Опыт битвы при Ялу. Броня против снарядов

Битва при Ялу. В двух прошлых материалах мы подробно рассказали о численности и технических характеристика японских и китайских кораблей, встретившихся в битве при Ялу. Сегодня рассказ пойдет уже о самом сражении.



Гибель китайского крейсера. Японская литография (Справа ошибочно изображен крейсер «Мацусима»). Художник Сюко Накамура. (Британская библиотека, Лондон)


Утро 17 сентября 1894 года. Лёгкий восточный ветерок…


К месту сражения японские корабли подошли утром 17 сентября 1894 года. Их дымы были замечены китайцами, стоявшими в устье реки Ялу. Тут же была объявлена боевая тревога на китайских кораблях. Команды тут же начали готовить их к бою и поднимать пары. Из труб китайских кораблей повалил дым, он становился все гуще и поднимался все выше и через полтора часа его в свою очередь увидели и японцы. Они взяли курс на север, тогда как китайцы в свою очередь двинулись на юг и таким образом столкновение двух эскадр стало неизбежным. Китайские корабли перед боем были перекрашены в «невидимый серый» цвет. Японские оставались ярко-белыми. В своем интервью «Сенчури» шедший на китайском флагмане в качестве его капитана американец Филон Нортон Мак-Джиффин впоследствии сообщал, что погода была «великолепной, легкий восточный ветерок едва рябил поверхность». Но имеются и такие свидетельства, что восточный ветер был довольно свежим, небо было пасмурно, а волнение – весьма сильным. То есть если уж мнения о погоде различаются настолько сильно, то… что можно говорить обо всем остальном? Даже к тем, кто участвовал в этом сражении, вполне подходит выражение «врет, как очевидец!»


«Большой желтый флаг»


По мнению Мак-Джиффина, китайские корабли хорошо вооружены и защищены, а артиллеристы успели за лето отлично попрактиковаться. По его мнению, японцы были столь же доблестны, но возможно они слишком многое поставили на карту и этим отличались от китайцев. Уничтожение японского флота привело бы к уничтожению небольшой японской армии в Корее, поскольку она была бы отрезана от подвоза подкреплений и припасов. Именно поэтому японцам требовалось победить любой ценой.


Сегодня броненосец «Динъюань» (флагман адмирала Дин Жучана) является популярным в Китае кораблем-музеем. Причем, построенным заново от киля и до верхушек мачт.


Приготовления перед боем. Китайцы


Как уже отмечалось, китайские корабли некоторым образом были «модернизированы» перед боем. На броненосцах были сняты броневые колпаки башен главного калибра, но броневые прикрытия 6-дюймовых орудий, носовые и кормовые, были сохранены, поскольку предохраняли людей не столько от вражеских снарядов, сколько от ударной волны и газов собственных 12-дюймовых орудий. Боковые крылья мостика были отрезаны; все поручни и веревочные лестницы сняты всюду, где только возможно. Койки экипажа были использованы в качестве «брони» для скорострельных орудий, а внутри надстройки уложены мешки с песком на высоту четырех футов. Внутри этого ограждения прямо на палубе хранилось несколько десятков 100-фунтовых выстрелов и снарядов для 6-дюймовых пушек, чтобы обеспечить их быстрое обслуживание. Большую часть стекла из иллюминаторов вынули и отправили на берег. Уголь, насыпанный в мешки, также был использован для защиты, где только возможно. И надо сказать, что эта защита при помощи угольных мешков и мешков с песком сослужила китайцам добрую службу, поскольку после боя в них нашли несколько неразорвавшихся снарядов и осколков.


Вот так впечатляюще выглядят его орудия главного калибра.



А вот это бортовой торпедный аппарат.


Сильные и слабые стороны


Следует подчеркнуть еще и то важное обстоятельство (оно было подробно рассмотрено в двух предыдущих материалах), что, хотя эскадры и состояли из примерно равного количества кораблей, они сильно отличались во всем остальном. Японцы имели в своем составе единообразные бронепалубные крейсера так называемого «эльзвикского типа», которые имели высокую скорость хода и многочисленную среднекалиберную артиллерию. Четыре самых быстроходных крейсера японцами были выделены в особый «Летучий отряд», который мог действовать отдельно от более тихоходных кораблей, тогда как китайцам приходилось ориентироваться на скорость их самого тихоходного корабля. В то же время главным преимуществом китайской эскадры было то, что в нее входили два больших броненосца, более крупные и лучше защищенные, чем любой из японских. В то же время все прочие китайские крейсера по водоизмещению были меньше, чем японские. Китайские броненосцы имели по четыре 12-дюймовых орудия, а крейсера — от одного 10-дюймового до трех 8-дюймовых орудий, но вот в отношении среднекалиберных орудий их число ограничивалось всего лишь одним-двумя. Следует учитывать и существенную разницу в типах снарядов: японские орудия стреляли осколочно-фугасными снарядами, многие из которых, особенно на новых кораблях, имели заряды из мелинита, тогда как китайские были в основном бронебойными. Правда, адмирал Дин потребовал поставить ему фугасные снаряды, и они частично были поставлены, но в таком мизерном количестве, что составляли не более четверти от всего боезапаса на обоих китайских броненосцах. Что же касается такой важной составляющей, как «боевой дух», то он у экипажей на обеих эскадрах был очень высоким, что подтверждается свидетельствами с обеих сторон.

Опыт битвы при Ялу. Броня против снарядов

Фирма «Бронко» выпускает модель броненосца «Динъюань» в масштабе 1:350.


Флаги, песок и пожарные шланги


С 8 утра на китайских кораблях развевались флаги обычного размера, но теперь на флагмане был поднят огромный желтый национальный флаг. Флаг адмирала на флагмане тоже был заменен на больший по размерам. Тотчас подобную замену произвели на каждом китайском корабле, а японцы последовали их примеру. Теперь навстречу друг другу двигались двадцать два корабля, сверкающие свежей краской и с весело развевающимися флагами на мачтах. Но так красиво все было снаружи. Внутри все было готово к бою. На китайских кораблях темнокожие мужчины с повязками на головах и рукавами, закатанными до локтей, лежали на палубах под прикрытием мешков с песком, держа в руках картузы с порохом, чтобы обеспечивать их быструю подачу к орудиям. Было решено, что заряды не следует где-либо складывать, чтобы случайный снаряд не вызвал бы их воспламенения. Поэтому их передавали по цепочке их рук в руки. Чтобы ноги этих подавальщиков не скользили, палубы посыпали песком. Пожарные шланги были заранее раскатаны и наполнены водой, чтобы в случае пожара не тратить на это драгоценное время.


Модель бронепалубного крейсера «Цзиньюань» фирмы «Бронко» в масштабе 1:350.



А это от него коробка…


Клин против линии


Бэйянский флот двигался на юг со скоростью примерно 7 узлов. При этом его построение имело форму полумесяца или клина, обращенного в сторону противника. В самом центре находились броненосцы «Динъюань» (флагман адмирала Дин Жучана) и «Чжэньюань». На их флангах, прикрывая броненосцы, находились броненосные и бронепалубные крейсера, а слабейшие и устаревшие корабли замыкали построение, как слева, так и справа.


«Цзиньюань» фото тех лет.


Все японские корабли шли строем кильватерной колонны и имели скорость 10 узлов. Первым шел «Летучий отряд» под командованием контр-адмирала Кодзо Цубои, в состав которого входили наиболее быстроходные японские крейсеры «Ёсино», «Такачихо», «Нанива» (его командиром был будущий прославленный адмирал Х. Того), и «Акицусима». За ними шли основные силы, которыми командовал вице-адмирал Сукэюки Ито: крейсера «Мацусима» (его флагманский корабль), «Чиода», «Ицукусима» и «Хасидатэ». В арьергарде находились такие слабые и устаревшие корабли, как «Фусо» (малый казематный броненосец), броненосный корвет «Хиэй», канонерская лодка «Акаги» и штабное судно «Сайкё-мару». Когда в 12 часов адмирал Ито наконец-то обнаружил китайские корабли в пределах прямой видимости, он тут же приказал своей эскадре иметь ход в 14 узлов. На кораблях «Летучего отряда» развили, однако, 16-узловой ход, поэтому он начал понемногу уходить вперед от своих главных сил. А в ходе боя адмирал Цубои действовал уже совершенно самостоятельно.


Японский крейсер «Мацусима». Раскрашенное фото 1905 года.


Сражение начинается!


Далее МакДжиффин в своем интервью сообщает, что его лейтенант на дальномере постоянно объявлял дальность, после чего на мачте каждый раз поднимали небольшой сигнальный флаг. Сообщения следовали одно за другим: «Шесть тысяч метров!», «Пять тысяч восемьсот», «шестьсот», «пятьсот!» Наконец последовала дистанция: «пять тысяч четыреста!» И тут от борта китайского флагмана отделилось огромное облако белого дыма. Снаряд подбросил в воздух белопенный столб воды, лишь чуть не долетев до крейсера «Ёсино», и бой начался. Было ровно 12:20 часов дня, хотя есть данные, что первый выстрел с китайской стороны прозвучал в 12:50.


На борту «Мацусимы». Художник Кобаяси, Киётика. (Британская библиотека, Лондон)


Причем, поскольку башенные орудия «Динъюаня» стреляли прямо по курсу ударной волной, которая при этом обрушилась на мостик, были контужены сразу несколько офицеров, включая и самого адмирала Дина. Какое-то время он приходил в себя, а эскадрой командовал капитан Лю Бучан. В час дня наконец-то открыли огонь и японцы. При этом ушедший вперед «Летучий отряд» адмирала Цубои, а потом и главные силы адмирала Ито, начали обходить китайские корабли с запада. При этом от огня японских крейсеров, стрелявших фугасными снарядами, сильнее всего пострадали такие безбронные корабли, как «Чаоюн» и «Янвэй», находившиеся на правом фланге. На обоих судах вспыхнули пожары, и они направились в сторону берега.


«Дзиньюань» ведет огонь по японским кораблям. Рисунок на стр. 99 из английского иллюстрированного издания 1895 года «Морские сражения девятнадцатого века в иллюстрациях». Том 2. (Британская библиотека, Лондон)


Отважный «Хиэй»


В свою очередь китайский центр также сделал поворот на юго-запад и оказался в хвосте японской эскадры прямо напротив тихоходных кораблей ее арьергарда, которые от главных сил адмирала Ито немного отстали. Китайские броненосцы сначала сблизились с корветом «Хиэй» и дали по нему несколько выстрелов из своих крупнокалиберных орудий, а затем выпустили по нему торпеды. Правда, торпеды китайцев в него не попали, но зато цели достигли 12-дюймовые снаряды, в результате чего «Хиэй» получил несколько тяжелых повреждений. Спастись от неминуемой гибели он смог лишь только совершив смелый маневр. Он резко повернул навстречу фронту китайских кораблей и… прошел между ними! При этом, оказавшись на траверзе броненосцев, он получил еще два попадания 12-дюймовыми снарядами практически в упор. Китайцы были уверены, что японский корабль обречен и затонет обязательно, но команда «Хиэй» сумела спасти свой корабль и вывести его из боя.


Японский крейсер обстреливает китайский корабль. Художник Кобаяси Киётика. (Британская библиотека, Лондон)


Счастливчики «Акаги» и «Сайкё-мару»


Канонеркой лодке «Акаги» тоже досталось, когда ее атаковал броненосный крейсер «Лайюань». На судне были сбиты мачта и труба, погиб ее командир, и также множество матросов было убито и ранено. Но и ее экипаж своим ответным огнем сумел поразить китайский корабль. На «Лайюане» начался пожар, и крейсер вынужден был прекратить преследование поврежденной канонерки. Штабной пароход «Сайкё-мару», на котором находился вице-адмирал Сукэнори Кабаяма, прибывший сюда для инспекции, шедший концевым, подвергся поочередному обстрелу со всех китайских кораблей, только чудом не отправивших его на дно. Два китайских крейсера начали его преследовать и тогда адмирал Ито, чтобы спасти «Сайкё-мару», направил ему на помощь «Летучий отряд» адмирала Цубои, поэтому добить поврежденный пароход китайцам так и не удалось.


Художник Кобаяси Киётика. Эпизод битвы при Ялу. (Британская библиотека, Лондон)


Неудачники «Янвэй» и Цзиюань»


Между тем главные силы японской эскадры продолжали вести обстрел китайских кораблей, взяв их в дугу, в то время как те маневрировали самым беспорядочным образом и лишь мешали друг другу. Видя это, англичанин-инструктор У. Тайлер обратился к капитану Лю Бучаню с предложением: отдать приказ своим отойти назад так, чтобы они перестали мешать броненосцам стрелять по противнику. Но рекомендация оказалась невыполнимой, так как марс на грот-мачте у флагманского броненосца «Динъюаня» был уничтожен японским снарядом и передать флажный сигнал было нельзя. В возникшей неразберихе командир крейсера «Цзиюань» решил бежать с поля боя. При этом он в дыму умудрился протаранить и потопить потерявший ход крейсер «Янвэй». При этом «Цзиюань» не остановился и не стал спасать тонущих, а постарался развить максимально возможный ход и начал уходить в сторону Люйшуня. За ним последовал и крейсер «Гуанцзя». Вот так китайская эскадра в дополнение ко всем своим прочим потерям лишилась сразу двух, хотя и не слишком-то ценных боевых кораблей.


«Янвэй» в доке Ньюкастля, 1881 год.


«Бежавшему нет прощения»


«Гуанцзя», впрочем, это бегство ничуть не помогло. Ночью корабль налетел вблизи берега на скалы, и команда, чтобы он не достался врагу, взорвала свой корабль. Что касается командира «Цзиюаня» Фан Боцяня, то он был привлечен к суду за малодушное и преступное бегство с места сражения. Правда, в его защиту выступил немец-инструктор Гофман, находившийся на борту его корабля, который на суде показал, что выход из боя был вполне оправдан.

По его словам, произошло следующее: «Капитан Фонг на «Цзиюане» сражался храбро и умело. Мы потеряли убитыми семь или восемь человек, но продолжали стрелять так быстро, как только могли. Так продолжалось до 2-3 часов пополудни, когда наш корабль получил страшные повреждения, и мы должны были покинуть сражение. Наше кормовое 15-сантиметровое крупповское орудие было подбито, а у двух передних орудий были уничтожены механизмы заряжания, так что стрелять из них было нельзя, и корабль во всех отношениях сделался бесполезным. Тогда капитан Фонг решил покинуть сражение и постараться достичь Порт-Артура, чтобы перевооружиться…


«Лейтенант-коммандер Сакамото на борту крейсера «Акаги» храбро ведет огонь по врагу!» Патриотическая картина Кобаяси Киётика. Эпизод битвы при Ялу. (Британская библиотека, Лондон)


На пути в порт мы имели столкновение с другим кораблем, который затонул… Вода хлынула в корпус «Цзиюань» целым потоком, но мы закрыли передние водонепроницаемые переборки и благополучно продолжили путь.

Я не думаю, чтобы обвинение в трусости, возводимое на капитана Фонга, является справедливым; он сражался до тех пор, пока корабль не сделался непригодным для боя. К тому же дым был настолько густым, что нельзя было хорошо знать того, что происходит на собственном корабле».

Мак-Джиффин показал, что повреждения, которые получил «Цзиюань», ограничивались лишь кормовым орудием, которое подбили уже во время его бегства. По его словам, он видел уходящий «Цзиюань» с палубы броненосца «Чжэньюань» в 2.45, тогда как сражение началось в 12.20. То есть корабль под командованием капитана Фон Боцяня пробыл в бою не более двух часов.


Орудийный расчет на борту японского корабля. Художник Кобаяси Киётика. Эпизод битвы при Ялу. (Британская библиотека, Лондон)


Осмотр «Цзиюаня» показал, он получил 70 попаданий японских снарядов, но несмотря на это в его экипаже было всего лишь 5 человек убито и 14 ранено. То есть он очень даже неплохо противостоял огню японской артиллерии, но так как его собственные пушки вышли из строя, то капитан Фан в принципе имел право выйти из боя, и благодаря этому спас от гибели и свой корабль, и вверенных ему людей. Тем более, что два куда более сильных китайских крейсера в этом бою погибли.

Тем не менее, военный трибунал не нашел для Фан Боцяня смягчающих вину обстоятельств, и, после того, как приговор утвердил император, он был казнен в Люйшуне 24 сентября 1894 г.


«Цзиюань». Фото тех лет.


Бой продолжается…


Между тем ожесточенное сражение продолжалось. В то время как китайские крейсера вели перестрелку с «Летучим отрядом», броненосцы «Динъюань» и «Чжэньюань» направились за главной японской эскадрой. Тем временем с севера к китайцам подошли броненосный крейсер «Пинъюань», минный крейсер «Гуанбин» и миноносцы «Фулун» и «Цзои», задержавшиеся с выходом в море. Возникло положение, при котором японская эскадра могла оказаться поставленной в два огня. Но адмирал Ито все же успел достаточно безболезненно проскользнуть между китайскими кораблями. Лишь только его флагман «Мацусима», оказавшийся слишком уж близко от крейсера «Пинъюань», был поражен его тяжелым 10-дюймовым бронебойным снарядом. Но к счастью для японцев, он не взорвался, хотя и повредил торпедный аппарат, уже готовый к выстрелу, и цистерну с маслом.

Повреждения и потери японской стороны


К 2 часам дня наконец-то сказалось превосходство японцев в скорости хода. Им удалось отрезать броненосцы Бэйянской эскадры от крейсеров и обстреливать их, совершая вокруг циркуляцию. В то же время многое в ходе боя пошло совсем не так, как планировали японские адмиралы. Например, очень тяжелые повреждения получил японский флагман крейсер «Мацусима». С начала боя с китайскими броненосцами в него попали два 305-мм снаряда с броненосца «Чжэньюань», которые повредили его 320-мм орудие. В конце боя в него попало еще два 305-мм снаряда с этого же корабля, угодившие в левый борт на уровне его жилой палубы. По счастью, один из них, так и не взорвавшись, пронизал оба борта и затем упал в море. А вот второй ударился о броневой щит 120-мм орудия, находившегося на батарейной палубе, и привел к детонации сложенных возле орудий боеприпасов. Страшной силы взрыв повредил сразу две палубы и вызвал сильный пожар. Батарейная палуба от взрыва прогнулась вниз, а две верхние —выгнулись вверх. 28 человек погибло и 68 получили ранения, а из десяти 120-мм орудий, находившихся на этой палубе, четыре вышли из строя полностью. Непосредственно над крюйт-камерой начался пожар. Причем броня над ней от взрыва треснула, да так, что унтер-офицер и матрос, находившиеся там, видели сквозь трещины. Возникла реальная угроза пожара и взрыва корабля. Однако японские моряки не растерялись. Они забили эти трещины своей одеждой и этим не допустили распространения огня, пожара и взрыва боезапаса. Что касается повреждений от малокалиберных снарядов, то ими были нанесены повреждения палубе, мачте, шлюпкам, а также во многих местах пробита дымовая труба. Но самым обидным для японцев было то, что из своей 320-мм пушки они успели выстрелить всего лишь четыре раза, и все четыре безрезультатно, а потом китайцы ее подбили.


Главный калибр «Цзиньюаня». Снимок сделан уже во время его службы в японском флоте.


Крейсер «Ицукусима» за все сражение из своего 320-мм орудия сделал всего пять выстрелов (четыре по флагманскому броненосцу «Динъюань» и один по «Чжэньюань») и все мимо цели, а само орудие вышло из строя. И хотя в этот крейсер попал только один снаряд крупного калибра, а остальные семь принадлежали среднекалиберной артиллерии, людские потери на нем составили 14 человек убитыми и 17 ранеными. Третий корабль этого типа, «Хасидатэ», на который перенес свой флаг вице-адмирала Ито Сукэюки после повреждения «Мацусимы», также сделал всего лишь четыре выстрела своим главным калибром и тоже ни разу не попал.

Этот корабль получил одиннадцать попаданий вражескими снарядами. Три снарядами калибра 152-мм и восемь — мелкокалиберными. Людские потери на нем составили трое убитых и девять раненых.


Крейсер «Ицукусима» в доке во время постройки во Франции.


То есть 320-мм орудия японских крейсеров себя совершенно не оправдали, а броневая защита показала себя не с лучшей стороны. Но вот артиллерия среднего калибра, напротив, вела интенсивный, меткий и частый огонь. Впрочем, на его меткости отразилось и то обстоятельство, что место боя заволокло густым дымом, как из труб кораблей, старавшихся поддерживать высокую скорость хода, так и от пожаров, охвативших как китайские, так и японские суда. В результате, находясь в дыму, корабли могли ориентироваться только лишь по мачтам и очень часто стреляли вслепую.

Повреждения и потери китайской стороны


Интересно, что, хотя японские комендоры обрушили на китайские корабли настоящий град снарядов, и броненосцы, и крейсеры китайской эскадры в целом выдерживали его неплохо, так что фатальных повреждений японцы им так и не нанесли. Например, в броненосец «Динъюань» попало 159 снарядов, а в «Чжэньюань» — 220. На китайском флагмане начался пожар в носовой части, оказавшийся таким сильным, что прислуге орудий главного калибра пришлось их покинуть и «Динъюань» в итоге отстреливался только лишь из 6-дюймовки на корме. На «Чжэньюане» тоже вспыхнул пожар, из-за поломки затвора он потерял носовое 6-дюймовое орудие. Было также повреждено и одно из его 12-дюймовых орудий.

Намного тяжелее пришлось небольшим китайским крейсерам, которым пришлось вести неравный бой с кораблями японского «Летучего отряда», намного превосходивших их количеством орудий. Тем не менее китайцы сражались решительно и храбро. Когда на бронепалубном крейсере «Чжиюань» закончились снаряды, его командир Дэн Шичан предпринял попытку таранить флагман адмирала Цубои «Ёсино». Однако он сразу же попал под сосредоточенный огонь со всех японских кораблей и, так и не дойдя до противника, затонул после попадания в носовую часть, где произошел мощный взрыв, возможно от детонировавшей торпеды.

Броненосный крейсер «Цзинъюань», охваченный пожаром, в лучших традициях Лиссы также попытался таранить флагман Цубои, но попал под сосредоточенный огонь с крейсеров «Ёсино» и «Такачихо». Вскоре горящий «Цзинъюань» начал беспорядочно кружиться на месте, видимо, потеряв управление, а потом перевернулся и сразу затонул. На крейсере «Лайюань» возникший пожар продолжался несколько часов, так что на нем даже пришлось затопить погреб боезапаса. Пожар начался и на крейсере «Чингъюань», но на нем команда сумела быстро его потушить.


Художник Киётика Кобаяси. Японские артиллеристы ведут огонь по врагу. (Британский музей, Лондон)


Два китайских миноносца тем временем пошли в атаку на штабное судно «Сайкё-мару», экипаж которого в отдалении от места боя занимался его ремонтом. Пришлось ремонт прекратить и отбиваться от них огнем скорострельных пушек «Гочкиса». Китайцы выпусти по кораблю три торпеды, но… все они прошли мимо! Так что особой роли в бою они не сыграли и занимались главным образом спасением своих моряков с тонувших кораблей. Но само их присутствие было для японцев своего рода сигналом с боем не затягивать, поскольку с приближением ночи угроза торпедной атаки становилась для них все более и более актуальной.

Общие же данные такие:
— китайские корабли, оставшиеся на плаву, получили 754 попадания;
— японские корабли получили всего 134 попадания.

На китайских кораблях, оставшихся на плаву, потери были минимальными — 58 человек убитыми и 108 раненными. Показательно, что основные потери пришлись на экипажи затонувших судов!



Художник Киётика Кобаяси. Японские корабли в битве при Ялу. (Британский музей, Лондон)


Что касается японских кораблей, то здесь данные такие: «Мацусима» — 13 попаданий, 35 убито, 78 ранено, всего 113 человека; «Ицукусима» — 8 попаданий, 13 убито, 18 ранен, всего 31 человек; «Хасидатэ» — 11 попаданий, 3 убито, 10 ранено, 13 человек; «Фусо» — 8 попаданий, 2 убито, 12 ранено, всего 14 человек; «Чиода»: 3 попадания; «Хиэй» — 23 попадания, 19 убито, 37 ранено, всего 56 человек; «Ёсино» — 8 попаданий, 1 убит, 11 ранено, всего 12 человек; «Нанива» — 9 попаданий, 2 ранено; «Акицусима» — 4 попадания, 5 убито, 10 ранено, всего 15 человек; «Такачихо» — 5 попаданий, 1 убит, 2 ранено, всего 3 человека; «Акаги» — 30 попаданий, 11 убито, 17 ранено, всего 28 человек; «Сайкё-мару» — 12 попаданий.

Кто победил?


Сражение продолжалось уже четыре часа, поэтому неудивительно, что на кораблях и китайцев, и японцев начали заканчиваться снаряды. Выстрелы становились все более редкими. А корабли расходились друг от друга все дальше. Наконец в 5.30 после полудня японский адмирал отдал приказ прекратить бой, отозвал свой «Летучий отряд» и начал отход с места сражения. Ну, а Бэйянский флот построился в одну кильватерную колонну и находился вблизи устья Ялу вплоть до сумерек, после чего ушел на свою ремонтную базу в Люйшунь.

То, что японский флот отступил, формально позволяло считать, что победу в этом сражении одержали китайцы. Их эскадра не допустила уничтожения транспортных судов, которые было поручено ей охранять. Но если рассматривать это сражение с точки зрения последствий, победу в ней одержали японцы. Они потеряли меньше 300 человек убитых и раненых, тогда как у китайцев только лишь погибших было более 650. Кроме того, Бэйянская эскадра лишилась сразу пяти крейсеров, а все остальные корабли нуждались в ремонте. Японцы не потеряли ни одного корабля, кроме «Мацусимы», которой требовался капитальный ремонт, и уже неделю спустя были вновь готовы вступить в бой. В принципе все это было не так уж и страшно, так как вскоре и китайские корабли тоже могли вступить в бой, но тут в дело вмешалось китайское правительство, запретившее адмиралу Дин Жучану выход в море для нового сражения. И теперь уже ничто не могло помешать японцам перебрасывать свои войска в Корею, где они и одержали победу в сухопутной кампании.


Художник Синсаи Тосимаса. Победа японского флота в битве при Ялу. (Музей Уолтерса, Балтимор, США)


Итог


Битва при Ялу стала первым после Лиссы крупным морским сражением, и она заставила всех адмиралов резко изменить свою взгляды на войну на море. Если раньше атака строем фронта считалась наилучшей, то теперь был сделан вывод в пользу прежней линейной тактики. Опыт Лиссы говорил в пользу «свалки кораблей». Опыт Ялу однозначно свидетельствовал, что во время боя флотом необходимо управлять как одним целым и что победы можно добиться лишь совместными усилиями.

Была подтверждена концепция быстроходного корабля, вооруженного множеством скорострельных орудий среднего калибра. Но впечатляла и стойкость китайских броненосцев, проявленная ими под огнем неприятеля. То есть все разговоры о том, что «броня себя изжила» оказались беспочвенными. Был сделан вывод, что четырех 12-дюймовых орудия для броненосца вполне достаточно. Но вот количество 6-дюймовых орудий нужно будет значительно увеличить. Вот почему на новых японских броненосцах «Микаса» количество таких орудий было доведено до 14, и также 14 127-мм орудий было установлено на американском броненосце «Кирсардж», заложенном в 1895 году.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Korsar4 22 мая 2019 06:50 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Очень живо изложено.

    И, конечно, при определении победителя важнее не обладание «полем боя», а последствия.
    1. Trapper7 22 мая 2019 08:48 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Полностью согласен!
      Германский флот в Ютланде тоже больше британских кораблей потопил, но в итоге проиграл безоговорочно. Так что старые формулы "больше нанес урона" или "обладание полем боя" не прокатывают. Главное - последствия.
    2. Эдуард Ващенко 22 мая 2019 09:24 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Да, волхва бы послушал, еще один щит прибил нв врата Цареграда
  2. Astra wild 22 мая 2019 08:41 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Вячеслав, у Вас бойкое перо и ВСЕ рассказы живо написаны, но Вы малость заспешили и:"двух больших БРОНЕНОСЦА ". Окончание малость портит впечатление, а так интересный рассказ
  3. Undecim 22 мая 2019 09:21 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Сообщения следовали одно за другим: «Шесть тысяч метров!», «Пять тысяч восемьсот», «шестьсот», «пятьсот!» Наконец последовала дистанция: «пять тысяч четыреста!»
    На море расстояние и дистанцию в метрах не меряют. Расстояние меряют в милях. А дистанцию до кораблей противника измеряют в кабельтовых. На всех флотах. Так что сигнальщик докладывал, смотря примерно в такой вот прибор, который внизу на фото: "Тридцать два кабельтова, тридцать один кабельтов..."
    1. kalibr 22 мая 2019 12:14 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Наверное именно так. Но... это перевод мемуаров МакДжиффина. И там было именно так! Я даже не думал о том, как надо. Раз в кавычках - МакДжиффин!
      1. Undecim 22 мая 2019 12:22 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Однако в самом начале своей статьи McGiffin пишет: "Ввиду непрофессионального описания битвы между японским и китайским флотами, которая произошла 17 сентября 1894 года у реки Ялу, я хочу отклонить любые претензии. Мало того, что технический язык, вероятно, будет непонятным для непрофессионалов, не знакомых с военно-морской наукой, я откровенно признаюсь в своей неспособности сделать такой отчет со всей точностью."
    2. Ищущий 22 мая 2019 15:20 Новый
      • 1
      • 1
      0
      На форуме механизаторов ваше замечание может и было бы уместным.но здесь так и хочется сказать-Что самый умный..
      1. Undecim 22 мая 2019 18:06 Новый
        • 0
        • 0
        0
        так и хочется сказать-Что самый умный..
        И это все? Не густо у Вас с мыслями.
        1. Ищущий 22 мая 2019 19:39 Новый
          • 0
          • 0
          0
          что бы указать вам.что вы-выскочка.много ума не надо.
          1. Undecim 22 мая 2019 21:35 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Не завидуйте чужим знаниям, лучше обзаведитесь собственными. Тогда сможете внятный комментарий написать, а то так указателем и останетесь. Удачи, Пальмерстон.
    3. Saxahorse 22 мая 2019 23:43 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Цитата: Undecim
      На море расстояние и дистанцию в метрах не меряют. Расстояние меряют в милях. А дистанцию до кораблей противника измеряют в кабельтовых. На всех флотах.

      Вы неправы. Как минимум японцы точно измеряли дистанцию в метрах. Почитайте японские документы, отчеты, рапорты, наставления - все в метрах. Немцы по моему тоже. Насчет китайцев не знаю, но у них много от немцев было.
      1. Undecim 23 мая 2019 00:46 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Вы читали документы японцев - наставления, рапорты, отчеты в оригинале? И там точно дистанция указана в метрах? А об Императорском законе 1891 года о соответствии сякканхо и метрической системы читали? Япония на метрическую систему перешла после второй мировой. Китай со своей шичжи расстался меньше двадцати лет назад., но метрические единицы называют старыми китайскими названиями. Так о каких метрах мы говорим?
        Кроме того, использование мили имеет значение при решении задач кораблевождения. Почитайте любой учебник по навигаци и кораблевождению, там обьясняется, какие меры длины и скорости принятые в кораблевождении и почему на море применяют мили.
        1. тасха 23 мая 2019 15:14 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          На море расстояние и дистанцию в метрах не меряют. Расстояние меряют в милях. А дистанцию до кораблей противника измеряют в кабельтовых.
          Какой интересный вопрос возник. Как и в каких единицах измеряли дистанцию китайские моряки? В интервью Мак-Джиффина пишут: "The sublieutenant in the military foretop was taking sextant angles and announcing the range"...
          Скорее всего, китайский лейтенант ни в какой дальномер смотреть не мог по причине отсутствия такового и использовал секстант. А так как экипажи броненосцев обучались немецкими инструкторами, то и дистанция могла передаваться в метрах, я так думаю. Но это уже нужно уточнять.
          1. Undecim 23 мая 2019 17:08 Новый
            • 0
            • 0
            0
            С помощью секстанта можно определить дистанцию до предмета известной высоты.

            Это из учебника" Морское судовождение."
            Как видите, в формуле сразу идет пересчет в мили.
            И покажите хоть один документ, где написано, что немецкие моряки использовали для определения дистанции метры.
            1. Undecim 23 мая 2019 17:55 Новый
              • 0
              • 0
              0
              А это точно такая же формула из аналогичного немецкого справочника Denk, R.: Handbuch Segeln. München: BLV
              Инструкция на случай, если выйдут со сторя навигационные приборы и придется пользоваться секстантом, который должен быть на борту.
              1991

              Entfernung in sm = (13 / 7) x (Höhe in m / Höhenwinkel in min)
              Sm - это не сантиметр, это морская миля - seemeile (sm)
              Как видите, в метрах дается только высота известного предмета. Дистанция - морские мили.
        2. Saxahorse 23 мая 2019 22:29 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Цитата: Undecim
          Вы читали документы японцев - наставления, рапорты, отчеты в оригинале? И там точно дистанция указана в метрах?

          Я читал документы в хорошем переводе и там нет сомнений какие единицы в каких случаях использовались. Давайте не будем голословны, я просто приведу примеры.

          из "Описание военных действий на море в 37—38 пг. Мейдзи (1904—1905 гг.)"
          бой у Чемульпо:
          "В этот день была ясная погода и прозрачный воздух, и хотя дул легкий юго-восточный ветер, но волны не было. В 12 часов 15 минут «Кореец» занял место по левую сторону «Варяга». Расстояние между обеими сторонами было около 7000 метров, последовательно уменьшаясь. «Асама», имея неприятеля по левому борту и идя на пересечку его курса, в 12 часов 20 минут открыл огонь, стреляя по «Варягу». "


          бой в Желтом море:
          "Адмирал Того, видя, что расстояние между флотами увеличивается, приостановил временно огонь и, прибавив ходу, шел вслед за неприятелем почти в течение 2 часов, когда в 5 часов 30 минут дня, находясь в 45 милях к северу от мыса Шан- тун, сблизился с головным кораблем неприятеля на расстояние 7000 метров."


          из "Боевого донесения о бое 9 февраля у Инчхона командира корабля "Асама".. Ясиро Рокуро.":
          " 1. .. "Варяг" поднял боевой флаг. В 12:20 дистанция сократилась до 7 тыс. метров и я начал пристрелку 8-дюймовыми орудиями, после чего вступил в бой левым бортом. .. 7.1 Во время боя использовал различные способы стрельбы, периодически вел огонь очередными залпами (кансягэки). Минимальная дистанция стрельбы 4800 м, максимальная 7000 м. На минимальной дистанции выпустил несколько 12-фунтовых снарядов. .. 9. Во время боя силовая установка давала 105 об/мин., а боевая скорость составляла 15 узлов. "


          Что характерно, японцы свободно используют и мили и узлы в описании боя говоря о навигации, но когда речь заходит о дистанциях артиллерийской стрельбы - японцы однозначно указывают метры.

          Азиаты сэр! hi
          1. Undecim 24 мая 2019 01:31 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Вы знаете, под давлением Ваших аргументов я углубился в вопрос. Перевод все же является переводом, тут возможны варианты. Однако на одном из японских форумов с описанием СУО японских кораблей конца XIX - начала ХХ века нашел изображение шкалы дающего прибора для передачи показаний дальномера "Микасы".

            Как видно, она нарезана в метрах с интервалом в 100 м. градуировка таких шкал обычно соответствует градуировке шкалы дальномера.
            Как говорится - век живи, век учись. А вот по китайцам найти пока ничего не удалось.
            Давно не было такой интересной дискуссии. Спасибо.
  4. Хозяин Трилобита 22 мая 2019 10:33 Новый
    • 4
    • 1
    +3
    Менее, чем через полвека моря будут бороздить построенные Японией линкоры Ямато и Мусаси. Каждый из этих линкоров имел водоизмещение вдвое большее, чем суммарное водоизмещение всей японской эскадры при Ялу. smile
    Вячеслав Олегович, как всегда, спасибо. hi
  5. Журналист 22 мая 2019 10:35 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Огромное спасибо за отличную статью. В последнее время живо интересуюсь темой морских сражений. Но я одного не пойму: в заключении сказано, что японцы "потеряли" только "Мацусиму", в то время как исходя из текста можно сделать вывод, что, как минимум, ещё два корабля - Хиэй и Сайкё-Мару - получили критические повреждения, не позволившие им продолжать бой. Однако их в число потерь, почему-то, не записали. Да и с "Акаги", кстати, не всё понятно - принимал он участие в бою до конца или вышел раньше ввиду полученных повреждений и потери командира? Заранее спасибо за ответы.
  6. kalibr 22 мая 2019 12:09 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Цитата: Журналист
    Хиэй и Сайкё-Мару

    Так они же были суда "так себе". Толку от них было немного. И чинились они вместе со всеми. Но только крейсер Мацусима был поврежден так сильно, что чинился до конца войны.
  7. kalibr 22 мая 2019 12:11 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Это не поспешил... С детства такая проблема. Мозги обгоняю перо и пальцы и кажется, что все написал правильно...
    1. Морской Кот 22 мая 2019 15:09 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Да, вот ещё один "нюанс", Вячеслав. По поводу "Цзиньюань" -- на модели одна труба и две мачты, а но фотографии того времени всё с точностью "до наоборот", т.е. две трубы и одна мачта. В чём фокус, корабль был со временем перестроен? И как он всё-таки выглядел на время этого боя? hi
      1. kalibr 22 мая 2019 16:22 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Вы знаете, я Вам точно не скажу. Их же два было Цзи... и Цзинь... и в процессе написания я... может быть немного запутался. Ведь не под всеми фото русские подписи. Английские, китайские, японские...переводил, переводил... Мог и напутать, честно признаюсь.
  8. Морской Кот 22 мая 2019 14:59 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Вячеслав, спасибо за "вкусную" статью! hi А японские гравюры -- это вообще "что-то с чем-то", у них даже изображения кровавой бойни больше напоминают что-то вроде лирического "Цветение сакуры на склоне Фудзи". smile
    1. kalibr 22 мая 2019 16:46 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Вот посмотрел опять массу всяких источников и выходит так:


      А внизу "Цзи..."
    2. Эдакий японский лубок!
  9. Спасибо за статью!

    Очень понравилось.

    Заметил характерную для японцев некоторую "лубочность" картин морского сражения. Артиллеристы ведут огонь из орудия - на деле все стоят в неестественных для такой стрельбы позах. Художник совсем, ИМХО, не представлял себе, что такое морской бой. Офицеры на картинах театрально куда-то указывают саблей и т.п. То есть корабли и орудия отдельно, а люди там в этих позах как бы лишние. Или мне одному только это кажется?

    hi
    1. Морской Кот 22 мая 2019 22:31 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Нет, не одному. Я же говорю "Бабочка на цветке сакуры".Европейцы изображают всё совершенно иначе, да и янки тоже.


      Бой "Кирсарджа" (с его палубы) с "Алабамой".
    2. Морской Кот 22 мая 2019 22:33 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      А это "пляшет кадриль" командир "Алабамы".
      В изображении боя -- небо и земля по сравнению с японцами.

      1. Жаль, Айвазовский писал бой лишь со стороны.
        1. Морской Кот 22 мая 2019 22:50 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Зато ка писал!!! good
          1. Более прозрачной воды, чем у Айвазовского я нигде не видел.
            1. Морской Кот 22 мая 2019 22:54 Новый
              • 0
              • 0
              0
              Согласен, а вот людей у него было изображать не очень.
              Дружище, гляньте на статью с молотилкой Хила, я там в 13. 38 поместил фотографию с вопросом, может быть Вы разберётесь, что это за пофигень такая.
      2. Эффект полного присутствия...

        1. Морской Кот 22 мая 2019 22:57 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Дэйнека, сильная работа! Я когда был в Севастополе на Графской, всё пытался себе представить откуда атаковали немцы. По всему получается, что со стороны Б.Морской и памятника Нахимову.
  10. Saxahorse 22 мая 2019 23:49 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Спасибо! Очень хорошее описание сражения. Обращает внимание упорство с которым дрались китайцы, напоминает что не все китайские войска отличались низким боевым духом, это сильно зависело от конкретной армии (в Китае на то время шла гражданская война). Да и судьба китайского капитана покинувшего бой без приказа тоже весьма характерна.