Обеспечение работы ЗРК по низколетящим целям без привлечения авиации ВВС

52
Кривизна земной поверхности и неровности рельефа местности сильно ограничивают возможности наземных и корабельных ЗРК по обнаружению и поражению низколетящих средств воздушного нападения (СВН). Каким образом можно эффективно обеспечить возможность стрельбы ЗРК по низколетящим целям?

Забраться повыше


Один из вариантов – размещение РЛС на подъёмно-мачтовом устройстве (ПМУ). Если мы разместим РЛС на высоте 15 метров, то дальность видимости летательного аппарата (ЛА), движущегося на высоте 50 метров над поверхностью составит 41 км. Увеличение высоты ПМУ до 50 метров увеличит теоретическую дальность видимости всего на 13 км (до 54 км), при этом сложность и громоздкость такого оборудования будет расти в гораздо большей степени.



Обеспечение работы ЗРК по низколетящим целям без привлечения авиации ВВС

Возможности современных автокранов позволяют поднимать груз массой 9 тонн на высоту до 50 метров, что вполне позволяет разместить на ПМУ аналогичной конструкции РЛС для обнаружения низколетящих целей


Казалось бы, вполне нормально для ЗРК малой дальности типа «Панцирь-СМ»? Но на практике неровности рельефа местности, лесные массивы, здания и другие естественные и искусственные препятствия снизят эту величину в несколько раз.

На какую минимальную высоту необходимо поднять РЛС для того, чтобы обеспечить обнаружение низколетящих целей?


Дальность прямой видимости в зависимости от высоты размещения средств обнаружения, без учёта рельефа местности


Высота, на которую необходимо поднять средства обнаружения для компенсации неровностей рельефа местности, может изменяться в каждом конкретном случае. В большинстве случаев перепад высот на равнинной территории России в пределах дальности 100-200 км составляет не более 100-200 метров. В горной местности перепад может быть существенно больше, и указать какое-либо конкретное значение затруднительно.


Профиль перепада высот


Условно для ЗРК малой дальности (до 40-50 км) можно принять высоту, необходимую для компенсации неровности рельефа местности в 100 метров, для ЗРК средней дальности (до 50-150 км) высота, необходимая для компенсации неровности рельефа местности составит 200 метров.

Таким образом, минимальная высота размещения РЛС, для обнаружения низколетящих целей, для ЗРК малой дальности составит около 200 метров, для ЗРК средней дальности, около 700 метров. Высота размещения РЛС для обеспечения загоризонтной работы ЗРК большой дальности должна быть сопоставима с высотой полёта самолётов ДРЛО, порядка 10 000 м, в этом случае рельеф местности играет существенно меньшее значение.

Указанные высоты делают применение ПМУ невозможным, но есть несколько других способов «заглянуть за горизонт».

РЛС на аэростате


Одним из таких способов является применение аэростатов. В США реализуется проект JLENS. В рамках данного проекта предусматривается размещение радиолокационных и оптических средств разведки на аэростатах, закреплённых в определённых точках страны, и предназначенных для обнаружения низколетящих крылатых ракет. Высота размещения аэростатов составляет 3 — 4,5 км, масса полезной нагрузки около трёх тонн. Дальность обнаружения воздушных целей должна составлять порядка 550 км, наземных целей порядка 225 км. Помимо обнаружения, аэростат JLENS должен обеспечивать загоризонтное целеуказание для ракет земля-воздух. Для удержания аэростата на позиции и обмена данными предполагается использовать трос, включающий в себя кабели электропитания и оптоволоконные кабели передачи данных в карбоновой оплётке.


Принцип действия и сам аэростат проекта JLENS



Машина для плетения преформ из углеродного волокна, примерно также можно изготавливать оболочку для высокопрочных тросов


В рамках рассматриваемой нами задачи, у данного проекта есть несколько недостатков: аэростат не очень удобен для постоянного перемещения автотранспортом, и по возможности должен быть привязан к определённой точке, что исключает возможность смены позиции мобильными ЗРК и является неприемлемым. Кроме того, огромные размеры аэростата (длина свыше 70 метров) теоретически могут препятствовать его работе в условиях сильного порывистого ветра.

С другой стороны, сама концепция является достаточно перспективной. Размещённые на аэростатах РЛС могут прикрыть от удара низколетящими СВН стационарные объекты, в первую очередь такие, как шахты межконтинентальных баллистических ракет (МБР), базы подводных лодок, носителей баллистических ракет, аэродромы стратегических бомбардировщиков, атомные электростанции и другие критичные элементы вооружённых сил и инфраструктуры страны.

Таким образом, несмотря на то, что аэростаты не являются оптимальным средством для обеспечения ЗРК возможностью поражения целей за линией горизонта, они могут сыграть важную роль в прикрытии особо важных стационарных объектов от внезапного удара низколетящими СВН противника. Их основным преимуществом является возможность квазинепрерывного нахождения в воздухе без значительных затрат топлива и электроэнергии.

В России такие аэростаты разрабатываются компанией «РосАэроСистемы». В частности, можно рассмотреть привязной аэростат большого объема «ПУМА». Аэростат Пума был разработан как носитель РЛС для круглосуточного радиолокационного наблюдение с высоты до 5 км в течение 30 дней без посадки.

Предполагаемый радиус обнаружения и сопровождения воздушных целей составит 300-350 км. Аэростат должен выдерживать ураганный ветер до 46 м/с и прямые попадания молнии. Аэростат удерживается кабелем-тросом во время подъема, спуска и стоянки на рабочей высоте, по нему же обеспечивается электроснабжение бортовых систем и полезного груза мощностью до 40 кВт, а также, отвод молний и статического электричества. Полезная нагрузка аэростата «ПУМА» составляет до 2250 кг.


Привязной аэростат большого объема «ПУМА»


Судя по всему, вооружёнными силами РФ это направление прорабатывается:
В июле 2015 года советник первого заместителя генерального директора концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Владимир Михеев рассказал РИА Новости о начале работ над проектом дирижабля для нужд противоракетной обороны страны. Он может стать полноценным элементом системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которая на сегодняшний день состоит из двух эшелонов — орбитальной спутниковой группировки и наземных радиолокационных станций.


Дело за концерном «Алмаз-Антей», необходимо чтобы аэростаты и дирижабли могли не только предупреждать об угрозе воздушного нападения, но и наводить на выявленные цели зенитные управляемые ракеты (ЗУР), оснащённые активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГСН).

Квадрокоптеры и другие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) вертикального взлёта и посадки


Вернёмся к ЗРК. Для начала рассмотрим ЗРК малой и средней дальности, для которых требуется поднять РЛС на высоту соответственно 200 и 700 метров.

В начале 2018 года компания Boeing представила опытный образец электрического беспилотного грузового летательного аппарата-квадрокоптера. Этот БПЛА предназначен для испытаний и отладки технологий, необходимых для создания грузовых и пассажирских летательных аппаратов следующего поколения. Длина опытного БПЛА 4,57 метра, ширина 5,49 метра, высота 1,22 метра, вес, включая вес аккумуляторных батарей, составляет 339 килограмм. Полезная нагрузка — до 226 кг. Конструкция включает четыре электродвигателями с восемью роторами.


Грузовой квадрокоптер компании Boeing



Презентация грузового квадрокоптера компании Boeing

Электрические квадрокоптеры-БПЛА могут стать эффективным решением обнаружения низколетящих СВН для наземных и морских ЗРК.

Электрический квадрокоптер-БПЛА должен размещаться на машине носителе, там-же должна размещаться дизель-генераторная установка (ДГУ) для обеспечения БПЛА электроэнергией. К сожалению, на данный момент неизвестна мощность электродвигателей опытного квадрокоптера, время зарядки батарей и время полёта.

Могут быть рассмотрены два варианта:
— в первом варианте аккумуляторные батареи, необходимые для поддержания длительного полёта отсутствуют, электроснабжение осуществляется с машины носителя, имеется лишь небольшая резервная батарей для осуществления аварийной посадки БПЛА, предположительно, этот вариант можно считать оптимальным;
— второй вариант может быть применён, если масса кабеля, требующегося для подачи необходимой мощности на квадрокоптер, получиться слишком большой, в этом случае на квадрокоптере должны размещаться аккумуляторные батареи или суперконденсаторы (ионисторы) с функцией быстрой зарядки.

Для обеспечения непрерывности нахождения в воздухе на четыре ЗРК малой дальности необходимо как минимум две машины-носителя с БПЛА. Время нахождения БПЛА в воздухе будет ограничено лишь наличием топлива для ДГУ.

Вместо электрического квадрокоптера может быть реализован БПЛА на базе бензиновых или дизельных поршневых двигателей. В России разработкой и производством таких решений занимается компания SKYF Technology, предлагающая заказчику БПЛА вертикального взлёта и посадки SKYF. В настоящий момент грузоподъёмность БПЛА SKYF составляет 250 килограмм с перспективой увеличения до 400 килограмм. Высота полёта данного БПЛА до 3000 метров.


Бензиновый БПЛА вертикального взлёта и посадки



Демонстрация полёта БПЛА SKYF


Презентация БПЛА SKYF

Ранее компанией «Горизонт» был анонсирован БПЛА Горизонт Эйр S-100 вертолётного типа с РЛС кругового обзора, на базе австрийского Schiebel Camcopter S-100. Смонтированная на данном БПЛА РЛС кругового обзора «Колибри», установленная в нижней части фюзеляжа, разрабатывается совместно с московским «НИИ радиофизики». Суммарная масса оборудования РЛС должна составить не более 6,5 кг, требуемая дальность в режиме кругового обзора (зависание БЛА) не менее 200 км, в режиме синтезированной апертуры не менее 20 км.

Полезная нагрузка данного БПЛА слишком мала (35 кг), для того, чтобы разместить РЛС с приемлемыми характеристиками, ко в качестве концепта он может быть интересен. Время непрерывного нахождения в воздухе 6 часов.


БПЛА вертолётного типа компании «Горизонт» с РЛС кругового обзора


Приведённые примеры квадрокоптеров-БПЛА прямо не могут быть задействованы для размещения РЛС, поскольку обладают относительно скромной полезной нагрузкой, но нет сомнений, что их конструкции будут активно развиваться и совершенствоваться. В первую очередь это относиться в электрическим квадрокоптерам-БПЛА.

Основными требованиями к БПЛА ДРЛО типа квадрокоптер или БПЛА-ДРЛО вертолётного типа должны стать высокая надёжность и возможность долговременного нахождения в воздухе, с обеспечением заданных лётно-технических характеристик (ЛТХ), а также высокий эксплуатационный ресурс и низкая стоимость лётного часа.

Высотные БПЛА


Для ЗРК большой дальности БПЛА вертикального взлёта и посадки уже не будет эффективным и достаточным средством разведки, поскольку высота размещения РЛС, для достижения дальности обзора порядка 400 км, должна превышать 10 000 метров.

Предположительно в качестве летающей РЛС для ЗРК большого радиуса действия могут быть использованы БПЛА большой продолжительности полёта, самолётного типа, средней или большой размерности.

Одним из кандидатов на роль перспективного беспилотника-ДРЛО может стать БПЛА Альтаир взлётной массой 5 тонн и полезной нагрузкой 1-2 тонны. Данный БПЛА создаётся в рамках НИР «Альтиус-М» в ОКБ «Сокол» (г.Казань) совместно с компанией «Транзас». Продолжительность его полёта должна составлять до 48 часов, дальность полёта 10 000 км. В 2018 году программа БПЛА Альтаир была передана АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Лётные испытания БПЛА Альтаир должны начаться в 2019 году.


Прототип БПЛА Альтаир


Аппараты подобного типа разрабатываются и в других странах. В частности, китайская компания CETC разрабатывает БПЛА JY-300. Аппарат средней размерности должен стать носителем конформных антенн и служить беспилотным средством ДРЛО. По предварительным данным БПЛА JY-300 имеет взлетную массу около 1300 кг и может нести 400 кг полезной нагрузки. Он способен выполнять полеты продолжительностью до 12 часов, на высотах до 7,6 км. Встроенные в конструкцию данного беспилотника РЛС должны позволить выполнять обнаружение воздушных и морских целей на больших расстояниях.


Прототип БПЛА ДРЛО JY-300 китайской компания CETC


Российские БПЛА средней и большой размерности преследует множество проблем, включая отсутствие компактных, мощных и экономичных отечественных двигателей, отсутствие современной авионики. Одной из важнейших проблем является отсутствие высокоскоростных каналов спутниковой передачи данных с глобальной досягаемостью, позволяющих обеспечить управление БПЛА и получение от него разведывательной информации на большом удалении от пункта базирования.

Применение БПЛА ДРЛО с большой продолжительностью полёта не требует обязательного наличия таких каналов. В общих чертах работа связки ЗРК большой дальности – БПЛА большой продолжительности полёта может выглядеть так:

БПЛА ДРЛО большой продолжительности полёта осуществляет взлёт с аэродрома и выходит в зону патрулирования над позициями эшелонированной ПВО. Вся информация с него поступает операторам ЗРК большой дальности, и далее, через пункт боевого управления операторам других ЗРК, входящих в объединённую эшелонированную ПВО. Полёт БПЛА должен осуществляться по большей части в автоматическом режиме по заданной траектории. К одному ЗРК большой дальности должны относиться два БПЛА ДРЛО. В этом случае, они могут осуществлять посменно боевое дежурство над позициями ЗРК продолжительностью по 36-48 часов, в зависимости от удалённости аэродрома базирования.

Требования к БПЛА ДРЛО большой продолжительности полёта такие же, как и к БПЛА для ЗРК малой и средней дальности – высокий эксплуатационный ресурс и низкая стоимость лётного часа.

Может возникнуть вопрос: в заглавии статьи говорится о работе ЗРК по низколетящим целям без привлечения авиации ВВС, а БПЛА большой продолжительности полёта явно относятся к авиации. Здесь вопрос скорее в ведомственной принадлежности. В США, по соглашению Джонсона-МакКонелла между армией и ВВС, вертолёты не относятся к ВВС и подчиняются напрямую армии США, действуют в её интересах (о разделении летательных аппаратов в США между армией и ВВС хорошо написано здесь). Так и нашем случае, то, что БПЛА относится к конкретному ЗРК не позволит использовать его ВВС для других целей.

Эшелонированная ПВО с БПЛА ДРЛО


Применение БПЛА ДРЛО квадрокоптерного типа и БПЛА ДРЛО большой продолжительности полёта позволит создать плотное радиолокационное покрытие местности и обеспечить выдачу целеуказания ракетам с АРГСН и ИК ГСН на максимальной дальности.

Предположительно на два ЗРК малой дальности должна приходиться одна машина с БПЛА ДРЛО квадрокоптерного типа или две машины на четыре ЗРК. В состав ЗРК средней дальности должны входить две машины с БПЛА ДРЛО квадрокоптерного типа. Два БПЛА ДРЛО большой продолжительности полёта должны относиться к ЗРК большой дальности.

В угрожаемый период или в случае начала боевых действий, БПЛА большой продолжительности полёта должны осуществлять непрерывное патрулирование над позициями ЗРК. БПЛА квадрокоптерного типа, из состава ЗРК малой и средней дальности, должны находиться на машинах носителях в готовности к немедленному старту. В случае обнаружения воздушной угрозы запуск БПЛА квадрокоптерного типа должен осуществляться в течении нескольких минут.

Стоимость самих БПЛА и времени их полёта традиционно существенно ниже стоимости пилотируемых самолётов и вертолётов, что делает эту задачу экономически привлекательной. Технически предлагаемая концепция также не содержит непреодолимых проблем.

Для стационарных объектов высокой важности могут применяться аэростаты ДРЛО. В случае обеспечения ПВО объектов, оборудованных аэростатами ДРЛО, БПЛА большой продолжительности полёта не требуются и могут быть исключены из состава ЗРК большой дальности или могут находиться на аэродроме в готовности к вылету как резервное средство разведки и целеуказания.

БПЛА ДРЛО для флота


Ранее рассматривалось только применение БПЛА ДРЛО в интересах наземных ЗРК. Но не менее, а возможно и более важной задачей является применение БПЛА ДРЛО квадрокоптерного типа и БПЛА с большой продолжительностью полёта в интересах ПВО кораблей военно-морского флота (ВМФ). Учитывая фактическое отсутствие у нас авианосцев и, соответственно, самолётов ДРЛО на них, современные российские корабли слабо защищены от атак с воздуха, вне зависимости от того, какое бы ПВО на них ни стояло, из-за физических ограничений по дальности обнаружения низколетящих целей.

Применение БПЛА квадрокоптерного типа на кораблях ВМФ России позволит существенно отодвинуть границу поражения низколетящих целей. А отправка БПЛА с большой продолжительностью и дальностью полёта в район нахождения кораблей ВМФ придаст им дополнительные возможности по разведке сил противника и выдаче целеуказания ракетному оружию большой дальности.


Концепт британского корабля Dreadnought 2050 с БПЛА, соединённого с кораблём тросом из углеродных нанотрубок и сверхпроводящим кабелем с криогенным охлаждением


Нельзя исключать применение аэростатов и дирижаблей ДРЛО в интересах ВМФ, тем более что исторические примеры применения аэростатов флотом России есть.


Крейсер «Русь» с привязанным аэростатом


Выводы


Наземная и надводная ПВО без возможности атаки низколетящих целей на большом удалении будет разгромлена.

Для решения этой задачи в интересах ЗРК малой и средней дальности необходимо создание БПЛА ДРЛО квадрокоптерного типа, предпочтительно с электропитанием по кабелю от машины носителя.

Для ЗРК большой дальности необходимо активизировать разработку БПЛА ДРЛО большой продолжительности полёта.

Для стационарных объектов высокой важности могут применяться аэростаты ДРЛО.

Все вышеперечисленных системы (БПЛА ДРЛО квадрокоптерного типа, БПЛА ДРЛО большой продолжительности полёта и аэростаты ДРЛО) имеют большое значение для повышения эффективности работы и выживаемости не только наземных комплексов ПВО, но кораблей ВМФ России.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 апреля 2019 12:23
    Проблемы, проблемы... и ничего, больше проблем.
    1. +3
      26 апреля 2019 12:43
      Применение новых ракет с АРГСН, при стрельбе за горизонт, по мере развития технологий в купе с развитием систем загоризонтного целеуказания - решит многие проблемы, но не все. Соревнование меча и щита будет продолжаться.
      1. 0
        26 апреля 2019 16:42
        Применение ЗУР с АРГСН при стрельбе за радиогоризонт ограничено многими факторами, в том числе трудностью обнаружения и автоматического сопровождения воздушных целей, особенно выполненных с использованием технологий СТЕЛС. К тому же при использовании таких ракет затруднен контроль их эффективности (т.е. ушла за горизонт, а попала или не попала и по кому попала большой вопрос). Поддерживать же постоянную связь с ракетой ушедшей за радиогоризонт и нелегко, и такая связь демаскирует ракету, т.е. подставляет ЗУР под огонь СВН.
        Загоризонтное целеуказание тоже не панацея, т.к. ЗУР на таких расстояниях требует точного наведения а не координат измеренных загоризонтными РЛС с точностью плюс минус лапоть. Такая точность еще годится для систем раннего предупреждения о нападении СВН противника, но никак не годится для наведения ЗУР. К тому же загоризонтные РЛС это прекрасные стационарные излиучающие мишени
        для ПРС и такие мишени будут уничтожэжаться в первую очередь.
        Поэтому эффективность ЗУР с головками самонаведения при стрельбе за радиогоризонт пока еще под большим вопросом.
        И еще. А зачем на аэростат устанавливать всю РЛС?
        Может достаточно будет установить на аэроста только антенну РЛС, а все остальное оборудование РЛС (передатчик, приемник, процессоры и т д) размещать на замле стационарно или на подвижных единицах?
        1. AVM
          0
          26 апреля 2019 17:19
          Цитата: gregor6549
          ... И еще. А зачем на аэростат устанавливать всю РЛС?
          Может достаточно будет установить на аэроста только антенну РЛС, а все остальное оборудование РЛС (передатчик, приемник, процессоры и т д) размещать на замле стационарно или на подвижных единицах?


          Возможно так и будет делать. Я именно на это и рассчитывал говоря о квадрокоптерах на тросе с кабелем питания. Вынести наверх только полотно АФАР, а остальное по возможности вниз, на машину носитель.

          С аэростатами проще, у них грузоподъёмность порядка трёх тонн, может в них всё сразу установят, чтобы проще перебазировать было.
          1. +2
            26 апреля 2019 17:55
            АФАР не всегда обязательна. В ряде случаев можно ограничиться установкой на аэростате или другой летающей платформе отражающего полотна а сканер оставить внизу. Грузоподьемность аэростата тоже палка о двух концах. Чем больше грузоподьемность аэростата, тем больше его габариты, отражающая поверхность и заметность для РЛС противника. Кроме того при установке ооборудования РЛС на замле или на транспортных средствах упрощается ее тех обслуживание, в том числе оперативная замена ее неисправных модулей исправными из ЗИПа. А когда это все на аэростате, представьте сколько времени и сил нужно будет затратить на такую замену. А так наверху одно зеркало/полотно антенны не требующее особого ТО.
        2. -1
          26 апреля 2019 19:32
          gregor6549, читайте больше литературы и не сыпьте устаревшими своими знаниями. Ракеты с АРГСН - 40Н6, СМ-6 легко поражают цели, в том числе загоризонтные малозаметные - крылатые ракеты - читайте про испытания СМ-6 и многое станет ясно. При пропадании канала связи с АРГСН, она с полуактивного переходит на полность активный режим и сканируя пространство, наводит зенитнут ракету точно в цель имея предварительно старое целеуказание.
          Цитата: gregor6549
          Поэтому эффективность ЗУР с головками самонаведения при стрельбе за радиогоризонт пока еще под большим вопросом.

          Это только у вас в голове.
          Цитата: gregor6549
          Поддерживать же постоянную связь с ракетой ушедшей за радиогоризонт и нелегко, и такая связь демаскирует ракету, т.е. подставляет ЗУР под огонь СВН.

          А как-же вы будете сбивать маневрирующую гиперзвуковую ракету 40Н6(10 М) с перегрузкой более 25 g - не замучаетесь?
          И про загоризонтные РЛС - у вас неполные представления, прочитайте про класс этих РЛС - типа Минерал- МЭ. Может тогда у вас будет другое мнение?
          1. -1
            26 апреля 2019 20:17
            Кроме этого, ракета с АРГСН может своё целеуказание передавать другим средствам целеуказания и таким-же ракетам, имеющим канал связи, что и сделано в новой зенитной ракете 40Н6.
          2. 0
            27 апреля 2019 07:32
            Хамите парниша. Хотя это стало общим стилем общения на ВО. А насчет устаревших знаний.... Знания никогда не устаревают. Вот их отсутствие такие, как Вы, "эксперты" часто заменяют иллюзиями, рекламными видеороликами и прочим информационным мусором почерпнутым из таких "глубоко информированных" источников как пресловутый National Interest и ему подобные "первоисточники. С какого такого бодуна корабельная РЛС Минерал МЭ сантиметрового диапазана стала вдруг загоризонтной. Причем способной обнаруживать за этим самым горизонтом малозаметные крылатые ракеты. Ей что, радиогоризонт отменили по высочайчшему указу? И как скажите ракета будет выполнять маневр на гиперзвуке с перегрузкой более 25g? Ведь развалится сама по себе, бедненькая. Тут на сверхзвуке всегда были проблемы с выполнением крутых маневров, а вы про гиперзвук. И Вы после всего Вами сказанного начинаете поучать людей которые более 40 лет занимались разработкой систем ПВО, которые успели в этой области кое что сделать и которые до сих пор консультируют и заказчиков и производственников по части этих самых систем. Воистину воинствующее невежество непобедимо
            1. 0
              27 апреля 2019 07:49
              Это когда такой запрет появился? Да, было как то мне замечание за якобы ненормативную лексику и запрет на несколько недель оставлять здес0 мои комменты, но эти недели давно уже прошли. Да и лексика моя была более чем невинна, по сравнению с лексикой многих комментаторов. Может админам не нравится что я порой высказываюсь вразрез с "общим" мнением и не поддерживаю уряканье по любому поводу и без поводу. Так это не моя проблема а тех, кто урякает и тех админов кто это поддерживает. Уже наурякались в конце 30х годов. Чем это кончилось в 41 известно
            2. -2
              27 апреля 2019 11:21
              gregor6549! Видно у вас какие знания - их полное отсутствие. Видно вы не знаете совсем видов загоризонтных РЛС и считаете себя выше других, чтобы даже прочитать информацию про них.
              Также полное отсутствие знаний о новой зенитной ракете 40Н6 и про перегрузочную способность 25 g. Не забубьте прочитать про зенитную ракету SM-6 и её испытания. Вы совершенно не в теме. Видно, какой вы "безграмотный" конструктор со своими "устаревшими" знаниями. Учите для начало матчасть. И не надо предполагать то, чего не знаете про других. Просто словесный лепет.
              1. -1
                27 апреля 2019 11:46
                gregor6549, это вам для справки.
                «Минерал-М» — российский многофункциональный радиолокационный корабельный комплекс, предназначенный для освещения морской обстановки, целеуказания ракетным комплексам и управления корабельными группами, оснащёнными аналогичными комплексами. В состав комплекса входят активная и пассивная РЛС загоризонтной дальности, а также станция взаимного обмена информацией.

                Учите матчасть. wassat
                1. 0
                  28 апреля 2019 12:57
                  Это по каким источникам вы мне предлагаете учить матчасть?
                  Не по таким ли агиткам https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1873/77129 ?
                  Так там даже по картинкам РЛС любой спец может сказать, что заявленная там же способность подобной РЛС обнаруживать воздушные цели за радиогоризонтом явное фуфло. Да, пассивная РЛС может обнаруживать ИЗЛУЧАЮЩИЕ воздушные цели на большей дальности чем неизлучающие. Но опять же не за радигоризонтом, а над ним, да и противник не такой чтобы лететь и "светиться".
                  Можно было бы еще как то поверить в эти "загоризонтные " сказки если бы РЛС была хотя бы метрового диапазона, но для сантиметровой РЛС эти сказки сказками и остаются.
                  И рассчитаны эти сказки на таких знатоков, как Вы. Вы уж извините старого с его "устаревшими" знаниями в области систем ПВО, в том числе в области радиолокационных средтв этих систем. Кстати,
                  Я не советую Вам изучать матчасть, как советуете мне Вы и Вам подобные спецы. Да и вряд ли и Вы и они имеете допуск к реальным ТТХ этой самой матчасти. Но ознакомиться с основами теории радиолокации Ширмана, Сколника и других известных специалистов в области радиолокации и Вам, и им точно не помешало бы. Или теория радиолокации тоже уже устарела и кто то изобрел что то новенькое?
                  Теперь о чудо ракетах вроде 40Н6 и СМ-6. Думается что мнение Ваше сформировано теми же источниками, откуда Вы взяли данные про РЛС "Минерал-М". Во первых эти ракеты никак к гиперзвуковым отнести нельзя. 3М это сверхзвук, но никак не гиперзвук. Во Вторых и в той и в дугой ракете АРГСН используются на комечном участке траектории, при этом цель должна иметь достаточную ЭПР (вроде самолетов ДРЛО и У) чтобы АРГСН ее обнаружила и взяла на сопровождение (а против самолетов с использованием технологии стелс ей трудновато будет и по причине слабенько0й бортовой РЛС ракеты и по причине ограниченной вычислительной мощности бортовой ЦВМ этой ракеты) или быть излучающей вроде тех же самолетов ДРЛО и У.
                  Можно, в принципе, создать ЗУР и с супер дупер РЛС, и с супер дупер бортовой ЦВМ, но такая ЗУР будет поистине золотой, а на ее разработку уйдет уйма времени.
                  И последнее. Мне по своей прошлой работе приходилось иметь дело с ЗРК С 300 и общаться с разработчиками С300 из НПО Алмаз. Так что кое какую матчасть я знаю достаточно глубоко и считаю что каких то приципиальных отличий между С300 и его клонами (С350, С400 и С500), кроме усовершенствованных ЗУР, нет.
                  Да, этим ЗРК можно придавать по мере необходимост дополнительные РЛС и другие тех средства, которых ранее в штатной структуре ЗРК С300 не было, но это уже не столько технические сколько организационные мероприятия, которые к тому же
                  серьезно увеличивают стоимость ЗРК и сложность их т6ехнического обслуживания при сомнительном увеличении их эффективности и снижении мобильности, Оценку подобных систем по критерию эффективность/стоимость тоже пока никто не отменял.
                  1. 0
                    30 апреля 2019 13:48
                    gregor6549, что вы пишите - просто некрасиво.И снова вы показали свою полную безграмотность в радиолокации!
                    Читайте внимательно про "Минерал-М", а также про наземный вариант - "Монолит-Б". И не надо пытаться вывернуться.
                    А я бы вам посоветовал выучить основы радиолокации, ознакомиться с трудами
                    Ю. Казаринова, Д. Бартона, Скольника, Маковецкого и др. в области радиолокации. Вы даже не удосужились прочитать про "Минерал-М" и снова попали в просак. Может сможете понять смысл?
                    И согласно ТТД - ракета 40Н6 - достигает скорость 9М, а не 3М, как вы пишите, противном случае вы не собьёте цель на дальности 400 км, за время вашего полета она улетит далеко - вне досягаемости. Ваши измышления по-поводу слабенькой бортовой РЛС просто не выдерживают никакой критики. Дальности обнаружения АРГСН, как у самолёта ДРЛОиУ - 800 км по воздушным целям, не требуется, а значит и не требуется иметь такие параметры - только согласно возможности с развитием технологий и обработки сигналов.
                    В общем у вас одни слова...
          3. 0
            29 апреля 2020 22:15
            Вы где статью по SM-6 видели? на русском?
            Насчет загоризонтности SM-6(в смысле поражения низколетящих целей за пределами радиогоризонта) я понял иное, для ее успешности необходим Ф-35 в качестве выносного поста управления так сказать. А как будет наводится 40Н6 по вашему?.
    2. 0
      28 апреля 2019 01:06
      НЕТ проблем- нет РЕШЕНИЙ!!!! wink увы но жизнь из этого состоит!!!! wink
  2. +6
    26 апреля 2019 12:30
    Вполне адекватная статья . Рассмотренны проблемы со всех сторон.
    Сейчас дроны нужно пихать во всё - даже в БТР и в каждое отделение солдат .
    1. 0
      26 апреля 2019 15:51
      Если у вас есть рои дронов самостоятельные то люди будут сильно усложнять их задачи, удорожать в десятки раз стоимость роёв с одними и теми же возможностями боевыми, т.к. потребуется распознавать кто свой. Человек, даже в РФ стоит дорого, сотни штук дронов если считать его стоимость выращавниия и обучения как бойца - это если не пушмясо а боец в снаряжении большие килограммы в золотом эквиваленте. Стоимость всего одного бойца как у роя из примерно 1тыс дронов мелких с нагрузкой 1-2кг с дальностью действия не километры а более 150км каждого. Вот и какой смысл людей пихать там где эффективнее дроны?
      Что будет делать человек с автоматом против дрона безх р/у полноценной системой роевой? Его кокнут быстро т.к. РЭБ это от дистанционок и от "роботов" которые только так называются. Если сеть не на радиосвязи и защищённость чипов приличная, сетки Фарадея с исск землёй и прочее вы даже импульсом можете не вынести дрон со ста метров - достаточной дистанции для применения им по вам бортового оружия. Для "летающих калашей" ценник удет в раз 50-100 больше хотя и они нужны. Как и обязательно РЭБ, т.к. если вы не смогли задавить более дешёвые РЭБом стоимость дронов боевой сети падает в несколько раз для планирующих из пластика от 0,05г золотом возможна цена в миллионных партиях.
  3. +4
    26 апреля 2019 12:36
    Вывод-с БПЛА должны сражаться БПЛА.
  4. +3
    26 апреля 2019 12:50
    ПВО-шники всегда мечтали видеть дальше, четче! Это естественное желание.
    Тут любые средства хороши, если будут эффективные. А если к тому ж оперативные и не дорогие, так тогда только вперёд!
  5. +1
    26 апреля 2019 13:20
    Автор правильно написал, но есть, на мой взгляд, некоторые нюансы.
    1. Возможно, он и сам не обратил внимание, но везде речь идёт об обнаружении целей, а не наведении ракет ЗРК.
    А это далеко не одно и то же.
    Наведение корабельных ЗРК СМ-6 умеют делать, например, Ф-35 и Хокай, и задача эта весьма непростая.
    Особенно для ближних ЗРК с радиокомандным наведением. Например, для Панциря. Чуть проще для ракет с активными ГСН, но тоже не так уж и просто.
    2. У меня, честно говоря, возникли сомнения насчет квадроптеров, способных висеть 36 часов с нагрузкой в виде РЛС. Ничего не утверждаю, но сильно сомневаюсь. Обычно такое время показывают беспилотники самолетного типа с большой площадью крыла, но не вертолеты и квадроптеры.
    3. Висящий дирижабль или квадроптер сильно демаскирует и саму РЛС и как минимум район её расположения. К тому же может быть подвержен влиянию РЭБ.
    4. Нет упоминания о пассивных ртр станциях вроде Кольчуги или Веги- https://ru.wikipedia.org/wiki/Вега_(комплекс_радиотехнической_разведки)
    5. Автор не упомянул о существующей системе обнаружения на кораблях с Иджис- системе Lamps Марк 3, при которой ГАК и РЛС вертолета используется не только в самом вертолете, но и как выносные датчики , сигналы с которых обрабатываются компьютерами Иджиса, что заметно расширяет возможности бортовых ГАК и РЛС вертолета.
    Конечно, борьба ПВО с авиацией- это вечная борьба снаряда и брони.
    Но в данный момент авиация явно впереди....
    1. AVM
      0
      26 апреля 2019 13:43
      Цитата: Avior
      Автор правильно написал, но есть, на мой взгляд, некоторые нюансы.
      1. Возможно, он и сам не обратил внимание, но везде речь идёт об обнаружении целей, а не наведении ракет ЗРК.
      А это далеко не одно и то же.
      Наведение корабельных ЗРК СМ-6 умеют делать, например, Ф-35 и Хокай, и задача эта весьма непростая.


      Обратил, в обязательном порядке. Ещё в предыдущем материале упомянуто, что нет подтверждённой информации о возможности выдачи целеуказания с ДРЛО на ракету с АРГСН. А в этой статье:

      Дело за концерном «Алмаз-Антей», необходимо чтобы аэростаты и дирижабли могли не только предупреждать об угрозе воздушного нападения, но и наводить на выявленные цели зенитные управляемые ракеты (ЗУР), оснащённые активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГСН).


      И далее обязательно упоминается целеуказание, без него овчинка выделки не стоит, только видеть что летят и ничего не делать…

      Цитата: Avior
      Особенно для ближних ЗРК с радиокомандным наведением. Например, для Панциря. Чуть проще для ракет с активными ГСН, но тоже не так уж и просто.


      В первую очередь для ракет с АРГСН. Вроде слухи ходили, что возможно и для Панциря такая ракета будет разрабатываться.

      Для ракет с радиокомандным наведением, для ЗРК малой дальности может быть использован алгоритм «фальшстарт».

      Сейчас как – ракету увидела РЛС обнаружения, передала на захват, летит ракета, поражение.
      Как можно с «загоризонтным» ЦУ – РЛС в воздухе видит цель, недоступную для РЛС сопровождения, рассчитывается точка встречи с учётом времени, необходимого на захват цели РЛС сопровождения, ракета запускается таким образом, чтобы в момент захвата быть максимально близко к цели. По сути мы уменьшим время цикла боевой работы на время полёта ракеты до встречи с целью.

      2. У меня, честно говоря, возникли сомнения насчет квадроптеров, способных висеть 36 часов с нагрузкой в виде РЛС. Ничего не утверждаю, но сильно сомневаюсь. Обычно такое время показывают беспилотники самолетного типа с большой площадью крыла, но не вертолеты и квадроптеры.


      36 часов не провисят, это написано для БПЛА самолётного типа. Для бензинового квадрокоптера заявлено 6 часов, но с грузом 50 кг при максимальной загрузке 250 кг. С другой стороны, у него высота полёта до 3000 м, а здесь ему надо висеть на высоте 200-700 м. И уже обещают максимальную грузоподъёмность поднять до 400 кг.

      Мне больше импонируют электрические квадрокоптеры. Они будут интенсивно развиваться. Здесь конечно много вопросов, какой массы можно получить полотно РЛС, какую мощность надо подводить к двигателям, соответственно масса троса. Если удастся сделать эл. квадрокоптер, способный поднять полотно РЛС (обработка вся на «земле») на 200 м и запитать его кабелем, то висеть он сможет очень долго, пока топлива для генератора хватит.

      Цитата: Avior
      3. Висящий дирижабль или квадроптер сильно демаскирует и саму РЛС и как минимум район её расположения. К тому же может быть подвержен влиянию РЭБ.


      Поэтому я считаю, что их надо ставить на стационарные объекты, позиции которых и так известны. Если ЗРК защищает этот объект, то смена позиции всё равно будет +/- 2-3 км, только чтобы по GPS не накрыли, а аэростат может висеть где висел. Ну или для флота, корабль и так засекут издалека.

      А РЭБ всё может быть подвержено, да и ОЛС его можно дополнить.
    2. +4
      26 апреля 2019 13:55
      Цитата: Avior
      У меня, честно говоря, возникли сомнения насчет квадроптеров, способных висеть 36 часов с нагрузкой в виде РЛС

      Легко, можно даже больше. Если это привязная платформа. С источником питания на земле. На заре "дроностроения" умудрялись на высоту не то что электричество, бензин качать...
  6. +1
    26 апреля 2019 13:28
    Размещать РЛС на аэростате - тяжеловато. Может быть на аэростате разместить только отражательный экран и механизмы управления этим экраном для сканирования. А РЛС оставить на поверхности земли, чтобы луч РЛС отражался от экрана.
  7. +3
    26 апреля 2019 13:34
    Богата фантазия.
    Возможности современных автокранов позволяют поднимать груз массой 9 тонн на высоту до 50 метров, что вполне позволяет разместить на ПМУ аналогичной конструкции РЛС для обнаружения низколетящих целей

    Во первых для кранов есть ограничение по максимальной ветровой нагрузке при работе на высоте с грузом.

    Во вторых кран с грузоподъемностью 9т на высоту 50 м - в стране не выпускается (мы не в Китае живем где есть производители кранов с подобными характеристиками - XCMG, SANY, ZOOLION и пр) у нас берут импортные б/у Либхер и пр.
    1. AVM
      0
      26 апреля 2019 14:07
      Цитата: DimerVladimer
      Богата фантазия.
      Возможности современных автокранов позволяют поднимать груз массой 9 тонн на высоту до 50 метров, что вполне позволяет разместить на ПМУ аналогичной конструкции РЛС для обнаружения низколетящих целей

      Во первых для кранов есть ограничение по максимальной ветровой нагрузке при работе на высоте с грузом.

      Во вторых кран с грузоподъемностью 9т на высоту 50 м - в стране не выпускается (мы не в Китае живем где есть производители кранов с подобными характеристиками - XCMG, SANY, ZOOLION и пр) у нас берут импортные б/у Либхер и пр.


      Кран приведён в качестве примера того, что такая конструкция реализуема.
      Нам не нужна такая масса на такой высоте, вряд ли РЛС весила бы более тонны.
      И вообще они приведены как элемент анализа, чтобы показать, что проку от них мало, что бы потом в комментариях не обосновывать почему не рассмотрены вышки.
    2. 0
      27 апреля 2019 14:58
      Вышка это хорошо, но годится только для стационара.
      Подъем / спуск с вышки (25 м вроде) антенны С-300 производиться минимум за 1 час.
      При этом краны не нужны.
      На кафедре рассказывали, что один раз подняли с помощью крана пост на вышку с доп секцией (45 метров). Время несколько часов и куча гемороя . Пришлось брать кран, которых в Питере было тогда несколько штук.
  8. +2
    26 апреля 2019 13:47
    Это хорошо, что взялись за аэростаты и дирижабли дальнего обнаружения.
    Но стоит проработать и следующий шаг: размещение на дирижаблях ракет. Тем самым можно получить сверхмобильные ЗРК для проблемных регионов (Арктика).
  9. +2
    26 апреля 2019 14:00
    Как показывает жизнь, например в Афгане и на БВ, гораздо важнее не дальность обнаружения, а засвет необозреваемых складок рельефа.
    1. AVM
      +1
      26 апреля 2019 14:08
      Цитата: Peter S
      Как показывает жизнь, например в Афгане и на БВ, гораздо важнее не дальность обнаружения, а засвет необозреваемых складок рельефа.


      Это всё как раз взаимосвязано. Выше платформа размещения РЛС - меньше влияет рельеф.
      1. 0
        26 апреля 2019 15:10
        Точно? Ну-ка научи меня за угол заглядывать.
        1. AVM
          0
          26 апреля 2019 15:12
          Цитата: Peter S
          Точно? Ну-ка научи меня за угол заглядывать.


          Угол чего? Крылатая ракета за девятиэтажку спрячется?
          1. 0
            29 апреля 2019 10:55
            Ты далек от ПВО, поэтому лучше молчи. Будешь казаться умнек.
            1. AVM
              0
              29 апреля 2019 10:58
              Цитата: Peter S
              Ты далек от ПВО, поэтому лучше молчи. Будешь казаться умнек.


              "Тыкать" и затыкать рот будешь кому нибудь другому, сначала сам напиши что-то умное.
              1. 0
                29 апреля 2019 11:04
                Я тебя учить не собираюсь. Мозгов это тебе уже не прибавит.
                1. AVM
                  0
                  29 апреля 2019 11:06
                  У самого то видать мозгов с избытком, только ума в них нет, как и элементарной вежливости.
                  1. 0
                    29 апреля 2019 11:30
                    Я с хамами всегда очень груб! Тебе автор привел классические таблицы, а тебе все как об стенку горохом - городишь чушь и разбрасываешь по интернету. Препятствие всего 50 метров прикрывает от РЛС расположенной на 10 км на дальности до 412км! Не лезь во взрослые разговоры, недорос еще.
                    1. AVM
                      0
                      29 апреля 2019 11:32
                      Я и есть автор
                      1. 0
                        29 апреля 2019 11:34
                        Таблицы не твои. А если привел, так думай как использовать
                      2. AVM
                        0
                        29 апреля 2019 11:35
                        Да неужели не мои? А я сидел высчитывал...
                      3. 0
                        29 апреля 2019 11:40
                        Точно, я нашел учебник, посмотрел. Тут ты тоже нахомутал - кроме кривизны земли в расчет берется и форма лепестка.
  10. +1
    26 апреля 2019 15:21
    Ну наконец-то ! Наконец-то "кто-то" поддержал(хотя,может быть,и косвенно) мою точку зрения ! Я давно и неоднократно "выражался",что наземные средства ПВО во многом устарели ! И требуется осуществить ряд конструктивных мер по приближению средств ПВО к необходимому боевому состоянию,соответствующему современным реалиям и органично вписывающемуся в эти реалии ! Не ПМУ, не аэростаты...,а "электрические" платформы-коптеры с тросом-кабелем-носители радиолокационного оборудования-вот решение проблемы . Необходимо рассматривать варианты размещения,как приёмопередатчиков РЛС с антенной системой ,так и только АФАР с усилителем мощности ... Заодно, и компоненты оптико-локационной станции "там будут " ! Не исключено,что на "привязных" платформах-коптерах целесообразно разместить и малокалиберные ракеты-перехватчики,защищающие комплексы ПВО. Интересные перспективы открываются ,в следствии массового внедрения воздушных платформ с ЯЭУ (база-"Буревестник" ) : ДРЛО , ретрансляторы, и,даже, носители вооружения ПВО. Не исключается и применение коптеров с "тепловыми" двигателями ,если будет решена проблема удобной подачи топлива по "шлангу" на "привязной" коптер. При возможности,обеспечить способность коптеру на некоторое время "парить" и перемещаться на некоторое расстояние "в сторону" в случае "обрыва" троса-кабеля/троса-шланга (аккумуляторы, мини-бак...).
    1. +3
      26 апреля 2019 20:30
      Я всецело "за", и тоже писал посты на эту тему.
      Радары пора поднимать в воздух на БПЛА с кабелем питания и связи.
    2. 0
      29 апреля 2019 11:06
      Наверняка трос-шланг реалистичнее, чем кабель. Идея неплоха, и не нужны сверхвысоты и сверхдальности. Главное - это дешевизна и компактность, что-бы можно было каждую морщинку засветить.
  11. 0
    26 апреля 2019 19:23
    Вроде все просто и логично...и точно также максимально неприменимо в наших реалиях.
    Самая сваремнная аппаратура ДРЛО едва в ил76 влезает(судя по всему, еще и с перегрузом), а вы фантазируете о размещении квадрокоптерах или очэиечественных БЛА самолетного типа, которые пока что могут только летать(и то с трудом, и не всегда).
    Из наиболее рациональных средств повышения эффективности наземных средств ПВО остается лишь аэростат (не зря эту базу для себя уже выбрали американцы и евреи).
    В качестве "вышки" не обязательно рассматривать кран, сейчас появились и дешевые быстросборные пластиковые ферменные конструкции высотой в сотню метров, этого также вполне хватит для ЗРК малой и средней дальности.
    Также не стоит забывать старую как мир концепцию дешевых разнесенных приемопередающих антенн.
    1. 0
      27 апреля 2019 02:43
      Охо-хо-хо...ДРЛО -они всякие бывають ! Как говорится ...есть Федот,а есть и Федот,который не тот wink Ведь "настоящие" ДРЛО имеют много"лишнего" оборудования ...(лишнего для ,например,для ЗРК средней дальности...).И к тому же ,упомянув "ДРЛО на коптере", я "погорячился"...имел в виду "одно",а для краткости написал другое... А по поводу "ферменные конструкции высотой в сотню метров...
      концепцию дешевых разнесенных приемопередающих антенн..."...А что ? Разве об этом или подобном(!) не было известно технарям ? Но где же они ? Вот и выходит,что и ваше предложение неприменимо в наших реалиях И если выбирать варианты: загромождать фуры фермами или разместить в фуре коптер,то скорее всего, оптимальнее окажется коптер.Что же касаемо аэростатов...не будем пока говорить о "парусности" сих "изделий",о их габаритах(заметности)...Как вы собираетесь "надувать/сдувать" энти еростаты ? Вот надо "мухой" свернуться и покинуть прежнею позицию ! Шо с баллоном делать ? "Сдувать" ? Можно ! Но сикоко времени это займёт ? Ну, по сравнению с ПМУ ,али "ферменными конструкциями",может быть,и сойдёт,а по сравнению с коптером-вряд ли... Идём далее...А чем и как вы собираетесь заполнять еростат ?Гелием али водородом ? И как собираетесь перевозить "энто" ? Сколько транспорту понадобится для газку ? Можно наполнять "выхлопными газами",но... газогенератор...время заполнения и...чтоб "светилась горячая колбаса" ? Ну конечно ! Можно возмущённо заговорить о "современных теплоотражающих материалах"...но насколько они увеличат вес,стоимость "баллона" ? Примерно схожее можно сказать и о горячем воздухе (монгольфьер)...
  12. +2
    26 апреля 2019 20:28
    "Концепт британского корабля Dreadnought 2050 с БПЛА, соединённого с кораблём
    тросом из углеродных нанотрубок и сверхпроводящим кабелем с
    криогенным охлаждением"////
    -----
    Концепт совершенно правильный. Но воплотить его непросто.
    Можно сделать полу-аэростат-полу-квадрокоптер. Питание по электрокабелю
    от корабельной силовой установки.
    АФАР на таком БПЛА будет иметь обзор в десятки раз больший, чем
    с корабельной надстройки-башни.
    Систему лучше продублировать : один радар в воздухе, второй - на профилактическом
    обслуживании или в резерве.
  13. -3
    26 апреля 2019 20:39
    Воздушное базирование радаров ПВО/ПРО для России требуется только в военное время или при ведении экспедиционных операций. В мирное время более эффективно использование ЗГРЛС "Контейнер" с дальностью обнаружения воздушных целей 3000 км и мертвой зоной в 1000 км (на это расстояние ЗГРЛС относится в глубь территории страны).

    Аэростат как радарная платформа не подойдет - он легко будет сбит противником в первую очередь как крупная неподвижная цель. Геликоптер тоже не подойдет - вес современного радара с всеракурсной АФАР составляет несколько сот кг.

    Остается БПЛА самолетного типа грузоподъемностью порядка 1000 кг. Высота барражирования - 10 км, радиогоризонт - 400 км. Сам радар должен быть оснащен аппаратно-программным обеспечением, формирующим провалы диаграммы направленности на источники помех и обеспечивающим режим обратно синтезированной апертуры антенны для разделения групповой цели на отдельные летательные аппараты и отделения истинных целей от ложных по их геометрическим размерам.

    И никаких спутниковых каналов передачи радарных данных - только через БПЛА-ретранслятор на наземный пункт управления или напрямую на этот пункт при соответствующем районе барражирования БПЛА-радара.

    P.S. В случае наличия в составе средств ПВО "Панцирей" с зенитными ракетами "Гвоздь" малой дальности (работающими по авиационным боеприпасам) в количестве 96 единиц на каждом ЗРК дальность обнаружения воздушных целей наземными радарами будет вполне достаточна.
  14. 0
    27 апреля 2019 11:10
    Цитата: Оператор
    .....
    Остается БПЛА самолетного типа грузоподъемностью порядка 1000 кг. Высота барражирования - 10 км, радиогоризонт - 400 км. Сам радар должен быть оснащен аппаратно-программным обеспечением, формирующим провалы диаграммы направленности на источники помех и обеспечивающим режим обратно синтезированной апертуры антенны для разделения групповой цели на отдельные летательные аппараты и отделения истинных целей от ложных по их геометрическим размерам.

    P.S. В случае наличия в составе средств ПВО "Панцирей" с зенитными ракетами "Гвоздь" малой дальности (работающими по авиационным боеприпасам) в количестве 96 единиц на каждом ЗРК дальность обнаружения воздушных целей наземными радарами будет вполне достаточна.

    .... хорошо бы, конечно, чтобы осталось хоть.. Одно. Но, к сожалению, и его таки не остается.
    Ведь, во-первых, при атаке СВН, применяющих поголовно активные помехи, прикрытой массированным применением тех же, слегка перепиленных под самоходные контейнеры РЭБ, ..45-килограммовых MALD - ов, ... при провалах ДНА РЛС ЗРК, нахлобученной на БПЛА, по азимутам и углам места поголовных поставщиков активных помех (СВН-ов и MALD-ов),... экраны операторов РЛС ЗРК будут девственно чисты. Так может РЛС, с тем же успехом, просто не включать на излучение?..).
    Во-вторых , - "гвозди", аж 96 штук, - при атаке нескольких штук Ф-15, с собственными активными помехами и пятидесяти таких же РЭБ-MALD-ов " в одной шеренге " (практически на одной дальности в разных высотных эшелонах) количества гвоздей хватит, не хватит времени на их (супостатов) поголовное уничтожение, ввиду незначительной канальности Панциря по цели.
    Где-то так..... да и как, вообще, стрелять по постановщику активной помехи из Панциря или С-400 не имея всех стрельбовых данных по дальности до цели?? Это Большой теоретический вопрос, метод "трехточки" тут "не стреляет", ведь, нонешняя ЗУР не на ЖРД, на РДТТ и бОльшую часть траектории проходит по баллистической кривой..
  15. Цитата: gregor6549
    АФАР не всегда обязательна. В ряде случаев можно ограничиться установкой на аэростате или другой летающей платформе отражающего полотна а сканер оставить внизу. Грузоподьемность аэростата тоже палка о двух концах. Чем больше грузоподьемность аэростата, тем больше его габариты, отражающая поверхность и заметность для РЛС противника. Кроме того при установке ооборудования РЛС на замле или на транспортных средствах упрощается ее тех обслуживание, в том числе оперативная замена ее неисправных модулей исправными из ЗИПа. А когда это все на аэростате, представьте сколько времени и сил нужно будет затратить на такую замену. А так наверху одно зеркало/полотно антенны не требующее особого ТО.

    ***
    1. Пассивный отражатель имеет большие размеры и парусность. Его наличие будет ослаблять сигнал передачи и приема значительно, следовательно, будет требовать больших мощностей передачи, большего усиления сигналов приема, больших энергозатрат потребления.
    2. В связи с парусностью, шириной пучка излучения и ориентацией целей по азимуту и высоте эта, как минимум тройственная (аэростат, наземный ПУ. цель), система будет , вероятно, плохо координирована.
    3.Может, больше подойдет активный ретранслятор на аэростате с ДУ антенными устройствами, позволяющим пространственную ориентацию всех компонентов системы, ибо ретранслятор имеет меньшие размеры антенных устройств, чем пассивные отражатели, а энергетические затраты на ретрансляцию, потери сигналов передачи и приема на участке ретранслятор - ПУ будут минимальны;
    4. Мой брат в Афгане использовал пассивные отражатели при организации РР связи в горах, но они были стационарно закреплены и строго ориентированы.
    5. Из своего опыта работы РРС с ВзПУ ГК ВВС: Р-409 мощностью 40 Вт позволяла держать связи с наземной РРС Р-409 на ВзПУ ГК ВВС ( высота полета 10 км) на расстоянии до 320 км.
    6. Полагаю, что средняя мощность передатчика РЛС ДРЛО может составить несколько киловатт.
    7. Исходя из 5 и 6 , Вопросы,
    7.1. С какого расстояния сама РЛС ДРЛО расположенная на аэростате будет обнаружена средствами ДРЛО противника?
    7.2. Не явится ли она значительно преждевременным демаскирующим признаком наличия средств ПВО в районе?
    7.3. Не явится ли она чрезвычайно уязвимым компонентом ПВО в 1-ю очередь и ее смысл будет нивелирован заблаговременно?
    ЗЫ Когда я играю в шахматы, я забываю думать как противник, я думаю за себя, а противник думает за себя....это влечет проигрыш.. (Сериал "ДУМАТЬ КАК ПРЕСТУПНИК"...)
    1. AVM
      0
      30 апреля 2019 12:49
      Цитата: Подполковник ВВС СССРФ в запасе

      7.1. С какого расстояния сама РЛС ДРЛО расположенная на аэростате будет обнаружена средствами ДРЛО противника?
      7.2. Не явится ли она значительно преждевременным демаскирующим признаком наличия средств ПВО в районе?


      На 7.1 я не отвечу, да и не уверен что кто-то точно ответит, поскольку надо знать какой тип РЛС и какой мощности на аэростате, какая чувствительность у средств РТР противника, или РЛС самолёта ДРЛО

      по 7.2 - я считаю, что аэростат оптимален для стационарных объектов, которые противнику и так известны, типа шахт МБР. Они в глубине страны, важно не дать их уничтожить обезаруживающим ударом, одним из средств которого могут быть низколетящие КР.

      Цитата: Подполковник ВВС СССРФ в запасе
      7.3. Не явится ли она чрезвычайно уязвимым компонентом ПВО в 1-ю очередь и ее смысл будет нивелирован заблаговременно?


      Аэростаты - смотря насколько далеко они от границы, какие-то смогут сразу уничтожить, а до каких то надо ещё добраться. Они беспилотные, не такая критичная потеря, и разумеется их надо защищать, тем-же ПВО, в рамках которого они функционируют, авиацией. И они должны действовать не одни - пилотируемые самолёты ДРЛО в составе авиагрупп, БПЛА ДРЛО большой продолжительности полёта, РЛС на квадрокоптерах с питанием по кабелю.
      1. Абсолютно согласен, что в мирное время и для разведки, и для приграничных объектов, и для глубинных объектов подходит, а так же для дешевых ложных имитаторов целей, с цель уменьшения ударов по реальным обектам. А в в военное время их будет видно так далеко, что .... Самолеты ДРЛО хоть дислокацию меняют.
  16. 0
    2 мая 2019 15:31
    Ответ был ещё в 1992г. Термоплан АЛА-40 на 40тонн полезного груза и разработка АЛА-2000 как уже поняли на 2000тонн полезного груза.

    было разработанно и давно уже есть, как всегда "руки ни у кого не доходят" пока гос заказ непойдёт от самого В.В.Путина. К стаи по мойму нормальный Мужик но не всё его окружение вызывает доверия, он не сам всем рулит, не успивает.

    https://m.youtube.com/watch?v=cLEllRn0euo
    с 30минут смотрите о термоплане, а лучше просмотреть полностью всё.