Тевтонский орден. «Псы-рыцари» на дорогах войны

66
У Тевтонского ордена, третьего по мощи и силе из духовно-рыцарских орденов, возникших в Палестине в эпоху крестовых походов, скверная репутация. У него нет трагической, окутанной высокой "готической" мистикой славы тамплиеров. Нет романтического ореола доблестных госпитальеров, которые, будучи изгнанными из Святой земли, прославили Родос и Мальту, продолжая сражаться с мусульманами на море.

Не добившись больших успехов в войне с сарацинами, Тевтонский орден обрел мрачную славу в Европе, и само слово «тевтон» часто употребляется сейчас для обозначения грубого и неумного солдафона. В общем, «псы-рыцари» – и точка. Почему же именно Тевтонскому ордену была уготована такая судьба?



Тевтонский орден. «Псы-рыцари» на дорогах войны


Возможно, дело в том, что в Европу этим орденом были привнесены методы войны, характерные для Палестины. Противниками крестоносцев на Ближнем Востоке и в Северной Африке были «неверные» – люди чуждой культуры, даже внешне отличающиеся от европейцев. Исламский мир, в отличие от тех же, разобщенных и постоянно конфликтующих между собой, языческих племен Балтии, обладал огромной потенциальной мощью, находился на подъеме и проводил активную экспансионистскую политику. Война с мусульманами считалась святой обязанностью каждого рыцаря и каждого христианского Государя – и в этой войне все методы были хороши. Новые противники Тевтонского ордена были, конечно, тоже «чужими», но стояли на других «ступенях». Православные считались схизматиками – «странными», не «совсем правильными», но все же христианами. Их можно было попытаться тем или иным способом «убедить» признать власть римских пап, хотя бы через унию. Воевать с ними под этим предлогом было делом «богоугодным», но не возбранялось и вступать в военно-политические союзы для борьбы с мусульманской Турцией или с кем-то из христианских соседей. Язычники, безусловно, были противником, в отношении которого не действовали нормы морали. И убить десять человек, чтобы «уговорить» креститься сто других («добровольно и без принуждения», разумеется), считалось вполне нормальным и приемлемым. Однако даже язычники были «лучше» собственных еретиков, которые, получив крещение «истинной веры», позволяли себе усомниться в авторитете невежественного священника местной церкви, святости лицемерных монахов, набожности самодура-епископа и непогрешимости распутного римского папы. Читали запрещенную для мирян Библию и по-своему трактовали её тексты. Задавали вопросы, на которые очень не хотелось отвечать. Вроде того: сколько рук и ног должно быть у святых, если собрать все кости, выставляемые в церквях? Если прощение грехов можно купить за деньги, значит, за деньги можно отпустить их и дьяволу? И вообще, сколько у вас пап? Пока ещё два? Или сейчас 1408 год и в Пизе уже выбрали третьего? Как можно верить в церковь, если церковь не Бог, в конце концов? А то вдруг начинали говорить, что у Христа и Его апостолов не было ни имущества, ни светской власти. Еретики были хуже не только язычников, но даже и мусульман – намного страшнее и гораздо опаснее. Их полагалось уничтожать по принципу: «лучше пусть погибнут десять праведников, чем спасётся один еретик». А Бог – он разберется на небесах, «чужих» его верные служители к нему отправили, или «своих». С мусульманами и еретиками в Европе тевтонцы не воевали – только против православных, язычников и даже католиков. Однако не перестроились: вели себя и воевали так же, как с сарацинами в Палестине (особенно поначалу), что несколько шокировало не только противников, но и некоторых союзников.

Впрочем, возможно, всё намного проще: Тевтонский орден проиграл, и его историю если и не написали, то значительно отредактировали победители. Которые, везде и всегда, именно себя объявляют «воинами Света».

Да и некий г-н А. Гитлер, любящий рассуждать о «тевтонской ярости» и «тевтонском натиске на Восток» тоже популярности этому ордену не добавил.

Началось все в 1143 г., когда в Иерусалиме появился первый немецкий госпиталь, который от папы римского получил предписание подчиняться госпиталю Иоаннитов. В ноябре 1190 года во время осады Акры (III Крестовый поход) оставшиеся безымянными купцы из Любека и Бремена основали новый полевой госпиталь для немецких солдат. Герцог Фридрих Швабский (сын Фридриха Барбароссы) образовал на его основе духовный орден, во главе которого был поставлен капеллан Конрад. Уже 6 февраля 1191 г. папа римский Климент III одобрил основание нового ордена, а в декабре 1196 г. другой папа, Целестин III, утвердил его в качестве духовно-рыцарского. Это было важным событием в жизни вступающих в последний век своей истории христианских государств Палестины, на церемонии реорганизации ордена присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, многие светские рыцари и духовные лица. Его официальное название теперь было таким: «Орден братьев госпиталя святой Марии Немецкого дома в Иерусалиме» (Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem). С этого времени у ордена появляется собственная армия и военные функции становятся для него основными. Тогда же ордену была дарована привилегия, освобождающая его от власти епископов и позволяющей самостоятельно выбирать магистра.



Папа Римский Иннокентий III в булле от 19 февраля 1199 г. определил следующие задачи нового ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами Католической церкви. Девиз ордена: «Помогать – Защищать – Исцелять».

В отличие от тамплиеров и госпитальеров, которые подчинялись лишь папе, Тевтонский орден был подвластен также императору Священной Римской империи.


Герб Тевтонского ордена


Согласно уставу ордена, его члены должны были соблюдать обет безбрачия, безоговорочно подчиняться старшим и не иметь личной собственности. То есть, им фактически предписывался монашеский образ жизни. В этой связи вернемся к знаменитому прозвищу тевтонцев – «псы-рыцари»: так называют их только на территории республик бывшего СССР и причиной тому неправильный перевод на русский язык одной из работ К.Маркса, который употребил в отношении тевтонцев существительное «монах», на немецком языке близкое к слову «собака». «Монахами-рыцарями» назвал их Карл Маркс! Не псами, не кобелями и не собаками. Но разве теперь кого-то разубедишь? Да и нехорошо как-то – монахов в озере топить. Вот «псов» – это же совсем другое дело! Не так ли?

Но вернемся в Палестину. Резиденцией главы ордена (гроссмайстера) стала Акра. Его заместителями и ближайшими помощниками были пять гроссгебитеров (Великие повелители), главный из них – Великий комтур. Верховный маршал отвечал за подготовку войск и их управление. Три других – Верховный госпитальер, квартирмейстер и казначей. Рыцарь, назначенный для управления одной из провинций, получал звание ланд-комтура. Командир гарнизона крепости назывался кастеляном. Все эти должности были выборными.

В походе рыцаря сопровождали несколько слуг-оруженосцев с походными лошадьми – они не участвовали в сражениях. Боевой конь использовался только во время боя, остальные лошади нужны были, в основном, в качестве вьючных животных: во время похода рыцари, как и остальные воины, шли пешком. Садиться на коня и надевать доспехи, можно было только по приказу командующего.

Как следует из названия (Teutonicorum – в переводе на русский язык «немецкий), члены ордена были выходцами из Германии, первоначально они делились на два класса: рыцарей и священнослужителей.


Священник Тевтонского ордена


Скоро появился третий класс: служащие братья – некоторые из них пришли по религиозным убеждениям, но многие просто исполняли определенные обязанности за плату.

Самый известный и узнаваемый символ ордена – черный крест на белом плаще, являлся эмблемой братьев-рыцарей. Остальные члены ордена (в том числе и туркопольер – командир наемных отрядов) носили серые плащи.



Подобно своим «старшим братьям», Тевтонский орден быстро обзавелся землями (комтуриями) за пределами Палестины: в Ливонии, Апулии, Австрии, Германии, Греции, Армении. Это было тем более кстати, что дела крестоносцев в Святой земле шли все хуже. В результате, не дожидаясь окончательного краха, тевтонцы, воспользовавшись приглашением графа Боппо фон Вертхайма, основные силы ордена передислоцировали в Баварию (город Эшенбах). Но часть «братьев» ещё оставалась в Палестине, в 1217-1221 г.г. они приняли участие в V Крестовом походе – в Египет.

В 1211 г. тевтонцы были приглашены в Венгрию – защищать Трансильванию от половцев.


Крепость тевтонского ордена в Трансильвании (Рышнов)


Но уже в 1225 г. король Андраш II, заподозрив тевтонцев в попытке создать на территории Венгрии собственное, вассальное папе римскому, государство, изгнал их из страны.


Андраш II, король Венгрии



4-й великий магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца – памятник перед музеем замка Мальборк


Казалось бы, эта некрасивая история должна была стать уроком для других европейских правителей, но уже в 1226 г. Конрад Мазовецкий (польский князь из династии Пястов) пригласил Орден для борьбы с языческими племенами Прибалтики, в первую очередь – с пруссами.


Конрад Мазовецкий


Он даже передал им Кульмскую (Хелменьскую) и Добжинскую (Добрыньскую) земли с правом расширять свои владения за счёт завоёванных земель. Право на захват прусских и литовских земель в 1234 г. подтвердил и папа Римский Григорий IX, а позже – германские императоры Фридрих II и Людвиг IV. Фридрих II даровал Великим магистрам титул и права курфюрста. И в 1228 году Орден начинает покорение Пруссии. Но штаб-квартира тевтонцев пока еще находится в Палестине – в замке Монфор.


Руины замка Монфор


А в 1230 первый тевтонский замок (Нешава) появляется на Кульмской земле. Далее были построены Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и Кёнигсберг. Всего было построено около 40 замков, около некоторых из них (Эльбинг, Кeнигсберг, Кульм, Торн) образовались немецкие города, ставшие членами Ганзейского союза.

Между тем, ещё в 1202 г. в Прибалтике появился «свой», местный рыцарский Орден – Братство рыцарей Христа Ливонии, более известный, как орден Меченосцев.


Рыцарь Ордена меченосцев


Господину Великому Новгороду новые соседи, пытающиеся подчинить себе племена, которые платили дань новгородцам, очень не понравились. В результате уже в 1203 г. Новгород организует первый поход против меченосцев. Всего с 1203 по 1234 г.гг. таких походов новгородцы совершили 8. В 1234 г. крупную победу над Орденом одержал отец Александра Невского – князь Ярослав.

Кажется, было бы логичным, если бы с меченосцами подрался и новгородский богатырь Василий Буслаев. Но, нет, Васька их игнорирует, напротив, сам отправляется в Иерусалим и гибнет в пути. В русских былинах у меченосцев другой – гораздо более именитый и «статусный» противник. В одном из вариантов былины «О трёх поездках Ильи Муромца» есть такие строки:

"Окружали Илью Муромца
В башлыках люди чёрные –
Покрывала вороновые,
Балахоны долгополые –
Знать монахи это всё аль попы!
Уговаривают витязя
Бросить русский православный закон.
За измену перемётную
Всё сулят сулу великую,
И почёт, и уважение..."


После отказа героя:

"Башлыки тут раздеваются,
Балахоны скидываются –
Не монахики-чернорясики,
Не попы долгополики,
Стоят воины латинские –
Меченосцы исполинские".


Но не нужно думать, что русские и меченосцы только воевали между собой. Порой, они выступали и в роли союзников. Так, в 1228 г. Псков заключил с Орденом союз против посягающего на его независимость Новгорода – и новгородцы отступили.

В 1236 г. меченосцы приняли опрометчивое решение начать войну против Литвы. На помощь им пришли рыцари из Саксонии («гости Ордена») и 200 воинов из Пскова:

«Гонцов на Русь тогда послал (магистр Фолквин), их помощь вскоре прибыла».

(«Ливонская рифмованная хроника».)

22 сентября 1236 г. союзники потерпели сокрушительное поражение от литовцев в сражении при Сауле (Шауляй). Погибли магистр Ордена меченосцев Фолквин Шенке фон Винтерстерн, граф Генрих фон Даненберг, господин Теодорих фон Намбург и еще 48 орденских рыцарей. Большие потери понесли саксонцы и псковичи. В "Первой Новгородской летописи" сообщается, что из 200 дружинников, посланных Псковом «немцам в помощь» «на безбожную Литву» «приидоша коиждо десятыи в домы своя». После этого поражения Братство оказалось на грани гибели, спасло его присоединение к Тевтонскому Ордену, ландмайстерством которого под именем Ливонского Ордена оно становится. 54 тевтонских рыцаря «сменили прописку», возместив потери, понесенные меченосцами.

В 1242 году состоялась знаменитая битва на Чудском озере – уже с ливонскими рыцарями, а не с меченосцами. Союзниками ливонцев выступили датчане.


Кадр из фильма "Александр Невский", режиссер С. Эйзенштейн


«Ледовое побоище» известно всем, но масштабы этой битвы традиционно преувеличиваются. Гораздо более крупное и значимое сражение состоялось в феврале 1268 г. при Раковаре (эстонский Раквере). В летописи сообщается:
«Ни отцы, ни деды наши не видали такой жестокой сечи».


Объединенная русская армия псковского князя Довмонта, новгородского посадника Михаила и сына Александра Невского Дмитрия опрокинула союзные войска Ливонского ордена и датчан и гнала их 7 верст. Потери сторон были действительно серьезными, исчислялись тысячами профессиональных воинов, что по меркам XIII столетия весьма ощутимо.


Довмонт, литовец по происхождению, псковский князь, ставший святым Русской православной церкви


Но в целом в Европе, несмотря на отдельные поражения, дела Ордена идут неплохо. В 1244 г. происходит важнейшее событие в истории Ордена – папа римский признает его государство в Европе. В 1283 году тевтонцы завершают покорение Пруссии (Боруссии) – несмотря на восстания 1242-1249 и 1260-1274 г.г. В 1308-1309 г.г. Орден получает во владение Восточную Померанию и Данциг. В Палестине же в это время все очень плохо: в 1271 г. мамелюки захватывают Монфор, в 1291 – крестоносцы теряют Акру, и Тевтонский орден переносит свою штаб-квартиру в Венецию. В 1309 году, когда Орден вполне освоится в Прибалтике, гроссмайстер переедет в Мариенбург – резиденцией великих магистров этот замок останется до 1466 г.


Мариенбург (Мальборк), современное фото


В конце XIII века Орден вступил в конфликт с рижским архиепископом, вследствие чего в 1311 г. он был даже отлучен от Церкви. Но тогда все решилось миром и снятием отлучения в следующем, 1312 году. В 1330 г. противостояние тевтонцев и архиепископа закончилось победой Ордена, который стал сеньором Риги. Тогда же произошел обмен территориями между Тевтонским орденом и его Ливонским ландмайстерством: В 1328 г. Ливонский орден передал Тевтонскому Мемель и его окрестности. А в 1346 тевтонцы купили у Дании Северную Эстонию и, в свою очередь, передали её Ливонскому ордену.

Между тем, в это время в Европе появилась любопытная традиция – «прусские путешествия»: рыцари разных государств, в том числе из самых знатных аристократических фамилий, приезжали в Пруссию для участия в войне против языческой Литвы. Эти «туристические поездки на войну» стали так популярны, что иногда Орден лишь давал «гостям» проводников и командира, предоставляя им возможность самим подраться с литовцами. Начавший было проводить миролюбивую политику великий магистр Карл фон Трир (вступил в должность в 1311 г.) настолько возмутил европейское рыцарство, что в 1317-м был снят с должности на заседании Капитула. Не помогло даже заступничество папы римского.

Одним из «гостей» Тевтонского ордена стал Генри Болингброк, граф Дерби, сын знаменитого Джона Гонта. 19 июля 1390 г. он прибыл в Данциг на собственном корабле с отрядом в 150 человек, его сопровождали 11 рыцарей и 11 оруженосцев.

В «Торуньских анналах» говорится:
«В то же время (1390 г.) маршал с великим войском стоял у Вильны, а с ним — господин Ланкастера, англичанин, пришедший со своими людьми перед днем святого Лаврентия. Пришли туда и ливонцы, и Витовт с жемайтами. И сначала они взяли неукрепленный замок Вильны и многих убили, но укрепленный замок они не захватили».


В 1392 г. Генри снова приплыл в Пруссию, но войны не было, и потому он в сопровождении 50 воинов отправился через Прагу и Вену в Венецию. В 1399 г. умер Джон Гонт и король Ричард II конфисковал родовые владения его семьи. Возмущенный Генри вернулся в Англию, поднял мятеж и захватил короля в плен (19 августа 1399 г.). В парламенте, собравшемся 30 сентября, он заявил о своих притязаниях на трон. Его доводы были восхитительны:

Во-первых, высокое происхождения – аргумент, прямо скажем, не очень, но это так – на затравку.

Во-вторых, право завоевания – вот это уже серьезно, это по-взрослому.

И, наконец, в третьих – необходимость реформ. Волшебная фраза, услышав которую нынешние президенты (и прочие главы государств) понимают, что англосаксам что-то очень нужно в их стране. И, если им это «что-то» немедленно не отдать – будут бить (возможно, даже ногами). На территории Англии волшебство, по-видимому, работало уже и в конце XIV века. Ричард II быстро отрекся от престола и был так любезен, что очень скоро (14 февраля 1400 г.) умер в замке Понтекрафт – в возрасте 33 лет. А наш герой 13 октября 1399 года был коронован как Генрих IV, король Англии. Он стал основателем Ланкастерской династии и правил до 1413 г.


Генрих IV, король Англии, один из «гостей» Тевтонского ордена


В 1343 г. Орден вернул Польше захваченные земли (кроме Поморья – Калишский договор) и сосредоточил все свои силы на борьбе с Литвой. Всего XIV веке тевтонцы совершили около 70 крупных походов в Литву из Пруссии и около 30 – из Ливонии. Причем в 1360-1380 г.г. крупные походы на Литву совершались ежегодно. В 1362 г. армия Ордена разрушила Каунасский замок, в 1365 г. – тевтонцы впервые напали на Вильнюс. Литовцы, в свою очередь, в 1345-1377 г.г. совершили около 40 ответных походов. В 1386 г. великий князь Литовский Ягайло принимает католичество и провозглашается польским королем под именем Владислава II (основание династии Ягеллонов, которая будет править в Польше до 1572 г.). После крещения Литвы тевтонцы потеряли формальные основания для нападений. Но повод для войны никуда не делся: принадлежавшие Литве Жемайтия и западная Аукшайтия отделяли владения Тевтонского ордена от его Ливонского ландмайстерства (Ливонского Ордена). А у великого князя Литовского Витовта в это время были большие проблемы: и его соперник – князь Свидригайло, никак не мог успокоиться, и татары все время беспокоили юго-восточные рубежи, и польская королева Ядвига, вдруг потребовала платежей с литовских земель, подаренных ей Ягайлой. Притязания последней особенно возмутили литовцев, которые на специально собранном совете постановили сообщить королеве, что они, как люди честные и порядочные, могут только пожелать ей «здоровья побольше и хорошего настроения». А все остальное – пусть с мужа требует. В этих условиях Витовт был вынужден заключить с Орденом Салинский договор (1398 г.), согласно которому, в обмен на поддержку, он уступил Ордену земли до Невежиса. Это была территория с очень значительным языческим влиянием, которую сам Витовт практически не контролировал. В результате в 1399 г. Тевтонский орден даже выступил союзником Литвы в битве на Ворскле (довольно странный союз князя Витовта, хана Тохтамыша и тевтонцев).


Битва на Ворскле


Это сражение стало одним из самых крупных и кровопролитных в XIV веке, и закончилось тяжелым поражением союзников.

В 1401 г. восстание жемайтийцев вынудило Орден уйти из этой провинции, после чего его нападения на Литву возобновились. В 1403 г. папа Римский Бонифаций IX официально запретил тевтонцам воевать с Литвой. В качестве компромисса в 1404 г. Орден получил ту самую Жемайтию в совместное управление с Польшей и Литвой (Рационжский договор). Идиллия завершилась в 1409 г. восстанием недовольных орденской администрацией жемайтийцев, на помощь которым пришли литовцы. Так началась решающая война Польши и Литовского княжества с Тевтонским Орденом, завершившаяся катастрофическим поражением последнего в сражении при Грюнвальде (Таненберге).


Битва при Грюнвальде, гравюра


Армия союзников впечатляла: в поход отправились войска польского короля Ягайло, великого князя литовского Витовта, «хоругви» из Смоленска, Полоцка, Галича, Киева, чешское войско во главе с Яном Жижкой, которому еще только предстояло стать великим во времена Гуситских войн, а также отряд татарской конницы (около 3 000 человек). Включая вспомогательные войска и обоз, численность этой армии достигала 100 тысяч человек. На правом фланге встали русско-литовские отряды и татары (40 хоругвей) под командованием Витовта. На левом – поляки, которыми командовал полководец Зындрам (50 хоругвей). Артиллерия была распределена по всему фронту. Часть пехотных частей прикрывали обозы. Чтобы поднять боевой дух армии, перед началом сражения король Ягайло перед строем посвятил в рыцари несколько десятков человек.

Войско Тевтонского ордена состояло из представителей 22 стран западной Европы (51 «знамя») и насчитывало около 85 тысяч человек. Численность именно членов Ордена историки оценивают в 11 тысяч человек, 4 тысячи из них были арбалетчиками. Главнокомандующим стал магистр Ульрих фон Юнгинген.


26 магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген


Артиллерию Ульрих фон Юнгинген расположил впереди боевых порядков, основная масса пехоты расположилась в вагенбурге (укрепление из повозок) – позади развернутых позиций тяжелой кавалерии и артиллерии ордена.

15 июля 1410 г. армии противников встали между деревнями Танненберг и Грюнвальд. Великий магистр отправил к Ягайле и Витовту герольдов с провокационным посланием, в котором говорилось:
«Светлейший король! Великий магистр Пруссии Ульрих шлет тебе и твоему брату два меча, как поощрение к предстоящей битве, чтобы ты с ними и со своим войском незамедлительно и с большей отвагой, чем ты выказываешь, вступил в бой и не таился дольше, затягивая сражение и отсиживаясь среди лесов и рощ. Если же ты считаешь поле тесным и узким для развертывания твоего строя, то магистр Пруссии Ульрих... готов отступить, сколько ты хочешь, от ровного поля, занятого его войском».


Крестоносцы, действительно, отошли назад. По воззрениям тех лет, это был вызов, граничащий с оскорблением. И союзники начали сражение. Первыми двинулись войска Витовта. Здесь начинаются разночтения: часть историков утверждает, что атака легкой кавалерии Витовта и татарской конницы была поначалу успешной: им, якобы, удалось порубить орденских артиллеристов. Польский хронист Длугош утверждает обратное: атаковавшая тевтонцев конница попала в заранее устроенные ловушки («ямы, прикрытые землею, чтобы в них падали люди и кони»). Во время этой атаки погиб подольский князь Иван Жедевид «и еще многим людям от тех ям большой вред был». После этого, против литовцев двинулись отряды «гостей» – рыцарей других стран, пожелавших сразиться с «язычниками». Примерно через час левое крыло союзников стало «отступать и наконец, обратилось в бегство... Враги рубили и забирали в плен бегущих, преследуя их на расстоянии многих миль... Бегущих же охватил такой страх, что большинство их прекратило бегство, только достигнув Литвы» (Длугош). Бежала и татарская конница. Многие современные историки считают это свидетельство Длугоша чересчур категоричным. Развить успех рыцарская конница не смогла, так как попала в болотистую пересеченную местность. Низко оценивая действия литовской армии в целом, Длугош противопоставляет им действия трех смоленских полков:
«Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены и знамя их втоптано в землю, однако в двух остальных отрядах они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобало мужам и рыцарям, и наконец соединились с польскими войсками».


Это имело огромное значение для хода всего сражения, так как смоленские полки примыкали к польскому войску справа, и, удержав позицию, не дали возможности рыцарской коннице ударить по флангу.

Только теперь тевтонцы и прусское ополчение вступили в бой с поляками, ударив по ним «с более высокого места» (Длугош). Успех, казалось, сопутствовал воинам Ордена, им даже удалось захватить королевское знамя. В этот момент, уже уверенный в победе, великий магистр бросил в бой последние резервы, но резервные части были использованы и союзниками, к тому же, на поле боя вдруг вернулась часть армии Витовта. И теперь решающую роль сыграл численный перевес. Армию Ордена удалось обойти с левого фланга и окружить. В последней фазе сражения погибли великий магистр, великий комтур, великий маршал и 600 рыцарей. Из комтуров в живых остался только один – не принимавший участия в битве. В плен попали около 15 000 человек. Были захвачены обоз, артиллерия, боевые знамена крестоносцев (51 было отправлено в Краков, остальные – в Вильнюс).


Ян Матейко, Битва под Грюнвальдом. Эта картина была занесена руководством III Рейха в черный список произведений искусств и подлежала уничтожению


I Торуньский договор (1411 г.) был достаточно мягким по отношению к проигравшей стороне, но тевтонцы вынуждены были вернуть Литве Жемайтию и Занеманье. Тевтонский орден, который в какой-то момент оказался в положении самого сильного в Европе (Орден Тамплиеров был предательски разгромлен и запрещен, а у госпитальеров не было такой ресурсной базы, как у тевтонцев, которые собирали налоги с многочисленных земель да ещё и монополизировали торговлю янтарем) от этого удара уже не оправился. Тевтонцы потеряли стратегическую инициативу, и теперь могли только обороняться, пытаясь защитить свои владения. В 1429 г. Орден еще помогает Венгрии отразить нападение турок. Но последовавшие далее неудачные войны с Литвой (1414 г., 1422 г.), с Польшей и Чехией (1431-1433 г.г.) усугубили кризис Ордена.

В 1440 г. был образован оппозиционный Ордену Прусский союз – организация светских рыцарей и горожан. В феврале 1454 году этот союз поднял восстание и объявил, что все прусские земли отныне будут находиться под покровительством польского короля Казимира. Последовавшая затем тринадцатилетняя война Ордена с Польшей закончилась очередным поражением тевтонцев. Теперь Орден лишился Восточного Поморья и Данцига, Кульмской земели, Мариенбурга, Эльбинга, Вармии, которые отошли к Польше. Из потерянного навсегда Мариенбурга (ставшего польским Мальборком) столица была перенесена в Кeнигсберг. Это поражение могло бы стать фатальным, если бы по Ордену ударили ещё и литовцы, но они почему-то осталась нейтральными. Авторитет тевтонцев неуклонно падает, и в 1452 г. Орден теряет единоличную власть над Ригой – теперь он вынужден был делить ее с архиепископом. А в 1466 г. получает автономию Ливонский орден. В 1470 магистр Генрих фон Рихтенберг вынужден был принести вассальную присягу королю Польши. Попытка вернуть независимость в 1521-1522 г.г. успехом не увенчалась.

В 1502 г. армия Ордена одержала последнюю победу над русским войском, но в 1503 г. война закончилась в пользу Москвы. А в 1525 г. произошло событие, всколыхнувшее всю Европу: гроссмайстер католического Ордена Альбрехт Гогенцоллерн и часть рыцарей приняли лютеранство. Тевтонский орден был упразднен, его территория объявлена наследственным княжеством Пруссия, вассальным, по отношению к Польше. Из рук польского короля Сигизмунда Альбрехт получил титул герцога. После этого он женился на датской принцессе Доротее.


Альбрехт Гогенцоллерн, последний магистр Тевтонского ордена, ставший первым герцогом Пруссии


Но часть рыцарей осталась верна прежней вере, в 1527 г. ими был выбран новый гроссмайстер – Вальтер фон Кронберг. Император Священной римской империи это назначение утвердил, ушедшие из Пруссии тевтонские рыцари сражались в религиозных войнах против лютеран. В 1809 г. Тевтонский орден был распущен Наполеоном Бонапартом, но в 1840 г. снова возрожден в Австрии.

Что касается Ливонского ордена, он был упразднен в ходе Ливонской войны. Его последний магистр, Готхард Кеттлер, последовал примеру гроссмайстера тевтонцев: в 1561 г. он принял лютеранство и стал первым герцогом Курляндии.


Готхард Кеттлер, последний магистр Ливонского ордена, ставший первым герцогом Курляндии


Герцогиней Курляндской была племянница Петра I – Анна Иоанновна, которая в 1730 г. взошла на российский престол. А последним герцогом Курляндии стал Петр Бирон – сын ее фаворита, Эрнста Иоганна Бирона.


Петр Бирон, последний герцог Курляндии


28 марта 1795 г. он был вызван в Петербург, где подписал отречение от герцогства. Компенсацией стали ежегодная пенсия в 100 тысяч талеров (50 тысяч червонцев) и 500 000 червонцев в качестве платы за поместья в Курляндии. Остаток жизни он провел в Германии.

В 1701 г. великий курфюрст Бранденбурга и герцог Пруссии Фридрих Вильгельм провозгласил себя пока ещё «королем в Пруссии» – дело в том, западная часть Пруссии тогда еще принадлежала Польше. В 1722 г. Фридрих II в ходе I раздела Польши присоединил эти земли к своему государству и стал уже «королём Пруссии». В 1871 г. последний прусский король Вильгельм I Гогенцоллерн стал первым императором II Германского рейха.


Король Пруссии Вильгельм I Гогенцоллерн, ставший первым императором II Германского рейха


Руководители III Рейха в 1933 г. объявили себя «духовными наследниками» Тевтонского ордена. После поражения в развязанной ими II Мировой войне и эти «наследники» прекратили свое существование.

Но чисто формально Тевтонский орден и в наши дни существует на территории Австрии. Правда, осталось от него лишь громкое название: главой теперь является не великий магистр, а аббат-хохмайстер, и состоят в кастрированном победителями ордене не воинственные, всегда готовые к бою рыцари, а почти одни только женщины (сёстры), работающие в больницах и санаториях Австрии и Германии.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    21 января 2019 06:08
    Спасибо за интересную статью.Тем более эта история прямо касается наших соотечественников-новгородцев,псковичей и смолян.
    1. 0
      21 января 2019 09:15
      Цитата: 210окв
      ...эта история прямо касается наших соотечественников-новгородцев,псковичей и смолян.

      Много горя эти нелюди принесли людям Земли. Их зверства не будут забыты.

      1. +7
        21 января 2019 10:47
        Цитата: Boris55
        Много горя эти нелюди принесли людям Земли.

        Простите, но тут стоит уточнять - в данном случае СЛАВЯНАМ и прибалтам. А так для другой части населения они ГЕРОИ и многие с удовольствием и гордостью ведут свою родословную от рыцарей данного ордена.
        1. -3
          21 января 2019 11:57
          Цитата: svp67
          Простите, но тут стоит уточнять - в данном случае СЛАВЯНАМ и прибалтам.

          Они насаждали новую концепцию жизнеустройства. Проводили насильственную глобализацию и не только среди славян и прибалтов, а по всему Миру. Вспомните хотя бы индейцев северной Америки, аборигенов Австралии и т.д.. Они уничтожали местную элиту и занимали их места, превращая аборигенов в рабов.

          "...Нацистская армия СС - сокращенное название для "Рыцарей Святого Престола". Этот католический военный орден впервые сформирован в 1933 году на базе иезуитского ордена. СС был создан после подписания конкордата "священного" Рейха, в частности путем применения статей 1,12,15,21 и 33 с пунктом (с) "секретное приложение" из конкордата между Германией и Ватиканом. СС была, пожалуй, одной из самых зловещих организаций, которая когда-либо существовала на Земле ..."

          Цитата: svp67
          ... для другой части населения они ГЕРОИ...

          Это не наши герои. Для нас они враги.
          1. +2
            21 января 2019 16:45
            Цитата: Boris55
            Это не наши герои. Для нас они враги.

            Не Ваши, так точнее...
            1. 0
              21 января 2019 19:54
              Цитата: svp67
              Не Ваши, так точнее...

              "Рыцарей Святого Престола" - СС, ни когда не будут моими героями!
              1. +3
                21 января 2019 19:58
                Цитата: Boris55
                "Рыцарей Святого Престола" - СС, ни когда не будут моими героями!

                Похвально, но разговор то в этой статье шел о "Тевтонском ордене", о его истории...
                1. -1
                  21 января 2019 20:02
                  Цитата: svp67
                  Похвально, но разговор то в этой статье шел о "Тевтонском ордене", о его истории...

                  А какая разница? В названии? Эти правнуки тех тевтонов уничтожили порядка 20 миллионов мирных жителей СССР в ВОВ.
          2. +2
            22 января 2019 10:02
            Цитата: Boris55
            Они насаждали новую концепцию жизнеустройства. Проводили насильственную глобализацию и не только среди славян и прибалтов, а по всему Миру. Вспомните хотя бы индейцев северной Америки, аборигенов Австралии и т.д..

            Да, какой же бред то. Батенька, где берёте такую забористую траву то ? "Подписать" тевтонских рыцарей под уничтожение даже абригенов Австралии ещё никто пожалуй не додумался, только вы. laughing
            1. 0
              22 января 2019 11:51
              Цитата: Михаил Матюгин
              Да, какой же бред то.

              За две тысячи лет они много раз меняли свой облик и свои названия. Неизменным остаётся их хозяин - Ватикан и их ненависть к нам. hi
    2. +2
      21 января 2019 11:04
      Цитата: 210окв
      Тем более эта история прямо касается наших соотечественников-новгородцев,псковичей и смолян.

      А так же части населения проживающей сейчас в Калининградской области...
      «псы-рыцари»: так называют их только на территории республик бывшего СССР и причиной тому неправильный перевод на русский язык
      Но как точно и метко
      1. +2
        22 января 2019 14:18
        В Калининградскую область люди переселялись из СССР. До ВОВ там немцы жили, в Восточной Пруссии.
  2. +3
    21 января 2019 06:11
    В Битве при Грюнвальде Восточная Европа дала люлей Западной )). Прикольно
    1. +7
      21 января 2019 10:55
      Цитата: Krasnodar
      В Битве при Грюнвальде Восточная Европа дала люлей Западной )). Прикольно

      Вы счастливый человек, что то новое для себя узнали, раньше про эту битву в школе рассказывали и фильмы снимали... Причем каждая из сторон называла эту битву по своему...
      Литовцы например битвой при Жальгирис.
      1. +2
        21 января 2019 11:08
        Я это учил в школе, просто забыл давно ))))
        Динамо или ЦСКА Жальгирис, не? Была такая команда в СССР?
        1. +2
          21 января 2019 11:10
          Цитата: Krasnodar
          Была такая команда в СССР?

          Была и не зря называлась
          1. +1
            21 января 2019 11:12
            ЦСКА или Динамо?
            1. 0
              21 января 2019 11:16
              Цитата: Krasnodar
              ЦСКА или Динамо?

              "Жальгирис" - сборная Литвы по баскетболу
              1. +2
                21 января 2019 11:27
                А, ок ))
                Хорошая была команда, кстати.
                1. +2
                  21 января 2019 11:54
                  Баскетбольный клуб никуда не делся! Существует по сию пору!
                  1. +1
                    21 января 2019 11:56
                    Не знал ))). Когда Европу последний раз брала? По континенту ЦСКА, Макаби и Греки, вроде, рулят..
                    1. +1
                      21 января 2019 12:09
                      Возможно и рулят но и ребята из "Зелёного леса" (В буквальном переводе на русский слово «Жальгирис» означает «зелёный лес». Название дано в честь победы литовцев, белорусов и поляков над Тевтонским орденом в битве при Грюнвальде (лит. Žalgirio mūšis) в 1410 году) редко поднимают руки и всегда стараются играть до конца. В сезоне Евролиги 2017-2018 они были на 6 месте. Сейчас идут на 11 месте. На 12 "Панатинаикос".
                      Занятно - каким образом местоположение "Макаби" относится к Европейскому континенту?
                      1. +2
                        21 января 2019 19:19
                        Цитата: hohol95
                        каким образом местоположение "Макаби" относится к Европейскому континенту?
                        Ну а куда ж их ещё (с) )))) (О чем говорят мужчины)

                        .... в прошлом сезоне средняя посещаемость «Жальгириса» на матчах Евролиги составила 13560 человек, в этом – 14732.
                        На топовые матчи билеты разбирают заранее. Например, аншлаг на январской игре с ЦСКА был обеспечен уже за месяц.
                        Интересно, что посещаемость игр Евролиги в Каунасе выше, чем у некоторых клубов НБА.
                        В этом году у «Жальгириса» рекордный для клуба (и по-прежнему один из самых маленьких в Евролиге) бюджет – 10,7 млн евро. Из них клуб своими усилиями отбивает 8,1 млн. источник sports.ru
                        …. нашим клубам бы так
                      2. +4
                        21 января 2019 20:07
                        Цитата: hohol95
                        Название дано в честь победы литовцев, белорусов и поляков над Тевтонским орденом в битве при Грюнвальде

                        Белорусов?..Меня терзают смутные сомнения:)
                      3. +2
                        21 января 2019 22:22
                        Белорусов?..Меня терзают смутные сомнения:)

                        Что-бы они вас не терзали внесите изменения в статью о "Жальгирисе" в ВикиВики!
                        И будете спать спокойно!
                      4. +5
                        22 января 2019 10:05
                        Цитата: IGOR GORDEEV
                        Белорусов?..Меня терзают смутные сомнения:)

                        Большу часть литовских "хоругвей" антиорденского войска составляли войска с территории бывшей Киевской Руси, куда входили и современная западная Россия, и Белоруссия. Так что ничего странного, да были и "белорусские" хоругви, и даже три "русских".
                      5. Комментарий был удален.
                      6. +1
                        22 января 2019 09:09
                        Цитата: hohol95
                        Возможно и рулят но и ребята из "Зелёного леса" (В буквальном переводе на русский слово «Жальгирис» означает «зелёный лес». Название дано в честь победы литовцев, белорусов и поляков над Тевтонским орденом в битве при Грюнвальде (лит. Žalgirio mūšis) в 1410 году) редко поднимают руки и всегда стараются играть до конца. В сезоне Евролиги 2017-2018 они были на 6 месте. Сейчас идут на 11 месте. На 12 "Панатинаикос".
                        Занятно - каким образом местоположение "Макаби" относится к Европейскому континенту?

                        Выступает за Европу, т.к. большинство мусульманских стран Азии традиционно отказывались с ними
                2. +1
                  22 января 2019 00:00
                  Знаменитая сборная СССР по баскетболу (чемпионы Сеула) - основной костяк как раз литовцы, игроки «Жальгирис», Марчулёнис был с другого клуба. А так, не имена, а песня - Хомичус, Куртинайтис, Сабонис.
              2. +1
                27 января 2019 01:11
                Цитата: svp67
                "Жальгирис" - сборная Литвы по баскетболу

                А в 80-х и футбольный "Жальгирис" подтянулся. Бронза чемпионата СССР-87, и в том же году
                "Жальгирис" под флагом студенческой сборной СССР выиграл универсиаду.
  3. +6
    21 января 2019 07:58
    Очень хороший материал, но почему уважаемый автор все-таки не прислушивается к уже дававшимся ему советам? Подписи должны быть ПОД ВСЕМИ рисунками. Мало указать "средневековая гравюра". И так видно, что не акварель. Желательно указывать ОТКУДА она, где есть и в каком издании. Используя цветные (да хоть какие) иллюстрации художников, следует указывать, кто автор. Это обязательно! Например, есть рисунок под которым написано "Битва на Ворскле". А надо написать - "Битва на Ворскле", Рис. В.Горелика, журнал Цейхгауз №... стр. Это не мелочь. Это говорит о подходе автора к работе и его уважении к его аудитории. Есть поговорка, "кто делал,да не доделал, не сделал ничего". Хотелось бы выразить надежду, что в дальнейшем все работы уважаемого автора будут лишены этих досадны "мелочей".
  4. +1
    21 января 2019 08:28
    Ощущение что статья сшита из двух разных частей, разных по стилистике и решаемым задачам. Сначала тупая пропаганда, потом нормальный исторический обзор.
  5. +8
    21 января 2019 08:36
    Да простит меня уважаемый автор, но несколько комментариев добавлю к его в целом очень добротному материалу.

    Не добившись больших успехов в войне с сарацинами, Тевтонский орден обрел мрачную славу в Европе

    Не добились больших успехов ? Вот только исламские султаны и эмиры об этом не знали, вплоть до всеобщего кризиса христианского Заморья в 1270е-1290е годы. Куда уж больше то, при их небольшой численности. Особенно султан Бейбарс, хотя и был зело грозен, но сильно и неоднократно ломал зубы о тевтонские цитадели в Леванте.

    Вообще, роль "палестинских дел" в истории Тевтонского ордена сильно недооценивается; на самом деле, вплоть до 1271 года, до падения Монфора, главным центром ордена, где хранились значительные архивы и "полевая казна", являлся именно этот замок.

    Больше того, вплоть до конца 13 века "миссия на Востоке" среди орденцев считалась НАМНОГО более почётной и более соответствующей рыцарскому пути, чем "миссия в Пруссии и Литве".

    Ну а в Заморье последний раз тевтонские братья участвовали в бою против сарацин - в обороне Акры, предпоследней столицы Иерусалимского королевства, в 1291 году, среди иных воинских контингентов, прославившись традиционно стойкостью и доблестью (они не покинули позиций при эвакуации гарнизона и жителей и почти поголовно погибли прикрывая отход, как и многие иные подразделения иных орденов).

    Цитата: Рыжов В.А.
    Православные считались схизматиками – «странными», не «совсем правильными», но все же христианами. Их можно было попытаться тем или иным способом «убедить» признать власть римских пап, хотя бы через унию. Воевать с ними под этим предлогом было делом «богоугодным», но не возбранялось и вступать в военно-политические союзы для борьбы с мусульманской Турцией или с кем-то из христианских соседей.
    У нас, по понятным причинам, старались не говорить о том, что количество совместных операций тевтонцев и ливонцев с войсками православных княжеств против языческих племён Литвы и т.п. было больше числа взаимных конфликтов между орденцами и русскими князьями.

    Цитата: Рыжов В.А.
    Если прощение грехов можно купить за деньги, значит, за деньги можно отпустить их и дьяволу?
    От момента Грюнвальдской битвы - закато ордена - до появления индульгенций осталася почти век. Не уверен, что этот еретический типа довод тут к месту.
    1. +4
      21 января 2019 09:00
      Видел я этот Монфор - недалеко от Голанских высот, кстати.
      1. +5
        22 января 2019 10:08
        Цитата: Krasnodar
        Видел я этот Монфор - недалеко от Голанских высот, кстати

        К сожалению, я в ходе своих вояжей по Эрец-Исраэль и по другим странам Ближнего Востока, непосредственно до Монфора не добрался, а так - цитадель действительно серьёзная и на господствующих высотах.

        Кстати, что характерно, многие замки крестоносцев в том же Израиле и в Сирии расположены в закрытых для посещения районах, где до сих пор находится военная инфораструктура (тактическую привязку рельефа что в Средние века, что сегодня никто не отменял bully ).
        1. +1
          22 января 2019 10:25
          Монфор открыт для посещений, просто там смотреть особо нечего. Пара-тройка площадок развалин с маленькими мостиками между ними.
    2. +5
      21 января 2019 09:25
      Добрый день, коллега.
      Цитата: Михаил Матюгин
      У нас, по понятным причинам, старались не говорить о том, что количество совместных операций тевтонцев и ливонцев с войсками православных княжеств против языческих племён Литвы и т.п. было больше числа взаимных конфликтов между орденцами и русскими князьями.

      А вот с этого места поподробнее, пожалуйста. Я имею в виду про "совместные" операции. Про совместные операции русских с литвой (других язычников зоне контакта православных и католиков, как-будто, не было) против немцев слышал. А вот наоборот с немцами против литвы, как-то кроме славной компании 1236 г. ничего в голову не приходит.
      Думается мне, что либо вы неправильно выразились, либо обладаете совершенно секретной, эксклюзивной информацией, заслуживающей, вероятно, полного доверия. Было бы интересно познакомиться с ее источниками.
      1. +4
        21 января 2019 10:50
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Про совместные операции русских с литвой (других язычников зоне контакта православных и католиков, как-будто, не было)
        Подождите, а эсты, жмудины... они кто были?
        1. +4
          21 января 2019 13:23
          Цитата: svp67
          Подождите, а эсты, жмудины... они кто были?

          Уговорили.
          Эсты, жмудины, ятвяги, латгалы, ливы, земгалы, аукшайты - кого еще забыл? smile
          Давайте проще - чудь и литва. Про чудь, каюсь, действительно забыл упомянуть, но суть моего комментария это не меняет.
      2. +2
        22 января 2019 10:14
        Да всё просто - читал в одной книге про как раз Тевтонский орден, что у того же св.Александра Невского (сейчас пишу по памяти) что то около 10-12 походов против литовских язычников, из них примерно 5-6 совпадают хронологически с походами орденских крестоносцев против тех же литовцев, что не может быть совпадением, и так далее.

        Кроме того, русские князья в 13 веке действовали в Прибалтике (да и не только, например в том же Поволжье - ведя войну против язынинков из финских племён Поволжья и сарацин Волжской Булгарии) как те же самые крестоносцы, только православные, и целью было обратить в Православие местных языников, и перед походом служились молебны, пелись молитвы, на месте успешных побед ставились церкви и т.п., в общем точь-в-точь как у орденцев, только "вид сбоку".

        А про жестокости всех в то жестокое время просто лучше не говорить, все были весьма хороши, всё таки Средневековье...
        1. +3
          22 января 2019 11:06
          Цитата: Михаил Матюгин
          у того же св.Александра Невского (сейчас пишу по памяти) что то около 10-12 походов против литовских язычников, из них примерно 5-6 совпадают хронологически с походами орденских крестоносцев против тех же литовцев, что не может быть совпадением, и так далее.

          Походы Невского задокументированы и изучены. Зарубежных с его собственным участием - два, насколько я помню. Один против немцев в 1242, другой против еми в 1257, по-моему. Походы против литвы - либо погони, либо перехваты отрядов, возвращающихся из набегов на Русь, все на своей территории. Собственно на территории литовских племен русские, в отличие от немцев не ходили, разве что Даниил Галицкий на ятвягов...
          Походы русских князей против язычников могут напоминать крестовые только внешне и при самом поверхностном рассмотрении. Из сходства только молитвы перед отправлением.
          Цитата: Михаил Матюгин
          целью было обратить в Православие местных языников

          Никто и никогда не ставил такой цели. Дружинник обратить никого не может, он может только принудить. А священников таких, чтобы были обучены обращать у нас не было, появились только во второй половине XIV в. уже во времена Сергия Радонежского и позже. Целью русских походов в земли язычников были исключительно сбор дани или грабеж. Не было не централизованных проповедей, не миссионеров, зачастую, не было даже попыток установить свою администрацию. Пришли, получили дань по списку, ушли. Не получили - навешали всем, отобрали что нужно и опять же ушли. Именно так. Никаких проповедей и, тем более, насильственных обращений.
          Цитата: Михаил Матюгин
          на месте успешных побед ставились церкви
          Только на своей подконтрольной территории.
          Жестокость - неотъемлемая часть жизни в то время.
          Но немцы использовали жестокость как политический инструмент. Для них это был не эксцесс разгоряченных войной мужиков, как это обычно бывало, а сознательная, продуманная политика, осуществляемая с немецким хладнокровием и педантичностью.
          1. +1
            22 января 2019 11:22
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Зарубежных с его собственным участием - два, насколько я помню. Один против немцев в 1242, другой против еми в 1257, по-моему. Походы против литвы - либо погони, либо перехваты отрядов, возвращающихся из набегов на Русь, все на своей территории.

            Тема интересная, можно было бы подробнее влезть, с привлечением немецких источников, но катастрофически нет времени...

            Цитата: Хозяин Трилобита
            Походы русских князей против язычников могут напоминать крестовые только внешне и при самом поверхностном рассмотрении. Из сходства только молитвы перед отправлением.
            Ну не знаю, вообще то по текстам летописей - один в один с походами крестоносцев из Европы - те же походы Владимира Мономаха против половцев, он специально их объставлял именно в качесте Крестового Похода, - тем более что как раз эпоха такая же (про участие русских отрядов в сражениях в Заморье на стороне крестоносцев я вообще умалчиваю).

            Понимаете, какое дело, люди 12-13 веков имели иное мировоззрение, чем большинство наших соотечественников, взращенных на штампах советского времени...

            Цитата: Хозяин Трилобита
            Никто и никогда не ставил такой цели. Дружинник обратить никого не может, он может только принудить.
            ??? Так для этого и брали священников. Почитайте о христианизации даже славянских племён Залесской Руси, не говоря о финских племенах Поволжья. Там и восставния волхвов в ответ на миссионерство, и вооружённая ответная христианская миссия и т.п.

            Важный момент - не стремилась к обращению язычников только Новгородская олигархическая республика (по понятным причинам, - купцам было пофиг на веру, главное иметь рынок сырья и сбыта). Большинство же централизованных княжеств периода Киевской Руси проводило именно политику христианизации.

            После нашествия монголов ситуация изменилась - и как только относительно русские земли оправились от нашествия, в 14-15 пошла уже новая волна христианизации, причём преимущественно мирным путём (всё таки сил мало и любую посылку военных отрядов необходимо было согласовывать с Ордой).

            Цитата: Хозяин Трилобита
            А священников таких, чтобы были обучены обращать у нас не было, появились только во второй половине XIV в. уже во времена Сергия Радонежского и позже.
            wassat Кто же Русь то крестил, а ? целимо ведь, от Новгорода и Ладоги до Киева и Ужгорода !

            Уважаемый Михаил, вы явно путаете мирную миссию, совершаемую путём проповеди, и миссию, подкреплённую военной силой. Первое - наилучший способ, дававших обращённых "наилучшего качества", но трудоёмкий, медленный и требущий большой жертвенности и подвижничества от христианских священников (и такое было и в Европе, и у нас на Русской равнине). Второй - более простой, часто применялся после того, как "мирная миссия" слишком долго шла или не давала результатов.
            1. +3
              22 января 2019 11:46
              Цитата: Михаил Матюгин
              Уважаемый Михаил, вы явно путаете мирную миссию, совершаемую путём проповеди, и миссию, подкреплённую военной силой.

              В том и дело, что нет. И анализ исторических событий показывает с очевидностью, что прагматичная католическая часть Европы как раз и предпочитала второй способ проповеди, в отличие от православной ее части. В остальном с последним вашим абзацем согласен на все сто.
              Что касается крещения Руси, то проделали это греки, вернее ромеи, какой бы национальности они не были. Позже появились свои кадры, обученные, опять же в Константинополе или на Афоне. Но их было до крайности мало, не было у греческой церкви большого корпуса миссионеров, специально обученных как проповедовать у невегласов. А у католиков были. И у мусульман тоже. Поэтому там где православие сталкивалось с католицизмом или исламом, победу неизменно одерживали последние, если изначально у православия не было совершенно явного преимущества. Финляндия, Прибалтика, Литва, часть Белоруссии, Волынь, Галичина были отторгнуты от православия католиками, также как и Среднее Поволжье, частично, Кавказ - мусульманами. Ментальную битву за Золотую Орду Русь проиграла Востоку.
              Будь всё так как вы это представляете себе - крестовые походы русских и т.п., таких безвольных и безвариантных поражений на религиозном фронте мы не испытывали бы.
              Есть у меня пара мыслей по этому поводу, если соберусь, попробую здесь опубликовать.
              1. 0
                26 января 2019 22:36
                Цитата: Хозяин Трилобита
                Что касается крещения Руси, то проделали это греки, вернее ромеи, какой бы национальности они не были. Позже появились свои кадры, обученные, опять же в Константинополе или на Афоне.
                Уважаемый Михаил, ну ненадо же так резать под корень то ! laughing Простой факт - даже не беря Готскую епархию, где Православие имелось ещё с Античности, возьмём хотя бы Поднепровье - там Православие известно как минимум с ... 860 годов (не говоря про ещё более ранние походы князя Бравлина). Да да, Православная Церковь имеет на данных землях намного более древнюю историю, чем 988 год. И Крещение проводило не только ромейское священство, но и "местные кадры".

                Цитата: Хозяин Трилобита
                Но их было до крайности мало, не было у греческой церкви большого корпуса миссионеров, специально обученных как проповедовать у невегласов. А у католиков были. И у мусульман тоже.
                Снова прошу побольше исследовать историю Православия. Как же так, если православные миссионеры уже в Раннее Средневековье дошли до ШриЛанки, до Кореи и т.п. ? про Европу вообще молчу...

                Цитата: Хозяин Трилобита
                Финляндия, Прибалтика, Литва, часть Белоруссии, Волынь, Галичина были отторгнуты от православия католиками
                Если Прибалтика практически изначально стала католической, то за Литву-Белорусию-Волынь-Галичину (которые вошли в единое Великое княжество Литовское и Русское) борьба шла, и вплоть до 14 века, и даже позднее.

                Цитата: Хозяин Трилобита
                также как и Среднее Поволжье, частично, Кавказ - мусульманами.
                Снова не совсем так. Ислам в Поволжье и на Кавказе появился очень давно (в Поволжье, в Волжской Булгарии - так вообще ДО прихода Православного Христианства на эти земли). Отторжения как такового вот именно здесь небыло. Скорее Русь пыталась с 12 по 16 века завоевать и христианизировать данные территории. Кавказ - иная история.

                Цитата: Хозяин Трилобита
                Ментальную битву за Золотую Орду Русь проиграла Востоку.

                Скорее противостояние дипломатов и убийц. Если бы Сартак прожил подольше, и если Алексанра Невского не отравили в Орде, то всё могло бы быть по иному вообще... И иго бы кончилось уже в начале 14 века...
  6. +8
    21 января 2019 10:47
    Статья интересная, хотя, конечно, и написана галопом по европам. Но это исключительно, как я понимаю, от желания "объять необъятное". Тем не менее, автору безусловное спасибо.
    Несколько замечаний.
    Так, в 1228 г. Псков заключил с Орденом союз против посягающего на его независимость Новгорода – и новгородцы отступили.

    Не совсем точно. Псков заключил союз с Ригой, а не с Орденом - следует их различать, это разные политические силы, хотя и близкие.
    В результате уже в 1203 г. Новгород организует первый поход против меченосцев.

    Не Новгород, а Полоцк и не против меченосцев, а против Риги. В 1203 г. католики еще не вошли в контакт с Новгородом. Первый поход новгородцев против Ордена, можно датировать 1212 г. и то условно.
    Всего с 1203 по 1234 г.гг. таких походов новгородцы совершили 8.

    Даже если заменить "новгородцы" на "русские князья", а "меченосцев" на "крестоносцев" (не все крестоносцы были членами Ордена), то и тогда "походов совершили" меньше.
    1203 - безуспешный поход Владимира Полоцкого на Ригу.
    1212 - поход Мстислава Удатного в Эстонию. Этот поход можно считать направленным против Ордена только условно. Он не затрагивал областей, уже покоренных крестоносцами. Его целью было закрепить влияние Новгорода в областях, на которые немцы начали нацеливаться, то есть ограничить экспансионистские устремления Ордена.
    1217 - поход Владимира Псковского на Медвежью Голову (Оденпе). Также был направлен против эстов, но закончился боевым столкновением с немцами, пришедшими эстам на помощь.
    1222 - осада Вендена (столицы меченосцев) Всеволодом Юрьевичем. Первый и единственный в рассматриваемый период поход собственно новгородцев против собственно Ордена.
    1223 - осада Ревеля Ярославом Всеволодовичем. Поход планировался против Ордена, но по факту вышел против датчан.
    1234 - поход Ярослава Всеволодовича против дерптского епископа, но никак не против Ордена.
    Итого шесть походов русских против крестоносцев вообще и только один поход собственно новгородцев против собственно Ордена.
    В 1234 г. крупную победу над Орденом одержал отец Александра Невского – князь Ярослав.
    Не над Орденом, а над крестоносцами дерптского епископа и кланом Буксгевденов из Оденпе. Орден и Дерпт (русск. Юрьев) тогда враждовали и на помощь Дерпту меченосцы не пришли.
    И еще.
    Возможно, автору стоило бы подробнее остановиться на методах распространения христианства, практикуемых Тевтонским орденом. Особенно в Литве. Людям нужно понимать что именно значит "огнем и мечом" и как это выглядело в натуре при взгляде со стороны. Хотя бы попробовать представить как пахнет сарай, в котором заперли и сожгли население целой деревни вместе в грудными детьми или что чувствует литовский мужик, на глазах у которого вспарывают живот его беременной жене и разрывают лошадями его детей перед тем как зарубить его самого.
    Если бы в XIII - XIV вв. существовал международный трибунал, тевтонцы и меченосцы однозначно были бы признаны преступными организациями, виновными в геноциде, массовых убийствах и этнических чистках.
  7. +8
    21 января 2019 11:07
    ...причиной тому неправильный перевод на русский язык одной из работ К.Маркса, который употребил в отношении тевтонцев существительное «монах», на немецком языке близкое к слову «собака». «Монахами-рыцарями» назвал их Карл Маркс!

    Хотелось бы уточнить на счёт псов-рыцарей. В немецком словаре мне что-то не удалось найти слов "монах" и "собака" похожих друг на друга, тогда, обратившись к вездесущей Википедии я обнаружил следующее: "Псы-рыцари — эпитет, употребляемый в отношении рыцарей Тевтонского ордена. Представляет собой ошибочный перевод с нем. «Reitershunde». Более корректно по смыслу можно перевести как «рыцарский сброд», «конный сброд» или «конная свора»." Действительно Reiters - это рыцари, всадники, а hunde - собака и буквальный перевод рыцари-собаки, но, судя по всему, в немецком языке словосочетание имеет значение как указано в Википедии, т.е. про "монахов" нет ни слова ни намёка.
    1. +2
      22 января 2019 00:11
      представляет собой ошибочный перевод с нем. «Reitershunde» belay
      а как по немецки будет "рыцарский союз"? не подскажите? wink
  8. +2
    21 января 2019 11:15
    И залили кровью язычников все дороги и места, и преследовали их по всем областям морского края, называемым Ротелевик и Роталия... И все войско и в первый, и во второй, и в третий день преследовало бегущих эстов повсюду и убивало направо и налево, пока не обессилели от усталости и люди, и кони.

    Генрих Латвийский
    участник одного из набегов в северную часть Эстонии в 1215 г.

    Жители стран Балтии каждый год 22 сентября отмечают День балтийского единства — победу над Орденом меченосцев, долгие годы терзавшим балтийские народы.
    Балтийский день единства не является государственным праздником, но тем не менее — это важная дата в истории эстонцев, латышей и литовцев. К этому дню приурочено множество интересных мероприятий: тематические музейные экспозиции, фотовыставки, реконструкции исторических событий и многое другое.
    © 2016 Sputnik Эстония
  9. +5
    21 января 2019 12:39
    на Бальге(первая крепость крестоносцев в Восточной пруссии) в остатках кирхи форбурга до сих пор сохранились начертанные на стене имена всех маистров ордена.Любопытно,что начертаны они чёрной краской, и лишь Ульрих фон Юнгинген -красной. сам видел. А ещё от Бальги вдоль залива идёт дорога (гравийная0-с откосами,насыпная,с уклонами и скатами в нужных местах....до сих пор с 1240-х-нормальная дорога.
    1. +3
      22 января 2019 10:19
      Цитата: sds127
      Любопытно,что начертаны они чёрной краской, и лишь Ульрих фон Юнгинген -красной. сам видел.

      Вероятно, это как символ гибели в бою. Но и другие вроде магистры гибли, должны быть и другие имена красной краской тоже. Не заметили ? или список был частично повреждён ?

      Цитата: sds127
      А ещё от Бальги вдоль залива идёт дорога (гравийная0-с откосами,насыпная,с уклонами и скатами в нужных местах....до сих пор с 1240-х-нормальная дорога.

      Прикольно, но не удивительно, - кое-где древнеримские дорогие эпохи Августа служили 1000 лет.
      1. +2
        22 января 2019 10:35
        список полный,но выделен лишь один магистр....слышал мнение(но лишь мнение,т.е. неточно)-что отмечен он по причине грандиозности поражения и личного мужества при гибели в проигранном сражении. О дорогах-в том то и дело .что удивительно-в местном климате древнеримским дорогам бы уже хана пришла))
  10. +6
    21 января 2019 13:41
    Выражение"тевтонский" - это всего лишь "немецкий". Teutsche - немец (старонемецкий).
    В первой половине XVII века Михель превратился в один из символов борьбы немецких пуристов за чистоту языка и стал заглавным героем пропагандистской листовки «Der teutsche Michel» 1642 года, где он жалуется на избыточное засорение родного языка заимствованиями и призывает сограждан от них избавляться:

    Ich teutscher Michel / versteh schier nichel /
    In meinem Vatterland / es ist ein schand. /
    Man thut ietzt reden / als wie die Schweden /
    In meinem Vatterland / pfuy dich der schand.
    Fast jeder Schneider / will jetzund leyder /
    Der Sprach erfahren sein / vnd red Latein:
    Welsch vnd Frantzösisch / halb Iponesisch /
    Wann er ist voll vnd toll / der grobe Knoll

    Я немец Михель, родной мне отсель
    Стал чужд разговор — вот стыд и позор.
    Язык наш беднеет, ведь все тяготеют
    Ко шведским словам — вот стыд им и срам.
    И каждый портной тут и там вразнобой
    Лепечет отныне слова на латыни,
    Французском, чухонском, да хоть на японском.
    Хороший малец, да вот только глупец.

    И лишь в 19 веке Der teutsche Michel превратился в Der deutsche Michel hi
  11. +1
    21 января 2019 14:58
    Спасибо за интересную статью, много еще темных пятен в истории Восточной Европы
  12. +2
    21 января 2019 16:17
    Интересная статья.
  13. -4
    22 января 2019 02:05
    Не стоило подтверждать тезис о скверной репутации ордена кадрами из пропагандистского фильма. Демонизация ордена контрпродуктивна и ненаучна. Ордена способствовали распространению западной цивилизации, за ними всегда следовала торговля.
    Рекомендую прочитать доступную фундаментальную книгу Арбузова, первого фундаментального исследования по истории Остзейских губерний — «Очерка истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии». Немецкое издание увидело свет в 1889 и позднее было дважды переиздано, русское издание в переводе В.Бока вышло в Санкт-Петербурге в 1912 году.
    Леонид Арбузов родился 19 января 1848 года в бывшей столице Курляндии — городе Митаве (ныне Елгава, Латвия). Отец, дворянин Александр Арбузов (? — 1855), подпоручик Русской императорской армии, принадлежал к роду Арбузовых, владевших землями в Новгородской и Псковской губерниях. Мать, Наталья Чудовская, происходит из рода новгородского духовенства, к которым принадлежал прадед Леонида, Иван Чудовский (1765—1838), священник при русском посольстве в Берлине, и дед, Никита Чудовский (1792—1841), офицер русской армии, юрист, позднее служивший на гражданской должности в Лифляндии.
  14. 0
    22 января 2019 02:29
    Компенсацией стали ежегодная пенсия в 100 тысяч талеров (50 тысяч червонцев)


    Курс червонца(дуката) к талеру надуман и не отвечает реалиям.
    С учетом того, что по курсу 1782 года (взят из Jürgen Elert Kruse. Allgemeiner und besonders hamburgischer Contorist: welcher von den Währungen ... p.369) альбертусталер был равен 134 копейкам, дукат (червонец) -2 рублям 75 копейкам. Плюс вопрос: о каком талере шла речь? о прусском рейхсталере по грауманской монетной стопе (14 тал. из кельн. марки), конвенционных - 10 талеров кельнской марки итд.
    например рубль был равен 1 рейхсталеру 6 грошенам 6 пфеннигам (прусским) (там же , в дополнении, стр 22). А так денежки любят счет, то надо уточнять, какой талер. Я подозреваю, что как раз прусский рейхсталер, а дукат был равен 2 и 3/4 рейхсталера.
  15. +2
    22 января 2019 10:33
    Ещё позволю себе ряд дополнений к статье.

    Цитата: Рыжов В.А.
    С мусульманами и еретиками в Европе тевтонцы не воевали – только против православных, язычников и даже католиков.
    Автор вероятно недостаточно глубоко знаком с фактами, или просто случайно так сказал. Просто как один из примеров - ситуация на начало 15 века, та же эпоха Грюнвальда. Во первых, в составе антиорденской армии были - сюрприз, да ? - мусульмане (это были "литовские татары" и собственно часть татар из союзных контингентов).

    Также стоит отметить участие "тевтонских братьев" в крестовых походах против Османов, активно захватывавших как раз в 14-15 веках Балканы (небольшие орденские контингенты участвовали в большинстве подобных операций вплоть до Грюнвальда, после чего военная мощь тевтонцев была подорвана).

    Во вторых, как это не воевали с еретиками ? Вот например был некий Жижка, "во время оно" он в качестве чешского наёмника в составе контингента из земель Священной Римской империи германской нации, прибыл на поле Грюнвальда, где сражался с врагами Ордена, смог выжить и благополучно вернуться, заодно повидав многое (в советской литературе если это и упоминалось, то почему то обозначалось участие Жижки на стороне антиорденской коалиции). И потом возглавил типично еретическое движение "гуситов"-"таборитов", сражаться против которого выходили рыцари из различных мест Европы, включая Тевтонский орден, и, прекрасно зная методы тактики рыцарей, выработал методику борьбы с ней. Вот такой своеобразный круговорот истории...
  16. +2
    22 января 2019 11:16
    Добрый день, Михаил. небольшие уточнения с моей стороны по данному посту:

    Цитата: "в составе антиорденской армии были - сюрприз, да ? - мусульмане (это были "литовские татары" и собственно часть татар из союзных контингентов)."

    Ну, почему же сюрприз, я же пишу об этом в описании битвы. Хотя здесь вряд ли можно говорить о боевых действиях именно против мусульман. С мусульманами тевтонцы и их "гости" в этой битве с удовольствием не стали бы сражаться, но те выступили в качестве союзников противников Ордена. Это не битва Ордена против Ислама, а разборки между Орденом и коалицией Польши и Литвы.

    Цитата: "Также стоит отметить участие "тевтонских братьев" в крестовых походах против Османов, активно захватывавших как раз в 14-15 веках Балканы (небольшие орденские контингенты участвовали в большинстве подобных операций вплоть до Грюнвальда, после чего военная мощь тевтонцев была подорвана)."

    Тоже пишу об этом. И после Грюнвальда участвовали - указываю: "в 1429 г. Орден еще помогает Венгрии отразить нападение турок".

    Но замечание принимаю - надо было написать в предисловии: "С мусульманами в Европе тевтонцы практически не воевали" (или "воевали очень мало")

    "Во вторых, как это не воевали с еретиками ? Вот например был некий Жижка, "во время оно" он в качестве чешского наёмника в составе контингента из земель Священной Римской империи германской нации, прибыл на поле Грюнвальда, где сражался с врагами Ордена"

    Здесь Вы спутали - с Орденом его отряд сражался, а не с врагами Ордена.
    И еретиком Ян Жижка в то время еще не был.
    1. 0
      26 января 2019 22:28
      Цитата: ВлР
      Ну, почему же сюрприз, я же пишу об этом в описании битвы. Хотя здесь вряд ли можно говорить о боевых действиях именно против мусульман. С мусульманами тевтонцы и их "гости" в этой битве с удовольствием не стали бы сражаться, но те выступили в качестве союзников противников Ордена. Это не битва Ордена против Ислама, а разборки между Орденом и коалицией Польши и Литвы.

      Уважаемый Валерий, возможно я недостаточно внимательно прочитал Ваш текст, но мне показалось, что там изначально небыло таких упоминаний. Касательно того, кто с кем сражался, - если наёмникам ничего объяснять было не надо, то вот "рыцарям-гостям", коих было довольно много, было трудно обяснить необходимость сражаться с добрыми католиками - поляками, - поэтому их и поставили на левый фланг - не только против литовцев, но специально против татар !

      Цитата: ВлР
      Здесь Вы спутали - с Орденом его отряд сражался, а не с врагами Ордена.
      И еретиком Ян Жижка в то время еще не был.
      Да, в то время Жижка небыл еретиком, однако позже - стал, и против него в походах принимали участие и небольшие тевтонские контингенты, так что всё ок. Больше того, у немецких историков есть оригинальный документик 15 века, по которому подразделение, где он был, как раз отмечается среди немецких наёмных контингентов из Богемии и Моравии (просто чехам и иным в советский период было "не комильфо" признавать, что их национальный герой сражался за тевтонцев). hi
  17. +2
    22 января 2019 12:50
    Статья интересная.
  18. +2
    22 января 2019 17:27
    Цитата: Михаил Матюгин
    Да всё просто - читал в одной книге про
    Как легко жить на свете таким людям. Все у них просто. Главное - что-то прочитать в книге. И ни о чем не думать.
  19. 0
    29 января 2019 14:08
    Интересная работа!
  20. +1
    30 января 2019 13:44
    Очень познавательно!!! Спасибо Вам! Многого я оказывается не знал...
  21. 0
    31 января 2019 07:54
    В статье всё слишком упрощенно.Орден по -своему сыграл вполне положительную роль в деле к примеру торговли с Россией и противовес Польше и Литве.После расправы с Орденом, поляки начали полномаштабную экспансию на Восток.
  22. 0
    28 февраля 2019 16:18
    Началось все в 1143 г., когда в Иерусалиме появился первый немецкий госпиталь

    Это просто ЖЕСТЬ! Друзья-Господа-Товарищи...какие "немцы"? Тогда были Немцы? Сами Германцы немцами себя никогда не звали....."немцы" это то что на Руси называлось "не понимает по нашему"..Все иностранцы немцы! И скандинавы и голландцы...все....
    Псевдоисторические фентези не надоели? Называйте тем чем ЭТО является...
  23. 0
    4 марта 2019 00:44
    Окружали Илью Муромца
    В башлыках люди чёрные –
    Покрывала вороновые,
    Балахоны долгополые –
    Знать монахи это всё аль попы!
    Уговаривают витязя
    Бросить русский православный закон.
    За измену перемётную
    Всё сулят сулу великую,
    И почёт, и уважение...

    А можно первоисточник узнать?
  24. 0
    7 апреля 2019 19:34
    - Странно... В столь развёрнутом повествовании не упоминается замок Тапиау. А ведь он впервые упомянут аж в 1254(!) году. Он старше, чем упомянутый Мариенбург (Мальборк), и дольше служил резиденцией комтуров Ордена.А после переноса резиденции в Мариенбург в замке располагались орденские архивы и библиотека.
    - Есть заслуга Ордена в освоении этих земель... места то были дикие - а то с чего бы польский король их тевтонам подарил.