«Вредители» в танкопроме. История становления отрасли

76

«В кратчайшие сроки провести чистку»


В предыдущей части цикла о становлении танковой промышленности мы лишь частично коснулись вопроса использования репрессивных органов в этой сфере. Однако эта тема стоит отдельного рассмотрения.

«Вредители» в танкопроме. История становления отрасли

Иван Павлуновский




Уже в 1929 году Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление о военной промышленности, в котором большая часть вины за многочисленные срывы производственного плана возлагается на различные «вредительские» организации. В частности, среди «главарей» числился помощник начальника Главного военно-промышленного управления (ГВПУ) Вадим Сергеевич Михайлов, которого в итоге расстреляли. Также в постановлении указывается, что часть вины, безусловно, лежит на руководящем составе ГВПУ. Это было практически прямое обвинение начальника Управления Александра Федоровича Толоконцева – ему вменяли «недостаточную бдительность к многолетнему и явному вредительству и упущениям в военной промышленности». Надо сказать, что Толоконцев в начале процесса над «вредителями» пытался убедить Сталина в невиновности своих подчиненных, однако не был услышан. Весной 1929 года его сняли с должности и перевели начальником Главного управления машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности – это было фактическим понижением в должности. 27 апреля того же года уже бывший начальник ГВПУ на заседании Политбюро среди прочего сказал:
«Я не подаю и не собираюсь просить об уходе с выполняемой в настоящее время работы, но если прав товарищ Павлуновский, что военная промышленность висит на волоске, то в качестве вывода должно явиться немедленное снятие меня с руководства машиностроением как возглавлявшего военную промышленность в течение 2,5 лет. Я не могу не информировать Президиум ВСНХ и Политбюро, что инкриминируемое мне является чудовищным обвинением, совершенно не заслуженным и крайне болезненно на мне отражающимся. Характеристика основных моментов работы военной промышленности, представленная в моем докладе, приводит к совершенно обратным выводам, так как военная промышленность имеет ряд серьезных достижений за последние годы».


В 1937 году Толоконцева расстреляют.

В своем докладе бывший руководитель военного сектора промышленности упомянул Ивана Петровича Павлуновского, который в то время был заместителем народного комиссара Рабоче-крестьянской инспекции. Именно его поставили во главу комиссии по исправлению ситуации с катастрофическими задержками в освоении производства новых танков. В частности, в постановлении повелевалось «в кратчайший срок произвести чистку всего личного состава военной промышленности до заводов включительно». Было понятно, что своим чрезмерным рвением Павлуновский, которого, кстати, также расстреляли в 37-м году, нарубит дров, отчего танкопром останется без последних квалифицированных кадров. Поэтому в месячный срок было отмобилизовано в военную промышленность не менее сотни опытных инженеров с незапятнанной репутацией. Также постановили организовать курсы технической переподготовки для усиления, как бы сейчас сказали, ключевых компетенций инженерного состава отрасли. Но это мало помогло, и острая нехватка кадров в танкостроении все еще ощущалась. А вот на фронте борьбы с «вредителями» дела шли неплохо…

Оказалось, что «вредительство не только подрывало базу снабжения Красной армии, но и наносило непосредственный ущерб совершенствованию военной техники, тормозило перевооружение РККА и ухудшало качество военных запасов». Это слова из Постановления Политбюро от 25 февраля 1930 года «О ходе ликвидации вредительства на предприятиях военной промышленности». В частности, исходя из этого документа пришло понимание, что собственными силами не удастся наверстать упущенное и придется закупать технику за рубежом. Выделили 500 тыс. рублей на эти цели и снарядили закупочную комиссию, о которой речь шла в первой части истории.

Затишье перед бурей


Освоение новой иностранной техники в начале 30-х годов на заводах СССР поначалу шло очень драматично, но репрессии как-то обходили стороной этот процесс. Необходимо было решать целую массу сложнейших задач и, вполне вероятно, руководство страны ненадолго умерило свой пыл разоблачителя многочисленных "вредителей" и "врагов народа". Одной из таких проблем стало освоение сборки двигателей для быстроходных машин серии БТ, требующих мощных моторов. Первоначально хватало силовых установок «Либерти», закупленных в США и отечественных авиационных М-5, которые возвращали к жизни после эксплуатации в ВВС на заводах «Красный октябрь» и Авиаремтрест. При этом даже ремонтировать М-5 (которые также были копиями "Либерти") приходилось, собирая из нескольких изношенных двигателей один-два рабочих – производить запчасти самостоятельно еще не могли. Серьезные сложности создавал хронический дефицит подшипников, которые приходилось закупать за рубежом. Два отечественных завода могли обеспечить танкостроительную программу подшипниками всего на 10-15%! Для Т-26 из 29 типов подшипников в СССР не выпускалось 6 наименований, а для БТ — 6 из 22. Импортными в советских танках были также стартеры, генераторы, электродвигатели вращения башен и даже простые вентиляторы.


Опытный колесно-гусеничный Т-46-1, продолжатель тупиковой концепции Кристи


В 1933 году Климент Ворошилов докладывает, что из 710 произведенных танков БТ только 90 имеют пушки – остальным их просто не досталось. При освоении новых марок бронестали предприятия вновь не успевали с поставками на заводы №37 и Харьковский паровозостроительный. Ярославский резино-асбестовый завод не смог к 1934 году обеспечить танковое производство лентами «Феррадо», катками, дисками и другой технической резиной. Из-за этого танковым предприятиям приходилось самостоятельно осваивать производство подобных компонентов. Нарасхват был авиационный мотор М-17 – его требовали и для БТ, и для Т-28, и даже для тяжелого Т-35. А Рыбинский авиамоторный завод №26 мог дать только 300 двигателей в год. Именно здесь проявилось важнейшая недоработка советских стратегов, когда создавалась танковая промышленность без оглядки на возможности смежников. Танковые заводы строились, а моторное производство, к примеру, даже в планах не значилось. Сугубо танковый и легендарный В-2 появится только перед самой войной, в 1939 году. Кстати, к тому времени серия БТ уже успеет морально и технически устареть. Этот танк, точнее, его колесно-гусеничный движитель, оказал, безусловно, негативное влияние на развитие отечественного танкопрома. Идею Дж. Кристи пропихивало в промышленность руководство Красной армии, игнорируя сложность производства и огромные затраты на доработку данного типа движителя. Самое неприятное, что при хронической нехватке квалифицированных специалистов в КБ и на заводах уйму времени занимала тупиковая работа с колесно-гусеничным движителем. В ноябре 1936 года директор Кировского завода Карл Мартович Отс едва смог отказаться от производства танка Т-29. Этот танк с комбинированных движителем должен был встать на место среднего классического Т-28. Одним из аргументов Отса в докладной записке самому Сталину стал разработка новой модификации Т-28А с усиленными гусеницами, поэтому «можно гарантировать длительные скоростные пробеги без повреждения гусеницы».


Т-29. Этот танк стал роковым для многих инженеров и руководителей предприятий



Моисей Рухимович беседует с Хрущевым


К концу 30-х годов правительство запланировало выпускать ежегодно 35 тыс. танков и для этой грандиозной цели было заложено дополнительное броневое производство в Таганроге и Сталинграде. Однако вовремя вступить в строй эти предприятия не успели, а объемы производства даже через несколько лет после запуска серьезно отставали от плановых. Очевидно, это, а также буксующие темпы производства бронетанковой техники стали последней каплей терпения в Политбюро, и руководство в очередной раз спустило цепных псов. Ежов в 1936 году «раскрыл» заговор на заводе «Большевик», распутав при этом целый клубок сложных контрреволюционных и фашистских сил. Оказалось, что и на опытном заводе имени Кирова, и на танковом заводе имени Ворошилова, и на орудийном заводе №17, и даже в Артиллерийском научно-исследовательском морском институте орудуют целые банды «вредителей». Именно они оказались виноваты в срывах работ над колесно-гусенично-плавающим танком Т-43-1, а также Т-29 с Т-46-1. Карлу Отсу припомнили его упрямство с танком Т-29 и приписали руководство троцкистско-зиновьевской группой у себя на заводе в Ленинграде. 15 октября 1937 году арестовали народного комиссара оборонной промышленности Моисея Львовича Рухимовича, который успел поработать в должности меньше года. В 1938 году его расстреляли. Как расстреляли и Иннокентия Халепского, и Михаила Зигеля, стоявших у самых истоков советского танкостроения. Десятки конструкторов среднего звена были отправлены в лагеря.

Чистка 1936-1937 годов оказалась последней крупной силовой акцией против инженерной и управленческой элиты танковой промышленности. Партийное руководство после двух волн репрессий (первая была в конце 20-х) постепенно осознало, что обескровливание танкостроения приведет к неминуемому краху обороноспособности страны перед лицом набирающего силу фашизма в Европе.
76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    18 октября 2019 15:32
    обескровливание танкостроения приведет к неминуемому краху обороноспособности страны перед лицом набирающего силу фашизма в Европе.
    Оценивать любую работу нужно по её результату: появлению Т-34 и КВ к началу ВОВ. А тысячи БТ и Т-26 сгорели в первые дни, как и Т-28 и Т-35 в связи с полной "профнепригодностью".
    А что бы было, если бы вместо тридцатьчетверок были бы т-29, СМК и а-32.
    1. +12
      18 октября 2019 15:40
      По вашему выходит виноваты сами танки, а не люди их создавшие, изготовившие и эксплуатировавшие?
      И-за постановки на конвейер КВ-1 прекратили выпускать запасные части для Т-28 (три экземпляра воевали на севере в 1944 году)! И к началу войны они "малость подъизносились". Отсутствие снарядов поминать не будем.
      В 1941 году бросали отступая всё - от Т-27 до КВ-2!
      Отсутствие горючего, боеприпасов, запасных частей...
      1. -8
        18 октября 2019 15:45
        выходит виноваты сами танки

        Уважаемый! Причем тут танки. Наказали виновных в разработке и производстве негодного оружия. А из них делают "жертв репрессий"
        p.s. Почитайте у В.Грабина как ГАБТУ буквально мешало ему делать хорошие танковые пушки.
        1. +6
          18 октября 2019 15:47
          Уважаемый! Назовите "непригодное оружие" на момент его принятия на вооружение РККА!
          Т-35 брать не будем - хотелка руководства!
        2. +15
          18 октября 2019 15:54
          Как повезло британским конструкторам - за их предвоенные танки (кроме "Матильда" МК2 и "Валентайн") их надо было отправить к Святой Инквизиции.
          1. +1
            18 октября 2019 16:27
            Но с ними ничего не случилось. Как с их близкими. Все остались живы, здоровы, и прожили таки достойную жизнь.
            Проклятый капитализм.
            1. +3
              18 октября 2019 22:37
              Но с ними ничего не случилось. Как с их близкими. Все остались живы, здоровы, и прожили таки достойную жизнь.

              Чего не скажешь про британских танкистов, сгоревших в танках в битве при Эс-Саллуме.


              Не будь у Роммеля проблем со снабжением и Сталинградского кольца - он бы без проблем до Ирана дошёл.
              1. +4
                19 октября 2019 12:55

                Пехотный танк Mk II "Матильда II". 7-й королевский танковый полк,Франция 1940 год.
            2. +5
              19 октября 2019 12:52
              Быть может британские и американские танкостроители умели грамотно объяснить военным и руководству страны свои возможности?
              И военных не надо списывать со счетов - у них была масса хотелок не вникая в особенности производства.
        3. Комментарий был удален.
          1. -5
            18 октября 2019 17:46
            Мемуары В.Г.Грабина изданы в 1989 году. В самый "расцвет". Почитайте. Там много интересного
            1. 0
              18 октября 2019 22:40
              Я "уряклам" чуть выше ответил. hi
        4. +8
          18 октября 2019 17:40
          Цитата: Дилетант
          Почитайте у В.Грабина как ГАБТУ буквально мешало ему делать хорошие танковые пушки

          К "читанию" Грабина следует относиться взвешено как к любым мемуарам, которые в СССР часто подвергались литобработке и цензуре.
        5. +13
          18 октября 2019 18:17
          Цитата: Дилетант
          p.s. Почитайте у В.Грабина как ГАБТУ буквально мешало ему делать хорошие танковые пушки.

          Вот только когда подняли документы по этим пушкам, то внезапно оказалось, что хорошими они были только в мемуарах.
          Знаете почему на КВ-220 перед отправкой в войска пришлось ставить башню от КВ вместо штатной с грабинской 85-мм Ф-30? Да потому, что первая Ф-30 испытания не выдержала - трещина в казённике на 90-м выстреле. Вторая Ф-30 испытаний вообще не прошла: после установки в танк внезапно обнаружилось, что орудие не уравновешено.
          А вот и причина - почему ГАБТУ не любило пушки Грабина:
          Ф-30:
          В 1940 году, по заданию ГАУ КА, КБ завода №92 разработало 85-мм пушку Ф-30. Ее размеры оказались таковы, что Кировскому заводу пришлось перепроектировать сначала башню, а затем и танк КВ, получившаяся машина получила индекс Т-220 (также использовался индекс КВ-220).

          Ф-42:
          Как и предписывалось в требованиях ГАУ КА, пушка создавалась с использованием ствола 107-мм дивизионной пушки обр.1940 года (под таким индексом М-60 приняли на вооружение). Ожидалось, что опытный образец Ф-42 будет готов к 25 декабря 1940 года, но работы затянулись. Новую пушку предполагалось использовать на базе опытного образца тяжёлого танка Т-220, но от этой идеи пришлось отказаться. Башня Т-220 оказалась маловата для Ф-42.

          © Ю.Пашолок
          Причём у Грабина это был системный недостаток - в войну его орудия дважды выбыли из конкурсов на артсистемы для САУ из-за слишком больших габаритов казённой части. А для вооружения опытного ИС-100 (ИС со 100-мм пушкой) Грабин вообще подал артсистему с зеркальным расположением членов экипажа:
          Следующие два танка в переписке по наркомату разрабатывались под рабочим индексом ИС-100. Собственно первоначально ГКО предполагало изготовить ИС-100, вооруженный орудием С-34 ЦАКБ, но В. Грабин, как обычно, увлекся улучшениями без предварительного согласования с танкостроителями. Для удобства заряжания он предусмотрел размещение заряжающего слева от орудия, соответственно перенеся наводчика направо и таким образом установка С-34 в башне танка ИС вдруг потребовала перекомпоновать все боевое отделение, так как место командира танка также должно перекочевать с левого борта на правый. Для этого требовалось разработать новые приспособления и инструмент, изменить литейную форму, разработать новое ВКУ.
          © М. Свирин
          Неудивительно, что ГАБТУ настороженно относилось к разработкам Грабина.
          1. -2
            18 октября 2019 18:23
            Знаете почему на КВ-220 перед отправкой в войска пришлось ставить башню от КВ?

            А Вы знаете, что на КВ стояла Грабинская Ф-32 ?
            1. +7
              18 октября 2019 18:29
              Цитата: Дилетант
              А Вы знаете, что на КВ стояла Грабинская Ф-32 ?

              Знаю. И даже знаю, почему её пришлось в войну заменять на ЗИС-5.
              По сути дела, у Грабина было две хорошие (для СССР) танковые пушки - Ф-34 и ЗИС-С-53. И то, вторая встала на Т-34-85 только со второй попытки, после доработки - так что часть танков пришлось выпускать с Д-5Т.
              1. -1
                18 октября 2019 18:51
                И даже знаю, почему её пришлось в войну заменять на ЗИС-5.

                Трудно с Вами. ЗИС5 - это тоже Грабин. drinks
        6. +1
          18 октября 2019 18:47
          Цитата: Дилетант
          Почитайте у В.Грабина как ГАБТУ буквально мешало ему делать хорошие танковые пушки.

          так ему и ГАУ мешало... bully
        7. 0
          19 октября 2019 17:03
          Наказание .....расстрелом. Не слишком ли?
        8. 0
          20 октября 2019 13:31
          А кто во всем мире знал , какую технику надо делать?
        9. 0
          28 октября 2019 17:29

          А из них делают "жертв репрессий"

          А они кто? Враги народа/ предатели? Виноваты в том, что не могли в будущее слетать и узнать, как все вылиться? Вот если кого и расстреливать, то таких как вы.
          1. +1
            13 декабря 2019 17:04
            Там пообещали много, денег попросили на это тоже много, потом опять обещали, опять денег просили, по факту пшик получился, растраты бешеные, Тухачевский их покровитель и начальник погорел по всем фронтам, плюс конкурентов там не терпели и до них по их указке тоже многих посадили, расстреляли. Все сложнее было, там не просто взяли и расстреляли, война на носу, а они за нос водят, можно вспомнить как прообраз Т-34 не хотели пропускать такие специалисты, хотели колесно-гусеничную машину принять и только лично Сталин разрешил готовить две машины. Сейчас когда немного архивы открыли и то куча вопросов, а когда в перестройку записали всех в невинные жертвы, то эту тему уже пора перестать эксплуатировать, надо какими то документами оперировать.
    2. +13
      18 октября 2019 15:47
      Цитата: Дилетант
      Оценивать любую работу нужно по её результату: появлению Т-34 и КВ к началу ВОВ

      Но они на ровном месте не появились, пришлось "набивать шишки" на разных БТ, и Т-35. Это дало конструкторам выйти как раз на оптимальные конструкции Т-34 и КВ. У других ведущих стран как Германия, не говоря о Франции и Британии было ещё хуже. Мы войну начали уже с работающими моделями. А про вредительство говорить, это отдельная история со своим отрицательными и положительными сторонами. Но и отрицать вредительство нельзя, оно было.
      1. +8
        18 октября 2019 18:17
        Цитата: tihonmarine
        А про вредительство говорить, это отдельная история со своим отрицательными и положительными сторонами. Но и отрицать вредительство нельзя, оно было.

        Найти "вредителя", для лица ответственного за выпуск того или иного вида продукции (начиная от гайки и до конечного изделия) было святой обязанностью!!!! "Руководители предприятий с 4-х классным образованием, но с партийным стажем в РКП(б) с 1898г., понаобещавшие партии и правительству златые горы и молочные реки, не имея понятия об опытно-конструкторской работе сваливали всю вину за неуспехи собственного предприятия на ИТР дабы самим не угодить под расстрельную статью. А на место арестованного спеца приходил молодой выпускник, который снова начинал работать методом малонаучного тыка!!!! Что и получили.......
        1. +1
          18 октября 2019 18:43
          Цитата: sso-250659
          Руководители предприятий с 4-х классным образованием, но с партийным стажем в РКП(б) с 1898г.,

          Да им уже ро 60 лет было все на пенсии. И товарищ Сталин умел подбирать руководителей, так что я что то не читал, что были руководители с образованием ЦПШ, всё это такие же бредни, как Россия хочет напасть на Польшу, Прибалтику и естественно на свидомую Украину. Фантастика !
          1. +3
            18 октября 2019 20:39
            Подразумевал общую концепцию. Руководитель с партбилетом сваливал все провалы на беспартийную "сволочь". Лишь бы самому не отвечать. Или как в случае с С.П.Королевым, донос завидующего сослуживца о растрате казенных денежных средств. Еще хорошо описано в мемуарах Грабина о директоре завода, где он был ГК. Перестроить технологию производства директор просто боялся, т.к. это влекло за собой не выполнение плана. Если интересно, почитайте.
    3. +3
      18 октября 2019 17:58
      [quote=Дилетант]Согласен, я тоже. Но...Т-34 и КВ не могли появиться в 1932 г., при всех раскладах. Тысячи БТ, Т-28, Т-35 сгорели в первые дни, как и сотни Т-34 и КВ в связи с полной "профнепригодностью" нашего генералитета. БТ были не хуже немецких танков, а по количеству превосходили. Т-28, Т-35 - уники, при работе из засады....... а все танки гоняли непрерывными маршами по 200-500 км, сожгли топливо, угробили технику. При полном отсутствии логистики и транспорта, танки были обречены.Склады практически мгновенно оказались под немцем.
    4. +5
      18 октября 2019 18:03
      Цитата: Дилетант
      А что бы было, если бы

      Да то и было бы, что было.
      Т-34 и КВ было в приграничных округах свыше 1800 шт., против примерно такого же количества средних немецких танков Т-3 и Т-4, да ещё около 8000 БТ и Т-26, против пары тысяч уступавших им в броне и вооружении Т-1 и Т-2.
      Правда, у немцев было ещё много БТР, коих у нас не было вовсе.
      Не будем разъяснять банальные истины., что танковые войска это далеко не только танки и без всестороннего технического, тылового, боевого обеспечения они успешно воевать не могут. Как и без всесторонне подготовленного л/с и понимающих танковых офицеров и генералов на всех ступенях.
      Но...и танки должны быть не "сырыми", а достаточно надёжными. Ни Т-34, ни КВ промышленность не смогла обеспечить надёжными агрегатами. например, убогую ненадежную КП Т-34, где передачи переключались подвижной шестерней - кареткой, заменили лишь к 1942 году, ресурс первых дизелей В-2 хорошо, если был в пределах 50 м/ч и т.д. и т.п.
      Так что выявление, посадки в лагеря и расстрелы "вредителей" в танковой промышленности здорово помогло немцам успешно преодолеть количественное отставание в танках от РККА...
      1. -10
        18 октября 2019 18:12
        Так что выявление, посадки в лагеря и расстрелы "вредителей" в танковой промышленности

        А вот как только с "вредителями" разобрались, так и пробег танков увеличился с 200 до 2000 км. Но Вы наверное считаете, что
        кареткой, заменили лишь к 1942 году, ресурс первых дизелей В-2 хорошо, если был в пределах 50 м/ч и т.д. и т.п.
        делали исключительно сотрудники НКВД
        1. +3
          18 октября 2019 18:19
          Цитата: Дилетант
          только с "вредителями" разобрались, так и пробег танков увеличился с 200 до 2000 км. Но Вы наверное считаете, что
          кареткой, заменили лишь к 1942 году, ресурс первых дизелей В-2 хорошо, если был в пределах 50 м/ч и т.д. и т.п.
          делали исключительно сотрудники НКВД

          Считаю, что вышеназванные проблемы отечественных танков имеют причину, в том числе, потому, что многих (не всех, слава Богу) умных людей уничтожили, а посредственностей поставили на их место.
          Что делали многие сотрудники НКВД (опять же, не все) во главе со своими наркомами тоже нынче не секрет, как и то что множество их, опять таки, вместе с наркомами повторили судьбу своих жертв. Как раз, зачастую, за "истребление кадров". Но... время-то было упущено.
      2. +3
        19 октября 2019 08:14
        Цитата: алексеев
        например, убогую ненадежную КП Т-34, где передачи переключались подвижной шестерней - кареткой, заменили лишь к 1942 году,

        Ну а, что вы хотели. Харьковчане применили то, что у них было отлажено в производстве- переработанную коробку от БТ ( считай Кристи), только не учли возросший вес и как следствие плохую работу главного фрикциона ( трудно "выжать" до конца 22 диска) , по этому коробка устаревшей схемы и не могла нормально работать. тут ни какие технологические ухищрения по замене материала и методов закалки шестерен не помогали. То же к подвеске относится, которая "кушала" итак не большой забронированный объем и к гнутому лобовому листу, который заменили потом на два с соединением в месте стыка литой балкой ( чудное решение+ 700 с лишним килограммов веса, борта то встык соединяли). Много было БТ -шных "родовых" пятен, потому что конструкторам так было проще.
        Ну а новая КП фактически пришла в 43 году, проблема была, в том числе, и в необходимости применения игольчатых подшипников.
    5. +5
      18 октября 2019 18:46
      Цитата: Дилетант
      в связи с полной "профнепригодностью".

      советского командования, выше уровня командира батальона... request
      на фоне немецких Т-1 и Т-2 наши Т-26 и БТ просто супертанки, а Т-3 и Т-4 не имеют превосходства над -28...
  2. Комментарий был удален.
  3. +8
    18 октября 2019 16:07
    Психологически это объяснимо. Наше партийное руководство в основном было мало образованным думали как: а не саботаж это? Вполне допускаю,что в руководстве отрасли мог оказаться и кто-то кто умышленно тормозил, но 2/3 были не виноваты. Проще всего найти: "козла отпущения ".
    Не будем забывать, что Н.И. Ежов был тот ещё гусь. Он вполне мог умышленно "наводить тень на плитень ", чтобы доказать свою необходимость
  4. +6
    18 октября 2019 16:14
    Вот бы эти методы в нынешний "департамент "авиастроения"! Там, похоже, "враг на враге и вредителем погоняет"!
  5. +3
    18 октября 2019 16:40
    тупиковость Кристи, довольно относительна: что касается пружин, то им просто остро не хватало передних и задних амортизаторов; что касается колёсно-гусеничной, то избавиться от рулевых колёс и поворачивать, подтормаживая бортом, вполне себе ничего
    1. 0
      18 октября 2019 22:38
      Подтормаживать не получалось, гусеница блокировалась, это не позволяло держать задпнную траекторию движения
      1. -1
        19 октября 2019 14:55
        вообще-то я имел в виду колёсный ход, при одной ведущей паре достаточно подтормаживания всего одного колеса, в пределах разумных 30-40 км/ч, будет вполне терпимо
  6. -5
    18 октября 2019 17:18
    Выстрелили себе в ногу, жаль что не в голову.
  7. +12
    18 октября 2019 17:26
    Сугубо танковый и легендарный В-2 появится только перед самой войной, в 1939 году. Кстати, к тому времени серия БТ уже успеет морально и технически устареть. Этот танк, точнее, его колесно-гусеничный движитель, оказал, безусловно, негативное влияние на развитие отечественного танкопрома. Идею Дж. Кристи пропихивало в промышленность руководство Красной армии, игнорируя сложность производства и огромные затраты на доработку данного типа движителя. Самое неприятное, что при хронической нехватке квалифицированных специалистов в КБ и на заводах уйму времени занимала тупиковая работа с колесно-гусеничным движителем.
    В-2 тоже создавался как авиадвигатель. Это одно. Второе- для тяжёлых и средних танков тоже требовался мощный двигатель. Здесь правильно замечено о нехватке подшипников, броневой стали, других изделий, а вот об организации производства, а точнее о бардаке на производстве хорошо написал профессор-металлург В.С.Емельянов в книге "С чего начиналось". Эта цитата о поиске причин излома зуубьев шестерён КПП танка Т-34 на одном и заводов
    Но вот один из рабочих уложил на тележку две стальные заготовки и двинулся с ними в соседний пролёт, ко второму прессу, где штамповались диски для шестерён, и уложил эти брусья на уже находившиеся там заготовки.
    Я подошёл к рабочему и спросил:
    – Почему вы эти заготовки там сложили?
    – А к другим печам уже много доставлено, теперь сюда возить будем.
    – Но ведь это другой металл, сюда этот металл нельзя складывать, он не годится.
    – Как не годится?! Размер-то один – что там, что здесь.
    В транспортном цехе завода работали новые рабочие. Никто им толком не разъяснил, куда и как доставлять поступающие в цех заготовки, а контроля за их работой не было.
    Можно много писать о вредителях в танкопроме, но вот почемуто не пишется что и американцы и англичане столкнулись с подобными проблемами. У американцев тоже были проблемы с двигателями и пока они не создали, на базе авиационного, танковый двигатель Форд GAA-8. Так что проблем было много у всех, кто строил танки, только решались в каждой стране своими методами.
    1. +6
      18 октября 2019 17:52
      Очень похоже на то как во время войны "стахановцы", вместо того чтобы закручивать шурупы, забивали их молотком, а потом обшивка на крыльях истребителей отслаивалась в полёте. Насколько помню это было с самолётами Лавочкина.
    2. +2
      18 октября 2019 22:36
      В описанноц ситуации не оабочие виноваты, технологи должны были предсмотреть очевидную разницу заготовок
  8. +7
    18 октября 2019 17:31
    Так колесно-гусенечными занимались, потому что траки после 100 км пробега лопались, вот и была концепция на марше на колесах в бою на гусеницах. Вредителей я думаю не было, были малограмотные дураки которые велись на всякие бредовые идеи типа полигональных снарядов и т.п. и соответственно сумасшедшие изобретатели. Вообще уровень всех кадров был кране низкий, плюс революция и гражданская война которые выдвинули не совсем адекватных руководителей, которым везде мерещились враги. Сейчас кстати не лучше, только на верх выдвинулись проходимцы и опять малоквалифицированные кадры и наивные руководители которым на уши лапшу вешают, классический пример это наш авиапром, тут я согласен. Кристи был правильным шагом с Т-24 мы бы еще долго возились. Без Кристи и Т-72 бы не было. Многобашенные танки строили, так как собирались воевать с пехотой и кавалерией, про танки и ПТО как то не подумали (не спрогнозировали).
  9. +9
    18 октября 2019 17:59
    Ежов в 1936 году «раскрыл» заговор на заводе «Большевик», распутав при этом целый клубок сложных контрреволюционных и фашистских сил.

    Не всё так однозначно. Аресты в среде технической интеллигенции зачастую были следствием внутренних разборок в среде этой самой интеллигенции. Раньше учёные и инженеры несли доносы в инквизицию, а потом - в НКВД.
    Вот, например, товарищ Цыганов, руководивший работами по БТ-2 ИС и БТ-5 ИС, направил в ЦК ВКП(б) письмо следующего содержания:
    Отчаявшийся Н. Цыганов пустился во все тяжкие и 26 октября 1937 г. направил в ЦК ВКП(б) письмо-пасквиль о том, что замечательный танк БТ-ИС не выпускается потому, что этому мешает когорта вредителей: "…вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста; на заводе № 48 (Харьков), где тех. директором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС".
    © М.Свирин
    1. +5
      18 октября 2019 18:54
      Цитата: Alexey RA
      Раньше учёные и инженеры несли доносы в инквизицию, а потом - в НКВД.

      неужели в РИ инженеры писали доносы жандармам? Или это в СССР была создана такая система?
      Когда люди были вынуждены прикрывать себе задницу от попадания под репрессии, за не выполнение плана... причем плана заведомо глупого - не обеспеченного ресурсами! Вдумайтесь - ЗАЧЕМ 35000 танков в мирное время ежегодно? Как их обслуживать, где взять топливо и запчасти? Где взять подготовленные экипажи, командование и техников? Где взять орудия для вооружения этих танков? И т.д. и т.п....
      Цитата: Alexey RA
      товарищ Цыганов, руководивший работами по БТ-2 ИС и БТ-5 ИС

      не имел инженерного образования... request
      1. 0
        7 января 2020 05:00
        Цитата: ser56
        неужели в РИ инженеры писали доносы жандармам? Или это в СССР была создана такая система?

        Проблема России после 1917 года, что позднее этого года жандарм по социальному статусу стал занимать неподобающе высокий уровень. До революции Л.Н Толстой поучал главного жандарма Столыпина и определял его положение в обществе, а после простой жандарм Хват судьбу главного генетика Вавилова и главных результатов его трудов(приказал сжечь путевые записи его путешествий). Кроме того общественное мнение до 1917 года было арбитром их полемики и расставило все по своим местам при их жизни(вспомните Столыпинские галстуки), а Хват не был прижизненно назван вредителем и душегубом. В нормальном обществе работают разные команды-фирмы. Ошибочное инженерное решение приводит к политическому или экономическому решению, развалу одной фирмы и процветанию другой, без расстрелов, доносов и лагерей для конструкторов и рабочих.
        1. -1
          7 января 2020 15:31
          Цитата: gsev
          Проблема России после 1917 года, что позднее этого года жандарм по социальному статусу стал занимать неподобающе высокий уровень.

          не согласен - вы упускаете из виду, что в РИ жандармы просто защищали власть, а вот в СССР статус ВЧК/ОГПУ/НКВД/КГБ был другой - передовой отряд Партии! request другими словами - это не эксцессы исполнителей - это политика правящей партии! hi
          1. ssm
            +1
            7 января 2020 16:01
            Цитата: ser56
            в РИ жандармы просто защищали власть, а вот в СССР статус ВЧК/ОГПУ/НКВД/КГБ был другой - передовой отряд Партии!

            Не выдумывайте. Суть была та же, только название разное.
            1. -1
              7 января 2020 16:25
              Цитата: ssm
              Суть была та же, только название разное.

              заблуждаетесь - ВЧК соединяла в себе разные функции - розыск, следствие, суд и приведение приговоров (во времени функции менялись)... в результате произвол.... жандармы же не судили!
    2. -7
      18 октября 2019 18:54
      Не всё так однозначно. Аресты в среде технической интеллигенции зачастую были следствием внутренних разборок в среде этой самой интеллигенции.

      Не обязательно.
      Попавший в 1943г Т-34-76 к амерам на полигон , был ими оттестирован и в хвост и в гриву. Главный недостаток -Т-34 по их мнению - такой воздушный фильтр мог сконструировать только саботажник . . Другой причины , кроме саботажа , в конструкции воздушного двигателя они не увидели.
      Двигатель В-2 вышел из строя спустя 240км на полигоне , причина - двигатель был забит грязью
      1. +4
        18 октября 2019 20:14
        Ага. И никто в дикой России до 1943 года никак не догадался, что такой фильтр сделал саботажник, вот только когда к америкмнцам один экземпляр попал, так сразу все и поняли, люди цивилизованные, нашим глаза раскрыли....
        Может, проблема в другом? Не до того было, от заводов выпуск требовали, чем больше, тем лучше, а не вдумчивых исследований, что там и как.
        Кроме фильтра на американском полигоне никаких недостатков не нашли?
        1. -8
          18 октября 2019 20:28
          Ага. И никто в дикой России до 1943 года никак не догадался, что такой фильтр сделал саботажник,

          Ну почему же - многие получили по заслугам ....
        2. 0
          22 декабря 2019 18:17
          Нашли. Но почти все недостатки - следствие "военного" выпуска, плюс эта машина была, если мне не изменяет память, образца начала 42-го, когда танки гнали по принципу "пушка есть, гусли есть - в бой". 240 км хватало - две, три атаки и танка нет.
      2. +2
        18 октября 2019 20:48
        Цитата: lucul
        Двигатель В-2 вышел из строя спустя 240км на полигоне , причина - двигатель был забит грязью

        А то, что на фронте Т-34 больше 100-150 км с боями не проходил, янкесы не учитывали?
        1. +2
          18 октября 2019 22:34
          Сам по себе фильтр, конечно, был не очень, а до боя еще добраться нужно.
          Но т-34 войну встретил сырым и недоведенным,а в 1941 и 1942 не до изысков было, исправляли очевидные недоработки, фильтр так просто без вдумчивых испытан-й не вычислишь.
          Иначе давно исправили, если бы все так очнвидно было.
          1. +1
            21 октября 2019 11:03
            Цитата: Avior
            Но т-34 войну встретил сырым и недоведенным,а в 1941 и 1942 не до изысков было, исправляли очевидные недоработки, фильтр так просто без вдумчивых испытан-й не вычислишь.
            Иначе давно исправили, если бы все так очнвидно было.

            "Недостаточная работоспособность воздухоочистителя" была в перечне недостатков Т-34 и необходимых контруктивных доработок ещё в начале 1941 года. Завод в апреле 1941 г. отчитался, что новый воздухоочиститель направлен в Ленинград на госиспытания. И на этом - всё.
            Фактически ни новый люк водителя с улучшенными смотровыми приборами, ни новая гусеница, ни новый воздухоочиститель к 22 июня 1941 г. так и не успели попасть в серию
            © Уланов/Шеин. Первые Т-34. Боевое применение.

            Я Вам больше скажу - те же самые проблемы преследовали и КВ. По танку ЛКЗ военпред вообще писал, что воздухоочиститель ограничивает подачу воздуха в мотор (чем не даёт получить максимальную мощность), но при этом абсолютно не очищает этот воздух.
      3. +1
        21 октября 2019 10:54
        Цитата: lucul
        Главный недостаток -Т-34 по их мнению - такой воздушный фильтр мог сконструировать только саботажник . . Другой причины , кроме саботажа , в конструкции воздушного двигателя они не увидели.

        Точное название этого "саботажа" - низкая техническая грамотность. Зачастую конструкторы просто копировали удачные и проверенные решения с других моделей танков, даже не думая о том, что в конструируемом ими изделии копируемый механизм работает в совершенно другие условиях.
        Кроме того, отмечалось ненадежность работы поворотного механизма башни, конструкция которого во многом была заимствована от механизма поворота большой башни танка Т-28 массой около 3 т. А так как масса башни КВ-1 составляла 7 т, КВ-2 — 12 т (!)
      4. 0
        7 января 2020 15:47
        Цитата: lucul
        такой воздушный фильтр мог сконструировать только саботажник

        С.П. Королев в ходе запусков своих ракет к Луне не удосужился провести тепловые расчеты работы электрооборудования ракет. Если бы это было при Сталине, то наверняка был бы написан донос и обвинение С.П. Королева во вредительстве. Но я думаю, что именно благодаря отсутствию массовых репрессий при Хрущеве СССР практически на равных с США развивал космос, ракетостроение, военную и гражданскую авиацию, в СССР в мирное время перестали умирать голодной смертью..
        1. ssm
          0
          7 января 2020 16:00
          Цитата: gsev
          при Хрущеве СССР практически на равных с США развивал космос, ракетостроение, военную и гражданскую авиацию,

          Ракетостроение, это немцы и ФАУ. Греттруп и его группа. Королев такой же зиц-председатель, как и Калашников ("Калашников", это псевдоним Шмайссера и его группы).
          Это же касается и военной авиации, только там зиц-председателей было больше.
          Гражданские самолеты в СССР и вовсе никогда не выпускались. Зато выпускались "советские гражданские самолеты". Которые только внешне были слегка похожи на настоящие гражданские самолеты.
          Первый настоящий гражданский самолет производства СССР/России, это SSJ-100. Нормальный в принципе самолет. Но там 70 % импорта, т.к. в СССР сроду комплектующие для настоящих гражданских самолетов не выпускались. Только для "советских гражданских самолетов"
          1. -1
            7 января 2020 17:07
            Ракетостроение, это немцы и ФАУ. Греттруп и его группа.

            Когда наши конструкторы провели анализ ракеты Фау - то выяснилось , что в ней было применено 1500 различных сплавов . И чтобы просто подобрать эти сплавы потребуется не менее 20 лет . Проведу аналогию с Дамасской сталью - сплав известен - а скопировать его крайне сложно.
            Так и здесь - все сплавы в советских ракетах создавали с нуля .
            Но откуда эти нюансы знать русофобу , если он даже не знал , что Польша с Германией расчленила Чехию в 1938г .......
          2. 0
            8 января 2020 00:54
            Цитата: ssm
            Королев такой же зиц-председатель, как и Калашников ("Калашников",

            СССР первым запустил человека в космос, первым спутник, советский человек первым смог в космосе с одного корабля перейти на другой, Салют в отличии от Скалэба смог сохранить работоспособность несколько лет и был утоплен в угоду политике. США смогли создать работоспособную космическую станцию только с участием России да и то международную, Прогрессы с Союзами обеспечивали ее функционирование.Какие конструкторы из Германии участвовали в этих проектах?
            Автомат АК47 внешне похож на StG-44. Но в их конструкции заложены совершенно разные принципы-запирание поворотом затвора и перекосом затвора. То есть они отличаются друг от друга как компьютеры Макинтош, Эльбрус и IBM. Есть у производства АК-47 только одна немецкая особенность, он изначально производился на немецких трофейных станках. И ТЗ на разработку советского автомата подразумевало использование именно немецкого оборудования как более современного. Советские гражданские самолеты отлично себя зарекомендовали и даже маленький гражданский АН-2 после освобождения Алжира привел в ужас командование НАТО и изменил геополитическую ситуацию. Тогда в Алжире размножилась саранча и уничтожала урожай. Французы в радости потирали руки. Советским сельскохозяйственным самолетам запретили посадку в странах Европы, а к тому времени как их смогли бы перебросить морем в Алжир, там начался бы голод и Франция ждала уступок от алжирцев, если не капитуляции. На ДМЗ были доработаны топливные баки и АН-2 своим ходом долетели до Алжира. В НАТО решили, что СССР разработал малогабаритные дальние бомбардировщики, способные залить зарином всю Европу.. Супеджет не может быть удачным. После погрома гайдаровской бандой советского гражданского авиапрома, при Путине гражданский авиапром начали практически с нуля. А в таком случае обычно только третий проект бывает успешным.
    3. +5
      19 октября 2019 01:16
      Цитата: Alexey RA
      Не всё так однозначно. Аресты в среде технической интеллигенции зачастую были следствием внутренних разборок в среде этой самой интеллигенции. Раньше учёные и инженеры несли доносы в инквизицию, а потом - в НКВД.

      В этой же книге, цитату из которой я привёл, описывается как доносили друг на друга работники предприятия, лишь бы вина не легла на них:"Но и совещание нам ничего не разъяснило. Причина брака оставалась тайной.
      По пути с завода на квартиру приезжих, где мы остановились, меня догнал один из работников завода.
      – Я хочу вам высказать свои соображения о причинах поломок зубьев, – сказал он мне. – На завод, несомненно, проник немецкий шпион и, может быть, даже не один. «Он» или даже «они» подбрасывают в коробку передач небольшие металлические предметы – винтик, гаечку, гвоздик или что-нибудь в этом роде. Эти предметы попадают между зубьями, что и ведёт к поломкам.
      – Но ведь никто никаких посторонних предметов в этих коробках никогда не обнаруживал!
      – А может быть, «тот», кто их туда клал и кладёт, успевает и убирать их. Кто этот шпион, где он работает и находится – разве это кому-нибудь известно? Советую вам присмотреться к людям.
      – У вас, может быть, есть какие-то подозрения?
      – Нет, если бы они были, поверьте мне, я уже принял бы необходимые меры. К сожалению, я тоже в неведении.
      Тоже мне, советчик! Подозрение внушает, а ничего конкретного сказать не может. Да и вряд ли тут дело в каких-то мифических шпионах." И таки случаев автор приводит несколько
  10. -4
    18 октября 2019 18:00
    Надо всеж понимать, что время было тяжелое, и "кругом враги" - было ни разу не метафорой. С одной стороны Польша с Германией, с другой Финляндия, всю Карелию совсем недавно кровью залившая, с третьей Япония, а чуть дальше от границ - Антикоминтерновский(прямым текстом - "против СССР") блок и нежно нас любящие Англия, Франция, США. Время на то, чтоб ждать, когда мы танки научимся делать - нет, не даст его нам никто! Какие меры еще-то подействуют? Накосорезил? Ах не специально? Но уж извини, ТЫ же - и НАКОСОРЕЗИЛ!
    Да какие они жертвы? Требовался - был обязательным - трудовой подвиг, и делали это - массово - и получалось! А таких, которые сляпали американские Пэтриоты для саудитов - тогда бы шлепнули именно за глупость. Вредительство и есть. Глупый друг - он хуже умного врага
    1. +5
      18 октября 2019 18:58
      Цитата: RWMos,ква
      и "кругом враги" - было ни разу не метафорой.

      а что - для России бывало как то по-другому? request
      Цитата: RWMos,ква
      ТЫ же - и НАКОСОРЕЗИЛ!

      Серьезно? тебе дали план н 1000 танков, а вот комплектующие и сырье не поставили... квалифицированных кадров нет, дисциплина после революции хромает... а обижать "рабочего человека" нельзя - ты же контра - из бывших...
      Почитайте биографию Поликарпова - одного из главных "вредителей", приговоренного к расстрелу... request
  11. -6
    18 октября 2019 18:33
    Цитата: hohol95
    Как повезло британским конструкторам - за их предвоенные танки (кроме "Матильда" МК2 и "Валентайн") их надо было отправить к Святой Инквизиции.

    У И.В.Сталина был очень простой принцип: "Если ты такой умный, вот тебе задание." Выполнил качественно и в срок - получи "Сталинскую премию"+ "дачу, машину и собаку". Не выполнил- на первый раз "шарашка". Выполнил в "шарашке"- см. пункт "выполнил" (получи "Сталинскую премию"+ "дачу, машину и собаку")
    Не выполнил во второй - мог быть выбор- от "подвала" до "лесоповала"
    1. -5
      19 октября 2019 11:47
      Так же было и в Древнеегипетском царстве. Когда древние инженеры возводили плотины,
      каналы, пирамиды для фараонов. Или дворец в подарок, или к крокодилам.
      Классический рабовладельческий строй, который возродили в СССР.
      1. 0
        24 октября 2019 17:57
        То ли дело было в Российской Империи при Николашке 2. Знатные особы напрямую разрушали все к чему прикасались и ни за что не отвечали. Вот тогда был рай для вас.
  12. +1
    18 октября 2019 21:47
    Время,для становления оборонной мощности страны,было отпущено очень мало,и это являлось одной из причин репрессий.Которые,в общем,соответствовали духу того времени
  13. +2
    18 октября 2019 23:15
    В капиталистических странах не было вредителей и предателей среди
    конструкторов и инженеров. Плохих увольняли, набирали хороших.
    Но все доживали до старости среди семьи и детей.
    Только в СССР их расстреливали и сажали в лагеря.
    Страшно даже не это, а то, что сейчас эти изуверские меры считают
    совершенно нормальными.
    Сознание людей отсталось как во времена инквизиции. negative
    1. +2
      21 октября 2019 10:59
      Значит ли , что "Маккартизм" нельзя приравнивать к подобным явлениям в СССР?
      Так как они происходили в демократической стране США!
      И «Акт 1954 года о контроле над коммунистами» является вполне себе демократичным документом.
      1. -1
        21 октября 2019 11:43
        Во времена Маккартизма людей увольняли с государственной службы,
        если признавали, что они коммунистических взглядов.
        Но не сажали и не расстреливали. Эти люди устраивались работать
        в частном секторе и доживали до старости.
        Были казнены лишь явные советские шпионы, как супруги Розенберг.
        И, в отличие от СССР, в США только 1% мест работы - государственные.
        А в СССР - почти100%
    2. -1
      24 октября 2019 18:17
      Все капиталистические страны дружно сдались Адольфу Гитлеру. И нам, наверное, надо было сдаться, чтобы таких как вы, "гениев" и "знатоков истории" не появилось на свет.
  14. -5
    19 октября 2019 03:11
    Хватит жевать *опли о том, что было. Лучше о том, чего не будет - о Т 14.
    Успокою всех и навсегда: надо было доводить до ума Т-95!!! Т-14 - это пустышка, которую путем интриг или прямого предательства взяли в виртуальное производство. Где и когда Т-14 ПО-НАСТОЯЩЕМУ испытывался, обстреливался. горел, подрывался, тонул, закапывался и т.д. и т.п.? В Сирии участвовал в поединках, к примеру? И не очень хочется, но можно забить гвозди в крышку гроба: Германия и Франция , по разным источникам, собираются разрабатывать совместную машину с пушкой в 140...Вопросы есть? Даже если не договорятся за совместный вариант, то производство любой из этих стран танка с орудием 140 ставит просто НАВСЕГДА жирный крест на супер-пупер разрекламированном, сырым и совсем ни к чему не готовым Т-14. За эти десятилетия можно было бы довести Т-95 до самой совершенной машины в мире, которая хотя бы на десятилетие опережала бы всех!!! Поздравляю всех предателей (и тупых на принятие решений) с победой!
  15. +1
    19 октября 2019 19:35
    Как через столько времени, да еще не владея абсолютно всей информацией, навешивать или снимать ярлык "предатель" и "саботажник и вредитель"? Думаю, что лет эдак через 50 наши потомки тоже будут спорить, о личности руководителя РОСНАНО или о вкладе в дело перевооружения армии России г-на Сердюкова. А уж о созидательной работе Медведева будут написаны множественные тома мемуаров и т.д. Считаю, что , адназначна (с) и в то время и сейчас были и есть явные вредители, прикрывающиеся благими начинаниями...
  16. -1
    28 октября 2019 17:30
    Сталинолизам читать строго обязательно.
  17. +1
    22 декабря 2019 18:36
    Хочу заметить, что 30-е годы - это "время поиска" - никто не знал, к какой же концепции придут бронетанковые войска. Англия пошла своим путем, Германия - своим. Франция имела свой взгляд на проблему. СССР тоже не стоял на месте. США же перед ВМВ ничего толкового не придумали, кроме бронесараев. Да и не нужны были Америке танки - это время флота.
    Что касается "плохих, не годных, сырых Т-34/КВ" к лету 41-го, то будь на их месте хоть Т-90, результат был бы примерно таким же. Летом 41-го решала инициатива, тактика и стратегия.
    В оправдание скажу только одно - никто лучше тех, кто сгорал в лобовых атаках на БТ и Т-26 не справился бы лучше них. И те безымянные герои каждым выстрелом "сорокапятки" приближали Победу.
    1. -1
      22 декабря 2019 18:56
      Прикольная фотка smile Но было бы эффектнее если бы вместо Т-26 стояла тридцатьчетверка-пирожок wink Типа приеемственность поколений soldier
  18. -1
    9 января 2020 02:38
    Понятно, что стреляли не тех, кого надо. Каждому такому дебильному, изначально, танку, предшествовало ТЗ. А кто его должен выдать? НКО, Тухачевский, Егоров, Ворошилов. Тех, кто из чужих команд, перестреляли, но нарком обороны, что, не отвечает за результат?
    А за что отвечали конструктора и производственники? Они что, делали не то, что заказано? А куда военпреды смотрели?
    В общем, тёмное это дело.