«Механический» реннен и другие игры. Венская оружейная палата
Два рычага, находившиеся под тарчем, с силой выталкивали его вверх, и тарч, а также удерживавшие его клинья разлетались в разные стороны. Расчет при этом был на то, чтобы публика своими глазами увидела результат попадания и «силу удара», что безусловно повышало бы зрелищность выступления. Большим любителем подобного игрища был опять же император Максимилиан I, которого очень забавляло, как от его сильного удара обломки тарчей высоко взмывали в воздух. Причем, если участвовавший в этом турнире всадник не мог «высидеть» удар, то есть валился из седла, то от дальнейшего участия в турнире его отстраняли.
Другой разновидностью реннена был «точный» реннен. Участвовавший в нем всадник носил реннцойг. Поножи или наручи практически не использовались. Шаффрон – глухой, без смотровых отверстий. Лошадь покрывалась кожаной попоной и накидкой из яркой ткани. Точным реннен назывался потому, что столкновения осуществлялись на полном скаку, то есть лошади навстречу друг другу мчались очень быстро и требовалась немалая сноровка, чтобы при этом еще и попасть в тарч противника.
Однако попасть в него было еще полдела. Нужно было выбить тарч из захватов, которые удерживали его на кирасе. И если тарч падал на землю, его обладатель считался побежденным. Как правило, доспехи для ног в этом виде турнира не предусматривались, достаточно было набедренников дильже.
Но самой опасной разновидностью «механического» реннена считался другой его вид – бундреннн. Для участия нем реннцойг оснащали специальным нагрудником, который назывался бунд. На нем устанавливался механизм, устроенный так, что при удачном ударе копья противника в тарч он выбрасывал его вверх, и тот взлетал высоко вверх над головой поединщика. И мало того, что взлетал, он еще и рассыпался на множество сегментов. Но так как под этим тарчем подбородника всадник не имел, любая неточность в сборке механизма или его работе приводила к смертельной опасности. Чтобы все это обеспечить, на кирасе монтировались две направляющие, которые проходили по ней до самого турнирного салада.
И опять-таки император Максимилиан I выступал также и в бундкирасе на турнире бундреннен. Когда щиты разлетались, придворные радовались, однако его участие в столь опасном состязании доставляло им большое беспокойство и вызывало немалую озабоченность.
«Жесткий» реннен был самой простой разновидностью двух предыдущих состязаний. Тарч в нем наглухо привинчивался одним либо двумя винтами к кирасе и никуда при ударе не улетал. Суть поединка состояла в том, чтобы опять-таки переломить свое копье о тарч противника и… все! Сломавший копье рыцарь объявлялся победителем!
«Смешанный» реннен был специально придуман забавы ради. В поединке участвовали два рыцаря, но в разных доспехах. Один в штехцойге, другой в реннцойге. Тот, который был одет в штехцойг, имел на копье корончатый наконечник. Облаченный в реннцойг – обычный острый. Соответствующим было и конское снаряжение. Цель поединка была все та же – сломать свое копье о тарч противника и вдобавок выбить его из седла.
Для «полевого» реннена нужно было облачиться в полные рыцарские доспехи, чтобы все на них поглядели и… опять же сломать копье. Вся разница – показать себя облаченным в полированную сталь.
А вот полевой турнир – это было уже групповое состязание двух отрядов. То есть все было точно так же, как и на войне. Копье использовалось боевое, а не турнирное. Но цель была все та же – «переломить копье». Поэтому мечи рыцари на этот турнир с собой не брали. Однако, иногда правилами оговаривалось их использование. И тогда, сломав копье, участники турнира сражались на мечах. Тупых, разумеется, и, видимо, к этому времени такие мечи делались уже специально.
При императоре Максимилиане I были также очень популярны пешие турниры, также требовавшие специальных доспехов. Причем доспехи эти были настолько дороги, что по сути стали привилегией лишь самой высшей знати – герцогов и королей. Выйти на такой турнир в дешевых доспехах было просто неприлично. А ведь были еще и доспехи для конных состязаний, которых требовалось как минимум 2-3, потом боевые доспехи, затем парадные доспехи… Все это привело к попыткам хоть как-то уменьшить стоимость турнирного снаряжения, но так, чтобы на зрелищность поединка это не влияло. Так появились состязания с барьером. На ристалище поединщики выходили в боевых доспехах, однако ноги при этом обычно латами не защищались, поскольку сражающихся разделял деревянный барьер. Бойцы выступали, разделившись на две партии, и сражались через него, стараясь сломать копье своего соперника. При этом копье, как это делали ландскнехты, следовало держать обеими руками. Каждому участнику такого турнира разрешалось сломать от пяти до шести копий. Ну, и, разумеется, судьи следили, чтобы никто не наносил удары ниже пояса.
Такие турниры стали проводить перед конными состязаниями штехен и реннен, чтобы дать возможность конным рыцарям время на подготовку своего сложного снаряжения для выхода на ристалище. К середине XVI века, хотя и находились сильные и ловкие рыцари, которые предпочитали участвовать именно в турнирах штехен и реннен, и рассматривали их как единственно достойное рыцаря занятие, все большее количество представителей знати рассматривало это уже как снобизм и предпочитало пешие поединки. Не гнушались участвовать в них, демонстрируя свои роскошные доспехи публике, даже короли.
Эпоха Ренессанса отразилась и на турнирном искусстве. Итальянцам тяжелые доспехи для немецкого турнира не нравились, и они этой северной рыцарской моде следовали неохотно. Со временем стали модными турниры по итальянским правилам. Например, уже в середине XVI века стали популярными два вида: свободный турнир, или «свободный» реннен, для которого использовались обычные боевые доспехи лишь с некоторыми дополнительными защитными элементами.
Для поединка через барьер, как здесь уже сообщалось, сначала применялся штехцойг. Но постепенно его заменяли облегченными итальянскими доспехами, по форме приближающимися к боевым. Приблизительно к 1550 году доспех для этого «нового» поединка через барьер отличался от боевого доспеха только новым шлемом, лишь слегка похожим на старую «жабью голову».
Немецкие знатные дворяне, зрители и участники итальянских турниров постепенно отказывались от тяжелого немецкого снаряжения и все чаще использовали обычные боевые доспехи, оснащенные различными дополнительными защитными деталями.
Эти новые доспехи можно было использовать и на свободном турнире, и на поединке через барьер. Так достигалась немалая экономия средств, так что неудивительно, что они также получили самое широкое распространение и в Германии. Теперь этот доспех не имел ничего общего с прежним штехцойгом. Голову рыцаря защищал бургундский шлем армэ. Причем турнирный шлем от боевого отличало левостороннее усиление забрала. К левому плечу доспеха привинчивался стальной немецкий штехтарч, несколько выгнутый снизу. Такие накладные гарды были известны и ранее. Но тогда они были гладкими, чтобы наконечник копья с них соскальзывал. Новую пластину отличала толстая ромбовидная решетка из стальных прутьев. Корончатый наконечник копья по такой пластине уже скользить не мог, но именно этого-то создатели доспеха и добивались. Теперь удар нужно было «высидеть» и любой ценой удержаться в седле!
Еще одним важным элементом нового защитного снаряжения являлись наручи гард-бра с латными перчатками (причем особо хорошо была левая рука!) и подвижные набедренники.
Во второй половине XVI века при дворах саксонской знати вошел в моду смешанный вариант турнирных доспехов: нечто среднее между — штехцойгом и реннцойгом. Шлем – все тот же турнирный салад. Однако он крепился к кирасе сзади с помощью специального кронштейна, который не давал сбросить его с головы ударом копья. Некоторое время такие доспехи были, по-видимому, очень даже популярны, причем их именно так и называют – «саксонские турнирные доспехи». Но к 1590 году они вышли из моды, схватки двух рыцарских отрядов, имитирующих сражение, практиковались даже в начале XVII века.
Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.
Информация