Saab JAS-39 Gripen против МиГ-29: отказ от социалистического наследства ради интеграции в НАТО

30
ПВО Чехословакии. Незадолго до распада «социалистического лагеря» в страны Восточной Европы, находившиеся в сфере влияния Советского Союза, начались поставки истребителей 4 поколения МиГ-29.

Планировалось, что этот двухдвигательный фронтовой истребитель к концу 1990-х годов заменит в ВВС стран Варшавского договора лёгкие однодвигательные МиГ-21. В то же время МиГ-29А выгодно отличался от МиГ-23МФ/МЛ, в основном ориентированных на атаки ракетами средней дальности, простотой пилотирования, манёвренностью и меньшими трудозатратами при подготовке к боевому вылету. Поставляемые союзникам по Варшавскому договору истребители экспортной модификации МиГ-29А(9-12А) существенно превосходили по своим боевым и эксплуатационным характеристикам все строевые истребители советского производства, поставленные до этого. В ближнем воздушном бою МиГ-29 в 1980-1990-е годы благодаря высокой манёвренности и тяговооруженности имел преимущество над всеми истребителями НАТО. Кроме того, Fulcrum был для своего времени оснащён достаточно совершенным БРЭО и нес шесть ракет ближнего боя Р-60МК и Р-73 с дальностью пуска 10-30 км. Встроенное вооружение – 30-мм пушка ГШ-301. Для борьбы с воздушным противником вне прямой видимости в состав боевой нагрузки могли входить две ракеты средней дальности Р-27Р с полуактивной радиолокационной ГСН, способные поражать воздушные цели на дальности 60 км, что в свою очередь позволяло выполнять задачи по перехвату фронтовых и стратегических бомбардировщиков на дальних подступах от защищаемых объектов. БРЛС Н019, установленная на экспортном истребителе МиГ-29А, способна обнаруживать цель типа «истребитель» на дальности до 85 км. Оптико-локационная система в условиях хорошей видимости фиксирует цели в ИК-диапазоне на дальности до 35 км. Информация о целях выводится на лобовое стекло.



Боевой самолёт с максимальной взлётной массой 18480 кг мог находиться в воздухе более двух часов и развивать на большой высоте скорость 2450 км/ч. Этого было вполне достаточно, чтобы контролировать воздушное пространство такой страны, как Чехословакия.

Истребители МиГ-29 в Чехословакии



Первый двухместный учебно-боевой МиГ-29УБ модификации 9-51 прибыл на авиабазу Жатек в апреле 1989 года. Всего Чехословакия приобрела 18 одноместных истребителя и 2 учебно-боевых спарки.

Saab JAS-39 Gripen против МиГ-29: отказ от социалистического наследства ради интеграции в НАТО

МиГ-29УБ ВВС Чехословакии


МиГ-29 поступили на вооружение 1-го истребительного авиационного полка, который дислоцировался Жатеце на северо-западе Чехии, но позже они были передислоцированы в Ческе-Будеевице на юге Чехии, где ими вооружили 11-й истребительный авиационный полк. В сентябре 1989 года эта авиационная часть была признана боеготовой. С самого начала чехословацкие одноместные и двухместные МиГ-29 несли маловысотный камуфляж, что было обусловлено спецификой центрально европейского театра военных действий.

Раздел МиГ-29 после распада Чехословакии



В конце 1989 года в результате «Бархатной революции» в стране произошел мирный демонтаж коммунистической системы, и Чехословацкая Социалистическая Республика в марте 1990 года стала именоваться Чехословацкой Федеративной Республикой. Уже в июне 1990 года новый министр обороны ЧФР объявил, что республика отказывается от дальнейших закупок боевых самолётов в СССР. Вслед за «Бархатной революцией» последовал «Бархатный развод», в результате которого 1 января 1993 года единая республика разделилась на Чехию и Словакию. Согласно договору, истребительный парк должен был быть поделен между Чехией и Словакией в пропорции 3:1.


Истребители МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29, состоявшие на вооружении ВВС Чехословакии в 1992 году


Однако власти Словакии отказались от причитающихся им истребителей МиГ-23МФ/МЛ. В результате чехословацкие МиГ-29А были разделены между ВВС вновь образованных независимых государств в пропорции 50/50: десять – Чехии, десять – Словакии.

Служба истребителей МиГ-29 в ВВС Чехии



В первые годы после «Бархатного развода» истребители МиГ-29 в Чехии использовались достаточно интенсивно. Так, с 17 по 23 июня 1994 года на авиабазе Ческе-Будеевице и с 16 по 20 октября 1995 года в на авиабазе Часлав проходили совместные французско-чешские маневры, в которых участвовали французские истребители Mirage F1 и Mirage 2000 и чешские МиГ-23МФ и МиГ-29А. Также МиГ-29А отрабатывали боевое применение на французском полигоне, расположенном рядом с городком Мон-де-Марсан. В начале 1990-х командование ВВС западных стран было глубоко заинтересовано в детальном изучении возможностей современных истребителей советского производства. Свой интерес эксперты из США и ФРГ удовлетворили, проведя тестовые воздушные схватки с МиГ-29А, принадлежавшими ВВС ГДР, а французы тренировались на самолётах 4-го поколения ВВС Чехии.


В совместном полете истребители МиГ-23МФ, Mirage F1.B, Mirage 2000RDI и МиГ-29А


В ходе совместного маневрирования выяснилось, что МиГ-29 безоговорочно превосходит Mirage F1. Результат ближнего воздушного боя между МиГ-29 и Mirage 2000 во многом зависел от квалификации пилотов. Хотя с французской стороны участвовали пилоты, имевшие гораздо больший годовой налёт, они признали, что избавиться от МиГа, который сел «Миражу» на хвост и находится от него в 500-800 метрах, почти невозможно. В то время лётчики-истребители ВВС Чехословакии летали не более 50 часов в год, а французы, участвовавшие в учениях, имели более 200 часов годового налёта. Для фиксации результатов учебных схваток на МиГах использовались фотокинопулемёты, на «Миражах» — видеокамеры. Самолёт, подвергшийся условной атаке, при помощи аппаратуры, сигнализировавшей о радиолокационном облучении, фиксировал дальность и азимут собственного обнаружения, и захват радиолокатором атакующего истребителя. Если «Миражи» летали налегке, то на МиГ-29А подвешивались имитаторы ракет малой дальности УЗР-73 с учебно-записывающим регистратором, специально разработанные для отработки приёмов маневренного воздушного боя с использованием УР ближнего боя Р-73.



Уже в начале 1990-х ВВС Чехии столкнулись с нехваткой финансирования. Негативную роль в поддержании МиГ-29 в боеготовом состоянии сыграл дефицит запасных частей и расходных материалов, образовавшийся после прекращения военно-технического сотрудничества с Россией. В марте 1994 года в результате пожара была потеряна единственная спарка МиГ-29УБ и пилотов для одноместных МиГ-29А стало не на чем готовить. Во второй половине 1994 года полёты МиГ-29 в Чехии были прекращены, а в 1995 году 9 оставшихся истребителей были переданы Польше в обмен на вертолёты W-3 Sokół. До сих пор не понятно, чем руководствовалось Министерство обороны Чешской Республики, принимая решение обменять вполне современные на тот момент истребители на усовершенствованные копии советских Ми-2.

Лёгкие боевые самолёты L-59 и L-159



Двухместный учебно-боевой самолёт L-59 является дальнейшим вариантом развития широко распространенного в ВВС ОВД Aero L-39ZА Albatros и первоначально именовался L-39MS. Его прототип совершил первый полет 30 сентября 1986 года. Однако распад «Восточного блока» привёл к тому, что крупных заказов на него не последовало. С целью повышения тяговооруженности самолёта, в 1995 году компания «Аэро-Водоходы» заказала 70 тайваньско-американских двигателей AIDC F124-GA-100 тягой 2860 кгс. общей стоимостью $100 млн. ТРДДФ F124-GA-100 является бесфорсажной модификацией двигателя TFE1042-70, устанавливаемого на истребителях Ching-Kuo ВВС Китайской республики. Этот двигатель сочетал в себе как приемлемые характеристики, так и подходящие габариты. Его установка потребовала минимальной доработки конструкции самолета. На наружных узлах можно было повесить боевую нагрузку массой до 1500 кг. Для борьбы с воздушными целями могла использоваться 23-мм двухствольная пушка ГШ-23Л с 150 патронами, 2 УР К-13 или Р-60. Максимальная взлётная масса самолёта достигла 7000 кг. Практическая дальность полёта – 1500 км. Максимальная скорость – 875 км/ч.

Однако, несмотря на более мощный двигатель и американскую авионику, самолёт большого распространения не получил. Всего было построено 70 самолётов L-59. Из них 60 поставлено в Египет и Тунис. Попытка использовать L-59 в роли лёгкого истребителя была откровенно неудачной. Самолёт, пригодный на роль лёгкого штурмовика, не мог противостоять в воздушном бою устаревшим истребителям 3 поколения, не говоря о более современных машинах. Даже для успешного перехвата дозвуковых самолётов, летящих на малой высоте, требовался истребитель с более мощным двигателем. 5 июня 1999 года на авиационном шоу SIAD-1999 в Братиславе состоялся первый публичный показ лёгкого одноместного боевого самолёта L-159А ALCA (Advanced Light Combat Aircraft – одноместный лёгкий боевой самолёт). Целью создания данного самолёта была оптимизация боевых возможностей «Альбатроса» в роли штурмовика и лёгкого дозвукового истребителя.


L-159А ВВС Чехии


Более мощный двигатель F124 Garret и сокращение экипажа до одного человека позволили существенно повысить лётные данные по сравнению с базовым L-39. Носовой радиопрозрачный обтекатель стал значительно длиннее и шире. Под ним размещалась подвижная эллиптическая антенна РЛС Grifo (первоначально эта cтанция разрабатывалась по программе модернизации истребителей F-5E ВВС Сингапура). Максимальная скорость самолёта увеличилась до 936 км/ч. На семи узлах подвески можно разместить боевую нагрузку массой 2340 кг. Резервы веса, образовавшиеся после ликвидации второй кабины, были направлены на бронирование кабины и позволили увеличить запас топлива и, как следствие, боевой радиус. Благодаря улучшенному прицельно-навигационному комплексу появилась возможность применения корректируемых бомб, ракет «воздух-земля» AGM-65 Maverick и ракет воздушного боя AIM-9 Sidewinder.

Первая серийная машина поступила на вооружение чешских ВВС 20 октября 1999 года. Эксплуатация строевых машин не выявила неожиданностей. Для летчиков новый самолет был в целом подобен хорошо знакомому L-39, а использование компьютерной диагностики бортовых систем облегчило жизнь техникам. L-159 неоднократно принимали участие в различных авиашоу и учениях НАТО. При длительных перелётах проявился врожденный недостаток самолета — отсутствие системы дозаправки в воздухе, из-за чего летчикам L-159 не планировали миссии длительностью более двух часов. Наличие БРЛС и возросшая скорость позволили расширить возможности L-159 в роли маловысотного перехватчика. При выполнении задач ПВО L-159 вполне пригоден для перехвата легкомоторных самолётов и борьбы с боевыми вертолётами. Манёвренные характеристики и состав вооружения позволяют надеяться на удачу в оборонительном воздушном бою с полноценными истребителями. Но при всех достоинствах, стоимость для лёгкого дозвукового боевого самолёта, несмотря на возросшие боевые характеристики, оказалась чрезмерной, что обусловлено широким использованием дорогостоящих импортных комплектующих, двигателя и электроники западного производства. В 2010 году фирма изготовитель просила за него $12 млн. С учётом того, что в начале 2000-х в мире на вторичном рынке имелось большое количество недорогих учебно-боевых самолётов, построенных в середине-конце 80-х и находящихся в хорошем состоянии, то потенциальные небогатые покупатели предпочитали именно их. Производство одноместных L-159 завершилось в 2003 году после постройки 72 самолётов. Для небольшой Чехии такое количество лёгких истребителей оказалось избыточным, а иностранных покупателей на них сразу не нашлось. В итоге около 50 построенных L-159 оказались невостребованными, и самолёты отправились «на хранение». Чехи неоднократно безуспешно демонстрировали их представителям латиноамериканских, африканских и азиатских стран. Несколько самолётов купили американские частные авиационные компании, занимающиеся предоставлением услуг в рамках мероприятий по боевой подготовке и тренировки ВВС и ВМС США. В 2014 году удалось заключить соглашение с Ираком на поставку 12 L-159. Сейчас в ВВС Чешской республики самолётами L-159 оснащена одна эскадрилья.

Несмотря на определённый потенциал, считать L-159 полноценным истребителем конечно нельзя. По всей видимости, в Праге при отказе от МиГ-29 полагали, что после вступления страны в НАТО, Чехии реактивные истребители не потребуются, и можно будет сэкономить на оборонных расходах и обойтись лёгкими дозвуковыми L-159 собственного производства. Но в штаб-квартире блока посчитали желание чехов избежать расходов на содержание парка истребителей необоснованным, и на руководство страны было оказано давление с целью приобретения современных боевых самолётов.

Истребители Saab JAS-39 Gripen в ВВС Чехии



В числе возможных претендентов рассматривались американские F-16C/D и F/A-18E/F, французский Dassault Rafale и «европейский» Eurofighter Typhoon. В июне 2004 года ВВС Чехии заключили контракт с Швецией на 10 летнюю аренду 14 истребителей Saab JAS 39 Gripen. Сумма контракта составила 19,6 млрд крон (около $1 млрд), впоследствии договор аренды был продлён. Экспортный заказ был выполнен за счёт ранее построенных машин, предназначавшихся для шведских ВВС. Первые шесть самолетов JAS-39С поступили 18 апреля 2005 года, следующие шесть JAS-39C – в августе 2005 года. Два двухместных JAS-39D пригнаны на авиабазу Часлав в начале сентября 2005 года. Самолеты полностью соответствуют стандартам НАТО. Освоение JAS-39C/D позволило окончательно отказаться от эксплуатации устаревших МиГ-21МФ.


Истребитель JAS-39C ВВС Чехии


Истребитель JAS-39C Gripen (Batch 3) имеет максимальную взлётную массу 14000 кг. При этом он способен нести боевую нагрузку весом 5300 кг. Максимальная скорость на большой высоте — 2200 км/ч. Боевой радиус — 800 км. Шведский истребитель оснащён импульсно-доплеровской БРЛС PS-0/5 Ericsson, имеет усовершенствованное кабинное оборудование, нашлемную систему целеуказания, убирающуюся штангу дозаправки в воздухе. В состав стандартного комплекта вооружения истребителя входит 27-мм встроенная пушка Mauser BK27 с боекомплектом 120 патронов и две управляемые ракеты малой дальности класса «воздух-воздух» Rb74IR (шведский вариант AIM-9L Sidewinder), размещаемых на законцовках крыла. В общей сложности «Грипен» способен нести 6 ракет ближнего боя Rb74IR или Rb 98 (IRIS-T). На четырёх узлах подвески можно подвесить ракеты «воздух-воздух» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения Rb.99 (AIM-120 AMRAAM) или Meteor.

Боевой потенциал истребительной авиации ВВС Чехии



В данный момент в составе 211-й тактической эскадрильи ВВС Чехии имеется 14 «Грипенов» (12 JAS-39C и 2 JAS-39D). Для действий против маловысотных целей могут использоваться 16 L-159А 212-й тактической эскадрильи. По меркам мирного времени, трёх десятков JAS-39C/D и L-159A 211-й и 212-й эскадрилий, приписанных к авиабазе Часлав, считается вполне достаточно для контроля воздушного пространства, патрулирования и пресечения вторжения самолётов-нарушителей. Впрочем, полёты чешских JAS-39C/D не ограничивается своей территорией. В рамках «полицейского воздушного патрулирования» истребители ВВС Чехии в 2009 и 2013 годах развёртывались на литовской авиабазе Шауляй. В качестве резервных мест базирования двух чешских истребительных эскадрилий могут быть использованы 4 авиабазы, где имеется соответствующая инфраструктура.

Давая оценку нынешнему состоянию ВВС Чешской Республики, можно констатировать, что потенциал боевой авиации, несмотря на оснащение, достаточно современными истребителями шведского производства по сравнению с началом 1990-х снизился в несколько раз, и сейчас чешские истребительные эскадрильи фактически играют декоративно-демонстрационную роль.

Истребительная авиация Словакии после «Бархатного развода»



Власти Словакии отнеслись к социалистическому наследству более бережно. В 1993 году во вновь образованные воздушные силы вошли 229 летательных аппаратов. Для перехвата и завоевания господства в воздухе могли использоваться 36 МиГ-21МФ, 11 МиГ-21УМ, 9 МиГ-29А и 1 МиГ-29УБ. После разделения Чехии и Словакии при формировании национальных вооруженных сил словацкие истребители, зенитно-ракетные войска и радиотехнические подразделения были объединены в 3-е командование (корпус) ВВС и ПВО.


МиГ-21МФ ВВС Словакии


В декабре 1993 года была достигнута договорённость о поставке в счёт российского долга 12 одноместных МиГ-29 и 2 «спарок» МиГ-29УБ. В 1995 году впервые в истории ВВС Словакии истребители МиГ-21МФ и МиГ-29А 31-го авиакрыла, развёрнутые на авиабазе Слиач, приняли участие в стрельбах на польском полигоне Устка. При этом производились пуски ракет К-13 и Р-60. В качестве мишеней использовались 250 кг осветительные авиабомбы, зависшие на парашюте.

Служба МиГ-29 в ВВС Словакии



Такой стране как Словакия содержание в условиях снижения международной напряженности значительного авиационного парка летательных аппаратов военного назначения оказалось очень обременительным. Недостаточное финансирование привело к тому, что в 1999 году в летном состоянии удавалось поддерживать всего три МиГ-29. Основной причиной постановки словацких «Фулкрумов» на прикол стала нехватка расходных материалов и запасных частей. В этих условиях боеготовность имевшихся МиГ-21МФ, чей возраст на тот момент превысил 20 лет, оказалась даже выше. Для этих «ветеранов холодной войны» в достаточном количестве были накоплены расходники и запасные двигатели. В случае острой необходимости была возможность договориться о ремонте МиГ-21 в Чехии. Однако ввиду дефицита авиационного керосина даже боеготовые самолёты оказались прикованы к земле, и годовой налёт словацких лётчиков истребителей составлял 15-20 часов. В конце 1990-х ситуация в Словакии очень сильно напоминало ту, что сложилась в военно-воздушных силах России.

В то время на фоне переговоров о вступлении в НАТО в Братиславе всерьёз задумывались о том, чтобы вообще отказаться от истребительной авиации, тем более, что в начале 21-го века в словацких ВВС наблюдался всплеск аварийности, во многом обусловленный низкой квалификацией пилотов. Наиболее громким лётным происшествием стала катастрофа, случившаяся 7 ноября 2002 года, когда в ходе ночного полёта столкнулись два МиГ-29А. Один пилот успешно катапультировался, а другой погиб. В 2003 году словацкие ВВС испытывали острый дефицит истребителей, способных подняться в воздух на перехват нарушителей государственной границы. По причине плохого технического состояния и выработки ресурса основных агрегатов, в воздух могли подняться несколько МиГ-29, а все МиГ-21 в целях экономии были сняты с вооружения. К тому моменту стало ясно, что для сохранения имеющегося истребительного парка оставшиеся МиГ-29 нуждаются в восстановительном ремонте и модернизации. В противном случае все словацкие МиГи были бы списаны к 2020 году.

Модернизация словацких МиГ-29



Первые сообщения о намерении Братиславы модернизировать имеющиеся МиГ-29 появились в 2002 году. 24 ноября 2004 года Словакия подписала контракт с РСК «МиГ» на модернизацию десяти МиГ-29А и двух МиГ-29УБ. Этим контрактом был создан прецедент в сотрудничестве России и западных компаний в области модернизации самолетов российского производства, стоящих на вооружении страны, входящей в НАТО. Общая стоимость программы модернизации составила $74,2 млн., из этой суммы российская сторона получала $43 млн. Модернизация МиГ-29 и продление срока их службы проводились на авиаремонтном заводе в Тренчине, который обслуживает весь самолетный парк словацких ВВС. Работы были завершены в конце 2007 года. Первый модернизированный МиГ-29AS (бортовой номер 6728) поднялся в воздух с аэродрома Тренчин 1 декабря 2005 года.



По данным РСК "МиГ", ВВС Словакии при условии должного обслуживания смогут эксплуатировать МиГ-29АS до 2030 года. Не модернизированные самолёты, выработавшие ресурс, были поставлены на хранение. В 2008 году словацкие истребители получили «цифровой» камуфляж.



Поскольку МиГ-29АS должны были соответствовать стандартам НАТО и ИКАО, радиооборудование, системы навигации, а также аппаратура госопознавания словацких истребителей были заменены на западные образцы. Большую часть работ, связанных с заменой БРЭО, выполнил словацкий авиационно-технический центр. МиГ-29АS оснастили американскими радиостанциями Rockwell Collins AN/ARC-210(V). Так как передатчик радиостанции имеет характерную антенну, установленную сверху фюзеляжа позади кабины пилота, модернизированные истребители можно отличить по этому признаку. Другим оборудованием производства компании Rockwell Collins стала тактическая навигационная система AN/ARN-153(V), а также комплексная радионавигационная система аэронавигационного оборудования для воздушного судна AN/ARN-147(V). Британский концерн BAE Systems поставил цифровую систему госопознавания AN/APX-113 Mk. XII (V). В кабине пилота были смонтированы четыре ЖК-монитора российского производства, два многофункциональных индикатора МФИ-54 и контрольная панель ПУ-29. В рамках программы модернизации устаревший тренажер ЛТВ-29 доработан до уровня ЛТВ-29М, что позволило отразить в его работе установку на самолеты нового оборудования. Также модернизированные истребители получили новые системы цифровой графики и улучшенные карты, которые покрывали большую площадь поверхности. Вместо стрелочных приборов, градуированных в метрической системе, установлены приборы, отображающие мили, футы и фунты. Заявлено, что модернизированные МиГ-29АS ВВС Словакии удовлетворяют требованиям ИКАО и способны без ограничений участвовать в операциях НАТО. Система госопознавания даёт возможность классифицировать цели, не обращаясь к наземным диспетчерским центрам. Ввод в состав бортового оборудования навигационных приемников и многофункционального индикатора позволяет отображать навигационно-плановую обстановку с привязкой к текущему положению самолета.

Современное состояние истребительного парка ВВС Словакии и перспективы развития



Модернизированные МиГ-29AS ВВС Словакии активно летали до 2017 года и неоднократно участвовали в совместных учениях воздушных сил НАТО. Однако, бюджетные ограничения и необходимость проведения текущего ремонта сказались на коэффициенте технической готовности истребителей. Согласно информации, опубликованной в словацких СМИ, в данный момент из 12 МиГ-29AS/ UBS в боеготовом состоянии находится 5-6 самолётов, и на их содержание уходит более половины бюджета ВВС. В качестве временной меры в 2014 году с РСК "МиГ" было заключено соглашение по пятилетней программе технического обслуживания и ремонта МиГ-29. По имеющейся информации переговоры о проведении капитального ремонта имеющихся МиГов закончились безрезультатно. По всей видимости, дальнейшая эксплуатация МиГ-29 оказалась под угрозой из-за антироссийской позиции словацкого руководства. Вместо капитального ремонта истребителей российского производства словаки предпочли приобрести новые истребители. Первоначально Братислава склонялась к аренде шведских JAS-39 Gripen. Однако из-за юридических разногласий со шведами, руководство Словакии обратилось к США. 4 апреля 2018 года Министерство иностранных дел США и Агентство по оборонной безопасности одобрили продажу 14 лёгких истребителей F-16V Block 70/72. В настоящее время это самые продвинутые версии F-16. На истребителях данных модификаций установлено БРЭО, используемое на F-35 Lightning II и F-22 Raptor. Согласно планам, военно-воздушные силы Словакии получат первый самолет в последнем квартале 2022 года, а все истребители поставят заказчику к концу 2023 года. Всего ВВС получат 12 одноместных F-16V Block 70и два двухместных истребителя F-16V Block 72. Самолеты полностью совместимы с системами НАТО и оснащаются современным оборудованием.

Как сообщил министр обороны страны Петер Гайдош, Братислава предпочла американские истребители вместо шведских JAS-39, так как они более современные и технологически совершенней. Кроме того, военно-техническое сотрудничество с США для Словакии является более предпочтительным по политическим мотивам. Премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини, подчеркивая важность подписанных контрактов, озвучил стоимость контракта: более €1,6 млрд. Соглашение также предусматривает комплексное обучение 22 пилотов и 160 технических специалистов, двухлетнюю логистическую поддержку с момента начала эксплуатации самолетов в Словакии. Закупка американских истребителей названа одним из свидетельств приверженности Словакии выполнению своих обязательств перед НАТО по увеличению расходов на оборону до 2% ВВП.

В то же время Словакия в случае отказа от соглашения по продлению эксплуатации МиГ-29 до начала поставок F-16V рискует остаться вообще без истребителей, так как срок действия нынешнего соглашения истекает осенью 2019 года. Согласно последней информации, Министерство обороны Словакии всё же намерено продлить контракт с Россией. В зависимости от запрошенных услуг стоимость нового соглашения с РСК "МиГ" варьируется от €20 до 50 млн.


МиГ-29 UBS и L-39CM


В данный момент в распоряжении ВВС Словакии имеется три авиабазы. Но все боеготовые словацкие истребители Тактического крыла имени генерал-майора Отто Смика базируются на авиабазе Слиач, в центральной части страны.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-29 на авиабазе Слиач


Помимо 10 МиГ-29AS и 2 МиГ-29UBS, в составе авиакрыла имеется 5 учебно-боевых L-39CM и 2 L-39ZAM, которые также могут привлекаться для перехвата маловысотных и низкоскоростных воздушных целей. В последние несколько лет ежегодный налёт словацких летчиков составляет около 90 часов (стандартами НАТО предусматривается от 120 до 180 часов). Согласно взглядам командования ВВС Словакии для эффективной охраны воздушного пространства и выполнения обязательств в рамках НАТО, в строю должно находиться не менее 15 современных истребителей. К 2030 году Словакия намерена потратить на модернизацию вооруженных сил около €,6,5 млрд., примерно половина этих средств пойдёт на обновление военно-воздушных сил и систем противовоздушной обороны.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    12 мая 2019
    Как всегда очень информативно и интересно. Спасибо Серега! drinks
    1. Присоединяюсь к комментарию. Жду продолжения.
    2. +6
      12 мая 2019
      Цитата: Ингвар 72
      Как всегда очень информативно и интересно. Спасибо Серега!

      Игорь, приветствую! Спасибо за добрые слова. drinks Давненько не прересекались, времени ни на что не хватает. request Следующая "серия" будет про зенитки.
    3. +4
      12 мая 2019
      hi
      Цитата: Ингвар 72
      Как всегда очень информативно и интересно.

      Поддерживаю!
      До сих пор не понятно решение обменять вполне современные на тот момент истребители на усовершенствованные копии советских Ми-2.
      Автор: Линник Сергей

      На охоту летать сподручней...
      1. +7
        12 мая 2019
        Цитата: Mister X
        На охоту летать сподручней...

        Не, это только российские губернаторы на краснокнижных горных баранов с вертолётов охотятся. В Чехии вертолёты W-3 Sokół используются в поисково-спасательной службе и в качестве связных.
        1. +2
          12 мая 2019
          Цитата: Bongo
          В Чехии вертолёты W-3 Sokół используются в поисково-спасательной службе и в качестве связных.

          Стало быть по прямому назначению.
          1. +2
            12 мая 2019
            Содержательная и наполненная деталями статья-интересное чтиво. Сергей, спасибо. К сожалению, не могу с вами согласиться по поводу упоминания w-3 в качестве усовершенствованных копий ми-2. Да, w-3 разрабатывался с оглядкой на производящйся в Польше ми-2, но едва ли вертолет с вдвое большей массой, четырехлопастным нв большего диаметра и более высокой грузоподъемностью можно назвать пусть и усовершенствованной,но копией. W-3 создавался на заводе в Свиднике еще при социалистическом строе польскими специалистами при участии окб миля и омкб, и по праву может считаться этапной машиной для становления польского вертолетостроения. Машина шла как замена отслуживающим ми-4 (и вписывалась в принятую концепцию авиапроизводства стран ОВД, где за Польшей было легкое вертолетостроение, а вместе с w-3 сфера их компетенции распространялась и на среднее), но известный катастрофический развал не только фактически погубил всю программу w-3, но и в итоге привел к тому, что завод в Свиднике был куплен фирмой АгустаВестланд (ныне-Леонардо) и занимается производством вертолетов западных конструкций. Вот так политические интриги и заигрывания могут оказывать влияние на развитие технической мысли , и ,как конструктор, я сожалею о судьбе этой машины. А усовершенствованной копией ми-2 можно было бы назвать вертолет Kania, но у него судьба еще удручающее.
  2. -14
    12 мая 2019
    На таких "проститутках" даже деньги зарабатывать западло.В случае войны - нам легче. А по уровню жизни нам до них далеко.
    1. +12
      12 мая 2019
      Какой-то глупый коментарий.
      1. +11
        12 мая 2019
        Последнее время таких "диванных военов" с высоким уровнем турбопатриотизма на сайте все больше.
        В комментариях они "воюют" до зеленых соплей, беспощадно разя врагов в перерывах между приемами манной каши и сменой памперсов.
    2. 0
      13 мая 2019
      да ладно, так уж и далеко.
  3. +1
    12 мая 2019
    Спасибо, интересно.
  4. 0
    12 мая 2019
    Они находятся в глубине Европы. Крупных ВВС все рано не будет (с любым истребителем) . Взять за основу Л-159 и модернизировать для поражения наземных целей и воздушных и для обмена данными с НАТОвскими ВВС и радарами ....Дешево и сердито и все нужные для Чехов и Словаков функции они выполнят.
  5. -4
    12 мая 2019
    Вот уж воистину -за дурной головой и ногам худо! Влезли в нато, рассобачились с Россией -теперь будут летать на самолетах, чьё обслуживание им станет непомерной ношей, и, их со временем поставят по тихому в ангары пылится. ..
    1. +5
      12 мая 2019
      Содержание F16 скорей всего дешевле МИГ 29. И сервисное обслуживание качественней.
    2. +3
      12 мая 2019
      теперь будут летать на самолетах, чьё обслуживание им станет непомерной ношей,


      Миг 29 к сожаленью в разы дороже на обслуживание. 9-12А что стоят на вооружении и у нас, первое уже старые как кости мамонта а у F16V ресурс двигла 12 000 часов. Для маленьких стран как Словакия, Болгария, Чехия - самое то. Береш дюжину и закрываеш потребности страны и можеш летать с етим ресурсом хоть как гражданский перевозчик laughing
      1. +3
        12 мая 2019
        F100 и F100 не имеют назначенного ресурса, они эксплуатируются по техсостоянию. Для выражения остатка ресурса используется параметр TAC (для F100 достигает 6000-8000), варьирующийся в широких пределах (1 час может быть равен и 1, и 10 TAC) в зависимости от интенсивности эксплуатации. На практике, даже в ВВС Национальной гвардии США лишь отдельные двигатели после нескольких капитальных ремонтов и замен модулей доживают до 8000 часов, средний показатель в 1,5-2 раза меньше.
        1. +1
          12 мая 2019
          TAC, или иначе в одном случае имееш одно двигло вместо двух laughing И как не измеряй все равно ресурс больше чем у РД 33.
  6. +3
    12 мая 2019
    Для чехии Gripen хороший выбор современный лфи с нормальным брэо,link 16 и одним двигателем,обслужевание и цена приемлемые.Так что это лучше чем те древние модификации мигов.
    1. ...если войны не будет, модно и на Ан-2 им летать.
      1. 0
        13 мая 2019
        А когда война была, Чехи сильно летали или воевали?! Мирно трудились на благо Рейха!
  7. -2
    12 мая 2019
    Венгры предпочли СААБ. А МИГ-29 (модернизированный) лучше Ф-16.
    1. +2
      12 мая 2019
      Летчики летавшие на немецких МИГ 29 и американских F 16 говорят по другому.
      1. -1
        12 мая 2019
        Поговорку "Дело было не в бабине, кое-кто сидел в кабине" напоминать не нужно? Тогда подкину ещё одну, от первого начфиза полка. "В умелых руках и карандаш - дубина"©
    2. +3
      12 мая 2019
      Что значит "лучше"? У каждого эксплуатанта свои критерии. Например, разумная достаточность за минимальную цену. От ВВС маленьких государство по большому счёту ничего не зависит. Им важно соответствовать определённым требованиям НАТО.
    3. +3
      12 мая 2019
      МИГ-29 (модернизированный) лучше Ф-16.


      Наверное лучше радар, или вооружение, или РЕБ или ресурс двигла или авионика и кокпит? Нет... ето не лучше. Понял - шасси лучше. Еврика. laughing
  8. 0
    12 мая 2019
    При выполнении задач ПВО L-159 вполне пригоден для перехвата легкомоторных самолётов и борьбы с боевыми вертолётами.
    Фраза напомнила анекдот про эстонскую гончую, пригодную для охоты на улиток и раненых черепах.
  9. +3
    13 мая 2019
    Спасибо,очень интересно.
  10. +4
    13 мая 2019
    Цитата: Bongo
    Цитата: Ингвар 72
    Как всегда очень информативно и интересно. Спасибо Серега!

    Игорь, приветствую! Спасибо за добрые слова. drinks Давненько не прересекались, времени ни на что не хватает. request Следующая "серия" будет про зенитки.

    Спасибо за статью Сергей не бросайте работу только таким как вы и еще небольшому числу авторов, Военное обозрение еще можно читать!
  11. 0
    3 июня 2019
    МиГ-29 очень дорогой в обслуживании самолёт.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»