Совершенствование системы ПВО КНР на фоне стратегического соперничества с США (ч. 3)

В начале 90-х годов XX века истребительный парк ВВС НОАК выглядел весьма архаично. Его основу составляли истребители J-6 (копия МиГ-19) и J-7 (копия МиГ-21), также имелось около 150 перехватчиков ПВО J-8. После нормализации отношения между нашими странами Китай стал одним из крупнейших покупателей российского оружия. Ещё до развала СССР китайские представители высказали заинтересованность в приобретении современных истребителей. Первоначально Пекину были предложены фронтовые истребители МиГ-29. Однако ознакомившись с возможностями этих боевых самолётов, китайские военные выразили желание получить истребитель с большей дальностью полёта, с более мощным вооружением и радиолокатором. В 1991 году был заключён контракт на поставку в КНР 38 одноместных истребителей Су-27СК (экспортная модификация Су-27С) и 12 двухместных учебно-боевых Су-27УБК. По взаимной договоренности сторон содержание сделки, включая её стоимость, не разглашалась. Но эксперты полагают, что общая стоимость контракта составляла не менее $1,7 млрд. Впрочем, часть стоимости китайская сторона погасила не самыми качественными «товарами народного потребления».


В июне 1992 года первая партия из 8 Су-27СК и 4 Су-27УБК поступила в строевой авиаполк ВВС НОАК. В ноябре того же года к первой партии добавилось еще 12 одноместных машин. Одноместные Су-27СК были построены на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю. А. Гагарина (КнААПО), а спарки для Китая собирали на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО). Вместе с самолётами Су-2СК/УБК из России поставлялись запасные части и авиационное вооружение. В том числе ракеты воздушного боя Р-27 и Р-73.

Совершенствование системы ПВО КНР на фоне стратегического соперничества с США (ч. 3)

Пилоты ВВС НОАК по тревоге спешат занять места в кабинах Су-27СК


Вскоре после начала эксплуатации Су-27СК, китайская сторона предложила организовать в КНР совместное лицензионное производство. Переговоры, длившиеся несколько лет, успешно завершились в 1996 году. В рамках контракта стоимостью $2,5 млрд российская компания «Сухой » и Shenyang Aircraft Corporation заключили соглашение о строительстве на авиазаводе в Шеньяне (провинция Ляонин) 200 истребителей Су-27СК. Сборочные комплекты и электронную начинку для первых истребителей доставляли транспортными самолётами с Комсомольска-на-Амуре, но со временем в КНР наладили выпуск собственных комплектующих. В КНР истребители Су-27СК, собираемые в Шеньяне, получили обозначение J-11. Истребители J-11 первых серий были идентичны российским экспортным Су-27СК, они также были оснащены БРЛС Н001Э, оптоэлектронной станцией и аппаратурой управления вооружения РЛПК-27. Дальность обнаружения цели типа «истребитель» составляла 70 км, максимальная дальность обнаружения 110 км. Бортовая радиолокационная станция могла сопровождать до 10 целей и одновременно обстреливать 2 из них. С учетом собранных по лицензии в Шеньяне Су-27СК, в общей сложности Китай получил 283 самолёта.


Су-27СК c ракетами P-73 и Р-27


Истребитель J-11 впервые поднялся в воздух в 1998 году. Первые лицензионные машины поступали в те же авиационные полки, где уже эксплуатировались поставленные из России Су-27СК. Всего в КНР было собрано 105 лицензионных истребителей J-11. На значительной части самолётов устанавливалась авионика китайского производства. После того как в рамках лицензии было построено 105 самолетов J-11, китайская сторона разорвала соглашение, мотивируя это «низкими боевыми характеристиками» российских истребителей. Впоследствии не реализованный в рамках китайского контракта задел, на КнААПО использовали для выпуска истребителей Су-27СМ3.

Заявления о «низких боевых характеристиках» Су-27СК являлись явно надуманными. Набирающий экономическую и военную мощь Китай, получив самые современные на тот момент боевые самолёты, техническую документацию и технологии, не желал быть зависимым от доброй воли северного соседа, вступившего в затяжную полосу не слишком удачных экономических преобразований. Кроме того, в Пекине, помня историю советско-китайских отношений, решили «не класть все яйца в одну корзину» и постарались снизить зависимость от импортных комплектующих и развивать собственную авиастроительную промышленность. После того как в КНР было локализовано производство основных узлов и агрегатов, а китайские НИИ успешно разработали собственную авионику, наш восточный сосед решил не тратиться на закупку самолётов, которые он мог успешно строить сам. Полученные от России технологии позволили китайской авиационной промышленности совершить качественный скачок, выведя её на новый уровень развития. За короткий промежуток времени Китай сумел наверстать 30-летнее отставание в этой области. В настоящее время, несмотря на трудности с созданием современных авиадвигателей, в КНР имеется возможность строительства всех типов боевых самолётов, в том числе и истребителей 5-го поколения. Впрочем, после разрыва лицензионного соглашения Китай закупил в России 290 авиадвигателей АЛ-31Ф, которые устанавливались на истребители Су-27СК и J-11.

Мнение о том, что «копия всегда хуже оригинала», является несостоятельным. По рассказам российских специалистов, которые помогали налаживать строительство Су-27СК на авиазаводе в Шеньяне, наши китайские «партнёры» с самого начала предъявляли очень жесткие требования к качеству поставляемых из России комплектующих, безжалостно бракуя детали, которые имели даже мелкие царапины лакокрасочного покрытия, абсолютно не влияющие на лётные данные и безопасность полётов. Столь же строго китайцы следили непосредственно за сборкой самолётов, по нескольку раз проверяя каждую операцию. При этом качество собираемых в КНР самолётов было даже выше, чем на КнААПО.

Несмотря на крайне неприятный для России и весьма показательный инцидент с отказом от лицензионного строительства Су-27СК, военно-техническое сотрудничество в области боевой авиации между нашими странами не прекратилось. Специально для Китая в 1999 году был создан двухместный многофункциональный истребитель Су-30МКК. В отличие от индийских Су-30МКИ истребитель, созданный по китайскому заказу, отличался вертикальным оперением большей площади, а также штатными серийными двигателями АЛ-31Ф без системы управления вектором тяги. Кроме этого, на китайском варианте не устанавливался дестабилизатор. Благодаря дополнительным топливным бакам боевой радиус по сравнению с Су-27СК существенно увеличился.


Су-30МКК


По своим боевым возможностям на момент создания Су-30МКК превосходил все серийные боевые самолёты, имевшиеся в ВВС РФ. Истребитель получил новую бортовую радиолокационную и оптоэлектронную станцию и систему управления вооружением. Отображение информации осуществляется на многофункциональные ЖК-дисплеи. По сравнению с одноместным Су-27СК благодаря введению управляемых средств поражения «воздух-земля» существенно расширились ударные возможности. В августе 1999 года Россия и Китай подписали соглашение о поставке в течение трех лет 45 российских истребителей Су-30МКК. В дальнейшем Китай заказал ещё 31 истребитель. Согласно экспертным оценкам общая сумма сделки составила около $3 млрд.

Интенсивное использование и как следствие быстрый износ двухместных Су-27УБК и потеря нескольких машин в лётных происшествиях привели к нехватке в ВВС НОАК учебно-боевых спарок. В связи с этим в начале 2000-х было принято решение о закупке 24 Су-30МК2. В отличие от Су-27УБК многоцелевой Су-30МК2 способен выполнять боевые задачи, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта. На Су-30МК2 применялись системы дозаправки топливом в полёте, навигационные системы, введена аппаратура управления групповыми действиями. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением, была значительно повышена боевая эффективность самолёта.

После детального знакомства с Су-30МКК и Су-30МК2 китайские специалисты приступили к дальнейшему совершенствованию строящихся серийно тяжелых истребителей J-11. К моменту отказа от лицензионного соглашения для собираемых в Шеньяне тяжелых истребителей J-11А адаптировали китайскую БРЛС Тype 1492, которая ранее предназначалась для перехватчика J-8D. В китайских источниках утверждается, что эта станция способна видеть воздушную цель с ЭПР 1 м², летящую навстречу на дальности до 100 км.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители J-11 на стоянке заводского аэродрома в Шеньяне

Истребитель J-11А также получил двигатель китайского производства WS-10A. В российских СМИ неоднократно встречалось утверждение, что WS-10A является китайской копией российского двигателя АЛ-31Ф. Однако каждый посетитель пекинского Музея авиации может убедиться, что это не соответствует действительности. С июня 2010 года ТРДДФ WS-10A доступен для свободного осмотра в музейной экспозиции.


ТРДДФ WS-10A в музейной экспозиции


Разработка ТРДДФ WS-10 велась в 606-м Шэньянском НИИ Министерства авиационной промышленности. Американские источники утверждают, что появление WS-10A во многом обязано тому, что в 1982 году США продали в КНР «для тестирования» два двигателя CFM56-2, произведённых концерном CFM International. Двигатели этого типа устанавливались на авиалайнеры Douglas DC-8 и Boeing 707. Хотя ТРДДФ CFM56-2 является гражданским, его основные компоненты: компрессор высокого давления, камера сгорания и турбина высокого давления – использовались также на ТРДДФ General Electric F110, который в свою очередь устанавливался на истребителях 4-го поколения F-15 и F-16. Пентагон был категорически против отправки этих двигателей в Китай. Однако, тогдашняя администрация президента Рональда Рейгана, надеясь на союз с КНР против СССР, настояла на сделке при условии, что двигатели должны храниться в специальных герметичных контейнерах и вскрываться только в присутствии американских представителей, разборка двигателей категорически запрещалась. Но китайцы в свойственной себе манере не соблюли договоренность, вскрыли двигатели, разобрали и изучали их компоненты. Впоследствии Пекин отказался возвращать двигатели в США под мотивом того, что они «сгорели при пожаре».

До сих пор среди российских «патриотов» широко распространено мнение, что ТРДДФ WS-10 по всем параметрам сильно уступает советскому авиадвигателю АЛ-31Ф, а его межремонтный ресурс не превышает 30-40 часов. Но судя по всему, с момента создания первого варианта WS-10A китайским специалистам удалось серьёзно продвинуться вперёд в части увеличения ресурса, повышения надёжности и снижения массы. Согласно западным источникам, по состоянию на сегодняшний день в КНР могло быть собрано более 400 авиадвигателей WS-10 различных модификаций.


ТРДДФ WS-10В на Чжухайском авиасалоне


В китайских СМИ в 2014 году было опубликовано интервью, взятое на авиасалоне в Чжухае у Лао Дуна — представителя Шэньянского НИИ 606. Лао Дун заявил, что двигатели WS-10В устанавливаются на истребители J-11B. По словам Лао Дуна, назначенный ресурс WS-10 сейчас составляет 1500 часов, а межремонтный ресурс — 300 часов. Также, он сообщил, что двигатель совершенствуется и выпускаемая в данный момент версия использует больше новых композитных материалов, что сделало двигатель легче, а благодаря созданию новых тугоплавких сплавов для лопаток турбины он может дольше работать на форсажном режиме. Сообщается, что один из вариантов WS-10 способен развивать тягу до 155кН. Известны следующие модификации авиадвигателя:
— WS-10G – предназначенный для китайского истребителя 5-го поколения J-20.
— WS-10ТVС – с изменяемым вектором тяги для истребителя J-11D.


Истребитель J-11В с ракетой PL-8


Впрочем, J-11В отличается от Су-27СК не только двигателем. Новый китайский истребитель получил бескаркасный фонарь кабины. Благодаря использованию композитных материалов «сухой» вес самолёта удалось уменьшить на 700 кг. Также на усовершенствованную китайскую нелицензионную копию Су-27 установили БРЭО местной разработки. Наиболее существенным новшеством в части БРЭО стал радар Type 1494 c дальностью обнаружения воздушных целей до 200 км. Китайская многоцелевая БРЛС, сопряженная с системой управления огнём, способна сопровождать 8 целей и наводить на них 4 ракеты одновременно. На новой модификации тяжелого истребителя китайские специалисты применили управляемые авиационные средства поражения национальной разработки, отказавшись от одного из ограничений, налагаемых лицензионным соглашением. При заключении контракта по поставке Су-27СК российская сторона выставила условие о запрете замены пилонов подвески, таким образом Россия пыталась ограничить арсенал истребителей только оружием российского производства.


Ракета «воздух-воздух» PL-8


В состав вооружения J-11В введены ракеты ближнего воздушного боя PL-8, которые, как считают на Западе, базируются на основе конструкции израильской УР Rafael Python 3. Масса ракеты 115 кг, дальность пуска 0,5-20 км.


Подвеска ракет PL-12 на узлы вооружения истребителя


Для борьбы с воздушными целями вне зоны прямой видимости могут быть использованы ракеты PL-12. Эту ракету в США считают китайским аналогом AIM-120 AMRAAM. Впрочем, в КНР традиционно утверждают, что это чисто китайская разработка. Ракета массой около 200 кг с двухрежимным твердотопливным двигателем оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения и способна поражать цели на дальности до 80 км.

Практически одновременно с одноместным J-11В началось производство учебно-боевой спарки J-11BS. Двухместная модификация предназначалась для окончательной замены предельно изношенных к настоящему времени Су-27УБК. Западные эксперты сходятся во мнении, что производственные мощности авиастроительной компании Shenyang Aircraft Corporation позволяли в общей сложности построить более 130 самолетов J-11B и J-11BS. Cильной стороной китайских тяжелых истребителей J-11В в США считают наличие на их борту аппаратуры, позволяющей принимать в автоматизированном режиме по защищённому радиоканалу данные о воздушной обстановке с наземных пунктов наведения и самолётов ДРЛО KJ-200 и KJ-500, что даёт возможность китайским пилотам получить информационное превосходство над своим противником.


Прототип J-11D


В первой половине 2015 года в СМИ появились изображения новой модификации — J-11D. В КНР эту машину называют китайским «аналогом» российского Су-35С. Утверждается, что новая модификация оснащена новейшей бортовой радиоэлектроникой.



Самолет получил многофункциональную БРЛС с АФАР, новую ЭДСУ, а также систему дозаправки в воздухе. В конструкции модернизированного истребителя широко применены композитные материалы, их доля достигает 10% от массы планера. В будущем J-11D должен получить двигатели с управляемым вектором тяги WS-10ТVС, что позволит ему иметь маневренность на уровне Су-35. Истребитель J-11D будет вооружаться ракетами «воздух-воздух» типа PL-10 и PL-15.


Ракета «воздух-воздух» PL-10Е


Некоторые технические характеристики PL-10Е раскрыл в интервью одному из китайских телеканалов главный конструктор ракеты Лян Сяогэн. Ракета оснащена многоэлементной помехозащищённой головкой самонаведения с фотоконтрастнным, тепловым и ультрафиолетовым каналами. Заявлено, что угол захвата ГСН УР PL-10Е поколения достиг 90 ° против 60 ° российской Р-73, что в сочетании с нашлемной системой целеуказания позволяет более успешно противостоять вражеским истребителям в ближнем бою. Масса PL-10Е составляет 90,7 кг, дальность пуска – до 20 км.

Ракета PL-15 создавалась для замены УР PL-12. Точные характеристики дальнобойной ракеты PL-10, оснащённой активной радиолокационной ГСН, не известны. Но в США считают, что дальность её пуска может достигать 150 км.


Ракета «воздух-воздух» PL-15 под крылом истребителя J-11D


Таким образом, китайские истребители могут получить преимущество в дальних ракетных дуэлях над американскими боевыми самолетами, оснащёнными УР AIM-120C-7 с дальностью стрельбы 120 км. Тяжелые истребители ВВС НОАК с дальнобойными ракетами смогут отодвинуть рубежи патрулирования вражеских самолётов ДРЛО и радиотехнической разведки, а также перехватывать стратегические бомбардировщики до момента пуска с них крылатых ракет.

Впрочем, авиационная промышленность КНР пока не в состоянии создать собственный тяжелый истребитель поколения 4++, во всём превосходящий российский Су-35. В ряде российских СМИ даже появились сообщения, что программа J-11D остановлена. Однако крайне наивно считать, что в Китае, столкнувшись с техническими трудностями, откажутся от дальнейшего совершенствования собственной боевой авиации.



По своим возможностям имеющиеся в войсках самолёты J-11 последних серий примерно соответствуют или даже имеют преимущество над отечественными модернизированными Су-27СМ и являются наиболее совершенными истребителями китайского производства, предназначенными для завоевания превосходства в воздухе и перехвата воздушных целей при выполнении задач ПВО. В то же время китайские строевые J-11 серьёзно уступают российским истребителям Су-35С. Так Су-35С существенно превосходит все серийные варианты J-11 по запасу топлива на борту, что значительно увеличивает дальность и продолжительность полета без дозаправки в воздухе. Кроме того, благодаря лучшей манёвренности российский истребитель имеет больше шансов на победу в ближнем бою.

Характеристики новых китайских радиолокационных станций и систем управления вооружением точно не известны, но большинство экспертов склоняется к тому, что в случае использования на Су-35 ракет средней дальности Р-77-1/РВВ-СД, российский истребитель будет иметь превосходство в дальних ракетных дуэлях.


Ракеты Р-77 и Р-73 рядом с самолетом Су-30МКК ВВС НОАК


По всей видимости, ракеты Р-77 в экспортном исполнении в прошлом поставлялись в КНР одновременно с истребителями Су-30МКК и Су-30МК2. В 2010 году Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение в своем годовом отчёте опубликовало информацию об исполнении обязательств по заключенному с Китаем контракту о поставке запчастей к авиационным ракетам РВВ-АЕ на общую сумму $3 млн. 552 тыс. По неподтверждённой информации, опубликованной в неавторитетных источниках, в период с 2003 по 2010 год Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» изготовило для отправки в КНР до 1500 ракет.

В конце 2015 года была обнародована информация о подписании соглашения на поставку 24 истребителей Су-35СК в КНР. Оценочная стоимость контракта — около $2,5 млрд. Помимо самих самолётов в стоимость контракта входят также: обучение лётно-технического состава, наземное оборудование и резервные двигатели. Первые 4 Су-35СК прибыли в Китай в конце 2016 года. В ноябре 2018 года все заказанные в России истребители были переданы ВВС НОАК.


Су-35СК ВВС НОАК в новосибирском аэропорту Толмачево


11 мая 2018 года китайский Су-35СК был замечен в новосибирском аэропорту Толмачево. Ряд экспертов полагает, что истребитель с бортовым номером 61271 совершал перелет из КНР в подмосковный Жуковский на аэродром Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, для использования в программе подготовки китайского летного состава.

Экспортный вариант Су-35СК для ВВС НОАК имеет ряд отличий от Су-35С, принятых на вооружение в ВКС РФ. Неоднократно на Военном обозрении в комментариях, посвящённых поставкам Су-35СК в Китай, высказывалось мнение, что экспортная модификация имеет «урезанные» характеристики и не может конкурировать со строевыми российскими истребителями. Впрочем, не стоит выдавать желаемое за действительность и считать наших «стратегических партнёров» откровенно не умными людьми, покупающими второсортное оружие. Отличия Су-35СК от Су-35С действительно имеются, но они в первую очередь заключаются в отсутствии на истребителях, построенных для КНР, российской системы опознавания государственной принадлежности и аппаратуры автоматизированного выдачи целеуказания принятой в ВКС РФ. Кроме того, китайская сторона потребовала оборудовать кабину пилота авионикой китайского производства.



В российских СМИ контракт на поставку в КНР Су-35СК зачастую представляют как значительное достижение. Однако не может не обращать на себя внимания ничтожное по китайским меркам количество закупленных истребителей, которого даже недостаточно для формирования полноценного по российским меркам истребительного авиаполка. К тому же, китайские представители не скрывают, что их в первую очередь интересуют конструктивные особенности и возможности российского истребителя. В первую очередь это относится к БРЛС с фазированной антенной решёткой Н035 «Ирбис» и системе управления вооружением. Судя по всему, радар, установленный на Су-35СК, превосходит китайскую БРЛС Тype 1494. В открытых источниках говорится, что Н035 «Ирбис» может обнаружить на встречном курсе воздушную цель с ЭПР 3 м² на дальности 350-400 км. В связи с неготовностью собственного двигателя с изменяемым вектором тяги, китайских разработчиков очень интересовали технические секреты, заложенные в ТРДДФ с ОВТ АЛ-41Ф1С. Не приходится сомневаться, что как минимум один двигатель АЛ-41Ф1С уже изучается в профильном китайском НИИ, то же самое касается и бортового радара Н035 «Ирбис».

Заявления, касающиеся того, что китайские специалисты не смогут раскрыть российских секретов, не состоятельны. В прошлом профильным китайским институтам удавалось нелегально скопировать весьма сложные образцы иностранной техники и вооружения. В начале 90-х в нашей стране многие не верили, что китайская авиационная промышленность в состоянии самостоятельно осуществлять выпуск копий истребителя Су-27. Однако, пусть и с трудом, но китайцы справились с этой задачей. Не стоит забывать, что благодаря огромным ресурсам, вложенным в подготовку кадров и фундаментальные исследования, научно-технический потенциал КНР с тех пор возрос многократно, китайским научно-исследовательским организациям и промышленной базе уже вполне по плечу самые сложные технологические изделия мирового уровня.

Продолжение следует…

По материалам:
https://tass.ru/info/2454199
http://avianews.info/dvigateli-ws-10a-nadyozhny/
https://www.globalsecurity.org/military/world/china/ws10.htm
https://defence.pk/pdf/threads/british-expert-believes-that-chinese-engines-used-american-technology.96940/
https://www.sinodefenceforum.com/chinese-radar-developments-klj-series-and-others.t6755/
https://forum.milavia.net/air-power/radar-klj-series/
https://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php?topic=19725.0
http://www.ausairpower.net/APA-PLA-AAM.html
http://nevskii-bastion.ru/j-11d-china/
https://www.globalsecurity.org/military/world/china/pl-15.htm
http://dfnc.ru/katalog-vooruzhenij/rakety-vozdushnogo-boya/r-77-rvv-sd/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-105.html
http://eurasian-defence.ru/?q=node/23754
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. merkava-2bet 30 января 2019 05:34 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Спасибо Сергей,отличный материал.У меня вопрос к Вам,а по корабельным ЗАК Вы будете делать работу,уж очень хочется продолжения серии,особенно понравилась предпоследняя работа по немецким ЗАК.Еще раз спасибо.
    1. Bongo 30 января 2019 13:29 Новый
      • 7
      • 0
      +7
      Цитата: merkava-2bet
      Спасибо Сергей,отличный материал.У меня вопрос к Вам,а по корабельным ЗАК Вы будете делать работу,уж очень хочется продолжения серии,особенно понравилась предпоследняя работа по немецким ЗАК.Еще раз спасибо.

      Здравствуйте Андрей!
      Про корабельные зенитные установки мне и самому интересно, планирую заняться позже. Пока надо закончить с ПВО КНР. Взялся за эту работу после того как утомился биться с "урялками" вещающими, что в Китае ПВО и боевая авиация отстой, а сами китайцы безнадёжно нам во всём проигрывают.
      1. DarkMatter 30 января 2019 15:41 Новый
        • 5
        • 1
        +4
        Что сказать, молодцы китайцы.
        А двигатели все же не достигли приемлемого уровня, раз они закупают за границей. Как показывает практика они прекращают закупки за рубежом по достижению этого уровня, раз покупают, значит не достигли. Тот же контракт на Су-35, убили двух зайцев одним выстрелом.
        Но двигаются к своей цели конечно семимильными шагами. Я уже говорил что они молодцы? =)
        Думаю относительно скоро догонят.
        1. Громобой 30 января 2019 16:04 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Цитата: Bongo
          Пока надо закончить с ПВО КНР.

          Приветствую,Андрей,но хочу внести предложение.Ты же в этом равный богам,поэтому донеси до нас ///европейчиков/// информацию про северные китайские округа.Именно ,Амур-до зоны гребешков.И о возможности манёвра тоже замаслити,т.к. я считаю,что Китай с САмерикай хорошо сотрудничает,поэтому Китай бросят наРоссию в среднесрочной перспективе.Учитывая,что авторитарное наше правление не имеет перспективы,то нападение Китая на СССР может состоятся в любой период полититической каструбации России.
          1. merkava-2bet 30 января 2019 22:38 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Вы обшиблись почтенный,это к Сергею,я читатель.
        2. Sckepsis 3 февраля 2019 10:49 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Таких "молодцов" стрелять надо. Без суда и следствия, без сегрегации на стар и млад. Всех до единого. Это не жестокость. Это вопрос нашего выживания, ибо они нас жалеть точно не будут.
  2. g1washntwn 30 января 2019 06:35 Новый
    • 4
    • 4
    0
    Самый большой ксерокс в мире - Китай. Девиз китайской экономики и науки - Копируем всё! )))
    1. Maksim74 30 января 2019 13:12 Новый
      • 6
      • 0
      +6
      Копируем всё!

      Статья про Фому, а он про Ерему... прально, нафига читать, если есть стереотипы? Про СССР почитайте, как мы копировали мериканские движки, Б-29, ФАУ-2, да и вообще все, до чего могли дотянуться..
      1. Ил-18 30 января 2019 22:39 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Движки не копировали. Фау-2 тоже не точная копия.
        1. Maksim74 30 января 2019 22:56 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Движки не копировали

          Да ладно wink а если чего-нибудь почитать? Ну там Испано-Сюиза, Пратт-Уитни, Райт-Циклон, Гном, БиэМВи ничего не говорит? Или вы действительно думаете, что советские инженеры с "нуля" разработали движки серии М (ВК) и АМ? да вы патриот.
          http://militera.lib.ru/bio/ponomarev/pre2.html
          Ну а Р-1 8А11 (ФАУ-2), модификация немецкой ракеты... 1948 год.
          П.С.: Китайцы тоже не копируют полностью, а постоянно что то улучшают. Например HQ-9, это не копия С-300, а сборная солянка из Патриота (РЛС) и С-300
  3. Василий199 30 января 2019 07:01 Новый
    • 11
    • 0
    +11
    Спасибо автору за статью как всегда на 5+. Что касается Китая с его темпами экономического роста не далек тот час когда они превзойдут нас и в авиации.
    1. Mister X 30 января 2019 11:27 Новый
      • 2
      • 4
      -2
      Цитата: Василий199
      не далек тот час когда они превзойдут нас и в авиации.

      hi Вы действительно считаете что такое возможно?
      1. AnderS 30 января 2019 12:46 Новый
        • 10
        • 0
        +10
        Вы действительно считаете что такое возможно?
        если вы так не считаете, то вы не очень умны. При тех ресурсах которые вкладывает Китай, даже не в производство боевой авиации, а в подготовку инженерно-технического персонала для работы в китайских авиационных НИИ и общем росте уровня образования в Китае, тот момент когда китайские ВВС превзойдут российские - лишь вопрос времени. Не знаком подробно с возможностями китайской авиапромышленности, но уже сейчас китайцы производят в год больше боевых самолетов чем Россия. Да, пусть они пока похуже чем российские, но при возможностях китайского авиапрома, они могут тупо задавить массой. Это при том, что образование в России сейчас сводится в основном к подготовке к ЕГЭ, не говоря уже про развитие авиапромышленности.
        1. Mister X 30 января 2019 13:41 Новый
          • 5
          • 1
          +4
          Цитата: AnderS
          если вы так не считаете, то вы не очень умны.

          Если вы мне так отвечаете, то вы не очень воспитаны.
          Я вас не оскорблял, а всего лишь спросил.

          Цитата: AnderS
          китайские ВВС превзойдут российские - лишь вопрос времени.

          Кроме как ждать и прогнозировать - ничего нельзя поделать?

          Цитата: AnderS
          образование в России сейчас сводится в основном к подготовке к ЕГЭ

          Самообразование никто не отменял.
          У меня нет высшего образования, мне далеко за 40, но я каждый день стараюсь узнать что-то новое, получить новый навык.
          Не только школа должна заниматься обучением, но и семья.
          Вы так не думаете?

          Например, моя неграмотная бабушка интуитивно научила меня читать, а матушка приучила быть любознательным.
          Благодаря им - я способен написать статью на экономическую или военную тематику, собрать/починить компьютер, отреставрировать деревянное окно или металлическую решётку, изготовить модель самолёта с ДВС, владеть иголкой настолько, что в состоянии вышить платок или даже рушник.

          Кто запрещает нынешней молодёжи заниматься самосовершенствованием?
          Кто виноват в том, что у них нет интереса к учёбе?
          Школа? Правительство РФ? Или может Китай?
          1. Bongo 30 января 2019 14:00 Новый
            • 8
            • 0
            +8
            Цитата: Mister X
            Если вы мне так отвечаете, то вы не очень воспитаны.
            Я вас не оскорблял, а всего лишь спросил.

            Михаил, я уверен, что AnderS (Андрей) не пытался тебя оскорбить, а лишь необдуманно выразился. Лично я в твоём интеллекте не сомневаюсь.
            Цитата: Mister X
            Кто запрещает нынешней молодёжи заниматься самосовершенствованием?
            Кто виноват в том, что у них нет интереса к учёбе?
            Школа? Правительство РФ? Или может Китай?

            Михаил, задача власти создать условия для развития и работоспособные социальные лифты. А с этим у нас не очень.
            Буквально на днях мой племянник 23 летний в числе других приглашенных студентов встречался с полпредом по ДФО, и тот вещал: надейтесь только на себя и государство вам ничего не должно...если цены кажутся вам высокими - больше работайте и тогда может быть вы сможете себе позволить желаемое. Это нормально?
            1. Mister X 30 января 2019 16:30 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Цитата: Bongo
              полпредом по ДФО, и тот вещал: надейтесь только на себя и государство вам ничего не должно

              Не от большого ума он сделал такое заявление.
              На такого не грех накатать в МСК жалобу, по возможности приложить видео выступления.
              Возможно, его демонстративно распнут. Возможно, пумага "потеряется".
              Но ничего не делать ещё хуже.
              Вы согласны?
              1. Bongo 31 января 2019 02:15 Новый
                • 3
                • 0
                +3
                Цитата: Mister X
                Не от большого ума он сделал такое заявление.
                На такого не грех накатать в МСК жалобу, по возможности приложить видео выступления.

                Аудиовидиозапись не велась, да и жалобы на представителя президента самому жалобщику дороже обойдутся.
                1. Mister X 31 января 2019 11:07 Новый
                  • 1
                  • 0
                  +1
                  Цитата: Bongo
                  на представителя президента самому жалобщику дороже обойдутся.

                  На полпреда мне ещё не приходилось катать жалобы,
                  но я уверен, что у большинства чиновников рыльце в пушку и они подсиживают друг друга.
                  Наверняка есть кандидаты на его место, которые ждут когда тот оступится.
                  Подать сигнал стоит.

                  Можете назвать меня кляузником, но иногда меня прорывает и я начинаю размахивать шашкой.
                  Был случай - в регистрационной палате меня ни за что оскорбила сотрудница.
                  И не только меня. Пока стоял в очереди видел такое же обращение и к другим в очереди.
                  Я пошёл в приёмную и накатал на неё жалобу на 2-х страницах.
                  Когда я пришел забирать документы - она извинилась и была сама любезность со всеми.

                  Другого чиновника, который страдал "звёздной болезнью" я спросил подобающим тоном о неполном его несоответствии.
                  Он резко побледнел и у него подкосились ноги. А как он после этого забегал.

                  Много лет назад в министерстве приватизации меня допекли работнички своим отфутболиванием.
                  К министру я зашёл, открыв дверь ногой. За это он шибко меня зауважал.
                  При мне набрал исполнителя и приказал в срочном порядке решить мой вопрос.

                  У меня богатый опыт общения как с госконторами, так и корпорациями.
                  Нужно писать не только адресату, но и добавить в копию бухгалтерию, отдел кадров, приёмную министра, конкурентов (если это частники).
                  Эффект будет поразительным.
                  У них начнётся внутренняя закулисная возня и подковёрные шевеления.
                  Все доброжелатели начнут на него бочку катить, а адресат, чтобы удержаться на месте - постарается выполнить ваши требования.

                  Нет времени описывать все случаи,
                  но мне звонили извиняться и главный инженер электросетей, и топ-менеджер компании Orange.
                  Так что обращайтесь за консультацией.
                  1. zyablik.olga 31 января 2019 15:13 Новый
                    • 3
                    • 0
                    +3
                    Цитата: Mister X
                    На полпреда мне ещё не приходилось катать жалобы,
                    но я уверен, что у большинства чиновников рыльце в пушку и они подсиживают друг друга.

                    Михаил, Вы исходите из своего опыта. И это не тот уровень. Да и страна другая.
                    1. Mister X 31 января 2019 15:31 Новый
                      • 0
                      • 0
                      0
                      Цитата: zyablik.olga
                      И это не тот уровень. Да и страна другая.

                      Люди везде одинаковые. Хоть в Африке, хоть в Америке.
                      Вы так не считаете?
                      1. zyablik.olga 1 февраля 2019 02:45 Новый
                        • 4
                        • 0
                        +4
                        Цитата: Mister X
                        Люди везде одинаковые. Хоть в Африке, хоть в Америке.
                        Вы так не считаете?

                        Михаил, не сомневаюсь в Ваших талантах, но Вы не знаете российских реалий. Тем более, что чиновник уровня полпреда для критики снизу практически неуязвим.
                      2. Mister X 1 февраля 2019 10:40 Новый
                        • 3
                        • 1
                        +2
                        Цитата: zyablik.olga
                        чиновник уровня полпреда для критики снизу практически неуязвим.

                        Вам видней.
                        Ну мы и расширили тему: от ПВО КНР до полпреда по ДФО wink
                      3. Bongo 1 февраля 2019 15:03 Новый
                        • 0
                        • 0
                        0
                        Цитата: Mister X
                        Ну мы и расширили тему: от ПВО КНР до полпреда по ДФО

                        КНР и ДФО ближе, чем КНР и Молдавия. wink
                      4. Mister X 1 февраля 2019 15:46 Новый
                        • 3
                        • 0
                        +3
                        Цитата: Bongo
                        КНР и ДФО ближе, чем КНР и Молдавия.

                        И у нас встречаются китайцы. Даже посольство КНР в Кишинёве имеется.
                        Мож зайти и передать им чё-нить от твоего имени? wink
                      5. Bongo 2 февраля 2019 01:56 Новый
                        • 0
                        • 0
                        0
                        Цитата: Mister X
                        И у нас встречаются китайцы. Даже посольство КНР в Кишинёве имеется.

                        Кто бы сомневался...
                        Цитата: Mister X
                        Мож зайти и передать им чё-нить от твоего имени?

                        Спасибо, если захочу пообщаться с китайцами пойду на рынок или в автосервис.
                      6. Mister X 2 февраля 2019 10:26 Новый
                        • 0
                        • 0
                        0
                        Цитата: Bongo
                        если захочу пообщаться с китайцами пойду на рынок или в автосервис.

                        Так то обычные китайцы. При связи с Пекином возникнут задержки по времени.
                        А у нас - посольство. Прямая связь laughing
                      7. Bongo 2 февраля 2019 10:52 Новый
                        • 0
                        • 0
                        0
                        Цитата: Mister X
                        Так то обычные китайцы. При связи с Пекином возникнут задержки по времени.
                        А у нас - посольство. Прямая связь

                        Чем дольше с тобой общаюсь,тем больше узнаю нового. Не знал, что у тебя связь в китайском посольстве. wink
                      8. Mister X 2 февраля 2019 10:59 Новый
                        • 0
                        • 0
                        0
                        Цитата: Bongo
                        Не знал, что у тебя связь в китайском посольстве.

                        Связей пока нет, но что не сделаешь ради друга wink
  • AnderS 31 января 2019 02:13 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Если вы мне так отвечаете, то вы не очень воспитаны.
    Я вас не оскорблял, а всего лишь спросил.

    Прошу прощения, если обидел вас, но я усмотрел в ваше вопросе, некое сомнение в адекватности предыдущего комментария
    не далек тот час когда они превзойдут нас и в авиации.
    а поскольку, на мой взгляд, это очевидно, то я и отреагировал несколько чрезмерно...
    а в целом я согласен с большинством нижеследующих комментариев, касающихся состояния образования в России. При нынешнем строе надеяться на какой то прогресс в науке и технике - нереально. В лучшем случае все будет ограничиваться единичными образцами, либо крайне малой серией. О массовом производстве можно только мечтать. Особенно с учетом того, что по всей России пасутся вербовщики иностранных компаний, и любого перспективного студента, обучающегося на технической специальности связанной с программированием либо с авиакосмической отраслью берут на заметку со 2 - 3 курса, чтобы потом сманить его на работу за бугор в иностранной фирме. А наше государство по этому поводу ничего не предпринимает...
    1. Mister X 31 января 2019 11:12 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Цитата: AnderS
      Прошу прощения, если обидел вас,

      Принимается.

      Цитата: AnderS
      по всей России пасутся вербовщики иностранных компаний, и любого перспективного студента,

      У нас также пасутся хедхантеры, предлагают релокацию и обещают золотые горы.
      Помимо них есть парочка местных олигархов, которые отбирают кандидатов из числа толковых студентов.
      С ними заключают долгосрочные контракты, согласно которым их обучение спонсируют, а студент обязан отработать у спонсора определённое кол-во лет.
      По крайней мере эти остаются в стране...
  • zyablik.olga 30 января 2019 12:57 Новый
    • 7
    • 1
    +6
    Цитата: Mister X
    Вы действительно считаете что такое возможно?

    Михаил, я понимаю что Вам из Молдавии сложно судить о процессах происходящих в России. Но что Вы скажите о будущем страны в которой одновременно с повышением налогов и пенсионного возраста сокращают финансирование здравохранения, образования и науки ?
    1. Mister X 30 января 2019 14:06 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Цитата: zyablik.olga
      Но что Вы скажите о будущем страны в которой одновременно с повышением налогов и пенсионного возраста сокращают финансирование здравохранения,

      hi
      Не только в РФ такое происходит.
      Не самые свежие сведения, но для примера сойдёт.
      Меры, введенные во многих странах, в основном имели целью немедленную экономию средств, а не повышение эффективности и качества расходов на здравоохранение.
      В Греции, Ирландии, Испании, Италии и Португалии меры касались всеобъемлющего сокращения национальных бюджетов на здравоохранение;
      в Австрии, Бельгии, Греции, Ирландии, Испании, Нидерландах и Португалии — сокращения расходов на фармацевтические и другие медицинские товары;
      в Ирландии, Испании, Чешской Республике и Эстонии — сокращения платы медучреждениям;
      в Дании, Греции, Ирландии, Испании, Португалии, Словении, Соединенном Королевстве и Чешской Республике — сокращения заработной платы.

      Журнал МВФ "Финансы и развитие".

      Если покопаться - можно найти примеры в области образования и науки.
      1. Bongo 30 января 2019 14:26 Новый
        • 8
        • 0
        +8
        Цитата: Mister X
        Не только в РФ такое происходит.
        Не самые свежие сведения, но для примера сойдёт.

        А давай сравним уровень доходов и продолжительность жизни в этих странах и РФ?
        У нас на Дальнем востоке средняя продолжительность жизни у мужчин - 63 года.
        1. Mister X 30 января 2019 16:19 Новый
          • 2
          • 1
          +1
          hi
          Цитата: Bongo
          А давай сравним продолжительность жизни в этих странах и РФ

          Из доклада ВОЗ "О состоянии здравоохранения в Европе, 2018 г."
          За последние 5 лет средняя продолжительность жизни в Европейском регионе увеличилась больше чем на 1 год.
          Вместе с тем, разрыв между странами с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни составляет 11,5 года.

          То есть, и там не везде гладко. Видимо, речь о Прибалтике и странах Варшавского договора.

          К слову о здоровье европейцев - ещё цитата.
          Европа занимает первое место в мире по распространенности употребления табака: курит каждый 3-й житель Региона старше 15 лет.
          Свыше половины всех жителей Региона имеют избыточную массу тела, и в большинстве стран Европы наблюдаются тенденции к дальнейшему росту показателей и избыточной массы тела, и ожирения.

          Так что Европе грозит резкое падение продолжительности жизни.

          Цитата: Bongo
          сравним уровень доходов

          В Европе он однозначно выше. Впрочем, как и уровень расходов.
          А учитывая цены на табак и алкоголь - откладывают они не так уж и много.
        2. амурец 30 января 2019 23:00 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Цитата: Bongo
          У нас на Дальнем востоке средняя продолжительность жизни у мужчин - 63 года.

          Сергей! Привет. А ты не завышаешь продолжительность жизни на ДВ? Что-то мне кажеться завысил, лет на пять?
          1. Bongo 31 января 2019 02:15 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Цитата: амурец
            Сергей! Привет. А ты не завышаешь продолжительность жизни на ДВ? Что-то мне кажеться завысил, лет на пять?

            Официальная статистика... request
            1. амурец 31 января 2019 03:24 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Цитата: Bongo
              Официальная статистика...

              Врёт как ВЦИОМ, УХО Москвы, и прочий официоз.
  • Bongo 30 января 2019 13:35 Новый
    • 9
    • 1
    +8
    Цитата: Mister X
    Вы действительно считаете что такое возможно?

    Если внутренняя политика в России не изменится, то вполне. Впрочем, изменения направленные на развитие станы и повышение благосостояния населения при нынешней власти невозможны. no
    1. Mister X 30 января 2019 17:42 Новый
      • 2
      • 2
      0
      Цитата: Bongo
      Если внутренняя политика в России не изменится, то вполне.

      Ну не одни дураки же у руля.

      Цитата: Bongo
      изменения направленные на развитие станы и повышение благосостояния населения при нынешней власти невозможны.

      А народ что-то предлагает или по крайней мере обсуждает ситуацию?

      Например у нас в основном на кухне за рюмкой чая ;)
      Массовые политические демонстрации не в счёт. Скорее всего они постановочные.
      Я бы поверил, если люди вышли требовать снижения тарифов на коммуналку. И не на площадь, а перед зданием поставщика услуг.
      Кто у нас действительно неоднократно боролся за свои права - так это преподаватели. Но их услышали только пару лет спустя, в канун выборов.
      1. Bongo 31 января 2019 02:17 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Цитата: Mister X
        Ну не одни дураки же у руля.

        Они не дураки, и хорошо работают на свой карман.
        Цитата: Mister X
        А народ что-то предлагает или по крайней мере обсуждает ситуацию?

        Меня безжалостно и мгновенно забанят, если я начну повторять, то что слышу в адрес власти каждый день.
        1. амурец 31 января 2019 13:48 Новый
          • 3
          • 0
          +3
          Цитата: Bongo
          Меня безжалостно и мгновенно забанят, если я начну повторять, то что слышу в адрес власти каждый день.

          Сергей года два назад я предлагап написать тебе обзорную статью о Дальнем Востоке. Тогда вряд ли забанят. То что говорит народ, то действительно забанят, потому что Соболевский комиссар и боцман из "Индивидуального подхода" дилетанты в Дальневосточном мате. Для те кому интересно, это численность населения в Амурской области. полные данные можно найти в интернете. Вот и весь народ на весь Дальний Восток.
          Численность населения области по данным Росстата составляет 793 627 чел. (2019). Плотность населения — 2,19 чел./км² (2019). Городское население — 67,78[7] % (2018).
          Сергей, ты и без меня знаешь статистику по Хабаровскому краю, приводить не буду. Уезжает народ, это можно считать одним из видов протеста.
          1. Bongo 1 февраля 2019 04:37 Новый
            • 4
            • 0
            +4
            Цитата: амурец
            Сергей года два назад я предлагап написать тебе обзорную статью о Дальнем Востоке. Тогда вряд ли забанят.

            Ты знаешь, написать конечно можно, и её даже скорей всего опубликуют. За два прошедших года стало только хуже, так за 2018 год население Комсомольска сократилось по официальным данным более чем на 1000 человек. Но кому это интересно? даже авторы пишущие на Военном обозрении путают Хабаровский край с Приморским и искренне считают, что Татарский пролив - это Японское море. wassat
            Мне морально легче писать про военную технику и не хочу травить себе душу описывая дальневосточные реалии, тем более что они в центральной части страны никому не интересны.
            1. амурец 1 февраля 2019 05:53 Новый
              • 3
              • 0
              +3
              Цитата: Bongo
              Мне морально легче писать про военную технику и не хочу травить себе душу описывая дальневосточные реалии, тем более что они в центральной части страны никому не интересны.

              Интересны, ох как интересны! Есть портал "Восток России". https://www.eastrussia.ru/
              публиЭто Информационно-аналитическое агентство
              «Восток России»се. Это действительно все местные новости. Я не пойму, почему, центральные СМИ, скорее всего невыгодно не публикуют информацию о регулярны встречах ДАМы с китайским премьер-министром, а вот "Жеминь Жибао" регулярно выдаёт такую информацию, что а голову хватаешься. Не стал искать отчёты о его визитах в конце октября начале ноября 2017 и 2018 годов. Там не фейковая информация, типа придём-всё заберём, это конкретные планы что китайцы хотели развивать в Хабаровском крае и Амурской области.
  • САША СТАРЫЙ 30 января 2019 08:43 Новый
    • 5
    • 1
    +4
    спасибо автору статьи, очень интересно
  • мордвин 3 30 января 2019 08:50 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Интересно, что китайский контроль оказался жестче нашего по сборке.
    1. Mister X 30 января 2019 11:39 Новый
      • 9
      • 1
      +8
      Цитата: мордвин 3
      Интересно, что китайский контроль оказался жестче нашего по сборке.

      В Китае за подделку лекарств сажают на 10 лет или даже расстреливают.
      Уверен, что в военной промышленности ещё строже.
      1. Mister X 30 января 2019 11:50 Новый
        • 6
        • 0
        +6
        Кстати, за коррупцию в особо крупных тоже полагается смертная казнь.
        1. merkava-2bet 30 января 2019 19:58 Новый
          • 4
          • 0
          +4
          А в России экономическое преступление не является уголовным и человека совершившего его не арестовывают,а дают повестку в суд,в СССР при особо крупных экономических преступлениях также расстреливали,может вернуть эту практику,глядишь и поубавятся олигархи.
  • 501Legion 30 января 2019 09:01 Новый
    • 1
    • 5
    -4
    как не крути Китайцы воры номер один в военной отрасли, и если у США и России есть своё лицо в технике. то у Китая везде сборная солянка особенно в авиации
    1. spektr9 30 января 2019 10:25 Новый
      • 10
      • 2
      +8
      Ух люблю такие заявление, особенно если вспомнить как у СССР и США зарождалась реактивная авиация на основе наработок 3 рейха...
  • sevtrash 30 января 2019 09:36 Новый
    • 6
    • 1
    +5
    Большая/эффективная экономика - при отстреле наиболее жадных/наглых чиновников - вложения в образование/науку/НИОКР - успехи ВПК. А сначала - адекватная власть.
  • Pivot 30 января 2019 10:36 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Читаешь статью и получаешь удовольствие Сергей спасибо большое.
  • reveny 30 января 2019 11:49 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Согласно данным министерства науки и техники КНР, в 2018 году доля общих расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы /НИОКР/ по оценке составляет 2,15 проц ВВП. Общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, достигла 4,18 млн человек, . Общее количество международных научных работ занимают второе место, а по числу заявок на патенты на изобретения -- первое место в мире. Число высокотехнологичных предприятий достигло 181 тыс, а количество малых и средних науко-технических предприятий возросло до 130 тыс. Объем заключенных технических контрактов составил 1,78 трлн юаней. По подсчетам, уровень вклада в научно-технический прогресс превысил 58,5 проц, а комплексный инновационный потенциал страны занимает 17-е место в мире.

    В России в 2016 году численность исследователей в стране составила 428,9 тыс. человек, выше она только в Китае (1,69 млн), США (1,38 млн) и Японии (665 тыс.). Относительные же показатели также фиксируют существенное отставание РФ от конкурентов: по численности исследователей в расчете на 10 тыс. работающих она занимает лишь 34-е место (60 против, например, 144 в Швеции и 138 в Корее). Объяснением такого положения вещей может служить показатель внутренних затрат на НИОКР в расчете на одного исследователя ($93 тыс) — РФ занимает по нему лишь 47-е request
  • faiver 30 января 2019 15:52 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    автору как всегда жирный плюс good
  • Saxahorse 30 января 2019 22:03 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Хорошая статья, спасибо.
  • амурец 30 января 2019 23:37 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Цитата: AnderS
    Вы действительно считаете что такое возможно?
    При тех ресурсах которые вкладывает Китай, даже не в производство боевой авиации, а в подготовку инженерно-технического персонала для работы в китайских авиационных НИИ и общем росте уровня образования в Китае, тот момент когда китайские ВВС превзойдут российские - лишь вопрос времени. Не знаком подробно с возможностями китайской авиапромышленности, но уже сейчас китайцы производят в год больше боевых самолетов чем Россия. Да, пусть они пока похуже чем российские, но при возможностях китайского авиапрома, они могут тупо задавить массой. Это при том, что образование в России сейчас сводится в основном к подготовке к ЕГЭ, не говоря уже про развитие авиапромышленности.
    Ну да, ну да, Только поищите, почитайте на сколько "Культурная революция" отбросила науку и образование в КНР? Сергей, ты коснулся только авиации и то не полностью. А ведь после Даманского, в 1969 года, когда попали первые трофеи Советской ВВТ, через год, при разгромленных КБ и НИИ, китайцы смогли организовать производство секретного, новейшего, на тот момент оборудования танка Т-62.