Оружие Второй мировой. Ночные истребители. Сравнения

23

Какие самолеты вы считаете лучшими?

1. «Мессершмитт» Bf.110G - 15 (9.49%)
9.49%
2. «Юнкерс» Ju-88C-2 - 4 (2.53%)
2.53%
3. «Дорнье» Do-17Z-7 - 0 (0%)
0%
4. «Дорнье» Do-217J - 5 (3.16%)
3.16%
5. «Хейнкель» He.219 - 46 (29.11%)
29.11%
6. «Мессершмитт» Ме-262В - 13 (8.23%)
8.23%
7. «Бристоль» Blenheim I(IV)F - 2 (1.27%)
1.27%
8. «Де Хэвиленд» Mosquito NF - 48 (30.38%)
30.38%
9. «Дуглас» P-70 Nighthawk - 1 (0.63%)
0.63%
10. «Нортроп» P-61B Black Widow - 24 (15.19%)
15.19%
Заканчивая получившуюся довольно большой тему о ночных истребителях, конечно, будет совершенно справедливо их сравнить между собой. И пройтись по сильным и слабым сторонам, благо историю самолетов мы неплохо рассмотрели в предыдущих материалах.

1. «Мессершмитт» Bf.110G


Он был первым. Да, у него были еще довольно легкие соперники, но тем не менее, в дневном бою «Уничтожитель» не показал себя крутым бойцом, в ночном… Ну, в ночном было немного получше.





В ночных боях над Европой в начале войны Bf.110 вполне успешно использовался с системой наведения "Химмельбетт", которая не требовала ни большой дальности полета, ни большой продолжительности пребывания в воздухе. Hо по мере появления более быстрых бомбардировщиков и постановщиков помех 110-й становился все печальнее, хотя провоевал до самого конца войны.



Вопрос только, насколько эффективно.



Достоинства: освоенный самолет во всех смыслах. Неплохой набор вооружения.

Недостатки: скорость и маневренность. Плюс небольшой радиус действия. Кроме того, был недостаток у самолетов с экипажем в три человека. Это проблема покидания оператором РЛС поврежденной машины с парашютом. Для этого первым должен был выпрыгнуть стрелок, но если он был ранен или убит, то покинуть самолет было не возможно.

2. «Юнкерс» Ju-88C-2


Может быть, не самый распространеный ночной истребитель Третьего рейха, но – важнейший элемент ПВО Германии. В 1944 г. сборочные линии «Юнкерса» и смежников практически полностью переключились на выпуск истребительного варианта.



Слабой стороной самолета оказалось то, что он не поспевал за «фаршем», который в него постоянно добавляли. Различные системы РЛС, радиовысотомер FuG 101, радиолокационный ответчик FuG 25, используемый для взаимодействия с системой наведения "Химмельбетт" и зенитной артиллерией, а также приемник FuG 10, конечно, улучшали возможности самолета, но постоянно увеличивали его вес и ухудшали аэродинамику.



Достоинства: прекрасное радиолокационное оборудование, увесистый залп (один из лучших), хорошая дальность полета.

Недостатки: небыстрый и не очень хорошо маневрирующий самолет.

3. «Дорнье» Do-17Z-7


Не очень удачный эксперимент по превращению бомбардировщика в ночной истребитель. Этот самолет не оборудовался РЛС, но на нем устанавливали не менее интересное оборудование: инфракрасный прибор ночного видения.

Оружие Второй мировой. Ночные истребители. Сравнения


Прибор назывался «Spanner-Anlage». Он состоял из двух частей: инфракрасного прожектора и приемной Q-трубки с маленьким экраном.

Прожектор находился в передней части носового обтекателя, а Q-трубку устанавливали сквозь лобовое стекло кабины перед летчиком.

Освещенная инфракрасным лучом цель проявлялась на экране.

Был и пассивный прибор, без прожектора, который улавливал горячие выхлопные газы двигателя. Минусом систем была небольшая дальность действия.

Неудивительно, что к 1942 году все «Дорнье» Do-17Z были переведены в учебные и выведены из состава Люфтваффе.

Достоинства: небольшой вес, отсюда неплохая маневренность.

Недостатки: скорость, вооружение.

4. «Дорнье» Do-217J


Фактически – работа над ошибкой Dо-17, но не самая удачная работа. Конечно, появление РЛС «Лихтенштейн» весьма упростило работу экипажам, но перетяжеленность конструкции сыграла свою роль.



Вооружение было впечатляющим, и истребитель реально мог истребить кого угодно, если догнал бы. А с этим была огромная проблема. Попытки установить более мощные двигатели ситуации не улучшили, и Do-217J в начале 1943 начали менять на «Юнкерсы» и выводить из боевых частей Люфтваффе.



Достоинства: мощное вооружение

Недостатки: большой вес, небольшая скорость, плохая маневренность

5. «Хейнкель» He.219


Конструкторы "Хейнкеля" создали действительно передовую машину, с такими реальными достоинствами, как герметичная кабина экипажа, катапульты и дистанционно-управляемое оборонительное вооружение. Потому, собственно, самолет и не пошел в серию, пока за него не взялся Каммхубер и не предложил переделать в ночной истребитель.



К сожалению для немцев, «Хейнкель» не смог строить Не.219 в достаточных количествах. Всего было построено 268 машин всех модификаций, что явно недостаточно. А машина была довольно приличной по всем параметрам. Я бы сказал, что это был мощнейший из ночных истребителей в плане вооружения, да плюс еще и летал вполне себе прилично. В целом — пожалуй, единственный самолет с поршневыми двигателями, который мог на равных воевать с "Москито".



Достоинства: ЛТХ в целом, вооружение.

Недостатки: пожалуй, тяжеловат. Но не критично.

6. «Мессершмитт» Ме-262В


Он был. Это все, что можно сказать про этот самолет. Никаких особенных заслуг и громких побед, просто война закончилась раньше, чем немцы смогли отладить выпуск машин и обучение пилотов. Перспектива, конечно, была.



Достоинства: скорость, высота.



Недостатки: неосвоенность конструкции в целом, слабое вооружение. Две пушки МК-108 30-мм – это откровенно ни о чем.

7. «Бристоль» Blenheim I(IV)F


Как я уже писал, к началу Второй мировой войны этот самолет устарел настолько, что его надо было просто тихо списать. Однако его заставили воевать.



Повоевали ночные «Бленхеймы» и на защите Британии, и в Северной Африке, и в Индии. Но победы этого истребителя были скорее исключением, чем правилом, поскольку его скоростные качества просто не позволяли кого-то догнать. Потому уже к 1944 году все «Бленхеймы» были заменены на «Бофайтеры».



Достоинства: пожалуй, что нет.

Недостатки: слабое вооружение, ЛТХ в целом.

8. «Де Хэвиленд» Mosquito NF


Ну, это ужас, летящий на крыльях ночи. Это истребитель, который был способен спокойно и непринужденно истреблять ночные истребители противника. А вообще, «Москито» сбивали все, что попадалось в прицел, от бомбардировщиков до снарядов V-1 и V-2.



Пожалуй, если с кем и возникали проблемы, то с Ме.262 и Не.219. Первый превосходил в скорости, а второй и создавался как ответ на «Москито», поэтому тоже мог вмазать от всей души.

В общем, это кандидат на одно из призовых мест.



Достоинства: ЛТХ, вооружение, все просто прекрасно.

Недостатки: пожалуй, что не было.

9. «Дуглас» P-70 Nighthawk


Этот господин по идее должен был оказаться где-то вместе со 110-м и «Бренхеймом», ибо был неклюж и в целом для боев с шустрыми и манёвренными японскими самолетами не годился совершенно.



Именно поэтому «Ночного ястреба» использовали как угодно, и как штурмовик, и как разведчик, и как учебный самолет.



Достоинства: крепкий, с хорошим вооружением самолет.

Недостатки: маневренность и скоростные качества.

10. «Нортроп» P-61B Black Widow


Общее число жертв «Черной вдовы» не велико, поскольку они поступили на вооружение к тому времени, когда союзники уже установили почти полный контроль над воздушным пространством.



Но этот примечательный самолет воевал, и воевал вполне неплохо. Причем, когда у японцев закончились самолеты, «Вдову» спокойно приспособили в качестве ночного же штурмовика.

Последний самолет, сбитый в ходе Второй мировой войны, был уничтожен именно P-61В. Ночью 14/15 августа 1945 года P-61B пилотируемый лейтенантом Робертом Клайдом и оператором РЛС лейтенантом Брюсом Лефордом сбил над морем около Иешимы японский армейский истребитель Nakajima Ki-43.

К концу Второй мировой войны в USAAF пятнадцать из шестнадцати эскадрилий ночных истребителей имели на вооружении P-61A или P-61B, что говорит о многом.



Достоинства: ЛТХ, вооружение.

Недостатки: нет.

В целом же основным носителем информации здесь является таблица. По ней можно судить, насколько тот или иной самолет был плох или хорош.



Если кому-то покажется, что некоторым истребителям тут явно не место, потому что они из первой половины войны, то объясню. Так проще увидеть ту эволюцию, которую проделали эти самолеты. А они ее проделали, более того, именно благодаря работам над ночными истребителями мы (в том числе) получили на выходе реактивные универсальные самолеты.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    15 сентября 2019 05:40
    Обзор интересный, спасибо, но может быть, имеет смысл завершить цикл статьёй, посвящённой наиболее результативным пилотам-ночникам ?
    Ведь "главная деталь любого оружия – голова его владельца", в данном случае личности пилотов и операторов РЛС, порой на морально устаревших машинах добивавшихся феноменальных успехов в условиях количественного и качественного превосходства противника.
    1. +6
      15 сентября 2019 08:26
      посвящённой наиболее результативным пилотам-ночникам
      hi ,,а что считать то?
      Лучшим ночником был Хайнц-Вольфганг Шнауфер из ночной эскадрильи NJG 1.Из 164 боевых вылетов,засчитано 121 победа, 114 это бомбардировщики. Летал только на Bf 110.
      1. +1
        15 сентября 2019 10:01
        ,,,из англичан наверное Боб Брэхем,который летал на самолетах "Бофайтер", 29 побед,19 из них ночью.
      2. +5
        15 сентября 2019 21:01
        Курт Вельтер, NJG 11, летал на Ме-262А-1а оснащённом РЛС FuG 218J-3, 51 победа, из них 46 ночью, 25 сбитых Москито, награждён рк с дубовыми листьями.
        Фридрих-Карл Мюллер, командир 1./NJG 11, летал на одноместных мессерах и фоках в свете прожекторов, 52 вылета 30 побед, из них 29 бомберов и 1 Москито (случай уникальный), награждён рк.
  2. +1
    15 сентября 2019 08:08
    Сегодня как-то совсем бегло, без подробностей. А жаль...
  3. +2
    15 сентября 2019 08:32
    Достаточно полный, хоть и очень краткий обзор. "Бофайтера" не хватает. Спасибо!
  4. +1
    15 сентября 2019 09:51
    У англичан еще был Болтон-Пол «Дифайент» NF Mk.lA. С радаром. Было 7 эскадрилий. Причем эти эскадрильи имели самый большой процент побед по отношению к числу вылетов на перехват по сравнению с другими типами ночных истребителей на конец 1941 г.
  5. +4
    15 сентября 2019 13:56
    Очень хочется почитать, как москито сбивали V-2.
    1. 0
      16 сентября 2019 09:22
      Не нашел такой инфы. Против V-2 у англичан с 1944 были реактивные перехватчики - Метеор.
      Москито использовали не в ПВО, а для любых специальных миссий, где нужны были дальность и скорость (убежать от погони или, наоборот, сбить)
      1. +3
        16 сентября 2019 14:24
        Извините, это был сарказм на явную описку автора.
      2. Комментарий был удален.
    2. +5
      16 сентября 2019 11:24
      Никак. V-2 - это баллистическая ракета, которую в то время перехватить было не реально. Перехватывали V-1.
      1. 0
        16 сентября 2019 14:42
        Точно. Я по-невнимательности спутал V-1 - крылатую ракету (их сбивали) и V-2 - баллистическую ракету (их до сих пор сбивают с великим трудом).
  6. 0
    15 сентября 2019 15:22
    Он был первым. Да, у него были еще довольно легкие соперники, но тем не менее, в дневном бою «Уничтожитель»


    Не "уничтожитель", а "разрушитель".
  7. +2
    15 сентября 2019 21:30
    Проголосовал за Москито, по совокупности боевых качеств. Но, 110-й - самый массовый ночник, и вероятно, выполнивший самую большую работу как самолёт этого типа. Ему также плюс.
  8. +2
    15 сентября 2019 21:34
    К концу Второй мировой войны в USAAF пятнадцать из шестнадцати эскадрилий ночных истребителей имели на вооружении P-61A или P-61B, что говорит о многом.

    Это говорит о том, что в ночниках ВВС США особо не нуждались.
    С кем воевать-то ? Японцы по ночам, конечно, летали, но "без огонька".
    В Европе с ночниками вполне справлялись британцы.
    В Африке немцев-ночников не водилось.
    Заказали Нортропу Вдову, по большей части, "чтобы було" или, как говорят за лужей-"чтобы было все, как у Джонсонов".
    Да, чуть не забыл. В авиации флота были такие переделки в ночники как F6F-3, F6F-5, F4U-1D и спецпостройки F7F.
    1. +2
      16 сентября 2019 13:00
      Цитата: Альф
      С кем воевать-то ? Японцы по ночам, конечно, летали, но "без огонька".

      Насчёт "без огонька" - это вы экипажу ЛК "Пенсильвания" расскажите. Или ЛК "Мэриленд". Или АВ "Интрепид". smile
      Ночная работа японской авиации вынудила американских авианосников сначала ввести в состав авиагрупп АВ звенья истребителей-ночников, а затем выделить отдельные ночные авианосцы с исключительно ночными авиагруппами. Например, в боях у Иводзимы в сумрак ушли "Big E" с 9 CAG(N) и "Леди Сара" с 53 CAG(N).
      Впрочем, ночники работали не только с палуб - после захвата Окинавы американцы были вынуждены перебросить на остров две ночные истребительные эскадрильи морской пехоты - настолько их достали ночные налёты.
      1. 0
        16 сентября 2019 21:24
        Были ночные налеты, сравнимые с Битвой за Британию ?
  9. 0
    16 сентября 2019 08:09
    10. «Нортроп» P-61B Black Widow

    ...

    Недостатки: нет.

    laughing
    https://www.youtube.com/watch?v=ihZyUBaG_8Y
    "-Видишь суслика?
    -Нет!
    -И я не вижу! А он есть!"
  10. 0
    16 сентября 2019 12:51
    Цитата: peter1v
    Очень хочется почитать, как москито сбивали V-2.

    перехватывали фау-1 крылатую, V-1
    у бриттов было не много самолетов, которым хватало скорости и вооружения ее сбивать
    поэтому москито привлекались, но только до тех пор, пока не появились спитфайры последних версий и темпесты.
  11. 0
    16 сентября 2019 12:54
    Цитата: Гончар
    Но, 110-й - самый массовый ночник, и вероятно, выполнивший самую большую работу

    на 110 отрабатывалась тактика и вооружение для ночников, особенно радары и связь.
    он хоть и был далеко не лучшим, но стал трамплином для ускорения разработки и боеготовности других машин и источником кадров.
  12. +1
    16 сентября 2019 15:36
    На диво складно коротко и практично. Респект!
    Желающие ознакомиться более подробно с ночниками на проф сайты, там по каждому самолёту и пилотам летавшим написано простыней мама не горюй!
  13. +2
    21 сентября 2019 22:34
    Очередная попытка автора сделать какой то рейтинг самолётов, теперь из раздела "ночников". ИМХО идея в корне неправильная. Кратко несколько мыслей.

    Цитата: Роман Скоморохов
    Hо по мере появления более быстрых бомбардировщиков и постановщиков помех 110-й становился все печальнее, хотя провоевал до самого конца войны.
    Угу, всё печальнее. Для англо-американских бомберов. Если бы было всё печально для немцев, так зачем до весны 45 выпускали ? Как раз пик славы Bf-110 - именно роль ночного истребителя.

    Цитата: Роман Скоморохов
    Но этот примечательный самолет воевал, и воевал вполне неплохо. Причем, когда у японцев закончились самолеты, «Вдову» спокойно приспособили в качестве ночного же штурмовика.
    Роман снова оценивает ситуацию "в моменте"; точно так же, видимо не понимая роль того же Me-262, который был вообще уникальным технологическим шагом "для новой войны". На самом деле ситуация намного "глубже" - все ведущие страны не только решали тактически задачи "на сейчас", но и готовились к следующим скачкам развития, - и машина "Чёрная вдова" - это самолёт на "войну на завтра", на случай победы или Рейха, или СССР, как перехватчик новых орд поршневых бомберов, которые способны по американским оценкам выпускать в той или иной степени объединённой под тем или иным знаменем Европы.

    Это из того же раздела, почему Сталин полученные от США "Тандерболты" не давал на фронт, а клал "в копилку", и требовал вместо Аэрокобр Кингкобры и иные самолёты, типа B-17, B-24 и особенно B-29, и тоже не давал их на фронт.
  14. 0
    19 ноября 2019 14:41
    Я голосую за 110, "Критерий Истины- Практика"
    Кто сбил больше , тот и лучший.