«Мне сверху видно всё, ты так и знай!» Музей планов и рельефов в Париже

23
«Мне сверху видно всё, ты так и знай!» Музей планов и рельефов в Париже
Вход в музей

Интересные музеи. На страницах «ВО» мы уже рассказывали о том, что можно увидеть в Музее Армии. Вот только там всего так много, что за один день его можно разве что обойти… А вот для того чтобы его осмотреть, надо выделить по меньшей мере два дня, и то это будет весьма и весьма беглый осмотр.

Два в одном


Есть в парижском Музее Армии еще один музей, так сказать, музей в музее, который стоит посетить хотя бы из одного только любопытства, поскольку другого такого музея нет больше нигде. Это Музей планов и рельефов, созданный волей случая после того, как идею составления рельефных карт королю Людовику XIV подсказал его военный министр Лувуа. Очевидно, что так было нагляднее, а кроме того, при помощи рельефных карт строившиеся крепости легче привязывались к местности. Выдающийся военный инженер Вобан взялся за их разработку, ну а Людовик всем макетам крепостей, созданных им, придал статус особо важных государственных секретов. Всего было создано более 20 таких карт. А хранились они в Лувре, в хорошо охраняемой комнате. Снимать планы с крепостей в других странах отправили специальных людей, причем Короля-Солнце особенно интересовали укрепления Голландии. Но вместе со смертью короля, с ним умерли и его секреты. Вернее, они показались устаревшими и ненужными.




Вид на Дом инвалидов с птичьего полета. Обратите внимание на два блока корпусов слева, напоминающих две огромные цифры 8. Так вот интересующий нас музей находится в дальнем блоке как раз посредине «восьмерки» (туда указывает красная стрелка)

Лишь только после того как началась Семилетняя война, Людовик XV решил обновить старые карты, чем в 1754 году и занялся военный министр герцог де Бройль. Удалось восстановить около 15 карт, к которым еще добавилось несколько новых. Но потом и они устарели и в 1777 году все они были перевезены в Дом Инвалидов. Инвалидам надо было работать, чтобы было за что их кормить, а также наливать винную порцию, лишение которой там было одним из самых серьезных наказаний! Но работу им нужно было давать по их силе – инвалиды все-таки, – вот тогда и придумали, чтобы они трудились над изготовлением таких вот рельефных карт и планов! Изготовление рельефных планов было возобновлено в период Революции и продолжено при Наполеоне 1. Оно было прекращено только после войны 1870 года в связи с отказом от строительства бастионных укреплений.


Палата карт в Лувре.

Ну а всего с 1668 по 1870 год было изготовлено 260 (!) рельефных карт 150 укрепленных объектов, находившихся на границах королевства, а также в его бывших владениях. Коллекция по традиции была надолго засекречена, но стала потрясающим памятником истории фортификации и макетного моделирования.


Мне всегда очень нравился Мон-Сен-Мишель. Но когда еще я смогу увидеть его вблизи. А тут – вот он, со всеми подробностями

Для всеобщего обозрение ее открыли лишь в 1953 году. К тому времени в распоряжении музейных работников было около сотни рельефных карт и примерно семьдесят подробных планов разных городов, принадлежавших к различным эпохам. Зато в музей попали наглядные пособия, по которым учили военных инженеров. Ну а самым старым и ценным экспонатом, который датируется 1686 годом, является разработанный и выполненный Вобаном план укреплений Перпиньяна – города на границе с Испанией.


Вот он, этот план

Ну а одним из самых красивых является макет укреплений знаменитого острова-крепости Мон-Сен-Мишель в Нормандии, изготовленный в 1691 году. Эта крепость была оплотом могущества на северном побережье Франции, так что даже английский флот не смог его захватить.


И опять макет Мон-Сен-Мишеля. Обычно на всех фотографиях мы видим его со стороны берега. Но тут мы можем посмотреть, а как он выглядит сзади…

Интересно, что этот весьма специфический музей является вторым по посещаемости в Музее Армии – вот даже как. Видимо, желание увидеть огромные города и замки сверху притягивает сюда людей словно магнитом. Интересно, что в залах освещены только сами экспонаты, поэтому царит таинственный полумрак, только лишь усиливающий впечатление от увиденного. Но следует помнить, что ни в одной стране мира не было столь точных карт и рельефов местности, как те, что были собраны здесь. Так что отправляясь в очередной поход французским маршалам следовало лишь сюда наведаться и узнать, если ли здесь планы определенного к завоеванию города или крепости или нет. Ну а уже потом действовать по обстоятельствам. Кстати, многие сохранившиеся рельефные карты все еще продолжают восстанавливать, так что собрание этого необычного музея пополняется постоянно.


Мон-Сен-Мишель. Такой была его застройка в конце XVII века. Мастерски сделанный макет, не так ли?!

Здесь мы немного отвлечемся от темы, поскольку нужно все-таки подробнее пояснить, почему необходимость создания таких вот макетов возникла не раньше и не позже эпохи Людовика XIV. А дело в том, что именно в его время могущество артиллерии стало таково, что ни один старый замок и ни одна старая крепость уже не могли устоять под их огнем. Вот почему с XVI века верхние части средневековых башен начинают разбирать, а их основания прикрывают земляными валами, лучше сопротивлявшихся чугунным ядрам. Так родилась концепция бастионного укрепления, доведенная до совершенства все тем же Вобаном в XVII столетии. Но оно требовало более точной привязки к местности, нежели средневековые замки, вот поэтому-то наглядные макетные планы в то время и появились. Благодаря точности своего исполнения планы-рельефы стали для нас важным источником информации о строительстве городов до эпохи индустриальных революций. Ведь на макетах присутствуют не только укрепления, но и фермы, мельницы, порты, дороги и мосты. Сначала планы-рельефы по королевскому указу делали на местах, непосредственно в населенных пунктах. Затем с 1750 года мастерская по их производству располагалась в Мезьере, а в 1777 году ее перевели в Дом инвалидов. Техника изготовления и масштаб макетов были постепенно стандартизированы. Так, соответствующий рельеф выпиливался из дерева, которое затем покрывалось слоем мелкого песка и шелком. Деревья выполнялись из шелковых волокон, скрученных на основании из металлической проволоки. Здания вырезались из небольших деревянных блоков, после чего их оклеивали рифленой или крашеной бумагой.


А вот так на этом макете изображены скалы, из которых сложен сам остров

Основным масштабом является 1:600, позволяющий показать на макете даже такие крупные объекты, как целые города.

Ну а теперь немного прогуляемся по этому музею и посмотрим, что в нем есть такого особенно уж интересного. У входа в него висит карта, на которой отмечены все объекты, макеты которых имеются в его экспозиции. И прежде всего это укрепления Ла-Манша, главным из которых является монастырь-крепость Мон-Сен-Мишель. Он представляет собой яркий пример крепости, сооруженной на скалистом островке. На востоке Франции — это город Страсбург, оборонный комплекс которого был дополнительно укреплен во 2-й половине XIX в. сооружением форта Шаваньяк.


А вот это форт порта Брест, 1807 – 1811 гг.

На Атлантическом побережье много крепостей построил небезызвестный министр Кольбер. Здесь особое внимание привлекает макет цитадели Бель-Иль (ну, той самой, которую в романе Дюма укрепил небезызвестный Портос), воспроизводящий этот населенный пункт после работ, проведенных там под руководством маршала Вобана.

Макеты фортификационных сооружений провинции Ониса это прежде всего форты на островах Ре, Олерон u Экс, и завершенные постройкой при Людовике XIV в целях прикрытия порта Рошфор, построенного Кольбером в глубине эстуария реки Шаранты.

Знаменитый Тулон


В Аквитании наблюдение за побережьем осуществлялось из порта Байонна, укрепление которого продолжалось вплоть до XX века. Побережье Бордо было также защищено целым рядом укреплений фортами Блам, фортом Пате и фортом Медок. Все они были построены в период между 1700 и 1705 годами и имели прямое отношение к обороне французского побережья во время войны за испанское наследство, продолжавшейся с 1701 по 1713 год.


Внутренний интерьер музея и макет Байонны

Широкомасштабные фортификационные работы проводились Вобаном и в Пиренеях, а начаты были в 1679 году по его просьбе после того, как война между Францией и Испанией выявила уязвимость франко-испанской границы. Укрепления и форты здесь возводились парами, как например форт Лагард и форт Ле Бон на границе в Перпиньяне и вблизи от нее.


Знаменитый Сан-Тропез

На средиземноморском направлении одним из самых популярных макетов является макет замка Иф 1761 года. Ну, понятно, ведь там же содержался Эдмон Дантес, граф Монте-Кристо! Также в коллекции музея присутствуют макет лондонского Тауэра и укреплений Рима.


Форт Сент-Николас. Марсель

В разделе планов городов показан Париж в различные эпохи, планы Бреста, Нанта, Версаля и Рима. Это прекрасно выполненные чертежи тушью.


Прославленный замок Иф

Так что будете в Музее Армии, не поленитесь, поднимитесь на четвертый этаж его левого крыла и посетите еще и Музей планов и рельефов.

Ну а адрес у музея простой: Франция, Париж, VII округ Парижа, ул. Гренель, 129, Музей Армии.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    2 февраля 2020 05:08
    Спасибо, автор! Всегда умиляло историческое прошлое разных городов. Всё-таки познавательна прошлая жизнь. Любопытно узнавать, как люди обходились тем или иным, как выглядели улицы городов. Нужная работа и полезное занятие. Историю нужно знать и помнить.
    Спасибо! hi
  2. +9
    2 февраля 2020 05:34
    Вечаслав Олегович hi второй день подряд радуете Нас Отличными статьями! good
    Вместе с Сыном задумывались уже ... а не собрать ли нам макет какой-либо Крепости или Замка. Предложений в инете много, различного ценового диапазона. Форумчане, может кто уже собирал? Поделитесь ощущениями! hi
    1. +8
      2 февраля 2020 06:51
      Что до меня, то есть фирма, которая предлагает макеты замков из маленьких кирпичиков. Основа - картонная и она обкладывается кирпичиками на клею. Есть очень интересные работы, включая те шотландские замки, о которых я писал на ВО!
  3. +4
    2 февраля 2020 08:12
    Ну просто шикарный материал . Спасибо.
  4. +2
    2 февраля 2020 09:14
    Невероятно интересно, спасибо. Однако глядя на это великолепие, не думаю что луи задумывались о культурном наследии, скорее в топографических картах они мало что понимали. Сейчас бы такое воспроизвести на компьютерах в стерео( 3D) формате, хотя бы нашу страну, ну а что? Штук 20 фоток объекта, с разных ракрусов, с земли и с воздуха, и компьютер построит стерео модель любой местности. Надевай очки виртуальной реальности и путешествуй по стране в свое удовольствие.
  5. +8
    2 февраля 2020 09:29
    Я бы застрял в этом музее надолго.
    У нас такого общего музея нет, а жалко. В музеях некоторых городов, есть рельефные макеты своих городов.

    1. +4
      2 февраля 2020 10:34
      Цитата: igordok
      Я бы застрял в этом музее надолго.

      А я и застрял... ха-ха. Едва увели!
    2. +2
      2 февраля 2020 12:03
      В Оренбургском краеведческом музее когда-то, в начале 70-х, был рельефный план Оренбурга времён Пугачёва. Летом 2019 года я после очень большого перерыва посетил этот музей и был весьма удивлён - теперь там лишь о том, что сначала по территории края бродили динозавры, потом дикие племена, а потом приехал Пушкин. И всё. Ни о Гражданской, ни об Отечественной войнах вообще ничего, даже о Гагарине. Весь советский период вычеркнут. И даже Пугачёвский период отсутствует - ведь это было война против екатерининской "вертикали власти".
      1. +1
        4 февраля 2020 00:21
        Макеты древне-русских городов
        Тобольск

        Псков

        Ростов

        Рязань

        Черкасск

        Козельск

        Великий Новгород

        Вологда

        Дмитров
  6. +3
    2 февраля 2020 11:29
    Для понимания сути и если провести аналогию , в наше время , может послужить только объёмная голограмма местности/укрепления для командующего войсками....
  7. +3
    2 февраля 2020 16:28
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    Никогда не планировал поездку в Пармж, а вот сейчас, задумался..
    1. +4
      2 февраля 2020 16:58
      От меня тоже спасибо. hi Езжайте, Антон, а потом выложите здесь что-то вроде "Путевых заметок" с взглядом на Париж заезжего Питерца. С Вашим юмором, разумеется. smile drinks
      1. +2
        2 февраля 2020 17:42
        "И пошли они до города Парижа" laughing
        Взгляд заезжего питерца на Париж: "Грязно у вас, и бедно..." laughing
        1. +1
          2 февраля 2020 17:54
          Это в каком районе остановишься.

          "Про то, что, Ваня, Ваня, Ваня, Ваня,
          Мы с тобой в Париже
          Нужны как в бане -
          Пассатижи" (с).
          1. +2
            2 февраля 2020 18:08
            Да, если честно, Сергей, в Париж не хочу совсем. Если говорить о городах не у моря, хочу в Мадрид и Лас-Вегас.
            1. 0
              2 февраля 2020 18:24
              “Хотел объехать целый свет,
              И не объехал сотой доли» (с).

              Важно: зачем и с кем.

              А вспомниться может любой закоулок.
              1. +2
                2 февраля 2020 18:35
                Важно: зачем и с кем.

                Грустно, но действительно важно.
                1. +2
                  2 февраля 2020 19:04
                  Нет. Не грустно.

                  Можно в памяти славную мозаику выстроить.

                  «Что пройдёт,
                  То будет мило» (с).
                  1. +2
                    2 февраля 2020 19:12
                    Можно, когда и если:
                    "Я Вас любил, любовь еще, быть может,
                    В моей душе угасла не совсем" (С)
                    А если совсем не угасла? На протяжении 20 лет?
                    Извини, вот такие "страсти-мордасти"....
                    1. 0
                      2 февраля 2020 19:47
                      “А душа уж это точно,
                      Ежели обожжена,
                      Справедливей, милосерднее,
                      И праведней она»(с).
                    2. +2
                      3 февраля 2020 09:56
                      А если совсем не угасла? На протяжении 20 лет?

                      Значит ты счастливый человек, что бы там ни было. Беда в другом: если вместо любви остаётся одна привычка.
                      1. +3
                        3 февраля 2020 14:16
                        Это мы тоже проходили.
  8. 0
    5 апреля 2020 17:59
    Даа.. Жалко, что при походе в Музей армии дойти до этого крыла не было уже сил. Но если представится возможность надо сходить. Такая же проблема и в Лувре. Пока ходишь - уже перестаешь соображать. И там тоже самое крыло плохо осмотрено... sad