оруженосцев с походными лошадьми – они не участвовали в сражениях. Боевой конь использовался только во время боя, остальные лошади нужны были, в основном, в качестве вьючных животных: во время похода рыцари, как и остальные воины, шли пешком. Садиться на коня и надевать доспехи, можно было только по приказу командующего.
Как следует из названия (Teutonicorum – в переводе на русский язык «немецкий), члены ордена были выходцами из Германии, первоначально они делились на два класса: рыцарей и священнослужителей.
Скоро появился третий класс: служащие братья – некоторые из них пришли по религиозным убеждениям, но многие просто исполняли определенные обязанности за плату.
Самый известный и узнаваемый символ ордена – черный крест на белом плаще, являлся эмблемой братьев-рыцарей. Остальные члены ордена (в том числе и туркопольер – командир наемных отрядов) носили серые плащи.
Подобно своим «старшим братьям», Тевтонский орден быстро обзавелся землями (комтуриями) за пределами Палестины: в Ливонии, Апулии, Австрии, Германии, Греции, Армении. Это было тем более кстати, что дела крестоносцев в Святой земле шли все хуже. В результате, не дожидаясь окончательного краха, тевтонцы, воспользовавшись приглашением графа Боппо фон Вертхайма, основные силы ордена передислоцировали в Баварию (город Эшенбах). Но часть «братьев» ещё оставалась в Палестине, в 1217-1221 г.г. они приняли участие в V Крестовом походе – в Египет.
В 1211 г. тевтонцы были приглашены в Венгрию – защищать Трансильванию от половцев.

Но уже в 1225 г. король Андраш II, заподозрив тевтонцев в попытке создать на территории Венгрии собственное, вассальное папе римскому, государство, изгнал их из страны.
Казалось бы, эта некрасивая история должна была стать уроком для других европейских правителей, но уже в 1226 г. Конрад Мазовецкий (польский князь из династии Пястов) пригласил Орден для борьбы с языческими племенами Прибалтики, в первую очередь – с пруссами.

Он даже передал им Кульмскую (Хелменьскую) и Добжинскую (Добрыньскую) земли с правом расширять свои владения за счёт завоёванных земель. Право на захват прусских и литовских земель в 1234 г. подтвердил и папа Римский Григорий IX, а позже – германские императоры Фридрих II и Людвиг IV. Фридрих II даровал Великим магистрам титул и права курфюрста. И в 1228 году Орден начинает покорение Пруссии. Но штаб-квартира тевтонцев пока еще находится в Палестине – в замке Монфор.
А в 1230 первый тевтонский замок (Нешава) появляется на Кульмской земле. Далее были построены Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и Кёнигсберг. Всего было построено около 40 замков, около некоторых из них (Эльбинг, Кeнигсберг, Кульм, Торн) образовались немецкие города, ставшие членами Ганзейского союза.
Между тем, ещё в 1202 г. в Прибалтике появился «свой», местный рыцарский Орден – Братство рыцарей Христа Ливонии, более известный, как орден Меченосцев.

Господину Великому Новгороду новые соседи, пытающиеся подчинить себе племена, которые платили дань новгородцам, очень не понравились. В результате уже в 1203 г. Новгород организует первый поход против меченосцев. Всего с 1203 по 1234 г.гг. таких походов новгородцы совершили 8. В 1234 г. крупную победу над Орденом одержал отец Александра Невского – князь Ярослав.
Кажется, было бы логичным, если бы с меченосцами подрался и новгородский богатырь Василий Буслаев. Но, нет, Васька их игнорирует, напротив, сам отправляется в Иерусалим и гибнет в пути. В русских былинах у меченосцев другой – гораздо более именитый и «статусный» противник. В одном из вариантов былины «О трёх поездках Ильи Муромца» есть такие строки:
В башлыках люди чёрные –
Покрывала вороновые,
Балахоны долгополые –
Знать монахи это всё аль попы!
Уговаривают витязя
Бросить русский православный закон.
За измену перемётную
Всё сулят сулу великую,
И почёт, и уважение..."
После отказа героя:
Балахоны скидываются –
Не монахики-чернорясики,
Не попы долгополики,
Стоят воины латинские –
Меченосцы исполинские".
Но не нужно думать, что русские и меченосцы только воевали между собой. Порой, они выступали и в роли союзников. Так, в 1228 г. Псков заключил с Орденом союз против посягающего на его независимость Новгорода – и новгородцы отступили.
В 1236 г. меченосцы приняли опрометчивое решение начать войну против Литвы. На помощь им пришли рыцари из Саксонии («гости Ордена») и 200 воинов из Пскова:
(«Ливонская рифмованная хроника».)
22 сентября 1236 г. союзники потерпели сокрушительное поражение от литовцев в сражении при Сауле (Шауляй). Погибли магистр Ордена меченосцев Фолквин Шенке фон Винтерстерн, граф Генрих фон Даненберг, господин Теодорих фон Намбург и еще 48 орденских рыцарей. Большие потери понесли саксонцы и псковичи. В "Первой Новгородской летописи" сообщается, что из 200 дружинников, посланных Псковом «немцам в помощь» «на безбожную Литву» «приидоша коиждо десятыи в домы своя». После этого поражения Братство оказалось на грани гибели, спасло его присоединение к Тевтонскому Ордену, ландмайстерством которого под именем Ливонского Ордена оно становится. 54 тевтонских рыцаря «сменили прописку», возместив потери, понесенные меченосцами.
В 1242 году состоялась знаменитая битва на Чудском озере – уже с ливонскими рыцарями, а не с меченосцами. Союзниками ливонцев выступили датчане.
«Ледовое побоище» известно всем, но масштабы этой битвы традиционно преувеличиваются. Гораздо более крупное и значимое сражение состоялось в феврале 1268 г. при Раковаре (эстонский Раквере). В летописи сообщается:
Объединенная русская армия псковского князя Довмонта, новгородского посадника Михаила и сына Александра Невского Дмитрия опрокинула союзные войска Ливонского ордена и датчан и гнала их 7 верст. Потери сторон были действительно серьезными, исчислялись тысячами профессиональных воинов, что по меркам XIII столетия весьма ощутимо.

Но в целом в Европе, несмотря на отдельные поражения, дела Ордена идут неплохо. В 1244 г. происходит важнейшее событие в истории Ордена – папа римский признает его государство в Европе. В 1283 году тевтонцы завершают покорение Пруссии (Боруссии) – несмотря на восстания 1242-1249 и 1260-1274 г.г. В 1308-1309 г.г. Орден получает во владение Восточную Померанию и Данциг. В Палестине же в это время все очень плохо: в 1271 г. мамелюки захватывают Монфор, в 1291 – крестоносцы теряют Акру, и Тевтонский орден переносит свою штаб-квартиру в Венецию. В 1309 году, когда Орден вполне освоится в Прибалтике, гроссмайстер переедет в Мариенбург – резиденцией великих магистров этот замок останется до 1466 г.
В конце XIII века Орден вступил в конфликт с рижским архиепископом, вследствие чего в 1311 г. он был даже отлучен от Церкви. Но тогда все решилось миром и снятием отлучения в следующем, 1312 году. В 1330 г. противостояние тевтонцев и архиепископа закончилось победой Ордена, который стал сеньором Риги. Тогда же произошел обмен территориями между Тевтонским орденом и его Ливонским ландмайстерством: В 1328 г. Ливонский орден передал Тевтонскому Мемель и его окрестности. А в 1346 тевтонцы купили у Дании Северную Эстонию и, в свою очередь, передали её Ливонскому ордену.
Между тем, в это время в Европе появилась любопытная традиция – «прусские путешествия»: рыцари разных государств, в том числе из самых знатных аристократических фамилий, приезжали в Пруссию для участия в войне против языческой Литвы. Эти «туристические поездки на войну» стали так популярны, что иногда Орден лишь давал «гостям» проводников и командира, предоставляя им возможность самим подраться с литовцами. Начавший было проводить миролюбивую политику великий магистр Карл фон Трир (вступил в должность в 1311 г.) настолько возмутил европейское рыцарство, что в 1317-м был снят с должности на заседании Капитула. Не помогло даже заступничество папы римского.
Одним из «гостей» Тевтонского ордена стал Генри Болингброк, граф Дерби, сын знаменитого Джона Гонта. 19 июля 1390 г. он прибыл в Данциг на собственном корабле с отрядом в 150 человек, его сопровождали 11 рыцарей и 11 оруженосцев.
В «Торуньских анналах» говорится:
В 1392 г. Генри снова приплыл в Пруссию, но войны не было, и потому он в сопровождении 50 воинов отправился через Прагу и Вену в Венецию. В 1399 г. умер Джон Гонт и король Ричард II конфисковал родовые владения его семьи. Возмущенный Генри вернулся в Англию, поднял мятеж и захватил короля в плен (19 августа 1399 г.). В парламенте, собравшемся 30 сентября, он заявил о своих притязаниях на трон. Его доводы были восхитительны:
Во-первых, высокое происхождения – аргумент, прямо скажем, не очень, но это так – на затравку.
Во-вторых, право завоевания – вот это уже серьезно, это по-взрослому.
И, наконец, в третьих – необходимость реформ. Волшебная фраза, услышав которую нынешние президенты (и прочие главы государств) понимают, что англосаксам что-то очень нужно в их стране. И, если им это «что-то» немедленно не отдать – будут бить (возможно, даже ногами). На территории Англии волшебство, по-видимому, работало уже и в конце XIV века. Ричард II быстро отрекся от престола и был так любезен, что очень скоро (14 февраля 1400 г.) умер в замке Понтекрафт – в возрасте 33 лет. А наш герой 13 октября 1399 года был коронован как Генрих IV, король Англии. Он стал основателем Ланкастерской династии и правил до 1413 г.

В 1343 г. Орден вернул Польше захваченные земли (кроме Поморья – Калишский договор) и сосредоточил все свои силы на борьбе с Литвой. Всего XIV веке тевтонцы совершили около 70 крупных походов в Литву из Пруссии и около 30 – из Ливонии. Причем в 1360-1380 г.г. крупные походы на Литву совершались ежегодно. В 1362 г. армия Ордена разрушила Каунасский замок, в 1365 г. – тевтонцы впервые напали на Вильнюс. Литовцы, в свою очередь, в 1345-1377 г.г. совершили около 40 ответных походов. В 1386 г. великий князь Литовский Ягайло принимает католичество и провозглашается польским королем под именем Владислава II (основание династии Ягеллонов, которая будет править в Польше до 1572 г.). После крещения Литвы тевтонцы потеряли формальные основания для нападений. Но повод для войны никуда не делся: принадлежавшие Литве Жемайтия и западная Аукшайтия отделяли владения Тевтонского ордена от его Ливонского ландмайстерства (Ливонского Ордена). А у великого князя Литовского Витовта в это время были большие проблемы: и его соперник – князь Свидригайло, никак не мог успокоиться, и татары все время беспокоили юго-восточные рубежи, и польская королева Ядвига, вдруг потребовала платежей с литовских земель, подаренных ей Ягайлой. Притязания последней особенно возмутили литовцев, которые на специально собранном совете постановили сообщить королеве, что они, как люди честные и порядочные, могут только пожелать ей «здоровья побольше и хорошего настроения». А все остальное – пусть с мужа требует. В этих условиях Витовт был вынужден заключить с Орденом Салинский договор (1398 г.), согласно которому, в обмен на поддержку, он уступил Ордену земли до Невежиса. Это была территория с очень значительным языческим влиянием, которую сам Витовт практически не контролировал. В результате в 1399 г. Тевтонский орден даже выступил союзником Литвы в битве на Ворскле (довольно странный союз князя Витовта, хана Тохтамыша и тевтонцев).
Это сражение стало одним из самых крупных и кровопролитных в XIV веке, и закончилось тяжелым поражением союзников.
В 1401 г. восстание жемайтийцев вынудило Орден уйти из этой провинции, после чего его нападения на Литву возобновились. В 1403 г. папа Римский Бонифаций IX официально запретил тевтонцам воевать с Литвой. В качестве компромисса в 1404 г. Орден получил ту самую Жемайтию в совместное управление с Польшей и Литвой (Рационжский договор). Идиллия завершилась в 1409 г. восстанием недовольных орденской администрацией жемайтийцев, на помощь которым пришли литовцы. Так началась решающая война Польши и Литовского княжества с Тевтонским Орденом, завершившаяся катастрофическим поражением последнего в сражении при Грюнвальде (Таненберге).

Армия союзников впечатляла: в поход отправились войска польского короля Ягайло, великого князя литовского Витовта, «хоругви» из Смоленска, Полоцка, Галича, Киева, чешское войско во главе с Яном Жижкой, которому еще только предстояло стать великим во времена Гуситских войн, а также отряд татарской конницы (около 3 000 человек). Включая вспомогательные войска и обоз, численность этой армии достигала 100 тысяч человек. На правом фланге встали русско-литовские отряды и татары (40 хоругвей) под командованием Витовта. На левом – поляки, которыми командовал полководец Зындрам (50 хоругвей). Артиллерия была распределена по всему фронту. Часть пехотных частей прикрывали обозы. Чтобы поднять боевой дух армии, перед началом сражения король Ягайло перед строем посвятил в рыцари несколько десятков человек.
Войско Тевтонского ордена состояло из представителей 22 стран западной Европы (51 «знамя») и насчитывало около 85 тысяч человек. Численность именно членов Ордена историки оценивают в 11 тысяч человек, 4 тысячи из них были арбалетчиками. Главнокомандующим стал магистр Ульрих фон Юнгинген.

Артиллерию Ульрих фон Юнгинген расположил впереди боевых порядков, основная масса пехоты расположилась в вагенбурге (укрепление из повозок) – позади развернутых позиций тяжелой кавалерии и артиллерии ордена.
15 июля 1410 г. армии противников встали между деревнями Танненберг и Грюнвальд. Великий магистр отправил к Ягайле и Витовту герольдов с провокационным посланием, в котором говорилось:
Крестоносцы, действительно, отошли назад. По воззрениям тех лет, это был вызов, граничащий с оскорблением. И союзники начали сражение. Первыми двинулись войска Витовта. Здесь начинаются разночтения: часть историков утверждает, что атака легкой кавалерии Витовта и татарской конницы была поначалу успешной: им, якобы, удалось порубить орденских артиллеристов. Польский хронист Длугош утверждает обратное: атаковавшая тевтонцев конница попала в заранее устроенные ловушки («ямы, прикрытые землею, чтобы в них падали люди и кони»). Во время этой атаки погиб подольский князь Иван Жедевид «и еще многим людям от тех ям большой вред был». После этого, против литовцев двинулись отряды «гостей» – рыцарей других стран, пожелавших сразиться с «язычниками». Примерно через час левое крыло союзников стало «отступать и наконец, обратилось в бегство... Враги рубили и забирали в плен бегущих, преследуя их на расстоянии многих миль... Бегущих же охватил такой страх, что большинство их прекратило бегство, только достигнув Литвы» (Длугош). Бежала и татарская конница. Многие современные историки считают это свидетельство Длугоша чересчур категоричным. Развить успех рыцарская конница не смогла, так как попала в болотистую пересеченную местность. Низко оценивая действия литовской армии в целом, Длугош противопоставляет им действия трех смоленских полков:
Это имело огромное значение для хода всего сражения, так как смоленские полки примыкали к польскому войску справа, и, удержав позицию, не дали возможности рыцарской коннице ударить по флангу.
Только теперь тевтонцы и прусское ополчение вступили в бой с поляками, ударив по ним «с более высокого места» (Длугош). Успех, казалось, сопутствовал воинам Ордена, им даже удалось захватить королевское знамя. В этот момент, уже уверенный в победе, великий магистр бросил в бой последние резервы, но резервные части были использованы и союзниками, к тому же, на поле боя вдруг вернулась часть армии Витовта. И теперь решающую роль сыграл численный перевес. Армию Ордена удалось обойти с левого фланга и окружить. В последней фазе сражения погибли великий магистр, великий комтур, великий маршал и 600 рыцарей. Из комтуров в живых остался только один – не принимавший участия в битве. В плен попали около 15 000 человек. Были захвачены обоз, артиллерия, боевые знамена крестоносцев (51 было отправлено в Краков, остальные – в Вильнюс).
I Торуньский договор (1411 г.) был достаточно мягким по отношению к проигравшей стороне, но тевтонцы вынуждены были вернуть Литве Жемайтию и Занеманье. Тевтонский орден, который в какой-то момент оказался в положении самого сильного в Европе (Орден Тамплиеров был предательски разгромлен и запрещен, а у госпитальеров не было такой ресурсной базы, как у тевтонцев, которые собирали налоги с многочисленных земель да ещё и монополизировали торговлю янтарем) от этого удара уже не оправился. Тевтонцы потеряли стратегическую инициативу, и теперь могли только обороняться, пытаясь защитить свои владения. В 1429 г. Орден еще помогает Венгрии отразить нападение турок. Но последовавшие далее неудачные войны с Литвой (1414 г., 1422 г.), с Польшей и Чехией (1431-1433 г.г.) усугубили кризис Ордена.
В 1440 г. был образован оппозиционный Ордену Прусский союз – организация светских рыцарей и горожан. В феврале 1454 году этот союз поднял восстание и объявил, что все прусские земли отныне будут находиться под покровительством польского короля Казимира. Последовавшая затем тринадцатилетняя война Ордена с Польшей закончилась очередным поражением тевтонцев. Теперь Орден лишился Восточного Поморья и Данцига, Кульмской земели, Мариенбурга, Эльбинга, Вармии, которые отошли к Польше. Из потерянного навсегда Мариенбурга (ставшего польским Мальборком) столица была перенесена в Кeнигсберг. Это поражение могло бы стать фатальным, если бы по Ордену ударили ещё и литовцы, но они почему-то осталась нейтральными. Авторитет тевтонцев неуклонно падает, и в 1452 г. Орден теряет единоличную власть над Ригой – теперь он вынужден был делить ее с архиепископом. А в 1466 г. получает автономию Ливонский орден. В 1470 магистр Генрих фон Рихтенберг вынужден был принести вассальную присягу королю Польши. Попытка вернуть независимость в 1521-1522 г.г. успехом не увенчалась.
В 1502 г. армия Ордена одержала последнюю победу над русским войском, но в 1503 г. война закончилась в пользу Москвы. А в 1525 г. произошло событие, всколыхнувшее всю Европу: гроссмайстер католического Ордена Альбрехт Гогенцоллерн и часть рыцарей приняли лютеранство. Тевтонский орден был упразднен, его территория объявлена наследственным княжеством Пруссия, вассальным, по отношению к Польше. Из рук польского короля Сигизмунда Альбрехт получил титул герцога. После этого он женился на датской принцессе Доротее.
Но часть рыцарей осталась верна прежней вере, в 1527 г. ими был выбран новый гроссмайстер – Вальтер фон Кронберг. Император Священной римской империи это назначение утвердил, ушедшие из Пруссии тевтонские рыцари сражались в религиозных войнах против лютеран. В 1809 г. Тевтонский орден был распущен Наполеоном Бонапартом, но в 1840 г. снова возрожден в Австрии.
Что касается Ливонского ордена, он был упразднен в ходе Ливонской войны. Его последний магистр, Готхард Кеттлер, последовал примеру гроссмайстера тевтонцев: в 1561 г. он принял лютеранство и стал первым герцогом Курляндии.
Герцогиней Курляндской была племянница Петра I – Анна Иоанновна, которая в 1730 г. взошла на российский престол. А последним герцогом Курляндии стал Петр Бирон – сын ее фаворита, Эрнста Иоганна Бирона.
28 марта 1795 г. он был вызван в Петербург, где подписал отречение от герцогства. Компенсацией стали ежегодная пенсия в 100 тысяч талеров (50 тысяч червонцев) и 500 000 червонцев в качестве платы за поместья в Курляндии. Остаток жизни он провел в Германии.
В 1701 г. великий курфюрст Бранденбурга и герцог Пруссии Фридрих Вильгельм провозгласил себя пока ещё «королем в Пруссии» – дело в том, западная часть Пруссии тогда еще принадлежала Польше. В 1722 г. Фридрих II в ходе I раздела Польши присоединил эти земли к своему государству и стал уже «королём Пруссии». В 1871 г. последний прусский король Вильгельм I Гогенцоллерн стал первым императором II Германского рейха.

Руководители III Рейха в 1933 г. объявили себя «духовными наследниками» Тевтонского ордена. После поражения в развязанной ими II Мировой войне и эти «наследники» прекратили свое существование.
Но чисто формально Тевтонский орден и в наши дни существует на территории Австрии. Правда, осталось от него лишь громкое название: главой теперь является не великий магистр, а аббат-хохмайстер, и состоят в кастрированном победителями ордене не воинственные, всегда готовые к бою рыцари, а почти одни только женщины (сёстры), работающие в больницах и санаториях Австрии и Германии.
Информация