Военное обозрение

Другой ленд-лиз. ЗСУ М17: «Только для русских!»

45
Сегодня начать статью об очередном превращении боевых машин мы решили не с описания предпосылок для их создания, не с технических подробностей конструкции, даже не с нашего видения образа мыслей конструкторов. Всё это интересно. Но начнем мы сегодня с описания одного эпизода Великой Отечественной войны.




"2 мая 1945 года на окраине Берлина вели тяжелый бой гвардейцы 359 зенитно-артиллерийского полка 4-й гвардейской танковой армии. Большая группа немцев, пытавшаяся пробиться из окруженного города на запад, вклинилась в боевые порядки советских войск и атаковала батарею старшего лейтенанта Суркова. Завязалась рукопашная схватка.

На помощь батарейцам подоспел взвод установок М17, которые с ходу атаковали противника. Шквальный огонь счетверенных крупнокалиберных пулеметов буквально сметал немецкие цепи. В результате враг потерял 138 солдат и офицеров убитыми и ранеными. 76 немецких солдат сдались в плен".


Те из читателей, кто действительно интересуется техникой Великой Отечественной, уже поняли, что речь сегодня пойдет не об одной конкретной, а о целом семействе машин, которые настолько хорошо вписались в состав боевых частей, что представить себе сегодня действия моторизованных частей без таких машин просто невозможно.



Историю создания "Half-Track" мы описали достаточно подробно на примере артиллерийского тягача М2 и бронетранспортера М3. Остальные машины этого семейства, как мы указывали в предыдущих статьях, отличались друг от друга не существенно.

Любое новшество, будь то вооружение, боевая техника или новый вид частей или подразделений, всегда порождает кучу сопутствующих проблем. Все понимают, что новое нужно, но те, кто думает на шаг вперед, понимает, что это новое потянет за собой множество проблем. Может потому-то так сильно консервативное мышление в армии.

Американская армия с появлением транспортеров, тягачей, амфибий, легких танков, танкеток, вездеходов стала более мобильной. Войска стали достаточно быстро передвигаться на линии фронта, достаточно быстро менять позиции. Это огромный плюс с точки зрения тактики.

Но это и огромный минус. Войска попали в парадоксальную ситуацию. Быстрое перемещение лишало войска средств противотанковой защиты, а часто и вообще артиллерийской поддержки и средств ПВО. Пехота оказалась беззащитной перед авиацией противника.

Единственным верным решением в этом случае было бы решение о создании САУ и ЗСУ на базе тех же бронемашин, которые использует мотопехота. Такая унификация дает возможность не только находиться ПТС и ПВО в рядах перемещающихся подразделений, но и возможность быстрого ремонта поврежденных машин.

Именно по этому пути и пошли американские конструкторы. В частности, первым опытом создания противотанковых средств для пехоты была... артиллерийская тачанка! Американцы на "Виллис" установили 37-мм противотанковую пушку.



Военные оценили идею. Но на вооружение это создание не приняли. Маловат "Виллис" для артиллерии. Но в целом, артиллерию все-таки "посадили" на автомобили и транспортеры. История этих машин интересна, но не тема этой статьи. Наша тема — ПВО.

Первой машиной, предназначенной для отражения атак авиации противника, стала машина на базе тягача М2. Тягач оборудовали авиационной турелью Bendix с двумя крупнокалиберными пулеметами Браунинг. Машина под индексом М1 была вполне боеспособна, но эффективность её все-таки была не высокой.

Другой ленд-лиз. ЗСУ М17: «Только для русских!»


Двухствольный вариант турели продолжали разрабатывать. Здесь следует обратить внимание на другую машину — прототип Т1Е1. В этой ЗСУ использовалась турель Martin. На самом деле эта турель является турелью бомбардировщика. Стеклянная башенка с двумя крупнокалиберными Браунингами.

Правда, база М2 оказалась маловата для ЗСУ. Поэтому установку пересадили на М3. Именно эта машина в дальнейшем стала известной под обозначением М13MGMC (многоствольная самоходная пушка). В дальнейшем эту же конструкцию перенесли на базу транспортера М5. Эта ЗСУ известна под обозначением М14.



Таких машин СССР не получал. Объемы производства были невелики. А потребность в таких машинах была. В частности, М14 почти полностью ушли в Великобританию, где использовались чаще всего не как ЗСУ, а как БТР. М13 служили в американской армии.

То, что произошло дальше, уже больше интересно именно нам. Скорострельность в 1000 выстрелов в минуту все-таки не давала необходимой эффективности заградительного огня. Это понимали все. В том числе и конструкторы фирмы Maxson.



Именно поэтому осенью 1942 года они представили модернизированную турель Maxson М45. Это была уже счетверенная установка. Скорострельность повысилась до 2000 выстрелов в минуту. ЗСУ на базе бронетранспортера М3 получила обозначение М16MGMC. Установка на базе М5 — М17.

Выпуск установок М16 был начат в мае 1943 года. Машина получилась настолько удачной, что кроме серийного выпуска ЗСУ, американцы пошли на модернизацию транспортеров М3 в ЗСУ. 568 машин М3 были модернизированы в М16.

Была даже попытка установки турели Maxson М45 на многочисленные М2. Однако от использования этой базы быстро отказались по тем же причинам, что и в случае со спаренной турелью. База тягача не подходила под ЗСУ.

В декабре 1943 года американцы начали производство ЗСУ М17. Базой для этих установок был все тот же транспортер М5. Вся партия, 1000 единиц, была предназначена для СССР. В начале 1944 года машины стали поступать в советскую армию. Появление этих ЗСУ было хорошим подспорьем для моторизованных и танковых частей.

Повторимся, ЗСУ М17 была сооружена на базе уже известного полугусеничного бронетранспортера М5. И обладала всеми недостатками и преимуществами этой машины.



Броня. Все те же 6,35 мм по кузову и 12,7 в лобовой проекции. Тот же полный привод (и пара колес, и гусеницы), лебедка и все остальное.







Ну и естественно, все те же органы управления, что и в М5.






Механический стеклоочиститель. Крутишь ручку — машет щетка. Щеток две, надо две руки... Понятно, что в плохую погоду место пассажира было не самым спокойным в машине.






Псевдолюк в псевдокрыше. Нет, где-нибудь в Техасе все было бы вполне себе. А вот в наших краях, с нашей-то зимой — ну не самая лучшая комплектация, если честно.







Турель. Я так скажу: если сесть, на ум сразу приходят кадры из фильма "Водный мир". Вот так и хочется взять, и что-то такое эпохальное их четырех стволов совершить. Очень хочется.




Это и есть место, откуда можно причинять добро со скоростью 2000 огурчиков .






А это да, это интересная вещь. Собственный моторчик для турели. Так-то крутить-вертеть, поднимать-опускать намашешься, вот чудо инженерной американской мысли. Бензиновое.

В начале статьи мы говорили о том, что новинки всегда несут какие-то изменения. Не стала исключением из этого правила и ЗСУ М17.

Командиры танковых соединений быстро оценили мощь данной машины и поняли заложенный в неё потенциал. Конечно, в условиях господства вражеской авиации начального периода войны такого произойти не могло. Но шел уже 1944-й. Командование могло себе позволить использовать ЗСУ на земле.



Итак. Новые ЗСУ в количестве 10-20 единиц поступали в механизированные и танковые корпуса. Именно в составе зенитно-артиллерийских полков таких корпусов должны были действовать самоходные установки.

Однако советские генералы придумали новое применение зенитным установкам. В корпусах часто создавались специальные передовые отряды из числа обстрелянных солдат и офицеров, которые выполняли задачи захвата позиций противника, а иногда, даже быстрого захвата населенных пунктов.

Отряд состоял из нескольких танков Т-34, бронетранспортеров М3А1 «Скаут» и 3-4 ЗСУ М17. Пехота располагалась в «Скаутах». При начале наступления отряд получал конкретную задачу. Это мог быть мост, опорный пункт, населенный пункт, железнодорожный узел или станция. В принципе, задачей всегда был захват либо уничтожение наиболее важного объекта обороны немцев.

Дальше было все просто. Т-34 пробивали оборону используя собственную броню и мощь орудий. ЗСУ уничтожали пехоту противника огнем своих пулеметов, а разведчики зачищали захваченный объект. Остальным подразделениям корпуса оставалось добить очаги сопротивления противника и зачистить территорию.



Вы, наверное, заметили, что в перечисленных машинах отсутствует ЗСУ М15. На самом деле такая установка выпускалась. Она просто не использовала крупнокалиберные пулеметы и не поставлялась в СССР.

М15 это ЗСУ с использованием базы М3, 37-мм автоматической зенитной пушки Gun M1 и двух крупнокалиберных пулеметов Браунинг. Таких машин нам не поставляли.



А данный экземпляр ЗСУ М17 под именем ЗСУ М16 вы можете увидеть в экспозиции Музея военной техники УГМК в Верхней Пышме.

В рамках поставок по ленд-лизу в СССР было доставлено 1006 зенитных установок М17.

Тактико-технические характеристики:

Длина корпуса, мм: 6500
Ширина, мм: 1980
Высота, мм: 2616
База, мм: 3441
Колея, мм: 1638
Клиренс, мм: 285

Бронирование
Тип брони стальная катаная, поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм: 12,7
Лоб, борт, корма корпуса, мм: 6,35

Вооружение:
— четыре пулемёта 12,7-мм M2HB
Углы ВН, град: 360
Углы ГН, град: −10…+90

Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с: 147
Скорость по шоссе, км/ч: 72
Запас хода по шоссе, км: 320

Преодолеваемый подъём, град: 37
Преодолеваемая стенка, м: 0,3
Преодолеваемый брод, м: 0,8
Автор:
Статьи из этой серии:
Другой ленд-лиз. Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр М3А1 "Скаут Кар"
Другой ленд-лиз. М2А1. Русские корни тягача, ставшего бронетранспортером
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. амурец
    амурец 2 февраля 2019 07:24
    +6
    Спасибо, авторы. По честному для меня,это новая и интересная тема. Пока добавить нечего. Надеюсь, что будут и другие статьи на эту тему.
  2. svp67
    svp67 2 февраля 2019 07:27
    +9
    Хорошая и очень нужная для наших войск машинка. Всегда был удивлен, почему в годы войны наши конструктора не создали, что то подобное на базе ДШК. Оно и платить меньше пришлось бы.
    1. амурец
      амурец 2 февраля 2019 09:36
      +10
      Цитата: svp67
      Хорошая и очень нужная для наших войск машинка. Всегда был удивлен, почему в годы войны наши конструктора не создали, что то подобное на базе ДШК.

      Да причина была то простая. Не хватало пулемётов ДШК, не хватало машин для их установки. Особенно не хватало ДШК для ВМФ. В тему углубляться не буду, См по ссылке, https://topwar.ru/14523-krupnokalibernyy-pulemet-dshk.html
      1. Zaurbek
        Zaurbek 2 февраля 2019 11:19
        +2
        Такие машины в СССР появились после войны с КПВТ со сдвоеными и счетверенными установками . И сечас идея жива с 23ммх2 шт
      2. Альф
        Альф 2 февраля 2019 18:41
        +1
        Цитата: амурец
        Особенно не хватало ДШК для ВМФ.

        Доходило до того, что на катера, выходящие в море, снимали ДШК с катеров, стоявших в базе.
    2. VictorZhivilov
      VictorZhivilov 2 февраля 2019 17:30
      0
      Всегда был удивлен, почему в годы войны наши конструктора не создали, что то подобное на базе ДШК.

      Ну почему же создали... но дальше всё пошло традиционному пути советской промышленности. smile
      https://topwar.ru/149505-rasskazy-ob-oruzhii-zenitnyj-tank-t-90-dedushka-shilki-i-tunguski.html
  3. Decimam
    Decimam 2 февраля 2019 07:54
    +5
    Первой машиной, предназначенной для отражения атак авиации противника, стала машина на базе тягача М2. Тягач оборудовали авиационной турелью Bendix с двумя крупнокалиберными пулеметами Браунинг. Машина под индексом М1 была вполне боеспособна, но эффективность её все-таки была не высокой.
    Двухствольный вариант турели продолжали разрабатывать. Здесь следует обратить внимание на другую машину — прототип Т1Е1. В этой ЗСУ использовалась турель Martin. На самом деле эта турель является турелью бомбардировщика. Стеклянная башенка с двумя крупнокалиберными Браунингами.
    На базе тягача М2 создано три ЗСУ, вооруженые пулеметами М2 (такая вот тавтология). Все они опытные.
    Первой ЗСУ на базе тягача М2 была опытная T1E1, оборудованная турелью Bendix с двумя .50-дюймовыми (12,7 мм) пулеметами M2. Так как турель Bendix показала себя неудовлетворительно, был изготовлен только один прототип.
    На Т1Е2 установили турель Maxson M33 вместо турели Bendix. Вариант тоже был опытный, но его наработки использовались при создании ЗСУ М13 на базе М3.
    Третий опытный вариант ЗСУ на базе М2 - это T1E3, на который установили турель Martin, аналогичную устанавливавшимся на "Летающей крепости" В-17.

    Установка оказалась слишком сложной и дальше прототипа не продвинулась.
    1. Decimam
      Decimam 2 февраля 2019 08:04
      +5

      Прототип Т1Е1 на Абердинском полигоне.Август 1941 г.
      1. Decimam
        Decimam 2 февраля 2019 08:08
        +6

        Опытный Т1Е2.
        1. Decimam
          Decimam 2 февраля 2019 08:13
          +5

          Опытный Т1Е3.
          1. Decimam
            Decimam 2 февраля 2019 08:38
            +8

            Турель М45. В войсках называлась "мясорубка" за производимый при стрельбе по живой силе эффект.
            1. Комментарий был удален.
  4. Decimam
    Decimam 2 февраля 2019 09:31
    +8
    А это да, это интересная вещь. Собственный моторчик для турели. Так-то крутить-вертеть, поднимать-опускать намашешься, вот чудо инженерной американской мысли. Бензиновое.
    Действительно, вещь интересная. Все приводы турели были электрические и питались от двух аккумуляторных шестивольтовых батарей. А для их зарядки был предусмотрен "чудо американской инженерной мысли" - электрогенератор фирмы Briggs & Stratton с бензиновым двигателем.
    Так что чуда то никакого и нет.
    1. Korax71
      Korax71 2 февраля 2019 21:08
      +2
      Я так понимаю, что это агрегат такого же плана как и всу на танке м4? hi
      1. Decimam
        Decimam 2 февраля 2019 22:16
        +2

        Да, только другой фирмы - Homelite HRUH-28.
  5. aristok
    aristok 2 февраля 2019 11:05
    +1
    Отряд состоял из нескольких танков Т-34, бронетранспортеров М3А1 «Скаут» и 3-4 ЗСУ М17. Пехота располагалась в «Скаутах». При начале наступления отряд получал конкретную задачу. Это мог быть мост, опорный пункт, населенный пункт, железнодорожный узел или станция. В принципе, задачей всегда был захват либо уничтожение наиболее важного объекта обороны немцев.Дальше было все просто. Т-34 пробивали оборону используя собственную броню и мощь орудий. ЗСУ уничтожали пехоту противника огнем своих пулеметов, а разведчики зачищали захваченный объект. Остальным подразделениям корпуса оставалось добить очаги сопротивления противника и зачистить территорию.


    Уже тогда понимали необходимость БМПТ(не самый удачный термин) и использовали эрзацы на основе ЗСУ.
    Но даже они показали высочайшую эффективность.
    Такие (но уже изначально приспособленные для подобных задач) машины необходимы армии.
  6. Decimam
    Decimam 2 февраля 2019 12:31
    0
    Статья изобилует недостоверной информацией.
    В частности, первым опытом создания противотанковых средств для пехоты была... артиллерийская тачанка! Американцы на "Виллис" установили 37-мм противотанковую пушку.
    Военные оценили идею. Но на вооружение это создание не приняли. Маловат "Виллис" для артиллерии

    На "Виллис" никто пушки не ставил.
    На приведенном в статье снимке - 37мм истребитель танков М6 (M6 GMC) на базе автомобиля "Додж 3/4", с апреля по октябрь 1942 года было выпущено 5380 установок М6.
    1. domokl
      domokl 2 февраля 2019 14:21
      +5
      Но на фото в статье Виллис. Посмотрите внимательно и увидите разницу между вашим фото, где действительно Додж и то, что там. Так что, неправда ваша..
      И то, что машину не приняли на вооружение правда. А вот на счет вашей не в курсе.
      1. serg.shishkov2015
        serg.shishkov2015 2 февраля 2019 14:57
        +2
        на М6 37mm GMC ещё 2 *гаранда* было в чехлах у передних сидений, САУ эта была вынужденной мерой за неимением другого, а за ней последовала М3 75mm GMC- лицензионная копия французской трёхдюймовки образца 19 века на шасси полугусеничного бронетранспортёра
        1. Decimam
          Decimam 2 февраля 2019 17:34
          +2
          на М6 37mm GMC ещё 2 *гаранда* было в чехлах у передних сидений
          Да, были.
      2. Decimam
        Decimam 2 февраля 2019 17:32
        +2
        "Но на фото в статье Виллис"
        Да, я ошибся, но на фото не "Виллис". На фото Bantam BRC 40, то есть то, что было до "Виллиса".
        А "Виллис" с 37 мм М3 выглядит немного по другому.

        [i]Солдаты 3-го пехотного полка США на маневрах, 1942 год. Их джип Willys / Ford оснащен M3.
        Как видите, кроме пушки "Виллис" тянул и пулемет.
        1. Astra wild
          Astra wild 2 февраля 2019 19:31
          +5
          Коллега,"десятый" как я заметила: у Вас можно получить дополнения по ВСЕМ ВОПРОСАМ.
          Рома,возьмите" десятого " консультантом если только у Вас нет :не совместимости характеров.
          1. 3x3zsave
            3x3zsave 2 февраля 2019 20:24
            +3
            Прекрасная незнакомка! Это просто - комментарий сезона! Со всем уважением к Вам, это не я такой мудрый, просто Вы не очень давно на форуме hi love С подробностями - в личку.
  7. Вечно так
    Вечно так 2 февраля 2019 12:33
    0
    Меня постоянно занимает вопрос - ПОЧЕМУ!!! Почему не снимались крупняки с побитой авиотехники и не использовались для создания спаренных, счетверённых и прочих установок?? В мемуарах проскакивают единичные случаи, когда ОТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ снимали авиапушки и пулемёты с битых самолётов для обороны аэродрома. Или всё как обычно?? Отцы, деды пальцем в носе ковырялись и нам придумывать нечего...
    1. Альф
      Альф 2 февраля 2019 18:51
      +2
      Цитата: Вечно так
      Почему не снимались крупняки с побитой авиотехники и не использовались для создания спаренных, счетверённых и прочих установок??

      Давайте представим ситуацию. МИГ-3 в 41-м году сбили, он сел на брюхо, удар пришелся на нос. Каково будет состояние носовых пулеметов ? Ствол, согнутый неприличным жестом ? Дотянул до дома ? Так его и пускали на запчасти для других машин. А про те самолеты, которых за линией фронта валились и речи вообще нет.
      Цитата: Вечно так
      В мемуарах проскакивают единичные случаи,

      Может потому, что снимать было нечего ?
    2. Bender_the_robot2
      Bender_the_robot2 2 февраля 2019 21:49
      +1
      Я склоняюсь к мысли, что на войне используют и снимают все что стреляет и к чему есть боеприпасы. С подбитой машины при возможности обязательно снимут пулемет. Так и сейчас все делают.
      1. Альф
        Альф 2 февраля 2019 22:54
        +1
        Цитата: Bender_the_robot2
        С подбитой машины при возможности обязательно снимут пулемет.

        Верно, но это не в таких количествах, чтобы что-то мастырить в больших масштабах.
        Кстати, уважаемый Bender, а Вы, случайно, на RC-forume и на Скале не засвечены ? Аватары и ники похожи.
        1. Bender_the_robot2
          Bender_the_robot2 2 февраля 2019 23:45
          0
          Нет, там я еще не шастал.
    3. Narak-zempo
      Narak-zempo 3 февраля 2019 00:29
      +2
      Цитата: Вечно так
      Меня постоянно занимает вопрос - ПОЧЕМУ!!! Почему не снимались крупняки с побитой авиотехники и не использовались для создания спаренных, счетверённых и прочих установок?? В мемуарах проскакивают единичные случаи, когда ОТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ снимали авиапушки и пулемёты с битых самолётов для обороны аэродрома. Или всё как обычно?? Отцы, деды пальцем в носе ковырялись и нам придумывать нечего...

      Может, потому, что исправные пулемёты с битых самолётов использовали по назначению? А иногда и не с битых - вот Покрышкин писал, как у них изымали из боевого полка подвесные контейнеры с УБК и отправляли на завод для оснащения новых самолётов.
      Пулемётов банально не могли произвести достаточно для вооружения авиации. У нас на истребители в дополнение к пушке ставили 1 УБС, там где немцы втыкали 2 MG 131, не говоря уже о батареях в 6-8 стволов на американских истребителях. А турельные установки ударных самолётов оснащались в основном ШКАСами, УБТ на Ил-2 и Пе-2 начали ставить довольно поздно.
      1. LastPS
        LastPS 4 февраля 2019 11:13
        -1
        У нас не поэтому такое скудное вооружение было. У немцев и американцев тяговооруженность была выше значительно, они могли себе позволить такие батареи, а у нас часто снимали пулеметы, чтобы облегчить машину.
        1. Narak-zempo
          Narak-zempo 4 февраля 2019 12:59
          +1
          Цитата: LastPS
          У нас не поэтому такое скудное вооружение было. У немцев и американцев тяговооруженность была выше значительно, они могли себе позволить такие батареи, а у нас часто снимали пулеметы, чтобы облегчить машину.

          Отчасти. Но если на Як-9 получалось ставить 37-мм и даже 45-мм пушки, то второй крупнокалиберный пулемёт в дополнение к штатной ШВАК точно бы не переутяжелил машину.
          1. LastPS
            LastPS 4 февраля 2019 19:00
            0
            Ну так пушка и пулемет это и не шесть браунингов) До появления Як-9Т многие пилоты отмечали слабое вооружение яков, в том числе, Покрышкин.
            1. Narak-zempo
              Narak-zempo 4 февраля 2019 20:26
              +1
              Ну так а я о чём. На классическом "трёхточечном" Bf-109G была пушка в развале блоков и два крупнокалиберных MG-131 над мотором, а на Як-9 - пушка и один УБС (второй установили только на Як-9У, который в массовую серию не пошёл).
  8. Grad-1
    Grad-1 2 февраля 2019 16:41
    +1
     В СССР отправлено 25 батарей 90-мм зенитных орудий, укомплектованных радиолокаторами SCR-268.
  9. VictorZhivilov
    VictorZhivilov 2 февраля 2019 17:13
    +1
    Странно, получается... вроде знаем, вроде хотим, вроде делаем, а не получается.
    "14 ноября 1942 года по запросу директора ЗИЗ Лихачева из Арткома пришли тактико-технические требования на «самоходную установку 37 мм зенитной пушки на вездеходе ЗИС-42». Согласно им, кабина и моторное отделение закрывались броней, а зенитная установка получала щитовое прикрытие. Отдельно в требованиях указывалось на необходимость переделки кабины для создания комфортных условий для водителя. Также оговаривалась переделка воздуховодов моторного отделения и капота, что должно было обеспечить нормальный доступ к двигателю. ГАУ КА снова настаивало на том, что боевая масса машины не должна превышать 6,5 тонн. Как именно артиллеристы представляли себе снижение массы при ничуть не меньшем бронировании и требовании иметь у САУ платформу с бортами, сказать трудно.

    Судьба ЗИС-43 решилась очень быстро. Внимательно изучив итоги испытаний, в бронетанковом управлении (БТУ) ГАБТУ КА высказались в пользу отказа от дальнейших работ. Поскольку самоходная установка предназначалась для прикрытия частей на марше, броня ей была ни к чему. Это сразу же решало проблему перегрузки шасси. Таким образом, необходимости в ЗИС-43 просто не было.
    Впрочем, начальник БТУ инженер-полковник Афонин снова поднял вопрос о машине, по концепции аналогичной ЗИС-41. Но дальше предложений дело на это раз не сдвинулось. Что же касается опытного образца ЗИС-43, то весной 1943 года на ЗИС бронировку с него сняли и превратили в обычный ЗИС-42. Сделали это, к слову, без ведома ГАУ КА.

    И все же Красная Армия получила полугусеничную САУ с 57-мм противотанковой пушкой, а позже и ЗСУ на полугусеничном шасси. Вопрос в том, что назывались они GMC T48 и MGMC M17, и советские КБ к ним никакого отношения не имели. Эти машины с конца 1943 года стали поставляться из США по программе ленд-лиза." Источник: https://warspot.ru/8332-polugusenichnye-eksperimenty
  10. VictorZhivilov
    VictorZhivilov 2 февраля 2019 17:58
    +1
    Цитата: domokl
    Но на фото в статье Виллис. Посмотрите внимательно и увидите разницу между вашим фото, где действительно Додж и то, что там. Так что, неправда ваша..
    И то, что машину не приняли на вооружение правда. А вот на счет вашей не в курсе.

    Верно! Дополню, лишь, что был ещё и Willys 6х6 с такой же пушкой. Его то и приняли на вооружение. smile
  11. vladcub
    vladcub 2 февраля 2019 17:59
    +4
    Когда-то я читал о таком отряде: 2 Т-34, 2 БТР и одна ЗСУ . Помню,когда читал о действиях этого отряда ( всё в повествовательной манере),я думал:" увлекательно,но туфта: у нас тогда не было подобных машин". Оказывается были подобные машины. Честно говоря у нас мало было публикаций о подобных поставках из США. Я долго считал,что кроме автомобилей:"Студебекер""Вилис" и " Додж", ничего стоящего не было. Позднее узнал,что Покрышкин высоко ценит" кобру"
  12. Astra wild
    Astra wild 2 февраля 2019 19:38
    +2
    Рома,а почему на технике нанесены американские опознавательные знаки? Эта техника использовалась Красной армией соответственно должны быть красные звёзд. Из литературы знаю,что на американских самолётах были красные звезды. Значит для большей правды надо красные звезды
    1. Роман Скоморохов
      3 февраля 2019 23:18
      0
      Ну это вопрос точно не ко мне, а к музею. Кстати, вполне можно и задать на их сайте.
      Если по уму - да, надо бы красные рисовать. Но вот как у них...
  13. mehan
    mehan 2 февраля 2019 21:31
    -1
    Так вот ты какой, ленд-лиз...
  14. Риман
    Риман 3 февраля 2019 16:19
    0
    Небольшое уточнение.
    Механический стеклоочиститель. Крутишь ручку — машет щетка. Щеток две, надо две руки... Понятно, что в плохую погоду место пассажира было не самым спокойным в машине.

    Показанный на фото стеклоочиститель - не ручной, а вакуумный. Он работает от разрежения, создаваемого во впускном коллекторе двигателя. Примерно такие же стояли на наших послевоенных ГАЗ-51.
    1. Роман Скоморохов
      3 февраля 2019 23:19
      +2
      Цитата: Риман
      Показанный на фото стеклоочиститель - не ручной, а вакуумный.


      Нет, ручной. Там ручка есть для вращения. Вакуумный стоял на "Виллисе" и "Додже" 3/4. Посмотрите статьи про них здесь же, все видно.
  15. Морской Кот
    Морской Кот 3 февраля 2019 23:37
    +1
    Турель. Я так скажу: если сесть, на ум сразу приходят кадры из фильма "Водный мир". Вот так и хочется взять, и что-то такое эпохальное их четырех стволов совершить. Очень хочется.


    Знакомое чувство. wink После стрельбы из счетверённой ЗПУ с пулемётами Владимирова, ощущение было, будто натощак махнул стакан водки. drinks

    Авторам благодарность за, как и всегда, качественную работу. hi
  16. глум
    глум 7 февраля 2019 18:30
    0
    интересная статья, только :
    Углы ВН, град: 360
    Углы ГН, град: −10…+90
    думаю нужно поменять местами вертикаль с горизонталью hi , а то получается турель могла "распилить" транспортер negative , а в круговую по горизонту уже не могла растреливать супостата
  17. kunstkammer
    kunstkammer 28 марта 2019 05:42
    -1
    В корпусах часто создавались специальные передовые отряды... которые выполняли задачи захвата позиций противника

    молодцы конечно наши генералы, что "придумали".. однако это напоминает немецкую тактику действий начала войны. Когда подобные немецкие группы, да ещё и с воздушным прикрытием и разведкой, выполняли примерно такие же задачи.
    Не прошло и три года.. когда наши генералы поумнели.
  18. bbss
    bbss 28 апреля 2019 01:23
    0
    Позабавил оконный шпингалет на водительской дверце... Похоже это уже наша доработка. 8)))