Лёгкие турбовинтовые транспортно-пассажирские и разведывательные самолёты сил специальных операций ВВС США

Авиация сил специальных операций ВВС США. В двух предыдущих частях, посвященных ССО ВВС США, речь шла о «рабочих лошадках» американской авиации специального назначения: «летающих канонерках» АС-130U/W/J, самолётах, обеспечивающих действия спецназа на вражеской территории МС-130Р/Н/W/J, поисково-спасательных НС-130J, летающих теле- и радиоретрансляторах ЕС-130J и конвертопланах CV-22B. Помимо летательных аппаратов, предназначенных для выполнения основных задач, в распоряжении командования AFSOC имеются машины вспомогательного назначения.




Лёгкий турбовинтовой транспортно-пассажирский самолёт с укороченным взлётом и посадкой C-145A Skytruck


В период с 2009 по 2011 гг. в эскадрильи специального назначения поступило 16 легких транспортных самолетов С-145А Skytruck (англ. Skytruck – Небесный грузовик), представляющих собой модернизированную версию польского многоцелевого двухмоторного самолёта укороченного взлёта и посадки PZL M28.


С-145А Skytruck


Базой для PZL M28 стал советский Ан-28, выпускавшийся по лицензии на польском авиазаводе PZL Mielec. Особенностью самолёта является высокорасположенное двухлонжеронное крыло большого размаха, укрепленное профилированными подкосами. При длине самолёта 13,1 м, размах крыла составляет 22,06 м. Крыло оборудовано автоматическими и управляемыми закрылками и элеронами, что в сочетании с усиленным трёхстоечным шасси обеспечивает отличные взлётно-посадочные характеристики и возможность базирования на грунтовых аэродромах и обеспечивает возможность полета с минимальной скоростью 120 км/ч. В материалах, посвященных описанию Ан-28, говорится, что для взлёта и посадки достаточно полосы длиной до 300 м. Но, по всей видимости, речь идёт о самолёте с минимальным весом. Для загруженного С-145А для посадки требуется ВПП длиной 500 м, а для взлёта – 550 м.

В 2007 году авиазавод PZL Mielec был приобретён Sikorsky Aircraft Corporation, и вскоре начались работы по модернизации самолёта. Турбовинтовые двигатели ТВД-10С с взлётной мощностью 950 л.с. заменены двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-65B мощностью 1100 л.с. с пятилопастными винтами Hartzell. На модернизированном самолёте установлена авионика Standard Silver Crown фирмы AlliedSignal и погодная цифровая РЛС RDR-2000. Самолёты, предназначенные для обеспечения деятельности спецназа, оснащены усовершенствованными навигационными системами и оборудованием для ночных полётов.

Лёгкие турбовинтовые транспортно-пассажирские и разведывательные самолёты сил специальных операций ВВС США


В настоящее время собственником предприятия является корпорация Lockheed Martin, предлагающая самолёты С-145А на мировом рынке. Согласно американским изданиям, специализирующимся на авиационной тематике, в настоящее время производство С-145А прекращено.

Согласно данным, опубликованным компанией-производителем, самолет С-145А с максимальным взлётным весом 7500 кг обладает самой большой грузоподъёмностью в своём классе – до 2300 кг. Масса пустого самолёта — 4354 кг. Грузовая кабина имеет длину 5,26 м, ширину 1,73 и высоту 1,72 м. Самолёт может принять 19 пассажиров или 17 вооруженных десантников. В задней части самолёта находится грузовой люк с размерами 1,2х2,6 м, что облегчает погрузку и разгрузку самолёта и допускает сброс грузов парашютным способом.



«Небесный грузовик» с запасом топлива 2278 л имеет дальность полёта 1590 км, и может находиться в воздухе при условии наличия резервного остатка топлива на 45 минут – до 6,2 ч. Максимальная скорость полёта – 355 км/ч, крейсерская – 244 км/ч. Расход авиационного керосина относительно невелик – в среднем 340 л/ч. Это намного меньше, чем у вертолётов, конвертопланов и большинства транспортно-пассажирских самолётов, используемых силами специального назначения.

Принятие на вооружение авиации специального назначения лёгких транспортно-пассажирских самолётов С-145А позволило снизить затраты на подготовку бойцов разведывательно-диверсионных подразделений и сэкономить ресурс дорогостоящих самолётов и конвертопланов. Гораздо более дешевые С-145А, чья стоимость в 2009 году составляла около $11 млн., в ряде случаев действовали с таким же успехом, как специализированные четырёхдвигательные самолёты МС-130Р/Н/J и конвертопланы CV-22B. Ввод в строй С-145А позволил списать предельно изношенные МС-130Е Combat Talon I, поступившие на вооружение в первой половине 1970-х годов.




Эксплуатационная история самолётов C-145A Skytruck по большей части связана с тайными операциями, проводимыми ССО ВВС в разных частях света, и широко не освещается. Эти лёгкие двух двигательные турбовинтовые машины несли как цивильную бело-голубую, так и в тёмно-серую военную окраску, характерную для ВВС США.



Очень активно самолёты С-145А использовались американцами в Афганистане. Американские спецназовцы ценили его за неприхотливость и нетребовательность к качеству ВПП. Хотя С-145А в прошлом активно использовались спецназом для доставки грузов и личного состава в районах, где велись боевые действия, от огня противника не было потеряно ни одного самолёта.



18 декабря 2011 года С-145А с бортовым номером 08-0319, принадлежавший 318-й эскадрильи специальных операций, в результате ошибочных действий пилота совершил жесткую посадку и перевернулся на грунтовой временной полосе в окрестностях населённого пункта Валан-Рабат. На борту находилось три члена экипажа и четыре пассажира. Никто не получил серьёзных травм, но самолёт после инцидента списали.

Не так давно стало известно, что командование ВВС США приняло решение заменить С-145А двух двигательными турбовинтовыми региональными пассажирскими самолетами Dornier Do 328 (получили в ВВС США обозначение С-146А Wolfhound), а также приобретаемыми в последние несколько лет турбовинтовыми самолетами Pilatus PC-12 (обозначение U-28A). Сложно сказать, что стало причиной отказа от самолётов, чья служба в ССО ВВС началась в 2009 году. Официально причина списания самолётов, произведённых в Польше, не называется, но как можно понять из появлявшихся ранее сообщений, С-145А имели проблемы с техническим обслуживанием и низкий с точки зрения ВВС США уровень эксплуатационной готовности.


Спутниковый снимок Goole Earth: самолёты C-145A на авиабазе Дюк-Филд


В настоящее время в распоряжении Командования специальных операций ВВС США имеется приблизительно 10 модернизированных самолетов C-145A Skytruck. Эти машины эксплуатируются в 6-й и 711-й эскадрильях специальных операций, дислоцированных на авиабазе Дюк-Филд во Флориде. В 2019 году появилась информация, что США передали два лёгких транспортных самолёта Эстонии, приобрести бывшие в употреблении С-145А выразили желание ещё несколько стран. Согласно обнародованной информации «Небесные грузовики» прошедшие восстановительный ремонт должны быть поставлены Кении, Коста-Рике, Непалу и Иордании.

Турбовинтовой транспортно-пассажирский и санитарный самолёт С-146А Wolfhound


Самолёты С-146А Wolfhound (Dornier 328), которые частично вытеснили в ССО ВВС США C-145A Skytruck, полноценной заменой последнего считаться не могут. Dornier 328, эксплуатация которого началась в октябре 1993 года, является типичным региональным пассажирским турбовинтовым самолётом, предназначенным для эксплуатации на аэродромах с капитальной взлётно-посадочной полосой. При его проектировании основной задачей разработчиков было создание экономичного и максимально комфортного самолёта с низким уровнем шума. Фюзеляж Dornier 328 имеет необычную для машин такого класса обтекаемую форму, оптимизированную для высоких крейсерских скоростей. Самолет способен развивать более высокую крейсерскую скорость (620 км/ч), чем большинство самолетов с турбовинтовым двигателем По данным компании-производителя, Dornier 328 имеет самый низкий уровень шума, самую широкую кабину, самый высокий потолок, самый широкий пол кабины и самые широкие сиденья в своём классе.

Dornier 328 снабжен парой турбовинтовых двигателей Pratt и Whitney PW119C мощностью 2180 л.с., которые вращают полностью реверсивные винты Hartzell HD-E6C-3B. Лопасти шестилопастного винта производят заметно меньше шума по сравнению с их аналогами, используемыми на других самолётах такого класса. Dornier 328 способен работать с относительно слабо подготовленных взлетно-посадочных полос и не так требователен к неровностям ВПП, как реактивные пассажирские самолёты. Двухместная «стеклянная кабина» оснащена комплектом авионики Honeywell Primus 2000. В состав БРЭО помимо стандартного набора связного и навигационного оборудования входят: метеорологический радар Primus 650, дублированный транспондер, системы предупреждения о близости земли и предотвращения столкновения с другими воздушными судами. Длина самолёта — 21,23 м. Размах крыльев – 20,98 м. При максимальном взлётном весе 14000 кг, самолёт может взять на борт до 33 пассажиров. Экипаж – 3 человека. Дальность полёта с аварийным запасом топлива – 1850 км.

В настоящее время в американских эскадрильях специального назначения эксплуатируются 17 модифицированных Dornier 328, которые в ВВС США получили обозначение С-146А Wolfhound (англ. Wolfhound – Волкодав). При этом опознавательные знаки ВВС США не наносятся. Самолет предназначен для выполнения транспортных и медико-эвакуационных задач в интересах командования ССО. Он способен перевозить до 27 экипированных военнослужащих.


С-146А Wolfhound


Зарегистрированная в Германии компания 328 Group в 2009 году получила четырехлетний контракт на сумму более $200 млн. на поставку запасных частей и конверсию пассажирских самолётов в соответствии с требованиями ВВС США. Пятнадцать бывших в употреблении самолётов были приобретены у различных гражданских операторов по всему миру, а два новых получены от компании Sierra Nevada. В отличие от самолётов, используемых гражданскими авиакомпаниями, эти машины оснащены специальной навигационной аппаратурой, позволяющей совершать полёты в условиях неработающих гражданских маяков и закрытой системой связи, работающей по радио и спутниковым каналам. После переоборудования С-146А оснащен вспомогательным силовым агрегатом Allied-Signal GTCP 36-150, комплектом оборудования для самостоятельного технического обслуживания на земле, метеорологическим радиолокатором Primus 870, системой глобального позиционирования, аппаратурой госопознования военного образца, усовершенствованной системой автоматической посадки, дополнительным прожектором для освещения ВПП и светодиодными фонарями. В распоряжении экипажа имеются приборы ночного видения. Несколько самолётов превращены в летающие госпитали, с операционными на четырёх пациентов. Известно, что два С-146А переоборудованы в летающие командные пункты, способные работать в воздухе и на земле. Для этого на борту установлены различные системы связи и средства отображения информации. Однако при всех своих достоинствах «самолёт спецназа» С-146А Wolfhound, созданный на базе гражданского регионального авиалайнера, в отличие от С-145А Skytruck не способен действовать с неподготовленных площадок и требует взлётно-посадочной полосы вдвое большей протяженности.


Спутниковый снимок Google Еarth: самолёты С-146А на авиабазе Кэннон


Самолёты С-146А официально приписаны к 551-й эскадрильи специальных операций, базирующейся на авиабазе Кэннон в Нью-Мексико, к 711-й эскадрильи на авиабазе Герцог-Фильд во Флориде и к 524-я эскадрильи на авиабазе Кадена в Японии. Однако фактически основная часть «Волкодавов» развёрнута на зарубежных авиабазах и предназначены для экстренной переброски команд специального назначения, перевозки грузов, снаряжения и эвакуации раненых.



Принадлежность самолётов, окрашенных в белый цвет с синими и голубыми полосами, к ВВС США выдают только номера. С-146А зачастую работают в частях земного шара, где официально американские военные в боевых действиях не участвуют.



В январе 2013 года С-146А эвакуировал бойцов американского спецназа из района боевых действий в Гао, Мали, где они поддерживали французских военных в операции против североафриканского крыла Аль-Каиды. В ноябре 2013 года «Волкодавы» 524-й эскадрильи специальных операций были замечены на аэродромах Мактан-Бенито Эбуен на острове Себу и Эдвин Эндрюс на острове Минданао, принадлежащих филиппинским ВВС. Затем, в декабре 2015 года, в социальных сетях появились фотографии C-146А, задействованных в секретной миссии в Ливии.



Кроме транспортировки групп специального назначения и их снаряжения самолёты С-146А используются также в интересах различных американских правительственных агентств, и в ходе визитов высокопоставленных официальных лиц. Так, 4 января 2017 года во время одной из своих последних поездок в качестве госсекретаря США Джон Керри использовал самолет C-146А ВВС США, чтобы посетить район Ка Мау. Аэропорт, обслуживающий небольшой город к югу от дельты Меконга, был слишком мал, чтобы здесь мог совершить посадку турбореактивный C-32А (такое обозначение в ВВС США имеет пассажирский Boeing 757).

Многоцелевой турбовинтовой самолёт U-28A Draco


В настоящее время в ССО ВВС США числится два десятка однодвигательных турбовинтовых самолётов U-28A Draco, являющихся адаптированной для Командования ССО ВВС США версией швейцарского Pilatus PC-12 NG.


U-28A Draco


Первоначально самолёты общего назначения U-28A предназначались для доставки отдельных специалистов, небольших групп спецназначения, оперативников ЦРУ и компактных грузов на аэродромы, находящиеся неподалёку от районов проведения тайных операций.



В целом небольшой самолёт с максимальным взлётным весом 4761 кг вполне соответствовал указанным задачам. На U-28A установлен один турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-67P мощностью 1200 л.с. Максимальная скорость полёта составляет 540 км/ч. Крейсерская скорость – 502 км/ч. Скорость сваливания — 124 км/ч. Дальность полёта с одним пассажиром на борту – 3530 км. Дальность с одним пилотом и 10 пассажирами — 2 371 км. При максимальной загрузке 1024 кг — 1 206 км. «Пилатус» обладает хорошими взлётно-посадочными характеристиками, минимальная длина ВПП необходимая для взлёта – 570 м. Пробег при посадке – 450 м.

Эксплуатация U-28A в ВВС США началась в 2006 году. Всего американское военное ведомство приобрело 28 лёгких турбовинтовых транспортно-пассажирских «Пилатусов». Впоследствии часть самолётов переоборудовали в самолёты разведки, наблюдения и целеуказания. В авиации сил специальных операций эти машины стали играть такую же роль, как разведывательные U-2 и RC-135 для тактического авиационного командования. В зависимости от конфигурации разведывательного оборудования самолёт может выполнять следующие миссии: радиотехническая, радиолокационная и ИК-разведка, ведение радиоэлектронной борьбы и выдача целеуказания крылатым ракетам, БПЛА, вертолётам и ударным самолётам. Известно два варианта разведывательного оборудования, устанавливаемого на U-28A:

— U-28A HB-FOB оснащён оптико-электронной системой Sensor Management System (SMS), разработанной Northrop Grumman. Система SMS включает три вычислительных комплекса на базе процессоров Intel Pentium. В состав аппаратуры разведки и наблюдения входят ИК-датчики ночного видения WF-160DS FLIR, оптическая камера с вариообъективом от 20 до 280 мм и опто-электронная система RISTA (Reconnaissance, Infra-red Surveillance, Target Acquisition) и лазерный целеуказатель.

— U-28A HB-FOG оборудован датчиками Northrop Grumman WF-160DS IR/E-O, РЛС Raytheon Sea Vue SV 1021, системой радиотехнической разведки Delfin Systems, работающей в частотном диапазоне от 30 МГц до 2 ГГц.

Обе разведывательные модификации имеют систему передачи данных в реальном режиме времени по радиоканалу на дальность до 200 км. Также разведывательные самолёты оснащены полным комплектом аппаратуры, позволяющей совершать полёты в ночное время независимо от внешнего навигационного обеспечения. Стоимость базовой модификации самолёта PC-12 NG в 2018 году составляла $5 млн. После установки специальной аппаратуры стоимость разведывательного U-28A HB-FOB составила $16 млн.

В состав экипажа обычно входят два пилота, оператор электронных систем и офицер боевого управления. Кабина пилотов самолёта PC-12 NG в базовой комплектации оснащена системой авионики Honeywell Primus Apex, состоящей из четырех 10-дюймовых жидкокристаллических экранов с высоким разрешением.



Два экрана выступают в качестве основного дисплея отображения информации для каждого пилота, два центральных являются многофункциональными дисплеями между пилотами. Система Apex имеет много общего с кабинами других бизнес-джетов и была разработана, чтобы минимизировать рабочую нагрузку экипажа и обеспечить повышенную безопасность при управлении самолётом одним пилотом.


Спутниковый снимок Google Еarth: самолёты U-28A на авиабазе Хёрберт-Фильд


В настоящее время самолёты U-28A различного назначения эксплуатируются в трёх эскадрильях ССО ВВС: 319-й (Хёрберт-Фильд, Флорида), 24-й (Хёрберт-Фильд, Флорида) и 318-й (Кэннон, Нью-Мексико).



Часть самолётов, выполняющих транспортно-пассажирские задачи, несут гражданскую окраску, часть окрашена в тёмный цвет, принятый в ВВС США.


Разведывательная модификация U-28A


Разведывательные U-28A HB-FOG и U-28A HB-FOB визуально отличаются зашитыми иллюминаторами, антеннами связных и радиотехнических систем дополнительными контейнерами в нижней части фюзеляжа и сферической головкой оптико-электронной системы.


U-28А 319-й эскадрильи специальных операций в аэропорту Ниамей, Нигерия


Самолёты U-28А различного назначения в прошлом засветились в «горячих точках» по всему миру. Несколько раз компактные турбовинтовые самолёты специального назначения попадали в объективы фото и видеокамер на аэродромах, где официально они не должны были находиться.


U-28А 319-й эскадрильи специальных операций в аэропорту Гао, Мали


На данный момент известно о двух разбившихся самолётах U-28А. В феврале 2012 года самолет, принадлежавший 319-й эскадрилье, при невыясненных обстоятельствах погиб в Джибути, никто из четырёх членов экипажа, находившихся на борту, не выжил. 15 марта 2017 года в ходе тренировочного полёта в окрестностях авиабазы Кэннон в Нью-Мексико разбился разведывательный U-28А из состава 318-й эскадрильи. Три члена экипажа погибли.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти