Один день в Венском императорском арсенале

152
Вот через площадь мы идём
И входим наконец
В большой красивый красный дом,
Похожий на дворец.
Сергей Михалков. В музее В.И. Ленина


Военные музеи Европы. Сегодня мы познакомимся с экспонатами Венского императорского арсенала. Само его здание, дворец Ховбург, как раз и есть самый настоящий дворец, хотя цвета серого, а не красного. Однако ильичевский музей Ховбургу и в подметки не годится, а уж по ценности своих коллекций, а еще их объему, он не знает себе равных. Рыцарский зал Эрмитажа по сравнению с его залами просто что-то вроде районного краеведческого музея, не более. И тут нет никакого преувеличения. Четыре всадника и вот такая «стена» из них, как на фото ниже. А ведь это только лишь один из 12 залов, посвященных рыцарской тематике. И в каждом конные фигуры буквально на каждом шагу.





К счастью для посетителей, едва ли не 80% экспонатов арсенала выставлены, не будучи ограждены стеклом. Потрогать вам их, понятно, не удастся, но рассмотреть во всех деталях и сфотографировать не помешает ни что.


А это для сравнения: наша «четверка» из Рыцарского зала Эрмитажа



Кстати, у крайнего справа всадника вот уже много лет совершенно невероятным образом вывернута правая нога. И никому из музейных работников до этого нет дела. Пипла… она же все проглотит. А уж китайцы, от которых сегодня и в питерских (и в европейских) музеях сегодня буквально не протолкнуться, и подавно, поскольку для них такие вот «железные ребята» вещь и вовсе неслыханная, и невиданная. Там существовали совсем иные формы защиты…


Ну а начнем мы свой рассказ с истории возникновения этой коллекции, чтобы было понятно, почему она такая богатая и в ней такое множество ценнейших экспонатов.


Сегментный шлем, или спанденхедьм


Знакомство с коллекциями доспехов и оружия принято начинать с самых старых образцов, либо… шлемов, поскольку принято считать важная, так сказать, часть человеческого тела и соответствующий ее статусу уровень защиты ей просто необходим. В коллекции Палаты есть очень интересный сегментный шлем (спанденхельм) VI века. Попал в Европу с Востока вместе с сарматами. Был очень популярен в эпоху раннего Средневековья среди германской знати. Встречался и у франков на севере Европы, и у вандалов в Африке, и у саксов и англов на землях Британии. Обычно состоял из четырех железных сегментов, соединенных заклепками на каркасе из меди или бронзы, часто позолоченном.

Дело в том, что императоры из семейства Габсбургов получали предметы искусства и того же рыцарского снаряжения из самых отдаленных земель: из Богемии и Венгрии, Галисии и различных балканских территорий, из современных стран Бенилюкса — старых Нидерландов, и таких провинций современной Франции, как Бургундия, Эльзас, Лотарингия и, наконец, из Испании и северной части Италии. Развитие дипломатических отношений и боевые конфликты позволили разнообразить коллекцию множеством предметов с Ближнего Востока, включая доспехи и оружие турок, персов и египтян, которые имели те или иные отношения с Габсбургами.


Конический шлем


Конические шлемы с фиксированной носовой железной пластиной использовались в основном с IX по XII век. Изготавливались из целого куска железа как единое целое и без украшений. Из-за того, что на гобелене Байе изображено завоевание Англии норманнами (битва при Гастингсе 1066), на головах у которых как раз такие шлемы, его ошибочно называют «нормандским шлемом». Между тем известен шлем св. Вацлава 955 года, появившийся задолго до битвы при Гастингсе. Вместе с большим миндалевидным щитом и кольчугой длиной до колен такой шлем входил в состав полного снаряжения средневековых воинов на протяжении очень длительного времени. Сохранилось лишь несколько таких шлемов, среди которых и шлем св. Вацлава, и этот венский шлем, который был найден в 1864 году в Оломоуцком воеводстве.

Естественно, что имперский статус всего, что окружало тогдашних правителей империи и их вассалов, начиная от дворцов, в которых они жили, их обстановки, и уж тем более одежды, приводил к тому, что все это приобретало максимально возможную утонченность. Ну и, конечно, особую ценность приобретали рыцарские доспехи императора, которые должны были быть поистине великолепными начиная с макушки шлема до кончика его меча, кинжала или булавы. То же самое относилось и к лошадям, и конским доспехам. Таким образом, каждый из этих объектов просто не мог не являться произведением искусства.


Топфхельм 1350 г., принадлежавший семье Пранков. Типичный рыцарский шлем и очень ценный прежде всего тем, что на нем сохранилось его нашлемное украшение в виде буйволиных рогов. Очень тяжелый, поэтому скорее всего использовался в качестве турнирного. Первоначальным владельцем шлема был, вероятно, Альберт фон Пранк, на печати которого, датированной 1353 годом, изображен почти такой же шлем. Хранился в монастыре августинцев в Секау. В 1878 году был куплен для императорской коллекции.

Основа коллекции была заложена Императорской Палатой личных доспехов, существование которой было документально подтверждено с 1436 года, в которой хранились доспехи и декоративное оружие правящего дома и его свиты. Но в эпоху барокко все это полностью утратило свое значение, поскольку больше не было необходимости символизировать рыцарские доблести или физическую силу через доспехи. Так предметы императорского собрания стали музейными экспонатами, призванными увековечить историю австрийского дома Габсбургов уже иначе – через демонстрацию обладания им древними и прекрасными артефактами.


Знаменитый бундхугель – «собачий шлем» 1400 – 1410 гг. Был удобнее, чем «шлем-горшок», поскольку имел большее свободное пространство перед лицом, облегчавшее дыхание. Забрало и вовсе позволяло носить такой шлем постоянно, достаточно было забрало поднять. Отверстия для дыхания обычно располагались на маске забрала справа, а левая сторона их не имела

Эпоху рыцарского вооружения и турниров сменила «эпоха охот», когда именно охота, а не турниры стали главным видом развлечения знати. Так появилась экспозиция придворного оружия или «Придворная охотничья камера», созданная при императоре Фердинанде II, она включает в себя предметы самого высокого качества изготовления каждой эпохи и вплоть до конца монархии в 1918 году.


Есть в коллекции Венской оружейной палаты и совсем уникальный шлем, принадлежавший Георгию Кастриоти, албанскому князю, прозванного Скандербег (ок. 1405—1468 гг.). Купол шлема полированный, диадема и геральдическая фигура изготовлены из меди с частичным золочением. На диадеме имеется латинская надпись: in*pe*ra*to*re*bt, которую можно расшифровать следующим образом: «Иисус Назареянин благословляет князя Эматия, короля Албании, ужас Османов, короля Эпира». Геральдическая фигура представляет собой козлиную голову с рогами.

В коллекцию попала и уникальная коллекция эрцгерцога Фердинанда из Тироля (1529–1595), который начал собирать ее в 1577 году. Он обладал огромным богатством и при этом считал, что его долг заключается в сохранении наследия прошлого и увековечении памяти его героев. В соответствии с этой концепцией, которая была удивительно современной даже по сегодняшним меркам, он и собирал доспехи и оружие, которые принадлежали разным известным личностям – от князей до военачальников – как его собственной эпохи, так и прошлых веков. Таким вот образом и возникла его знаменитая Оружейная палата героев, находившаяся в замке Амбрас в Тироле. Он же приказал подготовить и первый в мире каталог этой коллекции, который насчитывает 125 иллюстраций – первый в мире печатный и иллюстрированный музейный каталог на латыни, опубликованный в 1601 г. и на немецком языке в 1603 г. Каждый «герой» изображен здесь в виде гравюры на медной пластинке, одет в доспехи, а рядом помещена его биография. Так что мы имеем документ, подтверждающий существование всех этих доспехов на момент его создания, а также знаем их первоначальный внешний вид. Интересно, что все в том же XVI веке эта коллекция была открыта для публики за входную плату.


Доспехи курфюрста Фридриха Пфальцского (1425—1476 гг.) работы Миссалья, ок 1450 г.


Клейма на доспехах указывают, что над ними работали сразу четыре разных мастера, а именно Томазо Миссалья, Антонио Мисалья, Инноченцо да Фаерно и Антонио Серони. Такое разделение труда было характерно для этой миланской компании, в которой те или иные мастера специализировались на отдельных предметах брони. Данный доспех был предназначен для экспорта во Францию, поэтому был выполнен "alla francese", то есть в «французском стиле». От собственно миланских доспехов этот стиль отличался симметричными наплечниками и маленькими дисками для защиты подмышечных впадин. Шлем – гранд бацинет, то есть «большой бацинет». Сабатоны имеют характерные позднеготические острия на концах. Курфюрст Фридрих Победоносец начал свое правление в Пфальце в 1449 году, и вполне вероятно, что он купил эти доспехи по случаю этого события. Отметим, что особенностью доспехов XV в., по которой их можно легко отличить от доспехов более позднего времени, было крепление нашейника. Он крепился к кирасе на двух кожаных ремнях, спереди и сзади. На нашейнике была прорезь. На ремне – металлическая оковка с П-образным креплением, которое проводило через эту прорезь, после чего в него вставляли поперечный металлический стержень на шнурке. Благодаря своей форме он не мог выпасть, а даже если бы и выпал, то не потерялся бы и так и остался болтаться на шнурке. Тем не менее от этой конструкции впоследствии отказались и придумали «ожерелье», скреплявшееся с помощью крючка. Кроме того, скользящее по кирасе копье противника могло попасть под этот ремень и его порвать! Еще одним отличием была сама кираса, у которой передняя и задние детали состояли из двух частей каждая, причем друг с другом они не соединялись, хотя и заходили одна на другую. То есть у доспеха был «верх», державшийся на плечах, и «низ» – державшийся у воина на поясе.

Во время наполеоновских занятий коллекция Амбрас в 1806 году отправилась в Вену, в качестве собственности императора и была объединена с коллекционными фондами, описанными выше. В 1889 году коллекция оружия и доспехов была открыта для посещения как первая коллекция императорского арсенала в здании Художественно-исторического музея. Ну, а после свержения монархии по окончанию Первой мировой войны в 1918 году все художественно-исторические коллекции императорского дома Габсбургов перешли в собственность Австрийской Республики.


Перед нами готические доспехи, изготовленные Лоренцом Хельмшмидтом для императора Максимилиана I. Вероятно, он носил его будучи молодым принцем, а затем передал его своему дяде Сигизмунду по случаю его свадьбы со своей второй женой, Екатериной Саксонской, в 1484 году. На этом фото все его детали просматриваются очень хорошо


Основу оружейного собрания в некоторой степени образует наследие двух императоров: Максимилиана I (ум. в 1519 г.) и Фердинанда I (ум. в 1564). Причем последний все доспехи и оружие из своего наследства разделил между своими тремя сыновьями. Часть императора Максимилиана II осталась в Вене, в Зальцбургском дворце, ставшим впоследствии императорским цейхгаузом, коллекция Фердинанда Тирольского оказалась в Праге, а затем в Инсбруке, в замке Амбрас, а часть, отошедшая Карлу Штирийскому — в Граце. После смерти Карла, в 1599 году, она вновь вернулась в собственность представителей основной ветви, но в Вене оказалась лишь в 1765 году. Фердинанд к унаследованному владению добавил коллекцию оружия знаменитых людей прошлого и настоящего и создал таким образом уникальное по историческому и художественному значению собрание. После смерти Фердинанда Тирольского в 1595 году его собрание досталось его старшему сыну, Карлу фон Бургау, но затем выкуплена у него в собственность императора, и объединено в итоге со всеми остальными коллекциями.



Около 1500 года появляются так называемые «максимилиановские доспехи», изобретение которых приписывается императору Максимилиану I. Для них характерно наличие желобков, идущих по всей их поверхности, но гладкие поножи ниже колен. Рифленая поверхность новых доспехов создавала красивую игру солнечного света на их поверхностях, и была определенно близка к моде на плиссировку в одежде знати. В дополнение к своим оптическим свойствам гофр также увеличивал прочность самой брони, что позволяло делать ее тоньше и, следовательно, легче, но с тем же уровнем защиты. Однако точная работа, необходимая для изготовления гофра, повысила стоимость доспехов, так что эта очень дорогая мода исчезла еще до середины столетия. Странное «лицо» на забрале шлема было связано с тем, что турниры тогда часто проводились во время карнавалов, на которые было принято надевать самые разные, в том числе и устрашающие, маски. Шлем, изображенный на этой фотографии, принадлежал герцогу Ульриху фон Вюртембергу (1487 – 1550 гг.). Работа мастера-доспешника Вильгельма Червея Старшего (1501 — в 1538 гг. Нюрнберг).


Вне всякого сомнения, доспехи с такими вот забралами на шлемах смотрелись несколько жутковато…


Ценность собрания Венской оружейной палаты в первую очередь заключается в его историческом значении, поскольку оно хранит колоссальное число доспехов и оружия знаменитых людей, и просто оригинальных артефактов своего времени. Причем, нужно подчеркнуть, что подлинность многих из них подтверждается еще и многочисленными инвентарными описями, которые начинаются с 1580 года, и не в меньшей степени — скульптурами XVI века.


Гарнитур Фердинанда I (1503—1564) с рифлеными латами, как для всадника, так и для его коня 1526 г. Мастер: Кольман Хельмшмид (1471—1532 гг., Аугсбург)


Собрание содержит в основном оружие и доспехи начиная с эпохи Средних веков и до начала Тридцатилетней войны. Единственным в своем роде оно является также и по подбору образцов турнирного вооружения, среди которого встречаются совершенно уникальные экземпляры. Важным дополнением уникальных коллекций арсенала является также библиотека императорского дома, содержащая ценные иллюстрированные рукописи и печатные издания, посвященные военному делу, турнирам, а также искусству фехтования и верховой езды.


Правый наплечник кирасы «максимилиановского» доспеха, ок. 1514 г., принадлежавший королю Людовику II (1506 – 1526 гг.), сыну короля Владислава II. Изготовлен Конрадом Зойзенхофером, Инсбрук


P. S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.

Продолжение следует…
152 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 сентября 2019 05:04
    Ещё одна отличная статья с прекрасными фотографиями на тему рыцарских доспехов, спасибо !
    Уважаемый Вячеслав, в статье "Много-много «железных ребят». Один день в Музее Армии в Париже" Ваш покорный слуга обещал попытаться выяснить, кто сделал копию вот этого древнегреческого шлема ?

    Узнать удалось следующее.
    Оказывается, экспонируемая в музее Musée de l'Armée реплика древнегреческого шлема была изготовлена закончившим курс обучения подмастерье Тома Пажэ (Thomas Pagès dit Bugey le Valeureux), ещё в позднем Средневековье.
    На тогдашнем профессиональном жаргоне это изделие называлось Le Chef-d'œuvre (шедевр), и являлось прямым аналогом нынешней дипломной работы. В раннем Средневековье считалось, что неплохо бы подмастерье, претендующему по завершению обучения на звание мастера, представить образец своей работы некой комиссии. В XV веке изготовление образца из пожелания стало обязательным требованием. Мол, пока не сделаешь и не покажешь свой «шедевр», не бывать тебе мастером. На обучение брали молодых людей в возрасте пятнадцать лет, учёба длилась семь лет. Следовательно, данный шлем был изготовлен молодым человеком в возрасте около двадцати двух лет.
  2. +3
    24 сентября 2019 05:12
    музей, как говорится, хорошо ! а хороший музей - еще лучше ! точно ! good
    у Маски Ганнибала Лектора крюк для копья прям очень высоко - под самой подмышкой
  3. +7
    24 сентября 2019 07:00
    Товарищ Сегодня, 05:04Потрясающе! Вы даже себе не представляете, как я Вам признателен. Мне это даже и в голову не пришло. А факт такой интересный! Спасибо Вам большое!
    1. +3
      25 сентября 2019 00:46
      Цитата: kalibr
      Потрясающе! Вы даже себе не представляете, как я Вам признателен. Мне это даже и в голову не пришло. А факт такой интересный! Спасибо Вам большое!

      И Вам, Вячеслав, спасибо, что подвигли меня на поиски ответа на интересный вопрос. Я ведь до флота ещё в школьные годы довольно долго увлекался Средневековьем и Древним миром, так что мне было очень интересно найти ответ.
  4. +6
    24 сентября 2019 07:10
    Спасибо за статью, Вячеслав Олегович! От себя замечу, эти несчастные четыре всадника уже стали всадниками Апокалипсиса для Эрмитажа. Среди любителей военной истории считается почему-то дурным тоном, не пнуть музей за экспозицию Рыцарского зала. Меж тем, Эрмитаж никогда не позиционировался как не то что военный, но даже исторический.
    1. +8
      24 сентября 2019 10:29
      Цитата: 3x3zsave
      несчастные четыре всадника

      Да, согласен, за Эрмитаж немного обидно. smile
      Впрочем, свою задачу (а предназначен он для демонстрации искусства и вовсе не военного) Рыцарский зал прекрасно выполняет, даже перевыполняет, поскольку впечатление производит неизменное на всех, кто в нем бывает. А нога... Ну, что ж, будем считать, что это нога - у кого надо нога. Собственно, всё, что в том зале выставлено, было сделано для понтов, а не для сражений, так что пойдемте лучше покритикуем за неисторичность Рембрандта или Тициана. smile
      Дело в другом.
      Меня уже давно угнетает мысль об отсутствии у нас профильного музея, посвященного русскому средневековью, в принципе. Есть небольшие музеи по типу краеведческих в различных городах, есть ГИМ, Оружейная палата...
      Может, надо создать нечто такое узкопрофильное, на базе, например, ИИМК РАН... Желательно, на расстоянии не более получаса пешком от моего дома. smile
      Ладно, не буду скулить.
      Вячеслав Олегович, как всегда, спасибо. good hi
      1. +4
        24 сентября 2019 10:35
        Приветствую, Михаил! Меня тоже всегда вымораживало отсутствие в Питере какого-либо исторического или краеведческого музея.
  5. +7
    24 сентября 2019 07:26
    Цитата: 3x3zsave
    Меж тем, Эрмитаж никогда не позиционировался как не то что военный, но даже исторический.

    Все правильно, Антон, все верно. Но ноги-то всадникам можно поправить?
    1. +4
      24 сентября 2019 07:32
      Я не уверен, но вдруг это какая-то традиция, типа эрмитажных кошек?
    2. +5
      24 сентября 2019 09:40
      Но ноги-то всадникам можно поправить?

      Доброе утро! Начну с анекдота:
      Создал Господь животных, прочертил черту на песке, говорит: "Таак! Умные - налево, красивые - направо!" Все разошлись, одна обезьяна осталась посередине. Господь ей: "Ну, ты уж иди уже куда-нибудь.." Обезьяна в ответ, нервозно, и немного с претензией: "Да что ж мне теперь, разорваться, что ли!"
      Я про то, которую из статей мне бежать обсуждать? Вчерашние французские танки, или сегодняшних рыцарей? fellow что ж мне, разорваться, что ли?? belay Ну, порадовали, Вячеслав Олегович, порадовали! кланяюсь! good красочно, познавательно, hi
      1. +4
        24 сентября 2019 10:12
        Готовьтесь, Николай! Мы идём в гости к Пиотровскому!
        1. +5
          24 сентября 2019 10:22
          Мы идём в гости к Пиотровскому!

          хм.. Антон, а надо? what В Рыцарском зале невозможно снимать.... request то, что за стеклом - безбожно бликует, а народу - "целое казино". sad Лучше снимать зал восточного оружия - там хорошее освещение, и, самое главное - никого нет. wink Тем более, нет китайцев-японцев-детей. Их туда не водят! yes Друзья мои, просто в Рыцарском зале указанных мною людей ну просто ооочень много. Потому что все экскурсии ведут именно через этот зал, где для всех "намазано медом". hi врагу не порекомендую там пытаться фотографировать! drinks
          1. +3
            24 сентября 2019 10:29
            Мы не будем фотографировать, мы будем задавать неудобные вопросы!
            1. +4
              24 сентября 2019 10:34
              мы будем задавать неудобные вопросы!

              Насколько я помню, это - сомнительная позиция Эрика Картмана из "Южного парка". wink он погорел, и нас тоже выгонят! laughing
              1. +4
                24 сентября 2019 10:39
                Из Эрмитажа?! Да ни боже ж мой! Это ж не Русский музей, вот оттуда могут!
                1. +6
                  24 сентября 2019 10:49
                  Это ж не Русский музей, вот оттуда могут!

                  Хм.. В последнее мое посещение мне дважды намекнули заткнуться.. feel Потому что ходили мы на выставку экспрессионистов. fellow И, естественно, дядечку-профессора не слушали - на это невозможно смотреть! Вы меня, друзья мои, простите, но на партах рисуют красивее - но мы ж под парты не выделяем залы в ведущих музеях страны! negative так зачем вообще выставлять подобное творчество явно больных людей с неудовлетворенными фантазиями! stop ну, если только в "желтом доме".... no
                  1. +4
                    24 сентября 2019 10:52
                    "А не ходи в наш садик, противный!" laughing
                    1. +4
                      24 сентября 2019 10:56
                      "А не ходи в наш садик, противный!"

                      их садик с другой стороны от Невского. После "Бала вампиров" в сентябре 2016-го я шел к машине через Катькин сад, и засмотрелся на фотовыставку - там красивые баннеры с фотографиями природы были. drinks Тут ко мне подошло некое создание непонятной объемной комплекции, и попросило зажигалку.. я так и не понял, кто это было.. belay мда-с.. hi
                      1. +4
                        24 сентября 2019 11:00
                        Мда. А когда-то там в шахматы на деньги играли.
          2. +4
            24 сентября 2019 16:05
            В Рыцарском зале невозможно снимать..


            В Рыцарском зале, в Рыцарском зале... мышь белая! Там не только снимать невозможно, там и выпить-то негде! drinks

            Привет, Николай! smile
            1. +4
              24 сентября 2019 16:11
              Дзень добры, пане коханку! drinks я вот не люблю снимать в наших музеях. Лучшие фото у меня получились в Полоцке. Но там был полумрак, а я снимал со вспышкой. И, самое главное - экспонаты там без витрин. hi
            2. +3
              24 сентября 2019 17:00
              Выпить там кстати есть где!
              1. +3
                24 сентября 2019 17:24
                Антон, позвольте узнать, это просто так, к слову, или приглашение в гости? drinks
                1. +4
                  24 сентября 2019 17:32
                  Скажем так, моя жилпощадь не сильно располагает к приёму организованных туристических групп feel , но пару человек на неделю готов приютить.
                  1. +5
                    24 сентября 2019 17:46
                    Спасибо, Дружище! Но я имел в виду конкретно "Греческий зал". drinks

                    Как-то раз побывал в командировке в Туле, ездил знакомиться с их музеем оружия -- зарю не опишешь! Так попутно побывал а Ясной поляне. С научным секретарём этого музея пили водку стаканами сидя на диване, на котором по преданию родился Лев Николаевич. Больше там делать было нечего, а вот в музее оружия... Правда там тоже пили водку. request
                    1. +4
                      24 сентября 2019 17:51
                      Эрмитаж в этом смысле очень демократичен (чай, не Русский музей!), с собой не пронести но в кафе наливают.
                      1. +5
                        24 сентября 2019 18:13
                        Эрмитаж

                        Живут же люди! Влюбляются... Ходят в театры. В библя...
                        ― Не выражайся, Билли!
                        ― В библиотеки...(с) crying
                      2. +4
                        24 сентября 2019 18:34
                        Всему есть своя цена.
                        "У вас в Питере совсем солнца не бывает?
                        Бывает, но я в тот день болел request "
                      3. +2
                        24 сентября 2019 20:40
                        "В два часа ночи..." (с).
                      4. +2
                        24 сентября 2019 20:49
                        Это на моей малой родине.
                      5. +5
                        24 сентября 2019 18:52
                        В кафе -- это проза жизни, так каждый умеет. А мы вот однажды в Музее Вооруженных сил залезли на зенитную площадку бронепоезда целой компанией и через полчаса уже распевали песни военных лет. Народ, мужская половина, относился оченно одобрительно, а один пожилой дяденька сказал свему, очевидно внуку, что это экипаж обедает. Потом купались в пруду парка ЦДСФ не взирая на октябрь месяц. Помню, менты подъехали к нашей лавочке, мы налили и им, все мы люди и служили когда-то в армии. drinks
                      6. +3
                        24 сентября 2019 19:02
                        Ну, извиняйте, у нас всё ж "культурная столица"
                        Хотя и родина русского панка.
                    2. +4
                      24 сентября 2019 18:02
                      С научным секретарём этого музея пили водку стаканами сидя на диване, на котором по преданию родился Лев Николаевич. Больше там делать было нечего, а вот в музее оружия...

                      Константин, Вас после этого, часом, не пробило на бородатый пацифизм?.. hi
                      1. +3
                        24 сентября 2019 18:44
                        Не, не пробило! Друг мой, хоть и был женат, устроил гешефт по полной программе. Там не до пацифизма было. smile
                        "Кричали женщины ура и в воздух (что-то там) бросали!" Но явно не чепчики, в Туле это было не модно, носить чепчики. wink
        2. +5
          24 сентября 2019 10:25
          Не проблема! Я был у него, и дочь была. Давно, правда, в 90-ые...
          1. +4
            24 сентября 2019 10:27
            Ну, Вы и с Гореликом приятельствовали.
            1. +4
              24 сентября 2019 12:46
              С Гореликом были контакты на уровне распития шампанского и дружественных визитов. А тут все официально. Кто он и кто я... Но кабинет у него шикарный!
              1. +4
                24 сентября 2019 13:23
                "Кто он и кто я"
                А уж я тем паче! Однако, как любой маргинал я предпочитаю заходить с "чёрного хода". Несколько лет назад познакомился с человеком, оказавшимся сыном главного инженера Эрмитажа, работавшего ещё с Пиотровским-отцом. Интереснейшие истории Василий Константинович рассказывает!
                1. +2
                  24 сентября 2019 15:33
                  Однако, как любой маргинал я предпочитаю заходить

                  главное, чтобы без голоса Милляра. Возвращаю, Антон! wink знаете, при нашей бюрократии в архивы точно не походишь. Люди "сидят на мешке с золотом, но голодные"! Потому что действительно страшно долго все... всего-то - упростите процедуру! request
  6. +1
    24 сентября 2019 07:43
    хотел прогуляться через гугл, но попал только на музыкальные инструменты или древнюю скульптуру
  7. +5
    24 сентября 2019 07:45
    ,,,в таких пуленах не побегаешь laughing

    Навеяло winked :-Какие кеды, ты еще коньки не сносил! lol
    1. +4
      24 сентября 2019 07:53
      Так он и не бегал! Знать мало ходила пешком. Это было неприлично. А уж в бой идти надо было точно уж по моде одеться.
      1. +3
        24 сентября 2019 08:53
        Ну , как сказать . Во многих сражениях столетки французские рыцари (даже до дю Геклена) перемещались по полю боя пешком . А Гастон де Фуа (это уже 16в.) при штурме Брешии просто велел рыцарям снять обувку .
        1. +2
          24 сентября 2019 10:08
          Если не ошибаюсь, война Роз на завершающем этапе тоже велась рыцарством в пешем строю.
          1. +3
            24 сентября 2019 10:24
            Но обувь уже была "медвежья лапа"!
            1. +2
              24 сентября 2019 11:58
              А вот на предмет "уже" возникает вопрос. Война Роз закончилась в 1485 г. И то ли остроносые сабатоны были принадлежностью турнирного доспеха, то ли Центральная Европа запаздывала в развитии военно-технической мысли?
              1. +3
                24 сентября 2019 12:45
                Очевидно, где больше ходили, там более удобную обувь и носили!
        2. +2
          24 сентября 2019 15:00
          Цитата: sivuch
          Во многих сражениях столетки французские рыцари (даже до дю Геклена) перемещались по полю боя пешком .

          В целом особого результата для французов это не дало, по причине в том числе и того, что их доспех никак (в отличии от английского) небыл приспособлен дял пешего бяо на тот период. А снять обувь, да ещё и перед атакой - это просто позор какой то... Отсюда и расстрел "на выбор"...
          1. +3
            24 сентября 2019 16:10
            Так ведь ходили , начиная с 1345 года , как минимум
            Французы, впервые в истории войны, спешились (по другим данным, уже при Морле). Первая французская атака была отражена, но прибыла вторая линия и охватила англичан с обоих флангов
            Бой при Сен-Поль де Леон
            (9 Июня 1345г.) http://war100.ru/Main/senpol.htm
            у дю Геклена получалось wink
            http://war100.ru/Main/ponva.htm Бой при Пон-Валлене
            (4 Декабря 1370 г.)
    2. +6
      24 сентября 2019 10:10
      "На сабатонах, ах!
      И в металлических штанах!" laughing
      1. +5
        24 сентября 2019 11:05
        3x3zsave ( антон) Сегодня, 11:10

        ,,,считали, что длинные набитые наполнителем носки помогали шаловливым дворянам тревожить прекрасные ножки дам под столом и даже доводить их до ...экстаза belay .
        1. +3
          24 сентября 2019 12:27
          Охальник! Прямо-таки Ларри Флинт какой-то! laughing
          1. +4
            24 сентября 2019 13:06
            3x3zsave ( антон) Сегодня, 13:27
            ,,,чем-то доспехи для женщин все таки отличаются winked


            и с оружием управляются angry
            1. +4
              24 сентября 2019 13:34
              Ну, таки да! Людовик Vll был счастлив, когда сбагрил своё непоседливое "солнышко", брутальному самцу Генриху. Не смотря на потерю половины (лучшей!) государства.
              1. +3
                24 сентября 2019 13:40
                Не смотря на потерю половины (лучшей!) государства.

                ага, и "подложил бомбу замедленного действия" под межгосударственные отношения.. what
                1. +2
                  24 сентября 2019 14:39
                  Ну не скажите! Филипп Август отжал половину у "благородного рыцаря" Ричарда.
                  Про Шато-Гайяр даже вспоминать смешно.
                  1. +2
                    24 сентября 2019 14:44
                    да, а потом эта эпоха дружбы-вражды, оммажа и прочих обычных для двух тогдашних стран отношений кончилась кочергой в заднице у Эдуарда II и воцарением Валуа во Франции. И вот тут все и начало вертеться! fellow
                    1. +2
                      24 сентября 2019 15:14
                      На мой взгляд все завертелось несколько раньше, с неуемной алчностью Филиппа Красивого.
                      1. +1
                        24 сентября 2019 15:22
                        На мой взгляд все завертелось несколько раньше, с неуемной алчностью Филиппа Красивого.

                        просто все сошлось в нужный момент - для того, чтобы передрались. request
          2. +4
            24 сентября 2019 13:27
            Охальник! Прямо-таки Ларри Флинт какой-то!

            а что, народ уже против? wink Нет. Обычный шаловливый дворянин! Как говорил Иосиф Виссарионович: "Завидовать будем..." drinks Ну, кстати, шикарные дополнения у Сергея! hi
            1. +3
              24 сентября 2019 13:38
              Про шикарные дополнения я всегда отдельно отмечаю.
            2. +3
              24 сентября 2019 13:44
              Пане Коханку (Пане Коханку) Сегодня, 14:27


              Сеньор ! Я вижу у себя перед глазами кровь двоюродного брата моего, пролитую острым мечом находящегося здесь магистра. Уже это одно обязывает меня не отступаться от боя, хотя бы меня в нем ожидала смерть.(с)
              1. +3
                24 сентября 2019 14:29
                "Лето! Все хулиганы при кастетах
                У них наверное вендетта" (с)
              2. +3
                24 сентября 2019 14:32
                БронеКоту наше с кисточкой! drinks
                ,,,чем-то доспехи для женщин все таки отличаются

                Сергей, а вот по поводу первой картинки.. у дамы-кавалериста в руках алебарда.. what интересный выбор оружия! Насколько мне помнится, алебарда была оружием профессиональных пехотинцев, но никак не всадников! Или я ошибаюсь? hi
                1. +2
                  24 сентября 2019 14:39
                  Пане Коханку (Пане Коханку) Сегодня, 15:32
                  Это у Вячеслава Олеговича спросить надо.
                  Я не знаю, что это значит. Но обещаю уточнить у своих коллег.(с) Псаки Д. what
                  1. +4
                    24 сентября 2019 14:58
                    Это у Вячеслава Олеговича спросить надо.

                    В итоге придет Виктор Николаевич, и все прояснит, попутно доказав мне, чисто так, на всякий случай, что я "из стейка - фугас". fellow drinks я там, тем более, анекдот про обезьяну написал.. а он их обожает.. what подождем-с! drinks
                2. +2
                  24 сентября 2019 15:02
                  Цитата: Пане Коханку
                  Сергей, а вот по поводу первой картинки.. у дамы-кавалериста в руках алебарда.. интересный выбор оружия!

                  Нет, вовсе не алебарда, это нормальный боевой молот, хорошее и традиционное оружие кавалериста, а крупными - да и пехотинцы сражались.
                  1. +3
                    24 сентября 2019 15:18
                    Нет, вовсе не алебарда, это нормальный боевой молот, хорошее и традиционное оружие кавалериста

                    про клевец - слышал. Про такой молот, как на картинке - нет. Спасибо! hi
                3. +4
                  24 сентября 2019 15:03
                  у дамы-кавалериста в руках алебарда..
                  ,,,может "селфи" request laughing


                  Codex Capodilista рукопись написана в 1435 г. в городе Базеле неким венецианским господином по имени Джованни Франческо Каподилиста yes
                  1. +2
                    24 сентября 2019 15:54
                    может "селфи"

                    не дамское это занятие - в доспехах щеголять... no напоминает конкурс дам-бодибилдеров. lol вот там вообще бабароботы, им и доспехи не нужны! fellow Ночью увидишь - сам под себя сходишь.... drinks да и днем тоже.... what
              3. +4
                24 сентября 2019 16:02
                Мама рОдная! Аж потом пробило со страху! Куда ж это мы, коты катимся!? fellow
                1. +3
                  24 сентября 2019 16:13
                  А чего такого страшного? Обычный "ямайский кот"! tongue
                  1. +4
                    24 сентября 2019 16:16
                    Обычный "ямайский кот"!

                    с обычным ямайским танком. Ямайский бронекот. Или кототанк. wink
                    Мама рОдная! Аж потом пробило со страху! Куда ж это мы, коты катимся!?

                    — Якобинцы треклятые! Навезли из Парижу сраму всякого, куды ж нам, русским людям, деваться? Хоть топись... (сказал Г.Р. Державин, согласно "Каждому свое" В.С. Пикуля) laughing
                    1. +3
                      24 сентября 2019 16:37
                      Кототанковыйбронекот! good Без поллитры не выговоришь. Как там было у Марк Твена, когда Янки на немецком заклинания произносил ? Все на раз в обморок грохнулись!
                  2. +3
                    24 сентября 2019 16:26
                    На Ямайке, в доспехах? На "Шерманюге" хоть кондишен стоял у изнеженных имерьялистов. А так будет просто "ямайский изжаренный кот", или "кот по ямайски". Обидно... recourse
                    1. +3
                      24 сентября 2019 16:29
                      "Купи три шавермы, собери "котенка"!"
                      1. +3
                        24 сентября 2019 16:32
                        Не буду, к нам тут сам по себе ещё один кот приблудился, котёнок точнее. Ну не гнать же его на зиму глядючи. request
                      2. +2
                        24 сентября 2019 16:35
                        Нешто от Пиотровского сбежал...
                      3. +3
                        24 сентября 2019 16:38
                        Пока не проверяли, но чем чёрт не шутит...
                      4. +4
                        24 сентября 2019 16:59
                        Пока не проверяли, но чем чёрт не шутит...

                        если без покахонтасов - то от Пиотровского. Там всех стерилизуют. crying
                        насчет котиков:
                        А так будет просто "ямайский изжаренный кот", или "кот по ямайски".

                        на Закинфе не видел ни одного откормленного кота. crying Все маленькие и тощие. Видимо, островная карликовость и греческая жадность тому виною laughing
                      5. +2
                        24 сентября 2019 17:23
                        на Закинфе не видел ни одного откормленного кота


                        Супротив наших никак не потянут! laughing

                        А Пиотровского самого надо было в своё время... "без покахонтасов". negative
                      6. +2
                        24 сентября 2019 17:43
                        Есть ещё тест "на Мадонну". Если животина во время воспроизведения трека начинает орать дурным голосом - точно эрмитажное!
                2. +3
                  24 сентября 2019 17:26
                  Мама рОдная

                  В чем вопросы? good
                  1. +3
                    24 сентября 2019 17:30
                    "У матросов нет вопросов", у Морских Котов тоже -- наш парень! Это вам не "с голой пяткой на шашку" ! drinks
            3. +4
              24 сентября 2019 14:04
              Как я уже когда-то отмечал:
              "А капитан Михайлов дюже охоч до баек срамных, кои кажет посередь сенных девок, вводя оных в смущение и великий искус (из доносов)". laughing
              Или это профессиональная деформация? laughing
              1. +3
                24 сентября 2019 14:11
                (из доносов)

                Наполеон предупредил комиссаров и свиту, чтобы здесь его называли Кемпбеллом.
                — А как же теперь нам называть Кемпбелла? belay
                — Как угодно. Но императора средь нас нету. no
                — Интересно, куда он делся? — хмыкнул Коллер. lol
                — Я не знаю, — ответил Наполеон, сумрачный.
                recourse
                (В.С. Пикуль, "Каждому свое") wink drinks
              2. +3
                24 сентября 2019 14:19
                3x3zsave ( антон) Сегодня, 15:04

                Постеснялся хоть посла б!..
                Аль совсем башкой ослаб?..
                Где бы что ни говорили —
                Все одно сведёт на баб!
                (с) laughing
                1. +2
                  24 сентября 2019 14:24
                  "Ты опять в свою дуду?
                  Сдам в тюрьму, имей в виду!
                  Я ж не просто балаболю,
                  Я политику веду" (с) laughing
          3. +3
            24 сентября 2019 16:08
            "Уйди, уйди, охальник дерзкий !" - отмахнулся батюшка от лейтенанта Грузинова.("Мичман Панин") drinks
            1. +2
              24 сентября 2019 17:16
              "Уйди, уйди, охальник дерзкий !" - отмахнулся батюшка от лейтенанта Грузинова.

              "От винта!!!" - истошно орал Карлсон, отгоняя от себя Бориса Моисеева. lol
              1. +2
                24 сентября 2019 17:27
                Господи, Моисеев даже на крышу залез? "Безумству храбрых поём мы песню!" (С). Не знал, не знал Алексей Максимыч... wassat
                1. +2
                  24 сентября 2019 17:28
                  Господи, Моисеев даже на крышу залез?

                  нет, Карлсон, воруя варенье, не в той форточке застрял.. wink
                  1. +2
                    24 сентября 2019 17:40
                    Ну, теперь ему остаётся только одно! До последнего патрона!
                    1. +3
                      24 сентября 2019 18:00
                      Вот она - беспощадная шведская герилья!
                    2. +2
                      24 сентября 2019 19:06
                      "Строчи, Карлосончик,
                      За синий платочек!"
                      1. +2
                        24 сентября 2019 19:14
                        "Строчи, Карлосончик,
                        За синий платочек!"

                        Что юный Борюсик носил...
                        (платочек всё же был голубой, в тон Борюсику) laughing
                2. +2
                  24 сентября 2019 17:46
                  Знал.
                  "Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утёсах." (с)
                  1. +2
                    24 сентября 2019 17:55
                    "Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утёсах."

                    глупый пингвин - робко прячет, хитрый - нагло достает.... bully
                    1. +2
                      24 сентября 2019 17:58
                      Я ж говорю: гремлины, а никто не верит.
                      1. +2
                        24 сентября 2019 17:59
                        Я ж говорю: гремлины, а никто не верит.

                        я переписал коммент. На фиг. Не хочу. negative
  8. +3
    24 сентября 2019 07:56
    Цитата: 3x3zsave
    но вдруг это какая-то традиция

    Ну,Антон... какая это может быть традиция уродовать экспонат? Было в нашем пензенском краеведческом музее... стрелу от монгольского лука засунули в средневековый портативный арбалет. Ну, я это быстро пресек.
    1. +3
      24 сентября 2019 08:14
      Вы меня заинтриговали! В следующий раз поинтересуюсь у эрмитажных тётушек этим недоразумением. О результатах сообщу.
    2. +5
      24 сентября 2019 10:32
      стрелу от монгольского лука засунули в средневековый портативный арбалет.

      в Изборске немецкую каску образца 1916-го года (т.е., времен Первой Мировой) повесили в зал Великой Отечественной. В Кингисеппском музее под фотографией редчайшего (и неудачнейшего!) броневика "Руссо-Балт" мастерской Братолюбова подписали "бронепоезд" (на фото) request Ошибки случаются! Простим работников, они столько нас радуют сохранностью экспонатов за не самую большую оплату! hi
      1. +3
        24 сентября 2019 16:30
        Да они тут так облепили броневик, что понять невозможно, прям как мухи... праздничный торт. laughing
        1. +3
          24 сентября 2019 16:48
          Да они тут так облепили броневик, что понять невозможно, прям как мухи... праздничный торт.

          это было нормальным явлением. Тогда очень любили митинги и транспаранты. Ну, и кто же откажется пофотографироваться на фоне бронетехники? wink вот еще, например - красногвардейцы у броневика «Лейтенант Шмидт» марки «Шеффилд-Симплекс», октябрь 1917 года.

          это были вторые по массовости закупленные бронемашины в Русской армии - их, "Шеффилд-Симплекс" и его близнеца, "Армия-Мотор-Лорриес", было закуплено 61 штука. Но всю войну они простояли в Петрограде, ибо были абсолютно непригодны к войне! Бронелисты крепились к каркасу "из лучшего английского ясеня"...
          Испытания первых же прибывших в Петроград броневиков обеих марок показало плачевные результаты. Так, Комиссия по бронеавтомобилям отмечала по «шеффилдам»:
          «Деревянный каркас, как основание для крепления броневых листов является большим конструктивным недостатком. Шасси сильно перегружено. Наблюдаются поломки дифференциалов, полуосей и картеров».
          У броневиков «Армиа Мотор Лориес», помимо этого, наблюдался «низкий ход и прогиб передних кулаков рамы шасси, а также развал колес еще до испытаний».

          Естественно, по прибытии броневиков в Россию, их сразу забраковали.. Некоторое время решался вопрос о перестановке части их на железнодорожный ход, или перестановке на другое шасси, но, в связи с Революцией и дальнейшими событиями.... в общем, все глупо получилось..
          30 марта 1917 года ГВТУ издало распоряжение о спешном «приведении в исправное состояние бронеавтомобилей „Шеффилд-Симплекс“ и „Арми Мотор Лориес“ для передачи их Запасному дивизиону, которому поручается одновременное с сим получение этих машин для Петрограда». Машины предполагалось задействовать для патрулирования города и использования их Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов вместо боевых машин, предназначавшихся для отправки на фронт.
          1. +2
            24 сентября 2019 17:19
            «Деревянный каркас, как основание для крепления броневых листов


            Мда-с... В "Бронекоты" не годится явно. Нам на Ямайке такого не надо! stop
    3. +4
      24 сентября 2019 16:13
      Это что, в музее Вооруженных сил в Москве, на экспозиции посвящённой Гражданской войне воткнули "Максимку" с гофрированным кожухом и горловиной для заливки воды (снега). Уж казалось где бы... request

      Спасибо за статью, Вячеслав! good Что будем делать когда вернитесь в Россию? Есть мнение скинуться и отправить Вас в командировку по Штатам. smile
  9. +3
    24 сентября 2019 08:17
    Цитата: 3x3zsave
    В следующий раз поинтересуюсь у эрмитажных тётушек этим недоразумением. О результатах сообщу.

    Это было бы здорово. Но интересоваться надо не у бабулек. Они вообще ни при делах!Там есть хранитель оружейной, есть у него специалисты - вот к ним. А связаться с ними лучше всего через отдел ПР - он на первом этаже справа от входа. Им объясняешь, что Вы хотели бы выяснить... важное обстоятельство и просите... и потом уже имеете разговор со специалистами.
  10. +1
    24 сентября 2019 08:18
    Цитата: sherman1506
    о попал только на музыкальные инструменты или древнюю скульптуру

    Ну не знаю... попасть можно.
  11. +3
    24 сентября 2019 09:03
    Очень интересная статья . Жаль , у меня в Вене не срослось .
    Хотел бы дополнить . У эрмитажного рыцаря не только лошадиная нога вывернута , он и сам сидит как-то по-татарски , с согнутыми коленями .
    Максимилиановский доспех , как я читал , быстро вышел из употребления не только из-за запредельной стоимости , но и потому , что плохо работал против огнестрела - пули не рикошетировали . Вместо них стали делать кирасы с большими углами наклона ( жаль , до разнесенной и многослойной брони не додумались)
    Да и все-таки хотелось бы меньше ошибок типа - Сегментный шлем, или спанденхедьм . И так понятно , что хельм , но глаза режет .
    1. +3
      24 сентября 2019 15:17
      Цитата: sivuch
      Максимилиановский доспех , как я читал , быстро вышел из употребления не только из-за запредельной стоимости , но и потому , что плохо работал против огнестрела - пули не рикошетировали . Вместо них стали делать кирасы с большими углами наклона ( жаль , до разнесенной и многослойной брони не додумались)

      Да, именно так - сначала изобрели "гофрированный стиль", действительно получалось крепче, на то, что стали делать легче - не факт и не всегда.
      Но опытном путём поняли, что "гофр" лучше ловит пулю, чем глянцевая поверхность, и к тому же огнестрел стал всё распространённее и пробивнее. Итог - пошли до слоистых лат, потом перешли просто к кирасам, но всё равно огнестрел пробивал - и в итоге отказ и от них.
  12. +3
    24 сентября 2019 10:16
    Цитата: sivuch
    жаль , до разнесенной и многослойной брони не додумались

    Как раз додумались. Еще расскажу об этом. А ошибки, да... всю жизнь их делаю. Корректоров обогатил немерено.
    1. +3
      24 сентября 2019 11:29
      В принципе, тарчи для "механического реннена" навевают мысли о прообразе "активной брони".
    2. +2
      24 сентября 2019 21:27
      Как раз додумались
      С керамическим заполнителем ?
  13. +2
    24 сентября 2019 12:53
    Цитата: Пане Коханку
    Тут ко мне подошло некое создание непонятной объемной комплекции, и попросило зажигалку.. я так и не понял, кто это было.. мда-с..

    Посмейтесь, Николай! Знаю одного русского, бывшего в Италии. Рост 186 см. Вес - более 100 кг. Под мышками "пельсины". Живот. Майка с Путиным в очках. На самом темные очки. Входит в итальянский магазин и заполняет его целиком. Владелец тшедушный итальянец. Наш - Бонджорно! -замогильным голосом. Итальянец смотрит на Путина в очках, на "апельсины", бугры мышц... "А-а-а...!" Наш - тыча пальцем в товар: "Кванта да коста?". Итальянец,заикаясь... Мэ-мэ... Наш: Экспенсив! Итальянец снижает цену вдвое. Наш: "Ариведерче!" Итальянец крестится. "Рашн мафия". Хотя все мирно и человек миролюбивый. Просто голос такой и он тщательно выговаривает итальянские слова.
    1. +2
      24 сентября 2019 13:11
      Просто голос такой и он тщательно выговаривает итальянские слова.

      сплошные плюсы от такого произношения! laughing Вячеслав Олегович, у меня случай на Закинфе был. На третий день наблюдения за завядшими огурцами в ближайшем от отеля магазинчике меня.. переклинило.. wink Нет, продавец-владелец, богобоязненный грек, ты сидишь на попе ровно, огурцы у тебя вялые и пожухлые, практически потерявшие вид, но попу ты не поднимешь, чтобы убрать! angry в итоге, проходя мимо кассы, и собрав весь свой школьный английский воедино, я брякнул: "Ё кукумбаз а вери бэд!" negative ох, это было изумление! "вот кукумбаз?!" belay я показал широким жестом за его спину. Грек метнулся до лотка, принес огурец, сует мне в руки - "ит-с фо ю! ноу мани!" love я изобразил еще более широкий жест отказа, грудь моя выпрямилась, подбородок поднялся, а правая рука непроизвольно сама собой потянулась к борту рубашки на груди.... stop ..хорошо, приятель Володя спас: "я возьму! ит-с фо ми! я, я возьму!" lol вот так мы и стали обладателями целого завядшего огурца на халяву. fellow нет, отношение греков действительно немного взбесило. Живут в гармонии с самими собой, и не напрягаются, даже если овощи теряют товарный вид! hi
      1. +2
        24 сентября 2019 13:52
        "А в ответ мне: видать был ты долго в пути,
        И людей позабыл. Мы всегда так живём" (с)
        Менталитет греков необъясним, определяется двумя прилагательными, жадные и ленивые. Может турки виноваты?
        1. +2
          24 сентября 2019 14:00
          Менталитет греков необъясним, определяется двумя прилагательными, жадные и ленивые. Может турки виноваты?

          может, они только при турках и работали? request у меня сложилось впечатление, что грекам хватает климата, моря, оливок и вина. И больше им ничего не нужно. Как мы все смеялись, если бы оливки не росли по 300 лет, и за ними не нужно было ухаживать - греки бы и их не выращивали! laughing ну, зато они будут исправно ругать свое правительство, евросоюз, долги евросоюзу и своих 300 депутатов лично. drinks
        2. +3
          24 сентября 2019 15:07
          Цитата: 3x3zsave
          Менталитет греков необъясним, определяется двумя прилагательными, жадные и ленивые. Может турки виноваты?

          Вероятно 500 лет турецкого ига. Выжили именно хитрые, жадные и ленивые торгаши; иной генетики банально не сохранилось... Да, турки виноваты в том числе и в этом, к сожалению.

          Есть старинное красивое выражение - на греческом не скажу, по русски примерно так "современный грек из Фанары - это совсем не грек".
          1. +1
            24 сентября 2019 15:16
            "современный грек из Фанары - это совсем не грек".

            Михаил, мне еще очень не понравилось их отношение к мусору. request

            райское место, которое так любят рекламировать туроператоры - бухта Навагио. Только что рядом со смотровой площадкой, откуда почти такой вид, стоят переполненные мусорки. И греки не торопятся придать этому месту более приятный вид! request ну, как я говорю - "Проще всего грекам было придумать пьяную философию Сократа!" wink ибо возлежать в простынях и беседовать за стаканом вина - совсем не трудно! drinks
    2. +2
      24 сентября 2019 13:46
      Как говаривал Задорнов: не надо путать фразы "каза коста" и " коза ностра"!
    3. +3
      24 сентября 2019 18:21
      Рост 186 см... Вес - более 100 кг. Входит в итальянский магазин и заполняет его целиком.
      У меня рост 186 см и вес более 100 кг. Правда бугров мышц нет, но и пузо не висит. Сколько в Италии не был, ни один магазин заполнить не смог.
      1. 0
        25 сентября 2019 10:38
        Сколько в Италии не был, ни один магазин заполнить не смог.

        Вам и не надо было, а при желании, Вы бы и так любого итальяна подавили бы Вашим интеллектом. laughing drinks
        что-то мне навеяло образ победителя... прям представил.. не в лавке, а в делах завоевательных.. winked
        Бертье приехал в Милан. Молодая женщина (певица Грассини) никак не могла взять в толк, почему три года назад Бонапарт не обращал на нее никакого внимания, а сейчас она вдруг срочно ему понадобилась. Бертье объяснил певице: «Синьорина, но тогда наш первый консул гонялся за другими зайцами...»
        Утром Грассини спросила победителя при Маренго:
        — Скажи, чем я тебе понравилась?
        — Своим именем — Жозефина...
        Впрочем, по-итальянски она звалась Джузеппиной.
        wink drinks
        1. +1
          25 сентября 2019 13:30
          Грассини и по французски - Джузеппина (Giuseppina Grassini). Правда в июне 1800 года, когда Наполеон вошел в Милан, она была не просто певица Грассини, а, как сейчас говорят, европейская мегазвезда и оперная дива, блиставшая на сцене Ла Скала.
          Что касается "три года назад Бонапарт не обращал на нее никакого внимания", байка о попытках Грассини в 1796 году обратить на себя внимание Наполеона пошла из мемуаров графа де Лас Касеса, секретаря Наполеона на острове Святой Елены. Больше нигде, в том числе в биографиях певицы, даже таких подробных, как у Пужена, о встречах Грассини и Наполеона до 1800 года не упоминается.
          Кстати, метресса Бертье имела очень похожее имя - Джузеппа - Giuseppa Carcano, Marquise Visconti di Borgorato.
  14. +3
    24 сентября 2019 12:56
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Впрочем, свою задачу (а предназначен он для демонстрации искусства и вовсе не военного) Рыцарский зал прекрасно выполняет, даже перевыполняет, поскольку впечатление производит неизменное на всех, кто в нем бывает.

    Полностью согласен. Но всегда хочется большего. Не так ли?
  15. +3
    24 сентября 2019 13:43
    Добрый день!
    Больше спасибо за отличную статю!

    Хотел бы уточнить один момент:
    Конические шлемы с фиксированной носовой железной пластиной использовались в основном с IX по XII век. Изготавливались из целого куска железа как единое целое и без украшений.

    Вы как себе это представляете? )) Литьем?
    Возможно все же ковались две половины (вытягивались из листа железа) а потом сваривались кучзнечной сваркой?
    1. +2
      24 сентября 2019 14:29
      Первые цельнокованные бронзовые конические шлемы изготовлялись кельтами (4 век до н.э.)

      Первые цельнокованные стальные конические, а затем сферические шлемы изготовлялись римлянами (1 век до н.э.)
      1. +2
        24 сентября 2019 14:36
        изготовлялись римлянами

        ЕМНИП, после войны с даками римские шлемы стали укрепляться сверху металлическими полосами крест-накрест. Ибо фалькс пробивал... what
        1. +1
          24 сентября 2019 14:44
          Война с даками - это 2 век н.э.

          Я привел фото римского шлема 1 века до н.э. к тому, что кое-кто недавно топил на ВО за то, что только после аваров (6 век н.э.) в Европе стали изготавливать цельнокованные стальные шлемы laughing
          1. +2
            24 сентября 2019 14:46
            я и не говорю ничего про цельнолитые до 1 в. до н.э. О чем не знаю - о том не знаю. wink Помню только, что укреплять и правда начали! hi
      2. +2
        24 сентября 2019 15:58
        Да что же это вы в меня фотками тыкаете wassat
        Я вам тоже могу показать фотку салада (она есть в статье) и по ней тоже можно сказать что он цельнокованный, но технология его изготовления именно такая как я описал выше (из 2х половинок)
        Я прошу описать технологию изготовления, что значит "цельнокованный"?
        Я могу понять как делаеться умбон на щит, лист - нагрев - выстукивание (вытягивание) в форме полусферы. Гибкости метала хватает что бы такое сотворить, а вот со шлемом ни как не получаеться понять request
        1. +1
          24 сентября 2019 16:06
          Все делается в нагретом состоянии металла (как вы и сказали) в два приема: сначала на вогнутой оправке выковывается полусфера, а затем на выпуклой - конус.
        2. +2
          24 сентября 2019 16:30
          Даже морион с гребнем умудрялись ковать из одного листа. Но там проще лист перегибался пополам: слева выпуклость, справа, перегиб и там где перегиб - гребень. Потом сковывывалось. Вообще древние были мастера. У меня здесь была статья про то, как делали кубок из Триалети. Найдите по тегам и посмотрите
          1. +1
            24 сентября 2019 18:17
            Спасибо за направления расширения кругозора )))
            Есть один вопрос. У меня нет достпа к экспонатам - толшина железа в шлемах какая?
            Сейчас реконструкции для боев делаются 2 мм. Интересно было бы сравнить толщину )))
            1. +3
              24 сентября 2019 19:51
              Толщина была разная. 1.5, 2, 3 мм. Но надо понимать, что современный металл отличается от того. Например, шлемы ковались из обычного железа с вкраплениями углерода. Поэтому разрубались они мечом только так! Современная прокатная сталь очищенная от примесей это совсем не то! Лучше намного!
        3. +2
          24 сентября 2019 21:00
          https://www.youtube.com/watch?v=Y9vvXSFKRvM
          Отличное видео отвечающее на ваш вопрос. Удовольствие гарантировано laughing
          И еще несколько на том же канале
  16. 0
    24 сентября 2019 14:58
    Цитата: Пане Коханку
    я и не говорю

    А я и не про вас laughing
  17. +2
    24 сентября 2019 16:23
    Ковались! Брался лист и форма. И из листа ковалось "углубление". Затем оно... "углублялось" и при этом сводилось на конус. Потом остатки листа по краям обрезались и все. Это не я сам придумал. Описан результат металлографического анализа одного из таких шлемов.
  18. +1
    24 сентября 2019 16:42
    Рисунок неточный и мистический. Автор и шлем нарисовал от балды, и алебарду изобразил в стиле "а ля". Словом, это вот как если бы я начали рисовать авто. Все поняли бы, что это авто. Но какое не понял бы никто!
  19. 0
    24 сентября 2019 17:04
    Сентенция "Рыцарский зал Эрмитажа по сравнению с его залами просто что-то вроде районного краеведческого музея, не более" абсолютно лишняя. Портит впечатление от всей статьи.
  20. +1
    24 сентября 2019 17:17
    Цитата: Stormsdruttin
    Портит впечатление от всей статьи.

    Мое мнение. Имею право иметь и высказывать!
  21. +1
    24 сентября 2019 17:21
    Цитата: sivuch
    Жаль , у меня в Вене не срослось .

    Зато теперь, когда Вы все знаете... срастется непременно. Я вот думал, что побывав в Каркассоне в 2013 году больше туда уже не попаду. Зачем, мол, что смотреть? Хотя и жалел, что косуле не поел и мало купил гипокраса. И вот этим летом опять попадаю в Каркассон. И косуле успел поесть, и гипокраса купил... вдоволь. Так что... желайте и дастся Вам по желанию Вашему!
  22. +3
    24 сентября 2019 20:38
    Однозначно лучший музей в котором был до сих пор.
    ПЕред визитом в Вену сказал подруге что пойду сюда в любом случае. Без вариантов. Разошлись по заранее выбранным музеям. Я в Хоффбург. Она в музей Климта. После восьми часов осмотра встретил злую ее на площади Марии Терезии. МАзня Климта походу не слишком вдохновляет laughing . На все претензии сунул в нос фото доспехов Альбы. ТАм сплошные стальные кружева. После чего взяла мой телефон и с завистью и охами смотрела отснятое laughing
    1. +3
      24 сентября 2019 21:00
      Климт интересен, но в гомеопатических порциях.
      1. +3
        24 сентября 2019 21:05
        Возможно ,но не мое
        Из живописи по-настоящему впечатлил только потолок Сикстинской капеллы. К сожалению, весь Леонардо был на реставрации в момент визита в Рим. Поэтому возможно лишился чего-то особенного
  23. +2
    24 сентября 2019 21:56
    Цитата: Морской Кот
    Есть мнение скинуться и отправить Вас в командировку по Штатам.

    Отправьте! Метрополитен музей меня заждался!
  24. 0
    25 сентября 2019 10:27
    Цитата: kalibr
    Мое мнение. Имею право иметь и высказывать!

    Да Бога ради. Вам миролюбиво намекнул один из комментаторов, что Эрмитаж - как-бы не арсенал и не военный музей. А у Вас получается примерно так про Эрмитаж: "В Третьяковке хоть солянка была, а на вернисаже одна минеральная.....От смех! Музей, музей - нечем банку открыть!...."
  25. +1
    25 сентября 2019 11:11
    Цитата: Stormsdruttin
    как-бы не арсенал и не военный музей.

    Но ноги-то всаднику в любом случае надо вставлять правильно. Привыкли мы жить по принципу "и так сойдет". И рады уж и такому! А это неправильно.
  26. +1
    25 сентября 2019 11:13
    Цитата: sivuch
    Как раз додумались
    С керамическим заполнителем ?

    Без наполнителя. Но с двумя слоями металла.
  27. +1
    25 сентября 2019 16:09
    Цитата: Engineer
    Она в музей Климта.

    А я вот даже и не знаю, кто такой Климт... Только вот здесь впервые о нем прочитал. Польза ВО!
  28. 0
    25 сентября 2019 16:11
    Значит все равно у Вас не та внешность!
  29. 0
    14 декабря 2019 03:45
    Не могу представить каким нужно быть мастером.