«Одни страдания от той любви». Жёны героев русских былин

55
Семейная жизнь былинных богатырей обычно оказывается в тени основного повествования. Рассказы о сражениях с всевозможными змеями и чудищами, ратных подвигах кажутся интереснее и сказителям, и их слушателям. Исключение составляет, пожалуй, былина «Ставр Гордятинович», в которой именно жена Ставра оказывается в центре повествования. Об этой былине рассказано в статье «Князь Владимир против богатырей. Интриги и скандалы княжеского двора былинного Киева».

«Одни страдания от той любви». Жёны героев русских былин

Василиса Микулишна отрезает косы перед тем, как перевоплотиться в посла Золотой Орды




Василиса Микулична из этой былины к тому же ещё и любит своего непутевого и хвастливого мужа, да и финал этой истории оказался счастливым, что является, скорее исключением из правил. Ведь даже искренне любящая своего мужа, верная и преданная супруга, в русских былинах порой опосредованно становится причиной его гибели. Наиболее трогательный и печальный пример – «Былина о Даниле Ловчанине и его жене»(см.статью «Князь Владимир против богатырей. Интриги и скандалы княжеского двора былинного Киева»).

А вот жёны многих других русских богатырей являются отрицательными персонажами. Порой кажется, что желание извести своего супруга – чуть ли не единственная цель их жизни.

Две ипостаси Апраксы, жены князя Владимира


Начнем по порядку, с жены былинного князя Владимира, которую неизменно зовут Апраксой или Апраксией (Евпраксией). Отношение сказителей к ней – полярное. Чаще всего, она абсолютно нейтральный персонаж, функция которого – сидеть на пиру рядом с Владимиром и приветливо улыбаться гостям.


В. Рябушинский, Владимир Красное Солнышко и его жена Апраксия Королевична. 1895 г.


Однако в некоторых былинах Апракса выступает как заступница богатырей перед разгневанным князем, именно она спасает от голодной смерти брошенного в погреб Илью Муромца. Иногда подчеркивается ее мудрость. Так, выбирая невесту, Владимир озвучивает одно из требований к будущей жене: «Было бы мне, князю, с кем думу думати». В былине о Ставре, Апракса, единственная, узнает в "татарском после" женщину.


Князь Владимир и княгиня Апраксия, кадр из фильма «Илья Муромец», 1956 г.


Но в других былинах Апракса охотно принимает «знаки внимания» от врагов Руси. Вот, например, что говорится в «Былине об Алеше Поповиче и Змее Тугарине:

[quoteКак идёт Змей-Тугарин во палаты белокаменные,
Да встречает его Солнышко Владимир стольно-киевский
Со своей княгиней со Апраксою,
Образам он нашим, Змей, не молится,
Князю Владимиру челом не бьёт.
Он садится за столы дубовые, за яства сахарные.
Да сажает княгиню на коленушки свои.
Да ласкает-милует Апраксу Королевичну.
Как возговорит тут речи княгинюшка:
– Вот теперь и пир и беседушка
Со милым дружком Змей-Горынычем!»[/quote]
Чужеземный царь Идолище Поганое тоже имеет свои планы на Апраксу:
«Я ведь выжгу Киев-град, церкви Божии,
Я займу, займу палаты белокаменные,
Я пущу в палаты только Апраксеюшку,
Апраксеюшку свет королевичну,
А Владимира-то князя я на кухню пошлю».


На этот раз княгиня почему-то не садится сразу же на колени очередного захватчика, а выторговывает себе два дня на раздумья, но о самоубийстве и речи не идет.

Говорит ей царь да таковы слова:
«Я уважу, Апраксеюшка, еще два дня,
Через два-то через дня как будешь не княгиней ты,
Не княгиней будешь жить, а всё царицею!»


В результате в некоторых записях этих былин Алёша Попович и Илья Муромец не стесняются в выражениях и «называют корыто корытом», употребляя в отношении Апраксы вполне подходящее, как им кажется, слово (непечатное).

Обратим внимание, что княгиню Апраксу очень часто называют королевичной. Дело в том, что эта женщина, похоже, была литовского происхождения. В одной из былин два богатыря – Добрыня Никитич и Дунай Иванович (иногда ещё Илья Муромец) отправлены Владимиром в Литву, чтобы просватать за князя королевскую дочь. Дунай свою богатырскую службу начинал именно в Литве, следовательно, знает местные порядки и обычаи, вероятно, планировалось, что именно он и станет главным переговорщиком. Но переговоры не задались. Король, увидев Дуная, спрашивает, не решил ли тот вернуться на службу, и, получив отрицательный ответ, оскорбляется, называя его "холопиной дворянской". А нового господина Дуная, князя Владимира, он обзывает "конюхом последним" и "разбойником". Дунай в ответ дерзит, и за это его бросают в «погреба глубокие». Дипломатическая миссия провалена, и Добрыне, чтобы выполнить поручение князя и вызволить друга, приходится, «побить войско литовское».

Дунай Иванович и Настасья


По дороге домой выясняется, что у Апраксы есть старшая сестра – Настасья, у которой когда-то была любовная связь с Дунаем (по этой причине, арестованный «за оскорбление величества» Дунай и бежал из Литвы в Киев). А теперь богатырь игнорирует свою бывшую пассию. Оскорбленная его невниманием, Настасья догоняет послов в поле и вступает в бой с Дунаем. Возможно, в первоначальном варианте речь шла о засаде, подобной той, что попыталась организовать жена Ярослава Мудрого Ингигерд пожелавшему уйти в Полоцк норманнскому кондотьеру Эймунду (решила, что Новгороду он обходится слишком дорого, а в Полоцке будет слишком опасен). В былине же описывается личный поединок Дуная и Настасьи. Дунай побеждает, Настасья отправляется с ним в Киев, где играются сразу две свадьбы – княжеская и богатырская. Счастливый конец? Куда там: вскоре беременная Настасья погибнет от стрелы пьяного мужа, который потом совершит самоубийство (бросится на меч) и из его крови появится река Дунай.


Дунай Иванович убивает жену во время состязания на меткость


Возможные прототипы княгини Апраксы


Но вернемся в княжеский дворец былинного Киева. Некоторые историки попытались отождествить княгиню Апраксу с женой «древнего Владимира», о которой говорится в Иоакимовской летописи:
«Владимир… имел жену от варяг Адвинду, вельми прекрасну и мудру, о ней же многое от старых повествуется и в песнех восклицают».


Особенно ценно здесь свидетельство о том, что Адвинда была героиней многих «старых повествований» и «песен».

Вторая версия поражает своей прямолинейной очевидностью: в одном из вариантов былины, Владимир отправил своих богатырей, в том числе Добрыню и Дуная, сватать для него дочь литовского короля, давая при этом такие инструкции:

«Ты уж силы-то бери, да сколько тебе надобно,
Поезжайте за Опраксой да королевичной.
А добром король отдаст, дак вы и добром берите,
А добром не даст – берите силою».


Король, как мы уже говорили, князя Владимира за ровню себе не считает, он отказывает «сватам» на том основании, что Владимир – «бывший холопище»... Вы уже подумали о Полоцке и Рогнеде? Но судьба несчастной полоцкой княжны очень уж сильно отличается от судьбы княгини Апраксы русских былин.

Третью версию предложил очень известный и авторитетный, но, порой немного увлекающийся специалист – академик Б.А.Рыбаков. Итак, знакомьтесь, Евпраксия Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, в Европе больше известная, как Адельгейда. Она вполне могла бы стать героиней готического романа (с эротическим уклоном), вот только действие в нём будет происходить слишком далеко от Киева.


Евпраксия-Адельгейда


В возрасте 12-13 лет Евпраксия была просватана за Генриха Длинного, графа Штадена, до свадьбы три года воспитывалась в католическом монастыре, где сменила веру и получила новое имя. Свадьба с Генрихом состоялась в 1086 году, а в 1087 муж умер. Уже в 1088 году она обручилась с императором Священной Римской империи Генрихом IV, что вызвало неудовольствие в Киеве (слишком скандальная репутация была у этого монарха, да и срок траура по мужу недостаточный).


Император Генрих IV, муж Евпраксии-Адельгейды


В 1089 году в Магдебурге был заключен брак между Генрихом и Адельгейдой, в том же году в Кёльне состоялась её коронация. Этот брак оказался крайне неудачным, кончилось всё бегством бывшей киевской принцессы в Каноссу, к знаменитой Матильде Тосканоской, под покровительство злейшего врага Генриха – папы римского Урбана II.


Матильда Тосканская



Папа римский Урбан II


На соборе в Пьяченце (1095 г.) беглая императрица обвинила Генриха в сатанизме, приверженности к ереси николаитов, а также в склонности к разнообразным сексуальным извращениям. Времена в Европе были ещё «тёмные», нетолерантные, поэтому, вместо того, чтобы защитить права Генриха на свободу богохульствовать, посещать черные мессы и выбор сексуальных предпочтений его подвергли анафеме. А Евпраксия, получив полное прощение грехов, вначале перебралась в Венгрию, но в конце жизни вернулась в Киев, где постриглась в монастырь и умерла в 1109 г.

Мне почему-то больше нравится первая версия происхождения образа Апраксы.

Странная история женитьбы Святогора


Очень неожиданным кажется сюжет о жене Святогора: суженой его должна была стать девушка, возле дома которой упадет, впряденный в бороду золотой волос, выкованный для него кузнецом. В доме, возле которого упал этот волос, оказалась только больная девушка, тело которой было покрыто коростой и струпьями. По одному варианту былины, Святогор, ударил её, спящую, мечом, по-другому – перед тем как убить, поцеловал (по её просьбе). Результат был одинаков в обоих случаях: короста опала и девушка выздоровела. В некоторых вариантах былины, Святогор все время возил её с собой. В других – она осталась жить среди людей и очень разбогатела на торговле с чужими странами, со Святогором же встречалась несколько раз в год, когда богатырь приезжал к её дому.


Святогор с женой


Казалось бы, очень странная пара, однако эта безымянная девушка осталась у гроба, в который опрометчиво лег Святогор, и превратилась в ракиту, из-под корней которой вытекал родник.

Но это – внешний, поверхностный слой данной былины. Сторонники «общего подхода» к изучению былин высказали интересное предположение, что больная девушка, чудесным образом выздоровевшая после удара мечом, символизирует нечерноземные земли Северной Руси, остававшиеся неплодородными до тех пор, пока не появились железные орудия труда. А то обстоятельство, что жена Святогора разбогатела благодаря торговле с заморскими странами, позволило им сделать вывод о том, что имеется в виду земля Новгородская.

Наиболее любимый народом богатырь Руси, Илья Муромец, женой не обзавелся. Но монахом он тоже не был, и потому в былинах периодически появляются указания на любовные отношения Ильи с некими «богатырками» (например, поляница Савишна). Истории эти порой могут служить иллюстрацией тезиса о пагубности внебрачных связей, особенно если завязываются они на территории «вероятного противника». О страшных и трагических последствиях одного из таких «романов» богатыря (с женщиной по имени Златыгорка или Горынинка) рассказывалось в статье Самый почитаемый русский богатырь. Илья Муромец

Две попытки Добрыни Никитича


Гораздо больше повезло в этом плане его «крестовому брату» – Добрыне Никитичу. «Первый блин» у него, правда, тоже получился «комом». В не очень известной широкому кругу читателей былине «Добрыня и Маринка», рассказывается о волшебнице, которую многие исследователи считают воплощением богини смерти Мары (вспомним еще Марью-Моревну русских сказок). В наказание за разбитое стрелой богатыря хрустальное зеркало, она приворожила его, но взаимностью отвечать не захотела. Когда Добрыня стал проявлять настойчивость и явился к ней, прогнав «мил-друга Змея Горыныча», превратила навязчивого ухажера в гнедого тура с золотыми рогами и серебряными копытами.


Добрыня находит Змея в доме приворожившей его Маринки


Но однажды, выпив «зелена вина», Маринка проговорилась о том, что превратила в туров уже 10 добрых молодцов, в том числе и Добрыню. Мать Добрыни, услышавшая о том,
«ударила Маринку по белой щеке, сбила ее с резвых ног, стала таскать по полу кирпищатому. Таскает, а сама приговаривает: Я хитрей, мудрей тебя, да не хвастаю! Хочешь, оберну тебя сукой долгохвостою? Будешь ты, Маринка, по городу ходить, будешь ты, Маринка, за собой кобелей водить!»


Если мать Добрыни не "блефует" и говорит правду, придется признать, что она тоже ведьма — и не из последних!

Маринка соглашается вернуть Добрыне прежний облик, но с условием, что тот на ней женится. Но после свадьбы Добрыня срубил Маринке голову, а её тело сжёг.


Добрыня отрубает голову Маринке


Свою настоящую жену-богатырку Настасью Микуличну он встретил позже – «в поле».


Настасья Микулична и Добрыня Никитич, иллюстрация к былине, Воронов С.


По одному из вариантов, какая-то сила удерживает его от поединка (поднятая рука не опускается). Но чаще он терпит поражение в бою с ней. Иногда поляница «сдергивает» его с седла с помощью аркана (в этом случае – она явно девушка кочевого племени, а имя Настасья получает при крещении). Иногда – стаскивает с седла за волосы (желты кудри). В обоих случаях ставит условие: «Возьмешь ли, Добрыня, во замужество, отпущу тебя, Добрынюшка, во живности».

В дальнейшем Настасья каким-то образом теряет свою богатырскую силу и предстает перед слушателями былины обычной женщиной и образцовой женой. Другая известная песня («Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича») рассказывает о том, что, отправляясь с княжеским поручением в Орду, Добрыня просит жену ждать его 9 лет. Настасья ждёт его 12, после чего соглашается выйти замуж за давно влюбленного в неё Алешу Поповича. Добрыня вовремя возвращается, но, почему-то не объявляет себя, а приходит на их свадьбу переодетый скоморохом. Настасья узнает его и в этом облике, и свадьба срывается.

А вот сам Добрыня, как мы увидим ниже, верным мужем, увы, не был.

Скандальная женитьба Алёши Поповича


Алёша Попович, так неудачно посватавшийся к Настасье Микуличне, согласно одной из былин, все же обзавелся женой, но история его женитьбы невероятно скандальна и потому практически неизвестна читателям. Начинается эта песня традиционным описанием пира у князя Владимира, на котором гости (как обычно) хвастаются кто знатностью, кто богатством, кто молодой женой. И только братья Збродовичи (иногда Петровичи, Бородовичи) молчат. Когда к ним обращается сам князь, они все же рассказывают о своей любимой сестре – Олёнушке, скромнице и красавице, которая сидит в задней горнице, так что лишние люди её и не видят. Алеша Попович смеётся над ними, утверждая, что давно живет с их сестрой «будто муж с женой». Братья, разумеется, не верят ему, и тогда он ведет всех к дому Збродовичей и бросает снежком в окно светёлки – оно раскрывается, из него спускается длинное белое полотно (иногда Олёнушка выходит сама – «неподобающе одетая»). Разгневанные братья собираются везти опозорившую их сестру в поле, чтобы отрубить ей голову, и тогда она сообщает им, что жена старшего брата изменяет ему с Добрыней, а супруга младшего – с неким Перемётушкой. В общем, семейные разборки в былине пошли почти как на позорных вечерних ток-шоу 1 канала российского телевидения. О реакции братьев на такие известия ничего не сообщается, но, думаю, что о ней легко можно догадаться. Зато говорится, что к месту предполагаемой казни приезжает Алёша Попович и увозит Олёнушку в церковь – на венчание.


Алёша Попович и сестра Збродовичей


Доверчивый Михаил Потык и коварная Авдотья-Лебедь Белая


У других богатырей с жёнами было ещё хуже. О Михаиле Потыке и его жене Авдотье-Белой Лебеди было немного рассказано в первой статье цикла (Рыжов В.А. «Герои былин и их возможные прототипы»). Добавим, что, спасенная мужем, который пошел за ней в могилу (и убил в ней Змея), она трижды пыталась убить его. Вначале превратила в камень – спасли Михаила Илья Муромец, Добрыня Никитич и неведомый странник-калика. Потом приказала прибить к стене – на этот раз его спасла дочь ляхетского короля Настасья (ну, любят сказители это имя, ничего не поделаешь). В третий раз жена пытается отравить Потыка (подаёт кубок с вином, как знак примирения), однако Настасья, находившаяся рядом, предложила ему посмотреть на израненные гвоздями руки, и тот, не поверив на этот раз, убивает Авдотью.

Соломан и Соломанида


Не лучше оказалась жена у богатыря Соломана (в былине, созданной на основе апокрифического «Сказания о Соломоне и его неверной жене»). В отсутствии главного героя, слуга царя Василия Окульевича Ивашка Поваренин (а иногда – заморский купец Таракашка) обольщает его жену Соломаниду богатыми подарками и увозит на корабле. Соломан вместе с дружиной отправляется на её поиски, но к обнаруженной жене идет один – и, выданный ей, попадает в плен к царю Василию. Соломан просит казнить его в чистом поле, повесив на перекладине две шелковые петли (коварная жена, на всякий случай, добавляет третью, говоря, что первую петлю её муж минует с помощью хитрости, вторую – с помощью мудрости, но третью не обойдет). В качестве последнего желания Соломан просит разрешить ему протрубить в турий рог – дружина приходит на помощь и на приготовленной для него виселице повешены коварная жена, царь Василий и его слуга Ивашка.

Неудачная попытка Ивана Годиновича


Другой богатырь, преданный женой – Иван Годинович, племянник князя Владимира. Впрочем, учитывая, что он насильно взял в жены чужую невесту, это неудивительно. Просватана эта девушка, дочь некоего купца Митрея, была за «царя Вахрамеища, Кощея Бессмертного» («Кощей Бессмертный» в данном случае звучит, как титул). В других вариантах былины жениха зовут Одолище Кошчевич или Федор Иванович с хороброй Литвы. Местом жительства невесты былины называют Чернигов, Ляховинское королевство, Золотую Орду и даже Индию.


Кощей Трипетович, его невеста Настасья и Иван Годинович


Отец девушки, которую (опять!) зовут Настасья, категорически против свадьбы с Иваном:

«За царя отдать – ей царицей слыть,
За тебя, Иван отдать – холопкой слыть,
Избы мести, заходы скрести.
У меня срощена собака на моем дворе –
Отдать за тебя, Иванушко Годинович».


Но Иван громит его дом, врывается в комнату Настасьи Митреяновны, которая в это время вышивает полотенце для своего настоящего жениха, и насильно увозит её, не забыв стребовать с родителей приданое. По дороге в Киев, их нагоняет жених Настасьи, который вызывает Ивана на поединок. Иван побеждает, но упавший на землю Кощей обращается к Настасье, предлагая ей сделать выбор:

«За Иваном быть тебе – крестьянкой слыть,
Портомойщицей у князя Владимира,
А за мной быть тебе – царицей быть».


Настасья приходит на помощь Кощею, вместе они привязывают Ивана к дубу, а сами заходят в шатер – «забавлятися».


Иван Годинович


Но Кощею мешают два голубя (два ворона в другом варианте), сидящих на дубе – они, видите ли, комментируют происходящее, утверждая, что «не владеть Настасьей Кощею, владеть Ивану Годиновичу». Тот выходит и стреляет в них из лука – стрела попадает в дуб, отскакивает, и поражает самого Кощея, который почему-то умирает, хоть и назван бессмертным. Настасья, якобы, попыталась убить Ивана, но её рука дрогнула и сабля разрезала путы. На мой взгляд, более, чем сомнительный вариант: вероятно, девушка освободила Ивана, решив, что живой племянник киевского князя в качестве жениха лучше мертвого царя. Освободившийся «герой» изуверски казнит свою несостоявшуюся жену: отрубает ей сначала руки, потом ноги, губы, и только потом – голову.

Вот такие нешуточные страсти кипели в супружеских парах богатырей былинного Киева. Впрочем, если полистать страницы «жёлтой прессы» в поисках криминальной хроники, и в наши дни, наверное, можно найти что-то подобное.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    29 июня 2019 05:25
    Необычно, интересно, великолепно!
  2. +4
    29 июня 2019 05:58
    Если в шутку, то зря посконные патриоты наезжают на "бездуховные шоу первого канала". Как видим, они имеют глубокие истоки в культурной памяти народа)
  3. +6
    29 июня 2019 06:18
    Мдя... И про собчачку когда нибудь подобное сложат....
    1. +3
      29 июня 2019 07:30
      Увы, век информатизации и технологий! Так что максимум , что после себя оставит «Собачка», видимо Вы имеете К.Собчак - это пару тройку собственноручно напечатанных или написаных по заказу мемуаров, а также возможно одну-две песни жанра РЭП! Ну ещё некролог в газете!
      Печально на традиции былинного эпоса и устного сказочного сказания могли жить при лучинах, с появлением электричества они начали умирать, с приходом телевизоров уже погибли.
      Теперь наша молодёжь живет «фантиками», что такое не спрашивайте. Если честно не понимаю смысл навешивать выдуманную историю на реального «кумира»? Но факт остаётся фактом!
      С уважением, Влад!
      1. +1
        29 июня 2019 18:06
        Да не будьте пессимистом дружище...Да при нынешних то возможностях можно заказать репринт любой книги..Что я и делаю..Вот сейчас для меня печатают репринт под названием "Александрия" про Александра Македонского..А ведь ни в одном учебнике не говорится о связи славян и македонцев...А ведь это выходит один народ..
        1. +1
          29 июня 2019 19:40
          Цитата: нафанаил
          ........Вот сейчас для меня печатают репринт под названием "Александрия" про Александра Македонского..А ведь ни в одном учебнике не говорится о связи славян и македонцев...А ведь это выходит один народ..

          Так, стоп Уважаемый! Тут надо быть осторожным, уж очень наша широкая славянская душа любит играть категориями и пространствами, при это не замечать время!
          Вопрос первый! Кто такие македонцы? В 4 веке до нашей эры - это одно из греко-фракийских племён из индоевропейской языковой группы. К которой впрочем относились и скифы, и сами греки, и..... как не удивительно персы!!!
          Вопрос второй! Кто такие славяне! Племенной союз возникший после распада одного из индоевропейских языковых групп восточной Европы. Причём распались на германскую, балтскую и славянскую языковые группы! И произошло это как самое ранее в конце 2 века нашей эры!
          Вопрос третий! Что связывает древних македонцев и славян? Общая языковая группа и возможно общие предки - арии! По сути македонцы, как и греки были интегрированы в Римскую империю, а потом пришли дикие южные славяне, которые в свою очередь ассимилировались в Империю Византийскую! Впрочем ещё в начале прошлого века греки современной Македонии отвечали на вопрос кто вы? Ромеи!!!
          Ну где-то так!
          С уважением, Влад!
          1. 0
            2 июля 2019 22:06
            Мощно!!Про широту славянской души.Особливо в отрыве от времени..Запомню..Вопрос первый В 4 веке греки знали что они греки.Себя они вроде прозывали эллины.Ну так в летописях пишут..И почему Вы пишете-Греко-фракийские племена..Автохтонное население Эллады относят вроде к семитской группе языков. Новогреческий новояз и близко не стоит рядом с так называемым древнегреческимТак вроде Морозов утверждает..А ему я верю больше..Кто такие славяне?Да потомки тех племён что проживали на этой территории до них..То бишь скифов сарматов и прочих.Я не верю в массовое переселение народов.Так же как и во внезапное исчезновение.оных.Что связывает македонцев и славян.?Да общая история и культура.Если мы возьмём наших "просветителей"-как будто до них славяне не умели читать то мы читаем :для македонских славян-подчёркиваю -македонских славян ученик Кирилла Климент создал письмена более удобные чем письмена Константина.Вот вопрос у меня Почто письменность назвали кириллицей.Ну ладно...Ромеями себя так же называли и жители Византии...Ну вот вроде так..С уважением..
  4. +3
    29 июня 2019 06:19
    Мдя, весело жили ...по понятиям belay Ужас какой-то !
    Кстати, есть и ответ на мой вопрос по поводу литературы, принесенной христианством на Русь, и заимствованных сюжетов
  5. +8
    29 июня 2019 06:32
    Вот так и выясняется, что "крылатое" выражение "шекспировские страсти" несколько надумано...
    Отличный материал, как и весь цикл! Спасибо, Валерий!
    1. +5
      29 июня 2019 07:17
      Поддерживаю Антона!!!
      Валерий - Ваш сегодняшний труд изюминка цикла о былинах древней Руси. Если не секрет поделитесь планами на завтра, а то обратил внимание, чтоб дискутировать по темам Ваших работ, надо готовиться!!! Всегда неожиданно, всегда в расплох.......
      С уважением, Влад!
      1. +7
        29 июня 2019 08:59
        Доброе утро! Возможно, я напишу ещё статью о Змеях и чудовищах русских былин, но пока сделаю перерыв. Следующей будет статья об одной из операций союзников в годы I Мировой войны, которая уже давно готова (должна была опередить вышедшие здесь материалы по этой теме), но отложена в сторону из-за работы над статьями о былинах.
        1. +2
          29 июня 2019 09:17
          Спасибо Валерий за ответ!
  6. +6
    29 июня 2019 06:55
    Браво автор! Продолжайте
  7. +3
    29 июня 2019 08:00
    Предлагаю в следующей статье рассмотреть коней героев былин - тоже ведь не маловажная часть эпоса... А у Чуда-Юда ( может юдэ- отдельная статья) окаянного еще и пес был ( не иначе князь рязанский!)
    1. +4
      29 июня 2019 12:15
      Как в том анекдоте?
      Просыпается Чудо Юдо после 600 лет спячки, видит - по лесу чудаки идут в касках со странными палками. Решил их по привычке шугануть
      - Я Чудо Юдо!
      - Ганс, юдэ, файе!
      1. +3
        29 июня 2019 12:16
        Цитата: Krasnodar
        Как в том анекдоте?

        Я-я!!
        1. +2
          29 июня 2019 12:17
          - Это ты взорвал рельсы под составом?
          - Я!
          - Так это же наш, советский поезд!
          - Я-я!!
          1. +2
            29 июня 2019 16:25
            Привет, Альберт! Чувствуется, что ты близко к сердцу принял закон об оскорблении власти. Изначально анекдот был про Вовочку... laughing drinks
            1. +2
              29 июня 2019 16:31
              Привет! ))
              Про Вовочку я знаю только Гут, Вальдемар, Гут!
              Типа, а что солдаты говорили?
              1. +1
                29 июня 2019 18:41
                "Эрхолен нихт шпацирен,
                Эрхолен, дансен, дансен"- говорили солдаты.
                А вообще, имеет смысл прочитать " Молодые львы" Ирвина Шоу. Как ни странно, американец отразил суть, образ мысли немецкого солдата , времён ВМВ
                1. 0
                  29 июня 2019 18:45
                  Почитаю, спасибо!
                  У Ремарка чето было про ВМВ, но - не впечатлило. Про Первую у него как-то трогательнее, как и про Веймарскую Республику. Не пережил сам - не смог донести на бумаге.
                  1. 0
                    29 июня 2019 19:08
                    Знаешь, у Ремарка меня впечатлила только "Триумфальная арка" и роман про концлагерь, увы, память, не помню названия, давно читал.
                    Ирвин Шоу, в пику своему английскому однофамильцу, мощнейший американский писатель ХХого века! Ещё в СССР снимали сериалы по его романам!
                    1. -1
                      29 июня 2019 19:34
                      У Бернарда кроме Пигмалиона ничего не читал, если честно. ))
                      1. +1
                        29 июня 2019 19:43
                        Это Бернард Шоу, а я про Ирвина.
                        "Молодые львы"
                        "Богач, бедняк"
                        "Ночной портье"
                        Так, на вскидку, читал больше, но это самые запомнившиеся.
                      2. +1
                        29 июня 2019 19:49
                        Я понял. ))
                        Почитаем - увидим. Богач-бедняк - помню советский фильм. Абдулов там вроде играл.
                      3. +1
                        29 июня 2019 20:36
                        Цитата: Krasnodar
                        Я понял. ))
                        Почитаем - увидим. Богач-бедняк - помню советский фильм. Абдулов там вроде играл.

                        Уважаемый Краснодар!приветствую Вас!Вы ошиблись,классный фильм *Богач,бедняк* сняли на литовской киностудии.Во второй части фильма из известных наших актёров был задействован Г.Тараторкин.Уж извините,но Абдулова там никак не было.А фильм действительно великолепный,а книга....!!!Восхищаюсь и перечитываю её ещё с отрочества.С уважением(сами знаете кто).
                      4. +2
                        29 июня 2019 21:37
                        Бессмертная фраза: "Поцелуй меня, милая! Я победил Японию!"
                      5. +2
                        29 июня 2019 21:00
                        Приветствую Вас Антон!Кстати у Шоу(американского) оч. интересная настоящая фамилия-Шамфорофф.Но по имени всё-таки Ирвин.Ну из эмигрантов он понимаете.
                      6. +2
                        29 июня 2019 21:34
                        Здравствуйте, Сергей! Это вопрос из категории: "Чей писатель Набоков?" Ну или Рубина.
                      7. +1
                        30 июня 2019 08:30
                        Цитата: 3x3zsave
                        Здравствуйте, Сергей! Это вопрос из категории: "Чей писатель Набоков?" Ну или Рубина.

                        Утро доброе Антон!Вчера не ответил,отвлекли.Да бог с ней с фамилией и пр.,главное писал просто отлично!А у меня в памяти диалог Томаса с сыном:*Перестань называть меня сэром,я твой отец,понял?Да,сэр.*Это эпизод когда он забирал его из военной школы.
                      8. +1
                        30 июня 2019 08:36
                        У меня, финальная сцена романа, похороны Томаса.
                    2. +2
                      30 июня 2019 11:52
                      «Искра жизни», насколько понимаю.

                      Поначалу «Три товарища» больше нравились.

                      Но позже именно к «Триумальной арке» возвращаюсь.
                      1. +1
                        30 июня 2019 18:04
                        Спасибо, Сергей! Совсем память дырявая стала... crying
      2. +3
        29 июня 2019 16:18
        Только "фоейр" (feuer)
        1. 0
          29 июня 2019 16:29
          Слышится как файя (фойе)
          Вообще в немецком говорят по разному - у швабов (Штутгарт) свой диалект, в южной Баварии и Австрии язык больше похож на идиш и т.д.
          1. 0
            29 июня 2019 16:44
            Да, конечно. В каждой избушке свои погремушки. Отец когда-то рассказывал, что, например, алтайские немцы (выселены с Поволжья) адаптировали свою лексику под русский язык. Другой пример: пару лет назад знакомая девушка, три года изучающая современный немецкий, не смогла объясниться с продавцом берлинского "лебенмиттельгешефт", пришлось переходить на английский.
            Но я-то учил классический "дойч", по этому англицизмы режут глаз.
  8. +5
    29 июня 2019 09:35
    Привет всем, дорогие друзья, а автору отдельная благодарность! hi

    Хорошо, что не на ночь читал, а то бы всю ночь мерещился образ "коварной жены" с топором в руках. smile
    Всё это ужасно интересно, я имею в виду семейные развлечения наших далёких предков, но мне как-то приятней их вспоминать, просматривая, по которому разу, серию великолепных мультяшек "Богатыри". good
    1. +3
      29 июня 2019 12:17
      Константин, день добрый!
      Согласен с Вами полностью по популяризации нашего былинного эпоса посредством мультипликации!!!
      К слову, можно долго и нудно сравнивать серии про «богатырей» издания простудит Мельницы с реальными былинами, корить за «голивудизацию» отечественного рисованного метра, но для осознания и узнавания детьми до школьного и младшего школьного возраста ключевых фигур эпоса, как защитников земли Русской сделано Авторами на порядок больше, чем историками и учителями...
      Просто, доступно и смешно!!! Особенно я радуюсь когда дети играют в «богатырей», за собой я такого не замечал «да войнушка», немцы - наши, белые - красные, рыцари, викинги! Но по мотивам былинного эпоса Руси, в детстве оружие не делали, в Илью Муромца не играли!!! А сегодня не раз и не два, я наблюдал как мальки (личинусы - сленг моей дочери) играют в «богатырей»!!! Спорят кто будет Ильей Муромцем и т.д.
      Единственно нам нахватает, добротного сериала про былинный эпос. Именно былинный, пускай со сказочным элементом, но без огульной фантастики! «Последний богатырь» не в счёт, просто мыло...
      С уважением, Влад!
      1. +4
        29 июня 2019 12:26
        День добрый, Владислав!

        Сложновато нынешним снять что-то путное после доброго старого "Ильи Муромца", да и где такого артиста как Андреев найдёшь на главную роль. Обмельчало всё, я наши фильмы и смотреть перестал дабы не расстраиваться. Вот только мультики эти радуют от души. drinks
  9. +3
    29 июня 2019 09:39
    Да уж... мысль, что все беды от баб, сори, от женщин, явно не сегодня родилась.
    1. +3
      29 июня 2019 12:29
      Так ить, коллега, бабы, они тоже не вчера родились. Рука, тек сезеть, об руку и идуть. request
      1. +1
        29 июня 2019 16:30
        "Где-бы что не говорили
        Все одно, сведет на баб!" laughing
        Здравствуйте, Константин! drinks
        1. +1
          30 июня 2019 04:33
          Привет, Антон! drinks
          Только сейчас вернулся к жизни и сразу вспомнилось :

          " Казаку всех важней добрый конь,
          Чтобы степь под копытами пела,
          Калёный клинок да гармонь,
          А бабы -- последнее дело!!! laughing

          (С) х/ф "Когда казаки плачут".
  10. +5
    29 июня 2019 10:11
    Да, цикл интересный. Спасибо!
    Читали тихонько вслух (так обсуждать проще), но в электричке прислушались пассажиры, шеи вытянули.
  11. +4
    29 июня 2019 16:37
    Замечательная статья, замечательный цикл.
    Из статьи складывается впечатление, что жены богатырей были как-то не шибко верны и добродетельны. Вероятно, о верных и любящих жёнах слушать было не интересно. Призываю читателей судить по "богатырским жёнам" о нравах на Руси в целом. В своё время хотел написать материал об адюльтерах среди высшего сословия средневековой Руси, но просто не нашел достаточно соответствующего материала, чтобы сделать обобщения, в то время как в Европе такого материала хватает.
    Кстати, интересно - это у нас такая традиция летописания или всё-таки действительно были такие строгие нравы?
    1. +2
      29 июня 2019 17:28
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Призываю читателей судить по "богатырским жёнам" о нравах на Руси в целом.

      НЕ судить, конечно. Прошу прощения. request
    2. 0
      29 июня 2019 17:48
      О, ну на конец-то! Здравствуйте, Михаил!
      Все ждал когда Вы приедете "с полей" и скажете своё веское слово! (Кстати, "веское" от слова "вес" или "весь")
      Моё мнение, русские летописи, вообще, скудны на подробности
      1. +2
        29 июня 2019 20:03
        Приветствую, Антон.
        Цитата: 3x3zsave
        Моё мнение, русские летописи, вообще, скудны на подробности

        Европейские хроники тоже не шибко подробны, но когда матримониальные прихоти владык влияют на принятие политических решений, это не может не отражаться на событиях, которые эти хроники или летописи фиксируют.
        Если брать именно женские адюльтеры в королевских семьях, то в Европе такие примеры найти можно, во всяком случае намеков на них достаточно. Например, Элеонора Аквитанская или жена Луи Х Французского, или Эдварда II Английского, можно вспомнить Маргариту Анжуйскую, жену Генри VI или Сесилию Невилл, Гордую Цис, это только навскидку. Возможно, кого-то обвиняли ложно (в измену Гордой Цис я, например, не очень верю, хотя, с другой стороны, откуда взяться G2 у Плантагенетов, всякое бывает), но сам факт оперирования в политической борьбе такими доводами весьма красноречив - значит им верили.
        1. +1
          29 июня 2019 20:11
          Пожалуй, только женщин из рода Болейн не вспомнили! laughing
  12. 0
    2 июля 2019 10:22
    С интересом читаю статьи про былинных героев. Было бы интересно прочитать про оружие былинных богатырей, про их снаряжение и от кого (откуда) оно у них появлялось.
  13. 0
    13 августа 2019 10:17
    Обычное дело. Большинство женщин именно такие. А раньше обычным женщинам не удавалось так вести себя, потому что мужчина нужен был для прожитья. Сейчас женщина в состоянии заработать, плюс альфа-самец трясёт алименты подсобить женщине. Потому и инициатив разводов со стороны женщины уже 70%. А разводов в русских регионах местами 104%.
  14. 0
    16 августа 2019 11:27
    "Добрыня,не смей. Учти, вернешься, а я к маме уйду" (Из мультфильма "Добрыня Никитич и Змей Горыныч")
  15. 0
    30 августа 2019 19:54
    Цитата: нафанаил
    Да не будьте пессимистом дружище...Да при нынешних то возможностях можно заказать репринт любой книги..Что я и делаю..Вот сейчас для меня печатают репринт под названием "Александрия" про Александра Македонского..А ведь ни в одном учебнике не говорится о связи славян и македонцев...А ведь это выходит один народ..

    во времена Сани это были пусть и родственники, но не один и тот же. Потом - да, славяне ассимилировали местных и теперь таки да.
  16. 0
    30 августа 2019 20:01
    Цитата: Коте пане Коханка
    Цитата: нафанаил
    ........Вот сейчас для меня печатают репринт под названием "Александрия" про Александра Македонского..А ведь ни в одном учебнике не говорится о связи славян и македонцев...А ведь это выходит один народ..

    Так, стоп Уважаемый! Тут надо быть осторожным, уж очень наша широкая славянская душа любит играть категориями и пространствами, при это не замечать время!
    Вопрос первый! Кто такие македонцы? В 4 веке до нашей эры - это одно из греко-фракийских племён из индоевропейской языковой группы. К которой впрочем относились и скифы, и сами греки, и..... как не удивительно персы!!!
    Вопрос второй! Кто такие славяне! Племенной союз возникший после распада одного из индоевропейских языковых групп восточной Европы. Причём распались на германскую, балтскую и славянскую языковые группы! И произошло это как самое ранее в конце 2 века нашей эры!
    Вопрос третий! Что связывает древних македонцев и славян? Общая языковая группа и возможно общие предки - арии! По сути македонцы, как и греки были интегрированы в Римскую империю, а потом пришли дикие южные славяне, которые в свою очередь ассимилировались в Империю Византийскую! Впрочем ещё в начале прошлого века греки современной Македонии отвечали на вопрос кто вы? Ромеи!!!
    Ну где-то так!
    С уважением, Влад!


    По порядку:

    1 - индоевропейцы - семья, а не группа, группа - ответвление ветвей семьи (например, славяне есть группа балто-славянской ветви индоевропейцев). И что удивительного в персах-то? индоевропейцы как бы на то и индо, что Иран и часть Индии входят в них. А когда начинаешь изучать язык, видишь, как сильно он похож на наш (славянские языки и есть / были мостом между индо-иранцами и непосредственно европейцами, ибо по центру меж полярных концов семьи).

    Далее, 2 - славяне и германцы составляют разные ветви и в одном союзе не состояли, германцы стоят особняком. Зато потом было меж ними много контактов, это да.

    3 - арии - не предки, это всего лишь слово из санскрита (одного из непосредственных наследников праиндоевропейского языка), означающее "благородный". И всё. Оно не является или не являлось названием всего условного праиндоевропейского народа. Что же до македонцев, к моменту прихода римлян они уже ничем не отличались от греков, и, само собой, их завоевали. Славяне мигрировали туда ближе к концу Византии и ассимилировали всех местных, так что это такие условные греко-славяне, но больше славяне, чем греки. Как-то так.
  17. 0
    30 августа 2019 20:12
    Цитата: нафанаил
    Мощно!!Про широту славянской души.Особливо в отрыве от времени..Запомню..Вопрос первый В 4 веке греки знали что они греки.Себя они вроде прозывали эллины.Ну так в летописях пишут..И почему Вы пишете-Греко-фракийские племена..Автохтонное население Эллады относят вроде к семитской группе языков. Новогреческий новояз и близко не стоит рядом с так называемым древнегреческимТак вроде Морозов утверждает..А ему я верю больше..Кто такие славяне?Да потомки тех племён что проживали на этой территории до них..То бишь скифов сарматов и прочих.Я не верю в массовое переселение народов.Так же как и во внезапное исчезновение.оных.Что связывает македонцев и славян.?Да общая история и культура.Если мы возьмём наших "просветителей"-как будто до них славяне не умели читать то мы читаем :для македонских славян-подчёркиваю -македонских славян ученик Кирилла Климент создал письмена более удобные чем письмена Константина.Вот вопрос у меня Почто письменность назвали кириллицей.Ну ладно...Ромеями себя так же называли и жители Византии...Ну вот вроде так..С уважением..

    Какая каша. Ужас, не надо так.

    1 - семиты в Элладе никогда не жили, и таки да, фракийцы, иллирийцы и некоторые другие персонажи тоже относятся к индоевропейцам (от них сейчас только албанцы остались). Македония родилась в результате слияния пришлых эллинов и местных фракийцев. Что же до, то новогреческий - непосредственный потомок средневекового греческого, он отличается от древнего, но не так что бы очень сильно, древнегреческие тексты современные эллины вполне понимают, больше произношение поменялось. Впрочем, всё это верно в отношении любого языка, если уж на то пошло.

    2 - славяне не есть потомки, они как раз одни из условных предков современных чебуреков через балто-славянскую ветвь индоевропейской семьи. Это мы - их далёкие потомки.

    3 - скифы, сарматы и прочие мигрировали из Азии, с Иранского нагорья, и кстати, они тоже индоевропейцы.

    4 - в переселения народов не верить - то же самое, что не верить в почтальона. Археология, исторические тексты, все дела.

    5 - да, потому что к моменту кириллицы македонцы славянами уже были ассимилированы. И кириллица она потому, что из всех вариантов азбуки для славян оказалась лучше всех, вот и всё.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»