Холодное южноосетинское лето 1920-го

20
100-летняя годовщина геноцида 1918-1920 годов. С 12 июня и до конца того страшного месяца 1920-го года в Южной Осетии шли тяжёлые бои. Отступающие осетинские отряды отчаянно огрызались превосходящим их по численности войскам меньшевистской Грузии, но ситуацию изменить уже не могли. Единственной их задачей было как можно дольше задержать продвижение противника, отвоевав тем самым время для эвакуации мирных жителей. По сути, это был самый настоящий исход – целый народ в спешке снялся с мест и ушёл искать приюта на север. Немногие оставшиеся в родном краю столкнулись с разгулом насилия. Начиная с 12 июня практически все селения, захваченные грузинскими меньшевиками, были либо разграблены, либо преданы огню.

Холодное южноосетинское лето 1920-го

Переход партизан через Мамисонский перевал. Картина Г.С. Котаева




Воистину выжженная земля


В первый же день нападения грузинских войск 12 июня сожгли селение Прис. 12-13 июня была практически полностью уничтожена Осетинская слободка, район Цхинвала, в котором проживали преимущественно осетины. 14 июня огню были преданы селения Кохат, Саболок, Кларс и другие. 20 июня запылало селение Тли, в котором когда-то проживали представители целых четырёх родов. Большая часть селений от Цхинвала до села Верхний Рук грузинские войска выжгли.

Особенных «успехов» в этой огненной вакханалии добился Валико Джугели, один из командиров карательных грузинских отрядов. Этот «народный гвардеец» и «генерал» от большого ума тщательно фиксировал свои действия в своеобразных дневниках, которые позже были изданы за границей под названием «Тяжёлый крест». Когда автор читал этот артефакт меньшевистской Грузии, то его не покидало чувство психологической нестабильности Джугели. Его болезненная тяга к огню сквозила из текста слишком явственно:
«Теперь ночь. И всюду видны огни!.. Это горят дома повстанцев… Но я уже привык и смотрю на это почти спокойно… Деревни здесь расположены на больших высотах и, очевидно, осетины вообразили, что они вне пределов нашей досягаемости! Но теперь всюду огни… Горят и горят! Зловещие огни… Какая-то страшная, жестокая, феерическая красота… И озираясь на эти ночные, яркие огни, один старый товарищ печально сказал мне: «Я начинаю понимать Нерона и великий пожар Рима». Горят огни. Бивуачные! Лагерь спит. Вокруг мёртвая тишина. Ночь ясная, тихая. Вдали – зарево пожара…»



"Генерал" Валико Джугели


Джугели совершенно не стесняясь описывает артиллерийские обстрелы горных селений. Не робеет он и при описании разорения Дзау (упоминая его как Джава – на грузинский манер), указывая, что это «сердце Южной Осетии» и его «надо вырвать». При этом Валико оправдывает это борьбой за «демократию». Кажется, эта песня стара как мир.

Там, где дома осетин не были сожжены, их нещадно грабили, а то и вовсе реквизировали дом целиком. Показателен рассказ Марфы Матвеевны Джигкаевой 1913 года рождения из села Джер, записанный после известных событий её родственниками:
«И отца избивали: где твои близкие, куда они девались. Отец говорит, не знаю, куда они девались, мои дети вот, находятся здесь. И наш дом при нас же стали разорять. И что сделали с нашим деревянным домом – грузины пришли и наш дом сняли, увезли и построили себе школу. И тогда мы пошли в лес, там поселились, а потом двинулись в Орджоникидзе. Везде и всюду мы хлеб просили у людей, кусочки хлеба, и этим жили».


Страшный исход


Бегство с родным мест, когда родной кров, возводимый в тяжёлых условиях гор и стоявший, быть может, на своём месте десятилетиями, а то и веками, объят огнём, само по себе трагедия. Но внезапность нападения, малочисленность способных обороняться бойцов, преследование «народной гвардией», отсутствие припасов и покрытые снегом горы превратили трагический исход в то, что сейчас бы назвали гуманитарной катастрофой, которая идёт рука об руку с геноцидом.


Переход партизан через Мамисонский перевал под руководством Гаглоева. Картина Г.С. Котаева


Боец одного из осетинских отрядов Виктор Гассиев вспоминал, как порой им приходилось в бессильной злобе наблюдать гибель соотечественников. Так, 13 июня при эвакуации одного из сёл две женщины, мать и дочка 18 лет, отстали от группы беженцев. Пропажу односельчанок группа обнаружила уже на горном перевале. Вскоре в долине у бурной реки увидели две фигуры несчастных женщин, за ними по пятам следовала грузинская «народная гвардия». Намерения «гвардейцев» секретом не были. Поэтому, чтобы спасти честь, мать и дочь бросились с крутого берега в мигом поглотивший их горный поток.

Не лучше обстояли дела и в самих многочисленных обозах. Холод, голод и невыносимо трудная дорога заставляли людей совершать немыслимые вещи. Вот как те дни вспоминал командир одного из отрядов Мате Санакоев (участник Первой мировой войны, кавалер Георгиевского креста, кавалер орденов святой Анны 2 и 3 степеней, святого Станислава 2 и 3 степеней, святого Владимира 4 степени):
«Наше положение становилось все хуже. Хлеба давно уже никто не ел… Людей было так много, что они не вмещались в ущельях. Это было что-то невообразимое. Уходили старики, женщины с детьми… В эти тяжелые дни бывали случаи, когда измученные женщины бросали своих грудных детей в бурные, вздувшиеся от дождей горные реки, а вслед бросались и сами, предпочитая смерть позору – попасть в руки меньшевиков и сделаться предметом их гнуснейших издевательств».


На подходе к Главному Кавказскому хребту люди практически полностью выбились из сил, а впереди был заснеженный Мамисонский перевал, возвышающийся над уровнем моря на 2911 метров. В таких местах и дышать-то трудно, а люди шли с детьми, голодные и замёрзшие. Кого-то просто сдуло ледяным ветром, кто-то в оголодавшем головокружении сорвался в расщелины сам, а кому-то просто не хватило сил. Точное количество беженцев навсегда оставшихся в ледяном высокогорье неизвестно, быть может сотни, быть может — тысячи.



Те, кому повезло форсировать перевал и выйти к сёлам Северной Осетии, столкнулись с новыми трудностями. Всю Россию лихорадило революционными ветрами, а на Кавказе, где бы вы ни находились в то время, партийные конфликты отягощались конфликтами на национальной почве, столь характерными для региона. Таким образом, местные власти оказались полностью не готовы к приёму такого количества беженцев: не было провианта, не было медикаментов, не было сносного жилья, а истощённые переходом люди могли рассчитывать только на самую тяжёлую работу, буквально за еду. В итоге беженцы оказались рассеяны по нескольким селениям.

Из доклада Маркарова, члена комиссии по расследованию положения беженцев Южной Осетии в Осетинском облисполкоме города Владикавказа от 24 августа 1920 года:
«Положение беженцев Южной Осетии весьма ужасное. Холера, тиф, голод настолько истощили их, что каждый из них выглядывает с животным страхом, в самом Алагире и Салугардане расположены или на дворе или в полуразрушенных домах… Совместно с доктором Евкловым мы застали страшную картину, превосходящую наихудшую картину. Беженцы по 12-15 человек валяются прямо на земле. У каждого по 4-5 больных тифозных с высокой температурой, прикрытых лохмотьями…»


Из телеграммы съезда Советов Владикавказского округа Владикавказскому облревкому, облзему, комитету по устройству беженцев от 24 июня 1920-го года:
«Революционные повстанцы из Южной Осетии находятся в весьма тяжёлом положении. Возвращаться им обратно на родину невозможно, т.к. правительство Жордания до сих пор продолжает сжигать сёла южан, преследует и изгоняет мирных жителей, поселить же их на свободных землях Северного Кавказа в ближайшем времени технически невозможно».


Смерть тех, кто не сбежал


Как и указано выше, подавляющее большинство населения Южной Осетии бежало из родного края на север. Но в республике ещё оставались те, кто либо просто не мог сняться с места, либо надеялся на бедность и удалённость собственного селения. К тому же в Южной Осетии и даже в её столице остались партизаны и подпольщики. Вскоре им предстояло разделиться на живых свидетелей и мёртвых жертв.


Расстрел тринадцати коммунаров грузинскими меньшевиками


После взятия Цхинвала грузинские меньшевистские власти решили «навести порядок». Вскоре были взяты в плен или арестованы 13 этнических осетин, среди которых находился и 16-летний подросток. Всех их объявили повстанцами и бандитами и посадили в подвал. 20 июня в три часа ночи их вывели на улицу и повели на окраину города. Там в присутствии врача Вацлава Херша и грузинского священника Алексея Кванчахадзе их пытались заставить копать себе могилу. 13 осетин решительно отказались, несмотря на избиения. После этого Кванчахадзе предложил им покаяться в преступлениях, но был отправлен по тому же адресу, что и палачи. Наконец, почти под утро грузины приступили к экзекуции. После первого залпа осетин добивали одиночными выстрелами.

Когда после освобождения Южной Осетии по этому делу о расстреле без суда и следствия проводили дознание, многие допрошенные дополняли картину всё новыми деталями. Так, участник того расстрела Гогия Касрадзе во время одной из пьянок хвастал, что лично застрелил девятерых коммунаров и целовал дуло своего нагана. Другие свидетели же показали, что участвовавший в расстрелах священник Кванчахадзе, тот самый, который просил покаяться, частенько впадал в эйфорию и кричал: «Бей коммунистов и осетин».


Памятник тринадцати коммунарам в Цхинвале


Филипп Иесеевич Махарадзе, председатель Грузинского ревкома в 1921-м году, вспоминал события следующим образом:

«Озверевшие народогвардейцы по директивам правительства Н. Жордания и Н. Рамишвили творили такие ужасы, каких история знает очень мало… Грузинские меньшевики поставили себе целью совершенное уничтожение Юго-Осетии и цель эту почти достигли. Дальше этого идти было невозможно. Осетия была разрушена и сровнена с землёй».



Разгул насилия прекратился в 1921 году. В феврале 21-го года войска большевиков атаковали меньшевистские формирования непосредственно на территории Грузии. К концу месяца был взят Тифлис, а 5 марта от меньшевиков был освобождён Цхинвал в основном силами осетинских отрядов, сформированных в Северной Осетии. Вскоре после победы советской власти в Грузии была организована специальная комиссия по расследованию последствий военных действий в Южной Осетии.


Отряд осетинских партизан под руководством Мате Санакоева (фигура в самом центре)


По данным комиссии, в 1920 году в Южной Осетии «народной гвардией» было убито и погибло при отступлении и в горах 5 тыс. 279 человек. Было сожжено 1 тыс. 588 жилых и 2 тыс. 639 хозяйственных построек. Практический весь урожай 1920 года был уничтожен, что для сельскохозяйственного региона сродни смертному приговору. Погибло 32 тыс. 460 крупного и 78 тыс. 485 мелкого рогатого скота, т.е. фактически всё поголовье в республике. Однако эти цифры вызывают вопросы по степени достоверности. Во-первых, комиссия в большинстве своём состояла из этнических грузин. Во-вторых, подсчитать жертв, погибших на горных перевалах и в ущельях, было проблематично из-за технических и погодных условий. В-третьих, неизвестно, были ли учтены погибшие беженцы в Северной Осетии, которые, как известно, страдали от многочисленных болезней и находились в крайне тяжёлых условиях. На всё это только предстоит дать ответ.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    17 августа 2019 09:09
    Увы, но в таких войнах нет одназначно "белых и пушистых", на 101% уверен, что у грузин, про то время есть свои рассказы о зверствах осетин...
    1. -2
      17 августа 2019 09:19
      Цитата: svp67
      уверен, что у грузин, про то время есть свои рассказы о зверствах осетин...

      скорее всего, как и в любой гражданской (межэтнической) войне, но эти зверства были "ответкой", хотя, это тоже их не оправдывает.
    2. +6
      17 августа 2019 10:47
      Речь не о степени "белизны и пушистости", а о начале процесса, о политическом решении, зачистить Южную Осетию от осетин, которое исходило из Тифлиса. Ну а потом была война, причём сильно неравная.
      1. -2
        17 августа 2019 10:58
        Цитата: Авиатор_
        Речь не о степени "белизны и пушистости"

        а я об этом речь и не вёл, речь
        Цитата: Авиатор_
        о начале процесса

        противоборства РЮО и Грузии, которое вылилось в реки крови и горы трупов с обоих сторон в наше время
        1. +1
          17 августа 2019 11:00
          Я Сергею svp67 писал, против Вашего коммента ничего не имею.
          1. -1
            17 августа 2019 11:02
            Цитата: Авиатор_
            Я Сергею svp67 писал

            да я и не в претензии hi
    3. +1
      19 августа 2019 15:18
      ... у грузин, про то время есть свои рассказы о зверствах осетин...

      Рассказы есть.... зверств нет.
    4. 0
      26 августа 2019 11:44
      Рассказы есть, о фактах зверств ничего не известно! Ибо всё это выдумки великой грузинской нации широко распространившиеся при Сталине и его развратных соплеменниках (Енукидзе, Сванидзе, Берия, Деканозов, Кобулов, Цанава, Рапава, Гоглидзе, Гвишиани, Каранадзе). Пытаясь создать образ прекрасной страны Грузии и великого народа, Сталин перестарался, что уже при нём вылилось в "мингрельское дело". А Джугели со своими башибузуками рвался дойти до Сочи (и даже Крыма), поскольку воинских частей на пути не было (только мирные жители). И Деникину пришлось защищать тыл. Получив по зубам (а как иначе), бравая грузинская гвардия удержала, однако, за собой часть Абхазии, где тоже всласть помародёрствовала. И всему этому есть фактические подтверждения, а не байки картвельских старцев. И я не осетин, являюсь сторонником социализма (СССР), считаю ошибкой "ленинское решение национального вопроса", а личность Сталина рассматриваю только в контексте истории. И не питаю подобно англичанам ненависти к каким-то народам. Равно как и братской любви. Ибо всё это пустое... Хотя ко многим есть вопросы. На которые уж скоро настанет пора ответить...
  2. +2
    17 августа 2019 09:58
    Автору большое спасибо за статью.
    Я вот совершенно не знаком с темой идейного и национального противостояния на Кавказе в начале 20 века.
    Век живи - век учись.
  3. +3
    17 августа 2019 10:40
    Неизвестная страница. Спасибо.
  4. -2
    17 августа 2019 16:29
    О межнациональных отношениях

    Прочитал статью, и она у меня вызвала двоякое чувство. С одной стороны ужасные вещи - страдания осетин, от геноцида, с другой стороны - такие статьи только разжигают межнациональную рознь.

    Автор пишет, что надо продолжать исследования, чтобы точнее указать цифру погибших. Но стоит ли ворошить такое прошлое? Осетинам и грузинам вечно жить рядом, так сложилось, а потому не всякая история нам нужна, такая как в статье - ни к чему хорошему не ведет, от нее только вред..

    Национальную рознь разжигает буржуазия, она ей нужна для того, чтобы трудящиеся разных наций не смогли объединиться в общей борьбе против своих угнетателей, против своей буржуазии..

    Рабочему же классу, всем трудящимся той и другой стороны делить нечего, поэтому в СССР культивировался интернационализм, и такие инциденты в прошлом не афишировались. В СССР тех, кто разжигал межнациональные страсти, отселяли в места не столь отдаленные.

    «Ни одной привилегии, ни для одной нации, ни для одного языка! Ни малейшего притеснения, ни малейшей несправедливости к национальному меньшинству – вот принципы рабочей демократии» (В.И. Ленин, ПСС, Т.23, С.150)

    Только социалистический союз трудящихся разных наций устранить всякую почву для национальной травли и грызни.
    1. +1
      18 августа 2019 00:03
      Цитата: Александр Грин
      Но стоит ли ворошить такое прошлое? Осетинам и грузинам вечно жить рядом, так сложилось, а потому не всякая история нам нужна, такая как в статье - ни к чему хорошему не ведет, от нее только вред..

      Вы абсолютно не правы! Вот допустим, в советское время факт участия полицейских-украинцев в преступлении в Хатыни замалчивался. Первые секретари ЦК КП Украины и КП Белоруссии В. Щербицкий и Н.Слюньков обратились в Центральный комитет партии с просьбой не разглашать сведения об их участии в зверском убийстве мирных жителей деревни. Помогло?! Теперь эти нелюди на Украине национальные герои. Запомните, замалчивание геноцида всегда влечёт за собой новый геноцид, только более кровавый. Вспомните, что Говорил Гитлер вдохновляя своих палачей на кровавые преступления в России, мол сейчас никто не помнит про армянскую резню 1915 года, забудут и про ваши преступления. А действительно, помнит ли про армянскую резню "среднестатистический россиянин"? Ответ:конечно же нет!
      1. -3
        18 августа 2019 13:26
        Цитата: Проксима
        Вы абсолютно не правы!

        Нет, уважаемый, я прав. У меня классовый подход. С точки зренияя буржуазии он, конечно, неверен, но для трудящихся - это единственно верный подход. .

        "Буржуазия всегда на первый план ставит свои национальные требования. Стапит их безусловно. Для пролетариата они подчинены интересам классовой борьбы" (В.И. Ленин, ПСС, Т.25, С.273)

        Национализм начинается с рынка, национальная буржуазия защищает и расширяет свой рынок за счет других наций и их земель..В эту политику она втягивает и простое население.

        Уничтожить наицонализм можно только, если ему противопоставить интернационализм. Трудящимся всех националоностей делить нечего, им надо объединяться против всего буржуазного мира.

        А в СССР поднял голову национализм потому, что Хрущев националистов всех кровей реабилитировал, и после этого КГБ переключился на борьбу с диссидентами.
        1. 0
          19 августа 2019 15:02
          Цитата: Александр Грин
          А в СССР поднял голову национализм потому, что Хрущев националистов всех кровей реабилитировал, и после этого КГБ переключился на борьбу с диссидентами.

          В СССР национализм насаждался революционерами-большевичками. Или забыли про насильственную украинизацию свежеприсоединённой Новороссии - с увольнением не знающих языка без соблюдения трудового законодательства? Или про то, как для создания отдельной украинской истории из Австрии был приглашён националист Грушевский - председатель Центральной Рады и автор конституции независимой Украины, специально под которого сделали кафедру и институт.
          Цитата: Александр Грин
          Уничтожить наицонализм можно только, если ему противопоставить интернационализм.

          Вот только почему-то сами большевики своим принципам не следовали. Уничтожалось национальное самосознание лишь русского народа - в рамках борьбы с великорусским шовинизмом, за который русский народ должен был платить и каяться. А у всех остальных наций СССР всё национальное всячески культивировалось и пестовалось.
          Причём как хитро получилось - сначала в великорусском шовинизме обвиняли исключительно царских чиновников - мол, это они проводили такую политику. А затем внезапно виноватым оказался весь русский народ:
          Никто так не угнетал поляков, как русский народ. Русский народ служил в руках царей палачом польской свободы.
          © ВИЛ
          1. 0
            20 августа 2019 10:28
            Цитата: Alexey RA
            В СССР национализм насаждался революционерами-большевичками.

            Вы путаете национализм с национальным осознанием, благодаря правильной национальной политике большевикам удалось сохранить царскую Россию в рамках СССР..
            А об отношении большевикой к русской нации почитайте лучше статью В.И. Ленина "О национальной гордости великороссов".
            1. 0
              20 августа 2019 15:05
              Цитата: Александр Грин
              Вы путаете национализм с национальным осознанием

              Беда в том, что национальное осознание тут же приводило к появлению местечкового национализма.
              … антирусский национализм есть оборонительная форма, некоторая уродливая форма обороны против национализма русского, против шовинизма русского. Если бы этот национализм был только оборонительный, можно было бы еще не поднимать из за него шума. Можно было бы сосредоточить всю силу своих действий и всю силу своей борьбы на шовинизме великорусском, надеясь, что коль скоро этот сильный враг будет повален, то, вместе с тем, будет повален и национализм антирусский, ибо он, этот национализм, повторяю, в конечном счете является реакцией на национализм великорусский, ответом на него, известной обороной. Да, это было бы так, если бы на местах национализм антирусский дальше реакции на национализм русский не уходил
              © ИВС
              Цитата: Александр Грин
              благодаря правильной национальной политике большевикам удалось сохранить царскую Россию в рамках СССР..

              Ценой отторжения земель от России в пользу других республик и превращения России в одного из двух доноров союзного бюджета (вторым была Белоруссия, у остальных республик "союзный баланс" был отрицательным)? Нечего сказать - правильная национальная политика.
              Цитата: Александр Грин
              А об отношении большевикой к русской нации почитайте лучше статью В.И. Ленина "О национальной гордости великороссов".

              Владимир Ильич отличался изрядной... гибкостью суждений. Поэтому лучше читать те его труды, которые он написал уже после прихода большевиков к власти.
              Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически.
              © ВИЛ. К вопросу о национальностях или об «автономизации».
              То есть, платить и каяться должна вся нация. Не чиновники старого аппарата, как писал об этом ВИЛ ранее, а весь великорусский народ. И шовинизм и национализм бывают исключительно великорусские.
              Дело дошло до того, что грубыми великорусскими держимордами у ВИЛ стали Орджоникидзе, Сталин и Дзержинский! И только за то, что осмелились осудить грубое нарушение принципов интернационализма грузинскими товарищами - за что и были тут же одёрнуты ВИЛ: грузины могут быть националистами, а кто их осуждает - тот великорусский шовинист.
              От така интернациональная политика, малята. smile
              1. +1
                20 августа 2019 16:40
                Цитата: Alexey RA
                От така интернациональная политика, малята.


                Очень жаль, что вы ничего не поняли из процитированной вами статьи В.И. Ленина, ее надо внимательно читать всю, а не вырывать цитаты из контекста.
                Обратите внимание, дальше Владимир Ильич как будто про вас пишет:

                « Кто не понял этого, тот не понял действительно пролетарского отношения к национальному вопросу, тот остался, в сущности, на точке зрения мелкобуржуазной и по этому не может не скатываться ежеминутно к буржуазной точке зрения.

                Что важно для пролетария? Для пролетария не только важно, но и существенно необходимо обеспечить его максимумом доверия в пролетарской классовой борьбе со стороны инородцев»
                (В.И.Ленин, ПСС, Т.45. С.359).

                Вы считаете, что Орджоникидзе, официальное лицо на Кавказе, бьет морду пусть даже противную представителю грузинской нации это хорошо? Замечательная картинка: царские держи морды дают инородцам в зубы и советские руководители тоже. Чем они тогда лучше?

                Этот инцидент мог стать причиной того, что Грузия не стала бы участвовать в проекте СССР, грузинский народ на такое объединение добровольно бы не пошел.

                Для большевиков важно было создать единое мощное социалистическое государство, но силой загнать в Союз, объединить в единое государство после революции никого уже было нельзя, т.к. за время капиталистического развития России народности превратились в нации, и боролись за самоопределение, через которое перешагнуть было нельзя.

                Только провозглашение принципа самоопределения, воспитание интернационализма и добровольности объединения помогло собрать все окраины бывшей царской России в единое государство. А для этого надо было показать, что центральная власть уже не является властью «держи морда».

                Сегодня, например, такое объединение в единое государство невозможно, потому что сегодня с таким отношением к другим национальностям, какое вы сейчас демонстрируете, никого в Союз не затянешь. По этому новый Союз бывших совестких республик можно будет восстановить только на ленинских принципах интернационализма.
  5. -1
    28 августа 2019 22:07
    Опять тридцать пять. Вместо большевистской оголтелой пропаганды в стиле прошлого столетия лучше взять документы и архивы времён Грузинскй Демократической Республики и газет тех времён и просто пройтись по фактам и удивляться почему это большевистская зараза/мятеж, поднятый осетинскими бандами, не была поддержана даже большинством самого осетинского населения Центральной Грузии. Надеюсь всем читателям прекрасно известно что никакой Южний Осетии в те времена не было, а был Горийский уезд Грузии, северная часть которой была эдакой грузино-осетинской этнической чересполосицой. Так вот, воостание осетинских банд из Джавского раёна и погром устроенный ими в захваченном ими же городе Цхинвали, не был поддержан ни осетинами Знаурского, ни других раёнов Грузии. Потому его подавление не представляло никакой сложности для правительственных сил. Причём репрессии коснулись исключительно ареал столкновения большевиков и грузинских сил. Нигде в других местах осетинское население не пострадало. Понятно что в те времена никто особенно не церемонился с правами человека и вопуже росами гуманизма особенно не забивал себе мозги. Советую на эту тему почитать очень интересный труд уже покойного профессора Автандила Ментешашвили "Истоки сепаратизма в Грузии" на русском языке. Всё расставлено документально по полочкам
  6. 0
    28 августа 2019 22:09
    Ментешашвили, Автандил Михайлович.

    Исторические предпосылки современного сепаратизма в Грузии / Автандил Ментешашвили. - Тбилиси, 1998. - 147 с

    https://search.rsl.ru/ru/record/01000598672
  7. -2
    28 августа 2019 22:10
    Вместо большевистской оголтелой пропаганды в стиле прошлого столетия лучше взять документы и архивы времён Грузинскй Демократической Республики и газет тех времён и просто пройтись по фактам и удивляться почему это большевистская зараза/мятеж, поднятый осетинскими бандами, не была поддержана даже большинством самого осетинского населения Центральной Грузии. Надеюсь всем читателям прекрасно известно что никакой Южний Осетии в те времена не было, а был Горийский уезд Грузии, северная часть которой была эдакой грузино-осетинской этнической чересполосицой. Так вот, воостание осетинских банд из Джавского раёна и погром устроенный ими в захваченном ими же городе Цхинвали, не был поддержан ни осетинами Знаурского, ни других раёнов Грузии. Потому его подавление не представляло никакой сложности для правительственных сил. Причём репрессии коснулись исключительно ареал столкновения большевиков и грузинских сил. Нигде в других местах осетинское население не пострадало. Понятно что в те времена никто особенно не церемонился с правами человека и вопуже росами гуманизма особенно не забивал себе мозги. Советую на эту тему почитать очень интересный труд уже покойного профессора Автандила Ментешашвили "Истоки сепаратизма в Грузии" на русском языке. Всё расставлено документально по полочкам
    Ментешашвили, Автандил Михайлович.

    Исторические предпосылки современного сепаратизма в Грузии / Автандил Ментешашвили. - Тбилиси, 1998. - 147 с
    https://search.rsl.ru/ru/record/01000598672