Легендарная Троя и Микены Шлимана

91
Тут возразил Ахиллесу владыка мужей Агамемнон:
"Что же, беги, если хочешь! Не я умолять тебя стану
Ради меня оставаться; останутся здесь и другие;
Честь мне окажут они, а особенно Зевс промыслитель.
Всех ненавистней ты мне меж царями, питомцами Зевса.
Только раздоры, война и сраженья тебе и приятны.
Да, ты рукою могуч. Но ведь это дано тебе богом.
Илиада. Гомер. Перевод В. Вересаева


Культура античных цивилизаций. Предновогодний успех второго материала про хорватского Апоксиомена, который за два дня при всей его специфичности прочитали более 10000 человек, свидетельствует о большом интересе читателей «ВО» к истории и культуре античной цивилизации. Конечно, не обошлось без мнений «интересующихся историей» — в стиле «все обман, все подделка», либо, что скульптура изготовлена 400 лет назад, до мировой войны 1780 года, которую проиграли славяне, и в которой, естественно, было применено ядерное оружие. Победители (рептилоиды, скорее всего) стерли память (каково?!) у всех оставшихся в живых, и вот уже «200 лет усердно стирают с лица земли города в античном стиле, а особенно бастионные крепости. Делается это для того, чтобы разорвать единое архитектурное поле планеты, дабы современное население не догадались, что мир раньше уже был глобален».




Гробница Эгисфа в Микенах


Но мы ориентироваться на такое не будем. Не будем и писать в комментариях, что «все знают, что золото Шлимана подделка» без ссылок на конкретный текст конкретного автора в конкретной статье реферируемого печатного издания, или книгу с указанием страницы (страниц). Ссылки типа «был такой журнал «Знание — сила» в 80-е годы…» не принимаются. Или «я читал «синюю (а также зеленую, красную, тонкую, толстую…) книгу». Всегда нужно указывать автора, название и издательство, потому что это экономит невосполнимое время. Ведь зная автора и издательство, иной раз саму книгу можно уже и не смотреть…

Некоторым показалась непонятной сама концепция цикла. Но на самом деле все просто. В статьях речь идет о различных моментах истории и культуры античной цивилизации, в них она будет рассматриваться с самых разных (и подчас неожиданных) сторон так, чтобы было и информативно, и интересно.

Легендарная Троя и Микены Шлимана

Львиные ворота в Микенах


Что было после клада?


Ну а теперь, после такого вступления, давайте познакомимся с тем, что современная наука может сообщить нам об открытиях Генриха Шлимана, подарившего человечеству не одну только Трою, а целую древнюю цивилизацию. Впрочем, о целой цивилизации пока что речь не пойдет. Мы ограничимся только ничуть не менее фантастическим «кладом Приама». Причем сначала расскажем о последствиях его находки, а потом рассмотрим и сам этот клад.


Золотые серьги из «Клада Приама».


Начнем с того, что сенсационная находка Шлимана в Трое имеет как бы два измерения: одно материальное (это сам клад) и другое – политическое, то есть последствия этой находки. И вот с них-то мы и начнем, поскольку как же можно обойтись без политики? Но политика – это еще и деньги. И тут нужно начать с того, что стоимость найденных им сокровищ в те годы оценили в 1 миллион франков, из которых в соответствии с фирманом правительства Османской империи ей принадлежала ровно половина. Лакомый кусочек, не так ли? А главное – хороший повод для взаимных… обвинений! Впрочем, и сам Шлиман на раскопки сильно потратился. Свои расходы за три года раскопок он оценил в 500 000 франков и, будучи коммерсантом, ждал не только компенсации своих затрат, но и рассчитывал на прибыль.


«Клад Приама». Фото Шлимана.


В поисках объекта национальной гордости


Однако, буквально напротив места раскопок – всего-то море переплыть, – находилось молодое греческое государство, за какие-то полвека до находки Шлимана ставшее независимым. И оно стремилось к воспитанию у своих граждан чувства национальной гордости, которое проще всего воспитывать на победах прошлого, а не на достижениях настоящего. Поэтому неудивительно, что в греческой прессе находка Трои подавалась «как возвращение грекам кусочка их истории». Греческое правительство предложило организовать выставку находок Шлимана, но вот денег, денег, которые могли бы его заинтересовать, у нищих греков не было. Шлиман, правда, вроде бы нашел оригинальный выход. Предложил устроить в Афинах музей своего имени (причем построить его за свои деньги), то есть бесплатно для правительства, но взамен потребовал себе исключительных прав на проведение раскопок в Микенах. Грекам все это показалось несправедливым и обидным.


Генрих Шлиман.


Когда просьба короля дороже денег?


Между тем Османская империя потребовала вернуть сокровища, и что на это ответил Шлиман? Выдвинул встречное предложение: дать ему разрешение возобновить раскопки в Трое силами предоставленных ему 150 работников с таким условием, что все, что он найдет достанется Турции, но «клад Приама» он не отдаст. А поскольку греческое правительство идею Шлимана о музее отвергло, он на него тоже обиделся и начал подумывать о том, чтобы передать клад какому-нибудь музею в Западной Европе. Впрочем, и у греков были основания обижаться на Шлимана. За что? За то, что он пожелал (правда опять-таки за свой счет) снести средневековую Венецианскую башню, что стояла на Акрополе. Дескать она заслоняет вид из окон его дома на Парфенон. И опять же греки только и могли, что возмущаться, и лишь личное обращение короля Георга помешало Шлиману претворить свое решение в жизнь, а так мнение – мнением, а деньги решают очень многое, хотя и не все!


Раскопки «златообильных Микен»


Закон суров, но это закон!


Между тем судебный процесс в Стамбуле относительно прав собственности на клад Шлиман проиграл, но… приговорили его всего лишь к выплате 10 000 франков штрафа, поскольку еще 50 000 он до этого заплатил добровольно. В итоге именно Шлиман выиграл от этого решения, потому что теперь он стал единоличным обладателем «клада Приама» на основе решения суда. Более того, он все-таки получил правительственное разрешение и на дальнейшие раскопки в Трое, куда и выехал в мае 1876 года. Но местный губернатор Ибрагим-паша запретил ему копать, и пришлось Шлиману ехать назад в столицу, обивать пороги правительственных чиновников и просить урезонить своенравного губернатора. Попытка не удалась и Шлиман перебрался в Арголиду, поскольку греки наконец-то разрешили ему проводить раскопки в Микенах.


Реконструкция древних Микен.



Мечи-рапиры, найденные в микенских гробницах (Национальный археологический музей в Афинах)


Следуя Гомеру и Павсанию


Опять же копать там он начал не просто так, а следуя указаниям Гомера. По преданию, город был основан Персеем, сыном Зевса, а затем там начал править царь Атрей, отец Агамемнона и Менелая. Поступил он весьма некрасиво, накормив своего брата Фиеста его же собственными детьми, за что тот проклял и его самого, и весь его род. И боги вняли проклятию: сначала был зарезан сам Атрей, а потом его сына Агамемнона обезглавила в ванной его жена Клитемнестра. Причем все эти аморальные персонажи были погребены с царскими почестями в царских могилах, о чем сообщал древнегреческий историк Павсаний: «Тут были и подземные сооружения Атрея и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Тут могила Атрея, а также могилы тех, которые вместе с Агамемноном вернулись из Илиона, и которых Эгисф убил на пиру» (Павсаний, II, XVI, 4—5).


Золотой микенский кубок из Вафио, Лакония.


Шлиман все это прочитал и начал копать в Микенах. Правда, теперь уже под контролем наблюдателей, приставленных к нему греческим правительством, которые сильно его раздражали. В итоге он и в самом деле обнаружил гробницу, названную им «сокровищницей Атрея», и две другие гробницы, которые он посчитал гробницами Клитемнестры и Эгисфа.

«К услугам его императорского величества!»


9 октября 1876 года Шлиману пришлось прекратить работы по весьма важной причине: турецкое правительство попросило его приехать Троаду и послужить гидом на его же собственных раскопках для бразильского императора Педру II, который жаждал увидеть развалины древней Трои и приехал туда вместе с послом Франции в Бразилии графом Гобино и известным художником Карлом Хеннингом.

Граф Гобино и делец Шлиман друг другу сразу не понравились, зато бразильскому императору и раскопки, и рассказы Шлимана пришлись по душе. Более того Шлиман сумел его убедить, что Гиссарлык это и есть легендарная гомеровская Троя. Неудивительно, что император пожелал после этого увидеть и раскопки в Микенах, куда Шлиман его тут же и увез. Поскольку время было осеннее, императора вследствие начавшегося дождя пришлось принимать в одной из раскопанных Шлиманом купольных гробниц («гробнице Клитемнестры»), где венценосному любителю древностей даже сервировали обед.

Тринадцать килограммов золотых находок!


Между тем проливные дожди буквально заливали раскопы, а рабочие непрерывно болели. Но работы это не останавливало! Люди оказались упорнее природы! Между 29 ноября и 4 декабря было начато вскрытие пяти (все как у Павсания!) царских гробниц. Когда, наконец, их открыли, то там были найдены сильно поврежденные скелеты с золотыми масками на лицах. Шлимана это сильно обескуражило, ведь у Гомера о таких масках не было сказано ни слова. Но зато в одной из них он явно увидел портрет Агамемнона. Вспоминая об этом открытии, он так и написал: «На меня смотрело лицо Агамемнона». К тому же поражающих воображение сокровищ здесь оказалось значительно больше, чем в Трое: около 13 кг находок из золота. Из-за этого он потом сильно пожалел, что подписал с греческим правительством договор о передаче всего найденного в национальное достояние. Надо было, конечно, договориться о получении хотя бы половины!


«Маска Агамемнона»



Изображение сцены охоты на кинжале, найденном в могилах круга А. (Микены 16 век до нашей эры)


Ничто великое не совершается без прессы!


Впрочем, Шлиман все равно в накладе не остался. Он превратил раскопки в самую настоящую рекламную кампанию и тут же сообщил через британскую газету «Таймс» об открытии им новой цивилизации. Только в этой газете с 27 сентября 1876 года по 12 января 1877 года было напечатано 14 его статей, за которые ему прилично заплатили. Затем он занялся книгой о Микенах, которая вышла 7 декабря 1877 года.


Музей в Микенах


И, конечно, сначала Шлиман ни на одну минуту не усомнился в том, что открытые им погребения принадлежат именно Агамемнону и его спутникам, убитыми рукой его коварной жены Клитемнестры и ее любовником Эгисфом. Хотя на самом деле они хотя и принадлежат царям Микен, по времени они куда древнее, чем любимая Шлиманом Троянская война. Но он понял это много позднее…


Микенский бык. Ритон в Национальном археологическом музее в Афинах.


За что ругали Шлимана?


За дело, конечно, поскольку, не будучи профессиональным археологом, он раскапывал ту же Трою «как бог на душу положит», путал археологические слои, и доставил массу проблем тем, кто пришел ему на смену. Но… при всем при этом, никто же до него даже и подумать не мог, чтобы там копать, не видел в «Илиаде» ничего кроме литературного произведения, да и капиталом рискнуть не решался. А Шлиман пошел и на риск, и не побоялся ни тяжелого труда, ни огромных расходов, а в итоге… да, принес человечеству новое уникальное знание. Так что даже самые суровые критики Шлимана не могут отрицать и сам факт, сделанного им открытия, и его безусловную ценность, хотя ведь вместо греков Гомера, которых ему хотелось найти в Микенах, он и нашел ранее неизвестную человечеству цивилизацию. Ну, а в впоследствии ученые дали ей сначала название микенской — по имени легендарного города царя Агамемнона, а затем и крито-микенской, когда ее «продолжение» обнаружилось еще и на Крите.


Микенская коллекция в Национальном археологическом музее в Афинах.


Наследники Шлимана


Теперь раскопки на территории тех же Микен ведут уже греческие археологи и по всем правилам. И труд их был вознагражден крупнейшими, со времен Шлимана, находками, сделанными в 1952 – 1954 гг. Тогда в ходе реставрации гробницы Клитемнестры, расположенной вне пределов Микенского акрополя, археологи нашли каменную ограду в виде кольца диаметром 28 м, а в нем новые шахтовые могилы, похожие на те, что когда-то открыл Шлиман. Погребения в этом круге гробниц, который назвали кругом Б, были скромнее, чем те, что он нашел в круге А. Но и в нем были сосуды из золота, серебра и хрусталя, а также бронзовые мечи-рапиры и кинжалы, янтарные бусы и одна погребальная маска из электрона – сплава золота и серебра. Но Шлиман копал поспешно и небрежно, надлежащих записей не оставил, а тут уж греческие археологи постарались сделать все «по науке»!


Керамика из II и VI могил круга А. (Национальный археологический музей в Афинах)



Мечи-рапиры из могилы IV круга А. Национальный археологический музей в Афинах


Продолжение следует…
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    23 июля 2019 06:06
    А по мне вопрос о подлинности клад, куда интересней интриг с его перемещением.
    1. +2
      23 июля 2019 07:41
      Цитата: Cartalon
      А по мне вопрос о подлинности клад, куда интересней интриг с его перемещением.

      А мне очень интересно было бы прочитать ответ автора на вопрос - как могла шлимановская "Троя" выдержать столько лет осады занимая такую незначительную площадь?
      1. +4
        23 июля 2019 08:44
        А где автор утверждает что Шлимановская Троя выдерживала столько лет осады? Вы это у Шлимана спрашивайте.
        1. +1
          23 июля 2019 19:57
          Цитата: Cartalon
          А где автор утверждает что Шлимановская Троя выдерживала столько лет осады? Вы это у Шлимана спрашивайте.

          Видите ли, уважаемый, автор не отрицает, что "золото Трои" действительно золото Трои. А значит не оспаривает, что Шлиман откопал именно Трою. А раз он согласен с Шлиманом, то пусть и объяснит, как на таком клочке земли могла стоять Троя, выдержавшая осаду в несколько лет?
          1. +4
            23 июля 2019 22:37
            Это ваши умозаключения а не автора, автор ни чего в принципе не говорит о той тематике которую вы с такой страстью поднимаете и даже прямо пишет, считаете клад подделкой докажите. Так что вы занимаетесь простым троллингом на почве личной неприязни.
            1. +2
              24 июля 2019 08:00
              Цитата: Cartalon
              Так что вы занимаетесь простым троллингом на почве личной неприязни.

              Ну хорошо, оставим автора статьи, которого я знать не знаю, а посему и неприязни не могу к нему испытывать, в покое. Вы то способны понять, что на том клочке земли не мог поместиться город больших размеров? Скорее всего Шлиман откопал не Трою, а какую-то охранно-сигнальную крепостцу. На Руси подобных было много. А что касательно "золота Трои" и его происхождения, то мне оно не интересно.
              1. +1
                24 июля 2019 09:19
                Там культурных слоев с десяток если не больше и они разные как по размеру так и по богатству материальной культуры, античный Илион находился на этом месте, а значит это место именно Троя, а какое Троя имела значение, что именно послужило основой для Илиады мы не знаем.
                И если вы загляните в Википедию то узнаете, что временами город достигал внушительных размеров
                1. +1
                  24 июля 2019 09:29
                  Цитата: Cartalon

                  И если вы загляните в Википедию то узнаете, что временами город достигал внушительных размеров

                  В те времена, и даже в средние века, город - это то, что обнесено крепостной стеной. Все остальное, как на Руси, - палисады. Спросите у вашей любимой Википедии сколько квадратных МЕТРОВ обнесены крепостной стеной у шлимановской Трои?
                  1. +1
                    24 июля 2019 09:32
                    Только вот население этих полисадов, занимается производством и платит налоги, а города без стен вполне себе были.
                    1. +1
                      24 июля 2019 09:42
                      Цитата: Cartalon
                      Только вот население этих полисадов, занимается производством и платит налоги, а города без стен вполне себе были.

                      Все верно. Но, шлимановская "Троя" и реальная Троя имела крепостные стены. И реальная Троя выдержала несколько лет осады, а значит была достаточно крупным городом защищенным со всех сторон крепостной стеной. Но шлимановская Троя была маленьким городишком, вернее даже не городишком а крепостцой, несущей охранно-сигнальные функции.
                      1. 0
                        24 июля 2019 10:05
                        С чего вы взяли что события Илиады имеют какое-то отношение к реальности?То что раскопал Шлиман это поселение третьего тысячелетия, оно в принципе к Илиаде отношения иметь не может.
                      2. +1
                        24 июля 2019 10:10
                        Цитата: Cartalon
                        С чего вы взяли что события Илиады имеют какое-то отношение к реальности?То что раскопал Шлиман это поселение третьего тысячелетия, оно в принципе к Илиаде отношения иметь не может.

                        Ну, понятно. Давайте лучше поговорим о -
                        = А вот я смотрю на эти дивные вазы, мечи и золотые изделия и думаю -- как они это делали? =
                      3. +1
                        24 июля 2019 18:15
                        Илион, так называли греки город, погиб в результате сильного землетрясения и последовавших пожаров. После чего город был разграблен и нет никаких доказательств что это были греки. Доказательств реальной длительной осады города тоже нет. А греки известные лжецы, любящие приписывать себе чужие достижения.
      2. +1
        2 октября 2019 13:20
        Здесь путаница с названиями. Город который все называют Троя на самом деле Виллион, а по хеттски Вилусса. Гомеровская Иллиада так называется потому что греки букву В опускали называя город Иллион. Троя это хеттская провинция, одна из богатейших на тот период. Разваливающаяся Микенская империя попробовала выкрутиться за счёт грабежа и окончательно надорвалась. Троянская Война это столкновение двух сверхдержав Иперии Хеттов и Микен котрое Микены проиграли. Война продолжалась 10 лет. Осада Иллиона только эпизод. Тогдашние города это не города в нашем понимании. На тот момент там были только дворцы знати и охрана плюс склады. Население как таковое отсутствовало. Поэтому Иллион такой маленький...
        1. 0
          5 октября 2019 10:24
          Точнее сказать, что в городе(крепости) жили: царь с семьей, охраной и прислугой, знатные люди и купцы, а также часть ремесленников. Простые люди жили в поселениях за стеной, но на время войн могли селиться в крепости, вместе со своим имуществом и провизией.
    2. +7
      23 июля 2019 08:07
      А вот я смотрю на эти дивные вазы, мечи и золотые изделия и думаю -- как они это делали?
      Вот представьте, неандертальцы привязывали наконечник к копью, приклеивали его, в общем, что только ни делали, чтобы наконечник на копье держался. И это при обьёме мозга, куда большем, чем у современного человека! А потом пришли сапиенсы и начали делать наконечник вместе со штырьком, загоняя штырёк в древко. Получалось копье многократного пользования и куда более предсказуемое в полёте. Вот так по этому признаку стоянки различают сразу. Кости -- это потом. Но поразительно другое -- секреты изготовления золотых украшений, до которых додумались сапиенсы. Некоторые невозможно воспроизвести и сейчас. Нет технологий! Сильны были предки.
      1. +5
        23 июля 2019 09:36
        Какие могут быть секреты обработки золота? Золото мягкий металл, обрабатывается легко. Просто на ту же самую работу, что сейчас уходит один день, тогда тратили неделю или месяц.
      2. +2
        23 июля 2019 12:09
        А вот я смотрю на эти дивные вазы, мечи и золотые изделия и думаю -- как они это делали?


        Давайте я Вам объясню :)

        Это Шпаковский в очередной раз выносит наш с ним кулуарный (т.е. в личке) разговор налюди.

        Всё просто: Шлиман -- мошенник. Он ВСЕГДА, всю его жизнь, был мошенник и жулик. Мошенник, жулик и подлец. И вот этот мошенник жулик и подлец вдруг нашёл больше золотых кладов чем кто-либо до него, да и после него. Нормальные археологи всю жизнь битые черепки копают и вазы из крошечных кусочков клеят -- но не таков наш Шлинам: куда лопатой не ударит -- везде сразу золотой клад...

        Ну мы верим, верим...

        Так вот: в то время называли даже и имя греческого ювелира который Шлиману все эти древности и сделал. А свёл Шлимана с тем ювелиром тесть Шлимана.

        Это я не о том, что "тогда сделать не могли" --- но тем не менее именно это и есть ответ на Ваш вопрос.
        1. +1
          23 июля 2019 16:41
          Не совсем. Вот, к примеру, как делали золотую пудру для фараонов? Или золотой порошок, который они принимали во внутрь. Там же микронные размеры частиц! Допустим, пилили и просеивали. И через какое сито? На обычном сите после просеивания муки остаются самые мелкие частицы, которые можно только смыть-- электризация и, как следствие, адгезия. Так что это за сито с микронными ячейками? В современных условиях такую пудру получить можно. Египтяне производили ее в промышленных масштабах.
          1. +1
            23 июля 2019 22:40
            Египтяне производили ее в промышленных масштабах.


            А откуда это известно?
            1. +1
              23 июля 2019 23:00
              Из папирусов.
              1. +1
                24 июля 2019 10:06
                Из папирусов.

                Понятно.
                Это фантазии: папирусов эпохи царств нет в природе -- не дожили-с
        2. +3
          23 июля 2019 21:38
          Цитата: AK64
          Всё просто: Шлиман -- мошенник. Он ВСЕГДА, всю его жизнь, был мошенник и жулик. Мошенник, жулик и подлец.

          Как то, что Шлиман был my duck доказывает то, что он нашел неправильную Трою?
          Конечным результатом всех экспедиций стало обнаружение на этой территории 46 культурных слоев, подразделяемых на девять городов, существовавших здесь в разное время: Троя-I – Троя-IX.

          Троя-I (около 2920-2450 гг. до н.э.)
          Первое поселение, предположительно относящееся к крито-микенской, догреческой культуре Средиземноморья, сохранилось плохо. Город имел 90 метров в диаметре и был окружен невысокой стеной, следовавшей по рельефу местности. В стене имелись одни ворота с бастионами.

          Троя-II (около 2600-2450 гг. до н.э.)
          Это поселение, относящееся к раннему периоду минойской культуры (центром которой был остров Крит), сохранилось существенно лучше предшествующего; именно оно было ошибочно принято Шлиманом за гомеровскую Трою. Второй город имел в диаметре на 10 метров больше, чем его предшественник; площадь Трои-II составляла 8800 кв. м., а окружающая город стена местами достигала четырехметровой толщины. В стене имелись двое ворот с тщательно вымощенными проездами – Западные (принятые Шлиманом за Секейские ворота, упоминаемые у Гомера) и Восточные. Руины дворца, обнаруженные недалеко от западных ворот, были ошибочно приняты Шлиманом за дворец царя Приама, поскольку именно там он и обнаружил «клад Приама».
          Причиной гибели Трои-II был очень сильный пожар. «Горелый» слой достигает двухметровой толщины!

          Троя-III (около 2390-2220 гг. до н.э.)
          Троя-IV (около 2220-2000 гг. до н.э.)
          Троя-V (около 2000-1700 гг. до н.э.)
          Три следующих друг за другом поселения, построенные на развалинах Трои-II, были сравнительно бедными и особого интереса не представляют.

          Троя-VI (около 1700-1250 гг. до н.э.)
          Троя снова достигла утраченного величия. Город уже тяготел к эгейской культуре; археологические находки подтверждают тесные связи города с греческим государством со столицей в Микенах. Это поселение состояло уже из двух городов: Цитадели (площадь – 16 380 кв.м.) и раскинувшегося за крепостными стенами Нижнего Города (площадь – 180 000 кв.м.). Крепостные стены были сделаны из тщательно обработанных блоков и в некоторых местах достигали пятиметровой толщины.
          Троя-VI перестала существовать в результате мощного землетрясения.

          Троя-VII (около 1250-1020 гг. до н.э.)
          Фактически полностью отстроенный заново после землетрясения, город достиг наибольшего расцвета и могущества. Число жителей Цитадели и Нижнего Города достигало 7 тысяч человек, что по тем временам было весьма солидной цифрой. Именно Троя-VII больше всего подходит на роль города из «Илиады». Причиной гибели города на этот раз, скорее всего, было военное нашествие, вызванное экономическим соперничеством между Троей и Микенами, а вовсе не желанием греков возвратить Елену Прекрасную ее законному супругу. Что же касается истории о Троянском Коне, то ей нет никаких подтверждений. Версия о том, что построенная греками деревянная скульптура не вызвала у троянцев никаких подозрений выглядит неубедительной. Но если предположить, что «Конь» - это лишь одно из осадных орудий, брошенное у городских стен при мнимом отступлении греческой армии и взятое троянцами в город в качестве трофея, то этот миф начинает выглядеть правдоподобным.

          Троя-VIII, Илион (около 800-85 гг. до н.э.)
          Часть населения пережила падение города и продолжала жить на этой территории даже после прихода сюда греков-колонистов. Слава Трои привлекала в эти места древних монархов; в 480 г. до н.э. город посетил персидский Царь Ксеркс, а в 334 г. до н.э. – Александр Македонский. Он принес в дар духу Приаму свое оружие, умолял его не гневаться на Неоптена (от руки этого героя пал Приам), от которого вел свой род великий полководец, и поклялся возродить Трою. Но преждевременная смерть помешала ему выполнить обещание. Чтобы Божественный Александр не вошел в анналы истории клятвопреступником, один из его военачальников по имени Лисимах, возвел вокруг Трои стены длиной 40 стадиев (более 7 километров).
          Длительное время Троя была неприметной греческой колонией, но в конце IV века до н.э. ситуация изменилась, в городе началось широкомасштабное строительство. Был построен Храм Афины, здание собрания и театр, рассчитанный на 6 тысяч зрителей. После того, как Илион вошел в состав Римской Империи, городу были дарованы новые земли и освобождение от налогов, что сделало Трою снова процветающим городом. Однако, в 85 г. до н.э., из-за противоречий с Римом, город был вновь разграблен и разрушен, на этот раз войсками римского наместника Флавия Фимбрия.

          Троя-IX, Илион, Илиум (около 85 г. до н.э. – 500 г. н.э.)
          Вскоре после разрушения города знаменитый римский политический деятель, диктатор Сулла, приказал вновь его отстроить и заселить. На этот раз город стал неприметной колонией Римской Империи. Юлий Цезарь и Октавиан Август симпатизировали городу; при Августе в Илионе были заново восстановлены театр, здание собраний, Храм Афины. Интерес властителей Рима к Трое, вероятно, объяснялся их верой в миф о происхождении рода Юлиев. Согласно легенде, единственными троянцами, которым удалось спастись после того, как греческие воины захватили город и устроили там резню, были Эней – сын богини Афродиты, его парализованный отец Анхиз и маленький сын Асканий. Их Эней вынес на руках из объятого пламенем города. Асканий считается прародителем римских патрициев, от его сына, Юла, и пошел знаменитый род Юлиев.
          Римский император Каракала во время своей поездки в Трою захотел почувствовать себя Ахиллом и решил повторить погребальные игры, устроенные этим героем по случаю гибели его друга Патрокла. Поскольку все должно было быть предельно натурально, в том числе и переживания, то для полноты чувств требовалась смерть какого-нибудь близкого человека. Не долго думая, Каракалла, любитель острых ощущений, приказал отравить своего друга Феста, сопровождавшего его в поездке! Другой римский император, Константин Великий, выбирая место для своей будущей столицы, тоже посетил Трою, но застал город почти полностью заброшенным и сделал выбор в пользу Византия, ставшего впоследствии центром новой Империи. С падением «великой и могучей» Римской Империи исчезла жизнь во многих уголках этой сверхдержавы. Опустели города и дороги, обвались мосты и акведуки… Без поддержки метрополии большинство городов, потерявших свое стратегическое значение после вхождения в состав Империи, постепенно начало погружаться в небытие. Такая судьба была уготовлена и некогда блистательной Трое. В VI веке н.э. на холме Хизарлык опустели последние здания, и город канул в Лету.
          http://www.okasava.narod.ru/Turok-Troya.htm
          И заметьте - это все уже не Шлиман раскопал.
          1. +2
            23 июля 2019 22:47
            Как то, что Шлиман был my duck доказывает то, что он нашел неправильную Трою?


            Да ничего он не "находил"!
            Что этот жулик мог найти?

            Гиссарпык начал копать некто Калверт, Фрэнк Калверт. Калверт был уверен что Гиссарлык и есть Троя, и рассказал о том Шлиману.
            Дело в том что у Калверт был археолог, профессионал, и соответственно денег на раскопки у него не было. Зато деньги были у Шлимана, и Калверт попытался его вовлечь. Но Шлиман Калверта отопнул за борт (скрипач не нужен).

            Ничего Шлиман не находил и найти не мог.
            Вы попробуйте понять: такие находки -- это результат продолжительной работы, продолжительных поисков. Которых Шлиман никогда не вёл, вообще: он на готовое пришёл. Он никогда не работал в археологии, не искал и не ходил по тем местам --- его привели и показали: "вот она, Троя"

            ЗЫ: и не надо цитировать Википедию в таких объёмах: если уж так хочется поделиться сетевой мудростью -- то достаточно просто дать ссылку
            1. +1
              23 июля 2019 23:14
              Цитата: AK64
              Зато деньги были у Шлимана, и Калверт попытался его вовлечь. Но Шлиман Калверта отопнул за борт (скрипач не нужен).

              То есть Шлиман, пусть my duck(цким) способом, но все же до копания добрался! Не так ли?
              Цитата: AK64
              Ничего Шлиман не находил и найти не мог.

              Ну как не мог? Очень даже мог! Бабло честно с3,14159женное кто вкладывал? Во-от! Тот и кристально честный, уважаемый человек! Кот. все придумал, проплатил(!!!) и нашел! Кто девушку ужинает, тот ее и танцует!laughing Вы что не знаете как этот мир устроен?
              1. +2
                23 июля 2019 23:47
                Т.о. Гиссарлык/Трою официально открыл именно Шлиман. А то, что он был тридвараз (в плохом смысле) ни кого теперь не волнует.
                1. +1
                  24 июля 2019 10:14
                  Т.о. Гиссарлык/Трою официально открыл именно Шлиман.

                  Нет -- Фрэнк Калверт. А то что Вы (как впрочем и Шпаковский -- ну да что со Шпаковского и взять?) не знаете этого имени -- это Вас со Шпаковским и характеризует.
                  А то, что он был тридвараз (в плохом смысле) ни кого теперь не волнует.

                  Он не только не открывал Трои (ну или холма Гиссарлык) --- он ещё и подделал (почти наверняка) и эти золотые клады.
                  Ну и правильно (ведь так): слава она славой, но и заработать копейку-другую тоже надо.
              2. +2
                24 июля 2019 10:11
                То есть Шлиман, пусть my duck(цким) способом, но все же до копания добрался! Не так ли?

                Знаете, был такой Анкройд. Его даже Маркс упоминает -- как наиболее известного подлеца и вора. Он организовал производство ниток, украв патент и пустив изобретателя по миру, умирать.

                Так вот Шлиман точно такой же подлец.

                Ну как не мог? Очень даже мог! Бабло честно с3,14159женное кто вкладывал? Во-от! Тот и кристально честный, уважаемый человек! Кот. все придумал, проплатил(!!!) и нашел! Кто девушку ужинает, тот ее и танцует!laughing Вы что не знаете как этот мир устроен?

                Подлец должен называться подлецом -- хотя бы на сайте "Военное обозрение"
                А если мы даже между собой, в кулуарах, подлецов героями называть начнём (на насточщих героев наплевав) -- то кто же тогда будем мы сами?
          2. 0
            2 октября 2019 13:42
            Богатство провинции Троя базировалось на торговле рабами и лошадьми. У ахейских греков была поговорка Втюхать троянцу коня, что по нашему развести лоха. Троянский конь это аллегория, а с помощью какого обмана взяли Иллион история умалчивает...
        3. +1
          24 июля 2019 11:50
          Всё просто: Шлиман -- мошенник.
          Шлиман красочно описал, как его жена София пронесла троянские сокровища в корзинке с овощами через турецкие таможенные посты.
          Но (как пишет Степаненко) клад Приама довольно велик: флакон весом 403 г, кубок (200 г), ладьеобразный кубок (601 г), диадемы, цепочки, браслеты, перстни, пуговицы – всего 8700 (!) изделий из чистого золота. Плюс посуда из меди, серебра, электра, поделки из слоновой кости и полудрагоценных камней. Берлинский музей хранил содержимое «дамской корзинки» в трех увесистых ящиках. Как все это смогла вынести супруга Шлимана в в корзинке с овощами ? Сколько рейсов она сделала ?
          1. +2
            24 июля 2019 13:50
            Не только это --- там весь рассказ о нахождении равно бредов.

            Почему турки согласились на ничтожную компенсацию в 10 000 франков (которую упоминает Шпаковский)? Да просто потому что турки провели собственное расследование, и пришли к выводу что "золото Приама" ... никогда не было в Турции, вообще: и не въезжало и не выезжало. Оно не пересекало границ Греции.(где и было изготовлено)

            Самое смешное что я это всё г-ну Шпаковскому говорил (в частной переписке). Но что характерно, ни одного упомянутого мною ему аргумента, или возражения против оных, г-н Шпаковский не упомянул даже.
    3. +1
      23 июля 2019 12:13
      А по мне вопрос о подлинности клад, куда интересней интриг с его перемещением.


      Ну какой вопрос когда всё понятно? Со Шлиманом понятно всё:достаточно ознакомится с его биографией.

      Кто не в курсе: Шлиман -- мошенник, жулик и подлец. Сделал состояние в России на поставках сапог с картонной подошвой в русскую армию в годы Крымской войны. Попал под следствие и ему светил срок --- и бежал с одним чемоданом, бросив жену и сына, без гроша денег. Ну а потом искал куда бы деньги вложить и на чём бы заработать -- ну вот и ... нашёл. Кто не верит -- убедитесь сами.

      Вот Тут --- Тут это вопрос посложнее, да. (Посложнее, потому что там не деревенские жулики вроде Шлимана, там профи работали)
      1. +3
        23 июля 2019 20:43
        Ладно, скажу всё-таки.
        Согласно представлению Стругацких, данном ими в "Граде обреченном", цивиллизация -- это такая гигантская мутная волна, несущаяся вперед во времени. Вал грязи, обломков прежних эпох, на вершине которого тонкая, слабая пенка культуры. И рождает её вся грязь, заключенная в воде. И даже если Шлиман -- мистфикатор, в чём я очень сильно сомневаюсь, то свой вклад в создание пенки он внёс.
        1. 0
          24 июля 2019 10:16
          навоз плавающий сверху в качестве культуры??????
          Ну-ну...

          Да и сами братцы стругалкины .... надо бы сказать честно...
  2. +8
    23 июля 2019 07:06
    Спасибо, статья очень понравилась!
    Но уважаемый автор допустил небольшую неточность:
    погребальная маска из электрона – сплава золота и серебра
    Такой стплав называется Электрум . В современной металлургии Электрон - это сплав Магния содержащий до 10% Aлюминия, до 3% Цинка и до 2,5% Mарганца.
    1. BAI
      +3
      23 июля 2019 09:01
      А еще электрон - это янтарь:
      [quote][/Электрон - ήλεκτρον – вот как древние греки называли янтарь.quote]
  3. +5
    23 июля 2019 09:14
    Спасибо. Интересно.

    Маска хороша. И при этом что-то от Тартальи из «Короля-Оленя» в ней присутствует.
    1. +4
      23 июля 2019 10:32
      Сергей, видел я месяц назад могилы микенского периода, даже бродил вокруг них. hi На Закинфе. Интересно, что расположены черт-те где, в глубокой провинции острова, и указатель не такой уж и видный. Ощущение, что хоронили карликов из одного известного всем сериала. what очень маленькие и узкие выемки! request фото пока даже не разбирал, но отфоткал все recourse
      1. +4
        23 июля 2019 15:15
        А ведь и в Херсонесе остатки домов узкие. Меня всегда удивляло - как все хозяйство помещалось.

        Или не до роскошества было?
        1. +3
          23 июля 2019 16:01
          А много ли в тёплом климате в хозяйстве нужно?!
          Кроме того, плазму на стены вешать не надо, стиральные и посудомоечные машины ещё не придумали и т.п.
          И как удобно, до всего рукой дотянуться можно.

          А серьёзно, правда, интересно.
          М.б. про это кто-то уже рассказывал тут? Ау, знатоки?!
          1. +7
            23 июля 2019 22:20
            Цитата: Рони
            амного ли в тёплом климате в хозяйстве нужно?!
            Кроме того, плазму на стены вешать не надо, стиральные и посудомоечные машины ещё не придумали и т.п.
            И как удобно, до всего рукой дотянуться!

            Вечер добрый Рони!
            Малёхо поерничаю!
            Вот прям женская логика! Мне моя вторая половинка, до сих пор не может простить, что я дом огромный «забабахали». Полы замучаешься мыть! А когда начинает вешать шторы, все пиши пропало - почему потолки высокие!
            Теперь серьёзно. Крито-Микенская цивилизация не знала железа! Так что с их орудиями труда и такой домик за счастье выстроить. Ещё лет двести назад на душу населения в горнозаводских поселениях Сергинских и Верхне-Уфалейских завода приходилось примерно 4 квадратных метра. И это считалось очень даже ничего...
            С уважением, Коте!
            1. +3
              24 июля 2019 08:18
              Про ведение хозяйства нечего добавить (а вешать шторы, Ваша супруга права, не легко), разве что, на работу ходить было не надо, и служанок можно было использовать.

              А вот про строительство, ну, м.б., хотя если каменные кладки, глина, не знаю, можежет быть всё же какие-то ещё причины?!

              М.б. они столь были включены в окружающий мир с его богами, что жили как бы снаружи? А те, кто, наоборот, на себе зациклен, на человеке, начинают свой дом в дворец-музей превращать, с балами, приёмами...
            2. +3
              24 июля 2019 09:32
              Мне моя вторая половинка, до сих пор не может простить, что я дом огромный «забабахали». Полы замучаешься мыть!

              моей это только предстоит laughing drinks хотя.. уборку в доме делаю только я. request Ну, надо же хоть раз в жизни побыть благородным! wink
              Ох уж эти греки.. у меня сложилось впечатление, что им Господь дал оливки, вино, климат и туризм. what И им больше мало что нужно, хотя все исправно будут ругать Евросоюз, долги Евросоюзу, собственное правительство и триста депутатов-дармоедов. Да, греки приветливы. При заказе в кафе тебе даже исправно принесут дополнительную рюмку узо под конец. yes Но, Владислав.. мусор! wink Мусор лежит вдоль дорог, в туристических местах, а они даже не поднимут задницу, чтобы убрать вовремя. Вот их отношение к жизни - живут в гармонии с самими собой! laughing drinks
              1. +3
                24 июля 2019 09:51
                Что с них взять, потомки древней Эллады усиленно работают на своих детей и внуков формируя новый культурный слой!!! drinks
                1. +2
                  24 июля 2019 10:41
                  Что с них взять, потомки древней Эллады усиленно работают на своих детей и внуков формируя новый культурный слой!!! drinks

                  из мусора? wink Ох, Владислав... Вот есть знаменитая бухта Навагио. Снимки в интернете представляют ее просто райским местом. hi

                  но такой снимок сделать хрен удастся drinks Смотровая площадка над бухтой достаточно коротка, и, чтобы снять корабль, придется вытянуть руку с фотиком или телефоном. Я не стал рисковать фотоаппаратом laughing да и смотрится это место вживую.. не впечатлило! no Вдобавок - толпа народу, все по десять сэлфи делают. Ладно бы женщины (девочкам - простительно! love ), но ухоженные "мужички" с бородками и татушками.. Тьфу! angry Возле площадки переполненная урна, сверху и с боков навалено. Так и хочется крикнуть: "У вас это главная достопримечательность! Ну, хоть убирайте здесь!" Крик будет в никуда. В саму бухту можно доплыть лишь на корабле, она изолирована. Я внизу не был, но на одном сайте читали мнение нашей туристки - от корабля.. вонят!request Потому что сортиров в бухте - нет! laughing зато церкви в каждой деревне - да, греки религиозны. А вот форт на острове открыт с 8 до 14.30. Мы были последними, кого оттуда выгнали. Пока раскручивались по серпантину, заехали не туда. Выезжали обратно - несется машина с двумя молодыми охранниками, которые нас и выгоняли, лыбы - на всю рожу! Все, рабочий день кончился! laughing drinks
                  1. +3
                    24 июля 2019 11:38
                    Николай планируй отдых у нас на Урале!
                    Кидаю несколько фотографий из Национального парка Оленьи ручьи. Осенью там не просто чудесно!!!


                    1. +2
                      24 июля 2019 12:05
                      ох, шикарно! good красотища! drinks Жаль, Михаила нет, он бы красоты нашей Луги выложил. Конечно, утесов там таких нет.. what Но он знает, там есть несколько мест с выходом древних пород на поверхность - там можно черт-те что накопать, сам же он там выкопал своего дрессированного трилобита laughing drinks
                      1. +1
                        24 июля 2019 12:22
                        Улыбну! Мною приведены фотографии реки Серга, а немного севернее несёт свои воды Чусовая. На берегах последней и найдены были впервые отложения относящиеся Пермскому периоду!
                        К сожалению не смог найти фотографии пещер где были найдены стоянки первобытных людей! На берегах Серги их несколько. Три в пределах Парка.
                        Поэтому скину фотографию скалы (бойца) Писаницы! На ней можно разглядеть рисунок древнего человека!





                        С уважением!
                      2. +3
                        24 июля 2019 19:39
                        Я тоже знаю такое место, 30 км от Питера по "Мурманке", каньон реки Лава. Прошлым летом там бродил, нашёл какую-то окаменелости, до сих пор в бардачке валяется. Поехали?
                    2. +4
                      24 июля 2019 12:09
                      Какая красота!
          2. +3
            24 июля 2019 10:18
            А много ли в крепости, внутри стены, места?
          3. +3
            24 июля 2019 20:49
            Не забывайте, что в то время все было подчинено безопасности, то биш обороне-узкие улочки, узкие проёмы, вместо окон, бойницы. Да и места внутри периметра не достаточно и просторно в крепости могли размещается только царь и высшая знать, для остальных, что то вроде современной собачьей кануры. Хочешь просторнее-селись вне крепостных стен, а учитывая уровень безопасности в то время, шанс подохнуть или попасть в рабство у живущих за стенкой был многократно выше.
  4. -1
    23 июля 2019 11:27
    Троя и Микены - чисто конкретно местечковые населенные пункты (по площади и населению).

    Гомер явным образом натянул сову на глобус, расписывая местечковую разборку - Троянскую войну как нечто глобальное laughing
    1. +2
      23 июля 2019 16:50
      Да это вроде бы неважно, глобален Гомер. А вообще-то, насколько мне известно, из Трои сбежали люди, потомки которых основали Рим. Может, потому о Трое столько говорят? Да и Гомер, опять же.
      1. +2
        23 июля 2019 19:37
        Этруски, мигрировавшие на Аппенинский полуостров, действительно были бывшими троянцами. В Этрурии они создали порядка десяти городов-государств размером с те же Микены. Троянцам сказочно повезло - в Этрурии они обнаружили богатые месторождения меди и стали монополистами по её добыче и обработке.

        Основу римской цивилизации (язык, алфавит, обработка металлов, строительство и архитектура) также заложили не греки (которые имели свои колонии на юге Аппенин), а малоазиаты-троянцы. Рим основали этруски в качестве своего очередного города-государства и установили там монархический строй по образу и подобию Трои.

        Местные кельты (латины и сабины) через некоторое время свергли отцов-основателей Рима только за счет своей численности.
        1. +2
          23 июля 2019 20:46
          Андрей Плутарх выводит сабинов из Спарты!
          С уважением!
          1. +3
            23 июля 2019 20:58
            Сабины (также как и латины) не имели письменности и античной культуры, поэтому не могли быть потомками греков/спартанцев.

            Кроме того, спартанцы имели свое независимое государство, не создавали своих колоний за пределами Пелопоннеса и не подвергались давлению со стороны соседей (в отличии от троянцев/этрусков) - по крайней мере к моменту создания Рима в 8 веке до н.э.
      2. +2
        24 июля 2019 10:21
        Да это вроде бы неважно, глобален Гомер. А вообще-то, насколько мне известно, из Трои сбежали люди, потомки которых основали Рим. Может, потому о Трое столько говорят? Да и Гомер, опять же.


        Это кризис 12-го века. Или кризис бронзы --- война там шла глобальная, везде: цивилизацию разнесли по камешкам.
        Просто Гомер всё свёл к одному месту
    2. +3
      23 июля 2019 21:13
      Цитата: Оператор
      Гомер явным образом натянул сову на глобус, расписывая местечковую разборку - Троянскую войну как нечто глобальное

      В защиту Гомера можно сказать следующее: 1) "Много воды утекло (между Троянской войной и Гомером, сесно)... И всех, кто хоть что нибудь помнил, давным-давно замочили." (с) (Гоблин."Братва и кольцо.") 2) "История стала легендой. Легенда превратилась в фарс... А там, уже, и анекдотов насочиняли!" (с) (там же).
  5. +4
    23 июля 2019 11:28
    Микены впечатляют, впрочем как и другие греческие полисы. Особенно интересна циклопическая кладка.
    Что поразило, что из Микен виден Аргос, из Аргоса - Теринф. И все они между собой воевали....
  6. +1
    23 июля 2019 11:48
    Спасибо за статью!
    а затем и крито-микенской, когда ее «продолжение» обнаружилось еще и на Крите.
    - На Крите историки считают микенскую цивилизацию продолжением минойской.
  7. +1
    23 июля 2019 12:42
    Относительно недавно неожиданно, для себя, узнал, что средства на раскопки в немалой (или подавляющей?) степени Шлиман получил из русской казны.Правда, не знаю достоверная ли это информация, поэтому привожу источник:
    http://ipolk.ru/blog/infovoina_biblioteka_svedeniy/19518.html
    1. +2
      23 июля 2019 14:13
      Относительно недавно неожиданно, для себя, узнал, что средства на раскопки в немалой (или подавляющей?) степени Шлиман получил из русской казны.Правда, не знаю достоверная ли это информация, поэтому привожу источник:
      http://ipolk.ru/blog/infovoina_biblioteka_svedeniy/19518.html


      В том смысле что "украл у русских"? Да -- украл: Шлиман -- вор и подлец.
      Когда ему стал корячится вполне конкретный срок за его аферы в России -- он бросил русских жену и ребёнка (без гроша денег!!) и бежал из России.
  8. +4
    23 июля 2019 14:02
    Изучение прошлого, мне всегда напоминает притчу про слона и слепцов. Но с поправкой: слон реален, и просто в комнате выключен свет.
    И главный вопрос - умение найти общий язык.

    Разумеется, и ошибки, и казусы неизбежны, и фальсификации (кто как за свою репутацию борется, и за место).

    Потому и выходит, что сначала находят ископаемых креветок и медуз, описывают, систематизируют... а потом оказывается, что это усики и ротик особого животного аномалокариса или "необычная креветка".
    1. +5
      23 июля 2019 16:37
      Войти глубокой ночью, в темную комнату искать чёрную кошку!
      Жизнь забавная штука...
      В конце позапрошлого века писатель А. Конан Дойл жёстко пошутил над своим соседом (Дарвенистом) склеев череп древнего человека из того, что под рукой было! Фурор был громкий, увы не долгий....
      В середине прошлого века нацисткие археологи нашли косточку «чистого арийца нордического происхождения, то бишь ариям из гирпербореи». В итоге оказался - зуб какой-то древней пещерной или гигантской доисторической свиньи!
      Герой настоящей статьи достоин уважения только за одно своё качество - он шёл за своей мечтой! И мечта его нашла!!!
      С уважением, Влад!
      1. +4
        23 июля 2019 19:41
        Скажем так, лично для меня, Шлиман - эдакий Индиана Джонс, "вакерос", "чёрный копатель", если по-русски. После его деятельности, нормальные археологи задолбались систематизировать находки.
      2. +2
        23 июля 2019 20:23
        Да, Влад, жизнь - забавная штука... Самое главное - в жизни, не становиться на противоположную сторону баррикад, относительно тех, кого ты любишь.
        1. +2
          23 июля 2019 20:44
          Доброго вечера Антон!
          До середины позапрошлого века археологическая коллекция нашего Эрмитажа наполнялась аналогично!
          Бугровники, буровики - копатели крестьяне варварским способом вскрывали курганы дикой степи. Доходило до маразма. Буровой пишет, что частенько даже учёные мужи из Санкт-Петербурга находя кости крашенные охрой бросали раскоп, так-как шансов найти оружие, драгоценности и украшения отсутствовали. При том охра первый признак, что найдено наидревнейшее захоронение....
          Шпильман - не безупречен, делец одним словом, но блин везучий гад!!!
          По любви и баррикадам! За почти два десятка лет совместной жизни, я осознал только одно - бесполезно дергаться все равно прилетит за что не ждешь!!!
          С уважением, Влад!
          1. +3
            23 июля 2019 21:03
            Любишь ведь не только женщину, которая стала матерью твоих детей... Любишь родину и Родину, любишь родителей, любишь братьев и сестёр, пускай, двоюродных-троюродных, любишь друзей, ради которых готов сорваться "ночь-полночь", из-за одного телефонного звонка, любишь ту девчонку, с которой сидел за одной партой в восьмом классе (и пусть она сейчас толстая хабалка, ты все равно любишь в ней ту девчонку), любишь бездомную кошку, которая ест с руки....
          2. +3
            23 июля 2019 21:06
            Иногда, полжизни любишь женщину, которая не стала матерью твоих детей...
    2. +3
      23 июля 2019 19:48
      О, да, Дочь разбойника! "Шерстиног Бенедикта" - наше все! laughing
  9. +3
    23 июля 2019 19:22
    Самое интересное это биография самого Шлимана. Кому интересно почитайте.
    1. +3
      23 июля 2019 22:10
      Да в своё время биография Шлимана была читана и перечитана, а к настоящему времени уже почти забыта :-)) Сейчас вот -- освежила память.
      Что больше всего поражает в культуре тех далёких эпох? То, что статуи были окрашены, и очень ярко, а дошли до нас они облезлыми, остался мрамор или бронза -- краска растворилась! А еще то, что их было много, статуй. Ведь культовые сооружения имелись в каждом селе. По нынешним временам их бедные жители обладали огромными материальными ценностями, а в их время -- только духовными. Вот есть такая компьютерная игра -- "Ассасинс крид". В ее создании принимали участие серьёзные историки. Потому Греция и прилегающие к ней территории воспроизведены максимально точно, конечно, с поправкой на пробелы в знаниях. Во всяком случае храмы -- точно. Статуи богов. Зрелище поразительное. В храмах хранились предметы, такие, как на фотографиях. Стены расписаны. И хотя микенская культура -- она вроде как поздняя бронза, но золото у них было. Потому что плавили сами или награбили? Микенцы агрессоры были. Сидели бы тихо, как минойцы, дорийцы бы их и не прихлопнули.
      1. +3
        24 июля 2019 13:59
        на вроде как поздняя бронза, но золото у них было.Потому что плавили сами или награбили?

        Не было. Да-да, НЕ было.
        Сегодня мы живём в эпоху гиперинформированности --- любую информацию можно найти за 15 минут. Ну или за пол-часика. Так вот найдите статистику по добыче золота по годам и эпохам.

        В Перу испанцы захватили ВСЕГО 6 тонн злата -- и этого хватило чтобы европейская экономика взорвалась!

        Микенцы агрессоры были. Сидели бы тихо, как минойцы, дорийцы бы их и не прихлопнули.

        Вы путаете --- это был "кризис бронзы". Великое переселение народов 12-го века. Тогда весь мир сошёл с ума, и цивилизация рухнула. Все воевали со всеми.

        Причины?.... Ну, есть гипотеза что климат сменился.
        1. +3
          24 июля 2019 17:11
          Да, насчет климата...
          Помните был проход, где бились 300 спартанцев? Слева -- скалы, справа -- море. Так вот там сейчас от тех скал расстояние до моря 10 км :-))
          1. +1
            25 июля 2019 10:23
            Помните был проход, где бились 300 спартанцев? Слева -- скалы, справа -- море. Так вот там сейчас от тех скал расстояние до моря 10 км :-))

            А вот другой пример, Людмила Яковлевна! hi
            на острове Закинф есть мост Аргасси, построенный в 1803-м году. Мост был через реку. Сейчас он.. стоит в море! request love а вот реки там нет! wink

            самое интересное - как его "подают в нашем интернете" по годам возведения. no и 1806 год постройки, и средние века пишут. no Хотя на табличке на мосту явно указано - 1803-й. hi Его хорошо созерцать ночью.... winked
            1. +1
              26 июля 2019 16:17
              Пане, довелось мне жить долгое время в Кавказском предгорье. И было в округе множество горных рек. На выходе одной из них из узкого ущелья стояло старое полуразрушенное здание, в нижней своей части покрытое мхом -- из-за сырости. Так вот, местные "гиды" водили туда туристов, демонстрируя развалины гидротехнического сооружения 30-х годов прошлого века в качестве древней крепости. Туристы верили! А чтоб сомнений не было, заинтересованные "гиды" унесли оттуда всё, что не сгодилось мародёрам, но могло вызвать подозрения в достоверности датировки развалин. А вообще тема поглощения водой архитектурных сооружений крайне интересна. К примеру, открытый в 2001 году Гераклион. hi
              1. 0
                29 июля 2019 11:35
                Так вот, местные "гиды" водили туда туристов, демонстрируя развалины гидротехнического сооружения 30-х годов прошлого века в качестве древней крепости.

                мне это очень напоминает историю про предприимчивого китайца, который продавал путевки в Чернобыль, а возил своих радостных соотечественников в Челябинск. фейк - не фейк, но такие новости я где-то слышал.good Дело Остапа Бендера живет! good
                я скажу Вам, про что точно врут экскурсоводы. Если неподалеку от туристического места есть остров с пальмами, вас непременно позовут туда, уверяя, что именно на этом самом острове снимали рекламу "Баунти"! laughing да, именно так и будет! wink и таких островов - как в Бразилии Педро - и не сосчитаешь. В каждой стране свой.
                1. +1
                  29 июля 2019 15:11
                  Цитата: Пане Коханку
                  мне это очень напоминает историю про предприимчивого китайца, который продавал путевки в Чернобыль, а возил своих радостных соотечественников в Челябинск.

                  Да для китайца что "Чернобильск", то Челябинск - одно и то же. равно как и многие китайские термины для нашего уха (а там до 5 смыслов с разным звучанием).
  10. +2
    24 июля 2019 11:54
    Цитата: AK64
    Сделал состояние в России на поставках сапог с картонной подошвой в русскую армию в годы Крымской войны.
    Из Степаненко.
    С этим вот внезапным знанием русского языка и «восстановленными в Южной Америке» документами Генрих Шлиман достигает в России всего: положения поставщика пороха во время Крымской войны, кресла директора Императорского банка и даже звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. Разгадка взлета проста: в то время поставлять главный компонент пороха – селитру – в Россию было запрещено, и сын германского пастора Генрих Шлиман выполнял функцию «черного хода», покупая селитру как бы для себя. Типичное подставное лицо.

    3 октября 1854 года на складах Мемеля произошёл сильный пожар, уничтоживший практически все грузы, складированные в порту. Там должны были быть и грузы Шлимана, купленные на аукционе в Амстердаме, — несколько сотен ящиков индиго, сандала и 225 ящиков кофе, общей стоимостью 150 000 талеров — это было практически всё состояние Шлимана. Прибыв из Кёнигсберга, Шлиман узнал, что произошло чудо — его грузы прибыли с опозданием, и для их размещения был построен дополнительный склад в стороне, который оказался не затронут пожаром. Казус привёл к дополнительному обогащению Шлимана, поскольку немедленно наступил товарный голод
  11. +3
    24 июля 2019 12:17
    Статье +, однозначно.
    Вспомнилось- когда Шлиман подал прошение на въезд в Российскую Империю, видать поиздержался шельма, Александр 2 ответил "пусть приезжает-повесим"
    1. +2
      24 июля 2019 20:38
      А я, чтобы как-то справиться с своей исторической безграмотностью, отправилась путешествовать по просторам интернета :-))
      И вот что обнаружила: золото было ещё в неолите! Его находили в виде самородков, и, пленённые их красотой, неолитяне вкладывали в них сакральный смысл. А в 3000-м до нашей эры его уже вовсю добывали, как и серебро. Часто в виде сплава того и другого. К примеру, в "Своде" основателя первой египетской династии Менеса ( это примерно 3100 год до н.э. ) говорится, что 1 часть золота равна 2,5 частям серебра. По стоимости?
      До 1100 года до н.э. греки добывали мало золота, в основном, покупали изделия из него как символы власти и достатка, либо сами из слитков ковали. Но добыча всё же велась ими во Фракии (современная Болгария ), в горах Пангея и Кассандра.
      Что касается золотой пудры, то археологи, раскопав множество древних египетских косметичек, такой пудры в них не нашли. Но было бы странно, если б нашли. Это и сейчас-то недешёвая вещь. А красились древние отчаянно! Для красоты, а также лекарственной подводкой век глаза лечили. Что неудивительно - южное солнце, микробы, а гигиена ещё та.
      1. +1
        25 июля 2019 12:37
        И вот что обнаружила: золото было ещё в неолите!


        Вот он, взгляд гуманитария.... :)
        И даже гуманитарки.... :)
        Мы все, конечно же, любим гуманитарочек, но всё таки ....

        Видите ли, "было -- не было" -- это слова. А важны ЦИФРЫ: сколько было (или не было)

        Так вот если было 3 грамма --- это это равнозначно не было. А если три тоны -- то было

        Так вот, в товарных кол-вах золото именно в ахейской Греции ... отсутствовало.
        То есть оно было -- но в количествах .... гомеопатических (если Вы понимаете о чём я). В крайне небольших количествах оно было у очень богатых и знатных людей -- как символ СТАТУСА. (то есть кольца-ожерелья-гривны-украшения-короны)
        1. +2
          26 июля 2019 09:26
          АК, а давайте без оскорблений? Особенно вот это -- "гуманитарочка". Аж передёрнуло от отвращения! Типа цыганочка, свинарочка, доярочка... Мерзкая, неприличная слащавость! Тем более, что я технарь, просто к теме никогда ранее не обращалась. Тем более, нигде не говорила о том, что золото было достоянием "широкой общественности".
          Что касается массы золота, добытой человечеством в древности, то в точности оценить ее сложно. Было его много утоплено при перевозках, причём в слитках, в которые, к примеру, были переплавлены выдающиеся художественные ценности инков -- у них был даже сад из золотых деревьев! Много -- в ещё не найденных кладах. К тому же золото истиралось от употребления, значит даже при сохранении вещи терялась часть её массы. Много это или мало? Неизвестно. Просто считается, что всего человечеством добыто более более 189 тысяч тонн золота. Из них к 2017 году 60% из данного количества добыто за последние 67 лет.
          И ещё. Может, Вам это покажется странным, но о существовании раздела медицины, использующей лекарства в гомеопатических дозах, называемых следом, давно осведомлено множество людей.
          1. -1
            26 июля 2019 10:26
            АК, а давайте без оскорблений? Особенно вот это -- "гуманитарочка".

            Что же оскорбительного в профессии или образовании? Или Вы дискриминируете людей гуманитарного образования? Странно это как-то

            Тем более, что я технарь, просто к теме никогда ранее не обращалась.

            Видите ли какое дело, "технари" не оперируют словами "было\не было", да и словами "много\мало". Технари понимают что должны быть цифры.

            Что касается массы золота, добытой человечеством в древности, то в точности оценить ее сложно.

            Ничего сложного здесь нет -- есть довольно достоверные оценки. Вы просто ленитесь их искать.

            Было его много утоплено при перевозках, причём в слитках, в которые, к примеру, были переплавлены выдающиеся художественные ценности инков -- у них был даже сад из золотых деревьев!

            Стоп-стоп-стоп-стоп: "сад деревьев" -- это много или мало?
            Так вот я Вам сообщу: инков ограбили на ... 6 тонн. Всего ШЕСТЬ ТОНН -- вот и весь "сад".
            ШЕСТЬ ТОНН -- и эти шесть тонн перевернули европейскую экономику. Эти шесть тонн (да за раз завезённые) оказалось ОЧЕНЬ МНОГО.

            Много -- в ещё не найденных кладах.

            Это не более чем СЛОВА. И ФАНТАЗИИ.

            К тому же золото истиралось от употребления, значит даже при сохранении вещи терялась часть её массы. Много это или мало? Неизвестно.

            Мадам (или мадмуазель?), ИЗВЕСТНО ВСЁ. ВСЁ. Вы просто ленитесь искать.Для Вас фантазировать интереснее чем искать.
            Но ведь за какие-то пол-часа Вы бы нашли исчерпывающую информацию
            1. 0
              26 июля 2019 10:36
              Уважаемый...
              Читала я про эти 6 тонн. На том же сайте, что и Вы. Но ваша задача, похоже, иная. Хотите выставить меня ленивой, нелюбопытной и невнимательной? Но тогда я такова, каков и Вы. Внимательно перечитайте мои посты и свои. Там Вы найдёте все ответы на ваши вопросы. А я из дискуссии с Вами -- ухожу. Неуютно.
              1. 0
                26 июля 2019 10:52
                Читала я про эти 6 тонн. На том же сайте, что и Вы.

                А откуда Вы знаете, где я это читал? Вообще-то я легко нашёл, в своё время, исчерпывающую и полную информацию о поставках золота в Европу из Америки, по годам. (это не сложно -- поставщиком была испанская корона и вся статистика есть) Так вот там -- 6 тонн.Видимо, и "на том же сайте" тоже имели ту же информацию.

                Про эти "6 тонн" вообще-то известно ... давным давно, с до-интернетовских времён.
                Ну а ДО открытия Америки в Европе золота было очень мало. Золото было реально ценностью и статусной вещью.
                Да и серебра.... Цена серебра "10 к 1" как бы сама за себя говорит

                Но ваша задача, похоже, иная. Хотите выставить меня ленивой, нелюбопытной и невнимательной?

                Возможно, дело в том что я профессор. Ну и профессиональная деформация.
                Но Ваша проблема в том, что Вы не хотите знать фактов. Вы (по словам Пушкина -- не моим) ленивы и не любопытны. И когда Ваши теоретические построения наталкиваются на реальность -- то Вы обижаетесь на реальность --- "неправильная" реальность, не так должно быть!
                Но здесь, т.е. в отношении золота и его количества, не надо теоретизировать --- достаточно серьёзно поискать в Сети.
                Впрочем, возможно дело в том что я ищу на английском.... А то ведь на русском только газпром и путин :) (Такое обилие главы государства было только при Брежневе, при котором Ваш покорный слуга был студентом... )

                Золота в Европе, До Америки, было очень мало. Американское золото увеличило мгновенно запасы в разы и разы --- причём сделало это очень быстро.
                1. 0
                  29 июля 2019 15:16
                  Цитата: AK64
                  Про эти "6 тонн" вообще-то известно ... давным давно, с до-интернетовских времён.
                  Ну а ДО открытия Америки в Европе золота было очень мало. Золото было реально ценностью и статусной вещью.
                  Да и серебра.... Цена серебра "10 к 1" как бы сама за себя говорит

                  Ну не только золото, но и заокеанское серебро привело к "взрыву цен". И главной проблемой для Испании стало во все не золото ацтеков и инков, а огромные рудники в Потоси, которые давали серебро аж до начала 19 века.
              2. 0
                2 октября 2019 14:13
                По оценкам за всю историю было добыто порядка 200 000 т золота. На сегодня в наличии порядка 110 000 т Цифры ориентировочные но дают представление...
  12. Комментарий был удален.
  13. +1
    26 июля 2019 21:14
    Все уже ждут следующей статьи, а я всё с темы сойти не могу. Наверно, потому, что в моём прежнем представлении бронзовый век -- это такие дикие люди, лохматые, завернутые в звериные шкуры, коротающие вечера у костра в пещере. А оказывается, это -- Троя! И не прекрасная Елена явилась причиной осады города, а необходимость обеспечить свободный вывоз олова в Грецию из Азии.
    Потому что бронзу из меди легированием ее мышьяком никто давно уже плавить не хотел -- мастера страшно болели и быстро умирали, а от использования олова этого не происходило. К тому же бронза в сплаве с оловом намного прочнее.
    И отнюдь не беден культурой и экономикой был период бронзы. К его концу бассейн Средиземного моря объединялся общностью интересов. Во всех странах были торговые представительства остальных. В качестве международного использовался аккадский язык, родной для жителей Ассирии и Вавилона. Хетты, наступающие с севера, а египтяне с юга, в погоне за азиатскими месторождениями олова развязавшие между собой войну, вдруг её прекратили и в 1258 году до н.э. подписали первый в истории человечества мирный договор, скрепленный печатями египетского фараона Рамзеса II и хеттского царя Хаттусилиса III. В Средиземноморье наступила эпоха высокоразвитых дипломатических отношений, бурно расцвели земледелие, ремёсла, торговля и искусства. Из портов разных стран сотни кораблей с грузами ежедневно выходили в море и достигали портов назначения.
    И вдруг благоденствию пришёл конец! Историки называют падение бронзового века апокалипсисом. Потому что внезапно и сразу.
    1. На Балканах открыли способ плавки и ковки железа.
    2. Резко поменялся климат --- "Зима близко!"
    И вот уже полчища ахейцев, данайцев и прочих, вооруженные железными клинками, вместе с женами, детьми, домашним скарбом и животными ринулись на юг в поисках добычи и тепла и в одночасье смели с лица земли цветущие крито-микенские города и сёла. Не могли бронзовые мечи противостоять железным!
    Вместо городов и сёл остались пепелища. А Средиземное море заселили полчища пиратов. Произошло что-то вроде великого переселения народов. Дикие варвары, освоившись на чужих землях как на своих, заложили основу цивиллизации железного века.
    Поразительная история!
    Ничего этого я не знала.
    1. 0
      2 октября 2019 14:08
      Потому что бронзу из меди легированием ее мышьяком никто давно уже плавить не хотел -- мастера страшно болели и быстро умирали,
      -------------------------------------------------------------------------------------
      В основном были месторождения мышьяковистой бронзы которая шла на украшения. Для производства вооружения она не подходила, слишком хрупкая. А вот оловянистая была как раз то что надо но основное месторождение олова в Европе это Корнуэл в Англии. На торговле оловом сидели все кто жил в горной местности или плавал по морю. А покупали те кто растил хлеб. Им и расплачивались. Растущее население в Месопотамии и Египте съело излишки хлеба, а горцы и моряки(Сарды,греки) оставшись без хлеба превратились в Грабителей и пиратов. В итоге хлеба стало ещё меньше и наступил коллапс с бес пределом. Население БВ сократилось в 20 раз. Что касаемо железного вооружения то оно существовало параллельно с бронзой почти 1000 лет. Хетты по кадешскому договору поставляли его Египту, который их железу сопротивлялся спокойно и в бронзовом доспехе. Просто старая экономика не даёт вырасти новой. И когда всё рухнуло то железо получило распространение. В общем то сегодня тоже самое происходит...